Проект воспитателя вторая жизнь мусора. Экологический проект «Подари вторую жизнь! Вторичное использование бытового мусора. Кожура цитрусовых плодов

Мусор - вечная тема.(1)

Ну а сейчас поговорим о том, что всем знакомо,

Что очень часто мы сорим, на улице и дома,

Что все отходы за порог бросаем как попало,

И до тех пор, пока здоров - забот об этом мало.

(2)Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы.

Мы часто видим на улицах нашего города огромное количество мусора, разбросанное вдоль заборов и домов . Откуда же берется мусор? Как же сократить это большое количество отходов? И как это влияет на окружающую природу?

Так возникла тема исследования: «Мусор – вечная тема».

(3) Цель исследования: рассмотреть ситуацию, сложившуюся с утилизацией бытовых отходов.

Задачи исследования:

1. выяснить проблемы утилизации мусора;

2. изучить технологии переработки мусора;

3. рассмотреть вопрос о раздельном сборе мусора;

4. провести исследование о том, как можно использовать мусор вторично;

5. участвовать в просветительной деятельности по данной теме.

(4)Гипотеза исследования

Мы предположили, что бытовые отходы нарушают экологию нашей планеты, наносят вред здоровью населения. Попробуем предположить, что их можно вторично использовать.

Влияние отходов на окружающую среду.

(5) "Мусорная" проблема одна из наиболее актуальных сейчас. Ежегодно в России образуется около 7 миллиардов тонн отходов, из которых вторично используется лишь 2 миллиарда тонн. Человек не может жить, не оставляя после себя твердые бытовые отходы (ТБО).

(6) Ежедневно в городах образуется огромное количество бытовых отходов. Огромные горы лежалого мусора это не просто не красиво, но и очень опасно для здоровья и жизни всего населения.

(7)Твёрдые бытовые отходы распространяют неприятный запах и являются средой для размножения болезнетворных бактерий, насекомых и грызунов – переносчиков инфекционных заболеваний.

(8)

(9) Увеличение количества бытовых отходов связано со следующими причинами:

Рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

Увеличение количества упаковки;

Повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменить новыми.

(10) Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Например, бумага разлагается 2 года, жестяная консервная банка – 90 лет, алюминиевая банка из-под колы – 500 лет, а для распада стекла нужно более 1000 лет.

Возникает вопрос, а что же делать с Твёрдыми Бытовыми Отходами?

(11)Есть три основных варианта обращения с этими отходами :

1 - организация свалок,

2 - сжигание,

3 - вторичная обработка

(12) 1. Организация свалок. Это самый неэкологичный вариант - з ахоронение отходов. Отходы выгружаются из контейнеров и разравниваются с помощью спецтехники. Слой мусора определенной толщины периодически покрывают грунтом, после чего снова насыпают отходы.

(13) 2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. Но сжигание загрязняет атмосферу.

(14) 3. Вторичная обработка. (Сортировка и переработка). Это самый экологичный вариант обращения с ТБО. Перерабатывать ТБО очень выгодно, так как всегда есть спрос на вторичное сырьё - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и другое.

Ситуация с переработкой пока сложная. Перерабатывается не более 2 %, так как сортировка мусора это основная проблема в России.

Во-первых, далеко не везде есть специальные контейнеры для раздельного сбора мусора.

Во-вторых, люди не осознают необходимости утилизации бытового мусора.

(15) Основные направления в переработке ТБО

Вторичное сырьё - это “вторичные материальные ресурсы, которые в настоящее время могут использоваться в народном хозяйстве”.

На мусороперерабатывающих заводах из мусора с помощью магнитов выделяют лом черных металлов. Этот металлолом прессуют и направляют в переплав на металлургические заводы.

Автомобильные покрышки измельчают механическим путём до состояния крошки, из которой в дальнейшем делают пляжные шлёпанцы, напольные коврики, подстилки, дорожное покрытие, пирокарбон – это черный порошок, широко используемый для производства резины, пластмасс.

Пищевые и садовые отходы используются для получения удобрений.

Из переработанного пластика снова делают бутылки, основу для линолеума, черепицу, мебель для летних кафе.

А всем известная бумажная макулатура используется для производства различного вида новой бумаги, картона, лотков для яиц, упаковки для бытовой техники, горшков для высадки семян, одноразовые стаканчики.

Из отходов от деревообрабатывающего производства делают прессованные палочки с высокой теплоотдачей. Их называют паллеты или топливные гранулы.

(16) В детском доме, где я сейчас живу, есть много детей – это наша большая семья. У каждого ребёнка раз в год свой день рождения, я стараюсь поздравить каждого, особенно – малышей, не забываю и о педагогах. Так я придумала, как частично можно использовать различные упаковки, другой бросовый материал. Не надо спешить их выбрасывать, ведь картон и пластик легко поддаются обработке: их можно резать ножницами, ножом, можно клеить и т.д. Я делаю игрушки, украшения, декоративные изделия, подставки для пасхальных яиц, оригинальные куклы, сумочки для девочек, коробочки для канцелярских мелочей, стаканы для карандашей, поделки на выставки и многое другое и всех призываю «Ребята, сделайте что-то полезное из мусора!»

Любая работа, выполненная своими руками , несёт положительную энергетику, так как хранит тепло рук и передаёт личное отношение к человеку, которому предназначен подарок.

Раньше я не задумывалась над тем, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной поделки. А если меньше выбрасывать мусора, значит и окружающая среда будет более чистой.

    Вывод: Из-за низкого уровня экологической культуры, большинство людей совсем не задумываются о последствиях: оставляют после себя много мусора, из-за чего наносится большой вред экологии всей нашей планеты.

(18) Бытовой мусор это серьезная экологическая проблема всего человечества, которая наносит вред здоровью, что подтверждает гипотезу исследования.

(19) Давайте защитим наш город от грязи и от мусора!

Савина Ольга
Проект познавательно-творческий «Вторая жизнь мусора»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9

Проект

Познавательно – творческий

на тему : «Вторая жизнь мусора »

с детьми 6- 7 лет

Подготовил :

Воспитатель

Савина О. В.

г. о. г. Выкса

Паспорт проекта

Вид проекта : познавательно - творческий

Продолжительность проекта – краткосрочный

Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатель, родители.

Срок реализации проекта – 2 недели (13.11.17г. - 24.11.17г.)

Проблема : Охрана природы, попытка решить мусорную проблему .

Интеграция образовательных областей :

«Познавательное развитие »

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

«Речевое развитие»

Актуальность

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности.

Экологически - социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогом дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект , одной из немногих технологий выводящий педагога и воспитанников за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Цель проекта : Осознание у детей целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов) и изготовления из него различных нужных вещей.

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста.

Задачи проекта :

Развивать умение видеть экологическую проблему и находить пути ее решения.

Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.

Учить наблюдать, видеть причинно- следственные связи, делать выводы.

Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

Развивать творческие способности детей в изготовлении поделок из бросового материала.

Формировать детско - родительские отношения в духе воспитания интереса и экологических правил поведения в природе.

Вовлекать родителей в педагогический и творческий процесс.

Ожидаемый результат :

Дети и взрослые осознают значимость охраны природы, экологически целесообразное поведение в окружающей среде, осознают, что бытовой мусор можно использовать вторично для изготовления полезных вещей.

Этапы реализации проекта

1 этап - Подготовительный :

Разработка и план реализации проекта .

Подбор методической и художественно - экологической детской литературы, иллюстративного материала, дидактических игр.

Подготовка консультации для родителей .

Просмотр с детьми презентации «Вторая жизнь мусора »

2 этап - Основной :

Перспективно-тематическое планирование по реализации экологического проекта : «Вторая жизнь мусора »

Вид деятельности Задачи Форма организации деятельности с детьми

Физическое развитие Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность. Развивать внимательность, быстроту, ловкость.

Игры- эстафеты «Кто быстрее соберет мусор » , «Найди и промолчи» .

Познавательное развитие 1/Дать детям представление о проблеме мусора , Рассказать о вреде свалок для природы и человека, Приучать детей к ответственному отношению к природе.

2. Воспитывать у детей желание сберечь и сохранить красоту природы.

3. Расширять представления детей о вторичном использовании бытовых отходов.

4. Изучить способы сортировки мусора . 1. Беседа о мусоре , и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше ».

2. Беседа «Земля – наш общий дом и мы ее спасем» .

3. НОД по экологии : «Посмотрим умным взглядом на мусор »

4. Дидактические игры «Собери мусор правильно » , «Мусорознайка » .

Речевое развитие Познакомить детей с новыми произведениями, формирование умений внимательно слушать, развернуто отвечать на вопросы по содержанию.

Чтение экологических сказок и рассказов.

Рассматривание иллюстраций «Мусор вокруг нас ?

Отгадывание загадок.

Дидактическая игра «Скажи наоборот» .

Художественно- эстетическое развитие Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Закреплять умение работать с бросовым материалом,использовать его в нужных целях.

Развивать творческие способности детей. Ручной труд 1.«Сказочные герои для кукольного театра» . (поделки из пластмассовых стаканов, ложек, из бумажных коробок, контейнеров).

2. «Ваза с цветами» (из бумаги и пластмассовой баночки) .

3. Игрушки-забавы из бросового материала (пластмасса, контейнеры из -под киндер-сюрпризов, ленточки, бумага) .

4. Подставки для кисточек (ячейки из- под яиц) .

5. Контейнеры для карандашей (коробочки,шпагат,)

6. Игольницы в подарок мамам. (поролон, диски,нитки) .

Взаимодействие с родителями Консультация «Воспитание у детей 6- 7 лет положительного отношения к труду» .

Памятка «Что можно сделать из бросового материала» .

Мастер класс «Вторая жизнь мусора » .

Конкурс плакатов «Все вместе мы можем избавить планету от мусора » .

3 этап - Заключительный :

1. Выставка поделок из бросового материала «Вторая жизнь мусора » .

2. Экологическая акция «Покормите птиц зимой» . (изготовление кормушек из бросового материала) .

3. Экологический досуг «Дети против мусора » .

Результат :

Проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно , нужно бережно относиться к вещам,беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной , театральной и игровой деятельности.

Список литературы :

1. Воронкевич О. А., «Детские экологические проекты » ; СПб. ; Детство-Пресс, 2016г.

2. Гомарович Э. С. «Чем дышит город» . М.: «Химки» ,2013г.

3. Захлебный А. Н. «Книга для чтения по охране природы» . М.: Просвещение, 20114г.

4. Коноплева Н. П. «Вторая жизнь вещей » . М. «Просвещение» , 2015г.

5. Родионов С. К. «Что такое мусор » . М.: «Химки» , 2013г.

6. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Руководитель проекта: Эседуллаева Диана Зумрудиновна Краткая аннотация В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок,.

Познавательно-творческий проект «Фантик» Слайд№2 АКТУАЛЬНОСТЬ Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь.

Познавательно-творческий проект «Такие разные сказки» (вторая младшая группа) Познавательно-творческий проект «Такие разные сказки» (Вторая младшая группа) Воспитатель:Афонина М. А. Тип проекта: Познавательно-творческий,.

Проект «Планета Земля – вторая жизнь ненужных вещей» «Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно.

Мирошниченко Виктория Викторовна

Лёвкина Наталья Николаевна

Воспитатели школа 1538

г. Москва

Проект

Тема:

«Вторая жизнь мусора: изготовление поделок из бросового материала»

Участники проекта : дети средней группы № 2, родители, воспитатели

Тип проекта : познавательно-экологический

Срок реализации : долгосрочный

Воспитатели: Мирошниченко В.В.

Лёвкина Н.Н.

Проблема:

Ежедневно люди выбрасывают много мусора: пластиковые бутылки, различные упаковки, капсулы от киндер сюрпризов, пенопласт, пластмассовые крышки, фантики от конфет и т. д. Многое из этого мусора может получить вторую жизнь, став одной оригинальной поделкой. А если меньше выбрасывать мусора, значит и окружающая среда будет более экологически чистой.

Нас с ребятами очень заинтересовал этот вопрос, и мы увлеклись конструированием из бросового материла. Изготавливая поделки, мы испытывали массу удовольствия. Но ещё больше радовались, когда видели, что наши поделки находят применение в образовательной деятельности и в жизни детей в детском саду. Дети узнают как можно из уже отработанных вещей, создать что-то новое и интересное. И даже пытаются что - то сделать своими рукам.

Актуальность:

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) - одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи - век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Изготовление поделок из бросового материала способствует развитию творческих способностей у дошкольников.

Во время такой творческой деятельности ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка близким, отдыха). В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.).

Цель проекта: :

Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Подведение детей к понимаю того, что бросовый материал (мусор) можно использовать для создания поделок, вещей (предметов), полезных человеку; содействие и укрепление связи ДОУ и семьи.

Задачи:

Способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;

Развивать умение создавать художественные образы;

Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.

«Познавательное развитие»

Дать детям понять, что природа - это наш общий дом, расширять знания

детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.

Развивать психические процессы: зрительное и слуховое восприятие, память, внимание.

«Социально-коммуникативное развитие»

Согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Приучать детей внимательно слушать задание, старательно выполнять его.

Доставить детям радость, вызвать интерес.

«Речевое развитие»

Обогащать и активизировать словарь по теме.

Упражнять в умении давать ответы.

«Художественно-эстетическое развитие»

Развитие восприятия произведений искусства (музыкального)

«Физическое развитие»

Развивать координацию движений.

Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, познавательная,

двигательная, музыкально-художественная деятельность.

Форма деятельности : совместная деятельность взрослого и детей.

Ожидаемый результат для детей:

у детей появится желание экспериментировать с бросовым материалом;

разовьется умение владеть инструментами и материалами;

организация творческих выставок.

Ожидаемый результат для родителей:

повышение интереса родителей к изготовлению поделок (предметов) из бросового материала на тему «Не выбрасывай - пригодится!».

Предварительный этап реализации проекта:

, «Утренний круг друзей».

Цель: настрой детей на участие в проекте

До 26 сентября все субъекты РФ должны были представить схемы утилизации мусора. "Интерфакс" выяснил, как сейчас в России поступают с отходами и что собираются сделать.

Москва. 27 сентября. сайт - До 26 сентября каждый субъект РФ должен был разработать и утвердить в Росприродназдзоре территориальную схему размещения отходов, которая начнет действовать с 2017 года. Схема должна включать все объекты по утилизации мусора в регионе и показать, куда отправится содержимое каждого бака из каждого двора.

Соответствующие поправки к 89-му федеральному закону "Об отходах производства и потребления" были приняты еще в 2014 году. Однако постановление правительства, обязывающее создать такие схемы, появилось лишь в апреле этого года – таким образом, у регионов было полгода на выработку программ.

Как сообщили в "Гринписе", на вечер понедельника территориальные схемы были приняты лишь в пяти из 85 субъектов России: Москве, Воронежской, Ростовской и Тюменской областях, а также в Ставропольском крае. Большинство же регионов, хотя и не справились с задачей в срок, начали над работу над ней. Программы находятся на разной степени готовности: в некоторых областях они будут готовы осенью, другие субъекты РФ еще даже не нашли подрядчика.

Экологи считают, что предписание правительства дает надежду изменить подход к утилизации отходов в России: вместо утверждения существующих способов обращения с мусором, прежде всего его захоронения на свалках, в регионах может быть введена переработка отходов. Ранее "Гринпис" даже составил рейтинг регионов, основанный на том, как губернаторы решают вопрос с мусором.

"Интерфакс" решил разобраться, как в России сейчас поступают с бытовыми отходами и какие существуют перспективы их утилизации.

Способы утилизации отходов

Каждый россиянин, по данным "Гринписа", выбрасывает в среднем 400 килограммов мусора в год. Из отходов, который все жители России производят за этот промежуток времени, можно было бы построить башню шириной метр на метр до Луны, подсчитали в экологической организации.

Самым лучшим способом обращения с отходами является даже не их переработка, а повторное использование – так, условный радиоприемник, когда он надоел своим владельцам, не отправляется на цветмет, а разбирается и затем собирается в новый приемник. Такой способ обращения с отходами назван приоритетным в закрепленной в России госполитике, однако для ее реализации, как отмечают в "Гринписе", нет никаких условий.

В настоящее время почти весь мусор в России – это 94%, по данным экологической организации, – отправляют на захоронение на полигоны. Каждый год территория под свалки в стране увеличивается на площадь, равную Москве и Санкт-Петербургу вместе взятым, сообщают в "Гринписе". Мусорные свалки в России уже занимают территорию вдвое больше Швейцарии. Такой способ обращения с отходами не только требует все новых площадей, но и отравляет воздух и сточные воды.

Другим способом утилизации мусора являются мусоросжигательные заводы (на них в России, согласно "Гринпису", отправляются 2% отходов). Однако даже в странах, где действует раздельный сбор мусора, при сжигании из него высвобождаются токсины, в том числе диоксины, которые вызывают рак и мутации. В России же на такие заводы из-за отсутствия переработки попадут и батарейки, аккумуляторы, медикаменты, лампы с ртутью и другие предметы, при сжигании которых образуются опасные вещества.

Экономическим обоснованиям для строительства мусоросжигательных заводов является выработка на них энергии. Однако с критикой этого аргумента выступает эксперт токсической программы Гринпис России Алексей Киселев.

"Руководство завода после строительства просит у властей разрешения продавать выработанную на нем энергию, цена которой в 5-7 раз выше рыночной, по выгодному ему тарифу, просит субсидии, что в результате выливается в повышение тарифа для населения. Но главное: зачем строится дорогая грязная генерирующая мощность в стране, где избыток энергопроизводства 20%? У нас мощностей уже больше сейчас, чем мы потребляем", - говорит Киселев.

Решать вопрос с отходами с помощью строительства мусоросжигательных заводов собираются в Татарстане. В предоставленной Москвой территориальной схеме также упоминаются все три имеющихся в городе мусоросжигательных завода, два из которых ранее были закрыты как нерентабельные.

Третий способ утилизации отходов – их переработка.

В России сейчас перерабатывается лишь 4% мусора. Для сравнения, в Европе средний уровень переработки превышает 40%, а в некоторых странах доходит и до 65%, рассказали в "Гринписе".

Раздельно собранные, а затем попавшие в переработку отходы обретают вторую жизнь. Так, из старых шин получается покрытие для детских площадок, из макулатуры – коробки, журналы, упаковки, из пластиковых бутылок – новые пластиковые бутылки, а также спортивные куртки, тазики, каски. Собрав 23 тысячи алюминиевых банок, можно построить спортивный самолет.

Мусор – это бизнес

Но куда пойдут рассортированные товары? Не отправятся ли заботливо собранные жителем условной Костромы и разложенные по разноцветным ящиками отходы на одну общую свалку?

Социальный миф о том, что в России нет условий для переработки мусора и что раздельно собранные отходы затем сваливают вместе, комментируют на заводе "Пларус". Предприятие по переработке пластмасс, а именно ПЭТ (чаще всего он встречается потребителям в виде пластиковых бутылок), работает в подмосковном Солнечногорске с 2009 года. Здесь бутылки сначала сортируют по цвету, потом моют и режут на хлопья, после чего переплавляют в гранулы, из которых можно снова делать бутылки (а также каски, тазики, пленку, шпагат, плитку и т.д.). Технология под названием "бутылка в бутылку" есть только на этом заводе, единственном в России, хотя предприятий по переработке пластмасс в стране десятки.

На "Пларусе" рассказывают, что главная его проблема – нехватка сырья. В настоящее время объемы переработки на заводе составляют 1800 тонн в месяц при максимальных мощностях в 2500 тонн. Предприятие вынуждено закупать сырье, пластиковые бутылки, из нескольких регионов. Их привозят сюда и частники, в том числе закупающие их у дворников, которые тайком перебирают мусор, делая таким образом свой маленький бизнес (за один килограмм сданных бутылок на заводе платят 30 рублей).

Значительную долю поступающего на завод сырья привозят со свалок, где бутылки отбирают специальные сортировальные машины.

Однако в защиту раздельного сбора мусора потребителями, а не сортировки машинами на полигоне, выступают и сотрудники завода, и экологи. Так, на "Пларусе" жалуются, что какими бы совершенными ни были технологии, на этапе сортировки необходим ручной человеческий труд, которого потребовалось бы стал значительно меньше, если бы бутылки не соприкасались с землей.

Хотя продукция "Пларуса" (прежде всего так называемые преформы, из которых затем делают бутылки) пользуется спросом, завод убыточен.

"Если бы в России ввели раздельный сбор мусора, и у нас было бы достаточно сырья, мы бы сразу могли открыть несколько заводов по стране, у нас накоплен достаточный опыт, мы владеем технологией переработки, - рассказывает коммерческий директор предприятия Светлана Яковлева. - Мы готовы делиться этим опытом и с властями, рассказывать им про переработку".

Всего в России производят 550 тысяч тонн ПЭТ в год. Из них в настоящее время перерабатываются 100 тысяч тонн, хотя суммарных максимальных мощностей уже сейчас хватило бы на 170 тысяч тонн. Остальные товары из ПЭТ, прежде всего бутылки, идут на свалки, где будут разлагаться сотни лет.

Переработай это

Когда говорят о переработке, речь идет не только об одном виде пластика или только о пластике. Так, по подсчетам компаний, занимающихся перевозкой отходов, рентабельна переработка половины мусора – и желающих заработать "грязные деньги" много.

"Заготовителей очень много по стране, это выгодно, такие предприятия приносят определенную копеечку. Я знаю предпринимателя, который ставит за свой счет контейнеры, сам их обслуживает, и получает доход", - рассказывает Киселев.

Но раздельный сбор приносит прибыль не только бизнесменам, которые его перерабатывают, но и тем, кто его производит – собственно простым жителям. Так, сборы за утилизацию мусора для них будут ниже, так как они частично окупаются сданными в переработку материалами, а со временем раздельный сбор отходов может приносить и прибыль.

Программы по переработке мусора, часто организованные местными бизнесменами или экологами, уже работают по всей России. Например, одно из предприятий в городе Арамиль Свердловской области покупает найденные в отходах смешанные полимеры разных типов и делают из них скамейки. Раздельный сбор организуется предпринимателями, например, во Владимире и Вологде.

В Москве инициатив больше: некоторые спортивные клубы сдают стаканчики на переработку, контейнеры для раздельного сбора мусора появляются во дворах, у входов в супермаркеты (например, у "Азбуки вкуса") - сейчас, по словам представителей "Гринписа", процесс "очень активно идет". Подробную, хоть и не всегда точную карту пунктов раздельного сбора мусора в столице экологи ранее опубликовали на своем сайте.

В Солнечногорске, а с недавнего времени и в Москве, "Пларус" вместе с Coca-Cola начал проект "Дай бутылку вторую жизнь" - в его рамках по всему городу стоят сетки, в которые можно скинуть бутылки.

"Проблема в том, что контейнеры ничейные. Никто за них не отвечает, в том числе и местные власти, а мы же не можем следить за ними. Из-за этого иногда бывает так: был контейнер, а потом вдруг исчез. Может, кто-то решил к себе на дачу забрать, вдруг пригодится там. Но мы продолжаем эту программу и верим, что она даст результат, что если жители сочтут ее полезной, они сами, возможно, не дадут кому-то унести контейнер", - рассказывает Яковлева.

Но эта проблема, как и многие другие – например, нехватка у россиян данных о раздельном мусоре (не все знают, что упаковки Tetra Pak нужно сдавать отдельно, одноразовые стаканчики для кофе, капсулы для кофе-машин и бутылки из-под автохимии не перерабатываются, а пластиковые бутылки перед выбросом надо сплющивать) – второго порядка.

400 килограммов в год, помноженные на 140 миллионов жителей, дают устрашающие цифры, и со всем этим мусором что-то надо делать. В "Гринписе" для начала предлагают , например, написать губернатору своего региона петицию с просьбой ввести в нем раздельный сбор мусора.

Катя Загвоздкина

Барбашов Дмитрий, Хамаганова Зоя

Экологический проект. Идея вторичного использования мусора.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно- практическая конференция

«Росток»

Творческо -практический проект

«Мусор и его вторая жизнь»

Время реализации проекта январь-февраль 2012 года.

Представляют проект

ученики 3 «б» класса МБОУ «Нижнеангарская СОШ №1»:

Барбашов Дмитрий

Хамаганова Зоя

Выполняли:

Барбашов Дмитрий

Хамаганова Зоя

Пирогова Надежда

Яшкина Анастасия

Котова Анастасия

Голикова Ксения

Руководитель:

Моисеева Н.А.-преподаватель начальных классов МБОУ «Нижнеангарская СОШ №1

п. Нижнеангарск

2011 г.-2012 г.

Проект разбит на два этапа.

Январь

Февраль

Информационно- исследовательский этап

Наш поселок расположен на берегу уникального озера Байкал. Мы в поселке родились, растем, учимся и живем. Но часто приходится видеть, как возле жилых домов стоят необустроенные мусорные баки, наполненные отходами, а вокруг валяются еще столько-же мусора. И во всем этом роются бродячие собаки. А весной наш поселок превращается в мусорное поле. Но потом организовывают субботники, приезжают машины, весь мусор грузят и увозят. «Куда?» , взрослые отвечают: «На свалку!»

Актуальность проекта. В Нижнеангарске в данный момент существует один варианта утилизации мусора– вывоз на поселковскую свалку . Но решает ли это проблему утилизации бытовых отходов в экологическом смысле? Нет и еще раз нет.

Гипотеза: А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?

И тогда мы решили провести расследование по теме:«Мусор и его «вторая жизнь».

Цель проекта:

  1. Узнать всё о способах утилизации мусора.
  2. Научиться через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору, тем самым внести свой посильный вклад в частичную утилизацию и сокращению мусорных свалок.

Задачи:

  1. выявить, каких бытовых отходов больше всего в классе и дома;
  2. выяснить, какие отходы разлагаются быстрее;
  3. познакомиться со способами «борьбы» с бытовым мусором, а именно с са мым безопасным - способом утилизации;
  4. вторичное использование мусора.
  5. освоить новые технологии работы с различным бросовым материал;
  6. совместно с учителем изготовить полезные изделия из бытового мусора;
  7. организовать мастер - класс.

Исследуя данную проблему по журналам, энциклопедиям, учебникам по экологии, сети Интернет, мы узнали, что, оказывается, проблема бытового мусора актуальна для всех стран мира.

Оказалост что:

200 тыс. лет до н. э. Первые мусорные кучи, найденные археологами.

400 лет до н. э. В Афинах основана первая в истории муниципальная свалка.

200 год В Риме возникла городская служба по уборке мусора.

1315 год После долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора.

1388 год Английский парламент запретил бросать мусор на улицы.

1775 год В Лондоне появились первые мусорные баки.

1800 год Муниципалитет Нью-Йорка приказал выгонять на улицы города свиней,

Которые должны были поедать мусор.

1874 год В Ноттингеме началось организованное сжигание городского мусора.

1897 год В Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора.

1932 год В США изобретены машины, прессующие мусор.

1942 год В СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в

Военных целях.

1948 год В Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся

Крупнейшей в мире.

1965 год Конгресс США принимает Акт об утилизации твёрдых отходов.

2000 год Страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного

Использования 50% отходов.

В среднем на каждого жителя Земли за год накапливается около тонны отходов, а это более 5 миллиардов тонн. В каждой стране мусорные проблемы имеют свои особенности, но везде, где есть мусор, имеются и мусорные свалки. Бывают свалки "дикие" и специально оборудованные. "Дикие" свалки всем нам хорошо знакомы. На пустырях, заброшенных стройках, на опушках леса, вдоль автомобильных и железных дорог сваливают, не смотря на запреты, самый разнообразный мусор.

Из всего этого мусора серьезную опасность по загрязнению окружающей среды представляют твердые бытовые отходы. Свалки мусора существенно влияют на все компоненты окружающей среды и являются мощным загрязнителем воздуха, почвы, грунтовых вод. Эти свалки являются, кроме того, еще рассадниками мышей, крыс, насекомых и могут стать источниками инфекционных заболеваний. Особое место среди бытовых отходов занимают пластмассы и синтетические материалы, так как они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время находиться в окружающей среде. Так, например, оставленный нами полиэтиленовый пакет, будет лежать в земле несколько веков. На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины « сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из - за битых стёкол, которые легко прорезают даже обувь.

Мы выяснили что для разложения бытовых отходов требуется очень много лет.

Стеклянные бутылки - 1000 лет;

Изделия из пластмасс - 100 лет;

Консервные банки – 50 - 80 лет

(закопаете под сливой - 2-3 года);

Резиновые подошвы ботинок – 50 - 40 лет;

Кожи - 50 лет;

Изделия из нейлона – 30 - 40 лет;

Полиэтиленовый пакет – 10 - 20 лет;

Батарейки - 10 лет;

Окурки - 1 - 5 лет;

Шерстяной носок - 1 - 5 лет;

Бумага - 2 года;

Апельсиновая или банановая кожура -2 - 5 недель.

В течении недели мы проследили за накоплением мусора в классе и дома.

Бумага

Пластмасса

Стекло

Пищевые отходы

Ткань

кожа и т.д.

День недели

Дом

Школа

Дом

Школа

Дом

Школа

Дом

Школа

Дом

Школа

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

+ :был

- :небыл

Вывод: Дома больше всего накапливается бытового мусора (бумага, пластмасса, пищевые отходы)

В школе в основном накапливается бумага.

Потом мы провели опрос учащихся школы.

Места наиболее замусоренные

улицы – 37%

дворы жилых дворов – 30%

торговые центры – 12%

школьные территории – 1%

зоны отдыха горожан – 20%

Главная причина замусоривания

Недостаточное количество урн и контейнеров для мусора – 5%

Плохая работа дворников – 2%

Отсутствие четкой системы сбора и утилизации мусора – 47%

Низкий уровень культуры жителей поселения – 46%

Кто больше всего мусорит?

Дошкольники и ученики младших классов – 10%

Подростки – 66%

Молодежь – 24%

Взрослые - 0%

Что бы вы выбросили на улице?

Пустую картонную коробку – 3%

Пустую банку или бутылку из-под сока, воды, пива и т.д. – 2%

Обертку от жевательной резинки – 25%

Прочитанную газету – 15%

Бумажный стаканчик – 2%

Шкурку от банана, апельсина и т.д.– 13%

Вообще ничего – 40%

Проведя опрос среди учащихся школы мы выяснили что

основными причинами увеличения количества мусора в нашем поселке являются:

  1. рост производства товаров одноразового использования;
  2. увеличение количества упаковки;
  3. повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
  4. низкий уровень культуры жителей посёлка.

Количество бытового мусора растёт с каждым днём стремительными темпами. А перерабатывается промышленным методом только 5% бытовых отходов.

Мировая практика предлагает следующие способы, которые дают возможность избавиться от бытовых отходов:

  1. способ захоронения (в земле, в водоёмах);
  2. способ сжигания;
  3. утилизация.

Первые два способа не безвредны для нашей окружающей среды. Они несут в себе серьезную экологическую опасность. Способ утилизации - самый эффективный для решения проблемы избавления от мусора, но для этого необходимо построить перерабатывающие заводы и изменить привычное поведение людей, каждому научиться сортировать бытовой мусор, как это делается, например, в Германии. Там батареи мусорных бочек у домов выкрашены в 3 цвета: серый, желтый, зеленый.

  1. В серую бочку несут газете, журналы и картонные коробки;
  2. В желтую бочку выбрасывают банки, бутылки, пластиковую, бумажную, а так же металлическую упаковку;
  3. Зеленая бочка предназначена для биоразлагаемых отходов пищевого происхождения, которые позже будут перерабатываться в компост.

В целом проблема по устранению мусора, а именно бытового, в современном мире стоит особенно остро. В большей степени это касается нашей страны. Так, например, первый мусоросжигательный завод в России был построен только через 102 года после открытия аналогичного в Англии. И сейчас число мусороперерабатывающих заводов можно пересчитать по пальцам.

Мусора накопилось повсюду так много, что, если его не перерабатывать, он покроет всю планету.

Вторичное использование мусора.

Стекло.

Отслужившие изделия из стекла очень легко пустить во вторичное использование. Неповрежденные банки и бутылки не нужно заново перерабатывать, после обработки их можно использовать снова по прямому назначению. Битое стекло можно подвергать переплавке.

Стекло - долговечный и износостойкий материал. Сам по себе оно не наносит вреда окружающей среде, но битое стекло травмоопасно для людей и животных. В природе отходы из стекла разрушаются в течение нескольких сотен лет, растрескиваясь и крошась от перепада температуры. Конечный продукт разложения стеклотары - стеклянная крошка, по виду сходная с песком.

Основная масса стеклянных отходов не перерабатывается, а подвергается захоронению на полигонах.

Металлолом.

Чаще всего в металлоломе встречаются изделия из железа или чугуна. Соединения железа могут нанести окружающей среде ощутимый вред - они ядовиты для многих организмов. Кроме того, куски выброшенного металла травмоопасны для людей и животных.

Металлолом разлагается под действием кислорода, в конечном итоге образуя оксид железа. Скорость разложения металлических изделий - за 10-20 лет на один миллиметр в глубину (в пресной воде - за 3-5 лет, в соленой - за год-два).

Металлолом - наиболее подходящий для вторичного использования материал. Переработка металлолома имеет огромное значение для экономики и экологии. Она позволяет разгрузить и так истощенные месторождения руды, сократить затраты топлива на выплавку важнейших металлов, а также существенное сокращение сопутствующих затрат (например, транспортировка).

Изделия из фольги и алюминиевые банки также возможно подвергнуть переработке. В природе фольга может пролежать на земле до 20-30 лет (а алюминиевые банки - до нескольких сотен!), образуя в целом безвредные оксид и соли алюминия под действием кислорода. Наиболее безопасный способ утилизации изделий на основе алюминия (не считая переплавки) - захоронение.

Кожа.

Даже из маленьких, никудышних обрезков кожи можно извлечь много пользы.

Из старого ремня получатся простые в изготовлении, надежные и не скрипящие петли для крышки ящика, мольберта, шкатулки.

Из обрезков ремней легко смастерить красивые корешки для книжных переплетов.

Полоска мягкой тонкой кожи, наклеенная на внутреннюю сторону металлического браслета для часов, сделает его удобнее.

Если же вам надоели металлические и пластиковые браслеты, то, освоив приемы декоративной отделки кожи, можно изготовить на свой вкус удобный и мягкий кожаный часовой ремешок.

С помощью этих же приемов нетрудно сделать из кожи удобную и долговечную книжную закладку.

Полоску тонкой кожи, продольно сложенную вдвое или втрое и проклеенную, можно пришить в качестве вешалки к пальто или куртке. Она гораздо прочнее и долговечнее матерчатых и не так груба, как вешалки из металлических цепочек.

Что можно сделать с бывшей в употреблении, но еще годной натуральной кожей, если заняться ее централизованным сбором? В кооперативном институте специалисты-кожевенники до мелочей продумали, как сортировать и перерабатывать вторичное кожсырье, как его дезинфицировать и реставрировать. Они разработали технологию изготовления из старой обуви модных молодежных курток, жилетов, домашних тапочек. Лабораторные образцы всем очень понравились.

Другой пример - разработка Украинского НИИ кожевенно-обувной промышленности. Здесь предложили совсем уж никудышные отходы кожи использовать как белковое удобрение для выращивания овощей. Обрезки кожи измельчают, заливают водой, разваривают и сушат. Получается серый порошок, который содержит 9-14% азота и много ценных микроэлементов. Даровое удобрение оказалось высокоэффективным: урожай картофеля повышается на 30%, а помидоров - на 35%.

А еще из отходов кожевенного производства делают кормовую муку.

Бумага.

Макулатура составляет 40% всех твердых отходов и обычно представляет собой отслужившую печатную продукцию, состоящую из бумаги, (иногда обработанной защитными веществами), картона и краски. Несмотря на то, что бумага разлагается 2-3 года, она не наносит природе никакого вреда. Однако краски и защитные покрытия могут выделять ядовитые для человека вещества в процессе разложения.

Макулатура имеет большой потенциал вторичного использования. Она используется для производства бумаги различного назначения, упаковочных и строительных материалов. 1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины, поэтому сбор и рациональная утилизация бумажных отходов поможет существенно сократить вырубку лесов. Старые бумаги вымачиваются, чистятся и измельчаются для получения волокон - целлюлозы. Дальше процесс идентичен процессу производства бумаги из лесоматериалов.

При сжигании бумажного мусора образуются вредные диоксиды - продукты горения краски и типографских чернил. Этот способ не является рациональным при утилизации такого рода отходов.

Пластмасса.

В современном мире ни одно предприятие не обходится без использования полимерных материалов. Поэтому переработка пластиковых отходов имеет большой потенциал - из вторичного пластика можно получать полимерное сырье, используемое в производстве изделий. Продукция, в зависимости от стандартов качества, может производиться полностью из вторичного пластикового сырья, или из определенной пропорции первичного и вторичного пластика.

Выброшенные изделия из пластмассы препятствуют газообмену в почве и водоемах и представляют угрозу для животных. Существует немало примеров, когда проглоченный пакет приводил к гибели животного - даже зарегистрированы случаи гибели китов. Пластиковая тара устойчива к агрессивной окружающей среде, и не переваривается организмом животного.

Кроме того, пластмасса выделяет ядовитые вещества при горении и разложении, которое может длиться более 100 лет.

Пищевые отходы.

При сжигании пищевых отходов выделяются вредные для здоровья человека вещества - диоксиды. Это еще раз подтверждает необходимость сортирования мусора перед его утилизацией.

Самый безопасный метод утилизации органического мусора - компостирование. В течение этого процесса в органической массе повышается содержание легко усваиваемых растениями веществ - фосфора, азота, калия, и других и обезвреживаются неблагоприятная флора и микроорганизмы.

Таким образом, при грамотной и своевременной утилизации органического мусора, этот вид отходов не только не причиняет вреда природе, но и может использоваться как натуральное удобрение

Больше половины этого мусора можно переработать и использовать снова. Давайте начнем с себя и постараемся не так сильно засорять нашу планету. Для этого будем использовать хотя бы элементарные методы для снижения объемов мусора.

Стекло может быть переработано неограниченное число раз. Как правило, его сортируют по цвету, очищают, переплавляют и используют заново: производят новые бутылки, декоративные украшения и даже покрытие для пола.
Сдавайте бутылки и банки в пункты приема стеклотары. Если вы их выкидываете, то сложите в отдельный пакет и поставьте рядом с мусорным баком, чтобы их сдали другие.

Консервные алюминиевые банки из-под напитков могут быть переплавлены в новые банки. Банки из стали используются в производстве различных деталей.
В России, к сожалению, алюминий и сталь перерабатывается только в промышленности, и приемные пункты консервных банок мало где существуют. Поэтому просто не оставляйте банки из-под напитков где попало, а выбрасывайте в урны.

Пластиковые бутылки можно перерабатывать и использовать снова. Из переплавленных бутылок в некоторых странах делают мебель и аксессуары. Лучший выход – это сортировка мусора. Для этого уже появляются контейнеры для селективного мусора. Для пластиковых бутылок предназначен желтый бак. В некоторых районах встречаются пункты приема пластиковых бутылок.

Картонные упаковки из-под соков сложнее всего перерабатывать, потому что обычно они состоят кроме картона из слоя алюминиевой фольги или полиэтилена, чтобы не пропускать жидкость. Если вы отдыхаете за городом, то не выбрасывайте такие упаковки на местную свалку, а сжигайте на костре.

Полиэтиленовые пакеты покупатели берут на кассах супермаркетов. Каждый год используются десятки миллиардов пакетов, которые не подлежат переработке. Постарайтесь не брать лишних пакетов в супермаркете. Еще лучше: вернитесь к традиции советских времен и ходите в магазин с собственной сумкой.

Бумага и картон составляют примерно 1/3 бытового мусора, который мы выбрасываем. Как раз их проще всего перерабатывать и использовать снова. В советские времена в каждом районе принималась макулатура. В настоящее время в России организации, которые этим занимаются, принимают в основном крупные партии. Но вы можете сдать накопившиеся бумагу и картон безвозмездно, привезя их самостоятельно в пункт приема.

Изделия из тканей , которые мы выбрасываем каждый год, большей частью составляют хорошую одежду, которую по объективным характеристикам еще можно носить. Одежду, которая вышла из моды, шторы, скатерти можно передавать в приюты для бездомных или в церкви, откуда эти вещи попадут к тем, кто в них нуждается. Новые вещи можно сдать в детский дом или интернат.

И старайтесь просто не покупать лишнего и бесполезного товара, рассчитывайте количество требуемого материала для своих нужд.

Творческо - практический этап

Мы предлагаем свой путь вторичного применения использованных предметов и вещей. Не бывает ненужных вещей, а бывает мало фантазии!

Технологическая карта изготовления декоративной бутылки.

№ этапа

Последовательность работы.

Инструменты и преспособления

Сбор бросового материала

Привлечение учащихся класса и технического персонала школы.

Создание эскиза

Простой карандаш и ластик

Подбор необходимого материала

Стеклянные бутылки, пуговицы, битое стекло, ключи,веревки, семечки,кнопки,пробки, подвески,бусины,пластиковые бутылки.

Наклеивание бросового материала

Клей, ножницы.

Покраска композиции

Краска распылитель двух оттенков

У нашего класса фантазии не занимать, доказательство тому- наши готовые изделия(она представлена вашему вниманию). Здесь вы увидите, предметы, которые могут прослужить вам какое - то время. Можно использовать как сувенир, как вазу, графин, либо как декоративное украшение интерьера .

Ещё немаловажным результатом нашей исследовательской работы является то, что мы узнали много нового и интересного про бытовой мусор, а так же научились работать с разными материалами (пластиком, целлофаном, стеклом и другими). В исследовательской работе принимали участие ученики нашего класса, были задействованы родители, учителя географии, информатики, а также технический персонал школы.

В дальнейшем мы решили продолжить практическую работу по переработке бытового мусора в ближайшее время: изготовить сувениры и поделки к празднику 8 марта.

Чистоты и уюта вам!

Список литературы .

1. Вторая жизнь вещей. Н.П. Коноплёва, «Просвещение», Москва, 1993 год.

2. Гомарович Э.С. « Чем дышит город». М.: « Химия», 1990

3. Захлебный А.Н. « Книга для чтения по охране природы». М.: Просвещение, 1986

4. Протасов В.Ф.« Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: « Финансы и статистика», 2001

5. Родионов С.К. и др. ((Что такое мусор». М.:

6. Хефлинг Г. ((Тревога в 2000 году». М.: « Мысль», 1990

7. Хотунцев Ю. Л. ((Человек, технологии, окружающая среда». М.: ((Устойчивый мир», 2001