Проект по развитию речи во второй младшей группе: «В гостях у сказки. Проект (младшая группа) на тему: Проект по развитию речи во второй младшей группе Тема проекта: «Сказка о веселом язычке»

Юлия Човен
Проект «Игра-как средство развития речи» во второй младшей группе

Разработали:

Воспитатели группы

общеразвивающей направленности для

детей дошкольного возраста (3-4 г.)

Човен Юлия Анатольевна

Коляда Юлия Николаевна

ст. Староминская

Вид проекта : Краткосрочный, педагогический.

Участники: дети, воспитатели группы, музыкальный работник.

Актуальность :

Игра – это благоприятное условия для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности - воображения, самостоятельности. Игра, наиболее

доступный ребенку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить.

Проблема :

1. Неумение правильно и грамотно выстроить предложение.

2. Маленький словарный запас.

3. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.

4. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и т. д.

Цель проекта: Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи :

1. Повышение речевой активности детей.

2. Обогащение и активизация словаря детей.

3. Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковой гимнастики.

4. Развитие воображения и творческих способностей.

5. Воспитание умение детей работать в коллективе.

Предполагаемые результаты :

Развитие у детей диалогической формы речи.

Формирование умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Использование различных атрибутов.

Формирование речевых навыков.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Сроки реализации проекта : 2 месяца.

Предварительная работа: Чтение литературы, подбор иллюстраций, беседа, сюжетно-ролевые, пальчиковые игры, настольный, кукольный театры, изготовление атрибутов, подвижные и музыкальные игры.

Форма проведения: Беседы, наблюдения, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, пальчиковые и музыкальные игры, малый народный фольклор, сказки, стихотворения.

1 этап : моделирование ситуации, выявление проблемы.

Привлекать в сюжетно-игровую ситуацию;

Вводить в игровую ситуацию.

2 этап : практический.

Принятие задачи;

Подводить к решению задачи;

Планирование деятельности;

Организация деятельности;

Работа над проектом;

Поиск решений направленный на речевую активность;

Активизировать инициативу детей в игровых действиях;

Работа с родителями: консультация, беседы, буклеты, родительское собрание;

Игровая форма обучения;

Индивидуальная работа;

Групповая;

Подгрупповая.

Октябрь-ноябрь

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЬ

Коммуникация.

Развитие речи;

«К нам в гости пришла кукла Маша». Активизировать словарь детей. Расширять знания у детей о деталях и частях, из которых состоит платье, уточнить знание о том, что одежда бывает разной: теплой, легкой.

художественной литературы;

Устное народное творчество. «Матрешки-затейницы».

Развивать речь детей, посредством малых фольклорных форм. Обогащать словарный запас. Формировать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.

Предметное и социальное

окружение;

«Мои любимые игрушки» Учить детей бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам обращения с игрушками.

Ознакомление с природой

Дать элементарные представления об овощах; цвете овощей;

Закрепить знания о месте произрастания;

Развивать чувство коллективизма;

Закрепить представления детей о заготовке овощей на зиму.

«Воробей» Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на образ воробья в музыке.

Закреплять умения детей передавать образ воробья в пении, движении и игре.

Физическая культура

«Веселые воробышки»

Развивать двигательную активность. Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, мягко приземляясь на полусогнутые ноги; продолжать учить ходить по кругу, сохраняя ровное построение; воспитывать интерес подвижным играм.

«Спички детям не игрушки».

Познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Дать детям представления о пользе и вреде огня. Познакомить со свойствами огня. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Прогулка.

Наблюдение

«В гости к осени».

Познакомиться с сезонными изменениями в природе. Развивать наблюдательность, активизировать словарный запас. Воспитывать любовь к природе.

«Научим куклу Катю умываться». Обогащать словарь детей, уточнить название и назначение предметов, находящихся в умывальной комнате: кран, по которому льется вода; мыло – смывает грязь; полотенце – вытирать насухо руки, лицо; зеркало – помогает проверить чисто ли ваше личико.

Учить правильно называть предметы, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

Воспитывать вежливость, умение уступить друг другу, помогать друг другу.

«Ухаживаем за цветами».

Развивать трудолюбие у детей. Воспитывать бережное отношение к цветам, растениям.

Сюжетно-ролевая игра

«Больница» Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; обучить новым игровым действия;

Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия;

Способствовать становлению эмоционального контакта с каждым ребенком, вызвать интерес к совместной деятельности со взрослым и сверстниками.

Подвижные игры «Воробушки и кот»

«Листопад».

Развитие у детей слухового внимания, умения двигаться в соответствии со словами;

Тренировать память, внимание, воображение детей;

Развивать быстроту движений;

Развивать ориентировку в пространстве.

Закрепить знание о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».

Театрализованные игры

«Заюшкина избушка»

Прививать интерес к театрально-игровой деятельности.

Развивать у детей умение разыгрывать спектакль по знакомой сказке. Учить изображать характерные особенности поведения персонажей. Вызвать эмоциональный отклик у детей от общения со сказкой, от игры с музыкальным сопровождением и танцевальными движениями.

Воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.

Дидактические игры

«Кто как кричит»

«Позови свою маму»

«Кто в домике живет?» Развивать речевое внимание детей.

Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Пальчиковые игры

«Лодочка»

«Моя семья»

«Пальчик-мальчик». Развивать моторики рук,

Речевую активность, память.

3 этап : обобщающий

Буклеты «Игра как средство развития речи»;

Консультация «Игры для развития речи и мышления».

Развлечение «В гости к бабушке и дедушке»

Продукт деятельности:

Презентация проекта.

Результат :

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную,речевую) ;

Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками;

Возросла речевая активность детей, что положительно повлияла на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог.

Педагогический проект по развитию речи на тему: «С чего начинается дружба в группе»


Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.

Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий верный друг.

Дискантова Мария Александровна, воспитатель первой квалификационной категории, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью приобщения детей и взрослых к воспитанию дружеских отношений в группе, а также в организации игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Актуальность: Научить ребенка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным. Ведь детская дружба – это мир, полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Так давайте поможем детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми.
Содержание предлагаемых занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для дружеского общения, воспитание хороших манер.
В игре ребенок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры.

Цитаты и высказывания великих людей на тему: «Дружба»

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;
исключить из жизни дружбу - все равно,
что лишить мир солнечного света.
/Цицерон/

Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь - он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
/У.Шекспир/

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. /Сократ/

Дружба достигает того же результата, что и храбрость, но только более приятным путем. Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных. Искренность отношений, правда, в общении вот дружба. /Суворов А.В./.

Цель проекта: Создание условий для формирования, доброжелательного отношения детей друг к другу, взаимопонимания, на основе принципов общения друг с другом.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление о дружбе;
Учить заботливому отношению к родным и близким, старшему поколению и сверстникам.
Развивающие:
Развивать речевые умения;
Развивать связную речь и коммуникативные навыки;
Развивать умение передавать чувства через ласковые, добрые слова;
Развивать у детей любовь к животным, природе;
Воспитательные:
Формировать эмоциональную отзывчивость; показать, какими качествами должен обладать настоящий друг;
Воспитывать дружеское отношение друг другу и стремление не обижать друг друга, чувство товарищества.
Содействовать формированию дружного коллектива;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только дружеские чувства, но и формируют его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Участники проекта: воспитанники младшего дошкольного возраста, воспитатели, коллеги по работе.
Вид проекта: педагогический.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Направление деятельности: познавательно-речевое
Словарная работа: обогащать речь детей прилагательными: «добрый», «верный», «честный», «внимательный», «заботливый»; существительными: «друг», «дружба», « товарищ».
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека.
Предварительная работа:
1. Изучение методической литературы.


2. Чтение детям сказок: «Теремок»; «Грибок – Теремок»; «Рукавичка».
3. Показ «Рождественской сказки» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).


4. Чтение детям художественной литературы о дружбе, взаимовыручке, о поступках;


5. Чтение, с дальнейшим толкованием пословиц и поговорок о дружбе:
Жизнь дана нам для добра.
Нет друга - ищи, а нашел – береги.
Все за одного, один за всех.
Тяжело жить одному на свете.
Дерево сильно корнями, а человек - друзьями.
Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
6. Правила дружбы:


7. Проведение дидактических и настольных игр, способствующих развитию коммуникативных качеств детей:
«Скажи другу комплимент» - (важно обратить внимание на то, что некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь, подсказать)
Цель: стимулирование развития речевого общения; вызвать дружеское отношение к сверстникам.
«Попроси игрушку»
Цель: обучение детей использовать в речи «волшебные» слова: «пожалуйста», «спасибо».

«Глаза в глаза» (покажи и угадай эмоцию по выражению лица).
Цель: развивать в детях чувство эмпатии (сочувствие товарищу), настроить на позитивный лад.



«Цветик-семицветик»
Цель: развитие у детей умения делать правильный выбор, способности сотрудничать со сверстниками.

«Найди пару - семью» (пазлы)
Цель: развитие внимания, проявление инициативы,
преодоление застенчивости, развитие лексического словаря по теме: «Животные и их детеныши».




8. Проведение сюжетно-ролевых игр, способствующих умению взаимодействовать в игре:
«Семья» , сюжеты – «В гости к бабушке»; «День рождение друга».


мои любимые внучата


чаепитие

«Магазин» , сюжет – покупка продуктов для бабушки».
Цель: учить проявлять уважение и заботу к старшим, учить вежливому общению, формирование у детей дружеских взаимоотношений в игре, коммуникативных навыков; воспитывать вежливость и тактичность в общении между продавцом и покупателем; формировать начальные навыки ролевого поведения.
Предварительная работа:
беседа о профессии продавца с использованием иллюстраций,
рассматривание иллюстративного материала по теме;
рассказ воспитателя о профессии продавца;
беседа о поведении в общественных местах.


9. Просмотр мультфильмов (используя интернет ресурсы):
o «Трям! Здравствуйте!»
o «Подарок для самого слабого»
o «Приключения кота Леопольда»
o «Винни Пух и день забот» (день рождения ослика Иа)
10. Чтение и отгадывание загадок про семью и друзей:
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...(бабушка)

Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша...(мама)

Папа, мама, старший брат,
Маша, дедушка Игнат -
Много разной тут родни.
А все вместе кто они?...(семья)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый…(дед)
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный…(друг)

11. Беседы по сюжетным картинкам
Цель: знакомить детей с правилами поведения людей в обществе, учить различать положительные и отрицательные поступки.


12. Прослушивание аудио записей, песен о дружбе из мультфильмов:
«Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда», «Приключения в стране Мульти-Пульти»

Проект реализовывался в несколько этапов:
подготовительный, основной, заключительный.

Этапы, содержание педагогического проекта
Подготовительный этап:
Деятельность педагога:
Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта;
Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.
Подбор аудио и видео материала из интернета по теме проекта
Подбор материала и оборудования для проведения бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)
подбор художественной литературы для чтения воспитанникам;
Основной этап:
Совместная деятельность детей и педагога:
чтение детям художественной литературы;
рассматривание и обсуждение иллюстраций теме «Дружба»;
Инсценировка русской народной сказки «Теремок»;
Ознакомление со сказкой «Зимовье зверей»
Просмотр мультфильмов по теме проекта;
Заключительный этап:
Беседы, опросы, выявление полученных коммуникативных навыков в процессе проекта;
Показ воспитателем авторской сказки «Теремок на новый лад» - «Рождественская сказка» (авторская сказка будет в дальнейшем выложена в блог );
Подведение итогов проекта.
Ожидаемый результат:
Приобретение первичных знание детей о том, что такое дружба
понимание того, что необходимо проявлять заботу к своим близким и друзьям, ко всему живому.
Результат совместного педагогического проекта:
Дети:
воспитание нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта);
развитие связной речи и коммуникативных навыков;
развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии;
Воспитатели:
организация педагогического поиска посредством реализации инновационных программ;
внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
самообразование и самореализация воспитателей.
Используемая литература:
1. Шипилина Л.В. «Азбука общения» Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. М.Детство-Пресс, 1998г
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»
3. Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: Просвещение, 2014г
Используемые интернет ресурсы:




Анна Бойко
Проект по развитию речи во второй младшей группе: «В гостях у сказки»

Проект по развитию речи во второй младшей группе : «В гостях у сказки » .

Актуальность :

Художественной литературы служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка .

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект , помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость.

Вид проекта : познавательно-игровой.

Продолжительность проекта : краткосрочный (4 месяцев) .

Участники проекта : воспитатели, дети 2 младшей группы «Б» .

Цель : Создание условий для всестороннего развитие речи детей через приобщения их сказке .

Задачи :

1. Учить детей слушать и понимать сказки , рассказы , следить за развитием действия в сказке , сочувствовать положительным героям.

2. Обогащать читательский опыт детей.

3. Формировать грамматически правильную речь, следить, чтобы отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.

4. Вырабатывать правильное отношение к книге и чтению

Ожидаемые результаты :

Умение детей слушать и понимать содержание сказок .

Развитие у детей эмоциональной отзывчивости.

Формирование у детей грамматически правильной речи .

Обогащение читательского опыта детей.

Формы работы :

Чтение детям сказок .

Беседы по содержанию сказок .

Рассматривание иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок .

Инсценировка сказок с помощью кукол бибабо.

Сочинение сказок с помощью игрушек .

Дидактические игры.

сказок под музык .

Отгадывание загадок по сказкам .

Художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка) .

Этапы :

1. Подготовительный.

Формулировка актуальности темы проекта , определение целей и задач проекта , сбор материала по теме, составление плана работы.

2. Основной.

Чтение сказок , беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций. («Колобок» , «Волк и козлята» , «Кот, петух и лиса» , «Три медведя» , «Маша и медведь» , «Петушок и бобовое зёрнышко» , «Волк и семеро козлят» , «Колобок» , «Кот, петух и лиса» , «Гуси-лебеди» , «Снегурочка и лиса» ; «Лиса и заяц» , «У страха глаза велики» , «Теремок» , «Рукавичка» , «Два жадных медвежонка» , «У солнышка в гостях » ).

Сочинение сказок с помощью игрушек .

Инсценировка сказок «Колобок» , «Волк и семеро козлят» .

Дидактические игры (пазлы, кубики, лото, домино) .

Имитация движений персонажей сказок «Теремок» , «Кот, петух, лиса» под музыку.

Вечер загадок «Путешествие по сказкам » .

Работа детей в раскрасках, лепка : «Колобок» , аппликация : «Домик для зверят» .

3. Заключительный.

Подведение итогов, изготовление книги «Путешествие в страну сказок » , оформление презентации.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Колобок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Талица Конспект занятия по развитию речи во второй младшей.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Зайчик в гостях у ребят» Цель: познакомить со стихотворением А. Блока «Зайчик»,.

Конспект открытого мероприятия по развитию речи во второй младшей группе «Инсценировка сказки К. Чуковского «Цыпленок» Конспект открытого мероприятия с детьми младшей группы Инсценировка сказки К. Чуковского «Цыпленок» Программные задачи: Связная.

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» Цель: обобщить знания детей об осени, приобщать.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» с элементами драматизации Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Гуси-Лебеди» с элементами.

Цели: познакомить с русской народной сказкой"Теремок"; вызвать желание поиграть, запомнить слова персонажей сказки; воспитывать на примере.

ПРОЕКТ

«ПЕРВЫЕ СТИХИ»

ПО ТВОРЧЕСТВУ АГНИИ ЛЬВОВНЫ БАРТО

( ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА )

Тема: «Первые стихи»

Срок реализации проекта: краткосрочный (две учебные недели).

Участники проекта: воспитатель, дети 2 младшей группы, родители.

Цель проекта:

    Помочь детям запомнить стихотворения из цикла « Игрушки»

Агнии Львовны Барто.

    Воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам

Задачи:

Развивающие задачи:

    Связная речь - Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

    Словарь - На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

Уточнять названия и назначение предметов, различать и называть существенные детали и части предметов, качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

    Формирование грамматического строя речи - помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

    Воспитание звуковой культуры речи - формировать внятное произношение в словах гласных (а, у, и, о, э) и некоторых согласных звуков: п - б - т - д - к - г; ф - в; т - с - з - ц.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

    Ознакомление с художественной литературой :Вспомнить с детьми стихи А. Барто из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Слон», «Кораблик»; помочь запомнить одно из стихотворений; поощрять попытки детей при чтении стихов воспитателем договаривать (негромко) слова. Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов;

Воспитательные задачи:

    продолжать воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам;

    интерес к художественной литературе;

    закреплять умения коллективно играть;

    помогать доброжелательно общаться друг с другом.

Образовательные задачи:

    закрепить с детьми употребление предлогов «под», «над», «на», «за»;

    продолжать формировать пространственно-образное мышление; закрепить цвет ;

    продолжать формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;

    продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Научно-методическое обеспечение

Стихи Барто помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, отзывчивость, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней. Ее до сих пор помнят и знают все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки... Стихотворения Агнии Львовны Барто это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим. Стиль стихов очень лёгкий, поэтому детям нетрудно читать и запоминать их. А понятный и простой язык четверостишия интересен детям младшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты :

Этапы проекта:

Вспомогательный

Подбор материалов, книг, иллюстраций.

Изучение литературы:

Задачи воспитания и развития согласно программе (изучение, ознакомление)

«Знакомим дошкольников с литературой» Ушакова О.С.

«Приобщение детей к художественной литературе» Гербова В.В.

«Развитие речи во второй младшей группе» Гербова В.В.

«Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет» Гербова В.В.

Основной

2. Оформление книжного уголка по творчеству поэта.

3.Беседа «Почему надо беречь игрушки».

3. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, и других средств наглядности.(приложение №3)

4. Сопровождать чтение игровыми действиями, предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении. Раскрашивание любимых игрушек. Дидактические игры.(«Угадай кто?», «Доскажи словечко») (приложение №5)

5.Рассматривание рисунков в книгах, побуждать называть знакомые предметы, показывать их, приучать задавать вопросы, предлагать воспроизводить действия персонажа.

6. Учить, бережно относиться к книгам.

7. Наглядная информация для родителей:

    Изготовление памяток для родителей «Как заучивать стихотворения наизусть».

    «Учите вместе с нами» (Цикл «Игрушки»).

    Фотовыставка «Мои любимые игрушки»

Заключительный

Срез знаний стихов.

Итоговое комплексное занятие.

Итоговое комплексное занятие

тема: «Игрушки»

Цель:

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций;

Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями;

- формировать внятное произношение в словах гласных (а, у, и, о, э) и некоторых согласных звуков: п - б; т - д; к - г; ф - в; т - с - з - ц;

Закреплять умения коллективно играть;

Помогать доброжелательно общаться друг с другом;

Закрепить технику пользования карандашом: правильно держать пальцами, левой рукой придерживать лист бумаги;

Развивать эстетический вкус, мелкую моторику;

Воспитывать чувство сопереживания, бережное отношение к игрушкам, аккуратность, интерес к изо деятельности.

Предварительная работа: Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки»,

беседа «Мои игрушки».

Ход занятия:

I. - Ребята, у меня в руках - красивая коробка. А в этой коробке – картинки с игрушками.

Они – брошенные, обиженные. Вы хотите на них посмотреть? (Да)

А чтобы на них посмотреть, необходимо угадать, какая игрушка спрятана под каждой карточкой.

Отгадайте загадку (показ и раскрытие карточек)

В зелёной карточке – игрушка, которая промокла под дождём (Зайка)

В жёлтой карточке – игрушка, которая идёт, качается (Бычок)

В синей карточке – игрушка, на которой можно поехать в гости (Лошадка)

В красной карточке – игрушка, которой оторвали лапу (Мишка)

II . «Чудесный мешочек» (игрушки – козлёнок, матросская шапка, самолёт, грузовик и кот …)

III . Каждый ребёнок выбирает карточку по цвету, игрушку и рассказывает стих А. Барто из цикла «Игрушки»)

I V . Беседа.

    Ребята, скажите, можно рвать игрушки? (нельзя).

    Почему нельзя? (Им больно. Они тоже обижаются)

    Ребята, можно оставлять игрушки на улице? (Нет. Игрушек не останется.)

    Ребята, а как играют машинкой, чтобы она не ломалась? (Надо ее катать за верёвку, нельзя ложиться на машинку)

    Ребята, чтобы наши игрушки всегда были красивые, что надо делать? (Мыть, расчёсывать)

    Ребята, необходимо беречь игрушки: надо играть осторожно, чтобы они не падали. А если упадут, что может случиться? (Могут сломаться, разбиться)

V. - Вот мы и помогли игрушкам. Они радуются.

Но им всё равно грустновато: ведь у каждой игрушки есть своё место.

После игр мы все игрушки ставим на свои места.

Давайте мы их отвезём на свои места на паровозике: рассадите игрушки в вагончики так, чтобы цвет карточки совпадал с цветом вагончика.

Какого цвета у тебя карточка? Значит, в какой вагончик сажаешь игрушку? (ответ)

(выполняют задание - Д/И: «Найди по цвету»))

Игрушки мы рассадили. Поедем?

VI. - Ребята, паровозик не едет! Что же случилось?

Ребятки, как поедет паровоз, если нет рельс?!

Сделаем рельсы?

(рисование на удлиненной бумаге вертикальных линий (шпал))

VII. - А чтобы нам веселее было ехать, мы с вами сделаем травки.

рисование на удлиненной бумаге вертикальных линий (травки)).

Ребята, а посадим цветы? Сделаем солнышко?

Рисование детьми индивидуально (Дорисуй, чего не хватает?)

VIII. Вот теперь мы с вами и поедем (Физминутка)

Чух – чух – чух

Мчится поезд во весь дух

Поехали (Ш-С-Ш-С)

Гудит паровоз (У-ууу)

Пар пускает (П-п-п-п)

Остановились (Ф-ффф)

Вот мы и приехали.

Вот они – полки для игрушек. Расставьте свои игрушки по полкам.

(дети расставляют картинки, игрушки)

Ребята, у каждой игрушки есть своё место. Игрушки надо беречь: их нельзя ломать, кидать, оставлять.

Игрушки очень радуются: вы молодцы – расставили игрушки по местам. Они приготовили вам подарки – шарики, чтобы вы играли ими осторожно, берегли их. Спасибо вам. (Раздача шариков)

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Интегрированное занятие

(развитие речи, сенсорное развитие, изодеятельность)

"Игрушки"

Цель: Уточнять названия и назначение предметов. Продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый; воспринимать и различать оттенки. Закреплять умение рассказывать стихотворение, четко проговаривая слова, формировать представление о величине: большой, маленький, закреплять умение детей держать кисть тремя пальцами за железным наконечником, набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, развивать внимание, самостоятельность, эстетический вкус; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам.

Материал: игрушки - лошадка, заяц, лиса, тележка, прищепки; коробочка, разноцветные зайцы и листы бумаги. Краска - гуашь, кисти.

Предварительная работа: заучивание стихов А. Барто, дидактические игры по различению цвета: "Посади жучков на полянку", "Цветовой круг" и др., рисование штрихов.

Ход занятия:

Воспитатель прислушивается: "Кто это к нам едет?" Дети смотрят вокруг. (Въезжает лошадка с повозкой).

Дети кто к нам приехал?

Кто знает стихотворение о лошадке?

Воспитатель вызывает двух детей, предлагает погладить лошадку и рассказать стих, следит за четкостью произношения слов. Если остальные дети тоже выказывают желание, то рассказывают все вместе хором.

Лошадка очень довольна, что дети о ней так заботятся. Вот как она радуется (лошадка ржет). Она привезла вам в подарок большую красивую коробку, а в ней много разноцветных коробочек. (Воспитатель выставляет их на стол).

Дети возьмите каждый себе по коробочке. Какого они цвета? (Спрашивает 3-4 детей).

Ой, да тут в коробочке что-то еще есть (высыпает на ковер прищепки).

Дети, я нечаянно их рассыпала, помогите, пожалуйста, собрать. Лошадка просит, чтобы вы правильно прищипнули прищепки к коробочке. Синие прищепки на синюю коробочку, а желтые на---? (желтую).

(Дети собирают и прищипывают).

Спасибо, малыши. А теперь давайте покажем, что мы умеем, как лошадки ходить и скакать. Под медленный стук бубна мы будем идти, высоко поднимая колени, а под быстрый стук скакать. (Проводится физкультминутка).

Дети, садитесь и отдохните. Лошадке очень понравилось с вами играть. Но кто-то скребется в повозке. (Достает зайчика). Зайчик тоже хочет с вами поиграть. Ой, да он весь мокрый. Помогите зайчику, оботрите его полотенцем. (Дети вытирают). Зайчика забыла под дождем хозяйка. А можно игрушки оставлять под дождем? Кто хочет утешить зайку, рассказать про него стихотворение? (Воспитатель спрашивает двух детей, следит за речью).

Зайке так понравилось у малышей в гостях, что он даже позвал в гости своих друзей - маленьких зайчиков. (Воспитатель раскладывает перед детьми зайчиков разного цвета и предлагает каждому ребенку взять по одному зайчику).

Дети, какого цвета у вас зайчики? (Дети называют). Лошадка мне сказала, что где-то близко ходит хитрая лиса. Она хочет поймать зайчиков. Давайте мы их спрячем на полянках. (Показывает на разноцветные листы картона).

Посмотрите, на какой полянке лиса не заметит красного зайку, на красной или зеленой? Значит, нам нужно спрятать зайчика на полянке такого же цвета, как и сам зайчик. (Дети прячут зайчиков, а воспитатель с игрушкой - лисой ищет).

Вот, как хорошо вы спрятали зайчиков, что лиса их не нашла. А если зайчики убегут в лес, то лиса их и вовсе не поймает. Мы, нарисуем, как зайчики убежали и оставили только следы. (Дети садятся за столы и рисуют следы - штрихи. Воспитатель следит за осанкой, умением правильно держать кисть. Педагог вместе с игрушкой - лисой смотрит работы детей, хвалит их).

Дети, нас лошадка зовет к себе. Пока вы рисовали, она привезла угощенье - фрукты. Угощайтесь, пожалуйста, и лисичку угостите. Что надо сказать лошадке? (Дети благодарят лошадку, прощаются).

Комплексное занятие

(развитие речи, рисование)

«лошадка»

Оборудование:

Иллюстрированный сборник стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто.

Мягкие игрушки – Зайчиха, Кот.

Игрушечный грузовик с кузовом.

Рисунок лошадки без гривы, челки и хвоста по числу детей, карандаши.

Ход занятия:

Дети, посмотрите какую красивую книгу, купила Зайчиха для своих зайчат. Давайте ее рассмотрим и прочтем.

Кто это на картинке нарисован? Бычок. В этой книге есть про него стихотворение. Послушайте:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду.

(Чтение сопровождается обыгрыванием.)

Давайте покатаем кота в машине. Как только машина трогается, кот начинает мяукать, выпрыгивает, опрокинув грузовик. (Обыгрывается.)

В этой книжке есть стихотворение про грузовик. Послушайте его:

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

Взгляните на эту картинку. Кто на ней изображен? Лошадка. И про нее есть стихотворение в заячьей книжке.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

(Чтение сопровождается игровыми действиями: причесывается шерстка «гладко», хвостик приглаживается гребешком.)

Гребешок – это вот такая расческа без ручки и немного выгнутая.

А что значит, причешу «гладко»? «Гладко» - это как? (Ответы детей.)

Послушайте, какое трудное слово нам встретилось – «шерстка». Давайте потренируемся его произносить правильно. (Чтение стихотворения еще 1-2 раза. Дети помогают воспитателю читать, затем декламируют самостоятельно. Чтобы им было интереснее, приготовлена лошадка, на которую ребенок, прочитавший стихи, может сесть и «скакать верхом». Кроме этого, каждый ребенок получает листок с нарисованной лошадкой.)

Дети, а давайте с вами поиграем в волшебство. Я волшебница и сейчас превращу вас в лошадок. Крибле-крабле-бумс! (Дети «скачут как лошадки» и цокают.) А теперь я превращаю вас обратно в детей. Крибле-крабле-бумс!

Дети, посмотрите, что забыл нарисовать художник у наших лошадок? Гриву, хвостик и челку. А вы умеете их рисовать? А хотите научиться этому? (Воспитатель показывает порядок выполнения рисунка. Когда рисунки будут готовы, можно предложить дорисовать еще травку (солнышко), чтобы лошадке было что покушать, (было тепло и светло)). Наблюдая за работой детей, воспитатель побуждает их делать гриву (хвост, челку) густой и ровной: «Что бы лошадка была красивой».

По окончанию занятия дети с воспитателем отдают книгу Зайчихе и рассказывают, чему научились на занятии.

Комплексное занятие

Лепка

Тема: «снеговик»

ЦЕЛЬ: Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами. Формировать потребность делиться своими впечатлениями. Создать у детей интерес к образу, учить раскатывать кусочки пластилина круговыми движениями, соединять их вместе; повторение стихотворения А. Барто «Снег»,развитие мелкой моторики.

Материал: игрушка снеговик, ширма, доски для пластилина, пластилин белого цвета.

Предварительная работа: игры со снегом, лепка снежных комочков, лепка снеговика, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, останавливаются перед воспитателем.

Воспитатель: Ребята, сейчас на улице зима. Вы любите гулять на улице?

(Дети: Да!)

А что вам нравится делать на улице, во что играть?

(Ответы детей.)

Вам нравится кататься на санках, лепить снежки... А кого мы с вами лепили вчера? Да, правильно, снеговика. Снеговику очень понравились наши ребятки, и он захотел прийти к нам в группу. Но снеговик сделан из снега, а снег будет таять в нашей группе. Правда, же?

(Дети: Да.)

Но на помощь снеговику пришел Дедушка Мороз. Он превратил снежного снеговика в игрушку, и он теперь не растает в нашей группе.

(Из-за ширмы появляется игрушка снеговик.)

Дети здороваются со снеговиком".

Воспитатель: Ребята, мы знаем стихотворение про снег. Давайте расскажем его снеговику.

Кто-то из детей читает стихотворение А. Барто «Снег»:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.

Воспитатель: Давайте покружимся как снежок - (дети кружатся вокруг себя).

Молодцы, ребята. Снеговик видит, сколько всего хорошего вы умеете делать, и просит нас слепить для него много снеговиков из пластилина, они будут для него друзьями.

Дети садятся за рабочие места, где уже приготовлены дощечки для пластилина, пластилин белого цвета.

Воспитатель показывает приемы раскатывания шарика в ладонях.

Дети лепят комочки, соединяют их вместе.

В конце занятия дети рассматривают получившихся снеговиков, их расставляют вокруг большого снеговика.

Воспитатель: Ребята, снеговику понравились его друзья, он вас благодарит и пока прощается с вами. Он будет ждать нас сегодня на улице.

Повторение стихотворения А. Барто

«Лошадка»

Цель: Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков,

договаривать за воспитателем знакомое им стихотворение, не спеша, не напрягая голоса, отчетливо и правильно выговаривая окончания слов; отрабатывать отчетливое произношение гласного звука и в отдельных словах и фразах; всех детей учить вести диалог, использовать в речи формы вежливости; упражнять в выразительном чтении стихотворных строк.

Ход занятия:

Воспитатель ставит перед детьми игрушечную лошадку (качалку), декламирует стихотворение А. Барто. Говорит, что того, кто повторить стихотворение самостоятельно и не будет при этом торопиться, лошадка покатает.

Затем малыш садится на лошадку, «скачет». Дети цокают, подражая стуку копыт.

Воспитатель произносит звукоподражание и-и-и-и, объясняет, что это лошадка благодарит детей за стихотворение. Предлагает повторить звукоподражание. Дети выполняют задание все вместе и по одному.

Педагог предлагает поиграть в игру «Откликнись, малыш».

«Теперь я ваша мама, а вы мои малыши-жеребята, - говорит воспитатель. - Вот черненький жеребенок, а вот беленький...? - жеребенок, а еще - рыженький...? - жеребенок и т.п. Бегайте, прыгайте, резвитесь, но не лягайтесь и не кусайте друг друга. Если же услышите, что я вас зову, сразу ушки «топориком» и - откликаться!»

Дети разбегаются по группе, играют, изображая жеребят, а когда слышат и-и-и-и, откликаются.

«Лошадки любят слушать, как звенят колокольчики, - продолжает занятие воспитатель. - Песня колокольчиков немного похожа на лошадиную песню. Послушайте: лиии-лиии-лиии. Так поют, стараются маленькие колокольчики. Как они поют? Колокольчики побольше выговаривают другую песенку: дииинъ-дииинъ-дииинь. Как поют колокольчики побольше? Сейчас я проверю, кто из вас маленький изящный колокольчик, а кто - колокольчик побольше, поголосистее». (Дидактическое упражнение «Какой ты колокольчик?»)

Педагог дотрагивается до ребенка, а потом жестом показывает, что привел колокольчик в движение!. Ребенок по своему выбору произносит либо лиии, либо дииинь-дииинь (7-8 ответов).

«Кстати, лошади не боятся воды, хорошо плавают, любят, когда их моют и чистят. А вот некоторые люди и животные... Впрочем, послушайте вот такие стихи:

Визжит поросенок:

«Спасите!..»

Купают его в корыте...

А в кухне купают Олю,

Воды ей нагрели вволю.

Но Оля кричит: «Уйдите!

Мочалкой меня не трите!» (З. Александрова. Купание)

Воспитатель 3-4 раза читает стихотворные строки, а дети воспроизводят визг поросенка и разгневанную Олину речь.

«Малыши - существа забавные, - продолжает занятие педагог. - Представьте себе клубок ниток, который попал в лапы к котенку. Представили? И что же?» Не торопясь, выслушивает предположения детей. Читает:

Катился, крутился,

Крутился, катился,

Катился и скрылся клубок.

Но я догадался, куда он девался,

А кот догадаться не мог.

(Д.Хармс, Н. Радлов. Рассказы в картинках)

Воспитатель с помощью детей 2-3 раза повторяет стихотворение. Дети отвечают на вопрос, куда же делся клубок. Занятие заканчивается игрой. Дети-котята гоняют по комнате клубки с нитками: трогают их лапками, затаиваются, прыгают вокруг клубочков (воображаемые ситуации).

Чтение детям стихотворения «Флажок» А. Барто

Цель:

Развивать диалогическую форму речи;

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов;

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;

Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около);

- формировать внятное произношение в словах гласных (а, у, и, о, э) и некоторых согласных звуков;

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность;

Интерес к художественной литературе;

Закреплять умения коллективно выполнять движения под музыку;

Воспитывать дух патриотизма и любовь к Родине.

Ход занятия:

На столе воспитателя в подставках - яркие красные флажки. Дети рассматривают их, отмечают, что флажки «красные, как огоньки» (хоровое и индивидуальные высказывания).

«С флажками ходят на праздник,- рассказывает воспитатель,- Вот и этот малыш держит в руке праздничный красный флажок (показывает соответствующую иллюстрацию)». Читает стихотворение:

Горит на солнышке

Флажок,

Как будто я

Огонь зажег.

Затем педагог задает вопрос: «Как говорит мальчик про свой флажок?» Рассказывает стихотворение еще раз. Дети помогают ему.

Двух-трех детей старшей подгруппы воспитатель просит прочесть стихотворение индивидуально. Помогает им рассказывать. Далее педагог раздает малышам флажки и предлагает сначала промаршировать с ними, а потом поплясать под музыку Т. Вилькорейской к песенке «Мы флажки свои поднимем».

Чтение детям стихотворения «Снег» А. Барто.

Дидактическая игра «Где снежинка?»

Цель: учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом, выполнять соответствующие тексту движения (собираться в кружок; «вертеться, как снежок»); использовать в речи предлоги; понимать инструкцию взрослого.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом. Воспитатель читает стихотворение. Затем он предлагает детям стать снежинками: надевает на них белые шапочки и белые платочки. Снова читает стихотворение:

Снег, снег кружится, (Делает круговые движения кистями рук.)

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок. (Кружится.)

Воспитатель повторяет стихотворение еще раз. Когда он читает последние строчки, дети кружатся. Пока они кружатся, воспитатель прячет снежинку-ребенка. Спрашивает: «Посмотрите, куда залетела белая снежинка?» («Под стол» - хоровой и индивидуальные ответы.)

Педагог вновь читает стихотворение. И опять прячет снежинку. Она может «залететь» за шкаф, в большой ящик для «Строителя», на ковер и т. д. Стихотворение читают 5-6 раз.

Чтение детям стихотворений «Козленок», «Зайка» А. Барто.

Ход занятия:

Воспитатель показывает иллюстрации к книге А. Барто «Игрушки». Читает из нее стихотворение «Козленок», затем «Зайка». Показывает игрушечного зайца, завернутого в мохнатое полотенце. Объясняет: «Это тот самый зайка, который «весь до ниточки промок». Я завернула его в мохнатое полотенце. Он согрелся и уснул. Буба, вставай». Педагог будит зверюшку и поясняет, что Буба - это имя зайца.

«Вставай, Буба, вставай!» - будят зайца дети. (Хоровые и индивидуальные высказывания.) Буба просыпается и спрашивает: «Дети, вы не встретили козу? Надо найти козу и предупредить, что недалеко бродит волк (воспитатель показывает игрушку) и хочет ее съесть».

Появляется коза. Воспитатель сообщает ей, что волк близко. Предлагает козе уйти: «За-за-за - уходи, коза». Дети вместе с педагогом 2-3 раза повторяют чисто говорку. Но коза не уходит. А волк «подкрадывается» ближе и ближе. Педагог просит нескольких детей по очереди произнести чистоговорку. Оценивает их ответы. Например: «Ты сказал очень тихо, и коза не расслышала. Повтори погромче; Света предупредила козу так громко, что та отошла за кустик» и т. п.

«Послушалась нас коза,- продолжает воспитатель,- домой пошла. За-за-за - домой идет коза». (Хоровые и индивидуальные повторения.)

Коза уходит. На столе прыгает и радуется зайка. Вместе

с ним могут попрыгать и дети.

Дети возвращаются на свои места. «Апчхи, апчхи»,- чихает зайка. «Простудился Буба,- поясняет воспитатель,- потому что весь до ниточки промок. И у него заболели зубы. У зайки Бубы заболели зубы». (Рифмовка повторяется детьми хором и индивидуально. Воспитатель обращает внимание на правильное произнесение детьми звука з в словах: зайка, заболели, зубы.) Педагог «лечит» зайке зубы. Заворачивает его в полотенце и укачивает, напевая: «Баю-баю-баю - заиньку качаю». Дети подпевают, затем на цыпочках, чтобы не разбудить Бубу, уходят с занятия.

Чтение детям стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».

Заучивание одного из стихотворений

Ход занятия:

Воспитатель читает детям 3-4 стихотворения А.Барто. Интересуется, знают ли дети эти стихи и не хочет ли кто-нибудь попробовать самостоятельно прочитать стихотворение наизусть.

Заканчивая занятие, читает стихотворение «Кто как кричит». Побуждает детей подговаривать звукоподражательные слова, фразы.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Пить, пить, пить!

Воды попить.

Мур-мур-мур...

Пугаю кур

Кра-кра-кра!

Завтра дождь с утра.

Му-у, му-у!

Молока кому

Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто

Цель: формировать умение выделять из ряда стихотворений то, которое особенно понравилось.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихи А. Барто «Мишка», «Бычок», «Слон», «Грузовик». Чтение сопровождается демонстрацией игрушек, картинок, инсценировкой некоторых стихотворений. Так, перед чтением стихотворения «Мишка» педагог показывает медвежонка с забинтованной лапой, слушая стихи про бычка, дети наблюдают, как игрушечный бычок передвигается по наклонной доске, и т. п.

По выбору детей воспитатель читает то или иное стихотворение во второй, а иногда и в третий раз. Поощряет их попытки договаривать отдельные слова и фразы.

После того как все предложенные для повторного прослушивания стихи будут прочитаны, педагог спрашивает, кому какое стихотворение особенно понравилось (про кого понравилось стихотворение). И тотчас же читает его. Если ребенок не может назвать стихотворение, целесообразно предложить ему показать игрушку (они по-прежнему стоят на столе), про которую он хотел бы послушать еще раз.

После того как 3-5 заявок будут удовлетворены, дети самостоятельно играют с игрушками (по собственному выбору)

Чтение стихотворения «Мячик» А. Барто

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину. Они перечисляют то, что изображено: девочка, мальчик, мяч и т. п.

Педагог рассказывает детям содержание картины. Спрашивает: «Почему плачет Таня? («Боится, что утонет мяч» - хоровой и индивидуальные ответы.) Таня боится, что мяч утонет! Скажите ей: «Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч!» (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Мальчик (показывает) помогает Тане достать мяч. Покажите (приглашает детей к картине) мальчика, который достает мяч. Он его веточкой достаёт. А теперь покажите, как мальчик веточкой достает мяч дети, сидя на стульчиках, имитируют движение. А что делает девочка с куклой? («Смотрит, как мальчик достает мяч».) Она присела (покажите как) и смотрит».

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ про Таню и ее друзей:

«Дети играли в мяч и уронили его в большую лужу. «Ой!» - испугалась девочка с куклой и присела около лужи. «А-а-а! - заплакала Танюшка,- бедный мой мяч! Он утонет, утонет в луже!» - «Не плачь, не плачь! Мяч я достану»,- успокоил Танечку мальчик в полосатой рубашке. Он взял веточку и стал толкать мяч к краю лужи. Еще, еще немножко, и мяч будет спасен. Хорошие у Танюши друзья. Находчивые!»

Педагог повторяет рассказ.

Не убирая картину, воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Мячик».

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Вид

деятельности

Дидактический материал и оборудование

Оформление книжного уголка по творчеству поэта.

1 день

Знакомство с писателем А.Л. Барто

Познакомить детей с писателем А.Барто

беседа

Иллюстрации, портрет писателя, книги из цикла «Игрушки»

2 день

Стихотворение

«Лошадка»

Цель: На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать уточнять названия и назначение предметов, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая).Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки; воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается; учить наносить штрихи и проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, длинные, короткие.

чтение

Текст, иллюстрации, игрушка лошадка, лошадка-качалка.

3 день

Стихотворение «Мишка», «Бычок», «Слон», «Грузовик».

Цель: Вспомнить с детьми стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Слон», «Кораблик»; помочь запомнить одно из стихотворений; поощрять попытки детей при чтении стихов воспитателем договаривать (негромко) слова.

чтение

4 день

Рассматривание картины Е. Батуриной «Спасаем Мяч».

Чтение стихотворения «Мячик»

Цель: помочь детям понять содержание картины Таня плачет. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор. Формировать потребность делиться своими впечатлениями. Помогать употреблять в речи существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Продолжать воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам.

Рассматривание картины,

чтение

Картина, текст, игрушка мяч

5 день

Стихотворения

«Козленок», «Зайка»

Цель: помочь детям понять содержание стихотворений; вызвать желание слушать их повторно; приучать детей правильно произносить звук- з-в словах, фразах, отчетливо и ясно произносить слова с этим звуком, несложные фразы.

чтение

Текст, иллюстрации, игрушка.

6 день

Слушание знакомых произведений.

помочь детям запомнить стихотворение и учить рассказывать его вместе с воспитателем.

Слушание, чтение наизусть с помощью взрослого, обыгрывание,подражание.

Иллюстрации,запись стихов, игрушки

7 день

«Почему надо беречь игрушки»

беседа

8 день

Проблемная ситуация:

Мишку уронили на пол оторвали лапу что делать?

Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

Сюжетно-ролевая игра

«Доктор»

Игрушка, бинт, халат доктора, лекарства.

ежедневно

«Стихотворные минутки»

Помочь детям запомнить стихотворения из цикла «Игрушки» Агнии Львовны Барто и учить рассказывать его вместе с воспитателем.

Чтение детьми наизусть

Без наглядного сопровождения

9 день

занятие

тема: «Игрушки»

Закрепить технику пользования карандашом: правильно держать пальцами, левой рукой придерживать лист бумаги.

Развивать эстетический вкус, мелкую моторику.

Воспитывать чувство сопереживания, бережное отношение к игрушкам, аккуратность, интерес к изо деятельности.

Комплексное занятие

Цветные карточки, поезд, игрушки, чудесный мешочек, бумага, карандаши.

Ежедневно по желанию детей

Игрушки

Развивать эстетический вкус, мелкую моторику.

раскрашивание

Цветные карандаши, бумага

Работа с родителями

Привлечь родителей к сотрудничеству детского сада и семьи по воспитанию у детей любви к поэзии изучении творчества А.Л. Барто

Наглядная информация

Памятка» Как заучивать стихотворения с детьми»

Примерный перечень стихов. «К дню рождения А. Барто посвящается»

Фотовыставка.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Угадай по описанию»

игрушка, которая промокла под дождём (Зайка)

игрушка, которая идёт, качается (Бычок)

игрушка, на которой можно поехать в гости (Лошадка)

игрушка, которой оторвали лапу (Мишка)….

«Доскажи словечко»

Цель: развитие слухового внимания, активизация словаря.

«Собери картинку»

Составление разрезных картинок.

Цель: учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Проект развития речи в младшей группе

"Играя в игру, я быстрее заговорю"

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Цель: развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями. Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.

Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок, потешек, песенок, действуя, согласно правилам.

Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности. Прививать любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.

Задачи: -целенаправленно обогащать словарь детей;

Развитие активной речи;

Формировать:

Потребности детей в общении со взрослыми и со сверстниками посредством речи;

Понимать речь окружающих без наглядного сопровождения;

Способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

Формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Актуальность проблемы:

Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания к развитию речи через дидактическую игру и режимные моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.

Сроки выполнения:

Долгосрочный.

Проект включает три этапа: |Подготовительный этап:

1) определение тематики и задач проекта;

2) подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме проекта

для обучения детей развитию речи во время игры;

3) составление плана для реализации проекта;

|| Основной этап

Работа с детьми по плану реализации проекта.

Виды деятельности:

Дидактические игры:

*«Собери картинку» Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке.

* «Поставь возле….» Цель: Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; учить играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

* «На игрушку посмотри и картинку подбери» Цель: Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между игрушкой и картинкой к ней. Учить правильно описывать игрушку, подбирая картинку к данной игрушке. Развивать мышление, связную речь.

* «Большой – маленький» Цель: Учить понимать контрастные размеры; сравнивать предметы и использовать в речи соответствующие слова. Развивать наблюдательность.

* «Одень Ваню на прогулку» Цель: Помочь детям запомнить названия одежды и последовательность одевания куклы на прогулку; научить употреблять в речи названия этих предметов. Показать малышам, как интересно можно играть с куклой.

* «Собери овощи» Цель: Учить детей находить и называть необходимый предмет; с помощью разнообразных застежек закреплять их в нужном месте, выполнять определенные движения для достижения нужного результата. Развивать мелкую моторику пальцев.

* «Сложи фрукты в корзину» Цель: Упражнять детей в различении и назывании фруктов, их формы, цвета; выполнении задания воспитателя («положи в корзину»), рассчитанных на понимание речи и их активизацию.

* «Укрась ёлочку» Цель: Учить определять и правильно называть украшения для ёлки, располагать их по всей поверхности дерева. Вызвать у детей радостное настроение от совместной игры.

* «Пир горой» Цель: Закрепить умение детей объединять действием 3-4 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи. Развивать мелкую моторику пальцев, расширять чувственный опыт при действии с предметами разного размера.

* «Цветочная поляна» Цель: Учить воспринимать и различать цвета; действовать с предметами в определенной последовательности; развивать умение вставлять детали в отверстие. Воспитывать игровые навыки.

* «Кто что ест?» Цель: Привлечь внимание детей к игрушкам, изображающим животных; уточнить представление детей о том, какое животное что ест (зайка грызёт морковку, собачка лакает молоко и т.д.); активизировать в речи эти глаголы. Развивать умение рассказывать о том, как они будут играть с этой игрушкой.

* «Домашние животные и птицы» Цель: Учить детей правильно называть домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать по описанию; помочь увидеть различия между взрослыми животными, птицами и детенышами; способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь.

Сюжетно-ролевые игры:

*«Завяжи бантик»

Цель: учить детей развивать задуманный сюжет; играть с игрушками; также переносить сюжет для игры с детьми. Развивать активную речь ребенка.

*«Напоим чаем куклу Катю»

Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно, воспроизводя в ней то, что близко и интересно. Активно используя в процессе игры разговорную речь.

*«Полечим собачке лапку»

Цель: Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей. Закрепить способность выполнять цепочку игровых действий. Активизировать в речи новые слова.

*«Укачаем Машу спать»

Цель: Учить умению играть рядом; содействовать переходу к совместным играм, небольшой группой. Воспитывать приемлемые нормы взаимоотношений.

*«Скажи какого цвета?»

Цель: Формировать речевую активность; учить различать цвета, правильно их называть, выбирать нужный цвет из предложенного.

*«В гости к мишке»

Цель: Формировать у детей умение распределять роли между собой; учить правильно вести себя в гостях, придерживаться правил этикета. Воспитывать дружеские отношения.

*«Чудесная прическа»

Цель: Познакомить детей с принадлежностями для парикмахерской; учить играть в паре. Обращаться друг к другу, употребляя вежливые слова. Прививать любовь к прекрасному.

*«Гости на пороге»

Цель: Во время игры активно использовать в речи доброжелательные слова, слова приветствия; формировать способность обыгрывать выбранный сюжет.

Подвижные игры:

« Жили у бабуси» Цель: Учить детей слушать пение, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом песни. Вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.

« Зайка беленький» Цель: Обогащать двигательный опыт. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений.

« Гуси – гуси» Цель: Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук, с увертыванием. Приучать ориентироваться в пространстве. Вызывать потребность к подражанию; удовольствие от совместных действий.

« У медведя во бору» Цель: Совершенствовать бег в одном и разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей. Воспитывать интерес к подвижным играм.

« Курочка – хохлатка» Цель: Учить детей бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, бегать с увертыванием, выполнять имитационные движения. Развивать внимание, память, быстроту.

« Мишка косолапый» Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, имитировать движения медведя. Развивать умение действовать согласованно. Воспитывать сплочённость.

« Лошадки» Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, в подражании животным. Учить бегать галопом, сохраняя направление. Развивать воображение, внимание. Вызывать чувство радости от активных действий.

Театрализованная деятельность:

Инсценировка сказок:

«Теремок», «Колобок».

Художественная литература:

*Чтение и заучивание потешек:

«Наша Маша маленькая»

«Огуречик, огуречик»

«Тили-тили-бом»

В.Берестова

«Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А.Барто:

«Лошадка»

«Наша Таня громко плачет»

*Чтение русских народных сказок:

«Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

«Как помочь ребенку заговорить?»

«Речевые трудности. Игры по развитию речи»

« Речевое развитие у детей раннего возраста»

1.« Как развивать речь ребенка»

2. «Значение игры в развитии речи»

||| Заключительный этап

Анализ результатов реализации проекта.

Работа с родителями:

* Оформление стенда для родителей по итогам реализации проекта:

«Играя, развиваем речь».

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме:

Отмечается норма в развитии активной речи 80%; отставание-20%;

Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.

Создаем условия для проведения дидактических игр.

В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.

Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук благодаря играм с дидактическим материалом. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;

инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

В результате систематической работы по развитию речи добились положительных результатов по данной теме, дети хорошо понимают речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно, развертывают сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки. Многие рассказывают их самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят читать и рассматривать иллюстрации книг.

В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.

Список литературы:

Программы:

А) «От рождения до школы»

2. В.В.Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»

3. М.Монтессори «Игры для малышей»

4. Б.Н.Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»

5. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой»

6. А.Барто- сборник стихов.

7. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»

8.А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей».

Приложение:

Памятки родителям.

Консультации.

Создание буклетов.

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры.