Технология подготовки и проведения классного часа. Открытое внеклассное мероприятие: формы проведения и виды

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №10 г. БЕЛОГОРСК

Типы и формы классных часов

Доклад для методического объединения воспитателей и классных руководителей «Родник»

Е.Ю. Говыжа, учитель

Белогорск, 2014

Классный час является одной из главных форм воспитания в школе, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Классный час выполняет следующие функции:

1) просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

2) ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни. Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы.

3) направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

4) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.

Типы классного часа:

Нравственный классный час

Цели:

1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений

3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников

4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую точку зрения)

Интеллектуально-познавательный классный час

Цели:

1. Развивать познавательный интерес учащихся

2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию

Тематический классный час

Цели:

    Развивать кругозор учащихся

    Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей

Информационный классный час

Цели:

    Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района

    Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения

    Формирование своего отношения к происходящему

    Развитие исследовательских умений

Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из:

Возрастных и психологических особенностей школьников

Целей и задач, которые он ставит

Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся

Формы классных часов:

Беседа (эстетическая, нравственная)

Диспут

Встречи с интересными людьми

Викторины по различным областям знаний

Дискуссии

КВНы

Интерактивные игры

Игры-путешествия

Тренинги

При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий:

Определить тему, сформулировать цель

Составить план (сценарий)

Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме

Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом)

Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей

Новые формы классных часов:

    Классный час – алфавитный (Учитель называет букву и спрашивает какая тема классного часа на эту букву интересует детей)

    Классный час - игра «Откровение» (можно использовать в качестве игры на классном часе духовно-нравственного направления)

Пусть каждый желающий расскажет о своем товарище из класса «только хорошие новости» - чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог, каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия. Необходимо только соблюсти одно условие. При рассказе нельзя называть имя и фамилию этого человека. Хорошо, если ребята догадаются о ком идет речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа ученики вольно или невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы.

    Классный час «Почтовый ящик»

В ящик с прорезью учащиеся закладывают напечатанные или любым образом написанные вопросы так, что если автор записки пожелает, он может остаться инкогнито. Классный руководитель отвечает на те из них, на которые он может ответить, если же вопросы требуют специальной подготовки, и ответы на них очень важны для учеников, то возможно проведение на следующий день второго классного часа.

    Час беседы «Один на один»

Час разговора по душам или час секретной подготовки к какому-нибудь событию, о котором не должны знать все.

    Классный час «Вопросом на вопрос»

Класс делится на 2-3 команды, 3 человека выбираются в жюри. Каждая команда задает другой команде вопрос по заранее объявленной теме, красота вопроса и оригинальность, точность, образность, юмористичность ответа жюри оценивает по 5-балльной шкале.

Тема: «Должен ли я родителям?»

Возможные вопросы:

Если родители постоянно выходят из себя, кричат, обвиняют - что с ними происходит и можно ли это простить?

Что ты купишь родителям с первой получки?

Как бы ты воспитывал своих детей, если бы они у тебя были?

Самые замечательные качества твоих родителей.

    Час таинственных дел

В обстановке полной таинственности, чтобы ни одна мышь или муха не узнали, класс готовится к какому-нибудь событию. Это может быть концерт к юбилею любимого учителя или к какому-то школьному празднику; подготовка спектакля, самодеятельного подарка, газеты или к конкурсу.

    Толерантные классные часы

«Все равно ты молодец…»

Участники объединяются в пары. Первый обращается к партнеру с фразой: «Меня не любят за то, что…», Второй выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что…» Затем участники меняются ролями.

«Постоять в чужих туфлях»

1.Участникам предлагается подумать и ответить на вопрос:
- Какова была бы ваша жизнь, если бы вы были: мышью, пойманной в мышеловку и не знающей, как оттуда выбраться; подростком, которого сверстники не принимают в игру; человеком, попавшим на необитаемый остров?

2.Участникам предлагается выбрать один из этих персонажей постараться сыграть роль, почувствовать себя на его месте и описать свои чувства, состояние.

3.Участникам предлагается представить себя: лилипутом среди людей; человеком среди лилипутов; новорожденным ребенком; глубоким стариком; слепым; глухим.

4.Участникам необходимо изобразить один из персонажей и описать свои чувства, состояние.

5. Участники должны рассказать о чувствах, которые они испытывали, наблюдая разыгрываемые сцены

Список литературы

    Богуславская И.Г. Все для заместителя директора по воспитательной работе/курс лекций - Казань, 2007.

    Классный руководитель. Основные направления деятельности.- М.: Вербум – М,2001

    Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы; Из опыта работы школы г. Воронежа/ Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е.Жиренко М.: 5 за знания, 2007.

    Савина Л.М., Сиверина О.А. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе - Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.

    Формы воспитательной работы классного руководителя./ Под ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов.- М.: Школьная пресса, 2006.

КГКОУ СКШИ 8 вида 13

Выступление

на школьном МО:

«Инновационные формы проведения классных часов»


Учитель

Екатеринчук Людмила

Леонидовна

2013 год

Переступая порог школы, ученик попадает на огромную, новую для него планету - Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Здесь главную роль сыграет учитель, который обязан продумать воспитательную работу в классе. Одна из форм воспитательной работы - это классный час.

«Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов».

Классный руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой в классе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития школьника, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у ребенка в общении с другими учениками, родителями и учителями. Классный руководитель является как бы посредником между школьником и обществом, помогая выстраивать отношения в коллективе с помощью разнообразной деятельности, способствующей самовыражению каждого ученика и его развитию как индивидуума.

Участвуя в формировании первичного детского кол­лектива в классе, классный руководитель должен принимать на себя роль лидера, наставника, опекуна и друга своих подопечных. Он должен уметь вдохновлять ребят, понимать их нужды, быть помощником, а также не только организовывать, но и активно участвовать в коллективной творческой деятельности своего класса.

Внеурочное общение классного руководителя и учеников занимает очень важное место в воспитательной работе. При этом классный час является одним из самых распространенных способов организации такого общения. Несмотря на то, что для него отводится определенное время в школьном расписании, классный час не является по своей сути уроком. И общение на нем вполне можно отнести к внеурочному.

Проводится, как правило, каждую неделю. Он может длиться, как обычный урок, но это не обязательное условие. Порой для освещения темы достаточно 15-20 мин. Другие же темы требуют более дли­тельного общения. Различают классный час организационный и тематический.

Отличается тем, что по­священ определенной теме. Такое общение является более целостным и завершенным, помогает сконцентрировать внимание учащихся на конкретных вещах, не распыляясь по мелочам. Классный час, проводимый на определенную тему, является более эффективным, чем просто неформальное собрание. Он познавателен. Саму тему очень удобно использовать для достижения тех или иных педагогических целей во время общения.

Существует большое разнообразие форм, которые классный руководитель может использовать для организации общения на тематических классных часах. Выбор формы зависит от: 1) цели, которую учитель поставил для данной встречи с учениками; 2) возраста школьников; 3) существующих условий и доступных средств; 4) опытности преподавателя.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:

1) беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2) дискуссия, диспут, дебаты , (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными - о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции - оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выс­лушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат школьников серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно рабо­тать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различ­ным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми учениками);

17) мастер-классы (ученики делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания раз­личных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);

20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т. п. (в интересной для учащихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные в школьных условиях. Главное, чтобы ученикам было интересно и классный час достигал целей, поставленных руководителем.

Структура тематического классного часа.

Классный час состоит из трех основных частей:

Вступление

Эта часть должна привлечь внимание школьников и сконцентрировать его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса, его значение в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо постараться на этом этапе сформировать у школьников серьезное отношение к тематическому общению.

Во вступлении часто используется прием перехода от известного к неизвестному. Если все, о чем говорит преподаватель, хорошо известно детям, им не интересно будет слушать. Удерживать долго внимание в этом случае будет затруднительно.

Основная часть

Здесь раскрывается сама тема с использованием таких методов и форм, которые помогают достичь поставленных классным руководителем воспитательных целей. Излагая материал, необходимо постоянно помнить основную тему. Детали обогащают изложение, но не следует слишком много времени уделять описанию деталей, иначе внимание слушателей будет ослаблено, рассеяно. Здесь полезно использовать определенные заранее ключевые моменты, чтобы не уходить в сторону от изложения темы. В основной части классного часа желательно использовать иллюстрации, наглядный материал, но не слишком часто, иначе интерес школьников может снизиться.

Заключительная часть

Это кульминация классного часа. В заключительной части подводятся итоги общения, делаются выводы, желательно, чтобы в их определении участвовали сами учащиеся (это способствует самовоспитанию).

Воспитательные цели классного часа

Имеют различные воспитательные цели.

Во-первых, их можно использовать для создания соответствующих условий, позволяющих школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Вторая цель классного часа - дать школьникам знания об окружающем мире, его проблемах, обществе, человеке, природе и т. п.; научить принимать участие в обсуждении общественно важных вопросов, решении конфликтных ситуаций, общественных и мировых проблем, понимать политические ситуации и т. д.

Еще одна воспитательная цель состоит в том, чтобы дать учащимся нравственно-этическое воспитание, сформировать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитать зрелую личность, эмоционально и нравственно стойкую к негативным жизненным проявлениям.

Немаловажной целью классного часа является также создание здорового классного коллектива, который мог бы стать благоприятной средой для социального, эмоционального и интеллектуального развития учеников.

На организационном часе подводятся итоги прошедшего мероприятия, обсуждение следующего, а так же обсуждаются итоги выполнения детьми поручений.

Классный час выполняет функции :

    просветительскую

    ориентирующую

    направляющую

    формирующую.

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

А что же такое инновация?

Иннова́ция - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.

В нашей коррекционной школе инновационными формами проведения классного часа является большая часть из выше перечисленного, т.к. у нас обучаются дети умственно отсталые. Мы постепенно, применяем их в своей работе.

В последнее время новые технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Новые потребности повлияли на человеческие ценности. Возникла необходимость применения ИКТ в качестве инструмента общения, для повышения доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал широко использоваться человеком во многих направлениях. Школьная среда не стала исключением.

Применяя ИКТ, я как, классный руководитель могу готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, внеклассного мероприятия. Информационные технологии позволяют мне разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих учащихся, и именно этот ресурс я использую для активизации воспитательной работы в новых условиях.

Итак, классный час - это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельно­сти, способствующей формированию у них системы отношений к ок­ружающему миру.


«Единственное счастье в жизни – это стремление вперед….» Эмиль Золя


Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

«…подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни»


Внеклассные мероприятия -

это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Внеклассные мероприятия строятся по сравнению с уроками на ином материале, проводятся в иных организационных формах и в большей степени основываются на самостоятельности учащихся и проводятся во внеклассное время


Цель внеклассных мероприятий -

обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.


Преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям;


Особенности внеклассного мероприятия

1. Внеклассное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся.

2. Отсроченность во времени.

3. Отсутствие жестких регламентаций.

4. Отсутствие контроля результатов

5. Внеклассное мероприятие осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах.

6. Внеклассное мероприятие имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.


Виды внеклассных мероприятий

Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады.


Виды внеклассных мероприятий

Предметные кружки и научные общества . Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д.


Виды внеклассных мероприятий

Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии


Виды внеклассных мероприятий

Олимпиады, конкурсы, объединения детей по интересам. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, а также в техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества.


Требования к внеурочным мероприятиям

Они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными;

В их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности;

Введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развлекательно-познавательные занятия;

Осуществление развития творческих способностей и дарований;

Обеспечение нравственного воспитания


Существует определенная последовательность организации внеклассной работы.

  • Изучение и постановка воспитательных задач.
  • Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности.
  • Анализ проведенной работы.

Результаты моделирования отражаются в плане внеклассного занятия, который имеет следующую структуру:

1. Название.

2. Цель, задачи.

3. Материалы и оборудование.

4. Форма проведения.

5. Место проведения.

6. План проведения.


Педагогический анализ каждого проведенного мероприятия может проводиться в соответствии со следующими основными критериями:

1) наличие цели;

2) актуальность и современность темы;

3) его направленность;

4) глубина и научность содержания, соответствие возрастным особенностям учащихся;

5) подготовленность учителя и учащихся к работе, организованность и четкость ее проведения.



Классный час как форма организации воспитательной работы.

Классный час – одна из важных форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определённый день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.

Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия, формированию классного коллектива и развитию его членов.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1. Обогащение сознания учащихся знания о природе, обществе, технике, человеке.

2. Формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности.

3. Развитие эмоционально – чувствительной сферы и ценностно – смыслового ядра личности ребёнка.

4. Содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей.

5. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Классный час выполняет следующие воспитательные функции:

- Просветительная функция – расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

Примерные темы: «Как появился этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного общества» и т.д.

- Ориентирующая функция - состоит в формировании у школьников определённого отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: «Как стать счастливым?», «Кем быть», «Каким быть?», «О мужественности и женственности» и т.д.

- Направляющая функция – предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определённая направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

Виды и формы классных часов.

Классный час – это такое же воспитательное мероприятие, как любое другое, но имеется и специфика: классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками, но это не урок (следует уйти от академизма, казёнщины, назидательства). Это разговор по «душам» и уточнение ценностей, это совместное переживание случившегося, это полезная информация, необходимая воспитанникам для будущей взрослой жизни, которую нельзя получить на уроках, это сбор коллектива для выработки плана участия класса в общешкольном мероприятии, это психологический тренинг по каким-либо проблемам общения и т.д. форм, тем, поводов для сбора классного руководителя со своими детьми может быть бессчётное количество. В этом смысле их невозможно классифицировать. Также невозможно предусмотреть все проблемы класса и включить их заранее в план воспитательной работы.

Учитывая это, классные часы можно систематизировать следующим образом:

- классный час – организационный , как способ коллективного планирования классного или общешкольного дела;

- классный час как разрешение возможного конфликта;

- классный час – плановый, для подведения итогов, например, успеваемости за полугодие;

- классный час – как беседа по психолого-педагогическим проблемам;

- система классных часов для реализации определённой базовой программы.

Тематика классных часов.

Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

1. Морально – этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т.д.

2. Проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учёбе, науке, литературе как источнику духовного развития личности.

3. Эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал.

4. Вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, её успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями.

5. Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты.

6. Психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения.

7. Проблемам экологии. Необходимо прививать школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире.

8. Общешкольным проблемам. Значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т.д.

Часы классного руководителя очень разнообразны по содержанию, формам их подготовки и проведения. Тем не менее делаются попытки их типизации. Так, выделяют воспитательные часы, в основе которых лежат:

1) Рассказ, беседа, сообщение самого классного руководителя;

2) Выступление специалиста;

3) Встреча с интересным человеком, политиком, артистом и т.п.;

4) Сообщение самих школьников.

Целесообразным основанием для типизации часов классного руководителя является характер деятельности детей, степень их самостоятельности и активности, роль педагога в подготовке и проведении воспитательного часа.

В зависимости от этого классные часы можно подразделить на 3 вида:

К первому виду относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта. Дети лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов, примеров.

Таковы, например, классные часы на тему: «О самовоспитании», «Что такое самообразование», «Как развивать память», «Художественный вкус и мода», «Об индивидуальности и индивидуализме», «Режим дня и НОТ школьника» и др. Некоторые классные часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов – врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя – оказать помощь в подготовке выступления.

Второй вид классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и учащихся. Определение содержания главных идей, как правило, принадлежит учителю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с детьми.

Под руководством учителя, школьники готовят фрагменты воспитательного часа, педагог ведёт классный час, привлекая ребят к обсуждению проблемы, объединяя их выступления в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори доброе ради добра», «Дружба в жизни человека» и др.

Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников – совет дела. Классный руководитель вместе со школьниками продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает составить творческие задания микро коллективам.

Данный вид классных часов возможен в том случае, если:

Школьники имеют некоторые знания по обсуждаемой проблеме, она близка и доступна им для самостоятельного осмысления;

Значительная часть учащихся владеет навыками и умениями коллективной творческой работы, самостоятельна и активна;

Актив, совет дела способен стать организующим и координирующим центром при подготовке и проведении классного часа.

Выбор вида воспитательного классного часа зависит от темы, материал, возраста учащихся, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, а также педагогического мастерства, индивидуальных особенностей классного руководителя, характера его взаимоотношений со школьниками.

Современные внеклассные школьные мероприятия принято считать одной из самых главных частей любого преподавателя. Осуществление таких занятий приводит к воспитательному влиянию на школьников.

На данный момент под внеклассными мероприятиями в пределах школьного заведения принято понимать определенные занятия или мероприятия в коллективе, которые в обязательном порядке должны производиться непосредственно самим преподавателем или же остальными сотрудниками школы. Такие действия, как правило, должны обладать воспитательным характером для учеников любой возрастной категории.

На сегодняшний день существуют самые разные формы мероприятий в школе, но об этом немного позже. В принципе чаще всего к подобным мероприятиям стоит относить разнообразные игры, познавательные экскурсионные походы, посещение музеев и т.д. Результативность и эффективность подобных методов обучения в большинстве своем зависит от подбора способов и приемов такого процесса обучения.

Но одновременно с этим, важность воздействия на школьников правильного поведения и эффективного подбора разновидностей школьного мероприятия, ни в коем случае нельзя не заметить. Любой преподаватель знает, что достаточно часто интерес школьника к определенной школьной дисциплине можно вызвать только при осуществлении какого-то внеклассного мероприятия. Точно такими же методами можно в значительной степени произвести воздействие на подбор будущей профессии современного школьника.

Итак, наверное, многие желают узнать о том, какие разновидности школьных мероприятий сегодня существуют? В принципе, проведение мероприятий в школе может основываться на самых разных методах. Самыми распространенными мероприятиями в школьном заведении принято считать творческую деятельность, организацию разнообразных кружков, всевозможных выставок, олимпиад и коллективных конкурсов.

Не менее интересными школьными мероприятиями принято считать и организацию преподавателем или остальными сотрудниками школы массовых праздников, а также конференций для более старших школьников. При этом каждое подобное мероприятие подразумевает под собой его проведение в несколько этапов. Первый этап заключается в подготовке к событию. Второй этап подразумевает сам процесс проведения конкретного школьного мероприятия. И наконец-то третий этап заключается в анализе проделанной работы.

Организаторы школьных мероприятий на внеклассном уровне как правило требуют от учителей определенных затрат, которые предназначены для подготовки такой разновидности деятельности, так как нужно отыскать интересный и познавательный материал по определенной теме. Ведь данное событие, прежде всего, должно не лишь просто заинтересовать школьников, но и завлечь их в такой удивительный мир науки.

При этом необходимо тщательно распланировать все имеющиеся этапы конкретного мероприятия, подобрать способы и приемы преподнесения информации, определиться с разновидностью организации занятия. Ведь только в такой ситуации, все подобные разработки мероприятий в школе смогут, в конце концов, принести максимально эффективные результаты.

К тому же, что касается того, какие разновидности сценариев могут применяться преподавателем в работе, стоит отметить, что сам сценарий мероприятия в пределах школьного заведения подразумевает под собой тщательную разработку содержания события, которая изложена в правильной логической цепочке. Непосредственно в самом сценарии в обязательном порядке должна быть полностью раскрыта основная тема мероприятия, а также обозначены конечные цели.

Самым главным условием в период написания любого такого школьного сценария принято считать конкретизацию общей задачи, поиск и освещение самых проблемных моментов поднятого вопроса, который тревожит обществе больше всего. Любое внеклассное школьное мероприятие зачастую приурочено к определенному торжеству, конкретному человеку или значимому событию.

В значительной степени важным здесь принято считать и то, что предварительно составленный сценарий любого школьного мероприятия в обязательном порядке должен соответствовать возрасту школьников. На сегодняшний день достаточно часто в пределах школы организовываются мероприятия, которые поднимают такую достаточно важную проблему как воздействие наркотических веществ на организм человека или же правила безопасности в период контакта с определенными разновидностями животных.

Итак, с тем, какие виды мероприятий в школе сегодня существуют, наверное, все понятно, а вот, для чего они предназначены еще необходимо выяснить. Для того чтобы такая проделанная работа могла принести в результате максимальное количество пользы сценарий события должен в любом случае состоять из хорошо развитого и логично изложенного определенного сюжета.

При этом наличие конфликтной ситуации здесь принято считать обязательным элементом. Ведь сценарий без такого элемента может оказаться не таким ярким и не таким вызывающим внимание школьников. После того, как школьное мероприятие всевозможных форм было окончено, преподавателю нужно осуществить анализ данного события. На данный момент существует несколько разновидностей современного школьного мероприятия под видом психолого-педагогического анализа и соответственно, предметно-содержательного анализа.

Во втором варианте производится анализ содержательной базы события и используемых методов нравственного воспитания. А вот в первом случае необходимо рассмотреть мероприятие с точки зрения самого учителя. В данной ситуации производится оценка обоснованности темы конкретного события. А уже затем можно приступать к анализу основных целей и установленных задач определенного мероприятия в пределах школьного заведения.

Активность школьников в период проведения таких занятий разрешает произвести оценку того, насколько учителю удалось все-таки донести выбранный школьный материал к ученикам и правильным ли образом были подобраны способы ведения мероприятия. И наконец-то самым последним этапом такого самостоятельного анализа принято считать определение педагогической ценности события и значение действий для последующего развития любого школьника в отдельности или же непосредственно в самом коллективе.

Любой преподаватель помимо всего остального также должен осуществлять и самоанализ производимых действий. Такой анализ дает возможность правильно произвести оценку того, удалось ли провести школьное мероприятие максимально эффективно. Кроме того, учитель может также определить и уровень собственного педагогического мастерства. Вполне вероятно, что организатор мероприятия сможет после этого четко определить, что необходимо откорректировать и что нужно вообще исключить.

Таким образом, хоть разновидностей и форм школьного мероприятия сегодня и существует очень много, все-таки все они направлены на развитие ребенка и решение определенных важных проблем.