Подростковая культура определение. Подростки и их культура. Основные современные субкультуры

Субкультура- это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, полу, или классовой принадлежности. Черты, служат определяющим для субкультур, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды, поведения, а также специфических символов.

Однако не все субкультуры считают своей отличительной чертой внешний вид. Очень многие современные течения делают особый акцент на моральных или политических убеждений. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, представители субкультур могут отличаться от других людей своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль, жизни, моральные ценности и так далее.

Я уверенна, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро, или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то не похожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то мимо вас несется на мотоцикле. Это и есть неформалы, представители различных субкультур. Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа, первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга и принимает их со всеми позитивными и негативными явлениями. Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективно сознание в этих группах. Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки и законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Чаще всего бывает, что молодежь не вникает в суть своей субкультуры. Иногда такое кратковременное и поверхностное прибытие приводит к непониманию своей неформальной организации.

Проблемы могут возникать в том случае, если еще неокрепшая личность подростка, попадает в субкультуру опасную даже для взрослых. Например, рокеры, которые пропагандируют наркотики, байкеры, увлеченные экстремальной ездой на мотоциклах и т. д. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень не многие поступившие туда могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны, начнет приносить животные или даже человеческие жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного и содеянного.

Хотелось бы рассказать более подробно о некоторых видах наиболее современных и популярных неформальных течений.

В последнее время направление эмо становится очень популярно в России. Но не все знают, что это такое! Если говорить об эмо, как о понятии, то можно сказать, что эмо это не просто направление, а особый образ жизни и мышления людей. Слово эмо произошло от слова эмоции. Люди эмо живут только эмоциями, независимо от того позитивными они являются или негативными. Для людей этой категории выражение чувств через эмоции это не проявление слабости, а вполне естественное состояние.

Эмо-кидов в толпе отличить так же просто, как и готов. Чтобы в полной мере выплеснуть свои эмоции и чувства, эмо-киды пишут стихи и песни, увлекаются фотографией и рисованием. А кто же такой эмо-кид? Если дословно переводить каждое слово, то выясняется, что эмо – это эмоции, а кид – это ребенок. Вместе получается эмоциональный ребенок. Но в эмовском направлении это значит, что каждый из нас в душе остается ребенком. Эмо-киды, как дети воспринимают мир. Они находят радость в каких-то мелочах, и даже самая незначительная потеря или неудача может их очень сильно огорчить. Но существует и другой вид эмо-кидов. Это те, которые не скрывают свои эмоцию и по особому воспринимают мир лишь потому, что просто хочет влиться в компанию эмо людей. Такая своеобразная оболочка является всего лишь имиджем, или просто пустой картинкой, за которой нечего не стоит. В основном увлечение эмо у эмо-кидов очень быстро проходит. Они не боятся мнения окружающих и с легкостью демонстрируют свои чувства. Часто эмо-киды бросаются из одной эмоциональной крайности в другую: от горя к счастью, от грусти к радости и т. д. Именно такие особенности выделяет эмо на фоне других субкультур. Существует стереотипное представление об эмо, как о плаксивых мальчиках и девочках. В первую очередь для представителей этой субкультуры основными ценностями являются: разум, чувства, эмоции. Умение сочетать эти 3 компонента, и есть основная суть эмо. Эмо-кид ранимый депрессивный человек, мечтающий на самом деле о чистой и счастливой любви. Представители этого течения, как правило, носят черные или розовые волосы, косые челки, закрывающие пол-лица (символ того, что эмо-кид открыт миру только на половину), а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. У девушек возможны детские, смешные прически – два маленьких хвостика, яркие заколочки по бокам, бантики и сердечки. Черно-розовая одежда означает смешанность чувств, (т. е. черный означает депрессию, а розовый - радость и прочие положительные эмоции.) также, эмо-киды густо подводят глаза черным карандашом и красят ногти черным лаком независимо от пола. Еще отличительной чертой представителя эмо является пирсинг, что означает отсутствие страха перед болью. Его в основном делают на лице. Также наличие ярких значков и разноцветных браслетов и бус. Характерная для эмо обувь – кеды.

Эмо - музыка появилась в 80-х годах двадцатого века в США - как одно из ответвлений тяжелого рока. Любовь и смерть – любимый сценарий эмо - музыкантов, которым свойственны к тому же романтизм, утонченность чувств и чистое, детское восприятие мира.

Еще, есть такое направление, как готы. Они пришли на смену панкам в 1979 году в Великобритании. Эта субкультура пережила многих своих одногодок, и продолжает развиваться. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком.

Готам свойственно носить одежду в черных тонах, равно как цвет волос и грим. Стиль одежды может варьироваться от панковского до средневекового. Кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи. Девушки носят корсеты, кожаные юбки или длинные платья, а мужчины готы предпочитают черные плащи, или камзолы с черным поднятым воротником. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах и внешнем виде. У готов есть странное притяжение ко всему мрачному и таинственному. Их стиль отличается темными цветами, траурностью, иногда в сочетании с эротизмом. В образе типичного гота присутствуют черные волосы, черные ногти, яркие подведенные глаза черным карандашом. Прическа играет огромную роль. В основном это длинные прямые волосы, или большой пучок, поднятый вверх гелем. Украшения готы предпочитают из серебра, в виде различных символов смерти. Украшения с черепами, гробами, крестами, и т. д. Также у готов существует любовь к кладбищам, надгробиям и склепам. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей, вампиров и тому подобные изображения.

3. Рокеры.

Еще одни представители черного цвета- рокеры. Слово рокеры, изначально, служило для определения британской молодежи в Британии в шестидесятых годах прошлого века. Они позволяли себе рассекать по дорогам на мотоциклах весьма не почтительно. Их течение появилось в пятидесятых годах, в эпоху рок-н-ролла. Однако первых рокеров объединяет только один принцип- манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Эти ребята могли разъезжать со скоростью 160 километров в час по окружным дорогам Лондона.

Стиль рокера породили необходимость и практичность. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. Прическа рокеров может, в принципе, зависеть от личных предпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или, наоборот, усиленной прическе в стиле помпадур, которая характеризует представителей рок-н-ролла пятидесятых годов.

Главным сегментом рокерской субкультуры в СССР, стала именно музыка. Но помимо позитивного отношения к музыке, у рокерской культуры есть и другая сторона. Это злоупотребление наркотиками, алкоголем, сигаретами. В отличие от других субкультур именно этой свойственно пропагандировать губящие здоровье вещи. В идеале, рокер- это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку. С такими легендами рока ассоциируется у нас Виктор Цой, Вячеслав Бутусов, Андрей Макаревич и другие. Русский рок это отдельное понятие, не имеющее аналогов, зато очень уважаемое в остальном мире.

4. Скинхэды.

Также, хочу рассказать, о субкультуре скинхэдов, которая распространилась в последнее десятилетие по всей Европе, Северной Америке и другим континентам. Скинхэды получили свое название по внешнему виду: а именно по шарообразным и бритым головам. Это представители рабочего класса, субкультура которых была основана в Великобритании в шестидесятых годах прошлого века.

В России наиболее ярко представлены агрессивные направления, что может быть вызвано обилием приезжих людей, составляющих национальные меньшинства. Обычно они ходят толпой и отличаются агрессией. Иногда их называют «очистителями леса», что значит, не признают другие нации и не позволяют им спокойно существовать в стране. Большое количество скинхэдов располагается в больших городах. Например, в Москве, в Санкт-Петербурге, и т д.

Главным внешним признаком скинхэдов является их прическа. Волосы очень коротко подстрижены, или выбриты некоторые участки головы. Облачены скинхэды в плотные кожаные куртки черного или зеленого цвета. На ногах тяжелая обувь, напоминающая армейскую, часто с титановыми пластинами. У представителей этого направления в большом почете татуировки. Также как и у всех субкультур, у скинхэдов есть своя музыка, например ска, реггей и т. д.

5. Гопники.

Гопник - представитель субкультуры, которая образовалась в результате инфильтрации криминальной эстетики в рабочую среду. Близи к хулиганам. Гопников отличает применение воровского жаргона, очень низкий уровень интеллектуального и духовного развития, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к правопорядку в целом, а также к милиции, и законопослушным гражданам. В отличие от большинства неформалов и объединений молодежи гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения. Таким образом, гопники не осознают себя как субкультуру. Сами гопники гопниками себя не называют, они называют друг друга «пацанами». Они проводят большую часть своего времени на улице, среди излюбленных мест - парки, скверы, автобусные остановки, гаражи и дворики при детских садиках. Гопниками, как правило, становятся дети из неблагополучных семей. Еще, выращиванию гопников способствует наше государство, средство массовой информации и массовая культура в целом. Например, просмотр телесериалов про бандитов, фильмы с насилием и жестокостью и многое-многое другое. Обычно они одеты в спортивные костюмы, кепка или бейсболка, а также дешевые кроссовки.

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

ББК Ч420.058.58 ГСНТИ 14.27.05 Код ВАК 13.00.01

Давлетчин Ильдар Лукманович,

начальник детского лагеря «Комсомольский» всероссийского детского центра «Орленок», аспирант кафедры педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств; 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а; e-mail: [email protected].

ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА ДОСУГА ПОДРОСТКОВ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура досуга; культура досуга подростков.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается актуальность проблемы развития культуры досуга подростков; представлены теории культуры досуга в культурологических, психологических, педагогических исследованиях; раскрыты особенности содержания понятия «культура досуга подростков» как интегративного качества личности; определена структура, описаны компоненты, уровни культуры досуга подростков; выявлены функции культуры досуга подростков: рекреативная, побудительная, содержательная, продуктивная и аксиологическая; сделаны выводы о педагогических возможностях формирования культуры досуга подростков в детском оздоровительном лагере.

Davletchin Ildar Lukhmanovich,

Director of Children"s Camp "Komsomolsky" of the All-Russian Children"s Center "Orlenok"; Post-graduate Student of Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia.

THE CONCEPT OF "CULTURE OF LEISURE ACTIVITIES OF TEENAGERS"

KEY WORDS: culture of leisure activities; culture of leisure activities of teenagers.

ABSTRACT. The article deals with the urgency of the problem of the level of leisure activity culture of teenagers; it outlines the theories of leisure activity culture in culturological, psychological and pedagogical treatises and analyzes the typical features of the content of the notion "leisure activity culture of teenagers" as an integrative personal property. The author defines the structure and describes the components and levels of leisure activity culture of teenagers: recreational, imperative, semantic, productive and axiological. The author arrives at definite conclusions about pedagogical potentials for the formation of leisure activity culture of teenagers at a children"s recreation camp.

Современная социально-экономическая ситуация определяет приоритеты модернизации системы образования, выделяет в качестве стратегической цели национального развития заботу о детях. Особую социальную значимость приобретает не только решение вопросов образования молодого поколения, но и развитие сферы досуга с целью нивелирования негативных процессов, наметившихся в духовной и культурной жизни общества. Утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенное сокращение финансовой обеспеченности учреждений культуры, нарастание асоциальных явлений - все это заставляет обратиться к проблеме разумного использования потенциала свободного времени детей и подростков.

Результаты исследований Российского Фонда «Общественное мнение» в 2012 г. по проблемам организации досуга детей и подростков констатируют, что почти половина россиян (46 %) отмечают отсутствие людей или организаций в городе или селе,

занимающихся досугом детей и подростков, которые бы соответствовали всем требованиям родителей и детей; 64% респондентов определяют досуг своего ребенка как пассивный, 82 % опрошенных указывают на отсутствие системы досуга в семье; 71 % при этом утверждают, что досуг способствовал бы их саморазвитию. При этом 87 % респондентов ассоциируют развивающую досу-говую деятельность детей и подростков с учреждениями дополнительного образования . Дополнительное образование как часть социокультурного пространства способствует социализации детей и подростков путем разработки и внедрения вариативных образовательных программ, апробации новых подходов к воспитанию в социально-педагогической практике, что оказывает непосредственное влияние на культуру досуга.

С 2010 г. правительство РФ уделяет особое внимание состоянию детского отдыха и особенно в условиях детского оздоровительного лагеря, замечая, что большими темпами закрываются детские здравницы, и уменьшается количество мест для детско-

© Давлетчин И. Л., 2015

го отдыха, детский оздоровительный лагерь остается одним из приоритетных образовательных и воспитательных пространств развития детей и подростков, где особое внимание должно уделяться формированию культуры.

Педагогическими коллективами детских оздоровительных лагерей осуществляется не просто социокультурная миссия организации развлекательного досуга детей, а их социально-нравственного, культурно-исторического направленного времяпрепровождения. То есть организации такого социокультурного пространства, в котором личность подростка нравственно и психологически окрепнет, сформируется ее готовность к развитию во всех аспектах жизнедеятельности, подросток оздоровится, приобретет социально значимые качества.

Е. В. Бондаревская утверждает, что воспитание как необходимое условие социализации личности является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранение, воспроизводство и развитие культуры; обслуживание исторического процесса смены поколений; формирование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества .

Детский лагерь как пространство досу-говой деятельности исследовали А. Ф. Воловик, В. А. Воловик , Б. А. Трегубов и Б. А. Титов и др. Авторы М. А. Ариар-ский , В. Г. Бочарова , И. И. Фришман , В. С. Русанова и др. рассматривали досуг применительно к подростковому и молодежному возрасту. В данных исследованиях досуг представлен как сфера деятельности, которая предоставляет широкие возможности для наиболее полного проявления индивидуальных качеств человека, обеспечивая реализацию способностей, духовно-нравственное развитие личности, и вследствие этого имеет особую значимость для подростков.

Досуг детей, как отмечает Б. А. Титов, локализуется через следующие пространственные формы: культурно-досуговые учреждения, систему образования, дом и улицу. При этом по мере взросления ребенок меняет свои досуговые приоритеты. У подростков на первое место выходят досуговые общности (компании - формальные и неформальные), т. е. пальма первенства как бы делится между досуговыми учреждениями и двором, и только потом идут школа и дом. Что касается юношества, то здесь эпицентр досугового общения перемещается в общественные места: дискотеку, кафе, парк - любое «культовое» для данных возрастных групп место; существенно назад отодвигаются двор, школа,

официальные культурно-досуговые учреждения и семья .

С. Н. Литвинова указывает, что содержание досуга - это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. К структурным элементам содержания досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическую деятельность, спорт, театр, музыку, туризм, коллекционирование и т. д. По содержанию досуг детей необходимо подразделить на ряд групп, связанных с: восстановлением различных сил ребенка, повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям, развитием духовных сил и способностей, активной творческой деятельностью, потребностью в общении, целенаправленной творческой учебой детей .

При всем многообразии форм любой досуг способен, по мнению Н. Ю. Куницы-ной, выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие. Однако подростки ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений .

Н. Ф. Максютин справедливо утверждает, что досуг является «специализированной подсистемой духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющей социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» .

Говоря о культуре досуга, отметим, что само понятие не имеет на сегодняшний день полного научного обоснования. Культура досуга как часть культуры общества и как качество личности недостаточно изучены.

По мнению В. Я. Суртаева, культура досуга - это мера реализации социально-культурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, мера приобретенных ею навыков регулирования досу-гового времени, готовность личности к участию в социально значимых видах досуго-вой деятельности .

Наиболее полно, на наш взгляд, дано определение культуры досуга в рамках диссертационного исследования Н. В. Ко-тельниковой. Она считает, что это качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к участию в соци-

ально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности .

И. В. Лашук и другие рассматривают культуру досуга как определенную качественную характеристику его использования, показывающую связь досуговой и культурной деятельности, точнее говоря, плотность этой связи. Ее уровень определяется рядом факторов объективного и субъективного плана: наличием и возможностью выбора вида культурно-досуговой деятельности; степенью свободы такого выбора, предоставляемого обществом; развитостью в последнем культуры как целостной системы духовной жизни (что изначально предполагает в качестве своей обязательной предпосылки наличие культуры как целостной системы материальной жизни людей); культурно-досуговыми потребностями, интересами и ценностными ориентациями населения, его различных групп и др. .

Наиболее импонирует нам рассуждение Л. Ю. Антоновой, о том, что культура досуга подростков - это модель поведения молодых людей, основанная на личностных свойствах, потребностях, интересах и творчестве в процессе социализации и инкуль-турации в социокультурной среде. Культура досуга подростков формируется в обществе, находящемся на высоком уровне социального и культурного развития. Интенсивное развитие культуры досуга подростков происходит при условии разносторонней поддержки государства и ее социальных институтов: семьи, школы, учреждений культуры и досуга, средств массовой информации, общественных объединений и др. Культура досуга подростков базируется на культурном наследии страны и конкретного региона проживания, она является важным условием самоидентификации молодых людей, что выступает непременным условием социализации личности на основе развития ценностных ориентаций .

Следует учитывать, что акцентирование внимания на ценностных ориентациях подростков в процессе формирования культуры досуга связано с: направленностью подростка на культурные ценности; формированием готовности личности ориентироваться в терминальных и инструментальных ценностях социально-культурной деятельности; готовностью подростка к активным действиям в соответствии с усвоенными социокультурными ценностями.

Следовательно, культура досуга подростка есть качество личности, определяющее его поведение и деятельность на основе ценностных интересов и способности самореализоваться в сфере досуга.

На основе данных исследований, можно сформулировать следующее определение: культура досуга подростка - это

интегративное качество личности, определяющее ее поведение и деятельность на основе совокупности интересов, потребностей, навыков проведения досугового времени, выражающееся в умении выбора видов, форм досуговых занятий, на основе ценностных ориентаций, способствующее самореализации личности.

Сущностью досуга подростков является целенаправленное творческое поведение детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности художественно-организационной пространственно-временной среде, обусловленной внутренними потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения и внешними факторами, порождающими деятельность.

При этом структура культуры досуга подростков будет включать в себя компоненты и критерии, характеризующий его наиболее четко; для содержательного компонента - ценности и регулятивы досуговой деятельности; для целевого - информация о видах досуга и направленность на самореализацию; для операционного - умение организовывать социально-культурную деятельность ориентированную на развитие культурных потребностей.

В качестве функций культуры досуга подростков выступают рекреативная, побудительная, содержательная, продуктивная и аксиологическая. Выявленные функции направлены на формирование системы мотивов подростков, способствующих их самоутверждению, самореализации и самовыражению в досуговой деятельности; формирование собственного социального опыта подростка, необходимого ему для эффективного выполнения досуговой деятельности; получение результата досуговой деятельности - социально или личностно значимого продукта; формирование ценностного отношения подростка к досуговой деятельности.

При этом степень проявленности данных функций в содержательном отношении компонента и определяет уровень развития культуры досуга подростка. Так, высокий уровень связан со следующими качествами личности: высокие потребности подростка в стремлении проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, желание достичь своих целей (самоопределение, самореализация, самосовершенствование); подросток владеет в полном объеме знаниями и умениями в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет высокие успехи в процессе досуговой деятельности, что воплощается в конкретном результате

подростка; сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуго-вой деятельности.

Ранее нами были описаны показатели каждого критерия по трем уровням, однако мы согласимся с современными исследователями, которые считают необходимым вычленение промежуточных уровней сформи-рованности компонентов. Так, мы выделяем низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий уровни, а показателями промежуточных уровней будет приближение к среднему показателю при математическом анализе данных.

Уровень выше среднего связан со значительным стремлением проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, желанием достичь своих целей (самоопределение, самореализация, самосовершенствование); подросток владеет достаточно большим объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет значимые успехи в процессе до-суговой деятельности, что воплощается в конкретном результате подростка; сформировано его ценностно-эмоциональное отношение к досуговой деятельности.

Средний уровень определяется при условии значительного стремления проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, желания достичь своих целей (самоопределение, самореализация, самосовершенствование), но при этом не четком понимании целей и установок объектов саморазвития; подросток владеет определенным объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет успехи в процессе досуговой деятельности, которые не носят системного характера; сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуговой деятельности.

Уровень ниже среднего связан со стремлением проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, отсутствием основы самоопределения и саморазвития в досуговой деятельности; подросток владеет

определенным объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеются некоторые успехи в процессе досуговой деятельности, но они не носят системного характера; сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуговой деятельности.

Низкий уровень развития культуры досуга связан со стремлением проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, отсутствием основы самоопределения и саморазвития в досуговой деятельности; подросток владеет ограниченным объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет успехи в процессе досуговой деятельности, которые не носят системного характера; не сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуговой деятельности.

Изменение уровня культуры досуга подростков осуществляется через применение разработанной технологической модели развития культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря, включающей систему целеполагания, организационно-содержательную деятельность самих подростков через этапы реализации комплексной программы и педагогов, осуществляющих направления деятельности через технологии как механизмы (культурно-образовательная, культурно-творческая, коммуникативная, рекреационно-оздорови-тельная, аналитическая).

Успешность реализации определяется комплексом педагогических условий: подготовка педагогического коллектива к участию в развитии культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря; организация социально-культурной деятельности лагеря на основе самоуправления, подчиненная развитию самостоятельности, ответственности; активизация социально-культурной деятельности подростков в различных поликультурных группах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Л. Ю. Досуговая культура старшеклассников в контексте региональной социокультурной среды: автореф. дис. ... канд. культурологии / Нижневарт. гос. гуманитар. ун-т. Тюмень, 2012.

2. Ариарский М. А. От осознания ценностей культуры к разработке механизма инкультурации личности URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/i995/sec4/07.pdf.

3. Бондаревская Е. В. Опыт разработки концепций воспитания. Ростов-на-Дону: Ростов. гос. пед. ун-т, 1993. Ч. 1.

4. Бочарова В. Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. Москва: Наука, 2002.

5. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. Москва, 1998.

6. Давлетчин И. Л. Социально-культурная деятельность в детском лагере в условиях формирования культуры нравственных отношений подростков (теория, методика, практика) / ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2013.

7. Котельникова Н. В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т, 2003. С. 19-20.

8. Куницына Н. Ю. Социально-культурная деятельность детского оздоровительного лагеря как фактор развития культуры досуга подростков // Глобальный научный потенциал. 2011. № 9. С. 5-7.

9. Лашук И. В. Досуговая культура: концептуальные основания и эмпирические результаты // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2013. Т. 1. № 3 (6). С. 116-120.

10. Литвинова С. Н. Организация досуга детей и подростков: метод. пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/207/dosug-detey-i-podrostkov.pdf.

11. Максютин Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определения. Казань: Медицина, 1995. С. 21.

12. Русанова В. С. Воспитательный потенциал центров детского досуга. Челябинск, 2003.

13. Суртаев В. Я. Социокультурное пространство молодежи: методология, теория, практика. Санкт-Петербург: С. -Петерб. гос. ун-та культуры и искусств, 2006.

14. Титов Б. А. Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности. Санкт-Петербург, 1998.

15. Фришман И. И. Досуг в детском лагере как социокультурное явление // Народное образование: журнал. 2013. № 3. С. 171-175.

1. Antonova L. Yu. Dosugovaya kul"tura starsheklassnikov v kontekste regional"noy sotsiokul"tur-noy sredy: avtoref. dis. ... kand. kul"turologii / Nizhnevart. gos. gumanitar. un-t. Tyumen", 2012.

2. Ariarskiy M. A. Ot osoznaniya tsennostey kul"tury k razrabotke mekhanizma inkul"turatsii lich-nosti URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/1995/sec4/07.pdf.

3. Bondarevskaya E. V. Opyt razrabotki kontseptsiy vospitaniya. Rostov-na-Donu: Rostov. gos. ped. un-t, 1993. Ch. 1.

4. Bocharova V. G. Sotsial"no-pedagogicheskaya deyatel"nost" kak nauchnaya kategoriya. Moskva: Nauka, 2002.

5. Volovik A. F., Volovik V. A. Pedagogika dosuga. Moskva, 1998.

6. Davletchin I. L. Sotsial"no-kul"turnaya deyatel"nost" v detskom lagere v usloviyakh formirovaniya kul"tury nravstvennykh otnosheniy podrostkov (teoriya, metodika, praktika) / FGBOU VDTs «Orlenok», 2013.

7. Kotel"nikova N. V. Innovatsionnye tendentsii v sfere molodezhnogo dosuga v sovremennoy Rossii: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Stavropol" : Stavropol"skiy gos. un-t, 2003. S. 19-20.

8. Kunitsyna N. Yu. Sotsial"no-kul"turnaya deyatel"nost" detskogo ozdorovitel"nogo lagerya kak faktor razvitiya kul"tury dosuga podrostkov / / Global"nyy nauchnyy potentsial. 2011. № 9. S. 5-7.

9. Lashuk I. V. Dosugovaya kul"tura: kontseptual"nye osnovaniya i empiricheskie rezul"taty // Inzhenerno-stroitel"nyy vestnik Prikaspiya. 2013. T. 1. № 3 (6). S. 116-120.

10. Litvinova S. N. Organizatsiya dosuga detey i podrostkov: metod. posobie dlya pedagogov sistemy dopolnitel"nogo obrazovaniya i dlya roditeley. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/207/dosug-detey-i-podrostkov.pdf.

11. Maksyutin N. F. Kul"turno-dosugovaya deyatel"nost": konspekt lektsiy, opornye zanyatiya i opredeleniya. Kazan" : Meditsina, 1995. S. 21.

12. Rusanova V. S. Vospitatel"nyy potentsial tsentrov detskogo dosuga. Chelyabinsk, 2003.

13. Surtaev V. Ya. Sotsiokul"turnoe prostranstvo molodezhi: metodologiya, teoriya, praktika. Sankt-Peterburg: S. -Peterb. gos. un-ta kul"tury i iskusstv, 2006.

14. Titov B. A. Sotsial"no-kul"turnyy potentsial sistemy dopolnitel"nogo obrazovaniya detey // Dopolnitel"noe obrazovanie detey - faktor razvitiya tvorcheskoy lichnosti. Sankt-Peterburg, 1998.

15. Frishman I. I. Dosug v detskom lagere kak sotsiokul"turnoe yavlenie // Narodnoe obrazovanie: zhurnal. 2013. № 3. S. 171-175.

ОЛЕСИНА Е.П. 1, МАЛЫШЕВ А.В. 2

1. К.п.н., ФГНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования
2. К.э.н., исполнительный директор Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии

Аннотация:

В данной статье рассматриваются основные составляющие культуры личности подростка в современном обществе, необходимые для развития социально адаптированной единицы социума, способы, цели, задачи и средства формирования различных составляющих культуры личности – культуры общения, нравственно-духовной, художественно-эстетической, социально- психологической, перечисляются ведущие направления деятельности в этом проблемном поле, моделируются различные социально-исследовательские проекты, в рамках которых возможно решение поставленных задач, прогнозируются ожидаемые результаты по формированию у подростков тех или иных социально необходимых качеств, формирующих культуру личности.

Такие взаимосвязанные явления, как культура и общение находятся в постоянно
развивающейся взаимосвязи. Объяснить это можно тем фактом, что между этими двумя
категориям существует положительная корреляция – развитие одной из них
непосредственно приводит к развитию другой. Общение воспринимается как способ
бытия культуры, необходимое условие производства культурных ценностей.
Взаимопроникновение, интеграция понятий «культура» и «общение» образуют новое в
смысловом и функциональном плане понятие «культура общения».
Учитывая необходимость развития культуры личности подростка, в том числе и
культуры общения, следует достаточно четко сформулировать цели и задачи реализации
развития культуры общения, такие, как:
- повышение уровня эффективного общения;
- создание эмоционально благоприятных условий взаимодействия подростков
атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания,
психологической защищенности, плодотворной творческой самореализации, доверия;
- установление общности между подростками, командообразование;
- развитие социально-коммуникативных способностей подростка;
- формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку
зрения, аргументировать и отстаивать собственную позицию.
Участники процесса общения, т.е, подростки, должны учиться отстаивать свои
интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс, что
характеризует уровень культуры общения.
Подросткам необходимо познакомится с правилами критики, с культурой ведения
споров: для этого педагогами разъясняется ее необходимость в качестве обратной связи по
поводу того или иного поведения, обсуждается отличие критики и уничижения,
отрабатываются навыки слушать, не перебивая, и адекватно реагировать на критику,
способы противостоять уничижительными замечаниями.
В процессе развития культуры личности подростков могут широко применяться
дискуссионные методы, такие как:
- беседы, диспуты, правильно построенные споры (аргументы, тон, ораторское
искусство);
- метод групповой дискуссии;
- метод обсуждения нравственных проблем: осознание участниками последствий
выбора того или иного типа поведения, адекватного для окружающих и для
функционирования собственного «Я» в системе отношений.
Данные методы способствуют определению каждым участником своей точки
зрения, развитию культуры общения в целом, инициативы, умения пользоваться своим
интеллектом, помогают решать следующие задачи:
- обучать участников анализу реальных ситуаций, навыку отделять основное от
второстепенного, формулировать проблемы;
- прививать умение слушать и взаимодействовать с другими людьми;
- развивать навыки академических выступлений, способствовать освоению
бытового, неформального общения со сверстниками;
- моделировать сложные ситуации, демонстрировать характерную для большинства
проблем многозначность возможных решений.
Объектом дискуссионного обсуждения могут послужить реальные случаи, или
казусы, проблемы различного характера, ситуации межличностного взаимодействия,
ситуации морального выбора.
Одним из способов реализации поставленных задач и полем применения названных
выше методов могут послужить осуществляемые в подростковой среде исследовательские
проекты: «Культура общения», «Виды коммуникации» (по разным эпохам и странам),
«Реконструкция стилей общения, церемоний, ведения диспутов» и «Ораторское искусство
прошлого».
Подобные проекты предполагают исследовательскую деятельность, связанную и с
поиском информации в Интернет-пространстве, и в библиотеках, архивах, и с
интервьюированием представителей старших поколений, прослушивание редких аудио-
записей великих ораторов, мастеров слова и т.п.; подготовку презентаций проектов и
театрализованных постановок- реконструкций.
Говоря о развитии культуры личности подростка, необходимо также упомянуть о
развитии художественно-эстетической составляющей культуры личности, которая
непосредственно влияет на развитие эмоциональной культуры, культуры рефлексии и
рефлексии культуры.
Л.Н. Коган видит в художественной культуре степень реализации сущностных сил
социального субъекта в художественном освоении действительности . Ю.Б. Борев
обращает внимание на специфику искусства, которое вовлекает аудиторию в выработку
эстетических идей и заставляет читателя, зрителя, слушателя интериоризировать
художественные идеи в личной форме .
Необходимость развития эстетической культуры личности подростка обусловлена
значимостью этого процесса для развития культуры личности подростка в целом, а также
современной социокультурной среды, ее разнообразием. Развитие эстетической культуры
личности подростка означает развитие их эмоциональной культуры, вкусов, смену (или
утверждение) идеалов, потребностей, интересов, физического облика; развитие культуры
речи, движения. Это особенно актуально в современном информационном пространстве,
спецификой его организации, содержания и оформления.
Для художественно-эстетического развития личности подростка цели и задачи
реализации проектов в сфере художественно-эстетической культуры могут быть
сформулированы следующим образом:
- знакомство с понятием «эстетическая культура», основными формами
эстетического (потребности, чувства, суждения, оценка, вкусы, идеал), проявлением
эстетического в жизни, эстетикой общения, труда, природы, вещей, поведения, быта, речи,
тела, а так же со значением эстетической культуры и эстетического вкуса в жизни
человека;
- знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной классики, развитие
культуры семейного художественного творчества:
- актуализация имеющиеся у подростков знания о графике, живописи, дизайне,
законах композиции, колористки и формообразования;
- развитие культуры рефлексии, рефлексии культуры;
- развитие умения анализировать художественные произведения, составлять
суждения об их эстетическом уровне;
- реализация интеллектуально-творческого потенциала подростков путем
включения их в различные виды художественной деятельности.
В случае успешного осуществления комплекса названных задач в сфере
художественно–эстетического развития культуры личности подростка, ожидаемые
результаты могут быть представлены таким образом:
- рост уровня художественно-эстетической культуры личности подростков,
активность в художественно-творческой деятельности;
- развитие эстетического вкуса, рефлексия образов, предметов, художественных
произведений;
- умения адекватно оценивать произведения художественной культуры; составлять
и высказывать обоснованные суждения, основываясь на критериях оценки эстетической
культуры;
- умения сопоставлять и анализировать красивое и уродливое и т.п.;
- практический опыт эстетического оформления среды;
- опыт применения компьютерных технологий, графики и дизайна.
Для достижения поставленных целей и решения задач, возникающих в ходе
процесса развития культуры личности подростка, необходимо осуществление таких
массовых мероприятий, как совместное посещение театров, выставок, музеев, экскурсии
по городу, экскурсионные маршруты по другим городам, для чего продуктивным может
оказаться осуществление подростками исследовательских проектов:
- «Узнай свой город», «Что?, Где?, Когда?» (посвященные истории, живописи,
музыкальному творчеству, песенному фольклору);
- «Юный экскурсовод».
- «Театральная студия», «Музыкальный салон», «Бардовская песня», «Концерт для
души» - сборные концерты для ветеранов, в детском доме, как отдельное мероприятие
(совместное с семьями, посвященные праздникам, Дню именинника и т.д.);
- «Наша Галерея» - постоянно действующая выставка рисунков, картин, поделок из
природного материала, скульптур из глины или пластилина);
- конкурс «Самое полезное и самое бесполезное изобретение» - презентация,
доказательство полезности или бесполезности (в виде рассказа, юморески, отчета по
эксперименту и т.п.);
- «История костюма»; «История создания произведения искусства, из области
мирового культурного наследия (картины, скульптуры, архитектурного памятника и т.п.)»
- «Мастер своего дела»: встречи с народными умельцами, посещение
коллективных и персональных выставок прикладного творчества известных мастеров,
участие в мастер-классах;
- Арт-техники (рисование в парах, тройках; коллективное рисование с творческими
заданиями);
- «Художественная экспрессия»: техника, направленная на развитие
способности к самовыражению.
При помощи средств изобразительной деятельности взрослый создает условия для
самовыражения подростком своих чувств, эмоций, желаний, предпочтений. Техника
является эффективной, с точки зрения психологической безопасности и комфортности
обстановки.
Могут также быть задействованы и такие факультативные исследовательские
проекты, как:
- «Этика и эстетика», что предполагает:
- получение подростками теоретических знаний в области эстетики;
- развитие художественно-эстетического вкуса, компетентности в этике поведения,
общения, культуры питания, и способах их применения в жизни.
- Викторины и КВН по теме: «Этика поведения, общения, культуры питания в
разных культурах и разных эпох». При подготовке к викторинам подростки могут
использовать информационные технологии, осуществлять поиск информации в сетях
Интернет, подготовку презентаций.
- Организация кружка «Моделирование» (дизайн, стиль, визаж, прическа, мода) с
использованием компьютерной графики, поисковых Интернет-ресурсов;
- «Дизайн-проекты» (украшение к празднику класса, школы); «Мой любимый
город», «Визажист», «Стилист»; «Украшение стола, блюда»; оформление рекреации и
классов, эстетической среды школы.
- создание подростками web – сайта кружка, группы, класса, школы, организации.
Такое сотрудничество весьма продуктивно в плане овладения навыками совместной
деятельности со сверстниками. Договариваясь о результате конкретных действий каждого,
взаимодействуя друг с другом, подростки овладевают структурой деятельности.
Привлечение подростков к историко-культурной деятельности по сохранению
культурных традиций путем изучения народного творчества также способствует
развитию культуры личности. Основными задачами данной деятельности выступают
следующие положения:
-воспитание у подростков интереса к традиционному народному творчеству;
- восстановление преемственности знаний, умений, технологий, традиций,
культурных ценностей различных социальных и возрастных групп населения города;
- пропаганда обычаев, традиций, промыслов, ремесел, характерных для региона.
Ведущими направлениями этой деятельности выступают:
- поисково-исследовательская работа и формирование банка данных о носителях
ремесел, художественно одаренных людях и т.п. (организация и проведение детских
экспедиций «Народные традиции, промыслы, фольклор: изучение и сохранение»);
- проведение праздников, участие в ярмарках народного творчества и выставках
народных умельцев; фестивалях детского фольклора, семейного творчества.
В процессе этого направления осуществляется решение таких задач, как:
- изучение и сохранение культурного наследия России;
- развитие культуры личности подростка средствами декоративно-прикладного
искусства;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития и творчества;
- формирование межэтнической толерантности, развитие этнического
самосознания;
- удовлетворение потребности подростков в художественно-эстетическом и
интеллектуальном развитии.
В процессе реализации обозначенных направлений деятельности могут быть
сформулированы следующие ожидаемые результаты:
– формирование мировоззрения, ценностных ориентиров и потребностей молодого
поколения с позиций этнической идентификации, патриотизма, развития эстетических и
нравственных представлений;
– обеспечение преемственности поколений в сохранении и развитии
отечественного социокультурного и этнопедагогического опыта;
– практическое усвоение культурных традиций и национальных особенностей
декоративно-прикладного искусства России;
– развитие у подростков умений и навыков, позволяющих осуществлять
индивидуальные и коллективные творческие проекты;
– освоение навыков организации предметно-пространственной среды средствами
декоративно-прикладного искусства;
– мотивация к самообразованию, самостоятельному освоению культурных
традиций и передаче их будущим поколениям.
Следует также упомянуть еще об одной из важнейших составляющих развития
культуры личности подростка - развитии социально-психологической и духовно-
нравственной культуры, основными целями и задачами которого служит развитие:
- социальной компетентности (положительная самоидентификация, адекватная
самооценка, отношение к Другому как к ценности, гармоничное взаимодействие с
социумом, положительное мироощущение и мировоззрение);
- культуры рефлексии, качеств и способностей к со-переживанию, со-страданию,
со-чувствию, к альтруистическим поступкам;
- внутрикомандных отношений и взаимодействия, опыта разрешения конфликтов,
поведения в сложных ситуациях;
- мотивации просоциального поведения, самосовершенствования, достижения
успеха;
- социальной ответственности.
Социально-исследовательские проекты, направленные на развитие этих
составляющих культуры личности подростка могут быть представлены в виде:
- благотворительных акций в помощь ветеранам, одиноким пожилым людям,
концерты для ветеранов, дружба и помощь с Домом инвалидов;
В данном случае, в рамках этой деятельности может быть организована
деятельность, направленная на освоение подростками способов культурной
самореализации в социально-ответственных ролях (работа с детьми-сиротами в детских
домах, работа с младшими учащимися по пропаганде здорового образа жизни, на
фестивалях, помощь отстающим одноклассникам по различным предметам, шефство над
младшими классами: помощь в организации праздников, театральных постановок,
концертов, веселых стартов).
- волонтерской благотворительной деятельности: «Скорая детская помощь»
(оказание оперативной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации),
внесение посильного вклада в физическое и нравственное оздоровление общества, чтобы
сделать лучше жизнь окружающих людей.
- социальных акций: «Руки друзей»: сбор игрушек и книг для детей из детских
домов и Дома инвалидов, выезды с игровыми программами, концертами, КВН, адресная
помощь учителям-пенсионерам, подготовка концертов, поздравлений, программа «Мир
вокруг нас» (уборка территории близлежащего парка, пруда), «Велнес-программа» (в
каникулярное время - проведение на детских площадках района игровых мероприятий).
- интернет-акций, например, создание школьного сайта «Копилка добрых дел», на
котором освещается реализация проектов, обсуждаются трудности, способы их
преодоления, предлагается и просится помощь, размещается истории успеха реализации
социальных проектов, сайт способствует привлечению подростков из не
экспериментальных классов к волонтерской деятельности.
Подростки, принимая участие в общественно-полезных мероприятиях, получают
навыки социального проектирования, командной работы, ответственности за порученное
дело. Волонтерская работа помимо социального эффекта дает подросткам навыки
организаторской работы, взаимодействия с людьми, зачастую сложными в общении,
умения добиваться цели на благо другого, доводить дело до логического успешного
завершения, помогать и принимать помощь, получать удовольствие от оказания
безвозмездной помощи другому, проявлять инициативность и активность в реализации
социальных проектов, направленных на помощь.
Таким образом, подводя итоги всем перечисленным выше способам развития
культуры личности подростка в современном обществе, необходимо отметить, что,
взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретая умения работать в
команде, разрешать конфликты, включаться в проект, нести ответственность, передавая
информацию вовне, своим сверстникам, по принципу «равный - равному», подростки
получают опыт просоциального поведения, что входит как основная составляющая в
структуру Культуры Достоинства , в свою очередь, являющейся высшим уровнем
культуры личности человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борев, Ю.Б. Природа искусства и специфика его воздействия на личность. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи / Ю.Б. Борев. - М:МГУ, 1978.-с.165. - С. 33.
2. Коган, Л.Н. Культурная деятельность. Опыт системного исследования / Л.Н. Коган.- М.: Наука, 1981.- 238 с.- С.68.
3. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структуро-содержательные характеристики процесса развития личности. Избр. Труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 1999. - 672 с.
4. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / отв. ред. Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. - М. : Изд-во РУДН, 2002. - 296 с.
5. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С.
Якиманская // Сентябрь. - 1996. - С.120 -128.

Тема урока: «Подростковая культура».

    Цели урока: Познакомить с основными понятиями, видами и функциями культуры; объяснить уникальность подросткового общества и отличие подростковой культуры от культуры взрослых;

    Развивать умения сравнивать и анализировать, делать выводы;

    Воспитывать, прививать интерес к культуре, сознательное стремление к совершенствованию себя.

Эпиграф: « Истинный предмет учения состоит в

приготовлении человека быть человеком».

Н.И.Пирогов.

Друзья мои!

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших добрых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений.

Мы вместе проведем урок…

Ход урока.

    План. (слайд 4)

    Понятие культуры. Виды и функции культуры.

    Особенности подростковой культуры.

    Формальные общества.

    Неформальные общества.

    Молодёжная культура.

    Прически и украшения.

    Музыка.

    Роллеры.

Слайд 5.

Что такое культура? Слайд 5. В переводе с латинского означает …

Какие определения вы нашли? Какие источники вы использовали?

Слайд 6. ??? Запишем определение в тетрадь .

    Понятие культуры. Под культурой понимают исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Слайд 7 . Культура – это многоуровневая система. Выделяют такие виды как - мировую и национальную культуры. Как вы понимаете мировая? Национальная? Что включают в себя эти виды культур? Записываем в тетрадь виды определений.

(слайд 8).

Кроме того различают материальную и духовную, которые выполняют определенные функции. Культура передает социальный, исторический опыт человечества, является как бы памятью человечества. Культура несет большой потенциал познания и освоения человеческого опыта.

Культура выполняет также нормативную функцию. Эта функция опирается на мораль и право и призвана как бы регулировать поведение, поступки людей.

Занесите эти данные в тетрадь.

(слайд 9 ) 1…. Главная задача культуры – всестороннее развитие человека. Записать в тетрадь .Что значит всестороннее развитие человека? Учиться, трудиться, организовывать досуг, уметь общаться и быть интересным собеседником. Формированию всего этого помогут сложившиеся ценности, которые являются основой культуры.

Ценностями называют устойчивые представления о чем – то как о предпочитаемом, о том, что отвечает каким – то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека или группы.

Ценности бывают разные. Мы говорили о них.

? вспомните, какие ценности можно отнести к главным?

    2…………..Главными ценностями являются –истина, красота, добро, любовь, справедливость, свобода. Все знают, что они обозначают и поэтому мы движемся дальше по нашему плану. Какие виды культуры вам известны. Сделаем вывод по этому вопросу!

Вывод: Культура делиться, на виды и все они взаимосвязаны между собой, неотделимы друг от друга. Кроме того культура выполняет определенные функции. Уровень любой культуры определяет, прежде всего, человечность. Главная задача культуры – всестороннее развитие человека. Главными ценностями являются –истина, красота, добро, любовь, справедливость, свобода.

Сейчас перейдем к следующему вопросу урока, но сначала обратимся к результатам анкетирования проведенного среди подростков нашей школы. На вопрос есть ли подростковая культура, ответ был неоднозначный (слайд 10).

Но все же большая часть ответила «да» и мы попробуем вместе разобраться в этом вопросе. Чем же подростки характеризуют подростковую культуру? А как вы думаете, что поставили подростки на 1 место? Слайд 11 . почему именно так распределились критерии характеристик?

Чтобы понять, что представляет собой культура подростков нужно, рассмотреть её особенность. Слайд 12.

Общество подростков включает в себя молодых людей, поэтому оно достаточно разнообразно. Подростковые общества могут различаться по возрасту, по полу, национальному составу, вместе с тем подростковые общества имеют определенную особенность: подражание взрослым, кумирам, героям кинофильма, сверстникам.

Слайд 13 .Общество подростков можно разделить на общества формальные и неформальные. Рассмотрим, что представляют собой эти общества. Формальная организация представляет собой способ организованности, построенный на социальной формализации связей, статусов, норм.

Неформальная организация - это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели

Слайд 14. Какие же признаки характерны для формального общества?

Чем характеризуется формальное общество, организация? Слайд 15. Формальная организация - характеризуется: строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами, наличием органа власти и аппарата управления.

Люди вступают в формальные организации по целому ряду причин. Как вы думаете, ребята, с какой целью подростки вступают в формальные организации? Назовите формальные объединения, существующие в нашей школе? Слайд 16.

Социологи выделяют основные типы формальных организаций: добровольные, принудительные. Добровольные организации - это ассоциации, члены которых обладают правом свободного вступления и выхода. Примерами таких организаций являются: школьные, спортивные секции, театральные и предметные кружки, клуб шахматистов, общество охраны природы, охраны памятников. Члены таких организаций не получают платы за участие в их деятельности.?? На какие группы делиться общество подростков?

Сделаем вывод.

Подростки вступают в добровольные организации, чтобы заполнить свободное время, пообщаться с единомышленниками, исполнить общественный долг, послужить какому-то делу или постараться помочь самим себе и другим.

Как вы думаете, участие в таких организациях воспитывает их участников? Какие качества воспитывает коллектив? (местные патриотизм, поддержка, за команду, класс).

Слайд 17. Мы рассмотрели вопрос о формальных обществах, а теперь самое время познакомиться с признаками неформальных обществ. И выяснить, чем отличаются и что общего у неформального общества с формальным?

    Существуют недолго.

    Компании по месту жительства

    строится на принципах саморегуляции и самоорганизации.

    Не является жёстко структурированной.

    строится на основе личностных особенностей участников, специфики отношений.

Слайд 18 .В неформaльныx обществах имeютcя нeпиcaныe пpaвилa -- нopмы, кoтopыe cлyжaт этaлoнaми пoвeдeния.

Вaжнeйшиe пpичины вcтyплeния в гpyппy: yдoвлeтвopeниe чyвcтвa пpинaдлeжнocти, взaимoпoмoщь, зaщитa, тecнoe oбщeниe и cимпaтия.

Попробуем сравнить и найти общее и различное этих организаций. Формальные организации, неформальные имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. По существу нет никаких серьезных различий в средствах, применяемых лидерами формальных и неформальных организаций, для оказания воздействия. Отличает только то, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде официальных полномочий. Опора неформального лидера - признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Ребята,а вы сделали свой выбор ? Слайд 19. Участниками, каких обществ или организаций вы являетесь ? Вывод :

Формальные и неформальные организации имеют похожие цели, которые являются причиной существования этих организаций. Как вы думаете, что может причиной вступления подростков в неформальные организации?

Мы оцениваем себя и задаем направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом сообществе. Подростки принадлежат к множеству различных групп, каждая из которых в определенном смысле представляет собой уникальную субкультуру, что является частью молодежной культуры. Обратимся к определению молодежная культура. Слайд 20. Запишем определение в тетрадь.

Наше анкетирование показало, чем вы характеризуете подростковую и культуру это - одежда, музыка, прически. Ваше мнение совпадает с мнением других социологических исследований.

На формирование молодежной культуры влияют и особенности подросткового возраста: склонность к новизне, к творчеству, стремление к независимости, непохожести на других. Её создателями являются многочисленные подростковые объединения, которые различаются своими интересами, взглядами, образом жизни, формами проведения досуга, одеждой всевозможной символикой. Подростковую культуру можно выразить через типы поведения, характерные для этого возраста, а можно рассмотреть вещи, которые молодежь покупает или делает своими руками, используя их в повседневной жизни. Рассмотрим главную материальную черту подростковой культуры – молодежную одежду. Одной из черт, которая выделяет молодежь среди других групп населения, бросается в глаза- это повышенное внимание к одежде, прическе и уходу за собой. Как правило, подростки выбирают такую одежду, которая позволит им быть принятым в компании.

Броская и часто вызывающая одежда помогает подросткам раскрыть и выразить свой характер, отношение к миру, подчеркнуть свою индивидуальность. Слайд 21, 22.

Как вы думаете, одинаковые ли функции выполняет одежда у взрослых и подростков?

Взрослые, как правило, выбирают практичную одежду, отвечающей эстетическим критериям, принятым обществом. У подростков другая эстетика: разрезанные, потертые джинсы, выкрашенные самым необычным цветом. О тепле у подростков не возникает вопрос. Так Это?

Эксперименты с внешностью - часть процесса поиска собственного образа, когда подросток чувствует себя комфортно. Внешним видом подростки стремятся управлять впечатлением, которое они производят на окружающих. Слайд 23,24. Есть ли у вас, вещи, которые подчеркивают вашу индивидуальность.

Другой важной частью подростковой культуры является музыка. Слайд25. Обратим внимание на результаты анкетирования. Существует много различных направлений в музыке. Наше анкетирование показало, какую музыку вы слушаете с удовольствием, а какая вам совершенно не нравиться.

Слайд 26…. это направление нередко шокирует своим содержанием и музыкальной формой. Многие взрослые против того, чтобы их дети слушали такую музыку. В настоящее время молодежная музыка часто является протестом и вызовом современному обществу. Слайд 27. А сейчас я вам предлагаю прослушать музыкальные фрагменты, а вы попробуйте назвать исполнителей или музыкальное направление.

Слайд 28.роллер. С недавнего времени частью молодежной и подростковой культуры является катание на роликах. (1992г.)

Это занятие придумали американцы, а позже эстафету подхватили российские подростки. Ролики – это скорость, романтика, множество острых ощущений. На роликах передвигаться в 5 раз быстрее …, чем пешком. Роллеры –это не только потрепанные локти и колени, но и адреналин, радость от катания, трюков. Гордость, что умеешь это делать на тебя смотрят и завидуют те кто не умеет. Это конечно и общение с интересными людьми. К сожалению не всё так прекрасно, и не только потому, что это может привести к травмам и переломам, но и отрицательно может повлиять на учебу.

Роллеризм – это особый образ жизни и особая субкультура, где есть уже свой язык (сленг), одежда, техника катания, правила поведения, прозвища. Достаточно распространенная одежда роллера – джинсы-трубы, военные штаны, немыслимый расцветки футболка, велосипедный шлем. Или - шапочка, широкие штаны или шорты, из-за которых роллеров часто принимают за реперов. Кроме одежды нужно приобрести хорошую защиту – налокотники, наколенники и шлем. Ребята в нашем городе есть роллеры? Как вы думаете, почему слабо развито это направление?

Вывод: Подростки создают собственную культуру, со своим языком, модой и самое главное системой ценностей. Эта культура пользуется одобрением среди ровесников и не всегда среди взрослых. Многие взрослые считают, что подростковая культура – только отражение культуры взрослых. Домашнее задание.п.22, учить определения,стр137 практикум №3 письменно.

Вопросы для закрепления:

    Сравните культуру подростков и взрослых. В чем отличие?

    В чем проявляется самовыражение подростка?

    Что такое молодежная культура?

    Синквейн

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Так или иначе, с подростковой субкультурой сталкивается практически каждый из нас. Может быть, ребенок повесил у себя в комнате плакат с изображением сомнительного вида людей в черной коже. Или вместо приличной одежды попросил купить ему черный балахон с надписями. Или постоянно слушает громкую бессвязную музыку. Словом, пути соприкосновения взрослых с подростковой культурой крайне разнообразны.

Но если такое количество подростков упорно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Давайте попробуем разобраться, какое именно.

Во-первых, подростковая культура во многом облегчает общение со сверстниками. Известно, что отрочество - это возраст интенсивного общения. В психологии принято считать, что именно общение является наиболее значимой для подростка деятельностью, которая позволяет ему развиваться. Но для того, чтобы общаться, необходимо иметь какие-то общие интересы, найти единомышленников. Наличие культуры значительно облегчает этот процесс: стоит тебе определиться со своими субкультурными пристрастиями, как ты немедленно найдешь огромное количество сверстников с теми же интересами. Если подростки слушают одну и ту же музыку или увлекаются одним и тем же видом спорта, это создает основу для их общения.

Как правило, когда дружеские отношения между подростками уже сложились, значение молодежной культуры в общении снижается. Подросткам интересно обсуждать самые различные темы, и музыка или спорт отходит на второй план.

Во-вторых, молодежная культура для подростка - это сфера самоопределения.

Подростковый возраст - период активного осмысления себя, своей сущности и своего места в мире. Подростку исключительно важно найти собственный ответ на извечный вопрос: «Кто Я и какой Я?» Однако в современном обществе с его противоречивыми тенденциями, множеством культурных влияний и течений, сложной социальной структурой подростку не так просто найти свое место. И здесь на помощь приходит культура, предлагающая простой и четкий ответ на этот вопрос: я - футбольный фанат, я - игрок в компьютерные игры. Мало того, подростку предлагается соответствующий внешний вид и стиль поведения.

В-третьих, молодежная культура - это уникальный мир, мир без взрослых. Подростки прекрасно понимают, что в реальной жизни, где практически всем распоряжаются взрослые, они занимают зависимое положение. Молодежная культура - это реальность, где подросток компетентен и самостоятелен, где он может почувствовать себя взрослым.

Увлечение молодежной культурой не всегда бывает серьезным. Иногда в этом проявляется просто желание «быть как все», «не хуже других». Не надо торопиться осуждать за это наших детей и призывать их иметь свое собственное мнение.

Вспомните то время, когда ваши дети были маленькими и играли в игрушки. Даже тогда у них были свои предпочтения: нужно было купить совершенно определенную машину или куклу. У каждого возраста свои игрушки: у малышей - свои, у подростков - свои. Очень редко подростковые увлечения сохраняются дольше, чем до 17-18 лет. Если же начать с ними бороться, велика вероятность, что подросток, встав на защиту гонимой родителями музыки, сохранит увлечение ею надолго.

Если подростковая культура позволяет детям почувствовать себя компетентными, можно обратиться к ним за советом как к экспертам. Спросив у ребенка «Кто это?», «Что означает это слово?» «О чем они поют?», мы тем самым даем ему понять, что признаем его авторитет и считаемся с его мнением. Но этот прием работает только в том случае, если за вопросом кроется искренний интерес и желание разобраться. Если подросток почувствует нашу снисходительность, контакта не получится.

Очень часто нас волнует вопрос: «Все это, конечно, правильно, но что делать, если ребенок тратит на свою музыку или футбол все свободное время, а уроки так и остаются несделанными?». В этом случае важно делать акцент именно на выполнении уроков, не противопоставляя их увлечениям подростка: есть разница в том, борется ли родитель за знания или против увлечений. «У нас всех есть свои обязанности. Я работаю, а ты учишься. Поэтому сначала сделай уроки, а в свободное время можешь делать то, что тебе нравится».

Бывают также ситуации, когда увлечение подростка так или иначе затрагивает нашу жизнь, поэтому возникает необходимость оградить свои интересы. Например, громкая музыка мешает нам отдыхать после работы, и нам не нравится, что новые обои завешаны плакатами. Естественно, что в этом случае мы имеем полное право на отстаивание собственного пространства. И опять повторимся: главное - не действовать против увлечений подростка, а отстаивать собственное пространство. Если мы скажем в конце рабочего дня о том, что громкая музыка мешает нам, не давая при этом ей оценки и умолчав о том, что она кажется нам бессмысленной, это вызовет гораздо меньший протест.

Можно ли каким-то образом развивать у подростка иные интересы? Безусловно, да. Главное - чтобы у ребенка не возникало ощущения «навязывания». Один из возможных путей - показывать на собственном примере увлеченность музыкой, чтением, театром. Даже если подросток вначале не разделяет наших интересов, у него появляется возможность познакомиться с другой культурой. Проявляя собственные увлечения ненавязчиво и искренне, мы создаем условия для расширения кругозора наших детей.

Наряду с положительным влиянием культура может оказывать и негативное воздействие на подростка.

Во-первых, она ограничивает и сужает кругозор, обостряет отношения между сверстниками. Известно, как трудно порой найти общий язык со сверстниками подросткам, не принадлежащим к той или иной культурной группе, какие беспочвенные конфликты возникают между представителями различных по интересам групп.

Во-вторых, для культуры подростков характерны социально нежелательные проявления: курение, употребление наркотиков и алкоголя, нецензурная брань.

Во многом именно с этим связана тревога, которую мы, взрослые, часто испытываем при соприкосновении с миром подростковой культуры. Можно ли как-то уберечь наших детей от её неблагоприятного влияния? Поскольку их нельзя изолировать и невозможно всегда находиться рядом, нужно найти какой-то способ, чтобы ребенок мог защитить себя сам.

Давайте вспомним то время, когда наши дети были маленькими и им делали прививки, чтобы защитить их от оспы или полиомиелита. Мы понимали: это единственный способ защитить детей от страшной болезни. Что же может выступить в роли такой «психологической прививки»?

Это - умение принимать самостоятельные решения. Если ребенок привык соглашаться с другими, опираясь на чужое мнение, он в гораздо большей степени подвержен влиянию молодежной культуры. «Если все вокруг курят, будет правильно, если я тоже стану это делать» - вот приблизительный ход его рассуждений. Важно, чтобы подросток не просто знал о необходимости думать самостоятельно, а имел такой опыт. Если советоваться с ребенком, спрашивать его мнение, предоставлять ему право выбора и право решения, он осознает, что может принимать решение сам, а не просто согласиться с мнением большинства. Лучше всего, если высказывание подростком своего мнения имеет какие-то последствия: например, именно он решает, какой фильм вы пойдете с ним вместе смотреть, и вы действительно идете смотреть именно этот фильм.

Очень важно также научить ребенка говорить «нет» и настаивать на своем решении. Необходимо, чтобы у него был опыт успешного отстаивания собственного мнения. Если в какой-то спорной ситуации уступить подростку, дать ему возможность настоять на своем и сделать по-своему, он почувствует, что способен опираться на свои силы и принимать собственные решения.

Еще один важный момент - продемонстрировать подростку свое нейтральное отношение к его увлечениям и интерес к его жизни. Если он понимает, что мы осуждаем его интересы, он перестанет ими делиться и в трудной ситуации (если, например, в его компании все начали курить) останется один со своими сомнениями и переживаниями.

Понятно, что невозможно показывать положительное отношение или одобрение там, где его нет, да это и не требуется. Вполне достаточно просто принятия: «Это твои увлечения, я могу их не разделять, но мне интересно, чем ты увлекаешься». Если подросток знает, что мы его не осудим, ему будет проще обратиться к нам за поддержкой в трудный момент.

Не надо «бороться» с подростковой субкультурой, т.к. это не способствует культурному развитию детей и может привести к нарушению контакта с ребенком. Очень важно, чтобы родители поняли: подростковая субкультура имеет определенные психологические функции, к этому надо отнестись как к данности.

Литература

Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся). СПб., 1996.

Современные тенденции молодежной социализации: наблюдение, оценки, суждения. Под ред. А.Г.Быстрицкого. М., 1992.