Открытый урок п. А.Столыпин. Аграрная реформа. классный час на тему. Порядок подготовки и проведения открытого урока

  • 1.9. Система непрерывного образования в Республике Беларусь
  • 1.10.Научно-методическое обеспечение профессионального образования Республики Беларусь. Участие педагогов в деятельности по научно-методическому обеспечению.
  • 1.11. Инновации в системе профессионального образования
  • 1.12. Основные этапы становления и развития педагогики
  • 1.13.Основные этапы в истории педагогической мысли:
  • 1.14. Становление научной педагогики. Дидактика я.А.Коменского.
  • 1.19. Педагогический процесс как целостная система
  • 1.20 Педагогическая система: сущность понятия, структура и содержание
  • 1.23Системы по
  • 5 .Структура и содержание по по операционно-комплексной системе.
  • 2.1. Учреждение профессионального образования как субъект управления.
  • 2.2. Мониторинг качества образования
  • 2.4. Индивидуальные формы методической работы
  • 2.6. Открытый урок как методическое мероприятие: цели, виды и методика проведения
  • 3.2. Личностно ориентированный подход: сущность, особенности реализации в педагогическом процессе
  • 3.5. Основные методы педагогических исследований, их классификация и характеристика
  • 4.3. Виды обучения, их характеристика.
  • 4.4 Законы и закономерности обучения
  • 4.6. Теория развивающего обучения.
  • 4. Дидактическая система развивающего обучения д.Б.Элькона-в.В.Давыдова:
  • 4.9. Диагностичное задание целей по формированию знаний, умений, навыков и качеств личности
  • 4.12. Формы обучения, их характеристика, классификация.
  • 4.13 Урок как основная форма обучения
  • 4.14. Методы обучения: сущность понятия, классификации и характеристики. Выбор методов обучения
  • 5.1. Педагогические технологии в системе образования
  • 4.18. Учебно-методические комплексы: цели и принципы создания, структура и содержание
  • 5.1. Педагогические технологии в системе образования
  • 5.3 Метод проектов. Проектирование как особый вид интеллектуальной деятельности
  • 6.1. Воспитание в целостном педагогическом процессе
  • 6.2. Условия развития гуманистической системы воспитания в учреждении образования
  • 6.5. Целеполагание в процессе воспитательной деятельности
  • 6.6. Принципы гуманистического воспитания
  • 6.8. Экологическое и эстетическое воспитание. Методы и формы экологического и эстетического воспитания.
  • 6.9. Физическое воспитание. Формирование здорового образа жизни.
  • 6.10 Методы гуманистического воспитания
  • 6.12. Методика коллективной творческой деятельности (ктд): сущность, особенности методики
  • 6.18. Учреждение образования как воспитательная система
  • 6.19. Организационно-педагогические условия повышения эффективности воспитательного процесса
  • 6.20. Приоритетные направления воспитательной работы в учреждениях профессионального образования.
  • 6.21. Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования: цели, приоритетные направления, содержание деятельности
  • 6.22. Социально-психологический климат и стили педагогического управления
  • 6.23. Мониторинг качества воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования
  • 6.24. Методы определения уровня воспитанности личности
  • 2.6. Открытый урок как методическое мероприятие: цели, виды и методика проведения

    Одним из методических мероприятий является открытый урок . Открытые уроки проводятся с целью изучения современного пед. опыта и его трансляции. По цели проведения открытые уроки бывают:

    1. Пробные . Их проводят начинающие педагоги в первые 2 года своей проф. деятельности. Цель проведения – выработка методических рекомендаций по улучшению методики проведения уроков. На пробный урок приглашают зам. директора по уч. работе, методиста и коллег. Методика проведения:

    Обсуждение урока присутствующими (оценивают достоинства урока и указывают на недостатки, дают методические рекомендации по улучшению качества проведения уроков).

    2. Мастер-классы – вид открытого урока, который проводит преподаватель на высоком уровне пед. деятельности и постоянно добивается высоких результатов. Цель проведения – изучение и трансляция позитивного инновационного пед. опыта преподавателя. Методика проведения:

    Дается объявление о проведении мастер-класса;

    Проводится мастер-класс, на нем могут присутствовать все желающие;

    Задаются вопросы присутствующими на понимание методики;

    Общее обсуждение, выработка согласованного мнения о целесообразности распространения данного инновационного опыта, о практической ценности;

    Выражение благодарности за проведение урока.

    3. Показательные уроки – проводят их любые педагоги по конкретной методической проблеме, по решению конкретной методической цели. Методика проведения: -проведение урока;-выступление автора;-вопросы на понимание со стороны присутствующих;-высказывание своего позитивного отношения;-после серии показательных уроков проводится круглый стол с целью коллективного обсуждения методической проблемы, выработки согласованного мнения о целесообразности применения той или иной методики; вырабатываются общие методические рекомендации.

    2.7. Педагогический опыт – это эффективный опыт, который позволяет достигать оптимальных результатов в образовательном процессе пи сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств. При этом оптимальность рассматривается как достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий всех участников образовательного процесса, а эффективность – как степень достижения заданной педагогической цели с учётом оптимальности.

    Критерии оценки передового педагогического опыта (ППО):

      Научная обоснованность – это критерий, характеризующий опыт, который опирается на основные научные доводы.

      Актуальность - это свидетельство того, что данный опыт связан с передовыми тенденциями в организации образовательного процесса, решением насущных проблем педагогического труда.

      Преемственность – это подтверждение того, что передовой опыт является следствием поисков совершенствования образовательного процесса, что он согласуется с массовым опытом, развивает его.

      Перспективность – этовозможность развития опыта и применения его в практике других педагогов.

      Оптимальность - это критерий, предполагающий достижение высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий педагогов и учащихся, финансовых средств.

      Высокие результаты образовательного процесса и его устойчивость. Передовой опыт должен вести к повышению качества знаний, умений и навыков, достижению более высоких результатов в воспитании, обучении и развитии личности.

      Новизна - этоуровень научных открытий в педагогической деятельности, рационализации отдельных сторон педагогического труда.

      Стабильность - это получение одинаковых результатов в процессе образования при определенных условиях, и сохранение этого уровня при изменяющихся условиях педагогического.

    Условно можно выделить два пути изучения и обобщения ППО: первый – по инициативе администрации среднего специального учреждения, второй – по личной инициативе педагога или группы педагогов. Второй путь наиболее эффективен и результативен.

    Механизм распространения ППО: плакаты, статьи, письменный доклад, открытые уроки, выступления мастеров п\о и педагогов, устные сообщения о ППО.

    Таким образом, чтобы внедрить тот или иной ценный педагогический опыт в практику необходимо:

      донести его до учителя в такой форме, при которой он был бы достаточно ясен и нагляден, подсказывал пути и способы его реализации в конкретных данных условиях;

      пробудить встречный интерес педагогов к новому опыту;

      вызвать желание и творческую готовность овладевать этим опытом.

    Инновационный педагогический опыт – способ познания педагогических процессов и явлений основанный на инновационной деятельности педагога приводящий к нововведениям в педагогическую деятельность, изменениям в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющим целью повышение их эффективности.

    Критерии оценки инновационного педагогического опыта: новизна; высокая эффективность; устойчивость результатов; сбалансированность и комплексность результатов; рациональность затрат времени, усилий, средств; соответствие реальным возможностям основной массы учителей, материальной базе.

    Обобщение инновационного педагогического опыта - это выводы, сделанные по результатам изучения и анализа отдельных фактов, явлений процессов, наблюдаемых в педагогической практике, оформленных в виде педагогических идей или педагогической системы, принципов организации педагогической деятельности, методов или закономерностей в регулировании педагогических процессов.

    Формы распространения инновационного педагогического опыта: семинар-практикум; педагогическая студия; педагогические мастерские, мастер-классы; деловая игра; аукцион «педагогических идей»; творческие группы; печатные способы распространения педагогического опыта; заполнение и публикация информационных карт инновационного педагогического опыта.

    На 1- этапе необходимо инновационный опыт выявить . а) в результате наблюдения – директор, зам директора посещают занятия. б) по успеваемости учащихся, это говорит о том. Что преподаватель добивается высокой постоянной успеваемости. 2 этап: изучение иннов-го опыта. Администрация и методист изучают опыт. 3 этап : обобщение и систематизация – это описание иннов-го опыта. Описание нормативное (описание конкретно методик обучения) и феноменальное (описание личности педагога как профессионала). С чего начинать описывать опыт? С методологии – это система научных идей, подходов. концепций, теорий, которыми руководствуется педагог, т.е. какова концептуальная основа опыта. оформление опыта(систематизация) – видеофильм (включить уроки преподавателя), какой-либо альбом и дальнейшее его распространение опыта: необходимо методисту разработать механизм распространения этого опыта:

      Творческий отчет этого педагога – на пед совете или заседании мет комиссии

      Мастер-классы педагога;

      Семинары, круглые столы, пед чтения, т.е. коллективные формы на которых идет обсуждение;

      Выслушать преподавателей, кто стал применять этот опыт.

    3.1. Родоначальником понятия методологии науки является Френсис Бекон (английский философ) (1561-1626). В работе «Новый агроном» указывал на то, что задача науки – увеличивать власть человека над природой.

    Методология – наука о методах научного познания и преобразования мира. Методология – это учение о принципах, структуре, логической организации, методах, средствах, формах теоретической и практической деятельности. Мет-ия (как идеология гос-ва) включает: идеи, принципы, традиции. Мет-ия выполняет регулятивные и нормативные функции . Методологическое знание выступает либо в дескриптивной форме (это описание), либо в прескрептивной форме (это нормативное, конкретное указание). Мет-ия – совокупность научных идей, взглядов, научных подходов, концепций, на которых строятся все пед.исследования.

    В структуре методологического знания выделяют 4 уровня :

    – философский, который включает общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом.

    –конкретно-научный – это совокупность принципов, подходов, научных идей, концепций, взглядов в конкретной научной дисциплине.

    –технологический ур-нь – это методика и техника научного исследования.

    – общенаучный ур-нь – это теоретические концепции, которые применяются в большинстве научных дисциплин (этот уровень представлен системным подходом ). Сущ-ть его закл-ся в том, что исследуемые объект рассм-ся как целостная система, компоненты к-рой нах-ся во взаимосвязи. Система – совокупность подсистем. Все пед.процессы протекают в пед.системах. Пед.сист. опр-ся как множество взаимосв-х структ-х и функцион-ых компонентов, подчиненных целям в., образ. и обуч.

    Общенаучная методология м.б. представлена системным подходом . С.п. – это общенаучная концепция, указывает на то, что любой объект, любой феномен необходимо рассматривать как систему, имеющую определённое строение, свои законы функционирования и развития.

    Сущ-ть сист. подх. закл-cя в том, что компоненты системы рассматриваются в их взаимосвязи, в развитии и движении.

    Сист. подх. позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у каждого компонента системы в отдельности. Сист. подход требует реализации таких принципов исследования, как: историзм, конкретность и учёт всесторонних связей. Сист. подход предполагает построение структурных и функциональных моделей.

    Пед система м.б. представлена как совокупность следующих компонентов:

    – цели образования (обуч.,раз.,восп.);

    – субъекты пед процесса (учащиеся и педагоги);

    – средство пед коммуникации (методы, средства и формы обуч. и воспит.);

    – материальная база.

    Целиявл-ся системообр-им фактором (причиной), есть причина – система существует.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение
    «Гимназия№10»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
    открытого урока на тему:
    «Применение игровых технологий
    на начальном этапе обучения в
    классе фортепиано»
    Подготовила:
    педагог дополнительного образования

    Костина Светлана Валерьевна

    г. Железногорск, 2017

    ПЛАН­КОНСПЕКТ
    открытого урока педагога дополнительного образования
    в области музыкального искусства
    Костиной Светланы Валерьевны
    Место проведения: МОУ «Гимназия №10», кабинет №34
    Дата проведения: 16.03.2017г.
    Тема урока: «Применение игровых технологий на начальном этапе обучения
    в классе фортепиано»
    Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение
    знаний).
    Вид урока: традиционный
    Цель урока: закрепление и применение полученных знаний на материале
    упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.
    Урок включает:
    ­организационную и содержательную установку;
    ­проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося;
    ­взаимодействие педагога и ребенка на основе сообщения­усвоение новых
    знаний, умений, навыков;
    ­закрепление изучаемого материала и упражнений;
    ­диагностика прочности усвоения знаний;
    ­инструктаж по выполнению домашнего задания.
    Задачи урока:
    В интересной для ребенка форме закрепить практические навыки игры на
    фортепиано, расширять творческих возможности учащегося в процессе
    обучения на инструменте.
    Образовательные:

    ­закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм,
    мелодия, динамика);
    ­продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato,
    legato, staccato);
    Развивающие:
    ­развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма;
    ­развитие координации движений;
    ­активизировать образное музыкальное мышление через различные виды
    деятельности.
    Воспитывающие:
    ­воспитывать интерес и любовь к музыке, предмету «Фортепиано»;
    ­воспитывать эстетический вкус;
    ­воспитывать усидчивость, организованность, самоконтроль.
    Методы обучения:
    Перспективный­словесная передача и слуховое восприятие. Педагог
    сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся
    осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato,
    legato, staccato.
    Репродуктивный­запоминание учащимся сообщенной информации.
    Способствует формированию знаний, умений, навыков через систему
    упражнений.
    Практический­музыкальные дидактические игры, повторные действия с
    целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
    Методические приемы:
    ­словесный, наглядный, практический;
    ­активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
    ­развитие мышления, творческой инициативы;
    ­приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать
    воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать
    ритмический рисунок.
    Психологические условия на уроке:

    Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп
    урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом
    складывающейся ситуации, психологический микроклимат на уроке.
    Средства обучения: фортепиано, два стула, подставка на сиденье стула.
    Рисунки, картинки, карточки, нотные пособия, «Музыкальная ромашка»,
    схема «Средства музыкальной выразительности», компьютер, проектор.

    Применение педагогических технологий:
    Здоровьесберегающая. Развиваются мышцы пальцев, что положительно
    влияет на память, которая будет развиваться интенсивнее. Музыкальные
    занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день. Он будет более
    организован. Рациональная организация урока: динамическая пауза,
    включение игровых моментов, упражнения на раскрепощение мышц шеи, рук,
    плечевого пояса. Чередование различных видов учебной деятельности (игра
    гаммы, упражнений сменяется разбором нотного материала. повторением
    выученных пьес и слушанием музыки). На уроке важен психологический
    комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций,
    проявление доброжелательности педагога.
    Технология личностно­ориентированного обучения И. Якиманской.
    Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного
    процесса есть личностно­ориентированная педагогика. В основе этой
    технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого
    человека, его развитие прежде всего как индивида, наделенного своим
    неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для
    самореализации индивидуальных познавательных способностей, творческого
    воображения (упражнение «Говорящие пальцы. Загадка»). Это задание:
    стимулирует учащихся к самостоятельному выбору способов решения этой
    задачи; загадка выявляет субъективный опыт ученика; оценивается не только
    результат, а главным образом, процесс учений, то есть тех трансформаций,
    которые осуществляет ученик; стимулирует ученика на саморазвитие,
    самовыражение в ходе овладения знанием.
    Технология проблемного обучения. Эта технология подразумевает
    последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимся
    учебных проблем. Учащиеся включаются в активную мыслительную
    деятельность, высказывают собственное мнение и активно усваивают знания.
    Создаем проблемную ситуацию учебным заданием.

    Технология формирования мотивации или игровая технология.
    Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную
    на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать
    ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых
    моментов («Подумай­угадай», «Музыкальная ромашка»), работа с рисунками,
    карточками повышает интерес учащихся к занятиям на фортепиано,
    активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так
    называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к
    обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и
    вызывает положительные эмоции.

    Вид используемых на уроке средств ИКТ:
    презентация, иллюстрации.
    Необходимое аппаратное и программное обеспечение:
    мультимедийный компьютер.
    План урока
    1. Организационный момент
    2.
    Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного
    аппарата, пальчиковая гимнастика (с использованием личностно­
    ориентированной технологии).
    3. Физминутка
    4. Работа с музыкальным материалом (с использованием
    здоровьесберегающей технологии).
    5. Проблемная ситуация на основе учебного материала.
    6. Работа с музыкальным материалом
    7. Закрепление пройденного материала с использованием игровой
    технологии («Музыкальная ромашка», игра по карточкам, рисунки,
    картинки).
    8. Домашнее задание.
    9. Рефлексия.
    10.Итог урока с оценкой проделанной работы обучающейся.

    План­конспект открытого урока
    (слайд1) Приветствие, посадка за инструментом.
    Учитель: Вероника, желаю тебе работать с увлечением и сделать успехи!
    Итак, за дело!
    (слайд2) (Упражнение, направленное на свободу двигательного аппарата
    «Радуга­дуга»). Посмотрим на твой замечательный рисунок. А теперь
    нарисуй радугу над клавиатурой. А концы ее пусть звучат, приговаривая:
    Ой ты, радуга­дуга
    Под тобой лежат луга.
    В небе ты повисла, словно коромысло.
    Я красивую такую в пол минуты нарисую.
    Сначала рисуй правой, потом левой рукой. А теперь нарисуй двумя руками.
    Дуговые упражнения над клавиатурой с последующим погружением в нее.
    Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и
    мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговыми движениями
    свободно и плавно. Представь себе, как прозрачная капелька катится по
    радуге и звонко падает в глубокое озеро. Дома повторяй это упражнение.
    А теперь поработают пальчики.
    (слайд3) Пальчиковая игра: «Волшебный платок»
    У меня живет проглот­
    Весь платок он скушал, вот!
    Сразу стало у проглота
    Брюшко как у бегемота!
    Учитель: Как ты думаешь, умеют ли пальцы говорить?
    Ученица: Они могут звучать, когда коснуться клавиш.
    Учитель: Но ведь пальцами можно «проговорить»; то есть прохлопать или
    простучать ритмический рисунок стихов песенки.
    Ученица: Это тоже пальцы говорят?
    Учитель: Конечно. Запомни стишок.
    (слайд4) Упражнение «Говорящие пальцы»

    Лес весну встречать готов,
    Под ногой трещит валежник.
    Самым первым из цветов
    Просыпается подснежник.
    1 1 2 2 1 1 3 3 1 1 2 2 1 1 3 3
    1 1 4 4 1 1 4 4 1 1 4 4 1 1 5 5 (стучим по крышке)
    (слайд5) Упражнение «Говорящие пальцы. Загадка»
    Учитель: Теперь прохлопай руками такую загадку:
    Вот иголки и булавки
    Выползают из­под лавки.
    На меня они глядят,
    Молока они хотят.
    Учитель: Тут тебе предстоит все выполнить самостоятельно дома: отгадать
    загадку, записать ритмический рисунок загадки в нотной тетради.
    (слайд6) Какую гамму ты готовила к сегодняшнему уроку?
    Ученица: Ми мажор.
    Учитель: Назови ее ключевые знаки.
    Ученица: Четыре диеза: фа, до, соль, ре.
    Учитель: Расскажи стишок про порядок ключевых знаков.
    Ученица: Фадосольрелямиси
    Ехал в гости на такси
    К Симиляресольдофа
    Вот такая чепуха!
    Далее проверяем знание ученицей гаммы Ми мажор. Играем гамму каждой
    рукой отдельно в две октавы в прямом движении, повторяя вершину (со
    снятием руки) с подтекстовкой:
    От пиано на крещендо и до форте мы ведем,
    Вниз идем диминуэндо и к пиано приведем.
    Добиваемся Legato, с динамикой от PP.
    Затем играем гамму в прямом движении двумя руками. Работаем отдельно
    над подкладыванием 1­го пальца, отдельно каждую позицию («секрет»).
    Затем играем гамму двумя руками в расходящемся движении.
    Играем тоническое трезвучие отдельно каждой рукой и двумя руками в
    расходящимся движении.
    (слайд7) Упражнение «Гусеница» (по Ганону №1)
    Добиваемся плотности звука, Legato.
    (слайд8) Физминутка: Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук,
    плечевого пояса: поднимаясь на носки медленно и плавно вместе со вздохом

    «растем», поднимаем ненапряженные руки вверх. Затем резко с выдохом
    тяжело «уронить» корпус и расслабленные руки вниз, наклонившись вперед.
    Руки свободно раскачиваются в стороны ­ «Шалтай­Болтай». Повторяем.
    Учитель: Перед тем как ты исполнишь пьесу, давай повторим ноты басового
    ключа.
    (слайд9) Пальчиковая игра: «Волшебная палочка»
    Ученица берет в правую руку «волшебную палочку» с ноткой на конце. Левая
    рука служит нотоносцем. Ученица прикладывает нотки к пальцам левой руки,
    приговаривая:
    Ты басы запомни точно,
    СОЛЬ, СИ, РЕ, ФА, ЛЯ­построчно,
    Между­ ЛЯ, ДО, МИ и СОЛЬ
    СИ­над всеми как король.
    (слайд10) Учитель: Скажи, какой характер у пьесы?
    Ученица: Радостный, веселый…
    Учитель: Что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?
    Ученица: Картина природы, веселье…
    Исполнение. «Украинская народная песня».
    Как ты думаешь, с помощью каких средств музыкальной выразительности
    композитор(народ) передает образ, картину праздника, веселья?
    Ученица: Использовали мажорный лад, быстрый темп (средний регистр,
    короткие длительности нот, стаккато).
    Учитель: Почему произведение называется песня, а слов к ней нет. Можем мы
    пропеть мелодию?
    Ученица: Да, можем. Похоже на танец…
    Учитель: Можно придумать свои слова на эту мелодию. На пример:
    Летом скучно без частушек и веселых песен.
    Без гитары и гармошки мир не интересен.
    Заиграю на баяне, постучу на ложках,
    Не жалея ног станцую в красных босоножках!
    Учитель играет мелодию и вместе с ученицей поют слова песни.
    Учитель: Мелодия песни на высоких нотах, не очень удобно петь.
    Необходимо опустить мелодию на терцию вниз, в какой мы оказались
    тональности?
    Ученица: Ми мажор.
    Транспонируем мелодию в новую тональность (проанализировав строение
    мелодии).
    (слайд11) Учитель: Как называется твое следующее произведение?

    Ученица: «Идет дождь»
    Исполнение.
    Учитель: Какое настроение у этого произведения?
    Ученица: Спокойное…
    Учитель; Какие образы у тебя возникают когда ты играешь эту пьесу?
    Ученица: Это теплый дождь, летний, потому что пьеса в мажоре.
    (слайд12) Учитель: Расскажи, какие краски использует композитор?
    Анализ пьесы И. Берковича «Идет дождь»
    Мелодия похожа на песню, здесь нет капелек дождя. Как будто человек сидит
    у окна, смотрит на дождь и поет. Ему радостно, потому что будет хороший
    урожай. Можно придумать слова к музыке. На пример:
    «Я у окна сижу, и на улицу смотрю.
    За окном все дождь льет, травы и цветы мнет.»
    Работа над выразительным исполнением.
    Учитель: Вот прошел дождь, на небе появилось солнышко и поплыли…
    (слайд13) Ученица: Облака!
    Учитель: Произнеси слово «облака» с ударением, а в музыке куда падает
    ударение? Если бы мы могли потрогать облака, какие они на ощупь?
    Работа над пьесой­ансамблем «Облака» Г. А. Емельянова (терции)
    (слайд14) Учитель: Сейчас поиграем с тобой в игру я назвала ее
    «Музыкальная ромашка», может быть ты предложишь другое название.
    Сейчас прозвучат два произведения. После прослушивания тебе нужно
    выбрать какие росинки должны упасть на лепестки. Затем ты выберешь
    росинки для второй пьесы.
    (слайд15) Звучат: «Клоуны» Д. Б. Кабалевский
    (слайд16) «Старинная французская песенка» П. И. Чайковский
    Ученица выбирает карточки, соответствующие, по ее мнению, данному
    музыкальному произведению.
    (слайд17) Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.
    Учитель: Вероника, послушай следующие слова:
    Задача, конечно, не слишком простая:
    Играя учить и учиться играя.
    Но если с учебой сложить развлеченье,
    То праздником станет любое ученье!
    Ты согласна с этим утверждением?
    Как ты думаешь, можно научиться играя?
    Ответ: Да! Мы играли, но я научилась, запомнила много.
    Домашнее задание:(прошу записать самостоятельно, по памяти)
    1. Отгадать загадку и записать ее ритм в нотную тетрадь.

    2. Закрепить упр. «Гусеница», гамму и пьесы.
    (слайд18) Тебе понравился наш сегодняшний урок? Было интересно? С
    какими трудностями ты столкнулась? Чему ты сегодня научилась, что узнала?
    Какое у тебя сейчас настроение? Выбери смайлик, который тебе подходит.
    Ты сегодня старалась выполнять все задания, была очень внимательна и
    активна на уроке. Поэтому твою работу на уроке я оцениваю как «отлично».
    Урок окончен.

    Список использованной литературы.
    1. Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие.
    2. Амонашвили Ш. А. Гуманно­личностный подход к детям/Ш. А.
    Амонашвили; Акад. Пед. И социал. Наук, Моск. Психол.­социал. инт. ­
    М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1998г.
    3. Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»
    //Вопр. Психологии. ­ 1996г.­№6.
    4. Гаккель А. Д. «Фортепианная музыка XX века». –М.: Советский
    композитор, 1998г.
    5. Гальперин П. Я. «Методы обучения и умственное развитие ребенка».
    6. Грохотов С. В. «Как научиться играть на рояле». ­М.: издательский дом
    «Классика –XXI», 2005г.
    7. Давыдов В. В. «О понятии развивающего обучения» //Педагогика.
    ­1995г.­№1.
    8. Сальникова Т. П. «Педагогические технологии». –М.: ТЦ Сфера, 2000г.
    9. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие технологии». –М.: АРКТИ,
    2003г.
    10.Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям». –М.: Просвещение, 1979г.
    11.Сократов Н. В., Феофанов В. Н. «Мотивационные основы
    здоровьесберегающего образования детей»: Методические
    рекомендации. –Оренбург. 2001г.

    12.Теплов Б. М. «Психологические вопросы художественного
    воспитания». Вып. 11. –М. –Л.: Известия АПН РСФСР, 1998г.
    13.«Философский энциклопедический словарь». М, 1997г.
    14.Цыпин Г. М. «Психология музыкальной деятельности: проблемы,
    суждения, мнения: пособие для учащихся музыкальных отделений
    педвузов и консерваторий» / Г. М. Цыпин. –М.: Интерпракс, 1994г.
    15.Шмидт­ Шкловская. ­2­е изд. –Л.: Музыка, Ленинградское отделение,
    1985г.
    16.Щапов А. П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище». –
    М. «Классика –XXI», 2005г.
    17.Юдовина­Гальперина Т. «За роялем без слез, или Я­ Детский педагог».
    СПб, Изд­во «Союз художников», 1996г.
    Интернет­ ресурсы:
    1. http
    :// nsportal
    2. http://as­sol.

    Ru / shkola
    / muzyka

    /2013/04/20/
    Net/publ/metodicheskaia_stranica/kak_uvlech_rebenka_muzykoi/
    3. http: //class. slovarik. org/dannye­7/data­id7936

    Этому вопросу следует уделить максимальное внимание. Конечно, опытный учитель может провести урок на любую тему, и он будет интересным и «смотрибельным». Но если есть возможность выбрать, пренебрегать ею неразумно.

    Итак, тема. Она в любом случае не должна быть слишком трудной и громоздкой, так что львиную долю времени урока учителю придется объяснять материал и контролировать его понимание. Причем неминуемо возникнет неудобная ситуация: наиболее сообразительные дети уже поняли, до средних начинает доходить, а человека два-три сидят с тоской в бессмысленном взоре. Дать индивидуальные задания чревато: материал объяснен, но не отработан, так что результаты могут и не порадовать. Любой выход из этой ситуации невыгоден для педагога.

    Что можно придумать?

    • Взять новую тему, но несложную и увлекательную. Детям будет интересно, глазки загорятся, стеснение от того, что на уроке посторонние, отойдет на второй план — а вам того и нужно!
    • Провести урок закрепления материала. Разумеется, на предыдущих уроках необходимо добиться хорошего понимания материала. Минус тут один: особого оживления от детей ждать не приходится; особенно скучать будут хорошо успевающие, а ведь они должны стать вашей козырной картой!
    • Выбрать урок контроля изученного и нестандартную форму проведения . Все мы знаем несколько превосходных вариантов: урок-конференция, урок-концерт, урок-суд и тому подобное. Можно и что-то новое найти в интернете или подсмотреть у коллег. Но «обкатать» форму следует заранее. Удобно и то, что можно использовать множество разных приемов, индивидуальную работу чередовать с парной и групповой . То есть показать все свое мастерство и многообразие освоенных вами технологий.

    Очень хорошо, если вы сумели подгадать к теме, которая вам самому особенно нравится. Тогда глаза загорятся не только у детей, но и к вас, и волноваться вы будете меньше. Но это уж как повезет — иногда учитель не может выбрать даже неделю, на которой он проведет урок, не то что дождаться любимой темы.

    Выбор формы

    А вот это и в самом деле трудный вопрос. Что предпочесть: провести обычный урок или нестандартный? Весь урок отрабатывать один общий сценарий или сменить несколько приемов и технологий ?

    Ответ на этот вопрос может дать только сам учитель, опираясь на многие факторы.

    Урок-концерт, урок-игра, митинг, дискуссия, телемост, конференция, суд и т.д., безусловно, более зрелищны, нежели обычные уроки. Они вызовут интерес и у школьников, и у гостей. Но прежде чем решиться на проведение такого мероприятия, надо ответить себе на пару вопросов.

    • Кто адресат вашего урока? Одно дело, если вы хотите порадовать интересной разработкой унылых коллег и администрацию. Другое — если вы даете урок в рамках аттестации. Подготовить и провести нестандартный урок намного сложнее, а у проверяющих останутся сомнения в том, владеете ли вы самыми обычными и необходимыми для педагога технологиями.
    • А готовы ли вы сами проводить такой урок на публику? Не растеряетесь ли, если увидите неприятие и осуждение на лицах гостей? Не напугаются ли дети? Ведь такой урок — творческий акт и для учителя, и для ученика. Не всем комфортно творить на глазах у зрителей.

    Если ответы на эти вопросы вас удовлетворили, смело берите нестандартную форму. Если нет, предпочтите комбинированный урок. На нем вы сможете продемонстрировать с десяток интересных приемов и миниатюрных игр, так что ни у кого не возникнет сомнений в вашей педагогической эрудиции и творческом настрое.

    Например, в ходе проверки домашнего задания можно провести игру «Письмо в бутылке» или использовать приемы «Концептуальная таблица », «Общее — уникальное », «Шесть шляп » и т.п. Затем перейти к новой теме, используя прием «Удивляй!» или другую методику проблемного обучения.

    Для закрепления материала использовать составление алгоритма , «Интеллектуальный ринг », «Денотатный граф», «Синквейн » и тому подобное.

    Неплохо еще и домашнее задание дать нестандартное, а творческое и, если возможно, предполагающее вариативность.

    Можно ограничиться одной-двумя необычными технологиями, остальное провести в традиционной манере.

    А если вы проводите урок-обобщение изученного или даже зачетный по теме, то можно использовать не только элементы множества технологий, а еще различные игры: фонетические и морфемные шарады, «третий лишний», различные эстафеты, ассоциативные загадки и прочее.

    Главное правило здесь одно: какой бы прием вы ни выбрали, он должен быть отработан хотя бы в какой-то степени на предыдущих уроках. Не стоит надеяться, что дети легко и без проблем включатся в незнакомую игру на глазах у изумленной публики. Они и так растеряны, а тут еще непонятное новое задание: «Кошмар! Не справлюсь! Осрамлюсь перед всеми!». И вот учитель с энтузиазмом играет, а «народ безмолвствует» более или менее испуганно.

    Партнеры

    Ваши партнеры — это ученики. Они призваны вам подыграть и помочь вам показать, на что вы (и они, конечно) способны. Но они очень волнуются и, может быть, даже боятся директора или чужих людей на уроке. А на вас ложится груз сделать так, чтобы ребята перестали нервничать и стесняться и начали продуктивно работать.

    Главное правило: не репетируйте с классом! Постановочный урок всегда узнается, дети сонно бубнят, а не радостно открывают для себя новое, да вы и сами уже «перегорели». Это не касаясь нравственного вопроса о том, как вы объясните необходимость репетиций ребятам.

    Вы же знаете класс! Вы выбрали его, наверное, а если и нет (например, администрация посещает пятые классы или выпускные), то учеников себе в помощь вы выбрать можете и должны.

    Прикиньте, кто не побоится ответить при всех у доски, кого надо спросить с места, а кого лучше вообще не трогать, не то он с перепугу такого нагородит!

    Обдумайте, какие технологии будут выигрышно смотреться именно в этом классе, опробуйте несколько и выберите лучшие. Не рассчитывайте на одного какого-нибудь ученика. Вдруг он заболеет? У вас должно быть готово что-то на замену.

    Лучше руководить хором, а не группой солистов. Любой ребенок может оказаться не в духе, но вы об этом можете и не догадываться, пока он не начнет отвечать невпопад или вообще замкнется. Но из общей массы кто-нибудь да спасет положение.

    • Кроме подробного конспекта, который вы, конечно, при подготовке запомните почти наизусть, стоит составить план и держать его перед собой рядом с часами. Если вы видите, что вышли за рамки регламента, лучше пожертвовать даже очень выигрышным приемом или игрой. Но ни в коем случае нельзя задерживать детей после звонка или отпускать, не задав домашнее задание, не сообщив оценки, не подведя итоги. Это грубые нарушения, которые вызовут порицание со стороны проверяющих.
    • Заранее подготовьте самоанализ урока и сами признайте, что кое-что не получилось. Не спорьте с методистом или завучем, а постарайтесь запомнить и учесть их замечания на будущее. Открытый урок — это особая форма, проверяющие видели их десятки и сотни, так что их замечания могут быть для вас очень полезны.
    • Будьте готовы переиграть ход урока, если он вдруг пошел не так, как вы рассчитывали. Заготовьте на этот случай карточки, игру, викторину, творческую работу. Все может случиться. Лучше урок будет не таким ярким, как вы рассчитывали, чем он вообще провалится.
    • Если вы используете компьютерную презентацию, музыкальное сопровождение, видеофрагмент, убедитесь, что все работает, интернет не собирается пропасть (лучше, если все материалы будут у вас на компьютере и, для страховки, на флешке), колонки исправны, телевизор или медиапроектор включается, экран доступен.
    • Заготовьте необходимое количество тетрадей, ручек, карандашей и т.п. Кто-нибудь непременно забудет, а открытый урок — не самое подходящее время распекать растяпу. Лучше быстро и сравнительно незаметно дать ребенку необходимое.
    • Начните урок с фраз и заданий, к которым дети привыкли. Это поможет им успокоиться.
    • Не забудьте про физминутку!
    • Оденьтесь нарядно, но комфортно.

    И самое главное — не волнуйтесь. Вы прекрасный педагог, а ваши ученики — лучшие в мире. Настраивайтесь на успех, и все пройдет отлично!

    Гузель Мустаева
    Открытый урок по теме «Средства музыкальной выразительности. Ритм и Метр» «Современный урок музыки в рамках ФГОС ООО»

    МБОУ ДО СР «Центр» Созвездие»

    Открытый урок по теме

    «. Ритм и Метр »

    «Современный урок музыки в рамках ФГОС ООО »

    Выполнила :

    Мустаева Гузель Наилевна

    Педагог дополнительного образования

    МБОУ СОШ пгт. Агириш

    Направленность : художественно-эстетическая

    Тема занятия : Средства музыкальной выразительности . Ритм . Метр .

    Цель : познакомить учащихся с понятием ритма и метра в музыке и раскрыть выразительные особенности ритма .

    Задачи :

    Образовательная :

    В процессе последовательного развернутого материала познакомить учащихся с ритмом и метром , как средством музыкальной выразительности .

    Развивающая :

    Развить метроритмические навыки у учащихся и закрепить

    их при помощи упражнений. Продолжить работу по развитию памяти, внимания, восприятия музыкальных произведений , речи, мышления, воображения; развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма

    Воспитательная :

    Обогащать духовный мир детей, воспитывать их музыкальный , художественный и эстетический вкус, развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.

    Планируемые результаты :

    Личностные :

    У учащихся будет сформирована готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости.

    Метапредметные :

    Учащиеся научаться планировать пути достижения целей, самостоятельно ставить новые учебные задачи; определять понятия, обобщать, анализировать собственную учебную деятельность. Будут иметь представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; применение полученных знаний о музыке и музыкантах , о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной деятельности.

    Предметные :

    В процессе учащиеся должны знать, что такое ритм и метр , для чего они нужны и правильно выполнять ритмические рисунки .

    Оборудование для педагога :

    Видео - материалы;

    Технические средства - компьютер , проектор, акустическая система;

    - музыкальная аппаратура - синтезатор;

    - музыкальные инструменты (шумовые, ударные) ;

    Цветные карточки, магнитная доска (обычная доска, мелки) .

    Виды деятельности :

    Слушание материала, просмотр видео-материала, вокально-хоровая работа, хореографическая работа, ансамблевая работа (работа с музыкальными инструментами , работа с карточками.

    Методы и приемы :

    Наблюдение,

    Использование видео - материала,

    Аналитический,

    Практический,

    Наглядный.

    Задание на дом : закрепление знаний по ритму и метру , работа с упражнениями.

    Перспектива на следующее занятие : готовность изучать новый материал, уметь использовать изученный материал в последующих занятиях.

    Ход занятия

    Здравствуйте дорогие друзья!

    (отвечают дети)

    Приветствую вас! Сегодня мы с вами будем говорить о ритме и не только ! Древнегреческий философ Платон говорил, что ритм – это порядок в движении. Вы замечали, ребята, что с ритмом мы сталкиваемся на каждом шагу?

    (Ребята приводят примеры)

    Вот вы идете – это ритм . А послушайте, как бьется ваше сердце, тук-тук, тук-тук – это тоже ритм . А тиканье часов? Все это тоже ритм . А в музыкальном понимании ритм – это чередование звуков разной длительности. Давайте вместе со мной прохлопаем в ладоши ритм любимой песни , например, песни «В лесу родилась елочка» . Сначала мы ее споем.

    (поем вместе с детьми песню «В лесу родилась елочка» , одного куплета достаточно)

    А теперь прохлопаем ритм .

    (вместе прохлопываем ритм )

    А еще ритм тесно связан с движением и танцами. Ребята, а вы любите танцевать?

    (дети дают свой ответ)

    Сможете ли вы отличить вальс от других танцев? Польки, самбы, румбы?

    (дети отвечают)

    Уверена, что сможете! Потому, что у каждого из этих танцев свой характерный ритм . Вот давайте мы с вами послушаем вальс, раз, два, три, раз, два, три.

    (смотрим видео-отрывок вальса)

    А теперь давайте попробуем станцевать.

    (берем несколько пар, девочка, мальчик, двух пар будет достаточно, но могут учувствовать все желающие дети)

    Понравилось?

    (дети дают свой ответ)

    А теперь давайте послушаем польку, раз, два, раз, два.

    (смотрим фрагмент польки)

    А теперь, дорогие мои, давайте попробуем станцевать польку! Возьмем музыку , всем хорошо известную, «Добрый жук» из сказки «Золушка» . Давайте мы ее вспомним, споем.

    (звучит песня «Добрый жук» , раздаются слова песни, одного куплета будет достаточно)

    Ну вот, песню вспомнили, а теперь попробуем уловить ритм и придумать движения для нашей будущей польки! Сегодня мы с вами будем импровизировать, то есть сами будем сочинять.

    (дети парами встают в круг)

    Описание танца (польки) :

    «встаньте дети, встаньте в круг, встаньте вкруг, встаньте вкруг» - дети парами идут по кругу

    «жил на свете старый жук, старый верный жук» - дети идут в обратном направлении

    «никогда он не ворчал, не кричал, не пищал» - кружатся парами на месте, взявшись за локти

    «громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал» - кружатся так же, но в обратном направлении

    (возможен другой расклад движений)

    Понравилось вам?

    (дети дают свой ответ)

    А вы заметили, что в каждом произведении есть сильная и слабая доли? На раз звук звучит сильнее, а на два, три – слабее. Это неписаный закон. Каков бы не был ритм , в нем всегда чередуются сильные и слабые звуки, а точнее доли времени. Так вот, это чередование музыканты называют метром . Стало быть, ритм существует не сам по себе, а в содружестве с метром . Метр – это нечто вроде сетки, по клеткам которой можно вышивать различные ритмические узоры . Особенно ясно мы можем ощутить единство ритма и метра , когда движемся под музыку .

    (смотрим фрагмент, где маршируют солдаты на параде)

    Раз, два, раз, два – это двухдольный метр . Раз, два, три, раз, два, три, шелестят легкие шаги танцоров, кружащихся в вальсе. А это трехдольный метр . Но у этих двух неразлучных друзей, ритма и метра , есть еще третий товарищ – темп. Ведь любое музыкальное произведение можно сыграть как медленно, так и быстро. Вот почему композиторы в нотах, в самом начале, пишут обозначение темпа. Кстати, чаще всего эти указания пишутся не по-русски, а по-итальянски. Вот например, (показываем детям ноты и письменное обозначение на нотах) «Allegro» , то есть играть надо быстро. Или «Andante» - не спеша. «Vivo» - живо, а «Adagio» - медленно. Музыканты знают эти обозначения, как таблицу умножения. А еще, вы, наверное, удивитесь, есть музыка , построенная без мелодии, основанная на ритме . В национальной музыке узбеков , таджиков и других народностей есть танцы под аккомпанемент только одних ударных инструментов. Никакой мелодии. Зато как захватывает стихия ритма .

    (смотрим фрагмент танца народов севера)

    Ребята, представьте себе, что все вы музыканты и перед вами поставили ноты нового произведения, но вы не знаете, в каком темпе играть, быстро или медленно, кто же вам может помочь? Еще в давние времена, люди пытались изобрести прибор, который бы точно задавал темп в музыке , но удалось это сделать лишь в 1816 году австрийскому механику, пианисту, педагогу Иоганну Мельцелю. Этот прибор получил название «Метроном » . Метроном - от греческого «метрон » - мера и «номес» - закон – прибор для установления точного темпа в музыкальном произведении . Как же он работает? Сейчас покажу. Вот он классический метроном , он состоит из корпуса, маятника и гирьки. Если перемещать гирьку вдоль маятника, то маятник качается быстрее или медленнее и издает щелчки.

    (описываем маятник и показываем как он работает)

    Слышите?

    (дети отвечают)

    Похоже на довольно громкое тиканье часов. Этими щелчками он и задет темп. Если гирька вверху, метроном будет отстукивать доли в медленном темпе, вот, к примеру, написано «adagio» , в переводу медленно, это 56 ударов в минуту (демонстрируем) . А давайте попробуем спеть песню в этом темпе?

    (возьмем, к примеру, песню «В лесу родилась елочка» )

    А теперь, опустим гирьку вниз. Поставим 152. И метроном застучит значительно быстрее. Этот темп «allegro» , то есть быстро. А ну ка, попробуем спеть в этом темпе!

    (поем песню в заданном темпе)

    А давайте мы с вами создадим или придумаем свой ритмический рисунок и прохлопаем его?

    (здесь возможен различный вариант, например можно на доске рисовать палочки, или сделать цветные карточки с абсолютно любым изображением, например овощи, фрукты, матрешки, снежинки, единственное, что одни карточки больше размером, а другие меньше, что обозначает сильную и слабую доли)

    Сначала мы посмотрим видео и поиграем в ритмические игры

    (смотрим видео – материал «ритмические упражнения » )

    (материал – «новоселье у гномов – играем с ритм схемами » , «ритмические упражнения для развития слуха – поймай снежинки», «ритмы зимы » , «ромашковые ритмы » , «ритмические загадки- сольфеджио » )

    Понравилось вам?

    (дети отвечают)

    А теперь давайте сами придумывать ритмы

    (дети сами расставляют картинки (или рисуют палочки) и прохлопывают ритмы )

    А давайте мы с вами попробуем эти ритмы сыграть на музыкальных шумовых (ударных) инструментах!

    (шумовые (ударные) инструменты – бубенцы, маракасы, ложки, трещотки, треугольник, металлофон, колокольчики, в общем какие есть такие и используем)

    (опять же используем цветные карточки, картинки, и поверх ритмического рисунка накладываем карточку с изображением инструмента)

    Вот так вот, дорогие мои мы с вами создали небольшой ансамбль и научились играть по ритмическому рисунку ! Вам понравилось?

    (дети дают ответы)

    На этом, дорогие мои мы заканчиваем! Давайте мы с вами закрепим наш материал. Что же мы с вами сегодня делали? Что узнали?

    (дети дают свои ответы)

    А что же такое ритм и метр ?

    (дети отвечают)

    Отлично! На этом наше занятие закончено. До свидания!

    (дети прощаются)

    Самоанализ педагога : Занятие прошло в режиме диалога, игры обучающегося с педагогом. Атмосфера – творческая, доброжелательная. Дети активно принимали участие в играх, самоанализе и познании темы. Тема занятия в целом раскрыта, поставленные задачи решен.

    Ребята активно участвовали в обсуждении предложенных вариантов.

    Перед началом практической работы перед ребятами были поставлены конкретные цели, даны разъяснения, чему они должны научиться в процессе занятия.

    Для достижения целей использованы различные формы и методы работы. Воспитанники работали в парах, индивидуально, принимали участие в групповом обсуждении. Но больше всего уделялось внимание индивидуальной работе с детьми, раскрытию их творческого потенциала.

    Были использованы методы иллюстрации и демонстрации (видео показ, словесные методы (рассказ, беседа, диалог, упражнения и игры. Занятие поставлено методически грамотно, чётко выделены основные этапы, соблюдено соотношение между теоретической и практической частями занятия, изучением нового материала и практическим закреплением. Благодаря такой системе работы на занятии сложилась очень дружелюбная атмосфера, ребята охотно помогали друг другу в работе, чувствовали себя комфортно.

    Данный метод подведения итогов занятия помогает проанализировать деятельность педагога и детей на занятии, стимулировать их интерес к дальнейшей деятельности.

    В заключении можно отметить, что поставленная цель занятия достигнута, воспитанники расширили кругозор.

    «Музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению,

    а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.

    Музыка – это сама жизнь ».

    Д. Б. Кабалевский.

    План урока

    Профессия «Сварщик»

    Тема программы: № 6. «Наплавка валиков и сварка пластин в нижнем, на­клонном и горизонтальном положении шва».

    Тема урока: Сварка тавровых соединений угловым швом на пластинах Н 4-6

    мм в нижнем положении шва.

    Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.

    Цель урока: сформировать систему умений и навыков по сварке угловых швов

    в нижнем положении шва на пластинах Н 4-6 мм.

    Задачи урока:

    Образовательная: дать представление о применении угловых швов в ма­шиностроении. Сформировать систему знаний, умений и навыков по сварке уг­ловых швов в нижнем положении шва. Научить правильному обращению с оборудованием, подбирать номинальные режимы сварки, самостоятельно про­изводить сварочные работы. Углубить навыки прошедших уроков.

    Воспитательная: совершенствовать навыки по безопасности труда, чув­ства ответственности, аккуратность, культуру производства, бережное отноше­ние к оборудованию.

    Развивающая: развивать у будущих рабочих способность анализировать, контролировать свои действия, принимать самостоятельные решения, приме­нять знания на практике.

    Материальное и дидактическое оснащение:

      Наглядные пособия: плакаты по теме, инструкции по БУТ, инструкцион­ные карты, макеты сварочного оборудования, образцы изделий и швов.

      Оборудование и инструмент: сварочные трансформаторы ТДУ-303, 403,ТД-500 сварочный кабель, рабочий стол, приспособления для сварки во всех пространственных положениях сварного шва, сварочная маска, сварочный держатель, молоток, зубило, щетка металлическая, щетка-сметка, очки, спец­одежда сварщика.

      Расходный материал: электроды ОЗС 4 - диаметр 4 мм, тренировочные пластины S 4-6 мм, размер 40x130x4.

    Метод обучения: репродуктивный. Межпредметные связи:

      Спецтехнология: «устройство сварочного трансформатора».

      Материаловедение «Группы стали по свариваемости».

    ХОД УРОКА

    I . Организационная часть (5 мин.)

    1.1 . Контроль посещаемости и готовности к уроку (спецодежда).

      Назначение дежурных.

      Сообщение темы и цели урока. Объяснение хода и последовательности проводимого занятия.

    II . Вводный инструктаж (35 мин).

    2.1. Актуализация опорных знаний по теории и практике:

      На макете и плакате - рассказать устройство сварочного трансформатора и принцип его действия.

      На какие группы делятся стали по свариваемости и как влияет содержание С на свариваемость.

    Подобрать режим сварки для сварки таврового соединения на пластине 4-6 мм в нижнем положении шва.

      Разбор типичных ошибок, дефектов, допущенных при сварке.

      Объяснение нового материала.

      Сообщение мастера о применении данных швов в машиностроении и зна­чении данной работы.

      Показ готовых образцов, эталонов изделия, их предназначения и значения для производства.

      Разбор рабочих чертежей (обратить внимание на условные обозначения: «катет шва» на ниточном и усиленном шве. Применяемая сталь и электроды для нее.

      Разбор технологической последовательности сборки изделия (обратить внимание на прихватки и

      Объяснение влияния наклона электрода, направления «козырька» на ка­чество шва.

      Рассказ о дефектах, которые могут повлиять на качество изделия, их пре­дупреждение и исправление.

      Показ мастером п/о трудовых приемов сварки ниточного и усиленного шва (обратить внимание на ведение, угол наклона электрода, направление «ко­зырька», на прием самоконтроля в процессе сварки).

      Рассказ о передовых методах работы (полуавтоматическая сварка, авто­матическая сварка, применение приспособлений для эффективной и производи­тельной работы).

      Разбор вопросов рациональной организации рабочего места.

      Проведение инструктажа по правилам техники безопасности (обратить внимание на опасность ожога глаз электродугой, ожог тела расплавленным ме­таллом).

      Напомнить учащимся об экономии металла и электродов.

      Показ приема сварки углового шва ниточным и усиленным швом одним или двумя учащимися (демонстрационный стенд мастера п/о).

      вопросы к мастеру п/о.

      Критерии оценок.

    III . Текущий инструктаж (5 час). Разбор допущенных ошибок,
    Целевые обходы рабочих мест учащихся.

      Проверка организации рабочего места.

      Проверка соблюдения техники безопасности.

      Проверка правильности и соблюдения технологической последовательно­сти изготовления изделия, правильности ведения сварки, качества работы.

      Проверка правильности самоконтроля и взаимоконтроля, предупреждение и исправление ошибок. Помощь отстающим, не справляющимся с заданием, способом «рука в руке» мастером п/о.

      Индивидуальная работа с обучающимися, справившимися с заданием, выдача новых, более сложных.

      Приемка и оценка работ. Проверка чистоты рабочих мест.

    IV . Заключительный инструктаж (20 мин.)

    4.1. Подведение итогов урока методом рефлексии. Вопросы к учащимся:

      Какие умения и навыки вы сегодня приобрели?

      Достигнута ли цель урока?

      Сравнение поставленной цели с достигнутым результатом.

      Разбор допущенных ошибок и причин, их вызвавших.

      Анализ положительных и отрицательных результатов при выполнении за­дания (обратить внимание на учащихся, выполнивших на отлично задание с за­несением их на доску «Лучший по профессии»).

    4.6. Объявление оценок за урок каждому учащемуся. Ответ на вопросы уча­
    щихся к мастеру п/о.

      Нацеливание на следующий урок. (Тема следующего урока).

      Выдача домашнего задания.