Конспект занятия по логопедии на тему зима. Конспект логопедического занятия "зимушка-зима" план-конспект занятия по развитию речи на тему. VIII. Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик»

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зимние забавы»

Задачи: Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепление представление о зиме и её приметах

Активизация и расширение словаря по теме «Зима», «Зимние забавы»

Развитие языкового чутья путём образования родственных слов

Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов) ;

Развитие связной речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А

Обогащать словарь.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, чувство рифмы, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.

Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха

Развивать речевое дыхание

Развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности

Развитие диалогической речи

Коррекционно-воспитательные задачи:

Развивать память; самостоятельность, уверенность.

Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

Формирование навыки коллективной творческой деятельности взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: снежки для метания, снежки разного размера с написанными буквами, снежинки с картинками, картинки с изображением детских забав летом и зимой, изображения большого и маленького снеговиков, картинка-загадка, снежинки для дыхания

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед звонит в колокольчик, привлекая внимание детей.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

Сначала садятся мальчики, потом девочки.

II. Основная часть:

1. Сообщение темы занятия:

Как на горке, на горе.

На широком на дворе,

Кто на санках, кто на лыжах,

Кто повыше, кто пониже,

Кто потише, кто с разбегу,

Кто по льду, а кто по снегу.

С горки - ух, на горку - ух!

Бух! Захватывает Дух!

О чём это стихотворение? (Это стихотворение о зимних играх, забавах, которые очень любят дети зимой)

В какое время года можно кататься с горы? (Кататься с горы можно зимой).

Во что вы любите играть зимой? (Я люблю играть в снежки. Я люблю кататься на коньках. Я люблю кататься с горы на санках).

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о зиме и зимних забавах.

2. Беседа по картинке:

Рассмотрите картинку. Какое время года на ней изображено? (На картинке изображена зима)

Как вы поняли, что на картинке изображена зима? (Лежит снег, дети тепло одеты, речка замерзла и покрылась льдом).

Какой стоит день? (День стоит ясный, зимний, морозный, холодный)

Кто изображен на картине? (На картинке изображены дети)

Расскажите, что делают дети? (Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках, играют в снежки)

Как вы думаете, какое настроение у детей? (Настроение у детей веселое, задорное, радостное)

А как это изобразил художник? (Дети улыбаются, резвятся. Им весело играть вместе).

3. Образование качественных прилагательных. Игра «Какой? Какая?»

Ребята, сейчас я вам буду называть слова, а вы должны будете назвать признаки этих предметов или явлений.

Зима (какая) (Холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная)

Снег (какой) (Белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый, сверкающий)

Мороз (какой) (Сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий)

«Отчалил осени корабль,

И реки льдом сковал декабрь.

Начинает календарь

Месяц с именем январь.

Белой вьюги вьётся шаль,

Весь в снегу пришёл февраль»

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки - угольки, ручки - сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

Упражнение «Снеговики».

Цель - учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру.Снеговик радуется снегу и морозу. Надуть щеки, веселое выражение глаз.

Грустный снеговик весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Снеговик увидел сосульку. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под 5 счетов.

Снеговик любит кататься на санках-ледянках (делаем упражнение «Чашечка»).

Покатился снеговик на санках-ледянках с горки (упражнение «Горка»).

Зимние забавы(пальчиковая гимнастика)

Что зимой мы любим делать? (хлопки в ладоши)

В снежки играть, на лыжах бегать (поочередно соединяют большой палец

с остальными)

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться

Бабу снежную лепить

Весело зимой! (согнуть-разогнуть ладони)

Нам не хочется домой! (хлопки в ладоши)

Физкультминутка.

Логопед: Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома, Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт, Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт, Имитируют

Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся

Ловко бегаем на лыжах, Имитируют

И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

Отгадай загадку.

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Логопед читает:

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги - и по большим снегам беги. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)

«Почему так назван?» Образование сложных слов.

Конькобежец - бегает на коньках; саночник - катается на санках; лыжник - катается на лыжах; хоккеист - играет в хоккей; фигурист - занимается фигурным катанием.

«Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Лыжник - лыжники - лыжников и т.д.

«Счет». Согласование ИС с числительными.

Один конькобежец - два конькобежца - пять конькобежцев.

Один саночник - два саночника - пять саночников.

Один лыжник - два лыжника - пять лыжников.

Один хоккеист - два хоккеиста - пять хоккеистов.

Один фигурист - два фигуриста - пять фигуристов.

«Кому что нужно». Употребление дательного падежа ИС.

Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки - …; лыжи - …; шайба - …

«Исправь ошибку». Развитие логического мышления, слухового внимания.

Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.

«Закончи предложение». Склонение ИС в ед. числе.

Мы решили слепить снеговика. Мы приделали нос-морковку нашему … (снеговику). Мы показали соседям нашего … (снеговика).

Мы играли со … (снеговиком).

Мы рассказывали о …(снеговике).

Итог: Какие вы молодцы ребята! Справились с заданиями. Какие игры вам больше всего понравились.

КОНСПЕКТ

логопедического занятия

«Зимушка-зима»

Учитель-логопед

Сальникова Анастасия Вячеславовна

Цель: уточнить и закрепить представления детей по теме «Зима».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить и расширить представление о зиме, её приметах;

Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»: учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;

Совершенствовать лексико-грамматический строй речи: учить употреблять существительные в единственном и множественном числе; совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие:

Учить использовать предлоги «на, с, в», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных;

Учить правильнее и точнее выражать свои мысли;

Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; артикуляционную моторику, координацию речи с движением;

Развивать речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: игрушка снеговик, наборное полотно, картинки с изображением зимы, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, графическое изображение снеговика, сюжетная картина «Найди ошибки художника»

Ход: 1. Оргмомент. Психогимнастика. Укрепление эмоционального контакта.

Раз, два, три, четыре, пять
Становитесь в круг играть.

(Дети встают в круг)

Здравствуйте, ребята. Какой сегодня хороший день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через ротик выдохните все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох)

А теперь, давайте пожелаем, друг другу доброе утро, а поможет нам это сделать вот эта снежинка. (Дети передают снежинку, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра: « Доброе утро, Саша! Доброе утро, Тимур!»

2. Введение в тему.

Ребята, как вы думаете, какое сейчас время года?

А как вы узнали, что к нам пришла зима?

Ребята, к нам в гости пришел… А вот кто пришел, попробуйте отгадать. Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка – нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик)

Конечно, снеговик. Он написал письмо деду Морозу о зиме и хочет, чтобы мы посмотрели его и проверили. Давайте поможем снеговику.

Игра «Найди ошибки». (Дети находят и называют ошибки художника.)

Посмотри, Снеговичок, сколько ошибок ты сделал. Ты, наверное, очень мало знаешь о зиме. Мы с ребятами тебе о ней расскажем. Но для этого нам нужно размять наш язычок, чтобы он мог все красиво рассказывать.

3. Артикуляционная гимнастика.

Ж ил-был язычок в большом домике (широко открыть рот ). Встал он рано утром, потянулся и выглянул в окно (упражнение «Язычок выглядывает в окно» ). А на улице снег идет, весь домик уже снегом засыпало, вышел язычок на улицу и стал снег счищать. Сначала счистил с двери (упражнение «Вкусное варенье» ), потом с крыши (упражнение «Маляр» ). Счистил и вернулся домой по ступенькам (широким языком сначала обнимаем губы, потом зубы ). Выпил он дома чашку чая (упражнение «Чашечка») и лег отдыхать (упражнение «Лопатка»).

4. Беседа о зиме.

Ну, вот, наш язычок готов рассказывать о зиме. Садись, снеговичок, и слушай внимательно.
- Ребята, сейчас мы с вами расскажем снеговику, что бывает зимой, что происходит в природе? Для этого вы отберете картинки, на которых изображены зимние явления и расскажите о них.

(Рассказы детей по картинкам.)

5. Игра «Какой? Какая? Какие?»

Ребята, посмотрите внимательно на картинки, и скажите как можно больше слов об этом предмете.

Зима какая? – …(холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? – … (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? – … (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Лед какой? – …(холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – …(холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

Снеговик (какой?) – …(большой, белый, круглый, веселый…).

6. Упражнение «Снежинки».

Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? (К аждому ребенку дать снежинку на ниточке.)

Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (В о время выполнения упражнения следить, чтобы дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.)

7. Дидактическая игра «Подбери слова».

Ребята, зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Когда я смотрю в зимнее окно на кружение снежинок, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения. Я вам буду называть какое-либо действие, а вы будете называть похожее действие, происходящее в природе зимой: например:

Кружится балерина – кружатся снежинки.

Летит птица – летит … снег.

Дует человек – дует … ветер.

Завывает волк – завывает … вьюга.

Злится злодей – злится … мороз.

8. Игра «Один-много» с мячом.

Пришло время поиграть с мячом в игру «Один – много».

сосулька - …сосульки

снежок - …снежки

льдинка - …льдинки

снежинка - …снежинки

снеговик - …снеговики

сугроб - …сугробы

мороз - …морозы

метель - …метели

9. Физкультминутка «Зима».

Давайте немного отдохнём .

Наконец пришла зима , (встать, руки в стороны)
Стали белыми дома, (руки над головой, ладони вместе)
Снег на улице метёт, (движения руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт , (изобразить, как будто подметаешь)
Мы катаемся на санках, (присесть)
Пишем на катке круги, (руки за спину, повороты вокруг себя)
Ловко бегаем на лыжах, (шагать, как на лыжах)
И играем все в снежки! (наклон, слепить снежок и бросить его вдаль )

10. Игра «Какое слово лишнее?»

Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.

Каток, платок , каток, каток.

Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.

Снежок, снежинка, нежный, снеговик.

11. Упражнение «Закончи предложение».

Ребята, давайте поиграем с нашим гостем. Он будет говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово СНЕГОВИК .

Мы решили слепить …(снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему …(снеговику).

Мы показали соседям нашего …(снеговика).

Мы играли с нашим …(снеговиком).

Мы рассказали бабушке о …(снеговике).

Молодцы, ребята. А теперь давайте все вместе произнесем четко слово снеговик, а затем прохлопаем его.

А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его. (Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.)

12 . Массаж биологически активных точек «Неболейка».

Ребята, гуляя зимой на улице, можно легко заболеть. Но нам с вами простуда не страшна, потому что мы делаем массаж «Неболейка»:

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание

Ладонями шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна. (потираем обе ладони).

13. Собери картинку.

Вот мы и рассказали Снеговику о зиме. Я думаю, теперь он сможет написать деду Морозу письмо. А чтобы ему все точно описать давайте подарим ему картинки, которые мы сейчас соберем. (Дети собирают картинку о зиме.)

В благодарность за то, что мы помогли ему, он каждому из нас дарит свой портрет, который мы сможем нарисовать и раскрасить.

14. Итог занятия.

Давайте попрощаемся со снеговиком и вспомним, о чём мы говорили на занятии?

Что вам понравилось?



Дулмажаб Содномова
Конспект логопедического занятия на тему «Зима»

Конспект логопедического занятия на тему : «Зима »

(подготовительная группа)

Составитель : Содномова Дулмажаб Хандуевна –

учитель-логопед высшей квалифицированной категории

Тема : Зима .

Цели : 1. Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

2. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки. слова-действия.

3. Развитие зрительного внимания и восприятия.

4. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия.

5. Развитие памяти.

6. Развитие тонкой и общей моторики.

7. Развитие дыхания и правильного выдоха.

8. Развитие оптико – пространственных представлений.

9. Развитие координации движения.

10. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания. доброжелательности. самостоятельности, инициативности, любви к природе.

11. Ослабление агрессивной напряженности, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности, снятие эмоционального напряжения.

12. совершенствование коммуникативных навыков, развитие чувства эмпатии.

Оборудование : картина о зиме, бумажные снежинки, кружочки для звукового анализа и ссинтеза.

I.Организационный момент.

Садится тот, кто запомнит и повторит следующие слова :

Холодная, морозная, снежная зима .

Белый, пушистый снег.

Холодные, крупные снежинки.

Прозрачный, гладкий, ровный лед.

Холодный. сильный ветер.

Снегири, воробьи, синицы.

II.Сообщение темы и цели занятия .

Логопед сообщает детям , чем они будут заниматься на занятии .

1. Отгадывание загадок.

Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой) .

Какое сейчас время года?

Какая погода стоит зимой?

Если зимой холодно, то какая это зима ? (Холодная) .

Если зимой снежно, то какая это зима ? (Снежная) .

Если зимой морозно, то какая это зима ? (Морозная) .

Если зимой очень холодно, дуют сильные ветры, то какая это зима ? (Студеная) .

Вот как много мы рассказали о зиме! (Вывешивается картина о зиме) .

А теперь вспомним все, что мы рассказали.

Какая зима ? (Холодная, снежная, морозная, ранняя, поздняя, метельная, студеная) .

2. Составление предложений о зиме.

Будем учиться составлять предложения о зиме. Они должны быть разными, непохожими.

Наступила холодная, суровая зима .

Вы говорили, что зимой падает снег. Какой выпадает снег?

(Белый, пушистый, легкий, блестящий, холодный, липкий, мокрый)

Выпал липкий белый снег.

Какие бывают сугробы?

(Большие, высокие, мохнатые, пушистые)

Появились огромные пушистые сугробы.

Что происходит с реками, озерами, прудами зимой?

(Они замерзают, покрываются льдом) .

Какой бывает лед?

(Твердый, прозрачный, скользкий, толстый, тонкий, блестящий, хрупкий)

Реки и озера покрылись прозрачным. скользким льдом.

Назовите птиц, которые зимуют в наших краях?

(Снегири, синицы, воробьи, вороны, сороки)

Если они зимуют, то как мы их назовем?

(Зимующие) .

Если погода холодная, нет корма, то каково птичкам?

(Голодно, холодно) .

Зимующим птицам холодно и голодно.

Как можно помочь птицам? (Ответы детей) .

3. Игра «Покормим птиц» .

Цель : ослабление агрессивной напряженности ребенка, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности, снятие эмоционального напряжения.

4. Игра «Где прячется зло?» (или «Птицы и птенцы» ).

Цель : взаимодействие с мамой, тактильный контакт, снятие напряжения, раалабление.

5. Упражнение «Добрые слова» .

Цель : совершенствование коммуникативных навыков. развитие чувства эмпатии.

6. Упражнение»Снежинки».

Пока мы говорили о зиме, играли в интересные игры, на улице пошел снег. И к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они. (Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке) .

Давайте заставим наши сказочные снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте. вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (Логопед следит , чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз).

7. Работа в тетрадях. (Развитие оптико-пространственных представлений) .

Снежинки улетели, а несколько из них сели на наши тетрадки. Посмотрите и посчитайте их.

От каждой снежинки проведем стрелку в направлении :

1. От первой – вниз;

2. От второй – вправо;

3. От третьей – вверх;

4. От четвертой – влево.

8. Звуковой анализ слов.

Зима , ком.

9. Чтение рассказа «Зима » .

Почтальон принес от Зимушки-зимы ваш рассказ. Давайте прочитаем, какой он у нас получился. (Из конверта достают рассказ) .

Зима .

Наступила холодная, снежная зима . Выпал блестящий, пушистый снег. Появились высокие, мягкие сугробы. Реки и озера покрылись прозрачным твердым льдом. Зимующим птицам холодно и голодно. Дети подкармливают птиц. Они строят для них кормушки.

III. Подведение итогов.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Ярмарка» ХОД ЗАНЯТИЯ. Дети заходят в зал в русских народных костюмах в зал. Зал оформлен, как русская ярмарка. Л: Дети, как вы думаете, куда мы.

Конспект логопедического занятия «Зима» Тема: Зима. Коррекционно – образовательные задачи: формировать умение подбирать однокоренные слова; образовывать глаголы прошедшего времени;.

Конспект логопедического занятия «Профессии» Цель: обогащение словаря по теме «Профессии». Задачи: Упражнять в употреблении в речи существительных по падежам, активизировать глаголы,.

Конспект логопедического занятия «Путешествие в лес» Цель: Автоматизация звука «л» - изолированно, в слогах, слова, чистоговорках, предложениях. Задачи: 1. Развитие артикуляционной моторики.

Конспект логопедического занятия «Звуки [ч]-[т]» Тема: Звуки Ч-Т. Цель: обучение правильному произношению и выделению звуков Ч-Т. Задачи: 1. Обучение правильному произношению и различению.

Организационная информация

Тема занятия

Работа логопеда

Баклыкова Татьяна Александровна, учитель-логопед

Образовательное учреждение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Приволжский округ

Республика/край

Пермский край

Город/поселение

город Красновишерск

Методическая информация

Тип занятия

Занятие закрепления умений (итоговое занятие).

Задачи занятия

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: Обобщить знания детей по теме «Зима», уточнить признаки зимы, закрепить умение детей составлять описательный рассказ по план-схеме, образовывать притяжательные, относительные прилагательные;

Развивающие: Развивать активный словарь (глагольную лексику, обобщающие понятия), чувство рифмы, память, внимание, мышление детей;

Воспитательные: Воспитывать у детей интегративные качества – быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, иметь первичные представления о природе, умение видеть красоту зимней природы.

Цель занятия

Совершенствовать умение у детей описывать зимнее время года через обобщение знаний о зиме.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Педагогическая технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе, компьютерная технология, игровая технология, технология обучения на основе опорных сигналов. Словесные, наглядные, практические, игровые методы. Наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы, худ.слово

Время реализации занятия

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/ др. ученики в ходе занятия

Дети закрепят навык находить родственное слово, образовывать притяжательные, относительные прилагательные, составлять описательный рассказ по план-схеме; умение чувствовать рифму, использовать в речи глагольную лексику, обобщающие понятия. Актуализируют знания о животных, зимующих птицах, приобретут интегративные качества быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, иметь первичные представления о природе. Овладеют необходимыми навыками и умениями по образовательным областям коммуникация и познание.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедиа-проектор, ПК, индивидуальные картинки

Дидактическое обеспечение занятия

Индивидуальные картинки, презентация с анимационными изображениями, картинками, фото, опорная схема-сигнал, план-схема для составления рассказов.

Список учебной и дополнительной литературы

Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб.: Детство-пресс, 1999.

Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство-пресс, 2000.

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Послушайте внимательно и отгадайте, о чем мы будем сегодня говорить:

3, И, М, А. (Зима) Правильно, мы будем говорить о зиме (слайд 1).

Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) слайд 2

Подробное описание всех этапов занятия.

2. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

лайд 3, 4, 5, 6)

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне п адает на землю... (снег) (щелчок).

С неба все скользят пушинки - с еребристые... (снежинки) (щелчок).

На поселки, на лужок в се снижается... (снежок) (щелчок).

Вот веселье для ребят - в се сильнее... (снегопад) (щелчок).

Все бегут вперегонки, в се хотят играть в... (снежки) (щелчок).

Словно в белый пуховик н арядился... (снеговик) (щелчок).

Рядом снежная фигурка - э то девочка - ... (снегурка) (щелчок).

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири) (щелчок).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег) (щелчок).

Какие слова вы добавляли? (Дети отвечают, после этого по щелчку показываются картинки на слайде 6, дети снова называют картинки: снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).

На какое слово все эти слова похожи? Какое слово объединяет все эти слова? (Снег) Да, все эти слова объединяет слово снег. (Слайд 7)

3.Игра «Подбери слово» (Слайд 7)

Подберите слова к слову «снег», какой снег? (белый, рассыпчатый, холодный, пушистый, легкий, воздушный...)

Скажите полным предложением: «Каким снегом покрыта земля?» (Земля покрыта белым (рассыпчатым) снегом. И т.д.) ,

«Каким снегом покрыты деревья?» (Деревья покрыты воздушным (легким) снегом. И т.д.)

«Какие деревья стоят зимой?» (Зимой стоят пушистые (белые) деревья. И т.д.)

4. Фнзминутка – провести 2 раза. (Слайд 8)

Выпал беленький снежок. Соберемся мы в кружок. (Дети становятся в круг.)

Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас всех. ашут руками перед собой).

Не боимся мы пороши, л овим снег - хлопок в ладоши, («ловят») .

Руки в стороны, по швам - снега хватят нам и вам. (Разводят руки в стороны, опускают по швам, показывают руками на себя, протягивают руки вперёд).

5. Беседа об одежде.

Игра «Скажи по-другому» (с мячом)

Игра «Что лишнее?» (слайд 10, 11)

- Что люди надели зимой? (шубы, шапки, варежки, валенки и т.п.)

Взрослый называет картинку (слайд 9) - Шуба из меха. (Ребенок, у которого мяч, отвечает - меховая шуба и передает мяч другому ребенку по кругу.) Шапка из шерсти – (шерстяная шапка). Варежки из пуха - (пуховые варежки). Сапоги из кожи – (кожаные сапоги). Пальто из драпа - (драповое пальто) и т.д.

Скажи полным предложением: «Что надевают люди зимой?» (Люди надевают зимой меховую шубу. Люди надевают зимой шерстяную шапку (драповое пальто, пуховые варежки, кожаные сапоги и т.д.)

Назовите картинки (меховая ш апка, берет, вязаная шапка, панама). Что это, одним словом? (головные уборы) Что здесь лишнее? (панама - щелчок). Почему панама лишняя? (Потому что панама – это летний головной убор)

Назовите картинки (Сапоги, валенки, ботинки, босоножки). Что это, одним словом? (обувь) Что здесь лишнее? (босоножки - щелчок). Почему? (Потому что босоножки носят летом)

6. Беседа о животных (слайд 12, 13)

Игра «Чей хвост? (слайд 14, индивид. картинки)

Какие животные живут в лесу зимой? (Ответы детей). – Назовите животных, которых вы видите? (Дети называют изображения, меняющиеся по щелчку: медведь ……)

Чем занимается медведь зимой? (Спит) Кто еще спит? (Ответы детей). Одного из детей взрослый просит по слайду назвать изображения животных, которые спят зимой (слайд 13 - медведь, ёж, барсук).

Посмотрите на свою картинку и назовите, чей хвост: У зайца хвост – (заячий). У медведя хвост - ... У лисы... У волка... У белки...

Игра «Путешествие в лес»

(слайд 15)

Представьте, что мы очутились с вами в зимнем лесу. Давайте расскажем, что мы там увидели. За пеньком мы увидели, чьи уши? (заячьи уши). Между деревьями мелькнул ... (лисий хвост). На снегу мы заметили ... (волчьи следы). А на дереве отыскали ... (беличье дупло). Когда мы выходили из леса, то услышали ...(воронье карканье).

7. Беседа о птицах (слайд 16, 17).

Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей). Назовите птиц, появляющиеся на экране (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока)

- Когда синицы и снегири голодные, они шипят.

8. Занятия людей зимой. (слайд 18)

А чем занимаются люди зимой? (Ответы детей, по щелчку появляются изображения – дети называют: катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков, играют в снежки, кормят птиц)

9. Составление рассказа о зиме по план-схеме по цепочке (слайд 19)

Посмотрите на план-схему и составьте рассказ «Зима». (Послушать 2-3 рассказа в зависимости от оставшегося времени ).

10. Рефлексия деятельности на занятии

- Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Вам понравилось занятие? И т.п.

Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

Дополнительная необходимая информация

- шаблон презентации

http :// images . yandex . ru – анимации, фото, картинки

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Используя медиапроектор для показа презентации на экране, большой и яркий демонстрационный материал, анимационные изображения, картинки создают эмоционально-психологическую установку, т.е. материал посредством ярких образов воздействует на интеллектуальные и нравственные эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь, позволяет детям ярче и живее воспринимать материал на закрепление.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

(В скобках даны ответы и действия детей, номер слайда и щелчок мышкой для смены изображения)

Цели:

  • Коррекционно-образовательные: различение звуков на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях; закрепление навыков звукового анализа и синтеза, закрепление представлений о зиме и её приметах, уточнение, совершенствование грамматического строя речи.
  • Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия, развитие зрительного и слухового внимания, мышления; связной речи; артикуляционной, мелкой и крупной моторики, координации речи с движением, развитие речевого дыхания, развитие лексического словаря по теме «Зима».
  • Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Презентация , запись музыки Чайковского, мячик, вата, зеркала, ручки, тетради, полоски для составления схем предложений.

Ход занятия

I. Оргмомент

Психогимнастика. Укрепление эмоционального контакта.

Логопед:

Раз, два, три, четыре, пять
Становитесь в круг играть.

(Дети встают с логопедом в круг, звучит спокойная тихая музыка).

Наступил новый день.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через ротик выдохните все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох)

А теперь, давайте пожелаем, друг другу доброе утро, а поможет нам это сделать воздушный шарик. (Дети передают шарик, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра)

Дети: Доброе утро, Дима! Доброе утро, Алина!

II. Сообщение темы занятия.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам .

Загадка.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

Наступили холода
Обернулась в лёд вода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?

Дети: зимой

Слайд 1. Зима.

Логопед: Скажите, какой звук слышится в начале слова зима?

Звук [з] .

Дайте характеристику звуку [з] . Скажите, как произносится звук [з] ?

Губы тянутся, язычок за нижними зубками.

Значит он какой?

Согласный.

А теперь закроем ушки и определим звонкий он или глухой?

А теперь определим, как слышится звук [з] в слове зима – твёрдо или мягко? Мягко.

В каком из зимних домиков живёт звук [з] ?

III. Развитие фонематического слуха. Произношение звуков в словах.

Слайд 2.

В зелёном.

Логопед: А теперь произнесите слоги так, как произношу их я.

За-За-за
Зо-зо-Зо
зу-Зу-Зу
ЗЫ-зы-зы

Логопед: А теперь поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить слоги с твёрдым звуком, а вы с мягким звуком.

Зы – … зи
За – … зя
Зо – … зё
Зу – … зю

Сегодня мы с вами будем произносить слова со звуком [з] и отправимся на прогулку в зимнюю сказку.

IV. Подбор сравнений.

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Логопед: Посмотрите в окно, у нас на самом деле зима. Когда я смотрю в зимнее окно на метель, кружение снежных вихрей, их чарующий танец, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения: Я вам буду называть какое-либо действие, а вы будете называть похожее действие, происходящее в природе зимой: например: кружится балерина – кружатся снежинки

Слайд 3.

Летит птица – летит … снег

Слайд 4.

Дует человек – дует … ветер

Слайд 5.

Кружится балерина – кружатся … снежинки

Слайд 6.

Завывает волк – завывает … вьюга

Слайд 7.

Злится злодей – злится … мороз

Слайд 8.

Скажите ласковые слова о зиме (зимушка, зимка, зимонька). Зимушка-зима предлагает нам погулять в зимнем лесу. В какой лес мы пойдём?

Слайд 9.

В зимний.

Какую одежду мы оденем?

Какие сапоги мы оденем?

Какую шапку мы оденем?

По какой дороге мы поедем?

Слайд 10.

По зимней.

Логопед: гуляя по зимнему лесу, можно легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему? (Мы делаем дыхательную гимнастику, принимаем витамины, едим чеснок, лук, обливаем руки прохладной водой). А ещё мы делаем массаж «Неболейка».

V . Массаж биологически активных точек «Неболейка».

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).

VI . Произношение звуков [з], [з] в словах и словосочетаниях.

Наконец, мы в лесу. Посмотрите, какой он красивый. Зимой лес выглядит сказочно. В какой лес мы попали?

Слайд 11.

Чувствуете, какой мороз? Представим, что у нас сильно замерзли руки и нам нужно их согреть.

VII. Дыхательное упражнение .

Погреем ручки, подышим теплым воздухом на ладошки: «Х-х-х» и потрём ладошки.

Каким воздухом мы дышим зимой?

Зимним, морозным воздухом.

А теперь выполним пальчиковую гимнастику «Мальчик – пальчик».

VIII. Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик».

Пальчик-мальчик, где ты был (поочерёдно загибаем пальцы, начиная с большого пальца)
Где ты с братцами ходил
С этим я в снегу валялся
С этим с горочки катался
С этим по лесу гулял
С этим в снежки играл
Все мы пальчики друзья
Где они, там и я!

IX. Подбор глаголов, прилагательных и причастий к существительным.

Слайд 12.

Логопед: «Ах ты, зимушка-зима! Все дороги замела!» что сделала зима с дорогами?

Замела, забросала, закидала. Что сделала зима с лесом?

Заколдовала, запорошила.

Каким стал лес?

Заколдованный, сказочный, заснеженный

А теперь мы выполним упражнение «Летят снежинки» с ватой.

X. Физкультминутка «Зима».

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Логопед: Мы с вами долго гуляли и устали. Давайте немного отдохнём.

Наконец пришла зима , встать, руки в стороны
Стали белыми дома, руки над головой, ладони вместе
Снег на улице метёт, встать, движения руками сверху вниз
Дворник улицу метёт, изобразить
Мы катаемся на санках, изобразить
Пишем на катке круги, руки за спину, повороты кругом
Ловко бегаем на лыжах, изобразить
И играем все в снежки! наклон, присесть, встать, изобразить бросок вдаль

XI. Звукобуквенный анализ слова «Зима».

Логопед: Итак, ребята, мы с вами побывали в зимнем лесу, увидели много интересного. А теперь, посмотрите на эти разбросанные буквы и попробуйте составить слово.

Слайд 13.

А З И М

Что получилось?

З И М А

Скажите, сколько звуков в слове ЗИМА , а сколько букв?

Прохлопайте слово ЗИМА по слогам, сколько слогов?

Два слога.

На какой звук падает ударение в слове ЗИМА ?

На [а] .

А теперь составьте предложение по теме ЗИМА .

Ответы детей.

XII. Анализ и синтез предложения.

Слайд 14.

Мы гуляли по зимнему лесу.
/____________________.
/_ _____ _ _____ ____ .
/_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

XIII. Итог занятия.

Логопед: Итак, ребята, о чём говорили на сегодняшнем занятии?

Что нужно делать, чтобы не заболеть зимой?

Что происходит зимой в природе?

Молодцы, вы все хорошо отвечали. На этом на урок закончен.

Используемая литература:

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – Москва, Просвещение, 1989.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Ткаченко Т.А. Речь и моторика. – Москва, ЭКСМО, 2007.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – Москва, ВЛАДОС, 2002.