Отбор речевого материала. консультация по логопедии на тему. Наглядно-дидактический материал к лексическим темам логопедической группы доу Наглядно дидактический материал в логопедической работе

Отбор речевого материала

В логопедической литературе достаточно подробно описывается содержание и приёмы коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичёва и др.).

Многие авторы отмечают, что закрепление поставленных звуков может осуществляться в определённой последовательности с применением речевого материала, который важно использовать как на логопедических занятиях, так и вне их – в процессе коррекционной работы воспитателя и в условиях домашних занятий ребёнка с родителями.

Вместе с тем в ряде практических пособий предлагаемый для этого лексико – грамматический материал не вполне отвечает методическим требованиям проведения автоматизации и дифференциации звуков. Если этот материал используется специалистом без осуществления необходимого отбора, то практически неизбежно появление ошибок в реализации соответствующей логопедической технологии.

Отбирая речевой материал для занятий с ребёнком, необходимо соблюдать целый ряд требований.

Наиболее важными из них являются следующие.

При выборе материала для различных этапов автоматизации и дифференциации звуков важно учитывать индивидуальные особенности усвоения нормативного звукопроизношения ребёнком.

При автоматизации большинства звуков на уровне слога возможны различные варианты выбора фонетического материала: как прямые, так и обратные слоги (реже используется интервокальная позиция – поставленный согласный звук между гласными). Имеются общие рекомендации по поводу выбора типа слога для закрепления тех или иных групп согласных звуков. Однако, по нашему мнению, выбор определяется главным образом тем, в каком сочетании поставленный звук ребёнку легче и удобнее произносить правильно. Это определяется, как правило, сразу после появления адекватного произнесения звука в изолированном положении, то есть после постановки звука на занятии.

Желательно закреплять согласный звук в сочетании с различными гласными (или первоначально с одним из гласных) в слогах и затем, излишне не задерживаясь на этом, переходить к автоматизации на уровне слова.

Первоначально отбираются слова, включающие те слоги или звукосочетания, в которых звук произносится правильно. Затем ребёнок упражняется в произнесении серий слов, в каждой из которых звук произносится в определённой позиции. Переход к произнесению слов в каждой последующей позиции производится лишь в том случае, если освоена предыдущая позиция.

Приведем пример последовательности использования разнотипных по структуре лексических единиц для автоматизации звука С:

  1. прямой слог – слова с этим слогом;
  2. обратный слог и слова с ним;
  3. звук между гласными в звукосочетаниях и соответствующая серия слов;
  4. стечение согласных в начале слова;
  5. стечение согласных в конце слова;
  6. стечение согласных в середине слова;
  7. автоматизируемый звук повторяется дважды в слове, при этом данный звук часто оказывается в разнообразных позициях.

Автоматизируя звук на уровне предложения, целесообразно как можно быстрее помочь ребёнку перейти от упражнений с минимальным включением слов с автоматизируемым звуком к предложениям до максимального их наполнения. В результате ускорится процесс введения правильно произносимого звука в самостоятельную речь ребёнка.

Важной особенностью организации процесса закрепления звукопроизносительных навыков детей с общим недоразвитием речи является то, что используемый материал одновременно может применяться для коррекции недостатков и развития лексико – грамматического строя речи. Кроме основной направленности, это важно по другим причинам. Упражнения и задания для преодоления ошибок лексико – грамматического характера, как правило, содействуют развитию других высших психических функций детей, повышают их положительную мотивацию в обучении и вызывают познавательный интерес, позволяя избежать «механического тренажа».

Нами отобраны и разработаны серии разнообразных упражнений, заданий, игр для закрепления правильного произношения поставленных звуков в речи дошкольников с ОНР и одновременно решения других коррекционных задач. Эти практические материалы могут быть использованы как на логопедических занятиях, так и применяться вне их взрослыми из ближайшего окружения ребёнка (воспитателями, родителями) при условии соответствующих разъяснений логопеда.

Выбор того или иного вида заданий и упражнений по комплексной коррекции нарушений зависит от состояния различных сторон речи и в целом психического развития ребёнка, от актуальных задач конкретного периода логопедической работы и других факторов.

Таблица иллюстрирует возможности выбора речевого материала для такого рода заданий и упражнений.

Подбор речевого материала для заданий и упражнений, предусматривающих одновременное решение разных коррекционных задач

Закрепление звукопроизносительных навыков

Коррекция нарушений лексико – грамматического строя и развития навыков словообразован-я

Речевой материал для заданий и упражнений

Дифференциация звуков Л – Л’ – Р – Р’ в словах

Подбор антонимов

Молодой – старый, весёлый – грустный, плохой – хороший, слабый – сильный, белый – чёрный, больной – здоровый, длинный – короткий, большой – маленький, лёгкий – тяжёлый, сильный – слабый, тепло – холодно, темно – светло, хорошо – плохо, грустно – весело, легко – тяжело, добро – зло

Выбор родственных слов

Дифференциация звуков С – С’

Лес, лесок, лесной, лесник, лесовик, лесовод, лесоруб, лесовоз, лесопарк, лесополоса

Автоматизация звуков: 1) Ш;

2) Л’;

3) дифференциация звуков С – С’

Выполнение операции образования сложных слов

  1. кашу варит – кашевар, пеший ход – пешеход, мышь ловит – мышеловка, землю пашет – землепашец, шпагу глотает – шпагоглотатель;
  2. поле «водит» - полевод; оленей «водит» - оленевод; книгу любит – книголюб; пули метает – пулемёт;
  3. сам катит – самокат; снег падает – снегопад; лист падает – листопад; сад «водит» - садовод; светлые волосы – светловолосый; сам ходит – самоход; пыль сосёт – пылесос; по снегу ходит – снегоход

Автоматизация звуков: 1) Ш;

2) Л’;

3) дифференциация звуков Ц – Ч

Отбор слов с уменьшительно – ласкательным значением

  1. шапка – шапочка, мешок – мешочек, лошадь – лошадка, башня – башенка, шкаф – шкафчик, пушка – пушечка, шишка – шишечка, подушка – подушечка;
  2. Валя – Валечка, Оля – Олечка, Коля – Колечка, Толя – Толенька;
  3. заяц – зайчик, палец – пальчик, яйцо – яичко, лицо – личико, письмо – письмецо, птица – птичка, пуговица – пуговичка, синица – синичка, сердце – сердечко, сестрица – сестричка

Автоматизация звуков: 1) Л;

2) Ш

Употребление творительного падежа существительных

  1. мылом (мыл), молотком (забивал гвозди), иглой (шила), пилой (пилил), лопатой (копал), ложкой (ел);
  2. карандашом (рисует), топором (рубит), рукой (гладит кошку), ручкой (пишет)

Автоматизация звуков:

  1. Дифференциация звуков Ч – Т’

Образование множественного числа существительных в именительном (1) и родительном (2) падежах

  1. (1) а) нос – носы, сук – суки, стол – столы, стул – стулья, самолет – самолеты, оса – осы, сумка – сумки, стакан – стаканы, сова – совы;

б) палец – пальцы, овца – овцы, птица – птицы, пуговица – пуговицы, боец – бойцы, заяц – зайцы, яйцо – яйца, лицо – лица, кольцо – кольца;

г) печь – печи, птичка – птички, читатель – читатели, учитель – учителя, печать – печати;

(2) а) много столов (самолетов, сумок, собак);

в) много барабанов (раков, баранов, сырков, уроков, роз, рук, ворон, сорок, рыб);

г) много печей (птичек, читателей)

  1. автоматизация звука Й;
  2. дифференциация звуков Ч – Т’

Употребление глагольных форм (настоящего времени; повелительного наклонения)

  1. пой (песню), дай (мяч), катай (Юлю), копай (землю), отдавай (игрушку);

2) хочет – хотят (мальчик хочет посадить дерево; дети хотят …..; дед хочет вытянуть репку; дед и баба хотят …..)

Автоматизация звука Ц

Образование возвратных глаголов

(кот) умывается, (мама) улыбается, (Катя) одевается, (лисицы) охотятся, (поезд) останавливается, (Гена) занимается

  1. автоматизация звуков Ш;
  2. дифференциация звуков Л – Л’

Подбор прилагательных (в том числе относительных и качественных)

  1. шерстяной (шарф), пушистый (хвост), душистый (горошек), мышиная (нора), широкая (дорога), большой (мешок), хорошая (шина);

2) луна – лунный, лук – луковый, ласка – ласковый, луч – лучистый, футбол – футбольный, глаз – глазной, липа – липовый, лень – ленивый, любить – любимый

Автоматизация звука Р

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Красная машина – красный шар, красивая роза – красивый цветок, оранжевая ракета – оранжевый шарф, румяная Рая – румяный пирог, озорная мартышка – озорной Рома

Автоматизация звуков: 1) С;

2) Ш

Употребление сочетаний числительных с существительными

  1. один (самолет, самокат, стол, стул), одна (собака, сова); два (самолета, самоката, стола, стула), две (собаки, совы); три, четыре (самолета, стола, стула; собаки, совы); пять (самолетов, самокатов, столов, стульев; собак, сов);
  2. составить аналогичные словосочетания со словами: кошка, пушка, подушка, шишка, мышка, машина, шина
  1. автоматизация звуков: С;
  2. дифференциация звуков Р – Р’

Использование предложно – падежных конструкций

  1. с предлогами с – со: Саня взял сайку (со) стола. Соня подняла стул (с) пола. Сеня встал (с) кресла. Саня снял котенка (со) столба;
  2. с предлогами с, к, в, на, под, над, из – за, из – под: Рома несет ведро (с) раками. Боря идет (к) озеру. Рая встретила (в) лесу барсука. Игорь летит в самолете (над) рекой. Варя вылезла (из – под) кровати и т.п.

Выбор речевого материала для каждого ребёнка индивидуализируется. Идеальный вариант состоит в том, что материал максимально содержит автоматизируемые (или дифференцируемые) звуки, но в то же время не включает пока еще не поставленные звуки, которые неправильно произносятся ребёнком.

Как правило, формулировки инструкций к заданиям и упражнениям не вызывают особых затруднений у квалифицированных специалистов. В связи с этим обратим внимание лишь на некоторые моменты.

Логопедические инструкции должны отличаться четкостью и точностью и предполагать однозначный изначально запланированный специалистом ответ ребенка. Например, вербальная инструкция «Посмотри на картинки. Вот один стол, а здесь – много …….(столов)» предполагает, что дети выберут форму родительного падежа множественного числа существительных. Другой вариант задания: «Вот один стол, а здесь – не один стол. Как назвать эти предметы? (столы)». Во втором случае дети используют форму именительного падежа.

Если ребенок затрудняется в выборе нужной формы ответа, логопед использует разнообразные виды помощи: дополнительные (в том числе наводящие) вопросы, наглядный материал, образец ответа и др.

Один и тот же речевой материал может быть использован в различных вариантах заданий. К примеру, закрепляя предложно – падежные конструкции в речи ребенка, логопед может предложить ребенку:

а) вставлять нужные «маленькие слова» (предлоги) в произносимые им предложения;

б) ответить на вопросы по содержанию сюжетных картинок;

в) самостоятельно составить предложения по соответствующим сюжетным картинкам.

Многолетний опыт логопедической работы свидетельствует о том, что применение заданий и упражнений, которые позволяют одновременно решить несколько коррекционных задач с учетом актуальных и потенциальных речевых возможностей ребенка с ОНР, усиливает эффективность коррекционно – развивающих воздействий по преодолению имеющихся у него дефектов.

Подготовила и провела учитель-логопед Н.А.Рыль


Мягкая игрушка "Солнышко" сшита из ткани, внутри- синтепон. Лучики прикрепляются на липучки. На каждый лучик нашит прозрачный карман.

Пособие используется как на итоговых занятиях, так и в повседневной работе. На итоговых утренниках каждый ребенок берет лучик с картинкой, в названии которой есть звук, который он научился правильно произносить, и прикрепляет его к общему солнышку, логопед прикрепляет последний лучик со словом "Молодцы!"

При работе со звуками, звукопроизношением в кармашки вставляются картинки с изучаемым звуком, лучики раздаются детям. Ребенок называет слово, определяет место звука в слове и прикрепляет свой лучик к солнышку.

При изучении темы "Предлоги" в кармашки вставляются соответствующие картики с предлогами (С коробки, НА коробку, В коробке и т.д.).

Варианты работы: дети придумывают предложение со своим предлогом-лучиком, ищут в тексте предложения с определенным предлогом и т.д. Наглядно представленное таким образом изображение предлогов способствует их лучшему запоминанию и изучению.

Пособие для работы над ритмами, слоговой структурой слова

При работе с детьми, у которых тяжелые нарушения речи (алалия, безречевые дети) большое внимание уделяется работе над ритмико-мелодико-интонационной основой языка , работе над слоговой структурой слова (по А.К. Марковой). Это долгая и кропотливая работа, разнообразить которую логопеду помогает пособие "Поезд".
Оборудование: фетр с пришитыми поездами и дорожками для выкладывания ритмичных рядов, символы ритмов (по пособию Новиковой-Иванцовой Т.Н.), шарики марблс, предметные картинки разной слоговой структуры.

Задания : 1) С опорой на картинки-символы "Зая" и "Коза" отхлопать "замочками" соответствующий ритм (две четверти с первым ударным, две четверти со вторым ударным); 2) Выложить дорожки на каждый ритм-большая капелька указывает ударность слога, маленькая безударность. Придумать слова на каждый ритм (бусы, туча,дети, лужа; рука, лиса, лицо, коты ).

Задания : 1) Отхлопать "замочками" соответствующий ритм с опорой на картинки-символы ""Собака", "Курица" (три слога с первым ударным, три слога со вторым ударным). 2) Выложить с помощь марблс ритмические дорожки: маленькая капелька-большая-маленькая (ритм со вторым ударным слогом), большая капелька-маленькая, маленькая (ритм с первым ударным слогом). Придумать слова заданной слоговой структурой (лютики, бусина, жадина, радуга; кабина, бананы, качели. ворота ).
Дополнительно для детей младшего школьного возрста - назвать цвета капелек, цвета паровозика, дорожек, цветочков. Можно придумать историю про паровозики, которые трудятся, чтобы дети научились правильно говорить слова разной слоговой структуры.


Задание: 1) Отхлопать "замочками" ритм, указанный на картинке-символе "Какаду"(три слога с третим ударным). 2) Выложить соответствующую дорожку: две маленькие капельки, третья- большая. Подобрать картинки или придумать слова к этому ритму(сапоги, голова, решето, молоко).

Задание : 1) Логопед выкладывает ритмический ряд на первой дорожке паровозика (без картинки-символа) и просит ребенка "замочками" отхлопать соответствующие ритмы: трехсложные слова с первым и со вторым ударным слогом. 2) Из стопки картинок ребенок выбирает те, которые подходят к этой слоговой структуре (например, радуга, машина).
Аналогичная работа проводится со второй дорожкой и с ритмом "Кит".
Начальный этап работы над ритмом (задания для самых маленьких или для детей с тяжелыми интеллектуальными и речевыми нарушениями)- выкладывание определенной ритмической последовательности: рыбка-бусина-рыбка-бусина. Логопед выкладывает первый ряд, ребенок самостоятельно второй. Дополнительное задание : посчитать рыбок (развитие навыка согласования существительных с числительными: одна рыбка, две рыбки, одна синяя бусина, две синие бусины (или усложнить: одна голубая рыбка, две голубые рыбки), также можно отработать понятие лево-право (сначала рыбки плывую слева-направо, затем-наоборот). С детьми младшего дошкольного возраста поговорить о том, где живут рыбки, чем питаются и т.д.

Фрагмент занятия по слоговой структуре слова с обучающейся 2 класса Кариной К.

Пособия для формирования предметной деятельности (сенсорное развитие)
("Замочки", "Посади бабочку на свою дорожку")

У большинства детей с интеллектуальными нарушениями, имеющими нарушения речи очень долгое время не формируется зрительный гнозис, к школьному возрасту дети не различают цвета их оттенки, не копируют элементы букв.

Оборудование : фетр, молнии цветов спектра.

Задания: найти нужный цвет, открыть-закрыть нужный замочек (отработка глагольной лексики, развитие мелкой моторики пальцев рук).

При автоматизации звуков можно добавить следующее задание: открой (закрой) замочек, в названии цвета которого есть звук, например, р (красный, оранжевый) или звук ж (желтый, оранжевый). Можно попросить ребенка открыть (закрыть) четвертый (второй, пятый...) замочек снизу (сверху), назвать цвет, сказать, что в природе бывает такого же цвета.

Оборудование: фетр, лента Велкро разных цветов, пришитая полосами, вырезанные из нее бабочки.

Задание: посади бабочку на свою дорожку (развитие зрительного гнозиса, мелкой моторики пальцев рук).

Дополнительное задание: посадить нужное количество бабочек на дорожку, посчитать бабочек (согласование имен существительных с числительными: одна синяя бабочка, две синие бабочки и т.д).

Логопедический коврик, разделенный на квадраты, для работы над семантикой, звукопроизношением, развитием предметной деятельности

Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

Задание: Дидактическая игра "Кто как передвигается?"

Логопед просит выложить тех, кто летает, в первый ряд (птица, бабочка, пчела, стрекоза ), тех, кто ползает, во второй ряд (улитка,червяк, ящерица, черепаха), тех, кто прыгает, на третий ряд (обезьяна, заяц, белка, лягушка ). Далее проводится соответствующая семантическая работа. Глагольная лексика отрабатывается на разных упражнениях на каждом занятии с детьми с тяжелыми нарушениями речи, поскольку глагол необходим для построения фразы, предложения.

Если проводится занятие по звукопроизношению, то квадраты заполняются предметами, в названии которых есть нужный звук.

Данное пособие также часто используется на развитие внимания, мышления при таких играх, как, "Найди пару" (все квадратики заполняются, например, бабочками, две из которых одинаковые и их нужно найти), "Четвертый лишний" и др.

Многофункциональный логопедический коврик (для развития предметной деятельности, работы над семантикой)

Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

Задания и упражнения :

2. Назови слова, которые отвечают на вопрос Кто? (рыбка, девочка в красном платье, божья коровка ) , Что? ( паровоз, вишня, машина, мак, мухомор, клубника, яблоко ).

3. Назови транспорт (паровоз, машина - какой это транспорт, водный, наземный?), ягоды (вишня, клубника ), фрукты (яблоко ).Что можно приготовить из яблок, фруктов?

4. Послушай и запомни цепочку слов, повтори: мак, яблоко, клубника (порядок слов меняется трижды). Взрослый произносит слово, ребенок находит на коврике соответствующий предмет, показывает его "умным пальчиком", затем произносит слово (на последующих этапах находит только взглядом предметы и называет их).

5. Угадай предмет на ощупь (ребенок закрывает глаза, логопед при необходимости направляет руку ребенка на предмет).
6. Составить предложение с данным предметом (если школьник- записать предложение в тетрадь). Провести анализ предложения (сколько слов, назови первое, последнее и т.д.).

7. Назвать предмет, который находится справа от мака, выше клубники, слева от мухомора.

8. Вспомнить, с предметами какого цвета работали? Можно попросить ребенка назвать еще дополнительно предметы, которые могут быть красного цвета.
9. Назвать предметы красного цвета в первом ряду, втором, третьем, четвертом.
Аналогичную работу можно проводить при изучении остальных цветов .
При работе над звукопроизношением, слоговым составом слова и другими логопедическими задачами, упражнения подбираются в соответствии с темой и целями конкретного занятия.

Логопедические коврики для автоматизации поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи)

При работе над звукопроизношением, несмотря на то, что постановку звуков (вызывание), рекомендуется выполнять в слогах (как в онтогенезе), крайне мало задерживаясь на этапе автоматизации звука изолированно, часто приходится иметь дело с детьми, с которыми необходима именно изолированная отработка звуков. Особенно, если у детей тяжелые речевые нарушения. В логопедической литературе не так много пособий на отработку изолированного произношения звуков.


Оборудование : фетр, нашитые дорожки из тесьмы разных цветов, декоративные пуговицы- символы звуков (паровозик [ч], собака, мотоцикл [р], пчела [ж], сердитая кошка, лопнувший шарик [ш], кораблик [л]

Цель: отработка изолированного произношения вызванных (поставленных) звуков [ч,р,ж,ш,л]

Задания и упражнения:

Помоги большому паровозику доехать до маленького паровозика. Проведи "умным пальчиком" по дорожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч.

Аналогично орабатываются другие звуки. Произносить нужный звук, можно и идя обратно, например, от шарика, который лопнул и издает звук ш-ш-ш- к кошке.

Произносить звук можно в двух вариантах: длинно, коротко.

Дополнительно можно придумать истории про "героев": про сердитую кошку, про большую пчелу, которая летела к маленькой божьей коровке и т.д. С детьми, которые не различают цвета, поработать с цветом дорожек, цветом предметов.

Оборудование : фетр, нашитые дорожки из тесьмы разных цветов, на каждой дорожке 6 цветочков (по количеству гласных звуков первого ряда)
Цель: отработка произношения вызванных (поставленных) звуков в слогах, словах.

Задания и упражнения:

Ребенок самостоятельно выбирает дорожку, по которой он пойдет. Логопед спрашивает: кто к кому сегодня пойдет в гости? В зависимотсти от того, какой звук отрабатывается, ребенок шагает пальчиками по цветочкам выбранной дорожки, произнося, например: РА-РЫ-РО-РУ-РЭ (если мягкий вариант произношения есть, то он тоже отрабатывается РИ, если нет, то ребенок шагает только по пяти цветочкам). Также отрабатывается произношение в обратных слогах.

При отработке произношения звука в словах , ребенок называет слово и нажимает на цветочек (можно одним указательным пальчиком, можно всеми пяти пальчиками по очереди). Как вариант усложнения задания: логопед называет несколько слов (в зависимости от возможностей ребенка и возраста), ребенок повторяет слова, нажимая на цветочки по порядку, слева-направо, затем логопед просит назвать, какое слово было на третьем, втором цветочке. Можно попросить ребенка придумать шесть слов(или три-четыре, а остальные логопед поможет) и тогда, например, Мишка попадет в свой домик.



Фрагмент занятия "автоматизация звука р изолированно и в слогах"

(с использованием символов Фомичевой М.Ф), Артур Л.. 3 класс.

Автоматизация звуков [с ], [с"]

Оборудование : фетр,декоративные пуговицы.

Список : свинья, слон, соска, носорог, часы, самолет, коляска, велосипед, следы, снеговик, собака, ананас, доска, краски, сумка, глобус, апельсин, осьминог, сердце, смайлик.

Задания и упражнения:

1. Назови картинки, показывая на каждый предмет "умным пальчиком". Четко произноси звуки [с ], [с"] в словах.

2. Назови слова из одного, двух, трех, четырех слогов. Найди слова заданного ритма (например, двусложное слово со вторым ударным: следы ).

3. Назови слова, в которых звук [с ] находится в начале слова, в середине, в конце слова.

4. Послушай и запомни цепочку слов, повтори слова в том же порядке.

6. Игра "Четвертый лишний". Назвать в каждом ряду лишний предмет:

первый ряд- соска, так как не животное;

второй ряд- часы, т.к. не транспорт;

третий ряд- ананас, т.к. звук [с ], находится в конце слова, а не в начале;

четвертый ряд- сумка, т.к. доска, краски, глобус- школьные принадлежности;

пятый ряд- смайлик, т.к. в остальных словах звук [с"].

7. Упражнение на развитие пространственной ориентировки: Что находится под снеговиком? Справа от сумки? Над коляской? (ответы детей должны быть полными предложениями).

8. Назови слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

9. Назови транспорт, школьные принадлежности, животных, фрукты.

10. Закрыть глаза, вспомнить, какого цвета глобус, сумка и пр. Вспомнить, какой предмет был последним в первом ряду, первым во втором ряду и т.д.

11. "Угадай на ощупь". Ребенок закрывает глаза, ощупывает предмет и угадывает его. При необходимости логопед помогает, задает наводящие вопросы.

12. Составление предложений со словами, запись их в тетрадь. Анализ предложений.

13. Работа над семантикой: объяснить смысл предложенных логопедом слов. Например, если занятие проводится в зимнее время, логопед спрашивает: Кто (что) такой снеговик? Когда его делают? Из каких частей его делают? Он круглый или квадратный? Что с ним происходит весной? Почему? и т.д.

Автоматизация звука [Ч]


Оборудование: фетр, декоративные пуговицы.

Список: овечка , девочки. учебник, черепаха, мяч голубой, чайник, чашка. часы, ключик, мяч черный, мяч красный, пчела, летучая мышь, червяк, мяч желтый, бабочки.

Задания и упражнения:

1. Назови картинки, нажимая "умным пальчиком" на кажlый предмет. Чётко произноси звук [ч] в словах.

2. При нарушении слоговой структуры- отхлопать замочками слова (о-веч-ка, де-воч-ки, у-чеб-ник). Назвать длинные слова, короткие (бабочка, мяч).

3. В словах чайник, часы, учебник назвать только гласные звуки.

4. Узнай слово по гласным звукам: логопед произносит только гласные звуки в слове, например, А,Ы (при этом можно выделить голосом ударный звук), ребенок угадывает слово и произносит его: часы.

5. Игра "Загадки". Логопед начинает слово, ребенок- заканчивает, например, чай-....(ник), клю-...(чик).

6. Если у ребенка нет нарушений слоговой структуры слова, то можно поиграть в игры "Перевёртыши" и "Добавлялки".

"Перевёртыши". Логопед меняет слоги местами, а дети называют слово правильно, например, ла-пче (пчела), ка-чаш (чашка).

"Добавлялки". Логопед добавляет один лишний слог, ребенок должен назвать слово правильно, например: пчемала (пчела).

7. Назвать предметы, в названии которых звук [ч] стоит в начале, середине, конце слова.

9. Внимательно посмотреть ("сфотографировать") предметы во втором ряду и назвать их по памяти (школьники могут записать слова в тетрадь).

10. Назвать предметы, которые отвечают на вопросы: Кто? Что?

11. Придумать предложение с одним из слов, записать в тетрадь, проанализировать его.

12. Для детей с дисграфией (либо в целях профилактики дисграфии) составить схему слов с последующей записью в тетрадь: чайник, чашка, часы.

13. Узнать предмет на ощупь.

Автоматизация звука [Р]

Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

Список : роза, шар,жираф, верблюд, подарок, краб, бобёр, рыба, рак, ракушки, грабли, торт, мороженое, виноград, кукуруза, арбуз, морковь, паровоз, карандаш, ролики, мухомор, ромашка, помидор, груша, мартышка, сердце. крокодил, корабль.

Задания и упражнения:

1. Задания могут быть аналогичными тем, которые используются при работе с логопедическими ковриками на другие звуки.

2. Выучить чистоговорки, скороговорки, стихотворения, показать предмет, о котором идет речь:

а) ар-ар-ар- красивый красный шар

ор-ор-ор- в огороде помидор

ор-ор-ор-в лесу мухомор

б)поговорить с ребенком в начале, кто такие бобры, раки, крабы, где они живут, чем питаются.

Все бобры добры до своих бобрят.

У бобра- не нора,

Не берлога, не дыра!

Он-работник, он-творец!

У бобра в реке- дворец!

Жили-были раки, раки-забияки.
Жили раки шумно, затевали драки.

Хвастал храбрый краб два дня:

"Краба нет храбрей меня!"

На горе Арарат

Рвёт Варвара виноград.

С утра до вечера играл,

Потом в кровать ракетку взял!

После росы розы выросли!

Во мраке раки шумят в драке.

На рынке Кирилл грабли купил.

3.Игра "Один-много". Логопед называет один предмет, ребенок, много: красная роза- красные розы, большой шар- большие шары, высокий жираф- высокие жирафы, горбатый верблюд- горбатые верблюды, оранжевая ракетка- оранжевые ракетки, интересный подарок- интересные подарки и т.д.
Про какой предмет нельзя сказать "один-много" (мороженое, грабли).

4. Дидактическая игра " Моя, мой, мои". Логопед спрашивает, про какие предметы можно сказать "Моя" (если обращается к девочке): моя роза, моя рыба, моя морковь, моя кукуруза....

Если логопед обращается к мальчику, то спрашивает: "Про какие предметы можно сказать "мой": мой корабль, мой торт, мой виноград, мой крокодил...

Логопед спрашивает у всех детей, присутствующих на занятии, про какие предметы можно сказать "мои"? (мои ролики, мои грабли).

5. Работа над семантикой. Логопед спрашивает: Что общего между раком и рыбой? Между морковью и розой? Между тортом и мороженым? Между крокодилом и жирафом?

6. Отгадать загадку, посчитать предмет-отгадку до 10:

П од плотными листками,
Жёлтые камни,
Упругие, гладкие,
На вкус сладкие! (кукуруза)

7. Посчитать предметы с помощью цифр , которые выкладываются перед каждым рядом, например, перед рядом с розой -1, перед рядом с крабом-2, перед рядом с тортом- 5, перед рядом с паровозом- 7, перед рядом с грушей-9 (цифры меняются на каждом занятии).

Счет по рядам: например, одна роза, один шар, один жираф, один верблюд, одна ракетка, один подарок.
Счет по столбикам: например, одна роза, два краба, пять тортов, семь паровозов, девять груш.
Счет предметов по порядку на карточках (прямом и обратном): одна роза, две розы, пять роз, семь роз, девять роз и наоборот.

8. Упражнение на развитие пространственной ориентировки. Логопед спрашивает, какой предмет находится под жирафом, над бобром, между мухомором и помидором, слева от мороженого, справа от винограда и т.д.
9. Игра "Съедобное-несъедобное". Логопед спрашивает, что из предметов является съедобным, а что-нет.
10.Звукослоговой анализ слов с последующей записью в тетрадь: роза, шар, рыба, рак, грабли, торт, кукуруза, карандаш, ролики, груша, мартышка, ракушка.
11. Составление предложений с полным анализом.
12. Назвать предметы красного цвета, желтого, коричневого и т.д. Можно попросить дополнительно назвать предметы, которые могут быть таких цветов.

Автоматизация звука [Р] с помощью звуковых полянок

Оборудование: листы, игрушки (собачки, тигр, машинка, мотоцикл)

Лист №1. Автоматизация звуков [р,р"] в изолированном произнесении (без опорных звуков т, д).

Игра" Поможем собачкам собрать все косточки".
Ребенок выбирает собачку, которой он будет помогать собирать все косточки в будку и ставит ее в начало дорожки. Идя к "косточке" , собачка рычит [р-р-р], возле косточки - отдыхает. Упражнение выполняется на длинный звук рррр-рррр и короткие звуки: р-р-р.

Можно играть вдвоем, используя игровой кубик.

Лист № 2. Автоматизация звуков [р,р"] в изолированном произнесении и в обратных слогах (разные дорожки- прямые, с остановками).

Игра" В гости" (или вариант "В гости с песенкой").

Ребенок выбирает, кто из персонажей (собака, тигр) пойдет в гости.

При изолированном произношении, передвигая игрушки по фигурным линиям, ребенок произносит изолированный звук в зависимости от фигуры на листе (коротко, отрывисто, с остановками или длинно, без остановок).

При произнесении звуков [р,р"] в обратных слогах, "идя в гости" , поём песенки:

ар-ор-ур (первая дорожка)- арь-орь-урь

ыр-ер-ир-юр-ер-яр (вторая дорожка)- ырь-ерь-ирь-юрь-ерь-ярь

ер-яр (третья дорожка)- ерь-ярь

ер-ёр-ир-юр-ур (шестая дорожка)- ерь-ёрь-ирь-юрь-урь

Если ребенку сложно произнести и запомнить разные слоги, можно петь одну-две песенки. Следить за правильным произношением звуков.

На первоначальном этапе постановке звука [р] можно использовать упражнение "Мотор". Ребенок произносит звукосочетания тр, др (т, д -выступают как звуки-"помощники"). В этом случае этот лист используется с игрушками машинками и мотоциклом. Ребенок "едет" в гости по дорожкам-линиям, выполняя упражнение "Мотор": длинно ТР-Р-Р-Р; коротко: ТР-ТР-ТР-ТР.

Лист №3. Автоматизация в обратных слогах.

Игра "Прятки". В будке "спит" какая-то собачка. Если логопед занимается вдвоем с ребенком,то игрушка-собачка может быть у него, если это подгрупповое занятие, то игрушка "спрятана" у другого ребенка.
На полянку в гости к собачке, которая "спит", пришла другая собачка, которая ходит ее будит, зовет, произнося слоги или слова, например:
АР,ОР,УР,ЭР,ЫР; ЯР, ЁР, ЮР, ЕР, ИР или мягкие варианты звука [р] (каждая пара слогов повторяется ребенком отраженно вслед за логопедом, если звукопроизношение четкое, правильное, собачка в будке "просыпается", и игрушка отдается ребенку.
Слова для "Повторялок" в начале берутся со звуком в конце слова, затем в ударном слоге в середине слова, далее- в обратном безударном:
Базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, двор, мотор, забор, помидор, мухомор, топор, шнур, бобёр, актер. ковер, боксёр, монтер; карп, парк, март, армия, баржа, бархат, карта, марка, парта, фартук, корм; арбуз, артист, барсук, карман, картон, ветер, сахар и т.д.
Все незнакомые слова нужно обязательно объяснить ребенку.
Если отрабатываем мягкий вариант произнесения звука [р" ], то слова сначала берем с ударением на слоге ( ряд, моря, наряд, коряга, порядок ), затем без ударения на слоге(буря, рябина, жарят, варят ), затем со стечением согласных (крик, гриб, грелка, крем и т.д.).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЛОГОПЕДА

Использование занимательного наглядного материала в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения логопеда не подкрепляются иллюстративным материалом.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, то есть определению порядка следования звуков в слове, установлению различной роли звука, основных его качественных характеристик.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте необходимо использовать методы, которые позволят воспринимать информацию зрительно.

Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов артикуляционного аппарата во время произнесения любого звука, сравнивая собственные кинестетические ощущения с предметным изображением. Затем ребенку предлагается охарактеризовать изучаемый звук, отбирая необходимые символы.

НАПРИМЕР:

Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а] обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, звук [у] – кружочком с маленьким круглым ртом, звук [и] – губы растянуты в улыбке.



На символах звуков [ы], дается указание на положение языка в ротовой полости.

Например, логопед поясняет детям: звук [э] – губы растянуты в улыбке, кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к «зашифрованным» словам.

Предлагая данный вид работы, мы идем от простого к сложному. На начальном этапе нужно выбрать, какая картинка подходит к схеме. В дальнейшем задача усложняется: добавляются картинки и схемы. Более успешному проведению логопедических занятий способствует создание игровых ситуаций. Например, при проведении занятия с детьми «ЗНАКОМСТВО со ЗВУКАМИ Р и Рь», можно провести игру «ПАРАВОЗИК». Целью данной игры является развитие фонематического восприятия у детей. Логопед объясняет детям правило игры: «Прицепи вагоны к нужным паровозикам».

Также, можно провести игру, целью которой будет определение позиции звуков в слове (место изучаемого звука в начале, в середине и в конце слова). Дети предлагается разместить картинки в вагонах, соответствующие позиции изучаемого звука в слове.

При проведении занятий по дифференциации звуков можно предложить дошкольникам найти предметную картинку, в названии которой есть изучаемый звук, и попросить ребенка определить место данного звука в слове. Можно усложнить задачу и дать задание, чтобы дети не только отыскали картинку с изучаемым звуком, но еще и сгруппировали их по определенным признакам. Например, твердости – мягкости, глухости – звонкости.

Немаловажную роль использование наглядного материала имеет при работе над СЛОГОДЕЛЕНИЕМ. При членении слов на слоги используются приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Можно предложить детям поиграть в игру «МАГАЗИН». Условие игры: найти первый слог, второй слог в названии товара. Первый слог равен одной монетке, второй – двум и т.д.

При знакомстве дошкольников с графическим изображением изучаемого звука, необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Важно, чтобы ребенок четко понимал, что главным отличием звука от буквы заключается в том, что звуки мы слышим, а буквы пишем, видим, читаем.

Помимо общепринятых приемов детям больше всего нравится изображать буквы из цветного песка, рисовать их на песке пальчиком или палочкой.

При обучении синтезу слогов из букв на занятиях проводятся различные игры. Например, игра «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»: логопед предлагает детям накормить Карлсона вареньем из 2-х банок, так чтобы получились слова (в одной из них находятся смородинки с согласными буквами, а в другой клубнички – с гласными).

Примеры слов: малыш, щенок, торт, окно, банка, мотор, ботинок.

При составлении слов из букв дети выполняют задания, опираясь на размер или форму предмета с изображенной на нем буквы, и раскладывают картинки в порядке возрастания или по одинаковой форме; составляют слова из заданных букв или слогов.



При обучению детей звуковому анализу и синтезу слов оптимально использование игры «ПУТАНИЦА». Задание: детям необходимо выделить первый звук в названии предложенной логопедом картинки, вписать буквы в соответствующие квадратики и прочитать полученное слово. Составить с этим словом предложение.

Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе – это ответы на вопросы с опорой на картинки.

Дети знакомятся с понятиями «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки». Каждое понятие имеет определенный символ. Например, слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия – на серых, слова-признаки – разноцветные. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций.

НАПРИМЕР:

В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.

Игра для ребенка – это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучение анализу), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

Оборудование логопедического кабинета:

· Современные технические средства и наглядные пособия

· Модели предметов, макеты, муляжи, иллюстрированные таблицы, схемы.

· Пособия для самостоятельной работы детей (конструкторы)

· Различные аппараты и приборы (секундомер, магнитофон, зонды, шпатели, часы)

Дидактический материал:

· Наборы игрушек для детей разных возрастных групп

· Настольные игры

· Альбомы для обследования и коррекции речи, предметные и сюжетные картинки

· Разрезная азбука

· Счетный материал

· Набор предметов разного цвета, величины, формы.

· Набор звучащих игрушек

· Комплекты игрушек для фронтальной работы по развитию речи

Имеющиеся в кабинете пособия должны быть распределены по соответствующим коробкам или папкам.

Общие требования к оформлению логопедического кабинета:

Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, размещение и площадь которых должны соответствовать инструкции о проектировании специальных учреждений.

В логопедическом кабинете необходимо иметь:

· шкаф для пособий и литературы,

· столы (не менее 4)

· стулья (не менее 8-10)

· доска, половина которой разлинована

· настенное зеркало со шторой размером 70х100 см для

· маленькие зеркала 9-12 см для индивидуальной работы (не менее 10).

Оборудование логопедического кабинета на школьном пункте дополнительно включает:

1. Специальные пособия для развития фонематической дифференцировки (набор парных предметных картинок, соответствующих словам с начальными звуками, близкими и далекими по звучанию, и различной звуковой и слоговой сложностью); наборы картинок, соответствующих словам с различным местоположением букв: в начале, в середине, в конце.

2. Наборы различных слов и картинок для составления предложений; набор опорных фраз для составления рассказов; фразы с пропусками слов, различных по их грамматической принадлежности и по степени (характеру их связи с фразеологическим контекстом).

3. Наборы предложений, соответствующих различным логико-грамматическим конструкциям, и пространственные схемы предлогов.

4. Наборы слов с пропущенными буквами; тексты предложений и рассказов с пропущенными словами; тексты диктантов.

5. Наборы слов: антонимов, синонимов и омонимов.

6. Наборы букв разного шрифта; цифр; элементов букв и цифр, наборы арифметических примеров и элементарных задач; наборы геометрических фигур и элементов фигур для конструирования.

7. Стихи, пословицы, басни с разработанными к ним вопросами, поговорки, юмористические рассказы.

8. Наборы текстов с пропущенным началом, серединой, концом.

9. Картинки, изображающие предметы и действия; сюжетные картинки различной сложности; последовательные серии картинок, отражающие постепенно развивающиеся события; репродукции художественных произведений (картин); наборы предметных картинок с недостающими элементами.

10. Книги для чтения, сборники диктантов, азбуки, географические карты, наборы пластинок.

Оборудование логопедического кабинета

Список оборудования, необходимого для логопедического кабинета:

  • ученические парты и стулья по количеству занимающихся учеников;
  • стол канцелярский, стулья;
  • шкафы или стеллажи в достаточном количестве для хране­ния дидактического материала, наглядных пособий и ме­тодической литературы;
  • классная доска, расположенная на высоте, соответствую­щей росту учеников начальной школы (часть доски жела­тельно разлиновать, как тетрадь для письма учащихся 1-го класса, с целью демонстрации правильного написания букв, их соединений);
  • магнитная доска;
  • настенное зеркало, стол возле зеркала, 2 стула;
  • настольные зеркала 9x12 см по количеству учеников на занятии по коррекции произношения;
  • набор логопедических зондов, шпатели;
  • этиловый спирт для обработки рук и инструментов, поло­тенце;
  • умывальник;
  • настенная касса букв;
  • индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика;
  • наборное полотно;
  • песочные часы, секундомер;
  • магнитофон, кассеты;
  • диапроектор, экран;
  • стенды;
  • настольные игры, конструкторы, игрушки;
  • медицинская аптечка.

Логопедический кабинет размещается в помещении обра­зовательного учреждения, должен отвечать санитарно-гигие­ническим нормам и иметь площадь не менее 20 кв. м.

На двери логопедического кабинета должны быть его но­мер и расписание работы учителя-логопеда, например:

С расписанием логопедических занятий должны быть оз­накомлены завуч и учителя начальных классов.

На администрацию образовательного учреждения возлага­ется ответственность за оборудование логопедического каби­нета, его санитарное состояние и ремонт помещения.

Требования к содержанию

И оформлению логопедического кабинета

Логопедический кабинет при общеобразовательной школе должен отвечать определенным требованиям.

1. Наличие достаточного количества дидактического мате­риала и наглядных пособий.

2. Соответствие содержания дидактического материала воз­расту детей и характеру речевых нарушений учащихся.

3. Систематизация дидактического материала в соответствии с основными разделами:

  • обследование речи;
  • психических функций;
  • развитие звуковой стороны речи;
  • грамматической стороны речи;
  • лексической стороны речи;
  • связной речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • психических функций;
  • методический материал;
  • документация.

4. Соблюдение единого формата дидактических пособий.

5. Правильное хранение дидактических пособий и эстетич­ ность их оформления.

6. Достаточное накопление дидактического материала.

Дидактические пособия, используемые в работе

1. Дидактический материал по обследованию речи (альбо­ мы, карточки, содержащие речевой и картинный материал).

2. Речевой и картинный материал по основным разделам.

3. Дидактический материал по коррекции нарушений чте­ ния (таблицы, индивидуальные карточки).

4. Карточки с заданиями (раздаточный материал) по кор­ рекции различных видов нарушений письма.

5. Раздаточный материал (фишки, схемы, сигнальные кар­ точки и т.д.).

6. Занимательный материал.

7. Дидактические речевые игры.

8. Дидактический материал по развитию познавательных процессов.

9. Дидактический материал и специальные приспособле­ ния для развития мелкой моторики пальцев рук.

10. Демонстрационные таблицы (стандартная таблица пе­ чатных и прописных букв, алфавит с выделенными гласны­ ми и согласными буквами соответственно красным и синим цветом и т.д.).

11. Методическая литература, профильные журналы «Лого­ пед», «Дефектология», «Начальная школа» и др.

12. Каталог методической литературы и журнальных статей.

13. Учебники для 1-4 классов.

14. Книги для дополнительного чтения на каждого ученика.

15. Методическая копилка, новые методические разработ­ ки, обобщение опыта работы логопеда, конспекты открытых занятий и выступлений.

16. Материал для работы с родителями.

17. Стенды.

Раздаточный материал и карточки с заданиями для инди­видуальной работы изготавливаются по количеству детей в группе.

Дидактические пособия должны быть систематизированы и сложены в специальные пронумерованные ящики или ко­робки. В каждом шкафу помещается общий список храня­щихся в нем пособий.

С-22 требования к подбору дидактического материала оформление лог.кабинета.

Оборудование логопедического кабинета:

· Современные технические средства и наглядные пособия

· Модели предметов, макеты, муляжи, иллюстрированные таблицы, схемы.

· Пособия для самостоятельной работы детей (конструкторы)

· Различные аппараты и приборы (секундомер, магнитофон, зонды, шпатели, часы)

Дидактический материал:

· Наборы игрушек для детей разных возрастных групп

· Настольные игры

· Альбомы для обследования и коррекции речи, предметные и сюжетные картинки

· Разрезная азбука

· Счетный материал

· Набор предметов разного цвета, величины, формы.

· Набор звучащих игрушек

· Комплекты игрушек для фронтальной работы по развитию речи

Имеющиеся в кабинете пособия должны быть распределены по соответствующим коробкам или папкам.

Общие требования к оформлению логопедического кабинета:

Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, размещение и площадь которых должны соответствовать инструкции о проектировании специальных учреждений.

В логопедическом кабинете необходимо иметь:

· шкаф для пособий и литературы,

· столы (не менее 4)

· стулья (не менее 8-10)

· доска, половина которой разлинована

· настенное зеркало со шторой размером 70х100 см для

· маленькие зеркала 9-12 см для индивидуальной работы (не менее 10).

Оборудование логопедического кабинета на школьном пункте дополнительно включает:

1. Специальные пособия для развития фонематической дифференцировки (набор парных предметных картинок, соответствующих словам с начальными звуками, близкими и далекими по звучанию, и различной звуковой и слоговой сложностью); наборы картинок, соответствующих словам с различным местоположением букв: в начале, в середине, в конце.

2. Наборы различных слов и картинок для составления предложений; набор опорных фраз для составления рассказов; фразы с пропусками слов, различных по их грамматической принадлежности и по степени (характеру их связи с фразеологическим контекстом).

3. Наборы предложений, соответствующих различным логико-грамматическим конструкциям, и пространственные схемы предлогов.

4. Наборы слов с пропущенными буквами; тексты предложений и рассказов с пропущенными словами; тексты диктантов.

5. Наборы слов: антонимов, синонимов и омонимов.

6. Наборы букв разного шрифта; цифр; элементов букв и цифр, наборы арифметических примеров и элементарных задач; наборы геометрических фигур и элементов фигур для конструирования.

7. Стихи, пословицы, басни с разработанными к ним вопросами, поговорки, юмористические рассказы.

8. Наборы текстов с пропущенным началом, серединой, концом.

9. Картинки, изображающие предметы и действия; сюжетные картинки различной сложности; последовательные серии картинок, отражающие постепенно развивающиеся события; репродукции художественных произведений (картин); наборы предметных картинок с недостающими элементами.

10. Книги для чтения, сборники диктантов, азбуки, географические карты, наборы пластинок.

идактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игры; в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию. Если дидактическая игра проводится все занятия, то она должна быть связана по содержанию с предшествующим занятием.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игру - деятельность интересную, близкую детям, радующих их, содействующую общению детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива, живущего по законам "детского общества".

В дидактических играх применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Дидактические игры кратковременные (10 - 20 минут), поэтому важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Основные требования к планированию дидактических игр: выбирая игру, педагог должен учитывать и содержание и степень сложности и новизны для детей. Учет возрастных возможностей требует более широкого использования в младшем возрасте дидактических игр с игрушками и предметами для развития у детей сенсорных и умственных способностей; в старшем возрасте увеличивается значение настольно-печатных и словесных игр.

Чтобы избежать однообразия, в плане указывают изменения, которые вносятся в различные варианты одной и той же игры.

В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития, поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться при выборе задания, постановке вопроса с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает преодолеть ему застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается его чаще вызывать, чтобы выступать перед коллективом.

Д.В. Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм:

Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные дя умственного развития детей и их воспитания.

В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра".

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.