Конспект урока по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 класс). Конспект урока по окружающему миру "лес и человек" Лес и человек окружающий мир

(6,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.











Назад Вперёд

Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о значении леса в жизни природы и людей.
  • Ознакомить с экологическими проблемами лесов, возникших по вине человека, с охранной деятельностью в лесной зоне.
  • Развивать познавательный интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, культуру поведения.

Оборудование: мультимедийный проектор; интерактивная доска; презентации "Лес и человек", "Приокско-Террасный заповедник"; Мультимедийный курс "Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс". (CD); "Птицы средней полосы России: звуки природы - 2002," компакт-диск (CD-ROM) содержит записи голосов птиц средней полосы России. Рулонный магнитный пластиковый плакат "Природное сообщество леса" и иллюстрированные магнитные карточки из комплекта Spectra. Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Мир вокруг нас: Учебник для 4 класса. Ч. 1. Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Мир вокруг нас: Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса начальной школы: Ч.1. Загадки. Выставка ученических письменных (печатных) сообщений: о лекарственных растениях леса, о лесных грибах, ягодах; об использовании древесины; об охране лесов, Красной книге РФ. (С сообщениями дети знакомятся до и после урока).

1. Орг. момент. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с природной зоной лесов. А для того чтобы вы смогли определить, о чём сегодня будет наш урок, предлагаю послушать стихотворения в исполнении наших учеников:

Лес наполняет грибами лукошко
И про запас
Оставляет немножко...
Ведь звери лесные
Грибами питаются,
Поэтому жадным
Вход в лес воспрещается!
В. Шульжик

Хорошо у нас в лесу!
Только я в кусты вошла -
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зелёный моховик.
Ёж колючий предо мной
Пробежал к себе домой.
Две синички в тишине
Звонко пели песни мне.
Я подальше забрела,
Там черники набрала.
Всё теперь домой несу.
Хорошо у нас в лесу!
Г. Ладонщиков

Дети. Мы поговорим о том, что может дать человеку лес, и о бережном отношении к нему

Показ I слайда презентации "Лес и человек".

У. Представьте, что вы находитесь в лесу, закройте глаза.

Прослушивание фрагмента аудиозаписи "Птицы средней полосы России".

У. Какие звуки вы услышали в лесу?

Д. Пение птиц.

У. Вспомните, какой в лесу воздух?

Д. В лесу чистый воздух.

У. Любите ли вы бывать в лесу? Почему?

Д. В лесу красиво, интересно, много разных растений, животных, поют птицы.

У. Лес очень важен для природы и человека. В лесу чистый свежий воздух. Красота лесов вдохновляла поэтов, художников и музыкантов на создание замечательных произведений искусства, например, композитора П.И. Чайковского, художника И.И. Шишкина. Полюбуйтесь на репродукции лесных пейзажей, написанных Иваном Шишкиным.

Показ II слайда презентации "Лес и человек" И.И. Шишкин.

Мини-викторина.

У. Вспомните, из каких произведений, прочитанных на уроках литературного чтения, эти строки, и кто их автор? (Три ученика читают наизусть отрывки из стихотворений):

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
А.С. Пушкин "Унылая пора! Очей очарованье!"

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной...
И.А. Бунин "Листопад".

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит...

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою".

Д. Леса - это наше общее богатство, ими надо уметь любоваться, лес надо беречь.

У. Тема урока: "Лес и человек". На уроке мы поговорим о роли леса в жизни людей и природы, познакомимся с экологическими проблемами лесов и с охранной деятельностью людей в лесной зоне.

II. Проверка знаний.

Работа с мультимедийным учебником "Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс". (CD).Урок 09. Природные зоны России.

У. Что вы узнали о лесной зоне? (Ученики выполняют задания на интерактивной доске):

а) Укажи на карте зону тайги.

б) Какие растения есть в тайге?

в) В какой природной зоне России растут дуб, берёза, клён, осина?

г) Для какой природной зоны характерны эти растения и животные?

Составление цепей питания с использованием иллюстрированных магнитных карточек Spectra "Природное сообщество леса" (выполняет 1 ученик).

Индивидуальная работа по карточкам (работу выполняют три ученика):

а) Дополните текст: Лесная зона находится... зоны тундры. Она обозначена... цветом на карте природных зон. Зона лесов - самая... природная зона, которая располагается в... поясе. Лесная зона состоит из... частей.

б) Исправьте ошибки в тексте: Тайга - это лиственный лес, он занимает наименьшую часть лесной зоны. В тайге холодная зима, лето холоднее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые особенно требовательны к теплу: дуб, кедровая сосна, берёза, липа, клён, лиственница, ель, осина, пихта, сосна.

в) Продолжите предложения:

В лесной зоне выделяют три части:_____________________________

Ближе к югу на смену смешанным лесам приходят________________

В широколиственных лесах растут:_____________________________

В тайге обитают животные:____________________________________

Подведение итогов проверки знаний, выставление отметок.

III. Работа над новой темой.

Отгадывание загадок.

У. Предлагаю разгадать загадки, подумать о значении леса в жизни природы и людей:

Как на стёжке, на дорожке
Вижу алые серёжки.
За одною наклонилась,
А на десять набрела!
Я клонилась - не ленилась,
Кружку с верхом набрала.
(Земляника) Е. Благинина

На пеньке живёт семья:
Мама, папа, брат и я.
Дом у нас один, а крыша
Есть у каждого своя.
(Опята) Н. Пикулева

Конечно, не белый -
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно
В берёзовой роще.
(Подберезовик) 3. Александрова

Очень крепкий этот малый,
Зубу непослушный,
Расколи его сначала,
А потом и кушай.
(Орех) Неизвестный автор.

У. О чём были загадки? Подумайте, для чего же люди приходят в лес?

Д. Собирать грибы, ягоды, орехи.

У. Что ещё даёт человеку лес? А что он значит для природы? (Ответы детей).

Показ III, IV, V слайдов презентации "Лес и человек". Учащиеся знакомятся с содержанием слайдов, делают комментарии.

У. Издревле лес кормил, обогревал человека. Древесина служила материалом для постройки и обогрева жилища. Из дерева люди мастерили домашнюю утварь, строили избы, отапливали их дровами и хворостом, плели из лыка лапти, из прутьев - корзины, из берёсты - короба. Наши предки собирали в лесах ягоды, грибы, орехи, использовали лекарственные травы для исцеления от недугов, охотились на диких животных.

Работа с учебником.

У. О том, какое ещё значение имеет лес, вы узнаете, прочитав статью в учебнике "Роль леса в природе и жизни людей" на стр. 106 - 107.

У. Какие ещё роли выполняет лес? (Ответы детей).

Показ VI слайда презентации "Лес и человек". Значение леса.

IV. Физкультминутка.

Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она.
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул.
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
Хорошо гулять по лесу!
Но учиться интересней!
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова

V. Продолжение изучения новой темы.

У. Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Как вы думаете, по чьей вине возникают экологические проблемы леса? (Ответы детей).

Чтение учениками отрывка из рассказа К.Г. Паустовского "Скрипучие половицы".

Пожалуй, больше всего композитору П.И. Чайковскому помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли...этот удивительный воздух...

Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место - оно называлось Рудым Яром.

Самая дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой, в сырой гостинице в Риме, он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветет розовый иван-чай, потом березовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и по изволоку - вверх, в корабельный бор.

Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы...

Он знал, что сегодня, побывав там, он вернется - и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельется через край и хлынет потоками звуков. Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра. С зарослей липы и бересклета капала роса...Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль и наспех записывать проигранное на листках нотной бумаги.

Чайковский быстро пошел к дому. На поляне стояла высокая раскидистая сосна. Ее он прозвал "маяком". Она тихо шумела, хотя ветра и не было. Он, не останавливаясь, провел рукой по ее нагретой коре...

Учитель. Узнав о том, что лес продан купцу Трощенко, который собрался его вырубать, Пётр Ильич отчаянно пытался "не дать свершиться палачеству": он ездил и к губернатору и к Трощенко. Но, возвращаясь домой, всё же стал очевидцем "подлости".

..."Успею ли? - думал Чайковский... Завтра начнут валить лес. Что за подлость такая!" ... Лошади вынесли коляску на поляну. Кто-то впереди предостерегающе закричал. Кучер с ходу осадил лошадей. Чайковский встал, схватился за плечо кучера. От подножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы.

Внезапно вся сосна, от корней до вершины, вздрогнула и застонала. Чайковский явственно слышал этот стон. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая березы. С тяжким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла. Лошади попятились и захрапели.

Это был миг, один только страшный миг смерти могучего дерева, жившего здесь двести лет... Чайковский подошел к вершине поваленной сосны...

Тут же лежали обломанные сосной ветки берез. Чайковский вспомнил, как березы пытались удержать падающую сосну, принять ее на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное падение, - от него далеко окрест дрогнула земля. Он быстро пошел домой. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. И все так же тупо ухала земля. Птицы метались над порубкой...Чайковский все ускорял шаги. Он почти бежал.

Подлость! - бормотал он. - Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю ради того, чтобы какой-то Трощенко слюнявил по ночам ассигнации? Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять там, в Петербурге, этим многомудрым государственным мужам, что могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им...

У. О какой экологической проблеме рассказывает К. Паустовский?

Д. О вырубке леса.

Показ VII слайда презентации "Лес и человек" На вырубке леса.

У. Посмотрите, как в настоящее время производится заготовка древесины. Такие картины остаются после работы лесозаготовщиков. Какие чувства вызывают у вас эти фотографии?

Наши леса в опасности! Нам небезразлична судьба леса, нас волнует эта проблема, а значит необходимо искать пути её решения. Что бы предложили сделать вы для защиты лесов? (Собирать макулатуру).

У. Послушайте стихотворение и скажите, о какой посильной помощи школьников в деле сохранения лесов ведёт речь автор?

Школьник, всего по тетрадке одной
Давай сбережём за четверть с тобой!
И сохранённые нами леса
Скажут "спасибо" на все голоса.

Чтение стихотворения (читают подготовленные ученики).

У. Подумайте, о каких экологических проблемах леса пишет Анатолий Орлов “Про туриста Федю и медведя (как не надо вести себя в лесу)”

По густой траве зеленой
Шел в поход турист “зеленый”.
В тишине грохочет “маг”,
В такт ему гремит рюкзак.
Солнце в небе ярко светит,
Бьет в лицо прохладный ветер.
Федя, - так туриста звали, -
В первый раз штурмует дали…
- Тают, - знай себе при этом, -
В яркой пачке сигареты.
Да в кустах дымятся спички,
Что бросает по привычке…
Вот в рябиновой куртинке,
Подцепив носком ботинка
Свой окурок, паренек
Смачно кинул на пенек.
Что испуганная птаха
Из гнезда взлетела махом.
Прокричал ей Федя вслед:
- Глухарю большой привет!
Недопитую бутылку
Бросил в кучу у развилки.
От бутылки скачет лучик
Жаркой струйкою по куче…
Пересохший веток ворох
Вспыхнет скоро, словно порох.
- …Парень крепок, полон сил –
От него и след простыл…
Из ракетницы по белке
Бьет, как в тире по тарелке…
Средь густого бурелома
Отдохнуть решил, как дома.
И на отдых Федя скор –
Вмиг развел большой костер.
“Сникерс” съел, чаек попил. –
Полон снова свежих сил.
И, костер не затушив,
Скрылся в сумрачной глуши…
Но за Фединой спиной
Дым густою пеленой.
А примерно в эту пору
Брел медведь тихонько в гору.
Видеть все его привычка:
Смотрит – лес горит от спички…
Там, где теплился костер –
Полыхает старый бор.
От горящей кучи в чащу
Змей ползет, огнем чадящий…
Вот подкинули работу
До седьмого, сразу, пота!
Шкура рыжая дымится,
Продолжает мишка биться
С разгулявшимся огнем.
- Не хватило часа днем –
Тушит вечер, тушит ночь,
Чтоб родной тайге помочь!
Гнев во всю медведя душит:
- Оборву поганцу уши.
Пусть зарубит на носу,
Как вести себя в лесу.
Но пока тайгу тушил,
Феди след давно простыл…
Да, - задумался медведь, -
В лес приходят сотни Федь.
Не узрит за каждым Федей
Даже тысяча медведей.
Нужно сделать, чтобы Феди
Чтили Правила медведей!
Чтоб они, и все мальчишки
Их читали, словно книжки.
Не курили, не сорили,
Лес во всём боготворили.
Берегли зверей и птичек,
Без плохих бы шли привычек.
И тогда в лесу медведи
Будут рады даже Федям!

У. Какие правила поведения в лесу нарушил Федя? Какой поступок такого горе - туриста привёл к большой беде для леса и его обитателей?

Д. Небрежное обращение с огнём приводит к пожару в лесу.

Показ VIII слайда презентации "Лес и человек". Лесной пожар.

У. Чем опасен пожар в лесу? А что надо делать, чтобы при разведении костра не возникало пожаров?

Д. Во время пожара погибают лесные жители, нарушаются экологическое равновесие и экологические связи. Чтобы не возникало пожаров, надо соблюдать правила разведения костра.

Работа с учебником.

У. Прочитайте в учебнике памятку "Как разводить костёр" на стр. 111.

У. Чего ещё нельзя делать в лесу?

Д. Ломать ветки деревьев, разорять гнёзда, шуметь, мусорить.

У. Вот во что может превратиться лес.

Показ IХ слайда презентации "Лес и человек". Свалки в лесу.

У. Какой вред наносят лесу и человеку несанкционированные свалки?

Д. Загрязняют окружающую среду, нарушают экологическое равновесие и т. д.

У. Какая ещё экологическая проблема леса вам известна?

Д. Убийство животных - одна из экологических проблем леса.

У. К чему привела неумеренная охота?

Д. К полному или почти полному истреблению некоторых животных.

У. Какие меры предпринимаются для защиты и спасения животных леса государством?

Д. Охота на лесных животных ограничена, браконьерство наказывается по закону, редкие и исчезающие животные и растения занесены в Красную книгу РФ и находятся под особой охраной государства.

Показ Х слайда презентации "Лес и человек". Красная книга.

Показ презентации "Приокско-Террасный заповедник".

У. В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, ознакомившись с презентацией и с рассказом учителя.

На юге Московской области недалеко от города Серпухова находится Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник - жемчужина природы южного Подмосковья. Заповедник был создан в июне 1945 года после войны. Его площадь 4945 га. Большая часть покрыта лесами. В 1979 году заповедник получил статус биосферного заповедника. На территории заповедника произрастает 960 видов растений, среди них редкие, занесенные в Красную книгу России. Жемчужиной заповедника являются участки степной растительности в окружении сосновых боров, расположенные на юге заповедника. Это уникальная "окская флора". Здесь можно увидеть такие редкие для Подмосковья растения как ковыль перистый, типчак, тюльпан Биберштейна, русский рябчик и другие растения степной зоны. Здесь обитает 56 видов млекопитающих. Распространены обитатели Русской равнины кабан, лось, барсук, куница, ласка, зайцы: беляк и русак. Редко заходит волк. В последние годы встречается рысь и выдра. Восстановлены косуля и бобр. Фауна птиц насчитывает 140 видов. Многочисленны весной и летом мухоловки-пеструшки, зяблики, зарянки, пеночки-трещотки, большие синицы. Есть глухарь, тетерев, рябчик. А также черный коршун, пустельга, ястребы - тетеревятник и перепелятник, неясыть, домовый сыч. Среди насекомых редкие виды бабочек мнемозина, махаон, аполлон и др. В 1948 году в заповеднике был организован Центральный зубровый питомник, ставший центром восстановления и разведения зубра в России. Звери содержатся здесь в условиях, приближенных к естественным. За время существования питомника родилось более 600 чистокровных зубров, 250 из них были расселены в леса России, Украины, Белоруссии, Литвы. В зубровом питомнике организованы экскурсии.

VI. Закрепление.

Работа с магнитным плакатом Spectra "Природное сообщество леса" и иллюстрированных карточек. С помощью карточек дети показывают и рассказывают о том, какая деятельность человека направлена на пользу лесному сообществу, а какая, наоборот приносит лесу вред.

У. Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу?

Работа в тетрадях "Проверим себя". Взаимопроверка в парах.

  • I вариант - задание № 1. Дополнить схему "Значение леса в природе и жизни людей", с. 29.
  • II вариант - задание № 2. Отметить тех животных, которые внесены в Красную книгу и обитают в лесной зоне, с.30.

VII. Домашнее задание.

VIII. Итог.

У. Что нового узнали на уроке? О чём должен помнить человек, приходя в лес? (Ответы детей). Каждый должен задуматься, каким увидят леса наши потомки, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам ныне.

Выставление оценок.

Использованы материалы.

1. О. Дмитриева: Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир": 4 класс: К учебно-метод. комплекту Плешакова А.А. М.: ВАКО, 2006.

3. Сайта Приокско-Террасного заповедника http://www.danki.ru /

4. Сайта "Ecotravel" http://www.ecotravel.ru/regions/reserves/1/2/36/

Татьяна Норинская
«Лес и человек». Конспект урока в IV классе по предмету «Окружающий мир»

Цели урока :

Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы ;

Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека , с охранной деятельностью людей в зоне лесов;

Развивать познавательный интерес, развивать речь, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, расширить кругозор учащихся;

Воспитывать уважение и любовь к природе, чувство долга и ответственности перед природными богатствами.

I. Организационный момент

Доброе утро. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости . Поприветствуем. Садитесь.

Я прочитаю отрывок из песни «Лесной марш»

Мы сами написали

В лесной зеленой книжке

О том, что есть у леса

Надежные друзья –

Такие же девчонки,

Такие же мальчишки,

Такие же счастливые,

Как ты и я!

Почему я начала наш урок этим отрывком ? (Этот отрывок о друзьях леса)

А кто должен оберегать лес? (Это должны делать люди.)

Кто может сформулировать тему нашего урока ?

Сообщаются тема и цели урока .

Тема нашего занятия - «Лес и человек »

II. Проверка домашнего задания

1. Перед тем, как перейти к изучению новой темы, проверим домашнее задание.

Расскажите о тундре.

Что вы можете рассказать о тайге?

Назовите деревья, которые растут в тайге

Какие животные обитают в тайге?

А что можете рассказать о зоне широколиственных и смешанных лесов?

Растительный мир лесов

2. Проводится конкурс рисунков : «Как я представляю себе тайгу , смешанный и широколиственный лес». Рисунки кратко комментируются. (на доске выставка рисунков)

Ребята нарисовали рисунки, давайте по рисункам определим к какой зоне они относятся?

По каким признакам узнали?

III. Работа над новой темой

1. Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» читает Савватеев Михаил :

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом )

Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека .

2. Работа по учебнику, стр. 106. Определение роли леса в жизни человека .

Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр. 106-107 - и вы узнаете, какую роль играет лес.

3. Работа в тетрадях.

Откройте тетрадь на странице 50 и ответьте на первый вопрос : Какую роль играет лес в твоей жизни. (несколько человек зачитывают свои ответы)

4.1) Так чем же является лес для человека ? (открывается первая карточка - «место отдыха» ).

Лес – настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздухе особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. На чистом воздухе хорошо и приятно отдыхать.

2)А почему лес называют «Аптекой» (открывается карточка - «аптека» ).

Лес является кладовой различных богатств. Здесь растут ценнейшие породы деревьев, много лекарственных растений и трав.

3) В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода (открывается карточка «источник чистой воды и пищи» ).

4) А как лес может обогреть человека ?

Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива» ).

5) (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов» ).

Как вы это понимаете?

6) Чем является лес для воздуха?

Лес – кислородный цех. В больших городах, необходимо большое количество деревьев, т. к. они поглощают вредные вещества, которые витают в воздухе

7) Почему еще лес является защитником? (открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв» ).

Как лес защищает водоемы?

Как же лес защищает почвы?

Лес поддерживает полноводность рек, ручьёв, водоёмов.

Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеевания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы .

5. Всё сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания. Посмотрите, какая у нас получилась схема.

Значение леса

1. Место отдыха

3. Источник воды и пищи

4. Источник топлива

5. Дом для растений, грибов, животных

6. Защитник водоемов, воздуха, почв.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Вывод : лес имеет большое значение, как в природе, так и в жизни человека .

IV. Закрепление пройденной темы

1). Тестовая работа «Природная зона лесов» (слайды 3-7)

Давайте выполним небольшой тест. Внимание на экран.

1. Природная зона лесов состоит из :

1) пяти частей;

2) двух частей;

3) трех частей;

2. Самую большую территорию занимают :

1) смешанные леса;

2) хвойные леса;

3) широколиственные леса;

3. В тайге растут :

1) пихты, ели, лиственницы;

2) дубы, сосны, ели;

3) березы, липы, лиственницы;

4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы :

1) овцебык, морж, розовая чайка;

2) краснозобая казарка; кречет; стерх;

3) аист; морж; тюлень;

5. Охрана лесов - это….

1) обязанность государства;

2) обязанность государства и долг каждого гражданина;

3) забота самих обитателей леса;

2). Самопроверка.. Блиц - турнир «Я знаю лес» (учитель диктует, а затем учащиеся меняются листочками и проверяют по экрану, слайды 9-17)

Какой лес мы называем тайгой?

Какое дерево является символом России?

- Назови дерево : «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые ».

Это животное умеет прыгать с дерева на дерево.

Кто является санитаром леса?

Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

Плодами, какого дерева являются желуди?

Выполняют на карточках по парам.

Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруй рисунки (1. Ель. 2. Сосна. 3.

Кедровая сосна. 4. Пихта. 5. Лиственница)

Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруй рисунки (1. Дуб. 2. Клён. 3. Липа. 4. Ясень. 5. Вяз) .

3). Отгадайте загадки и разгадаешь кроссворд (слайды 19-21)

1. Русская красавица, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане (береза) .

2. На большой цветной ковёр села эскадрилья, то откроет, то закроет расписные крылья (бабочки) .

3. У меня ходули – не страшны болота, лягушат найду ли – вот моя забота (цапля) .

4. Есть в реке работники : не столяры, не плотники, а выстроят плотину – хоть пиши картину (бобры) .

5. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (журавли) .

6. На шесте весёлый дом, с круглым маленьким окном, чтоб уснули дети, дом качает ветер, на крыльце поёт отец - он и лётчик, и певец (скворец) .

7. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти, нагнись : солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник)

8. С ветки на тропинку, с травки на былинку, прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик)

9. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок – и остался стебелёк (одуванчик) .

10. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый (волк) .

V. Итог. Рефлексия

Давайте подведём итог нашего урока .

Попробуйте ответить на эти вопросы.

Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое для себя?

Что показалось интересным?

Что запомнилось?

О чем захотелось узнать побольше?

Оценим себя и свои достижения по шкале (на доске приготовлены елочки по цветам лесных зон)

Молодцы! Хорошо поработали на уроке .

VI. Домашнее задание

Открыли дневники и записали домашнее задание

2) Тетрадь страница 51-52

Спасибо огромное за урок !

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в паре: с помощью схемы и текста учебника, раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране, обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне». Извлекать из дополнительной литературыи Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения. Обсуждать экологические проблемы национального парка «Лосиный остров». Характеризовать лесные зоны по плану .

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать роль растений в природе и жизни людей, правила поведения в лесу.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно - следственные связи.

Р. - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

К. - определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

Дом для растений, животных, грибов

Защитник воздуха, водоёмов ипочв.

Подготовка к усвоению нового материала

С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей. Некоторые пункты раскройте подробнее с помощью текста учебника

1.Дом для растений, животных, грибов.

2.Защитник воздуха, водоёмов и почв.

3.Место для отдыха человека

4.Источник ягод, грибов, лекарственных растений.

5.Источник древесины

Изучение нового материала

РОЛЬ ЛЕСА В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Лес — «лёгкие» нашей планеты, защитник воз-духа. Растения леса выделяют огромное количе-ство кислорода и поглощают много углекислого газа. Один гектар леса за час поглощает столь-ко углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек! Лес очищает воздух и от пыли. Она оседает на листьях, а потом дож-дями смывается на землю. Листья многих де-ревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии. Хорошо очищают воздух леса, распо-ложенные возле городов и вдоль дорог.

Лес — защитник водоёмов. Люди давно заме-тили: реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют. Дело в том, что в лесу талая и дожде-вая вода медленно просачивается в почву и от-туда постепенно попадает в реку, «питает» её. Если же лес вырублен, вода быстро, потоками стекает в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. Зато потом в реку дол-го нет притока воды, и она мелеет.

Лес — это и защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.

Людей лес радует своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здо-ровье человека. А сколько грибов, ягод, ле-карственных растений дарит нам лес!

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОХРАНА ПРИРОДЫ В ЛЕСНЫХ ЗОНАХ

Экологические проблемы в этих природных зонах связаны в основном с вырубкой леса, а также с незаконной охотой — браконьерством.

Раньше людям казалось: лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! Поэтому на мес-те вырубленных лесов проводят лесовосстанови-тельные работы, то есть высаживают новые ле-са. Необходимые для этого саженцы деревьев выращивают в специальных питомниках.

Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно ши-ре использовать макулатуру. Из неё можно получать немалую часть бумаги и картона. Одна тонна макулатуры спасает от вырубки 10 взрос-лых деревьев.

Под особой охраной находятся лесные растения и животные, внесённые в Красную книгу России, например венерин башмачок (), женьшень (), жук-красотел (3), дровосек реликтовый (), жук-олень (5), утка-мандаринка (6), филин (7), зубр (8), амурский тигр (9).

В лесных зонах создано большое число запо-ведников и национальных парков. Среди них Приокско-Террасный заповедник, националь-ный парк «Лосиный остров».

Осмысление и понимание полученных знаний

ЗАВИСИТ ОТ КАЖДОГО!

Жизнь леса, его обитателей зависит от каж-дого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила.

Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою кра-соту, если он захламлён. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнётся пожар

К пожару часто приводит разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк может вызвать большой пожар. Если и не возникнет пожар, то всё равно от костра на земле останется некрасивое чёрное пятно — кострище. Оно не зарастает травой много лет.

Разводя костёр, люди часто выбирают совсем неподходящее место: рядом с деревьями или там, где низко нависают ветки, где много сухой травы.

Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Всё это приводит к пожару.

Самостоятельное применение знаний

Изучите памятку в учебнике. Какие правила вы уже знали, а какие оказались для вас новыми?

Придумайте условные знаки к этим правилам. Нарисуйте их в рабочей тетради

Как разводить костёр

1.Дети не должны разводить костёр одни, без старших.

2.Костёр нужен для того, чтобы пригото-вить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности.

3.Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.

4.Лучше разводить костёр на старом кост-рище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшейся ямке.

5.Уходя, надо обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место.

Обсудим!

1.Чистота воздуха во многом зависит от «здоровья» леса. А зависит ли «здоровье» леса от чистоты воздуха

2.Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в природе? Что нужно делать для того, чтобы все относились к природе бережно?

Проверь себя

1.Какую роль играют леса в природе и жиз-ни людей?

2.Объясни, почему лес называют защитником воздуха, водоёмов и почв.

3. Как правильно вести себя в лесу?

4. Дай краткую характеристику лесных зон по плану, приведён-ному в учебнике.

Вывод

Леса очищают воздух, поддерживают полно- водность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой ле-са, отдыхают в нём, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения. В лесах встречают-ся растения и животные, внесённые в Красную книгу России. Бережное отношение к лесу — обязанность каждого человека.

Задания для домашней работы

1.В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Свой мусор — всегда с собой», «Горит костёр», «Белый сказочный дворец». Проанализи-руй своё поведение в лесу. Чему могут научить тебя эти рассказы?

2.С помощью дополнительной литературы, Ин-тернета подготовь сообщение об одном из лес-ных растений или животных, внесённых в Крас-ную книгу.

3.С помощью Интернета соверши вообража-емое путешествие в национальный парк «Ло-синый остров». Какие программы и экологиче-ские проекты сотрудники национального парка предлагают детям?

Лес и человек

Значение лесов

"Лес и его значение" 1965 г.

Рациональное использование и охрана лесов

Защита лесов

Мероприятия по охране леса

Источники информации :

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

Лес - это экологическая сложная система, с множеством звеньев. Деревья, кустарники, лишайники, травы, мхи, грибы, животные и различные микроорганизмы - все это составляющие лесов. Каждое растение или живое существо является неотъемлемой частью лесной зоны и входит в пищевую цепочку. Растения вырабатывают кислород и сахар. Травоядные животные питаются за счет растений и распространяют их семена. А хищники питаются этими травоядными.

Таким образом лес является основой жизни животного мира внутри. Реки, ручьи и различные озера также являются важной компонентом лесного массива.

(Бамбуковый лес )

Леса возрастают в различных условиях, как в холодных, так и в жарких. К лесам относятся не только хвойные, лиственные, смешанные и вечнозеленые. Джунгли, тайга, сельвы и другие зеленые насаждения также являются лесами. Выделяются естественные и искусственные леса. Создателем первых является природа, а вторых - человек. Сегодня леса занимают 1/3 суши, хотя далеком прошлом лесные земли были намного многочисленнее.

Значение леса в природе

В природе леса имеют огромное значение. В них возрастает множество видов растений, проживает большое количество животных и микроорганизмов. Кроме этого, леса выполняют ряд природных задач. Одной из них является выработка и очистка кислорода. Количества вырабатываемого кислорода одним деревом хватает на троих людей.

Еще одной значимой функцией леса в природе является снижение уровня пыли. Ежегодно 1 гектар леса останавливает до 100 тонн пыли. Леса регулируют и улучшают водный баланс водоемов, находящихся внутри или поблизости леса. Это происходит за счет того, что лесная подстилка накапливает влагу, образовывающуюся в весенний период. Именно она помогает сохранить полноводье рек и водоемов.

Леса служат шумоизоляцией, они способны снизить уровень шума от автодороги на 11 децибел. Лесные массивы препятствуют сильным ветрам, повышают влажность и качество воздуха, а также способны смягчить климат. Они служат воздушным фильтром, очищающим воздух от вредоносных химических веществ. Немаловажной функцией лесов является защита почвы от селей, оползней и различных геологических процессов.

Значение леса в жизни человека

Лес всегда играл огромную роль в жизни человека. На сегодняшний день важность лесов только усиливается за счет того, что их количество заметно уменьшается. Роль леса в жизни человека можно разделить на три составляющие - экологическую, экономическую и социальную.

Экологическая роль заключается в качестве окружающей среды и сохранности природы. Любому живому существу жизненно необходимы условия для жизни. Именно деревья способствуют тому, что современный человек дышит чистым воздухом, имеет возможность заниматься сельским хозяйством и получать из этого выгоду.

Для современного человека лес играет большую экономическую роль. В лесах возрастает древесина, из которой изготавливаются строительные материалы, бумага, мебель древесное топливо, пищевые, материальные и лекарственные продукты.

Главным материальным ресурсом является древесина. Но ягоды, грибы и лекарственные растения, растущие только в лесах, также востребованы человеком. Не смотря на то, что люди ищут замену лесным ресурсам, древесина всегда будет востребована. Ископаемое топливо, заменяющее древесину, исчерпывается и стоит намного дороже дерева. Замена бумажных пакетов на пластиковые принесла большой вред земному покрову за счет того, что пластик не перерабатывается. Лесная промышленность зачастую становится градообразующей деятельностью и требует большого числа работников и техники. Поэтому роль леса всегда будет очень важной как для окружающей среды и современного мира.

Социальная роль леса заключается том, что он является историческим звеном. Лес - это элемент развития народов, их культур и отношения к природе. Издавна лес был источником ресурсов, необходимых для выживания - здесь можно найти и пищу, и воду, и убежище. Народные песни, сказки и повести всегда отделяют немаловажную роль лесным массивам. Сегодня леса служат человеку местом, где можно расслабиться отдохнуть и вдохнуть свежего воздуха.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

Шроо Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №18»

Тюменской области, г.Новый Уренгой Тема урока: «Лес и человек». Цель и задачи урока : сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Оборудование : картина леса, видеосюжет «Пожар в лесу», аудиозаписи звуки леса. Ход урока. 1. Организационный момент Звучит музыка. Стихи С.Никулиной «Русский лес» (читает ученик) Учитель: О каких отношениях говорится в этом стихотворении? Ученики : Об отношениях между человеком и лесом. Значит вывод: лес нужно беречь. 2. Тема нашего урока «Лес и человек» На уроке у нас присутствуют три группы. Знатоки показывают свои знания, исследователи исследуют определённые задачи, а почемучки задают вопрос почему? и находят на него ответ. И так знатоки: Чем является лес для человека. 1 ученик. Лес – это место отдыха человека, потому что человеку, нет ничего милее, чем бродить и думать здесь. Учитель : Значит лес -

МЕСТО ОТДЫХА

-А что значит, излечит, прозвучало в стихотворении? 2 ученик . В лесу много лекарственных растений. Боярышник - понижает давление, липовый цвет - при простуде используют, земляника- богата многими витаминами, шиповник тоже богат витаминами. Особенно здесь на севере полезны многие лекарственные растения, так как здоровье у людей более слабое. Учитель : А где мы покупаем лекарства? Ученики: В аптеке. Учитель: А вот эти лекарственные растения растут в лесу. Значит лес – это тоже

АПТЕКА

Учитель: А почему лес накормит? 3 ученик. В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, грибы, орехи, грибы, чистая вода. Значит лес.

ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ

Учитель: А как может обогреть человека? 4 ученик. Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу. Значит лес.

ИСТОЧНИК ТОПЛИВА

Учитель : Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (шкафы, столы, стулья, карандаш, линейка, книги и тетради тоже сделаны из дерева) Значит лес.

ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ

Учитель . А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья? (Они там растут) А животные, насекомые, птицы? (Они живут) Значит лес для них является домом. Учитель: Посмотрите сколько значений у леса, но это не всё. Ученики рассказывают какие роли выполняет лес. (Очищает воздух от пыли. Там где растёт лес не мелеют реки, лес их «питает». Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться) Значит лес. 3.Работа с учебником стр.106. Учитель: - А теперь откройте учебники и познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека.

ФИТОНЦИДЫ

Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии. Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных. На доске - ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА

МЕСТО ОТДЫХА


4. О чём должен помнить человек, входя в лес? Игра. Мухомор увидев, я Мимо прохожу друзья. (да) Выпал птенчик из гнезда, Трогать нам его нельзя. (да) Кто бруснику собирает, С корнем кустик вырываем. (не я) По тропинке кто шагает На жуков не наступает? (я) Веточки мы не ломаем, Когда по лесу гуляем. (да) Мы ежонка увидали И домой его забрали. (нет) Муравейник мы найдём Понаблюдаем и уйдём. (да) Ландышей нарву в лесу На праздник маме принесу. (нет) Физминутка. Руки подняли и покачали Это деревья в лесу Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу, В сторону руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад. 5. Исследователи. Учитель. -А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? На доске.

П Р О Б Л Е М Ы Л Е С А


1ученик. Зачем люди вырубают леса? Для заготовки древесины. Раньше вырубали топором, а сейчас лесозаготовки уничтожают целые массивы леса. Значит проблема леса.

ВЫРУБКА

- А какие ещё проблемы у леса? 2 ученик. Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, но убивали столько, сколько могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной. Показ Красной книги. Значит ещё одна проблема леса.

НЕЗАКОННАЯ ОХОТА (БРАКОНЬЕРСТВО)


6. Самостоятельная работа. (по группам) 1.Почемучки - почему четвёртый лишний? 2.Знатоки - как знают лесную зону. 3.Исследователи - решают исследовательские задачи. (см. Приложение) Проверка и оценивание. 7.Что зависит от каждого из нас, когда приходит в лес? Почемучки. 1ученик. Почему нельзя оставлять в лесу мусор? Поток пластиковых бутылок, пакетов, упаковочной плёнки составляет 40% от всего бытового мусора. О бутылки, банки, могут пораниться животные. 2 ученик. Почему нельзя разводить костёр? Погибают животные и растения. А этого могло не случиться. Если человек соблюдает правила разведения костра и не забывает его погасить. «Пожар в лесу» (показ видеосюжета) 8. Закрепление. Каждый из нас, должен задуматься какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес это ещё и источник познания. Рассказ учителя (из книги Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь») «Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка – лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему? Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнётся. Сверните бумагу трубочкой туго-туго. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? Вот и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. И задумал мост через реку тоже вроде листа- трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку». Вот такие открытия природа подсказала человеку, разбудила его творческую мысль. Значит.

ПРИРОДА (ЛЕС) ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ

Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его. Так давайте обратимся к нашим потомкам с такой же просьбой беречь и сохранять лес - наше богатство, наши лёгкие планеты, нашу красоту. На листочках написать пожелания и прикрепить к ним домашнее задание. 9. Итог урока. Домашнее задание. Звенит звонок Окончен урок, и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что лесу вы нашему так пригодились. А листочки перелетают на следующий урок.
Домашнее задание. Найдите ответы на вопросы. 1. Почему на Земле не кончается кислород? 2.Какую пользу приносит лес людям? 3. Какую пользу приносят птицы? 4.Как человек должен вести себя в лесу? 5.Какое участие в охране леса могут принять школьники? 6. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе в лесу?

УМК «Школа России»
Список использованной литературы: 1. Плешаков А.А. От земли до неба атлас определитель для учащихся начальных классов.-7-е изд.-М.: Просвещение 2006г. 2.Стихотворение С.Никулиной «Русский лес» 3.Книга Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь»

Приложение. 1. «Четвёртый лишний» Подчеркнуть.
1.Сосна, ель, дуб, саксаул. 2.Пихта, липа, полярная ива, кедр. 3.Карликовая берёза, сосна, черёмуха, дуб. 4. Кипарис, клён, рябина, вяз. 5. Ясень, яблоня, берёза, пальма. 6.Соболь, куница, барсук, полярный волк. 7.Медведь, лиса, ящерица, тушканчик. 8.Варан, ёж, барсук, сова. 9.Гадюка, тетерев, кабан, белый медведь. 10. Джейран, лось, сова, дрозд.
2. Как знают лесную зону. Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.
Пихта Берёза Тайга Кедровая сосна Липа Ольха Смешанный лес Сосна Лиственница Дуб Широколиственный лес Клён
3.Задачи. а).60 кг макулатуры сохраняют от вырубки одно дерево, растущее в лесу свыше пятидесяти лет. Сколько деревьев сохранят учащиеся одной школы, собрав свыше 720 кг макулатуры? Сколько макулатуры надо собрать, чтобы сохранить 27 деревьев?
б). Определяя количество воды, даваемое родником, туристы заметили, что 2х литровая банка наполнилась за 4 секунды. Сколько воды даёт родник за один час?