Программа по внеклассному чтению в коррекционной школе. Консультация для педагогов «Роль внеклассного чтения в познавательном развитии воспитанников коррекционной школы

При подготовке к чтению текста, содержащего общественно-исторические сведения, учитель должен определить, как данная тема связана с предыдущим материалом, имеются ли у учащихся знания по данной теме или она новая. Необходимо учесть, дает ли изучаемое произведение новые знания или расширяет, подтверждает и закрепляет ранее полученные знания (в данном или предыдущем классе), так как от степени известности материала зависит доля самостоятельности работы детей. Они могут составить характеристику героев, дать оценку их поведения, описать бытовую или историческую обстановку. Знакомство с отдельными фактами, описываемыми в произведении, должно быть наглядным с использованием исторических картин, портретов, рисунков, имеющихся в книгах для чтения. В ходе подготовки к уроку учитель намечает виды чтения и продумывает приемы объяснения новых слов, которые в ходе работы над произведением должны войти в активный общественно-исторический словарь учащихся, подбирает дополнительный материал. Урок чтения произведения общественно-исторического характера может включать следующие основные моменты (этапы):

I этап – предварительная работа. На этом этапе работы учитель сообщает заглавие произведения, называет его автора, готовит учащихся к усвоению содержания путем беседы или вводного рассказа, объясняет значение тех слов, без которых понимание текста будет затруднено (слова обязательно записываются на доске с ударением и прочитываются вслух). II этап – громкое чтение текста по логическим законченным абзацам, сопровождаемое словарной работой, беседой о прочитанном по вопросам. При этом во 2–3 классах вопросов, исчерпывающих содержание прочитанного, дается больше, чем в 4–6 классах. Кроме того, можно заметить нарастание трудностей в выполнении учащимися самостоятельных заданий: во 2–3 классах дети читают под руководством учителя и только после того, как он сам прочитал данную часть текста; в 4 классе легкие тексты читаются учащимися по частям самостоятельно, но учитель дает к ним предварительно вопросы, задания или готовый план; в 5–6 классах и легкие, и трудные тексты читаются учащимися самостоятельно, причем дополнительно к тем вопросам и заданиям, которые даются в книге для чтения, ученики готовят и свои вопросы к прочитанному.

III этап – повторное чтение текста детьми, сопровождающееся заданиями, которые углубляют и обобщают прочитанное. К ним относятся: составление плана (подбор заголовков для каждой логически законченной части текста); работа с деформированным планом, когда пункты плана не соответствуют содержанию читаемых и анализируемых учащимися частей; разграничение частей текста по готовому плану, данному учителем; составление в 4 классе плана под руководством учителя; составление в 5–б классах плана с помощью учителя и самостоятельно, если текст легкий по содержанию; выборочное чтение, в процессе которого восстанавливаются причинно-следственные связи событий или их последовательность; повторное громкое чтение с нахождением границ отдельных частей текста.



IV этап – обобщение материала прочитанного произведения, когда с помощью учителя дети объясняют заголовок или формулируют выводы.

V этап – беседа краеведческого характера или работа над дополнительно подобранным иллюстративным материалом.

VI этап – закрепление содержания текста путем пересказа по плану, по вопросам учителя. Во 2–3 классах учащиеся пересказывают каждую часть текста только подробно, а в 4–6 классах этот пересказ может быть и подробным, и кратким, и выборочным. Кроме пересказа для закрепления содержания прочитанного учитель может проводить и заключительную беседу по узловым вопросам текста.

Рабочая программа

Внеклассное чтение

Пояснительная записка

«Книга – это маяк,

который светит дольше и дальше других»

Е. Мурашова

Пояснительная записка

Сегодня в стране ведётся серьёзная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. «Национальная программа поддержки и развития чтения», подготовленная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом, отмечает снижение интереса к чтению у населения.

Формирование читательского интереса у школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями детей, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей.

На библиотечных уроках, регулярно проводимых в классах, мы старались пробуждать у воспитанников школы-интерната любовь к чтению и интерес к книге, развивая чувство родного языка, обогащая активный и пассивный словарь учащихся.

Но первоначальные результаты диагностики уровня читательского интереса школьников поставили перед нами две проблемы:

Как сделать чтение интересной и желанной деятельностью;

Как обеспечить школьнику специальной (коррекционной) школы-интерната эффективное восприятие и осознание прочитанного.

Решению этих проблем может служить программа по внеклассному чтению, направленная на повышение уровня читательского интереса у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. При разработке программы в основном руководствовались методикой обучения русскому языку Воронковой В.В. и методикой внеклассного чтения Светловской Н.Н., где детально раскрыта технология работы с детской книгой на занятиях внеклассного чтения.

Библиотекарь видит свою цель в том, чтобы совместно с педагогом приучить ребенка к чтению, помочь детям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания.

Цель программы – повышение уровня читательского интереса у учащихся с ограниченными возможностями здоровья; организация самостоятельного чтения школьников дома и на занятиях внеклассного чтения.

Задачи:

    Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к чтению;

    Пропаганда ценности чтения и книги;

    Формирование первичных представлений о произведениях русских и зарубежных детских писателей;

    Совершенствование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;

    Развитие воображения, творческих способностей
    и речи читателей.

Содержание программы:

    Развитие устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения.

    Воспитание бережного отношения к книге.

Формы и виды работы:

    Коллективное чтение сказок и рассказов, содержание которых доступно для детей.

    Пересказ сказок по иллюстрациям.

    Работа в классе с материалами уголка внеклассного чтения.

    Самостоятельное чтение книги с захватывающим сюжетом, отрывок из которой был прочитан библиотекарем.

    Конкурсы, праздники, посвященные прочитанным книгам.

    Подборка хорошо иллюстрированных и небольших по объёму книг для детей с низким уровнем читательского интереса.

    Подборка книг более серьёзного содержания для детей с более высоким уровнем читательского интереса.

    Оказание индивидуальной помощи в выборе книг с учётом техники чтения ученика.

    Подведение итогов по количеству прочитанных в четверти книг.

    Поощрение при подведении итогов.

    Контроль за чтением книг по внеклассному чтению.

    Пересказ текстов.

    Коллективное чтение статей из детских газет, журналов.

    Коллективное чтение с последующим обсуждением содержания.

    Беседы о прочитанном.

    Коллективное составление кратких отзывов о книгах.

    Ведение учетных листков по внеклассному чтению.

Педагогические методы и приёмы для каждого класса

Таблица 1

Методы

и приёмы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Пересказ сказок по иллюстрациям

Коллективное чтение

Наглядная агитация

Конкурсы, праздники по подведению итогов прочитанной книги

П6оощрение при проведении итогов прочитанной книги

Контроль над чтением

Чтение библиотекарем (педагогами) отрывка из книги с захватывающим сюжетом, предложить дочитать книгу самостоятельно

Обсуждение книг, прочитанных произведений

Анализ учётных листов по внеклассному чтению

Коллективное составление отзывов по прочитанным произведениям

В программу для внеклассного чтения входят произведения литературы – русская поэзия, произведения К.Л.Ушинского, А.Толстого, А. Гайдара, С. Баруздина, В.Осеевой, Е.Пермяка, И. Крылова, Н.Артюховой, С. Алексеева, Н.Носова, В. Драгунского, А. Барто, Л.Воронковой, В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова, В Чаплиной, Е.Чарушина, а также произведения мировой литературы – сказки Г.Х. Андерсена, Ш.Перро, А.Милна. При составлении календарно-тематического планирования учитываются юбилейные литературные даты русских и зарубежных писателей и поэтов, возрастные особенности детей.

Одним из принципов построения программы является вертикальный тематизм, когда тема внеклассного чтения становится «стержнем», пронизывающим все или некоторые темы недели. Библиотекарь и учитель на качественно ином уровне смогут осуществить интегрированные связи, что позволяет осуществлять практическую направленность занятий внеклассного чтения, их связь с жизнью.

1.Нет интереса к чтению книг.

2. Не может самостоятельно выбрать книги.

3. При выборе книг главное внимание обращает на иллюстрации, объём.

4. Не всегда дочитывает книгу.

5. Работая с журналами, газетами, рассматривает только рисунки.

6. Нуждается в постоянном контроле.

1. Самостоятельно находит книги, рекомендованные учителем.

2. Выбирая книгу, ориентируется на автора, название книги, иллюстрации.

3. Понимает и объясняет содержание иллюстрации в книге.

4. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного.

5. Берёт самостоятельно журналы, газеты; рассматривает иллюстрации; читает выборочно (по интересу) рассказы, стихи.

1. Самостоятельно выбирает книги, обращает внимание на автора, название книги, иллюстрации.

2. Читает с желанием.

3.Делится впечатлениями о прочитанном.

4. Может самостоятельно выделить главную мысль.

5. Пересказывает близко к тексту.

6. Рассматривает, читает журналы, газеты.

7. Знает названия детских журналов.

8. Самостоятельно посещает библиотеку.

Занятия внеклассного чтения предполагают высокую активность, любознательность учащихся. Ученики должны быть включены не только в поиск «информации», но и уметь отстаивать свою точку зрения на события в жизни, проявлять интерес к чтению, испытывать потребность общаться с книгой.

Результаты работы по программе определяются по уровню развития читательского интереса школьников.

Личностные, метапредметные результаты.

Личностными результатами являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам. Средство достижения этих результатов

тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на занятии;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги; – учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов. Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.

Коммуникативные УУД :

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

договариваться с одноклассниками совместно с воспитателем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах

Планируемые результаты.

    Обогащение внутреннего мира ребенка.

    Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

    Умение работать с текстом, с книгой.

    Знание и четкое произношение в разных темпах 5- 8 скороговорок.

    Развитие навыка координации движений с работой речевого аппарата.

Программа содержит 34 занятия -1 раз в неделю, продолжительностью 35-40 минут.

Тематическое планирование занятий по внеклассному чтению (34 часа)

0,5

0,5

викторина, игра, обзор

Программа занятий по внеклассному чтению в коррекционных школах для детей YIII вида

«Любите книгу всей душой! Она не только ваш

лучший друг, но и до конца верный спутник»

Эрнест Миллер Хемингуэй.

Пояснительная записка

Всегда велась и ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. Сегодня отмечается снижение интереса к чтению у детей. Перед учителем стоит задача- построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало культурных, нравственных, и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности.

В наш век научно- технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Проблема формирования правильного, сознательного и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка.

Формирование читательского интереса у школьников в условиях специальной коррекционной школы- интерната YIII вида характерно значительными трудностями, связанными с такими особенностями детей, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу, исходя из своих возможностей.

На своих уроках я стараюсь пробуждать у воспитанников любовь к чтению и интерес к книге, развивая чувство родного языка, обогащая активный и пассивный словарь учащихся.

Но первоначальные результаты диагностики уровня читательского интереса к книге поставила перед собой 2 проблемы:

Как сделать чтение интересной и желанной деятельностью

Как обеспечить учащемуся эффективное восприятие и осознание прочитанного.

Решению этих проблем может служить программа по внеклассному чтению, направленная на повышение уровня читательского интереса у учащихся. При разработке программы руководствовалась «Методикой обучения русскому языку» Воронковой Н.Н., и «Методикой внеклассного чтения» Светловской Н.А.

Цель программы:

Обогащение внутреннего мира ребенка через книгу.

Повышение уровня читательского интереса у учащихся с ОВР

Развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности

Подготовить детей к восприятию словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии и красоты, учит понимать прекрасное в жизни.

Формирование эколого- валеологических компетенций на уроках внеклассного чтения.

Задачи программы;

Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Формировать умения воссоздать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащегося, воспитывать художественный вкус.

Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо)

Прививать любовь к чтению книг, развивать навыки самостоятельного чтения, желание

преодолевать трудности чтения.

Расширение знаний о литературных произведениях.

Формирование первичных представлений о произведениях казахских, зарубежных и

русских писателей.

Воспитание бережного отношения к книге.

Межпредметная связь

Межпредметные связи осуществляются с такими дисциплинами, как:

Казахский язык (запоминание и проговаривание специфических звуков ә,ң,ғ,ү,ұ,қ,ө,һ, правильная постановка ударения)

Русский язык и чтение (расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания, высокой культуры речи)

Естествознание и география (человек и его взаимоотношения с окружающей средой)

Родиноведение (сведения об этнокультуре и быте казахского народа)

Мир вокруг (обогащает представление об окружающем мире)

Изодеятельность (дает возможность выразить свои эмоции и чувства на бумаге)

Пути реализации программы:

Формы и виды работы:

Урок – путешествие

Урок- рассуждение

Урок- спектакль

Уроки- экскурсии в прошлые военные года

Урок- конференция

Викторины

Литературный час

Частично- поисковая работа

Работа по иллюстрациям, рисование

Видеопросмотр

В программу для внеклассного чтения входят произведения литературы – казахская и русская поэзия, произведения Т.Алексеева, Н.Носова, М.Пришвина, А.Пушкина, В.Короленко, Л.Толстого, Г. Троепольского, Р. Фраермана, Б.Полевого, Т.Кажебаева, М.Абылкасымова, М.Кабанбаева,У. Турманжанова, Ж. Карменова, Ж. Мулдагалиева, К. Идрисова, М. Ауэзова, М. Гумерова, М. Сундетова, А. Кунанбаева, С.Муканова, С.Бегалина, а также произведения мировой литературы – Марк Твена, сказки Г.Х. Андерсона, Шеперро.

Занятия внеклассного чтения предполагает высокую активность, любознательность учащихся. Ученики должны быть включены не только в поиск «информации», но и иметь отстаивать свою точку зрения на события в жизни, проявлять интерес к чтению, испытывать потребность общаться с книгой.

Методическое и материально-техническое оснащение программы

В основе методики внеклассного чтения лежит совместная деятельность педагога и ребенка. Уроки внеклассного чтения представляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Методы очень разнообразны. Они зависят от многих условий: от объема и качества информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Информацию ребенок получает по многим каналам, поэтому так важен метод целостного восприятия, детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

Методическое обеспечение программы меняется в зависимости от форм организации деятельности. В программе всегда есть место для фантазии, изобретательности, открытии тайн.

В зависимости от поставленных задач, педагог использует различные методы обучения: проблемно- поисковый, репродуктивный, беседы, диагностические ситуации, путешествия, просмотра видеофильмов.

Учитывая условия школы, использование ТСО, оформление выставок на различные темы и т.д., данная программа дает возможность выявлять и развивать психофизический потенциал учащегося, его способности, больше проявлять интерес к чтению.

Структура программы

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Изучение начинается с 5 класса и заканчивается в 9 классе.

Программа по данному курсу распределена по месяцам.

Порядок прохождения программы и планирование количества часов – 1 раз в месяц. При тематическом планировании учитываются потребности и учебно - воспитательная работа в школе.

На весь курс программы отводится 9 часов в каждом классе.

В программе особое внимание уделяется формирование навыка «Молчаливого чтения», чтения «про себя». Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта школьников. Это творчество помогает ученику оценить художественное произведение.

В данной программе использованы различные технологии обучения

Учебно – тематический план к программе « Внеклассное чтение»

5 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Формы проведения занятий

Сентябрь

В мире сказок

«Петух и павлин»

Урок путешествия

Спешите делать добро

Т. Кажебаев «В автобусе»

О друзьях товарищах

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Урок - спектакль

Охранять природу – значит охранять Родину

Т. Алексеев «Снегирь»

Урок – рассуждение о прочитанном

О животных

М. Турежанов «Белый козленок»

Урок – рассуждения о прочитанном

Из произведений зарубежных писателей

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

О родной земле

М. Абылкасымов «Родная земля»

Урок - конференция

Идет война народная.

Рассказы о Великой Отечественной войне

Викторина. Экскурсия в библиотеку

6 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Формы проведения занятий

Сентябрь

В мире казахских сказок

«Добрый и злой»

Урок путешествия

Про животных, любовь к животным

У. Турманжанов

«Белый верблюженок»

Урок - рассуждения о прочитанном

О доброте и добрых поступках

Ж. Карменов «Помошник»

Урок- конференция

М.М.Пришвин – поэт русской природы

Книги Пришвина

Урок – экскурсия

М. Кабанбаев «Сам пропадай, а друга выручай»

Урок – рассуждения о прочитанном

Выставка рисунков, книг

Литературный ринг

Родная земля

Ж. Мулдагалиев «Отчизна»

Урок - конференция

В мире сказок и приключений

Русские народные сказки

Частично- поисковая работа,работа по иллюстрациям

Идет война народная

Сергей Алексеев «Буханка»

Викторина, урок- экскурсия в прощлое.

7 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Фомы проведения занятий

Сентябрь

Добрые поступки

Н.Носов «Огородники»

Урок- путешествие

Стихи, песни о прирде

Викторина

Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина

Выставка сказок, книг

Литературный ринг

Писатели о себе

Л.Н.Толстой «Детство»

Урок- экскурсия

«Крылатая и честная юность»

В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Урок- рассуждение о прочитанном

Вы в ответе за тех, кого приучили (о дружбе человека и животного0

Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

Урок- рассуждение о прочитанном

О родной земле

К.Идрисов «Мой край»

Урок- конференция

В мире сказок А.С.пушкина

«Сказка о царе Салтане…»

Просмотр сказки

Дети войны

Сергей Алексеев «Блокадный хлеб»

Урок- экскурсия в прошлое, в военные года

8 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Фомы проведения занятий

Сентябрь

В мире сказок и приключений

«Медведь и комар» казахские сказки

Урок- путешествие

Сбережем родную природу во всей ее красе

Стихи, рассказы о природе В.Бинки, М.Пришвина,Е.Чарушиной

Урок - конференция

Литературный ринг по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Выставка книг, сказок, стихов

Литературный ринг

Взаимоотношение человека и природы

М. Ауэзов «Серый Лютый»

Урок- рассуждение о прочитанном

Честь смолоду храни. С бесчестными не знайся

М.Кабанбаев «Арстан, я и виолончель»

Урок- рассуждение о прочитанном

Крылатое чудо

Кроссворды, таблицы, карточки

Уроки- отчет КВН

Моя Родина

М. Гумеров «Лесок на целине»

Урок- конференция

О доброте и добрых поступках, любви

Р.Фраерман «Дикая собака Динго»

Урок- рассуждение о прочитанном

Идет война народная

С.П.Алексеев «Бретская крепость»

Викторина. Урок- экскурсия в прошлое, военные годы.

9 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Фомы проведения занятий

Сентябрь

О взаимоотношениях со взрослыми и смелости

М.Сундетов «Сын чабана»

Урок- рассуждение о прочитанном

В мире приключений и сказок

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Урок - путешествие

Знакомство с эпосами

Эпос «Алпамыс - батыр»

Урок - путешествие

Абай – поэт, просветитель

Рассказы Абая Кунанбаева

Урок- конференция

Любовь к животным

С. Бегалин «Проток»

Урок- рассуждение о прочитанном

Крылатое чудо

Кроссворды, таблицы, карточки

Уроки- отчет. КВН

Родная моя земля

К. Идрисов «Мой край»

Урок- конференция

Писатели о себе (тяжелое детство)

С. Муканов «Мой Мектебы»

Урок- рассуждение о прочитанном

Великая война

Б.Полевой «Гвардии рядовой»

Урок- экскурсия в прошлое, военные годы.

Результаты реализации программы

В результате реализации данной программы предполагается, что учащиеся будут ходить в библиотеку не просто брать книги, а проявлять интерес к чтению, испытывать потребность общаться с книгой.

Во время бесед о прочитанных книг ах учащиеся будут проявлять активность, любознательность, будут делиться впечатлениями с педагогами, библиотекарем и друг другом.

Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика уровня читательского интереса у учащихся.

Список использованной литературы .

1. Р.Б. Нуртазина, Э.Д. Сулейменова «Книга для чтения» Алматы «Рауан» 1995г.

2. Хрестоматия по детской художественной литературе казахстанских авторов, Алма – Ата «Рауан» 1990г.

3. К. Д. Бейбытова «Казахская литература» хрестоматия Алматы «Рауан», 1998г.

4. «Живой родник» книга для чтения по казахской литературе Алматы «Рауан» 1997г.

5. В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюлова, И.С. Сбарский «В мире русской литературы» М. «Просвещение» 1987г.

6. Е.В. Владимиров, В.Н. Джанаева, Ю.Г. Тайгунова, Ю.К. Чустузиан «Книга для внеклассного чтения» Ленинград «Просвещение» 1985 г.

7. Н.Н. Светловская «Методика внеклассного чтения» М «Просвещение» 1977г.

Реализация на уроке дидактических принципов обучения, системность в работе, насыщенность материала, позволяют говорить, что урок несет обучающий, воспитывающий и корригирующий характер. Все применяемые педагогические приемы, формы, методы создают ситуацию успеха, обогащают субъективный опыт учащихся.

Организационная структура урока, эмоциональный настрой учащихся, соблюдение здоровьесберегающих технологий, компьютерная презентация, рефлексия, поощрения смайликами за правильный ответ вызывают у учащихся интерес к уроку.

  1. Познакомить учащихся со сказкой В.Сутеева, формировать навыки чтения, умение правильно подбирать интонацию при выразительном чтении; развивать речь учащихся.
  2. Коррекция зрительного и слухового восприятия, внимания.
  3. Мотивация к учению.

Ход урока

I. Орг. момент.

1. Проверить готовность учащихся к уроку. (Слайд 1)

– Сегодня на уроке будьте внимательны, отвечайте полными ответами. За правильный ответ вы будете получать смайлик. А в конце урока у кого будет больше всех смайликов, тот работал хорошо.

2. Коррекционная минутка. (Слайд 2)

Задание: посмотрите внимательно на экран. Найдите и запишите слово, которое спряталось среди букв.

НОПСКАЗКАТБШУМ

– Какое это слово?

– Ребята, а как вы думаете, почему слово сказка я спрятала?

– С чем мы знакомились на уроке чтения? (со сказкой)

II. Актуализация опорных знаний.

1. Сообщение темы и целей повторения.

2. Опрос домашнего задания.

– А сейчас давайте вспомним, какую сказку читали на прошлом уроке?

– Что с ними произошло?

– А сейчас поработаем с текстом? (слайд 3)

– Найдите и прочитайте отрывок о том, как заяц и лиса попали на одно бревно?

– Что же случилось с лисой, когда она послушала сороку?

– Что произошло с зайцем после совета сороки?

– К какому решению пришли в конце сказки главные герои?

– Ребята чему нас учит эта сказка?

3. Микроитог.

– Молодцы, хорошо вы знаете эту сказку.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и целей урока.

– Итак, мы продолжаем знакомиться с литературными сказками.

– А какие сказки называются литературными?

– Какие ещё бывают сказки? (народные)

– Сегодня мы познакомимся со сказкой В. Сутеева. (Слайд 4)

– В. Сутеев – это русский, детский писатель. Он написал немало русских сказок для детей, (такие, как …)

– А вот посмотрите, какую книгу со сказками В. Сутеева приготовили для читателей. Мы её с вами обязательно прочитаем.

– А ещё, ребята, В. Сутеев был художником-иллюстратором. Он рисовал иллюстрации к своим сказкам, которыми оформляли книги. (слайд 5)

2. Выделение темы.

– А сейчас давайте вместе с вами назовём сказку.

– Посмотрите. Это что? (палка, палочка)

– А палочка эта – выручалочка?

– А вот почему она выручалочка мы узнаем прочитав сказку. (слайд 6)

– Сегодня мы познакомимся с 1-й частью сказки.

– Прочитает сказку вам сегодня актёр. Сядьте поудобнее, будьте внимательны. Обратите внимание, как актёр изменяет голос за героев сказки.

Аудиокнига.

3. Работа по вопросам.

– Давайте посмотрим, кто же из вас был внимательным?

– Кто главные герои сказки?

– Куда направлялись ёж и заяц?

– Что нашёл ёжик в лесу?

– Как герои переправились через ручей

– Как ёж назвал палочку? (палочка через всё скакалочка) (слайд 7)

IV. Физминутка.

– Давайте немного отдохнём и поиграем.

Как живёшь?
А плывёшь?
Как бежишь?
Вдаль глядишь?
Ждёшь обед?
Машешь вслед?
Ночью спишь?
А шалишь?

– Тихонько садитесь, продолжаем работать.

4. Вспомним дыхательную гимнастику.

– Работаем как пульверизатор.

– Втягиваем приятный запах.

– Задуваем свечу на 1 большой вдох, 2 маленьких выдоха.

– Сдуваем с ладошки листочек.

5. Работа с учебником.

– А сейчас откройте книгу, где закладка.

– Найдите сказку “Палочка-выручалочка” до цветной полоски.

– Это первая часть.

– Читайте сказку самостоятельно шёпотом 1 раз.

6. Гимнастика для глаз.

7. – Сейчас, я предлагаю вам побыть героями нашей сказки.

– Вы почитаете по ролям.

– Какие роли вы будите озвучивать? Сколько их? (слайд 8)

– Подойдите к столу и выберете карточку. Прочитав, вы узнаете, за кого будете читать.

– Возьмите ободки с изображением вашего персонажа.

Микроитог.

– А теперь внимание, следующее задание.

– Посмотрите на иллюстрацию из книги. (Слайд 9,10)

– Подберите к ней слова из текста.

V. Закрепление.

– И так ребята, давайте подведём итог нашего урока.

– С какой сказкой познакомились?

– Кто главные герои сказки?

– Вам понравилась сказка? А что произошло, дальше мы узнаем на следующих уроках.

– А сейчас запишите домашнее задание. (Стр.83, чтение, пересказ)

– Я знаю, ребята, что вы любите мультфильмы, и сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма “Палочка– выручалочка”

VI. Рефлексия.

– Сейчас я предлагаю, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. (Слайд 11)

– Я тоже считаю, что вы сегодня работали хорошо. Но у нас есть ещё смайлики.

– Вот они и покажут кто же работал активнее. (Подсчёт) Оценки.

– Всем спасибо! Урок окончен.

Статья. Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида.


Место работы:учитель начальных классов Пригорнева Татьяна Александровна ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г.Валуйки.

Описание материала. Данный материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с ОВЗ. Обучение чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах ведется в соответствии с адаптированной программой, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.

Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Важной причиной школьной неуспеваемости является трудности в овладении чтением. Учителям начальных классов специальных коррекционных школ VIII вида известно, что многие учащиеся с трудом овладевают навыками чтения. Эти дети нуждаются в специальном коррекционно - развивающем обучении. Контингент учащихся разнороден по особенностям восприятия, памяти, мыслительной деятельности, нарушениям психофизических функций, речевого развития.

Работа по коррекции дислексий (нарушений чтения) занимает важное место в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Успешное овладение чтением способствует развитию аналитико -синтетической деятельности таких детей, развитию словаря и грамматического строя речи. Вместе с тем своевременное устранение нарушений чтения предупреждает возникновение дисграфий, так как возникновение дислексий и дисграфий вызывается едиными этиопатогенетическими факторами.

Работу по данной проблеме учителям начальных классов специальных коррекционных школ VIII вида необходимо начинать с диагностического изучения психологических особенностей детей (память, восприятие, мышление); выявление общего и речевого развития детей, развития фонематического слуха, произношения; уровня развития зрительного и пространственного восприятия

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают особые трудности при обучении чтению. По мнению ряда исследователей, психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля. Затруднения в понимании учащимися смысла прочитанного тормозят отсутствие беглости и правильности чтения, недостатки техники чтения (большое количество ошибок, низкий темп).

Обучение чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах ведется в соответствии с адаптированной программой, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.

Эта программа учитывает их психофизические особенностидетей данной категории и направлена на коррекцию и компенсацию имеющихся у школьников нарушений развития. Известно, что успешное усвоение всех учебных предметов возможно только на хорошей языковой базе.
Задача педагога, обучающего чтению детей с ограниченными возможностями здоровья, - сформировать у них прочные навыки осознанного, беглого, выразительного чтения, приобщить детей к миру художественной литературы, к работе с книгой; развить образное мышление, воспитать нравственные качества.
Повышение качества чтения у учащихся начальных классов, обучающихся по программе коррекционных школ VIII вида, может быть достигнута, если будут включены в обучение систематически проводящиеся коррекционные упражнения по устранению нарушений чтения.

Для решения данной проблемы необходимо обратиться к рекомендациям и трудам ученых – дефектологов и к опыту работы учителей практиков, ученых – новаторов. В качестве основных причин возникновения нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ в отечественной коррекционной педагогике рассматриваются: 1) фонетико- фонематическое недоразвитие речи (Г. А. Каше, Р. Е. Ленина и др.); 2) общее недоразвитие речи (Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова и др.); З) уровень психического развития (А.Н. Корнев, Н. А. Цыцина и др.).

Нарушения речи у школьников коррекционных школ исследовались М. Е. Хватаевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко, Р. И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др. По данным этих исследований, в начальных классах выраженные дефекты наблюдаются у 40-60% детей. В первых же классах коррекционной школы, по данным М. Е. Хватцева, Г. А. Каше, число детей с дефектами речи значительно выше.

Анализируя особенности речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, В. Г. Петрова выделяет комплекс многообразных факторов, обусловливающих нарушения их речи, отмечал, что основной причиной аномального развития и нарушений речи у таких детей является недоразвитие познавательной деятельности. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи.

Выраженная неравномерность психического развития, определённые особенности структуры интеллекта, недостаточность произвольного внимания и запоминания являются причиной нарушения чтения. Нельзя не учитывать неблагоприятные внешние факторы (неправильную речь окружающих, двуязычие, недостаточность речевых контактов, неблагоприятную семейную обстановку). В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у таких детей затруднено формирование всех языковых обобщений, замедленно и качественно иначе, чем нормальные дети, усваивают они закономерности языка.

Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носят системный характер. У таких детей в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни).

Нарушения речи у детей с отклонениями в развитии разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и их следствием являются различные нарушения чтения.

Процесс овладения чтением детьми с ограниченными возможностями здоровья протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. Все ошибки чтения у этих детей можно разделить на 5 групп:

1) Неусвоение букв. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается неусвоение букв разной степени выраженности: от неусвоения нескольких букв до неусвоения 20-25 букв. Неусвоение букв обнаруживается у 51% учеников 1 -го класса и у 6,6% учеников 2-го класса коррекционной школы от количества учеников с нарушениями чтения.

2) Побуквенное чтение. В одних случаях дети не могут слить даже отдельные слоги, называя буквы поочередно. В других - дети после изолированного называния букв произносят слог слитно. Среди учеников 1-го класса побуквенное чтение наблюдается у 49% школьников, имеющих нарушения чтения. Во 2-м классе побуквенное чтение обнаруживается лишь у 26% детей с нарушениями чтения.

З) Искажение звуковой и слоговой структуры слова. Отмечаются многочисленные искажения звуко-слоговой структуры слова, разнообразные по характеру:а)пропуски согласных при стечении (скамейка- намека); б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (паровоз- парвоз);в) добавлеше звуков(под дождём- поддождием); г) перестановка звуков (лопата - лотапа); д)пропуски, перестановки слогов(канава- кавана). В 1 -м классе искажение читаемых слов отмечается у 38% учеников с нарушениями чтения, во 2-м классе - у 10% детей, имеющих нарушения чтения.

4) Нарушения понимания прочитанного. Трудности понимания слов, предложений, текста отмечаются у 17% детей 1-го класса с нарушением чтения. Во 2-м классе 60% детей с дислексиями затрудняются в понимании прочитанного.

5) Аграмматизмы проявляются у школьников на этапе синтетических приемов чтения, особенно начиная со 2-го класса коррекционной школы. Они проявляются в нарушении морфологической структуры слова, в заменах префиксов, суффиксов, окончаний, в нарушении их понимания и употребления в процессе чтения (захотел –«хотел», голубь - “голубка”).

У школьников наблюдаются нарушения всех компонентов навыка чтения: способа чтения, правильности чтения, понимания прочитанного, выразителъности чтения.

Нарушения чтения у школьников коррекционной школы чаще всего проявляется, особенно в 1-2-м классах, не в изолированном виде, а в сложном виде, в сочетании различных форм, что связано с глобальным с недоразвитием познавательной деятельности, с нарушениями устной речи.