Кубани, народными приметами, показать красоту родного края. «Писатели Кубани о родной природе

Цели:

  1. Привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории, культурным традициям Краснодарского края.
  2. Воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к природе.
  3. Расширение кругозора младших школьников, пополнение их словарного запаса.

Ход проведения внеклассного мероприятия

Ребята, Краснодарский край, где мы с вами живём, по праву называют жемчужиной России. В этом понятии ёмко и красиво отразились удивительная природа и бескрайние хлебные просторы, трудолюбие людей и древнейшая история, плеск волн двух морей и здоровье целебных вод. Краснодарский край - это южные ворота страны, которая может гордиться своим самым солнечным регионом. Кубань постепенно становится настоящей культурной столицей юга России. А в 2014 году Кубань будет принимать Олимпийские игры в городе Сочи.

…И всё это только штрихи к жизни огромного южного края, жители которого своей работой, творчеством, оптимизмом делают его неповторимым. Краснодарский край самый южный регион России. Он занимает площадь 76 тысяч кв. км. С юго-запада наш край омывается Чёрным морем, с северо-запада – Азовским морем и Керченским проливом. Граничит с Ростовской областью и Ставропольским краем, Карачаево-Черкесией, имеет внутренние границы с республикой Адыгея. Край делится рекой Кубань на две части: северную – равнинную (2/3 территории) и южную – горную (1/3 территории). “Кубань – моя, степная дочь России” именно так обозначена тема нашего первого урока в наступившем учебном году, а любое начало доброго дела на Кубани стало традицией открывать гимном нашего края. Гимном Краснодарского края стали стихи полкового священника Константина Образцова, положенные на народную музыку в обработке профессора Виктора Захарченко.

(Звучит гимн Краснодарского края, дети исполняют гимн под фонограмму)

Кубань земля такая:
От хлеба золотая
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает
Прозрачную до дна.
Казачка огневая
Красива, молода,
Кубань - земля такая:
Однажды приласкает –
Полюбишь навсегда!

Нынешний год юбилейный, в 2007 году отмечается 215 лет со дня освоения казаками кубанских земель.

Человек начал осваивать эту территорию почти миллион лет назад. С тех пор за право владеть на редкость щедрым уголком земли спорили греки и скифы, меоты и хазары, генуэзцы и половцы. Они оставили после себя уникальнейшие археологические и исторические памятники мирового значения – половецкие каменные изваяния, античный город Горгиппию, шедевры Боспорского царства, загадочные дольмены (слайд 2,3).

Более двух веков назад на Таманский полуостров высадились черноморские казаки, и это стало точкой отсчёта новейшей истории Кубани. Давайте вместе вспомним эту дату. Каждый самостоятельно на предложенных вам карточках запишите её, а проверим мы это задание, ответив на следующие вопросы. (слайд 4) (Приложение 1)

  • Назовите наименьшее число в натуральном ряду чисел.
  • Назовите количество дней в неделе.
  • Если к этому числу прибавить единицу, то получится круглый десяток.
  • Эта цифра похожа на букву русского алфавита, которой предшествует буква Ж, а последующей является буква И.

А теперь закройте свои глазки и давайте перенесёмся на главную улицу нашего города к уже известному нам памятнику (слайд 5).

Во время экскурсии по городу мы наблюдали смену почётного караула у памятника, который создал дедушка нашего одноклассника Васи Аполлонова – выдающийся скульптор А.А.Аполлонов.

Пока жива людская память
И каждый день прошедший свят -
Жива история Кубани!
Кубань - цветущий вечно сад!
И предлагаю оглянуться,
Всмотреться в дым и пыль веков –
И перед нами развернутся
Полки отважных казаков!

Литературный монтаж

1-й ученик

Аромат степей бескрайних,
Шелест стройных тополей,
Звоны жаворонков ранних-
Звуки Родины моей (слайд 6).

2-й ученик

Всюду вольные станицы,
Свежесть бархатной земли,
Хлеб душистый колосится,
Песня слышится вдали.

(Вокальная группа исполняет песню о Кубани)

3-й ученик

На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко…пшеницей?

Ребята, подумайте и ответьте, почему пшеничный запах автор прозвучавших строк, кубанская поэтесса Т.Голуб назвала главным запахом Кубани? По сей день край остаётся главной житницей России. Кубань занимает первое место в России по сбору зерна и производству мяса, ведущее место по производству молока и яиц. Этот год выдался сложным для земледельцев, засуха не дала в полной мере “налиться” колосу и только героическими усилиями хлеборобов удалось собрать урожай в 6,9 млн. тонн кубанского зерна, это на 400 тысяч тонн больше, чем в предыдущем году. Это самый высокий результат в нашей стране.

Кто же они - герои жатвы? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка:

Утром в жёлтый океан
Выплывает великан.
Он безделья не выносит –
День и ночь пшеницу косит.
От мальчишек нету тайн -
Все зовут его…комбайн (слайд 7)

Но комбайн – это машина, а главным всё же является человек. Это – комбайнёр.

4-й ученик

За околицей станичной,
Между рощей и рекой,
Начинается пшеничный
Ярко-бронзовый прибой.

5-й ученик

С каждым колосом высоким
Дружат солнце и дожди
Сколько зёрен крутобоких
В каждом колосе – гляди!

6-й ученик

Полюбуйся полем этим -
Щедрым будет урожай,
Краше места нет на свете,
Чем знакомый с детства край.

Отгадайте, ребята, ещё одну загадку:
Будет щедрый урожай
Будет вкусный … (каравай)

Физминутка

Разминка проходится по правилам детской игры “Море волнуется…” тему предлагают сами ребята.

Кубань – самый плодородный регион России. Перечислите дары щедрой кубанской земли (слайд 8).

7-й ученик: 8-й ученик

У лета в корзине
Арбузы и дыни,
Черешни и сливы,
Подсолнух – на диво!
В лесу на опушке
Кукуют кукушки,
Кукуют кукушки
На весь белый свет.
И кажется, это
От щедрого лета,
От доброго лета
Сердечный привет!

Радуга-радуга,
Радуга краса.
Дождик под радугой
Весело плясал.
Где же ты, радуга?
Нет тебя нигде.
Может, растаяла
В дождевой воде?
Может, красавицу
Унесли скворцы?
Выпили радугу
Лук и огурцы,
Баклажаны синие,
Золотые дыни,
Помидоры красные -
Овощи разные.

В.Бардадым

На свете есть много чудесных стран и удивительных мест, где живут люди.

И для каждого из них самым замечательным местом является то место, где они родились, где они живут. Кубанский поэт и прозаик Евгений Александров писал:

Мне дороги кубанские рассветы
И свежий запах скошенных полей,
Степных цветов красивые букеты,
Пуховые седины тополей (слайд 9).
Мне дороги кубанские равнины,
Сады и реки, горы и моря –
Все эти живописные картины
Живут с любовью в сердце у меня! (слайд 10)

9-й ученик

Сквозь лунный свет и шелест тополей
Я слышу песню области моей.
Через Кубань несётся, через бор
Я слышу:
То поёт станичный хор (слайд 11).
И слёзы на глаза от чистоты
И радость от казачьей простоты.
Гуляй, да пой кубанская душа,
Казачья песня, до чего ж ты хороша!

(Звучит запись песни в исполнении Кубанского казачьего хора)

2007 год ознаменован ещё одной круглой датой – 70-летием образования Краснодарского края это произошло в 1937 году.

В состав Краснодарского края входят 38 районов, 26 городов, из них 15 – краевого и 11 – районного подчинения, 21 посёлок городского типа, 389 сельских административных округов, объединяющих 1717 сельских населённых пунктов. (Приложение 2)

Какой же город является административным центром Кубани?

Учащиеся:

Краснодар - столица Кубани. Это сердце нашего края.

(Показ административной карты Краснодарского края) (слайд 12)

Учитель:

Кубань – многонациональный регион, который населяют представители более 100 национальностей. Кто же является руководителем нашего Краснодарского края?

Учащиеся:

Губернатор Краснодарского края Александр Николаевич Ткачёв (слайд 13).

Высокие горы, степные просторы,
Приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы –
Всё это вместила Кубань.

10-й ученик

Родные станицы, разливы пшеницы,
Плывёт за комбайном комбайн,
Огни городские, гудки заводские –
Всё это вместила Кубань.

Сегодня в Краснодарском крае открыто более 60 видов полезных ископаемых – это газ, мрамор, мергель, каменная соль, марганцевая руда и другие, а добыча нефти ведётся уже более полутора веков.

11-й ученик

Дары свои щедро открыли нам недра.
Осталась в былом глухомань.
Здесь труд величавый сроднился со славой,
И всё это наша Кубань.

12-й ученик

Растёт год от года богатство народа,
И всё здесь, на что ты не глянь,
Мы создали сами – своими руками,
Чтоб стала счастливой Кубань.

13-й ученик

По песням и танцам узнаешь кубанцев,
Светла их большая судьба.
И нету красивее края России,
Чем наша родная Кубань.

Подошёл к концу наш классный час. Какие же основные даты в истории нашего края вам необходимо запомнить?

Чем славится наша родная Кубань?

Каким вам запомнилось кубанское лето? Давайте, отобразим свои воспоминания в рисунках и поделках, и это будет первая выставка ваших творческих работ в новом учебном году. Удачи вам друзья!

(Задание может быть выполнено дома или на уроках изобразительного искусства и трудового обучения)

Времена года глазами кубанских поэтов
Цели:1) познакомить с особенностями времён года на
Кубани, народными приметами, показать красоту
родного края;
2) развивать наблюдательность;
3) воспитывать интерес к творчеству кубанских поэтов.
Даль степей сквозная,
гор простор орлиный –
сторона родная,
край наш тополиный! Виктор ПодкопаевПрекрасна природа Кубани! Выйдите в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно - и вы увидите настоящее чудо…
Высокие травы-муравы,
растёте вы,
травы,
на славу!
Зелёные скинув рубашки,
белеют-желтеют ромашки.
Краснеют нарядные маки,
как в новых бешметах казаки.
И, словно разливы реки,
небесная синь –
васильки…
Виталий Бакалдин(Бешмет – верхняя одежда у татар, кавказских народов, казаков)
Густой туман плывёт низиной.
Покоем полнится земля.
И держат небо, как корзину,
Над хуторами
тополя.
Кронид Обойщиков
Ой, как засмеялось подсолнечное поле!
Под лазурным небом - тысяча светил.
Зацвели подсолнухи на степном раздолье:
Цвет их золотистый степь позолотил...
Иван Варавва

На зорьке румяной
Шиповник проснулся.
Он каждым листочком
К заре потянулся.
А зорька к нему
Потянулась в ответ,
Бутоны окрасила
В розовый цвет...
Татьяна ГолубЭто фрагменты из стихотворений кубанских поэтов. Всего несколько строчек - и перед нами портрет родной земли. Талантливый поэт умеет подметить красоту каждой скромной травинки и найти точные, яркие слова, чтобы передать это очарование нам.
(Фрагмент - отрывок текста, художественного или музыкального произведения.)
- Какой из прочитанных отрывков показался вам самым красивым? Почему?
- Выполните иллюстрацию к одному из отрывков.
- А умеете ли вы определять погоду по народным приметам?
Если нет, внимательно послушайте ещё одно стихотворение кубанской поэтессы Татьяны Голуб.
Приметы
Будет дождик или нет -
У цветов найду ответ.
Если утром ноготки
Сжали венчики-цветки,
Значит, дождь пойдёт опять –
Нужно зонт с собою взять.
Если же глаза до солнца
Широко раскрыл вьюнок –
Тут никто не ошибётся:
Будет солнечный денёк.
А вот отрывок из стихотворения «Толи снег, то ли дождик» Кронида Обойщикова:
…Если пахнуть сильно стала
Под твоим окном сирень,
Кошка стенку искромсала,
Петухи орут весь день,
Если ласточки летают
Низко-низко над землёй,
Я теперь уж точно знаю:
Хлынет дождик ливневой…
В народе известны и другие приметы дождя:
«Вода на реке пенится - завтра пойдёт дождь ».
« Воробьи в пыли купаются - к дождю»,
« Вечером небо бледно-жёлтое - к дождю. »- Расспросите старших - родственников, знакомых - о том, какие народные приматы им известны. Запишите в тетради известные вам приметы дождя, ветреной или солнечной погоды. Нарисуйте иллюстрации. А чтобы получился настоящий календарь, вы можете сделать в нём главы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Зима.
Кубанская зима редко дарит нам сугробы, снегопады, сосульки... Не успеет выпасть снежок - и тут же растает. Но зато, когда зимушка-зима решит погостить у нас подольше, сколько же радости приносит она ребятам!
Зима приходит на Азово-Кубанскую равнину с севера. Дуют северные и северо - восточные ветры. Холодный воздух, продвигаясь с севера на юг, успевает прогреться. Смешиваясь с местным теплым воздухом, холодный воздух еще более нагревается, поэтому зима в крае мягкая, неустойчивая, малоснежная, с частыми оттепелями. Юго-западные ветры со стороны Черного моря приносят дожди вперемежку со снегом, и возвращается дождливая осенняя погода. Иногда бывают грозы.

Вот такой увидел зиму кубанский поэт Вадим Неподоба:
Как хорошо под снегопадом!
Какая свежесть и тепло!
В лесу, высоком и косматом,
Как в сказке бабушки, светло…
Снежная баба
Бабу снежную вчера
Мы слепили у двора.
До чего ж она была
Симпатична и бела!
Мы приладили ей чёлку,
В руки сунули метёлку,
Улыбалась всем она
Аж до самого темна.
А сегодня за окном
Потекли ручьи кругом,
И от бабы - вот так да!-
Не осталось и следа!
Татьяна Голуб Первый лёд
От январской первой стужи
Поутру замёрзли лужи.
Возле школы есть одна –
Всем понравилась она.
Быстро очередь растёт –
Все хотят проверить лёд.
А я плохо прокатился -
На спине вдруг очутился.
А за мною мчится Женя:
«Не задерживай движенье!»
«Поднимайся,-крикнул Вова,-
Я хочу проехать снова!»
Это место обойти
Никто и не пытается,
Даже строгий завуч наш
Тоже тут катается.
Кронид Обойщиков
- А в какие зимние игры играете вы со своими друзьями?
- Объясните пословицу:
« Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.»Весна.
Весну называют утром года. У нас на Кубани она особенно хороша. Настоящая кубанская красавица!
И, конечно, поэты не жалеют красок, чтобы описать всю её неповторимую прелесть.
В стихотворении Виталия Бакалдина «Весеннее» она только приближается:
...На первый взгляд невзрачные,
сады ещё прозрачные,
ещё не в яркой зелени,
ещё не зацвели...
В полях ещё томление
распаханной земли.
А в стихотворении Вадима Неподобы «Вербное утро» весна уже вступает в свои права:
"Гам, где обрывы тенистые
Солнечным бликам родня,
Вербные дети пушистые
Разом увидят меня...
У Ивана Вараввы («Утро после дождя») кубанская весна предстаёт во всей своей красе:
Ах, какое утро на Кубани,
После грома, бури и дождя
Гнут хрусталь звенящие тюльпаны.
Льют зарю, к порогу подойдя...
Весна в крае начинается рано: в феврале уже чувствуется ее приближение. Однако первая половина марта часто бывает холодная. Утром и вечером наблюдаются заморозки до 6 градусов, а иногда температура воздуха падает до 10-13 градусов мороза. Вторая половина месяца обычно теплая. В марте зацветают в приречных лесах подснежники и фиалки, пробиваются к свету молодые побеги крапивы, лопуха, одуванчика.
В апреле обычно устанавливается теплая погода. В конце месяца цветут вишни, яблони, сирень. Иногда бывают резкие похолодания, приносящие большой вред садам. В начале мая цветет белая акация.
С приходом весны на гнездовья прилетают многочисленные пернатые друзья: скворцы, ласточки. На полях начинаются сельскохозяйственные работы: пахота, сев.
- Объясните пословицу:
« Весна – утро года. »Лето.
Все времена года хороши и красивы по-своему.
Но лучшая пора на Кубани – это, конечно, лето!
На Кубани много лета,
много хлеба,
Словно дыня,
закатилось солнце в небо.
И клюют его, клюют со всех боков,
Как гусыни,
стаи белых облаков.
Кронид Обойщиков
На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром.
Сочной, сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах...
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко пшеницей?
Татьяна ГолубА над Кубанью тополя
И вётлы в три обхвата.
И всё поля, поля, поля.
До самого заката.
…Пшеница шепчется с дождём
И смотрит на дорогу.
Взбежало лето на подъем
И спелый колос трогает.
И в каждом зёрнышке - поля
И вётлы в три обхвата,
И в каждом – щедрая земля
С восхода до заката.
Антонина Баева
Летом длинные солнечные дни и короткие теплые ночи. Солнце всходит рано, в полдень поднимается высоко и сильно греет. В 9 часов вечера в конце июля еще бывает светло. Конечно, вы помните, что самый длинный день - 22 июня, он длится 17 часов 30 минут. Дожди идут редко, они кратковременны, иногда сопровождаются грозами. Вслед за ними быстро наступает ясная погода.
В сухую и жаркую погоду, которую приносят восточные и северо-
-восточные ветры, вы, наверное, любите купаться в речке или море. Особенно в июле, ведь он самый жаркий месяц. Температура воздуха поднимается до 30-35 градусов, а иногда бывает и выше.
На Черноморском побережье жара днем смягчается ветерком (бризом), дующим с моря.
Лето - не только самая красивая и благодатная пора. Это время уборки урожая. Хлеб - общая забота кубанцев. И жители станиц, и горожане -все стремятся помочь хлеборобам вовремя убрать пшеницу, не потерять ни колоска...
Осень.
Стоит пшеница по Кубани
Среди натруженных полей,
И тает в хлебном океане
Зелёный парус тополей.
Шумят хлеба...
В страде горячей
Они земле поклоны бьют
За теплоту души казачьей,
За доблесть, мужество и труд!..
Иван Варавва
В северной половине края осень начинается в конце сентября. Обычно она продолжительная и теплая: деревья долго сохраняют свой зеленый, а затем золотистый наряд. Они постепенно сбрасывают свои листья. Каких только красок нет у золотой осени! У тополя, яблони и груши листопад начинается в октябре, у белой акации и вишни - в ноябре.
Осенью заметно короче становятся дни. В начале октября в 7 часов вечера уже темнеет. В середине дня солнце поднимается не так высоко и меньше нагревает землю. Переход к зиме незаметный, постепенный, лишь в конце ноября начинаются заморозки.
Осенью убирают подсолнечник, кукурузу, сахарную свеклу, пашут поля под озимые. С высоких гор дикие животные спускаются в широколиственные леса, где усеивают землю осыпавшиеся дикие груши, яблоки, орехи, каштаны, желуди. Эти плоды поедают медведи, кабаны, барсуки и другие животные. Они готовятся к зиме.
Итог занятия.
Конкурс на лучшее сочинение о красоте природы родного края.
Выставка рисунков, фотографий о природе Кубани.
Выставка книг кубанских поэтов.

Оксана Петрова
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе. Разучивание стихотворения Т. Д. Голубь «Главный запах»

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Разучивание стихотворения Т . Д. Голубь «Главный запах » Цель : приобщать детей к миру поэзии Кубанских писателей, прививать любовь к малой Родине.

Задачи :

-развивать познавательный интерес, инициативу и любознательность;

Помочь детям понять содержание и смысл стихотворения ;

Побуждать детей использовать модельную схему при заучивании стихотворения ;

Способствовать запоминанию слов;

Совершенствовать интонационную выразительность речи ;

Воспитывать любовь к поэзии о Родном крае.

Методы и приёмы :

Практические - игра «Передай волшебную палочку» , Динамическая пауза «Урожай» , упражнение «Повтори без слов» , «Построй сюжет»

Наглядные – презентация к занятию «Главный запах » .

Словесные - проблемная ситуация, беседа, рассказывание стихотворения по модельной схеме .

Материалы и оборудование : презентация «Главный запах » , волшебная палочка, 1. Организационный момент

Приветствие гостей

Звучит Гимн Кубани

Ребята, какое произведения сейчас прозвучало. (Гимн Краснодарского края)

Как называется человек, который пишет слова к песне или стихи ? (поэт)

Как называется человек который пишет музыку (композитор)

Кто написал музыку к нашему гимну? (музыка народная в обработке Виктора Гавриловича Захарченко)

2. Проблемная ситуация «Поэты Кубани»

Ребята, посмотрите перед вами портреты кубанских поэтов.

О чем пишут поэты в своих стихах ?

А скажите, пожалуйста, знают ли ваши родители стихи кубанских поэтов ?

Сегодня мы с вами разучим стихотворение Татьяны Дмитриевны Голубь «Главный запах » И расскажем это красивое стихотворение дома своим родителям, чтобы наши родители знали, что у нас на Кубани есть поэты, которые пишут красивые стихи о нашей Родине .

Сегодня мы с вами разучим стихотворение Татьяна Дмитриевна Голубь «Главный запах »

Татьяна Дмитриевна Голубь родилась в 1944 году в Оренбургской области. Переехали в город Славинск – на- Кубани в 1949 году. За школьной партой Таня не сидела. Она тяжело болела, была прикована к постели, ходить не могла, но её мужество, стремление к творчеству сделали её известной поэтессой. Её стихи о природе Кубани , о детях, о труде. На её стихи написаны песни .

Слайд№ 5. Чтени стихотворения Т . Д. Голубь «Главный запах »

Как называется стихотворение ? (Главный запах )

Кто написал это стихотворение ? (Татьяна Дмитриевна Голубь )

О чем рассказывает нам стихотворение ? (о том, чем пахнет лето)

С чем сравнивают запах лета ? (с сочной клубникой, огурцами, ежевикой, разогретой лебедой, мятой, резедой, дождиком грибным, молодым укропом, грушами, солнышко пшеницей)

С чем прилетел запах лета ? (с ветром с моря)

Чем пахнет солнышко летом на Кубани? (пшеницей)

Где пахнет лето сочной, сладкою клубникой? (на Кубани)

Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились (Словарная работа)

Резедой – резеда – цветок с ароматным запахом .

Накрапах – накрап – природные пятна на груше.

Воспитатель повторно читает стихотворение .

Упражнение «Повтори без слов»

4. Динамическая пауза «Урожай»

В огород мы пойдем, маршировать на месте

Урожай соберем. идем вперед

Здесь клубнику, ежевику наклоны вперед

Ароматную сорвем.

И огурчиков хрустящих, приседаем 2р.

На салат мы соберем.

Груши с дерева сорвем показать руками «рвут»

Желтые и сочные, правая рука вперед, левая рука вперед

Очень, очень вкусные. кистями круговые движения

И вернемся по дорожке. поворачиваемся вокруг себя

С урожаем мы в лукошке. шагом возвращаемся на места

5. Повторное чтение по модельной схеме. Упражнение «Построй сюжет»

Ребята нам с вами пришло письмо в нем с помощью картинок зашифровано наше стихотворении , давайте с вами расшифруем его. Кто запомнил строки из стихотворения и хочет расшифровать его.

6. Игра «Передай волшебную палочку»

Для того чтобы нам было интереснее и легче запомнить стихотворение , предлагаю вам поиграть в игру «Передай волшебную палочку» . Мы с вами будем передавать волшебную палочку друг другу, и произносить по строчке стихотворения .

7. Рассказывание стихотворения детьми по модельной схеме.

8. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались на занятии? Как называется стихотворение , которое вы выучили? Кто автор этого стихотворения ? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было труднее всего? Все молодцы, успешно справились с заданием!

Слайд№7Сейчас вы с помощью солнышка, тучки с солнышком и тучки с дождиком покажите своё отношение к услышанному сегодня.

Солнышко означает - я много узнал нового, мне было, интересно.

Тучка с солнышком - я много узнал нового, но мне было не очень интересно.

Тучка с дождиком - я ничего не узнал нового, мне было не интересно.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Заучивание стихотворения И. Василевского «Снег» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема Заучивание стихотворения И. Василевского «Снегопад».

Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе. Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка» Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (Чтение художественной литературы) Тема: Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка».

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Вкус, запах» Конспект Организованной образовательной деятельности в старшей группе МДОУ Детский сад «Колосок» Образовательная область «Познание» Тема:.

Конспект занятия. Литературный калейдоскоп «Разучивание стихотворения С. Я. Маршака «Весна» Цель: Познакомить детей со стихотворениями, посвященными весне; помочь им запомнить и выразительно читать новое стихотворение. Интеграция.

Цель: разучить стихотворение С. Маршака «Апрель» Задачи: Образовательные: учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе заучивание стихотворения «Оленёнок» Ю. Кушака Программное содержание: 1. Вызывать эмоциональный отклик на стихотворение 2. Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное.

«Через детей последующих поколений детские игры снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют»,

— Е. А. Покровский.

Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военно-прик-ладной направленностью: «Горшки», «Каза-ки-разбойники». Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, на-ходчивостью, смекалкой, юмором.

Заметное влияние на становление игры, на развитие игрового действия оказали исто-рически сложившиеся особенности нацио-нальных культур разноязычного населения Кубани.

Для детей дошкольного возраста наибо-лее доступны кубанские народные игры с песенным и стихотворным сопровождени-ем, в которых участие педагога обязатель-но: «Селезень и утка», «Золотые ворота», «Сон казака».

В играх с соревнованием двух команд, где необходимо разделить де-тей на две части, равные по численности, по силам: «Перетяжки»; в играх с предмета-ми, где используются камушки, казанки, жгуты, палки, мячи, подковы, платки,шесты, шары и другие атрибуты; в симво-лических играх с помощью считалок выби-рается ведущий.

Считалки всегда весёлые, шуточные, рифмованные.

Если в народной игре предполагается соревнование двух ко-манд, то применяется обычно способ огова-ривания: «солнце» или «луна», «липка» или «берёзка», «золото» или «серебро», «мак» или «ромашка» и т. д.

Ниже помещено описание нескольких игр, некоторые — с вариантами.

ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА)

Играющие становятся рядом, рука в руке.

Двое, стоящих на одном краю вере-ницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, при-чём «селезень» догоняет «утку».

Стоя-щие в ряду приговаривают:

Догони, селезень, утку,

Догони, молодой, утку.

Поди, утушка, домой,

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень,

Девятая — утка,

Десятая гуска.

Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становят-ся на освободившееся место.

ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (1-Й ВАРИАНТ)

Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко».

После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота».

Остальные участни-ки игры выстраиваются один за другим и гусь-ком проходят в «ворота», при этом говоря:

В золотые ворота

Проходите, господа!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая од-ного из игроков. Он просит: «Золотые воро-та, пропустите вы меня!».

Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или на-ливное яблочко?». Задержанный игрок вы-бирает и переходит на ту или другую сторо-ну, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игрока-ми.

Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её.

ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ)

Играющие берутся за руки, образуя круг.

В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.

Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подхо-дит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все го-ворят:

В золотые ворота проходите господа:

В первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Играющие, руки которых разъединил во-дящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, вы-дернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.

ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)

Из играющих выбирается «казак», кото-рый становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-Му, Му-Му».

Стоящий в кругу мычит, изображая ко-рову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется — казак забирает «утку».

Надоело казаку

«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

Я не лягу больше спать,

Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хо-ровод, поднимают руки — «воротики», а ка-зак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (1-Й ВАРИАНТ)

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-нак-рест.

Дети первой шеренги подходят к стоя-щим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.

По сигналу (свисток) играющие расхо-дятся по всей комнате (залу, площадке), вы-полняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.).

По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся ше-ренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест.

Выигрывает та шеренга, ко-торая первая построится.

ИГРА «КРИВОЙ ПЕТУХ»

Дети стоят по кругу. Один — в центре.

Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?» (На иголочках)

А как тебе, не колко? (На подковочках)

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут ,

Тебе блин дадут.

Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза)

Дети: —Кто там?

Это я, Тарас.

Дети: — Лови нас, не открывая глаз.

Кого поймал, должен угадать.

Игра на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ориентации в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге.

ИГРА «ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ» (2-Й ВАРИАНТ)

Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» — замкнутый руками круг.

Кто-либо из участ-ников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так — до полного «заплетения», запутывания.

Затем играющие зо-вут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не лома-ном) соединении.

ИГРА «ГОРШКИ»

Играющие делятся на две равные коман-ды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая коман-да — «хозяева». Они становятся за горшка-ми. Один из играющих — водящий — изоб-ражает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:

Почём горшок?

Хозяин отвечает:

По денежке.

А он не с трещиной?

Попробуй.

Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:

Крепкий, давай сговор!

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:

Чичары, чичары, собирайтесь гончары

По кусту, по насту, по лебедю горазду!

Вон!

Со словом «вон» и «хозяин» и «покупа-тель» бегут в разные стороны вокруг горш-ков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший — водящий.

ИГРА «КАЗАЧЬЯ» (ЧАПАЕВЦЫ)

В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик — «боевой конь», верхом на «коне» — коман-дир с красным флажком.

Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая ру-ка каждого вытянута вперед, правая подня-та вверх.

По сигналу воспитателя командир соска-кивает с «коня», кладет флажок и становит-ся в общий круг.

Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и | идут по кругу за командиром.

Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, пово-рачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчи-ков, около которых он остановился, повора-чиваются спиной друг к другу и бегут в про-тивоположные стороны вдоль круга. Каж-дый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня».

Выигравший стано-вится командиром.

ИГРА «ДОСТАНЬ ПЛАТОК»

Играющие ходят по кругу, выполняя лю-бые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце ко-торого — платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок.

Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим.

Игра продолжается.

Игры с бегом и увёрткой для детей 3-7 лет

Домовой за грубкой?

Если игра проходила в помещении, кто-нибудь из мальчиков становился в угол, а если во дворе - около дерева.

Остальные бегали вокруг него и приговаривали: «Хто за грубкой? Домовой?»

Домовой бегает за ними и ловит их. Поймав кого-нибудь, ставит его на место домового, а сам присоединяется к другим.

Шкракобушка.

Собирается группа мальчиков; один из них отделяется и спрашивает кого-нибудь из остальных товарищей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице».

- «Что делал?» - «Муку молол». - «Что вымолол?» - «Копеечку». - «Что купил?» - «Калачик». - «С кем съел?» - «С тобой». - «Кто подбирал?» Спра-шиваемый отвечает: «Он», - указывая при этом на кого-нибудь из мальчиков, стоящих в группе.

Все разбегаются от указанного мальчика со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!»

Он же старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему, то де-лаются шкракобушкой двое и т.д., пока они не переловят всех остальных.

Чапля.

Играли мальчики 5-7 лет на достаточно маленькой площадке - примерно 5x5 м.

По жребию или по считалке выбирали водящего - чаплю.

Остальные - «лягушки».

Пока чапля «спит», т. е. стоит, накло-нившись вперёд и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках.

Проснувшись, чапля издаёт крик и начинает ло-вить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя- бы одной рукой за голени ног.

Лягушки не должны спасаться от чапли, прыгая на корточках.

При нарушении условий, например, если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы пло-щадки, а также при осаливании они меняются местами.

Чур у дерева!

Эта игра, традиционная в арсенале 5-7-летних казачат, также была излюбленной, в неё играли совместно с ма-ленькими горцами.

Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев.

Число играющих зависело от ко-личества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же - в середине между деревьями.

Сто-ящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!»

Осаленный менялся местом с водящим.

Хваталки.

Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игро-ков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь пред-меты: камешки, палочки и др.

По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стара-ясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захва-тила больше предметов, выигрывает.

Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков.

Повтори!

В эту игру играли казачата 3-6 лет по 10-20.

Со-здавали круг.

Вожаком был самый старший - шестилетка.

Он отходил в сторону, потому как не должен был видеть, кого вы-берут затейником.

А задача затейника - показывать разные дви-жения, которые остальные играющие должны повторять сразу же, не раздумывая: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать на двух ногах - для трёх-, четырёхлеток; или как бы скакать на лошади, подпрыгивать на одной ноге - для 5-6-леток.

Вожака звали в круг.

Он прохаживался внутри него и при-сматривался, кто же затевает каждый раз новое движение.

При этом, по условиям, ему не разрешалось смотреть долго накого ни будь из игроков, т.е. на того, кто, как он думал, в настоящий момент исполнял роль затейника, а надо было поворачиваться в разные стороны. Как только при нём совершалось три движения, вожак угадывалзатейника.

Это было довольно-таки трудно, потому как затейник старался менять движения незаметно, выбирал мо-мент, когда вожак смотрит не на него. Если он ошибался и на-зывал затейником не того, игра продолжалась.

Но после трёх ошибок выбирали нового вожака, а тот уходил из круга. Когда же вожак угадывал затейника, они менялись.

Колесо.

Играющих 16 или значительно больше.

Они, раз-делившись на одинаковые группы, становятся рядами, лицом к середине - как спицы в колесе.

Водящий помещается вне колеса. Он бежит по кругу и, уда-рив по спине кого-либо из задних игроков, становится позади него.

Запятнанный передаёт удар впереди стоящему, тот - сле-дующему и так далее до головного в спице; головной, получив удар, громко кричит «ай!». После крика все стоящие в спице и водящий бегут по кругу, обгоняя друг друга. Обежав круг, стараются стать на прежнее место.

Игрок, оказавшийся в спице сзади всех, идёт водить.

Нельзя пятнать раньше, чем получен удар.

Нельзя выбегать раньше крика. Нельзя мешать игрокам бежать и отталкивать вставших в спицу.

Игры с прыжками и борьбой для мальчиков 3-7 лет

Путы.

Ноги завязываются платком или верёвкой пример-но так же, как спутываются ноги у лошади.

И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.

Змейка.

Вот как описывали эту игру старожилы станиц Верхней Кубани:

«Малы хлопци чи лягають на спыну, чи хло-паются на коленки, чи сидають на зимлю один за другим, но на небольшом расстоянии.

Самый крайний сигаеть через осталь-ных, а на кониц сам лягае чи сидае на другом конци.

И так один за другим».

Побег.

Играющих 10-20 человек. Они образуют круг, крепко взявшись за руки. Один игрок перемещается внутри, а другой вне круга. Тот кто стоит внутри, пытается убежать, а сделать это можно по -разному:или перепрыгнуть через руки, или проскочить под руками, или же просто разорвать цепь.

Находящийся вне круга держит его сторону и всячески помогает ему.

Если игроку удастся убе-жать, то водить идёт пара, виновная в его побеге.

Перетяни палку.

Играющие делятся на две партии. Веду-щий одной партии берёт палку, а за него берутся все остальные. Ведущий другой партии тоже берётся за эту палку, а за него берётся его партия.

И так стараются перетянуть палку - каждая группа на свою сторону.

Физкультминутки

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

Сжимание и разжимание пальцев кистей рук.

Мы сегодня нарезали,

Наши пальчики устали.

Пусть немного отдохнут,

Снова резать начнут.

Дружно локти отведём.

Снова резать ромбики начнём.

Дружно локти отведём.

Снова резать ромбики начнём.

Активное сгибание и разгибание пальцев. :

Встряхивание руками перед собой.

Энергично отвести локти назад.

Мы сегодня вырезали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём, Вырезать опять начнём.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

Заколачиваем гвоздь.

Заколачиваем гвоздь.

Плавно поднять руки перед собой, встряхнуть кистями.

Разводить и сводить ноги, притопывая.

По сухой лесной дорожке — Топ-топ-топ топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ёжик. Ищет ягодки, грибочки,

Для сыночка или дочки.

Дети стоят, слегка согнувшись.

Руки, согнутые в локтях,

перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие, частые шажки.

«Собирают ягодки» — кончики пальцев соединя-ются, «срывают ягоды».

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

СОЛОМКА

Вырастут в поле и рожь и пшеница.

Их обмолотят соломка родится.

Руки коснутся её золотые,

И появляются словно живые

Сильный наездник и конь златогривый,

Гордый олень и телёнок бодливый,

И с золотою короной девица.

Вот ведь какая она непростая

Эта соломка, совсем как живая!

В руки возьмет лишь её мастерица

Сразу она в чудеса превратится!

ПЕТУХ

Ах, красавец петушок!

На макушке гребешок,

А под клювом-то бородка.

Очень гордая походка:

Лапы кверху поднимает,

Важно головой кивает.

***

Солнце цветам помогает расти,

Солнышку нужно поярче светить!

К солнышку тянется стебелёк,

И за листком вырастает листок.

Вот и прекрасный цветок распустился,

Солнце, и дождик, и руки мои.

Вместе цветку подрасти помогли!

СТИХИ

ЖАТВА

Жесткая щетинка, пяток не коли,

Что осталось в поле подбери с земли,

Каждый спелый колос, каждое зерно,

Чтоб душистым хлебом стало и оно.

Б. Токмакова

КОЛОС

Золотое поле, спелый колосок

Не роняй ты зёрен на сухой песок.

Беспокойным ветрам не давай зерна,

Каждая пригоршня Родине нужна.

Е. Трутнева

ПОСЛОВИЦЫ О ХЛЕБЕ

Хлеб-батюшка, вода-матушка.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб всему голова.

Потрудиться так и хлеба поесть.

ЗАГАДКИ

Весною — травкой шелковистой,

Летом нивой золотой,

Ну а зимнею порою —

Аппликацией, игрою,

Сухая очень, ломкая,

Зовут её ...

(Соломка)

Не море, а волнуется.

(Поле)

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

(Колосок)

Ах, какое утро на Кубани,

После грома, бури и дождя

Гнут хрусталь звенящие тюльпаны,

Льют зарю, к порогу подойдя.

Варвара Бардарым.

Г.краснодар

Богата весна цветами, травами.

ВЕСНОЙ

На зорьке румяной

Шиповник проснулся.

Он каждым листочком

К заре потянулся.

А зорька к нему

Потянулась в ответ,

Бутоны окрасила

В розовый цвет

Т. Голуб

ОДУВАНЧИКИ

Я бегу, а у дороги

Одуванчики стоят.

Ну такие недотроги:

Дунь — и к небу полетят.

В. Бардадым

ПОДСОЛНУХИ

Это не зонтики ,

Это не солнышки,

Это на ножках зелёных

Подсолнушки.

Греют на солнце

Подсолнухи спины,

Осенью зёрен

Подарят корзины.

Т. Голуб

ОДУВАНЧИК

Одуванчик золотистый

Превратился в шар

Пушистый.

Ветерок слегка

Подул,

Пух куда-то

Упорхнул!

Где пушинка

Упадёт,

Там на следующий Год

Одуванчик расцветёт!

Т. Голуб

***

Ой, как засмеялось подсолнечное поле!

Под лазурным небом тысяча светил,

Зацвели подсолнухи на степном раздолье:

Цвет их золотистый степь позолотил...

И. Варавва

***

Высокие травы-муравы,

растёте вы, травы, на славу!

Зелёные скинув рубашки,

белеют-желтеют ромашки,

Краснеют нарядные маки,

как в новых одеждах казаки.

И словно разливы реки,

небесная синь васильки...

В. Бакалдин

Лучшая пора на Кубани — это лето!

***

У лета в корзине

Арбузы и дыни,

Черешни и сливы,

Подсолнух на диво!

В лесу на опушке

Кукуют кукушки,

Кукуют кукушки

На весь белый свет.

И кажется, это

От щедрого лета,

От доброго лета

Сердечный привет

Т. Голуб

***

На Кубани много лета, много хлеба.

Словно дыня, закатилось солнце в небо.

И клюют его, клюют со всех боков,

Как гусыни стаи белых облаков.

К.Обойщиков.

В зной, в ненастье вырастал,

Только слабым он не стал,

Силу, вкус и запах хлеба

Без него б я не узнал.

В. Нестеренко

***

А над Кубанью тополя,

И вётлы в три обхвата,

И всё поля, поля, поля

До самого заката.

...Пшеница шепчется с дождём

И смотрит на дорогу.

Взбежало лето на подъём

И спелый колос трогает.

И в каждом зёрнышке поля

И вётлы в три обхвата,

И в каждом — щедрая земля

С восхода до заката.

Т. Голуб

***

На Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром,

Сочной сладкою клубникой,

огурцами, ежевикой,

Разогретой лебедой,

Мятою и резедой,

щедрым дождиком грибным

И укропом молодым,

Грушей в розовых накрапах...

А какой же главный запах?

Слышали, как за станицей

Пахнет солнышко пшеницей?

Т. Голуб

КОЛОСОК

Наступил уборки срок,

Строен, крепок, невысок

В золотом пшеничном поле

Каждый колосок.

В зной, в ненастье вырастал,

Только слабым он не стал,

Силу, вкус и запах хлеба

Без него б я не узнал.

В. Нестеренко

***

А над Кубанью тополя,

И вётлы в три обхвата,

И всё поля, поля, поля

До самого заката.

…Пшеница шепчется с дождём

И смотрит на дорогу.

Взбежало лето на подъём

И спелый колос трогает.

И в каждом зёрнышке - поля

И вётлы в три обхвата,

И в каждом- щедрая земля

С восхода да заката.

Т.Голуб

ОСЕНЬ

Осень, осень... Огненная птица.

Лист багряный в воздухе кружится.

Падая у ног моих, шуршит.

Словно шепчет мне он: «Не спеши.

Посмотри вокруг, как все прекрасно:

Россыпь трав и щебетанье птиц.

Радости как будто нет границ!..»

К. Обойщиков

***

В небесах высоких тает

Одинокий тонкий луч,

Улетают птичьи стаи,

Прилетают стаи туч.

В. Нестеренко

СЕНОКОС

Здравствуй, сенъ-сенокос

Что с собою ты принёс?

Жаркий труд людей умелых,

Разговоры острых кос.

Расскажи-ка, сенокос,

Что ещё с собой принёс?

Ароматы трав сушеных

И сверканье звонких рос!

Сено-сено-сенокос!

А хорош ли твой укос?

Накосил бурёнкам сено —

Вот какой огромный воз!

В. Нестеренко

***

Зима пришла непрошено,

Наутро запорошила

Все улицы снежком.

Привет, пора весёлая!

Готовь быстрей коньки,

А рядом с нашим садиком,

Растут снеговики.

В. Нестеренко

***

Снег блестящий,

Снег хрустящий

Заметает наш порог,

И зовёт гулять звенящий,

В степь летящий ветерок!

Т. Голуб

ЗИМА

Опять деревья побелели

И ветер с севера подул.

Опять поют в полях метели...

Устав от лета, пруд уснул.

Сады покрылись сединою,

Снежок рассыпчатый хрустит.

Сосульки виснут бахромою,

И солнце льдинкою блестит...

Т. Голуб

Краснодарский край обладает уникаль-ными природными богатствами. Его ланд-шафт очень разнообразен. Горные рельефы, равнины, степи, луга, Чёрное и Азовское мо-ря, реки, озёра, лиманы и плавни создают большие возможности для ознакомления де-тей дошкольного возраста с большим разно-образием растительного мира Кубани.

Деревья хвойные — ель, кипарис, пихта, туя, сосна.

Деревья лиственные — берёза, клён, ясень, граб, бук, платан, липа, осина, дуб, тополь, ива.

Фруктовые деревья — яб-лони, вишни, абрикосы, груши, алыча.

Цветы полевые и луговые — одуванчи-ки, лютики, клевер, васильки, ромашки, маки, сурепка, вьюнок, колокольчики, го-рошек мышинный, цикорий, мать-и-маче- ха, мята, полынь, чистотел, зверобой, подо-рожник.

Цветы лесные — ландыши, анемо-ны (ветреницы), примулы, цикламены, фиал-ки, незабудки.

Цветы садовые — розы, нас-турции, астры, бархатцы, маргаритки, гла-диолусы, георгины.

Злаковые культуры — пшеница, рожь, ячмень, рис, овёс, просо, гречиха.

Растения водоёмов — камыш, рогоз, ку-бышка, белая кувшинка, ряска, перистолистник, стрелолист, лотос.

Животные бурые медведи, волки, ли-сицы, белки, зайцы, еноты, кабаны, олени, косули.

Птицы — сойки, синицы, дятлы, иволги, дрозды, кукушки, щеглы, воробьи, галки, перепёлки, жаворонки, голуби, ласточки.

Хищные птицы — коршуны, сычи, орлы, совы, беркуты. Птицы морей — чайки, бак-ланы. Птицы плавней и лиманов — цапли, дикие утки и гуси, камышанки, кулики, лебе-ди.

Рыбы пресных водоёмов — щука, карп, сом, окунь, карась, плотва, сазан, судак, та-рань, лещ.

Рыбы морские — хамса, камба-ла, барабуля, бычок, кефаль. Редкие ры-бы — морской конёк, акула, скат-хвосто- кол, дельфины (животные).

Памятники природы: скала Парус (Геленджикский р-н), скала Киселёва (Туапсинский р-н), гора Петушок (Гребешок) (г. Горячий Ключ), Гуамское ущелье (Апшеронский р-н) и др.

Редкие деревья: тюльпановое дерево (р-н Сочи), самшито-вая роща (р-н Сочи), кедр Ливанский(п. Джанхот), гинкго двулопастный (Крас-нодар, пл. Победы); дуб Великан (Красно-дар, парк им. Горького) и др.

ПРИМЕТЫ О ПРИРОДЕ

Будет дождик или нет

У цветов найду ответ.

Если утром ноготки

Сжали венчики-цветки у

Значит, дождь пойдёт опять

Нужно зонт с собою взять.

***

Если же глаза до солнца

Широко раскрыл вьюнок

Тут никто не ошибётся,

Будет солнечный денёк.

Т. Голуб

Народные приметы.

Кто? Что?

Что делает?

Какая будет погода?

Паучок

плетёт сеть

будет солнышко греть

Ласточки

летают низко

значит, дождик близко

Муравьи

прячутся в дома

не гуляй без зонта

Клевер

наклоняется

дождик ожидается

Ёлка

ветки опустила

о дожде предупредила

Воробьи

купаются

дождик ожидается

Собака

по земле катается

ветер ожидается

Одуванчик

не сдувается

дождик ожидается

Одуванчик

шар снимает

дождик капать начинает

Цветы

пахнут сильнее

тучи на небе чернее

Дым

к верху поднимается

мороз ожидается

Лягушки

держатся на воде

солнце будет на земле

Лягушки

прыгают по земле

дождик будет во дворе

Лягушки

громко квакают

дождик сильно капает

Вода

на реке пенится

дождик ожидается

Розовый

закат

солнце к ветру