Цели:
- Привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории, культурным традициям Краснодарского края.
- Воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к природе.
- Расширение кругозора младших школьников, пополнение их словарного запаса.
Ход проведения внеклассного мероприятия
Ребята, Краснодарский край, где мы с вами живём, по праву называют жемчужиной России. В этом понятии ёмко и красиво отразились удивительная природа и бескрайние хлебные просторы, трудолюбие людей и древнейшая история, плеск волн двух морей и здоровье целебных вод. Краснодарский край - это южные ворота страны, которая может гордиться своим самым солнечным регионом. Кубань постепенно становится настоящей культурной столицей юга России. А в 2014 году Кубань будет принимать Олимпийские игры в городе Сочи.
…И всё это только штрихи к жизни огромного южного края, жители которого своей работой, творчеством, оптимизмом делают его неповторимым. Краснодарский край самый южный регион России. Он занимает площадь 76 тысяч кв. км. С юго-запада наш край омывается Чёрным морем, с северо-запада – Азовским морем и Керченским проливом. Граничит с Ростовской областью и Ставропольским краем, Карачаево-Черкесией, имеет внутренние границы с республикой Адыгея. Край делится рекой Кубань на две части: северную – равнинную (2/3 территории) и южную – горную (1/3 территории). “Кубань – моя, степная дочь России” именно так обозначена тема нашего первого урока в наступившем учебном году, а любое начало доброго дела на Кубани стало традицией открывать гимном нашего края. Гимном Краснодарского края стали стихи полкового священника Константина Образцова, положенные на народную музыку в обработке профессора Виктора Захарченко.
(Звучит гимн Краснодарского края, дети исполняют гимн под фонограмму)
Кубань земля такая:
От хлеба золотая
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает
Прозрачную до дна.
Казачка огневая
Красива, молода,
Кубань - земля такая:
Однажды приласкает –
Полюбишь навсегда!
Нынешний год юбилейный, в 2007 году отмечается 215 лет со дня освоения казаками кубанских земель.
Человек начал осваивать эту территорию почти миллион лет назад. С тех пор за право владеть на редкость щедрым уголком земли спорили греки и скифы, меоты и хазары, генуэзцы и половцы. Они оставили после себя уникальнейшие археологические и исторические памятники мирового значения – половецкие каменные изваяния, античный город Горгиппию, шедевры Боспорского царства, загадочные дольмены (слайд 2,3).
Более двух веков назад на Таманский полуостров высадились черноморские казаки, и это стало точкой отсчёта новейшей истории Кубани. Давайте вместе вспомним эту дату. Каждый самостоятельно на предложенных вам карточках запишите её, а проверим мы это задание, ответив на следующие вопросы. (слайд 4) (Приложение 1)
- Назовите наименьшее число в натуральном ряду чисел.
- Назовите количество дней в неделе.
- Если к этому числу прибавить единицу, то получится круглый десяток.
- Эта цифра похожа на букву русского алфавита, которой предшествует буква Ж, а последующей является буква И.
А теперь закройте свои глазки и давайте перенесёмся на главную улицу нашего города к уже известному нам памятнику (слайд 5).
Во время экскурсии по городу мы наблюдали смену почётного караула у памятника, который создал дедушка нашего одноклассника Васи Аполлонова – выдающийся скульптор А.А.Аполлонов.
Пока жива людская память
И каждый день прошедший свят -
Жива история Кубани!
Кубань - цветущий вечно сад!
И предлагаю оглянуться,
Всмотреться в дым и пыль веков –
И перед нами развернутся
Полки отважных казаков!
Литературный монтаж
1-й ученик
Аромат степей бескрайних,
Шелест стройных тополей,
Звоны жаворонков ранних-
Звуки Родины моей (слайд 6).
2-й ученик
Всюду вольные станицы,
Свежесть бархатной земли,
Хлеб душистый колосится,
Песня слышится вдали.
(Вокальная группа исполняет песню о Кубани)
3-й ученик
На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко…пшеницей?
Ребята, подумайте и ответьте, почему пшеничный запах автор прозвучавших строк, кубанская поэтесса Т.Голуб назвала главным запахом Кубани? По сей день край остаётся главной житницей России. Кубань занимает первое место в России по сбору зерна и производству мяса, ведущее место по производству молока и яиц. Этот год выдался сложным для земледельцев, засуха не дала в полной мере “налиться” колосу и только героическими усилиями хлеборобов удалось собрать урожай в 6,9 млн. тонн кубанского зерна, это на 400 тысяч тонн больше, чем в предыдущем году. Это самый высокий результат в нашей стране.
Кто же они - герои жатвы? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка:
Утром в жёлтый океан
Выплывает великан.
Он безделья не выносит –
День и ночь пшеницу косит.
От мальчишек нету тайн -
Все зовут его…комбайн (слайд 7)
Но комбайн – это машина, а главным всё же является человек. Это – комбайнёр.
4-й ученик
За околицей станичной,
Между рощей и рекой,
Начинается пшеничный
Ярко-бронзовый прибой.
5-й ученик
С каждым колосом высоким
Дружат солнце и дожди
Сколько зёрен крутобоких
В каждом колосе – гляди!
6-й ученик
Полюбуйся полем этим -
Щедрым будет урожай,
Краше места нет на свете,
Чем знакомый с детства край.
Отгадайте, ребята, ещё одну загадку:
Будет щедрый урожай
Будет вкусный … (каравай)
Физминутка
Разминка проходится по правилам детской игры “Море волнуется…” тему предлагают сами ребята.
Кубань – самый плодородный регион России. Перечислите дары щедрой кубанской земли (слайд 8).
7-й ученик: | 8-й ученик |
|
В.Бардадым |
На свете есть много чудесных стран и удивительных мест, где живут люди.
И для каждого из них самым замечательным местом является то место, где они родились, где они живут. Кубанский поэт и прозаик Евгений Александров писал:
Мне дороги кубанские рассветы
И свежий запах скошенных полей,
Степных цветов красивые букеты,
Пуховые седины тополей (слайд 9).
Мне дороги кубанские равнины,
Сады и реки, горы и моря –
Все эти живописные картины
Живут с любовью в сердце у меня! (слайд 10)
9-й ученик
Сквозь лунный свет и шелест тополей
Я слышу песню области моей.
Через Кубань несётся, через бор
Я слышу:
То поёт станичный хор (слайд 11).
И слёзы на глаза от чистоты
И радость от казачьей простоты.
Гуляй, да пой кубанская душа,
Казачья песня, до чего ж ты хороша!
(Звучит запись песни в исполнении Кубанского казачьего хора)
2007 год ознаменован ещё одной круглой датой – 70-летием образования Краснодарского края это произошло в 1937 году.
В состав Краснодарского края входят 38 районов, 26 городов, из них 15 – краевого и 11 – районного подчинения, 21 посёлок городского типа, 389 сельских административных округов, объединяющих 1717 сельских населённых пунктов. (Приложение 2)
Какой же город является административным центром Кубани?
Учащиеся:
Краснодар - столица Кубани. Это сердце нашего края.
(Показ административной карты Краснодарского края) (слайд 12)
Учитель:
Кубань – многонациональный регион, который населяют представители более 100 национальностей. Кто же является руководителем нашего Краснодарского края?
Учащиеся:
Губернатор Краснодарского края Александр Николаевич Ткачёв (слайд 13).
Высокие горы, степные просторы,
Приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы –
Всё это вместила Кубань.
10-й ученик
Родные станицы, разливы пшеницы,
Плывёт за комбайном комбайн,
Огни городские, гудки заводские –
Всё это вместила Кубань.
Сегодня в Краснодарском крае открыто более 60 видов полезных ископаемых – это газ, мрамор, мергель, каменная соль, марганцевая руда и другие, а добыча нефти ведётся уже более полутора веков.
11-й ученик
Дары свои щедро открыли нам недра.
Осталась в былом глухомань.
Здесь труд величавый сроднился со славой,
И всё это наша Кубань.
12-й ученик
Растёт год от года богатство народа,
И всё здесь, на что ты не глянь,
Мы создали сами – своими руками,
Чтоб стала счастливой Кубань.
13-й ученик
По песням и танцам узнаешь кубанцев,
Светла их большая судьба.
И нету красивее края России,
Чем наша родная Кубань.
Подошёл к концу наш классный час. Какие же основные даты в истории нашего края вам необходимо запомнить?
Чем славится наша родная Кубань?
Каким вам запомнилось кубанское лето? Давайте, отобразим свои воспоминания в рисунках и поделках, и это будет первая выставка ваших творческих работ в новом учебном году. Удачи вам друзья!
(Задание может быть выполнено дома или на уроках изобразительного искусства и трудового обучения)
Времена года глазами кубанских поэтов
Цели:1) познакомить с особенностями времён года на
Кубани, народными приметами, показать красоту
родного края;
2) развивать наблюдательность;
3) воспитывать интерес к творчеству кубанских поэтов.
Даль степей сквозная,
гор простор орлиный –
сторона родная,
край наш тополиный! Виктор ПодкопаевПрекрасна природа Кубани! Выйдите в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно - и вы увидите настоящее чудо…
Высокие травы-муравы,
растёте вы,
травы,
на славу!
Зелёные скинув рубашки,
белеют-желтеют ромашки.
Краснеют нарядные маки,
как в новых бешметах казаки.
И, словно разливы реки,
небесная синь –
васильки…
Виталий Бакалдин(Бешмет – верхняя одежда у татар, кавказских народов, казаков)
Густой туман плывёт низиной.
Покоем полнится земля.
И держат небо, как корзину,
Над хуторами
тополя.
Кронид Обойщиков
Ой, как засмеялось подсолнечное поле!
Под лазурным небом - тысяча светил.
Зацвели подсолнухи на степном раздолье:
Цвет их золотистый степь позолотил...
Иван Варавва
На зорьке румяной
Шиповник проснулся.
Он каждым листочком
К заре потянулся.
А зорька к нему
Потянулась в ответ,
Бутоны окрасила
В розовый цвет...
Татьяна ГолубЭто фрагменты из стихотворений кубанских поэтов. Всего несколько строчек - и перед нами портрет родной земли. Талантливый поэт умеет подметить красоту каждой скромной травинки и найти точные, яркие слова, чтобы передать это очарование нам.
(Фрагмент - отрывок текста, художественного или музыкального произведения.)
- Какой из прочитанных отрывков показался вам самым красивым? Почему?
- Выполните иллюстрацию к одному из отрывков.
- А умеете ли вы определять погоду по народным приметам?
Если нет, внимательно послушайте ещё одно стихотворение кубанской поэтессы Татьяны Голуб.
Приметы
Будет дождик или нет -
У цветов найду ответ.
Если утром ноготки
Сжали венчики-цветки,
Значит, дождь пойдёт опять –
Нужно зонт с собою взять.
Если же глаза до солнца
Широко раскрыл вьюнок –
Тут никто не ошибётся:
Будет солнечный денёк.
А вот отрывок из стихотворения «Толи снег, то ли дождик» Кронида Обойщикова:
…Если пахнуть сильно стала
Под твоим окном сирень,
Кошка стенку искромсала,
Петухи орут весь день,
Если ласточки летают
Низко-низко над землёй,
Я теперь уж точно знаю:
Хлынет дождик ливневой…
В народе известны и другие приметы дождя:
«Вода на реке пенится - завтра пойдёт дождь ».
« Воробьи в пыли купаются - к дождю»,
« Вечером небо бледно-жёлтое - к дождю. »- Расспросите старших - родственников, знакомых - о том, какие народные приматы им известны. Запишите в тетради известные вам приметы дождя, ветреной или солнечной погоды. Нарисуйте иллюстрации. А чтобы получился настоящий календарь, вы можете сделать в нём главы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Зима.
Кубанская зима редко дарит нам сугробы, снегопады, сосульки... Не успеет выпасть снежок - и тут же растает. Но зато, когда зимушка-зима решит погостить у нас подольше, сколько же радости приносит она ребятам!
Зима приходит на Азово-Кубанскую равнину с севера. Дуют северные и северо - восточные ветры. Холодный воздух, продвигаясь с севера на юг, успевает прогреться. Смешиваясь с местным теплым воздухом, холодный воздух еще более нагревается, поэтому зима в крае мягкая, неустойчивая, малоснежная, с частыми оттепелями. Юго-западные ветры со стороны Черного моря приносят дожди вперемежку со снегом, и возвращается дождливая осенняя погода. Иногда бывают грозы.
Вот такой увидел зиму кубанский поэт Вадим Неподоба:
Как хорошо под снегопадом!
Какая свежесть и тепло!
В лесу, высоком и косматом,
Как в сказке бабушки, светло…
Снежная баба
Бабу снежную вчера
Мы слепили у двора.
До чего ж она была
Симпатична и бела!
Мы приладили ей чёлку,
В руки сунули метёлку,
Улыбалась всем она
Аж до самого темна.
А сегодня за окном
Потекли ручьи кругом,
И от бабы - вот так да!-
Не осталось и следа!
Татьяна Голуб Первый лёд
От январской первой стужи
Поутру замёрзли лужи.
Возле школы есть одна –
Всем понравилась она.
Быстро очередь растёт –
Все хотят проверить лёд.
А я плохо прокатился -
На спине вдруг очутился.
А за мною мчится Женя:
«Не задерживай движенье!»
«Поднимайся,-крикнул Вова,-
Я хочу проехать снова!»
Это место обойти
Никто и не пытается,
Даже строгий завуч наш
Тоже тут катается.
Кронид Обойщиков
- А в какие зимние игры играете вы со своими друзьями?
- Объясните пословицу:
« Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.»Весна.
Весну называют утром года. У нас на Кубани она особенно хороша. Настоящая кубанская красавица!
И, конечно, поэты не жалеют красок, чтобы описать всю её неповторимую прелесть.
В стихотворении Виталия Бакалдина «Весеннее» она только приближается:
...На первый взгляд невзрачные,
сады ещё прозрачные,
ещё не в яркой зелени,
ещё не зацвели...
В полях ещё томление
распаханной земли.
А в стихотворении Вадима Неподобы «Вербное утро» весна уже вступает в свои права:
"Гам, где обрывы тенистые
Солнечным бликам родня,
Вербные дети пушистые
Разом увидят меня...
У Ивана Вараввы («Утро после дождя») кубанская весна предстаёт во всей своей красе:
Ах, какое утро на Кубани,
После грома, бури и дождя
Гнут хрусталь звенящие тюльпаны.
Льют зарю, к порогу подойдя...
Весна в крае начинается рано: в феврале уже чувствуется ее приближение. Однако первая половина марта часто бывает холодная. Утром и вечером наблюдаются заморозки до 6 градусов, а иногда температура воздуха падает до 10-13 градусов мороза. Вторая половина месяца обычно теплая. В марте зацветают в приречных лесах подснежники и фиалки, пробиваются к свету молодые побеги крапивы, лопуха, одуванчика.
В апреле обычно устанавливается теплая погода. В конце месяца цветут вишни, яблони, сирень. Иногда бывают резкие похолодания, приносящие большой вред садам. В начале мая цветет белая акация.
С приходом весны на гнездовья прилетают многочисленные пернатые друзья: скворцы, ласточки. На полях начинаются сельскохозяйственные работы: пахота, сев.
- Объясните пословицу:
« Весна – утро года. »Лето.
Все времена года хороши и красивы по-своему.
Но лучшая пора на Кубани – это, конечно, лето!
На Кубани много лета,
много хлеба,
Словно дыня,
закатилось солнце в небо.
И клюют его, клюют со всех боков,
Как гусыни,
стаи белых облаков.
Кронид Обойщиков
На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром.
Сочной, сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах...
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко пшеницей?
Татьяна ГолубА над Кубанью тополя
И вётлы в три обхвата.
И всё поля, поля, поля.
До самого заката.
…Пшеница шепчется с дождём
И смотрит на дорогу.
Взбежало лето на подъем
И спелый колос трогает.
И в каждом зёрнышке - поля
И вётлы в три обхвата,
И в каждом – щедрая земля
С восхода до заката.
Антонина Баева
Летом длинные солнечные дни и короткие теплые ночи. Солнце всходит рано, в полдень поднимается высоко и сильно греет. В 9 часов вечера в конце июля еще бывает светло. Конечно, вы помните, что самый длинный день - 22 июня, он длится 17 часов 30 минут. Дожди идут редко, они кратковременны, иногда сопровождаются грозами. Вслед за ними быстро наступает ясная погода.
В сухую и жаркую погоду, которую приносят восточные и северо-
-восточные ветры, вы, наверное, любите купаться в речке или море. Особенно в июле, ведь он самый жаркий месяц. Температура воздуха поднимается до 30-35 градусов, а иногда бывает и выше.
На Черноморском побережье жара днем смягчается ветерком (бризом), дующим с моря.
Лето - не только самая красивая и благодатная пора. Это время уборки урожая. Хлеб - общая забота кубанцев. И жители станиц, и горожане -все стремятся помочь хлеборобам вовремя убрать пшеницу, не потерять ни колоска...
Осень.
Стоит пшеница по Кубани
Среди натруженных полей,
И тает в хлебном океане
Зелёный парус тополей.
Шумят хлеба...
В страде горячей
Они земле поклоны бьют
За теплоту души казачьей,
За доблесть, мужество и труд!..
Иван Варавва
В северной половине края осень начинается в конце сентября. Обычно она продолжительная и теплая: деревья долго сохраняют свой зеленый, а затем золотистый наряд. Они постепенно сбрасывают свои листья. Каких только красок нет у золотой осени! У тополя, яблони и груши листопад начинается в октябре, у белой акации и вишни - в ноябре.
Осенью заметно короче становятся дни. В начале октября в 7 часов вечера уже темнеет. В середине дня солнце поднимается не так высоко и меньше нагревает землю. Переход к зиме незаметный, постепенный, лишь в конце ноября начинаются заморозки.
Осенью убирают подсолнечник, кукурузу, сахарную свеклу, пашут поля под озимые. С высоких гор дикие животные спускаются в широколиственные леса, где усеивают землю осыпавшиеся дикие груши, яблоки, орехи, каштаны, желуди. Эти плоды поедают медведи, кабаны, барсуки и другие животные. Они готовятся к зиме.
Итог занятия.
Конкурс на лучшее сочинение о красоте природы родного края.
Выставка рисунков, фотографий о природе Кубани.
Выставка книг кубанских поэтов.
Оксана Петрова
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе. Разучивание стихотворения Т. Д. Голубь «Главный запах»
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Разучивание стихотворения Т . Д. Голубь «Главный запах » Цель : приобщать детей к миру поэзии Кубанских писателей, прививать любовь к малой Родине.
Задачи :
-развивать познавательный интерес, инициативу и любознательность;
Помочь детям понять содержание и смысл стихотворения ;
Побуждать детей использовать модельную схему при заучивании стихотворения ;
Способствовать запоминанию слов;
Совершенствовать интонационную выразительность речи ;
Воспитывать любовь к поэзии о Родном крае.
Методы и приёмы :
Практические - игра «Передай волшебную палочку» , Динамическая пауза «Урожай» , упражнение «Повтори без слов» , «Построй сюжет»
Наглядные – презентация к занятию «Главный запах » .
Словесные - проблемная ситуация, беседа, рассказывание стихотворения по модельной схеме .
Материалы и оборудование : презентация «Главный запах » , волшебная палочка, 1. Организационный момент
Приветствие гостей
Звучит Гимн Кубани
Ребята, какое произведения сейчас прозвучало. (Гимн Краснодарского края)
Как называется человек, который пишет слова к песне или стихи ? (поэт)
Как называется человек который пишет музыку (композитор)
Кто написал музыку к нашему гимну? (музыка народная в обработке Виктора Гавриловича Захарченко)
2. Проблемная ситуация «Поэты Кубани»
Ребята, посмотрите перед вами портреты кубанских поэтов.
О чем пишут поэты в своих стихах ?
А скажите, пожалуйста, знают ли ваши родители стихи кубанских поэтов ?
Сегодня мы с вами разучим стихотворение Татьяны Дмитриевны Голубь «Главный запах » И расскажем это красивое стихотворение дома своим родителям, чтобы наши родители знали, что у нас на Кубани есть поэты, которые пишут красивые стихи о нашей Родине .
Сегодня мы с вами разучим стихотворение Татьяна Дмитриевна Голубь «Главный запах »
Татьяна Дмитриевна Голубь родилась в 1944 году в Оренбургской области. Переехали в город Славинск – на- Кубани в 1949 году. За школьной партой Таня не сидела. Она тяжело болела, была прикована к постели, ходить не могла, но её мужество, стремление к творчеству сделали её известной поэтессой. Её стихи о природе Кубани , о детях, о труде. На её стихи написаны песни .
Слайд№ 5. Чтени стихотворения Т . Д. Голубь «Главный запах »
Как называется стихотворение ? (Главный запах )
Кто написал это стихотворение ? (Татьяна Дмитриевна Голубь )
О чем рассказывает нам стихотворение ? (о том, чем пахнет лето)
С чем сравнивают запах лета ? (с сочной клубникой, огурцами, ежевикой, разогретой лебедой, мятой, резедой, дождиком грибным, молодым укропом, грушами, солнышко пшеницей)
С чем прилетел запах лета ? (с ветром с моря)
Чем пахнет солнышко летом на Кубани? (пшеницей)
Где пахнет лето сочной, сладкою клубникой? (на Кубани)
Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились (Словарная работа)
Резедой – резеда – цветок с ароматным запахом .
Накрапах – накрап – природные пятна на груше.
Воспитатель повторно читает стихотворение .
Упражнение «Повтори без слов»
4. Динамическая пауза «Урожай»
В огород мы пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. идем вперед
Здесь клубнику, ежевику наклоны вперед
Ароматную сорвем.
И огурчиков хрустящих, приседаем 2р.
На салат мы соберем.
Груши с дерева сорвем показать руками «рвут»
Желтые и сочные, правая рука вперед, левая рука вперед
Очень, очень вкусные. кистями круговые движения
И вернемся по дорожке. поворачиваемся вокруг себя
С урожаем мы в лукошке. шагом возвращаемся на места
5. Повторное чтение по модельной схеме. Упражнение «Построй сюжет»
Ребята нам с вами пришло письмо в нем с помощью картинок зашифровано наше стихотворении , давайте с вами расшифруем его. Кто запомнил строки из стихотворения и хочет расшифровать его.
6. Игра «Передай волшебную палочку»
Для того чтобы нам было интереснее и легче запомнить стихотворение , предлагаю вам поиграть в игру «Передай волшебную палочку» . Мы с вами будем передавать волшебную палочку друг другу, и произносить по строчке стихотворения .
7. Рассказывание стихотворения детьми по модельной схеме.
8. Рефлексия.
Чем мы сегодня занимались на занятии? Как называется стихотворение , которое вы выучили? Кто автор этого стихотворения ? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было труднее всего? Все молодцы, успешно справились с заданием!
Слайд№7Сейчас вы с помощью солнышка, тучки с солнышком и тучки с дождиком покажите своё отношение к услышанному сегодня.
Солнышко означает - я много узнал нового, мне было, интересно.
Тучка с солнышком - я много узнал нового, но мне было не очень интересно.
Тучка с дождиком - я ничего не узнал нового, мне было не интересно.
Спасибо за внимание!
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Заучивание стихотворения И. Василевского «Снег» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема Заучивание стихотворения И. Василевского «Снегопад».
Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе. Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка» Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (Чтение художественной литературы) Тема: Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка».
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Вкус, запах» Конспект Организованной образовательной деятельности в старшей группе МДОУ Детский сад «Колосок» Образовательная область «Познание» Тема:.
Конспект занятия. Литературный калейдоскоп «Разучивание стихотворения С. Я. Маршака «Весна» Цель: Познакомить детей со стихотворениями, посвященными весне; помочь им запомнить и выразительно читать новое стихотворение. Интеграция.
Цель: разучить стихотворение С. Маршака «Апрель» Задачи: Образовательные: учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе заучивание стихотворения «Оленёнок» Ю. Кушака Программное содержание: 1. Вызывать эмоциональный отклик на стихотворение 2. Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное.
«Через детей последующих поколений детские игры снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют»,
— Е. А. Покровский.
Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военно-прик-ладной направленностью: «Горшки», «Каза-ки-разбойники». Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, на-ходчивостью, смекалкой, юмором.
Заметное влияние на становление игры, на развитие игрового действия оказали исто-рически сложившиеся особенности нацио-нальных культур разноязычного населения Кубани.
Для детей дошкольного возраста наибо-лее доступны кубанские народные игры с песенным и стихотворным сопровождени-ем, в которых участие педагога обязатель-но: «Селезень и утка», «Золотые ворота», «Сон казака».
В играх с соревнованием двух команд, где необходимо разделить де-тей на две части, равные по численности, по силам: «Перетяжки»; в играх с предмета-ми, где используются камушки, казанки, жгуты, палки, мячи, подковы, платки,шесты, шары и другие атрибуты; в симво-лических играх с помощью считалок выби-рается ведущий.
Считалки всегда весёлые, шуточные, рифмованные.
Если в народной игре предполагается соревнование двух ко-манд, то применяется обычно способ огова-ривания: «солнце» или «луна», «липка» или «берёзка», «золото» или «серебро», «мак» или «ромашка» и т. д.
Ниже помещено описание нескольких игр, некоторые — с вариантами.
ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА)
Играющие становятся рядом, рука в руке.
Двое, стоящих на одном краю вере-ницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, при-чём «селезень» догоняет «утку».
Стоя-щие в ряду приговаривают:
Догони, селезень, утку,
Догони, молодой, утку.
Поди, утушка, домой,
У тебя семеро детей,
Восьмой — селезень,
Девятая — утка,
Десятая — гуска.
Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становят-ся на освободившееся место.
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (1-Й ВАРИАНТ)
Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко».
После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота».
Остальные участни-ки игры выстраиваются один за другим и гусь-ком проходят в «ворота», при этом говоря:
В золотые ворота
Проходите, господа!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая од-ного из игроков. Он просит: «Золотые воро-та, пропустите вы меня!».
Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или на-ливное яблочко?». Задержанный игрок вы-бирает и переходит на ту или другую сторо-ну, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игрока-ми.
Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её.
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ)
Играющие берутся за руки, образуя круг.
В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.
Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подхо-дит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все го-ворят:
В золотые ворота проходите господа:
В первый раз — прощается,
Второй — запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки которых разъединил во-дящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, вы-дернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)
Из играющих выбирается «казак», кото-рый становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая ко-рову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется — казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хо-ровод, поднимают руки — «воротики», а ка-зак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (1-Й ВАРИАНТ)
Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-нак-рест.
Дети первой шеренги подходят к стоя-щим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.
По сигналу (свисток) играющие расхо-дятся по всей комнате (залу, площадке), вы-полняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.).
По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся ше-ренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест.
Выигрывает та шеренга, ко-торая первая построится.
ИГРА «КРИВОЙ ПЕТУХ»
Дети стоят по кругу. Один — в центре.
Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?» (На иголочках)
А как тебе, не колко? (На подковочках)
Дети идут по кругу и поют:
Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блины пекут ,
Тебе блин дадут.
Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза)
Дети: —Кто там?
Это я, Тарас.
Дети: — Лови нас, не открывая глаз.
Кого поймал, должен угадать.
Игра на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ориентации в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге.
ИГРА «ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ» (2-Й ВАРИАНТ)
Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» — замкнутый руками круг.
Кто-либо из участ-ников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так — до полного «заплетения», запутывания.
Затем играющие зо-вут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не лома-ном) соединении.
ИГРА «ГОРШКИ»
Играющие делятся на две равные коман-ды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая коман-да — «хозяева». Они становятся за горшка-ми. Один из играющих — водящий — изоб-ражает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:
Почём горшок?
Хозяин отвечает:
По денежке.
А он не с трещиной?
Попробуй.
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
Крепкий, давай сговор!
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары, собирайтесь гончары
По кусту, по насту, по лебедю горазду!
Вон!
Со словом «вон» и «хозяин» и «покупа-тель» бегут в разные стороны вокруг горш-ков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший — водящий.
ИГРА «КАЗАЧЬЯ» (ЧАПАЕВЦЫ)
В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик — «боевой конь», верхом на «коне» — коман-дир с красным флажком.
Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая ру-ка каждого вытянута вперед, правая подня-та вверх.
По сигналу воспитателя командир соска-кивает с «коня», кладет флажок и становит-ся в общий круг.
Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и | идут по кругу за командиром.
Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, пово-рачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчи-ков, около которых он остановился, повора-чиваются спиной друг к другу и бегут в про-тивоположные стороны вдоль круга. Каж-дый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня».
Выигравший стано-вится командиром.
ИГРА «ДОСТАНЬ ПЛАТОК»
Играющие ходят по кругу, выполняя лю-бые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце ко-торого — платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок.
Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим.
Игра продолжается.
Игры с бегом и увёрткой для детей 3-7 лет
Домовой за грубкой?
Если игра проходила в помещении, кто-нибудь из мальчиков становился в угол, а если во дворе - около дерева.
Остальные бегали вокруг него и приговаривали: «Хто за грубкой? Домовой?»
Домовой бегает за ними и ловит их. Поймав кого-нибудь, ставит его на место домового, а сам присоединяется к другим.
Шкракобушка.
Собирается группа мальчиков; один из них отделяется и спрашивает кого-нибудь из остальных товарищей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице».
- «Что делал?» - «Муку молол». - «Что вымолол?» - «Копеечку». - «Что купил?» - «Калачик». - «С кем съел?» - «С тобой». - «Кто подбирал?» Спра-шиваемый отвечает: «Он», - указывая при этом на кого-нибудь из мальчиков, стоящих в группе.
Все разбегаются от указанного мальчика со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!»
Он же старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему, то де-лаются шкракобушкой двое и т.д., пока они не переловят всех остальных.
Чапля.
Играли мальчики 5-7 лет на достаточно маленькой площадке - примерно 5x5 м.
По жребию или по считалке выбирали водящего - чаплю.
Остальные - «лягушки».
Пока чапля «спит», т. е. стоит, накло-нившись вперёд и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках.
Проснувшись, чапля издаёт крик и начинает ло-вить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя- бы одной рукой за голени ног.
Лягушки не должны спасаться от чапли, прыгая на корточках.
При нарушении условий, например, если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы пло-щадки, а также при осаливании они меняются местами.
Чур у дерева!
Эта игра, традиционная в арсенале 5-7-летних казачат, также была излюбленной, в неё играли совместно с ма-ленькими горцами.
Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев.
Число играющих зависело от ко-личества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же - в середине между деревьями.
Сто-ящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!»
Осаленный менялся местом с водящим.
Хваталки.
Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игро-ков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь пред-меты: камешки, палочки и др.
По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стара-ясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захва-тила больше предметов, выигрывает.
Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков.
Повтори!
В эту игру играли казачата 3-6 лет по 10-20.
Со-здавали круг.
Вожаком был самый старший - шестилетка.
Он отходил в сторону, потому как не должен был видеть, кого вы-берут затейником.
А задача затейника - показывать разные дви-жения, которые остальные играющие должны повторять сразу же, не раздумывая: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать на двух ногах - для трёх-, четырёхлеток; или как бы скакать на лошади, подпрыгивать на одной ноге - для 5-6-леток.
Вожака звали в круг.
Он прохаживался внутри него и при-сматривался, кто же затевает каждый раз новое движение.
При этом, по условиям, ему не разрешалось смотреть долго накого ни будь из игроков, т.е. на того, кто, как он думал, в настоящий момент исполнял роль затейника, а надо было поворачиваться в разные стороны. Как только при нём совершалось три движения, вожак угадывалзатейника.
Это было довольно-таки трудно, потому как затейник старался менять движения незаметно, выбирал мо-мент, когда вожак смотрит не на него. Если он ошибался и на-зывал затейником не того, игра продолжалась.
Но после трёх ошибок выбирали нового вожака, а тот уходил из круга. Когда же вожак угадывал затейника, они менялись.
Колесо.
Играющих 16 или значительно больше.
Они, раз-делившись на одинаковые группы, становятся рядами, лицом к середине - как спицы в колесе.
Водящий помещается вне колеса. Он бежит по кругу и, уда-рив по спине кого-либо из задних игроков, становится позади него.
Запятнанный передаёт удар впереди стоящему, тот - сле-дующему и так далее до головного в спице; головной, получив удар, громко кричит «ай!». После крика все стоящие в спице и водящий бегут по кругу, обгоняя друг друга. Обежав круг, стараются стать на прежнее место.
Игрок, оказавшийся в спице сзади всех, идёт водить.
Нельзя пятнать раньше, чем получен удар.
Нельзя выбегать раньше крика. Нельзя мешать игрокам бежать и отталкивать вставших в спицу.
Игры с прыжками и борьбой для мальчиков 3-7 лет
Путы.
Ноги завязываются платком или верёвкой пример-но так же, как спутываются ноги у лошади.
И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.
Змейка.
Вот как описывали эту игру старожилы станиц Верхней Кубани:
«Малы хлопци чи лягають на спыну, чи хло-паются на коленки, чи сидають на зимлю один за другим, но на небольшом расстоянии.
Самый крайний сигаеть через осталь-ных, а на кониц сам лягае чи сидае на другом конци.
И так один за другим».
Побег.
Играющих 10-20 человек. Они образуют круг, крепко взявшись за руки. Один игрок перемещается внутри, а другой вне круга. Тот кто стоит внутри, пытается убежать, а сделать это можно по -разному:или перепрыгнуть через руки, или проскочить под руками, или же просто разорвать цепь.
Находящийся вне круга держит его сторону и всячески помогает ему.
Если игроку удастся убе-жать, то водить идёт пара, виновная в его побеге.
Перетяни палку.
Играющие делятся на две партии. Веду-щий одной партии берёт палку, а за него берутся все остальные. Ведущий другой партии тоже берётся за эту палку, а за него берётся его партия.
И так стараются перетянуть палку - каждая группа на свою сторону.
Физкультминутки
В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так, Так головки убирали. |
Сжимание и разжимание пальцев кистей рук. |
Мы сегодня нарезали, Наши пальчики устали. Пусть немного отдохнут, Снова резать начнут. Дружно локти отведём. Снова резать ромбики начнём. Дружно локти отведём. Снова резать ромбики начнём. |
Активное сгибание и разгибание пальцев. : Встряхивание руками перед собой. Энергично отвести локти назад. |
Мы сегодня вырезали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнём, Вырезать опять начнём. Ноги вместе, ноги врозь, Заколачиваем гвоздь. Заколачиваем гвоздь. Заколачиваем гвоздь. |
Плавно поднять руки перед собой, встряхнуть кистями. Разводить и сводить ноги, притопывая. |
По сухой лесной дорожке — Топ-топ-топ топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ёжик. Ищет ягодки, грибочки, Для сыночка или дочки. |
Дети стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие, частые шажки. «Собирают ягодки» — кончики пальцев соединя-ются, «срывают ягоды». |
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
СОЛОМКА
Вырастут в поле и рожь и пшеница.
Их обмолотят — соломка родится.
Руки коснутся её золотые,
И появляются словно живые
Сильный наездник и конь златогривый,
Гордый олень и телёнок бодливый,
И с золотою короной девица.
Вот ведь какая она непростая
Эта соломка, совсем как живая!
В руки возьмет лишь её мастерица —
Сразу она в чудеса превратится!
ПЕТУХ
Ах, красавец — петушок!
На макушке — гребешок,
А под клювом-то бородка.
Очень гордая походка:
Лапы кверху поднимает,
Важно головой кивает.
***
Солнце цветам помогает расти,
Солнышку нужно поярче светить!
К солнышку тянется стебелёк,
И за листком вырастает листок.
Вот и прекрасный цветок распустился,
Солнце, и дождик, и руки мои.
Вместе цветку подрасти помогли!
СТИХИ
ЖАТВА
Жесткая щетинка, пяток не коли,
Что осталось в поле — подбери с земли,
Каждый спелый колос, каждое зерно,
Чтоб душистым хлебом стало и оно.
Б. Токмакова
КОЛОС
Золотое поле, спелый колосок
Не роняй ты зёрен на сухой песок.
Беспокойным ветрам не давай зерна,
Каждая пригоршня Родине нужна.
Е. Трутнева
ПОСЛОВИЦЫ О ХЛЕБЕ
Хлеб-батюшка, вода-матушка.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб всему голова.
Потрудиться — так и хлеба поесть.
ЗАГАДКИ
Весною — травкой шелковистой,
Летом — нивой золотой,
Ну а зимнею порою —
Аппликацией, игрою,
Сухая очень, ломкая,
Зовут её ...
(Соломка)
Не море, а волнуется.
(Поле)
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
(Колосок)
Ах, какое утро на Кубани,
После грома, бури и дождя
Гнут хрусталь звенящие тюльпаны,
Льют зарю, к порогу подойдя.
Варвара Бардарым.
Г.краснодар
Богата весна цветами, травами.
ВЕСНОЙ
На зорьке румяной
Шиповник проснулся.
Он каждым листочком
К заре потянулся.
А зорька к нему
Потянулась в ответ,
Бутоны окрасила
В розовый цвет
Т. Голуб
ОДУВАНЧИКИ
Я бегу, а у дороги
Одуванчики стоят.
Ну такие недотроги:
Дунь — и к небу полетят.
В. Бардадым
ПОДСОЛНУХИ
Это не зонтики ,
Это не солнышки,
Это на ножках зелёных
Подсолнушки.
Греют на солнце
Подсолнухи спины,
Осенью зёрен
Подарят корзины.
Т. Голуб
ОДУВАНЧИК
Одуванчик золотистый
Превратился в шар
Пушистый.
Ветерок слегка
Подул,
Пух куда-то
Упорхнул!
Где пушинка
Упадёт,
Там на следующий Год
Одуванчик расцветёт!
Т. Голуб
***
Ой, как засмеялось подсолнечное поле!
Под лазурным небом — тысяча светил,
Зацвели подсолнухи на степном раздолье:
Цвет их золотистый степь позолотил...
И. Варавва
***
Высокие травы-муравы,
растёте вы, травы, на славу!
Зелёные скинув рубашки,
белеют-желтеют ромашки,
Краснеют нарядные маки,
как в новых одеждах казаки.
И словно разливы реки,
небесная синь — васильки...
В. Бакалдин
Лучшая пора на Кубани — это лето!
***
У лета в корзине
Арбузы и дыни,
Черешни и сливы,
Подсолнух — на диво!
В лесу на опушке
Кукуют кукушки,
Кукуют кукушки
На весь белый свет.
И кажется, это
От щедрого лета,
От доброго лета
Сердечный привет
Т. Голуб
***
На Кубани много лета, много хлеба.
Словно дыня, закатилось солнце в небо.
И клюют его, клюют со всех боков,
Как гусыни стаи белых облаков.
К.Обойщиков.
В зной, в ненастье вырастал,
Только слабым он не стал,
Силу, вкус и запах хлеба
Без него б я не узнал.
В. Нестеренко
***
А над Кубанью тополя,
И вётлы в три обхвата,
И всё поля, поля, поля
До самого заката.
...Пшеница шепчется с дождём
И смотрит на дорогу.
Взбежало лето на подъём
И спелый колос трогает.
И в каждом зёрнышке — поля
И вётлы в три обхвата,
И в каждом — щедрая земля
С восхода до заката.
Т. Голуб
***
На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах...
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко пшеницей?
Т. Голуб
КОЛОСОК
Наступил уборки срок,
Строен, крепок, невысок
В золотом пшеничном поле
Каждый колосок.
В зной, в ненастье вырастал,
Только слабым он не стал,
Силу, вкус и запах хлеба
Без него б я не узнал.
В. Нестеренко
***
А над Кубанью тополя,
И вётлы в три обхвата,
И всё поля, поля, поля
До самого заката.
…Пшеница шепчется с дождём
И смотрит на дорогу.
Взбежало лето на подъём
И спелый колос трогает.
И в каждом зёрнышке - поля
И вётлы в три обхвата,
И в каждом- щедрая земля
С восхода да заката.
Т.Голуб
ОСЕНЬ
Осень, осень... Огненная птица.
Лист багряный в воздухе кружится.
Падая у ног моих, шуршит.
Словно шепчет мне он: «Не спеши.
Посмотри вокруг, как все прекрасно:
Россыпь трав и щебетанье птиц.
Радости как будто нет границ!..»
К. Обойщиков
***
В небесах высоких тает
Одинокий тонкий луч,
Улетают птичьи стаи,
Прилетают стаи туч.
В. Нестеренко
СЕНОКОС
Здравствуй, сенъ-сенокос
Что с собою ты принёс?
Жаркий труд людей умелых,
Разговоры острых кос.
Расскажи-ка, сенокос,
Что ещё с собой принёс?
Ароматы трав сушеных
И сверканье звонких рос!
Сено-сено-сенокос!
А хорош ли твой укос?
Накосил бурёнкам сено —
Вот какой огромный воз!
В. Нестеренко
***
Зима пришла непрошено,
Наутро запорошила
Все улицы снежком.
Привет, пора весёлая!
Готовь быстрей коньки,
А рядом с нашим садиком,
Растут снеговики.
В. Нестеренко
***
Снег блестящий,
Снег хрустящий
Заметает наш порог,
И зовёт гулять звенящий,
В степь летящий ветерок!
Т. Голуб
ЗИМА
Опять деревья побелели
И ветер с севера подул.
Опять поют в полях метели...
Устав от лета, пруд уснул.
Сады покрылись сединою,
Снежок рассыпчатый хрустит.
Сосульки виснут бахромою,
И солнце льдинкою блестит...
Т. Голуб
Краснодарский край обладает уникаль-ными природными богатствами. Его ланд-шафт очень разнообразен. Горные рельефы, равнины, степи, луга, Чёрное и Азовское мо-ря, реки, озёра, лиманы и плавни создают большие возможности для ознакомления де-тей дошкольного возраста с большим разно-образием растительного мира Кубани.
Деревья хвойные — ель, кипарис, пихта, туя, сосна.
Деревья лиственные — берёза, клён, ясень, граб, бук, платан, липа, осина, дуб, тополь, ива.
Фруктовые деревья — яб-лони, вишни, абрикосы, груши, алыча.
Цветы полевые и луговые — одуванчи-ки, лютики, клевер, васильки, ромашки, маки, сурепка, вьюнок, колокольчики, го-рошек мышинный, цикорий, мать-и-маче- ха, мята, полынь, чистотел, зверобой, подо-рожник.
Цветы лесные — ландыши, анемо-ны (ветреницы), примулы, цикламены, фиал-ки, незабудки.
Цветы садовые — розы, нас-турции, астры, бархатцы, маргаритки, гла-диолусы, георгины.
Злаковые культуры — пшеница, рожь, ячмень, рис, овёс, просо, гречиха.
Растения водоёмов — камыш, рогоз, ку-бышка, белая кувшинка, ряска, перистолистник, стрелолист, лотос.
Животные — бурые медведи, волки, ли-сицы, белки, зайцы, еноты, кабаны, олени, косули.
Птицы — сойки, синицы, дятлы, иволги, дрозды, кукушки, щеглы, воробьи, галки, перепёлки, жаворонки, голуби, ласточки.
Хищные птицы — коршуны, сычи, орлы, совы, беркуты. Птицы морей — чайки, бак-ланы. Птицы плавней и лиманов — цапли, дикие утки и гуси, камышанки, кулики, лебе-ди.
Рыбы пресных водоёмов — щука, карп, сом, окунь, карась, плотва, сазан, судак, та-рань, лещ.
Рыбы морские — хамса, камба-ла, барабуля, бычок, кефаль. Редкие ры-бы — морской конёк, акула, скат-хвосто- кол, дельфины (животные).
Памятники природы: скала Парус (Геленджикский р-н), скала Киселёва (Туапсинский р-н), гора Петушок (Гребешок) (г. Горячий Ключ), Гуамское ущелье (Апшеронский р-н) и др.
Редкие деревья: тюльпановое дерево (р-н Сочи), самшито-вая роща (р-н Сочи), кедр Ливанский(п. Джанхот), гинкго двулопастный (Крас-нодар, пл. Победы); дуб Великан (Красно-дар, парк им. Горького) и др.
ПРИМЕТЫ О ПРИРОДЕ
Будет дождик или нет —
У цветов найду ответ.
Если утром ноготки
Сжали венчики-цветки у
Значит, дождь пойдёт опять
Нужно зонт с собою взять.
***
Если же глаза до солнца
Широко раскрыл вьюнок —
Тут никто не ошибётся,
Будет солнечный денёк.
Т. Голуб
Народные приметы.
Кто? Что? |
Что делает? |
Какая будет погода? |
|
Паучок |
плетёт сеть |
будет солнышко греть |
|
Ласточки |
летают низко |
значит, дождик близко |
|
Муравьи |
прячутся в дома |
не гуляй без зонта |
|
Клевер |
наклоняется |
дождик ожидается |
|
Ёлка |
ветки опустила |
о дожде предупредила |
|
Воробьи |
купаются |
дождик ожидается |
|
Собака |
по земле катается |
ветер ожидается |
|
Одуванчик |
не сдувается |
дождик ожидается |
|
Одуванчик |
шар снимает |
дождик капать начинает |
|
Цветы |
пахнут сильнее |
тучи на небе чернее |
|
Дым |
к верху поднимается |
мороз ожидается |
|
Лягушки |
держатся на воде |
солнце будет на земле |
|
Лягушки |
прыгают по земле |
дождик будет во дворе |
|
Лягушки |
громко квакают |
дождик сильно капает |
|
Вода |
на реке пенится |
дождик ожидается |
|
Розовый |
закат |
солнце к ветру |
|