Психолого педагогическая характеристика младшего школьника образец. Психолого -педагогическая характеристика на ученика

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося

Жантасова Жулдуз Ермековна.

26.11.2001

5 класс.

Общее физическое развитие нормальное.

Состояние здоровья в норме.

Семья полная, многодетная. Воспитание в семье отличное, девочке уделяется достаточно внимания. По словам классного руководителя, родители присутствуют на каждом родительском собрании, интересуются успеваемостью дочери, помогают при выполнении домашних заданий, если это необходимо.

Успеваемость хорошая, учится на 4 и 5, успевает одинаково по всем предметам, старается учиться только на «отлично».

Девочка в достаточной мере начитана, интересуется различными областями знаний, может поддержать беседу, как по истории, так и по физике, постоянно стремится углубить знания, читает справочники, берется за выполнение дополнительных заданий.

Богатый словарный запас, в речи встречается много эпитетов, метафор. Речь зачастую очень эмоциональна, что характеризуется повышением тона, при этом девочка активно жестикулирует, особенно если тема разговора ей интересна или информация, которую она хочет сообщить, важна для нее.

Произвольное внимание развито в высокой степени, но характеризуется неустойчивостью. На уроках девочка часто отвлекается на посторонние шумы, участвует в разговорах на сторонние темы.

Учебный материал схватывает очень быстро, при работе на уроке, когда нужно прочитать новый материал и пересказать, выполняет задание одна из первых. При пересказе материала наблюдается осмысленность прочитанного, наблюдается грамотное употребление слов-синонимов. Материал запоминает легко. Как стало понятно из слов учителя литературы, девочка отличается отличной памятью, как кратковременной, так и долговременной, приводился пример со стихотворением, которое девочка смогла с легкостью воспроизвести через месяц после непосредственного заучивания текста. Из наблюдений педагога-психолога, у девочки хорошо развита механическая и зрительная память.

Может отличить существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, общие понятия усваиваются быстрее абстрактных, чтобы осмыслить абстрактное понятие требуется определенное время, или же помощь учителя-предметника. Навыки сравнения и обобщения развиты в высокой степени. Девочка легко находит пути решения возникших трудностей, что было продемонстрировано при подготовке к празднику для мам. В возникшей ситуации, когда аппаратура дала сбой, девочка нашла альтернативный вариант: включение музыкального сопровождения на мобильном устройстве.

Воображение развито в высокой степени. Легко придумывает образы, сюжеты. Примером служит подготовка газеты с поздравлением для мальчиков. Когда было предложено придумать концепцию данной газеты, девочка привела в пример около трех различных вариантов оформления.

При выполнении учебной работы девочка демонстрирует особую старательность. Со слов учителя математики, девочка всегда выполняет все домашнее задание, аккуратно оформляет в рабочей тетради, что создает приятное впечатление.

С интересом относится к учебным предметам, особый интерес проявляет к иностранным языкам и истории, всегда участвует во всех мероприятиях, предложенных учителями-предметниками. К отметкам относится крайне серьезно, нервничает, если у нее не лучшая оценка в классе. К похвале относится положительно, наблюдается негативная реакция на порицание. Основной мотив учебной деятельности – интерес, с легкостью приступает к изучению материала, если тема ей интересна.

Как стало ясно из слов учителей-предметников и классного руководителя, девочка очень организованна, всегда содержит свои вещи в чистоте и порядке, но может оставить вещь в кабинете и забыть о ней. Высокий уровень самоконтроля, девочка способна работать самостоятельно над учебным материалом.

Уважительно относится к труду, как своему собственному, так и посторонних людей. В трудовой деятельности больше привлекает сам процесс работы, нежели сделанная вещь. Обладает базовыми навыками и умениями, положительно реагирует на предложение нового вида трудовой деятельности, с легкостью овладевает новым навыком. Например, при подготовке праздника для мам необходимо было сделать подарок своими руками, а именно изготовить шкатулку из бумаги. Девочка с интересом наблюдала за процессом изготовления данной поделки, а затем сама старательно пыталась повторить все в точности, в конечном итоге поделка удалась. Следует отметить, что девочка оказывала помощь ребятам, у которых возникли проблемы с выполнением данного задания. Привычки к длительному выполнению труда нет, девочка очень неусидчива и постоянно отвлекается на посторонние вещи.

К общественной жизни коллектива относится положительно. Принимает участие во всевозможных конкурсах и олимпиадах на школьном уровне. Активно участвует в мероприятиях, проводимых в школе и в классе, разной тематики. Особого интереса к общественной жизни страны не проявляет, но, если какая-то новость, услышанная по телевизору или из иного источника, вызывает интерес, активно обсуждает данную новость с классным руководителем или одноклассниками. В классе отвечает за культмассовый сектор, отвечает за проведение мероприятий и за обеспечение участия в нем одноклассников. Справляется отлично.

Активно интересуется музыкой, рисованием, но на любительском уровне. Очень любит читать, читает много, частый посетитель школьной библиотеки, читает преимущественно художественную литературу, но не исключен интерес к развлекательной и научно-популярной литературе. Важно отметить артистические способности девочки. Хорошо инсценирует различные сюжеты, принимает активное участие в подготовке сценок для праздников, справляется с полученной ролью отлично. Например, при подготовке проекта «Здоровый образ жизни» взяла роль девочки, употребляющей алкоголь, с ролью справилась блестяще, с юмором.

Девочка непоседлива, много двигается, на перемене ни секунды не сидит на месте. При этом иногда нарушая школьный режим, например, часто опаздывает на уроки или же за перемену не успевает приготовиться к уроку. Требования взрослых выполняет частично, игнорирует призывы к тишине, постоянно вертится к одноклассникам. Может говорить одновременно с учителем.

В коллективе пользуется популярностью, к ней часто обращаются с просьбой списать или помочь при выполнении какого-либо задания. Сама же девочка проявляет дружелюбность к товарищам, хотя может иногда и негативно оценить их, особенно, когда недовольна действиями или поведением одноклассников. В школе находиться любит, это обусловлено скорее активным участием в культмассовых мероприятиях, порой засиживается в библиотеке. К учителям относится с уважением, старается выполнять требования, прислушивается к советам и рекомендациям.

Можно отметить следующие положительные черты формирующейся личности: доброжелательность, готовность помочь, отзывчивость, добросовестность, искренность, требовательность к себе, настойчивость, целеустремленность. Девочка очень жизнерадостная, положительно относится к новым людям, старается понравиться, произвести приятное впечатление. Всегда готова помочь, будь то учитель или одноклассник, не важно. Негативные черты: неусидчивость, неустойчивость внимания, немного упряма, создает вокруг себя много шума, при этом сама замечает за собой это и просит ее останавливать. Не скрывает эмоций, легко можно понять отношения девочки к человеку или выполняемой работе, что может рассматриваться как с положительной, так и с отрицательной стороны. Преобладающее настроение – веселое, приподнятое. За все время наблюдения за ребенком, ни разу не было замечено резких перепадов настроения.
Проанализировав вышеперечисленные черты, можно сделать вывод, что девочка по типу темперамента – сангвиник.

Приведенные выше недостатки обусловлены особенностями темперамента и характера ребенка. В дальнейшей работе с девочкой следует особое внимание уделять более строгому контролю над выполнением заданий, призывать девочку придерживаться установленного школой режима, актуализировать внимание на поведении во время уроков и перемен, быть к ней чуть строже. Так же следует оказывать внимание творческим способностям девочки и по возможности задействовать ее в различных культмассовых мероприятиях. Немаловажным аспектом является и учебная деятельность, следует чаще призывать ее к участию в проектах, конкурсах, олимпиадах, с целью раскрытия потенциала.

Дмитрий – ученик 9 класса, ему 16 лет. Физически развит, не имеет серьезных проблем со здоровьем, рост – выше среднего, активно занимается спортом. Воспитывается в полной семье, состоящей из четырех человек. Отец – руководитель подразделения в коммерческой организации, мать – домохозяйка, старшая сестра – студентка вуза.

Моральный климат в семье Дмитрия благополучный, доброжелательный. Родители имеют высшее образование, в воспитании придерживаются, в основном, демократических позиций, отношения в семье – теплые и доверительные. Материально положение семьи можно охарактеризовать как благополучное, все средства на содержание семьи зарабатывает отец, он много работает, иногда даже по выходным. По словам Дмитрия, его отец – человек строгий, справедливый и рассудительный, все важные решения в семье принимает он. Мать - добрая и понимающая, отношения с сестрой ранее нельзя было назвать идеальными, были ссоры из-за компьютера, громкой музыки, но в последнее время наладились, что, вероятно связано с тем, что сестра все свое внимание уделяет учебе в институте.

В семье Дмитрия четко распределены обязанности, принято помогать друг другу. У Дмитрия тоже есть свои обязанности по дому, но это не составляет для него затруднений и не влияет на успешность учебной деятельности. С уроками, домашними заданиями Дмитрий справляется сам, обращаясь за помощью к родителям лишь изредка, когда нужен какой-либо совет или мнение взрослого человека. В семье принята особая система поощрений за успехи в учебной деятельности. Если по результатам четверти имеется прогресс (более высокие оценки по сравнению с прошлой четвертью), Дмитрий получает небольшое материальное вознаграждение. С педагогической точки зрения, возможно, это и не самый лучший вид мотивации, но он весьма результативен и устраивает всех.

В семье принято отдыхать вместе. Случается это не так часто, так как отец много работает, но отдых всегда активный – катание на лыжах зимой, выезды за город летом, посещение развлекательных мероприятий. Скучать дома не принято.

Такое благотворное влияние семьи не могло не сказаться на формировании характера Дмитрия. Человек он открытый, общительный, не избалованный, с хорошими манерами, умеет правильно подать себя, с развитыми лидерскими способностями, но не выскочка. Дмитрий обладает высокими интеллектуальными способностями, хотя много читать не любит, по его выражению «знания сами откуда-то берутся». Он занимается футболом, в этом году окончил музыкальную школу по классу гитары. Музыка – его главное увлечение, он посвящает ей очень много времени, благодаря чему достиг высокого уровня исполнительского мастерства. Он играет в группе и мечтает о карьере эстрадного исполнителя. Но на всякий случай готовится к поступлению на исторический или геологический факультет ВГУ.

У Дмитрия адекватная самооценка, у него много интересов и увлечений. У него много друзей, одноклассники относятся к нему уважительно.

Проведенное тестирование познавательных процессов Дмитрия показало, что он обладает хорошим уровнем избирательности, концентрации и объема внимания. Преобладающий тип внимания - произвольный. Показатели распределения и переключения внимания – средние.

У Дмитрия очень хорошо развита образная и двигательная память, он без труда запоминает большой объем материала и точно его воспроизводит, по прошествии времени точность воспроизведения уменьшается, что говорит о преобладании кратковременного типа памяти.

Преобладающий тип мышления – словесно-логический. Дмитрию доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Среди особенностей его мышления можно выделить последовательность, проявляющуюся в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов; гибкость – умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения; критичность, характеризующуюся умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, принимать решения, только взвесив все «за» и «против».

У Дмитрия большой словарный запас, он практически никогда не испытывает трудностей в точной передаче своих мыслей. Речь правильная и последовательная, практически без пауз. Иногда, когда волнуется, начинает говорить быстрее обычного.

Дмитрий в меру эмоционален, одинаково хорошо умеет как показывать свои эмоции, так и контролировать нежелательные, впечатлителен и сентиментален, склонен к эмпатии, способен к проявлению моральных, интеллектуальных, эстетических чувств. У него выразительная мимика. Настроение у него практически всегда хорошее и устойчивое.

Волевые качества Дмитрия не слишком хорошо развиты. Хотя он энергичен и настойчив, на пути к цели он не всегда добивается ее, склонен браться за несколько дел сразу, не доводя до конца многие из них. Скорее всего – это следствие недостаточной самостоятельности и ответственности, и вероятно эти недостатки будут преодолены им, когда он станет студентом, найдет работу, почувствует себя взрослым.

Тестирование показало, что темперамент Дмитрия относится скорее всего к типу «сангвиник», что выражается в его умеренной подвижности, позитивном настрое, открытости, общительности. Дмитрий эмоционально устойчив, он экстраверт. Среди главных черт характера Дмитрия можно выделить общительность, чуткость, инициативность, искренность, чувство собственного достоинства, аккуратность. Помимо этого, у него отличное чувство юмора, перед которым трудно устоять даже самому угрюмому человеку.

У Дмитрия хорошо развиты способности к различным видам деятельности, немалую роль в их развитии сыграло семейное воспитание: с детства с ним много занимались родители, внимательно следили за его интересами и склонностями. Несомненно, у Дмитрия есть музыкальный талант. Пожалуй, музыка – единственное увлечение Дмитрия, в котором он проявляет себя самым достойным образом – постоянно стремится к совершенству, критически оценивает свои достижения, трудолюбив и настойчив. Помимо этого Дмитрий серьезно увлекается футболом, участвует в различных спортивных соревнованиях, хорошо разбирается в технике, увлекается компьютером, неплохо рисует.

В учебе не прилагает никаких сверхусилий, она явно занимает не первое место в его жизни, но благодаря своим коммуникативным навыкам и широкому кругозору, легко справляется с любыми учебными задачами. Дмитрий учится в классе с гуманитарным уклоном, история и литература даются ему легко, особенно увлекается историей России, археологией. Другие дисциплины интересуют его меньше. Но, тем не менее, успеваемость хорошая по всем предметам, за исключением химии и геометрии. В учебе у него все под контролем, он стремится избегать неудач и отрицательных оценок, по его словам это связано, в основном, с тем, что он не хочет огорчать родителей. Также он осознает, что в скором будущем его ждет поступление в университет, либо в музыкальное училище. Но он еще не определился с выбором, поэтому готовится ко всему сразу.

Дмитрий активно участвует в общественной деятельности, с радостью выполняет поручения, связанные с его интересами: участвует в олимпиадах, школьных соревнованиях и концертах.

В классе Дмитрий не является общепризнанным лидером, но его мнение авторитетно для товарищей, он пользуется уважением. У него хорошие отношения с педагогическим коллективом, на уроках ведет себя достойно, изредка позволяя себе небольшие вольности в виде шуток, но учителя относятся к этому снисходительно. Среди одноклассников у него много друзей, их связывают общие интересы и деятельность. У Дмитрия очень выражена потребность в общении, в одобрении его действий коллективом, поэтому он стремится быть общественно полезным, значимым, интересным для окружения, быть в центре событий, происходящих в жизни коллектива.

В целом можно отметить, что формирование личности Дмитрия идет весьма успешно. Он не испытывает серьезных проблем в учебной жизни, прекрасно общается со сверстниками и родителями, всесторонне развит как в физическом, так и в духовном плане. В педагогическом плане Дмитрий не требует к себе большого внимания и особого подхода. Так как Дмитрий – человек творческий, в учебной деятельности его интересует все то, что связано с исследовательской деятельностью, нестандартными решениями, интересными фактами, возможностью практической работы. При положительной мотивации и заинтересованности его в предмете, он может показывать высокие достижения в учебной деятельности, для этого педагогу необходимо каким-либо образом заинтересовать его в изучении данной дисциплины, почаще давать ему возможность высказать свою точку зрения, ведь для него это очень важно, обязательно отмечать его достижения перед коллективом учащихся.

Тем не менее, есть существенные стороны в его жизни, на которые ему во избежание трудностей необходимо обратить особое внимание. Это недостаточная самостоятельность, неумение ставить перед собой четкие цели и достигать их, иногда даже легкомысленность. Ему нужно привыкнуть к мысли, что беззаботное детство заканчивается с окончанием школы, и в жизни возникнут ситуации, когда нужно будет проявить и твердость характера, и умение принимать решения, и четко планировать свою жизнь. Скорее всего, эти качества возникнут у него по мере необходимости – когда он столкнется с первыми трудностями в своей жизни, требующих проявления волевых качеств и ответственности.

Название: «Характеристика на ученика» — подборка психологических и педагогических характеристик (более 50 шт.), а также инструкции и рекомендации по написанию собственных хар-ик.
Год издания: 2009 — 12
Формат: doc в rar. архиве
Кол-во страниц: много
Размер: 5,2 Мб
Качество: хорошее

Характеристика на ученика — один из самых востребованных документов в работе классного руководителя, завуча, педагога-психолога или социального педагога.

Используемые в образовательной практике хар-ки подразделяются на три основных типа — психологические, педагогические и психолого-педагогические. В данной подборке мы собрали все три вида характеристик, а также образцы, шаблоны и рекомендации по их написанию.

В архиве, который доступен для скачивания по ссылке расположенной в конце данной статьи вы найдете примеры готовых характеристик для учеников разных классов, образцы положительных хар-ик для успевающих учеников и негативных для слабых, рекомендации и шаблоны для самостоятельного написания ха-ки любого типа.

Всего в подборку включено более 70 готовых характеристик + бланки, шаблоны и рекомендации по их написанию.

В большинстве случаев хар-ка включает в себя следующие разделы:

1. Общие сведения об учащемся. (Фамилия, имя, отчество, возраст, в каком классе учится, национальность, информация о родителях и т.д.).
2. Состояние здоровья и физическое развитие.
3. Условия семейного воспитания.
4. Интересы ученика.
5. Интеллектуальное развитие.
6. Особенности темперамента.
7. Волевые качества.
8. Коммуникабельность в отношении с коллективом класса и учителями.
9. Уровень притязаний и самооценка
10. Морально-этические качества
Заключение.

  • Педагогические и психологические хар-ки (более 70 шт.)
  • Статья «Как правильно составить характеристику на ученика (школы, колледжа, вуза)? «
  • Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. Методические указания. (21 стр.)
  • Схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу
  • Шаблон «Характеристика школьника»
  • Краткая хар-ка «трудного» ребенка
  • Схема составления психолого-педагогической хар-ки.
  • Карта психологической хар-ки личностного развития подростка
  • Бланк-схема «Характеристика ученика».

Всего более 100 документов!

Образцы характеристик:

Образец психологической характеристики первоклассника:

Характеристика ученика 1 класса

Общие сведения об учащемся:
Ф.И.О. ученика: Михаил К.
Дата рождения: 19.09.2003

Семья ребенка:
Состав семьи: социальная сирота, воспитанник детского дома

Состояние здоровья : нормальное

Жалобы классного руководителя : на уроках занимается посторонними делами, разгуливает по классу. Основное время учебного процесса может бегать по классу, ползать под столами, залезать в коробки. Поведение часто неадекватное: кричит без видимых причин. Программный материал не усваивает, не успевает за общим темпом работы класса, испытывает затруднения в обучении.

В процессе психологического обследования К. М. отмечены следующие особенности:
В контакт вступает с трудом; наблюдается замкнутость, пассивность. Не проявляет заинтересованности в общении, контакт носит поверхностный характер. Познавательный интерес к предъявляемым заданиям неустойчив, сужен объем устойчивой работоспособности. Реакция на замечания присутствует, но выражена в слабой форме. Учебные навыки развиты в очень низкой степени. Техника чтения также очень низкая. На вопросы, касающиеся осведомленности об окружающем мире часто дает неправильные ответы (объем знаний об окружающем мире не соответствует возрастной норме; эти знания отрывочны и бессистемны).

Характеристика вербального интеллекта:
Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям. Диалогическая речь развита слабо. Понятийный словарный запас беден; испытывает трудности при объяснении отвлеченных понятий. Общий кругозор ограничен, знания об окружающем мире отрывочны и бессистемны. Навык выполнения простых счетных операций слабо развит, затрудняется выполнять арифметические задания на сложение и вычитание.

Эмоционально – волевая сфера : активен, деятелен, наблюдается двигательная расторможенность.

Внимание : внимание поверхностное, быстро истощается.

Память : уровень развития памяти низкий (сужен объём кратковременной оперативной памяти), однако грубых нарушений памяти не выявлено.

Мышление: наглядно-действенное. При психологическом обследовании выявлен низкий уровень вербально-логического и наглядно-образного мышления. Испытывает трудности при установлении логических связей.

Работоспособность : низкая

Характер деятельности : деятельность неустойчивая. В ситуации проведения обследования отмечается заторможенность (медлительность, ригидность психических процессов; некоторые задания не выполняет или выполняет медленно, долго думает, молчит, «графический диктант» выполнять отказался, затем начал выполнение); в других отдельных ситуациях (учебного процесса и на переменах) наблюдается расторможенность (ребенок проявляет активность).

Обучаемость : низкая, помощь использует недостаточно.

В целях обеспечения комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, К. Михаил направляется для уточнения диагноза и назначения адекватного лечения.

Педагоги-психологи МОУ СОШ №

[свернуть]

Образец: педагогическая характеристика на среднего ученика

Ученицы 10 «Г» СШ № 192 г. Минска
Харчук Анны Сергеевны
дата рождения 09.01.1990,
проживающей по адресу:
ул. 50 лет Победы 18-73
телефон 000-01-20

Харчук Анна учится в СШ № 196 с первого класса по программе 12 летнего обучения. За время учебы зарекомендовала себя как ученица со средними способностями. Средний балл обученности 5-6.

Регулярно выполняет домашние задания.

У Анны достаточно развиты учебные умения и навыки. Словарный запас, уровень грамотности соответствуют возрастной норме. Преобладает устная речь над письменной. На уроке изредка отвлекается, средний уровень усвоения учебного материала, интересуется гуманитарными науками, любит читать книги. Анна умеет планировать учебную работу, выделять главное в учебном материале и систематизировать его.

Пропусков уроков без уважительной причины не имеет.

В классе конфликтных ситуаций не создает, но стремится быть в центре внимания окружающих. Анна проявляет интерес к школьным и классным мероприятиям и принимает участие в них. Посещает подготовительные курсы в колледже связи.

Анна воспитывается в полной благополучной семье. Ребенку созданы все условия для формирования его как личности.

Директор СШ № 192

Кл. руководитель

[свернуть]

Характеристика на ученика 4 класса:

Иванов Д. (11лет)

Ученик 4 «а» класса МОУ СОШ № г. Бобруйск, 05.08.98г. рожд., проживающий по адресу: ул. дом кв.

Дмитрий обучается в СОШ № третий год. 1-2 класс обучался в СОШ №. Второй класс был продублирован.
Родители создают условия для развития ребенка. Постоянно оказывают помощь в подготовке домашних заданий. Мальчик всегда ухожен и подготовлен к школьным занятиям.

Д. легко и быстро устанавливает контакт, проявляет заинтересованность, охотно выполняет поручения, в случае непонимания задаёт вопросы.

Ребенок испытывает постоянные затруднения в обучении, с учебным материалом не справляется, не успевает за общим темпом работы класса.

Работоспособность : крайне низкая; на уроке часто испытывает сонливость, жалуется на головную боль. К концу урока количество ошибок увеличивается. Не всегда понимает требования учителя.

Внимание недостаточно устойчивое, быстро истощается.

Объем памяти не соответствует условно-принятым возрастным нормам.

Техника чтения низкая. Чтение незнакомых и слов сложной структуры – слоговое. На вопросы отвечает односложно, развернутых ответов не дает. С заданиями повышенной трудности не справляется. Не успевает писать задания «под диктовку». Контрольные работы вместе со всем классом выполнять не успевает, постоянно нуждается в индивидуальной помощи.

Учителем применялись различные виды помощи для преодоления обнаруженных трудностей, наиболее действенной оказалась — облегчение и индивидуализация заданий (без временных ограничений).

Обучаемость : низкая, помощь использует недостаточно. Может выполнить простое задание по образцу, однако, перенос знаний затруднен.

Мышление: наглядно-действенное. При психологическом обследовании выявлен низкий уровень вербально-логического и наглядно-образного мышления. Испытывает трудности при установлении логических связей, обобщении.

Запас общих представлений соответствует возрасту.

Отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны речи. Мальчик воспитывается в двуязычной среде.
Выписка из протокола психологического исследования по методике Векслера от 28. 02. 06г.

Ребенок эмоционально устойчив, очень доброжелателен. Замечаний к поведению в школе – нет. Взаимоотношения со сверстниками — ровные.

Критичность : адекватная (радуется одобрению, ждёт его; исправляет поведение в соответствии с замечанием).

В целях обеспечения комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, Д. направляется для уточнения диагноза и назначения адекватного лечения.

Педагог- психолог
Учитель 4 «а» класса

Каждый классный руководитель сталкивается с задачей написания характеристики на учеников своего класса: такие характеристики могут требоваться в органы опеки, в полицию и ПДН, для поступления в другую школу или колледж, в военкомат. И каждый раз придумывать что-то не хочется, лучше иметь готовый шаблон или образец.

Как писать характеристику на ученика?

Характеристику на ученика, как мы уже сказали, пишет классный руководитель, завуч или директор школы. При написании психологической ребенка может потребоваться помощь школьного психолога, результаты тестирования и диагностики.

Собственно, содержание характеристики может отталкиваться от того, для чего именно она нужна, кто ее требует. Минимальный объем характеристики — 800-900 символов, максимальный не ограничен и может содержать отчеты о работе со школьником — мини-досье на ребенка.

Характеристика, которая будет передана в стороннюю организацию, пишется на бланке школы, внизу ставится дата и подпись лица, подготовившего ее.

Готовые характеристики на ученика вы можете скачать на нашем сайте — выберите образец характеристики внизу. Составить полную характеристику можно по плану на этой странице. Рекомендуем скачать его и передать в методическое объединение классных руководителей.

План общей психолого-педагогической характеристики ученика

  • Общие сведения об ученике

Фамилия, имя. Дата рождения. Диагноз. Посещал ли детский сад. Год поступления в школу. В каких классах и сколько лет учился.

  • История развития

Состояние здоровья родителей. Особенности беременности и родов. Раннее развитие ребенка. Заболевания и травмы в дошкольном возрасте.

  • Семья ребенка

Состав семьи. Занятия родителей. Материальные условия жизни семьи. Условия воспитания ребенка в семье. Режим дня. Взаимоотношения между членами семьи. Отношение членов семьи к ребенку.

  • Физический статус

Физическое развитие, соответствие возрасту. Отклонения в физическом развитии (рост, упитанность и т.д.)

Состояние моторики. Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Координация движений.

Состояние анализаторов (зрение, слух и т. д.)

Наличие хронических заболевание. Утомляемость.

  • Особенности познавательной деятельности

Внимание. Объем. Устойчивость. Переключаемость. Особенности произвольного и непроизвольного внимания.

Восприятие. Скорость, объем, полнота, точность, осмысленность.

Особенности зрительных, слуховых, тактильных восприятий.

Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов. Особенности восприятия времени.

Память. Быстрота, полнота, прочность запоминания. Особенности запоминания цифрового, фактического и словесного материала. Особенности и объем преднамеренного и непреднамеренного запоминания.

Осмысленность, точность, полнота воспроизведения. Использование приемов запоминания и припоминания.

Наличие и особенности логической (смысловой) памяти.

Преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, смешанная)

Индивидуальные особенности памяти.

Особенности речи. Уровень речевого развития. Темп и ритм речи. Дефекты произношения. Особенности голоса. Эмоциональная окраска речи.

Запас слов. Особенности активного и пассивного словаря.

Грамматический строй речи.

Состояние диалогической и повествовательно-описательной речи.

Особенности письменной речи.

Мышление. Особенности анализа и синтеза. Сравнения: правильность и полнота. Наличие многоступенчатого анализа и сравнения. Особенности сравнения зрительно воспринимаемых объектов и словесного материала. Особенности обобщения и конкретизации.

Уровень развития мышления (наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое).

Уровень усвоения общих и абстрактных понятий.

Умение устанавливать причинно-следственные зависимости.

Понимание главного в тексте, сюжете.

Способность делать самостоятельные выводы.

  • Эмоционально-волевая сфера

Глубина, устойчивость чувств. Преобладающее настроение. Степень эмоциональной возбудимости. Наличие аффективных вспышек.

Особенности воли. Подчиняемость. Внушаемость. Проявления негативизма.

Наличие дружеских и родственных чувств.

Наличие патологических влечений.

  • Общеучебные умения и навыки

Умение слушать, выполнять словесные задания, работать с наглядными пособиями и дидактическим материалом, учебником, тетрадью.

Умение планировать свою деятельность, работать по плану. Навыки самоконтроля.

Особенности и трудности усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, применения усвоенных знаний и умений.

Самостоятельность в усвоении и применении знаний. Умение подбирать собственные примеры к изученным правилам, объяснять свои действия.

Наличие и особенности переноса знаний и навыков в новую ситуацию.

  • Особенности усвоения отдельных учебных предметов

Отношение к учебным предметам.

Мотивы учебной деятельности. Прилежание.

Познавательные интересы. Отношение к оценке, отметке, похвале и порицанию.

Особенности овладения трудовыми умениями и навыками. Отношение к урокам труда и трудовой деятельности. Самостоятельность.

  • Особенности личности

Направленность личности. Характер интересов. Уровень притязаний и самооценка. Ответственность.

Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Поведение в учебной, трудовой, игровой деятельности. Самостоятельность поведения.

Взаимоотношения с детским коллективом и взрослыми. Место и роль в коллективе. Наличие конформизма.

Социализация личности.

  • Педагогические выводы и рекомендации

Педагогическая характеристика учащегося

1. Общие сведения о ребенке и его семье

Ф.И.О. ребенка. Дата рождения. Место жительства. Школа, класс. Состав семьи. Краткие сведения о родителях (или лицах, их заменяющих): Ф.И.О., место работы, занимаемая должность. Социально-бытовые условия семьи. Сведения из медицинской карты ребенка.

2. Школьник в системе воспитательных отношений.

В семье.

    Ребенок психологически защищен, любим, может рассчитывать на моральную поддержку в семье; взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям ребенка, учитывают их, интересуются его внутренней жизнью, пользуются у ребенка авторитетом.

    Положение ребенка в семье нельзя назвать благополучным, требования к нему взрослых противоречивы, отношения складываются в зависимости от ситуации (или излишне мягкие, попустительские, или излишне придирчивые, строгие). Ребенок привязан только к одному из родителей, враждебен к другим членам семьи, внимание ребенку уделяется недостаточное, чувства защищенности в семье у ребенка нет.

    Ребенок в семье лишний, отношение к нему безразличное, равнодушное, подчас жестокое, проблемы его никого не интересуют, индивидуальные особенности ребенка не осознаются или не учитываются, прочих эмоциональных связей нет ни с одним из взрослых членов семьи (указать причины отчужденности, конфликтов, специфические особенности семьи, семейных отношений).

В школе.

В системе отношений «ученик – учитель».

    Отношения большинства учителей строятся на взаимном уважении, доверии.

    Отношения взаимного уважения и доверия имеют место лишь с отдельными педагогами, с остальными носят ситуативный характер.

    Отношения с учителями не складываются.

    Отношения с отдельными педагогами носят конфликтный характер (указать причины отчужденности, конфликтов).

В системе отношений с одноклассниками.

    Общается лишь с отдельными ребятами, отношения пока не складываются, нередко имеют место конфликты.

    Одноклассники относятся к нему пренебрежительно, авторитетом и доверием он не пользуется в ученическом коллективе (указать основные причины, обуславливающие неблагополучные отношения, конфликты)

Личные качества ученика, мешающие его социальной адаптации:

безответственность, нечестность, эгоизм, обидчивость, упрямство, недисциплинированность, чрезмерное самолюбие, неуверенность в себе, вспыльчивость, несобранность, грубость, зазнайство, жадность, задиристость, несправедливость, замкнутость, застенчивость, вредные привычки, дурные наклонности.

Потенциал личности учащегося как опора в коррекционной работе:

Стремления и интересы, специальные (специфические) способности;

Личные качества: доброта, отзывчивость, честность, принципиальность, откровенность, справедливость, ответственность, инициативность, смелость, настойчивость, вежливость, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, умение уступить и др. качества.

3. Особенности трудовой деятельности школьника

Осознание целей и условий труда. Характер планирования трудовой деятельности. Характер выполнения поручений (в школе, в классе, дома):

    ответственное и добросовестное.

    недостаточно ответственное.

    безответственное (возможные причины).

4. Особенности учебной деятельности

    охотно ходит в школу, с интересом относится ко всем предметем, стремиться учиться лучше.

    Учение воспринимается как долг, с интересом относится лишь к отдельным предметам.

    Интереса к учебе пока нет, любимых предметов нет.

    Учится неохотно, через принуждение со стороны взрослых.

5. Уровень развития основных характеристик учебной деятельности

Познавательной активности:

    Достаточно высокий на всех уроках.

    Достаточно высокий лишь на отдельных уроках.

    В основном средний.

    Низкий.

Самостоятельности:

    Учебные задания выполняет, в основном, самостоятельно.

    Учебные задания выполняет, как правило, при оказании направляющей помощи.

    При выполнении учебных заданий ему чаще других учащихся требуется обучающая помощь.

Темпа:

    Выше среднего показателя класса.

    Близок к среднему показателю класса.

    Ниже среднего показателя класса

    Заметно отстает от среднего показателя класса.

6. Трудности учащегося в изучении учебных предметов

(педагогическая симптоматика трудностей)

При обучении русскому языку:

Замена букв, близких по артикуляционным признакам; пропуск гласных букв, слогов. Трудности в употреблении мягкого знака. Ошибки на определение места звука в слове при выделении слова из предложения, при определении последовательности звука в слове; при письме сходных по начертанию букв, сращивание и расщепление слов, «зеркальное написание» слов. Высота букв не соответствует рабочей строке. Неряшливое письмо. Искажение подчерка.

При обучении чтению:

Затрудняется при слиянии букв в слоги, слогов в слова, потеря строки при чтении, «зеркальное» чтение, челночное чтение, «механическое» чтение, «угадывающие» чтение. Ограниченный словарный запас. Неумение выделять главное в прочитанном.

При обучении математике:

Отсутствие устойчивых навыков счета, при продолжении числового ряда, в назывании компонентов арифметических действий, при осуществлении сравнения, в формулировке правил на основе анализа, неспособность усвоить схемы рассуждений.

7. Педагогические выводы