Мелентьева ю п чтение явление процесс деятельность. Мелентьева Ю.П.Объект современного библиотековедения. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов

Юлия Мелентьева

Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов

Цель данного курса – дать представление об основных теоретических основаниях, а также целях и задачах библиотечного обслуживания, раскрыть методы изучения читательских интересов и потребностей, показать воспитательные возможности библиотечного общения, формы индивидуального и массового информирования различных читательских групп, раскрыть современную технологию библиотечного обслуживания.

№ газеты

Название лекции

Лекция 1. Современная законодательная база осуществления социально-обоснованных приорететных направлений библиотечного обслуживания

Лекция 2. Социологические и психологические аспекты изучения чтения

Лекция 3. Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания. Kонтрольная работа 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

Лекция 4. Индивидуальное библиотечное обслуживание как важнейший участок работы библиотеки

Лекция 5. Технология библиотечного обслуживания индивидуальных информационных интересов и запросов. Kонтрольная работа 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

Лекция 6 . Массовое библиотечное обслуживание

Лекция 7. Технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов

Лекция 8. Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание.
Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2005 г.)

Лекция 1. Современная законодательная база осуществления социально-обоснованных приоритетных направлений библиотечного обслуживания

Библиотека является, как известно, частью общества. Ее деятельность регламентируется теми законами, которые приняты в стране.

Очевидно, что политические, экономические, идеологические изменения, происшедшие в России в последние десятилетия не могли не коснуться российских библиотек. В условиях формирующегося гражданского правового общества, одной из фундаментальных ценностей которого является свобода слова и информации , библиотеки перестают быть идеологическими учреждениями, как это было раньше, и получают новую миссию: они становятся одним из важнейших каналов, обеспечивающих свободный доступ читателя (пользователя) к информации .

Меняются все приоритеты деятельности библиотеки: теперь она ориентирована прежде всего на информационные и культурные потребности своих пользователей. Поскольку информационное пространство стремительно становится единым мировым пространством, благодаря развитию технических средств (Интернет и т.д.), то и законы его использования становятся все более общими, т.е. национальное законодательство в области использования информации в значительной мере ориентируется на международные нормы.

Это с полным основанием может быть отнесено и к библиотечной сфере, где полным ходом идет строительство законодательной базы. Действуют уже два федеральных закона («О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре»), приняты «Манифест о публичной библиотеке в России», «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки в России» и другие документы. Значительную роль в этом процессе играет Российская библиотечная ассоциация (РБА) – профессиональная общественная организация, которая много делает для того, чтобы библиотечное дело России стало частью общих культурно-просветительских забот «европейского дома».

Конечно, надо отдавать себе отчет, что не все разработки международных документов подлежат копированию в национальных разработках, однако материалы международного сообщества позволяют увидеть общий вектор движения и именно это делает знакомство с ними обязательным для каждого специалиста.

Наиболее значительными разработками, как международного, так и российского уровня, определяющими развитие нашей, прежде всего, публичной библиотеки, представляются следующие группы документов :

1. Документы международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и т.п.), в которых заложены общие основы развития мирового сообщества, в том числе и мирового библиотечного дела;

2. Документы международных организаций по развитию непосредственно информационно-библиотечной сферы;

3. Национальные документы (проекты), определяющие как развитие информационной сферы в целом, так и основные приоритеты библиотечного обслуживания российских библиотек.

Среди документов первой группы особенное значение для библиотекарей имеют следующие:

– Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.);

– Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы в 1950 г., последняя редакция 1994 г.);

– Европейская культурная конвенция (принята Советом Европы в 1954 г.);

– Декларация принципов международного культурного сотрудничества (принята ООН, комиссией по вопросам образования, науки и культуры, 1966 г.);

– Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация (принята на организованной Советом Европы конференции в Салониках, 1997 г.);

– Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (2000 г.).

Все эти документы опираются на основное положение о правах человека, достоинстве личности в качестве задачи, к решению которой должны стремиться все народы и все государства. Основными правами человека являются свобода мысли, совести, религии, а также информации. Причем свобода информации предполагает как получение, так и ее распространение «любыми средствами и независимо от государственных границ».

«Всеобщая декларация прав человека» и развивающая ее идеи «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» видят в этих постулатах основу справедливости в мире. Важнейшим правом личности полагается право на образование и участие в культурной жизни. Эти же позиции утверждает такой важный документ, как «Европейская культурная конвенция».

«Декларация принципов международного культурного сотрудничества», напоминая, что «мир должен основываться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества», утверждает, что целями международного культурного сотрудничества являются: распространение знаний, развитие мирных отношений и дружбы между народами, содействие лучшему пониманию образа жизни каждого народа; обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов и т.д. «Культурное сотрудничество является правом и долгом всех народов и стран, поэтому они должны делиться друг с другом знаниями и опытом… Культурное сотрудничество должно выявлять идеи и ценности, способствующие созданию обстановки дружбы и мира».

Для современного специалиста особенно большое значение имеют документы, принятые уже в наши дни: «Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация» (1997) и Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (2000).

«Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация» – это объемный документ, принятый министрами стран-участниц 5-й Европейской конференции по политике в отношении средств массовой информации, представляет собой, в сущности, план мероприятий по развитию свободы выражения и доступа к информации на общеевропейском уровне в условиях информационного общества.

– эффективно фиксировать и анализировать развитие новых технологий, новых коммуникационных и информационных услуг;

– усилить работу, направленную на выработку общеевропейского подхода к пониманию «всеобщей доступности услуг», с учетом различных национальных и региональных условий;

– выработать необходимые меры по обучению населения знаниям и умениям использовать новые коммуникационные и информационные услуги;

– способствовать обмену информацией и опытом на европейском и глобальном уровне;

– изучать случаи использования новых технологий для распространения насилия, нетерпимости, идеологических взглядов, противоречащих правам человека, уважению к личности и т.п., разработать юридические и иные способы борьбы с этим;

– постоянно следить за влиянием эволюции электронных технологий на международное законодательство в области защиты авторских и смежных прав.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» представляет собой, по сути дела, новую концепцию мировой информационной политики и содержит, как одну из составляющих, концепцию образования в информационном обществе и для его целей. Этот документ в значительной степени, как бы корректирует предыдущие, заново расставляя акценты при анализе ситуации, учитывая изменяющиеся условия развития общества и новую степень осмысления ситуации.

Программа «Информация для всех» предлагает, в сущности, новую идеологию: ЮНЕСКО призвана содействовать принятию не глобального информационного общества, а общества знаний, т.к. «расширение лишь информационных потоков не является достаточным для того, чтобы можно было воспользоваться возможностями развития, которое становится доступным благодаря знанию».

Общество знаний, говорится в Программе, должно покоиться на прочном фундаменте приверженности правам человека и основным свободам, включая свободу выражения мнений. Общество знаний должно обеспечивать всемерную реализацию права на образование и всех других культурных прав. Доступ к знанию, являющийся общественным достоянием, должен быть самым широким. Информация – как основа знания – должна отличаться высоким качеством, разнообразием и достоверностью. Чрезвычайно важно сохранение разнообразия культур и языков, формирование толерантного мышления.

Совершенно очевидна гуманитарная составляющая Программы: развитие информационных технологий должно сопровождаться изменением поведенческих установок.

Таким образом, становление общества знания предполагает решение трех основных проблем:

1. Необходимость сохранения традиционного и создание цифрового культурного наследия; сокращение цифрового разрыва, неравенства в условиях развития;

2. Гарантированность свободного потока информации и справедливого доступа к информации;

3. Достижение международного консенсуса в отношении новых норм и принципов.

Очевидно, что все перечисленные документы служат мощной основой для развития законодательной базы непосредственно в библиотечной сфере.

Во вторую группу документов можно включить следующие:

– «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках»(1994);

– «Резолюция о роли библиотек в современном обществе» (1998);

– «Руководящие принципы библиотечного законодательства и библиотечной политики в Европе» (1998).

– «Копенгагенская декларация о публичных библиотеках» (1999);

– «Заявление о библиотеках и интеллектуальной свободе» (1999);

– «Профессиональные приоритеты ИФЛА» (2000).

Сюда же надо отнести и такой документ, более «частного» характера, как «Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» (1996).

Кроме того, большую информацию дают доклады, подготовленные известными специалистами в данной области по заказу ИФЛА.

Важнейшим, основным документом, необходимым для понимания роли библиотеки в современном обществе, является «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках». В нем сформулирована «вера ЮНЕСКО в публичную библиотеку как активную силу в сфере образования, культуры и информации». ЮНЕСКО призывает центральные и местные органы власти оказывать поддержку публичным библиотекам, содействовать их деятельности. «Манифест ЮНЕСКО…» определяет функции публичной библиотеки, среди которых основными можно назвать следующие: привлечение к чтению, содействие образованию и самообразованию, развитию личности, приобщение к культурному наследию, предоставление муниципальной информации и обеспечение информационного обслуживания местных предприятий и т.п. «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках» утверждает принципиальную бесплатность публичных библиотек. Этот документ требует, чтобы публичная библиотека рассматривалась как обязательный компонент любого долгосрочного стратегического плана в области культуры, информационного обеспечения, развития грамотности и образования. Особо подчеркивается, что услуги публичных библиотек должны быть доступны всему населению, что сеть публичных библиотек должна строиться с учетом национальных, региональных, научных и специальных библиотек, а также библиотек школ, колледжей и университетов; необходимо также учитывать различия в потребностях библиотечного обслуживания жителей сельской местности и городов.

В том же году (1994) были приняты «Рекомендации по реформе библиотечного законодательства в Центральной Европе». Онибыли подготовлены в рамках конференции, организованной Советом Европы. Этот документ, опираясь, как и все последующие, на «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках», как на основной, содержит в себе рекомендации по законодательству для национальных, университетских и публичных библиотек, сформулированные четко и кратко. Рассматривая публичные библиотеки как часть национальной библиотечной системы, авторы рекомендаций видят в публичной библиотеке важнейший местный информационный центр, предоставляющий свободный доступ ко всем видам знаний и информации, способствующий развитию личности и общества.

Законодательство, обращенное к публичным библиотекам, должно, по мысли авторов документа, касаться следующих аспектов: материалы для свободного доступа; вопросы доступа услуг публичных библиотек; принципы предоставления библиотечных услуг; вопросы сотрудничества внутри библиотечной сети; права и обязанности пользователя; административный и юридический статус библиотеки; профессиональный уровень персонала; система финансирования библиотек. В завершение – приводится перечень проблем, которые обязательно должны рассматриваться в связи с законодательной базой для публичных библиотек:

– национальная информационная политика;

– национальная библиографическая система;

– статус национальной библиотеки;

– хранение обязательного экземпляра;

– подготовка квалифицированных библиотекарей;

– право публичной (неподцензурной) выдачи материалов.

Подчеркивается необходимость разработки норм в следующих областях: каталогизация и классификация; библиотечные услуги; автоматизация и передача информации.

Положения этого документа получили дальнейшее развитие: в 1998 г. Советом Европы были приняты «Руководящие принципы библиотечного законодательства и библиотечной политики в Европе».

Настоящие «Руководящие принципы…», опираясь на принятые ранее документы, подчеркивают необходимость согласованности законодательства в библиотечной сфере и в других областях; гармонизации библиотечного законодательства в разных странах; расширение библиотечного законодательства в связи с расширением деятельности библиотеки и др.

Основными «полями» библиотечного законодательства определяются:

– свобода выражения и свободный доступ к информации;

– роль библиотек в национальной книжной и информационной политике;

– библиотеки и интеллектуальная собственность;

– защита библиотечного наследия.

В этом документе определяются принципы подхода к решению сложных профессиональных проблем, например, развитию фондов библиотек (предполагается, что оно должно основываться на независимом от любых политических, сектантских, коммерческих и др. влияний профессиональном мнении библиотекаря); библиотечного обслуживания культурных меньшинств и специфических читательских групп; взаимоотношению библиотек и государственной власти; подготовке профессионалов; юридическому статусу библиотек в области авторских прав и т.п.

Впервые в этом документе ставится задача сохранения библиотечного наследия, а также даются рекомендации в отношении сложных вопросов, связанных с проблемой реституции (т.е. перемещения культурных ценностей в ходе военных действий и т.п.).

«Копенгагенская декларация о публичных библиотеках» была принята в 1999 г. в поддержку «Манифеста ЮНЕСКО о публичных библиотеках» и др. документов, посвященных развитию библиотек, видными политическими деятелями из 31 страны Европы. Этот документ, фиксируя роль библиотеки в совершенствовании демократии, в экономическом и социальном развитии, формальном и неформальном обучении, поддержании культурного и языкового разнообразия, формировании толерантности, видит в ней значительную общественную силу. Одной из важнейших задач авторы документа считают лоббирование его в Европарламенте в целях обеспечения высокого социального статуса публичных библиотек, как в настоящее время, так и в будущем. Необходимо также помогать гражданам осознать и получить возможность полностью использовать все ресурсы публичных библиотек.

Более подробно эти положения были развернуты в «Резолюции о роли библиотек в современном обществе», документе, принятом Европарламентом.

«Заявление о библиотеках и интеллектуальной свободе» было принято ИФЛА в 1999 г. В этом документе еще раз постулируется неотъемлемое право человека на доступ ко всем проявлениям знаний, творческой мысли и актуальной активности. ИФЛА подтверждает роль библиотек, как «ворот, открывающих доступ к знанию, мысли и культуре», их огромный вклад в развитие и поддержание интеллектуальной свободы и демократических ценностей.

Эти положения получили развитие в документе «Профессиональные приоритеты ИФЛА», подготовленном Профессиональным бюро ИФЛА и принятом в 2000 г., который очерчивает круг вопросов профессиональной ответственности ИФЛА. Таких приоритетов – одиннадцать.

Среди них:

поддержка библиотечного дела – ИФЛА является международным защитником библиотечного дела перед лицом государств, содействуя пониманию и реализации жизненно важной роли библиотек в электронную эру;

защита принципов свободы информации – ИФЛА считает, что библиотека играет ключевую роль в обеспечении прав личности на знание и свободу выражения. ИФЛА поддерживает эту роль, защищая возможность библиотек приобретать, организовывать, сохранять и предоставлять самые разнообразные материалы, отражая плюрализм и разнообразие в обществе, защищая возможность библиотек гарантировать отбор и предоставление материалов и услуг на основе профессиональных принципов, а не политических, моральных или религиозных взглядов отдельных лиц или правительств. ИФЛА считает, что свободная библиотека есть залог свободного, демократического общества;

содействие развитию грамотности, чтения и непрерывного образования многие программы ИФЛА помогают библиотекам мира разрабатывать национальные проекты, направленные на решение проблем всеобщей грамотности, привлечения к чтению, формирования информационной культуры и непрерывного образования;

обеспечение свободного и открытого доступа к информации – ИФЛА поддерживает программы развития информационного доступа, способствующие смягчению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными;

охрана прав интеллектуальной собственности библиотек и авторов – ИФЛА выполняет двойную обязанность перед производителями интеллектуальной собственности и перед библиотеками как представителями пользователей информации. ИФЛА ведет работу по согласованию прав интеллектуальной собственности и правом на всеобщий доступ к информации, привлекая к этой работе издателей, органы стандартизации и т.п.

В контексте темы нашего курса лекций особое внимание надо обратить на «Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках», которыйбыл принят в 1996 г., вскоре после принятия «Манифеста публичной библиотеки» (1994). Оба эти документа тесно связаны. В соответствии с принципами, изложенными в «Манифесте публичной библиотеки», школьная библиотека является частью более широкой библиотечно-информационной системы и должна развиваться, опираясь на общие профессиональные ценности: свободный доступ к информации, интеллектуальная свобода прежде всего. Школьная библиотека определяется как важный партнер в местной, региональной и национальной библиотечно-информационной системе. Также, как и публичная библиотека, школьная библиотека должна быть бесплатной.

«Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» определяет уникальные задачи школьной библиотеки, которые должны признаваться и соблюдаться вне зависимости от того, использует ли школьная библиотека свои ресурсы (помещение, оборудование) самостоятельно или совместно с библиотекой другого типа, например, публичной.

Основными задачами школьной библиотеки могут быть названы следующие: развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения; побуждать к использованию информации вне зависимости от вида, формата и носителя; организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, а также способствующие эмоциональному развитию школьников; пропагандировать чтение как внутри школы, так и за ее пределами.

Сложность и многообразие задач, поставленных перед школьной библиотекой, заставляют предъявлять высокие требования к школьному библиотекарю, он должен обладать многими знаниями как в области библиотечного дела и информационных ресурсов, так и в области методики образования, возрастной психологии и т.п.

«Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» призывает правительства стран пропагандировать сформулированные в нем идеи через систему как профессионального образования учителей и библиотекарей, так и через систему повышения квалификации. (Полный текст «Манифеста ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» был опубликован в газете «Библиотека в школе» № 6–2001).

Изучение всех названных документов показывает, что одним из наиболее существенных для развития библиотек в современном обществе является вопрос свободы выражения и свободного доступа к информации . Именно этот вопрос наиболее часто дискутируется, подвергается сомнению, требованиям о пересмотре позиций, особенно под давлением обстоятельств, таких, например, как «одиннадцатое сентября» в США, терактов в России, Ираке и т.п.

В докладе одного из ведущих специалистов в этой области Пола Стерджеса (Великобритания), представленном на заседании Комитета по культуре Совета Европы (1998), детально рассматриваются все аспекты этой проблемы.

Автор исследует историю вопроса, анализирует общественные опасения, связанные с распространением информации непристойного характера, оскорбительной информации, таких опасных тем, как наркотики, оружие и т.п. П.Стерджес разбирает причины, по которым «Акт о пристойности коммуникаций США», вынесенный президентом Б.Клинтоном, не был поддержан и провалился. Интересно, что борьба против «Акта о пристойности коммуникаций» объединила такие организации, имеющие как коммерческий, так и некоммерческий характер, как:

– Американская библиотечная ассоциация;

– Американская ассоциация книготорговцев;

– Американское общество редакторов газет;

– Ассоциация издателей, редакторов и писателей;

– Коалиция граждан за права в Интернете;

– Семьи против цензуры Интернета;

– Фонд «Свобода чтения»;

– Корпорация Майкрософт и др.

Вместе с тем, в докладе показано, что данная дискуссия далеко не закончена. Она вовлекает в себя правительства, правоохранительные и правоприменительные органы, политические организации, церковь, СМИ, корпорации производителей программных продуктов и организации их предоставляющие, библиотечное сообщество и др. В первую очередь стрелы направлены против Интернета.

В материалах доклада подробно описывается дискуссия по поводу фильтрации информации в Интернете, которая представляется для одной из сторон желательным выходом. Автор доклада, на основании изучения результатов многих исследований, приходит к выводу, что ни фильтрация в целях рекомендации, ни фильтрация в целях блокирования информации не решает проблемы. Более того, все фильтры в какой-то степени выходили за рамки предназначенной им роли барьера, предотвращающего случайный или намеренный доступ к материалам, носящим оскорбительный или непристойный характер, и в действительности препятствовали поиску абсолютно законной и полезной информации.

Пол Стерджес приводит известные правила «сетевого этикета», который базируется на десяти принципах:

1. Помни о человеке.

2. Во время коммуникации в режиме он-лайн придерживайся тех же правил поведения, что и в реальной жизни.

3. Знай, в каком месте сетевого компьютерного пространства ты находишься.

4. Уважай чужое время и пропускную способность.

5. Будь вежлив при общении в режиме он-лайн.

6. Делись специальными знаниями.

7. Не выплескивай эмоции.

8. Уважай частную жизнь других людей.

9. Не пользуйся своими возможностями в дурных целях.

10. Прощай чужие ошибки.

Таким образом, речь идет о необходимости саморегулирования в Интернете, как о единственной реальной возможности снижения его отрицательного влияния.

Следует сказать, что Американская библиотечная ассоциация (АLА) жестко выражает приверженность свободам, декларированным в Конституции США, которые должны распространяться на всех людей (для детей предусмотрен контроль со стороны родителей). Интернет трактуется как аналог библиотеки, и потому принципы, применяющиеся в библиотечном деле, естественным образом переносятся на доступ в Интернет, организованный в библиотеках.

Общие выводы, которые делает докладчик, весьма знаменательны:

1. Безусловно, что общественная обеспокоенность характером некоторых материалов, доступных в Интернете, имеет реальные причины. Однако, такая же обеспокоенность высказывается и в адрес печатных материалов, теле- и радиопрограмм и т.д.

2. Существует три подхода к решению данной проблемы:

– законодательный,

– применение фильтации,

– саморегулирование.

Поскольку законодательный подход трудно осуществим, хотя бы потому, что сетевая среда меняется слишком быстро, а фильтрация не является полностью приемлемым подходом как с точки зрения соблюдения принципов свободы информации, так и с технической стороны, то саморегулирование сетей и их содержимого на основании этических принципов является лучшим способом обеспечения доверия в коммуникационной среде.

Таким образом, на международном уровне практически сложился «пакет документов», определяющий деятельность современной библиотеки (публичной, школьной и, в известной степени, электронной). Основными профессиональными ценностями признаются уважение к пользователю, свобода доступа к информационным ресурсам, профессиональная этика.

Эти документы послужили той базой, на которую ориентировались российские специалисты.

В третью – «национальную» – группу документов входят документы (проекты), определяющие как развитие информационной сферы в целом, так и основные приоритеты библиотечного обслуживания российских библиотек. Это:

– Закон «О библиотечном деле» (1994)

– «Кодекс этики российского библиотекаря» (1999)

– «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (2001);

– «Манифест РБА о публичной библиотеке в России» (2003);

– «Концепция библиотечного обслуживания детей в России» (проект).

«Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» был первым документом, принятым новой профессиональной организацией, возникшей под влиянием демократических преобразований в нашей стране – Российской Библиотечной Ассоциацией. (Полный текст кодекса этики российского библиотекаря был опубликован в газете «Библиотека в школе» № 4–2000)

Вслед за Федеральным Законом «О библиотечном деле» (1994), заложившим новые правовые основы библиотечного дела в России, «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» заложил новые морально-нравственные основы библиотечной деятельности.

«Кодекс…» включает в себя одиннадцать положений, в которых даны профессиональные этические нормы деятельности библиотекаря.

«Кодекс…» (впервые) утверждает интересы и потребности пользователя как профессиональный приоритет библиотекаря. Этот документ рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности, видит важнейшей задачей библиотекаря обеспечение получения полной и оперативной информации, призывает строить отношения с пользователем на основе уважения к личности и ее информационным потребностям. «Кодекс…» впервые говорит о недопустимости цензуры библиотечных материалов, о необходимости соблюдения конфиденциальности в отношении информационных запросов пользователей (если это не противоречит закону). Впервые в этом документе говорится о необходимости признания библиотеками авторских прав на интеллектуальную собственность и невозможности использования в своих фондах контрафактной продукции.

Впервые в российской традиции «Кодекс…» регламентирует профессиональные отношения библиотекаря и пользователя; библиотекаря и общества; а также взаимоотношения в библиотечном коллективе. Хотя этот документ не имеет характера обязательного, юридического, вместе с тем, Российская библиотечная ассоциация настоятельно рекомендует его к исполнению.

Стоит сказать, что разработка «Кодекса этики российского библиотекаря» велась на протяжении нескольких лет исследовательским коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Ю.П.Мелентьевой. При подготовке этого документа большую роль сыграл Ю.А.Шрейдер, замечательный российский философ. «Кодекс…» многократно обсуждался в широкой профессиональной аудитории, на страницах профессиональной печати. Далеко не все приняли положения «Кодекса…». Существовал ряд специалистов (прежде всего теоретиков старой закалки), которые весьма агрессивно протестовали против основных положений «Кодекса…»: о праве доступа к информации, об отмене цензуры библиотечных материалов и т.п. В целом же профессиональная среда оценила «Кодекс…» весьма высоко, что отражено в материалах сессий РБА.

Значение «Кодекса…» состоит еще и в том, что с него началось создание совершенно нового типа нормативных документов – профессиональных стандартов, разрабатываемых и принимаемых библиотечным сообществом в лице Российской библиотечной ассоциации.

Вслед за «Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря» появились на свет «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (2001) и «Манифест РБА о публичной библиотеке» (2003).

Во всех трех названных документах нашли отражение глубокие изменения, которые произошли в деятельности публичных библиотек России за последние 10–15 лет. Они построены на общих идейных позициях, отражающих представления самого библиотечного сообщества о современной публичной библиотеке и путях ее развития.

В контексте нашей лекции особенный интерес представляет такой документ, как «Концепция библиотечного обслуживания детей в России» (проект).

Этот документ с совершенно новых, современных позиций рассматривает задачи библиотек по отношению к ребенку. Дети рассматриваются как самая большая жизненная ценность, как группа пользователей библиотеки со своими возрастными, психологическими и другими особенностями. Документ призывает обеспечивать специализированное обслуживание детей, обеспечивающее их культурное, интеллектуальное и социальное развитие. Особую заботу необходимо проявлять к детям «с особыми потребностями» (инвалидам, социально неблагополучным и т.д).

В качестве миссии библиотеки, обслуживающей ребенка (детской, школьной и др.), признается создание развивающей среды, обеспечение равного доступа к информации, помощь в социализации личности.

«Концепция библиотечного обслуживания детей в России» анализирует различные модели библиотечного обслуживания детей, пути и методы развития этих библиотек.

Очевидно, что этот документ стоит на тех же профессиональных позициях, что и перечисленные выше.

Таким образом, анализ показывает, что документы последних лет, принятые российским библиотечным сообществом, постулируют те же профессиональные ценности, что и их зарубежные коллеги.

Новое понимание миссии публичной библиотеки в обществе заставило заново переосмыслить основные направления библиотечного обслуживания.

В отношении школьных библиотек они могут быть сформулированы как:

– библиотечное обслуживание в помощь образованию;

– библиотечное обслуживание как средство социализации личности;

– библиотечное обслуживание как средство реабилитации детей с «особыми потребностями» (инвалидов, социально неблагополучных, одаренных и др.).

Литература

Теоретическое осмысление и методическое раскрытие этих проблем широко отражено в современной профессиональной литературе, в том числе и в работах, вошедших в настоящий рекомендательный список :

1. Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации: Сб. справочно-нормативных и рекомендательных материалов. – М. : Либерея, 2001.

2. Библиотека и закон : Справочник: Документы, комментарии…Вып. 1–10. – М.: Либерея, 1996–2001.

3. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек. – М. : Либерея, 2001.

4. Кодекс этики российского библиотекаря. Библиотечная этика в странах мира: Сборник кодексов. – СПб. : РНБ, 2002.

5. Фирсов В. Р. Государственное законодательное регулирование деятельности библиотек. – СПб. : 2000.

6. Кузьмин Е. И. Библиотеки и государственная библиотечная политика: новые задачи и новые рубежи интеграции // Библиотековедение. – 1999. – № 4–6.

7. Мелентьева Ю. П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания. – М. : Ин-т психологии РАН, 1999.

8. Мелентьева Ю. П. Библиотека как институт социализации юношества. – М. : АСОПиР, 2001.

9. Мелентьева Ю. П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы. – М. : Либерея, 2003.

10. Ястребцева Е. Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения. – М. : 2001.

11. Чудинова В. П. Дети, библиотеки и новые информационные технологии // Библиотековедение. – 2002. – № 5. – С. 40–50.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «МеталлКонструкция». Наряду с установкой заборов из металла и профлиста компания предлагает услуги по проектированию и возведению фундаментов, в том числе монолитных ленточных. Специалисты компании произведут расчет глубины заложения и стоимости ленточного фундамента в зависимости от несущей способности грунта, быстро и качественно возведут фундамент. Подробнее о предлагаемых компанией услугах смотрите .

Вопросы для самопроверки

1. На какие документы ИФЛА и ЮНЕСКО вы будете опираться при разработке концепции обслуживания читателей в своей библиотеке и почему?

2. Каково отношение ИФЛА к проблеме свободного доступа к информации? Как вы считаете, возможно ли предоставление абсолютно свободного доступа к информации ваших читателей-детей, читателей-учителей и других взрослых, должна ли быть разница и почему?

3. Какие документы, разработанные Российской библиотечной ассоциацией, могут быть применимы к деятельности школьных библиотек и каких, по вашему мнению, недостает?

Перечень документов дается по существующей традиции: от международных к национальным.

Мелентьева Ю.П.

Ответ оппоненту

Любезное предоставление Ю.Н. Столяровым текста своей статьи, посвященной критике «Кодекса этики российского библиотекаря», до ее опубликования позволяет мне как одному из основных разработчиков данного документа оперативно отреагировать на высказанные замечания и соображения.

Преодолев соблазн возражать на критику Ю.Н. Столярова в его же стиле – стиле «неистового Виссариона », использующего такие выражения, как «новоявленные теоретики», «некритическое навязывание западных идеологических стереотипов», «кодекс – забавная игрушка для библиотечных чинуш» и т.п., оставляя за скобками пылающий пафос статьи, гневные апелляции к читателю и другие традиционные для позапрошлого века приемы риторики, хочется ответить по существу.

Все претензии Ю.Н. Столярова к «Кодексу…» сводятся, по сути дела, к следующему.

Во-первых, он сомневается в том, что такая «мирная специальность», как библиотечная, нуждается в этическом кодексе, считая, что такой кодекс нужен лишь специалистам, «работающим в экстремальных условиях».

Во-вторых, он считает, что русский (российский) библиотекарь в силу своего менталитета, в отличие от западных коллег не нуждается в этическом кодексе, и разработка «Кодекса российского библиотекаря» лишь дань моде – простое подражание западным образцам, предпринятое разработчиками «Кодекса…» лишь затем, чтобы «заслужить похвалу кого-то, где-то за рубежом» (как писали раньше – «зарубежных хозяев»? – Ю.М. ).

В-третьих, Ю.Н. Столяров не приемлет основные положения «Кодекса этики российского библиотекаря» потому, что он категорически против «придуманного принципа свободы информации», которую «Кодекс…» утверждает.

Что ж, постараюсь ответить.

1. Профессиональная этика как научная область сложилась в результате осмысления взаимоотношений профессионалов в какой-либо области деятельности с обществом в целом. Результат этого осмысления – кодекс профессиональной этики – в сущности говоря, есть договор между обществом и профессиональным сообществом. Такой договор позволяет охранять ценности профессии от воздействия не всегда справедливого общественного мнения, с одной стороны, а с другой – позволяет охранять общество от так называемого профессионального критинизма , т.е. профессионально ограниченного мышления.

Разработка проблем профессиональной этики есть показатель высокого уровня профессионального сознания, показатель развитости профессии, а также показатель свободного развития профессии в обществе.

В последнее время в связи с изменением идеологического и нравственного климата в нашей стране во многих профессиональных сферах возникла потребность разработки профессиональных кодексов. Так, в течение 1990-х гг. разработаны и приняты «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (с важнейшим положением, которого, конечно, не могло быть прежде: «выполняя свою профессиональную деятельность журналист соблюдает законы своей страны, но отвергает вмешательство в свою деятельность правительства или кого бы то ни было»), «Кодекс этики коммуникатора», «Кодекс чести российских бизнесменов» и др.

Очевидно, что эти профессии нельзя причислить к числу экстремальных. И даже профессия журналиста не может быть признана такой, поскольку «в горячих точках» работает лишь незначительная часть от общего числа профессионалов. Однако все названные профессии имеют нечто общее. Их объединяет прежде всего то что в профессиональном сознании служителей этих профессиональных сфер есть дифференциация ценностей гражданского общества и государства, понимание того, что квалифицированное выполнение профессиональных обязанностей на пользу обществу зачастую невозможно совместить с ценностями государства. В упомянутых случаях приоритет отдается ценностям гражданского общества, как это принято в демократических странах, к которым относит себя сейчас и Россия, в отличие от стран с тоталитарным режимом.

Примечательно, что и в таких, казалось бы, устоявшихся профессиональных сферах, имеющих многовековой этический кодекс, как медицина в последние годы возобновились дискуссии по врачебной этике (например по вопросам допустимости абортов, автаназии и т.п.). Это происходит не только из-за изменившихся социально-экономических и технологических условий, но и из-за изменения отношения к свободе личности. Вообще в последнее время интерес к этическим проблемам заметно вырос; бурно развиваются новые науки – биоэтика, экоэтика и т.п.

Вопрос о том, нуждается ли библиотечное профессиональное сообщество России в новых условиях своего развития в этическом кодексе, был первым, на который предстояло ответить специалистам – членам одного из первых общественных союзов библиотечных работников страны – Московской библиотечной ассоциации (МБА).

Напрасно Ю.Н. Столяров считает, что ответ на этот вопрос искали «новоявленные теоретики». Поиски концепции профессионального кодекса этики библиотекаря вели люди, хорошо известные, имеющие не только ученые звания и степени, но и реальный авторитет у коллег. Это Т.Е. Коробкина – первый президент МБА; М.Я. Дворкина, чьи труды по проблемам доступности информации, миссии библиотек в обществе и др. изучаются студентами библиотечных вузов; Г.П. Диянская, чьи работы по библиотечному обслуживанию слепых пользователей хорошо известны; С.А. Езова, более двух десятков лет занимающаяся вопросами взаимоотношений библиотекаря и пользователя; О.Л. Кабачек – одна из первых отечественных дипломированных библиотечных психологов; Г.А. Алтухова, статьи которой впервые привлекли внимание широкой общественности к проблеме этики библиотечного обслуживания; Л.М. Степачев – ведущий библиограф ВГБИЛ, который проанализировал процесс формирования профессионального кодекса этики библиотекарей США и других стран.

Смею надеяться, что и автор этих строк, работающая в отрасли более 30 лет, не выглядела «человеком со стороны» в качестве руководителя этой исследовательской группы. Активное участие в обсуждении «Кодекса…» принимали такие известные в библиотечном мире люди, как Ю.А. Гриханов, Э.Р. Сукиасян и многие другие.

Сложность проблемы потребовала привлечения и экспертов: активнейшее участие в разработке концепции «Кодекса…» принял Ю.А. Шрейдер – известнейший современный философ, автор много численных книг по этике, и Е.А. Яблокова – крупный специалист по проблемам профессиональной психологии и профессиональной этики.

В результате изучения проблемы сделан вывод о том, что библиотечная профессия, освободившись от идеологического гнета, который затруднял нормальное развитие профессионального сознания, должна определить свои истинные профессиональные ценности и этические нормы взаимоотношений библиотекаря с государством, обществом, пользователем (читателем), а также коллегами.

Впрочем, все это известно и давно опубликовано . С 1993 г., когда появилась идея создания «Кодекса…», и до его принятия сессией Российской библиотечной ассоциации (1999 г.) проведены десятки обсуждений, семинаров, «круглых столов» и т.д. Их материалы широко публиковались в профессиональной печати, в «Вестнике РБА"», а также на сайте РБА.

У автора этих строк дома лежит не один десяток писем «с мест», из самых разных библиотек, от самых разных людей с предложениями по «Кодексу…». Ни один, даже самый негативно настроенный по отношению к предлагаемому варианту документа критик не усомнился в его принципиальной необходимости для дальнейшего развития профессии.

Особенно велик интерес и потребность в «Кодексе…» на периферии, где библиотекарь вынужден особенно стойко отстаивать свои профессиональные ценности и профессиональное достоинство (впрочем, так же, как журналист, предприниматель и т.д.) от посягательств власти на использование ресурсов библиотеки в своих целях.

Реальная потребность в «Кодексе…» подтверждается также обширными списками записавшихся на его обсуждение на «круглом столе» РБА в С.-Петербурге (1998 г.), Твери (2000 г.), Саратове (2001 г.), а также тем, что еще до выпуска «Кодекса…» в виде плаката (тираж 3 тыс.) в 2001 г. некоторые местные библиотечные общества, например Новосибирское, издали «Кодекс…» своими силами и распространили его в своих регионах. Так что напрасно Ю.Н. Столяров обижает российского библиотекаря, думая, что он, как крыловский кот Васька, «слушает да ест», безразличный ко всему на свете. Наоборот, в отличие от «Закона о библиотечном деле», который носит официозный характер, «Кодекс…» воспринимается библиотекарями очень живо, с очевидной личной заинтересованностью, и упрек Ю.Н. Столярова в том, что «Кодекс…» не востребован профессиональным обществом – не справедлив.

2. Апеллируя почему-то к К. Марксу (думается, не самому большому авторитету по данному вопросу), Ю.Н. Столяров утверждает, что менталитет русского человека (по его мнению «более научный, или лучше сказать, справедливый, чем западный». – ?? – Ю.М. ) не нуждается в законах вообще, в том числе и в «Кодексе…». «Ведь обходились же без кодекса этики Собольщиков и Стасов, Федоров и Рубакин » – восклицает он. Ну, что тут скажешь? Мало ли без чего приходилось обходиться русскому человеку!

Если же говорить серьезно, то так ставить вопрос некорректно. Во-первых, в упомянутое Ю.Н. Столяровым время уровень развития профессии и профессионального самосознания был совершенно другой, во-вторых, не было такого, как сегодня соотношения сил государства и гражданского общества, и следовательно, не было такой необходимости отстаивать профессиональные ценности. Наконец, и Рубакин, и Федоров, несомненно, придерживались при обслуживании читателей определенных этических норм, которые существовали, хотя и в неявном виде, в различных «Правилах», «Предписаниях» и т.д.

Стоит отметить также, что хотя понятие русский менталитет используется довольно активно (кстати, в науке нет единого мнения об этом феномене), понятия российский менталитет , которое как синоним использует Ю.Н. Столяров, не существует. И наконец, даже если согласиться с Ю.Н. Столяровым в том, что русский менталитет мешает принятию «Кодекса…», то ведь в библиотеках России работают далеко не только представители русской национальности.

Совершенно очевидно, что сегодня, несмотря на особенности своего развития, Россия активно входит в мировое сообщество, живо воспринимает международные стандарты в разных областях жизни (в таких, например, как права человека, охрана окружающей среды, образование, здравоохранение, борьба с преступностью и терроризм). Реально же эти процедуры идут на уровне сближения профессионалов, в том числе и сближения их профессионального сознания. Это и определяет известную схожесть (что кажется моему оппоненту недопустимым) профессиональных кодексов этики, принятых в разных странах. В полной мере это относится и к «Кодексу этики российского библиотекаря», разработке которого, естественно, предшествовало глубокое изучение аналогичных документов, действующих в других странах (США, Англии, Франции, Словакии и др).

Ни одна профессия сегодня не может развиваться в пространстве, ограниченном национальными (государственными) рамками. Хотя в нашей истории и были попытки создания «советской биологии», «красного библиотекаря» и т.п., известно, чем это было обусловлено и к чему привело.

И только деформацией профессионального сознания под воздействием политических факторов, которые заставляли библиотекаря определять свою роль как идеологическую, «охранительную» вне зависимости от сущностных функций библиотеки, можно объяснить то, что существует пока «наш библиотекарь , который не приемлет роли пассивного исполнителя любых прихотей читателя », как пишет Ю.Н. Столяров.

Неуважение к личности, желание подвести ее под «общий знаменатель», стремление ограничить, регламентировать ее свободу, в том числе интеллектуальную, информационную, восприятие личных, житейских потребностей человека, как «прихотей», распространенное в обществе в целом, было, конечно, характерно и для ряда людей, работающих в библиотеке и видящих цель своей работы в «формировании читателя». К счастью, сегодня таких специалистов осталось немного, особенно среди практических работников, ясно понимающих, что современный читатель ценит в библиотеке прежде всего широту и доступность информации. В этой связи приходится с грустью констатировать, что мой оппонент так и не отошел от позиции защиты идеологической функции библиотеки, что весьма далеко от потребностей современной библиотечной реальности.

Думается, что Ю.Н. Столяров лукавит (не может же он этого не понимать), когда, давая словарное определение идеологии как «системы политических, правовых, религиозных и нравственных взглядов…», говорит о своем бесстрашии перед этим «жупелом», пугающим библиотековеда «демократической формации». Дело в том, и Ю.Н. Столяров это, конечно, знает, что наши библиотеки долгое время вынуждены были поддерживать только одну , «единственную правильную идеологию». Именно к этому не хотелось бы возвращаться. Неправда, что «некуда библиотеке от идеологии скрыться», как пишет Ю.Н. Столяров. Это книга всегда несет какую-то определенную идеологию как систему взглядов, свободная же библиотека – собрание книг – может и должна давать возможность читателю знать их все! Впрочем, защита идеологической функции библиотеки Ю.Н. Столяровым вполне логична, учитывая что он категорически против «придуманного принципа свободы информации».

3. Не хотелось бы упрощать проблему свободы доступа к информации. Безусловно, и разработчики «Кодекса…» понимали не хуже Ю.Н. Столярова, что свобода доступа к информации не только благо, что она предполагает и доступ к «негативной», «плохой», «нежелательной» информации. Этому противоречию, попытке его разрешения, в условиях библиотеки в том числе, посвящены сотни публикаций. И здесь, как мне кажется, остается сказать, перефразируя известное выражение – свобода информации ужасная вещь, но ничего лучше пока не придумано .

Поставить между мощной стихией информации, которая захлестнула сегодня все общество, и ее потребителем библиотеку, как заслон, как фильтр, с какими бы благими целями это ни делалось, не только невозможно технически, но и непрофессионально. Это значило бы отвратить пользователя от библиотеки, заставить обходить ее стороной. (Это, кстати, давно поняли библиотекари западных стран, столкнувшиеся с различными аспектами проблемы свободы информации гораздо раньше российских коллег.) Для библиотеки это было бы самоубийственно. Библиотека как социальный институт оказалась бы, по сути дела, исключенной из информационного процесса. Во всяком случае, взваливать на «плечи» библиотеки проблему, которая не может быть решена на глобальном уровне, неправомерно.

Думается, что более разумно не отрицать и запрещать свободу информации в условиях библиотеки, а способствовать развитию информационной культуры пользователя, которая включает в себя не только технологические, но и гуманитарные, в частности этические аспекты. Именно так видят свою задачу многие библиотекари, с удовлетворением принимающие «Кодекс…».

Характерно, однако, что Ю.Н. Столяров, не принимающий «Кодекс этики...», видит необходимость создания Совета по этике , где разбирались бы этические конфликты.

Скажу сразу, что такое предложение было, но разработчики «Кодекса…» посчитали его неприемлемым, хотя некоторые страны, например Великобритания, имеют подобный совет в составе национальной библиотечной ассоциации.

Ю.А. Шрейдер в своем письме ко мне писал по этому поводу: «…печальный опыт нашей страны, создание «троек», «персональных дел» и т.п., общий невысокий нравственный уровень общества заставляют очень опасаться, что такой орган может принести больше вреда, чем пользы. Значение «Кодекса…» не в том, чтобы осудить кого-то конкретно, а в том, чтобы постепенно оказывать влияние на общую этическую ситуацию в профессии , мы должны знать, что мы нарушаем. Гарантия этических норм – только в нашем желании их соблюдать». Сказано замечательно!

Ни в коем случае не хочется быть понятой в том смысле, что текст «Кодекса…» безупречен и не нуждается в корректировке. Во всех обсуждениях, в статьях автора этих строк о «Кодексе…» подчеркивается, что это открытый документ, который необходимо пересматривать, корректировать, уточнять и т.д., как это делалось, например, в США в течение более ста лет.

Уже сейчас собираются и анализируются замечания, что поможет улучшить этот документ через какое-то время. Например, очевидно, что стоит ввести в «Кодекс…» положение о том, что библиотекарь ответственен за доверенный ему фонд (и тогда, может быть, не придется Ю.Н. Столярову говорить о необходимости включения в «Кодекс…» понятия профессиональной честности как специфического, присущего только библиотекарю качества, или требовать, чтобы было введено положение о том, чтобы библиофил не принимался на работу в библиотеку).

В обсуждение «Кодекса…» включилось много профессионалов. Отклики поступают на адрес автора этих строк, в редакции профессиональных журналов и т.п. Живое участие в этом процессе Ю.Н. Столярова, много сделавшего для библиотек в прошлом, а сейчас больше увлеченного документоведческими и литературоведческими проблемами (и никто, кажется, не назвал его «новоявленным пушкинистом»), безусловно, позитивно. Хотелось бы только, чтобы эта критика шла не с позиций позавчерашнего дня.

Профессиональные ценности библиотекаря как основа его профессиональной этики. Семинар. 14–16 мая 1996. Тез. докл. М., РАГС, 1996.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2012, №1, 68-72

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ ЧТЕНИЯ 1 EVOLUTION OF UNDERSTANDING OF ESSENCE OF READING

Мелентьева Ю.П.

Заведующая отделом Научного Центра исследований истории книжной культуры Академиздатцентра «Наука» РАН, доктор педагогических наук, профессор, зам. председателя Научного совета по проблемам чтения РАО

Melent’eva Y.P.

Chief of department of the Center for the study of book culture Akademizdatcentr “Nauka” of the Russian Academy of Sciences,

Deputy chairman of Scientific Board of the Russian Academy of Eduction on the problems of reading Doctor of Science (Education), Professor

Аннотация. В статье рассматривается чтение как сложнейший многоаспектный феномен, корни которого уходят в глубины цивилизации. Анализируется эволюция понимания сущности чтения в различные эпохи (Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое время). Утверждается, что понимание сущности чтения чрезвычайно необходимо всем, кто занимается его продвижением, т.к. позволяет выстроить верную стратегию приобщения к чтению.

Annotation. Article views reading as a complex, multi-aspect phenomenon, with its roots dating back deep in the past of our civilization. The evolution of the understanding of the essence of reading (in the Ancient world, Middle ages, Renaissance period, Enlightenment period and modern time) and the reasons for the change in it are analyzed. The author assert that the understanding of the essence of reading is extremely important for everyone involved in promoting reading, since it allows to develop an effective strategy of attracting readers.

Ключевые слова: чтение, сущность чтения, типы чтения, антиномии чтения, продвижение чтения.

Keywords: reading, essence of reading, types of reading, antinomies of reading, promotion of reading.

Интерес к проблемам чтения, который наблюдается сегодня и в профессиональной среде, и у широкой гуманитарной общественности обращен, как правило, к анализу современных показателей чтения и к их сравнению с ситуацией в прошлом своей страны и других стран.

Между тем, чтобы верно оценить и существующее состояние чтения, и предвидеть тенденции его развития в будущем, и разработать методы привлечения к чтению различных категорий потенциальных читателей необходимо глубже изучить природу самого чтения как сложнейшего многоаспектного феномена, понять его сущность, осмыслить действительный масштаб этого явления, которое, с одной стороны, имеет глубочайшие корни в глубинах цивилизации, а, с другой стороны, служит одной из ее основ .

Понимание сущности чтения (от лат. «essentia») (по Аристотелю - «Сущность есть то постоянное, что ум постигает в сущем как его определенность») - складывалось на протяжении многих веков и имело свои особенности в разные исторические эпохи.

1 Статья написана при поддержке РГНФ. Грант 10-01-00540а/Б.

Первые попытки осмыслить сущность чтения были предприняты как в глубинах восточной, так и в развивающейся параллельно с ней западной

(начиная с периода Античности) цивилизациях.

Обобщенно можно выделить три основные концепции чтения, в которых его сущность определяется как:

Познание Бога (божественной истины);

Познание мира и места (роли) в нем человека;

Познание человеком самого себя.

Корни всех этих концепций тянутся в глубокую древность, где переплетаются так тесно, что трудно отделить одно от другого. Все эти концепции существовали (и существуют сегодня) параллельно, преобладая в тот или иной период развития цивилизации. Каждая из них постоянно развивалась, детализировалась, находя все новые доказательства верности своего понимания сущности чтения, то выступала на первый план, то отступала в тень, в зависимости от ситуации.

Вместе с тем, можно, хотя и с достаточной долей условности, проследить их эволюцию и то, в какие исторические периоды какая-либо из этих концепций преобладала.

Так, понимание сущности чтения как способа познания Бога преобладало во всех первообщинных обществах, в древнейших восточных (мусульманской, иудейской и др.) цивилизациях, где чтение рассматривалось как сакральная медиативная практика.

В Европе эта концепция была особенно сильна в период Средневековья. В данный период в сферу европейского чтения входят лишь те книги (тексты), которые являются необходимыми для понимания Главной Книги - Библии.

Следует отметить, что в России такое понимание сущности чтения существовало на протяжении почти семи веков (X-XVII вв.), когда круг чтения составляла исключительно богослужебная литература .

Поскольку «познание Бога» предполагало не только чтение текста, но и следование «Законам Божьим», то в этой концепции чтение рассматривалось и как способ приобретения добродетели, нравственных качеств, украшающих душу; как способ постижения Истины.

На этой основе сформировался этический подход к чтению как к нравственному занятию, способствующему духовному совершенствованию, религиозному воспитанию.

Следует сказать, что чтение «мирских» книг при таком понимании сущности чтения считалось отступлением и не приветствовалось. Вместе с тем, уже в период Средневековья некоторые ученые и мыслители того времени, (например, П. Абеляр) относились к чтению (тексту) более свободно, отступая от сложившейся нерушимой традиции «чтить текст».

Приверженцы этого т.н. «критического чтения» так сформулировали свои позиции: «уметь отделять софизм от истинных доказательств»; «не бояться свободы суждений»; «не принимать как достоверное, а понять как достоверное».

Таким образом, уже в этот период намечается тенденция десакрализации чтения, которая существенно усилилась с появлением первых университетов в Европе. Характер чтения, особенно учебного чтения, приобретает прагматический характер, а сущность чтения видится, прежде всего, в познании мира.

Позже, эпоха Возрождения, преодолевая традиции Средневековья и опираясь на античную традицию с ее гуманитарной окрашенностью, с присущим ей культом Знания и Личности, уточнила понимание сущности чтения, видя в нем средство не только познания мира, но и места в нем человека.

Развивая это представление о сущности чтения, эпоха Возрождения подняла представление о нем на новый - педагогический, воспитательный - уровень: чтение стало рассматриваться как средство развития возможностей самого человека, его личностного совершенствования через обращение к чтению.

Изобретение И. Гуттенберга сделало книгу и чтение гораздо более доступными, чем раньше. Возникло производство недорогой (прежде всего - учебной) книги. Чрезвычайно расширяется круг издаваемых книг и круг их читателей. Теперь чтение вошло в экономическую систему, где книга стала товаром. Начинается расслоение чтения на «элитарное» и «массовое»; происходит дифференциация читательской аудитории по направлениям и темам чтения, по целям чтения, по читательским предпочтениям.

Чтение встраивается в научное познание мира, в процесс светского (сначала - гуманитарного, а затем и технического) образования, обучения. Чтение становится неотъемлемой частью образования и науки. Активно формируются модификации делового и учебного чтения.

Возрастает и социальная престижность чтения, в образованных кругах возрождается античная традиция создания личной библиотеки. Появляется понимание социальной значимости чтения, которое получает дальнейшее развитие в эпоху Просвещения.

В этот период сущность чтения видится, прежде всего, в помощи разуму, понимаемой весьма широко. Укрепляется понимание того, что чтение должно приносить пользу, избавлять от невежества. Чтение рассматривается как элемент научно-познавательной деятельности.

Это же понимание сущности чтения сохраняется и в Новое время (XVII - XVIII вв.), с его рационализмом и прагматичностью, когда все больше издается специальной, научной литературы.

Энциклопедисты рассматривали чтение как средство накопления, сохранения и передачи со-цального (т.е. выходящего за рамки единичного индивидуального сознания) опыта. Они, может быть, впервые тесно связывают чтение с социальным действием: индивидуальное развитие через чтение должно служить общему благу (Д. Дидро). «Хорошее сочинение - это то, которое просвещает людей и утверждает их в добре; плохое - сгущает тучу, скрывающую от них истину, погружает в новое сомнение и оставляет без нравственных правил», - подчеркивал Ф.-М. Вольтер.

В эпоху Просвещения основной задачей чтения виделось уничтожение невежества во всех сферах жизни. Можно утверждать, что понимание сущности чтения как средства познания мира и места в нем человека было превалирующим в течение долгого исторического времени и остается им до сих пор, когда и понятие «мир» и понятие «познание» чрезвычайно усложнились, углубились и расширились. Эта концепция теснейшим образом связывает чтение и просвещение, что придает ему характер социально-полезного явления, т.е. связывает чтение с решением педагогических, общественных и государственных (а значит, и идеологических) задач.

Таким образом, в этот период осознается социальная и педагогическая составляющие сущности чтения.

Эта концепция рассматривает чтение, прежде всего, как рациональный, интеллектуальный процесс, лишь в минимальной степени имеющий индивидуальные особенности.

Однако, как противовес этому сугубо рациональному пониманию сущности чтения, с XVIII в. набирает силу понимание сущности чтения и как индивидуального творческого акта.

Истоки такого понимания коренятся в древних (античных и восточных) представлениях о чтении как о способе самосовершенствования личности, как об этико-духовной коммуникации.

Опираясь на эти представления, ученые того времени, прежде всего, И. Кант видит сущность чтения в содействии развитию внутренней духовной культуры человека.

Согласно общей концепции познания и деятельности И. Канта, чтение - свободный творческий акт, в котором происходит сложнейший синтез чувственного и рационального с помощью силы воображения, понимания, осмысления, имеющий, безусловно, характер не пассивного, а творческого отражения текста.

В центр чтения И. Кант ставит читателя, видя в сотворчестве читателя необходимый элемент чтения. Читатель, читая, не отражает мир, но творит его. Вместе с тем, восприятие текста читателем не всегда адекватно тому, что вкладывал в него автор. Поэтому, считает И. Кант, чтение является «вещью в себе», ноуменом, в нем всегда есть непознаваемый остаток.

Глубинная сущность чтения связывается И. Кантом с тем, что его (чтение) нельзя рассматривать как акт полного сознания; с тем, что все внешне наблюдаемые формы чтения - лишь слабые проявления его экзистенциальной глубины; с тем, что как свободный творческий индивидуальный акт чтение ставит не обязательно практические цели.

Таким образом, формируется эстетическая модель чтения, где сущностью чтения осознается содействие развитию внутреннего, духовного мира человека.

В XIX в. с началом развития капиталистических отношений в Европе грамотность получает широкое распространение, и чтение становится повседневным занятием. Его сакральность как высокодуховной деятельности заметно снижается. Активное формирование в этот период в обществе, с одной стороны, экономической, политической, духовной элиты, а, с другой стороны, народной

массы, так называемого «фабричного товара», «духовной черни» приводит к окончательному формированию двух читательских культур: «элитарной» и « массовой», первые симптомы разделения которых были заметны еще в античные времена.

Начало же XX века, когда во всей Европе (в России в том числе) ясно ощущался не только политический, экономический, но и духовный кризис, стало эпохой самовыражения, когда вся культура в самом широком смысле, и прежде всего литература сосредоточила все внимание на внутреннем мире человека. Чтение в этот период стало важнейшим способом познания человеком самого себя, т.е. сущность чтения определялась как познание человеком самого себя.

В этот период чтение, с одной стороны, становится обыденным явлением, с другой стороны -высокоинтеллектуальным («Чтение - это общение одиноких гениев»; «Чтение - поиск себя в других»).

Нельзя не видеть, что корни такого понимания сущности чтения коренятся глубоко в истории и связаны с присущими древнему обществу пониманием чтения как духовной практики, способа самосовершенствования, который приближает человека к Богу.

Таким образом, в зависимости от понимания его сущности можно выделить три типа чтения:

1) Этическое (воспитывающее, развивающее, познавательное);

2) Утилитарное (прагматическое, функциональное);

3) Эстетическое (эмоциональное, творческое, экзистенциальное).

Очевидно, что сущность чтения представляет собой чрезвычайно сложное образование.

В различные исторические эпохи на первый план выходила то этическая, то социально-педагогическая, то познавательная, то утилитарная, то творческая, то экзистенциальная сторона сущности чтения.

Однако, говоря о сущности чтения, о его ценности для этического, интеллектуального, эстетического, духовного, интеллектуального развития личности и общества и важности решения проблем, связанных с задачей приобщения к нему возможно большего количества людей (детей и взрослых), было бы неверно не затронуть проблему отрицательного (или, скорее, скептического) отношения к чтению.

Противники чтения исходят из того, что не всякая книга несет действительно ценное знание, талантлива, правдива. Стоит отметить, что понимание того, что не все надо читать, что написано, было присуще уже Античности.

Существуют антиномии 2 в понимании ценности чтения: с одной стороны: «Человек перестает мыслить, когда перестает читать»; с другой - «Чтение чужих мыслей препятствует рождению своих»; с одной стороны - «начитанность» как положительная характеристика личности; с другой - «зачи-танность» как черта человека, оторвавшегося от реальности.

Ф-М. Вольтер указывал на «страшный вред чтения». Ф. Бэкон говорил о возможном негативном влиянии чтения, если не учиться неискаженному пониманию. А. Шопенгауэр утверждал, что «Когда мы читаем, за нас думает другой; во время чтения наша голова, в сущности, есть арена чужих мыслей». Современный филолог, писатель, мыслитель У. Эко признает, что «у нас слишком возвышенное представление о книге, мы охотно ее боготворим. Но на самом деле, если присмотреться, гигантскую часть наших библиотек составляют книги, написанные людьми совершенно бесталанными...».

М. Пруст, указывал, что «чтение приближает человека к духовной жизни, указывает на существование этой сферы, однако оно не в силах ввести нас вовнутрь; чтение располагается на пороге духовной жизни»3.

Нельзя не видеть и то, что некоторые книги несут сильнейший заряд ненависти («Майн кампф» и многие другие в этом роде).

2 Антиномия (от греч. « противоречия») - ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же явлении, объекте имеют логически равноправные основания. Их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы. И. Кант объясняет антиномию как противоречие, в которое теоретический разум впадает сам с собою, когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений. Известно, что И. Кант сформулировал ряд принципиальных антиномий морального, религиозного и эстетического характера.

3 По И. Канту, мы знаем о Пространстве. Времени, Материи и т.д. только как о явлениях (феноменах), но ничего не знаем, каковы «вещи-в-себе» (ноумены). «Вещью-в-себе» является и Чтение.

Некоторые исследования связывают интенсивное чтение с помешательством, самоубийством и т.д. Нельзя не заметить и двойственность сущности чтения как социального явления: с одной стороны, чтение способствует формированию нравственных и компетентных людей, что необходимо государству для морального, экономического и политического развития, а с другой стороны - чтение стимулирует свободомыслие и независимость личности, что воздействует на стабильность государственной системы.

Безусловно, свободное чтение способствует формированию свободной личности, ее собственной позиции, что в авторитарных обществах корректируется введением цензуры и формированием такого круга чтения, которое отвечает официально принятым ценностям.

Таким образом, необходимо понять, что, как и любое другое явление, чтение не несет абсолютную категорию Добра.

Как средство получения информации, как средство коммуникации, как средство понимания и познания чтение амбивалентно. Положительный или отрицательный заряд ему придают интенции читающего (и пишущего). А также - добавим - рекомендующего. Поэтому представляется, что знание о сущности чтения и ее эволюции чрезвычайно необходимо тем, кто занимается его продвижением, т.к. позволяет выстроить верную стратегию приобщения к чтению личности, находящейся на разных стадиях жизненного пути и испытывающей потребности в «разном чтении».

Очевидно, что в современную электронную, сетевую, компьютерную эпоху понимание сущности чтения углубляется. В ситуации расширения визуальных возможностей обучения, общения она (сущность) приобретает некий особый характер, т.к. необходимо признать, что чтение остается единственным способом приобщения к мировому знанию (науке, культуре) и опыту (интеллектуальному, эмоциональному, прагматическому), зафиксированному в письменной форме на любом носителе - пергамене, бумаге, экране. Именно в этом и заключается сегодня сущность чтения («сверхсущность»), которую еще предстоит глубоко осмыслить.

Список литературы:

1. Мелентьева Ю.П. Общая теория чтения. Постановка проблемы.//Чтение в образовании и культуре. М.: РАО, 2011.

2. Шапошников А.Е. История чтения в России. Х-ХХвв. М., Либерея, 2001.

3. Равинский Д.К. Книга- учебник жизни?//Библиотека и чтение:сб.научн.тр./Рос.нац.б-ка- СПб, 1995.

4. История чтения в Западном мире от Античности до наших дней /сост.Г. Кавалло, Р. Шартье. Научн. ред. русск.изд. Ю.П. Мелентьева. - М.: Издательство «Фаир», 2008. - 544 с.

5. Карьер Ж-К, Эко У. Не надейтесь избавиться от книг! - СПб: Симпозиум, 2010.- 336 с.

6. Книга в культуре Возрождения. - М.: Наука, 2002. - 271 с.

7. Мелентьева Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность. - М.: Наука, 2010.-181с.

8. Семеновкер Б.А. Эволюция информационной деятельности. Рукописная информация. Ч.1-2. М.: Пашков дом, 2009-2011.Ч.1. с.248; Ч.2. 336 с. (Российская государственная библиотека).

9. Стефановская Н.А. Экзистенциальные основы чтения. - Тамбов, 2008. -264 с.

Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Мелентьева Ю.П.

Учебник. - М., 2006. -256 с.
В учебнике рассматриваются исторические, теоретические, методические, технологические и организационные аспекты библиотечного обслуживания; раскрывается его современное состояние. Впервые сделана попытка представить библиотечное обслуживание не только в контексте российской действительности, но и как глобальный профессиональный процесс, происходящий в условиях становления «единой мировой библиотеки». Основная задача данного учебника заключена в формировании у нового поколения широких профессиональных взглядов, современного профессионального мышления наряду со знанием и уважением достижений предшественников.
Содержание
Предисловие
Введение
Эволюция проблематики и терминологии
учебного курса «Библиотечное обслуживание»
Теоретические и законодательные основы
библиотечного обслуживания
Понятие «библиотечное обслуживание». Основные концепции библиотечного обслуживания
Цель, задачи и принципы современного библиотечного обслуживания в России и мировой практике
Современная законодательная база
осуществления библиотечного обслуживания
Библиотечное обслуживание как
социокультурный процесс. Читатель
и библиотекарь как его активные участники
Читатель (пользователь) как участник
процесса библиотечного обслуживания
Библиотекарь как участник процесса
библиотечного обслуживания
Библиотечное общение
в процессе библиотечного обслуживания
Социально-обоснованные приоритетные направления библиотечного обслуживания в России и других странах
Технология и организация библиотечного
обслуживания: основные положения и понятия
Понятие «технология библиотечного обслуживания». Основные элементы технологии библиотечного обслуживания
Технология библиотечного обслуживания
индивидуальных информационных
интересов и запросов
Технология предоставления основных библиотечных услуг различным читательским группам и контингентам
Организация стационарного
и внестационарного библиотечного
обслуживания в традиционных
и новых структурных подразделениях
библиотеки: российский и мировой опыт
Библиотечное обслуживание
удаленного пользователя: опыт российских
и зарубежных библиотек
Заключение
бализация как основная тенденция
развития содержания и технологии
библиотечного обслуживания
Приложение 1
Перечень примерных вопросов по курсу
Приложение 2
Примерные темы курсовых и дипломных работ
Список использованной литературы

The file will be sent to your email address. It may take up to 1-5 minutes before you receive it.

The file will be sent to your Kindle account. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.
Please note you need to add our email [email protected] to approved e-mail addresses.

Заведующая Отделом проблем чтения Научного центра исследований истории книжной культуры Российской академии наук. Доктор педагогических наук, профессор. Заслуженный работник культуры РФ.

Заместитель Председателя Научного совета по проблемам чтения Российской академии образования. Вице-президент Русской ассоциации чтения. Член редакционного Совета журн. «Библиотековедение» (2000-2005гг); Член редакции журн. «Библиосфера» (Новосибирск); Член редакции журн. «Библиография»; Член редакционного совета журн. «Университетская книга»; Член редакционного совета журн. «Современная библиотека»; Член Ученого Совета по защите диссертаций МГУКИ; Член Ученого Совета по защите диссертаций Московской Государственной Академии Полиграфии; Член Ученого Совета Российской Книжной Палаты.

Один из ведущих отечественных библиотековедов. Ее теоретические работы во многом способствуют формированию профессионального мировоззрения современного мыслящего библиотекаря. Особо велик ее вклад в изучение истории читательских традиций России и определение особенностей современной читательской культуры.

Как преподаватель МГУКИ сформировала не одно поколение библиотекарей и исследователей ныне работающих в библиотеках разных регионов страны.

Член Совета Российской Библиотечной ассоциации (1999-2005 гг.), руководитель Круглого стола «Общение и профессиональная этика библиотекаря» (1999-2007 гг.)

Внесла неоценимый вклад в создание первой редакции «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря» (1999 г.), организовав при Российской библиотечной ассоциации Круглый стол «Общение и профессиональная этика библиотекаря».