Примеры зависимости от современных технологий. Зависимость от технологий: надо ли вмешиваться компаниям? Вы — не машина для выполнения множества задач одновременно

Статья опубликована в №13 (сентябрь) 2014
Разделы: Информационные технологии
Размещена 15.09.2014. Последняя правка: 15.09.2014.
Просмотров - 16499

Влияние современных технологий на подрастающее поколение

Грунин Никита Андреевич

Башкирский ГАУ г.Уфа

студент 3 курса

Марченко Анастасия Сергеевна, доцент социологических наук, профессор, преподаватель социологии, Башкирский ГАУ

Аннотация:

В данной статье мы достаточно точно определили какое влияние оказывают современные технологии на подрастающее поколение, а также выяснили как бороться с этой проблемой родителям, на детей которых идет это влияние и какие устанавливать меры по профилактике зависимости от современных технологий.

In this article, we accurately identified impact of modern technology on the younger generation, as well as discovered how to deal with this problem for parents, children who are and what is the impact to establish measures for the prevention, depending on modern technology.

Ключевые слова:

современные технологии; подрастающее поколение; меры по профилактике

modern technologies; the younger generation; prevention measures

УДК 004

Последнее десятилетие значительно ознаменовалось стремительным развитием современных технологий. Современные технологии начинают включать в себя новые образовательные технологии, которые с помощью компьютера эффективно и качественно меняют материал культурного содержания. Интернет, электронная почта, цифровое телевидение твердо заняли место в нашей жизни, что часто перемещает на второй план устоявшиеся средства массовой информации, особенно у подрастающего поколения. Общение перестает быть односторонним, в нем проявляется элемент интерактивности. Вопрос о влиянии современных технологий на подрастающее поколение предстает в новом свете. Объем информации, доступен каждому подростку в наше время, он возрастает во много раз, распространение новостей многообразно и очень стремительно. Сгрупированный во всемирную паутину текст, покрывается гипертекстовыми полями, в нем появляются новые созданные «кем-то» беспрепятственные связи, он совсем теряет слова автора и смысловую законченность выстроенную автором.

Исследуя влияние современных технологий на подрастающее поколение, дозволительно рассматривать Интернет в качестве характерной среды формирующей общественные отношения. Разумеется, современные технологии играют значительную роль в жизни подростков - это и средство общения, и источник информации. Исследование социокультурной ситуации в постсоветской России показывают что, усиленное развитие медиакультуры, а особенно аудиовизуальной (кино, видео, компьютерные игры, спутниковое телевидение), очень активно влияет на подрастающее поколение на их общественное сознание как мощное средство информации, как фактор развития у подростка творческих способностей. На сегодняшний день очевидно, что интернет, компьютер, смартфон предоставляют подростку право индивидуального общения в интерактивном режиме как для познания интересующей информации, так и для реализации своих творческих идей.

Каждый понимает, что развитие технологий - это неотъемлемая часть современной жизни. Сейчас уже никто не представляет свою жизнь без интернета, компьютера, сотового телефона и так далее. Но, к сожалению многочисленные исследования показывают, что идет значительное влияние современных технологий на подрастающее поколение. В условиях сложных социально-экономических процессов, которые происходят в обществе, значительно сократились воспитательные функции в образовательных учреждениях и семьях. Общение детей с родителями уходит на второй план. Отсюда - высокое влияние современных технологий на процесс формирования мировоззрения у подрастающего поколения.

Нельзя не заметить, что многие подростки становятся, зависимы от компьютерных игр, телевидения, социальных сетей. Компьютерные игры с точки зрения медицины ухудшают зрение, а также ожесточают и порождают агрессию, спутниковое телевидение с многоканальной системой зачастую транслирует передачи с разрушающим содержанием для психики, а на возрастное ограничение только малая часть обращает внимание, а социальные сети заменяют живое общение на виртуальное.

В связи с этой зависимостью у подростков, становится затруднительно их заинтересовать занятиями в учреждениях дополнительного образования (спортивные секции, творческие кружки). Ведь средства современных технологий - это легко, быстро, красиво, а занятие в футбольной секции - это труд. Если в современной технологии, результата можно достичь простым нажатием кнопки, то здесь для достижения результата потребуется усилие и время.

Конечно, не удастся совсем ликвидировать из жизни подростков современные технологии, но оградить их от информации разрушающей их психику нужно обязательно. И в первую очередь это должно быть приоритетным для родителей, педагогов и других специалистов, которые занимаются с подрастающим поколением, воспитывая в них духовно нравственные ценности и развивая их способности. Главная ответственность за то, как развивается ребенок, накладывается на родителей. Именно они обязаны увидеть задатки и стремления своего ребенка, чтобы как можно раньше определится с опытным преподавателем не только за профессиональное развитие способностей, но и за воспитание духовно - нравственных ценностей. Но, к сожалению зачастую родители пассивно относятся к учреждениям дополнительного образования, которые не хотят брать на себя ответственность, мотивируя тем, что достаточно и общеобразовательной школы. Здесь возникает необходимость донести до общества в целом, важность учреждений дополнительного образования в современном мире. Объяснить, что ребенок не может быть предоставлен самому себе, когда для него становятся свободны всевозможные современные технологии. Подрастающее поколение, у которых ещё не сформированы духовно - нравственные ценности, не всегда смогут различить истину от обмана, материальные блага от настоящих ценностей. С этим связанно то, что они начнут воспринимать из интернета, телевидения, компьютерных игр разрушающую духовно - нравственные ценности информацию.

К мерам по профилактике зависимости от современных технологий, можно отнести следующие:

  1. Устанавливать четкие требования к использованию интернета и требовать обязательного их выполнения.
  2. Эффективным методом борьбы с интернет - зависимостью является использование различных контролирующих программ. Существует программа «Контроль игр», например, умеет отличать учебный процесс от игровой деятельности. При учебном процессе никаких действий не происходит, а при входе в игру будет гаснуть монитор.
  3. С первого дня появления компьютера обязательно показать несовершеннолетнему все возможности «нового друга»: получать необходимую и полезную информацию, с помощью него развиваться интеллектуально. Таким образом, выработается культура общения с компьютером у подростка.
  4. Располагать новую технику там, где удобнее всего контролировать её использование несовершеннолетним, которая может оказать негативное влияние на него.
  5. В современных условиях невозможно изолировать подростка от современных технологий. Однако могут быть продуманы различные пути нейтрализации негативного информационного влияния технологий.

В итоге рассмотрения данной проблемы, можно сказать, что работа по противодействию влияния современных технологий на подрастающее поколение должна проводиться масштабно, регулярно и систематически, в плотном сотрудничестве, в первую очередь с родителями, затем педагогами и другими специалистами, которые занимаются развитием способностей у ребенка.

Библиографический список:


1. Гридчин М.М. «Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь» / М.М. Гридчин // Власть. – 2007. – №9.
2. Панов С.С. «Интернет – зависимость: причины и последствия / С.С. Панов // Учитель. – 2007. – №5.
3. Петров В.П. Интернет в мировом информационном пространстве // ОБЖ. – 2008 – №8.
4. Толковый словарь [Электронный ресурс] – http://tolkslovar.ru

Рецензии:

15.09.2014, 18:07 Бондаревский Аркадий Самуилович
Рецензия : Работа посвящена актуальному вопросу влияния IT-технологий на подрастающее поколение. Новизна её, - в выделении основных каналов воздействия IT-технологий на людей и способов купирования тех из воздействий, которые являются нежелательными. Работа написана доходчивым языком. Замечаний по содержанию не имею. Работа может быть рекомендована к публикованию. А.С. Бондаревский. Вопрос к авторам (безотносительно рецензии, - в порядке любознательности): Наука - это структурированные сведения, имеющие собственную (применяемую только и только для этих сведений) теорию: формализованные (чтобы быть нетрактуемыми) теоремы, уравнения, законы и правила. Пожалуйста, назовите мне ([email protected]) таковые для науки социологии. С уважением. Бондаревский.

22.09.2014, 23:51 Назарова Ольга Петровна
Рецензия : Статья актуальна, т.к. зависимость современного поколения от IT-технологий очевидна. Рекомендуется к печати.

17.02.2015, 23:44 Гужвенко Елена Ивановна
Рецензия : Тематика, затронутая в статье, несомненно, очень важна. Однако, выделенные автором меры по профилактике зависимости от современных технологий списаны со статьи Панова С.С. даже без авторских исправлений и указания ссылки (http://www.elib.grsu.by/katalog/167185-367676.pdf). Считаю, что необходимо лио сослаться на оригинал, взяв текст в кавычки, либо перефразировать. После доработки статью можно рекомендовать к печати. И ещё... написать рекомендации можно, но как их реально осуществить??? Может в статье произвести классификацию контролирующих программ, ведь не только от игр нужно ограждать подростков, но и от пустой траты времени в соцсетях, на сайтах, которые не нужны для познавательной деятельности... Успехов в освоении непростой тематики.

Каждый день мы используем компьютеры, планшеты и смартфоны. Когда нам скучно, мы заходим в социальные сети, читаем новости в VK и Facebook, просматриваем фотографии в Instagram, переписываемся с друзьями в мессенджерах. Незаметно для себя мы теряем много времени и не можем ничего с этим сделать.

Постоянная доступность интернета и технологий изменила то, как мы проводим свободное время. Согласно исследованию журнала PCMag, в котором участвовали более 650 человек, около 64% респондентов иногда чувствуют, что используют свой смартфон «слишком часто», а 66% - спят со своими телефонами. Технологии изменили способы взаимодействия людей, их отношение к миру и мышление.

Несомненно, технологии сделали нашу жизнь лучше. Мы начали больше взаимодействовать друг с другом, стали более организованными и продуктивными, а если мы чего-то не знаем, то тут же ищем в интернете.

Приложения, игры, сенсорные экраны и вебсайты спроектированы, чтобы быть интуитивно понятными и максимально приятными в использовании. Это ведет к тому, что взаимодействие с технологиями становится плавным и беспрерывным процессом. Так как мы проводим больше времени, смотря в экран и погружаясь в информационное пространство, встает вопрос, что происходит с нашим мозгом, когда мы печатаем и прокручиваем страницы на смартфоне? Как устроены приложения, игры и социальные сети, чем они цепляют внимание пользователей? Как технологии влияют на наше внимание, сон и привычки? Что отличает здоровое использование технологий от зависимости, и как она лечится?

В тот момент, когда вы поймете общие модели поведения и психологические приемы, которые используются в диджитал мире, вам станет легче контролировать свои привычки и балансировать их.

Что такое зависимость от технологий?

Американское общество по изучению зависимостей (ASAM) характеризует ее пятью факторами:

    Невозможность воздерживаться в течение длительного периода времени.

    Расстройство контроля поведения.

    Страстное желание получить доступ к объекту зависимости.

    Изменение социального поведения и проблемы в межличностном общении.

    Нарушение эмоциональных реакций.

Люди не любят слово «зависимость», и если упростить все вышесказанное, то этот термин можно определить как опыт, к которому вы бесконтрольно возвращаетесь. Поначалу это позитивная вещь, но с течением времени она ухудшает уровень жизни - в эмоциональном, финансовом, психологическом и социальном планах, а часто и в совокупности.

Адам Альтер в книге «Развитие технологий, вызывающих зависимость» утверждает, что любой человек в любой момент может стать зависим от чего-либо. Существует миф, что между людьми с зависимостью и людьми без зависимости есть разница. Альтер убежден, что ее нет.

Важно знать, как зависимость связана с одержимостью и влечением. Альтер утверждает, что одержимость - это ментальное явление. Она может существовать исключительно в голове человека и не иметь внешних проявлений. Влечение - это неконтролируемый импульс что-либо сделать. Зависимость включает в себя оба явления, что выливается в повторяющиеся поступки.

В свою очередь, доктор Ларри Розен считает, что все эти явления могут быть вызваны чувством тревоги. Его последняя книга «Рассеянный ум. Древний мозг в мире высоких технологий» рассказывает, что происходит с мозгом, когда мы обмениваемся сообщениями, публикуем твиты, просматриваем новостную ленту. Вместе с коллегой Нэнси Чивер он провел несколько исследований, посвящённых данному вопросу.

Они выяснили, что типичный 25-летний молодой человек разблокирует свой телефон в среднем 56 раз в день и использует его около 220 минут в день (4 минуты в течение каждой разблокировки). Также исследование показало, что когда человек получает уведомление и не может его просмотреть немедленно, он испытывает скачок тревоги. Это касается как телефонов, так и социальных сетей. Человек испытывает потребность совершать все больше действий, чтобы получить удовольствие.

Каким образом нас затягивают технологии

Иногда технологий слишком много в нашей жизни. Из-за них мы можем потерять сон или набрать вес. Они могут влиять на наши отношения с близкими людьми. Мы чувствуем себя перегруженными из-за постоянного обмена сообщениями. Мы скорее выйдем из дома без нижнего белья или ремня, чем без смартфона, ведь он стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.

Доктор Сьюзан Гринфилд сравнивает интернет с огромным игровым автоматом, а смартфон с ребенком. Согласно исследованию психологии людей, зависимых от игровых автоматов, они получают больше удовольствия не от выигрыша, а от процесса игры - нажатия на кнопки и рычаги. Именно это заставляет их проводить часы за игрой. Данное явление получило название «игровой петли». Оно возникает, когда человек берет в руки смартфон и начинает прокручивать страницы.

Пользователь заходит в Фейсбук или Вконтакте, читает посты, проверяет свою почту, смотрит Инстаграм истории, отвечает на сообщения и снова овзвращается к чтению новостей, чтобы увидеть, что появилось нового. Так проходят 20-30 минут или больше. Все эти платформы спроектированы так, чтобы быть наиболее интуитивно понятными: вы можете открыть и начать их использовать, не тратя времени на то, чтобы выяснить, как они работают. Доктор Альтер говорит, что мы продолжаем использовать технологии, потому что это просто и не требует от нас дополнительных усилий.

Таким образом создаются все диджитал-продукты: выпускается первая версия, тестируется, усовершенствуется и выходит на рынок. Крупные компании постоянно обновляют свои продукты, чтобы максимально упростить их использование.

Как же контролировать зависимость?

Чтобы научиться контролировать зависимость, Адам Альтер предлагает модель поведенческой архитектуры. Это теория о том, как создать пространство вокруг себя и сознательно изменить способ взаимодействия с технологиями.

К примеру, необходимо перестать думать о том, как далеко находится смартфон. Альтер говорит, что необходимо сознательно убирать его на несколько часов в день, а также в ночное время. Тогда он не будет отвлекать во время сна.

Уведомления также являются сильным раздражителем. Чтобы избавиться от зависимости, необходимо их выключить и начать реже проверять свой телефон.

Установите таймер и проверяйте сообщения только когда он звонит, не чаще. Также сообщите своим знакомым, что не сможете постоянно быть на связи.

Чаще всего технологии отвлекают нас потому, что мы позволяем им это делать. Если создать собственные границы, вы сможете вернуть себе контроль над своим вниманием и временем.


©

Влияние компьютерных технологий на жизнь человека.

С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием интернета, так называемых компьютерных аддиктов (под термином аддикт мы будем понимать зависимых пользователей). Как и всему новаторскому, влиянию новых технологий в большей степени подвержено молодое поколение (10-30 лет).

В западных странах существует официальный термин "патологическое использование компьютера". В настоящее время этот термин ("патологическое использование компьютера") употребляется для той категории лиц, которая патологически использует компьютер в целом, включая виды использования, не относящиеся к социальным. Хотя существование психологической зависимости от компьютерных игр и использования интернета все еще вызывает сомнения, как у специалистов, так и самих людей, увлекающихся современными компьютерными технологиями.

Главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

1) интернет-зависимость (интернет-аддикция)
2) чрезмерная увлеченность компьютерными играми.

У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия.

Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:

Психологические симптомы:

Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
- ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
- проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
- сухость в глазах;
- головные боли по типу мигрени;
- боли в спине;
- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
- пренебрежение личной гигиеной;
- расстройства сна, изменение режима сна.

Патологическое использование компьютера, возможно, не так опасно в своем влиянии на человека, как, например, алкоголизм или наркомания (химические зависимости). Однако очевидно, что компьютерная аддикция все же негативно влияет на личность человека.

Рассмотрим теперь различные психические проявления аддикции.

Зависимость от компьютерных игр.

Некоторые авторы, проводившие беседы с аддиктами и их родственниками, отмечают наличие у аддиктов эмоциональных нарушений, которые выражаются в высоком уровне тревоги и депрессии. Беседы с родственниками аддиктов показывают, что большинство последних "излишне раздражительны", "вспыльчивы", эмоционально неустойчивы.

Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить ее, т.е. находятся в состоянии фрустрации, хотя и имеют возможность удовлетворять потребность. Ключом к пониманию этого парадокса может стать условное разделение психической реальности аддиктов на виртуальный мир и реальный мир.

Исходя из этого разделения, которое, кстати, одобряют большинство аддиктов, проблему можно представить так: аддикты постоянно находятся в состоянии фрустрации и сниженного настроения в реальном мире, что подтверждается высокой тревожностью и депрессией (с помощью клинико-психопатологического метода). Что происходит с ними во время игры более менее объективно выявить сложно, так как любое отвлечение от игры - это выход из виртуальной реальности. Однако из бесед с аддиктами можно сказать, что в процессе игры их настроение существенно улучшается, а наблюдения показывают, что в процессе игры у человека присутствуют положительные эмоции. Положительные эмоции, сопровождающиеся подъемом настроения, бывают, по словам аддиктов, также в ситуации "предвкушения" компьютерной игры.

Но после игры, т.е. после выхода из виртуального мира настроение снова ухудшается, быстро возвращаясь на исходный уровень, оставаясь на нем до следующего "вхождения" в виртуальный мир.

Большинство аддиктов - люди, плохо адаптирующиеся в социуме: имеют ряд бытовых, семейных проблем, проблемы на работе, учебе, во взаимоотношениях с противоположным полом. Поэтому для игрового аддикта реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире - виртуальном, где все дозволено, где он устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности болезненен для аддикта - он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение ухудшения самочувствия.

Таким образом, одна из возможных причин снижения настроения у аддиктов - это наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности.

Другая возможная причина отклонений в эмоциональной сфере аддиктов - это субъективное переживание аддиктами на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу психологической зависимости. Речь идет о своего рода когнитивном диссонансе - противоречии между представлениями человека о "нормальной", социально одобряемой жизни, и самой жизнью аддикта. Иными словами аддикт находится в ситуации противоречия самому себе.

Хотя это может показаться странным, большинство из аддиктов серьезно думают об этом, и расхождение с нормами общества - вопрос, тревожащий большинство игровых аддиктов, а редкие исключения - не более, чем психологическая защита. В конечном счете желание игры выигрывает в борьбе с "суперэго", но игра не приносит желаемого удовлетворения - положительные эмоции заканчиваются вместе с выходом из виртуального мира игры, как только выясняется, что "утром идти на лекции, а я всю ночь проиграл", "жена просила убраться в квартире, а я играл круглые сутки", - из бесед с аддиктами.

Описанные проблемы адаптации присущи больным и других форм зависимостей, в отличие от следующей причины отклонений в эмоциональной сфере игровых аддиктов, которая отличается тем, что является специфичной только для игровой компьютерной зависимости. Наряду с бегством от реальности игровыми аддиктами движет также потребность в принятии роли, которая и служит ключом к пониманию еще одной важной причины дискомфорта и снижения настроения у аддиктов. Дело в том, что потребность в принятии роли другого - это форма познавательной потребности, присущей всем людям. Когда мы говорим не об аддиктах, а о нормальных людях, увлекающихся компьютерными играми, мы говорим о нормальном удовлетворении познавательной потребности.

Применительно к аддиктам, в большинстве случаев, речь идет о потребности в принятии роли виртуального компьютерного персонажа как компенсации дезадаптации в реальном мире. Аддикт стремится войти в роль компьютерного персонажа, обрести свое "виртуальное Я", потому что "Я виртуальное" не испытывает проблем адаптации - оно сильное, умное, ловкое, ему доступно оружие, деньги, на которые можно купить все в виртуальном мире и т.д. Но человек понимает, что он живет в реальном мире, где он далеко не так силен и богат, а главное, что он смертен, в отличие от своего виртуального героя. Таким образом, "Я виртуальное" и "Я реальное" - являются противоположностями (можно задаться вопросом о возможных раздвоениях личности?).

С этой точки зрения, выход из виртуальной реальности - это возвращение из роли сверхчеловека в свое обычное состояние, которое куда меньше устраивает аддиктов. Сравнение себя с компьютерным героем, глазами которого аддикт смотрит на виртуальный мир, усиливает проблемы дезадаптации, повышает тревожность человека, что напрямую влияет на изменение общего фона настроения вплоть до дисфории и депрессивных состояний.

Уйти от реальности, принимая чужую роль, пытаются лишь дезадаптивные личности, неадекватно оценивающие себя. Поскольку высокая тревожность является критерием дезадаптации, можно предположить, что игровые аддикты изначально тревожны, т.е. этой психологической особенностью они обладают до начала формирования зависимости от них.

Можно выделить три основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерных аддиктов:

Наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности.
Субъективное переживание аддиктами на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости.
Неадекватное отношение к себе в результате неконгруэнтности "Я реального" и "Я виртуального".

Здесь еще раз встает вопрос: а действительно ли аддикты не адаптированы в социуме, и из-за этого проводят больше времени у компьютера или зависимость вызывает социальную дезадаптацию?

Наиболее вероятно предположить, что верно и то, и другое: являясь одной из причин зависимости, и без того высокая тревожность усиливается под влиянием длительного и регулярного нахождения в виртуальной реальности. Рост уровня тревожности отражает усиление дезадаптации личности, что в целом опровергает представления некоторых исследователей компьютерных игр о их благотворном влиянии на уровень адаптации.

Повышение адаптации возможно лишь в случае, если человек играет достаточно мало, для того чтобы снять напряжение и т.д. Здесь можно привести аналогии с алкоголем (минимальные дозы алкоголя полезны - антисклеротическое, радиопротекторное действие).

Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют аддикты, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого все необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится "убивать" компьютерных "врагов", а те, в свою очередь, пытаются "убить" его. Человек, находясь длительное время в такой среде, переносит ее законы на реальный мир: начинает чувствовать себя более уязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такое отношение человека к окружающему миру и будет называться высоким уровнем тревожности личности.

Интернет-зависимость.

Другой разновидностью компьютерной зависимости является так называемая "интернет-зависимость". Первыми с этой проблемой столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в Сети. Интернет-зависимость имеет общие черты с зависимостью от игр, но и некоторые отличия.

В самом общем виде интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" (Griffits, 1996). Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".

Чтобы отличить времяпрепровождение в сети, характерное для лиц, которым по роду деятельности приходится в рабочее время находиться он-лайн от аддиктивной реализации в виде пребывания в сети, необходимо учитывать особенности аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. Т.е. вместо решения проблемы "здесь и сейчас" человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы "на потом". Этот уход может осуществляться различными способами. Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практически любому человеку (употребление алкогольных напитков, азартные игры и пр.). Проблема аддикции (патологической зависимости) начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии. Важно отметить, что аддиктивная реализация включает в себя не только аддиктивное действие, но и мысли о состоянии ухода от реальности, о возможности и способе его достижения.

Что делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности?

Возможность анонимного общения;
- возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);
- чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника - т.к. в любой момент можно найти нового);
- неограниченный доступ к информации ("информационный вампиризм") (занимает последнее место в списке, т.к. в основном опасность стать зависимым от Всемирной Паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются, чуть ли не, а иногда и единственным средством общения - 90% - зависимы от общения, 10% зависимы от информации).

Термин "интернет-зависимость" предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. Диагностические критерии расстройства в целом соответствуют критериям DSM-IV для нехимических зависимостей:

Использование компьютера вызывает дистресс.
Использование компьютера причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальнуму статусу.
Интернет-зависимость (Cyber Disorder) войдет в американскую классификацию DSM-V на равных с другими нехимическими аддикциями - гэмблингом, любовными, сексуальными аддикциями, работоголизмом.

Также Голдберг характеризует интернет-зависимость как "оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности".

Впервые научный подход к изучению феномена "интернет-зависисости" продемонстрировала Кимберли Янг в 1996 году, разместившая на одном из сайтов интернета оригинальный тест для выявления интернет-зависимых лиц.

Согласно исследованиям Кимберли Янг опасными сигналами (предвестниками интернет зависимости) являются:

Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
- предвкушение следующего сеанса он-лайн;
- увеличение времени, проводимого он-лайн;
- увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Также К. Янг выделила в процессе исследования основные пять типов интернет-зависимости, которые выглядят следующим образом:

Киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом;
- пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети, постоянные новые знакомства;
- навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры (разновидность гемблинга), постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
- информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
- игровая зависимость - навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры.

Адаптированный вариант теста К. Янг использовался и российскими исследователями, которые получили более 600 анкет, из которых было принято к обработке - 570. Из них 196 женщин, 374 мужчины. Возраст опрошенных от 12 до 47, значение медианы возраста - 23 года. 49% имеют высшее образование, 20% - среднеспециальное, 15% - незаконченное высшее. 32% респондентов продолжают образование. 78% используют Интернет для работы, остальные 22% исключительно для отдыха и развлечения.

Распространенность этого расстройства составляет примерно 2% (по данным К. Янг - 1-5%), причем более подвержены ему гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины (67%) (по данным некоторых английских исследователей пол роли не играет). Скорее всего, это связано с тем, что в российском интернете пока женщин просто в принципе меньше. Также подтвердились данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающих интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические игроки. Стаж пребывания в Интернет у зависимых в среднем более 2-х лет, однако, наблюдается значительное количество опрошенных, набравших по тесту К. Янг "пограничное" количество баллов со стажем менее года. Здесь можно предполагать, скорее, не предрасположенность к зависимости, а увлечение новой "игрушкой".

По мнению Янг, будучи включенными в виртуальную группу, Интернет-зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания более противоречащих мнению других людей суждений - о религии, абортах и т.п. То есть они оказываются способными отстаивать свою точку зрения, говорить "нет", в меньшей степени боясь оценки и отвержения окружающих, чем в реальной жизни. В киберпространстве можно выражать свое мнение без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми, и потому, что личность самого коммуникатора может быть замаскирована

Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности (болезни зависимого поведения) и люди имеющие такие черты попадают в группу риска в отношении злоупотребления вредными веществами, психологической зависимости от другого человека, зависимости от еды, Интернет-зависимости. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" (то, что в народе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.

Таким образом, благодаря общению в Интернете люди, склонные к созданию зависимостей, компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности.

Чрезмерное влечение к общению в интернет крайне негативно влияет на личность пациента и его социальное общение.

Так, например, американский суд лишил родительских прав 35-летнюю жительницу штата Флорида, которая так увлеклась интернетом, что перестала уделять должное внимание двум своим детям. После развода с мужем она поставила в своей спальне компьютер, повесила на дверь замок и проводила у машины целые сутки, не отвечая на призывы детей.

Терапия:

За рубежом существует несколько он-лайн центров поддержки интернет-аддиктов, один из которых основан К. Янг. В российском интернете на сегодняшний день есть Служба Анонимной Помощи пользователям Интернет, предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ - сетевой аналог "телефона доверия" и "Виртуальная психологическая служба". Как бы не были хороши виртуальные службы психологической помощи, все же большинство специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапии, с акцентом на работе с образами, эмоциями, т.к. аддикты, как правило, испытывают значительные затруднения на эмоциональном плане. Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных взаимодействий и социальной адаптации у лиц, страдающих интернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использовать именно групповые варианты психотерапии.

Выводы:

Таким образом, можно сделать вывод, что интернет-зависимость является одним из способов аддиктивной реализации, характерной для лиц, имеющих определенный преморбидный фон (т.е. личностные особенности, способствующие формированию собственно аддиктивной личности, либо аддиктивной реализации с помощью Интернет у уже сформировавшегося аддикта). Вряд ли стоит ожидать широкого распространения интернет-зависимости, о котором нас предупреждали СМИ, учитывая данные об этиологии и эпидемиологии данного расстройства, однако такие пациенты уже существуют "здесь и сейчас" и с течением времени меньше их не станет.

В фильме «Матрица: Перезагрузка» герой говорит: «Одни машины помогают нам жить, а другие убивают нас. Любопытно, правда? Способность даровать жизнь и лишать ее…» Эта фраза заставляет задуматься. Добавим сюда еще несколько реальных фактов:
1. ООН признала право на доступ в Интернет одним из неотъемлемых прав человека.
2. Самым продаваемым товаром сегодня являются мобильные телефоны.
3. Все больше бизнес-процессов автоматизируются и полностью зависят от компьютеров.
4. Самым дорогим брендом в мире является торговая марка Apple.

Тенденция очевидна — технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Тот факт, что они нужны нам, не вызывает никаких сомнений. Сегодня вопрос стоит уже по-другому: Сможем ли мы выжить без современных технологий?

Многие наверняка слышали шутку: «Wikipedia : Я знаю все! Google : Я найду все! Facebook : Я знаю всех! Интернет : Без меня вы ничто! Электричество : Молчали бы...» Не будем говорить, что станет с миром без электричества, представьте хотя бы, что произойдет, если исчезнет Интернет или перестанут работать GPS спутники. Сколько «протянет» наше Интернет-зависимое выскотехнологичное поколение, сколько мы сможем выносить их отсутствие. Термин «зависимость» в последнее время все чаще стал применяться к технологиям. Это тоже является большой проблемой, но мы сейчас не об этом.

Microsoft Office облегчил жизнь и работу сотрудникам компаний. Они стали выполнять гораздо больший объем работы или тот же объем, но за гораздо меньшее время. Но лишите их этого инструмента — и любой служащий окажется в куче бумаг неизвестного происхождения, а анализ данных превратится в очень сложную задачу. А как люди будут обмениваться информацией, если хотя бы один канал (будь то электронная почта или мобильная связь) исчезнет? Когда это случается даже на несколько часов, производительность падает до нуля.

Оставьте человечество без телевидения — и миллионам людей будет просто нечем заняться. И речь не о тех, кто работает на телевидении, а о тех, кто его смотрит. Люди проводят перед экраном телевизора огромное количество времени. Что будут делать домохозяйки, которые привыкли к своим мыльным операм и кулинарным шоу?

А учреждения здравоохранения? Современное медицинское оборудование буквально напичкано электроникой, и даже небольшой сбой в его работе может стоить больным жизни.

По словам американского комика Джорджа Карлина: «Единственная разница между нами и варварами — это электричество. Отключите его — и мы вернемся в доисторические времена». Сегодня технологии подобны некоему существу со множеством конечностей. Если отрезать хотя бы одну, у человечества возникнут проблемы, а если несколько, то само выживание человеческой расы окажется под угрозой.

Возможно, все вышесказанное не является сколько-нибудь значимой проблемой, и, в конце концов, люди с этим справятся, но только в том случае, если появятся какие-то альтернативные технологии, которых сейчас просто нет.

По материалам

В наши дни как никогда активно обсуждают возможную зависимость людей от технологий. Технологические компании даже были вынуждены встроить в свои программные продукты специальные счетчики и ограничители, которые заставляли бы нас задумываться о времени использования смартфонов. Доктора зависимость от компьютерных игр, и сложно даже представить, что будет дальше. Но так ли все серьезно на самом деле?

Психолог Кристофер Фергюсон считает, что многие из заявлений о влиянии технологий на человеческий мозг и организм совершенно не заслуживают внимания. Более того, он готов разрушить несколько мифов для нас, основываясь на своем опыте работы с семьями, подростками, и их отношением к технологиям, играм и зависимостям.

Многие говорят, что использование технологий активирует те же центры удовольствия в мозге, что и наркотические вещества. Может быть это и так, но эти самые центры удовольствия вовсе не обязательно активируются чем-то вредным. Любое развлечение приводит к увеличению уровня дофамина. В этот список может попадать вкусная еда, занятия спортом или приятная беседа.

Приятные занятия увеличивают уровень дофамина на 50-100 процентов. Наркотические вещества увеличивают его на 200-350 процентов. С учетом этого, сравнивать компьютерные игры с наркотиками – это все равно, что сравнивать каплю дождя с водопадом.

Технологическая зависимость – это не психическое заболевание

Всемирная организация здравоохранения добавила завимисоть от компьютерных игр в список заболеваний. Кристофер Фергюсон считает, что люди, ответственные за это решение, не берут в расчет возможность того, что зависимость от игр может являться симптомом других психологических расстройств.

Существует огромное количество противоречий, которые не позволяют считать зависимость от технологий самостоятельным расстройством. Многие врачи это признают. Кроме того, люди, которых называют зависимыми от технологий, как правило, могут избавляться от своих расстройств легче, чем при психических заболеваниях. Обходится и без лечения.

Технологическая зависимость не вызвана технологиями

Обычно в обсуждениях утверждают, что людей привлекает сама технология. Кристофер Фергюсон считает, что люди начинают переключать свое внимание на технологии из-за депрессии, беспокойства и других проблем. Ведь никто не думает, что у людей, которые находятся в депрессии и проводят весь день в постели, постельная зависимость.

С учетом этого, стоит обратить внимание на способы лечения технологической зависимости. Если она является симптомом, значит лечить надо не ее, а реальную болезнь.

Внимание захватывают не только технологии

В этом пункте Фергюсон обращает внимание на то, что люди уделяют не меньше времени и другим занятиям. К примеру, можно увлечься йогой или танцами. Увлечься можно настолько, что это тоже станет похожим на зависимость. К слову, можно найти несколько научных статей о танцевальной зависимости. Сложно предоставить доказательства того, что технологии вызывают зависимость больше, чем танцы.

Использование технологий не приводит к самоубийствам

В качестве доказательства того, что мир современных технологий несет нам проблемы, некоторые эксперты предоставили данные о росте количества самоубийств среди подростков женского пола. Не учитывается то, что уровень самоубийств увеличился для всех возрастных групп. Рост начался в 2008 году во время финансового кризиса. Возможно, в обществе существует и более серьезная проблема, которую не замечают в пылу борьбы с технологиями.

Ученые иногда делают страшные заявления, основанные на малом объеме данных. С тем же успехом можно сказать, что употребление картофеля в пищу и самоубийства как-то связаны. К этому утверждению можно прикрепить и определенную статистику.

Разумеется, проблемы с использованием технологий могут быть. Но многие просто не могут представить сегодня свою работу без компьютеров и смартфонов, с удовольствием отдыхая от них потом. Крошечное ядро истины в обсуждении проблем и зависимости от технологий есть. Тем не менее, нет оснований, что наступил какой-то кризис, связанный с технологиями.