Теорию инстинктов предложили. Мотивационная теория инстинктов. Теория инстинктов социального поведения Мак-Дауголла

МОТИВАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

В социологии менеджмента существует самосто­ятельный класс концепций, которые называют психо­логическими теориями предпринимательства. Это не значит, что в них ничего не говорится о мотивации и поведении менеджеров, напротив, здесь сравнивают­ся модели поведения менеджеров и предпринимателей.

1 Инстинктивная теория мотивации у.Джемса

Первые попытки научно осмыслить мотивацию предпринимательского поведения относятся к концу XIX века. Уильям Джемс (1842-1910), выдающийся американский философ и психолог, разработал учение об эмоциях, ставшее одним из источников бихевиориз­ма. Вместе со своим коллегой Карлом Лангом он разра­ботал теорию эмоций, которая так и называется -тео­рия Джемса - Ланга. Согласно авторам, эмоциональный ответ предшествует эмоциональному переживанию. Иначе говоря, эмоции проистекают из поведения, а не являются его причиной. «Мы боимся, потому что наше сердце учащенно забилось, у нас схватило желудок и т. д. Мы боимся потому, что бежим. Но мы не боимся, потому что бежим», -- объяснял У.Джемс человеческое поведение при помощи простейших безусловных реф­лексов , которые называются еще инстинктами.

Джемс выделил два важнейших инстинкта - чес­толюбие и стремление к соперничеству, которые на 90% определяют успех в деловом предпринимательстве. Мы знаем, писал Джемс, что если мы не выполним эту за­дачу, ее выполнит кто-то другой и получит доверие или кредит. Поэтому мы выполняем ее. Вот на чем основано честолюбие.

Мотивация менемдервв и предпринимателей

В 1892 г. У.Джемс приходит к выводу, что учение об эмоциях и учение о мотивации - вещи совершенно разные. Действительно, эмоции содержат физиологи­ческие компоненты, а мотивационные реакции являют­ся результатом взаимодействия с чем-то, что находится вне нашего тела, скажем, с предметом или другим че­ловеком. Точно также различаются, выражаясь слова -ми Джемса, тенденция чувствовать и тенденция дей­ствовать. У эмоций нет главного, что составляет суть мотива - направленности к цели. Эмоции - это чув­ство удовольствия, наступающее в тот момент, когда удовлетворены наши потребности и побуждения, т. е. мотивы, направленные на достижение какой-то цели.

Итак, мотивы побуждают, а цель направляет пове­дение. Но в основе лежат эмоции, т. е. стремление любого живого существа доставить себе удовольствие. Если вы получаете удовольствие, работая в саду, то начнете ли вы такую работу потому, что желаете доста­вить себе удовольствие, или получаете удовольствие потому, что работаете в саду? Иными словами, детер-мированы ли все наши побуждения и потребности на­шими эмоциями или часть побуждений вызвана раци­ональными причинами? Подобный вопрос, отрешения которого зависело понимание предпринимательского поведения, на ранних стадиях развития теории моти­вации остался для психологов нерешенным. Правда, в 1908 г. В.Макдаугал открыл еще одну составляющую предпринимательства - инстинкт конструктивности, а экспериментаторы придумали множество тестов, измеряющих эмоциональную основу предприниматель­ской деятельности.

Теория ожидании и ценностей

Тем не менее добиться полного успеха в рамках теории побуждений так и не удалось. Очень долго пси­хологи спорили о том, можно ли поведение человека целиком и полностью объяснить биологически (подсоз­нательными импульсами, эмоциями), или оно зависит еще и от когнитивных, т. е. сознательных, целе-рацио-нальных причин.

Спор мог затянуться, если бы не появился альтер­нативный эмоционально-инстинктивный подход. В основе новой концепции лежали ценности и ожидания (экспектации), которые мало что общего имеют с бес­сознательными побуждениями. Первой пробила брешь в старом подходе иерархическая теория потребностей А.Маслоу. В его нятичленке низшие уровни потребно­стей отражали инстинктивное и нетворческое поведе­ние. а высшие, духовные потребности относились к тому, что природой в человека никогда не вкладывалось. Предпринимательство ориентировано именно на по­требности в творчестве и самовыражении. Подобной точки зрения А.Маслоу придерживался в 1954 г.

Постепенно становится ясно, что прежнее понима­ние мотивов устарело. Психологи предложили разли­чать два понятия: мотив и мотивация. Мотив выражал стабильные черты личности, коренящиеся по преиму­ществу в эмоциональной сфере (например, агрессия, любовь, голод, страх). Напротив, мотивацию надо по­нимать как ситуационную характеристику - тенден­цию к действию, сформировавшуюся здесь и теперь, но не предзаложенную в человеке биологически. Если вам вдруг предложили повышение по службе, то немед­ленно срабатывает множество отдельных мотивов - стремление к власти, любовь к славе и высокому поло­жению, спортивная злость (или агрессия) и многое дру­гое, что в совокупности дает мотивацию достижения.

Новая теория мотивации, разработанная как альтер­натива старой теории побуждения, так и называлась - теория экспектации и ценностей, а ее авторами счита­ют К.Левина, Е.Толмгна, Д.Макклелланда и Дж.Аткин-сона. Важными элеь нтами в ней были целеориенти-рованное поведение \ мотивация достижения.

Третьей теоретической предпосылкой современной науки о человеческом общении можно считать теорию инстинктов социального поведения, которая возникла из идеи эволюционизма Ч. Дарвина (1809–1882) и
Г. Спенсера (1820–1903).

В центре этого направления теория У. Мак-Даугалла (1871–1938), английского психолога, с 1920 г. работавшего в США. Основные тезисы его теории таковы.

1. Психология личности играет решающую роль в формировании общественной психологии.

2. Главной причиной социального поведения индивидов являются врожденные инстинкты. Под инстинктами понимается врожденная психофизиологическая предрасположенность к восприятию внешних объектов определенного класса, вызывающая эмоции и готовность реагировать тем или иным образом. Другими словами, действие инстинкта предполагает возникновение эмоциональной реакции, мотива либо поступка. При этом каждому инстинкту соответствует вполне конкретная эмоция. Особое внимание исследователь уделял стадному инстинкту, порождающему чувство принадлежности и тем самым лежащему в основе многих социальных инстинктов.

Эта концепция претерпела некоторую эволюцию: к 1932 г. Мак-Даугалл отказался от термина “инстинкт”, заменив его понятием “предрасположенность”. Было увеличено количество последних с 11 до 18, но суть доктрины не изменилась. Бессознательные потребности в пище, сне, сексе, родительской заботе, самоутверждении, комфорте и т. д. по-прежнему считались основной движущей силой человеческого поведения, фундаментом общественной жизни. Однако постепенно американский интеллектуальный климат менялся: ученые разочаровывались в довольно примитивной идее неизменности человеческой природы, и чаша весов склонялась в пользу иной крайности – ведущей роли окружающей среды.

Бихевиоризм

Новое учение, получившее названиебихевиоризма, ведет начало с 1913 г. и имеет в своей основе экспериментальное изучение животных. Родоначальниками его считаются Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсон (1878–1958), сильное влияние на которых оказали труды известного русского физиолога И.П. Павлова.

Бихевиоризм– наука о поведении – предлагает отказ от непосредственного изучения сознания, а вместо этого – исследование человеческого поведения по схеме “стимул – реакция”, т. е. на первый план выдвигаются внешние факторы. Если их воздействие совпадает с врожденными рефлексами физиологического характера, вступает в силу “закон эффекта”: данная поведенческая реакция закрепляется. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно довести до автоматизма любые нужные формы социального поведения. При этом игнорируются не только врожденные задатки личности, но и неповторимый жизненный опыт, установки и убеждения. Иначе говоря, в центре внимания исследователей находится связь между стимулом и реакцией, но не их содержание. Однако бихевиоризм оказал существенное влияние на социологию, антропологию и, что особенно важно, на менеджмент .

В необихевиоризме (Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Д. Хоманс и др.) традиционная схема “стимул – реакция” усложняется введением промежуточных переменных. С точки зрения проблемы делового общения наибольший интерес представляет теория социального обмена Д. Хоманса, согласно которой частота и качество вознаграждения (например благодарность) прямо пропорциональны желанию оказывать помощь источнику положительного стимула.

Фрейдизм

Особое место в истории социальной психологии занимает З. Фрейд (1856–1939), австрийский врач и психолог. Фрейд прожил в Вене практически всю жизнь, совмещая преподавательскую работу с медицинской практикой. Существенное влияние на становление его учения оказала научная стажировка в Париже в 1885 г. у известного доктора-психиатра Ж. Шарко и поездка с целью чтения лекций в Америку в 1909 г.

Западная Европа на рубеже XIX–XX вв. характеризовалась социальной стабильностью, бесконфликтностью, избыточно-оптимистическим отношением к цивилизации, безграничной верой в человеческий разум и возможности науки, буржуазным ханжеством викторианской эпохи в сфере морали и нравственных отношений. В этих условиях молодой и честолюбивый Фрейд, воспитанный на идеях естествознания и враждебно настроенный к “метафизике”, приступил к исследованию психических заболеваний. В то время причиной психических отклонений считались отклонения физиологические. У Шарко Фрейд познакомился с гипнотической практикой лечения истерии и начал изучать глубинные пласты человеческой психики.
Он сделал вывод, что нервные заболевания вызываются бессознательными психическими травмами, и связал эти травмы с половым инстинктом, сексуальными переживаниями. Научная Вена не приняла открытия Фрейда, но переворот в науке тем не менее совершился.

Рассмотрим те положения, которые имеют непосредственное отношение к закономерностям делового общения и в той или иной степени выдержали испытание временем .

модель психической структуры личности , по Фрейду, состоит из трех уровней: “Оно”, “Я”, “Сверх-Я” (по-латински “Ид”, “Эго”, “Супер-Эго”).

Под “Оно ” понимается самый глубинный, недоступный сознанию слой человеческой психики, изначально иррациональный источник сексуальной энергии, именуемый либидо . “Оно” подчиняется принципу удовольствия, постоянно стремится реализовать себя и иногда прорывается в сознание в образной форме сновидений, в виде описок и оговорок. Являясь источником постоянного психического напряжения, “Оно” социально опасно, так как бесконтрольная реализация каждым индивидом своих инстинктов может привести к гибели человеческого общения. На практике этого не происходит, поскольку на пути запретной сексуальной энергии встает “плотина” в виде нашего “Я”.

Я ”подчиняется принципу реальности, формируется на основе индивидуального опыта и призвано способствовать самосохранению личности, ее адаптации к окружающей среде на основе сдерживания и подавления инстинктов.

“Я”, в свою очередь, подконтрольно “Сверх-Я ”, под которым понимаются усвоенные индивидом общественные запреты и ценности, моральные и религиозные нормы. “Сверх-Я” формируется в результате идентификации ребенка с отцом, выступает источником чувства вины, укоров совести, недовольства собой. Отсюда следует парадоксальный вывод, что психически нормальных людей нет, все – невротики, поскольку у каждого присутствует внутренний конфликт, стрессовая ситуация.

В этой связи практический интерес представляют предложенные Фрейдом механизмыснятия стрессового напряжения, в частности вытеснение и сублимация. Суть их можно проиллюстрировать следующим образом. Представьте себе герметически закрытый паровой котел, в котором неуклонно возрастает давление. Взрыв неизбежен. Как его предотвратить? Либо максимально укрепить стенки котла, либо открыть предохранительный клапан и выпустить пар. Первое – это вытеснение, когда нежелательные чувства и желания вытесняются в область бессознательного, но даже после перемещения продолжают мотивировать эмоциональное состояние и поведение, остаются источником переживаний. Второе – сублимация: сексуальная энергия катализируется, т. е. трансформируется во внешнюю деятельность, не противоречащую общественно значимым ценностям, например, художественное творчество.


Похожая информация.


Биосоциальный характер инстинктов,

Определение инстинктов социального поведения.

Определение инстинктов:

Инстинкт - наследственная предрасположенность к восприятию определенных объектов внутреннего и внешнего мира, способность испытывать особое чувственное возбуждение при восприятии такого объекта и производить соответственные акты или, по крайней мере, испытывать импульс к ним.

Виды сложных инстинктивных процессов:

1. Инстинктивные реакции, допускаемые и восприятием стимульных объектов и представлением о них.

2. Реакции, которые могут видоизменяться и усложняться.

3. Сложные представления, возникающие одновременно, когда несколько процессов переплетаются один с другим (страх и любовь, слезы и смех).

4. Инстинктивные стремления, группирующиеся около некоторых объектов или представлений о них.

Инстинкты – первопричина человеческого действия.

Группы инстинктов:

I. Инстинкты, способствующие самосохранению отдельного индивида. Продолжения первичных эмоций:

1. инстинкт бегства и эмоция страха;

2. инстинкт отталкивания и эмоция отвращения;

3. инстинкт любопытства и эмоция удивления;

4. инстинкт драчливости и эмоция гнева;

5. инстинкт самоунижения или самоуверенности и эмоция отрицательное или положительное самочувствие.

II. Инстинкты, направленные на сохранение рода, вида, то есть социальные инстинкты:

1. родительский инстинкт;

2. половой инстинкт (инстинкт воспроизводства рода) – связан с родительским инстинктом, включает в себя ревность;

3. стадный инстинкт.

III. Социальные инстинкты, свойственные только человеку, но не имеющие особо важного значения:

1. инстинкт приобретения;

2. инстинкт строительства.

IV. Прирожденные тенденции, имеющие большое значение для социальной жизни. Они обладают общим характером, но не имеют постоянного ядра возбудителя. Псевдоинстинкты.

1. симпатия – совместное переживание эмоций с другим существом;

2. внушение – процесс усвоения переданной мысли при отсутствии логического основания для понимания этой мысли (один плачет – все плачут);

3. подражание: проходит по механизму симпатии или механизму идеомоторных реакций, основывающихся на том, что идея стремится перейти в действие, или по механизму социального подражания.

Иначе говоря, инстинкт – способность действовать целесообразно, но без сознательного видения цели и без предварительной выучки производить данное действие (т.е. импульсивно). Это импульс.

Человек, в отличие от животного, может осознавать свое поведение.

Дополнения к лекции:

Зачатки представлений об инстинкте можно усмотреть в учении Аристотеля о душе , предполагавшем существование некой "животной души", обеспечивавшей психические функции животных. Термин инстинкт (лат. instinctus, др.-греч. ὁρμή) появился у философов-стоиков . Значительный прорыв в понимании сущности инстинкта был связан с возникновением первых эволюционных учений. Первое эволюционное учение было разработано Жаном Батистом Ламарком . Согласно учению Ламарка, эволюция происходит под действием окружающей среды, опосредованной поведением. Ламарк считал психику неразрывно связанной с нервной системой.

Первым психологом, включившем инстинкт в психологическую теорию, был Зигмунд Фрейд. Он считал, что инстинкты служат источником энергии для подсознательного и проявляются в виде желаний. Согласно представлениям Фрейда, всем живым организмам свойственны противоположно направленные стремления к саморазрушению и самосохранению. Стремление к агрессии и разрушению определяется инстинктами смерти (танатос), половое влечение, самосохранение, любовь определяются инстинктами жизни (эрос).

Согласно гормической психологии источником мотивации была особая нематериальная сила «горме», проявляющаяся в виде инстинктов. Концепция «горме» была разработана американским психологом Уильямом Мак-Дугаллом. Он же разработал собственную классификацию инстинктов (первые две группы перечисленных в лекции инстинктов).

Теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла (1871-1938). Он полагал, что деятельность сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала.Выражением инстинктов являются эмоции (например, инстинкту борьбы соответствует гнев и страх). Из инстинктов выводились и все социальные процессы. Именно это положение сыграло в истории науки отрицательную роль.

Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию целевой или гормической (от греческого слова «гормэ» - стремление, желание, порыв). Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

Биосоциальный характер инстинктов.

Герин: все инстинкты биосоциальны, человек неотделим от людей.

Инстинкты.

Номер группы инстинктов. Название. Характеристика содержания инстинкта.
Существовать Есть, пить, дышать, сохранять жизнь, иметь кров, искать комфорта, приятных ощущений, отдыхать, быть счастливым
Расти Физически, духовно, интеллектуально становиться сильнее, расширять свои владения, увеличивать имущество, доходы, увлечения, заводить семью, растить детей, добиваться собственной неповторимости, воспитывать
Утверждаться Занять свое место под солнцем, быть заметным, уважаемым, достигать чина, возвышаться над более слабыми, соревноваться с более сильными, обладать чувством собственного достоинства 0 8 10
Защищаться Не допускать вторжения других в свою жизнь, собственную личность, оберегать свое племя, родину, веру, свободу, защищать их секреты любой ценой, вплоть до собственной жизни, избегать ударов судьбы, природы и людей
Взаимодействовать Соединять свою жизнь с другими, создавать группы единомышленников, партнеров, вступать с ними в связь, диалог, делиться знаниями и опытом, привязываться к ним эмоционально, делиться радостями и горестями, быть патриотом, сохранять верность идеалу и добру, жертвовать собой ради других

Дополнение к лекциям:

Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью . Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа - Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.

Социальное и биологическое начала в человеке отражаются в общественной, биологической и социальной формациях, а также в науке и культуре. Будучи высокоразвитым социальным существом, человек - единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной социальной сущностью, коллективизмом, языком и правовыми знаниями. Социальная сущность человека определяет не только законы развития общества, но и уровень развитости его общественного мышления, морально-нравственных качеств, этических и религиозных воззрений и др., что позволяет моделировать структуру общества будущего.

Но человек - это и биологический вид, наделенный врожденными (генетическими) инстинктами выживания, продолжения рода и сохранения потомства (семьи), которые на современном этапе развития все больше сближаются с социальными инстинктами. Поэтому правильнее было бы охарактеризовать человека как существо биосоциальное , то есть через понятие, отражающее двойственность его природы - диалектическое единство и борьбу противоположностей, ответственные с одной стороны за мир и любовь, а с другой - за разрушительные последствия - преступления, убийства, войны и др.

Биологическое и социальное в природе современного человека органически связаны друг с другом, и выражаются на современном этапе его исторического развития, прежде всего в инстинкте размножения и сохранения потомства, в потребности общения, дружбе, любви, выражении эмоций, формировании социальных норм общежития и другое. Поскольку все биологическое в нем становится его наследством (биологическим генофондом), а социальное генетически не наследуется, а закрепляется в течение ряда поколений как коллективный опыт (право, наука, искусство, культура и др.), эволюция человека на современном этапе включает в себя биологическую (размножение, сексуальное поведение, забота о потомстве) и социальную доминанты развития человеческого общества. На современном этапе развития социальная доминанта является преобладающей и формирует социальное поведение, безусловно, отражающееся на формировании правового мышления.

Человек - существо биосоциальное, ему присущи как биологические, так и социальные качества. Биологическое и социальное в человеке реализуется через его поведение, деятельность, культуру и др. Человек не только творит культуру, но и сам творим ею. Эта неоспоримая диалектическая связь природного, социального и культурного в человеке и делает его самой сложной из всех существующих в мире живых систем.

Уильям Мак-Дауголл (1871-1938) – автор теории инстинктов, американский психолог (англичанин по происхождению). В 1908 г. вышла его книга “Введение в социальную психологию”.

Инстинкт – наследуемая или врожденная предрасположенность, определяющая у ее обладателя способы воспитать и обращать внимание на определенный класс объектов, эмоционально возбуждаться на конкретные качества этих объектов и действовать при этом вполне конкретным образом или, по крайней мере, испытывать побуждение к таким действиям.

Функции инстинктов:

Побуждение,

Управление активностью.

Мак-Дауголл попытался свести все поведение к мотивационным факторам. Любое поведение человека является целенаправленным и ориентировано на достижение намеченного целевого состояния.

Инстинкт включает в себя 3 компонента:

    Когнитивный компонент предрасположенность к селективному восприятию окружающего мира в зависимости от специфических состояний организма (голодное животное замечает только пищу).

    Эмоциональный компонент ядро инстинкта – специфическое, свойственное только данному субъекту эмоциональное состояние, сопровождающее каждый инстинкт.

    Моторный компонент активность инструментального типа, т.е. в способах достижения поставленной цели.

Со временем Мак-Дауголл заменил понятие инстинкта понятием склонность.

Склонность это 1) диспозиция (предрасположенность); будучи актуализированной диспозиция порождает 2) активную тенденцию, стремление, импульс, влечение к некоторой цели; эта тенденция есть желание.

Психоаналитическая теория зигмунда фрейда

Основана на биодетерминизме, т.е. в основе поведения всех живых существ лежит динамика влечений.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, создатель психоанализа. В 1915 г. вышла его работа “Влечение и их судьбы”, где была разработана теория мотивации.

Фрейд наделяет психику основной функцией, связанной с восприятием внутренних раздражителей. Потребности порождают энергию раздражения, которая субъективно переживается как травмирующая, неприятная. От этой энергии субъект пытается избавиться или уменьшить, насколько это возможно, т.е. мотивационная теория З. Фрейда основана на двух принципах:

1. Гедонистический – всякое уменьшение уровня накопившегося раздражения сопровождается переживанием удовлетворения, а увеличение - неудовлетворения.

2. Гомеостатический - равновесие организма тем ниже, чем выше уровень накопившегося раздражения (напряжения).

Мотивационный процесс направлен на редукцию энергии влечения. Само ВЛЕЧЕНИЕ состоит из элементов:

    НАПРЯЖЕНИЕ – моторный момент влечения – сумма сил, которым влечение соответствует

    ЦЕЛЬ – связана с удовлетворением, которое может быть достигнуто только путем устранения раздражительного состояния источника влечения

    ОБЪЕКТ ВЛЕЧЕНИЯ – то, с помощью чего или в чем влечение может достичь своей цели

    ИСТОЧНИК ВЛЕЧЕНИЯ – тот соматический процесс в органе или части тела, раздражение от которого представлено в душевной жизни субъекта как влечение.

Вся душевная жизнь – это динамика конфликтов, в основе которых лежат потребности “я”, направленные на поддержание своего существования.

Одной из первых самостоятельных концепций в С.п., является теория инстинктов социального поведения У.Макдугалла. Работа Макдугалла "Введения в С.п." вышла в 1908г., и считается годом окончательного утверждения С.п. в самостоятельном существовании. Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения призаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация принципа стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Он называл свою концепцию "целевой" или "гормической" (от греческого "гормэ" - стремление,желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение.

Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения - наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии.

Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и эфферентную (двигательную) части. Т.о., все, что происходит в сознании, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Макдаугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собствености; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инситнкт и чувство принадлежности. Из инсинктов выводятся все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

Роль этой теории в истори науки оказалась весьма отрицательной: интерпритация социального поведения с точки зрениянекоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества.

Социально-психологические взгляды Г.Лебона. Номиналистическая социология Г.Тарда и эволюционная социология Э.Дюркгейма.Теория подражания и массовая коммуникация. Значимость психоаналитических идей для развития С.п.(см. лекции по социальной психологии)

Экспериментальный этап разития С.п. (В.Меде, Ф.Олпорта).

Начало 20 в. считается началом превращения С.п. в экспериментальную науку. Офицальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В.Меде и в США Ф.Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения С.п. в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее вариенте С.п. получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило моциальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-психологической тематике. Критикуется концепция Макдугалла. С.п. стала опираться на идеи психоанализа, бихевиоризма и гешталь-теории. Объектом исследования в основном является малая группа. В рамках этого периода С.п. набрала силу как научная дисциплина, было множество исследований малых групп. С другой стороны, увлечение малыми групами привело к тому, что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов их психологической строны оказалась практически исключенной из анализа. В начале50-х гг. 20 в. резко стали возрастать критические тенденции в С.п. Оживляется интерес к теоретическому знанию.



Социометрическое направление Дж. Морено. Интеракционизм. (см. лекции по социальной психологии)

Раздел 4. Тема 1 СП.