Становление социальных наук. Становление социальных и гуманитарных наук

Идеи А.Смита.

Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования. Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита - это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

К подсистеме социальных наук относятся экономические, социологические, политические, юридические, исторические (имеется в виду гражданская история) науки.

Социальные пауки (от лат. societas - общество) - это науки об обществе. В социальных науках общество в широком смысле слова трактуется как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых находит свое выражение всесторонняя зависимость их друг от друга.

Социальные науки зародились на Западе, в техногенных обществах, которые, в отличие от традиционных, развивались на базе новаций, поэтому нуждались в проектах по своему реформированию. Возникновение социальных наук было обусловлено рядом социокультурных факторов: необходимостью отделения обществоведческих идей от философии в силу накопления значительного массива эмпирической информации об общественной жизни, а также практической потребностью общества в социальных знаниях для рационального управления им.

Формирование социальных наук происходило постепенно. Социальные науки формировались в рамках и под эгидой философии, как и остальные науки. Специфика философского подхода к изучению общества состоит в том, что общество для нес предстает в своей целостности, рассматривается его сущность, а также специфика социального как такового, исследуются предпосылки и условия формирования общественных отношений, характер их реальности.

В истоках западной цивилизации социальные знания представали в своей нерасчлененной целостности, а специфика социальных феноменов связывалась в первую очередь со своеобразием законов человеческого общежития, жизни полиса. Сократ, Платон («Законы», «О государстве»), Аристотель («Тоника», «Политика») и другие дистанцировались от существовавших в ту эпоху мифорелигиозных представлений об обществе и одновременно социоморфных представлений о космосе, выстраивая логически последовательные, рационально обоснованные идеальные проекты жизни общества. Сила, практически реализующая связь людей, нуждающихся в совместном «обитании» в определенном пространстве, мыслилась Платоном как политическая. Платоновская концепция идеального государства получила дальнейшее развитие в трудах Аристотеля. Проблема социального общения с самого начала мыслится Аристотелем под углом зрения властных отношений господства и подчинения. Ему же принадлежит и понятие экономики как области знания о целенаправленной деятельности по созданию благ, необходимых для удовлетворения естественных потребностей человека, в отличие от хрематистики как искусства обогащения. Средние века и религиозное мировоззрение также не прошли бесследно для социальной области знания, начиная с Августина, который рассматривает общественную жизнь, «земной град» и мировую историю через призму морали, «Града Божьего», и включая Ф. Аквинского, развивавшего идеи Аристотеля об отношениях власти и подвластных, о монархии и тирании, о политической и нравственной составляющей общественной жизни. Эпоха Ренессанса дала фигуры прагматиков типа Н. Макиавелли («Государь»), который исходил из реалий современного ему общества и рассуждал о роли личности правителя, об отвечающем реалиям политическом управлении, а вместе с тем и фигуры утопистов, создававших мечты-проекты об обществе всеобщего благоденствия, в лице Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Начиная с XVII в. мыслители особо проявляют интерес к проблеме происхождения общества и государства; в понятийный аппарат философии вводится категория «общество», которой в разных концепциях придают достаточно строгие значения; ставятся и решаются проблемы сущности и генезиса коллективных форм существования человека, не исчерпывающихся только сферами государства и политики.

Особенностью философских представлений об обществе Нового времени является то, ч то оно анализируется на основе тех же принципов, что и природа. Этими принципами являются механицизм (общество понимается как один большой механизм, каждая деталь которого выполняет строго заданную функцию); объективизм (существование общества не зависит от воли и желаний человека, при гаком подходе общество мыслится как факт эмпирической реальности, объективно существующий в пространстве и времени, а само пространство и время понимаются как константные, абсолютные характеристики мира); фундаментализм как разновидность лапласовского детерминизма (природа социального может быть объяснена из какого-либо одного фундаментального основания, проведенного логически последовательно). Рационалистической направленности Нового времени отвечает финализм как отличительная черта социальных учений: признается высшая цель развития общества - торжество пауки и разума. Наиболее полно и адекватно указанные принципы воплотились в концепции «общественного договора», представленной в учениях Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др.

Идея «общественного договора» - возникновения общества на условиях договора (конвенции, соглашения) - была известна и ранее, но именно в период Нового времени она приобретает характер теории, полагаясь на принципы, разработанные науками о природе. Один из основоположников социального механицизма Т. Гоббс предпринял попытку создания теории государства, отвечающую общенаучной классической парадигме. Согласно Т. Гоббсу, человек от природы не социален, его естественное состояние - природное, эгоистическое, а его естественное право это право на самосохранение. «Естественное состояние», когда каждый стремится только к личной выгоде, неизбежно приводит к «войне всех против всех», поэтому власть общества и государства необходима для человеческого выживания. В силу того, что люди, составляющие общество, это самодостаточные изолированные атомы, социальные связи выстраиваются сразу для всех на основании внешнего установления. Подобный подход приводит к признанию трансцендентности социальной реальности.

Принципиальное значение для развития социальных наук имела локализация проблем уже внутри подсистемы социального знания. Ведь со времен Платона и Аристотеля до Локка социальное и политическое не дифференцировались. В XVIII в. намечается тенденция постепенного разграничения данных областей социального знания, что было связано с отделением исследований по вопросам государства и политики от проблематики гражданского общества. В рационалистическом направлении шло становление и юридических паук. Возникшие к XVII в. отрасли гражданского и государственного права обслуживали главным образом потребности правоприменительной практики. Научная юриспруденция, отвечающая критериям классической науки в целом, возникает в школе естественного права, основы которой были заложены в Новое время Г. Гроцием. Он пытался создать науку оправе, отвечающую природе человека, подобную строгим наукам. Сходные процессы происходили в области экономического знания. На смену прагматически ориентированной позиции меркантилистов XV- XVI вв. приходят физиократы - французская школа экономистов XVIII в., основанная А. Р. Ж. Порто и Ф. Кёнэ. Главная идея данной школы связана с признанием того, что экономические законы действуют подобно естественно-природным законам; при этом, сближая экономический закон с природным, они подчеркивали объективность экономического закона; экономику страны они рассматривали в качестве единого целого, введя понятие «общественного капитала». Английская школа в экономике, связанная с именами А. Смита и Д. Рикардо, источником всех общественных богатств считает такой важный социальный фактор как трудовую деятельность человека.

Отвечающий духу Нового времени этап собственно социологических знаний связан с именами Ш. Монтескьё, О. Конта и др. Так, Ш. Монтескьё обосновывает идею объективности социальных законов, опираясь на географические, климатические и прочие материальные и психологические факторы жизни общества, а сами законы общества для него лишь проявление универсального закона, действующего и в физическом мире. Именно О. Конту принадлежит мысль о том, что отношения между людьми есть подлинная реальность, более реальная, чем сами люди. А раз выделена особая сфера реальности - социальные отношения, то должна быть и наука, ее изучающая; именно на этом выстроена его аргументация в пользу социологии или социальной физики. Идею общественного прогресса и возможности рационального обустройства общественной жизни мыслители XVIII-XIX вв. пытаются обосновать и практически (можно указать на деятельность социалистов-утопистов: Фурье, Оуэн, Сен-Симон), и теоретически. Так, для О. Конта прогресс как цель общественного развития достигается па позитивной стадии общества, для понимания которой он и открывает законы социальной статики и социальной динамики в своей социальной физике. Концепция общественного прогресса развивается и на идеалистической основе (Гегель), но были и ее прямые противники (Руссо).

Важнейшим фактором, оказавшим влияние на подсистемы социальных и гуманитарных знаний в плане трансформации их в научные знания, является становление истории как науки. Становление научного взгляда на историю связано прежде всего с именем итальянского мыслителя Дж. Вико, который выдвинул идею общего разума человечества, действующего только в истории. Вико подошел к идее объективного характера социально-исторического процесса, которую он впервые реализовал в своей теории исторического круговорота («поступательное движение наций»). Французский просветитель Вольтер сводит на нет идею Божественного промысла в истории, когда утверждает, что Бог создал природу, а историю люди делают сами. На идеалистической основе идея закона в истории и обществе наиболее последовательно разрабатывается Гегелем. В классический период в истории сложились, по сути дела, две методологические установки, одна из которых грешила сугубо философскими спекуляциями и поиском внутренних (= логических) законов истории, тогда как другая погребала себя под многообразием фактографического материала. Философские гипотезы относительно законов истории или прямой перенос принципа эволюции из естественных наук также не способствовали развитию исторической науки. В XVIII-XIX вв. шел поиск законов собственно исторического характера, и он связан с именами Герде- ра, Ранке и др. Исторические воззрения оказали влияние на все области социальной подсистемы науки. Так, в правоведении возникает «историческая школа юристов» (Ф. К. Савиньи, Г. Гуго), которые, в противовес абстрактной рациональности естественно-правовой школы, разработали идею исторической природы права как важнейшей сферы общества, придающей общественной жизни устойчивость и порядок; законы нельзя менять произвольно, считает Савиньи, поскольку они «вырастают» из глубин народной жизни.

Итак, все основные области социальной подсистемы науки (политические, экономические, юридические, социологические и исторические) прошли длительный путь развития, который заключался в постепенном размежевании данных областей, а также в отделении от философских спекулятивных построений и обретении статуса научности, отвечающего критериям классической науки Нового времени.

С середины XIX до начала XX в. постепенно происходит дисциплинарное оформление социальных наук, классическая традиция в социальных науках становится общепризнанной, но одновременно подвергается и критике, поскольку в этот период в естественных науках и математике происходят события, которые привели к становлению неклассической науки. В свете этого, а также мощных социально-политических событий - Первой мировой войны, а также научно-технической революции - начинается пересмотр классической социальной науки во всех ее областях и формируется неклассическая социальная наука.

В контексте указанных процессов интерес представляет марксистская позиция. Основоположники марксизма, безусловно, сказали свое слово во всех областях социальных наук - экономике («Капитал» К. Маркса), политологии (если взять работы, посвященные буржуазным революциям), правоведении («К критике гегелевской философии права» и др.), истории (отстаивали историческое мировоззрение и научную методологию истории), социологии (по сути дела, исторический материализм - это марксистская версия социологии). С одной стороны, марксистская социальная наука подытоживает развитие классической социальной науки. Именно так можно оценить центральный тезис марксистской теории: сущность человека - совокупность общественных отношений. Социально все - человек, капитал, стоимость, труд, окружающая его природа, внутренний мир человека, другие люди и пр.; в этом смысле марксизм создаст «социальную картину мира». А с другой стороны, эта «социальная последовательность» позволила такому новатору, как К. Поппер, признавать даже неклассичность марксизма. Как бы то ни было, на рубеже предыдущих веков формируется нсклассичсская социальная наука. К числу представителей неклассической социальной науки можно отнести М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, П. Сорокина (в социологической пауке), А. Маршалла, Д. Б. Кларка (микроэкономическая теория, модель функционирования экономики), Л. Петражицкого, Р. Штаммлера и других неокантианцев в правоведении, М. Вебера (теория легитимности власти, теория бюрократии), Ч. Мер- риама (эмпирическое направление политологии), Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса (теория элит) в политических науках. Суть неклассической социальной науки можно выяснить, проанализировав, что они не принимают у предшественников и что предлагают. Классическую социальную науку они квалифицируют как социальный субстанциализм. Суть концепции социального субстанциализма состоит в выявлении предельного основания, объясняющего специфику и сущность социальной реальности, т. е. в поиске некоторой части сущего, которая могла бы быть причиной и предпосылкой всех остальных частей. Социальная реальность воспринимается как факт, наличие которого абсолютно достоверно и изучается как часть, фрагмент единого мира. Социальная реальность как предмет исследования существует независимо от самого исследователя. Значит, общество, несмотря на то, что носителями связей и отношений являются люди, в целом может быть объектом изучения так же, как и природа, оно дано в процессе познания как нечто, противопоставленное субъекту. Признание объективности как фундаментальной черты социальной реальности с позиций не- классичсской науки искажает специфику социального, имеющего субъективную составляющую.

Впервые проблема оснований социального была поставлена в работах Г. Зиммеля, который задался вопросом: как возможно общество? «Новый» субстанциализм Г. Зиммеля существенно изменяет классическую парадигму тем, что переносит пространство поиска первоосновы социальных отношений в сферу субъективного. Общество и природа как объекты познания различны. В случае социального исследования констатация единства общества и всего происходящего в нем осуществляется самими элементами системы, субъектами, каждый из которых одновременно является частью изучаемого целого. Вариант суб- станциализма, более тяготеющего к классическому, представлен «социологизмом» Э. Дюркгейма. Для объяснения специфики социального он предлагает термин «социальный факт». Реальность общества есть факт, основанный на частных фактах (деятельности классов, групп, существования социальных институтов, науки и др.), при этом факты нс обусловлены деятельностью субъектов, для них характерна объективность. Поведение отдельных членов общества детерминировано той или иной совокупностью социальных фактов. Объективность этих фактов выступает своего рода гарантом научности социологии.

В концепции М. Вебера элементарной единицей социологического анализа выступает понятие «социальное действие», посредством которого индивид реализует свои интересы и поддерживает социальную солидарность. Действие, трактуемое в самом широком смысле как социальное действие, понимается как само основание, как сама сущность, а не как форма существования реальности или какая-то одна из ее характеристик. Общество в рамках такого подхода трактуется как некая глобальная структура по реализации деятельностных программ. Действие индивида приобретает статус социального в том случае, если ожидаемый результат не может быть достигнут в одиночку и зависит от результата, полученного другими индивидами или группами индивидов. Религиозная, профессиональная, политическая сферы одновременно могут рассматриваться как своеобразные социальные программы, концентрирующие вокруг себя индивидов. Подобные по сути трансформации происходят и в других социальных науках. Исторические науки также в начале XX в. претерпели существенные трансформации, достаточно привести французскую школу «Анналов» (М. Блок, Ф. Бродель и др.).

Если отвлечься от конкретики, то суть новаций неклассической социальной науки заключается, во-первых, в признании невозможности достичь абсолютной объективности, поскольку неустранимо влияние исследователя (субъекта) на изучаемый объект - социальные явления; во-вторых, социальная наука отходит от субсганциалистской трактовки основ социальной жизни к активному процессуально-деятельному началу. Здесь стоит отметить, что оценка, данная ранее марксизму как пограничной между классической и неклассической наукой концепции, в свете обозначенных критериев неклассичности подтверждается: социальная сущность человека реализуется лишь через практическую предметно-чувственную деятельность.

С середины XX в. намечаются новые тенденции в сфере социальных наук, вызванные постиндустриальной волной научно-технической революции, когда на базе информационных и компьютерных технологий проигрываются сценарии отдаленного будущего человеческого общества в условиях Земли, когда в повседневную жизнь входят в массовом порядке социальные и политические технологии, а в мире высоких технологий важнейшей составляющей является Hume-Technology. Существенный прорыв в исследовании социальных объектов связан с синергетической методологией, которая проникает не только в экономические, но и в другие социальные науки. Не будет преувеличением оценивать наметившийся этап как постнеклассический период в социальных науках.

Многие столетия, как уже отмечалось, взгляды на общество, на природу формировались в рамках философии. В XVII в. естественные науки обрели самостоятельный статус. В конце XVIII--XIX в. шло становление научного обществознания. По сути, экономическую теорию на научном уровне впервые изложил в своих трудах английский философ, экономист А. Смит (1723--1790 гг.). Он исследовал влияние разделения труда на эффективность производства, развил идею о труде как главном источнике общественного богатства, обосновал теорию стоимости, которую в дальнейшем использовал К. Маркс, разработал общую теорию рынка. Ее центральной идеей была мысль о том, что каждый, преследуя свою личную цель, помогает тем не менее выполнению общественно значимых целей. Знаменитый образ «невидимой руки рынка», олицетворяющий механизм самонастройки рыночной экономики, вошел в дальнейшем практически во все исследования и учебники, освещающие проблемы рыночного хозяйства. К основным условиям экономического процветания Смит относил господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы. В социальной структуре общества исследователь выделял классы наемных рабочих, капиталистов и крупных земельных собственников, различая их главным образом по источникам доходов: заработная плата, прибыль и рента (доход, получаемый с земли и не связанный с предпринимательской деятельностью).

Положение, при котором интересы рабочих и имущих классов противоположны, Смит считал неизбежным. Становление социологии как науки связано с именами О. Конта, Г. Спенсера. Сам термин «социология» ввел Конт (1798--1857 гг.). Он стремился отделить научное исследование общества от «философских спекуляций», призывал изучать реальные факты общественной жизни. Конт ввел понятия «социальная статика» (состояние общества, его основные структуры) и «социальная динамика» (общественные изменения). Основным фактором развития он считал духовный рост, но при этом не исключал влияния климата, принадлежности к расе, темпов прироста населения и других факторов. Спенсер (1820--1903 гг.) первым применительно к обществу использовал понятия системы, института, структуры. Он выдвинул и обосновал идею об усложнении общественной организации с развитием человечества. Находясь под влиянием учения Ч. Дарвина, Спенсер попытался использовать идею естественного отбора к обществу. Он считал, что преимущества в этой «борьбе за выживание» имеют те, кто наиболее развит в интеллектуальном отношении. Мы видим, что социология в начале своего развития во многом копировала естественные науки, прежде всего биологию. Оттуда пришли многие понятия, в частности «эволюция», «организм»; социологи ставили задачу выявить в развитии общества столь же фундаментальные законы, как, к примеру, закон всемирного тяготения; да и сама социология некоторое время называлась «социальной физикой». Глубже понять специфику социальных явлений, создать наиболее широкую теорию общественного развития, оказавшую влияние не только на дальнейшее развитие науки, но и на реальный ход истории, удалось К. Марксу.

Наука, как одна из форм познания и объяснения мира, постоянно развивается: число её отраслей и направлений неуклонно растёт. Особенно ярко демонстрирует эту тенденцию развитие общественных наук, которые открывают все новые и новые грани жизнедеятельности современного социума. Что они собой представляют? Что выступает предметом их изучения? Об этом более подробно читайте в статье.

Общественная наука

Это понятие появилось сравнительно недавно. Учёные связывают его возникновение с развитием науки в целом, которое началось в 16-17 столетии. Именно тогда наука встала на собственный путь развития, объединив и вобрав в себя всю систему околонаучного знания, которая сформировалась на тот момент.

Следует отметить, что общественная наука - это целостная система научных знаний, которая в своём основании содержит ряд дисциплин. Заданием последних является всестороннее исследование общества и составляющих его элементов.

Стремительное развитие и усложнение этой категории в последние пару столетий ставит новые задачи перед наукой. Появление новых институтов, усложнение общественных связей и отношений требуют введения новых категорий, установления зависимостей и закономерностей, открывают новые отрасли и подотрасли этого вида научного знания.

Что изучает?

Ответ на вопрос о том, что составляет предмет общественных наук, уже заложен в нём самом. Эта часть научного знания концентрирует свои познавательные усилия на таком сложном понятии, как общество. Суть его наиболее полно раскрывается благодаря развитию социологии.

Последнюю довольно часто представляют как науку об обществе. Однако такое широкое толкование предмета этой дисциплины не позволяет получить полное представление о ней.

и социология?

Ответ на этот вопрос пытались дать многие исследователи как современности, так и прошлых веков. может «похвастаться» огромным количеством теорий и концепций, объясняющих суть понятия «общество». Последнее не может состоять только из одного индивида, непременным условием здесь является совокупность нескольких существ, которые непременно должны находиться в процессе взаимодействия. Именно поэтому сегодня учёные представляют общество как некий «сгусток» всевозможных связей и взаимодействий, опутывающих мир человеческих отношений. Выделяют ряд отличительных характеристик общества:

  • Наличие некой социальной общности, отражающей общественную сторону жизни, социальное своеобразие отношений и разного рода взаимодействий.
  • Наличие регулирующих органов, которые социологи называют социальными институтами, последние являют собой наиболее устойчивые связи и отношения. Ярким примером такого института является семья.
  • Особое Здесь неприменимы территориальные категории, поскольку общество может выходить за их рамки.
  • Самодостаточность - характеристика, которая позволяет отличить общество от других похожих социальных образований.

Учитывая развёрнутое представление основной категории социологии, можно расширить и представление о ней как о науке. Это уже не просто наука об обществе, но и интегрированная система знаний о различных социальных институтах, отношениях, общностях.

Общественные науки изучают социум, формируя разностороннее представление о нём. Каждая рассматривает объект со своей стороны: политология - политическую, экономика - экономическую, культурология - культурную и т. д.

Причины возникновения

Начиная с 16 столетия, развитие научного знания становится достаточно динамичным, а к середине 19 в уже отделившейся науке наблюдается процесс дифференциации. Суть последнего заключалась в том, что в русле научного знания стали оформляться отдельные отрасли. Фундаментом для их формирования и, собственно, поводом для отделения стало выделение объекта, предмета и методов исследования. На основе этих составляющих дисциплины концентрировались вокруг двух основных сфер человеческой жизни: природы и общества.

Каковы причины выделения из научного знания того, что сегодня известно как общественная наука? Это в первую очередь те изменения, которые происходили в социуме в 16-17 столетии. Именно тогда начинается его формирование в том виде, в котором оно сохранилось до сегодняшних дней. На смену устаревшим структурам приходит массовое, которое требует к себе усиленного внимания, поскольку возникла необходимость не только разобраться в но и получить возможность ими управлять.

Ещё одним фактором, способствующим появлению общественных наук, стало активное развитие естественных, которые в некотором роде «спровоцировали» возникновение первых. Известно, что одной из характерных черт научного знания конца 19 столетия было так называемое натуралистическое понимание общества и процессов, происходящих в нём. Особенностью такого подхода было то, что социальное учёные пытались объяснить в рамках категорий и методов естественных наук. Тогда появляется социология, которую её создатель - Огюст Конт - именует социальной физикой. Учёный, изучая общество, пытается применить к нему естественно-научные методы. Таким образом, общественная наука — это система научного знания, которая сложилась позже естественной (природной) и развивалась под её непосредственным влиянием.

Развитие наук об обществе

Стремительное развитие знаний о социуме в конце 19 - начале 20 века было обусловлено желанием найти рычаги управления им в быстро меняющемся мире. Естественные науки, не справляясь с объяснением и процессов, обнаруживают свою несостоятельность и ограниченность. Становление и развитие общественных наук позволяют получить ответы на многие вопросы как прошлого, так и современности. Новые процессы и явления, которые имеют место в мире, требуют новых подходов к изучению, а также применения новейших технологий и методик. Все это стимулирует развитие как научного знания в целом, так и общественных наук в частности.

Учитывая то, что стимулом развития общественных наук стали естественные, следует выяснить, как отличить одни от других.

Науки о природе и обществе: отличительные характеристики

Главное отличие, которое позволяет относить то или иное знание к определённой группе, это, конечно, объект исследования. Иными словами, то, на что направлено внимание науки, в данном случае это две различные сферы бытия.

Известно, что естественные науки возникли раньше общественных, и их методы повлияли на развитие методологии последних. Её развитие происходило в ином познавательном русле - путём понимания процессов, происходящих в социуме, в отличие от объяснения, которое предлагают науки о природе.

Ещё одной особенностью, подчёркивающей отличия естественных и общественных наук, является обеспечение объективности процесса познания. В первом случае учёный находится вне предмета исследования, наблюдая его «со стороны». Во втором он зачастую сам является участником тех процессов, которые происходят в обществе. Здесь объективность обеспечивается за счёт сопоставления с общечеловеческими ценностями и нормами: культурными, моральными, религиозными, политическими и другими.

Какие науки относят к общественным?

Сразу отметим, что есть некоторые сложности в определении того, куда относить ту или иную науку. Современное научное знание тяготеет к так называемой междисциплинарности, когда науки заимствуют методы друг у друга. Именно поэтому порой сложно отнести науку к той или иной группе: как социальные, так и природные науки имеют ряд характеристик, которые роднят их.

Поскольку общественные науки произошли позже естественных, то на начальном этапе своего развития многие учёные полагали, что исследовать социум и происходящие в нём процессы возможно, применяя естественно-научные методы. Ярким примером является социология, которая именовалась социальной физикой. Позже, с развитием собственной системы методов, социальные (общественные) науки отошли от естественно-научных.

Ещё одной чертой, объединяющей эти является то, что каждая из них приобретает знания одинаковыми способами, среди которых:

  • система таких общенаучных методов, как наблюдение, моделирование, эксперимент;
  • логические приёмы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция и т. д.;
  • опора на научные факты, логичность и непротиворечивость суждений, однозначность используемых понятий и строгость их определений.

Также обе сферы наук роднит то, чем они отличаются от других видов и форм знания: обоснованность и системность полученных знаний, их объективность и т. д.

Система научного знания об обществе

Всю совокупность наук, изучающих общество, иногда объединяют в одну, которая называется обществоведение. Эта дисциплина, являясь комплексной, позволяет сформировать общее представление о социуме и месте в нём личности. Формируется она на основе знаний о различных : экономике, политике, культуре, психологии и других. Иными словами, обществоведение — это интегрированная система общественных наук, формирующая представление о таком сложном и многообразном феномене, как общество, роли и функции в нём человека.

Классификация общественных наук

На основании того, какие общественные науки относятся к какому-либо уровню знаний об обществе или дают представление почти обо всех сферах его жизнедеятельности, учёные разделили их на несколько групп:

  • первая включает те науки, которые дают общие представления о самом обществе, закономерностях его развития, основных составляющих и т. д. (социология, философия);
  • вторая охватывает те дисциплины, которые исследуют какую-то одну сторону социума (экономика, политология, культурология, этика и т. д.);
  • к третьей группе можно отнести науки, которые пронизывают все области жизни социума (история, юриспруденция).

Иногда общественные науки разделяют на две сферы: социальную и гуманитарную. Обе они тесно взаимосвязаны, поскольку так или иначе имеют отношение к обществу. Первая характеризует наиболее общие закономерности протекания социальных процессов, а вторая относится к субъективному уровню, который исследует человека с его ценностями, мотивами, целями, намерениями и т. д.

Таким образом, можно обозначить, что общественные науки изучают социум в общем, более широком аспекте, как часть материального мира, а также и в узком - на уровне государства, нации, семьи, объединений или социальных групп.

Наиболее известные общественные науки

Учитывая то, что современный социум являет собой достаточно сложный и многообразный феномен, изучить его в рамках одной дисциплины невозможно. Такую ситуацию можно объяснить исходя из того, что число отношений и связей в обществе сегодня огромно. Все мы сталкиваемся в своей жизни с такими сферами, как: экономика, политика, право, культура, язык, история и т. д. Все это многообразие является ярким проявлением того, насколько разносторонним является современное общество. Именно поэтому можно привести не менее 10 общественных наук, каждая из которых характеризует какую-то одну из сторон социума: социология, политология, история, экономика, юриспруденция, педагогика, культурология, психология, география, антропология.

Бесспорно, что источником основных сведений об обществе является социология. Именно она раскрывает суть этого многогранного объекта исследования. Кроме того, сегодня достаточную известность приобрела политология, которая характеризует политическую сферу.

Юриспруденция позволяет узнать, каким образом регулировать отношения в обществе при помощи правил поведения, закреплённых государством в виде правовых норм. А психология позволяет это делать при помощи других механизмов, изучая психологию толпы, группы и человека.

Таким образом, каждая из 10 общественных наук исследует общество со своей стороны при помощи собственных методов исследования.

Научные издания, публикующие исследования общественных наук

Одним из наиболее известных является журнал «Общественные науки и современность». Это на сегодняшний день одно из немногих изданий, которое позволяет познакомиться с достаточно широким спектром самых разных направлений современной науки о социуме. Здесь есть статьи по социологии и истории, политической науке и философии, исследования, поднимающие проблемы культурологического и психологического плана.

Главной отличительной чертой издания является возможность размещения и знакомства с междисциплинарными исследованиями, которые проводятся на стыке различных научных направлений. Сегодня глобализующийся мир предъявляет свои требования: учёный должен выходить из узких рамок своей отрасли и учитывать современные тенденции развития мирового социума как единого организма.
















1 из 15

Презентация на тему: Становление общественных наук

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

При переходе к индустриальной цивилизации на первый план стали выходить экономические проблемы. Главный вопрос прозвучал так: в чем истоки богатства народов, или, говоря словами А.С.Пушкина: «Чем государство богатеет?» Не отдельный человек, а именно государство, поскольку Новое время – это период становления общенациональных рынков и экономик.Ответы на данный вопрос представителями разных экономических школ давались различные.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

В рамках меркантилизма появляется новое название экономической науки – «политическая экономия», предполагающее исследование экономических вопросов на макроуровне (страны, полиса). Именно меркантилистами было введено емкое понятие «национальное богатство», которое позднее широко использовалось экономистами и заменило теологический термин «общее благо».Меркантилизм – это первая теоретическая разработка капиталистического способа производства, капитализм трактовался как новый способ производства, выявлялись его черты. Поздний меркантилизм был прогрессивным: содействовал развитию торговли, судостроения, международному разделению труда, другими словами, развитию производительных сил.Меркантилисты поставили новую и важную проблему экономической роли государства. Государственная политика, получившая название «протекционизм», в настоящее время активно используется многими странами с целью защиты интересов национального производителя. Однако для истории экономической мысли меркантилистическая литература ценна не столько выводами в отношении экономической политики, сколько приращением научных знаний на базе экономического анализа.

№ слайда 6

Описание слайда:

Учение меркантилистов имело следующие недостатки: – в силу исторических условий меркантилизм ограничился изучением явлений в сфере обращения в отрыве от производства;– в методологии меркантилисты не вышли за рамки эмпиризма, ограничились поверхностными обобщениями явлений обмена, поэтому не могли понять сущности многих экономических процессов;– не были решены вопросы теории товарного производства, хотя цена и противопоставлялась издержкам производства;– уделяя значительное внимание деньгам, они не выявили их сущности, не смогли объяснить, почему деньги как всеобщая форма богатства противостоят всем другим товарам. Не понимали, что деньги – это товар, но особый товар, так как он выполняет роль всеобщего эквивалента. Односторонне трактовав функции денег, монетаристы сводили их к накоплению богатства, теоретики торгового баланса добавили функцию мировых денег;– не понимали роли внутренней торговли, хотя она была важной сферой купеческих доходов. Считали, что внутренняя торговля не дает прироста национального богатства, поскольку доходы торговца одновременно приводят к расходам покупателя;– прибыльными меркантилисты объявили лишь экспортные отрасли производства, наценку при продаже товаров ошибочно считали первоисточником прибыли;– односторонний подход к анализу экономики сказывался при трактовке производительного труда, которым, по их мнению, являлся лишь труд, занятый в экспортных отраслях.

№ слайда 7

Описание слайда:

Физиократы (фр. physiocrates, от др.-греч. φύσις - природа и κράτος - сила, власть, господство) - французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне и получившая название «физиократия» (фр. physiocratie, то есть «господство природы»), данное ей первым издателем сочинений Кёне, Дюпон де Немур ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» (ordre naturel) в хозяйственной жизни общества - идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в.

№ слайда 8

Описание слайда:

Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал - понятия, играющие такую важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии как чистой науки. В этом последнем отношении физиократов скорее можно считать предшественниками, чем основателями политической экономии.

№ слайда 9

Описание слайда:

Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов.Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита - это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

№ слайда 10

Описание слайда:

Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.Самый известный афоризм Смита - «невидимая рука рынка» - фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов.«Невидимая рука рынка» (англ. invisible hand of the market) - предположение, введённое Адамом Смитом, согласно которому отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества «невидимой рукой» рынка.

№ слайда 11

Описание слайда:

Принцип: производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причем часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.«Невидимая рука» - объективный рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов.Сигнальная функция прибыли незаметна, но надежно обеспечивает такое распределение ресурсов, которое уравновешивает спрос и предложение (то есть если производство убыточно, то количество задействованных ресурсов в данном производстве будет уменьшаться. В конечном итоге такое производство вовсе исчезнет под давлением конкурентной среды. Ресурсы будут тратиться для развития прибыльного производства).

№ слайда 12

Описание слайда:

Закон стоимости – основной закон товарного производства. Адам Смит формулирует основной закон товарного производства – закон стоимости, согласно которому товары обмениваются в соответствии с количеством труда, вложенного в их производство.Под понятием «капитал» А.Смит понимал прежде всего часть дохода, которая употребляется не на собственные нужды, а на расширение производства, что, в свою очередь, приводит к росту общественного богатства.Вкладывая капиталы в производство, люди во многом отказывают себе, проявляют бережливость. Поэтому вполне справедливо, что непосредственному производителю принадлежит одна часть созданной стоимости, равная количеству вложенного труда, а другая часть, пропорциональная вложенному капиталу, принадлежит его владельцу.

Описание слайда:

А. Смит отрицал стремление государства «надзирать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных людей», но Смит не отрицал регулирующую роль государства, которое должно ограждать общество от насилия и внешней агрессии, защищать жизнь и имущество граждан, содержать армию, органы правосудия, заботиться об образовании низших классов. При этом в своих расходах государство не должно быть расточительным.

№ слайда 15

Описание слайда:

Развитие новой науки «Экономики» очень важно для современного общества. Ведь «Экономика» изучает всё, что связано с производством необходимых людям товаров и услуг и их распределением в обществе. Все учения имели огромное влияние в развитии и формировании «Экономики»,пусть она достаточна новая наука.но именно «Экономика» играет важнейшую роль в жизни человека и вообще всего государства в любой стране.