Смотреть что такое "факт" в других словарях. Понятия научного факта, эмпирических обобщений, частно-теоретических схем и фундаментальных теорий

Факт – эмпирическая основа научного знания; особого рода предложение протокольного характера, фиксирующее эмпирическое знание.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано, но что нужно познать; знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблемы в науке обусловлены выдвижением гипотез, преодолевающих ограниченность существующих теорий.

Гипотеза – форма знания, содержащая предположение на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, нуждается в доказательстве.

Закон – форма знания, отображающая общие, повторяющиеся, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами. Законы – это ключевые элементы научной теории. Для классической науки XVII-XIX вв. характерны динамические законы , отображающие объективную закономерность в форме однозначных (жестких) связей, не допускающих случайностей (жесткий детерминизм ). Длянеклассической науки ХХ-ХХI вв. характерны статистические законы , которые отображают объективную закономерность в форме вероятных связей, не дают однозначных предсказаний "поведения" единичных объектов, однако оказываются единственно возможными при описании массовых явлений случайного характера (вероятностный детерминизм ).

Теория – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности определенной области действительности. Элементами научной теории являются исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.п.); идеализированные объекты; язык теории; логика теории; законы и утверждения, выведенные из основоположений; философские установки, ценностные, социокультурные основания.

Концепции развития науки . Наука развивается в ходе истории человечества. Вопрос в том, "почему" и "как" она развивается.

Согласно концепции интернализма развитие науки определяется внутринаучные факторы (накопление знаний, любознательность ученых, гении и т.п.).

Согласно концепции экстернализма развитие науки определяется внешними, социально-экономическими факторами.

Согласно концепции кумулятивизма (лат. cumulatio – накопление) развитие науки идет путем постепенного, непрерывного накопления новых знаний.

Согласно концепции некумулятивизма развитие науки идет скачкообразно, катастрофически, т.к. имеют место научные революции.

Научные революции как особый вид фундаментальных новаций связаны с перестройкой основополагающих научных концепций. К существу научной революции относятся: создание новых методов исследования, новых теоретических концепций и новых исследовательских программ.


Современные теории научных революций разработали И. Лакатос и Т.Кун. И. Лакатос разработал концепцию научных революций как смены научно-исследовательских программ. Т. Кун разработал концепцию научных революций как смены парадигм – научных теорий, выступающих в качестве образца научного исследования на определенном этапе развития науки.

П. Фейерабенд выдвинул анархический принцип пролиферации идей – "размножения теорий", условием развития науки является стремление к максимальному разнообразию взаимоисключающих гипотез и теорий.

Тема 18. Человек и природа

Природа – 1) весь мир в многообразии его форм (в одном ряду с понятиями "материя", "универсум", "вселенная"); 2) все, что возникло естественным путем; совокупность естественных условий существования человеческого общества; 3) объект естествознания ("наук о природе").

В общем виде природа состоит из неживой и живой. Неживая природа представлена в виде вещества и поля, которые обладают энергией (элементарные частицы, атомы, химические элементы, макротела, небесные тела, звезды, галактика и Вселенная). Живая природа – совокупность организмов, которые делятся на пять царств (вирусы, бактерии, грибы, растения и животные), организованных в экосистемы, которые в совокупности составляют биосферу.

Биосфера – область существования и функционирования ныне живущих организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, поверхность суши и верхние слои литосферы. Биосфера включает в себя совокупность всех существующих на Земле живых организмов и среду их обитания; в состав биосферы входят живое, биокосное и косное вещества. Учение о биосфере развито академиком В.И. Вернадским.

верификация

фальсификация

детерминизм

утилитаризм

Основными методами исследования, выработанными в позитивизме, являются верификация и фальсификация.

Верификация – методологический принцип – проверка истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности. Гипотезы, которые не поддаются чувственной проверке, считаются лишенными научного смысла. Данный принцип используется в неопозитивизме.

Фальсификация – методологический принцип, предполагающий проверку ложности теорий в результате эксперимента или теоретического анализа. Этот принцип в научный оборот ввел К. Поппер. Данная процедура формально симметрична верификации.

5.4. Методы и формы научного познания

1. Основным принципом диалектического метода является …

историзм

абсолютизм

скептицизм

Основным принципом диалектического метода является историзм. Данный принцип предполагает рассмотрение предметов и явлений в их изменчивости и развитии.

П. Фейерабенд Т. Кун К. Поппер О. Конт

Автором концепции «методологического анархизма» является П. Фейерабенд – американский философ и методолог науки, один из наиболее видных представителей постпозитивизма. По мнению П. Фейерабенда, наука иррациональна и ничем не отличается от мифа и религии и представляет собой одну из форм идеологии. Отсюда Фейерабенд выдвигает идею

«методологического анархизма» – «anything goes» («все допустимо», «все сгодится»), изложенную в произведении «Против метода. Очерк анархисткой теории в познании» (1975 г).

3. Метод объединения познанных в результате анализа элементов в единое целое называется …

синтезом

описанием

анализом

дедукцией

Метод объединения познанных в результате анализа элементов в единое целое называется синтезом. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих в определенных аспектах противоположных теорий (напр., синтез корпускулярных и волновых представлений в современной физике); в форме построения дедуктивных теорий и др.

4. Методологический принцип, предполагающий проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности, называется …

верификацией

конкретностью

фальсификацией

универсализмом

Методологический принцип, предполагающий проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности, называется верификацией. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Данный принцип используется в неопозитивизме.

5. Эмпирический метод познания, в ходе применения которого получаются знания о внешних сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, называется …

наблюдением

консенсусом

практикой

онтологией

Эмпирический метод познания, в ходе применения которого получаются знания о внешних сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, называется наблюдением. Наблюдение – познавательная деятельность, связанная с преднамеренным, целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира. Наблюдение осуществляется во всех сферах человеческой деятельности – в повседневной деятельности, в науке и т.п.

6. Метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту, называется …

моделированием

индетерминизмом

методологией

наблюдением

Метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту, называется моделированием. Первый объект называется оригиналом, а второй – моделью. В дальнейшем знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднено и связано с большими расходами и риском.

7. Мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части называется…

анализом

консенсусом

практикой

синтезом

Мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части называется анализом. Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков.

8. Метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных фактов к обобщениям все более высокого порядка, называется …

индукцией

диалектикой

методологией

дедукцией

Метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных фактов к обобщениям все более высокого порядка, называется индукцией. Идея индукции обсуждалась уже Сократом и Аристотелем. Систематическое изучение индуктивных процедур начал Ф. Бэкон, который рассматривал индукцию как единственно научный способ познания.

9. Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес, называется …

10. Деятельность мышления, направленная на создание теоретического мира и описывающих его моделей, называется …

конструированием

наблюдением

диалектикой

сравнением

Деятельность мышления, направленная на создание теоретического мира и описывающих его моделей, называется конструированием. Конструктивная

деятельность мышления имеет относительно самостоятельный характер по отношению к чувственному миру, подчиняясь в своем функционировании собственной логике существования.

11. Методологическим принципом, предполагающим установление ложности гипотез и теорий за счет обнаружения их несоответствия с эмпирическими данными, является …

фальсификация

верификация

историзм

Методологическим принципом, предполагающим установление ложности гипотез и теорий за счет обнаружения их несоответствия с эмпирическими данными, является фальсификация. К научным относятся лишь те положения и теории, которые в принципе могут быть опровергнуты благодаря новым фактам. Этот принцип в научный оборот ввел К. Поппер.

12. Особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание, называется …

метафизикой

наблюдением

Особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание, называется фактом. Факт отражает конечные единицы изучаемого предмета, знание о которых должно обладать достоверностью. Факты составляют базис, фундамент науки. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий.

13. Существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение, называется …

индукцией

наблюдением

метафизикой

Существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая

их упорядоченное изменение, называется законом. Понятие закона близко к понятию сущности. Существуют разные типы законов: качественные и количественные, законы функционирования, развития, законы строения, законы динамические и вероятностно-статистические, законы частные, общие и всеобщие и др.

14. Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес, называется …

научной проблемой конструктом гипотезой нарративом

Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес, называется научной проблемой. Под проблемой понимают вопрос или комплекс вопросов, решение которых носит теоретическое и практическое значение. Выделяют два класса проблем:

1) возникающие в результате исследования; 2) возникающие из анализа и обоснования окружающего мира. Развитие человеческого познания может быть представлено как переход от постановки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем.

15. Научное допущение или предположение, истинность которых не доказана с абсолютной достоверностью, но является возможной или весьма вероятной, называется …

гипотезой

понятием

16. Мыслителем ХVII века, разработавшим индуктивный метод познания и сравнившим метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, является …

Ф. Бэкон Р. Декарт К. Маркс

К. Поппер

17. Целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем, называется …

экспериментом

идеализацией

наблюдением

аналогией

18. Логический путь от общего к частному называется …

дедукцией

моделированием

индукцией

доказательством

Логический путь от общего к частному называется дедукцией. Дедукции свойствен достоверный характер логического вывода: если истинны исходные посылки, то с необходимостью будет истинно заключение. Дедуктивный метод рассматривали Аристотель, Боэций, Р. Декарт. Науки, предложения которых преимущественно получаются как следствия некоторых общих принципов, постулатов, аксиом, принято называть дедуктивными (математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.).

ДЕ 6. Философия человека

6.1.Происхождение и сущность человека

1. Трудовая концепция происхождения человека была предложена …

Ф. Энгельсом В. Лениным Аристотелем Ф. Бэконом

Трудовая концепция происхождения человека была предложена Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (написана в

2. Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет …

практическую деятельность одушевленность мышление эмоциональность

Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет практическую деятельность. Человек – существо социальное, поэтому сама способность к духовному развитию исторически формируется и совершенствуется в социальных условиях, с развитием общественной практики

– целенаправленной, творчески-преобразовательной активности. Формы практики многообразны: материально-производственная, познавательнонаучная, общественно-политическая. Именно в процессе практики формируется и развивается собственно человеческая сущность, содержанием которой является освоение и преобразование природных и социальных объектов, а также самого себя, самоутверждение себя в мире, обретение свободы.

3. Современная философия и наука считает человека …

биосоциальным существом животным субстанцией техникой

Современная философия и наука считает человека биосоциальным существом. Человек, как живой организм, включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне сознания, психики и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями.

4. Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется …

креационизмом

постмодернизмом

теоцентризмом

Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется креационизмом. Этот подход возникает в рамках религии, но до XIX века креационизм является важнейшей частью не только религиозных и философских, но и естественно-научных доктрин.

5. Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является ______________ принцип.

антропный

диалектический

кибернетический

социальный

Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является антропный принцип. Термин «антропный принцип» предложил английский математик Б. Картер в 1973 г. Антропный принцип претендует ответить на вопрос: почему Вселенная такова, какой мы ее наблюдаем?

6. Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит …

Протагору

Аристотелю

Тертуллиану

Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит Протагору, это главный принцип его софистических воззрений.

7. Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит …

Аристотелю

Зенону Ч. Дарвину

К. Марксу

Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит Аристотелю. По его мнению, «тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства – либо недоразвитое в нравственном плане существо, либо сверхчеловек».

8. Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был …

Ф. Ницше В. Соловьев З. Фрейд Н. Бердяев

Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был Ф. Ницше. Данную идею он отразил в работе «Так говорил Заратустра» (1883–1885).

9. По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать …

благородным мужем государственным чиновником религиозным деятелем добровольным рабом

По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать благородным мужем. Главное качество благородного мужа – человеколюбие (постоянная установка на любовь к людям).

10. В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) …

интуиция

В философии Просвещения главным признаком человека считался разум. Именно разум позволял человеку возвышаться над природой и миром, демонстрировал силу человека, мощь его мысли.

любая данность опыта. Теоретики науки различают «грубые факты», соответствующие нашему общему восприятию (например: я вижу падающий объект) и «научные факты», представляющие собой изложение первых в научных терминах (закон этого падения, согласованный с общим законом падения тел, - это бесконечно повторяющийся научный факт). Исторический факт с его особенностями места и времени называется «событием». Вообще факт обозначает некую простую данность и противостоит закону, излагающему общий принцип.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФАКТ

от лат. factum - сделанное, совершившееся) - 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе.

В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных фактов. Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам - одно из существенных требований, предъявляемых к научной теории. Расхождение теории с фактами рассматривается как важнейший недостаток теоретической системы знания. Вместе с тем, если теория противоречит одному или нескольким отдельным фактам, нет оснований считать ее опровергнутой, т. к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и фактами оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее. В понимании природы факта в современной философии науки выделяются две основные тенденции: фактуализм и теоретизм (являющиеся одной из форм проявления старой дилеммы эмпиризм - рационализм). Если первая подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям, то вторая, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки.

В настоящее время все шире распространяется убеждение в том, что неверно как абсолютное противопоставление фактов теории, так и полное их растворение в теории. Факт является результатом активного взаимодействия субъекта познания с объектом и обладает сложной структурой, одни элементы которой детерминируются теорией и, следовательно, зависят от нее, а другие - особенностями познаваемого объекта. Зависимость фактов от теории выражается в том, что теория формирует концептуальную основу фактов: выделяет изучаемый аспект реальности, задает язык, на котором описываются факты, детерминирует средства и методы экспериментального исследования. В то же время полученные в результате эксперимента или наблюдения данные определяются свойствами изучаемых объектов. Они наполняют содержанием задаваемую теорией концептуальную схему. Т. о., научный факт, обладая теоретической нагруженностью, в то же время сохраняет автономность по отношению к теории, ибо его содержание не зависит от теории. Именно благодаря этой относительной независимости факты способны противоречить теории и стимулировать развитие научного познания. См. также ст. Эмпирическое и теоретическое.

ФАКТ

от лат. factum - сделанное, совершившееся)

1) синоним понятия истина, событие, результат; нечто реальное, в противоположность вымышленному; конкретное, единичное, в отличие от абстрактного и общего; 2) в логике и методологии научного познания - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания Ф. противопоставляется теории или гипотезе.

В понимании природы Ф. в современной методологии науки можно выделить две тенденции: фактуализм и теоретизм. Сторонники фактуализма исходят из той идеи, что научные Ф. лежат вне теории и совершенно не зависят от нее. Поэтому подчеркивается автономность Ф. по отношению к теории. Если под Ф. понимают реальное положение дел, то его независимость от теории очевидна. Когда Ф. истолковывается как чувственный образ, то подчеркивается независимость чувственного восприятия от языка. Если же говорят о Ф. как о некоторых предложениях, то обращают внимание на особый характер этих предложений по сравнению с предложениями теории: они либо выражают чувственно данное, либо включают в себя результаты наблюдения, либо верифицируются специфическим образом и т. п. Во всех случаях фактуализм резко противопоставляет Ф. и теорию. Из этого вытекает представление об инвариантности Ф. и языка наблюдения по отношению к сменяющим друг друга теориям. В свою очередь, с признаками инвариантности тесно связан примитивный кумулятивизм в понимании развития научного знания. Установленные Ф. не могут исчезнуть или измениться, они могут лишь накапливаться, причем на ценность и смысл Ф. не влияет время их хранения: Ф., установленные, скажем, Фалесом, в неизменном виде дошли до наших дней. Это ведет к пренебрежительной оценке познавательной роли теории и к инструменталистскому истолкованию последней. Надежное, обоснованное, сохраняющееся знание - это лишь знание неизменных Ф., а все изменчивое, преходящее в познании имеет значение лишь постольку, поскольку помогает открывать Ф. Ценность теории лишь в том, что после себя она оставляет новые Ф.

Теоретизм также понимает под Ф. чувственные образы или предложения. Однако, в противоположность фактуализму, он подчеркивает тесную связь Ф. с теорией. Если Ф. истолковывается как чувственный образ, то теоретизм подчеркивает зависимость чувственного восприятия от языка и концептуальных средств теории. Ф. в этом случае оказывается сплавом чувственного восприятия с некоторым предложением, которое формулируется теорией. Изменение этих предложений приводит к изменению Ф. Напр., глядя на картинку, изображающую два профиля, повернутые друг к другу, мы можем "увидеть" два разных "факта": два профиля или вазу. Какой именно "факт" мы установим, зависит от теории, которой мы руководствуемся. Чувственное же восприятие остается в обоих случаях одним и тем же. Т. о., теоретизм приходит к выводу о полной зависимости Ф. от теории. Эта зависимость с его точки зрения настолько велика, что каждая теория создает свои специфические Ф. Ни о какой устойчивости, инвариантности Ф. по отношению к различным теориям не может быть и речи. Поскольку Ф. детерминируются теорией, постольку различия между теориями отражаются в соответствующих различиях между Ф. Это приводит теоретизм к признанию несравнимости конкурирующих теорий и к антикумулятивизму в понимании развития научного знания. Сменяющие друг друга теории не имеют общих Ф. и общего языка наблюдения. Старая теория ничего не может передать новой и целиком отбрасывается вместе со своими Ф. после победы новой теории. Поэтому в развитии науки нет преемственности.

Можно согласиться с фактуализмом в том, что Ф. в определенной мере не зависят от теории и именно поэтому для теории важно соответствовать Ф. и иметь фактуальное подтверждение. Независимые от теории Ф. ограничивают произвол ученого в создании новых теорий и могут заставить его изменить или отбросить противоречащую Ф. теорию. Для того чтобы Ф. могли влиять на создание, развитие и смену научных теорий, они должны быть в определенной степени независимы от теории. Но сказать, что Ф. совершенно не зависят от теории, значит разорвать все связи между теорией и Ф. и лишить теорию всякой познавательной ценности. Можно согласиться и с теоретизмом относительно того, что теория в определенной степени влияет на Ф., что Ф. "теоретически нагружены", что теория влияет на наше восприятие мира и на формирование Ф. Если мы признаем познавательную ценность теории, ее влияние на наше восприятие и понимание мира, мы не можем не признать ее влияния на Ф. Вместе с тем лишить Ф. всякой устойчивости по отношению к теории, сделать их целиком зависимыми от теории - значит отвергнуть их значение для процесса научного познания.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФАКТ - 1. Действительное, невымышленное явление, происшествие, событие. 2. Твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для некоего заключения, вывода, для проверки некоего предположения, гипотезы. 3. Действительность, реальность; нечто, существующее реально.

Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 881.

Факт (НФЭ, 2010)

ФАКТ (от лат. factum - сделанное, совершившееся) - 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных фактов...

Факт (Конт-Спонвиль)

ФАКТ (FAIT). Какое-либо событие, если оно установлено или зафиксировано, чего не может быть без опыта. Когда говорят о «научном факте», являющемся объектом эксперимента или по меньшей мере строгого наблюдения, почти всегда подразумевают предварительно сформулированную теорию или определенную технологию. Как говорит Башлар, научный факт это «самый фактический из фактов». В философии понятие факта (quid facti) традиционно противостоит понятию права (quid juris), так же как то, что есть, противостоит тому, что должно быть.

Факт (Фролов)

ФАКТ (лат. factum - сделанное, совершившееся) - различают понятие объективного и научного факта. Под объективным фактом принято понимать некоторое событие, явление, фрагмент реальности, которые составляют объект человеческой деятельности или познания. Научный факт - это отражение объективного факта в человеческом сознании, то есть его описание посредством некоторого - искусственного или же естественного - языка. Научные факты служат основой теоретических построений, которые были бы без них невозможны.

Особенности эмпирического исследования

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание, сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и др. фактофиксирующая деятельность. Эмпирическое опытное исследование осваивает объект с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция. Его важнейшим элементом является факт, который имеет следующие основные значения: 1) Некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности, либо к сфере сознания и познания. 2) Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. синоним истины (научный факт). 3) Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдения и экспериментов (научный факт). Ни один опытный факт не может быть сформулирован помимо некоторой системы понятий. А. Эйнштейн считал, что факты без деятельности ума сами по себе не могут привести к научному познанию. В понимании природы факта существуют две крайние точки зрения: 1) фактуализм (независимость и автономность фактов по отношению к разным теориям). 2) теоретизм (факты полностью зависят от теории). Верное решение состоит в том, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно независим от теории, т.к. детерминирован действительностью. В научном познании факты играют двоякую роль: 1) образуют эмпирическую основу для выдвижения гипотез, построения теорий. 2) факты имеют решающее значение в подтверждении теорий или их опровержении.

В.И. Вернадский писал: «Научные факты составляют главное содержание научного знания и научной работы. Они, если правильно установлены, бесспорны и общеобязательны. Наряду с ними могут быть выделены системы определенных научных фактов, основной формой которых являются эмпирические обобщения. Это резко отличает науку от философии и религии». Недопустимо выхватывать отдельные факты, а рассматривать их во взаимосвязи, в целостной системе. Необходимо различать факты действительности , как отдельные ее проявления и факты знания , как отражение этих проявлений в сознании человека. Ученый не ищет вслепую факты, а руководствуется целями, задачами, концептуальной системой. Факт планируется, конструируется теорией; факты теоретически нагружены и исходный пункт науки – это теоретические схемы, концептуальные каркасы действительности (постулаты, принципы, определения, концептуальные модели). Теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана до ее последних штрихов в лаборатории (А. Уайтхед, К. Поппер).