Социальная структура личности. Типология личностей

Социальная структура личности характеризует как внешнюю так и внутреннюю соотнесенность человека с социумом: «внешняя» соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей поведения (как динамической структуры статусов); внутренняя соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций). Социальная структура личности выступает в двух отношениях: с одной стороны, в объективном плане (как система статусов и ролей), а с другой – в субъективном плане (как система диспозиций и ролевых ожиданий). В объективном смысле социальная структура личности представляет собой сеть устойчивых взаимодействий личности с другими субъектами: индивидами и группами. Такие взаимодействия предполагают, во-первых, наличие статусов или позиций, которые занимают участники взаимодействия относительно друг друга и всей системы в целом, во-вторых, соответствующие этим статусам и позициям нормативные требования и ожидания, и в-третьих, обусловленные статусом и нормативными требованиями социально одобряемые образцы поведения (роли). Социальный статус – это определенное место индивида в социальной структуре общества, связанное с его правами и обязанностями. Каждый человек обладает множеством социальных статусов, один из которых может считаться главным, а другие – второстепенными. В зависимости от жизненной ситуации статусы подразделяются на приписываемые, заданные внешними, неконтролируемые личными обстоятельствами, и достигаемые являющиеся результатом ее свободного выбора и собственных усилий. Социальная роль – это социально ожидаемая модель поведения, соответствующая определенному статусу.

На субъективном уровне структурной организации личности ученые выделяют диспозиции («субъективные» позиции), основу которых составляет жизненная позиция личности – устойчивая направленность на определенные ценности. Психологическая теория диспозиций принадлежит Гордону Олпорту. Личность как динамическая психофизическая система строится из первичных компонентов темперамента, интеллекта и физической конституции. Олпорт выделил общие черты, характерные для данной культуры, и индивидуальные черты – диспозиции. В социологии основатели – У. Томас, Ф. Знанецкий. В.А. Ядов выделяет четыре уровня диспозиций:

Низшие диспозиции, основанные на базе витальных потребностей

Социальные фиксированные установки, проявляющиеся в разных конкретных ситуациях

Базовые социальные установки, реализующиеся в типичных ситуациях взаимодействия индивидов

Система ценностных ориентаций, связанных с высшими целями индивида

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности. Структурный анализ личности представляет собой одну из главных задач как социологии, так и социальной психологии. В рамках последней проделана большая работа по изучению социально-психологической структуры личности, основанная на значительном эмпирическом материале. Структура сложных явлений, а к ним безусловно относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям – прогрессивным и регрессивным – вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения (о нем пойдет речь в другом разделе пособия). В первом приближении личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых, соответственно, биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности, конечно, не может не учитываться социологией, но лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять все те социальные функции, которые выполняет здоровый человек. Больше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний личности, ее волевые устремления, память, способности и т.д. Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида. Но социальная структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств. Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности – ее социальное качество. Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как самодеятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием "субъект деятельности". Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.



Элементы социальной структуры личности. На основании сказанного в социальной структуре личности можно выделить следующие элементы:

1) способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и таких видах деятельности как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая. При этом труд должен рассматриваться как центральное, сущностное звено структуры личности, определяющее все ее элементы;

2) объективные социальные потребности личности. Личность – органическая часть общества, поэтому в основе ее структуры лежат общественные потребности. Другими словами, структура личности детерминируется теми объективными закономерностями, которые определяют развитие человека как общественного существа. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение;

3) способности к творческой деятельности, знания, навыки. Именно творческие способности и отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования как личности (некоторые остаются на этой стадии всю свою жизнь). Причем творческие способности могут проявляться не обязательно в таких сферах деятельности, которые по природе своей требуют творческих личностей (науки, искусства), но и в таких, которые, на первый взгляд, творческими не назовешь, например, рутинная работа в трудовой сфере, а между тем и в ней проявляется творчество и создаются различные приспособления, машины и механизмы, облегчающие труд людей, делающие его интересным и эффективным. Словом, творчество – основная отличительная черта человека как личности;



4) степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности. А.Н. Леонтьев писал, что основной вопрос становления личности – превращение мотивов (побуждений) в то устойчивое, что характеризует личность. Он выделял три параметра в строении личности: "...широту связей человека с миром, степень иерархизированности и общую их структуру".

5) нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность. И, наконец, убеждения – самые глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека. Убеждения связаны с осознанием личностью своих объективных (существующих независимо от сознания) потребностей, составляющих как бы ядро структуры личности. Все эти структурные элементы в той или иной степени присущи каждой личности. Каждая личность так или иначе участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение ("ближнее" – родственники, друзья, знакомые и т.д. и "дальние" – общество в целом). Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека. Отсюда и социализация может быть понята как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.

Прежде чем индивид станет личностью в собственном смысле слова, ему предстоит пройти длительный процесс социализации. Несмотря на широкое распространение термина «социализация», он не получил однозначной трактовки. Более того, порой применяются и синонимичные ему понятия. От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение человека), взросление (социо-психологическое становление человека в возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возмужание (физико-физиологический процесс укрепления организма человека в подростковом и юношеском возрасте).

Процессы социализации изучаются и в рамках социальной психологии, и в социологии, что, безусловно, определяет свою специфику в трактовке данного процесса в этих науках.

Понимание процесса социализации связано с идеей развития личности, при этом последняя рассматривается как становящийся активный социальный субъект. «Социализация – это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» . Социализация охватывает все процессы приобщения индивида к культуре, социальному опыту, с помощью которых он обретает способность участвовать в жизни общества.

Однако человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные установки, убеждения, ценностные ориентации. Другими словами, воспроизводство социального опыта невозможно без активного участия самого человека, что предполагает и дальнейшее развитие данного опыта. Поэтому человек в социализации выступает одновременно и объектом, и субъектом общественных отношений. При усвоении социального опыта человек предстает в роли объекта воздействия; однако это воздействие проходит при личном участии самого человека, где он уже обнаруживает себя в качестве субъекта.

Итак, по своему содержанию социализация – это процесс становления личности, который начинается с момента рождения человека. Как отмечалось, обычно выделяются три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение и самосознание. Вхождение человека в эти сферы характеризуется постоянным расширением и усложнением социальных связей, в которые он вступает. Так, в социализации происходит освоение все новых и новых видов деятельности, ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами, центрирование вокруг главного выбранного вида, т. е. идет процесс расширения возможностей индивида как субъекта деятельности. Общение в контексте социализации также рассматривается в плане его расширения и углубления. Что касается самосознания, то его развитие означает становление в человеке образа своего «Я» , понимаемого как определение собственной идентичности, некоторой целостности.

Социализация личности протекает под воздействием многих условий и факторов, как социально-контролируемых, направленно-организуемых, так и стихийных, спонтанных. В общем плане она – атрибут образа жизни личности и может рассматриваться как его условие и результат.

Выделяются и определенные стадии процесса социализации. Поскольку эта тема подробно исследовалась в фрейдизме, постольку именно в этом направлении сложилась традиция определения стадий социализации. В настоящее время достаточно общепринято в социологии и социальной психологии выделение таких стадий социализации, как детство, отрочество и юность. Что касается определения дальнейших этапов, то вопрос остается до сих пор дискуссионным. Для разрешения возникшего затруднения в социологии стал применяться подход, в котором стадии социализации выделяются в зависимости от отношения человека к трудовой деятельности. Отсюда социализация включает дотрудовую, трудовую и послетрудовую стадии. Дотрудовая стадия охватывает период в жизни человека до начала его трудовой деятельности. В свою очередь данная стадия распадается на раннюю социализацию (от рождения ребенка до его поступления в школу) и стадию обучения (обучение в школе и других учебных заведениях).

Трудовая стадия социализации распространяется на период зрелости. На этой стадии личность не только усваивает опыт, но и активно воспроизводит его. Послетрудовая социализация связана с продолжением данного процесса и после прекращения активного участия человека в трудовой деятельности.

В связи со стадиями процесса социализации в социологии выделяются агенты и институты социализации. Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Образования, в которых происходит трансляция социального опыта, получили название институтов социализации. Институты социализации – учреждения и организации, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Это семья, дошкольные детские учреждения, школа, прочие учебные и воспитательные учреждения, трудовой коллектив, референтные группы, не имеющие асоциальной направленности и др. Социализация понимается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, в результате которого вырабатывается определенная жизненная позиция личности.

В социологической литературе много внимания уделяется вопросам политической и правовой социализации. В отечественной социологии под политической социализацией понимается политическое развитие личности как процесс активного усвоения идеологических, политических ценностей и норм общества и формирование их в осознанную систему социально-политических установок, определяющую позиции и поведение индивида в политической системе общества.

Что касается правовой социализации, то она рассматривается как процесс приобретения личностью правовых знаний и опыта правового общения. В процессе правовой социализации происходит овладение способами поведения, соответствующими нормам права. «Правовая социализация личности – это включение в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом» .

Итак, социализация – освоение индивидом социальных требований и функций в качестве непременного включения в социальную общность.

Среди других процессов, где личность выступает в роли объекта общественных отношений, выделяются социальная и ролевая идентификация. В процессах социальной идентификации происходит отождествление индивида с той или иной социальной группой, осознание им своей принадлежности к данной общности, приобретаются и усваиваются нормы, идеалы, ценности, разделяемые конкретной социальной группой. В ролевой идентификации имеет место принятие индивидом общественно заданных функций и групповых требований как отвечающих интересам и потребностям субъекта.

Одна из главных целей социализации и идентификации – приспособление, адаптация человека к социальной реальности. Но вместе с тем существуют и отрицательные последствия такого приспособления и одно из них – конформизм. Он означает пассивное принятие существующего порядка вещей, мнений и т. д. В социологии различают конформизм как социальное явление, когда говорят об известном единообразии в обществе, о нивелировке личности, и как определенное (конформное) поведение человека, которое обусловлено боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции и принятием им позиций и мнений группы под ее давлением. Конформность имеет место там, где фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. При этом различают внешнюю комформность (мнение группы принимается индивидом чисто внешне) и внутреннюю (когда индивид действительно усваивает мнение большинства).

Естественное приспособление личности к жизненным обстоятельствам нельзя смешивать с приспособленчеством, что является основой ее конформного поведения.

При исследовании процессов социализации личности важное значение имеет выявление референтных групп. Референтные группы – это группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение с целью принятия этих норм и ценностей или сравнения с ними. Большое значение данная тема имеет в социологии права, поскольку необходимо выявить и изучить референтные группы, которые имеют асоциальную направленность и активно влияют на процесс формирования негативных особенностей становящихся личностей.

Социализация проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычного образа жизни и т. д. Вступая в новый цикл, человек попадает под влияние двух процессов: десоциализации и ресоциализации. Отучение от прежних правил поведения, ролей, разделяемых ценностей и норм называется десоциализацией, а следующий за ним этап обучения новым нормам, ролям, правилам поведения – ресоциализацией. Десоциализация и ресоциализация – две стороны процесса взрослой, или продолженной, социализации. Десоциализация может быть настолько глубокой, что приводит к разрушению основы личности и тогда процесс ресоциализации оказывается невозможным. Однако глубокой может быть не только десоциализация, но и ресоциализация.

Отметим, что агенты и институты социализации выполняют не только функцию, связанную с обучением индивида культурным нормам и образцам поведения, но и функцию контроля, т. е. того, насколько прочно, глубоко и правильно усвоены нормы и роли. При этом вознаграждение и наказание являются эффективными приемами и социального контроля, и социализации в целом.

Важное значение в социологии придается проблемам исследования личности как субъекта общественных отношений. Фиксирование позиции личности в качестве субъекта этих отношений осуществляется в таких понятиях, как «нормативное сознание», «ценностные ориентации», «мотивация», «социальные установки», «социальное поведение» и пр. Уже на стадии усвоения социального опыта проявляются активность, индивидуальные особенности индивида. «Положения о том, что поведение человека социально детерминированно и что сам он является объектом социальных отношений, т. е. действий, идущих со стороны общества и его институтов, составляют только часть проблемы взаимодействия человека и общества» .

Соответственно другая часть проблемы касается воздействия человека на общество, что предполагает рассмотрение его в роли субъекта общественных отношений.

Субъектность человека связана с его способностью превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом ее структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком мира.

Реальность и необходимость общения определены совместной жизнедеятельностью людей. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью – первый опыт его общения, где он выступает в качестве субъекта. В дальнейшем человек расширяет круг своего общения, активно воздействуя на других людей в этом процессе.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, своей индивидуальностью. В кризисных ситуациях такая личность сохраняет собственную жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям, что указывает на ее целостность и устойчивость.

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

    один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

    второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку". Особенно это характерно для периода кризисного развития общества

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной" структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Что же означают названные элементы структуры личности? Под мотивами принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть, установки во времена предшествуют деятельности, в них отражается "нацеленность на тот или иной вектор" поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий научный оборот и немало сделали для его изучения: В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных, непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Отметим, что иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, отметим, что она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском плане и на уровне общей социологической теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной.

Разумеется, названные формы и виды деятельности личности могут быть изучены не только в рамках общей социологической теории, но и переведены на язык эмпирических социологических исследовании. Однако в силу достаточно общего характера это сделать не просто.

С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может быть деятельность экономическая, политическая, социальная, а также производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.

Завершая рассмотрение механизмов и структур личности, приведем схему, в которой они находят отражение. Как и всякое графическое изображение, она условна, но ее преимущество в том, что с помощью схемы можно получить наглядное представление о поднятых выше вопросах.

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

    один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

    второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку". Особенно это характерно для периода кризисного развития общества

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной" структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Что же означают названные элементы структуры личности? Под мотивами принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть, установки во времена предшествуют деятельности, в них отражается "нацеленность на тот или иной вектор" поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий научный оборот и немало сделали для его изучения: В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных, непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Отметим, что иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, отметим, что она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском плане и на уровне общей социологической теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной.

Разумеется, названные формы и виды деятельности личности могут быть изучены не только в рамках общей социологической теории, но и переведены на язык эмпирических социологических исследовании. Однако в силу достаточно общего характера это сделать не просто.

С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может быть деятельность экономическая, политическая, социальная, а также производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.

Завершая рассмотрение механизмов и структур личности, приведем схему, в которой они находят отражение. Как и всякое графическое изображение, она условна, но ее преимущество в том, что с помощью схемы можно получить наглядное представление о поднятых выше вопросах.