Социальная работа в вузах. Роль и место социального работника в образовании

Практика социальной работы в сфере высшего образования возникла и получила свое развитие как ответ на накопленный груз проблем в функционировании высшей школы и уже сегодня требует, наряду с практическими действиями, серьезного теоретического осмысления. Это связано, прежде всего, с тем, что, являясь принципиально значимой органической частью сферы образования в целом, высшая школа представляет собой важнейший социальный институт, обеспечивающий воспитание, образование и обучение. Она является основой социально-экономического развития любого государства и без его успешного функционирования, которое предполагает постоянное усовершенствование, невозможен прогресс социума.

Современные условия затянувшегося комплексного кризиса жизнедеятельности нашего общества, затронувшего самым серьезным образом и сферу высшего образования и отдельные ее элементы, диктует свои правила формирования направленности социальной работы в этой сфере.

Ситуация, связанная с процессом демократизации жизни нашего общества, со структурными сдвигами в экономике, с развитием региональных рынков труда, актуализирует проблему реформирования высшей школы и социальной работы в сфере высшего образования с целью преодоления существующих и вновь появляющихся трудностей и противоречий в развитии системы высшего образования.

Социальная работа в сфере высшего образования всецело зависит от процессов, которые переживает сам вуз. От степени развития системы высшего образования зависит эффективность результатов социальной работы в ней. Это связано с тем, что высшая школа сегодня выполняет несколько ролей в отношении реализации социальной работы. Во-первых, она выступает в качестве базовой среды для осуществления социальной работы, во-вторых, является источником социальной работы как вида деятельности, в-третьих, является субъектом социальной работы как науки и учебного процесса, так как во многих вузах Украины ведется подготовка специалистов по социальной работе. Именно поэтому принципиально важным является анализ процесса развития современной системы высшего образования.

Рассмотрим высшую школу Украины как основополагающий базис формирования социальной работы в сфере высшего образования. Проанализируем потенциал, возможности современного вуза в области реализации социальной работы.

В этом аспекте можно выделить ряд основных тенденций, характерных для современного этапа эволюции высшей школы:

  • 1) количественный рост высших учебных заведений;
  • 2) демократизация университетов;
  • 3) дифференциация "внутреннего университетского поля";
  • 4) трансформация социально значимых функций современного вуза.

Перечисленные тенденции сопряжены с протеканием неоднозначных, противоречивых процессов, поэтому они справедливо являются как конструктивными, так и кардинально противоположного характера. С одной стороны, они порождают все новые трудности и проблемы субъектов высшего образования, с другой, способствуют поиску инновационных подходов к осуществлению социальной работы, расширению спектра социальных услуг, адекватных появляющимся проблемам.

Реалиями сегодняшнего дня является количественный рост высших учебных заведений как государственного, так и коммерческого типа: популярным стал факт получения институтами статусов университетов, увеличение числа различного профиля академий. Кроме того, в современном высшем образовании, в отличие от советского периода, выделяются уровни: неполное высшее образование -- 3 года; бакалавриат -- 4 года; специалист -- 1 год; магистратура -- 1-2 года. Также существуют бюджетная и коммерческая формы обучения.

Сеть негосударственных вузов стала сегодня важной составляющей высшей школы, одной из причин создания и развития которой явились возникшие в начале 90-х годов противоречия между возросшим спросом населения на образовательные услуги и невозможностью реализации его государством. На начало 20 века в Украине насчитывалось более 200 негосударственных высших учебных заведений. В настоящее время данные показатели увеличились и имеют тенденцию роста. Подобная ситуация имеет неоднозначные и даже парадоксальные последствия. С одной стороны, сегодня, в условиях сокращения бюджетного финансирования государственных вузов, существование и развитие негосударственных образовательных учреждений представляет собой выход из сложившихся противоречий. Увеличение числа высших учебных заведений способствует расширению сферы образовательных услуг. Но, с другой стороны, коммерционализация высшей школы изначально ставит в неравные условия абитуриентов из высоко обеспеченных семей и семей среднего и низкого достатка, поскольку плата за обучение не для всех слоев общества является приемлемой.

Т.о., тенденция роста числа вузов расширяет спектр образовательных услуг лишь для "платежеспособных" абитуриентов. Для остальных развитие ситуации в подобном русле лишь снижает степень доступности высшего образования. Значительное сокращение мест бесплатной формы обучения приводит к высокой степени коррумпированности структур высшей школы, что усугубляет сложившуюся ситуацию на рынке образовательных услуг и не позволяет абитуриентам, которые не имеют "социально полезных" связей, поступить на бюджетную форму обучения в государственном вузе. Эта ситуация повлекла за собой разработку вариантов решения проблемы доступности высшего образования. Одним из таких вариантов стал Единый государственный экзамен, вводимый для выпускников школы.

Кроме того, нельзя забывать о неудавшейся попытке увеличить количество высших учебных заведений в нашей стране в 1917-1918 гг. Когда новые университеты вырастали всюду в огромных количествах. Отдельные уезды предъявляли запросы на создание сразу десятков и даже сотен университетов. Созданные на скорую руку эти учебные заведения ничего общего с действительными университетами не имели. Под вывеской "университет" можно было обнаружить нечто вроде комбинатов, где располагались различные общеобразовательные и специальные курсы (бухгалтерские, агрономические). Подобная ситуация может сложиться и в современной отечественной системе образования. В процессе увеличения количественных показателей вузы не застрахованы от снижения качества обучения.

Кроме того, высшая школа в угоду новым модным увлечениям, отвечая на заинтересованный спрос абитуриентов в получении таких новых специальностей, как менеджер, маркетолог, имиджмейкер, социолог, политолог, философ или психолог, специалист по рекламе и т. д., готовит в больших объемах специалистов перечисленных специальностей без учета реального спроса рынка труда на них. В этой связи у выпускников вузов нарастает актуальность проблемы трудоустройства в соответствии с полученной специальностью в высшем учебном заведении.

Следствием рассмотренных процессов является увеличение значимости разработки инновационных подходов к организационной перестройке университета.

Являясь составной частью образования как социального явления, высшая школа, ориентированная на формирование личности, выполняет важнейшие функции социализации и профессионализации человека. В настоящее время, помимо своей основной образовательной функции, вузы берут на себя целый ряд иных функций. Во-первых, функцию социальной защиты, так как высшие учебные заведения сегодня реально защищают определенную часть молодежи от безработицы и призыва на все менее уважаемую большинством воинскую службу. Во-вторых, возросла социальная ценность высшего образования, поэтому оно выполняет функцию важного канала перемещения в обществе, своеобразного социального "лифта", который увеличивает не только социальную мобильность, но и социальное расслоение общества. В третьих, современное высшее образование часто является не профессионально-специализированным, а условием профессионального самоопределения.

Конкуренция на рынке (глобальном, государственном, региональном), сокращение государственного финансирования, рост противоречия между дорогостоящими науками, исследованиями, необходимостью массового образования и региональными проблемами -- все это в совокупности способствует разворачиванию предпринимательской модели университета. Это "достижение" относится к разряду "небесспорных", во многом оно вынужденное, и большинству университетов не свойственное.

Характер социальной работы в сфере высшего образования имеет прямую связь и с процессом дифференциации "внутреннего университетского поля". Здесь центральную интегральную совокупную деятельность можно увязать с общепринятыми социологическими закономерностями. Например, "от более однородного к более разнородному": для преподавателей -- профессионализм преподавательского состава, фактическая оплата их труда, предоставляется университетом возможность для роста и реализации своих научных замыслов; для студентов -- отношение к учебному процессу (посещаемость, индивидуальный график, нарушение трудовой дисциплины), реально усвоенные знания, социальная активность; для управленческого персонала -- распространение социального мифотворчества о неуклонном качественном совершенствовании; о существенном понижении реальных прав и возможностей кафедр, резкой дифференциации в уровнях зарплаты; о дискуссионных отношениях.

Т.к. современная ситуация оказывает влияние на возникновение специфических проблем основных субъектов высшей школы, к которым относятся профессорско-преподавательский состав, студенчество, аспиранты и докторанты, сотрудники вуза, -- развитие социальной работы в сфере высшего образования является особенно актуальным и выступает в качестве одного из основных факторов, влияющих на успешность и эффективность процессов обучения и воспитания будущего поколения интеллигенции.

Рассмотрим механизмы, субъекты, средства и методы социальной работы в сфере высшего образования на примере вузов, в которых она уже осуществляется.

Преподаватель выступает в качестве центральной фигуры учебного процесса, как один из его основных субъектов. Педагогическим мастерством преподавательского состава во многом определяется повышение качества подготовки молодых специалистов. Необходимыми характеристиками деятельности педагога высшего учебного заведения, способствующие развитию высшего образования, являются: использование новаций и нововведений в содержании и формах учебного материала, методах контроля знаний студентов, нестандартных способах привлечения студентов к научной работе; высокий уровень профессионализма. Эти требования могут быть выдержаны преподавателем лишь при наличии соответствующих условий для осуществления профессиональной деятельности. В свою очередь, меры по созданию благоприятных условий для жизнедеятельности преподавателей представляют собой основные задачи социальной работы в сфере высшего образования в отношении данной категории граждан:

  • 1. Обеспечение высокого уровня организации и обеспечения учебного процесса, который заключается в доступе к новым, современным источникам информации; в обеспечении библиографическими и учебно-методическими материалами, в доступе к использованию в учебном процессе современных информационных технологий, к возможности профессионального роста личности преподавателя, доступе к возможностям прохождения курсов повышения квалификации и, наконец, в уровне стимулирования деятельности преподавателя, прежде всего финансового плана через размеры заработных выплат. Наиболее распространенный тип преподавателей сегодня -- это "бедные, но умные" (за исключением управленческой элиты вузов), вынужденные работать в условиях постоянной перегрузки (дополнительные ставки, почасовая оплата и проч.).
  • 2. Организация жизнедеятельности, досуга и отдыха: обеспечение жильем, медицинское обслуживание, доступ к ресурсам психологического, эмоционального и физического восстановления.
  • 3. Предоставление возможности самоактуализироваться и реализовать собственный потенциал через издания собственных учебных и методических пособий, практикумов, монографий.

Понятно, что научный и педагогический рост, отдых, здоровье и добросовестное выполнение своих обязанностей в условиях развития современной высшей шко-лы являются весьма проблематичными. Чувствуя себя униженным и забытым властью, преподаватель, зная, что он необходим студенту, культуре и будущему, идет на компромиссы. Но нередко вынужден снижать требования к себе и к студентам.

Рассмотренные условия эффективной деятельности преподавателей являются далеко не одинаковыми в отношении всего профессорско-преподавательского состава. Поэтому проблемы и их значимость для каждого в отдельности преподавателя различны. В свою очередь, это ведет к дифференциации данной профессиональной группы и к актуализации индивидуальной, адресной направленности социальной работы в отношении преподавателей в вузе.

Причины дифференциации преподавателей по характеру проблем связаны, во-первых, с финансовыми проблемами государственных вузов, поскольку преподаватели коммерческих структур высшей школы в этом плане находятся в условиях на порядок лучше, нежели преподаватели государственных высших учебных заведений. Во-вторых, признак локализации играет немаловажную роль в существовании разных условий относительно перечисленных базисов дифференциации между преподавателями крупных столичных вузов и преподавателями из числа работников периферийной высшей школы. В-третьих, преподавателей также можно разделить по возрастному признаку. По концепции преподавания можно выделить консерваторов и новаторов, но это уже причина субъективного характера дифференциации преподавательского состава высшей школы.

Другой не менее значимой фигурой в вузе наряду с преподавателем является объект обучения -- студенчество. В отношении данного участника образовательного процесса в высшей школе складывается далеко неоднозначная ситуация. Это вызвано тем, что современные условия, в которых проходит профессиональное становление сегодняшнего студента, изменили данную социальную группу, ее основные характеристики и отличительные черты.

Все менее актуальной становится и традиционная позиция в отношении определения студенчества, сформулированная Л. Я. Рубиной: "Объединяя молодежь примерно одного возраста и одинакового уровня образования, студенчество отличается от других групп учащихся рядом особенностей: формами организации своей жизнедеятельности, концентрацией в крупных вузовских центрах, "локализацией образа жизни в стенах" вуза, в студенческой группе, в общежитии, относительной самостоятельностью в выборе способов деятельности в учебное и внеучебное время.

В аспекте реалий сегодняшнего дня адекватной является трактовка определения студенчества, предложенная Петровой Т. Э., которая определяет студенчество как относительно особую и самостоятельную социальную группу непроизводственного, общественно-деятельного характера, и предлагает в свете современных научных подходов отказаться от представлений о студенчестве как переходной, маргинальной, однородной, локализованной во времени и пространстве социальной группе в пользу определения его как гетерогенной, внутренне дифференцированной, социокультурной общности со множеством присущих ей способов и стилей жизнедеятельности.

Действительно, многие характеристики, особенности студенческой жизни сегодня изменились. Это привело к осознанию того, что единый подход социальной работы в отношении студенчества не может быть эффективным, поскольку дифференциация, в целом, студенчества как социальной группы ведет к дифференциации студенческих проблем и степени актуальности их для каждого отдельного студента. Поэтому, равно как и в отношении преподавателей, социальная работа в сфере высшего образования в отношении студентов должна базироваться, прежде всего, на индивидуальном подходе.

Для того чтобы проанализировать характер проблем, адекватной которым должна быть социальная работа, необходимо рассмотреть признаки дифференциации современного студенчества:

  • - пол;
  • - возраст, курс;
  • - национальность;
  • - место проживания (город, село; близость к родителям);
  • - жилищные условия (общежитие, квартира, частный дом);
  • - вуз, специальность (технический, гуманитарный; столичный, периферийный; коммерческий, государственный);
  • - форма обучения;
  • - трудовая занятость;
  • - принадлежность к молодежным субкультурам;
  • - мотивация обучения;
  • - социальная активность;
  • - успеваемость; отношение к научно-исследовательской деятельности
  • - семейное положение и др.

Перечисленные основания дифференциации студенчества определяют характер проблем и их значимость для той или иной группы студентов.

Кроме того, спектр проблем студенчества можно рассмотреть через призму различных видов деятельности:

Виды жизнедеятельности студента

В этом аспекте в каждой из видов деятельности студент сталкивается с определенными проблемами, а так как четкие границы очень сложно обозначить, и виды и сферы жизнедеятельности студента тесно переплетены и налагаются друг на друга, перехлестываются, поэтому актуальной в области изучения студенческих проблем является теория социального поля. Рассматривая общество как многомерное пространство, теория социального поля особый акцент делает на его характеристиках, которые могут объективно наблюдаться и изменяться.

Социальный агент, имея неизменную позицию в пространстве, может также занимать позиции в нескольких социальных полях. При этом под социальным полем представляется структурированное пространство позиций, которые и определяют основные свойства поля. Каждое поле имеет свою собственную логику, свои правила, свои свойства, свои специфические закономерности.

Поле проблем студентов является частью социального пространства, органично входит в него и представляет собой организационное образование, некий комплекс, сложный конструкт. Эта структура содержит в себе узлы проблем с многочисленными факторами, силы, влияние которых разнонаправлены и разнородны, со связями между факторами, узлами и внешней средой, с личностью студента как части социума, находящегося в поиске своего "Я" и в то же время в своем индивидуальном поле проблем.

Сложность проблемной ситуации для студента состоит в том, что ему необходимо отрефлексировать свое состояние в разных динамичных полях. Способность молодых к рефлексивной деятельности различна. Если она низка, то студент не способен обозначить имеющиеся у него проблемы. И наоборот, развитая рефлексивная способность приводит к избытку проблем. Событийный характер поля определяет его постоянные изменения. Любые изменения необратимо вызывают эффект цепной реакции. Вся конфигурация придет в движение и, возможно, остановится только тогда, когда сама найдет некоторое, оптимальное для себя состояние. Переход к теории поля означает, что общество в целом и студенчество в отдельности должно изучаться не как стабильное, статичное состояние, а как бесконечный процесс изменений, не как жесткий зафиксированный объект, а как бесконечный поток событий. Сложность поля жизненных проблем студентов связана еще и с тем, что практически невозможно определить варианты его дальнейшего развития.

Изучение проблем субъектов высшей школы, исследование их природной причинности позволяют формировать адресную, более эффективную, востребованную социальную работу в сфере высшего образования, позволяют определить и студенту и преподавателю наиболее оптимальный субъект помощи, в каждом отдельном случае, по каждой конкретной проблеме. Весь спектр субъектов социальной работы в сфере высшего образования можно представить следующим образом:

Звено № 1


Субъекты социальной работы в сфере высшего образования

Охарактеризуем каждое звено субъектов социальной работы в сфере высшего образования, представленные в схеме.

Звено № 1 представлено органами власти различного уровня: государственного, регионального и местного. Основной задачей деятельности данного звена субъектов социальной работы в сфере высшего образования является создание условий для реализации социальной работы.

Деятельность государственных, региональных органов законодательной и исполнительной власти направлена на разработку действенных правовых механизмов, позволяющих на практике реализовать модель социальной работы в сфере высшего образования:

  • * создание действенной нормативно-правовой базы в области социальной работы в сфере высшего образования;
  • * создание условий для администрации вуза осуществлять социальную работу в рассматриваемой области;
  • * формирование государственного стимулирования деятельности преподавателей через решение на государственном уровне проблем жилищного устройства, улучшения материального благосостояния преподавателей;
  • * формирование системы стимулирования на уровне государства обучения студентов, например, через обеспечение занятости выпускников вузов;
  • * создание условий для осуществления деятельности благотворительных, некоммерческих организаций в области оказания социальной помощи и предоставление социальных услуг субъектам высшего образования;
  • * стимулирование деятельности спонсоров и меценатов в области организации социальной помощи высшему образованию.

Кроме того, деятельность государственных и региональных органов власти по улучшению благосостояния населения всей страны способствует укреплению одного из значимых субъектов помощи в области высшего образования -- семьи.

Администрация вуза, факультета, отделения и структурные подразделения вуза имеют основной задачей деятельности в области социальной работы формирование благоприятных условий для функционирования субъектов высшей школы. Это означает, что данные инстанции осуществляют деятельность по решению проблем, связанных с организацией учебного процесса:

  • * обеспечение достаточного аудиторного фонда,
  • * предоставление современных средств для преподавания и обучения,
  • * создание условий для профессионального роста преподавателей,
  • * обеспечение студентов необходимым количеством источниковой базы обучения (учебной, методической, статистической, справочной и др. литературы, изданий периодической печати, современных источников информации -- Интернет, информацией на электронных носителях и т.д.),
  • * способствование внедрению инновационных методов преподавания в вузах,
  • * введение в структуру вуза органа, занимающего вопросами социальной защиты.

Звено № 2 представлено субъектами помощи, которые участвуют в осуществлении социальной работы "извне", за исключением общественных организаций, функционирование которых возможно как в рамках вуза, так и за его пределами. Общественные организации призваны реализовывать социальную работу через представление различных видов социальной помощи. Примером подобных организаций могут выступать профсоюзные студенческие организации и общественные студенческие организации. Принципиальных различий в подходах к деятельности профсоюзных и общественных организаций студентов нет, однако профсоюзы делают акцент в своей деятельности на решении социальных вопросов студентов, общественные объединения направляют свои усилия в русло поддержки социально-значимых инициатив студенческой молодежи, создания условий для всесторонней самореализации студентов.

Особой формой студенческого общественного движения являются студенческие отряды. Студенческий отряд сегодня -- это особая позитивная молодежная среда, участники которой ориентированы на социально-значимую деятельность. Выполняя различные общественные, воспитательные, трудовые функции, члены студенческих отрядов имеют реальную возможность реализации собственных трудовых и социальных инициатив. Помимо всего, деятельность в отрядах создает для студентов реальные возможности в самосовершенствовании и саморазвитии. Для многих молодых людей студенческий отряд -- это не только возможность попрактиковаться в профессиональной деятельности, что тоже немаловажно, но и раскрыть в себе качества организационно-управленческого характера.

Преподаватели могут выступать в деятельности таких организаций в роли организатора и куратора (студенческие общественные организации), в роли объекта помощи (профсоюзная организация преподавателей; общественные организации, деятельностью которых является оказание социальной помощи преподавателям, в частности, преподавателям пожилого возраста, например.

Другим субъектом помощи, который также относится к Звену № 2, является семья, близкие родственники.

В первую очередь необходимо, указать на значимость семьи в целом для субъектов высшей школы как индивидов, как личностей. Особенно важной является та нравственная, психологическая, эмоциональная основа личности, которая закладывается по средствам социализации в семье. Это определяет во многом мировоззренческую позицию, восприятие, реакцию индивида на возникающие трудности и сложности. Иллюстрацией может выступать различная по содержанию и эмоциональному окрасу реакция на одни и те же проблемы у разных студентов, а точнее у студентов из разных семей. В одном случае неустройство быта, например, может вызвать панику и растерянность, в другом -- оптимистическое отношение и готовность к преодолению трудностей. Этот пример выступает и ярким показателем значимости семьи в процессе подготовки студента в некоторой степени и к самостоятельной жизни, привитие ему практических навыков самообслуживания. Таким образом, семья косвенным образом влияет не только на процесс преодоления студенческих проблем, но и на характер их возникновения, на степень их значимости.

Материальные возможности родительской семьи продолжают оказывать непосредственное влияние на решение студенческих проблем на протяжении всего процесса обучения. Микроклимат, складывающийся в родительской семье, также во многом оказывает влияние как на успеваемость студента, так и на решение его личностных, психологических проблем. Благополучная полная семья благотворно влияет на личность учащегося и на его взаимные отношения с окружающими. Трансляция поведенческих стереотипов, сформированных в родительской семье, определяет положение студента в академической группе, на факультете, влияет на восприятие его окружающими, формирование отношения к нему.

Значимость семьи в решении студенческих проблем возрастает, когда речь идет о том, что при наличии возможности обратиться в различные инстанции отсутствует уверенность в решении проблемы. Тогда как степень уверенности в помощи со стороны родственников, семьи в несколько раз превышает уверенность в удовлетворении потребностей со стороны любой другой инстанции.

Если в качестве субъекта помощи мы будем рассматривать не родительскую семью, а студенческую, то она выступает не только в качестве субъекта решения студенческих проблем, но и в качестве усугубляющего их фактора. Современное развитие нашего общества рождает дополнительные проблемы у студентов, имеющих собственную семью.

Этот факт подтверждает тезис о том, что деятельность, в первую очередь, государственных структур и общества, в целом, должна быть ориентирована не только на личность студента, но и на саму семью, в данном случае, как на родительскую, так и на собственно студенческую.

Похожая ситуация складывается и в отношении профессорско-преподаватель-ского состава, с той лишь разницей, что для преподавателей старшего возраста собственная семья выступает в качестве источника помощи, в первую очередь психологического, эмоционального, материального и хозяйственно-бытового характера.

Звено № 3 представляет социальную работу через формы и виды взаимопомощи. При этом необходимо принимать во внимание, что профессорско-преподавательский состав, студенчество выступают одновременно как субъекты, так и как объекты социальной работы. Взаимопомощь в этом смысле рассматривается как наличие элементов социальной помощи в системах: 1) студент - студент; 2) студент - преподаватель; 3) преподаватель - преподаватель.

Взаимопомощь является одним из самых древнейших элементов помощи в вузе. При этом следует отметить закон взаимной помощи как закон природы, который является главным условием прогрессивного развития, что мотивация взаимопомощи заложена, прежде всего, в природе самого индивида как человеческой особи.

Поэтому, находясь в условиях постоянного взаимодействия в процессе учебной деятельности, студенты нередко решают общие проблемы. В качестве видов взаимопомощи можно указать: кассы взаимопомощи, создаваемые на базе факультетов и академических групп; взаимопомощь в быту (в студенческих общежитиях); взаимопомощь в учебном процессе (помощь в подготовке конспектов, рефератов, подсказки на семинарах, зачетах и экзаменах и т. д.)

Помощь со стороны профессорско-преподавательского состава студентам чаще всего проявляется как добровольческая деятельность по предоставлению услуг дополнительных занятий, проведение факультативов или координация студенческих добровольческих организаций. В свою очередь, студент также выступает в качестве субъекта помощи для преподавателя. Это проявляется когда речь идет о возможности реализации преподавателя как профессионала, когда студент способствует самосовершенствованию преподавателя, когда при наличии результативности деятельности со студентом преподаватель переживает "ситуацию профессионального успеха".

Взаимопомощь в среде профессорско-преподавательского состава, аналогично студенческой среде, проявляется как на профессиональном уровне (обмен и трансляция педагогического опыта, помощь в получении новой информации), так и на бытовом, эмоциональном уровнях, а также как помощь в организации досуга.

Наиболее перспективным звеном субъектов социальной работы в сфере высшего образования является Звено № 4, которое предполагает активизацию собственных сил индивида, в нашем случае студента, преподавателя в решении собственных проблем. Социальная работа в сфере высшего образования должна быть направлена на создание условий активной позиции субъектов социальной работы на использование собственных ресурсов помощи и ликвидацию или снижение потребительского отношения к использованию ресурсов социальной помощи.

Однако процесс организации социальной работы в этом отношении требует особых подходов к созданию благоприятных условий реализации собственного потенциала. Активная жизненная позиция студента и преподавателя в осуществлении социальной работы невозможна, если не будут для этого созданы условия соответствующими Звеньями № 1, 2 субъектов социальной работы. В случае отсутствия четкого взаимодействия между субъектами социальной работы в сфере высшего образования эффективность социальной помощи, поддержки, обеспечения будет минимизирована. Т.е. необходимо повышать эффективность социальной работы в сфере высшего образования на основе системного, комплексного и индивидуального подходов как и на уровне субъектов социальной работы, и на уровне технологий.

Системный подход особо актуален в интеграции субъектов социальной работы в целях и задачах деятельности. Комплексный подход выражается главным образом в том, чтобы эффективно, поэтапно осуществлялись процессы диагностики, выявление причинности проблем, составление программ помощи, процесс оказания непосредственной помощи, анализ результатов деятельности, прогнозирование дальнейшего развития проблемной ситуации и процесс наблюдения после преодоления кризиса. И эти процессы должны быть направлены на то, чтобы, решая проблему клиента в комплексе, предотвратить возможность рецидива. Индивидуальный подход способствует осуществлению адресной социальной помощи, позволяет формам и методам социальной работы наиболее соответствовать проблемам каждого клиента в отдельности.

Т.о., отметим следующие положения:

  • 1. Актуальность социальной работы в системе высшего образования обусловлена высокой значимостью этой сферы для жизнедеятельности общества в целом.
  • 2. Развитие социальной работы в сфере высшего образования находится в прямой зависимости от процессов, происходящих внутри высшей школы.
  • 3. В настоящее время высшая школа Украины выступает в качестве базовой среды для осуществления социальной работы, является источником социальной работы как вида деятельности и субъектом социальной работы как науки.
  • 4. Основные направления социальной работы формируются согласно проблемам и потребностям субъектов высшей школы, которые дифференцированы группами: профессорско-преподавательский состав, студенчество, сотрудники вузов.
  • 5. Социальная работа в отношении преподавателей должна быть направлена на создание благоприятных условий для жизнедеятельности: обеспечение высокого уровня организации и обеспечения учебного процесса; организация жизнедеятельности, досуга и отдыха; предоставление возможности самоактуализироваться и реализовать собственный профессиональный потенциал.
  • 6. Социальная работа в отношении студентов должна строиться с учетом современных изменений данной социальной группы и направлена на решение проблем, изучение которых возможно только с помощью теории социального поля, связанных со спецификой характера различных видов деятельности.
  • 7. Субъектами социальной работы в сфере современного высшего образования являются: Звено № 1 -- государственные органы власти, местные органы власти, администрация вуза, факультета, отделения, структурные подразделения вуза; Звено № 2 -- общественные организации, меценаты, спонсоры, близкие родственники, друзья; Звено № 3 -- профессорско-преподавательский состав, студенты; Звено № 4 -- сам индивид (студент, преподаватель).
  • 8. Социальная работа в сфере высшего образования должна осуществляться на основе комплексного, системного и индивидуального походов.

Вопросы и задания

  • 1. Дайте характеристику сферы образования как объекта социальной работы.
  • 2. Охарактеризуйте социальные группы, взаимодействующие в сфере образования и их социальные проблемы.
  • 3. Выявите особенности социальных проблем, связанных со спецификой сферы образования.
  • 4. Раскройте содержание технологий социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками.
  • 5. Покажите разнообразие технологий социальной работы в старших классах средней школы.
  • 6. Дайте характеристику технологий социальной работы в профессиональном образовании.
  • 7. Охарактеризуйте учащихся средних специальных учебных заведений и студентов вузов как объект социальной работы.
  • 8. Покажите особенности технологий социальной работы в специальных учебных заведениях.
  • 9. Выявите цели и задачи, технологии в социальной работе с семьями учеников и студентов.
  • 10. Каковы сущность и направление технологий в работе с учителями и преподавателями вузов.
  • 11. Охарактеризуйте тенденции развития современной системы высшего образования.
  • 12. Выделите основные проблемы объектов социальной работы сферы высшего образования.
  • 13. Перечислите субъекты социальной работы в сфере высшего образования, охарактеризуйте направления их деятельности.
  • 14. Какие подходы в осуществлении социальной работы в сфере высшего образования являются наиболее значимыми? Обоснуйте свой ответ.
  • 15. Выделите позитивные и негативные тенденции развития высшей школы и определите их влияние на осуществление социальной работы в системе высшего образования:
  • 16. На примере Вашего вуза выделите формы и виды взаимопомощи в сфере высшего образования. Сравните опыт организации социальной работы в сфере высшего образования в Вашем вузе и других вузах.
  • 17. Разработайте проект комплексной службы социальной помощи (для студентов или преподавателей, или для тех и других) в условиях Вашего вуза.

Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений.

Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит, с одной стороны, от возрастных особенностей детей-дошкольников, а с другой - от научных представлений о необходимых условиях, способствующих благополучному включению ребенка 3-7 лет в систему образования. Поэтому предметом заботы социального работника являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения. В таких ситуациях социальный работник становится участником кампании по разработке мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семьей, ребенком и родителями, ребенком и воспитателями. Это особенно важно, если ребенок часто болеет или не посещает дошкольные учреждения без объяснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается в семье жестокому обращению.

Когда проблема выходит за рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующие полномочные социальные инстанции.

В период включения ребенка в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии - физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов - медицинских работников, психолога, социального педагога, милиционера, и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия. Это, пожалуй, едва ли не единственный действительно эффективный способ сокращения количества детей "группы риска", имеющих в 3-7-летнем возрасте ряд предпосылок для получения в недалеком будущем диагноза "социальная дезадаптация".

Не должна остаться без внимания социального работника и та категория детей, которую педиатры называют "неорганизованной", т.е. детей, не посещающих детские дошкольные учреждения. В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Социальный работник должен быть осведомлен о степени воспитательного потенциала семьи и своевременно организовать работу с родителями.

Несмотря на то что деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольного образования преимущественно носит организационно-профилактический характер (выявление детей с симптомами социального неблагополучия, выяснение причин неблагополучия, организация системы адресной социальной помощи детям), ее значение трудно переоценить: эффективно организованная система социальной помощи детям в учреждениях дошкольного образования является условием сокращения числа случаев неблагополучного развития учащихся массовой общеобразовательной школы. Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1-4 классы), основного общего (1-9 классы) и среднего (полного) общего образования (10-11 классы). Причем следует иметь в виду, что требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (ст. 19 Закона об образовании).

Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник, осуществляющий деятельность на последующем образовательном уровне, руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей. В данных условиях он превращается в политика и стратега но организации социальной помощи, помогает нуждающимся детям и оздоровлению семейной среды. В поле его зрения находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся "группы риска", в первую очередь из малообеспеченных семей, также их отношения со сверстниками, учителями и родителями. Учителя не обязаны стремиться устранять причины бедности, девиантного или делинквентного поведения своих учеников, так же как и другие симптомы их социального неблагополучия. Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе, его нужды и беды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы, например: возможность наладить межличностные отношения в семье с помощью школьного психолога; принять участие в общественной акции, организуемой социальным работником; использовать возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности; получить материальную помощь и т.п.

Особую сложность для социального работника могут представлять случаи, когда учащийся относится к категории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал, т.е. в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.д. В таких ситуациях ни ребенок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения специалистов (социального педагога, классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога и др.) не обойтись.

В должностные обязанности социального работника, осуществляющего свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором в большей степени соответствует его особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей и т.п.; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам); организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, т.е. обучение эффективным методам решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий - благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.

Процесс профессионального функционирования специалиста по социальной работе состоит из нескольких этапов: изучение условий жизни учащихся - оформление социальных паспортов - формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в ней школьникам и координация усилий специалистов социальной сферы, причастных к решению проблем детей "группы риска".

Стоит отметить, что подобная деятельность в России осуществляется в основном лишь в школах инновационного типа, где ребенок является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса и родители принимают активное участие в делах учебного заведения.

Свою специфику имеет социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования. Социальный работник должен учитывать возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15-19 лет); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда и, что самое главное, должен организовать помощь таким образом, чтобы учащиеся имели возможность найти социально приемлемые способы зарабатывания денег на карманные расходы и оплату досуга, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользоваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению. При этом работа с семьей учащегося спецшколы, ПТУ, техникума по-прежнему рассматривается как опосредованная помощь подростку. Составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер - вот необходимые условия оказания адресной социальной помощи молодым людям, получающим начальное или среднее профессиональное образование.

Социальная работа в вузах - еще одно из возможных направлений профессионального функционирования социальных работников в области образования.

Как правило, студенты вузов из малообеспеченных семей пытаются "подрабатывать" в свободное от учебы время, а из обеспеченных - получить дополнительное образование. И тем и другим нужна поддержка. Организованный в вузе социально-психологический центр, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может оказать существенную помощь молодым людям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно зарабатывать. Социально-психологический центр может принимать заказы от предприятий и учреждений на проведение каких-либо исследований, выполнение определенных видов работ, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данном вузе и т.д.

В целях помощи студентам, проживающим в общежитиях, испытывающим лишения, унижения и многие другие неудобства, не умеющим воспользоваться своими правами и льготами, социальный работник формирует группу поддержки из студентов-старшекурсников. Кроме того, он оказывает помощь студенческим семьям.

В вузах обучаются также молодые люди с ограниченными физическими возможностями, которым сложно занять свое место в сфере труда, дети-сироты, дети из многодетных семей, студенты, имеющие детей, и многие другие категории социально незащищенной молодежи. Помощь в виде разовых денежных выплат или вещевой гуманитарной поддержки не является выходом из положения. Существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о том, куда, к кому, каким образом можно обратиться, чтобы изменить свое незавидное положение, предложив свои услуги.

О возможностях своих клиентов социальный работник должен осведомиться при заполнении социального паспорта на каждого из них.

Особого внимания заслуживают студенты, демонстрирующие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющие средств к продолжению образования, вынужденные, чтобы заработать себе на жизнь, переводиться на заочное или вечернее отделения, сужающие свои возможности, так как не в состоянии оплатить, например, курс иностранного языка, компьютерной грамотности и др. Они нуждаются в поддержке социального работника и в той помощи, которую он может оказать в соответствии с действующим законодательством.

Опыт различных стран, например Англии и Германии, позволяет говорить о существовании двух вариантов организации социальной работы в образовании. В одних случаях специалисты по социальной работе являются штатными сотрудниками образовательного учреждения, в других - они работают в социальных службах, обеспечивающих обслуживание конкретных учреждений образования. В школах они занимаются с учениками, поведение которых является девиантным или испытывающими трудности в учебе; проводят профилактическую работу, предлагают учащимся в свободное от учебы время заняться какой-либо деятельностью, изучают условия их жизни, работают с их семьями. Этот вариант практикуется в Англии. В Германии предпочтение отдается первому варианту: социальных работников здесь принято включать в штат образовательного учреждения.

Особая роль социальным работникам принадлежит в работе с девиантными подростками. Самой тяжелой проблемой стало распространение таких форм девиации, как наркомания и токсикомания, алкоголизм, правонарушения, немотивированная агрессия и др.

В период взросления подростки часто сталкиваются как с объективными трудностями, так и субъективными переживаниями. Причинами могут быть конфликты в семье, разлады с друзьями, непонимание преподавателей, проблемы коммуникации и т.д. Следствием этого становится поиск средств и способов улучшения душевного состояния. Поэтому подбор эффективных технологий в социальной работе с детьми и подростками, проявляющими девиантное поведение, в сфере образования будет невозможным без анализа причин различных форм девиантности.

Социальную работу в этом направлении можно разделить на два направления: коррекционное и профилактическое. Как и во всех других случаях, их реализация опирается на социальную диагностику. Диагностика девиантного поведения требует специальных знаний и навыков, поэтому социальному работнику необходимо опираться не только на свои возможности, но и на практику специальных социальных учреждений: социально-реабилитационных центров по работе с несовершеннолетними, психолого-педагогических центров и т.д.

Цель профилактических технологий - оказание социально-психологической помощи подросткам "группы риска", выявление безнадзорности, профилактика рецидивов криминального поведения. Для профилактической работы важно использовать не только учебный процесс, но и внеклассную работу - индивидуальную и групповую. Организация коррекционных технологий требует от специалистов социальной работы специальной подготовки в области коррекционной социальной педагогики, культурно-досуговой деятельности.

Кем работать по выпуску из ВУЗа? В действительности, ответить на этот вопрос бывает очень трудно. Ведь даже многие преподаватели не могут однозначно ответить студентам, что ждет их впереди. Тем не менее для некоторых построение карьеры в данной области - дело довольно интересное и даже успешное. К сожалению, разных альтернатив тут мало. Вот такая жестокая специальность "Социальная работа". Кем работать после окончания ВУЗа? Давайте попытаемся разобраться в этом как можно скорее. Ведь предлагаемых вакансий не так уж и много, хотя места на должности, как правило, постоянно пустуют.

Социальный работник

Разумеется, первое место, которое только можно посоветовать - это работа социальным работником. Дело все в том, что данная вакансия не пользуется особой популярностью в России, хотя она играет важную роль для общества.

Вы закончили специальность "Социальная работа". Кем работать? Как уже было сказано - социальным работником. Что тут делать? Вы должны будете помогать людям, нуждающимся в а также выявлять и ставить их на учет. Иными словами, находиться на государственной службе по "слежке" за социальным развитием населения.

Специалист по социальной работе - это далеко не самая перспективная должность. Это показала практика. Ведь стать начальником не получится - для этого у вас должны быть связи. А вот "рядовым" сотрудником может стать каждый. Только уровень зарплат с учетом ответственности и эмоциональной нагрузки очень и очень маленький.

Политика

Работа может также заключаться и в политике. Дело все в том, что очень многие выпускники данной специальности имеют огромные перспективы личностного роста. А это, как ничто другое, поможет им добиться успехов в политике.

На практике, если честно, такая ситуация прослеживается очень редко. Ведь стандартное описание специальности не включает в себя никаких упоминаний о политической деятельности. Как правило, выпускникам говорят о том, что им удастся устроиться только в качестве рядового социального работника на каком-нибудь предприятии и работать там чуть ли не всю жизнь.

Так что, не стоит думать, что "Социальная работа" - это приговор. Вы легко сможете стать успешным политиком. Только для этого придется приложить немалые усилия. Зато результат сможет вас порадовать во всех смыслах.

Педагог

Очень распространена нынче такая вакансия, как социальный педагог. Если честно, то данная должность чаще всего встречается в детских садах. Там воспитателями зачастую становятся выпускники специальности "Социальная работа". Почему так получается?

Дело все в том, что такие сотрудники, как правило, очень быстро определяют социальные проблемы у малышей и их родителей. И при надобности ставят их на учет в качестве неблагополучной семьи. Это, в свою очередь, помогает устранить проблемы и улучшить атмосферу. И, разумеется, благоприятно влияет на ребенка.

Только вот социальная работа с детьми не особо пользуется популярностью среди выпускников и молодых сотрудников. Дело все в том, что тут вы не сможете получать высокую заработную плату. Да и с карьерным ростом дела обстоят очень туго. Таким образом, работать педагогом (социальным) способны только те, у кого "душа лежит" к данной профессии.

Сиделка

Вы закончили специальность "Социальная работа". Кем работать после выпуска? Например, у таких выпускников имеется возможность работать профессиональной сиделкой для инвалидов. Перспектива не самая лучезарная, зато вакансия данная пустует практически всегда.

Тем не менее сиделкой работать согласится далеко не каждый. Особенно если учесть, что опять же вы будете получать низкую заработную плату, зато во время рабочего дня придется выкладываться по полной программе. Зачастую сиделки к концу недели выглядят словно выжатый лимон.

Поэтому молодые выпускники не особо заинтересованы в данной вакансии. У них больший интерес вызывает вакансия "воспитатель общежития". Только вот на практике на такую должность принимают людей с огромным жизненным опытом. Обычно данная вакансия занимается исключительно женщинами после 50 лет. Так что у молодых выпускников шансов устроиться на данную вакансию крайне мало.

Психолог

Социолог-психолог - это еще одно место, которое доступно выпускникам. Но здесь дела обстоят чуть получше, чем с предыдущими вакансиями. Дело все в том, что социологом-психологом можно работать как в государственном учреждении, так и в частном. В первом случае вы будете на госслужбе, но заработная плата у вас будет мизерная. А работы - много.

Во втором же случае у вас не будет государственной службы в стаже, зато вот уровень заработной платы окажется в несколько раз выше. Кроме того, клиентура также отличается в этих двух местах. В первом случае вам, скорее всего, придется работать с неблагополучными семьями, а во втором - обслуживать элитных клиентов.

Разумеется, каждый сам выбирает, что для него лучше. Только вот на практике доказано, что социолог-психолог довольно часто выбирается в качестве частной работы, нежели государственной. И это понятно - для молодых сотрудников очень важен карьерный рост, а также уровень заработной платы, которые не удовлетворяют в государственных учреждениях.

Медицина

У вас в дипломе написана специальность "Социальная работа". Кем работать? Например, помимо всех перечисленных вакансий, вы также можете в медицинские учреждения. И тут существует несколько вариантов развития событий. Каких именно? Давайте разбираться.

К примеру, выпускники нашей сегодняшней специальности могут работать так называемым социальным медицинским работником. Данная вакансия подразумевает поддержку и помощь больным людям. К примеру, работу с алкоголезависимыми и наркозависимыми людьми, а также с инвалидами разных категорий. Это далеко не самое лучшее место для работы молодых и перспективных выпускников ВУЗов.

Также можете работать психологом в медицинском учреждении. Это более хорошее место. Обычно именно на данную должность и нанимаются сотрудники, которым важно работать в медицине, но при этом иметь диплом социолога.

Заключение

Сегодня мы с вами разобрались, что за специальность "Социальная работа", кем работать, а также какие места выбираются выпускниками чаще всего. Если честно, то на практике получается так, что по диплому данного направления мало кто работает.

Зачастую достаточно просто получить хоть какое-нибудь высшее образование, чтобы работать в том или ином месте. Например, социологи очень часто встречаются в качестве менеджеров, официантов и кассиров. То есть с данным дипломом вы можете трудоустроиться туда, куда пожелаете. Но в большинстве случаев только рядовым сотрудником.

Становление молодежи как социально активной категории населения осуществля­ется через систему государственных и со­циальных институтов. Важную роль в этой системе играет ВУЗ, имеющий свои соци­альные функции. Он является одновремен­но институтом и механизмом получения умений и навыков социально значимой деятель­ности, приобретения и апробации знаний, про­фессионального роста и человеческого об­щения, создает необходимые условия для самореализации и утверждения личности мо­лодого человека.

В отечественной педагогики советского периода активно исследовался процесс воспитания учащейся молодежи (Г.Д. Аверьяно­ва. P.P. Бандура, H.И. Болдырев, А.С. Бык, O.И. Волжина, Б.З. Вульфов, А.Г. Давидюк, З.Д. Джантакова, Е.И. Известнова, P.M. Kaпралова. В.И. Кожокарь, Л.В. Кузнецова, А.Ф. Никитин, И.Н. Руссу, Я.В. Соколов, В.Л. Сухомлинский, А.М. Шаленов, Т.А. Шингерей, Н.И. Щукин, Д.С. Яковлева и др.). Но лишь в немногих трудах затрагивались конк­ретные вопросы воспитания студентов.

Анализ результатов исследований, проведенных современными отечественными специалистами в ряде российских университетов, позволил сформулировать ряд основополагающих концептуальных основ организации воспитательного процесса.

1. Воспитание как целенаправленный процесс социализации личности является неотъемлемым составляющим звеном единого образовательного процесса.

2. Суть, современного понимания воспитания базируется на личностной и культурологической основе: всемерное содействие полноценному развитию личности в неповторимости ее облика посредством приобщения к культуре социального бытия во всех ее проявлениях: нравственной, гражданской, профессиональной, семейной и т.д.

3. Воспитание есть интерактивный про­цесс, в котором достижение положительных результатов обеспечивается усилиями обеих сторон как педагогов, так и воспитуемых.

4. Воспитательный процесс должен обеспечиваться профессионально подготовленными кадрами.

5. Воспитательный процесс должен строиться на основе учета тенденций и особенностей личностных проявлений студенческой молодежи, а также особенностей личностно-значимой для них микросреды.

Однако при организации воспитательного процесса со студентами специальности «Социальная работа» необходимо оговорить специфику процесса. Будущие специа­листы, кроме ряда общечеловеческих качеств, должны обладать высоким уровнем развития личностных и профессиональных качеств, нравственных ориентиров и ценно­стей. Кроме того, моральные и нравствен­ные идеалы и установки специалистов реа­лизуются в работе с клиентами поэтому они должны быть четко сформулированы, ус­тойчивы.

Учитывая специфику воспитательной ра­боты, автором была разработана авторская модель воспитательного процесса, которая включает следующие характеристики.


1. Этап адаптации студентов к особенностям специальности «Социальная работа» (информационно-оценочный). Студенты информируются о профессии, «портрете» специалиста по социальной работе.

2. Этап личностного осмысления и принятия идей и концепций работы (сравнительно-актуализирующий). На данном этапе происходит переосмысление личностных приоритетов формирования в сознании будущих специалис­тов системы идей и ценностей.

3. Этап целенаправленного включения функции осмысления необходимости личностного роста, организации воспитательной работы с младшими и сверстниками (практико-прогностический).

В качестве практической основы реа­лизации данной модели на базе кафедры со­циальной педагогики ВолГУ я начале 2005 года была открыта лаборатория социальных технологий.

Среди основных задач деятельности ла­боратории можно отметить:

· формирование устойчивой личностно-профессиональной заинтересованности в практической деятельности по специаль­ности;

· укрепление позитивного имиджа специальности «Социальная работа» в сознании студентов;

· вооружение студентов навыками практи­ческой работы в социальных учрежде­ниях областного уровня;

· повышение уровня творческой активности и самостоятельности студентов в выборе форм и методов работы;

· на основе практического опыта воспитание в студентах осознанного отношения к выбору дальнейшей специализации и проблемной сферы работы.

Сотрудничество университета с детскими и молодежными объединениями, организациями и учреждениями социального обслуживания населения осуществляется на основе добровольности и инициативности обеих сторон (как организаций, так и студентов) а рамках заключаемых договоров. В ВолГУ договоры заклю­чены со многим субъектами социальной политики Волгоградской области, в том числе социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних (29 по Волгоградской области) «Семья» (34 по Волгоградской области), общественными организациями «За спа­сение детей России», «Марина».

В реализации воспитательного процесса в 2004/05 учебном году задействованы преподаватели кафедры социальной педагогики BолГУ (3 человека), студенты специальности «Социальная работа» 3-й курс (56 человек), 4-й курс (13 человек), специалисты социальных учреждений и организаций (более 100 человек).

В процессе коррекции работы лабора­тории, анализа структуры модели воспитательного процесса были определены веду­щие функции воспитательной работы со сту­дентами:

· Научно-методическая функция направлена:

1. На комплексное нормативно-технологическое обеспечение воспитательного процесса путем целенаправленной работы по
созданию нормативной базы, а также банка технологий воспитательной работы, их систематизации и внедрения в высшие учебные заведения.

2. Научную разработку программ социологической и психологической диагности­ки, позволяющих квалифицировано осуществлять мониторинг личностного состояния студенческой молодежи и социокультурной сре­ды ее взаимодействия.

3. Разработку критериев эффективности воспитательной работы ВУЗа как paзновидности образовательных стандартов, направленных на реальную оценку состояния воспитательной работы в конкретном ВУЗе и сравнительный анализ ее эффективности в пре­делах региона.

· Практико-прогностическая функция определяет направления взаимодействия ВУЗа с организациями и учреждениями региона, ко­торые также могут выступать субъектами в системе воспитательной работы (клубы, досуговые центры, учреждения социального об­служивания населения).

· Информационная функция, включа­ющая пропаганду концептуальных идей, актуальных направлений и технологий воспитательной работы со студентами путем проведения конференций, семинаров, круглых столов, а также подготовки и изда­ния научных публикаций и методических рекомендаций по проблемам воспитания в выс­шей школе.

В качестве основных выводов можно определить, что главными условиями эффективной реализации воспитательной работы и молодежной среде ВУЗа являются:

· расширение участия молодежи в развитии вузовской жизни, молодежных сообществ, общества;

· расширение прав молодых граждан, активизация инициативности в принятии
решений;

· оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах личностного и профессионального самоопределения.

19. Организационные аспекты социального образования.

Главной организационной основой модернизации образования вообще и социального образования в частности являются новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Они определяют фундамент оценки качества, основные требования к содержанию и реализации образовательных программ. С середины 90-х гг. в России началась разработка и внедрение новых стандартов, их адаптация к национально-региональным условиям различных территорий страны. Причем эта работа ведется в контексте становления многоуровнего образования, что в полной мере относится и к социальному образованию во всех его составляющих. Тем самым организационная и содержательная работы оказываются взаимосвязанными.

Взаимозависимость трансформации содержания и организации социального образования особенно сильно обозначилась в 90-е гг. в России в связи с массовым развитием инновационных учреждений образования и образовательной практики, эволюцией полисубъектности образования. Новые формы организации образования, как правило, базируются на инновационных программах, новых технологиях обучения, что, конечно, масштабно дифференцирует социальное образование содержательно. Это далеко не всегда благоприятно сказывается на качестве знаний, соответствует базовым стандартам, их национально-региональной модификации.

В организационном плане введение национально-региональных компонентов стандартов также органично связано с усилением разнообразия содержания образования, особенно по дисциплинам социогуманитарного цикла. В этом смысле содержание социального образования сегодня, сохраняя базовые требования, наиболее сильно дифференцируется по регионам. Оно объективно развивается в контексте формирования концепций и программ национального образования, развития национальных школ. В этом смысле особенно сложным и важным является формирование национально-региональных компонентов и в целом концепции регионально-специфического социального образования.

Еще одним организационным основанием развития социального образования в стране является существование профильных учреждений, выполняющих соответствующие образовательные функции. В этом смысле развитие социального образования в России сегодня опирается на систему профильных средних и высших учебных заведений, а также учреждений начального профессионального образования, готовящих кадры для учреждений социальной сферы и управления, специалистов в области социальных наук.

Принципиально важно и то, что в структуре целого ряда вузов увеличилось количество факультетов и отделений, ведущих подготовку кадров для учреждений социальной сферы, готовящих социальных работников, социологов, психологов, социальных педагогов, валеологов, менеджеров, госслужащих. К середине 90-х годов в вузах страны функционировало уже более 60 факультетов и отделений, где на госбюджетной основе готовились социальные работники, социальные педагоги, валеологи. Также масштабно увеличилось количество факультетов и отделений психологии, экономики и права.

Эти новые организационные структуры социального образования в содержательном плане на первых ступенях своего развития чаще всего испытывали и испытывают серьезные трудности. Особенно это касается тех из них, что были открыты в некоторых технических вузах, не располагающих квалифицированными преподавателями данного профиля. В случае сохранения такой ситуации на длительный период они могут не пройти аттестации и будут закрыты.

Очевидно, однако, и то, что даже в условиях слабой обеспеченности кадрами, научной и методической литературой новые подразделения вузов социогуманитарного профиля, безусловно, играют положительную роль, ибо закладывают традиции, основания для развития социального образования в регионах страны. Опыт последних лет показывает, что наиболее удачно эта работа ведется в классических университетах, педагогических и медицинских вузах.

В организационном плане для социального образования России последнего десятилетия характерно и то, что здесь возникло большое количество кафедр и учебных лабораторий, центров, призванных обеспечивать общее (непрофессиональное) социальное образование. Главным образом этим занимаются кафедры философии, культурологии, социологии, политологии, психологии, истории, основ права, социальной и экономической статистики, основ экономики и самоуправления. Решая проблемы повышения общей культуры будущих специалистов различного профиля, повышения их культуры социального мышления и самоорганизации, управленческой деятельности, гуманизации образования, эти кафедры составляют организационную основу общего (непрофессионального) социального образования.

В организационном плане нельзя не отметить значительного увеличения количества субъектов социального образования вне традиционных форм его осуществления. Это связано с вторжением в сферу образовательной деятельности различных фирм, СМИ, общественных организаций, обществ, объединений и отдельных граждан, других государств, что значительно расширяет круг традиционных учреждений образования, создает принципиально новую ситуацию в стране.

В российском образовании сейчас налицо ситуация, когда государство в значительной мере потеряло контроль над образовательными процессами в обществе, во многом разрушенным оказалось образовательное пространство России как суверенного государства. В стране осуществляются образовательно-воспитательные программы ряда тоталитарных сект, чуждых культуре народов России, образовательные проекты других государств, также далеко не всегда учитывающие интересы нашего государства и народа и не контролируемые государственными органами управления образованием.

Нельзя не сказать и о низкопробных программах развлекательного характера. Полностью бесконтрольными в этом плане оказались радио, телевидение, пресса, книгоиздание. Национально-государственная политика в этой сфере настолько слаба и неэффективна, что говорить о каком-то ее влиянии пока просто бессмысленно. Она никоим образом не управляет социальным образованием и воспитанием, что опасно самыми серьезными разрушительными последствиями как для государства, так и для населения, в особенности того, которое составляет основу социокультурного развития страны.

Таким образом, содержание и организация социального образования в современной России переживают противоречивый процесс обновления и преодоления кризиса, созидания нового и сохранения лучших традиций старого опыта, поиска оптимальных технологий.

Социальное образование активно участвует в формировании новой культуры, социальной жизни, являясь ее составной частью.