Университет институт академия различия. Отличие между университетом и институтом: соотношение практической и теоретической основы. Когда стоит выбрать институт

Когда перед абитуриентом встает вопрос выбора учебного заведения, способного удовлетворить образовательные потребности будущего студента, нередко возникает сомнение относительно того, какой вуз лучше – институт или университет. И есть ли принципиальная разница?

Институт – это специализированное учебное заведение, в котором также, как в университете, можно пройти обучение по программам высшего образования. Чаще всего институты являются узкопрофильными, т.е. осуществляют профессиональную подготовку специалистов для определенной отрасли – экономики, юриспруденции, психологии, медицины, строительства, культуры, менеджмента, а также по специальностям смежных отраслей. В этом главное и основное отличие данного типа вуза.

В институте можно пройти программу бакалавриата или поступить в магистратуру, а также стать аспирантом. Кроме того, при институтах могут функционировать колледжи, центры довузовской подготовки, студенческие центры. Институты могут существовать как сами по себе, так и осуществлять свою деятельность при университетах, будучи его составной частью или подразделением.

Подать заявку на обучение

Понятие университет

В свою очередь, университет представляет собой более раннюю версию учебного заведения: исторически университеты имеют более долгий срок существования как организации, обеспечивающие фундаментальное образование. Первые «универсальные» учебные заведения появились еще в IX веке и были доступны лишь избранным, однако к сегодняшнему дню их количество выросло многократно, позволяя обеспечивать профессиональной подготовкой всех абитуриентов, претендующих на получение университетского образования.

Современный университет – это образовательная организация высшего образования, обеспечивающая обучение специалистов по разнообразным фундаментальным и прикладным наукам. Количество факультетов в университете может обычно составляет не менее 7, а самих специальностей может быть в разы больше.

В учебном заведении этого типа можно получить подготовку по перечню самых разнообразных направлений, зачастую в профессиональной деятельности никак между собой не связанных, будь то маркетинг, юриспруденция, лингвистика, дизайн, психология, банковское дело, менеджмент, информационные технологии. В этом и заключается универсальность учебного заведения, именуемого «университет».

Основные точки отличия института от университета

Несмотря на то, что любое учебное заведение обязано иметь собственный устав, а также государственную лицензию и аккредитацию, подтверждающую право на ведение образовательной деятельности, институт и университет имеют отличия, установленные на законодательном уровне. Главнейшие критерии, по которым различаются типы учебных заведений, – это количество кафедр и направлений подготовки, процент аспирантов в соотношении к количеству студентов, период существования вуза, спектр форматов обучения, образованность самого преподавательского состава, отношения учебного заведения к инновациям, размер суммы, выделяемой учебной организацией на финансирование научных исследований. Всего подобных критериев насчитывается более десятка, однако главнейшие из них, первостепенно влияющие на статус вуза, перечислены выше.

При этом есть и общие моменты. Как институт, так и университет:

Осуществляют обучение студентов по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры;

Занимаются профессиональной переподготовкой кадров;

Ведут курсы повышения квалификации.

Структурные образовательные отличия

Стоит отметить, что статус учебного заведения определяется законодательно и подтверждается раз в пятилетие на специальной аттестационной комиссии Рособрнадзора. Низшую ступень в иерархии учебных заведений занимает институт, в то время как университет является вершиной развития любого вуза. Образовательная организация высшего образования имеет право называться университетом, если:

На 4 его аспирантов приходится не более сотни обучающихся студентов;

Не менее четверти аспирантов завершили учебу в аспирантуре получением кандидатской степени в период не позднее года со дня окончания обучения;

Вуз обладает развитой материально-технической базой для осуществления как научно-исследовательской, так и научно-практической деятельности минимум по 5 профессиональным отраслям и научным направлениям, а также производит определенные траты на финансирование этих исследований;

Вуз активно внедряет новейшие образовательные методики и инновационные технологии, совершенствует учебный процесс и модернизирует образовательные программы;

Учебное заведение имеет не менее 7 разноплановых направлений подготовки.

В свою очередь, институтом считается учебное заведение, которое:

Имеет не менее 2 обучающихся по программам аспирантуры на 100 студентов, получающих высшее образование на иных уровнях;

Имеет не менее 30 штатных педагогов (для вузов младше 5 лет);

Осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации;

Использует инновационные образовательные методики в рамках установленного объема.

Подать заявку на обучение

Отличия в преподавательском составе между университетом и институтом

Есть еще один важный критерий, по которому определяется принадлежность учебного заведения к одному из упомянутых типов. Это преподавательский состав, а точнее, его качество и количество. Что касается институтов, число штатных педагогов должно быть не менее 30 – для учебных заведений в возрасте от 3 до 5 лет, а количество кандидатов и докторов наук в процентном соотношении – не менее 55%. К университетам требования жестче: преподавателей – обладателей ученых степеней – в учебном заведении этого типа должно быть не менее 60%, а само количество педагогов в штате по сравнению с институтами возрастает в разы. Это обеспечивает более серьезную подготовку по дисциплинам преподаваемых специальностей и большую глубину научно-исследовательских работ учащихся. Кроме того, благодаря более весомой финансовой поддержке в университетах становится возможным привлечение сторонних экспертов к научным разработкам и проектам.

Таким образом, характеристика учебного заведения с точки зрения преподавательского состава такова:

Институт – при условии 55% педагогов с учеными степенями;

Университет – при условии 60% и более педагогов, защитивших кандидатскую и/или докторскую диссертацию.

Прием на работу по диплому университета или института

Существует два принципиально отличных мнения относительно того, влияет ли статус учебного заведения, в котором специалист проходит профессиональную подготовку, на перспективы трудоустройства. Одни убеждены, что нет никакой разницы между дипломом института и дипломом университета, ведь будущего работодателя в первую очередь интересует наличие опыта работы у потенциального сотрудника. Однако этого убеждения чаще придерживаются абитуриенты и выпускники, которые не ставят своей целью достижение особых карьерных высот. Действительно, институт точно так же, как и университет, дает базовую профессиональную подготовку, обучение и в том, и в ином учебном заведении гарантирует получение диплома. В то же время в ряде узких областей деятельности может цениться образование, полученное в конкретном институте, специализирующемся на профессиональной подготовке работников для данной сферы. Это могут быть институты культуры, медицинские институты, институты транспорта, технические институты.

При этом университет обладает большими возможностями для качественного обучения, среди которых, как было сказано выше, и более современная материально-техническая база, и более сильный педагогический состав, и возможности для повышения образовательного уровня. Именно поэтому будущие студенты, нацеленные на серьезный карьерный рост, планирующие добиться особых достижений на карьерном поприще, должны стремиться к поступлению именно в учебное заведение, обладающее статусом университета. Это вопрос не только престижа и репутации, но и перспективы более глубокой подготовки и возможности получения более разносторонних и практически применимых знаний от экспертов преподаваемых наук.

Подать заявку на обучение

Институт и университет — схожие понятия, и вместе с тем у них есть существенные различия. Роль этих структурных подразделений в жизни студента обуславливает уровень образования и становления человека как личности. Именно эти качества институтской и университетской подготовки настолько ценятся в России и в мире.

Специфика университета

Университет — это орган или, если быть точнее, менеджерский орган, который управляет или контролирует все виды деятельности и учебную программу колледжей. В России существует множество университетов, частью которых являются колледжи. Также не стоит забывать о наличии кафедр. Университет обеспечивает образование по разным дисциплинам, а также гарантирует определенную специализацию.

Например, один университет предлагает BA, B Com и B Sc. Все эти курсы предлагаются будущим выпускникам и состоят из трех совершенно разных дисциплин. Например, BA (бакалавр искусств) является основой для курса по дисциплине «искусство» или гуманитарных наук; B Com (бакалавр коммерции) является комплексом курсов по торговле и B Sc (бакалавр наук) является степенью, выдаваемой после пройденных курсов по прикладным наукам.

Самое главное, что университет всегда обеспечивает курсы повышения квалификации, но теперь есть несколько университетов, которые также предоставляют краткосрочные дипломные и сертификационные курсы. Университеты также предоставляют программы дистанционного обучения и по этой схеме обучения у вас есть возможность посещать или не посещать занятия, которые проводятся один раз в неделю или два раза в неделю только по выходным. Это может быть суббота или воскресенье. В РФ все университеты контролируются UGC (Университетская грантовая комиссия).

Что такое институт?

Институт является автономным органом, который обеспечивает образование в основном только по одной дисциплине, но сейчас существует множество институтов, предоставляющих курсы более чем в одной дисциплине, а также гарантируют возможность дистанционного обучения или регулярного обучения.

Но институты на самом деле являются теми автономными органами, которые предоставляют дипломные программы в мажоритарных и дипломных программах для меньшинств с целью предоставления им программ обучения, обязательных для получения в любом университете .

В РФ слишком много институтов и их фактический мотив заключается в том, чтобы создавать профессионалов, которые могут быстро адаптироваться к профессиональным условиям и работать в соответствии с требованиями рынка и его условий. В России все институты контролируются Советом по техническому образованию.

Различия между институтом и университетом

Различия между университетами и институтами следующие:

  1. Университет является руководящим органом, который отвечает за деятельность колледжей, а его институт является автономным органом, обладающим собственной властью. Он может иметь свою группу учреждений, которые используют одно и то же имя, но в разных местах.
  2. В основном университеты предоставляют курсы повышения квалификации, в то время как институты предоставляют дипломные или сертификационные курсы.
  3. В РФ университеты и институты контролируются государственными комиссиями.
  4. Учебная программа курса в университете пересматривает 3-5 лет, в то время как институты ежегодно пересматривают свою учебную программу и вносят изменения в соответствии с потребностями.
  5. В университетах особое внимание уделяется теоретическим знаниям, в то время как институты уделяют больше внимания практическим и прикладным знаниям.
  6. В России в основном университеты предоставляют исследовательские программы, в то время как институты не могут предоставлять эти программы, но в некоторых случаях они также предоставляют исследовательские проекты. В таком случае они имеют связь с любым исследовательским центром или организацией.

И университеты, и институты дают образование технического или гуманитарного профиля . Но основное различие заключается в том, что университеты ведут более расширенный круг курсов из разных областей познаний, а институты сконцентрированы на обучении прикладным навыкам.

Например, в нынешних университетах обязательными курсами являются философия, религиоведение, социология, политология, история РФ, очерки по развитию мировой экономики, введение в финансовую грамотность и др. И, наоборот, в институтах научное развитие студентов сконцентрировано на более узком спектре познаний: педагогика, аэронавтика, генная инженерия, программирование систем, комплексное маркетологическое продвижение продуктов и др.

В России нынешняя эпоха требует от выпускников высших учебных учреждений конкурентоспособности на рынке труда, где каждый студент стремится улучшить свой жизненный уровень и статус. Наличие прикладных знаний поможет быстро получить хорошую работу и начать зарабатывать очень рано. Но все же много потенциальных студентов стремятся изучать новые грани реальности, исследовать себя, внести вклад в развитие и нуждаются в университетском образовании.

На сегодняшний день выбор ВУЗов очень разнообразен от высших школ, институтов до академий и университетов. Между всеми высшими учебными заведениями существует разница, которая для многих абитуриентов не играет ни какой роли. И, тем не менее, различия, например, между университетом и институтом довольно существенные.
Отличительные особенности университета.

Университет - это учебное заведение высшей категории, осуществляющее подготовку высокоспециализированных научных сотрудников в различных областях знаний, а также предоставляет в обязательном порядке услугу по переподготовке научно-педагогических и научных сотрудников в широком диапазоне знаний. В университете кроме специальных предметов изучаются и общеобразовательные. Также в университете проводятся научно-исследовательские работы, охватывающие широкий спектр наук. Университеты могут быть государственными и национальными. Чтобы получить статус университета, учебное заведение должно соответствовать определенным критериям:
должно являться как ведущим научно-исследовательским, так и методическим центром в областях своей обширной деятельности;
на каждую сотню студентов-очников должно приходиться как минимум по четыре аспиранта;
проводящиеся научные исследования должны затрагивать не менее пяти различных областей наук, причем затраты на финансирование данных испытаний за одну пятилетку должны составлять не менее 10 млн. рублей;
большая часть (от 60%) профессоров-преподавателей должны иметь звания или ученую степень;
высшее заведение в статусе университет должно применять в своей деятельности только современные инновационные технологии и методы обучения.
Отличительные особенности института.
В институте осуществляется подготовка кадров в определенной области знаний, а также может проходить повышение квалификации работников в той или иной сфере деятельности, но эта услуга не является обязательной. Помимо этого в институте также как в университете проводятся прикладные и фундаментальные научные исследования, но в какой-то одной области знаний. Институты, как правило, имеют определенную специализацию: медицина, сельское хозяйство и другие. Для получения статуса института учебному заведению необходимо:
на сто студентов-очников иметь не менее двух аспирантов;
затраты на финансирование научно-исследовательской деятельности за одну пятилетку не должны превышать 5 млн. рублей;
около 50% преподавательского состава должны иметь звания или ученые степени;
использование современных технологий и инновационных методов в подготовке или переподготовке специалистов.
А в случае, если в течение года по окончанию аспирантуры в институте смогли защититься не меньше 25% аспирантов, то он может уже претендовать на более высокое звание - академия.
Любое учебное заведение, имеющее свой государственный статус, должно обязательно подтверждать его через каждые пять лет. Подтверждение статуса происходит на аккредитационной коллегии ФС по надзору в области образования и науки. Проводится комплексная оценка деятельности того или иного образовательного учреждения. Основные показатели, которые влияют на определение статуса ВУЗа:
состав преподавателей,
количество аспирантов,
научно-исследовательская деятельность,
профильное образование.
Если при проверке учебное заведение было понижено в статусе, то руководство этого ВУЗа должно в течение месяца подать все необходимые документы на оформление и получение пониженного статуса. Повысить статут можно будет только спустя год.
По мнению министра образования А. Фурсенко: из 1000 ВУЗов, существующих на территории России, должно быть всего около 50 университетов и до 200 академий или институтов. {social}

Бытует мнение, что престиж диплома напрямую зависит от статуса университета. Чем солиднее тем качественнее образование и более востребован диплом. Что выше - академия или университет? Это вопрос задают многие при выборе учебного заведения. Ведь большинство стремится попасть в самые престижные вузы страны.

Итак, давайте определимся, что между ними общего и какие ключевые отличия можно выделить. Тогда определить, что выше - академия или университет, не составит никакого труда.

Высшее образование в любом случае

И академия, и университет, и институт - это высшие учебные заведения (сокращенно вузы). А вуз, в свою очередь, - место, где получают высшее образование по интересующей профессии. В России вузы бывают двух типов: государственные и частные. Некоторые из них могут иметь свои представительства и филиалы в других населенных пунктах или даже в других странах.

Кроме того, в университетах осуществляется переподготовка специалистов с уже имеющимся высшим образованием или повышение квалификации работников.

В университете могут быть и технические, и гуманитарные факультеты. Так, один университет может выпускать и химиков, и юристов, и музыкантов одновременно. Университеты имеют право выпускать старших и младших специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов.

Академия

Согласно легенде, слово «академия» появилось еще во времена Платона. По научному определению, академия представляет собой высшее учебное заведение, которое, как и университет, проводит обучение в областях первого высшего профессионального образования и послевузовского. Первая школа, которую открыл философ, находилась в прекрасной роще, посвященной греческому богу Академу. Платон решил также назвать свое учебное заведение именем этого бога - академия.

Тогда чем отличается академия от университета? Тем, что в академии готовят специалистов в одной отрасли искусства или науки. Как правило, отрасль подготовки четко отражена в самом названии учебного заведения (например, Российская академия художеств или Московская академия экономики и права).

Однако вне зависимости от того, частной или государственной является академия, в ней все же могут быть и другие сферы подготовки специалистов, отличающиеся от отрасли, прямо указанной в названии. Так, во многих российских академиях можно увидеть и юридические, и экономические, и научные факультеты под крылом одного учебного заведения. Бывает, что при академиях существуют университеты. Например, Академический университет при Академии наук в Санкт-Петербурге.

Что говорит закон

Как известно, в России существует три формы высшего учебного заведения: университет, институт, академия. Разница между ними прямо прописана в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Часть 9 главы II содержит ряд требований, которым учебное заведение должно соответствовать, чтобы получить статус академии, университета или института. Для этого регулярно проводится специальная оценка. Следовательно, любое российское учебное заведение, имеющее сегодня статус университета, института или академии, может его поменять. Так, например, Санкт-Петербургский который до июня 1998 года был Академией МВД.

Стоит обратить внимание, что одним из требований для образовательного учреждения, претендующего на статус университета, является наличие программ обучения по семи большим группам различных направлений (специальностей). Такого критерия для академий и институтов нет. Если в учебном заведении проводится обучение менее чем по семи специальностям, то статус университета ему не получить. Следовательно, прямо из закона вытекает, что именно университет имеет самый высокий статус. Университет выше, чем академия или институт.

Что выберете вы

Но это вовсе не означает, что обучение в академии или институте будет хуже, а диплом менее престижным. Ведь главное в образовании - это уровень знаний, который получают студенты, а никак не форма или статус учебного заведения.

Решите для себя сами, что лучше - быть частью ста тысяч студентов самого престижного университета страны, в котором вашей специальности отведено всего 2-3% преподавателей, или учиться в небольшой академии, в которой 90% педагогов - специалисты в вашей области? Ответ напрашивается сам.

Поэтому на вопрос о том, что выше - академия или университет, можно смело отвечать, что разницы в качестве образования или престижности диплома между ними не существует. Выпускникам российских вузов не стоит волноваться за статус своего учебного заведения. Несмотря на то что по законодательству самый высокий ранг занимает университет, никаких льгот для его выпускников не предусмотрено. Работодателю все равно, где вы обучались - в академии, университете или институте. Ему важен уровень ваших знаний. А статус… Это всего лишь статус.