Год в Болонском процессе. Как Беларусь сближает отечественную высшую школу с европейской. Беларусь в Болонском процессе: игра на выживание

14 мая этого года Беларусь официально стала участником Болонского процесса . Наша система образования сделала попытку сделать это еще в 2012-м году , однако тогда не вышло.

Почему тогда так получилось и что Болонский процесс может дать обычному белорусскому студенту пишет интернет-журнал о Минске CityDog.by .

1. Что такое Болонский процесс и для Чего он создавался?


Болонский процесс – это единое европейское образовательное пространство. Возник он в ответ на превращение высшего образования из элитарного в массовое: в какой-то момент в университеты Европы стали поступать не 5–10 % процентов молодежи, а 50–60 %.

В 1999 году 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию, а сегодня в процессе участвуют 47 стран. Примечательно то, что Беларусь должна была стать 48-й страной-участницей Болонского процесса, но пока в официальных документах по-прежнему стоит цифра 47.

2. Почему нас раньше не брали в Болонский процесс?

Потому что мы «не соответствовали целям, ценностям и основным направлениям политики Европейского пространства высшего образования (ЕПВО)». Именно поэтому в 2012 году рабочая группа Болонского процесса не дала Беларуси рекомендации и Совет министров ЕПВО решил не рассматривать нашу кандидатуру, ссылаясь на то, что в стране отсутствовали академическая свобода, университетская автономия и студенческое участие в управлении вузом.

3. А почему взяли сейчас?

В Болонский процесс Беларусь приняли условно. Перед страной поставили условие – к 2018 году выполнить задачи, прописанные в Дорожной карте – специально разработанном для Беларуси плане действий на ближайшие три года. В Дорожной карте говорится, что Беларусь должна:

– ввести трехуровневую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура – докторантура),
– наладить выдачу бесплатного приложения к диплому,
– разработать план международной мобильности студентов и преподавателей,
– в корне пересмотреть такую практику, как «обязательное распределение».

4. Что может белорусский студент получить от Болонского процесса?

Ему будет проще ездить учиться по обмену . Сейчас, чтобы уехать в учебное время из Беларуси больше чем на 10 дней, нужно идти за разрешением в Министерство образования. В идеальном мире таких разрешений получать не надо, а государство еще и заинтересовано в том, чтобы студенты и преподаватели ездили на стажировки и учебу за границу, поэтому и оплачиваться такие программы должны за счет бюджета. Но все это идеальный мир.

Он сможет участвовать в управлении университетом . По белорусскому законодательству в совете университета должно находиться не менее 25% студентов. Но это все равно мало что дает. Как правило, студенческие советы у нас мало влияют на ситуацию в университете. В Болонском процессе такого быть не должно.

Он сможет бесплатно получить приложение к диплому . Это приложение покажет потенциальному работодателю из условной Исландии, какое образование вы получили, на что делали акценты, каким образом оценивались ваши знания и много чего еще. В 2011 году Министерство образования уже обещало выдавать такую книжечку всем, кто захочет, но пока, насколько нам известно, ее никто не получил.

Его успехи будут оцениваться в зачетных единицах (кредитах) . Это то, что пойдет в приложение к диплому. Бакалавр, например, должен за время своего обучения набрать 180–240 зачетных единиц, а это примерно три года обучения. То есть фраза «чтобы получить зачет, можно прогулять только два часа лекций» потеряет всякий смысл.

Заработает трехуровневая система образования (национальная рамка квалификаций) . В такой системе, например, бакалавриат, то есть первая ступень высшего образования, длится не 5 лет, а 3 года. Также национальная рамка квалификаций – это своего рода требование к компетенциям выпускника, которые разрабатывает студент вместе с работодателем, а не Министерство образования.

5. Это всё теория, а как Болонский процесс может работать на практике?

Смотрите: теоретический второкурсник факультета психологии БГУ решил год изучать высшую математику в Европе. В самом идеальном случае государство должно найти деньги, чтобы оплатить ему год проживания в Европе, а кредиты, которые студент получил, изучая высшую математику, пойдут ему в зачет по возвращении в родной корпус БГУ. Мало того, после возвращения студент может занять место в совете университета и решить, участвовать его коллегам в субботнике или нет. После окончания первой ступени высшего образования он может с легкостью и со своим приложением к диплому поехать в Европу изучать любимую «вышку» уже в магистратуре, а там, глядишь, и до доктора дотянет.

В общем-то, подписав Болонскую декларацию, Беларусь обязана выполнить все перечисленные выше условия. А то вдруг выгонят.

6. А могут ли нас исключить из Болонского процесса, если к 2018 году мы не выполним требований дорожной карты?


Трудно сказать. У Болонского комитета нет процедуры исключения страны-участницы из процесса. Однако условного приема в процесс, которого удостоилась наша страна, до 2015 года тоже не было. Так что как создали прецедент условного приема, так могут сделать и прецедент условного исключения. Но мы уверены, что все у нас получится.

7. Кто помогал нам делать этот материал?


Владимир Дунаев, профессор, бывший проректор ЕГУ, один из экспертов в области реформы высшего образования и Болонского процесса.

В современном, постоянно развивающемся мире образование играет огромную роль. От его качества зависит не только уровень благосостояния общества, но и экономическая — а зачастую и политическая — обстановка в стране. На протяжении почти двух десятилетий государства Евразийского континента демонстрируют тенденцию к интеграции образовательных систем. Республика Беларусь не осталась в стороне и 14 мая 2015 года Беларусь со второй попытки стала участницей Единого пространства высшего образования (ЕПВО) и, соответственно, Болонского процесса.

На пути к образованию будущего

Первая попытка Беларуси стать частью Болонского процесса была предпринята в 2012 году и оказалась безрезультатной. Министры образования на форуме в Вене отказали нашей стране в этом праве. Данное решение было обусловлено наличием минимальных академических свобод в белорусских вузах, слабой развитостью системы студенческого самоуправления, отсутствием прозрачности в работе администрации университета и выборов ректора.

Несмотря на то, что белорусские вузы выполнили только малую часть условий для вступления в Болонский процесс, Министра образования Беларуси Михаила Журавкова пригласили в Ереван на очередной форум ЕПВО с целью обсуждения присоединения Беларуси к Болонскому процессу.


«Включение нас в Европейское пространство высшего образования отражает признание мировой общественностью белорусской системы высшего образования и подтверждает факт того, что национальная модель конкурентоспособна и сможет интегрироваться в мировое образовательное пространство».

Михаил Журавков, Министр образования Республики Беларусь, www.interfax.by

В итоге Беларусь стала частью европейского интеграционного проекта, но с определёнными условиями, так называемой «Дорожной картой». Согласно ей государство обязуется до 2018 года реформировать систему образования в соответствии со стандартами ЕПВО.


«Дорожная карта — это не предложение, а требование, которое должно быть выполнено. Важно, чтобы все её условия были выполнены как минимум. Мы должны очень внимательно следить за происходящим в Беларуси, соблюдаются ли там академические свободы, принципы мобильности и в целом права человека».

Иллуги Гуннарссон, Министр образования Исландии, www.interfax.by

Когда белорусское образование станет таким же, как в Европе?

Необходимо понимать, что качество белорусского образования не достигнет европейского уровня за несколько месяцев. Для приближения нашей системы к стандартам ЕПВО потребуется несколько лет на разработку схемы модернизации и воплощения её в жизнь. Также необходимо отметить, что без содействия самих участников образовательного процесса — студентов и преподавателей — выплыть из академического застоя не представляется возможным.

Кроме ряда преимуществ (академическая мобильность, демократизация системы образования), Болонский процесс имеет существенный недостаток: высшее образование ограничивается только профессиональной подготовкой, хоть и высококлассной, но без особого внимания к высшим уровням интеллектуального и физического формирования личности. Именно поэтому многие ведущие университеты Европы ставят в приоритет содержание образования, а не его форму.

На данный момент уже предприняты некоторые меры по реализации требований форума министров образования: ведётся подписание международных договоров о сотрудничестве между вузами, постепенно вводится рейтинговая система оценивания, налажен обмен студентами и преподавателями между странами, проводятся международные научные конференции.


«Одним из принципов Болонского процесса является мобильность студентов, что приводит к улучшению качества образования. Поэтому вступление Беларуси в Болонский процесс может только улучшить качество подготовки специалистов в ядерной сфере».

Николай Маруда, консультант управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь, www.interfax.by

Некоторые университеты совместно с Министерством образования внедряют новые программы, которые помогут развитию образовательной системы Беларуси. Недавно БЕЛТА сообщило, что было утверждено создание учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования на базе . Также началась работа по созданию Республиканского совета по развитию бизнес-образования. Эта мера поможет интегрировать учебные заведения с коммерческими организациями, что позволит, в свою очередь, улучшить подготовку управленческих кадров.

Жизнь

Болонский процесс. Что это такое и зачем он Беларуси

Уже почти полтора года Беларусь является участницей Болонского процесса. 14 мая 2015-го наша страна со второй попытки присоединилась к Европейскому пространству высшего образования. Но присоединилась не окончательно – а на условиях выполнения до 2018 года « . Что это за процесс, причем здесь Болонья и зачем он нам нужен? «Журнал» раскладывает всё по полочкам.

Что такое «Болонский процесс»?

Болонский процесс – это процесс гармонизации европейского пространства высшего образования.

Он включает создание системы легко понимаемых и сопоставимых степеней (квалификаций), общей системы измерения зачетных единиц обучения («кредитов»), содействия академической мобильности, европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования.

Говоря простыми словами, это попытка сделать системы высшего образования европейских стран понятными друг другу, сделать легкодоступным для каждого учебу и, впоследствии, работу в разных странах Европы, а не только в той, где он/она родились или учились в университете.

Свое название этот процесс получил от старейшего в Европе университета, с 1088 года работающего в итальянском городе Болонья. Именно там в 1999 году прошла первая конференция министров образования тридцати европейских стран. Они приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», в которой обозначили основные цели, ведущие к гармонизации национальных систем высшего образования в странах Европы.

Вот так прямо сразу и договорились? А что было перед этим?

Болонская декларация стала переходным моментом в процессе, начавшемся гораздо раньше.

Еще в 1986 году, готовясь к своему тысячелетию, Болонский университет предложил вузам Европы подписать Великую Хартию Университетов (Magna Charta Universitarum). В ней провозглашались универсальные ценности университетского образования и необходимость тесных связей между университетами.

В 1988 году ее подписали ректоры 80 европейских университетов (теперь Magna Charta подписали даже университеты Туркменистана, и ее пафос «универсальных ценностей университетского образования» несколько поник).

В 1998 году, к юбилею теперь уже Сорбонского университета, министры образования Франции, Великобритании, Германии и Италии подписали там Сорбонскую декларацию «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования». В ней впервые прозвучала стратегическая цель создания общей зоны европейского высшего образования. Сорбонская декларация через год и дала старт Болонскому процессу, целей которого предполагалось достичь к 2010 году.

Получается, Болонский процесс завершился в 2010 году?

И да, и нет.

В марте 2010 года в Вене министры образования стран участниц Болонского процесса объявили об официальном создании Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). В этом смысле Болонский процесс можно считать завершенным, так как именно к этому он и должен был привести.

В то же время, министры образования признали, что далеко не все цели Болонского процесса полностью реализованы, поэтому было решено продолжить работу над ними для более полной гармонизации образовательных систем, улучшения мобильности и занятости, обеспечения доступа к качественному высшему образованию всем желающим.

Поэтому до сих пор используются оба термина: и Болонский процесс, и ЕПВО, зачастую – как синонимы (и в этом тексте тоже).

«Европейское пространство высшего образования» – это университеты стран Евросоюза?

Не только. Хотя у истоков Болонского процесса и стояли государства ЕС, но сегодня в него входит 48 стран – почти в два раза больше, чем в Евросоюз.

В ЕПВО также входят не состоящие в ЕС Швейцария и Норвегия, шесть стран Восточного партнерства (в их числе и Беларусь), Россия, Турция и Казахстан. Условия вступления – ратификация Европейской культурной конвенции и готовность реализовывать цели Болонского процесса в собственной системе высшего образования.

Полноценным членом ЕПВО с правом голоса является и Еврокомиссия, консультативный голос – у Совета Европы, Европейского студенческого союза (ESU), ЮНЕСКО. Несмотря на это, ЕПВО является независимым от Евросоюза. Главным его управляющим органом является конференция министров образования стран-участниц. Именно на ней принимали решения сначала о непринятии Беларуси в ЕПВО (2012), а затем – о принятии условно (2015).

Почему Беларусь вступила в Болонский процесс только со второй попытки?

В июле 2011 года беларусское Минобразования направило в Болонский секретариат заявление о начале процедуры по включению Республики Беларусь в Болонский процесс, а 29 ноября – финальный национальный доклад о готовности высшего образования Беларуси к вступлению в Болонский процесс.

Однако Общественным Болонским комитетом был подготовлен альтернативный доклад , главные выводы которого – без предварительного глубокого реформирования беларусского высшего образования участие страны в Болонском процессе не будет эффективным, беларусский Кодекс об образовании не соответствует букве и духу Болонских принципов.

В итоге европейцы сочли аргументы альтернативного доклада более убедительными, чем доклад официальных властей страны. В январе 2012 года в Копенгагене Рабочая группа Болонского процесса пришла к выводу о неготовности Беларуси присоединиться к ЕПВО. И хотя мнение Рабочей группы было лишь рекомендательным, беларусский вопрос был снят с повестки дня конференции министров образования стран ЕПВО в апреле 2012 года. Таким образом, впервые страна, ратифицировавшая Европейскую культурную конвенцию, подала заявку, но не смогла вступить в Болонский процесс.

Что такое «Общественный Болонский комитет», откуда он взялся и каковы его полномочия?

Общественный Болонский комитет (ОБК) был создан в конце 2011 года. Это гражданская инициатива независимых экспертов в сфере образования и ряда общественных организаций. Они предлагают реформировать высшее образование страны, включая «отказ от использования высшей школы в качестве инструмента политических репрессий» и «обеспечение широкого общественного участия в интернационализации и либерализации беларусской высшей школы» для «реального преодоления изоляции нашей системы образования от Европейского образовательного пространства».

Деятельность и успехи ОБК базируются на авторитете его экспертов, качестве аналитических материалов и результативном продвижении своей повестки среди европейских коллег. Именно ОБК организует самые представительные в Беларуси открытые по вопросам реформы высшего образования, экспертов ОБК приглашают на государственное беларусское телевидение.

До 2018 года Беларусь должна выполнить «дорожную карту». Что это такое и почему ее навязали Беларуси?

«Дорожная карта» на самом деле не имеет отношения ни к дорогам, ни к картам. Английский термин «roadmap» используется в значении плана действий (изменений, реформ) по продвижению к целевому состоянию.

Таким образом, «дорожная карта» ЕПВО для Беларуси – это план конкретных действий, которые Беларусь должна предпринять к 2018 году, когда состоится очередной саммит министров образования стран ЕПВО. Требование исполнения дорожной карты закреплено в коммюнике ереванской конференции, на которой Беларусь приняли в Болонский процесс в 2015 году.

Действительно, Беларусь – единственная страна, которая присоединилась к Болонскому процессу на условиях выполнения дорожной карты. Причиной можно считать недоверие к Беларуси, сомнения в выполнении ею второго условия вступления – готовности реализовывать цели Болонского процесса в собственной системе высшего образования.

«Дорожная карта – это не предложение, а требование, которое должно быть выполнено… Мы должны очень внимательно следить за происходящим в Беларуси, соблюдаются ли там академические свободы, принципы мобильности и в целом права человека», – заявил перед принятием Беларуси в ЕПВО министр образования, науки и культуры Исландии Иллуги Гуннарссон, а коллеги из Норвегии, Швеции и Нидерландов его поддержали.

Однако в самой «дорожной карте » нет никаких требований, специфических для Беларуси – все в соответствии с ценностями, целями и принципами ЕПВО.

Некоторые пункты дорожной карты не вызывают политических трудностей – например, введение трехуровневой системы в соответствии с согласованной Болонской моделью (бакалавриат – магистратура – докторантура); разработка Национальной рамки квалификаций по стандартам ЕПВО; обеспечение автоматической бесплатной выдачи Приложения к диплому.

Другие требования более чувствительные – например, обязательство ограничить принудительное распределение студентов-бюджетников лишь отдельными профессиями или идея ответственности государства за обеспечение академической свободы и институциональной автономии университетов.

Некоторые чиновники заявляют, что Болонский процесс угрожает беларусской системе образования. Действительно ли это так?

Никаких доказательств этого нет. Чрезвычайно высокая финансовая стоимость участия в Болонском процессе, диктат низких стандартов образования, уничтожение национальных традиций, колоссальная утечка мозгов в результате академических обменов – все эти страхи в большей степени связаны с низкой осведомленностью беларусского общества о сущности ЕПВО, нежели с реальными недостатками Болонского процесса.

Напротив: участие в Болонском процессе создает для выпускников университетов новые возможности на рынке труда. Опыт студенческих и академических обменов актуализирует их образование для глобализированного мира, а с единым европейским дипломом легче устроиться на работу.

В Болонский процесс. Однако говорить, что наши вузы активно обмениваются студентами и преподавателями с западными университетами, пока рано. Для начала нужно приблизить белорусские стандарты высшей школы к европейским. TUT.BY выяснил, как далеко мы продвинулись в этом вопросе за год.

Первую заявку на вступление в Болонский процесс наша страна подала еще в 2011 году. Ее отклонили, а вопрос заморозили на 4 года. В 2015 году мы запросили членство повторно, и на этот раз получили одобрение. Согласно процедуре, присоединение новых государств к Европейскому пространству высшего образования (ЕПВО) предусматривает принятие дорожной карты — пошагового плана действий по реформированию образовательной системы. Приняли ее и мы.

Дорожная карта Беларуси 3 года на реформы. Наша страна должна поэтапно сблизиться с ЕПВО: перейти с двухступенчатого на трехступенчатое обучение (бакалавриат — магистратура — докторантура), внедрить систему переводных зачетных единиц (кредитов) для измерения учебной нагрузки и начать выдачу бесплатного европейского приложения к дипломам. Все эти новшества должны облегчить учащимся перевод в другие вузы и обеспечить признание результатов обучения в белорусских университетах за рубежом.

РИВШ: Беларусь готовит законодательную базу для реформ

За образовательное сближение с Европой в Беларуси отвечает группа из 14 экспертов во главе с первым замминистра образования. За год участия в Болонском процессе наша страна подготовила законодательную базу для поэтапного внедрения инструментов ЕПВО, рассказал проректор по научно-методической работе Республиканского института высшей школы Игорь Титович .

«Европейское» приложение к диплому

В проект новой редакции Кодекса об образовании внесены нормы, которые позволят вместо выписки из зачетно-экзаменационной ведомости ввести национальное приложение к документам о высшем образовании. Оно станет более информативным, чем выписка, и будет соответствовать по структуре и содержанию Общеевропейскому приложению к диплому (Diploma Supplement).

Национальная система кредитов

Началась разработка национальной системы зачетных единиц, которая соотносится с Европейской системой переноса и накопления кредитов (European Credit Transfer and Accumulation System). Система кредитов послужит для описания нагрузки обучающихся и станет основной единицей учета их успеваемости. Зачетные единицы будут использованы при организации перевода или восстановления студента в другое учреждение образования, на другую специальность или форму обучения.

Оптимизация специальностей

Сейчас пересматривается общегосударственный классификатор специальностей и квалификаций. Его хотят привести в соответствие с международным классификатором образования и видами экономической деятельности Беларуси, да и в целом «почистить»: укрупнить специальности и исключить те из них, которые не востребованы или дублируют друг друга.

Обновление образовательных стандартов

В 2015 году началась разработка образовательных стандартов нового поколения по первой и второй ступеням высшего образования. Она предусматривает перепроектирование содержания каждой ступени высшего образования. Обновленные образовательные стандарты будут соответствовать требованиям Европейского пространства высшего образования.

Развитие сетевого обучения

В Беларуси с 1994 года практикуется обучение в сетевой форме. Оно студенческо-преподавательский обмен: преподаватели одного вуза приезжают в другой, чтобы прочитать курс лекций, а студенты одного вуза на протяжении семестра или года могут обучаться в университете-партнере. Сегодня 17 белорусских учреждений высшего образования участвуют в реализации 32 сетевых образовательных программ. Минобразования собирается расширить эту практику, чтобы развить академическую мобильность студентов и преподавателей.

Первый белорусский вуз подписал Великую хартию европейских университетов

18 сентября 2015 года Международный университет «МИТСО» первым среди белорусских вузов присоединился к Великой хартии европейских университетов (Magna Charta Universitatum Europearum). Этот документ, принятый в 1988 году ректорами высших учебных заведений стран Европы, ставит целью унификацию образовательных систем и политики развития европейского университетского сообщества.

Активное сотрудничество с европейскими вузами — участниками Великой хартии европейских университетов предполагает развитие студенческой и академической мобильности, реализацию совместных образовательных проектов, организацию научных конференций, объяснила проректор по учебно-воспитательной работе и международным связям «МИТСО», доктор юридических наук, доцент Елена Довгань.

Вместе с тем следует заметить, что в Великой хартии университетов не содержится детально регламентированных прав и обязанностей университетов или их ответственности за несоблюдение норм документа. Хартия имеет достаточно общий характер и устанавливает общие ориентиры в области образовательного процесса, а также основные формы взаимодействия университетов-участников. В связи с этим степень вовлеченности в европейское образовательное пространство существенным образом зависит от активности самого высшего учебного заведения, подписавшего Великую хартию европейских университетов, его готовности к взаимодействию с иностранными партнерами, наличия квалифицированного профессорско-преподавательского состава.

«МИТСО», который и до подписания Хартии развивал международные проекты, в последнее время разрабатывает документы для создания нескольких летних школ совместно с иностранными вузами-партнерами и ведет переговоры об открытии магистратуры с двойными дипломами с университетом Гамбурга в области европейских исследований.

Общественный Болонский комитет про распределение и другие «слабые места» системы образования

За тем, как в Беларуси внедряются образовательные стандарты ЕПВО, следит негосударственная инициатива под названием Общественный Болонский комитет. Организация базирует свои отчеты только на открытых источниках и сетует на информационную закрытость официальных органов. Даже министерский приказ о внедрении в национальную систему образования инструментов ЕПВО в 2015—2018 годах отсутствует в публичном доступе, привел пример член ОБК, профессор философии Владимир Дунаев .

Новый Кодекс об образовании вернули на доработку

Результаты мониторинга ОБК говорят о том, что Минобразования пока не может согласовать серьезные законодательные изменения с другими министерствами. Так, проект Кодекса об образовании, в котором закреплены такие важные новшества, как «европейское» приложение к диплому, должен был поступить на обсуждение в парламент в декабре 2015 года. Однако после профильного совещания президент еще раз согласовать новую редакцию Кодекса со всеми заинтересованными структурами.

Академические свободы — «прогресса нет»

Ситуация со студенческими свободами за последний год не улучшилась, считает ОБК. Имеется в виду кампания против введения оплаты за пересдачи в БГУ, которая в ноябре и декабре 2015 года. Студенты писали письма в Министерство образования, пытались записаться на прием к ректору и, наконец, на протестный марш.

Двое его участников позже штрафы за нарушение порядка проведения массовых мероприятий. Кроме того, один из них — студент филфака БГУ — позже из вуза. По его версии, за гражданскую позицию, по версии администрации БГУ — за неуспеваемость.

Мониторинг, который в ноябре-декабре организовала кампания StudentWatch, зафиксировал 78 случаев давления на студентов в течение месяца после начала кампании «Студенты против».

От распределения не откажутся?

Среди прочего дорожная карта реформ оговаривает и распределение бюджетников. Европейские партнеры настаивают, что к концу 2016 года эта практика должна быть ограничена только теми профессиями, в отношении которых наблюдается «существенный неудовлетворенный спрос».

Между тем утвержденная в марте правительством госпрограмма «Образование и молодежная политика» на 2016−2020 годы не содержит указаний на намерение ограничить практику распределения, сообщил представитель ОБК. Более того, целевым показателем выполнения задачи «Совершенствование системы планирования и оптимизация структуры подготовки специалистов с высшим образованием» называется «Доля трудоустроенных выпускников из общей численности выпускников, подлежащих распределению».

Намерение сохранить распределение просматривается и в заявлениях президента, обратил внимание Владимир Дунаев. Он снова сослался на президентское совещание по вопросам образования, которое прошло 1 апреля. На нем Лукашенко поручил предоставить первое рабочее место всем «бюджетникам», а также — при их желании — и «платникам».

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Чтобы вступить в Болонский процесс, страна принимает на себя обязательства бесплатно выдавать всем выпускникам вузов европейские приложения к дипломам бакалавра и магистра (единого образца), а также реформировать национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

«Болонский процесс – это в целом коллективный ответ на вызов кризису в высшем образовании. Последний из таких накрыл европейские университеты во второй половине XX века», – рассказал член Общественного Болонского комитета, профессор Владимир Дунаев.

Страны договорились, что если какая-то из них желает вступить в Болонский процесс, то она как бы автоматически должна будет выполнять определенный перечень общепринятых норм, стандартов.

Когда же Беларусь в 2015 году вошла, пусть и формально, «на особых условиях», в Болонский процесс, многими европейскими экспертами был выражен определенный скептицизм: будет ли страна на самом деле выполнять то, под чем подписалась.

Как известно, Беларуси дали на выполнение требований Дорожной карты три года. Сегодня они истекли. В текущем году должно быть принято решение о дальнейшем статусе Беларуси в ЕПВО (Европейское пространство высшего образования).

Итоги исполнения дорожной карты

На сегодняшний момент уже подведены итоги исполнения требования дорожной карты нашей страной. Как отметил Владимир Дунаев, никакого прогресса со стороны Беларуси в части выполнения данных требований нет, и, по сути, ни одно из них не выполнено.

По его словам, у нас до сих пор совсем нет механизма взаимодействия образования с рынком труда, который работает во всей Европе.

«Вот рынок труда говорит, что нам надо, чтобы у выпускников были такие и такие компетенции, а мы до сих пор живем по тарифно-квалификационным справочникам советского времени», – рассказал эксперт.

«Также Беларусь обязывалась диверсифицировать систему распределения выпускников вуза и использовать те наработки, которые существуют в Европе по повышению уровня трудоустраиваемости. Но и в этом вопросе ничего не поменялось», – дополнил Владимир Дунаев.

Очевидно, подчеркнул эксперт, что в стране не изменилась в лучшую сторону и ситуация с академическими свободами и университетской автономией.

Он также обратил внимание на факт дискриминации в отношении белорусских студентов, когда льготные кредиты предоставляются только учащимся в государственных вузах.

«Мы надеялись в Общественном Болонском комитете хотя бы на то, что Беларусь осуществит переход к трем ступеням высшего образования «бакалавр – магистр – доктор» и выдачу бесплатного европейского приложен к диплому. Но и этого не произошло», – заявил эксперт.

«Сегодня приложение к диплому в стране идет в виде бумажки, которая никому ни о чем не говорит. Что касаемо приложения о высшем образовании европейского образца, оно, если вы попадаете за рубеж, дает работодателю возможность понять, что вы делали в университете, что изучали, какими знаниями владеете. Это серьезный документ, он есть уже везде, кроме Беларуси», – рассказал Владимир Дунаев.

По его словам, попытки помочь в выполнении требований Дорожной карты международной группы экспертов, которая была специально создана, чтобы мониторить ее выполнение и оказывать Беларуси помощь в ее реализации, встречали почти всегда полное непонимание и отторжение с белорусской стороны.

«Очень часто оппоненты нам заявляли так: а зачем нам Болонский процесс? Вот у нас есть айтишники, ПВТ, и все прекрасно работает и без Болонского процесса, да и высшее образование одно из лучших», – заметил в свою очередь член Общественного Болонского комитета Павел Терешкович.

При этом эксперт отметил, что говорить можно многое, но стоит взглянуть на международные рейтинги вузов. Так, в рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного Times Higher Education вошел только единственный вуз из Беларуси – Белорусский государственный университет (БГУ), да и здесь он находится ниже 800-й строчки.

При этом из соседних стран в список попали 11 польских, 5 украинских, а также по 2 литовских, латвийских и эстонских вуза.

«Также есть такое мнение, что как только в Беларусь станет на путь Болонского процесса, студенты, получив образец международного диплома, массово начнут сбегать из страны», – сказал Павел Терешкович.

Однако, согласно статистике, и без Болонского процесса, количество белорусских студентов, обучающихся за рубежом, год от года растет, отметил эксперт.

Так, сейчас за рубежом обучается более 35 тыс. белорусских студентов. В то время как в России, где населения в 15 раз больше, данный показатель – 40 тыс.

Для Беларуси – это еще и потеря репутации

Эксперты также обратили внимание на тот факт, что выполнение требований Дорожной карты было не только обязательством исключительно Минобразования.

«Это задача, которую должны решать многие ведомства, в том числе МВД, Министерство труда и соцзащиты и др. Без координации усилий добиться какого-то прогресса весьма трудно», – подчеркнул Владимир Дунаев.

В целом же, по признаю экспертов, какие последствия ждут Беларусь за невыполнение условий Дорожной карты, пока сказать трудно. Отчитываться перед европейским министерским саммитом об имплементации Дорожной карты придется в мае. Там и будет приниматься окончательное решение.

Вместе с тем, Владимир Дунаев с сожалением признал недальновидность действий Беларуси, поскольку данная ситуация обозначает в том числе и подрыв международного имиджа страны.