Анализ внешней и внутренней среды медицинской организации. Факторы внутренней среды организации. как элемент внутренней среды

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Введение

7.1 Исходные данные

7. 4 Планирование сметы расходов

Заключение

Список литературы

Введение

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из трех сфер: общей (или макроокружения), рабочей (или непосредственного окружения) и внутренней. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

Анализ среды является одним из процессов стратегического управления. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Однако анализ среды обычно считают исходным, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

В данной курсовой работе мы рассмотрим основные факторы внутренней и внешней среды, их влияние на деятельность медицинского учреждения, основные методики анализа факторов внутренней и внешней среды, а так же роль этого анализа в процессе стратегического планирования.

1. Факторы внутренней и внешней среды медицинского учреждения: контролируемые и неконтролируемые

Процесс стратегического планирования в организации можно разделить на несколько этапов (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Процесс стратегического планирования

Поскольку стратегия не является, по сути, реакцией организации на изменения объективных внешних и внутренних факторов организации, поэтому процесс стратегического планирования начинается с определения и анализа критически важных факторов среды организации.

Среду каждой организации можно определить как совокупность трех сфер: внутренней среды, рабочей среды (микросреды) и общей среды.

Внутренняя среда организации включает пять ключевых элементов: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура.

Микросреда или рабочая среда (среда непосредственных контактов организации) включает: потребителей, конкурентов, посредников, поставщиков, контактные аудитории.

Под «контактными аудиториями» понимаются организации и учреждения, а также социальные группы, которые не являются прямыми партнерами по бизнесу, однако представляют интерес с точки зрения обеспечения предпринимательского успеха самой фирмы и способны оказывать влияние на реализацию поставленных ею целей. В контактные аудитории входят:

Финансовые круги: банковские и кредитные организации, фонды, страховые, инвестиционные и брокерские компании и др.

Средства массовой информации: телекомпании, радиостанции, издательства газет и журналов и др.

Государственные учреждения: правительство и его аппарат, министерства и ведомства, государственные таможенные и налоговые службы, государственные санитарные учреждения и др.

Общественные организации: политические партии, общества «зеленых», общества в защиту прав потребителей и т. д.

Местные органы власти: мэрии, префектуры, аппараты представителей президента и т.д.

Широкая общественность, мнение которой, формируя общественный имидж и престиж фирмы в целом, способно обеспечить успех ее деятельности.

Фирма может оказывать на микросреду соответствующее воздействие, т.е. эти факторы контролируемые, в чем немаловажную роль играет отдел по связям с общественностью, представляющий надлежащую информацию о характере деятельности фирмы.

В отличие от факторов микросреды более стабильны и в силу свой природы не поддаются воздействию маркетинговых мероприятий (не контролируемые), вынуждая предприятие приспосабливаться к условиям внешней среды. К фактором внешней среды относятся:

1) Демографические - возрастной состав населения, соотношение городского и сельского населения, степень миграции, образовательный уровень и т.д.

2) Состояние финансовой системы, уровень инфляции, конвертируемость национальной валюты, покупательная способность населения.

3) Природные - климат, наличие сырьевых ресурсов, источников энергии, экология.

4) Технологии - определяют уровень научно-технического прогресса и позволяют производить новые виды продукции, устанавливаемые стандарты производства и потребления и тем самым проводить эффективную маркетинговую деятельность.

5) Социокультурные - культурные ценности, традиции, обряды, вероисповедание.

6) Политические - социально-политический строй, расстановка политических сил и общественных движений, особенности законодательной системы и ее исполнения.

7) Международные - отдельные международные события (войны, региональные конфликты, отдельные решения международных организаций), влияющие на мировые уровни добычи природных ресурсов, и т.п.

Таким образом, из факторов микро- и макросреды необходимо выделить лишь ограниченное количество действительно значимых факторов (критических точек) среды организации. Количество критических точек зависит от размеров организации, характера и целей деятельности и других особенностей. Кроме того, краткосрочном периоде достаточно ограничится анализом рабочей среды, в длительном - общего характера внешней среды.

2. Механизм влияния факторов внутренней и внешней среды на деятельность медицинского учреждения в краткосрочном и долгосрочном периодах

Тактическое планирование занимает промежуточное положение между долгосрочным стратегическим и краткосрочным (оперативно-календарным). Стратегическое планирование рассчитано на длительный период (10-15 лет). Однако на многих предприятиях стратегия основана на среднесрочном планировании. Поэтому стратегический план, как правило, охватывает период не более 5 лет, тактический - 1-2 года, оперативный - менее 1 года. Составить тактический план на период более двух лет не представляется возможным, поскольку происходят частые изменения во внешней и внутренней среде предприятия. Кроме того, краткосрочном периоде достаточно ограничится анализом рабочей среды, в длительном - общего характера внешней среды.

Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Если основная цель стратегического плана заключается в том, чтобы определить, чего хочет добиться предприятие в перспективе, то тактическое планирование должно ответить на вопрос, как предприятие может достичь такого состояния. Эти виды планирования различаются целями и средствами их достижения.

Решения, принимаемые при тактическом планировании, отличаются меньшей субъективностью. Они более конкретны, всегда привязаны к показателям работы структурных подразделений предприятия.

Как известно, государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое -- через законодательные акты. Так, например, высокие ставки налогов существенно ограничивают активность фирм, их инвестиционные возможности и толкают к сокрытию доходов. Наоборот, снижение ставок налогов способствует привлечению капитала, приводит к оживлению предпринимательской деятельности. И таким образом, с помощью налогов государство может осуществлять управление развитием нужных направлений в экономике.

Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят.

Важное значение приобретают в современных условиях и различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж фирм. Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос.

Влияние на организацию такого фактора как конкуренция невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву.

Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно понимать, что потребители -- не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

В то время как факторы внешней среды, описанные выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Последняя обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разнятся от страны к стране. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля руководители должны принимать такие различия в расчет.

медицинский поликлиника стратегический планирование

3. Основные методики анализа факторов внешней среды

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

В ходе исследования макровнешней среды используются так называемые методики PEST -анализа. В ходе PEST-анализа предприятие старается выявить благоприятные и неблагоприятные тенденции по каждому из основных факторов «макросреды» (политические, экономические, социальные и технологические), и на этой основе решить вопрос о продолжении своей работы (например, осуществлении инвестиций в разработку нового продукта) или, наоборот, об уходе с данного рынка. При проведении PEST-анализа необходимо проанализировать возможное влияние на деятельность предприятия четырех основных факторов макроэкономической среды: Political - политический; Economic - экономический; Social - социальный; Technological - технологический. В качестве информационных средств предприятию следует выбирать наиболее полные и доступные в регионе источники данных. Воздействие тех или иных факторов «макросреды» зависит от вида выбранной деятельности, и далеко не всегда нужно учитывать все эти элементы. Схематично основу PEST-анализа можно представить следующим образом.

PEST-анализ - это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST - анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Основные положения PEST - анализа: «Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны». Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.

4. Процедуры анализа факторов внутренней среды

Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.

Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ -- это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Сильные стороны (Strengths) -- преимущества организации; слабости (Weaknesses) -- недостатки организации; возможности (Opportunities) -- факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке; угрозы (Threats) -- факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке. Для проведения анализ необходимо:

Определить основное направление развития предприятия (его миссию);

Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);

Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия).

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы (Рисунок 2).

Рисунок 2 - Матрица SWOT-анализа

Сильные стороны предприятия -- то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия -- это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности -- это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

Рыночные угрозы -- события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью.

5. Цели стратегического планировании, основные этапы, специфика стратегического планирования в медицинском учреждении

5.1 Понятие, цели и задачи стратегического планирования в деятельности медицинского учреждения

Стратегическое планирование это молодой вид деятельности. Появление стратегического планирования относится к 50-ым годах ХХ в.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей

Определяемые цели деятельности организации должны соответствовать ее видения и миссии.

Видение - идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых неблагоприятных условиях. Это уровень притязаний в процессе стратегического планирования.

Миссию фирмы можно определить как длительно поддерживаемое положение фирмы, занимаемое ею на рынке или роль фирмы на рынке, ставшую широко известной заказчикам, конкурентам, внешней среде.

С практической стороны миссия - это программное заявление, документ, которым фирма описывает область своей деятельности, систему ценностей, излагает свои руководящие принципы в отношении как экономических, так и неэкономических (социальных) показателей.

Миссия важна как для внешней, так и для внутренней сферы деятельности предприятия:

Внутри предприятия она раскрывает персоналу понимание целей и помогает выработке единой позиции, способствующей укреплению внутрифирменной культуре. Знание мисси фирмы позволяет работникам предприятия целеустремленно работать и соответствовать требованиям и целевым установкам;

Во внешней сфере она способствует созданию целостного образа предприятия, объясняя, какую экономическую и социальную роль в обществе оно стремится играть и какого восприятия в целом оно добивается.

Определение миссии фирмы может включать следующие элементы:

1) История возникновения фирмы.

3) Приоритетные цели и ограничения как экономического, так и неэкономического характера.

4) Стратегические притязания (общую политику на базовом рынке и роль, которую фирма хочет на нем играть).

Цели предприятия выражают конкретные направления деятельности. В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах каждое предприятие определяет свои главные цели. Это - положение организации на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала и социальная ответственность. Как правило, наиболее значимыми в рыночных условиях являются финансовые цели, определяющие состояние платежеспособности и экономической устойчивости предприятия.

Основными задачами стратегического планирования являются:

1) определение необходимых политических решений;

2) оценка будущего состояния экономики и потребности в данной продукции;

3) оценка необходимых производственных мощностей в будущем;

4) предварительная оценка размера возможных капитальных вложений.

Стратегическое планирование включает в себя долгосрочные, среднесрочные и текущие планы.

Долгосрочные планы разрабатываются на период от 5 до 15 и более лет, среднесрочные - от 2 до 5 лет, и текущие - на 1 год.

Стратегический план обосновывается количественными показателями и соответствующими расчетами. В его основе лежит прогноз социально-экономических процессов, которые можно разделить на прогноз внешней среды и прогноз внутренней деятельности предприятия.

5.2 Основные этапы стратегического планирования

1) интерактивно-нормативный;

2) развития и пересмотра;

3) утверждения и реализации.

Интерактивно-нормативный этап начинается с формировки цели и определения ориентиров развития. Для этого оценивается существующий потенциал предприятия и дается прогноз развития внешней среды. В качестве ориентиров являются отчеты о производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также нормативные и инструктивные материалы. Эти материалы являются основой для разработки долгосрочных или среднесрочных планов на уровне отдельных структурных подразделений, а также предложений по формировке целей и ориентиров развития. Согласование плановых цифр, стратегических подходов и альтернатив осуществляется на конференции или заседании комитета по стратегическому планированию.

Последний является средством консультаций, информационного обмена и коллективного обсуждения. Комитет по стратегическому планированию анализирует ход выполнения стратегии, а также, в случае необходимости, ее корректировку. Возглавляет комитет по стратегическому планированию руководитель фирмы.

Этап развития и пересмотра является наиболее важным. Здесь осуществляется стратегическое планирование по соответствующим целям и ориентирам, согласованным на первом этапе. На этом этапе структурные подразделения разрабатывают свои стратегии, долгосрочные планы и социальные программы.

На заключительном, третьем этапе, осуществляется утверждение и реализация «сверху - вниз» установленных общих целей и основных экономических показателей в целом по предприятию (фирме). Одновременно утверждаются долгосрочные, среднесрочные и текущие планы развития предприятия.

5.3 Специфика стратегического планирования в медицинском учреждении

В основе стратегического плана организации лежит прогноз социально - экономических процессов, которые можно разделить на прогноз внешней среды и прогноз внутренней деятельности предприятия.

При разработке стратегического плана интерактивное планирование состоит из следующих трех этапов:

Интерактивно-нормативный;

Развития и пересмотра;

Утверждения и реализации.

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок.

Стратегическое планирование организации:

Обоснованный и сознательный выбор целей и стратегии развития организации.

Постоянный поиск новых форм и видов деятельности, для повышения конкурентоспособности организации.

Обеспечение соответствия между организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами и элементами организации.

Индивидуализация стратегии, где каждая организация имеет свои особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, материально-технической базой, культурой и другими чертами, поэтому разработка стратегий должна производится с учетом этих особенностей.

Четкое организационное разделение задач стратегического планирования от задач оперативного планирования.

6. Роль анализа факторов внутренней и внешней среды в процессе стратегического планирования в медицинском учреждении

Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы:

Оцениваются изменения, происходящие или могущие произойти в планируемом периоде;

Выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы;

Исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирмы.

Процессы и изменения во внешней среде оказывают жизненно важное влияние на фирму. Основные проблемы, связанные с внешней средой - экономика, политика, рынок, технология, конкуренция.

Стратегия является отправным пунктом теоретических и эмпирических исследований. Организации могут отличаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что новшество будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает.

Анализ внешней среды означает процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятиям факторы, чтобы определить возможности и потенциальные опасности для фирмы. Изучение внешней среды предоставляет организации возможности своевременной реакции на появившиеся на рынке угрозы для фирмы, дает способность к разработке деловых акций. Эти качества позволяют фирме не только предотвратить эти угрозы, но и извлечь из ситуации новые выгодные возможности. С этой точки зрения роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

1) Где сейчас находится организация?

2) Где должна находиться организация в будущем?

3) Что необходимо сделать, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где она должна находиться в будущем?

Большое значение имеет адаптация к внешней среде, которая охватывает все действия стратегического характера, улучшающие отношения предприятия с окружающей средой. Предприятиям необходимо адаптироваться и к внешним благоприятным возможностям, и к опасностям, выявить наиболее благоприятные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к внешним условиям.

Характер и уровень стратегического планирования в значительной мере предопределяют успех рыночной деятельности предприятия. Некоторые российские фирмы на определенном этапе способны добиться определенных достижений, не затрачивая больших усилий на организацию планирования. Кроме того, стратегическое планирование само по себе еще не гарантирует успеха. В то же время, бесспорно, что применение плановых методов создает важные существенные благоприятные предпосылки для развития фирмы. Современные темпы изменений и увеличения объема знаний настолько велики, что стратегическое планирование выступает по существу единственным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает руководству фирмы инструмент функционирования ее на длительную перспективу. Стратегическое планирование обеспечивает основу для принятия управленческих решений. Определение того, чего фирма хочет добиться, помогает оценить наиболее подходящие пути ее практических действий. Планирование способствует снижению риска при работе на рынке. Принимая обоснованные плановые решения, руководство уменьшает риск выбора отнюдь не оптимального решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Планирование, которое служит для определения будущих действий на рынке, помогает обеспечить единство общей цели в рамках всей организации.

7. Планирование основных показателей деятельности аллергологического отделения поликлиники

7.1 Исходные данные

Расчетные нормы времени на лечебно-диагностическое посещение врача аллерголога:

При приеме взрослых 15,0 минут;

При приме детей 17,1 минута.

Нормативная численность должностей среднего и младшего медперсонала, приходящаяся на 1 должность врача аллерголога:

Среднего медперсонала 1: 0,5;

Младшего медперсонала 1: 0,5.

Режим работы медицинского персонала представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Режим работы медицинского персонала

Показатель, единица измерения

Значение

Продолжительность рабочей недели, часов

Врач амбулаторного приёма

Врач в круглосуточном стационаре

Медсестра кабинета амбулаторного приёма

Медсестра в круглосуточном стационаре

Очередной отпуск, дней

Медсестры

Число смен работы персонала (кабинетов) в амбулаторно-поликлиническом учреждении

Норматив расхода на мягкий инвентарь отчетном периоде - 860 рублей на 1 должность основного медперсонала в год.

Норматив медицинских расходов в поликлинике в отчетном периоде - 36,8 руб. на 1 лечебно-диагностическое посещение.

Коэффициент использования рабочего времени должности - 0,923.

Коэффициенты для учета общеучрежденческих расходов в смете по платным медицинским услугам - 0,071

Плановый объем медицинских услуг - 11953 лечебно-диагностических посещений за год; 6394 профосмотров в год.

Нормы времени на 1 профосмотр - 12 минут.

Смета расходов поликлиники представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Смета расходов поликлиники, тыс. руб.

Наименование

Значение

Начисления на оплату труда

Медицинские расходы

Мягкий инвентарь

Продукты питания

Оплата спец. топлива и ГСМ

Прочие расходные материалы

Оплата транспортных услуг

Оплата услуг связи

Оплата коммунальных услуг

Оплата текущего ремонта оборудования

Оплата текущего ремонта зданий и сооружений

Прочие текущие расходы

Трансферты населению

Капитальное строительство

Капитальный ремонт

Средняя оплата труда персонала поликлиники (рублей в месяц):

Врачебного медперсонала 15000;

Среднего медперсонала 7800.

7.2 Расчет плановой мощности аллергологического отделения поликлиники

Основу потенциала медицинской организации составляет ее мощность, то есть максимальное число медицинских услуг, которое может быть оказано населению. Мощность амбулаторно-поликлинического учреждения определяется количеством кабинетов по приему больных и числом посещений в смену.

Для определения плановой мощности аллергологического отделения поликлиники используется формула:

где ОЧП - плановое общее число посещений в эквивалентных лечебно-

диагностическим посещениям в поликлинике единицах;

С - сменность работы поликлиники;

Д - число дней работы поликлиники в году.

Д = 365 - 12 - 52 2 = 249 (дней)

где - посещения лечебно-диагностические;

Посещения профилактические;

Посещения на дому;

Затраты времени на 1 лечебно-диагностическое,

профилактическое, посещение на дому соответственно.

ОЧП = 11935 + 6394 (12/15) = 17050 (посещений в смену)

17050 / 2 249 = 34 (посещений в смену)

Таким образом, плановая мощность аллергологического отделения поликлиники составит 34,23 посещений в смену.

7.3 Планирование численности должностей аллергологического отделения поликлиники

Планирование численности врачебного персонала в амбулаторно-поликлиническом учреждении по объему работы осуществляется по формуле:

где Ф - плановая функция врачебной должности.

Ф = Б N (4)

где Б - бюджет рабочего времени должности, час/год;

N - норма нагрузки, число посещений;

Коэффициент использования полезного рабочего времени (0,923).

Б = ((365 - В - П - О) / 5) m - g (5)

где В - выходные дни;

П - праздничные дни;

О - отпуск;

m - продолжительность рабочей недели в часах;

q - сокращение рабочего времени в предпраздничные дни, всего часов/год

Б = ((365 - 104 - 12 - 42) / 5) 38 - 12 = 1561,2 (часов)

N = 60 / 15 = 4 (мин.)

Ф = 1561,2 4 0,923 = 5764

17050 / 5764 = 2,958 = 3 (должности)

Согласно штатному нормативу на 1 должность врача аллерголога приходится 1.0 должность среднего медицинского персонала, отсюда:

1 = 3 (должности)

А должности санитарок устанавливаются из расчета 1 должность на каждые 5 должностей врачей аллергологов:

3 / 5 = 0,6 = 0,5 (должности)

Используя полученные данные, составим штатное расписание аллергологического отделения поликлиники (таблица 3).

Таблица 3 - Штатное расписание аллергологического отделения поликлиники

Так как число должностей врачей меньше 3,5, то заведующего аллергологическим отделением в данной поликлинеке нет. Соответственно и старшей медсестры, так как число должномстей старших сестер соотвествует числу должностей заведующих отделением.

7.4 Планирование сметы расходов

Смета расходов бюджетной организации представляет собой сводый план всех расходов медицинского учреждения на предстоящий период производственно - хозяйственной деятльности. Она составляется по единой форме утвержденной Министерством финансов. При составлении сметы для бюджетных ЛПУ затраты классифицируются по статьям расходов бюджетов Российской Федерации.

В процессе планирования сметы затрат в отечественной практике применяются два основных подхода:

1) сводный метод - путем суммирования, то есть на основе суммирования смет всех отдельных подразделений;

2) сметный метод - в основе лежит расчет расходов по всему учреждению в целом на основе прочих плановых документов.

Рассчитаем сначала фонд оплаты основного медицинского персонала. Оплата труда медицинского персонала представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Оплата труда медицинского персонала

Таким образом, получили, что заработная плата основного медицинского персонала за год составляет:

ЗП осн = 68400 12 = 820800 (руб.)

Расчет оплаты труда административно-управленческого и прочего персонала производится путем умножения расходов на оплату труда на коэффициент для учета общеучрежденческих расходов.

ЗП = 4489800 0,071 = 318775,8 руб.

Расчет планового годового фонда оплаты труда:

Начисления на оплату труда медицинского персонала производится в размере 34% от оплаты труда, что составит:

Н = 1270130 0,34 = 431844,2 (руб.)

Из исходных данных в соответствии с коэффициентом учета общеучрежденческих расходов, который составляет 0,071 для аллерголога, рассчитаем оставшиеся строки сметы расходов.

Оплата услуг связи:

40800 0,071 = 2896,8 (руб.)

Оплата коммунальных услуг:

5526000 0,071 = 392346 (руб.)

Прочие текущие расходы, в том числе:

627600 0,071 = 44559,6 (руб.)

Оплата текущего ремонта оборудования

37200 0,071 = 2641,2 (руб.)

Прочие текущие расходы

590400 0,071 = 41918,4 (руб.)

Капитальный ремонт:

877200 0,071 = 62281,2 (руб.)

Приобретение предметов снабжения, в том числе:

Мягкий инвентарь

Ми = Ми АУП + Ми П + Ми Д (6)

где Ми АУП - мягкий инвентарь для АУП;

Ми П - мягкий инвентарь для параклинической службы;

Ми Д - мягкий инвентарь, исходя из норматива расходов на 1 должность

основного персонала в год.

Ми АУП + Ми П = 17600 0,071 = 1249,6 (руб.)

Ми Д = 860 6 = 5160 (руб.)

Ми = 1249,6 + 5160 = 6409,6 (руб.)

Медицинские расходы

М = М п + М д (7)

где М п - медикаменты для параклинической службы;

М д - медикаменты исходя из норматива расходов на 1 лечебно-

диагностическое посещение.

М п = 2121000 0,071 = 150591 (руб.)

М д = 36,8 17050 = 627440 (руб.)

М = 150591 + 627440 = 778031 (руб.)

Оплата спец. топлива и ГСМ

85200 0,071 = 6049,2 (руб.)

Прочие расходные материалы

285600 0,071 = 20277,6 (руб.)

Смета расходов аллергологического отделения поликлиники представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Смета расходов аллергологического отделения поликлиники, руб.

Наименование

Значение

Оплата труда гражданских служащих

Начисления на оплату труда

Приобретение предметов снабжения, в том числе

медицинские расходы

мягкий инвентарь

продукты питания

оплата спец. топлива и ГСМ

прочие расходные материалы

Командировки и служебные разъезды

Оплата транспортных услуг

Оплата услуг связи

Оплата коммунальных услуг

Прочие текущие расходы в том числе

оплата текущего ремонта оборудования

оплата текущего ремонта зданий и сооружений

прочие текущие расходы

Трансферты населению

Приобретение оборудования и инвентаря

Капитальное строительство

Капитальный ремонт

7.5 Планирование себестоимости и цены услуги

Используя найденные выше значения и смету расходов на плановый период (год), рассчитаем себестоимость услуги по формуле:

С = Р / ОЧП (8)

где Р - сумма всех расходов за год.

С = (3014825,2 - 62281,2) / 17050 = 173,17 (руб.)

Формирование цены на медицинскую услугу исходит из традиционного метода: себестоимость плюс прибыль.

Ц = С + П (9)

где П - прибыль, руб.

где - норма рентабельности в цене медицинской услуги (30%).

П = 173,17 0,3 = 51,95 (руб.)

Ц = 173,17 + 51,95 = 225,12 (руб.)

Таким образом, цена одной медицинской услуги врача-аллерголога составляет 225,12 рублей.

Заключение

Анализ внутренней и внешней среды -- это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и, не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.

Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

Планирование позволяет подготовиться к использованию будущих благоприятных условий; улучшить координацию действий в организации; создать предпосылки для увеличения образовательного уровня менеджеров; более рационально распределить ресурсы; улучшить контроль в организации.

В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимания осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который может быть проведен с использованием вышеперечисленных методик, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.

Список литературы

1. Ефанова Е. В. Планирование на предприятии здравоохранения: учеб. пособие / Е.В. Ефанова, С.Л. Петросян. Воронеж: ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2008. - 196 с.

2. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Планирование на предприятии здравоохранения» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (здравоохранение)» очной формы обучения / Е.В. Ефанова, Л.В. Шкурина, И.Д. Федорова. Воронеж: ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2006. - 33 с.

3. Балабанов М. В. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: учеб. / М. В. Балабанов. - М.: издательство «Третий Рим», 2000. - 236 с.

4. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: учеб. пособие / М. М. Алексеева. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 248 с.

5. Варакута С. А. Планирование на предприятии: учеб. пособие / С. А. Варакута, Ю. Н. Егоров. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 176 с.

6. Ильин А. И. Планирование на предприятии: учеб. / А. И. Ильин. - М.: Новое знание, 2002. - 635 с.

7. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 260 с.

8. Горемыкин Л. А. Планирование на предприятии: учеб. / Л. А. Горемыкин. - М.: ЭСМО, 2001. - 168 с.

9. Шишкин А. Ю. Экономика социальной сферы: учеб. пособие / А. Ю. Шишкин. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 416 с.

10. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учеб. пособие / А. Н. Петров. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 443 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика сущности стратегического планирования, его организации на предприятии. Анализ внутренней и внешней среды предприятия в стратегическом планировании. Организация маркетинга и стратегического развития на базе автотранспорта и механизации.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2010

    Организация процесса стратегического планирования на предприятии: выбор цели организации, анализ внутренней и внешней среды предприятия. Организация маркетинга на базе автотранспорта и механизации № 964 и программа его стратегического развития.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2010

    Сущность и функции стратегического планирования. Характеристика этапов стратегического планирования: цели организации, оценка и анализ внешней и внутренней среды, изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии. Разработка стратегии предприятия.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Этапы процесса стратегического планирования. Основные признаки стратегического планирования. Отличия стратегического управления от тактического и оперативного. Понятие и основные виды цели. Стратегия и цели. Инструменты анализа внешней и внутренней среды.

    презентация , добавлен 05.01.2016

    Диагностический анализ дошкольного образовательного учреждения. Ранжирование проблем управления, исследование внешней и внутренней среды, конкурентных преимуществ организации. Методика стратегического планирования и прогнозирования развития организации.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2014

    Сущность стратегического планирования. Понятие, назначение и характеристика процесса стратегического планирования. План развития человеческих ресурсов. Разработка миссии фирмы. Анализ внутренней и внешней среды. Совершенствование текущего планирования.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2013

    Факторы и переменные внешней и внутренней среды организации. Классификация целей по ключевым критериям, стадии их формирования. Процесс стратегического планирования. Организационный процесс: взаимодействия и полномочия. Функции мотивации и контроля.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2013

    Понятие, значение и факторы внутренней и внешней среды организации. Направления анализа внутренней среды и макроокружения. SWOT-, SNW- и PEST-анализ. Поддержание внутреннего потенциала ОАО "Белкард" на должном уровне как цель стратегического управления.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2014

    Понятие, сущность и основные факторы внешней и внутренней среды предприятия. Среда прямого и косвенного воздействия. Технология как фактор внутренней среды. Изменения в характере и содержании задач. Взаимозависимость должностей, структуры и целей.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2015

    Концепции современного стратегического планирования и управления, стратегического менеджмента. Анализ внешней и внутренней среды инструментами стратегического управления. Конкурентный анализ и стратегия. Разработка стратегии развития организации.

Каждое учреждение здравоохранения функционирует в определенной внешней среде. Заведения могут существовать только в состоянии постоянного контакта и обмена с внешней средой. Основные ресурсы учреждение здравоохранения получает из внешней среды, ограничения которых влияет не только на потенциал организации, но и может привести к негативным последствиям ее деятельности. Внешняя среда организации необходимо принимать во внимание при разработке стратегии, формировании структуры организации, определении поведения в отношении конкурентов (в случае коммерческого заведения).

При проведении анализа внешней среды учреждения здравоохранения, как при анализе окружения других организаций, определяют:

o анализ макроокружения организации;

o анализ непосредственного окружения учреждения.

Анализ макроокружения учреждения здравоохранения

Макроокружения составляет общие условия работы учреждения здравоохранения в внешней среде. Степень влияния макроокружения на работу организаций, которые задействованы в медицинском обслуживании, различна и зависит от отрасли деятельности и формы финансирования.

Анализ основных факторов макроокружения организации проводят с помощью PEST-анализа (P-political and legal environment / политико-правовое окружение, E - economic environment/ экономическая среда, S-socio cultural environment/ социо-культурная среда, T - technological environment/ технологическая окружения.

Политико-правовая среда

Нормативная правовая база организации - это тот фактор, который предоставляет ей возможности определять нормы и рамки отношений и пределы допустимых действий по отношению к другим субъектам права. Основным Законом Украины является Конституция Украины, которая в ст. 49 провозглашает "право каждого гражданина Украины на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ... В государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно, существующая сеть таких заведений не может быть сокращена". Конституцией Украины закреплено содействие государством развитию лечебных учреждений всех форм собственности.

При анализе правового окружения учреждения здравоохранения особое внимание следует уделять таким факторам, как динамизм правовой среды и уровень контроля за нарушением правовых норм. Отрасль здравоохранения Украины находится в состоянии реформирования. Только за 12 лет (1991-2003 гг.) вышел 231 документ нормативно-правового характера. Однако, несмотря на большое количество нормативно-правовых документов, существует постоянная неопределенность относительно финансирования государственных и коммунальных заведений охраны здоровья.

Например, статьей 12 Закона Украины "Основы законодательства Украины о здравоохранении" определено, что государственная политика здравоохранения обеспечивается бюджетным ассигнованиям в размере, который отвечает ее научно-обоснованным потребностям, но не менее десяти процентов национального дохода. Министерство здравоохранения не может стопроцентно планировать деятельность государственной и коммунальной сети заведений здравоохранения, исходя из этой суммы. Например, в 2002 и 2003 годах были приняты соответствующие Законы Украины относительно изменений этой статьи в сторону уменьшения ассигнований, сроком на один год.

С другой стороны, когда Кабинет Министров Украины, с целью улучшения финансового положения государственных и коммунальных заведений охраны здоровья, вынужден был прибегнуть к частичной системы оплаты медицинской помощи со стороны пациентов, и издал соответствующее постановление "Об утверждении перечня платных услуг, которые предоставляются в государственных заведениях здравоохранения и высших медицинских заведениях образования" по конституционному представлению 66 народных депутатов Украины, Решением Конституционного Суда Украины, постановление Кабинета Министров было признано не конституционным. Таким образом она потеряла свою силу.

Политические факторы макросреды принимаются во внимание с целью определения намерений органов государственной власти в отношении средств проведения своей политики. Большее влияние политическое окружение имеет на коммерческие учреждения здравоохранения, оно может стать истоком для новых возможностей или, наоборот, угроз для организации. Поэтому

Конституция Украины. Принята Верховной Радой Украины 28 июня 1996 года// Ведомости Верховной Рады Украины. - 1996. - № 3.

важным для учреждений здравоохранения являются: новые законы относительно правового регулирования деятельности медицинских учреждений могут быть приняты; отношение правительства к отрасли здравоохранения, в различных регионов республики; политика регулирования цен; политика реорганизации отрасли; политико-правовые действия внедрение обязательного медицинского страхования.

МУЗ "Центральная городская больница" является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счет средств бюджета города Чебоксары на основе сметы. Осуществляет свою деятельность на основании Устава с изменениями и дополнениями, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банке, бланки, печать с гербом Чувашской Республики.

Целью создания Учреждения является охрана здоровья и оказание неотложной и специализированной медицинской помощи прикрепленному к данному учреждению населению города Чебоксары, а также оказание травматологической помощи. экономический оплата больница

Для выполнения указанных целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: доврачебная помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь, прочие работы и услуги.

МУЗ "Центральная городская больница" берет свое начало с 1960 года, когда чебоксарские строители открыли свою поликлинику на 1-ом этаже общежития по ул. Энгельса, 24. Через 4 года в том же здании был открыт стационар на 200 коек. В последующем были построены новые корпуса поликлиники, к ней присоединено еще одно здание на пр. Ленина, 47. Мощность стационара Медсанчасти строителей достигло 480 коек.

В 2000 году больница стала называться МУЗ "Больница строителей", а с 2001 года по 2004 год носила наименование МУЗ "Городская больница №3" г. Чебоксары. В 2005году МУЗ "Центральная городская больница". На сегодня больница представляет комплекс из нескольких зданий в центре города. Здесь расположена поликлиника на 1200 посещений в смену, в составе которой отделения терапевтов (участковое, цеховое), отделение ВОП, стоматологическое и отделение ортопедической стоматологии, хирургическое, женская консультация, узкие специалисты, четыре диагностических отделения и отделения восстановительного лечения. Прием ведется по 24 специальностям.

Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. Внешние факторы подразделяются на факторы прямого воздействия и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:

  • а) Поставщики. Поставщиками МУЗ "Центральная городская больница" являются бюджет города Чебоксары, Фонд ОМС ЧР, СК "Чувашия-Мед". Они ежемесячно предоставляют финансирование денежных средств. Также поставщиками можно назвать организации, которые пользуются услугами МУЗ "Центральная городская больница", поставщики энергии, материалов, оборудования.
  • б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.
  • в) Законы государства. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции.
  • г) Потребители. Потребителями услуг МУЗ "Центральная городская больница" являются:
    • -люди, на которые направлены бесплатные (льготные) услуги;
    • -люди, которые покупают услуги организации;
    • -организации - потребители услуг.
  • д) Конкуренты. Руководство предприятия должно помнить, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.

Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации:

  • а) Состояние экономики страны. Руководство организации, особенно при выходе на международный рынок, должно учитывать экономическую ситуацию в той стране.
  • б) Научно-технический прогресс. Технические новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества предоставляемых услуг.
  • в) Социокультурные факторы. Это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации.
  • г) Политические факторы. К ним относятся экономическая политика административных органов государства.
  • д) Отношения с местным населением. Характер отношений с местной общиной является очень важным для учета и планирования в любой организации.

Внутренняя среда организации - это ситуационные факторы внутри организации. Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.

Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто "данное", что руководство должно преодолеть в своей работе. Управленческий механизм ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения намеченных целей. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

Цели - конкретные, конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли. Но МУЗ "Центральная городская больница" является некоммерческой организацией и не озабочена проблемами прибыли, но затраты волнуют и ее. Некоммерческая организация имеет разнообразные цели, но, как правило, уделяет большое внимание социальной ответственности. Главной целью МУЗ "Центральная городская больница" является предоставление населению качественных медицинских услуг. Цели разрабатываются руководством фирмы и доводятся до сведения управляющих всех уровней, которые в процессе координации совместной деятельности используют разнообразные средства и методы для их достижения.

Задачи - определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее определенные сроки. Задачи непрерывно усложняются по мере роста масштабов работ, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.

Структура организации представляет собой логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления.

Организационная структура МУЗ "Центральная городская больница" показана на рисунке 1.

Рис. 1. Организационная структура МУЗ "Центральная городская больница"

Структура организации тесно связана с характерным для нее специфическим разделением труда и требованиями построения системы контроля в организации. Любая организация имеет организацию труда, но не просто случайное распределение работы между всем персоналом организации, а специализированное разделение труда. Оно означает закрепление конкретной работы за тем человеком, который лучше всех в организации сможет ее выполнить, то есть за специалистом.

Главными факторами сохранения здоровья россиян являются социально-экономическая ответственность государства и работодателей за состояние здоровья населения и работников, инвестиции государства и бизнеса, а также инвестиции в свое здоровье самих граждан.

Современными принципами политики развития здравоохранения являются:

Нацеленность на преодоление демографического кризиса в стране,

Приоритетность в решении актуальных задач здравоохранения,

Профилактическая направленность,

Всеобщая доступность и высокое качество медицинской помощи,

Необходимая ресурсная обеспеченность,

Экономическая эффективность использования ресурсов,

Повышение экономической ответственности и заинтересованности всех субъектов за здоровье и жизнь граждан,

Программно-целевой подход.

Политика развития системы здравоохранения должна быть активной и направленной на медицинскую и социальную профилактику заболеваемости, инвалидности и смертности населения и реабилитацию больных, а не пассивной политикой развития здравоохранения – это «медицина болезней», направленная на расширение амбулаторного и стационарного

лечения растущего числа больных.

Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:

Совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);

Развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;

Наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.

На современном этапе можно выделить несколько механизмов финансово-экономического реформирования здравоохранения:
- внедрение ресурсосберегающих технологий хозяйственной деятельности медицинских учреждений, что позволит значительно сократить расходы, не влияющие на количество и качество оказываемой медицинской помощи;
- введение финансирования медицинских учреждений по принципу за пролеченного больного, что будет способствовать наиболее справедливому финансированию;
- стандартизация медицинских услуг позволит провести стоимостную оценку оказываемых медицинских услуг;
- реформирование отношений собственности, заключающееся в повышении эффективности использования имеющихся материально-технических ценностей;
- развитие платной медицины в рамках государственных учреждений здравоохранения, направленное в первую очередь на формирование новых качественных взаимоотношений медперсонал-пациент, во-вторых, на сокращение государственных расходов, связанных с повышением культуры, качества обслуживания, при сохранении государственных гарантий бесплатной медицинской помощи или точнее говоря медицинской помощи оплачиваемой за счет либо федерального, либо субъекта федерации бюджета;
- развитие частной медицины, не как альтернативы государственному сектору, а как равноправного партнера на рынке медицинских услуг.
Факторы, влияющие на прогнозные показатели развития здравоохранения.


1. Обеспеченность финансовыми ресурсами государственных гарантий населению в сфере здравоохранения.
2. Совершенствование организации медицинской помощи населения.
3. Реформирование медицинского образования и кадровой политики
4.Совершенствование организации лекарственного обеспечения.
2. Понятие и виды инвестиций. Сущность инвестиционного проекта. Особенности инвестиционного проектирования в здравоохранении.

Инвести́ции - долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода.

Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) - кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен - инвестиции могут быть утрачены.

Инвестиции обеспечивают динамичное развитие фирмы и способствуют решению таких задач, как:

· расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;

· покупка новых предприятий;

· диверсификация деятельности вследствие освоения новых областей бизнеса.

Критерии классификации инвестиций следующие:

1) объект вложения капитала: реальные (прямые) инвестиции – вложения, направленные на увеличение основных фондов фирмы как производственного, так и непроизводственного назначения; осуществляются путем нового строительства основных фондов, расширения, технического перевооружения или реконструкции действующих предприятий; финансовые (портфельные) инвестиции – приобретение активов в форме ценных бумаг для извлечения прибыли; формирование портфеля ценных бумаг;

2) периодичность инвестирования: краткосрочные инвестиции – вложения денежных средств на период до одного года (финансовые инвестиции фирмы); долгосрочные инвестиции – вложения денежных средств в реализацию проектов, которые обеспечивают получение предприятием выгод в течение периода, превышающего один год (преобладающая форма долгосрочных инвестиций предприятия – капитальные вложения в воспроизводство основных средств);

3) характер участия фирмы в инвестиционном процессе: прямые инвестиции, которые подразумевают непосредственное участие фирмы-инвестора в выборе объектов вложения капитала; непрямые инвестиции, которые подразумевают участие в процессе выбора объекта инвестирования посредника, инвестиционного фонда или финансового посредника (чаще всего это инвестиции в ценные бумаги);

4) форма собственности инвестируемых средств: частные инвестиции, которые характеризуют вложения средств физических лиц и предпринимательских организаций негосударственных форм собственности; государственные инвестиции – вложения средств государственных предприятий, государственных предприятий, государственного бюджета разных его уровней и государственных внебюджетных фондов.

В теории инвестирования отдельно выделяют венчурные инвестиции и аннуитет. Венчурные инвестиции обусловлены необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях новых технологий. Аннуитет – вид инвестиций, приносящий вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени.

Инвестиционный проект - объект реального инвестирования, намечаемый к реализации в форме приобретения, нового строительства, расширения, реконструкции и т.п. на основе рассмотрения и оценки бизнес-плана. Совокупность реализуемых инвестиционных проектов представляет собой инвестиционную программу (например, инвестиционная программа жилищного строительства, переработки сельскохозяйственной продукции, создания социальной инфраструктуры и т.п.).

Первая прединвестиционная фаза представляет собой комплекс действий по обоснованию инвестиционного проекта, поиску и привлечению к проекту заинтересованных организаций и фирм. Она включает в себя следующие мероприятия:

Поиск инвестиционных концепций (бизнес-идей).

Предварительная подготовка инвестиционного проекта,

Формулировка проекта и оценка его технико-экономической и финансовой приемлемости.

Финальное рассмотрение проекта и принятие по нему решений.

При положительном решении логическим продолжением первой фазы является вторая - инвестиционная фаза.Инвестиционная фаза реализации проекта укрупненно состоит из следующих мероприятий:

Установление правовой, финансовой, организационной основ проекта.

Детальное инженерно - техническое проектирование.

Строительство объектов, входящих в проект.

Монтаж оборудования.

Предпроизводственный маркетинг.

Набор и обучение персонала.

Сдача в эксплуатацию и пуск.

Инвестиционная фаза - это комплекс действий посозданию новых производственных фондов и инфраструктуры для их нормальной эксплуатации. Это фаза внедрения проекта, в течение которой формируются активы предприятий, заключаются контракты на поставку сырья, комплектующих, производится набор рабочих и служащих, формируется портфель заказов. На данном этапе особо важен мониторинг проекта - наблюдение за степенью обеспечения или обоснованного изменения его параметров.

Третья - эксплуатационная фаза представляет собой комплекс действий по эксплуатации созданных основных фондов с замещением амортизированного оборудования. Она существенно влияет на эффективность вложенных средств в проект. В течение эксплуатационной фазы осуществляются мероприятия:

Достижение полной производственной мощности.

Создание центров ремонта и дилерской сети.

Расширение и модернизация.

Текущий мониторинг экономических показателей проекта.

Некоторые экономисты-практики выделяют четвертую фазу разработки и реализации инвестиционного проекта.Ликвидационная фаза - комплекс действий, направленных на ликвидацию основных фондов, созданных в результате осуществления проекта. Она заключается в ликвидации или консервации объекта проектирования. Соответствующие затраты и остаточная стоимость учитываются уже при проведении исследований и разработке технико-экономического обоснования.

В условиях рыночной экономики решающим условием развития и устойчивой жизнеспособности фирм любого профиля является эффективность вложения капитала в тот или иной инвестиционный проект. Принятие фирмой решения об инвестировании проекта обуславливается целями, которые она ставит перед собой.

Существует несколько типов классификации инвестиционных проектов:

· 1. Вынужденные капитальные вложения, осуществляемые с целью повышения надежности производства и техники безопасности, направляемые на выполнение требований окружающей среды в соответствии с новыми законодательными актами в этой сфере и учитывающие прочие элементы государственного регулирования.

· 2. Вложения с целью сохранения позиций на рынке (поддержания стабильного уровня производства)

· 3. Вложения в обновление основных производственных фондов (поддержание непрерывной деятельности)

· 4. Вложения с целью экономии текущих затрат (сокращение издержек)

· 5. Вложения с целью увеличения доходов (расширение деятельности – увеличение производственной мощности)

· 6. Рисковые капитальные вложения (новое строительство, внедрение новых технологий)

Эта классификация является составным элементом управления инвестиционным процессом корпорации.

Инвестиционное проектирование – это разработка комплекса технической документации, содержащей технико-экономическое обоснование (чертежи, пояснительные записки, бизнес-план инвестиционного проекта). Его неотъемлемой частью является разработка сметы, определяющей стоимость инвестиционного проекта.

От качества технологического обоснования и уровня проектных решений во многом зависят эффективность инвестиций, сметная стоимость строительства объекта инвестирования, сроки его осуществления.

Проект предприятия или сооружения включает: технологическую, строительную, экономическую части.

Технологическая часть содержит проектные решения, определяющие технологию и организацию производства товара (продукции, работ, услуг), характер и виды оборудования, уровень механизации и автоматизации труда.

Строительная часть включает объемно-планировочные (основные размеры здания и сооружения, дороги, расположение и размеры их отдельных частей, этажность и т.п.) и конструктивные.

Экономическая часть проекта содержит расчеты, позволяющие сделать выбор места строительства, определить мощность и состав предприятия, уровень производительности труда его работников.

Этапы проектирования:

· а) предпроектная разработка

· б) задание на проектирование

· в) работа над проектом

Таким образом, инвестиционный проект – это, прежде всего, комплексный план мероприятий, включающий проектирование, строительство, приобретение технологий и оборудования, подготовку кадров и т.д., направленных на создание нового или модернизацию действующего производства товаров (продукции, работ, услуг) с целью получения экономической выгоды.

Инвестиционное проектирование - это разработка комплексной стратегии финансирования бизнес-подразделения или предприятия в целом. Основой инвестиционного проектирования является детальный анализ рынка, прогноза производства и сбыта, а также структуры капитала.

Поэтому инвестиционный проект должен решать следующие вопросы:

формирование (или анализ существующего) спроса и определение потенциальной емкости рынка сбыта

выявление ключевых факторов, лежащих в основе успеха будущего проекта и определяющих основную идею проекта

детальное описание продукта с точки зрения удовлетворения потребностей

После предварительного расчета проектных показателей определяются потребности в финансировании. При этом определяется объем денежных средств, необходимый и достаточный для покрытия дефицита капитала в каждый расчетный момент времени. На основании полученных данных разрабатывается стратегия финансирования предприятия - привлечение акционерного или заемного капитала. На основании детального финансового анализа рассчитываются финансовые показатели, финансовые коэффициенты и оценивается финансовая устойчивость проекта.

Детальный финансовый план и бюджет представляют собой количественное выражение маркетинговых и производственных планов и отражают степень их сбалансированности.

Таким образом, в результате финансового анализа определяются:

· цель проекта;

· размер кредита (инвестиции)

· предполагаемые сроки погашения кредита (окупаемости капитала)

· размер и структура собственных средств

· потенциальные инвесторы

Для оценки проектов по приобретению новой техники требуется знание, так называемого, инновационного менеджмента, что особенно необходимо в условиях дефицита бюджетных ресурсов и конкуренции на рынке медицинской техники.

Медицинское оборудование стоимостью свыше 20 тысяч рублей входит в состав основных средств и может рассматриваться в качестве объекта инвестиций, требующих составления бизнес-плана. Однако, для бюджетных учреждений, не получающих реальной платы за оказанные услуги, составление бизнес-плана в классическом его понимании затруднено по следующим причинам:

Ввиду отсутствия выручки от реализации невозможно оценить базовые показатели хозрасчётной эффективности: прибыль от реализации, денежный поток (cash-flo), рентабельность продаж, срок окупаемости оборудования (Payback period,PP)

Возникают трудности с расчётом «экзотических» для бюджетной сферы показателей чистой приведённой стоимости (Net present value, NPV), внутренней доходности проекта (Internal rate of return, IRR)

Руководители бюджетных учреждений, являясь получателями бюджетных средств, не имеют права привлекать средства кредитных организаций

Разные источники финансирования обязательных медицинских услуг ЛПУ (бюджет и средства ОМС) не всегда дают целостное представление о стоимости отдельной услуги, тем более отсутствуют требования о расчёте себестоимости бесплатных услуг

При калькулировании услуг используется временная (!)Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг, утвержденная Министерством здравоохранения N 01-23/4-10 и Российской академией медицинских наук N 01-02/41 от 10.11.1999, в которой не отражены последние изменения бюджетной классификации, Бюджетного Кодекса РФ, нового порядка составления бухгалтерской отчётности.

Имеющиеся противоречия не должны являться препятствием для финансовых аналитиков системы здравоохранения при выборе методов оценки капитальных затрат.

В бюджетных организациях в роли инвестора, финансирующего затраты на оснащение и переоснащение основных средств, выступает, в основном, государство. Именно оно законодательными актами определяет порядок поставок товаров для государственных и муниципальных нужд, а также мониторинг по поставкам диагностического медицинского оборудования и санитарного автотранспорта.

Базовым документом, регламентирующим дорогостоящие поставки для бюджетных учреждений стоимостью свыше 100 тысяч рублей в квартал, является Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ). Указанный документ детально прописывает все процедуры, связанные с поставками товаров и оказанием услуг для бюджетных учреждений за счёт бюджетных средств, что позволяет жёстко контролировать исполнение Федерального закона N 94-ФЗ на всех этапах его реализации. С этой точки зрения Закон безупречен. Однако, ещё до этапа закупки медицинского технологического оборудования, необходимо провести тщательную прединвестиционную подготовку, желательно с использованием, так называемого, анализа чувствительности проекта, отвечающего на вопрос: «Что будет, если …?»

Выбор финансовой модели оценки проекта.Ключевым моментом для оценки привлекательности проекта и его мониторинга является выбор финансовой модели анализа и оценки рисков на всех этапах его реализации. Целью построения финансовой модели применительно к отрасли здравоохранения может являться оценка экономической эффективности перевода ресурсов в медицинские услуги и определение временных перспектив эффективности.

На наш взгляд, этим условиям вполне удовлетворяет метод «cost-effectiveness analysis», основанный на калькулировании затрат по принципу разделения на постоянные и переменные расходы (директ-костинг). Дословно этот метод переводится как «затратно-эффективный анализ», в российской практике инвестиционного проектирования он чаще называется как «операционный» с определением точки безубыточности проекта.

В качестве примера рассмотрим вариант покупки дополнительного аппарата для проведения гемодиализа для отделения нефрологии и гемодиализа ФГУ «Северный медицинский центр им. Н. А. Семашко».

Министерством здравоохранения Российской Федерации и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации за последнее десятилетие проводилась работа по улучшению диализной помощи. В большинстве территорий организованы Центры амбулаторного диализа или отделения гемодиализа при стационарах, и количество последних ежегодно увеличивается. Вместе с тем количество отделений диализа в 3,5 раза отстает от потребности. В Архангельской области обеспечение диализной помощью также недостаточное. По области ежегодно на диализ берут 15-16 человек из 120-140 человек, которым необходима гемодиализная терапия. В целом по Архангельской области один аппарат «искусственная почка» обеспечивает в среднем 472 процедуры гемодиализа в год при норме - 600. Рентабельность использования диализного оборудования особенно низкая в отделениях, где количество диализных мест не превышает 3, и максимальная в отделениях, где гемодиализных мест 6 и более.В теории инвестирования понятие «инвестиции» определяется неоднозначно.

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.

При подготовке бизнес-плана медицинского учреждения проводится анализ объема и структуры рынка платных медицинских услуг, в ходе которого используются материалы специализированных изданий, статистические сборники с данными о рынке медицинских услуг или проводятся собственные исследования. Также анализируются тенденции развития рынка платного медицинского обслуживания и рынков обязательного и добровольного медицинского страхования, ситуация на которых влияет на объем спроса на платные медицинские услуги. В бизнес-плане должна содержаться информация об основных сегментах рынка платных медицинских услуг и типах медицинских организаций. В рамках анализа рынка также должна быть представлена информация о конкурентах, о существующих программах медицинского обслуживания и стоимости рассматриваемых медицинских услуг.

В бизнес-плане описывается концепция медицинского учреждения, которое может представлять собой многопрофильную клинику или специализированное лечебное учреждение. При разработке концепции медицинского учреждения учитываются данные о наиболее популярных платных медицинских услугах и структуре спроса на платное медицинское обслуживание с учетом предполагаемого места расположения медицинского центра.

Для оценки доходов при подготовке бизнес-плана проводится анализ спроса на платные медицинские услуги со стороны различных групп клиентов: частных клиентов, приобретающих полисы на обслуживание по одной из предлагаемых программ, корпоративных клиентах, оплачивающих медицинское обслуживание для своих сотрудников, а также клиентов, которые разово обращаются в коммерческие медицинские центры.

Оценка доходов проводится на основании информации о долях услуг, оказываемых обладателям полисов ДМС и разовым клиентам медицинского центра. Также для оценки доходов используются данные о средней стоимости полиса ДМС и средних расходах на одно посещение коммерческого медицинского центра. При этом учитываются сезонные колебания спроса на услуги платных медицинских центров.

Для анализа возможностей медицинского учреждения по привлечению клиентов используются результаты опросов, выявляющих факторы, влияющие на выбор медицинского учреждения для различных групп потребителей медицинских услуг. При разработке маркетинговой стратегии учитываются демографические характеристики основных потребителей по видам медицинских услуг, а также информация об источниках информации, принимаемой во внимание при выборе медицинского учреждения.

В бизнес-план должно быть включено описание места осуществления проекта и преимуществ выбранного места с точки зрения создания медицинского учреждения. В бизнес-плане содержится информация о первоначальных затратах, в том числе расходах на строительство или аренду помещения для медицинского учреждения, а также расходах на приобретение и установку необходимого оборудования. В качестве текущих расходов рассматриваются заработная плата специалистов учреждения, расходы на покупку лекарственных препаратов и различных материалов, ремонт и замену оборудования, а также на оплату коммунальных услуг.

В бизнес-плане медицинского учреждения содержится информация о документах, необходимых для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, и о требованиях, предъявляемых региональным Комитетом здравоохранения к квалификации специалистов медицинского центра. В расходах по проекту учитывается сумма лицензионного сбора и прочие затраты, которые требуется осуществить для сбора и подготовки необходимых документов.

В бизнес-плане должен быть описан график осуществления проекта, учитывающий время, необходимое для строительства и оборудования центра, а также для поиска квалифицированных сотрудников. В графике получения доходов учитывается постепенный рост числа клиентов медицинского учреждения.

В рамках финансового и экономического анализа проекта рассчитываются основные показатели эффективности проекта, а также должен быть представлен отчет о движении денежных средств и отчет о прибылях и убытках для рассматриваемого проекта. Кроме того, в бизнес-план включается анализ рисков, в рамках которого анализируется изменение эффективности проекта при наступлении неблагоприятных изменений на рынке платных медицинских услуг или в случае отклонения параметров проекта от ожидаемых величин.