Образность речи определение. Семинар-практикум: "Использование эффективных методов и приемов развития образной речи на занятиях". Стилистически не оправданное употребление тропов

Зачем нужна образность речи?

В наш век высоких скоростей и переизбытка информации цениться четкость и лаконичность. Приветствуется быстрая передача информации с использованием минимального количества слов. Четкие аргументы и доводы, минимум эмоций. При этом речь многих людей тороплива, словно человек старается уложиться в строго отведенный лимит времени.

Этой пагубной тенденции может поддаться и оратор, особенно начинающий. И очень повредит этим своему выступлению. Почему – попробуем разобраться.

Работа мозга и образность речи

Для начала вспомним о том, как построена реклама. Если бы люди принимали решение, опираясь исключительно на логику, все рекламные приемы сводились бы просто к перечню характеристик, особенностей и преимуществ товара. Но ведь нет же! С экранов телевизоров известные люди рассказывают истории, как улучшилась их жизнь после покупки рекламируемого предмета. В других роликах его обладатель предстает в образе счастливого и гармоничного человека, окруженного любимыми и друзьями. И так далее. Картинки счастливой жизни, здоровья, успеха, сменяют одна другую. Если бы создание образов было малоэффективным занятием, крупные корпорации не тратили бы на него огромные бюджеты. Но они тратят, потому что в основе маркетинговых и рекламных стратегий лежит понимание процессов восприятия, мотивации и принятия решений.

Мозг человека имеет два полушария. Правое отвечает за пространственно-образное мышление, левое – за абстрактно-логическое. Левым полушарием мы обеспечиваем свою способность к речи, анализу, детализации, абстрактному мышлению, созданию алгоритмов и логических цепочек. Правое полушарие способно рассмотреть проблему в целом, способно в условиях недостатка информации восстановить цельный образ по частям. С ним связаны интуиция, творчество, возможность восприятия реальности во всей полноте и разнообразии. Это как два берега одной реки, и без правого полушария логика левого будет весьма ущербной.

Аргументы, доводы, факты в речи оратора адресуются к левому полушарию. На правое мы воздействуем при помощи образов. И чем ярче, необычнее и точнее подобран образ, тем большее впечатление он произведет на аудиторию и тем сильнее запомнится само выступление.

При этом влияние на аудиторию с помощью образов воспринимается гораздо мягче и практически не вызывает сопротивления. Такое влияние проникает глубоко в сознание и даже воздействует на подсознание. Не используя образность речи, оратор лишает себя мощного орудия убеждения. Помимо всего прочего, образы помогают поддерживать внимание и интерес аудитории, задают нужный эмоциональный ход выступлению.

Как создается образность речи

Создать образность речи можно различными способами, всегда возможно выбрать несколько, подходящих теме и формату выступления.

Рассмотрим самые действенные приемы.

Метафоры – перенос свойств одного предмета на другой. Например: «ледяные руки», «золотое сердце», «острый ум», «горит костер рябины красной». Предмету придаются свойства, которыми напрямую он не обладает, но которые усиливают нужное впечатление.

Сравнения, аналогии – сопоставления предмета с другим предметом с целью придания ему наглядности, изобразительности. Например: «голубые, словно небо, глаза», «светлые, как спелая пшеница, волосы», «твердый, как скала, характер». Так же с помощью умело подобранных сравнений можно вызвать в слушателях необходимую эмоцию, сформировать отношение к объекту. К примеру, различное эмоциональное впечатление производят фразы: «темные, как летнее бездонное небо, глаза» и «темные, как опасный глубокий омут, глаза».

Притчи, сказки, мифы, анекдоты – прекрасные способы создать образность речи. Мудрость, накопленная предками, воспринимается, чаще всего, благосклонно и признается авторитетной. Если подходящей случаю притчи вы не знаете – вам никто не мешает ее придумать. Анекдоты – это тоже своего рода народная мудрость. Они разряжают атмосферу, бодрят аудиторию, и вместе с тем могут отлично проиллюстрировать вашу мысль.

Описания . Просто описания качеств и характеристик предмета или явления не работают. Чтобы описание породило образ, необходимо использовать опору на органы чувств – все или хотя бы несколько. Опишите с помощью сравнений и метафор, как это выглядит, каково на вкус, запах, как звучит и как ощущается тактильно. И в воображении слушателей тут же возникнет красочный образ. Поначалу это может быть сложным. Но если вы немного потренируетесь, со временем описания будут получаться без особых усилий.

Примеры можно приводить из жизни известных людей, из своей жизни и из жизни неизвестных слушателям персонажей. Однако наиболее эффективно действующими считаются истории из жизни авторитетных для аудитории личностей. Истории из жизни оратора придают элемент доверительности и сближения.

Истории хорошо подчеркивают мысль, могут даже быть убедительнее сильного аргумента. Если вы захотите возразить, что не знаете подходящих историй – сначала хорошенько подумайте. С нами всегда что-то происходит, в нашем арсенале масса занимательных историй. И всегда можно развернуть историю под ту мысль, которую вы хотите донести. Историю важно правильно рассказать, чтобы она возымела то действие, на которое вы рассчитываете.

  1. Обратитесь к аудитории с сообщением, что вы собираетесь рассказать историю.
  2. Озвучьте основную идею истории, одним предложением пояснив, о чем она.
  3. Расскажите, с кем и когда произошла история.
  4. Двигайтесь, согласно естественному ходу событий, описывая произошедшее.
  5. Сделайте вывод, подведя итог сказанному.

Подбирая ту или иную историю, следует понимать, с какой целью вы ее рассказываете, какую мысль или аргумент собираетесь подчеркнуть.

Увлекшись созданием красочных и эмоционально заряженных образов, не забудьте и про логику. Речь, логичная, аргументированная и к тому же образная, не оставит равнодушным любого слушателя, будет убедительной и запоминающейся. Также, насыщая речь образами, не забывайте о цели вашего выступления. Каждый образ должен быть очередной ступенькой на пути к этой цели, а не просто развлечением для аудитории.

Как видите, образность речи вовсе не излишество и не пережиток прошлого. Это отличный инструмент, как для публичного выступления, так и для повседневного общения.

Выразительность и образность речи как коммуникативные качества базируются на специфическом характере человеческого сознания, на особенностях отображения во внутреннем мире человека мира внешнего. Наш мозг проделывает колоссальную работу по восприятию, накоплению, переработке сигналов разной модальности (слуховой, зрительной, тактильной, обонятельной и т.п.), по продуцированию на их базе образов, эмоционально-экспрессивных откликов, представлений и понятий, тесно сращённых со словом. С одной стороны, мы имеем навязываемый нашему уму извне мир, с другой – нет иного пути познания и отображения этого мира, взаимодействия с ним. Воображение стоит у истоков человеческого сознания, формирования всего «психокосмоса» человека. Современными исследованиями установлено, что воображение человека проявляется и в сфере сознательного, и в сфере бессознательного (даже в большей степени), что мозг человека способен создавать такое количество воображаемых ассоциаций, которое превосходит число атомов в нашей галактике. Следовательно, потенциальные возможности человека необычайно велики, задача оратора, любого говорящего заключается в умении эффективно использовать это неисчерпаемое богатство. Способность управлять своими эмоциями, воображением, памятью ведёт в первую очередь к выразительности и образности речи.

Условиями выразительности и образности речи являются:

    самостоятельность мышления, уважение к собственной индивидуальности и творческому потенциалу, отказ от шаблона;

    активное чувственно-эмоциональное переживание тех идей, которые говорящий хочет донести до аудитории;

    знание выразительных возможностей языка – фонетических, лексических, синтаксических, стилистических;

    тренировка, предполагающая изучение образцовых текстов, создание текстов по образцу и без образца, развитие самоконтроля.

Выразительность речи опирается на такое фундаментальное свойство психического восприятия, как различение фигуры и фона. Учитывая именно это свойство, мы можем сказать, что выразительно в речи всё то, что выделяется семантически (по смыслу) и формально (по форме) на общем речевом фоне или в типовой ситуации общения. Выразительность и образность речи играют важную роль прежде всего в привлечении и поддержании внимания слушателей.

Следует помнить, что выразительность и образность письменной речи и устной при несомненном сходстве имеют и немало отличий. Так, в устной речи колоссальную нагрузку несут невербальные (несловесные) средства коммуникации – мимика, жест, взгляд, поза оратора, а также слитая со словом и общим смыслом интонация. Кроме того, устная и письменная речь структурно различны, а речь оратора, хоть и протекает в устной форме, является не спонтанной, а заранее подготовленной. При этом речь оратора не должна восприниматься как заранее написанный текст, а должна как бы рождаться на глазах у слушателей, что предъявляет серьёзные требования к её выразительности. И молчание может стать сильнейшим выразительным средством.

Выразительной делают речь фразеологизмы, крылатые слова и выражения, пословицы и поговорки, в которых заключены ёмкие и точные образы, позволяющие вызывать эти образы у слушателей, создавать на их основе новые яркие ассоциации. Исключительный эффект даёт воскрешение прямого смысла во фразеологизмах (устойчивых выражения), их комбинирование и переосмысление.

Особую роль в выразительности ораторской речи играют фигуры и тропы, их предпочтительнее рассмотреть в теме «Украшение речи».

Выразительность и образность речи тесно связаны с её богатством (разнообразием), но понятие богатства речи шире первых двух понятий. Богатство (разнообразие) речи определяется умением использовать элементы всех уровней языковой системы – фонетического, лексического, грамматического, стилистического. Например, умение использовать многозначность слов, сталкивать в одном слове прямое и переносное значение приводит нередко к удивительной глубине и точности образа. Так, в одной из интермедий А.Райкина герой говорит о себе: «На мне блестящий… в некоторых местах костюм», и мы видим одинокого, довольно жалкого человека, претендующего на значительность. Такое обыгрывание значений слова называется каламбуром. Каламбур – это пародийное использование разных значений одного и того же слова или двух разных, сходно звучащих слов, а также слов и словосочетаний, совпадающих в звучании: «Трамвай представлял собой поле брани » (Э.Кроткий).

Богатство речи любого человека определяется прежде всего именно лексическим богатством и разнообразием: активным и пассивным словарным запасом, знанием прямых и переносных значений слов, умением использовать синонимы и антонимы, устойчивые словосочетания.

Однако лексикой не исчерпываются потенциальные возможности выразительности и богатства языка. Не менее богаты морфология и синтаксис. Так, с помощью разнообразных приставок и суффиксов можно передавать тончайшие нюансы нашего отношения к чему-либо.

Вот, например, три глагола, сходных по значению: подумать, задуматься, призадуматься. Какой из них лучше употребить, если мы хотим обратить внимание аудитории на факт, в котором есть что-то настораживающее, какая-то внутренняя неправда? Известный советский юрист Я.С.Киселёв в своей речи избирает точный вариант, при этом использует конструкцию, обладающую определённой силой воздействия: «Стоит призадуматься, как могло случиться, что жертва не питает зла к обидчику?» (Н.Я.Ивакина. Культура судебной речи. - М., 1995).

Большие экспрессивные возможности скрыты в грамматических формах. Например, очень часто, описывая прошлое, мы прибегаем к глаголам настоящего времени, тем самым как бы приближая события, делая слушателей участниками этих событий.

У любого образованного человека речь должна быть красочной, разнообразной и образной. С таким человеком интересно общаться, к нему тянуться и прислушиваются. Владение образной речью делает человека самобытным, характеризует его связь с народом и его историческим прошлым, помогает доходчивее донести мысли до слушателей. Образная речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образная речь богата метафорами, сравнениями, эпитетами, метонимами, афоризмами, гиперболами, символами и т.д. В отличие от образной литературной речи народная речь богата еще и пословицами, поговорками, фразеологизмами, присловицами, загадками.

Слова «образность», «образный» используются в стилистике в разных значениях. Образность в широком смысле этого слова - как живость, наглядность, красочность изображения - неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала, образность речи - частное ее проявление. Более узкое понимание образности речи основано на использовании слов в переносном значении, с измененной семантикой. При этом слова, получающие образное значение, в художественном контексте в какой-то степени теряют свою номинативную функцию и приобретают яркую экспрессивную окраску.

Как уже было выше сказано владение интересной, красочной речью – это умение употреблять в своей речи метафоры, сравнения, многозначные слова, фразеологизмы и т.д.

Так что же это такое?

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά - «перенос», «переносное значение») - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.

Метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. У Шекспира, например, часто важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение - новый смысл. Это приводило в недоумение Льва Толстого, воспитанного на принципах аристотелевского реализма. Проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит её. Например, Нос майора Ковалёва в генеральском мундире у Гоголя - это не только олицетворение, гипербола или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было. Футуристы стремились не к правдоподобию метафоры, а к её максимальному удалению от изначального смысла. Например, «облако в штанах». Исследователи отмечают сравнительно редкое употребление метафоры в советской художественной литературе, хотя об ее «изгнании» говорить не приходится (см., например: «Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто» (А. П. Гайдар, Судьба барабанщика).

Сравне́ние - многозначный термин.

Сравнение - процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух (и более) объектов.

Сравнение - выяснение, какой из двух (и более) объектов лучше в целом («интегральное сопоставление»).

Сравнение (разг.) - утверждение, что данные объекты равны или подобны, приравнивание, уподобление.

Сино́нимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы), но имеющие похожеелексическое значение (ср. антонимы).

Примеры синонимов в русском языке: кавалерия - конница, смелый - храбрый, идти - шагать.

Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия.

Анто́нимы (греч. αντί- - против + όνομα - имя) - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» - «ложь», «добрый» - «злой», «говорить» - «молчать».

Антонимы возможны у таких слов, значения которых заключают в себе противоположные качественные оттенки, но в основе значений всегда лежит общий признак (вес, рост, чувство, время суток и т. д.). Также противопоставлены могут быть только слова, принадлежащие к одной грамматической или стилистической категории.

Паро́нимы (от др.-греч. παρα- - приставка со значением смежности,ὄνομα - «имя») - слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу. Также обычно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например, адресат - адресант. По аналогии с ложными друзьями переводчика паронимы иногда называются ложными братьями.

Некоторые паронимы широко распространяются в языке и находят отражение в словарях.

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον - «приложенное») - определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

Эпитет - слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.

Афори́зм (греч. αφορισμός - определение) - оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. В афоризме достигается предельная концентрация непосредственного сообщения и того контекста, в котором мысль воспринимается окружающими слушателями иличитателем. Пример: «Почему удар в спину наносят те, кого, как правило, защищаешь грудью?»

Фразеологи́зм (фразеологи́ческий оборо́т, фразе́ма) - устойчивое сочетание слов, в котором одно слово нельзя заменить другим.

Концепция фразеологических единиц (фр. unité phraséologique) как устойчивого словосочетания, смысл которого невыводим из значений составляющих его слов, впервые была сформулирована швейцарским лингвистом Шарлем Балли в работе Précis de stylistique.

В дошкольной педагогике развитие образности речи рассматривается как необходимое условие формирования эстетических представлений, эстетического вкуса детей при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Р.Г.Казакова); с природой (Е.И.Тихеева, Н.Ф.Виноградова, Е.Н.Водовозова); с художественной литературой и фольклором (А.Е.Шибицкая, Л.М.Гурович, Р.И.Жуковская, О.С.Ушакова, Н.С.Карпинская).

Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.

Что Вы можете сделать для развития образности речи Вашего ребёнка?

  • Сами использовать в своей речи метафоры, сравнения, эпитеты, метонимы, афоризмы, гиперболы, пословицы, поговорки, фразеологизмы, присловицы, загадки и т.д.
  • Познакомить детей с метафорами, сравнения, эпитетами, метонимами, афоризмами, эпитетами, антонимами и паронимами.
  • Читать русские народные сказки, пословицы и поговорки, обязательно объясняя их, приводя примеры их использования
  • Загадывать и отгадывать вмести загадки, так же объясняя их.
  • Играть в разнообразные словесные игры (Н.: Снежный ком, составь загадку, составь метафору, почта и т.д.) Подробнее узнать об этих играх можно узнать у учителя-логопеда Марии Александровны С.

Ирина Артемова
Консультация «Образная речь детей»

На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить высказывания, а также умение владеть богатством родного языка, его выразительными средствами.

Формирование образных средств языка , развитие выразительности, образности рассматривается , как одно из главных направлений развития речи дошкольников.

Данные программы ориентируют на такое важное условие развития связной речи как взаимосвязь всех речевых задач : словаря, грамматического строя речи, звуковой культуры речи (Ушакова О. С., Сохин Ф. В.) . Поэтому, развивая образную связную речь детей , мы включаем все направления работы над словом – лексическое, грамматическое, фонетическое во взаимосвязи с развитием связной речи (описание, повествование, рассуждение) .

В работе над лексической стороной речи дошкольника я делаю акцент на понимание смыслового богатства слова и владение запасом грамматических средств, что помогает ребенку чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении, также находить точное по смыслу слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность . Именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытие значений многозначного слова, использование синонимов и антонимов) оказывает самое существенное влияние на формирование образности речи детей . Этому способствуют упражнения типа : подбери точные слова-определения, слова-действия, как можно сказать по-другому, придумай слово, найди слова, похожие и противоположные по значению, скажи ласково и т. п.

Очень важен грамматический аспект развития образности , так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений, ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и выразительно.

Практика показывает, что на связность изложения текста ребенка влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения, четкая дикция, темп речи, дыхание. Интонационное оформление высказывания оказывает на эмоциональное воздействие на слушателя.

Все лексические, грамматические и интонационные упражнения провожу на материале загадок, пословиц, поговорок, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и их образности .

Среди выразительных средств языка определенное место в работе с дошкольниками занимают фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности . Они придают высказыванию неповторимое своеобразие , особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников . При этом соблюдаем одно из условий использования фразеологизмов в речи детей дошкольного возраста - осознание значений фразеологизмов и чуткое отношение к слову. Прочитав фразеологизм, мы предлагаем ребенку призадуматься над ним, возможно, он откроет в значении фразеологизма нечто совершенно неожиданное. Например : выражение «клевать носом» дети понимают как - «очень хотеть есть, обычно птицы носом клюют» . Разъясняем значение выражения «клевать носом» : выражение возникло на основе сходства клюющей птицы и человека, задремавшего в сидячем положении. Это значит, клонить голову, очень хотеть спать. В своей работе я использую наглядность, примеры из художественных произведений.

В ходе ознакомления детей с пословицами , поговорками и загадками учу их овладевать выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами) с помощью различных форм и методов работы.

Основным «инструментарием» являются игровые упражнения :

-«Скажи по-другому, по-сказочному» ,

-«Кто на кого похож» , «Что на что похоже?»

-«Распутай пословицу» ,

-«Какая пословица здесь спряталась?» ,

-«Добавь слово» ,

-«Назови, одним словом» ,

-«Кто больше скажет?» .

Задачи развития образности речи в дошкольном отделении решаются при ознакомлении детей с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства разных жанров.

Для работы в данном направлении отбираю произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения) . Известно, что чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки, стихи оказывают свое влияние на язык ребенка. Эти литературные произведения необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, сравнениями, метафорами, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

После чтения произведений дети отвечают на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, обращают внимание на необычные слова, сказанные персонажами. Такая работа позволяет детям успешно выполнять творческие задания, целью которых является :

Выделение образных слов и выражений , встречающихся в тексте, понимание и объяснение их значения;

Придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;

Соединение сюжетов произведений разных жанров;

Подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;

Драматизация наиболее интересных отрывков произведений;

Соотнесение содержания текста с музыкальным произведением, с пословицей, которые могут усилить понимание сюжета литературного произведения.

Перенесение разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.

Эффективно в развитии образной речи ознакомление с разными жанрами живописи, что позволяет детям в линиях, красках, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа . Это развивает у детей интерес к произведениям искусства, они могут охарактеризовать героев, дать название картинам. В обучение включаю упражнения на развитие умения видеть и понимать художественный образ произведения живописи, высказываться на тему картины, видеть в ней главное.

Обогащает речь детей работа с картиной : рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта и портрета, сравнение и рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему, использование метода «вхождения» в картину и словесного рисования, синтез искусств – восприятие живописи в сочетании с музыкой и художественным словом, выставки картин.

Таким образом , взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональное впечатление детей , развивает их чувства и образную речь . В высказываниях детей появляется структура, содержатся разнообразные средства выразительности. Ребята учатся составлять рассказ или сказку на тему, изображенную на картине , замечают настроение художника, переданные им чувства, соотносят содержание картины с литературными или музыкальными произведениями, выражая свои впечатления ярко и образно .

Викторины также позволяют в занимательной форме совершенствовать образность речи детей . Материал викторин включает в себя задания на знание произведений художественной литературы, произведений искусства, их содержания, языковых особенностей, толкование фразеологизмов, встречающихся в тексте, объяснение смысла пословиц и поговорок.

Таким образом , работа по развитию образности речи повышает общий уровень развития речи, активизирует речевую активность детей .

Публикации по теме:

Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Консультация для родителей «Речь детей 4–5 лет» Консультация для родителей «Речь детей 4–5 лет». Период 4-5 лет очень важный в жизни ребёнка. Уровень мышления намного возрастает. Малыш.

«Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя» Дети каждой возрастной группы общаются.

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» для детей от 6 до 7 лет Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Для детей от 6 до 7 лет «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир.

Консультация для родителей «Речь детей раннего возраста» Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование.

Консультация «Речь воспитателя» Богданова Жанна Владимировна воспитатель высшей категории МБОУ «Металлплощадская СОШ» дошкольные группы «Волшебная страна» Консультация.

Консультация для воспитателей и родителей «Речь и речевое общение взрослых и детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 комбинированного вида «Огонек» Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей» Речь воспитателя как средство развития речи детей Развивающий потенциал речевой среды в ДОУ целиком зависит от качества речи воспитателя.

Консультация «Речь воспитателя как средство развития речи у детей» Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека. Речь педагога является для детей основным образцом родного языка.

В возрасте 1-3 лет ребенок переживает очень важный этап своего развития – освоение родного языка. Именно в этом возрасте происходит формирование.

Библиотека изображений:

Выразительность – это качество речи, которое своими свойствами и особенностями поддерживает внимание и интерес у слушателей (читателей). Следовательно, речевая культура – это не только хорошее знание языка, умение пользоваться его богатством, но и владение выразительными возможностями речи.

Выразительность – это прежде всего образность речи, ее яркость, самобытность. Образная речь своими свойствами воздействует на сознание, формирует конкретно-чувственные представления о действительности.

Образность немыслима без богатства речи, ибо достигается собственно языковыми средствами , иными словами: умелым использованием всех богатств языка, свободным владением его лексическим многообразием – омонимами, синонимами, паронимами, антонимами, фразеологизмами.

Образность присуща в первую очередь письменной речи, в которой автор имеет возможность максимально усовершенствовать свой текст, чтобы наиболее полно передать свои чувства, мысли, намерения. Именно удачно выбранное, яркое слово делает и речь яркой, незабываемой.

Вторым, не менее важным средством речевой выразительности является интонация . Под интонацией понимают разнообразные оттенки голоса чтеца, которые отражают смысловую и эмоциональную стороны речи.

Интонация складывается из логического ударения, пауз, темпа, силы и высоты голоса, тона . Все эти элементы интонации находятся в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга, определяются содержанием речи и обусловливаются выбором говорящего, т.е. целиком зависят от его речевых намерений.

Интонационная, речевая выразительность является прерогативой устной речи.

О каком сознательном выборе выразительных интонационных средств может идти речь?

С позиций речевой выразительности особую актуальность приобретают ясность и четкость произношения, хорошая дикция, точность ударений, возможности голоса, правильное дыхание – словом, все те составляющие, которые имеют общее название – техника речи .

Техника речи – это система работы говорящего (оратора, чтеца) над своим речевым аппаратом.

Итак, техника речи , интонационная логика звучащей речи, эмоционально-образная экспрессивность (выразительность) – три взаимосвязанных компонента интонации, выразительная триада , составляющая основу исполнительского мастерства, сущность которого состоит в умении «рисовать интонацией».

Остановимся на технической стороне интонации. Дыхание, голос и дикция – составные части словообразования, т.е. речевого аппарата в действии.

Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического, непроизвольного, когда ритмически чередуются вдох – выдох – пауза. Речевое дыхание является брюшным (диафрагмальным). Во время говорения (чтения) дыхание становится произвольным, сознательно управляемым и контролируемым: за глубоким вдохом следует короткая пауза, а затем медленный плавный выдох, во время которого и происходит акт говорения (чтения).

Правильное дыхание – это дыхание свободное (лишенное напряжения), глубокое, незаметное, автоматически подчиненное воле говорящего (чтеца). При этом нужно не переполнять легкие воздухом и не делать полного выдоха. Несколько тренировочных упражнений приучат делать правильные вдохи и плавные выдохи до полного произнесения нерасчленимого текста. Такие упражнения удобно проводить при чтении пословиц.

От правильного дыхания зависит и чистота голоса говорящего (чтеца).

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен легко и свободно владеть каждый человек. Голос должен быть хорошо развитым, модулированным, достаточно громким, поэтому его необходимо беречь, упражнять, обогащать, совершенствовать, развивать. Лучшим является голос средней силы и высоты, так как он наиболее подвижен и гибок.

Хорошая дикция – одно из важнейших условий выразительной речи. Она дает возможность отчетливого звучания и быстрого понимания любого слова. Отсюда возникают неукоснительные требования не только выразительной, но и культурной речи в целом: дикционная чистота, четкость, разборчивость, а также строгое соблюдение орфоэпических норм и правил литературного ударения.

Средствами реализации логической выразительности звучащего текста являются расстановка логических ударений, пауз, изменение темпа произнесения речевых тактов, игра голоса. Для создания соответствующей мелодики речи необходимо мысленно расчленить ее на части и в пределах каждой из этих частей найти логические центры и логику произнесения фразы в целом.

Хорошая речь – осмысленно паузированная речь . Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство.

Важным средством логической выразительности является и темп . Он замедляется либо ускоряется, благодаря растяжению или уплотнению времени, необходимого для произнесения слов и осуществления пауз. Темп чтения зависит от жанра речевого произведения, от характера изображаемых картин, явлений.

Повышениями и понижениями голоса, увеличением и уменьшением его громкости и силы, ускорением и замедлением темпа создается логическая мелодика фразы , которая в речевой партитуре (графическом расписывании мелодического рисунка речи) обозначается соответствующими значками, а на письме определяется знаками препинания.

Эмоционально-образная выразительность живой речи не исчерпывается понятностью, интонационной логичностью. Каждое слово, вылетевшее из уст человека, кроме воли и намерения, обнаруживает его состояние. При этом каждый человек чувства свои выражает по-своему. Для того чтобы при передаче суждения мысль была максимально ясно сохранена, необходимо отчетливо видеть перед собой те образы, которые мы хотим передать своей аудитории, которыми стремимся увлечь своих слушателей. Только так эти образы смогут «увидеть» и слушатели. В противном случае сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо сознания и воображения тех, кому предназначены, и станут только сочетаниями звуков, обозначающими понятия, но смысл этих понятий и их значение выявлены адресатами не будут. Такие образы, предстающие перед мысленным взором человека, в специальной литературе принято называть ви ́дениями .

Ви ́дения нужны не только при говорении, но и при чтении текста, они должны соответствовать смыслу произносимой речи, тем событиям, о которых мы рассказываем, ибо нельзя произносить текст, не представляя стоящей за ним действительности. Ви́дения должны отражать подтекст .

Степень четкости, детализации и непрерывности ви́дений неодинакова. Обычно картины и образы возникают в нашем воображении сразу при рождении мысли, но они не так полны и четки. Яркие и точные ви́дения, образные представления складываются постепенно, в процессе тренировки, параллельно с усвоением смысла разнообразных явлений жизни, нашего отношения к ним, в результате внимательного чтения и работы над творческим воображением.

Делясь своими мыслями, рассказывая собеседникам о взволновавшем нас случае, событии, мы рисуем голосом поведение людей, картины природы, интерьер и стремимся вызвать у слушающих соответствующие ви́дения и определенную оценку увиденного. При этом, независимо от того, смотрим мы на них или нет, они все равно находятся в поле нашего внимания. Мы всегда чувствуем их настроение, их ответную реакцию, которые влияют на ход нашего рассказа, стимулируют или тормозят его.

Таким образом, подтекст и ви ́дения – плод творческого освоения текста, в результате которого он становится предельно понятным, близким и волнующим. Подтекст передается интонацией. Интонация же рождается в словесном действии , то есть целенаправленном произнесении отдельных предложений, фраз.

Подводя итог описанию выразительности речи, этого важнейшего коммуникативного речевого качества, необходимо подчеркнуть, что добиться его можно лишь при соблюдении определенных условий .

Первое из них – самостоятельность мышления . Второе условие – неравнодушное отношение автора к тому, о чем он говорит и пишет . Третье условие – владение речевыми средствами (интонацией) и хорошее знание языка, его экспрессивных возможностей.

Хорошее знание языка подразумевает владение не только такими коммуникативными качествами речи, как правильность, богатство и выразительность, но и чистота речи .

Выразительность речи – это особенности, которые способствуют поддержанию внимания и интереса слушателя: особенности произношения, интонация, акценты и т.д.

В зависимости от приёмов, которые используются для привлечения внимания слушателей, выделяют произносительную, акцентологическую, лексическую, интонационную и стилевую (или стилистическую) выразительность.

Выразительность речи зависит от самостоятельности мышления говорящего, его заинтересованности в том, что он говорит. Важную роль в выразительности речи играют и знание языка; свойств и особенностей языковых стилей: художественного, научного, делового, публицистического, разговорного; владение выразительными возможностями языка, речевые навыки говорящего.

Для создания выразительности очень важна интонация. Интонация позволяет выражать логическое значение высказывания, акцентировать внимание на более важных моментах, что помогает правильному восприятию текста слушателями.

Не менее важным является такое коммуникативное качество речи , как ее уместность. Речь должна быть «к месту»: соответствовать теме разговора и выбранной аудитории. Уместность речи выражается в целевой установке высказывания, в адекватности применяемых языковых средств.

Выделяют несколько видов уместности: стилевую, контекстуальную, ситуативную, личностно-психологическую.

Основная задача всех коммуникативных качеств речи – обеспечить эффективность речи.

Выразительность (красота) речи- это очень многоплановое понятие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей. Выразительность опирается на богатство, достигается употреблением в речи выражений, избегающих обыденности, неожиданных оборотов.

Можно сказать, что выразительная речь - это эмоциональная речь. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют ее лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие. Но это утверждение можно опровергнуть - неэмоциональная речь тоже может быть выразительной, а оратор, который говорит ровным голосом, ничем не выдавая своих эмоций, может произвести большее впечатление, нежели шутник и балагур.

Выразительность речи, так же как и ее богатство это плод большого труда. Гюстав Флобер добивался того, что у него одно и то же слово не повторялось даже на соседних страницах, для этого переписывал каждую страницу по 5-7 раз. Удачным бывает только тот экспромт, который тщательно подготовлен.

Выразительность речи поддерживается специальными языковыми и речевыми средствами выразительности, к которым относятся тропы и риторические фигуры. Цель этих языковых средств - сделать мысль более яркой, точной, запоминающейся. Известно, что броская фраза действует на слушателя сильнее, чем глубокая мысль. Например, широко известны слова поэта Н.А. Некрасова: «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям - просторно». Красиво сказано, однако если тщательно вдуматься, то этот совет покажется странным: тесно бывает тогда, когда чего-то слишком много, а просторно - если чего-то слишком мало, т.е. рекомендуется писать так, чтобы было поменьше мыслей и побольше слов.

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Выразительность речи зависит от многих причин и условий - собственно лингвистических и экстралингвистических.

Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь - выразительной.

В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.

При непосредственном общении существенны также взаимоотношения говорящего и слушающего, психологический контакт между ними, который возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности: адресант и адресат должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы: первый - излагая тему своего сообщения, второй - следя за развитием его мысли. В установлении психологического контакта важно отношение к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию высказывания.

Кроме глубокого знания предмета сообщения, выразительность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей.

Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности).

Речевая выразительность индивидуума зависит также от сознательного намерения добиваться ее, от целевой установки автора на нее.

К выразительным средствам языка обычно относят тропы (переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются; в речи средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика).

Тропы - слова и выражения, употребленные не в обычном, прямом значении, а в переносном смысле. В основе тропа лежит сопоставление явлений, сходных по каким-либо признакам или каким-либо образом связанных, соотносящихся между собой. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, сравнения, эпитеты.

Метафоры основаны на переносе наименования по сходству. Они образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности) и т. д. Довольно часто метафоры используются и в обиходной речи. Нередко мы слышим и говорим: идет дождь, часы стали, железный характер, теплые отношения, острое зрение. Однако эти метафоры утратили свою образность и носят бытовой характер.

Использование метафор не всегда делает речь художественной. Иногда выступающие увлекаются метафорами. «Чересчур блестящий слог, - писал еще Аристотель, - делает незаметными как характеры, так и мысли».

Многообазие метафор отвлекает слушателей от содержания речи, внимание аудитории концентрируется на форме изложения, а не на содержании.

Метонимия, в отличие от метафоры, основана на смежности. Если при метафоре два одинаково названных предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимии два предмета, явления, получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать не просто как соседние, а несколько шире - тесно связанные друг с другом. Примерами метонимии являются употребления слов класс, школа, аудитория, квартира, дом, завод для обозначения людей.

Синекдоха - троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое вместо части, множественное число - вместо единственного.

Примером синекдохи служат эмоциональные, образные, глубокие по содержанию слова М.А. Шолохова о характере русского человека. Употребляя слово человек и собственное имя Иван, писатель подразумевает весь народ:

Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинель, который не задумываясь отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины. Хорошее имя Иван!

Аллегория - иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Особенно активно этот прием используется в баснях и сказках. С помощью образов животных высмеиваются различные человеческие пороки (жадность, трусость, хитрость, тупость, невежество), прославляются добро, мужество, справедливость. Так, в народных сказках лиса - аллегория хитрости, заяц - трусости, осел - упрямства и т.д. Аллегория позволяет лучше понять ту или иную идею говорящего, вникнуть в суть высказывания, нагляднее представить предмет разговора.

Довольно часто в метонимическом значении используются географические наименования. Например, названия столиц употребляются в значении «правительство страны», «правящие круги»: Переговоры между Лондоном и Вашингтоном, Париж волнуется, Варшава приняла решение и т. п. Географические названия обозначают и людей, живущих на данной территории. Так, название Беларусь синонимично сочетанию белорусский народ, Украина - украинский народ.

Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение предполагает наличие трех данных: во-первых, предмет 1, который сравнивается с предметом 2, во-вторых, предмет 2, с которым сравнивается предмет 1, и, в-третьих, признак, на основании которого проводится сравнение двух предметов. С помощью сравнения говорящий выделяет, подчеркивает предмет или явление, обращает на него особое внимание. Сравнение только тогда будет действенным, когда око органично связано с содержанием, когда оно не затемняет мысль, а поясняет ее, делает более простой, Сила сравнения в его оригинальности, необычности, а это достигается путем сближения предметов, явлений или действий, которые, казалось бы, ничего общего между собой не имеют.

Яркие, выразительные сравнения придают речи особую поэтичность. Совершенно иное впечатление производят сравнения, которые в результате частого их употребления утратили свою образность, превратились в речевые штампы. Вряд ли у кого-то вызовут положительные эмоции такие распространенные выражения: храбрый как лее, трусливый как заяц, отражались как в зеркале, проходят красной нитью и др.

Недостатком считается использование сравнения ради сравнения. Тогда речь становится витиеватой, искусственной, растянутой.

Эпитеты - художественные определения. Они позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания. Обратите внимание, какие выразительные эпитеты находит А.Е. Ферсман, чтобы описать красоту и великолепие зеленых камней:

Ярко-красочный изумруд, то густой, почти темный, прорезанный трещинами, то сверкающий яркою ослепительною зеленью, сравнимый лишь с камнями Колумбии; ярко-золотистый «хризолит» Урала, тот прекрасный искристый камень демантоид, который так ценила заграница - следы которого нашли в старинных раскопках Экбатаны и Персии. Целая гамма тонов связывает слабо зеленоватые или синеватые бериллы с густо зелеными темными аквамаринами Ильменских копей, и как ни редки эти камни, но их красота не имеет себе равных.

Для того чтобы привлечь внимание слушателя, читателя к тому или иному члену предложения, применяют самые различные перестановки, вплоть до вынесений в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего - в конец. Например: Чествовали героя дня всем коллективом; Как бы трудно ни было, сделать это должны мы.

Часто для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма прибегают к такой стилистической фигуре, как повтор. Формы повторов бывают самые разнообразные. Иногда начинают несколько предложений одним и тем же словом или группой слов. Такой повтор называется анафорой, что в переводе с греческого языка означает единоначатие.

Иногда повторяют несколько раз целые предложения, чтобы подчеркнуть, выделить, сделать более наглядной стержневую мысль, заключенную в них.

Так же встречаются повторы и в конце фразы. Как и в начале предложения, повторяться могут отдельные слова, словосочетания, речевые конструкции. Такая стилистическая фигура называется эпифорой.

Знать выразительные средства языка, уметь пользоваться его стилевыми и смысловыми богатствами во всем их структурном многообразии - к этому должен стремиться каждый носитель языка.

Находить (найти) общий язык - добиваться, достигать полного взаимопонимания, понимать друг друга. Например, мама говорит своему сыну: «Молодец, сынок, ты отлично находишь общий язык со своими сверстниками!».

Дать волю языку - болтать, позволять себе говорить лишнее. В качестве примера, можно представить ситуацию, когда находясь на торжественном мероприятии, женщина говорит своему супругу: «Дорогой, по моему ты слишком дал волю своему языку, веди себя прилично!».

Говорить на разных языках - не понимать друг друга, понимать суть разговора субъективно, по-своему, не так, как другой собеседник. Например, когда люди поссорились, говорят: «Мы с тобой говорим на разных языках!».

Эзопов язык - иносказание, образный язык, аллегорический, иносказательный язык, требующий расшифровки из-за множества намеков и умолчаний. От имени легендарного баснописца Эзопа (ок.VI в. до н. э.), сначала бывшего рабом, а затем вольноотпущенником. Эзоп в своих баснях прибегал к многочисленным иносказаниям, к аллегорическому изображению действительности. Само понятие и приемы эзопова (эзоповского) языка введены в широкий обиход М.Е. Салтыковым-Щедриным, который называл иносказательное изложение также "рабьей" манерой, необходимой в условиях царской цензуры. Вот ситуация, которую можно охарактеризовать приёмами «эзопова языка» - начальник говорит своему подчинённому: « Игорь, в этом году ты работал как муравей, поэтому, думаю, ты достоин повышения!». Здесь в качестве приёма «эзопова языка» выступает сравнение Игоря с муравьём, имеется в виду, что он работал так усердно, трудолюбиво, как муравей, а мы с вами знаем, что муравьи считаются самыми трудолюбивыми насекомыми.


Похожая информация.