«Технологическая карта по естествознанию «Почему растаяла Снегурочка» (средняя группа). Почему растаяла Снегурочка? На тему: «Почему растаяла Снегурочка?»


Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе:
«Почему растаяла Снегурочка?»
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Речевое", "Физическая культура".
Цель: Дать детям представление о превращении снега в зависимости от температуры.
Образовательные задачи:
-Расширить представление детей о свойствах снега и льда.
Развивающие задачи:
-Развивать связанную речь, умение вести диалог.
-Учить вести сравнение.
-Развивать мышление, память.
-Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать любознательность и интерес к новому.
Предварительная работа:
-Чтение русской народной сказки "Снегурочка".
-Целевые прогулки с наблюдением за снегом и льдом.
-Беседы о явлениях природы -снег, мороз, лед.
-Опыты и эксперименты со снегом и льдом на прогулке.
Оборудование и материал: Емкости со снегом, емкости со льдом и водой, снежинки.
Вид деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская.

Непосредственная образовательная деятельность
Вводная часть:
Звучит тихая музыка. Педагог читает стихотворение М. Познанской "Снег идет".
Тихо, тихо снег идет, Белый снег,мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.. От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем,
Выйдет мама на порог,
Скажет:"Кто бы это мог Провести дорожку
К нашему порожку?".
Основная часть:
Дети, к нам в гости пришла Снегурочка. (Входит взрослый в костюме Снегурочки).
Снегурочка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, Снегурочка!
Снегурочка: Я пришла к вам в гости из русской народной сказки"Снегурочка".
Дети, скажите какое сейчас время года? (Зима). Какая погода бывает зимой?
(Холодная, морозная).
Снегурочка: Правильно. Холодная погода мне очень нравится!
Воспитатель: А почему Снегурочка любит холодную погоду?(Снегурочка из снега).
Воспитатель обобщает ответы детей:"Правильно. Снегурочка любит зиму потому,что дедушка с бабушкой слепили ее из снега. Если будет тепло Снегурочка растает. В
гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на праздник Нового года.

Снегурочка предлагает поиграть детям поиграть в
" Выпал беленький снежок".
(Дети стоят полукругом, выполняя движения в соответствии с текстом стихотворения) :
Выпал беленький снежок, (Дети приседают.)
Собираются в кружок. (Образуют круг.)
Мы топаем, мы топаем! (Топают ногами.)
Будем весело плясать. (Кружатся во круг себя.)
Будем ручки согревать. (Потирают ладони.
Мы похлопаем,мы похлопаем! (Хлопают.)
Будем прыгать веселей, Чтобы было потеплей.(Прыгают.)
Мы попрыгаем, мы попрыгаем!
Снегурочка: Дети, я принесла вам немного снега для того, чтобы вы за ним понаблюдали.
Педагог: Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим во что превратится снег в теплой комнате.
Педагог: Ой, Снегурочка, скоро новогодний праздник! Тебе нужно торопиться домой!
Снегурочка: Дети, Скоро Новый год, и я обязательно приду к вам вместе с Дедушкой Морозом. На память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.
(Снегурочка дарит детям красивые снежинки, прощается и уходит.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть снежинки на бумажных листах темного цвета, словно на вечернем небе.
Дети, мы с вами наблюдали за снежинками на прогулке. Как они кружились в воздухе, покажите! (Дети кружатся в медленном темпе). Когда летят много снежинок это явление называется снегопад! А что произойдет если снежинку поймать рукой?(Она растает). А почему?(Потому, что ладошка теплая.) Давайте посмотрим, во что превратился снег который принесла Снегурочка? (В водичку). Правильно. А на холоде водичка превратится в лед. Воспитатель вносит в группу заранее замороженную в формочках воду и предлагает рассмотреть и потрогать кубики льда. Дети определяют свойства льда.(Холодный, прозрачный, твердый). Воспитатель опускает лед в воду и объясняет что, лед не тонет, а плавает и медленно тает в воде.

Заключительная часть:
Холодной зимой снег укрывает землю и под снегом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым слоем покрывает реки, чтобы все живое (рыбки и т. д.) в реке не погибло от холода.

Оқу жұмыстарын ұйымдастыруға арналған технологиялық қартасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Күні/Дата:
Топ/ Группа: средняя группа
Тәрбиешілер/ Воспитатель: Білім беру саласы/Образовательная область: Познание - Естествознание
Тақырыбы/Тема: Почему растаяла Снегурочка?
Мақсаты/Цель: расширение представлений о свойствах воды, снега и льда, обучение умению устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Развитие интереса и любознательности к элементарному экспериментированию. Воспитание интереса к зимним явлениям.
Билингвальді компонент/Билингвальный компонент: қар – снег, су- вода
Тәсілдер кезендері-Этапы деятельности Тәрбиешінің іс-әрекеті-Управленческие действия воспитателя Балалардың іс-қызметі-
Деятельность детей
Мәселелі-іздену-Мотивационно-побудительный Звучит тихая музыка.
Читаю стихотворение М. Познанской «Снег идет»
Входит Снегурочка (вношу куклу) и вношу в группу емкость со снегом.
(говорю измененным голосом): -Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».
-Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?
Обобщаю ответы детей: «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».
-(Снегурочка)Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега. Дети как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате?
-Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что произойдет в помещении. Слушают стихотворение
Здороваются со Снегурочкой
-Зима
-морозной, снежной, ветреной, солнечной
Проявляют интерес
Ұйымдастыру-іздеу Организационно-поисковый -Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?
Обобщаю ответы детей: «Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждем встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой».
Снегурочка предлагает детям поиграть в подвижную игру «Выпал беленький снежок».
Выпал беленький снежок, Собираемся в кружок.
Мы потопаем, мы потопаем! Будем весело плясать,
Будем ручки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем! Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем!
-Ой, Снегурочка, у нас в группе тепло тебе надо торопиться домой.
-Да, жарко у вас, мне нужна прохлада, пойду к Дедушке Морозу, домой. А на память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.
Снегурочка дарит детям красивые снежинки, прощается и уходит.
-Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Снегурочка!
-Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!
-Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! Вот и нас получился снегопад! А что произойдет, если снежинку поймать рукой? --Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.
Обобщаю ответы детей: «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду. А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде? Превратится вода в снег?»
-Вношу в группу, заранее замороженную в формочках воду, предлагает детям рассмотреть кубики льда.
-«Какой лед?»
-Опускаю лед в воду: «Что происходит со льдом в воде?
Предлагаю превратиться в маленьких человечков и встать в круг, взяться за руки и плотно прижаться друг к другу.(лёд)
Пригрело солнышко и человечкам становится тепло, потом жарко и они отходят дуг от друга, разбегаются. (вода) Высказывают свои предположения
Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии текстом стихотворения:
(Дети приседают.)
(Образуют круг.)
(Топают ногами.)
(Кружатся вокруг себя.)
(Потирают ладони.)
(Хлопают в ладоши.)
(Прыгают.)
(Прыгают.)
Прощаются, рассматривают снежинки
Раскладывают на тёмной бумаге снежинки
Кружатся со снежинками
Запоминают слово «снегопад»
(қар – снег)
Ответы детей
Рассматривают кубики льда, трогают, описывают
Дети определяют свойства льда. (Твердый, прозрачный, холодный, в ладошке тает.)
Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает.
Встают в круг и крепко берутся за руки, прижимаются друг к другу
(су- вода)
Расслабляются, отходят друг от друга.
Делают вывод, что в тепле лёд и снег тает и превращается в воду и наоборот
Рефлексивті-коррекциялаушы-рефлексивно-корригирующий Подведение итогов.
-О каких свойствах воды, снега и льда вы узнали? Что понравилось? Делятся впечатлениями, рассказывают о том, что понравилось на занятии, что нового узнали
Күтілетін нәтиже/ Ожидаемый результат:
Қолданады/Воспроизводят: умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи
Түсінеді/Понимают: свойства воды, снега и льда
Қабылдайды/Применяют: интерес к элементарному экспериментированию, интерес к зимним явлениям.
М. Познанская «Снег идет»:
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем,
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

(средняя группа)

«ПОЧЕМУ РАСТАЯЛА СНЕГУРОЧКА?»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

МАТЕРИАЛ. Снегурочка – кукла; снег в емкости; лед в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги; темный лист бумаги для выкладывания снежинок; темные листы бумаги (на каждого ребенка); белая гуашь, кисти № 5, баночки с водой, салфетки; большая емкость с водой; пластилин для лепки снеговиков.

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ И ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И.Ильина и Е.Сегала «Снежинки». Замораживание льда в формах.

ХОД ЗАНЯТИЯ. Звучит тихая музыка.

Педагог читает стихотворение М. Познанской «Снег идет»:

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К дому стежку проведем,

Выйдет мама на порог,

Скажет: «Кто бы это мог

Провести дорожку

К нашему порожку?»

Входит Снегурочка (воспитатель вносит куклу) и вносит в группу емкость со снегом.

Снегурочка (воспитатель говорит измененным голосом): Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».

Дети: Здравствуй, Снегурочка!

Снегурочка: Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».

Снегурочка. Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега. Дети как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате?

Воспитатель. Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что произойдет в помещении. Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?

Педагог обобщает ответы детей: «Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждем встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой».

Снегурочка предлагает детям поиграть в подвижную игру «Выпал беленький снежок».

Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии текстом стихотворения:

Выпал беленький снежок, (Дети приседают.)

Собираемся в кружок. (Образуют круг.)

Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.)

Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)

Будем ручки согревать. (Потирают ладони.)

Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.)

Будем прыгать веселей, (Прыгают.)

Чтобы было потеплей. (Прыгают.)

Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (Прыгают.)

Воспитатель. Ой, Снегурочка, у нас в группе тепло тебе надо торопиться домой.

Снегурочка. Да, жарко у вас, мне нужна прохлада, пойду к Дедушке Морозу, домой. А на память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.

Снегурочка дарит детям красивые снежинки, прощается и уходит.

Воспитатель. Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Снегурочка!

Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму.

Воспитатель. Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!

Дети подходят к столу и белой гуашью рисуют снежинки на темном листе.

Воспитатель. Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! Вот и нас получился снегопад! А что произойдет, если снежинку поймать рукой? (Ответы детей.) Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.

Обобщает ответы детей: «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду. А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде? Превратится вода в снег?»

Воспитатель вносит в группу, заранее замороженную в формочках воду, предлагает детям рассмотреть кубики льда.

Обобщает ответы детей: «Вода на морозе замерзла и превратилась в лед».

Педагог предлагает детям рассмотреть и потрогать кубики льда и спрашивает: «Какой лед?»

Дети определяют свойства льда. (Твердый, прозрачный, холодный, в ладошке тает.)

Воспитатель опускает лед в воду и говорит: «Что происходит со льдом в воде? Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает. В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега. Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. А наша Снегурочка ушла на мороз и не растает. Дети, как вы думаете, что еще можно слепить из снега? (Ответы детей.) Из снега можно слепить снеговика с морковкой вместо носа или сделать снежные постройки. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы, чтобы все живое не погибло от холода. Вот о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали».

В свободное время педагог предлагает детям слепить снеговиков из пластилина.

На прогулке дети лепят снеговика из снега.


Данный материал предназначен для проведения занятий по ознакомлению с миром природы с детьми средней группы ДОУ. В ходе занятия дети знакомятся с русской народной сказкой "Снегурочка", отгадывают загадки и с помощью воспитателя проводят опыты, которые подтверждают, что снег имеет несколько агрегатных состояний и из твердого состояния под действием тепла может переходить в жидкое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Образовательная область «Познавательное развитие»

Ознакомление с миром природы

(средняя группа)

Воспитатель: Соломатина И.А.

«ПОЧЕМУ РАСТАЯЛА СНЕГУРОЧКА?»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

МАТЕРИАЛ. Сова – кукла; снег в емкости; лед в формочках; ёмкость со снегом, салфетки; большая емкость с водой, лист бумаги и цветные карандаши

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ И ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. Замораживание льда в формах.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I.Вводная часть

Давайте поиграем «Когда это бывает?»

Воспитатель: Снег на полях, лед на водах. Вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)

Кто угадай – ка?

Седая хозяйка

Тряхнет перинками -

Над миром пушинками. (Что это за пушинки?) (Снег)

В. – Ребята, отгадайте, о чём эта загадка.

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок.

Он холодный, как лягушка,

А согреешь – ручеёк.

(Снег)

Д. – снег.

В. – Да, это снег. Только зимой выпадает снег, холодно на улице.

Вот и Зима пожаловала.

Ребята, посмотрите (показывает на картины о зиме): все кругом белым-бело: и дома, и земля, и даже деревья надели снежные шапки

«...Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась, клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами,

Среди полей, вокруг холмов...»

II.Основная часть.

Воспитатель.

Скажите, за что вы любите зиму? (Зима - волшебница приносит детям много радости: можно лепить снежки, делать крепости, кататься на лыжах, коньках, санках.)

А вы помните сказку, где не только дети любят лепить снеговиков, но и пожилые (Старики) слепили девочку – Снегурочку. (Знакомство со сказкой произошло заранее)

1.Чтение отдельных эпизодов сказки «Снегурочка».

2. Проверка содержания текста по вопросам

Почему старик и старуха решили слепить Снегурочку?

Чем занималась Снегурочка?

Чего она боялась?

Где Снегурочка пряталась весной?

Что случилось со снегурочкой, когда она пошла гулять с подружками?

Во что превратилась Снегурочка?

Физминутка

Снегурочка предлагает детям поиграть в подвижную игру «Выпал беленький снежок».

Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии текстом стихотворения:

Выпал беленький снежок, (Дети приседают.)

Собираемся в кружок. (Образуют круг.)

Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.)

Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)

Будем ручки согревать. (Потирают ладони.)

Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.)

Будем прыгать веселей, (Прыгают.)

Чтобы было потеплей. (Прыгают.)

Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (Прыгают.)

А из чего состоит снег? Отгадайте загадку

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)

Д. – Это снежинка.

В.- Вспомните, мы рассматривали снежинки, когда шёл снегопад. Все они разные, ни одна не похожа друг на друга.

В. – Снег состоит из снежинок. А какой бывает снег?

Д. – Снег бывает белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, мягкий, липкий

В. –Когда мы ходим по снегу, мы ломаем лучики снежинок и поэтому снег хрустит под ногами.

II.Итог.

В. Проведём опыт.

Каждый из вас получит порцию снега на ладошку и посмотрит, что произойдёт со снегом.

Вывод: наша ладонь тёплая и снег превратился в воду. Под действием тепла снег превращается в воду. Вот и снегурочка растаяла, когда прыгнула через костёр

Воспитатель принес 1ёмкость со снегом раньше, другую - позже.

Давайте проверим: правда – ли снег в тепле превращается в воду?

(Каждый ребёнок получает на ладонь немного снега и смотрит, что с ним происходит. Затем с помощью салфеток вытирают руки)