Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в весенний лес. Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию Нод в старшей группе по экологии

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе по теме «Экологический город»

Цель: Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды,

необходимые для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать

последствия своих действий. Воспитывать гуманитарное отношение к

Материал: Костюм инопланетянин, панно и предметные картинки к нему, модели,

фотографии с изображением разных уголков Земли, дерево без листьев

(«грустное», «засохшие»), бумажные листочки и цветы.

Предварительная работа : Совместно с детьми и родителям подобрать как можно больше предметных картинок (растения, домашние животные, птицы, насекомые, рыбы) и оформить их для последующей работы на панно. Провести с детьми игры-фантазии: «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта», «Дом в котором я хотел бы жить»: рисование (детские работы оформить для использования на панно).

Ход занятия

Занятие начинается с игрового сюрпризного момента.

В группу к детям приходит воспитатель в костюме инопланетянина.

Инопланетянин: Я инопланетянин, прилетел к вам с далекой-далекой планеты,

давно наблюдаю за жизнью на Земле и многое про вас знаю, у меня

есть заветная мечта–я хочу построить на вашей планете чудесный

город, который будет самый красивый, чистый, веселый на Земле.

Вам понравилась моя идея? Ноя понял, что без вас–землян, мне не

справиться. Мне нужны грамотные помощники, которые хорошо

знают законы природы Земли и помогут мне сделать правильно. Вы

согласны помочь мне в этом деле? (Ответы детей)

В первую очередь нужно выбрать место для нашего города. Пока

летал вокруг Земли, я сделал фотографии некоторых мест. Давайте

их посмотрим вместе и решим, где начнем строительство.

(Показывает детям фотографии, предлагая то или иное место, а дети объясняют, почему оно не подходит для города)

· около вулкана–вокруг сильно загрязнен воздух, плохая почва, во время извержения вулкан опасен для всего живого, нет растений

· океан–нет почвы, а в воздухе мы сможем жить, т.к. там нет кислорода, нет условий для жизни людей…

· пустыня–очень жарко, нет воды, плохая почва…

· снежная пустыня–очень холодно, мало света, замерзлая почва, нет растений

Дети по очереди отвергают варианты инопланетянина.

Инопланетянин: Ребята, расскажите мне, какие же условия необходимы людям

для жизни на Земле.

Дети по моделям перечисляют и объясняют условия (необходимы: воздух, тепло, свет, вода, почва). Инопланетянин достает еще одну фотографию (На ней солнце, голубое небо, река, поле, кое-какие растения, светло) и говорит: «Посмотрите, может это место вам понравится?» Дети рассматривают и делают вывод, что это место подходит для строительства города–здесь есть все условия для жизни.

Инопланетянин: Я очень рад тому, что мы наконец-то нашли подходящее место для

нашего города. Сейчас мы с вами будем и строителями и

садоводами, и художниками. Давайте отдохнем и вспомним, что

делают люди разных профессий.

Физминутка: Дети по заданию инопланетянина выполняют движения,

характерные для той или иной профессии.

Маляр - красит

Плотник - заколачивает гвозди

Садовник - сажает, поливает растения

Портниха - шьет

Музыкант - играет

Художник - рисует

После физминутки дети подходят к панно и начинают вместе с инопланетянином фантазировать и строить свой город.

Инопланетянин: Давайте сначала посадим на месте будущего города разные

растения. Какие растения вам хотелось бы иметь в нашем городе.

(Дети выбирают картинки с растениями, предлагают посадить их в городе).

Вопросы детям?

Зачем это растение нам?

Какая от него польза?

Где оно лучше будет расти?

(Варианты ответов: «Нужно для получения ягод, фруктов, чтобы воздух был чистым для животных, птиц, для красоты, чтобы были места для прогулок и т.п. По мере ответов дети помещают свои растения на панно).

Инопланетянин: Как красиво у нас получилось! Теперь я хочу поселить сюда

всяких животных. Мне очень нравятся большие животные: слоны,

бегемоты, носороги–сейчас я их сюда и поселю… (пытается

прикрепить картинки) Эти звери ведь могут здесь жить?

Вы согласны со мной?

Дети объясняют, почему их нельзя сюда поселить, предлагают свои варианты заселения животных: домашние, дикие наших лесов, насекомые, птицы. Объясняют, кто и где будет жить и почему. Инопланетянин пытается прикрепить тигра, льва. Дети выдвигают свои варианты, почему нам не нужны в нашем городе эти хищники. Таким образом обсуждается заселение кита в озеро).

Инопланетянин: А где же будем жить мы?

Дети объясняют, что они уже придумали дома, которые можно построить в этом городе. (Демонстрируют свои рисунки домов и рассказывают из чего они построены, прикрепляют к панно)

Инопланетянин: Здорово! Настоящий город получился с улицами, домами. Ой! А названий то у наших улиц нет! Придумайте скорее им названия!

(Дети придумывают названия улиц)

Инопланетянин: Какой большой город у нас получился! Как же мы будем

добираться с одного конца в другой? Я не хочу, чтобы в моем

городе ездили машины и автобусы с их выхлопными газами!

Всю красоту погубят!

(Дети успокаивают инопланетянина, чтобы он не волновался. Они уже об этом подумали, показывают и рассказывают какие экологически чистые виды транспорта они изобрели, помещают картинки на панно)

Инопланетянин: Ну вот и готово! Наш город построен, в нем уже можно жить.

Ребята, а какими должны быть жители этого города? Что нужно

сделать для того, чтобы наш город оставался чистым,

нарядным и красивым?

(Варианты ответов: Жители должны быть добрыми, заботливыми, ласковыми, бережно относиться к природе и т.п.)

Инопланетянин: Ребята! А ведь сегодня получается день рождение нашего города!

(можно придумать название городу) А в день рождения принято

дарить подарки. Давайте подарим нашему городу вот это дерево

(вносит дерево без листьев).

Смотрите, какое дерево красивое.

(Варианты ответов: Дерево некрасивое, без листочков, грустное, веточки кривые, не надо дарить такой подарок)

Инопланетянин: А мы и не будем дарить его таким. Сейчас вы придумаете нашему

городу поздравления и пожелания и нарисуете их на листьях и

цветах, и наше дерево станет очень красивым и праздничным.

(Дети разукрашивают цветочки и листочки и прикрепляют их к дереву)

Инопланетянин : С днем рождения,……….(название город)!

Прими наши поздравления и пожелания!

Прудникова Татьяна Григорьевна высшая квалификационная категория Воспитатель МБДОУ № 5 «Улыбка»

Программное содержание: дать детям понятие, что природа - это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал к занятию: предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы, стаканы водой пресной, соленой

Ход занятия:

Воспитатель: Словно крыша над землею,

Голубые небеса

А под крышей голубою -

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты!

Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей: о природе)

Подумайте, что нельзя назвать природой? (Ответы детей: то, что сделано руками человека).

Воспитатель: Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе у меня лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую - с неживой природой. Объясните свой выбор. (Дети выполняют задание).

Молодцы! А сейчас давайте отправимсяв путешествие в мир фауны, т. е. в мир животных.

макет лес

Воспитатель: А вот и первая остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Дети отвечают) . Ответьте пожалуйста на вопросы:

  1. Какие животные живут в лесу?
  2. Как называются животные, которые живут в лесу?
  3. Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?
  4. Чем питаются животные?

Воспитатель: Вспомните, как звери готовятся к зиме.

  1. Как готовится к зиме заяц?
  2. Как готовится к зиме медведь?
  3. Как готовятся к зиме белка?
  4. Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?

Воспитатель: Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут различные дикие животные, которые приспособились к нашему климату. Всех животных можно разделить на три группы: растительноядные, хищники и всеядные. Подумайте и объясните с чем это связано. (Ответ детей)

макет водоема

Посмотрите, вот вторая наша остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Ответ детей) Рассмотрите этот макет внимательно и ответьте на вопросы:

  1. Кто живет в воде?
  2. Как можно назвать всех рыб, живущих в реке? (речные)
  3. Как можно назвать всехрыб, живущих в море? (морские)

Воспитатель: Молодцы! В любом водоеме кипит жизнь. У каждого водного жителя свои заботы. И сейчас мы свами попробуем определить, где живутвот эти водные обитатели. Перед вами стоят стаканы с водой, а подними картинки с изображением рыбок. Попробуйте воду на вкус и определите: соленая она или пресная. Догадайтесь, в какую среду обитания вы выпустите свою рыбку: в море или в речку. макет с изображением моря и макет с изображением реки.

Физминутка Изобрази животного

Воспитатель: Я называю животных, а вы показываете, как они передвигаются.

собака(бегает),

заяц (прыгает),

ласточка(летают),

змея(ползает)и. т. д.

Воспитатель: Следующая наша остановка - в небе.

Воспитатель: Подумайте и скажите:

  1. Есть ли жизнь в воздухе?
  2. Кто живет в воздухе?
  3. Чем отличаются птицы от животных?
  4. Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)
  5. Назовите птиц, которые улетают на зиму в теплые страны (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие).
  6. Назовите птиц, которые остаются зимовать (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица).

Среда обитания птиц - небо, но свои гнезда птицы вьют на земле. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, и их называют ... (перелетными) . Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются... (зимующими) . Трудно птицам приходится в зимнюю непогоду, и я считаю, что люди должны им помогать. Что мы можем сделать?(Ответы детей).

Закрепление: Игра «Кто где живет?» - карточки синего, голубого и зеленого цвета (синий цвет - среда обитания рыб, голубой- птиц, зеленый- животных)

Воспитатель называет представителей животного мира, а дети с помощью карточек определяют их среду обитания.

Итог занятия: Ребята, какие вы молодцы! Столько много вы знаете о живой природе! А какое животное или птица вам больше всего понравилось и почему? Как вы думаете, кто из животного мира самый главный? (Ответ детей) Какой мы можем сделать вывод? (Ответ детей) Молодцы. В мире природы все важны и все нужны.


Автор: Прокудина Евгения Александровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы:
Месторасположение: Кемеровская область, Беловский район, с. Менчереп, Ул. Центральная

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи:

Образовательные: расширять и . Формировать интерес к , познакомить детей с нормами и .

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в населения, развивать кругозор, мышление, связную речь.

Предварительная работа: Видео презентация «Жизнь водоемов», чтение художественной литературы, .

Материал: оформленный зал, большой таз с водой, сачки, ведерки, нарисованная карта путешествия, транспорт и стульчики (соответствующие билету), музыкальное сопровождение.

Ход НОД:

Ребята, нам пришло письмо, нас приглашают в гости. Да здесь ещё что-то есть. Что это? (дети карта). Молодцы, правильно. А знаете ли Вы о том, что на карте нарисовано(путь). Давайте вместе рассмотрим. Вот какое путешествие, а хотите отправимся в путешествие? Для начала нем необходимо рассчитать расстояние, а как его рассчитать (измерить). Правильно чем измеряют (линейка. Рулетка, метр). Ну у нас из этих предметов нет ничего. А вот что есть. Давайте проверим свои карманы. Машинка, заколка, расчёска. А возможно ли этими предметами измерить расстояние..да (измеряют). Вот как здорово мы теперь знаем, что до станции …………………….а до станции……………………….и до станции……………………………………А где больше расстояние между какими станциями………..а где меньшее расстояние. Молодцы ребята. Отправляться в путешествие можно каким транспортом (машина, поезд, автобус, самолёт). Мы поедим на автобусе. Но непросто так для поездки необходим что купить…(билеты). Подходите пожалуйста в кассу билеты покупают за деньги…мы будем за волшебные слова. Запоминайте. Здравствуйте. Дайте пожалуйста мне 1 билет. Спасибо.

Теперь занимайте свои места согласно вашим билетам (геомерт.фигугам). Все готовы поехали, споём (поют припев: Мы едем, едем, едем в далёкие края …).

1 Первая станция «Весенняя поляна».

Какая же это поляна. Весенняя. Ребята как вы думаете, что здесь произошло. Отдыхающие намусорили. А как вы считаете какие правила должны соблюдать отдыхающие (ответы детей). Что же нам теперь делать? Конечно поможем и наведём чистоту и порядок (собрать весь мусор в мешки для мусора). Вот мы сейчас уедем, а вдруг снова приедут отдыхающие. Давайте здесь на поляне оставим знак «Мусорить нельзя». Вот он на нём явно чего-то не хватает (красного знака –зачеркнуть значит не кидать). Ставят знак.

Теперь снова в путь. Занимаем места согласно своим билетам. Едут поют песню. Приехали. Куда это мы попали.

2 Это станция «Водный мир»

Посмотрим. Что такое болото?

1. ребёнок -Это очень сильно заросшее озеро, которое загрязнилось. Здесь есть змеи, лягушки. Растут кувшинки, камыши –влаголюбивые растения, которым нужно много воды. На болоте живут птицы аисты. А ещё водомерки и стрекозы они скользят по воде, как на коньках.

А что такое родник (ответы).

2. ребёнок — Родничок. А ещё говорят ключ. Это не тот который открывает двери. Ключ бьёт из-под земли. В нём чистая пресная вода. В нём не бывает больших рыб.

Что такое море, океан (ответы ).

3. ребёнок — В море, океанах вода солёная. Пить такую невозможно. Зато там плавают медузы и самые большие млекопитающие киты. Мне нравятся акулы – это хищники. И дельфины – их называют спасателями, самыми умными они лечат людей, детей.

Что такое 4 озеро?

4 . ребёнок — Озеро может быть не очень большим-маленьким. Но есть и самое большое это озеро Байкал. Там самая чистая вода. Его подводные жители занесены в Красную книгу.

Внимательно посмотрели это….озеро. Только, по-моему, с нашим озером беда…посмотрите (кто то выловил всех рыбок, ракушки, камушки и водоросли). Давайте поможем (дети запускают рыбок, ракушки, камушки и водоросли). Молодцы. Так здорово стало. Только думаю я сейчас о то, что скоро мы уедем, а наше озеро останется бес таких прекрасных помощников. Как же быть …(давайте поставим знак беречь красоту живого водоёма –Озера).

Вы готовы отправиться в путь? (едут, поют).

3 Приехали это станция «Мир животных и птиц». Здесь похоже произошла какая беда. Вы видели, что стало с поляной, что случилось с озером. Вот животные, птицы и не смогли жить по-прежнему они ушли. Здесь на этой станции все вместе теперь живут. Да вот только не понятно. Давайте поможем. Послушайте внимательно кто это просит о помощи (звучит фонограм. Кукушки – да это же ВОЛК, дети НЕТ это КУКУШКА ) . Молодцы правильно. ,,скажи, что ты знаешь о такой птице кукушке (рассказ реб.)

6 . ребёнок — Ку-ку, ку-ку кукушка, Кукует на опушке.
Листва её скрывает, От глаз оберегает.
Зовёт кукушка лето, Что заблудилось где-то,
Жару дать солнце просит, Пусть ветер дождь уносит.
Года она считает, И сколько жить нам знает.

Ещё послушаем –это просит о помощи ВОРОНА (рычит медведь). Кто …правильно медведь. ……… скажи, что ты знаешь о медведе

7. ребёнок — Спит зимою великан, В тепленькой берлоге.

Ждет весеннего тепла, И расцвет природы.

Косолапый очень ловкий, Любит рыбку половить.

Чтобы мед отведать сладкий, Может улей разорить.

Ещё послушаем (воет ВОЛК) Это кто? скажи, что ты знаешь о нём.

8. ребёнок -У нас в Кузбассе в лесах водятся волки. Про них ещё говорят: «Серые акулы». Они очень злые и опасные. Волки едят всё они хищники. Все лесные жители защищают своих детёнышей. Волчица своих волчат спасать не станет если они попали в беду, она спасать будет себя.

А это кто КУЗНЕЧИКи…. скажи, что ты знаешь о ДЯТЛЕ.

9. ребёнок — У деревьев доктор свой, Не обычный, а лесной,

Разговаривает просто, Он с берёзой и сосной.

Без лекарств и инструмента. Он излечит пациента,

Прилетел и сел на сук —Как здоровье? тук-тук-тук…

А это кто СОЛОВЕЙ.Правильн. скажи, что ты знаешь о животном 10 . ребёнок -Это не животное это птица. Она не домашняя, живёт в лесу, а точнее прилетает к нам весной. Маленькая и не очень яркая. У неё прекрасные песни. Когда поёт соловей все любят слушать.

Выходят 2 гномика.

1гномик: Я боюсь… И я боюсь Вед: Кто же это. Ну смелее.

2 гномик : Мы гномики. Я Тим. А он Том.

1 гномик : Мы пришли поблагодарить ребят от всех лесных жителей и от матушки природы сказать вам большое СПАСИБо.

Вед: Ребята что ответим.. пожалуйста (шепчет на ушко ведущей). Гномики очень стеснительные.. они приготовили для вас подарок.

1 гномик : У нас есть любимая игра. Мы сейчас вам её подарим. Научим играть, и вы сможете забрать её и научить других ребят играть (проводится игра).

Гномики: (несут большую конфету). Мы знаем, что все ребята сладкоешки. Вот вам подарок (дети-спасибо).

Вед: Мы так хорошо подружились. Но пора отправляться домой. Скажем до свидания и в путь (едет, поют). Приехали (подходят к карте). Ребята путешествие понравилось? На каких станциях вы побывали?

Мы всем помогли. Давайте вспомним правила поведения в природе.

Молодцы! Теперь можно отправляться кушать сладости.

Название статьи: Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в мир живой природы»

САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО НОД

Воспитатель: Прокудина Е.А.

В занятии была использована интеграция областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи:

Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе. Формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связную речь.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Была проведена предварительная работа:

Видео презентация «Жизнь водоемов», чтение художественной литературы, дидактические игры о природе.

Материал:

оформленный зал, большой таз с водой, сачки, ведерки, нарисованная карта путешествия, транспорт и стульчики (соответствующие билету), музыкальное сопровождение.

В ходе НОД воспитанники побывали на 3 станциях: 1 ПОЛЯНА, где очистили её от мусора и для отдыхающих приготовили макет –Памятки бережного отношения к природе; 2 Озеро – восстановили равновесие в природе привели в порядок и запустили живых рыбок, так же изготовили макет –Памятки бережного отношения к водоёмам; на 3 станции – Лесные жители вернули всем животным и птицам их домики. А в награду получили от лесных Гномиков большую сладкую конфету.

Воспитанники показали ЗУН по экологическому воспитанию. Были активны, творчески подходили к выполнению заданий.

Название: Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в мир живой природы»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Внеурочная работа, Мастер — классы

Конспект НОД в старшей группе по экологии «Старичок-Лесовичок путешествует по лесу».

Цели:
1. Закрепить знания детей о лесе, лесных обитателях, растениях.
2. Обобщить знания детей о значении леса в жизни человека.
3. Развивать любознательность, внимание, словарный запас.
4. Закреплять умение отвечать на вопросы, говорить выразительно, с интонацией.
5. Побуждать к участию в беседе.
6. Воспитывать любовь к природе.

Материалы : Кукла Старичок - Лесовичок. Иллюстрации птиц, животных.
Лесная поляна, ёлочки, цветы, грибы, снежинки. Пейзажи природы. Звукозапись «Голоса птиц». Фуражка машиниста. Фотоаппараты. Бинокли.

Словарная работа : Сорока-воровка. Еловик. Фотоохота. Фотографии. Машинист. Станция.

Ход занятия.

I.Организационный момент.
Воспит.: - Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
-Ребята, помните, к нам приходил Старичок-Лесовичок. Так вот сегодня он пригласил нас к себе в лес.
II. Вводная часть.
Воспит.:- Тогда мы с вами отправимся в гости к Старичку-Лесовичку. - Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?
(В лесу нельзя шуметь. Включать громко музыку. Лазить по деревьям,)
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать прыгать и играть,
Только чур не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь
Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги
Ведь они нам не враги!

А почему этого нельзя делать? (Птицы и звери пугаются),
- А мы с вами как будем себя вести?
-Тогда мы с вами сейчас сядем на поезд и поедем в лес в гости к Лесовичку. Давайте поторопимся, а то поезд скоро отходит.
(Дети встают друг за другом, берутся за локти, изображают поезд Ребёнок-машинист надевает фуражку, встаёт вперёд, Ту- ту все поехали. Доезжают до леса),

III. Основная часть.
-Ребята, а вот и лес, здесь нас должен встретить Лесовичок. Где же он? (Начинается звучание «Пенья птиц»),
С.Л.: -Я здесь, я очень торопился не опоздать и очень рад вас видеть у меня в лесу. Здравствуйте ребята! Сегодня я вам расскажу вам про свой лес, а вы мне будете немножко помогать. Хорошо.
С Л,: - Ребята вы прибыли на первую лесную станцию, она называется «Времена года».
(На полу сделана полянка из зелёной] ткани. На ней разложены цветы, грибы, осенние листочки, снежинки. Вокруг пейзажи картин: осень зима, лето,)
- Ой, ребята, что-то я никак не пойму, какое время года у меня в лесу.
Ой какой не порядок. Что тут произошло. Кто все" перепутал. Может вы мне ребята поможете навести порядок и во всём разобраться.
Вое пит.: -Ребята, давайте поможем Лесовичку.
- Сначала назовите мне всё, что вы здесь видите? (Дети перечисляют увиденное),
- Когда у нас бывают жёлтые и красные листья? (Осенью)
-А теперь найдите мне картины изображающие осень? Молодцы.
- А теперь скажите когда цветут цветы, спеют ягоды и грибы? (Летом),
- Найдите мне картины лета?
А к какому времени года подойдут снежинки и зимние пейзажи? (Зиме).
А о каком времени года мы с вами не говорили? Чего здесь не хватает? (Весны).
-А что могло бы подойти к весне? Назовите мне?
(Весенние картины, весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха).
-А у нас с вами сейчас какое время года? (Зима).
-Что же нам надо убрать с этой полянки? (Цветы, грибы, листья, летние и осенние пейзажи).
- Давайте их уберём?(Дети убирают всё лишнее).
- Какое время года у нас осталось и наступило в лесу? (Зима)
С.Л.: - Ну, вот ребята вы мне и помогли навести порядок в природе. Теперь понятно, что у меня в лесу наступила зима. Молодцы ребята. Но нам пора отправляться дольше, нас ждёт поезд.
(Дети садятся на поезд, и едут до станции «Птичья»).
С.Л.: - Ребята! Вот мы и приехали на станцию «Птичья». Здесь живут птицы, посмотрите, какие птицы прилетели на ёлочку.
Назовите мне их? (Сорока, синица, воробей, ворона, дятел, клёст, поползень, сова).
- Какие это птицы? (Зимующие).
-Что значит зимующие птицы? (Которые живут с нами и никуда не улетают).
- Давайте с вами вспомним, что мы знаем о некоторых птицах,
отгадайте такую загадку, о какой она птице?
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её... (сорока).
-Да это сорока. (На ёлочке изображение сороки).
А почему её называют белобока? (У неё белые бока).
А как ещё называют сороку? (Сорока-воровка.)
А почему её так называют?
Молодцы, знаете вы хорошо сороку, а теперь узнайте другую птицу?
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится
Клюв крючком, глаза пятачком
Ушастая голова, это …(сова)
-Правильно это сова. (На ёлочке изображения сов).
-А как в народе говорят о сове? (Дети говорят о сове).
Совушка сова - большая голова
Всё-то в лесу видит, всё в лесу знает, всё разумеет...
Нет мудрее птицы, чем сова
Всему лесу голова.
Мудрейшая птица на свете - сова.
Всё слышит, но очень скупа на слова.
Чем больше услышит, тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает!
-Ребята, а это что за птица?
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
-Клё! Клё! Клё -поёт со свистом.
(Клёст).
- А вы ребята знаете что- нибудь о клёсте? (Дети рассказывают
стихи о клёсте).

Еловик - короткий хвост,
Еловик- весёлый клёст,
Еловик не любит скал,
Ёлку он облюбовал.
С Л: -А почему его называют еловик? (Он живёт на ели).
С. Л: - А ещё он любит жить на сосне, кедре. А что вы ещё знаете о клёсте.
Клёсты.
Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз.
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клёст.
Он мороза не боится.
Не страшна ему зима.
Лес и сосны дарят птице
Золотые семена,
С.Л: - Какие вы молодцы, а я тоже знаю веселое стихотворение про клёстов, давайте я буду его читать, а вы все вместе повторяйте с движениями.
Физкультминутка. Ели по лесу стоят
В небо синее глядят. (Руки вверх - потягивание).
Ветки в стороны торчат (Руки в стороны)
Клёсты на ветвях сидят (Руки к плечам)
Клёсты прыгают по ёлкам (Прыгают)
Собирают клёсты шишки Не пугают их иголки. Клёсты ловкие малышки.
Мы под ёлкой посидим (Садятся и глядят на ёлки)
И на клёстов поглядим.

Куприянова Светлана Михайловна

МДОБУ ЦРР Детский сад №16 «Золотинка» Республика Саха (Якутия) г. Якутск

Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в весенний лес»

Цель: Продолжать учить правила безопасного поведения в природе. Воспитывать экологическую культуру.

Задачи: Познакомить детей с новыми правилами безопасности.

Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, продолжать развивать связную речь детей.

Уточнить представления об экологических запретах; помочь не только осознать, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.

Формировать умение вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть её красоту и неповторимость.

Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, рассматривание репродукций с картин известных художников; наблюдения, труд на прогулках, заучивание стихов о весне.

Материал к занятию

Ноутбук , дидактические игры «Назови животное», « собери цветок» иллюстрации

Ход занятия:

Ведущая: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.

Пальчиковая гимнастика.

Здравствуй красно солнышко - руки вверх,

Здравствуй, ветерок - покачивание рук,

Солнечные зайчики,- взмахи рук перед собой

Быстрый ручеек- руки внизу покачивание рук

Здравствуй спелая трава- покасивание ладошек

Здравствуй, шумная листва - трут ладоши

Здравствуйте, мышата- хлопок за спиной

Здравствуйте, зайчата - прижки на месте

Всех приветствуем сейчас - пальцы соединены в замок

Очень рады видеть вас- руки к груди и вперед - в стороны.

Воспитатель: Сегодня в гости к нам пришел Медвежонок. Поздоровайтесь с ним. Медвежонок просит вас о помощи разобраться, о каком времени года идет речь в этом стихотворении:

Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей

Ручейки в лесу поют

И подснежники цветут.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной) .

Сколько месяцев длится весна? (Три) .

Назовите их (Март, Апрель, Май)

Молодцы!

Воспитатель: Медвежонок хочет вас позвать с собой на прогулку в лес. Хотите с ним пойти?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Но есть одно важное правило, правило безопасности, послушайте внимательно:

Должны всерьез все уяснить:

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться там легко:

Уйти от дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не дойти…

Вы запомнили правило? Без взрослых в лес ходить нельзя!!!

А как можно добраться до леса?

Дети: На машине, на автобусе, пешком…

Воспитатель: Мы с вами пойдем пешком, полюбуемся красотой природы.

(Имитация дорожки) .

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвой,

Кто в глуши твоей таится -

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не таи: Ты же видишь, -мы свои!

Воспитатель: Мы с вами приближаемся к лесной поляне. Давайте представим будто ярко светит солнце, синее чистое небо над головой, земля покрыта молодой зеленой травой, появляются первые цветы.

Какие цветы появляются первыми?

Дети: Подснежники.

Задание Д\И: «собери цветок»

Воспитатель: Весной на деревьях набухают почки и распускаются первые листочки.

Ой у дерева сломаны ветки. Кто же это натворил. Можно ломать ветки деревьев? Почему?

Дети: Нет

Воспитатель: Конечно же нет! Растения, деревья -это живые существа. Растут, дышат, питаются. Листья задерживают пыль. Растения дают нам кислород, очищают воздух. Поэтому нельзя отламывать ветки на деревьях

Воспитатель: Давайте и тут оставим знак. Кто его увидит тот будет знать, что ломать ветки деревьев нельзя. Пойдем дальше.

Ой смотрите какой зайчик поскакал!

А вы знаете что происходит с животными весной?

Дети: Меняют окраску, просыпаются от спячки, у некоторых появляются детеныши.

Воспитатель: Медвежонок предлагает немного отдохнуть и поиграть в игру: « Назови животных и его детенышей» (Сели на стульчики).

Игра: «Найди детеныша»

Воспитатель: Хорошо вы справились с заданием а теперь пошли дальше?

Дети расскажите Медвежонку чего же еще нельзя делать в лесу, если вы его друзья? Друзья леса?

Послушай Мишка стихи:

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет. (М. Бычкова)

Как вы думаете, что Медвежонку не нравится в этом стихотворении? (рвать цветы)

Воспитатель: После того как сойдет снег, появляется трава и весенние цветочки. Они такие красивые и нежные и так хочется забрать с собой домой. А можно ли рвать цветы?

Послушайте стих о том, что будет, если мы сорвем цветок.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты, вместе мы сорвем цветы,

Опустеют все полянки, и не будет красоты.

Воспитатель: Давайте и это правило запомним. Если рвать цветы. То не будет насекомых. Им нечего будет есть. Давайте оставим и тут знак.

В лес зеленый я пойду,

Зайку серого найду,

Принесу его домой

Будет этот зайка мой.

(Нельзя брать никого из леса домой) .

Воспитатель: Животным будет плохо без той среды обитания в которой они привыкли жить.

Оставим и тут знак.

Физминутка.

Маленькие птички, птички невелички

По лесу летают, песни распевают,

Буйный ветер налетел, птичек унести хотел,

Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

Воспитатель: Вы, наверное, слышали, что в последнее время очень часто случаются пожары в лесу. Они могут быть от жары, или когда жгут листья, или туристы забывают потушить костер.

Запомните еще одно правило:

Весна! В поход спешат ребята!

Но знать туристам юным надо:

Чтоб не страдали звери, птицы,

Природу портить не годится!

С поляны мусор соберите

И на костре его сожгите!

Костер в лесу не оставляйте

Песком, землею засыпайте,

Чтоб не дымился, не искрил,

Беды в лесу не натворил.

Какое из этого стихотворения мы извлечем правило?

Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор. Нельзя оставлять непотушенный костер.(ставим знак)

Воспитатель: Вот сколько правил для друзей леса мы узнали. Давайте повторим все знаки которые запрещается творить в лесу.

Ну что ж мы помогли медвежонку разобраться, чего нельзя делать в лесу, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Вам понравилось наше весеннее путешествие? Что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте, ребята будем друзьями леса, будем беречь природу: не топтать зеленую траву, не рвать цветы, а будем любоваться ими. Пусть нас с вами всегда радует ласковое солнце.

До свидания медвежонок.