Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. Художественная резьба по дереву: мастер-класс с пошаговым описанием работы

Худо́жественная резьба́ по де́реву, один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. С совершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, значительно упростившие труд резчика. Резьба применяется в домовом декоре, при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики и игрушек. Резьба различается по видам - геометрическая резьба , контурная резьба , плоскорельефная резьба , ажурная резьба и объемная резьба.

Художественная резьба по дереву была известна с первобытных времен практически у всех народов в разных концах Земли. С постоянным совершенствованием орудий труда, с переходом от каменных резцов к металлическим инструментам мастерами осваивались новые технологии, все более совершенные в художественном отношении виды резьбы. Издавна являясь одной из важнейших областей народного искусства, резьба и сегодня составляет значительную часть традиционных художественных ремесел.

В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом. Вследствие относительной дешевизны и слабой стойкости материала до наших дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно-прикладного искусства, изготовленных из дерева. На основании письменных источников и по немногим сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников, чье мастерство своими истоками восходит к искусству древних славян и других народов, населявших территорию современной России, что нашло свое отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов.

На русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились деревянные дома 18-19 веков - наиболее яркие памятники архитектурной резьбы. В этих областях до начала 30-х годов 20 века бытовали древнерусские художественные традиции декорировки жилища и утвари. Большое внимание крестьянские зодчие уделяли домовому декору. Высокие фронтоны крестьянских домов завершают охлупни, на концах которых вырезаны монументальные головы коней или оленей. Причелины, подзоры, полотенца, украшающие фасады, покрыты растительным или геометрическим орнаментом. Внешняя скупость изобразительных средств придает этим постройкам ощущение строгости.

В Среднем Поволжье с 18 века получила распространение так называемая барочная резьба, перенесенная с волжской корабельной резьбы на архитектурные формы. Долбленые изображения львов, русалок-фараонок, сиринов в обрамлении замысловатого растительного орнамента из виноградных лоз и листьев аканта покрывают сплошным узором доски фасадов, наличники, крыльца. Зачастую такая резьба раскрашивалась яркими масляными красками.

Домовый декор Архангельской, Олонецкой, Костромской губерний более скуп. Здесь сохранился древнерусский тип деревянного зодчества, почти не тронутый поздними влияниями, где преобладает геометрический орнамент с неглубокими выемками, в основе которого лежат архаичные солярные знаки. Резьба обычно украшает обрамление кровли, наличники и крыльца.

С середины 19 века в оформлении жилищ Верхнего Поволжья, областей Нечерноземья и Сибири начинает интенсивно использоваться пышный пропильной декор, покрывающий фронтоны и наличники. Широкий диапазон орнаментальных тем ажурной резьбы - от простейших геометрических форм до изображений людей и животных - используется в сельской местности и современными строителями.

В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалась культура декорировки утилитарных предметов, в которых сохранялись технологические приемы и характер орнаментации домовой резьбы. Ткацкие станы, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые предметы щедро покрывались геометрическим орнаментом, имевшим в прошлом определенный сакральный смысл. Одним из наиболее интересных по разнообразию форм и совершенству рисунков объектов резьбы были прялки. Узор на них наносился преимущественно на «лопастку», реже на «донце». В каждом из регионов веками были разработаны оригинальные приемы декорирования прялок, присущие исключительно данной местности. Так, например, в Нижегородской губернии сложился уникальный промысел городецких прялочных донец.

Самостоятельной областью народной резьбы являлась деревянная игрушка - куклы, фигурки, лошадки, упряжки. Деревянные игрушки изготовлялись во всех лесных регионах России, большая их часть расписывалась. Оригинальными местными особенностями отличается сергиев-посадская и богородская деревянная игрушка в Подмосковье, федосеевская и городецкая игрушка из Нижегородской области.

На основе изучения приемов и стилистических особенностей русской народной резьбы стараниями художников и коллекционеров в конце 19 века была создана так называемая абрамцево-кудринская резьба, продолжившая традиции плоскорельефной резьбы.

Сегодня традиции русской плоскорельефной и геометрической резьбы широко используются мастерами и художниками старых ремесленных центров и вновь создаваемых мастерских.

Резьба по дереву – это изумительный по красоте и очень популярный в наше время вид ручной обработки древесины. Резные детали интерьера покоряют своим великолепным внешним видом и отражают богатые национальные традиции.

Людям творческим, у которых просто «чешутся» руки заняться чем-то очень интересным и полезным, стоит обратить внимание на резьбу по дереву. Девушки и женщины могут подумать, что это только мужское занятие. И будут неправы, ведь женщин-мастеров резьбы по дереву не меньше, чем мужчин.

О резьбе по дереву для начинающих

Для украшения внутреннего и внешнего пространства могут использоваться различные виды резьбы и приемы воплощения задуманного. Если вас заинтересовал этот вид рукоделия, то вы должны понимать, что вам необходимо овладеть методами и приемами обработки древесины, приобрести необходимые инструменты и совершенствовать навыки резьбы.

В современном мире смартфонов и планшетов деревянная подставка, украшенная резьбой по дереву, выглядит очень оригинально.


Искусно выполненная резьба в форме простых и витиеватых узоров и орнаментов словно оживляет мир и наделяет его изысканностью, шармом, подчеркивает вкус владельца роскошных вещей и талант мастера.


Работы самых лучших мастеров-резчиков украшают храмы. Обратите внимание на фото иконостаса верхнего храма Спаса Нерукотворного Образа, который находится в Москве, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Современные мастера, обладающие тонким вкусом, творят настоящие шедевры.

А благодаря технологиям отделки и защиты готового изделия от разрушительного воздействия плесени, насекомых, эти резные поделки из дерева служат людям сотни лет.

Обратите внимание на великолепные резные предметы мебели:


Стильные двери:

Восхитительные статуэтки ручной работы:


Очень часто ценители коллекционируют резные изделия хендмейд. Чудесные шахматы, которые достойны любой коллекции.

Возможно, со временем и ваши шедевры резьбы по дереву будут тщательно храниться коллекционерами или украшать храмы.

Виды резьбы по дереву

Из всех видов резьбы по дереву очень интересна ажурная или сквозная резьба по дереву, которой присуща некоторая прозрачность, при которой остается только изображение, без фона. Примером может служить накладная резьба – это орнамент, который прикрепляется на готовый фон после изготовления мастером.

Геометрическая резьба по дереву это такой вид резьбы, при которой узор формируется при помощи множества простых геометрических форм (часто используют ромб).

Восточная резьба по дереву отличается причудливостью форм. Египет является колыбелью восточного вида деревянной резьбы.


Рельефная резьба по дереву. В этой технике изображение расположено над фоном или на одном с ним уровне. Это резные панно различной формы с объемным изображением.

– это плоскорельефная резьба, но отличающая обилием резных и лепных украшений, разнообразных цветов, завитков, листьев, фигурок людей в неестественных позах, сказочных фантастичных животных.

Возникла в деревне Кудрино. Известными изделиями в этом виде резьбы считаются шкатулки, вазы, блюда, ковши, предметы домашнего декора. Основной элемент – это растительный орнамент: розетки, завитки и веточки.

Объемная (скульптурная) резьба отлично подходит для изготовления скульптуры, фигурки животных и людей, игрушки. – подвид объемной резьбы. Это основной промысел села Богородское в Подмосковье. Знаменитые богородские игрушки – это фигурки животных и людей из липы и ольхи.

Чаще всего применялась для украшения деревянных скандинавских церквей. Изображениями Богов и различных животных резчики по дереву украшали внутри и снаружи церковные сооружения.

– самый простой и достаточно своеобразный вид резьбы. На плоском фоне мастер вырезает канавки – желобки, формируя рисунок. Резные пейзажи — изображения ландшафтов на дереве.


Все эти виды резьбы достаточно условны. Каждый мастер выбирает самый приемлемый из них, учитывая опыт работы, качество древесины и творческое вдохновение.

Что можно украсить резьбой?

Самая простая лестница преображается, украшенная резными балясинами. Балясины – это фигурные столбики в виде колонн, стильная и благородная отделка лестницы. Деревянные балясины органично смотрятся с винтовой деревянной лестницей.

Барельеф. Другое название «низкий рельеф». Это скульптурное изображение на плоскости. Чаще всего это фигуры людей и животных.

Выбираем инструменты для резьбы по дереву

Как и в каждом деле, в резьбе по дереву есть свои секреты, нюансы, что позволяют раскрыть красоту древесины в чудесном орнаменте. Необходимо подобрать специальные инструменты для резьбы по дереву и запастись необходимыми заготовками и эскизами для резьбы по дереву, что будут воплощаться в виде рисунков, каймы, кружев или жанровых сценок.

Базовый инструментарий

Очень высокие требования предъявляются к качеству инструментов для резьбы. Конечно, мастерство играет важную роль, но хорошо подобранные и наточенные инструменты помогут воплотить в жизнь вашу задумку. Опытные резчики по первому взгляду на инструмент скажут о его качестве, а начинающие теряются в магазине от огромного выбора.

В базовый набор для резьбы по дереву входит:

  • несколько ножей и стамесок;
  • надфили;
  • ножовки по металлу;
  • тиски;
  • наждачная бумага;
  • дрель с несколькими видами сверл;
  • бруски.

Ножи должны быть изготовлены только из качественной стали. Лучше их приобрести в специализированных магазинах для творчества. Хотя на начальном этапе подойдут и просто остро заточенные ножи. Отличным началом послужат ножи фирм «Татьянка», Narex, Kogatana и др.

Не обязательно выбирать дорогой инструмент иностранного производства, ведь отечественные инструменты могут быть такого же хорошего качества, но намного дешевле

При росте мастерства вам может потребоваться набор инструментов, фрезеровальная машина, бормашина и др.

Стамески для резьбы

Иногда вместо стамески для резьбы по дереву используют заточенную отвертку или напильник.

Стамеска плоская – это длинный стержень, на торце которого есть плоская режущая кромка. Очень часто она применяется для первичной обработки древесины.

Стамеска полукруглая — это один из самых важных инструментов для работы. Они несколько отличаются по степени закругленности, то есть бывают средними, круглыми и отлогими.

Еще бывает V –образный вариант стамесок . Он может пригодиться при геометрической резьбе по дереву, с которой мы познакомим вас ниже.

Начинающим мастерам достаточно небольшого набора для резьбы по дереву, но хорошего качества, чтобы сразу привыкать к правильным движениям и нажиму.

В этом видео прекрасный мастер А. Юрьев поделился с нами, какие инструменты выбрать для резьбы.

Как уберечься от травмы при резьбе по дереву

Любой инструмент мастера-резчика может сравниться с опасной бритвой, поэтому, работая с ним, нужно четко соблюдать меры безопасности. Материал нужно расположить так, чтобы ножом или стамеской можно было работать свободно, исключив возможность попадания острым краем по рукам.

Место для работы должно быть удобным и чистым. Все лишние в данный момент инструменты должны быть аккуратно сложены, ведь они очень острые и могут быть причиной травмы.

Материалы для работы

У каждого вида древесины для резьбы есть свои плюсы и минусы. С мягкой древесиной работать легко, но и брака может быть тоже немало. Это осина, липа, береза. Для начинающих эта древесина подойдет лучше всего.

Дуб, самшит, красное дерево – это более дорогая и сложная древесина. Она отличается твердостью и стойкостью, поэтому вырезать из такой древесины сложно. Очень часто бывают неприятности при работе с такими породами дерева. Может пострадать либо инструмент, либо мастер.

Опытный резчик может легко работать с различной древесиной, в том числе и с можжевельником. Ну а новичкам лучше использовать недорогие материалы – ель, сосну, грушу или березу.

Какие бы инструменты не были выбраны для резьбы по дереву, необходимо строго соблюдать технику безопасности!

Технология геометрической резьбы

Геометрическая резьба по дереву считается самой простой и прекрасно подходит для новичков. Для создания задуманного рисунка нужно иметь небольшой набор инструментов для резьбы по дереву и четко выдерживать рисунок. Для геометрической резьбы по дереву огромное значение имеет симметрия и повторение. Этим добивается прекрасная игра света и тени.


Чудесно смотрятся на кухне разделочные доски в этой технике, деревянные панно.

Геометрическая резьба состоит из последовательного выпиливания простых геометрических форм: прямоугольников, треугольников, квадратов, ромбов. Но в результате выходит чудесный орнамент, который при разном освещении смотрится по-другому.

Последовательность выполнения любой резьбы по дереву такая:

  • Сначала делается заготовка из дерева (доска, колода, болванка).
  • Далее черновое выравнивание поверхности заготовки, при которой убираются все дефекты и шероховатости.
  • Затем специальными резцами формируется декоративный рельеф.
  • После завершения основной резьбы финишная обработка – шлифовка, пропитка, покраска, лакировка.

Нельзя работать с заготовкой на коленях! У мастера должен быть стол для работы.

Мастер-класс «Геометрическая резьба по дереву на разделочной доске»

Инструменты . Вам понадобятся 2 ножа для резьбы по дереву: треугольный нож-косяк и нож-перо, линейка, циркуль, карандаш.

Нож-косяк треугольник необходим для резки треугольных форм разной конфигурации, а также для прорезывания длинных прямых линий. Для вырезания длинных линий типа лепестка или канавки используется нож–перо. Ножи для резьбы должны быть острыми и удобными.

Первый этап. Делаем эскиз узора на доске. Его можно нанести с помощью циркуля и линейки. А можно распечатать взятые в интернете узоры для резьбы и с помощью копирки перенести на подготовленную разделочную доску.

Второй этап . Вырезаем лепестки. Используем нож-перо.

Во время работы большой палец крепко прижимается к доске, а указательный палец легко касается древесины. Это поможет регулировать глубину захода ножа в поверхность и угол наклона. А большой палец поможет плавно перемещать лезвие. Сначала прорезаем в одну сторону под углом, затем переворачиваем доску и режем с другой стороны.

Если стружка вьется «веревочкой» – нож хороший, острый. Его необходимо периодически подтачивать кусочком кожи с пастой ГОИ.

Третий этап . Вырезаем треугольники ножом-косяком. «Пяточкой», под углом 45 градусов врезаем нож в дерево, не доводя до краев рисунка с трех сторон. Прорези должны стыковаться со всех сторон в форме пирамидки. Щепка, выпадая, формирует красивый треугольник.

Четвертый этап. Что не удалось срезать, аккуратно зачищаем, чтобы грани были частыми и ровными. По тому же принципу вырезаем канавки и треугольники по периметру доски.

Пятый этап . Все шлифуем наждачной бумагой, обрабатываем натуральной пропиткой. Все! Работа закончена. Украшаем кухню полезной и красивой разделочной доской с резьбой по дереву.

Рисунки для резьбы по дереву

Для выполнения резьбы по дереву фотографии, рисунки и эскизы просто необходимы. Крупный рисунок для резьбы по дереву используется для габаритных изделий: для фасадов домов, внутренней отделки резьбой церквей, окон.

Для предметов интерьера и мебели резчики используют мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются мастером.

ВАМ ПРИГОДИТСЯ

Мы предлагаем вам архив из . Выбирайте, распечатывайте, творите.

Видео мастер–классы резьбы по дереву для начинающих

Конечно, на видео резьба по дереву смотрится особенно впечатляюще. Канал «РУЧНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» показывает особенности геометрической резьбы для начинающих.

Женский взгляд на резьбу по дереву. Канал tatiankacarving демонстрирует нам, как делать лепестки цветов и листики.

Константин Беляев на своем канале подробно рассказывает о резцах для резьбы по дереву.

А на этом видео Ивана-строителя показано, как делать рельефно-плоскостную резьбу:

Будем очень рады, если эта статья вдохновила вас взяться за резьбу по дереву!

В последнее время особой популярностью пользуется такой вид рукоделия, как авторская резьба по дереву. Художественная резьба по дереву «татьянка», резьба по дереву «россиянка» – увлекательный вид досуга и отличное хобби, не требующее серьёзных материальных затрат. Разные виды художественной резьбы по дереву подходят как для взрослых, так и для детей старшего школьного возраста.

Вырезанием в стиле «татьянка» часто занимаются школьники (как мальчики, так и девочки) в кружках и на уроках художественного творчества, а также неравнодушные к прекрасному взрослые люди. Необходимые для работы инструменты можно приобрести в магазинах, где продаётся всё для резьбы по дереву и творчества.

В мире существуют самые разные стили резьбы по дереву. Многие из них требуют приобретения редких пород древесины и дорогостоящих инструментов, а также многолетнего и кропотливого обучения технике. Из всех видов вырезки особняком стоит такой вид, как «татьянка», потому что он не требует длительного обучения. Техника работы очень проста. Всё, что понадобится для работы, можно найти у себя дома или купить в специализированных магазинах. Итак, перед началом работы мастер по художественной резьбе «татьянка» должен предварительно подготовить :

Для того чтобы лучше понять саму технологию работы с древесиной, рекомендуется посмотреть обучающее видео или посетить мастер-класс опытных резчиков. Также все подробности о технике резьбы «татьянка» можно узнать, посетив художественные выставки отечественных мастеров декоративно-прикладного искусства. Как правило, во время каждой выставки резьбы по дереву проходят творческие встречи с художниками-авторами работ, во время которых можно получить ответы на все интересующие вопросы.

Галерея: резьба по дереву в стиле «татьянка» (25 фото)




















Школа резьбы по дереву: как стать настоящим мастером резьбы «татьянка»

Для того чтобы понять и постичь все тонкости работы с таким интересным и благородным материалом, как древесина, необходимо время. Тем не менее освоить технику резьбы «татьянка» довольно просто, главное – терпение, внимательность, горячее желание и творческий подход к делу. Для новичков рекомендуется использование мягких пород дерева, потому что с ними проще работать. Цвет древесины может быть любой.

Готовую работу можно обработать специальным лаком (морилкой) или окрасить красками. Но всё-таки эффектнее будет смотреться та работа, в которой полностью сохранено всё богатство натурального цвета древесины.

Для того чтобы готовая работа сохранилась как можно дольше, все известные мастера резьбы предварительно обрабатывают деревянные заготовки водоотталкивающим и антигрибковым составом. Если пренебречь этими правилами, работа в дальнейшем может сильно пострадать из-за неправильных условий хранения. Также необходимо следить, чтобы предназначенный для работы материал изначально не имел повреждений. Например, не стоит брать для изготовления изделия древесину, покрытую плесенью или пострадавшую от жучков.

Как создать шедевры резьбы по дереву: практические рекомендации

Для того чтобы освоить технику резьбы по дереву и создавать в этой технике настоящие рукотворные шедевры, необходимо учитывать следующие практические рекомендации :

В технике резьбы по дереву можно изготовить оригинальные подарки для родных и близких. Главное – проявить фантазию и внимательно изучить естественную фактуру куска древесины перед тем, как начинать работу. Это поможет творчески подойти к работе и наиболее полно передать всю красоту дерева. Работа по дереву – отличный вид хобби, развивающий воображение, пространственное мышление и мелкую моторику рук, а также художественный вкус. Посещение выставок и мастер-классов поможет наиболее полно прикоснуться к прекрасному и глубже вникнуть в специфику работы с древесиной.

Дерево традиционно являлось материалом, который использовался для наружной и внутренней отделки жилых помещений. И сегодня ажурная резьба по дереву, фотографии рисунки и эскизы которой можно встретить в красочных искусствоведческих изданиях и в Интернете, поражают воображение своей красотой и изяществом.

Люди, которые любят изготавливать декор собственными руками, способны освоить мастерство художественной резки. Древесина позволяет создавать жанровые картины и декоративные композиции, которыми можно украсить собственный дом и дарить знакомым. Любимое мастерство в руках ценителя красоты природного материла может стать основной профессией. Спрос на деревянные резные изделия сегодня высок как никогда.

Инструменты для работы

Для того чтобы начать работу потребуется подобрать специальные инструменты и изучить особенности технологии. В этом деле есть свои нюансы, которые позволяют сильнее раскрыть красоты древесины в орнаменте.

Также нужно запастись подходящими заготовками и эскизами, которые будут повторяться на дереве в виде узоров, кружев, композиций или жанровых сценок.

Для своей работы резчик использует большой набор инструментов:

  1. ножи;
  2. лобзики;
  3. надфили;
  4. стамески;
  5. электродрель;
  6. сверла;
  7. бруски;
  8. долота;
  9. ложкорезы;
  10. фрезеровальную машину;
  11. бормашину.

Совет новичку:п ри выборе инструментов для работы необходимо ориентироваться на качество и прочность таких изделий. На первых этапах можно обойтись небольшим количеством приспособлений.

Для новичка предназначен специальный набор инструментов. Его хватит для освоения азов художественной обработки деревянный заготовок.

Еще потребуется сырье из определенных пород. От этого будет зависеть качество исполнения изделия. Есть твердые и мягкие сорта деревьев. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы, в каждом конкретном случае выбирается специфическая технология обработки.

К мягким породам относятся:

  1. липа;
  2. береза,
  3. осина
  4. сосна;
  5. можжевельник.

Мягкий материал легче поддается обработке, но его проще испортить одним неверным движением ножа или стамески. Другое дело – твердые породы древесины. К ним относятся:

  1. красное дерево;
  2. самшит.

Твердое сырье стоят дорого, но и изделия из него получаются красивые, долговечные и востребованные. С дорогими породами работают опытные мастера, которые знают как нужно обрабатывать твердую поверхность так, чтобы не сломать инструмент или не получить травму. Поэтому новичкам стоит начать с более дешевого и более податливого обработке материала.

Для выбора сырья необходимо учитывать не только твердость, но и цвет дерева. Для начинающих резчиков идеальным вариантом для творчества станет береза. Она может резаться в разных направлениях, хорошо поддается сверлению и прорезыванию. При выборе эскиза изделия необходимо учитывать, что со временем светлая древесина березы может потемнеть.

Для изделий с большим количеством прорезей подходят хвойные породы. Мягкий материал сосны, ели, кедра позволяет наносить крупные рисунки и создавать замысловатый орнамент. Новички могут начинать с хвойных пород, а также с липы, березы и осины.

Начинающий резчик должен осваивать азы мастерства с простых орнаментов. Для первой работы понадобиться небольшой набор инструментов. Сначала можно обойтись лобзиком, шилом и ножом.

Прежде чем приступить к резке, следует организовать свое рабочее место с хорошим освещением. Подобрав подходящую заготовку с ровной поверхностью и без сучков, необходимо перевести выбранный рисунок на поверхность заготовки. Для этого можно использовать кальку. Когда трафарет будет переведен, его покрывают сверху лаком, чтобы во время работы он не пропал и не испортился.

Новичку потребуются ножи, стамески, шило. Для сквозных прорезей лучше использовать лобзик или ручную фрезеровальную машину, это позволит сохранить время и силы.

Резчик должен освоить все техники, которые он потом будет использовать в своей работе над изделием. С помощью разнообразных способов декоративной обработки древесины можно создавать художественные шедевры.

Художественные темы и сферы использования

Резчик использует в работе различные эскизы, с которых он снимает изображение и переносит его на поверхность заготовки. Сегодня для этого не обязательно использовать изображение, выполненное от руки карандашом. Современные технические достижения позволяет применять фотографии и отсканированные цифровые изображения, которые можно взять в Интернете.

Эскиз орнамента

Образцы для художественной обработки древесины отличаются декоративным и тематическим разнообразием. В Интернете на сайтах, посвященных этому прикладному ремеслу, представлен большой выбор тем для резки. Деревянным узорочьем украшают фасадную часть деревянного дома. Такой декор отлично будет смотреться на дверях и на стенах. Художественная резка используется для производства и отделки мебели и посуды.

Большой популярностью у покупателей пользуется кухонная утварь и интерьерные деревянные изделия, украшенные замысловатым ажуром. В каждом конкретном случае мастер выбирает материал, создает эскиз будущего изделия и приступает к работе.

Рисунки бывают разнообразные по своей тематике. Используются геометрические растительные мотивы. Часто деревянную поверхность украшают жанровыми сценками, на которых изображены животные, люди и деревья. Дерево очень пластичный материал, и в руках опытного резчика оно превращается в настоящее художественное полотно.

Для каждого вида художественной резки применяется особенная технология обработки поверхности. Используя разные техники, мастер создает объемной полотно, на котором можно заметить самые мельчайшие детали изображения.

Разнообразие приемов

Для художественной обработки древесины используются различные технологии. В каждом конкретном случае выбор метода определяет само изделие, его назначение и сорт древесины, из которого его будут изготавливать. За время существования этого прикладного вида искусства выделилось несколько резки:

  1. плоскорельефная;
  2. рельефная;
  3. выемочная, или геометрическая;
  4. прорезная;
  5. контурная;
  6. объемная.

Узор может быть сквозным, плоским, рельефным, объемным, мелким и крупным. Выбор отделки напрямую зависит от размера и функционального назначения деревянного изделия. Для крупных вещей, таких как декоративная резная отделка для фасадов домов, используется крупный рисунок. Для интерьерных вещей и для мебели мастера наносят на изделие мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются.

Плосковыемчатый узор

Такое изображение отличается небольшим рельефом. Изображение имеет форму силуэта, и все детали располагаются в одной плоскости. Для выполнения может использоваться заоваленный контур, подушечный и подобранный фон узора.

Как подвиды этой технологии выделяют:

  1. контурную,
  2. скобчатую
  3. геометрическую (трехгранную).

Для выполнения контурной техники используются углубленные линии, идущие по основному фону.

Скобчатая технология использует для создания отделки специальные насечки в виде скоб. При использовании геометрической резьбе мастер наносит контур при помощи трехгранных пирамид и колышков. Многократно повторенный в разных вариантах вид резки позволяет создавать разнообразные рельефные декоры, которые немного заглублены в общий фон. Для такой техники характерны многочисленные композиции из геометрических фигур в виде ромбов, треугольников, сот, витейек и т.п.

Ажурная или сквозная техника

При создании ажурных изображений применяется полное удаление древесины из центра изделия. Такой рисунок не имеет фона. Технологию резьбы этого типа называют сквозной. Она может быть простой и ажурной. При ажурном исполнении декор делают разной высоты.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Курсовая работа

по методике обучения и воспитания

«Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков на кружке художественной резьбы по дереву»

Выполнил: студент 4 курса

41 группы ФТП

Патылицин А.В.

Руководитель: ст. преподаватель кафедры ПиППО М.В. Леонов

Новосибирск 2013

Введение..……………………………………………………………………….. 3

Раздел I. ………………………………………………………………………...... 5

Организация кружка и основные принципы его работы…………………....... 5

Ученик как объект и субъект процесса обучения.…………………………..... 9

Возрастные психологические особенности ученика как объекта обучения технологии.……………………………………………………………………... 10

Исторический обзор по теме: «Художественная резьба по дереву»………. 12

Виды резьбы по дереву………………………………………………………... 15

Раздел II ..……………………………………………………………………. 18

«Художественная обработка древесины» …...…………………………….. 18

Заключение.………………………………………………………………….. 27

Библиографический список……………………………..………………………………………….. 29

Введение

Особенностью данной работы является сочетание традиционной техники резьбы по дереву с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся.

Актуальность - курсовой работы – «Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков на кружке резьбы по дереву» -сберечь и сохранить в творчестве лучшие национальные традиции, не дать им кануть в безвестность – задача трудная, но выполнимая. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Объект исследования - технология резьбы по дереву. Заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Предмет исследования - технология декорирования изделия различными видами резьбы. Сохранение изученных технологических приемов, позволило уйти от прямого копирования и создать собственную композицию, соответствующую освоенной технологии.

Цель работы: научить изготовлению плоскостных изделий из древесины с использованием техник прорезной, геометрической, плоскорельефной резьбы.

Гипотеза: Резьба по дереву как одна из наиболее распространенных и доступных форм народного орнамента, является прекрасным украшением.

Задачи данной курсовой работы:

– ознакомление с историей художественной резьбы по дереву в России,

– посещение краеведческих музеев,

– изучение технологии изготовления соответствующего изделия,

– исследование опыта мастеров-резчиков по дереву,

– изучение литературы по данному вопросу,

– показать существующие виды резьбы по дереву и подробно осветить технологию геометрической резьбы, которой декорировано изделие.

Организация кружка и основные принципы его работы.

Кружок - важное звено в системе трудового обучения и воспитания школьников. Под этим понятием подразумеваются различные формы организации трудовой деятельности стабильных групп учащихся. Трудовые кружки обеспечивают решение вопросов воспитания трудолюбия, организованности, умение работать в трудовом коллективе, подчиняться его режиму, поддерживать длительное время деловые отношения с товарищами. Широкие возможности в выборе содержания и организации работы кружка позволяют педагогам решать многие вопросы углубленного изучения и освоения видов труда. При этом интерес и самостоятельность выбора кружка, добровольность работы в нем, способствует формированию сознательности в трудовой деятельности.

Ученик идет в кружок по разным мотивам: сделать какую либо вещь, овладеть определенными умениями, работать вместе с товарищами, показать свои способности и т.д. Во всех случаях его интерес поддерживается и развивается успехом в работе, мажорной обстановкой, целесообразным расходом времени и сил. Из этого следует специфика кружковой работы: здесь не используют наказания, порицания и другие методы стимулирования деятельности членов кружка, и, наоборот, доминируют поощрения деловая поддержка, помощь, совет. В кружковой работе нет таких конкретных критериев, как в учебной, зато очень большое значение играет оригинальность, самостоятельность работы, в известной мере ее одухотворенность поиском, пытливость, удовлетворение сделанным.

Распределение учеников по изучаемым видам декоративно-прикладного искусства должно быть добровольным, так как нередко подростки приходят заниматься не одни, а с друзьями. Распределять их равномерно по разным группам не рекомендуется, творческое общение друг с другом при изучении одного и того же вида художественной обработки материалов помогает им добиваться больших успехов, активнее идет процесс их трудового и эстетического воспитания.

Занятия различными видами декоративно прикладного искусства исключает однобокость в творческом развитии учащихся, помогает приобрести широкий круг разнообразных знаний и навыков. Совершенно не обязательно, чтобы из под рук кружковцев выходила ">

Эффективность воспитательного воздействия на учащихся средствами декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования работы детского творческого коллектива. План работы на полугодие и на месяц составляется на основе годовой программы. В этом плане должны быть предусмотрены все основные формы занятий, беседа с показом лучших образцов народного искусства, практическая работа по составлению эскизов, посещение музеев, мастерских художников-прикладников, фабрик прикладного искусства.

Намеченный план и программа обсуждаются со школьниками на первом занятии кружка, где выбираются также органы самоуправления - староста и актив кружка. В их функции входит помощь руководителю кружка в возникающих организационных вопросах. На старосту возлагается, в частности, обязанность в составлении графика дежурств и назначение дежурного на каждое занятие. График дежурств, способствует приобщению к активной работе по самообслуживанию.

Чаще всего "записавшиеся" в кружок хотят побыстрее начать работу в мастерских. Поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке) то и дело тянет к каким-то случайным картинкам, которые они стремятся перевести в дерево. Если на это не обратить внимание и пустить занятие по принципу "делайте, что хотите", при выполнении таких работ будут зря затрачиваться их усилия; у школьников будет развиваться дурной вкус.

Руководитель должен направлять процесс отбора композиций. Лучше, если дети будут видеть перед собой готовые работы. И не нужно стесняться предлагать ребятам повторить те или иные образы. Такая методика поможет им понять, что можно, а что нельзя создавать в том или ином виде декоративно-прикладного искусства. Вместе с профессиональными навыками они будут развивать художественный вкус.

Воспитание эстетического вкуса в кружках декоративно-прикладного искусства должно идти через понимание учащимися художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа.

Задача руководителя ориентировать учащихся на глубокое самостоятельное изучение образов народного декоративно-прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий.

В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы у школьников было не слепое копирование, а сознательное подражание.

Учащиеся приходят в кружок с настроением поработать. Поэтому, когда руководитель начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами работы, т.е проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго. Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к работе. От руководителя требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя знания должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретического занятия. На теоретические сведения выделяется в среднем 20% учебного времени. Теоретические сведения могут быть переданы школьникам в форме тематических бесед.

При проведении инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты сочетаний слова с демонстрацией наглядных пособий.

Очень много зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно, два занятия. При объяснении первого задания учитель акцентирует внимание школьников не только на конечном результате работы. Не менее важно ясно, четко осветить все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед школьниками в процессе исполнения первоначальных приемов художественной обработки материалов. Это способствует развитию самостоятельности школьников, когда им будет ясна последовательность этапов исполнения изделия от эскиза до завершающих отделочных операций, они будут меньше ждать подсказки от руководителя, проявляя самостоятельность в творческой деятельности.

Выбор обрабатываемого материала зависит от возраста кружковцев. В резьбе по дереву учебные задания начального периода лучше в липе или осине. Если не учесть физических свойств материала и предоставить детям возможность работать с неподходящим материалом, их энтузиазм может очень быстро погаснуть.

Первое задание в кружке может быть общим для всех учащихся. Рисунки для него руководитель должен подготовить сам.

Отличительная особенность индивидуально-творческой деятельности в кружке является то, что у каждого ученика свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий.

Для первых занятий у руководителя должны быть подготовлены инструменты. Через несколько занятий, когда учащиеся войдут во вкус работы, можно выделить день для самостоятельного изготовления необходимых инструментов.

С самого начала надо приучать кружковцев к самостоятельной работе. Получив от учителя рисунок первого задания, ученик должен самостоятельно перевести его на выбранный материал и приступить к работе. Профессиональные приемы ученик будет осваивать, познавая обрабатываемые материалы при выполнении каждого из заданий, т.е. обучение будет идти в творческом процессе. После работы по образцам начинается творческая работа учащихся.

У школьников разных возрастных групп прослеживаются определенные интересы в выборе тематики для декоративных работ. В основу творческих композиций ложатся сюжеты книг, фильмов. Нередко сюжеты для декоративных композиций подсказывает материал, из которого она будет создаваться. При просмотре материала происходит активное формирование у школьников зрительного образа, который они в последствии и воплощают в данном материале.

Одна из особенностей занятий в кружке по резьбе по дереву состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, надо чтобы они, ожидая завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы. Чтобы дети в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, давать оценку творческой деятельности детей, отмечать результативность и значимость их труда.

Эффективный результат дают промежуточные просмотры, выполняемых учащимися работ. На текущих промежуточных просмотрах учитель фиксирует достигнутое, ставит новые задачи. Общий промежуточный просмотр можно сделать и тогда, когда выполняется трудное задание и руководитель видит, что не может помочь учащимся в индивидуальном порядке, или когда у многих школьников повторяется одна и та же ошибка. При этом ученики, участвуя в обсуждении, будут приучаться к самоконтролю. Здесь же можно высказать знаки одобрения в тех случаях, когда есть первые удачи. Это поднимает эмоциональный настрой учащихся, будет стимулировать их дальнейшую работу, даст прилив новых сил.

В конце первого года занятий и по завершении двухгодичного цикла рекомендуется устраивать итоговую выставку. Членами жюри, отбирающими работы на выставку, являются, как правило, наиболее авторитетные учащиеся. Председатель жюри- руководитель кружка.

Умелая организация и проведение выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей. Возможно и материальное вознаграждение детей за успешную трудовую и творческую деятельность в процессе занятий резьбой по дереву, это не только поощрит ученика за его успехи, но и создаст эмоциональный подъем для продолжения занятий не только в школе, но и самостоятельно, в свободное время.

Ученик как объект и субъект процесса обучения.

В процессе обучения технологии непосредственно участвуют с одной стороны - учитель, с другой - ученик. Роли их в этом процессе представляются, по крайней мере, на первый взгляд, достаточно ясными: учитель организует, направляет и руководит процессом обучения технологии, а ученик должен учиться, выполнять все требования учителя.

Основная роль учителя технологии в современных условиях - это воспитание личности учащихся, формирование их потребностно–мотивационной сферы, воспитание их способностей, нравственных идеалов и убеждений. Обучение знаниям, умениям и навыкам по технологии является составной частью этого воспитания и тем процессом, в котором это воспитание осуществляется.

Возрастные психологические особенности ученика как объекта обучения технологии.

О том, что надо учитывать возрастные особенности учащихся, говорится всюду, но не всегда указывается, что это означает, какие особенности надо учитывать и как их надо учитывать. Между тем, надо иметь в виду, что возрастные особенности - это не нечто неизменное и вечное, что присуще ученикам определённого возраста. Сами эти особенности довольно резко меняются со временем. Рассмотрим некоторые психологические особенности современного ученика, имея в виду лишь те его особенности, которые важно учитывать в процессе обучения технологии.

Подростковый возраст - это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребёнка претерпевает кардинальные изменения. Развёртывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребёнке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых.

Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально–нравственных и социальных установок личности ученика, намечается общая направленность этой личности.

Подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые из книг, кинофильмов, телевидения.

Подросток становится менее зависимым от взрослых ещё и потому, что у него возникают такие потребности, которые он должен удовлетворить только сам (потребность в общении со сверстниками, в дружбе, в любви). Родители и вообще взрослые при всём их желании не могут решить проблемы, встающие перед подростками в связи с возникновением у них новых потребностей, между тем как удовлетворение всех основных потребностей младших школьников зависит в основном от родителей. Всё это зачастую болезненно сказывается на отношении учащихся к учению. Вот как характеризует это известный психолог Н.С. Лейтес: «Дети 12–13 лет в подавляющем большинстве своём относятся к учению в основном благодушно: не утруждают себя излишними раздумьями, выполняют только уроки в пределах заданного, часто находят поводы для развлечения… Ослабление связи с учителем, снижение его влияния особенно дают о себе знать в недостатках поведения учеников на уроках. Теперь учащихся не только иногда позволяют себе игнорировать получаемые замечания, но могут и активно им противостоять. В средних классах можно столкнуться с изобретательными шалостями и проявлением самого легкомысленного поведения».

Общая картина работы учащихся–подростков на уроках по сравнению с младшими классами ухудшается. Ранее примерные и аккуратные ученики позволяют себе не выполнять задания. У многих учащихся меняется подчерк, он становится неразборчивым и небрежным. Попытки учителя заинтересовать учеников занимательностью формы изложения или какими–либо другими способами зачастую не приносят ожидаемого результата.

В то же время эти же подростки весьма охотно участвуют в работе различных кружков, где, казалось бы, наиболее трудные подростки охотно выполняют все указания взрослого руководителя кружка, с интересом и усердием овладевают теоретическими знаниями, нужными для выполнения практических работ.

В эти годы особую значимость для учеников приобретает ценностно–ориентационная деятельность. Ученик пытается произвести глубокую самооценку своей личности, своих способностей. Растёт и развивается рефлексия, познавательный интерес к философским проблемам, юноша пытается выяснить смысл жизни; оценить наблюдаемые явления с этой точки зрения.

Особо следует отметить стремление учеников старшего школьного возраста к автономии, к эмоциональной и ценностной самостоятельности, к независимости, к самоуважению, между тем как для подростков характерна зависимость от группы своих сверстников. Подросток весьма податлив влиянию сверстников. Учителю всё это надо иметь в виду и учитывать в своей работе.

Мотивация процесса учения.

Выше мы установили, что ученик в процессе обучения технологии из объекта этого обучения постепенно становится его субъектом. Что это значит? В чём выражается различие между объектом и субъектом обучения? Ведь в том и в другом случае ученик как–то учится, приобретает знания, умения, навыки.

Действительно, и когда ученик является лишь объектом обучения технологии, и когда он становится субъектом этого процесса, он выполняет задания учителя, решает задачи, повторяет изученный материал и т.д., т.е. он учится. Все различия между учением ученика в роли объекта и его же учением в роли субъекта состоят в том, ради чего он это делает.

Человек, ученик есть деятельное существо. Он всегда что–то делает, участвует в какой–то деятельности. Но ученик участвует во многих различных деятельностях, совершает разные действия. Для того чтобы ученик эффективно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Встаёт вопрос: почему ученик совершает именно эти действия, а не другие, что побуждает совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует - побуждает и направляет - деятельность ученика.

Только разобравшись в этом, мы сможем понять, в чём различия между объектом и субъектом процесса обучения. Кроме того, в этом надо разобраться ещё и потому, а может быть главным образом потому, что учитель должен научиться управлять деятельностью учащихся в процессе обучения, а для этого он должен формировать у них нужную мотивацию.

Поэтому учитель должен вызвать у учащихся такое желание, а это значит, что он должен формировать у них соответствующую мотивацию.

Что такое мотивация, как она формируется у человека? Под мотивацией понимают обычно совокупность побуждений к деятельности.

Однако когда деятельность уже началась, то она имеет определённую цель. Цель - это то, чего сознательно хочет достигнуть человек в результате этой деятельности. Но между целью деятельности и её побуждениями не всегда существует полное соответствие. Когда оно имеется, то говорят, что эта деятельность имеет смысл; в противном случае, когда цель деятельности и вызвавшие эту деятельность побуждения не соответствуют друг другу, то говорят, что деятельность не имеет смысла, лишена для данного человека смысла.

Итак, ученик всегда является объектом деятельности в процессе обучения, а субъектом этой деятельности он становится тогда, когда сознательно принимает объективные цели деятельности за свои личные цели. Очевидно, что в последнем случае обучение является наиболее эффективном, только в этом случае учитель может легко и с удовольствием полностью осуществить цели и задачи обучения.

Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик становился субъектом деятельности в процессе обучения. А для этого нужно, чтобы все стороны учебно–воспитательного процесса, его содержание, организация и методы содействовали такому становлению, были прямо направлены на воспитание ученика - субъекта своей деятельности.

Исторический обзор по теме: «Художественная резьба по дереву».

Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю. Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы. И если на севере России художественно-конструктивное решение деревянного убранства отличалось лаконизмом и суровостью, то в Поволжье полёт фантазии художников не сдерживался ничем. Здесь смело, и раскованно использовали весь многовековой опыт народного художественного творчества, заимствования у оригинальной архитектуры. Русский Север и Поволжье - это заповедники резьбы по дереву, музей и мастерская, где любой может полюбоваться и научиться у мастера старинному почётному ремеслу - резьбе по дереву.

Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни. В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире.

Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего.

С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.

Резьба по дереву - одна из наиболее распространённых и доступных форм и видов народного орнамента.

Домовая резьба началась, вероятно, с заметки: зарубки топором или условного знака хозяина дома. Со временем эти знаки усложняются структурой своих рядов, фигур, мест, где они размещались на доме. Некоторые заметки-зарубки с самого начала были оберегами-символами надежды на благополучие и охрану домашнего очага от бед и невзгод.

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое утилитарное значение и в то же время играли декоративную роль, выполняя обереговую функцию. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Наличники - это и украшение дома, и его оберег.

Среди элементов народной культуры деревянные резные украшения отличаются огромным многообразием по технике исполнения, сюжетами и композиционным расположением на доме. Русская архитектурная резьба условно делится на: скульптурную; плоскую; рельефную резьбу Поволжья; пропильную.

Скульптурная резьба свойственна северным губерниям: Архангельской, Вологодской, Псковской, Пермской. Концы выступающих брёвен и слег обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур. Скульптурная резьба декорировала двускатные кровли русских изб с охлупнем, которому придавали форму конской головы, оленьей с ветвистыми рогами, гуся, лебедя. Двускатные кровли часто имели такую протяжённость, что одного охлупня было недостаточно. На крыши укрепляли два бревна корневищами в противоположные стороны, и каждое получало скульптурную обработку. Один конь глядел на улицу, другой - в лес! Скульптура завершала композицию фасада избы идеально. Коньки плыли над землёй в далёком небе на фоне изменчивых облаков. Древность происхождения мотива парного конька и вообще коня, как оберега, подтверждается археологическими находками. Со временем представления о символическом значении коня слабели и превращались в элемент декора. Конь - охлупень как важный конструктивный и художественный элемент кровли сохраняется и в наши дни. Дань традиции и хорошему вкусу. Водоспуски дома украшались скульптурными изображениями звериных рогов, змееобразных голов и т.д. В Ярославской, Костромской и Нижегородской губерниях не менее распространены изображения птицы - гуся, лебедя, утки. Они символизировали доброе начало. Особенно часты их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от дурного глаза всех живущих в доме.

Плоская резьба - группа самых распространённых видов резьбы по дереву в 19 веке. У неё много названий и разновидностей: городчатая, долблёная, выемчатая, трёхгранно- выемчатая. В плоской резьбе ритмический геометрический узор часто сочетается со сквозной прорезью, создавая настоящее деревянное кружево! Часто в рисунке повторяется изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца. Этот мотив мы можем наблюдать в украшении балконов, галерей, крылец, наличников. Сюжеты плоской резьбы 18-19 в.в. учёные связывают с древнейшими языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, были сильнейшими оберегами.

Рельефная резьба Поволжья в 19 веке особенно широко применялась в декоре жилищ Верхнего и Среднего Поволжья. Корабельная (барочная), глухая, долотная - это ещё распространённые названия рельефной резьбы Поволжья. Как выразительно точны эти названия! Этот вид резьбы отличается высоким рельефом, узоры преимущественно растительного орнамента. Мужское население Поволжья издавна занималось строительством речных судов - ладей, стругов. Корма богато украшалась резьбой по дереву. Постепенно многие резчики, украшавшие суда, стали применять свои навыки при постройке домов односельчан, получали заказы от горожан. Поэтому не удивительно, что многие мотивы корабельной резьбы постепенно переходили на фасады домов.

Корабельная резьба распространилась во всём Волго-окском междуречье. Коломенский деревянный дворец царя Алексея Михайловича, который строился в 1667-1668 гг., называли "восьмым чудом света". При его украшении резчики по дереву превзошли самих себя. Они украсили кровли, подзоры, крыльца, галереи, переходы, наличники окон тончайшей корабельной резьбой. Жаль, что дворец теперь живёт только в рисунках и наших воспоминаниях о прошлом. На всех этапах развития корабельной резьбы в Поволжье фризовые (лобовые) доски оставались самой важной деталью убранства дома, хотя талант резчика в полной мере раскрывался при исполнении всего комплекса декора жилища. Украшая резьбой наличники, ставни, подзоры народные умельцы использовали различные мотивы родной природы, но и не пренебрегали образами мифических, сказочных существ: русалками, птицами-сиренами с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львами с ветвью в лапах. Сирены - полуженщины-полурыбы - мифические существа в резьбе встречаются не только у русских, но и у мордвы. В чувашских сёлах можно встретить даже изображения человеческих фигур. И всё это острым топором и долотом!

К началу 20 века широкое распространение получил самый простой по изготовлению, не требующий современных инструментов, вид резьбы по дереву - сквозная (пропильная) резьба, которая выполняется с помощью пил различной конфигурации по нанесённому по доске рисунку. При определённой сноровке за неделю можно было выполнить декор дома. При сквозной резьбе рисунок (орнамент) стал главным определяющим элементом всей работы, как у мастериц известных на весь мир вологодских кружев.

Виды резьбы по дереву.

Много веков существует резьба по дереву, появляются новые направления, виды и подвиды резьбы, но единой классификации видов резьбы нет. Мы обобщили классические и новые виды резьбы.

Особое место в классификации видов резьбы занимает домовая резьба. В ней практически концентрируются все виды и подвиды резьбы.

Домовая резьба

Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времён. С развитием Русского государства развивается и искусство резьбы по дереву. Резьбой украшали дворцы, храмы церквей, иконы, дома, деревянные постройки, предметы интерьера, мебель, предметы быта, музыкальные инструменты, игрушки, сувениры, обереги.

Правление Петра 1 оказалось благоприятным для развития резьбы по дереву в России. При Петре 1 кораблестроение получило наибольшее развитие, благо древесина в те далекие времена являлась основным материалом для создания русского флота. Носовые части кораблей украшали фигурами - изображениями зверей и птиц - дракона, слона, головы льва или коня. Эти изображения символизировали мощь, силу и храбрость мореплавателей.

Искусно вырезанная носовая фигура - это не только достойное украшение корабля, но и, как считалось, символ удачи мореплавателей. Такая резьба получила название корабельной или барочной.

«Сойдя на берег» резьба по дереву нашла широкое применение в деревянном зодчестве, изготовлении деревянной утвари, в отделке жилища и различных украшений.

Наибольшее развитие домовая (корабельная) резьба получила в конце 19 - начале 20 века.

При этом резьба не была однотипной, она выполнялась в различной технике - что делало декор украшаемых изделий образней, богаче и живописней.

Пропильная резьба

Во второй половине 20 века в деревянных постройках на селе и в городе большое распространение получила пропильная резьба, выполненная при помощи тонкой пилке для лобзика.

Из всего разнообразия видов резьбы - она самая распространённая и доступная.

Пропильная резьба имеет несколько подвидов: сквозная, накладная, ажурная. Во всех подвидах выпиливают или удаляют фон.

Плосковыемочная резьба и её подвиды

Самой распространённой, доступной, не требующей специальных помещений и больших материальных затрат является плосковыемочная резьба и её подвиды.

Контурная резьба

Само название говорит о том, что в этой технике резьбы выполняется контур, контурный рисунок. Контурная резьба служит для выполнения не строгих геометрических фигур, а свободных узоров, которые как бы рисуются на заготовке режущим инструментом. При этом могут применяться различные линии: прямые, кривые – произвольной кривизны, волнистые, спиралевидные и т.д. (рис.6).

Геометрическая резьба.

Геометрическая резьба – основной подвид плосковыемочной резьбы, в основе которой лежат две составляющие – плоскость и выемка, сделанная на ней. Геометрической она называется потому, что в основе её лежат всевозможные геометрические элементы – треугольники, многоугольники, окружности, ромбы, квадраты, овалы. Комбинируя простейшие геометрические фигуры, можно получить удивительный узор, где каждый элемент, каждый штрих точно нарисован.

Из геометрических фигур формируются сложные элементы резьбы: лесенки, витейки, бусины, змейки, сияния, сколыши, разнообразные сочетания которых друг с другом создают мотивы геометрической резьбы,а комбинация мотивов образует геометрический орнамент.

Скобчатая резьба.

В основе скобчатой резьбы лежит скобчатая выемка или скобчатая порезка, по форме напоминающая ноготок. Поэтому скобчатую резьбу часто называют ноготковой. Скобчатая резьба является разновидностью плосковыемочной резьбы и в сочетании с другими видами резьбы применяется при украшении шкатулок, разделочных досок, декоративных панно, хозяйственных лопаточек.

Морщинистая резьба.

Морщинистая резьба применяется для отделки и украшения элементов плосковыемочной резьбы. Особенностью этой резьбы является украшение поверхности изделия выполненного мотива морщинками-лучами. Каждый лучик представляет собой остроугольный желобок, получивший начало от центровой точки. От центра желобок плавно переходит в расширенную морщинку, достигающую наибольшей ширины и глубины внешнего конца луча.

Есть путь в бессмертие для деревянной резьбы: сохранить мастерство, опыт, приёмы резьбы. Научить молодых резать по дереву. В сёлах и городах. Ведь строят же из дерева, из брёвен дома. Это в традициях русских - строить из дерева, резать кружева по дереву, украшать свои дома резными наличниками, крылечками. Народное творчество - это истинная ценность. Резьба по дереву - его неотъемлемая часть. Русские не должны забыть, как резать по дереву. Создавать красоту своими руками - в крови нашего народа-умельца.

Учебная программа дополнительного образования

«Художественная обработка древесины»

Пояснительная записка

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное творчество органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

Резьба по дереву - это изображение, рисунок или узор, выполнение на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.

Резные работы по дереву - национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества - резьбу по дереву.

На изучение резьбы по дереву в школьных программах на уроках технологии включен лишь ознакомительный раздел. Программа «Художественная обработка древесины» ориентирована не только на расширение уровня грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.

Особенностью данной программы является сочетание традиционной техники резьбы по дереву с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся.

Дополнительная образовательная программа "Художественная обработка древесины”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами резьбы по дереву. Обучение данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель программы: научить изготовлению плоскостных изделий из древесины с использованием техник прорезной, геометрической, плоскорельефной резьбы.

I. Познавательные.

Образовательные:

Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности; Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта; Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины; Изучить технологию работы лобзиком; Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

плетение», «петельное плетение».

Воспитательные:

Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края; Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества; Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие; Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе. Умение экономично относиться к используемым материалам.

Развивающие:

Развивать художественно – творческие способности учащихся; Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром; Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

II. Методические:

Использование на занятиях ИКТ применение презентаций на занятиях: История развития резьбы по дереву; Виды резьбы по дереву; Техника безопасности при резьбе по дереву. Инструменты (резец по дереву) и принадлежности (заготовки).

III. Организационные:

Приобретение необходимых инструментов и материалов для занятий с помощью родителей.

Результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности; Основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок); Физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов; Способы разметки по шаблону и чертежу; Принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов; Иметь понятие о конструировании и моделировании; Способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование; Основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности; Основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

Учащиеся научатся:

Рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности; Уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки; Определять породу и пороки древесины по её внешнему виду; Производить разметку заготовки по шаблону и чертежу; Выполнять простейшие столярные операции; Производить отделку столярных изделий с учётом дизайна; Самостоятельно разрабатывать композиции для выпиливания, вырезания резьбы и выполнять их; Экономно расходовать материалы; Изготовлять:

Кухонные доски, подставки,

Объёмные корзинки, полочки,

Фоторамки,

Стенды.

Учащиеся получат возможность научиться:

Навыки работы с древесиной. Умение самостоятельно различать породу древесины. Умение самостоятельно разбираться и составлять чертежи изделий.

Система оценивания

По результатам обучения учащиеся получают зачет. Условия получения зачета.

Требование к зачету:

Изготовление образца (кухонная доска). Контроль теоретических знаний в виде ответов на вопросы в письменной форме. Содержательная часть.

Учебно-тематический план

Тема 1. Основные сведения о древесине и её свойствах

Знакомство с природной текстурой древесины (срез в трёх направлениях). Значение расположения и характера расположения волокон древесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твёрдости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.

Тема 2. Инструменты для резьбы по дереву. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.

Подготовка рабочего места резчика в зависимости от характера выполняемых работ. Про инструменты подробнее Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, Правила безопасного пользования инструментами. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Тема 3. Художественные и технические приёмы геометрической резьбы по дереву.

Виды художественных изделий из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация образцов народного искусства. Приемы резьбы.

Практическая работа: Начальные приёмы геометрической резьбы. Приёмы резьбы параллельных линий вдоль волокон. Приёмы резьбы «сетки». Приёмы резьбы «шашек».

Тема 4. Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы

Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра) в резьбе наличников окон, в украшении бытовой утвари.

Про композицию в геометрической резьбе

Практическая работа: Создание эскизов геометрических узоров для оформления кухонной доски. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи копировальной бумаги, карандаша.

Тема 5. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева.

Создание геометрического орнамента для выполнения композиции.

Практическая работа: Выполнение творческой работы в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на кухонной доске.

Контрольная работа:2 формы теория и практика

Методическая часть.

Курс рассчитан для учащихся 5-11 классов, срок изучения -36 часов, по 1 часу в неделю.

Формы организации учебных занятий:

Фронтальная: используется при объяснении теоретического материала.

Индивидуальная. Используется учениками при выполнении практических заданий.

Методы и приёмы обучения:

Словесный. Используется при объяснении учащимся нового материала.

Наглядный. Используется педагогом при показе и объяснении на примере готовых изделий и схем.

Практический. Используется при выполнении изделий и закреплении полученных знаний.

Формы проведения учебных занятий:

Практическая работа. Используется детьми при выполнении изделий из древесины. Предназначена для углублённого изучения курса.

Лекция. Используется для направления на первичное овладение знаний о техниках резьбы по дереву.

Беседа. Используется для выявления уровня знаний по курсу «Художественная обработка древесины».

Инструктаж. Используется при объяснении техники безопасности.

Материально-техническое обеспечение дисциплины: Учебный кабинет с партами (20шт), проектор (1шт), экран для проектора (1шт). Раздаточный материал с графическим пояснением теоретических сведений: чертежи, схемы (кухонной доски). - Презентации