Чем является народное искусство. Произведение народного декоративного искусства: виды. Основные черты декоративно-прикладного искусства

Кантабрии, впервые была открыта наскальная живопись эпохи палеолита (каменного века). Произошло это совершенно случайно. Археолог, работающий в пещере, осветил ее своды и увидел нанесенные красно-коричневой краской изображения животных: коз, оленей, кабанов, ланей. Изображения были столь совершенны, что ученые долго сомневались в их подлинности и древности. Чуть позже были открыты пещеры с изображениями во Франции. А в 1897 году французский археолог Э.Ривьер доказал подлинность найденных в пещере Ла Мут петроглифов. В настоящее время только во Франции известно около ста пещер с рисунками времен палеолита. Крупнейший, и наиболее хорошо сохранившийся ансамбль древней живописи находится в пещере Ласко, которую называют «доисторической Сикстинской капеллой». Находящаяся на стенах пещеры живопись относится к числу самых совершенных созданий эпохи палеолита и приблизительно 17 веком до н.э. Истоки искусства уходят в глубокую древность. Многочисленные произведения первобытного изобразительного творчества – наскальная живопись, статуэтки из камня и кости, орнаменты на каменных плитах и кусках оленьих рогов – появились намного раньше сознательного представления о творчестве. Зарождение искусства к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы духовной и материальной жизни человека. Существует несколько теорий о причинах появления искусства. Сторонники биологической теории считают, что человеку свойственен художественный . Поэтому появление искусства закономерно и естественно. Возникновение искусства также связывают с ритуалами, обрядами и магическими представлениями древних людей. Появление изображений стимулировали ритуалы охотничьей магии, в основе которой лежала вера в получение власти над животным через овладение его образом. Рисуя силуэт животного, добыча которого была жизненно необходимой, первобытный человек познавал его. Он не отделял себя от природы, а отождествлял с ней и приписывал себе возможности магического воздействия на явления и силы окружающего мира. Овладевая изображением зверей, человеку казалось, что он обеспечивал себе победу над ними. В этом фантастическом мышлении воплощалось стремление человека овладеть миром, и содержались элементы эстетического восприятия, из которого и развилось искусство. Первыми магическими изображениями считают отпечатки рук на стенах пещер, которые со временем стали символом обладания властью. Скорее всего, магическим целям служили и изображения животных. Вылепленные из глины, нанесенные на пещер, выгравированные на кости и камне бизоны, дикие лошади, мамонты и северные олени были, по свидетельствам археологов, основными объектами охоты. Есть все основания предполагать, что в палеолитическую эпоху, когда создавались памятники пещерного искусства, не существовало художников в современном понимании. Искусство было результатом не индивидуального, а коллективного действа. С этим связана важнейшая черта первобытного искусства – слитность со всеми сферами и явлениями жизни древнего человека. В искусстве палеолита отразились стихийное чувство жизни и простота. Но его отличает и узость содержания. Человек еще не познал себя, поэтому в первобытных «венерах» (простейших женских фигурках) не изображались черты лица, а все внимание сосредотачивалось на анатомических особенностях тела. Верно воспринимая отдельные предметы, первобытный человек не мог пока еще охватить полную картину мира.

Осмысление реальности, выражение мыслей и чувств в символической форме - все это описания, которыми можно охарактеризовать искусство. Происхождение искусства кроется за веками тайны. Если некоторые виды деятельности можно проследить по археологическим находкам, то остальные просто не оставляют следа.

Теории происхождения

Уже много тысяч лет людей завораживает искусство. Происхождение искусства преподается в различных учебных заведениях. Исследователи разрабатывают гипотезы и стараются их подтвердить.

На сегодняшний день существуют разнообразные теории происхождения искусства. Наиболее популярны пять вариантов, о которых мы поговорим далее.

Итак, первой будет озвучена религиозная теория. Согласно ей, красота - это одно из имен и проявлений Господа на земле, в нашем мире. Искусство является материальным выражением этой идеи. Следовательно, все плоды человеческого творчества обязаны своим появлением Творцу.

Следующая гипотеза говорит о чувственной природе феномена. Происхождение в частности, сводится к игре. Именно данный вид деятельности и отдыха появился раньше труда. Мы можем его наблюдать у представителей животного царства. Среди сторонников версии можно назвать Спенсера, Шиллера, Фриче и Бюхера.

Третья теория видит в искусстве проявление эротизма. В частности, Фрейд, Ланге и Нардау считают, что этот феномен появился как следствие потребности полов привлекать друг друга. Примером из животного мира могут быть брачные игры.

Древнегреческие мыслители считали, что искусство своим появлением обязано человеческой способности подражать. Аристотель и Демокрит говорят, что, подражая природе и развиваясь в рамках общества, люди постепенно смогли символически передавать ощущения.

Наиболее молодой является марксистская теория. Она говорит об искусстве как следствии производственной деятельности человека.

Театр

Театр как вид искусства зародился достаточно давно. Исследователи считают, что подобное представление возникло из шаманских ритуалов. В древнем мире люди сильно зависели от природы, поклонялись различным явлениям, просили духов помочь с охотой.

Для этого употреблялись разнообразные маски и костюмы, прорабатывались сюжеты, отдельно для каждого случая.

Однако те ритуалы невозможно назвать театральным представлением. Это были именно обряды. Для того чтобы определенную игру отнести к разряду зрелищного искусства, должен быть, кроме актера, еще и зритель.

Поэтому фактически рождение театра начинается в эпоху античности. До этого были неразрывно связаны разные действия - танец, музыка, пение и т. д. Впоследствии происходит разделение, постепенно формируются три основных направления: балетное, драматическое и оперное.

Поклонники игровой теории происхождения искусства утверждают, что оно появилось как забава, увеселение. В основном данное утверждение базируется на античных мистериях, где люди переодевались в костюмы сатиров, вакханок. В эту эпоху несколько раз в год устраивались маскарады, многолюдные и веселые праздники.

Впоследствии они начинают оформляться в отдельное направление - театр. Появляются работы драматургов, например, Эврипида, Эсхила, Софокла. Выделяются два жанра - трагедия и комедия.

После искусство театра было забыто. Фактически в Западной Европе оно рождалось заново - опять из народных праздников и гуляний.

Живопись

История уходит корнями в глубокую древность. До сих пор находят новые рисунки на стенах пещер в разных частях света. Например, в в Испании, Ниах-Кейвс в Малайзии и других.

Обычно для них смешивали красители с вяжущими веществами, например, уголь или охру со смолой. Сюжеты не отличались многообразием. В основном это были изображения зверей, сцены охоты, отпечатки ладоней. Данное искусство относится к палеолиту и мезолиту.

Позже появляются петроглифы. Фактически это та же наскальная живопись, но с более динамичным сюжетом. Здесь уже появляются увеличивается количество сцен охоты.

Однако некоторые исследователи происхождение изобразительного искусства относят к эпохе Древнего Египта. Именно в этом появляются строгие каноны разных жанров. В частности, изобразительное искусство здесь вылилось в скульптуру и монументальную живопись.

Если изучить древние рисунки, мы увидим, что это направление творческой мысли появилось из попыток человека скопировать, зафиксировать окружающую действительность.

Позже живопись представлена памятниками крито-микенского периода и древнегреческой вазописью. Развитие этого искусства начинает ускоряться. Фрески, иконы, первые портреты. Все это возникает в период первых веков до нашей эры.

Если фрески были особенно популярны в античности, то в Средние века большинство художников работали над созданием ликов святых. Только в период Ренессанса постепенно начинают выделяться современные жанры.

Так дало толчок для развития всей западноевропейской живописи. Караваджизм, например, значительно повлиял на фламандских художников. Позже развивается барокко, классицизм, сентиментализм и прочие жанры.

Музыка

Музыка не менее древнее искусство. Происхождение искусства относят к первым ритуалам наших предков, когда развивался танец, зарождался театр. В это же время появилась и музыка.

Исследователи уверены, что еще пятьдесят тысяч лет назад в Африке люди передавали свои эмоции с помощью музыки. Подтверждением этому служат флейты, которые находят археологи рядом со скульптурами в этом районе. Возраст статуэток - около сорока тысяч лет.

Гипотезы происхождения искусства, кроме прочих, не отметают и божественного влияния на первых творческих людей. Сложно представить, что скучающий пастух или охотник создает продуманную систему дырочек на трубке, чтобы сыграть веселую мелодию.

Тем не менее уже первые кроманьонцы использовали в ритуалах ударные и духовые инструменты.

Позже наступает эпоха древней музыки. Первая записанная мелодия датируется двухтысячным годом до нашей эры. Глиняная табличка с клинописным текстом была найдена при раскопках в Ниппуре. После расшифровки стало известно, что музыка записана терциями.

Этот вид искусства широко известен в Индии, Персии, Месопотамии, Египте. В этот период применяются духовые, ударные и щипковые инструменты.

На смену приходит старинная музыка. Это искусство, относящееся к эпохе от падения Римской империи до середины восемнадцатого века. В этот период особенно мощно развивалось церковное направление. Светский вариант представлен творчеством трубадуров, скоморохов и менестрелей.

Литература

История искусства и культуры более понятной и аргументированной становится, когда речь заходит о письменных источниках. Именно литература позволяет наиболее полно передать информацию. Если остальные виды искусства ориентированы в основном на чувственно-эмоциональную сферу, то последняя оперирует еще и категориями разума.

Наиболее древние тексты обнаружены в таких странах, как Индия, Китай, Персия, Египет и Месопотамия. В основном они были высечены на стенах храмов, камнях, вырезаны на глиняных табличках.

Среди жанров данного периода стоит упомянуть гимны, погребальные тексты, письма, автобиографии. Позже появляются повествования, поучения, пророчества.

Однако более обширной и развитой стала античная литература. Мыслители и драматурги, поэты и прозаики Древней Греции и Рима оставили потомкам неисчерпаемый клад мудрости. Здесь были заложены основы современной западноевропейской и мировой литературы. Фактически разделение на лирику, эпос и драму предложил Аристотель.

Танец

Один из самых трудно документируемых видов искусства. В том, что танец зародился очень давно, не сомневается ни один человек, однако определить даже примерные рамки вряд ли удастся.

Самые ранние изображения найдены в пещерах Индии. Там нарисованы человеческие силуэты в танцующих позах. Судя по теориям, происхождение искусства, кратко говоря, это потребность в выражении эмоций и привлечении противоположного пола. Именно танец наиболее полно подтверждает эту гипотезу.

До сих пор дервиши используют пляски для вхождения в транс. Мы знаем имя самой известной танцовщицы в Древнем Египте. Это была Саломея, родом из Идома (древнее государство на севере Синайского полуострова).

Цивилизации Дальнего Востока до сих пор не разделяют танец и театр. Оба этих вида искусства всегда шли в паре. Пантомима, японские выступления актеров, индийские танцовщицы, китайские карнавалы и шествия. Все это мероприятия, которые позволяют выразить эмоции и сохранить традицию, не используя слов.

Скульптура

Оказывается, что история изобразительного искусства неразрывно связана с остальными проявлениями творчества. Например, скульптура стала остановленным мгновением танца. Подтверждением служат многие статуи древнегреческих и римских мастеров.

Исследователями проблема происхождения искусства раскрывается неоднозначно. Ваяние, например, с одной стороны, возникло как попытка персонифицировать древних богов. С другой - мастера смогли остановить мгновения обычной жизни.

Именно скульптура позволила художникам передать чувства, эмоции, внутреннее напряжение или, наоборот, умиротворение в пластике. Застывшие проявления духовного мира человека фактически стали древней фотографией, которая сохранила в течение многих тысячелетий идеи и облик людей того времени.

Как и многие другие виды искусств, скульптура происходит из Древнего Египта. Наверное, самым знаменитым памятником является Сфинкс. Вначале мастера создавали украшения исключительно для царских дворцов и храмов. Значительно позже, в античности, статуи выходят на народный уровень. Под этими словами подразумевается, что с той эпохи украсить свой дом скульптурой мог любой человек, у которого хватит денег для заказа.

Таким образом, этот вид искусства перестает быть прерогативой царей и храмов.

Как и многие другие проявления творчества, скульптура в Средние века была в упадке. Возрождение начинается только с приходом Ренессанса.

Сегодня этот вид искусства переходит на новую орбиту. В комплексе с компьютерной графикой 3D-принтеры позволяют упростить процесс создания объемных изображений.

Архитектура

Искусство архитектуры, наверное, наиболее практичный вид деятельности из всех возможных способов проявления творческой мысли. Ведь именно зодчество объединяет в себе организацию пространства для комфортной жизни человека, выражение идей и мыслей, а также сохранение определенных элементов традиции.

Отдельные элементы этого вида искусства возникли, когда произошло разделение общества на слои и касты. Желание правителей и жрецов украсить собственные жилища, чтобы они выделялись на фоне остальных построек, впоследствии привело к появлению профессии архитектора.

Рукотворная реальность, упорядоченность окружающей среды, стены - все это создает ощущение защищенности. А декор позволяет художнику передать настроение и атмосферу, которые он вкладывает в постройку.

Цирк

Понятие «люди искусства» редко ассоциируется с цирком. Этот вид зрелищ часто воспринимается как развлечение. его основным местом были ярмарки и прочие празднества.

Само слово «цирк» происходит от латинского термина «круглый». Открытое здание такой формы служило местом для увеселения римлян. Фактически это был ипподром. Позже, после распада империи, в Западной Европе попытались продолжить традицию, но популярности подобная деятельность не получила. В Средние века место цирка заняли менестрели в народе и мистерии у знати.

В то время люди искусства больше сосредотачивались на том, чтобы понравиться правителям. Цирк же воспринимался как ярмарочное увеселение, то есть был низкосортным.

Только в эпоху Возрождения появляются первые попытки создать прообраз современного цирка. Необычные умения, люди с врожденными дефектами, дрессировщики животных, жонглеры и клоуны в то время веселили публику.

Не слишком ситуация поменялась и сегодня. Этот вид искусства требует недюжинной выносливости, умения импровизировать и способности к «бродячей» жизни.

Кинематограф

Ученые говорят, что человек осмысливает действительность через науку и искусство. Происхождение искусства, судя по теориям, связано с потребностью самовыражения и взаимодействия в обществе.

Постепенно развивались традиционные виды творческой деятельности, изобразительные и зрелищные искусства. Однако с развитием прогресса наступил этап совершенно беспрецедентных способов передачи мыслей, эмоций, информации.

Появляются новые виды искусства. Одним из них стал кинематограф.

Впервые людям удалось спроектировать картинку на поверхность с помощью «волшебного фонаря». Он базировался на принципе «камеры-обскуры», над которой работал еще Леонардо да Винчи. Позже появляются фотоаппараты. Только в конце девятнадцатого века удалось изобрести прибор, который позволял проецировать движущиеся изображения.

В начале двадцатого века говорили, что театр как вид искусства себя изжил. А с появлением телевидения это воспринималось как неоспоримый факт. Однако мы видим, что у каждого вида творчества есть свои почитатели, просто происходит перераспределение зрительской аудитории.

Таким образом, мы с вами разобрались в теориях происхождения искусства, а также поговорили о различных видах творчества.

Народное декоративное искусство у нас в стране является органической частью народной культуры. Поэтические образы, эмоции, присущие ему, дороги и понятны всем людям. Оно прививает чувство прекрасного, помогает сформировать гармонично развитую личность. Будучи основанным на давних художественных традициях, декоративное искусство положительно сказывается на воспитании человека будущего. Произведения, которые созданы мастерами из народа, являются отражением любви к родной земле, способности видеть и понимать красоту окружающего мира.

Основные разновидности декоративного искусства

Долгие века домашнее производство в крестьянских семьях, а начиная с XVIII-XIX веков и кустарные промыслы, снабжали города и деревни разнообразной утварью из глины, дерева и металла, набивными тканями, керамическими и деревянными игрушками, коврами и др. Наибольшую популярность приобрели знаменитая своей яркостью и жизнерадостностью по дереву, дымковские фигурки и свистульки из глины, лукутинские расписные лаковые шкатулки. Каждый из этих предметов - произведение народного декоративного искусства. Деревянное золото - хохломская роспись - вызывает огромный интерес в России и за рубежом.

Самобытные промыслы имелись на Дальнем Востоке, Русском Севере, в Сибири, на Кавказе. Известность приобрели обработка металла в дагестанском Кубачи, керамическая роспись в Балхаре, насечка по дереву серебром Унцукуль. Народное декоративное искусство, виды которого очень многообразны, представлено в разных уголках нашей огромной страны.

Вологодское кружево - народное декоративное искусство

Вологодские кружева приобрели популярность в европейских столицах в конце XVIII века. И в наше время многие иностранцы ошибочно считают, что кружева на территории России плетут только в Вологде. На самом деле Елец, Кириши, Вятка тоже имеют основание гордиться своими изделиями. Почти все они обладают своими неповторимыми особенностями. Так, очень интересны михайловские цветные кружева. У нас в стране они приобрели не меньшую популярность, чем вологодские. Тем не менее, как и сотни лет назад, именно в Вологду едут за белоснежным чудом.

Ажурная резьба

Ажурная резьба украшает предметы из кости небольшого размера: коробочки, шкатулки, кулоны, броши. Произведение народного декоративного искусства - костяное кружево - так поэтично называют ажурную резьбу.

Наибольшее распространение получили три разновидности орнамента в деле резки по кости:

  • Геометрический - сплетение прямых и кривых линий.
  • Растительный.
  • Рокайльный - стилизация формы морской раковины.

Техника ажурной резьбы используется для создания композиций на основе орнамента и сюжетных. Сырьем служит обыкновенная коровья кость.

Тонкая работа над ажурной резьбой требует специальных инструментов: надфилей, штихелей, клепиков, лобзиков.

Бисероплетение

Бисероплетение может гордиться многовековой историей, как и сам бисер. Жители Древнего Египта первыми овладели сложным мастерством плетения ожерелий на основе мелких цветных шариков из стекла, а также украшали ими одежду. Однако по-настоящему расцвело бисерное производство в Х веке. В течение долгих лет жители Венеции бережно хранили секреты мастерства. Роскошным бисером украшали кошельки и сумочки, обувь, одежду и другие изящные вещи.

Когда появился бисер в Америке, он пришел на смену традиционным материалам, используемым коренными жителями. Здесь им отделывали колыбели, корзины, серёжки, табакерки.

Народы Крайнего Севера украшали бисерной вышивкой унты, шубы, оленью упряжь, головные уборы.

Батик

Батик - роспись ткани своими руками с применением фиксирующих составов. Техника базируется на наблюдении, что резиновый клей, парафин при нанесении на ткань не пропускают сквозь себя краску.

Имеется несколько разновидностей батика — узелковый, горячий, шибори, холодный.

Название "батик" индонезийское, что означает "рисовать", "штриховать", "покрывать каплями".

Эта роспись издревле использовалась народами Индии и Индонезии. В Европу батик пришел в ХХ веке.

Роспись

Роспись является одним из наиболее древних видов декоративного искусства. Она столетиями являлась органичной частью самобытной культуры и жизни народа. В этот вид декоративного искусства распространен широко.

Вот некоторые разновидности росписи:

  • Жостовская роспись - известный русский промысел, появившийся в XIX веке в деревне Жостово, недалеко от Москвы. Принадлежит к самым популярным промыслам, где создается русская народная живопись. Знаменитые жостовские подносы расписываются от руки. Чаще всего изображаются букеты цветов на черном фоне.
  • Городецкая роспись - промысел, появившийся в середине XIX века в городе Городце. Роспись отличается яркостью и лаконичностью. Темы ее - фигурки коней, жанровые сцены, цветочные узоры. Украшала двери, ставни, мебель, прялки.
  • Хохломская роспись — один из самых старых народных промыслов. Возникла в XVII веке в Хохломе, недалеко от Нижнего Новгорода. Хохломская роспись - декоративная роспись деревянных предметов, выполненная на золотистом фоне чёрным, красным, реже зелёным цветом. После нанесения рисунка осуществляется покрытие изделия особым составом и трехкратная обработка в печи, которая позволяет достичь уникального медово-золотистого цвета. Традиционными для хохломы являются ягоды рябины и земляники красного цвета, ветки и цветы. Часто в композициях фигурируют звери, рыбы и птицы, превращая сделанное в подлинное произведение народного декоративного искусства. Деревянное золото - так часто называют хохломскую роспись.

Ознакомимся с различными предметами народных промыслов, используемыми в детском саду для развития детей.

Дымковская игрушка

Продукция кировских мастеров поражает яркими узорами, нестандартными пропорциями и формой. Всех приводят в восторг нарядные, замечательно оформленные и расписанные барыни-франтихи, пони, петухи, козлы. Первые дымковские игрушки появились в 1811 году. На вятском празднике продавались глиняные куклы с росписью. Глиняные игрушки изготавливали мастера села Дымково. Они занимались этим вместе со своими семьями.

Сейчас фабрика, выпускающая дымковские игрушки, работает в Кирове.

Филимоновская игрушка

Не меньшей известностью обладает центр народного промысла в деревне Филимоново под Тулой, где рождаются замечательные глиняные игрушки. Люди и животные, изготовленные мастерами, отличаются причудливостью формы и большой выразительностью. Это крестьянки, барыни, солдаты, коровы, наездники на лошадях, бараны. Филимоновские игрушки невозможно перепутать с другими, так как они несут свои неповторимые черты в форме лепки и росписи. Они играют всеми цветами радуги.

У ребёнка, увидевшего филимоновскую игрушку, обладающую нестандартными цветом и формой, пробуждается творческое начало.

Каргопольская игрушка

Каргополь - древний город, жители которого издавна занимались гончарным делом. Преимущественно они изготавливали посуду, однако некоторые мастера занимались глиняной игрушкой. Правда, в 1930 году промысел пришёл в упадок. Восстановление каргопольских мастерских произошло в 1967 году.

Каргопольские игрушки выглядят строже на фоне ярких дымковских и филимоновских. Гамму цветов составляют коричневый, чёрный и тёмно-зелёный цвета. Здесь много забавных образов, простых, но в то же время дышащих теплотой и юмором. Это бабы-крестьянки, бородатые мужики, куклы с прялками.

Гжельская посуда

Неподалеку от Москвы расположено село Гжель. С 14-го века здесь занимались гончарным делом. Среди посуды, которую выпускали квасники, - тарелки и игрушки, которые расписаны коричневыми и желтовато-зелеными красками для керамики. Сейчас фарфоровые изделия, выпущенные в Гжели, имеют мировую славу. Причина этого - неповторимость формы и рисунка. Гжельский фарфор отличается синей росписью, сделанной на белом фоне. Правда, синева не является однородной. Если присмотреться, то можно обнаружить тончайшие оттенки и полутона, навевающие мысли о голубизне неба, речной и озерной воды. Помимо посуды в Гжели производят игрушки и малую скульптуру. Все, что делают мастера, поражает гармонией содержания и формы. Это настоящее произведение народного декоративного искусства. Гжель приобрести мечтает каждый.

Декоративное искусство в детском саду

Искусство народных мастеров является достоянием не только для взрослых. Оно важно и детям, которые могут увлеченно играть и с матрёшками из дерева, и с глиняными игрушками кировских умельцев. Искусство народа пробуждает у ребят интерес оригинальностью замыслов, образностью и красочностью. Оно понятно детям, так как содержание его является простым и лаконичным, но в то же время открывает перед ребёнком красоты мира, окружающего его. Здесь и полюбившиеся сказочные образы животных, которые выполнены из глины или дерева, и орнаменты с цветами, ягодами и листьями, не раз виденными в жизни. Мастера, занимающиеся изготовлением глиняной игрушки, зачастую расписывают свои произведения орнаментом из геометрических фигур: полосками, кольцами, кругами. Эти рисунки также находят понимание у малышей. Все глиняные и деревянные изделия в детских садах являются не только украшением интерьера. Руководимые опытным педагогом, ребята внимательно к ним присматриваются, занимаясь их рисованием и лепкой на основе образцов народных изделий.

Народное декоративное искусство в детском саду входит в жизнь малышей, доставляя им радость, расширяя кругозор, оказывая положительное влияние на художественный вкус. В дошкольных образовательных учреждениях должно быть достаточное количество изделий народных промыслов. Это позволяет украшать интерьеры групп, обновляя их через некоторое время. Художественные изделия показываются детям, когда ведутся беседы о народных умельцах. Все подобные предметы нужно хранить в шкафах кабинета педагогики. Они должны постоянно пополняться и распределяться по промыслам. Младшим детям нужно приобретать игрушки-забавы, точеные деревянные игрушки. Ребятам средней группы лучше подойдут филимоновские и каргопольские. Детям старших групп доступны все виды народных игрушек, включая глиняные и деревянные.

Декоративная лепка в условиях детского сада предусматривает создание детьми посуды, различных фигурок на темы народных игрушек. Помимо этого дети могут изготавливать украшения небольшого размера для кукол, сувениры для мам, бабушек и сестер к празднику 8 Марта.

Под воздействием занятий с предметами народных промыслов дети более глубоко и заинтересованно относятся к иллюстрациям на темы русских игрушки богатством своей тематики подстегивают воображение ребёнка во время занятий лепкой, делая богаче его знания о мире, который его окружает. Занятия с применением в качестве иллюстраций предметов народного творчества дают возможность развивать ум малышей.

Однако положительный эффект от этого достигается лишь в том случае, если детей планомерно и систематически знакомят с предметами декоративно-прикладного искусства. На основе полученных знаний они создают своими руками декоративные работы. Им предлагается воспроизвести произведение народного декоративного искусства (любое). Фото, если нет в наличии самого произведения, поможет ребенку представить, что он будет рисовать или лепить.

Желание детей заниматься созданием красивых предметов в значительной степени определяется вниманием самого воспитателя к этим вопросам. Он должен иметь информацию о народных промыслах, быть осведомленным об истории их появления. Если педагог знает, к какому народному промыслу можно отнести ту или иную игрушку, и умеет интересно рассказать о мастерах, делающих эти игрушки, детям будет интересно, и у них появится желание заниматься творчеством.

Изобразительное искусство в младших классах

Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников позволяет детям вернуться к истокам народной культуры, к духовному наследию. В современном мире изучение богатств национальной культуры - важнейшая задача нравственного воспитания детей, превращения их в патриотов своей страны. В народных промыслах воплощается душа нации, пробуждается историческая память поколений. Воспитать полноценную личность, развить ее нравственный потенциал, эстетический вкус детей нельзя, если разговоры о творчестве сведутся к абстрактным рассуждениям. Ведь произведения умельцев являются иллюстрацией лучших качеств народного характера: это пробуждение уважения к собственной истории и традициям, любовь к родине в целом и к месту где родился в частности, скромность, стремление к прекрасному, чувство гармонии.

Как организовать воспитательный процесс так, чтобы любовь к родине не была просто красивой фразой, а действительно соответствовала внутренней сущности подрастающего поколения? Что можно предпринять, если нет спектаклей, раскрывающих ярко и образно тему патриотизма? В этом вопросе, безусловно, требуется комплексный подход. должны решаться системно.

Чтобы ребенок понял, о чем идет речь, предлагается на уроке рассмотреть произведение народного декоративного искусства (любое). Пример такого произведения поможет разобраться в вопросе.

Современная эпоха требует обращения к самым истокам искусства. Хранение, приумножение народного творчества, развитие его традиций - такие непростые задачи стоят перед учителями, воспитателями, деятелями искусства.

Изобразительное искусство в средней школе

По мере взросления дети начинают все больше разбираться, что такое произведение народного декоративного искусства. 6 класс также системно изучает этот вопрос.

Рабочая программа по изучению изобразительного искусства в 6 классе предусматривает три главные разновидности творческой деятельности:

  1. Изобразительная работа (живопись, рисунок).
  2. Декоративно творчество (орнаменты, росписи, аппликации).
  3. Наблюдение за окружающим миром (беседа).

Эти разновидности позволяют детям знакомиться со сферами художественного творчества. Уже в ходе знакомства становится понятно, насколько тесно взаимосвязаны эти направления и как заметно они дополняют друг друга в процессе решения задач, которые поставлены программой. Подробному разбору необходимо подвергать каждое произведение народного декоративного искусства. 6 класс - самое время для развития художественного вкуса.

Изобразительное искусство преподается в школе в тесной связи с другими предметами. Оно использует знания, которые получены в результате изучения литературы, музыки, русского языка, истории, технологии, биологии. Это дает возможность понять практический смысл уроков изобразительного искусства, их жизненную необходимость. В курсе литературы также изучается такая тема, как "Произведение народного декоративного искусства". Сочинение (6 класс) позволяет школьнику проявить знание предмета. Дети оценивают в нем изделия народных умельцев. Они должны составить план работы и описать произведение народного декоративного искусства (любое). 5-6 предложений для каждого пункта плана будет достаточно.

Народное декоративное искусство и Россия

И Татарстана, и других регионов России коснулось народное искусство. Татарское декоративное творчество яркое и многогранное. Оно уходит своими корнями в давние времена язычества - VII-VIII века. В Казанском ханстве и Волжской Булгарии развитие искусства шло в русле исламских традиций. Ведущим направлением были разнообразные Этот вид узора широко проявляет себя в различных видах татарского искусства. Орнаменты украшают вышивку, резьбу по дереву и камню, керамику, ювелирные украшения, каллиграфию. Зооморфный стиль получил широкое распространение в изделиях мастеров Булгарии языческого времени.

Особенностью русского декоративного искусства является его массовый характер. В России декоративное искусство чаще всего анонимно. Мебель Гамбса и ювелирные украшения Фаберже, скорее, исключение, чем правило. Безымянные мастера создавали шедевры росписи, ткачества, посуды и игрушки. Художественное производство России может гордиться созданием великих ценностей в различных областях.

Первые доказательства высокого развития кузнечных и ювелирных производств можно встретить у скифов и племен, которые жили на территориях, простирающихся от Черного моря до Сибири. Здесь преимущество отдавалось скифскому звериному стилю. Северные славяне, контактировавшие с жителями Скандинавии, в орнамент включали фрагменты человеческих и звериных тел, которые причудливо переплетены. На Урале угро-финские племена делали амулеты с изображениями медведей и волков, выполненные из дерева, камня или бронзы.

По всей России было много иконописных мастерских. В Палехе Ивановской области разработана тончайшая на сюжеты народных сказок и песен по черному лаку. Из Древней Византии к нам пришло филигранное искусство чеканки, зерни, черни, резных ажурных работ по дереву и кости. В XVII веке декоративное искусство сложилось в развитые художественные производства. Это ростовская расписная эмаль, нижегородская резьба на избах, чернение по серебру в Великом Устюге. Работами народных мастеров декоративного искусства украшались дворцы и храмы.

В петровские времена вошли в моду западноевропейские вещи: мягкая мебель, фаянс. С XVIII века начинают широко использоваться зеркала. М. В. Ломоносов овладел искусством производства стекла, зеркал и мозаичной смальты. Талантливые архитекторы XVIII и начала XIX века разрабатывали проекты предметов декоративной отделки интерьеров. Некоторые зодчие той эпохи начинали свой творческий путь с декораторской работы, например Росси и Воронихин. Императорский двор и высшая знать России снабжали многочисленными заказами частные предприятия, которые сумели достичь вершин мастерства. К таким предприятиям можно отнести Кузнецовские заводы фаянса и фарфора, Поповский завод фарфора.

Изучение народного искусства и народных промыслов показывает, что популяризация произведений народного творчества самым лучшим образом влияет как на взрослых, так и на детей. Это воспитывает эстетический вкус, способствует появлению духовных потребностей, вызывает чувство национальной гордости и человечности. Ведь изумительные красочные предметы создаются народными мастерами, людьми, которых природа одарила талантом, фантазией и добротой.

За этими словами стоит большое и важное явление: народная поэзия и театр, музыка и танец, архитектура и изобразительное искусство. Народное искусство - фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры.

В этой статье рассказывается только о народном декоративно-прикладном искусстве. Оно зародилось в глубокой древности и, подобно другим видам художественного творчества, поначалу вовсе не осознавалось как искусство. Просто люди делали необходимые им б быту вещи, создавая, как мы сейчас говорим, предметную среду: традиционное оформление жилища, костюм, бытовую утварь, орудия труда и боевое оружие. Весь трудовой народ творил этот предметный мир, отражая в нем свой общественный и бытовой уклад, своеобразное восприятие мира, представления о счастье и красоте, неповторимый национальный характер.

Коллективность творчества - характернейшая черта народного искусства. Ведь почти все в работе мастера было продиктовано многовековой традицией: выбор материала и приемы его обработки, характер и содержание декоративного убранства.

О коллективности народного искусства хорошо писал большой его знаток искусствовед В. С. Воронов: «Все формальное богатство его создавалось путем постоянных повторений: медленное накапливание перефразировок, дополнений, поправок, изменений... и вариаций... приводило к созданию крепких, выношенных форм... Удачное и оригинальное, привнесенное в искусство индивидуальной ловкостью и острой зоркостью, прививалось, развивалось и приводилось в законченную форму; случайное, бесталанное и надуманное не выдерживало дальнейшей коллективной проверки, отпадало и исчезало».

Это историческая коллективность, тесно связанная с передачей традиций от мастера к мастеру, из поколения в поколение. Но существует и коллективное творчество современников, в котором ярко проявляется свойственное народному искусству «хоровое» начало. Исстари его духовным основанием была общность мировосприятия, обрядов, обычаев, фольклора. Один и тот же образ варьировался в творчестве разных мастеров. Найденный кем-то новый прием или мотив быстро становился всеобщим достоянием. В результате развивалось и обогащалось искусство не одного или нескольких мастеров, но целого промысла как единого творческого организма. И в наши дни художники Палеха и Хохломы, аула Кубачи и Полховского Майдана гордятся своей принадлежностью к неповторимому искусству родного промысла, сообща решают стоящие перед ним творческие проблемы (см. Народные художественные промыслы).

Не отсюда ли удивительная жизнерадостность народного искусства - от сознания собственной силы! Ведь за каждой вещью - будь то резная прялка или вышитое полотенце, расписная ложка или тканая скатерть - талант, труд и единодушие многих людей, в идеале - целого народа! И красота - тоже из этого источника. И конечно, от родной природы, у которой мастер учится неустанно. И краски у нее берет, и ритмы, и формы - вспомнить хотя бы типичные для русского Севера ковши в форме плывущей птицы. Подобно природе, народное искусство отбирает только лучшее и шлифует его столетиями, создавая поистине совершенные технологию, формы, орнамент, колорит. Со временем все это приобретает характер традиции: раз достигнутое прекрасное должно сохраниться - таково требование народа. Вот почему и говорят о произведениях народного искусства как о памятниках истории и культуры.

«Золотую» хохломскую чашу мы сегодня покупаем не потому, что она нужна в хозяйстве. Она очаровывает нас благородством формы, изяществом росписи. За эту красоту мы как бы освобождаем вещь от исполнения прямой ее функции и ставим на полку как украшение интерьера. Сегодня декоративная сторона начинает все больше преобладать в произведении народного искусства.

Изготовляя какую-либо необходимую в хозяйстве вещь, условным языком орнамента мастер воспроизводил картину мира, как он его представлял. Один из крупнейших исследователей народного искусства - В. М. Василенко недавно «прочитал» символику деревянного ковша-черпака из района города Козьмо-демьянска. Вглядевшись в черпачок, вы без труда увидите голову лебедя. Выше - украшенные радиальными насечками круг и ромб. Это очень древние мотивы, чаще всего обозначавшие солнце. А венчает все изделие фигурка коня. Он стоит торжественно, как на пьедестале. Без сомнения, это не обычная крестьянская лошадка, а самый настоящий «конь-огонь»! Чтобы символика вещи стала понятной, напомним, что на протяжении веков в народе жило поэтическое представление о том, что днем по небу светило в возке тянут кони, а ночью оно пересаживается в ладью, которую влекут по подземному океану лебеди или утицы.

Этот часто непонятный нам теперь смысл делал вполне обычную вещь неотъемлемой частью не только повседневного быта, но и мировоззрения народа, связанного с особенностями его мировосприятия и этическими идеалами. Неразделимы и другие стороны произведения народного искусства: утилитарная и эстетическая. За долгие века выработались своеобразные правила, которым всегда следовали мастера. Например, форма предмета продиктована его назначением, поэтому она идеально проста и продуманна. Далее, любая форма - результат особых свойств материала. Глиняный кувшин будет иметь одну конфигурацию, таких же размеров деревянный - совершенно другую, медный - тоже свою. Наконец, форма предмета и его декор должны соответствовать друг другу.

Зародившись в глубокой древности, народное искусство долгое время было общенародным достоянием. Положение изменилось с развитием классового общества Разделение труда породило новый тип художественной деятельности - профессиональное искусство, удовлетворяющее духовно-эстетическим запросам господствующих классов. В центре его стояла творческая индивидуальность с ее неповторимо личным восприятием окружающего мира. К началу капиталистического периода народное творчество в промышленно развитых странах повсеместно превращается в искусство трудовых масс деревни и города. Все чаще оно оценивается как «простонародное» и «отжившее». Усилия меценатов, пытавшихся спасти «милую старину», не могли изменить судь.бу народного мастера, обреченного на конкуренцию с фабрикой, выбрасывающей на рынок миллионы безликих, но дешевых вещей. К концу XIX в. в большинстве стран Европы она была практически решена.

В государствах же, ставших на капиталистический путь развития позже, разрыв между народным и профессиональным искусством был не столь ощутим. Особенно там, где, как в России, фольклорные элементы глубоко проникли в культуру верхних слоев общества. Не случайно украшенные легким травным орнаментом золотые ковши, хранящиеся ныне в Оружейной палате, очень похожи на своих деревянных собратьев, которыми пользовались простые люди.

Народное искусство Руси было по преимуществу крестьянским, поэтому в нем отчетливо отразился взгляд земледельца на окружающий мир. Какие понятия занимают в таком миросозерцании центральное место? Солнце, земля, вода. Ну и, конечно, все, что на земле произрастает. Отсюда и главные «персонажи» народного искусства: солнце, которое чаще всего изображалось в виде креста, ромба или розетки; кони и птицы; прочно связанные с водной стихией русалки; мифическое Древо Жизни, символизировавшее нескончаемое произрастание плодов земных; наконец, Мать-Сыра-Земля, образ которой ученые узнают в вышитых на полотенцах женщинах с воздетыми к небу руками, словно просящих у него дождя и благодатных солнечных лучей, и в глиняных игрушках из самых разных областей России - баба с младенцем у груди, а по подолу - яркие «солнышки».

Но жизнь менялась, и вместе с ней менялось и народное искусство. Ведь сила традиции как раз в том, что она чутко откликается на изменения действительности, помогая запечатлеться в искусстве новому. Будь иначе, народное творчество давно превратилось бы в холодную стилизацию. А ведь оно радует нас и сегодня! Постепенно мифологическое значение древних символов забывалось, ослабевала их связь с сельскохозяйственными обрядами. В конце XIX в. мастер часто уже не знал, что означают те или иные образы, и все же не отказывался от них: увенчивал крышу избы коньком, вырезал на ставнях солнечные розетки. Правда, постепенно древние символы приобретали все более заметный декоративный характер, но что-то важное для людей от их первоначального смысла всегда сохранялось.

В XVII-XIX вв. в искусство народа вошло немало новых мотивов - источниками послужили стили барокко, классицизм, ампир. Однако образы эти становились выражением чисто народного миросозерцания, приобретая нередко даже новый облик. Так, львы на подоконных досках нижегородских изб явно перекликаются с каменными львами дворянских усадеб. Но как они добродушны: часто такой зверь напоминает пса или кота. Народное творчество никогда не копирует, всегда остается самим собой. Можно сказать, что в нем вообще не бывает смены стилей, столь характерной для искусства профессионального. Все исторические пласты, начиная с древнейшего, сосуществуют в народном искусстве, как неразделимы они и в памяти народа. Это наглядный пример мудрого накопления культурных ценностей.

Второе рождение пережило народное искусство в СССР и странах социализма с выходом на историческую арену широких народных масс. За годы Советской власти сделано немало. Возрождены многие угасшие было художественные ремесла, возникли новые народные художественные промыслы, например лаковая миниатюра бывших иконописцев Палеха, Мстёры и Холуя. Работы здешних художников насыщены образами советской действительности, несут новое содержание, какого не знало дореволюционное народное искусство (см. Палех, Лаковая миниатюра).

Подобные процессы произошли в холмогорской резьбе по кости, в федоскинской лаковой миниатюре, в тобольской костяной пластике, в шемогодской резной бересте. Удивительно свежим явлением предстает украинская настенная роспись, нашедшая себя в искусстве станкового типа. То же можно сказать о косовской керамике, о расписных узбекских блюдах, гончарных грузинских и армянских сосудах, творчестве северных народов. Советское народное искусство не знало простой реставрации старых традиций. На их основе создавалось новое декоративно-прикладное искусство, проникнутое подлинной народностью.

Сегодня оно существует в двух основных формах. С одной стороны, еще живо традиционное искусство деревни, связанное с неповторимым бытовым укладом того или иного народа, особенностями окружающей природы. С другой - развиваются народные художественные промыслы, многие из которых имеют богатую историю. В постановлении ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974) подчеркивается важная роль народного искусства в культуре социалистического общества.

И сегодня произведения народного искусства дарят нам все те духовные и эстетические ценности, которые веками накапливал народ. Тут - история страны, ее сегодняшний день и будущее. Потому что богатое и разнообразное искусство народа - залог его созидательной силы, нравственного здоровья и исторического долголетия.