Какие виды рассказов относятся к творческим. Методика обучения творческому рассказыванию

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Творческое рассказывание - это вид творческой художественной деятельности, требующей запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры. Характерная его особенность - построение на материале воображения, требующего творческого преобразования полученного опыта.

Под творческим рассказыванием мы понимаем речевую деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В.Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте , когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» — условное название рассказов, которые дети придумывают сами.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача — точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

В основе словесного творчества, отмечает О.С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.

Словесное творчество детей выражается в различных формах :

В сочинении рассказов, сказок, описаний;

В сочинении стихотворений, загадок, небылиц;

В словотворчестве (создании новых слов — новообразований).

В формировании детского художественного творчества А. Ветлугина выделяла три этапа .

На первом этапе происходит накопление опыта . Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап собственно процесс детского творчества , когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем этапе появляется новая продукция . Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию .

1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни . Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

2. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря.

3. Творческий рассказ — продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий — умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы.

4. Еще одно условие — правильное понимание детьми задания «придумать» , т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Речевые и воспитательные задачи по обучению детей творческому рассказыванию

Речевые задачи :

1. Учить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность.

2. Развивать творческую продуктивность.

3. Учить совершенствовать новый вариант рассказа.

4. Формировать интерес к творческому рассказыванию в игровой деятельности.

5. Развивать оценочное суждение о качестве рассказывания как своих, так и товарищей.

Воспитательные задачи :

Воспитывать положительное отношение к рассказам товарищей, умение выслушивать их внимательно, обращая внимание на построение сочинения, исполнения выразительных средств языка.

Требования к рассказыванию детей :

1. Должно быть самостоятельным, это значит, что рассказ составляется без наводящих вопросов, сюжет повествования не заимствован из рассказа педагога и друзей.

2. Целенаправленность - умение подчинять все содержанию, общему замыслу, без лишней детализации и перечисления.

3. Зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроения.

4. Показатель устной речи детей 5-6 лет - это умение придумывать несколько вариантов своего собственного рассказа или по аналогии с прочитанным.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды :

Рассказы реалистического характера;

Описания природы.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»).

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе , поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Виды занятий по обучению детей творческому рассказыванию

Э. П. Коробкова выделяет 7 видов занятия :

1. Придумывания продолжения и завершения рассказа, предложенного педагогом.

2. Придумывание рассказа или сказки по плану педагога, составленные детьми.

3. Придумывание рассказа или сказки по теме, предложенной педагогом, без плана.

4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

5. Описательные рассказы о природе, например, «Мое любимое время года», «Зимой и летом в лесу», «Весенняя встреча».

6. Придумывание детьми рассказов, аналогичных прочитанному в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет, или заменить сюжет, заменяя героев.

7. Придумывание небылиц.

Л. Ворошнина выделяет три вида занятия для детей 6-7 лет :

1. Сочинение рассказов или сказок на тему, предложенную педагогом, а как усложнение данного вида - самостоятельный выбор темы.

2. Сочинение по литературному образцу в 2 вариантах.

3. Составление рассказа по пейзажной картине.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста).

Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.

1. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа . Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие.

Пример занятия: Придумывание детьми конца рассказа «Как папа и Ваня ходили в лес» .

Воспитательница предлагает детям начало рассказа, в котором говорится о том, как мальчик Ваня ходил с папой в лес: «Папа обещал взять Ваню в лес. Ваня с нетерпением ждал этого дня. В воскресенье папа разбудил Ваню пораньше, и они отправились в лес...» Дети, вы придумайте, что увидел мальчик в лесу, и докончите рассказ сами. Повторять рассказы товарищей не надо. Пусть каждый придумает по-своему.

Вова (6 л. 5 мес). Разрешите мне?

Воспитательница. Говори.

Вова. Когда они пришли в лес, мальчик увидел большую поляну. На поляне росло много красивых цветов: ромашки, колокольчики, лютики, а где солнце светило больше, там росла земляника. Мальчик набрал земляники полную корзину для мамы и большой букет цветов. А потом они с папой ловили, бабочек. Бабочки были очень красивые: красные, желтые и с разными пятнышками. Потом они отправились домой.

Зина (6 л. 7 мес). В лесу мальчик увидел много деревьев: березу, елку, осину. В лесу солнце светило меньше, потому что росли большие деревья и не пускали солнце. Под деревьями росло много грибов: белые, подосиновики, подберезовики. Папа и мальчик быстро набрали по полной корзине грибов. Папа сказал мальчику, чтобы он послушал, как шумят деревья и как хорошо поют птички. Ваня стоял и наблюдал, как птички порхали с дерева на дерево и пели свои песни. Поздно вечером вернулись папа с мальчиком домой.

2. Вспомогательные вопросы , по мнению Л.А Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 — 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла. В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Пример занятия: Придумывание детьми рассказа на тему «Как Сережа помог Наташе». (Прием обучения: указания в виде вопросов .)

Воспитательница. Дети, сейчас каждый из вас придумает рассказ о том, как мальчик Сережа помог Наташе, которая попала в беду на прогулке. Придумайте, когда это было. Где играла Наташа? Что с ней случилось? Как Сережа помог ей в беде?

Что же может случиться на прогулке? Может быть, Наташа потеряла варежку, или она упала в сугроб, или у нее улетел воздушный шар, а может быть, ей встретилась большая незнакомая собака? Можно придумать по-разному.

На занятии было вызвано 10 человек; каждый дал связный, интересный по содержанию рассказ, дети не повторяли рассказов друг друга.Вот некоторые из детских рассказов.

Валерик. Это было летом. Наташа взяла щенка и пошла с ним гулять во двор. Щенок бегал и попал в разбитое стекло и порезал себе лапку. Наташа заплакала. Сережа спросил: «Что ты плачешь?» Наташа: «У меня щенок порезал лапку». Сережа принес бинт и перевязал лапку щенку.

Таня. Это было зимой. Сережа и Наташа взяли с собой санки и стали кататься с горки. Они поехали и упали. Сережа быстро встал, а Наташа себе ушибла руку. Сережа говорит: «Наташа, не плачь! Рука перестанет болеть». Он Наташу поднял, отряхнул пальто от снега, и они стали вместе кататься.

3. Более сложный прием рассказывание по сюжету, предложенному педагогом.

Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем».

Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

4. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ.

Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко — о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

5. Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед «Орленок». Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных : «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц».

Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно.

На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях.

Воспитатель обращается к приемам совместного творчества : выбирает тему, называет персонажей — героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета.

На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования : детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей

Пример занятия: Придумывание, продолжения сказки.

Программное содержание занятия : развивать у детей воображение, учить придумывать небольшую сказку, рассказывать связно, последовательно.

Ход занятия .

Воспитательница. Дети, сегодня мы с вами будем придумывать сказку. Сказка называется «Как мишка потерял свои сапожки и как он их нашел». Я придумала начало сказки, а вы, дети, будете придумывать продолжение. Послушайте начало сказки «Как мишка потерял сапожки и как он их нашел».

Жила в лесу медведица с медвежонком. Мишка был очень любопытный и большой проказник. Но медведица все равно его любила. Она подарила ему красные сапожки. Сапожки очень нравились мишке, он всюду бегал в них и даже не хотел снимать сапожки, когда ложился спать.

Однажды медведица ушла, а мишка захотел выкупаться в речке. Он выкупался, но потерял сапожки.

А вот как он потерял и как потом нашел сапожки, вы, дети, придумайте сами. Миша мог их снять и позабыть, куда положил; и сапожки могла унести сорока. Может быть, ему кто-нибудь помогал искать сапожки.

Вот некоторые из вариантов продолжения сказки , придуманных детьми:

Алеша. Мишка прямо в сапожках влез в воду. А сапожки уплыли по реке. Мишка и не заметил, а когда вылез, заметил: сапожек-то нет! Он решил найти сапожки. И прыгнул обратно в речку. Долго искал. Потом увидел в реке что-то красное. Он подплыл ближе и увидел свои сапожки. Он достал их, надел. Он очень обрадовался и пошел домой.

Женя. Пошел мишка купаться. Снял сапожки и полез в воду. Когда он купался, лиса подкралась, схватила сапожки и унесла. Мишка вылез и видит: нет сапожек. Пошел он их искать. Шел, шел, устал и попросил у лисы отдохнуть у нее в норке. Там он увидел свои сапожки. Отобрал их и пошел домой.

В этих рассказах есть логически убедительная сюжетная развязка. Ценно то, что дети не повторяли друг друга, каждый придумал конец сказки по-своему. Это результат указаний воспитателя, который не ограничился заданием — придумать, как медвежонок потерял и нашел свои сапожки, но и предложил несколько возможных вариантов.

6. Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы . Эффективной считается

такая последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Помощь детям оказывает образец воспитателя .

Приведем пример: «Мне очень нравится осень. Я люблю рассматривать и собирать в букеты желтые листья клена и березы, красные — осокорей, салатовые — ивы и тополя. А когда подует ветер, мне нравится, как листики срываются с деревьев, кружат в воздухе, а потом тихо-тихо падают на землю. И когда идешь по земле, по такому ковру из осенних листьев, можно услышать, как он нежно шелестит».

7. Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки — короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

Методы и приемы обучения

творческому рассказыванию

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.

Словесное творчество - наиболее сложный вид творчес­кой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами .

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение при­думывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занима­тельно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имею­щихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фан­тазии и составить творческий рассказ.

Приемы обучения творческому рассказыванию:

Приемы зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

1. Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам.

Этот прием используется в качестве подготовительного этапа.

Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано задание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог подсказывал («Может быть, она была в лесу и заблудилась».

2. Придумывание детьми продолжения авторского текста.

Сначала детям читают рассказ, затем они его перессказывают, затем дается задание продолжить рассказ. Можно дать образец.

3. По данному началу рассказа придумать продолжение и конец.

Начало рассказа должно быть таким, чтобы заинтересовать детей, познакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие.

Например: Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать песни птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Даже березы были какие - то другие – толстые, со свисающими ветвями. Вася сел отдохнуть под большую березу, и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но куда она ведет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?

Дети должны придумать, как Вася выбрался из леса

4. Вспомогательные вопросы являются приемом, когда воспитатель активно руководит творческим рассказыванием.

Вопросы помогают детям живее, конкретнее представить воображаемые события и действия, о которых им предстоит рассказать. С помощью содержательных вопросов педагог активизирует память, мышление, речь и воображение детей, подготавливая их к творческой деятельности.

Например, рассказ на тему «Случай во время ледохода»:

Воспитатель проводит с детьми беседу. Он говорит: * «Постарайтесь представить себе ледоход. Что можно увидеть на реке во время ледохода? Что можно услышать?» Дети делятся своими наблюдениями, а педагог одобряет и дополняет их. Если дети в ходе беседы живо представили себе картину ледохода, то при рассказывании они непременно остановятся на его описании.

5. План в виде вопросов.

С планом педагог знакомит детей после того, как им становятся известны сюжет и тема рассказа. Сам термин «план» не употребляется. При сообщении плана педагог сосредотачивает внимание детей на узловых моментах рассказа, на логической последовательности изложения, на связи отдельных частей, на полноте развития сюжета и т. д. Для плана лучше использовать 3-4 вопроса. Большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания.

Например, детям предстоит придумать рассказ о том, как Гриша с друзьями ходил за грибами в лес. В процессе беседы дети знакомятся с основными пунктами плана:

«Как Гриша собирался в лес за грибами.

О чем он мог разговаривать с друзьями по дороге в лес.

Как он искал грибы и какие.

Что могло случиться с детьми, когда они собрались идти домой.»

Дети высказывают свои предположения по каждому из пунктов плана. Затем предлагается кому-то из детей повторить вопросы плана. После этого составляется рассказ.

6. Составление сказок и рассказов по аналогии с небольшим литературным произведением или народной сказкой.

Пример составления рассказа (сказки) по аналогии - фрагмент занятия по сказке «Бишка»

Оборудование: предметные картинки с изображением со­баки, кошки, коровы, курицы.

I. Чтение (рассказывание) логопедом сказки (басни) «Бишка».

-А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано! Понюхала собачка книжку да и прочь пошла.

II. Усвоение содержания - ответы на вопросы логопеда:

О чем попросили Бишку? Что сделала Бишка?

Как ответила Бишка, когда ее попросили почитать книжку?

Припомните и повторите ответ Бишки? Какие свои полезные дела назвала Вишка? Чему учит нас эта сказка (басня)?

III. Повторное чтение текста с установкой на запоминание. Пересказ по предложенному логопедом плану. Задание Бишке.

Отношение Вишки к чтению книжек. Рассказ Бишки о своих полезных делах.

IV. Придумывание такой же сказки о других домашних животных.

а) Выбор домашних животных для придумывания сказки по индивидуальной картинке (с помощью отгадывания загадок о кошке, корове, курице).

б) Придумывание выбранным животным кличек (кош­ка Мурка, корова Буренка, курица Пеструшка).

в) Словообразование существительных с уменьши­тельно-ласкательным значением (кошечка Муроч­ка, коровушка Буреночка, курочка Пеструшечка).

г) Закрепление представлений детей об этих домаш­них животных в игре «Кто что делает?» путем подбора действий с последующим составлением предложений с однородными сказуемыми.

кошка - мышей ловит, песенки поет, мурлычет, мяукает,

умывается, лакает молоко, лижет лапку... курица - яйца несет, цыплят выводит, зерно клюет, червяков

ищет, траву щиплет, кудахчет, цыплят защищает... корова - кормит людей, дает молоко, сметану, творог, масло;

пасется на лугу, мычит, сено жует, бодает...

д) Размышления и ответы на вопросы:

Что было бы, если бы мы попросили кошку (корову, ку-рицу) почитать книжку?

Что на это предложение ответила бы кошка (корова, курица)? е) Составление плана сказки (басни) о Мурке (Буренке, Пеструшке).

Задание Мурке (Буренке, Пеструшке), Отношение Мурки (Буренки, Пеструшки) к чтению книжки.

Рассказ Мурки (Буренки, Пеструшки) о сво­их полезных делах.

ж) Варианты сказки (басни) о Мурке (Буренке, Пест­рушке), придуманные детьми.

V. Итог занятия. Вывод делается с помощью логопеда:

Каждый должен заниматься своим делом, которое он зна­ет и хорошо умеет делать.

(Собака - сторожить дом и охотиться, кошка - ловить мышей, корова - давать молоко и кормить человека, курица - нести яйца, а учиться грамоте и читать книжки - это дело детей.)

7. Рассказывание по сюжету, предложенному педагогом – более сложный прием.

Сюжет должен быть таким, чтобы он вызывал желание придумать рассказ.

Педагог может предложить сюжет для придумывания реалистического рассказа или для придумывания сказки (это сложнее).

Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений, например: «Сереже подарили новую игрушку», «Люда и Света играют в школу», «Галя учится кататься на коньках», «Юра и Маша пускают весной кораблики», «Ира с Вовой смотрят по телевизору веселый мультфильм». Ряд сюжетов ориентирует на придумывание рассказов морально-этического содержания: «За что бабушка сказала внуку спасибо», «Вера - мамина помощница», «Маша пришла, на помощь своему младшему брату», «Кто научил Катю переходить улицу». Некоторые сюжеты отражают интерес детей к живот ному миру, к природе: «Сережа вывел на прогулку своего щенка», «Вера помогает бабушке ухаживать за курицей с цыплятами», «Гриша с ребятами пошел в лес за грибами», «Забавные приключения рыжего котенка».

Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем «Подарок маме». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал её, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно, расположить события в определенной последовательности.

На занятиях дошкольники учатся проявлять творческую ини­циативу и выдумку в рамках реалистического рассказа. Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события или действия. По сюжетам дети придумывают рассказы не толь­ко с одним героем, но и с несколькими действующими лицами. Наличие двух-трех персонажей дает, в частности, основание вво­дить в описание диалог.

Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их лю­бимые игрушки - зайчики, медвежата, матрешки, куклы и т. д.

На занятиях воспитателю следует различными приемами (воп­росами, указаниями, упражнениями, оценкой, использованием речевых образцов) обеспечить осмысленное и эмоционально за­интересованное восприятие сюжета, а также учебных речевых заданий; побуждать детей к предварительному обдумыванию сво­их ответов; руководить процессом рассказывания, анализом и оценкой рассказов.

Методика занятий, проводимых в начальный период обуче­ния, когда у детей только еще начинает накапливаться опыт творческого рассказывания, не может не отличаться от методики занятий, проводимых в дальнейшем, особенно в заключительный период обучения, когда дошкольники в определенной степени уже овладели умением придумывать рассказы и сказки.

В самом начале обучения целесообразно применение речевого образца, по аналогии с которым дети смогут увереннее при­думывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий - непосредствен­ное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием. На всех занятиях следует полнее исполь­зовать вопросы, указания, оценку и другие методические приемы.

8. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое сложное задание.

Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог может советовать, о чем можно придумать рассказ, предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко – о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине, и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед . Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Можно пояснить «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-то интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Приключения волка», «Что случилось в лесу с ежиком».

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно.

На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей, советует план, начинает сказку, помогает вопросами.

На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей.

Творческие рассказы многообразны по степени сложно­сти и самостоятельности.

Наиболее сложным в этом перечне является придумы­вание сказки или рассказа. Умение придумать сказку или рассказ по определенной теме или сюжету опирается на дос­таточно высокий уровень интеллектуальный и речевой зре­лости, а также в значительной степени зависит от природ­ной лингвистической одаренности ребенка, его способности к «сочинительству».

Литература:

1. , Яшина развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1997

2. , Филичева. Екатеринбург, 1998.

из опыта работы с детьми 4-го года жизни

Творческое рассказывание-это сложный речевой вид деятельности, который возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире.

В этот период дети овладевают сложными формами связной речи, словарем возникает возможность действовать по замыслу.

Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц, в словотворчестве (создании новых слов-новообразований) .

Для того, чтобы успешно развивались все формы словесного творчества, необходимо строить работу поэтапно. В формировании детского художественного творчества выделяется три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта. Детей учат образному видению окружающего мира.

Восприятие обогащается через искусство, потому что произведения искусств помогают ребятам острее чувствовать прекрасное в жизни, способствовать зарождению художественных образов в их творчестве.

Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни строится постепенно и в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдении за трудом взрослых, рассмотрении картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтении книг. Так, перед описанием природы используются тематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка.

Благотворно влияет на обогащение опыта детей и произведения устного народного творчества. В нем содержится много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения) , привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком.

Второй этап - сам процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.

Возникновение замысла у ребят происходит успешно в том случае, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ) . Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиций, выделение поступков героев, выбор слов эпитетов, творческие задания.

На этом этапе дети нуждаются в понимании и активизации словаря за счет слов определений, слов помогающим описывать переживания, черты характера действующих лиц.

Формируются новые понятия, нового словаря и умение пользоваться имеющимся запасом слов.

Так, наблюдая зимний пейзаж, дети, с помощью воспитателя, дают разнообразные определения качества и состояния снега: белый как вата, чуть голубоватый под деревом, искрится, переливается, сверкает, блестит, пушистый, падает хлопьями.

Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег - белый, пушистый - и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями» ) .

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее испытывая эстетическое удовольствие.

Конечным результатом становится связный, логически последовательный рассказ, ребенок овладевает структурой связного высказывания. Правильно понимает задание «придумать» , т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» . Очень важным является анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Изучив разделы творческого рассказывания, меня заинтересовало то, что здесь охватывается личность ребят в целом, а именно: активизируется работа воображения, мышления, речи, проявляется наблюдательность, формируются волевые усилия, а также, что очень важно, ребенок получает положительные эмоции, постоянно находится в поиске нового, интересного, увлекательного.

Считаю этот раздел значительным и актуальным потому, что творчество помогает формировать инициативную, самостоятельную, стремящуюся к самовыражению личность.

Приступая к работе по данному вопросу, я изучила литературу, поставила перед собой задачи, соответствующие первому этапу работы над развитием творческих способностей у детей, именно:

  • накапливать и обогащать опыт детей через экскурсии, наблюдения, труд взрослых, рассматривания картин, иллюстраций в книгах, альбомах, журналах, чтение книг познавательного характера, произведения устного народного творчества;
  • углублять нравственные чувства, доброжелательные отношения друг к другу, окружающему миру;
  • развивать связную речь. Формировать качества творческой личности. Развивать диалогическую речь.

Для осуществления данных задач создала необходимые условия в группе. Подобрала и оформила материал, изготовили пособия.

Сначала начала работу по развитию психических процессов: память, внимание, воображение.

Эти задачи решала с помощью пособия «Умные книжки» , а так как оно было сделано раннее, до того, как мы заинтересовались этой темой, частично его дополнили и усложнили.

А именно, подобранные сюжетные картинки использовали для составления продолжения рассказа, цель которого - развивать память, внимание, воображение.

Учить детей с помощью взрослого придумывать продолжение рассказа по картинке. Закреплять употребление существительных с предлогами. Формировать творческие способности.

Дети с большим удовольствием занимаются этим пособием, так как оно яркое, выразительное, соответствующее возрасту детей.

Также в центр речевого развития приобрели книги познавательного характера: «Окружающий мир» , «Времена года» ; Загадки в стихотворной форме о животных, явлениях природы, разных предметах. Эти книги использовала как закрепление знаний, полученных на занятиях во время наблюдений, экскурсий в парк, к речке и т.д.

Так, перед описанием природы проводила тематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Для углубления знаний рассматривала иллюстрации картин, «Времена года» , сделала игру «Когда это бывает» , где учила детей подбирать карточки к большим изображениям.

Развивать умение проводить сравнительный анализ изменений происходящих с каким-либо растением или животным.

Формировать умение составлять небольшой связный рассказ последовательности событий. Развивать наблюдательность, творческое мышление.

Работая по серии картин, я обнаружила, что детям сложно дается сравнение и описание природы. Поэтому решила в помощь подключить родителей.

Провела консультацию, изготовила папку передвижку «Учим детей наблюдать» , где дали информацию о том, какие важные задачи решаются в процессе наблюдений.

После проведения совместной работы, я увидела значительно лучшие результаты. Дети после выходных дней стали приносить продукты совместной деятельности с родителями.

А именно: рисунки, вылепленные предметы, рассказывали о том, где они были, что видели.

Далее пополнила речевой центр картотекой игр на развитие у детей системного мышления. Цель игр: научит ребят мыслить творчески, направлять на поиск решений нестандартных ситуаций, пополнять активный словарный запас.

Формировать умение коллективного обсуждения проблем. Вначале, когда играли в эти игры, многим ребятам было сложно сразу включиться в игру. У одних был небольшой запас слов, у других неустойчивое внимание. Но со временем, когда я стала играть на занятиях, прогулках, свободной деятельности, дети входили в определенную систему мышления. Заинтересовали также родителей, они распечатали игры для занятий с детьми дома. Консультировались, если возникали вопросы.

Потом предложили ребятам пособие «Путешествие воробья Пуси» посредством которого решала следующие задачи:

  • продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя;
  • придумывать с помощью взрослого продолжение рассказа по картинке;
  • развивать диалогическую речь;
  • закреплять глагольный словарь знания об окружающем мире.

В начале обучения игры не у всех детей получалось брать на себя роль героя рассказа, придумывать им клички, имена и, что очень сложно оказалось, придумывание продолжение рассказа.

Сейчас дети с удовольствием занимаются. Отличаются своей индивидуальностью. Некоторые дети, эпизоды своих рассказов обыгрывают в сюжетно-ролевой игре, вовлекая и других детей.

Следующее пособие, с которым познакомились дети «Мыслим творчески» . Его задачи направлены на формирование качеств творческой личности, на поиск решений нестандартных ситуаций.

Развитие связной речи. Накопление словарного запаса.

Воспитание и углубление нравственных чувств.

Занимаясь с детьми этим пособием я представляла свободу творчества, поощряла любые (за исключением нелепого фантазирования) варианты решений задач. Старалась не предлагать готовых замыслов и речевых средств, а терпеливо стимулировала, направляя их на поиск.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.



Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко и словопроизношения. Воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонематическую.
Одним из видов монологической речи являются устные сочинения детей по воображению. Дети с удовольствием придумывают начало и конец к картинкам, т. е. домысливают то, что могло предшествовать событиям, изображенным на картине, или, что могло бы следовать за изображенными событиями.
Детские сочинения можно квалифицировать так:
1. творческое сочинение по картине.
2. контаминация на темы художественных произведений.
3. свободное сочинение:
а) сказок
б) рассказов

Творческое сочинение по картине рекомендуется проводить в старшей и подготовительной к школе группе. Воспитатель ставит картинку, например, «В лес за грибами», изображающую опушку леса, девочек и мальчиков, входящих в него с кузовками, с ними бежит собака. После рассматривания картины воспитатель предлагает детям придумать рассказ о том, что было с мальчиком до того, как он пошел в лес с ребятами. Воспитатель помогает ребенку наводящими вопросами: «Как его зовут?»,
«Когда его ребята позвали в лес, что он сказал своей маме, и что она ему ответила?», «Что мама дала ему на дорогу?». Попытайтесь себе все это представить и рассказать. Можно предложить придумать рассказ о любом из персонажей этой картины, а также о собаке. Рассказ может быть о любом предмете, изображенном на картине: о кузовке (кто, когда, из чего его сделал, как он попал к данному герою), о деревце по дороге (кто, когда, при каких обстоятельствах его посадил). Можно придумать, кто встретится детям в лесу (звери, люди) и как они поведут себя при встрече, чем кончится поход в лес, как их встретят дома.
Контаминация на темы художественных произведений.
Дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают их действия себе, рассказывая, поправляют авторов, творчески переосмысливая приключения, по – своему меняя поведение героя в определенных ситуациях. (А я бы …)
Методика обучения сочинению – контаминации проста – ребенку предлагают пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним. Воспитатель сочувственно следит за течением « сочинения», делает вид, что верит каждому слову, и при этом обязательно следит за речью ребенка, неназойливо поправляет его.
В детском речевом творчестве большое место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх и т.д.
Е.И. Тихеева отмечала, что рассказать о виденном, слышанном и пережитом ребенку приходится почти ежедневно, однако воспитатель часто сталкивается с такой картиной: вызывает одного, другого, третьего, и начинается сбивчивое изложение с повторениями, противоречиями, постоянными: «Нет, не так, я забыл сказать, я не помню, как это было» и т.д. Подобные речевые затруднения возникают потому, что ребенок не знает, о чем нужно рассказывать. Необходимо ребенку давать советы:
«Обдумай хорошенько, что будешь говорить, припомни, что, где, когда было. И если рассказ подготовлен таким образом, он дается легко тем же детям, которые раньше не могли связать двух слов.
Важным вопросом в методике является выбор темы.
В старшей группе могут быть рекомендованы темы:
«Моя любимая игрушка»,
«Наши игры с куклами»,
«На прогулке»,
«Наши зимние забавы»,
«Про котенка» и др.
Одни темы требуют использования коллективного, общегруппового опыта («Наши игры с куклами», «Как мы гуляли на прогулке»), другие позволяют выразить в рассказах индивидуально накопленный опыт («Как я помогаю маме дома»). В начале года может быть предложена тема: «Моя любимая игрушка». Важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти.
В предварительной беседе с детьми педагог просит вспомнить любимые игрушки и назвать их. Затем воспитатель сообщает, что сейчас дети подробно расскажут об игрушках и о том, как интересно с ними можно играть. Воспитатель даст свой образец – рассказ: «Когда я была маленькой, моей любимой игрушкой был заводной цыпленок. Он был желтенький, с круглыми черными глазками, с острым клювом. Цыпленок был маленький – умещался на моей ладошке. Когда его заводили, он начинал быстро – быстро клевать: тук – тук и перебегать с места на месть. Мне было весело». Закончив описание, педагог объясняет, что рассказ состоит из двух частей и раскрывает смысл каждой части: «Вначале я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказала об игре с любимой игрушкой»
Доля лучшего усвоения образца педагог может повторить свой рассказ или предложить кому – то из ребят воспроизвести первую, а затем и вторую части. Задание сопровождается указаниями воспитателя: «Вспомните, что я говорила о своей любимой игрушке - заводном цыпленке. Повторите начало рассказа. Вспомните, как я рассказала об игре с заводным цыпленком. Повторите это».
В заключение беседы педагог также дает конкретные указания детям:
«Когда будете рассказывать, постарайтесь сначала подробно сказать все об игрушке (как она называется и чем интересна), а потом сказать, как вы с ней играете.
Рассказы детей педагог слушает с интересом, выражает свое одобрение улыбкой или кивком головы. В процессе изложения не рекомендуется задавать ребенку уточняющие вопросы, т. к. он может перейти с рассказа на вопросо – ответные формы общения. Выслушав рассказ ребенка, педагог анализирует и оценивает его рассказ, привлекая к этому всю группу.
В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании из личного опыта. Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них содержится значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает. Детям шести – семи лет могут быть предложены следующие темы:
«Как мы отдыхали летом»,
«Наши новые игрушки»,
«Как мы играем с мячом» и др.

Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный эта работы по формированию связной монологической речи.
Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов … Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку, с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует выражение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Сюжет для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений, например:
«Сереже подарили новую игрушку»,
«Галя учится кататься на коньках»,
«Юра и Маша пускают весной кораблики» и др.
Некоторые сюжеты отражают интерес детей к животным:
«Забавные приключения рыжего котенка»,
«Сережа вывел на прогулку своего щенка» и др.

Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события и действия. По сюжетам дети придумывают рассказы не только с одним героем, но и с несколькими действующими лицами.
В самом начале обучения целесообразно применять речевой образец, по аналогии с которым дети смогут увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий – непосредственное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием.
В начальный период обучения рассказыванию используется совместное составление с воспитателем рассказов по выбранному сюжету: педагог начинает раскрывать тему, а дети продолжают и заканчивают.
Приём совместных действий значительно облегчает решение речевой творческой задачи, поэтому он чаще используется в начальный период обучения рассказыванию, а также в тех случаях, когда выдвигаются новые, усложненные задания. Педагог доводит рассказ до завязки действия, дошкольники продолжают и развивают сюжет до завязки. Рассказ педагога служит для них речевым образцом, которого они придерживаются в процессе всей работы.
Прием совместных действий на занятиях по творческому рассказыванию следует сочетать с вопросами, указаниями, объяснениями и др. Так, например, при совместной работе с детьми над сюжетом « Как Надя потеряла и нашла свою варежку» педагог может начать рассказ следующим образом: «Бабушка связала Наде варежки синие с белыми полосками. Примерила их Надя, они ей как раз впору пришлись. Спасибо, бабушка», - сказала Надя. Собралась Надя гулять, надела новые варежки. А что было дальше, вы расскажите сами. Переключая детей на продолжение рассказа, воспитатель сообщает план, которого следует придерживаться: «Чем на прогулке была занята Надя?», «Как случилось, что она потеряла варежку?», «Как она искала её?», «Кто ей помог найти варежку?». Дети придумывают различные варианты дальнейших событий. В процессе обучения большую роль играют вопросы педагога. Они помогают детям живее, конкретнее представить воображаемые события и действия, о которых им предстоит рассказать.
На занятиях по рассказыванию важную роль играют вопросы, предлагаемые в виде плана к рассказу. С планом педагог знакомит детей после того, как им становится известнее сюжет и тема рассказа. Чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, целесообразно предложить кому – либо из детей повторить основные моменты.
В подготовительной к школе группе дети могут также создавать свои рассказы при опоре на образ главного героя. (Вера – заботливая внучка. Она часто навещает бабушку. Вера часто помогает маме…)
Дети нередко затрудняются начать рассказ, подолгу молчат, с трудом подыскивают фразы, порой начинают рассказ однообразно, копируя друг друга. Поэтому воспитателю следует упражнять детей в умении строить начало рассказа. После этого как дети познакомятся с сюжетом и планом рассказа, воспитатель побуждает их к обдумыванию начала повествования. Педагог одобряет лучшие варианты и сам показывает, как достигается содержательное, динамичное начало рассказа.
На занятиях в подготовительной группе дети вместе с воспитателем составляют цикл коротких рассказов, объединенных одним героем. Например, цикл рассказов о встрече новенькой в детском саду может состоять из четырех частей. Первый рассказ – «Лена приходит в детский сад», - Воспитатель начинает, а дети продолжают. «В детский сад Лена шла с мамой быстро. Девочке хотелось поскорее прийти туда, ведь она в первый раз шла в детский сад. Лену приветливо встретила воспитательница. Вместе с ней Лена вошла в групповую комнату, и тогда ребята увидели новенькую.
«Расскажите, что за девочку увидели ребята, как она выглядела. Затем воспитатель предлагает послушать начало второго рассказа: «Ребята поздоровались с новенькой, спросили, как её зовут. Они стали показывать ей игрушки. Какая игрушка больше всего понравилась Лене. Придумайте и расскажите об этом. Третий рассказ: « Дети показали Лене свои рисунки. На них была изображена осень. Что могла увидеть на рисунках Лена. Расскажите об этом».
Задача педагога – учить детей рассказывать выразительно, образно, эмоционально, умело используя доступные художественные приемы.Большая часть занятия отводится детским рассказам, причем педагог одновременно уделяет внимание тем, кто говорит и тем, кто слушает. Приходит на помощь, если ребенок в чем – то затрудняется.
Детские рассказы целесообразно оформлять таким образом, чтобы с ними можно было провести повторную работу, например, записывать их с целью сделать книжку. Тексты этих рассказов можно проиллюстрировать рисунками самих детей.
На занятиях по творческому рассказыванию дети 6 – 7 лет учатся также придумывать сказки. Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что – то свое новое. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума.
Доступным и интересным для дошкольников оказывается придумывание сказок об игрушках – куклах, игрушечных медвежатах, лисятах и т.д.
Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены следующие темы сказочного характера: «Слоненок учится кататься на велосипеде», «Дюймовочка в гостях у куклы» и т.д.
На занятиях педагог знакомит детей с темой – придумать сказку о кукле, которая захотела пойти в лес за грибами. На столе воспитатель ставит деревья (лес). «Вам интересно будет узнать, в какой лес она пошла за грибами, какие грибы собирала, кого встретила в лесу, кто помог ей насобирать много грибов. Потом рядом с грибом появляется белка, и дети догадываются, что именно она поможет кукле. С помощью вопросов педагог побуждает детей подробнее рассказать о деревьях в лесу, о грибах …
В каком лесу кукла будет собирать грибы? Что за деревья в нем растут? Чему обрадуется кукла? Плодотворным является знакомство ребенка с игрушкой как персонажем сказки без инсценирования сюжета. В этом случае дети учатся сочинять с опорой на образ сказочного героя. Педагог, представляя детям игрушку, помогает подметить особенность её внешнего вида, черты характера (проворная, веселая белочка, трусливый заяц). Воспитатель учит детей придумывать и передавать в сказке воображаемые эпизоды, в которых проявляются эти черты.
Занятие начинается вступительным словом воспитателя, подготавливающим детей к предстоящей речевой творческой деятельности:
«Вы знаете много сказок, любите их слушать, сегодня вы сами попробуете придумать сказку о веселых игрушечных зверушках. Педагог выставляет на стол медвежонка и белку, рассказывает о них сказку. «А теперь придумайте веселую сказку о том, какие игры затевали медвежонок и зайчишка».
Занятия с опорой на игрушки сочетаются с занятиями, на которых придумывание сказок идет по сюжетам. «Слоненок учится кататься на велосипеде», «Как ежик нашел дорогу домой». Воспитатель знакомит детей с сюжетом будущей сказки, собирает план её изложения, активизирует словарь. Воспитатель применяет прием совместных действий – педагог начинает сказку, а дети продолжают её.
Творчество успешно развивается в тех условиях, где обеспечена планомерность и систематичность обучения, и дети имеют определенный уровень художественного развития.