Животные и растения болот: фото природы, описание обитателей живущих на болотах. Технологическая карта и презентация по окружающему миру на тему "болото и его обитатели" Краткое сообщение о болоте и его животных

Технологическая карта урока

по окружающему миру в 3 классе

по программе «Перспективная начальная школа»

Тема: Болото и его обитатели

Тип урока: освоение нового материала

Пед. задачи: создать условия для знакомства с многообразием представителей растительного и животногомира болота и возможностями их совместного обитания; содействовать раскрытию связей между обитателями болота; способствовать формированию умений составлять цепи питания, существующие в болотном сообществе.

Форма организации: урок

Представление о результатах:

Личностные результаты : учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач.

Метапредметные результаты:

регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

познавательные – отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Предметные результаты: познакомится с природным сообществом «Болото»; многообразием растительного и животного мира болота и их взаимодействием; научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания в природном сообществе «Болото».

Этапы урока,

формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности обучающегося

I.

Организацион-

ный момент

(1слайд)

Встанем ровно и красиво.

Повернись к соседу слева,

Повернись к соседу справа.

Улыбнись соседу слева,

улыбнись соседу справа.

Итак, друзья, внимание.

Прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

II . Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуаль-ная разминка

(2слайд)

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Решите кроссворд:

По вертикали:

1. У кого глаза на рогах, а дом на спине?

4. Есть на реке лесоруб

В серебристо-бурой шубе.

Из деревьев, веток, глины

Строит прочные плотины.

6. Ползает наоборот, задом наперёд,

всё под водой хватает клешнёй.

По горизонтали:

2. Выпуча глаза сидит,

По-французки говорит,

По-блошьи прыгает,

По-человечьи плавает.

3. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

5. Грызун, хорошо плавает и ныряет.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о проделанной работе дома.

Дети решают кроссворд:

Улитка

Бобр

Рак

Лягушка

Стрекоза

Ондатра

Выделяют существенную информацию из текста загадки.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

III.

Сообщение темы урока. Определение целей урока

(3 слайд)

(4 слайд)

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

Отгадайте загадки:

Не вода, не суша-

На лодке не уплывёшь

И ногами не пройдёшь.

Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

Определите цели урока.

Назовите изученные природные сообщества

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

Болото

Формулируют тему урока и ставят учебную задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Строить речевое высказывание в устной форме.

IV .

Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

(5 слайд)

(6 слайд)

(7слайд)

(8слайд)

(9слайд)

(10 слайд)

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Болото – широко распространённое в нашей стране природное сообщество. Подтвердить это можно с помощью физической карты России.Образуются болота в низинах, где скапливается и застаивается вода, а также на месте озёр при их зарастании.

Прочитайте рассказ в хрестоматии «Откуда берутся болота?».

Что это?

Я болотное растенье,

Конопатят мною стены.

Мох – древнейшее растение. Он встречается везде.

Рассмотрите Внимательно мох. Каких частей у мха вы не обнаружили?

Где встречается мох?

Болотистый мох является хорошим перевязочным материалом,

дезинфицирующим и впитывающим любую жидкость.

В чём особенность мхов?

Рассмотрите мох сфагнум на рисунке в учебнике (с.66)

Нижние части стебля сфагнума находятся в торфяной жиже и постепенно отмирают. Отмёршие части превращаются в торф. – О том, как образуется торф, очень образно говорится в сказке-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца»: (Чтение отрывка учителем) - На болотах живут лишь немногие растения и животные. Отгадайте, такие загадки:

    Ствол этот не простой:

Хоть и длинный, но пустой.

    Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-как кто со мной знаком?

    Лист острый, узкий,

Тянется высоко,

Растёт в болоте.

    Что за брусника вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь- кисло!

На болотах также растут багульник, голубика, морошка, пушица, аир. А еще есть необыкновенные растения-хищники – росянка и пузырчатка. Они ловят и поедают насекомых. Мелкие листочки росянки покрыты красными волосками с капельками клейкого сока. Окраска привлекает насекомых, и они, как только сядут на растение, тут же приклеятся к нему.

Почему росянка и пузырчатка превратились в растения-хищники?

Показывает обучающимся рисунки растений и рассказывает о некоторых отличительных особенностях рогоза и камыша.

Рогоз - это растение с большими темно-коричневыми, почти чёрными головками. Головка рогоза плотна сложена из сырых волосков. Под волосками зреют семена. К осени, когда семена созревают, волоски подсыхают, и сама головка становится очень лёгкой. Заденешь её, и вокруг тебя уже летает светлый пух. На его волосках-парашютиках семена рогоза разлетаются в разные стороны. Ещё в прошлом веке легкий пух из головок рогоза шел на спасательные жилеты, а из стеблей рогоза делали упаковочную ткань, теплоизоляционный материал ит.п.

Камыш – это растение с тёмно-зелёными, круглыми, длинными стеблями. Стебель камыша очень лёгкий, внутри много полых мест. Поэтому стебель не тонет. На вершине стебля в начале лета появляются небольшие неприметные цветки, собранные в соцветие-колосок. На стебле камыша много улиток, они очень любят это растение.

Прочитайте рассказ в хрестоматии «Росянка – комариная смерть» и рассмотрите рисунок этого растения в учебнике (с.66)

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре.

Мох

У мха нет корней и цветков.

Мох встречается в хвойном лесу, во влажных болотистых лесах.

Они растут только в экологически чистых местах.

Отгадывают загадки:

Тростник

Клюква

Осока

Клюква

- Росянка и пузырчатка превратились в растения-хищники потому, что им не хватало питательных веществ.

Заранее подготовленный ученик рассказывает о растении-хищнике - пузырчатке.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия с соответствии с поставленной задачей. воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату.

V .

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

(11 слайд)

(12 слайд)

Самостоятельная

работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

На болотах обитают и животные. Рассмотрите рисунки в учебнике. Назовите этих животных как они приспособились к обитанию на болоте?

На болотах лакомятся сладкими ягодами белые куропатки, сочные части растений едят косули. На болотистых берегах рек селятся также водяные крысы.

Можно встретить ужа и болотную гадюку.

Приведите примеры цепей питания обитателей болота

Организует работу в тетрадях № 2 (задания

29 – 31, стр.23)

Какие цепи питания вы видите?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока доказывают, свою точку зрения.

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о лягушке.

Росянка-комар; комар – лягушка; лягушка - цапля

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

VI.

Домашнее задан ие

Знакомит и объясняет домашнее задание.

Записывают в дневниках домашнее задание

Сохранять учебные задачи

VII.

Итог урока.

Рефлексия

(13 слайд)

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

Что особенно заинтересовало вас на уроке?

Что нового узнали на уроке?

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ольга Азовская
Конспект н. о. д. «Болото и его обитатели» с использованием элементов ТРИЗ-технологии.

Конспект н . о. д. «Болото и его обитатели » с использованием элементов ТРИЗ-технологии . для детей старшей группы. Познание.

Тема : болото и его обитатели

Цель : Обобщить и систематизировать представления о болоте и его обитателях .

Задачи :

образовательные : Формировать знания о значении болот в экологической системе Земли, представления о некоторых обитателях болот ;

развивающие : развивать речь, познавательные способности; активизировать и обогащать словарный запас детей

воспитательные : развивать умение работать в группе и самостоятельно; высказывать и отстаивать свое мнение

предварительная работа : рассматривание и обсуждение различных водоемов (река,озеро,пруд,болото ) ; чтение сказки «маленький водяной»

оборудование : проектор (показ презентации,аудиозапись «звуки болота » , разрезные картинки, картинки для игры «раньше-позже» , материалы для свободной изобразительной деятельности.

Ход н. о. д.

1. организационный момент : Игра психологической направленности «Приветствие»

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. постановка цели :

Ребята, сегодня мы отправимся в страну «Загадляндию» - там нас ждет много интересного. На чем мы туда поедем, вы узнаете, отгадав загадку :

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой

Ведет всех за собой. (Поезд)

Верно, это поезд. Итак, в путь!

3. Игра - имитация «поезд» (под музыку «мы едем,едем,едем» ) – 1 мин.

4. остановка «город загадочных дел и мест» (показ слайда «болото » )

Куда же мы попали? Все обходят это место :

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги. (болото )

Что же такое болото ? Посмотрите внимательно на картинку, что вы можете сказать про это место? (ответы детей)

Там, где почва сильно увлажнена, образуются болота . Это происходит от того, что растения у берегов постепенно разрастаются и продвигаются в глубь водоема. Мелкие водоемы быстрее превращаются в болота .

В далекие времена люди боялись болот . Все звуки которые слышались на болоте - кваканье лягушки , жужжание комаров, хлопанье крыльев птиц - люди приписывали разным чудищам – хозяевам болот (слайд - Болотник , Болотница , Кикимора, Водяной). Включение аудиозапись «Звуки на болоте »

На самом деле это особый мир растений и животных. Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями - здесь растёт очень высокая трава под названием тростник. В ней легко спрятаться и даже заблудиться. А земля на болоте - это вязкий ил и грязь. (слайд с изображением растений)

Весной и осенью отдыхают на болотах перелётные птицы . Утки и гуси - это самые шумные обитатели болот . Когда они собираются в стаи, на воде разыгрывается целый спектакль. Но за ними интересно наблюдать и тогда, когда они спокойно плавают. Вот утка, секунду назад, казалось, дремала, и вдруг - нырнула головой вниз, только хвостик смешно торчит над водой. Зачем? Она поймала рыбу или лягушку. А спать она пойдёт в своё гнездо, в зарослях тростника на берегу. (слайды с изображением птиц)

Каждый вечер на болоте можно услышать концерт. Лягушки-папы квакают без умолку, глядя на луну, а лягушки-мамы в это время мечут икру среди водорослей. (слайд-лягушки с икрой)

5. Динамическая пауза «лягушки»

Посмотрите, две лягушки, пальцы растопырить как «лягушачьи лапки»

Две зеленые подружки, поворот с приседанием

Прискакали на пригорок

И заквакали спросонок :

Ква-ква-ква-ква-ква-ква-ква, прыжки с поворотом вокруг себя

Всем вам доброго утра.

Поскакали, порезвились медленная остановка

И водичкою умылись. имитация умывания

После дружно развернулись поворот в сторону изображения

И к своей икре вернулись.

А кто знает, почему лягушки к икре вернулись и зачем она им нужна?

Правильно, вскоре из икринок появятся маленькие головастики, точно такие же, как те, что уже резвятся в болоте . Все они скоро подрастут, у них появятся лапки, исчезнет хвост, и они станут похожи на своих родителей. (слайд – стадии развития лягушки)

6. Игра «собери целое»

Ребята, маленький водяной прислал нам картинки с изображением своего болота , но по дороге они рассыпались на мелкие части и перепутались – помогите мне их собрать.

7. Заключительный этап.

Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о болотах .

Вам понравилось? Что было интереснее всего?

Ребята, как вы думаете, нужны ли болота на Земле ? (Ответы детей)

Осенью и весной (когда тает снег или идут частые дожди) - болота накапливают воду , а в сухое время года отдают её ручьям, рекам и не дают им обмелеть. Люди осознали пользу болот и перестали их осушать. Главная польза от болот – сохранение воды Живущих птиц, животных, растущих растений на болотах , люди должны беречь и охранять.

т. р. и. з - игра на определение линии развития объекта «Раньше – позже»

Правило игры : Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Ход игры:

Воспитатель : посмотрите, что вы можете сказать о болоте ? Оно какое?

Дети : вязкое, заросшее, топкое.

Воспитатель : Оно всегда было таким? Что было раньше?

Дети : Его не было, было озеро или прудик.

Воспитатель : Правильно, а еще раньше?

Дети : возможно была ямка.

Воспитатель : А еще раньше?

Дети : просто земля, поле, лес и т. д.

Воспитатель : А что будет с болотом потом ?

Дети : Оно может стать еще шире или наоборот пересохнет.

(Аналогично можно провести игру по теме «лягушка» по желанию)

Вы молодцы, справились с заданием,но Маленький водяной просил,чтобы вы как-нибудь изобразили его болото (если оно вам понравилось)

На столе вы найдете краски и листы бумаги, пластилин и многое другое-пофантазируйте! Изобразите болото или обитателей как вам нравится .

Свободная изо. деятельность и выставка работ.

Публикации по теме:

«Что такое горы?» Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ для детей 5–6 лет Программное содержание: Продолжать формировать представления детей о планете Земля (имеет разную поверхность, на ней можно обнаружить впадины,.

Конспект игротренинга с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4–5 лет Конспект игротренинга по развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 лет Цель: Развивать.

Конспект НОД по познавательному развитию «Как человек победил ночь» с использованием элементов ТРИЗ (средняя группа) Цель: Развитие воображения и логического мышления, побуждение детей к самостоятельному поиску причин, способов действий; разрешение противоречий,.

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе «Расскажем медвежонку, что такое зима» Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Расскажем медвежонку что такое зима»(решение задач.

Конспект НОД в средней группе с использованием элементов технологии ТРИЗ. Цель: развивать речь, творческое воображение, мышление, системность, поисковую активность. Ход и приемы руководства: 1 часть – Ребята,.

Конспект НОД «Волшебные превращения Капельки» с использованием элементов ТРИЗ-технологии (подготовительная группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: 1. Уточнить.

Конспект занятия по математике и ориентировке в пространстве в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ Конспект занятия по математике и ориентировке в пространстве в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема:«Путешествие в Африку».

НОД «Путешествие в страну Математику» с использованием элементов ТРИЗ-технологии План-конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы. Тема: «Путешествие.

Открытое занятие в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «В гостях у сказки» Конспект занятия в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «В гости к сказкам» Цель: Развивать познавательную активность,.

«Бумага». Экспериментальная деятельность с использованием элементов технологии ТРИЗ Экспериментальная деятельность с использованием элементов технологии ТРИЗ Тема: «Бумага». Возрастная группа: средняя группа Предварительная.

Библиотека изображений:

МБОУ «СОШ №29 с углублённым изучением отдельных предметов»

Учитель: Кубикова Галина Александровна

Урок чтения 3 класс Б

Тема: Болото и его обитатели.

Цели урока:

1.Обучающие:

Сформировать представление о природном сообществе и экосистеме;

Закрепить понятие о значении благоприятных природных условий для жизни организмов;

Показать отличия между естественными и искусственными природными сообществами;

2.Развивающие:

Научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно следственные связи; способствовать развитию воображения;

Научить формулировать цели урока, пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;

Развивать поисково-информационные умения: работать с учебниками;

Развивать учебно-организационные умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

Способствовать развитию коммуникативности

3.Воспитательные:

Формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

Формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру;

Развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умение поступать по совести;

Формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей;

Прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле

Познавательные УУД:

Познакомить с болотом как с природным сообществом;

Обобщить и систематизировать знания о болоте;

Сравнивать свои возможности;

Учить, искать и выделять нужную информацию в тексте;

Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований;

Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

Использовать словарь учебника

Личностные УУД:

Работать над развитием учебных и познавательных мотивов;

Работать над формированием рефлексивного отношения к учебе;

Регулятивные УУД:

Учить ставить цели предстоящей работы;

Учить различать учебные задания разного типа;

Учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;

Учить оценивать себя и своих товарищей

Коммуникативные УУД:

Совершенствовать умение работать в паре, в группе;

Учить осуществлять учебное сотрудничество;

Учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания

Ход урока

1. Орг. момент:

Добрый день, юные мыслители. Я рада видеть ваши умные и добрые лица. Прошу вас присесть.

2. Актуализация знаний обучающихся:

Назовите большую тему, которую мы изучаем.

3. Повторение пройденного:

Что же такое природное сообщество?

Какие природные сообщества мы знаем?

4. Проверка домашнего задания

А) Выполните тест, который покажет, как усвоена тема:

Тест по теме «Природное сообщество – озеро» 3 класс ПНШ

1.Озера располагаются:

а) на вершине горы;

б) на равнине;

в)в углублениях суши

2. На озерах растут растения:

а) пшеница, вьюнок, подорожник;

б) кувшинка, элодея, рогоз, ряска

3. Животный мир озер:

а) плотва дафнии, окунь, рак, щука;

б) крот, сойка, жук-олень

4. Цепи питания – это:

а) цепочка превращений, которая начинается одним и тем же веществом;

б) цепь из поедающих друг друга живых организмов;

в) золотая цепь

5. К искусственным водоемам относятся:

а) ручьи, ключ, озеро;

б) реки, моря, океаны;

в) пруды, водохранилища, каналы

ПРОВЕРКА (СЛАЙД№1) (В Б А Б В)

Вы, ребята, с чем-то не согласны?

Ребята, а во что превращается бессточный водоем: озеро или пруд?

(Предположения детей)

6. Отгадывание загадки:

Все обходят это место

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

(СЛАЙД №2)

7. Постановка проблемного вопроса:

Определите тему нашего урока

Что вы хотели узнать по теме «Болото»?

Вывешивается план работы на уроке:

1). Природное сообщество – болото

2). Растительный мир болот

3). Животный мир болот

4).Цепи питания

8. Заполнение листа самооценки на начало урока

Достаточно ли у вас знаний и представлений по этой теме?

9. Знакомство с лексическим значением слова «болото» по словарю Ожегова:

Болото – широко распространенное в нашей стране природное сообщество.

Болота и заболоченные места занимают в России очень большую территорию, примерно 2 миллиона квадратных метров. (СЛАЙД №3).

Ребята, покажите на карте территорию, которую занимают болота.

Как вы думаете, как образуются болота?

10. Работа по хрестоматии с.105-106. Чтение текста «Откуда берутся болота?»

Так как же образуются болота? Есть ли болота в нашем крае?

Что же вы расскажете по слайдам о растительности болот? (СЛАЙД №4)

На болоте мы можем увидеть все этажи растений: деревья, кустарники, травы, грибы, мхи.

Какие деревья встречаются на болотах?

Почему на болотах бедная растительность?

В болотистой почве мало бактерий, образующих перегной, поэтому здесь нет большого разнообразия растений. На бедной питательными веществами болотистой почве свеже-зеленым ковром раскинулось удивительное растение. Что это за растение, мы попытаемся узнать, отгадав загадку (СЛАЙД О МХЕ №5)

11. Отгадывание загадки:

Мягок, а не пух, зелен, а не трава.

Что же вы знаете о мхе?

Практическая работа:

Рассмотрите мох сфагнум, используйте лупу

(СЛАЙД №6)

Сообщение о мхе Кравченко Валерии:

Это одно из самых древних растений, вместо корней у них небольшие выросты, которыми они прикрепляются к почве. То, что кажется нам листьями, у мха на самом деле его веточки, на которых располагаются чешуйки-листья. Мхи не цветут, размножаются спорами. Круглый год мхи зеленые. Когда наступает засуха, мох-сфагнум становится белым. Но стоит пройти дождю – опять зеленеет. Мох может обходиться без воды несколько лет. Даже мох из гербария можно иногда оживить, напоив его водой.

Как вы думаете, где можно использовать мох?

(Применяется в строительстве. В деревнях при закладке бревенчатых домов, между бревнами его закладывают для утепления жилища. Во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты. Превращается в торф, а торф – это топливо).

Учитель:

Среди мха встречаются тонкие стебельки пушицы с белыми клочками «ваты» наверху. (СЛАЙД №7 пушица)

На болотах встречаются стрелолист, осока, багульник, вереск, аир болотный, валериана, череда. Все это лекарственные растения. (СЛАЙД №8, №9)

Но самое удивительное растение болота – это росянка.

Исследуем слово «росянка». Что вы увидели? (СЛАЙД №10 + видео)

Сообщение Пустоутовой Марии о росянке:

Росянка и пузырчатка – удивительные хищные растения. У росянки листья покрыты волосками. На волосках капельки жидкости, похожие на мелкие капельки, росинки. Отсюда и название растения. Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается. Насекомое переваривается, остается твердый хитиновый покров и крылышки. Так росянка питается.

Как вы думаете, почему только на болотах попадается вид растений – хищников?

(В природе все разумно: в воде мало нужных растениям веществ – их вымывает и уносит вода. Вот росянка и добирает их из организмов насекомых.)

Назовите ягоды, которые растут на болоте? (Слайд №11)

Какие особенности этих растений?

(Это кустарники низкорослые, корни стелются по поверхности, в глубь не идут. Листья особой формы, чаще узкие, жесткие.)

Почему кустарники плохо растут на болоте?

(Из-за большой влажности, неустойчивой опоры)

На болоте много ягодных кустарников. Назовите их. Но главная ягода болот – клюква.

А вот про чернику в народе сложили поговорку: «В доме, в котором едят чернику, врачу делать нечего».

Как понимаете эту поговорку?

На болотах лакомятся сладкими ягодами белые куропатки, сочными частями растений – косули.

А какие еще животные могут обитать в природном сообществе – болото?

(На болотах живут немногие животные, а лишь такие, которые чувствуют хорошо себя среди кочек, болотных трав, трясин. Болото для них и надежное укрытие, и место, где можно кормиться и водить потомство. Среди обитателей болот встречаются земноводные: ужи, тритоны, лягушки, водяные крысы, бобры и другие. Много насекомых. Обитают птицы.)

Подумайте, много ли подходящей пищи для животных в этом сообществе?

(Растений много, но они грубые, невкусные, да еще и ходить трудно. Изредка сюда заходят лоси. Им не страшны топкие места, так как у них длинные ноги. Лоси любят водоросли, могут нырять за ними.)

Посмотрите, каких животных много водится на болоте?

Каких птиц можно увидеть здесь?

Что общего во внешнем виде этих птиц?

(У всех длинные ноги – так удобнее ходить по болоту. Длинные клювы – помогают им доставать пищу из воды. Все они летают, а утки еще и плавают.)

Много и других интересных птиц.

Сообщение о кулике (Назимов Иван) (СЛАЙД №12)

Сообщение о выпи (Мишина Алина)

12. Составление цепей питания (СЛАЙД №13)

Даны слова: комар, росянка, уж, цветущее растение, лягушка, цапля.

13. Итог урока.

Что полезного для человека дает болото? (СЛАЙД №14)

14. Листок самооценки заполните.

15. Дом. задание: уч. стр. 83-85, тетрадь №30

16. Притча

Откуда берутся болота (притча для детей и взрослых)

Заметило озеро, что мало-помалу превращается в пруд, и взмолилось:

Люди! Люди, очистите меня поскорее!

Но люди отмахнулись:

Ничего, нам и пруда хватит!

Увидел пруд, что он начал становиться болотом, и попросил:

Помогите, пока не поздно!

Опять не послушали его люди.

И вскоре, действительно, бывшее озеро-пруд превратилось в болото.

Теперь люди ходили вокруг него, увязали, (некоторые тонули) и возмущались:

И откуда только болота берутся?

ДОБАВИМ К ЭТОМУ:

И НЕ ТОЛЬКО НА ЗЕМЛЕ, НО И В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШАХ.

г. Тольятти

Болото и его обитатели.

Цель: познакомить учащихся с животными растений и болот, их «профессиями» в экосистеме; рассказать о значении болот в жизни человека.

Оборудование: мультимедийная презентация, плакат « экосистема болот».

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

Что вы изучаете сейчас на уроке? Какова тема

раздела? (экосистемы)

Назовите составные части экосистемы. (воздух, вода, почва, горные породы, производители, потребители, разрушители).

3.Проверка домашнего задания

- Как выглядит экосистема озеро? (двухэтажная)

«Верхний этаж» составляют – рачки, мелкие организмы – планктон.

«Нижний этаж» - растения, рыбы, животные.

- Что выяснили о круговороте веществ в озере?

О чем свидетельствует черная стрелка? (Круговорот замкнут не полностью, поэтому со временем озеро превращается в болото)

Вывод:

Какова тема сегодняшнего урока?

Сегодня на уроке мы будем изучать экосистему болот.

Какое озеро может превратиться в болото? (бессточное) – Почему?

4.Совместное открытие знаний

Все обходят это место:

Здесь земля – как будто тесто.

Здесь осока, кочки, мхи.

Нет опоры для ноги.

Учитель : Болота могут образовываться в пониженных местах, где накапливается и застаивается вода, местность заболачивается. Также болота образуются на местах зарастающих водоемов . Каждое болото по-своему интересно, их множество.


- О чем подсказывают названия?

- Рассмотрите на стр.48 процесс зарастания озера.

Почему на дне откладывается столько останков мертвых организмов?

Учитель : Ручьи, реки, впадающие в озеро, несут множество песчинок и мелких частиц почвы. Все это оседает на дно озера. Дно, заполненное илом и остатками, становится все выше. Заросшее озеро превращается в болото.

Работа с текстом учебника.

1) Самостоятельное чтение текста;

2) Ответы на вопросы.

Ковер-сплавина – сплошной ковер из растений, которые корнями сплетаются друг с другом.

Что это за удивительное растение мох-сфагнум вы узнаете из текста (стр. 50).

Чтение вслух.

Что интересного узнали об этом растении? (демонстрация гербария)

Во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.

Физкультминутка (выполняется дыхательная гимнастика «Задуем свечу», зрительная гимнастика «Рисуем с закрытыми глазами»)

Учитель: Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место, пропадают, вновь появляются. Это связывали с нечистой силой. А суть в том, что растения отмирая, при гниении в сырой почве и воде выделяют газ порциями. Выходит газ пузырьками – вспыхивает и гаснет, создавая впечатление, что он перебегает.

Как вы знаете в каждой экосистеме свой растительный и животный мир.

Во многих местах на болотах есть озерца воды, где растут водные растения.

РОГОЗ часто называют камышом. Растение с темно-коричневыми головками.

РЯСКА, ее мелкие листочки достигают размера ноготка мизинца.

БАГУЛЬНИК Цветы его содержат много эфирного масла с одурманивающим запахом, поэтому над болотом часто ощущается своеобразный аромат.

РОСЯНКА хищное растение. Листья его покрыты волосками. На волосках капельки жидкости похожи на мелкие росинки. Жидкость привлекает насекомых, которые садятся на растение и приклеиваются. Лист мгновенно закрывается, и насекомое переваривается, остается только твердый покров и крылышки. Так питается росянка.

БОЛОТНЫЙ МИРТ (другое название КАССАНДРА) Дочь царя Трои Приама, в древнегреческой мифологии. Она отвергла любовь Апполона и была наказана. Никто не верил ее предсказаниям, хотя они всегда сбывались.

- На болотах растет множество ягодных растений. Они съедобные и очень полезны.

КЛЮКВА вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами, полезными для здоровья. Из них делают кисель, варенье, компот, морс.

ЧЕРНИКА – с темно-зелеными ягодами. Богат витаминами , укрепляющий зрение.

БРУСНИКА – вечнозеленое растение. В переводе на русский язык означает «виноградная лоза».

МОРОШКА хорошее средство против цинги – заболевания десен.

ГОЛУБИКА – растет кустиком. Ягоды голубого цвета, отсюда и название.

На болотах много насекомых: КОМАРЫ, МОШКИ ими питаются хищники: СТРЕКОЗЫ, они очень прожорливы, охотятся в полете.

Другой хищник – ВОДОМЕРКА . Ее тело и лапки покрыты волосками, смоченными жиром. Волоски не намокают и образуют воздушную шубу, поэтому водомерку невозможно утопить. Быстро бегает за насекомыми. Умеет летать, но когда совсем пересыхает. ГЛАДЫШ - в ночное время летает.


ЖУК-ПЛАВУНЕЦ – отлично плавает.

Насекомыми питаются УЖИ, ЖАБЫ, ЛЯГУШКИ . Здесь встречается ЯЩЕРИЦА, УЛИТКА.

- Что общего во внешнем виде аиста, журавля, цапли?

(Длинные ноги, чтобы удобно было ходить по болоту. Хорошие длинные клювы, чтобы достать пищу. Все они хорошо летают. Питаются головастиками, ягодами, насекомыми).

В камышах прячется КАМЫШОВКА (устар. малиновка) питается насекомыми, умеет голосом подражать другим птицам и даже животным.

КУЛИК И ЧИБИС – питаются насекомыми.

Своеобразное пение и у КУРОПАТКИ (слушание голоса куропатки)

БОЛОТНАЯ СОВА – одна из самых полезных птиц. Питается грызунами. Охотится утром и вечером.

БОЛОТНЫЙ ЛУНЬ – летает низко над землей. Питается рыбой, лягушками, птицами.

Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, лоси.

ЛОСИ – любят водоросли , даже ныряют в воду за ними.

Физкультминутка (упражнения на предупреждение сколиоза)

5.Первичное закрепление

1) - Теперь вам нужно применить свои знания, выполняя задание.

Практические упражнения стр. 51 №3 (в тетради)

Распределите болотных жителей.

Берем зеленый карандаш, подчеркиваем производителей, красным – потребителей, коричневым – разрушителей.

2) Составим цепи питания, используя раздаточный материал – карточки (практическая работа в группе)

Цепи питания:

Клюква→куропатка→лунь

Водоросли→рачки→карась→щука

3)- А теперь самостоятельная работа . Разгадайте кроссворд.

Назовите «профессию» организмов, которым приходится туго на болоте.

Кроссворд проверим.

И главный вопрос:

Какое значение имеют болота для человека?

1) Добыча торфа.

2) Болота смягчают климат окружающей среды. Увеличивают влажность воздуха.

3) Болота – это хранилища и регуляторы пресной воды рек.

Поэтому более 150 болот в нашей стране находятся под охраной.

(Возврат к 4 СЛАЙДУ)

6.Итог урока

С какой экосистемой познакомились?

Что нового и интересного узнали о болоте?

Что можете сказать о круговороте веществ в болоте? (со временем болото может превратиться в луг, так как круговорот незамкнут полностью)

Оценки за работу на уроке и домашнее задание.

Болото – идеальная среда обитания для определенных видов животных. Но жизнь на заболоченных территориях не так проста, как может показаться, поэтому там проживают самые сильные и умеющие приспосабливаться живые существа. В зависимости от на территории можно встретить разных представителей животного мира.

Земноводные жители болот

Самыми яркими представителями животных, обитающих на болотах, являются лягушки, жабы и тритоны.

Лягушка

Жаба

Тритон

Лягушки просто обожают влажные участки земли, поэтому болота являются основным местом обитания земноводных. Размер особей может варьироваться от 8 мм до 32 см (в зависимости от вида). Главными отличительными особенностями лягушек являются отсутствие хвостовой части, короткие передние конечности, голова, имеющая крупный размер и плоскую форму, сильные задние конечности, позволяющие делать прыжки на дальние расстояния.

Земноводные обладают прекрасным слухом, имеют большие выпуклые глаза, с помощью которых могут просматривать окружающий мир, высунув лишь глаза из воды. Чаще всего обитателей можно найти на берегу или болотных линиях.

Жабы очень похожи с лягушками, но у них отсутствуют зубы в верхней челюсти. Их кожа сухая и покрыта бородавками. Земноводные данного типа относятся к ночным животным и практически всё время живут на суше.

Тритоны очень похожи на ящериц, но имеют гладкую и влажную кожу. Их хвост похож на рыбий, а тело достигает размеров 10-20 см. Не имея хорошего зрения, тритоны обладают прекрасным обонянием.

Пресмыкающиеся жители болот

К данному виду животных относят ужей, гадюк и черепах. Первый вид вырастает размером до 1,5 м, имеют чешую с ребрышками и щитками. Чаще всего животных можно встретить в болотах травянистого типа. Ужи очень прожорливы, их главным лакомством являются лягушки, и беспозвоночные.

Гадюки предпочитают жить в самых влажных местах болот. Они редко когда вырастают более 65 см и весят около 180 г. Особи имеют плоскую широкую голову, надглазничные щитки, вертикальный зрачок. Самыми красивыми и яркими являются самки. Пресмыкающиеся имеют несколько зубов, проводящих яд.

Болотные черепахи вырастают размером до 38 см, весом до 1,5 кг. Особи имеют небольшой, круглый, чуть выпуклый панцирь, на пальцах расположены острые длинные когти. У черепах длинный хвост, выполняющий функцию руля. Питаются животными личинками, мальками рыб, моллюсками, червями, водорослями и другой живностью.

Гадюка

Болотные черепахи

Млекопитающие жители болот

Самыми распространенными млекопитающими являются ондатры и выдры. Первые походят на крысу и вырастают до 36 см. Медлительные на земле особи, превосходно плавают в воде и могут задерживать дыхание до 17 минут. При плохом зрении и обонянии, особи рассчитывают на свой отличный слух.

Ондатра

Выдра

Выдры одни из самых красивых животных болот. Они вырастают до 1 метра и обладают отличными мускулами. Особи имеют маленькие уши, длинный хвост, короткие лапы и толстую шею.

Птицы болот

На болотах также обитает множество птиц, среди которых белые куропатки, болотные совы, утки, серые журавли и кулики.

Куропатка