Первая монета из золота и серебра. История монет. Старые мастера и новая школа

В те времена Лидия лежала на перекрестке многих дорог. Через ее территорию проходили все торговые пути в страны Востока и Древнюю Грецию. Именно здесь возникла острая потребность в упрощении торговых сделок. А этому служили серьезной помехой тяжеловесные слитки, которые выступали в качестве денежной массы. Изобретательные лидийцы первые догадались изготавливать металлические монеты из электрума, который является природным сплавом золота с серебром. Небольшие фрагменты этого металла, по форме напоминающие бобы, стали расплющивать, нанося на их поверхность знак города. Этими символическими кусочками металла стали пользоваться как разменной монетой. Свое название первые лидийские монеты получили в честь лидийского царя Крёза, который, если верить легендам, обладал несметным богатством. Так мир увидел крёзеиды – первые металлические деньги с изображением.

Денежный оборот

Спустя несколько десятилетий правители греческого города Эгины начали чеканить свои монеты. Внешне они были совсем не похожи на лидийские крёзеиды и отливались из чистого серебра. Поэтому историки утверждают, что металлические монеты в Эгине были изобретены самостоятельно, но немного позже. Монеты из Эгины и Лидии очень быстро начали передвигаться по территории всей Греции, перебрались в Иран, а потом появились и у римлян, под конец завоевав многие варварские племена.

Постепенно на рынок зашли монеты многих городов, которые отличались друг от друга по весу, виду и стоимости. Отчеканенная монета одного города могла стоить в несколько раз дороже монет другого, потому что могла быть вылита из чистого золота, а не из сплава. При этом монеты с изображением или эмблемами ценились гораздо выше, т.к. отличались чистотой металла и полновесностью. Клеймо монетного двора, чеканившего деньги пользовалось непоколебимым авторитетом среди всех жителей.

Греческие монеты

На территории Древней Греции размещалось несколько городов-государств: Коринф, Афины, Спарта, Сиракузы, и в каждом из них был свой монетный двор, чеканивший свои монеты. Они были разной формы, на них наносились различные и клейма, но чаще всего это были изображения священных животных или богов, которых почитали в том городе, где чеканилась монета.

Так, например, в Сиракузах на монетах был изображен бог поэзии Аполлон, а на монетах Коринфа парил крылатый Пегас.

Помощница Юпитера

Наверняка, в кошельке у каждого человека можно обнаружить пару монет. Ими удобно расплачиваться в транспорте или покупать кофе в автомате. И далеко не многие задумывались о том, где и как была сделана самая первая монета.

Само слово «монета» пришло к нам с латыни и переводится, как «советница». Именно этот титул имела Юнона, супруга Юпитера. Считалось, что Юнона предсказывала нападения врагов или природные катаклизмы римлянам. Возле храма Юноны (находился около Рима) были расположены мастерские, где чеканились металлические монеты. Однако это не самые первые монеты.

Древняя находка

В результате множественных раскопок было установлено, что самой первой монетой является статер. Эта монета была обнаружена на территории древней Лидии. Теперь эта территория принадлежит Палестине и Турции. Археологи установили, что возраст этой монеты составляет не менее 3200 лет. Исследования привели археологов к тому, что создателем монеты был Фи Дон (VII в. до н. э.) . Фи Дон был правителем острова Эгина. Именно на этом острове был расположен один из самых древних монетных дворов. Также, существует мнение, что первая монета появилась при царе Ардисе (685 г. до н. э.) .

Статер был сделан из сплава серебра и золота. Такой сплав принято называть электрум. На одной из сторон монеты был изображен лев, а другая сторона была пустой. Из других источников можно узнать, что на обратной стороне был штамп, который говорил о стоимости монеты. Форма статера была овальной, а не круглой, как теперь. Изначально, статер изготавливался из золота или серебра. Один золотой статер был равен стоимости от 20 до 28 драхм. Также, один золотой статер можно было обменять на 2 серебряных статера. Примерно в этот же период (V в. до н. э) начали появляться дарики - монеты из высокопробного золота. Есть мнение, что дарик является самой первой монетой из чистого золота. Исходя из этого мнения, первая монета из чистого золота появилась при лидийском царе Крезе.

Лев дороже черепахи

В дальнейшем было установлено, что были монеты с изображением морской черепахи. Эти монеты имели меньшую стоимость, чем те, где изображен рычащий лев (статер) . Также, были найдены монеты с изображением различных мифических существ, однако эти монеты не имели большой ценности и представляли редкость.

Главной причиной появления монет на территории Лидии было то, что там велась активная торговля между странами и различными племенами. Об этом свидетельствует то, что статеры до сих пор находят при исследованиях и раскопках на территории кельтских поселений. Изначально, в качестве монет, использовались обычные кусочки золота или серебра. Однако кусочки имели разный вес и, соответственно, стоимость. Поэтому появилась необходимость стандартизировать деньги.

Монета-долгожитель

Также, стоит отметить, что статер был достаточно популярным. Это подтверждает письменное упоминание, которое можно встретить в Евангелии от Матвея (17: 24-27) . Там речь идет о чуде Иисуса, связанное со статером. Это упоминание позволяет убедиться в возрасте статера. Еще одним подтверждением является то, что статер был в обороте около 8 веков!

Однако не все признают статер самой первой монетой. Некоторые заявляют, что самая первая монета была отчеканена на территории Китая (XII век до н. э) . В отличие от статера, эти монеты были в обороте только на территории Китая и обладали специальной царской печатью, которая свидетельствовала о ее подлинности. Печать имела рисунок головы быка или льва.

Другие утверждают, что самая древняя монета принадлежит территории Северной Америки и ее возраст составляет 50 тысяч лет. Однако ни одна из данных монет так и не найдена. А посему – это лишь предположения.

На корабле. Само слово «монета» в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница». Такой титул имела римская богиня Юнона - супруга громовержца Юпитера . Считалось, что она неоднократно предупреждала римлян о землетрясениях и нападениях врагов. На римском Капитолии возле храма Юноны Монеты размещались мастерские, где чеканились и отливались металлические деньги. От того же латинского корня произошло слово «мантия» - символ «указания / предрешения » судьбы человека судьями . В некоторых странах в судах в мантию облачаются также прокуроры и адвокаты .

По месту их изготовления продукция мастерских также получила название «монета», которое затем попало в большинство европейских языков. Геродот и некоторые другие авторы древности писали о том, что первые монеты были отчеканены в малоазийском государстве Лидии . В наше время точно установлено, что древнейшие монеты появились именно там около 685 года до н. э. , при царе Ардисе . Изготовлялись они из электрума - природного сплава серебра и золота . На одной стороне монеты стоит проба, на другой - голова ассирийского льва. Через несколько десятилетий монеты начали изготовлять в греческом городе Эгине . Они чеканились из серебра и отличались по форме от лидийских. Предполагают, что в Эгине монета была изобретена хотя и позже, но независимо [ ] от Лидии. Из Лидии и Эгины монеты быстро распространились по всей Греции, её колониям , и далее в Иране . Затем они появились и у римлян и у многих варварских племён . Самостоятельно монеты были изобретены в Индии и Китае . Причём в Китае первые монеты из бронзы отливались ещё в XII веке до н. э , но они имели только региональное значение. И только лидийский царь Крёз (561-546 до н. э.), сын Алиатта, установил стандарт чистоты металла (98 % золота или серебра) и гербовую царскую печать на лицевой стороне (голова льва и быка). Эта официальная печать гарантировала качество царской монеты.

Быстрое распространение монет связано с удобством их хранения, дробления и соединения, относительно большой стоимостью при небольшом весе и объёме, что очень удобно для обмена.

Известны периоды в истории отдельных стран, когда использование монет по тем или иным причинам прекращалось. Так, на Руси в XII -XIV веках существовал безмонетный период , так как приток серебра из-за рубежа иссяк, а своих серебряных месторождений на Руси тогда не было.

Использование цифр (дат) на монетах

Арабские цифры и славянская цифирь

Наиболее ранняя русская монета с арабскими цифрами относится к 1655 году , это ефимок . Основное место распространения ефимков - территория Украины, где население пользовалось европейскими (польскими и др.) монетами, с датировкой от Рождества Христова арабскими цифрами. В Московском Государстве пользовались староболгарской цифирью с летоисчислением от Сотворения Мира (от Адама) по византийской эре. Только с 1700 года , уже Русское Царство, перешло на летоисчисление от Рождества Христова и празднование Нового года 1 января, а не 1 сентября. 7208-й год от Сотворения Мира - это 1700 год нашей эры (7208 - 5508 = 1700). Далее славянская цифирь стала заменяться на арабские цифры. Славянские цифры в последний раз появляются на серебряных монетах чеканки 1722 года .

Монетная форма

Основной монетной формой является кружок , но монеты могут быть четырёхугольными , многоугольными (обычно правильными), неправильной формы.

Почти каждая монета имеет лицевую сторону - аверс , и оборотную сторону - реверс . Исключение составляют односторонние монеты, в том числе брактеаты (монеты из тонкой серебряной пластинки XII -XV веков). Но их по сравнению с огромной массой двусторонних монет немного.

В определении понятий лицевой и оборотной сторон монет нет единства. В старой нумизматической литературе лицевая сторона - с изображением правителя. Сейчас принято при практической работе лицевой стороной монеты считать ту, которая своим изображением или легендой определяет её государственную принадлежность: если об этом говорят и изображение, и легенда, то при определении сторон предпочтение отдаётся легенде.

С 1832 года на Петербургском и на Варшавском монетных дворах началась чеканка монет с двойным обозначением номинала - в рублях (или копейках) и в злотых (или грошах), исходя из официального соотношения 1 злотый = 15 копеек.

2. Русско-французские монеты .

Были выпущены малым тиражом донативные монеты (подарочная монета) номиналом 100 французских франков или 37 рублей 50 копеек.

3. Русско-молдавские монеты (медные монеты, чеканка на территории Молдавии командованием русской армии во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов) .

Фальшивые и поддельные монеты

Хотя вне круга специалистов не делается различия между указанными терминами, нумизматы обычно под фальшивыми подразумевают незаконно изготовленные с целью пуска их в обращение монеты, внешне почти ничем не отличающиеся от других современных им монет того же типа и номинала. Поддельные же - монеты, изготовленные значительно позже тех образцов, которым они следуют, с целью продажи их в качестве антикварных вещей.

Некоторые подделки по своему типу отличаются от современных им монет и являются плодом фантазии их изготовителя. Фальшивые монеты отличаются обычно низкой пробой золота и серебра или заменой последних медью или бронзой с последующей позолотой или серебрением. Иногда ядро из меди или свинца плакировано золотом, серебром. В обоих случаях для установления фальшивости монеты важно определить её пробу и удельный вес.

Фальшивые монеты обычно изготавливались либо путём чеканки новым штемпелем, сделанным фальшивомонетчиком, либо путём отливки.

Изготовление поддельных монет осуществляется путём:

  • отливки,
  • применения нового штемпеля,
  • незаконного использования старого штемпеля с внесением в него некоторых изменений,
  • создания гальванопластической копии,
  • соединения лицевой и оборотной сторон двух подлинных монет разных типов (и получения таким способом монеты якобы неизвестного образца),
  • перегравировки подлинной монеты,
  • спиливания отдельных букв или знаков с последующей припайкой других.

Новодел

Новодельной монетой называют монету, изготовленную по прототипу редкой для нумизматов и отчеканенной на государственном монетном дворе либо подлинными (с изменением гурта), либо вновь изготовленными штемпелями (с изменением деталей рисунка или даты), для того чтобы отличить новодел от оригинала.

Так называемый «новодел »

В известном смысле новодел нельзя считать подделкой при попытке продажи монеты как инвестиционной (то есть по стоимости металла, из которого она сделана). И наоборот, проблема подделки старинных монет, ценность которых в первую очередь состоит из антикварной стоимости и в незначительной степени из стоимости металла, стои́т очень остро - подделать старинную технологию монетного дела несложно, а выигрыш в цене очень велик.

Признаки платежеспособности монеты (российской)

В соответствии с п.1 Указаний ЦБ РФ от 26.12.2006 N 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России» платежеспособными считается монеты Банка России, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или имеющие мелкие механические повреждения, но полностью сохранившие изображение на аверсе и реверсе. Поскольку банкноты и монеты со временем могут испортиться, но при этом они не теряют своей подлинности, указание ЦБ РФ предусматривает возможность обмена таких износившихся денежных знаков, если:

  • имеет изменения первоначальной формы (погнутая, сплющенная, надпиленная, имеющая отверстия и следы удаления металла), но полностью сохранившая изображение на аверсе и реверсе;
  • имеет следы воздействия высоких температур и агрессивных сред (оплавленная, травленая, изменившая цвет);
  • имеет брак изготовителей.

Обмен банкнот и монет производится бесплатно по номиналу и без ограничений суммы.

Неплатежеспособными и не подлежащими обмену признаются банкноты и монеты Банка России, не имеющие силы законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, или содержащие признаки подделки, или имеющие повреждения, (кроме повреждений, при которых возможен обмен).

Сохранность монеты

Для характеристики монеты и её коллекционной стоимости существенное значение имеет определение её сохранности и редкости. На международном нумизматическом рынке выработались названия для степеней сохранности монет и их характеристик:

  1. «Полированный штемпель», или «полированная пластина». К этой степени относятся монеты, чеканенные специальным штемпелем с зеркальной поверхностью, который во время процесса чеканки должен все время сглаживаться, чтобы не терять своего качества. Монеты с полированной пластиной - монеты новейшего времени, предназначенные для коллекционеров. Они имеют обычно зеркальную поверхность поля и матированный рисунок с высоким рельефом. Обе стороны монеты, а также гурт не должны иметь повреждений, видимых невооруженным глазом, или дефектов чеканки.
  2. «Полированная пластина с едва заметными дефектами». Термин применяется только в англоязычной нумизматической литературе.
  3. «Зеркальный блеск». Высшая степень сохранности монет, чеканенных обычными штемпелями. Они не были в обращении, сохраняют первоначальный блеск, не должны иметь никаких дефектов, видимых невооруженным глазом.
  4. «Необращавшиеся монеты». Монеты, которые также не были в обращении, но если монеты 3-й степени - первые 100-200 экземпляров, чеканенных новым штемпелем, то монеты 4-й степени могут быть отчеканены более старыми штемпелями. Если монеты 1-й и 3-й степени снимаются из-под штемпеля поштучно, то монеты 4-й степени снимаются автоматически и при пересчете, упаковке и хранении в мешках получают незаметные невооруженным глазом дефекты от соприкосновения с другими монетами.
  5. «Отлично». Не должно быть следов износа, различаемых невооруженным глазом, хотя монеты находились в обращении. Поверхность монет чистая, в углублениях сохраняется первоначальный блеск. Допускаются лишь незначительные дефекты, возникшие в процессе чеканки, при транспортировке или в процессе обращения. Монеты этой степени сохранности близки к монетам предшествующей степени. Высшая степень сохранности для античных и средневековых монет.
  6. «Превосходно». Все детали рисунка видны ясно, легенды читаются без затруднений, только на наиболее рельефных частях видны легкие следы износа. На сторонах монеты, а также на гурте могут быть мелкие царапины и выбоины. По сути, наиболее низкая степень сохранности для монет новейшего времени.
  7. «Прекрасно». На монете значительные следы износа, детали расплывчаты, но различимы. Легенда разборчива, хотя буквы могут быть сглажены. Античные и средневековые монеты такой сохранности включаются в собрание безоговорочно, монеты нового времени - при условии их редкости, новейшие - бракуются.
  8. «Очень хорошо». Монеты, долгое время бывшие в обращении и весьма значительно изношенные. На сторонах монеты, а также на гурте - царапины, выбоины и другие дефекты. Легенды ещё читаемые, но уже частично стертые. Знаки монетных дворов трудно различимы. Пригодны для коллекций античных и средневековых монет, а также имеют значение, если это монеты редкой чеканки.
  9. «Хорошо». Монеты этой степени сохранности очень сильно изношены. Видны лишь контуры изображения. Легенды плохо читаемы, даты читаются с трудом. В музейной коллекции дефекты имеют значение как историко-нумизматические памятники, если они представляют интерес в этом отношении.

В немецкой и английской (редко во французской) нумизматической литературе имеются ещё три степени сохранности монет (в нумизматические магазины и на аукционы монеты такого качества не поступают, за очень редким исключением).

  1. «Слабая сохранность». Изображения сохранились лишь частично, легенды читаются с трудом; царапины, выбоины. Такие монеты могут ещё иметь научное, но не коллекционное значение.
  2. «Плохая сохранность».
  3. «Очень плохая сохранность». На монетах такой сохранности изображения почти не сохранились, легенды читаются частично. Монеты очень плохой сохранности могут иметь также механические повреждения (отверстия, надпилы), отслоения металла, следы травления и т. п. Даже редкие монеты плохой и очень плохой сохранности стоят очень дешево.

Следует понимать, что «полированная пластина» не является в истинном смысле степенью сохранности, это технология производства. Поэтому полированная пластина с серьёзными дефектами, не позволяющими отнести её к категории «полированная пластина с едва заметными дефектами», не переходит в категорию «зеркальный блеск».

Граффити на древних монетах

Граффити на древних монетах - изображения, рисунки или надписи, выцарапанные на монетах, несущие определённую смысловую нагрузку. Они имеют свою систему нанесения, четко выраженные тенденции.

Изучение граффити на монетах носило и носит постоянный характер, однако научные исследования в этой сфере не завершены. Древние восточные монеты, попадавшие в денежное обращение Руси, являются одним из наиболее распространенных носителей граффити.

Анализ граффити позволил их разделить на 7 основных групп:

  • подражания восточным надписям и отдельные группы;
  • скандинавские рунические надписи или единичные руны;
  • тюркские руны;
  • предметные изображения: оружие, ладьи, боевые стяги;
  • знаки Рюриковичей;
  • религиозные символы (молот Тора, крест, свастика);
  • различные знаки (не отнесенные к другим группам, полностью нерасшифрованные).

Самые необычные монеты мира

Самая тяжёлая и самая большая по номиналу

Самой тяжёлой монетой на сегодняшний день является миллионодолларовая золотая монета, изготовленная монетным двором Перта (Австралия). 1000-килограммовая монета, изготовленая из золота 999,9 пробы, имеет диаметр 80 см и толщину 12 см . До неё самыми тяжёлыми являлись канадская монета номиналом 1 млн долларов весом 100 кг и австрийская монета номиналом 100 тысяч евро , весившая 31,1 кг .

Самая красивая

Самой красивой в мире признана мексиканская монета 2005 года из серебра с изображениями герба Мексики и ацтекского календаря . Решение принято членами Всемирной конференции монетных дворов в Южной Корее в мае 2008 года .

Российская империя , СССР и РФ

Самая крупная по покупательной способности монета страны

  • Памятная монета номиналом 50 000 рублей РФ весом пять килограммов чистого золота - 150-летие Банка России, выпущенная в обращение Банком России 1 февраля 2010 года тиражом 50 экземпляров. Данная монета является законным платёжным средством на всей территории Российской Федерации и должна приниматься к оплате по номиналу в 50 000 рублей. Реальная стоимость данной монеты на порядки превышает номинальную.

До этого самой крупной была трёхкилограммовая памятная монета номиналом 25 000 рублей РФ из чистого золота - 190-летие Федерального государственного унитарного предприятия «Гознак», выпущенная в обращение Банком России 11 августа 2008 года тиражом 50 экземпляров.

Интересный факт: монетой весом в пять кг золота можно расплатиться в любом магазине - например, купить золотую цепочку весом 50-60 г.

Самая крупная по номиналу разменная монета

Самые крупные по номиналу монеты как Российской империи, так СССР и РФ массового выпуска (не инвестиционные) - биметаллическая сто рублей РФ 1992 года и медно-никелевая сто рублей РФ 1993 года .

Самая мелкая по номиналу монета страны

Самые тяжёлые монеты страны

  • Российской империи: квадратная медная пластина 1 рубль Екатерины I с круглыми печатями - гербами России по четырём краям и с номиналом в центре. Надпись в центре по кругу: Цена рубль. Екатерінъбурхъ. 1725 . Вес монеты несколько более 1,6 кг. Десять монет весили ровно пуд . Размер 18х18 см, толщина 5 мм. Монета выпускалась в 1725-1726 годах и сейчас чрезвычайно редка (её коллекционная стоимость ещё в 1960-х годах превышала две тысячи рублей).
  • Современной России: 22 ноября Банком России выпущена памятная монета из серебра 900-й пробы «275-летие Санкт-Петербургского монетного двора», общим тиражом 150 штук, номиналом 200 рублей и весом 3342 грамма. На производство одной монеты ушло 3 килограмма чистого серебра. После было выпущено ещё две подобные монеты (общим тиражом 500 штук): 300 монет из серебра 900-й пробы и 200 монет из серебра 925-й пробы.

Самый тяжёлый пятак

См. также

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  2. Этимологический словарь русского языка. Вып. 10: М / Под общей редакцией А. Ф. Журавлёва и Н. М. Шанского. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 400 с. ISBN 978-5-211-05375-5
  3. Б.Байер, У. Бирштайн и др. Конечно, они не попадают под определение монет, действующее на сегодняшний день, так как не имеют определенного веса, размера и чистоты металла. История человечества 2002 ISBN 5-17-012785-5
  4. , с. 85.
  5. Аверин П. С. Каталог российских монет 1700-1917. - М.: ООО «АРГО», 2012. 168 с.-

Где были изготовлены самые первые монеты (дошедшие до нас) и получил лучший ответ

Ответ от ДИНамовец По духу[гуру]
Первые монеты
Монеты - металлические пластинки с рисунком, свидетельствующим, что это деньги. Первые монеты были изготов лены в VII в. до н. э. в Малой Азии, в царстве Лидия (ныне территория Турции) из электра, природного сплава золота и серебра. Для подтверждения установленного веса кусочков металла на них штамповался рисунок. Процесс штамповки получил название чеканки. Отчеканенный рисунок играл роль печати, или клейма, которым правитель гарантировал точность веса монеты. Опыт изготовления монет оказался удачным и вскоре распространился на Европу. Следует отметить появление других форм металлических денег: медных монет в Северном Причерноморье и Италии, бронзовых
имитаций орудий труда и раковин в Китае, серебряных колец в Таиланде, золотых и серебряных слитков в Японии.
Первые серебряные монеты
Монеты быстро распространились в эллинском мире. На монетах часто изображали эмблемы мест изготовления. Лев - символ Карий в Малой Азии; ваза, каракатица и черепаха - островов Андроса, Кеоса и Эгины. Жук был эмблемой Афин Можно определить время выпуска этих монет: они были обнаружены в фундаменте храма богини Артемиды (справа) в Эфесе, построенного около 560 г. до н. э.
Литые медные монеты
Слитки меди определенного веса служили деньгами до начала изготовления монет в Ольвии (Северное Причерноморье) , Риме и некоторых других этрусских и латинских городах. На медные слитки стали наносить изображения, которые превращали их в монеты. В Ольвии монеты обычно отливались в круглых формах, но иногда им придавали вид дельфина.
Слоновые монеты
В Риме первые слитки с изображениями сохраняли прямоугольную форму. Индийский слон на плате напоминает боевых слонов греческой армии, которая захватила Южную Италию в 280 г. до н. э.
Причудливые формы
Первые китайские монеты (около 500 г. до н. э.) делали из бронзы в форме орудий труда и раковин каури, служивших ранее деньгами. Монеты - орудия труда для использования в хозяйстве не годились.
Деньги-кольца
В домонетный период в Таиланде расплачивались серебряными кольцами определенного веса. В XVII в. кольца стали переделывать в монеты: их разгибали, ковали и клеймили государственным штемпелем.
Монеты-слитки
На рубеже XVI-XVII вв. Иэясу, будущий первый сёгун Токугава, преобразовал монетную систему Японии. Его золотые и серебряные монеты в виде кованых или литых пластин были очень похожи на слитки предшествующих эпох.

Ответ от Ўнона [гуру]
Считается, что первые металлические монеты появились только в VIII веке до н. э. в Китае. Чеканились они из меди. Спустя век были отчеканены первые золотые монеты.
Родиной их стала Лидия – могущественное рабовладельческое государство, располагавшееся в западной части Малой Азии. Впрочем, монеты были не совсем золотые. В Лидии разрабатывались месторождения, в которых золото находилось в сплаве с серебром. Этот сплав называют электрумом. Из него и делались монеты.
Самые древние монеты, дата чеканки которых известна, – это монеты, чеканившиеся в Лидии (Малая Азия) в 685-652 гг. до н. э. Первым об этом упоминает Геродот, сообщая, что лидийцы были «первыми из людей.. .чеканившими и использовавшими в употреблении золотые и серебряные монеты...» .
Лидия вела обширную торговлю с Грецией и своими восточными соседями. Поэтому позже монеты распространилась на всю зону греческой цивилизации в Средиземноморье и персидскую державу.
В эпоху зрелых рабовладельческих отношений в Древней Греции и Риме золото и серебро играли ведущую роль в денежном обращении, хотя параллельно с ними в употреблении были и медные монеты.
Для удобства расчетов при торговых сделках лидийцы ввели в обращение золотую чеканную монету - статер, на которой была изображена бегущая лисица - символ главного лидийского бога Бассарея.
Однако настоящее золотое обращение ввел в VI в. до н. э. легендарный лидийский царь Крез, чеканивший монеты весом 11 г из золота россыпей малоазиатской реки Пактол. Их называли "крезеиды"
Спустя век золотые монеты вошли в обиход в Персии. После завоевания Лидии персидским царем Киром золотые монеты начали чеканить и в других странах Ближнего и Среднего Востока.
Широкое распространение получили, например, дарики - монеты царя Персии Дария I, на которых он изображен стреляющим из лука.
После разгрома Персидской державы в IV в. до н. э. Александр Македонский стал богатейшим человеком всех времен и народов, захватив не менее четырех тысяч тонн золота из сокровищниц персидских царей.
Естественно, что в эпоху эллинизма самыми надежными деньгами были высококачественные золотые статеры с его профилем весом 7,27 г.
С III века до н. э. золотые монеты начали чеканить в Риме. Именно римлянам суждено было назвать новое изделие монетой – денежный двор находился в храме Юноны-Монеты, изделия двора стали называть монетами.
Появление золотых монет в России связывают со временем князя Владимира Святославовича. В самом конце 18 века, в 1792 году, была найдена в Киеве первая древнерусская монета. Ее обнаружили среди церковных привесок к иконам. Это был сребреник князя Ярослава Мудрого.
А еще через несколько лет стала известна и первая золотая русская монета – златник князя Владимира. Вес златника – около 4 граммов. От златника произошла русская единица веса – золотник (4,266 г) .
В настоящее время можно считать установленным, что чеканка первых монет на Руси началась при Владимире, в конце Х столетия.
ссылка

Создание монет - одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет - это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы « пройдемся » по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи - их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны - доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII-XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера - Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию - она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа - гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие - полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет - в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед . В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед . У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет - наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки - чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет - пруф-лайк , или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6-0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка - центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа - это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш А также не забывайте на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.