Где были изготовлены самые первые монеты. Первые монеты. Российская империя, ссср и рф

В настоящее время ни один человек не может представить жизнь без денег. Но так было не всегда. Когда же они вошли в жизнь людей? Точно известно, что первые деньги были в виде монет.

Ученые и археологи до сих пор спорят об истинном возрасте первой монеты на Земле. Знатоками в данной области было проведено немало исследований, чтобы определить точную дату ее появления. Они изучали старинные источники и пытались понять цель подобного изобретения. Удивительно представлять, как сотни лет назад еще до примитивной цивилизации, люди нашли вариант оплаты своих потребностей.

О чем свидетельствует история?

Она с неоспоримой точностью доказывает, что самые старые в мире монеты появились в Малой Азии (приблизительно территория современной Турции). Кто же первым создал монету? Какие существуют легенды о ее создании? Ответы на эти вопросы вы узнаете, прочитав статью целиком.

Находка самой первой монеты в мире

“Лидийцы были первыми из людей, кто научился чеканить и пользоваться серебряными и золотыми монетами…” - сообщал Геродот. Что это значит и кто такие лидийцы? Давайте разберемся в данных вопросах. Все дело в том, что первые монеты в мире, год чеканки которых точно не известен, - это монеты из города Лидия (Малая Азия).

Статир или статер - это первая известная людям монета. Она пользовалась популярностью в Древней Греции в период с V века до н. э. по I век н. э. На данный момент установлено, что монеты изготовлялись именно при Лидийском царе Ардисе, в 685 году до н. э.

На территории своего города жители Лидии обнаружили богатейшее месторождение природного сплава золота и серебра. Называется этот сплав - электрум, как раз из него и начали изготавливать золотые статеры.

Одна из самых старых монет в мире была продана на аукционе в 2012 году в Нью-Йорке за 650 тысяч долларов. Лидия находилась рядом с Грецией, и, благодаря такому географическому расположению, появилось некоторое культурное сходство. Из-за этого статиры и вошли в оборот в Древней Греции и близлежащих государствах. В некоторых источниках утверждается, что самые старые в мире монеты находились в обращении еще у древних кельтов.

Самые ранние статиры, сохранившиеся до нынешних времен, имеют очень примитивный вид. Одна сторона монеты пустая, а на второй изображена голова рычащего льва. Первый статир был найден в Палестине, его возраст составляет приблизительно 2700-3000 лет. Ниже приведено фото самой старой монеты в мире.

Первая серебряная монета

Лидийские мастера начали чеканить золотые и серебряные монеты и использовать их как платежное средство. Это стало возможным, благодаря новым методам по очистке ценных металлов. Самая старая монета в мире, сделанная из чистого серебра, была открыта в Греции и чеканилась в Эгине. Эти монеты еще называли эгинскими драхмами. На одной из сторон сребреника была изображена черепаха - символ города Эгина.

Отчеканенные эгинские монеты быстро распространились в Греции, а потом даже проникли в Иран. Чуть позже они стали пользоваться популярностью во многих варварских племенах. Взглянув на рисунок или фото первой монеты в мире, можно понять, что она была маленького размера и имела вид серебряной пластины.

Тогдашние сребреники сильно отличались от современных монет. Они были очень громоздкие и невзрачные, некоторые из них весили около 6-ти грамм, а на лицевой стороне был изображен всего лишь знак города. На обратной стороне монеты можно заметить следы от шипов, с помощью которых держалась монетная пластина во время чеканки.

Иллинойская монета

Некоторые археологи утверждают, что легенда о Лидийской монете (статире) неверная. В мировой археологии известна странная история о том, как в США была обнаружена старинная металлическая пластина, схожая с монетой, возраст которой насчитывал всего несколько десятков лет.

Рассказ гласит: в штате Иллинойс в 1870 году на Лужайке Хребта во время бурения артезианской скважины один из рабочих - Иаков Моффит - наткнулся на округлую пластину из медного сплава. Толщина и размер пластины напоминали американскую монету того времени, равную 25-ти центам.

монеты из Иллинойса

Эту монетку нельзя было назвать примитивной, так как она выглядела довольно интересно. На одной из ее сторон было изображено две человеческие фигуры: одна большая и в головном уборе, а другая маленькая. На обратной стороне пластины находилось изображение странного животного, которое свернулось калачиком. У него были огромные глаза и рот, вытянутые острые уши, длинный хвост и когтистые лапы.

Историки называют эту находку медальоном или монетой. Кстати, по краям пластины имелись надписи, похожие на иероглифы, которые не смогли расшифровать до сих пор.

Первое упоминание о монете из Иллинойса

Самые ранние упоминания об этой монете оставил геолог из Мичигана Александр Уинчелл в своей книге “Искры из молотка геолога”. Он использовал в ней сведения, полученные из записок, сделанных очевидцем находки Уильямом Уилмотом в 1871 году.

В 1876 году профессор Уинчелл представил пластину миру, это произошло на заседании Американской Ассоциации. Многие геологи сочли данный поступок розыгрышем и подумали, что эта монетка не что иное, как фальшивка.

Сейчас, к сожалению, невозможно подтвердить или опровергнуть подлинность этой находки, так как она не сохранилась до наших дней. Все, что осталось от нее, - это описание и эскиз.

Странность данной истории состоит в том, что некоторые факты противоречат сами себе. Представим, что монета и вправду существовала, но тогда возникает множество вопросов. Глубина, на которой нашли самую старую в мире монету, составляет 35 метров, а это пласты возрастом 200 тысяч лет. Получается, в Америке уже тогда существовала цивилизация? Даже если и так, то вряд ли индейцы, жившие в доколумбову эпоху, знали, как получить медный сплав.

Первая русская золотая монета

Первая монета, изготовленная из золота в древней Руси, получила название златник или золотник. Чеканить ее начали в Киеве в Х-XI вв.после Крещения Руси князем Владимиром. Об истинном названии первых русских монет нет точных сведений. Традиционно используется термин “златник”, который известен, благодаря тексту византийско-русского договора, датируемого 912 годом. Самых старых монет в мире осталось всего 11 штук.

Первый золотник приобрел Г. Бунге в Киеве в 1796 году у солдата, который получил монету от матери. В 1815 году золотник был выкуплен и потерян Могилянским. Изначально златники считались аналогами болгарских или сербских чеканки. Однако позднее появилась возможность определить истинное - древнерусское - происхождение этих монет. Это было достигнуто, благодаря найденным кладам с монетами, их исследованию и расшифровке надписей на них.

Известные находки сребреников и златников

Новость о том, что златники и сребреники все-таки были древнерусского происхождения, поставила под сомнение всю коллекцию византийских монет в Эрмитаже. Под Пинском было найдено четыре златника. С каждым годом росло число найденных сребренников, и это служило ярким доказательством существования монетной системы в древней Руси.

Окончательным аргументом выступил клад, найденный в Нежине в 1852 году, в котором среди прочих ценных вещей обнаружили около двухсот сребреников. С каждым годом росло количество найденных серебряных монет и, благодаря этому, появлялось все больше частных коллекций.

Внешний вид златника

На лицевой стороне монеты был изображен портрет князя Владимира в головном уборе с крестом в правой руке и левой, лежащей на груди. Сверху изображался трезубец - характерный знак рода Рюриковичей. По кругу находилась надпись кириллицей, которая гласила: Владимир на престоле.

На обороте монеты была изображена фигура Христа, в левой руке которого Евангелие, а правая находилась в благословляющем положении. По кругу, как и на лицевой стороне, тоже была надпись: Иисус Христос.

Физические характеристики златника

Диаметр золотника составлял 19-24 мм, а вес около 4-4.5 г. Все ныне известные златники были отчеканены соединенными между собой монетными штемпелями. Размер оттиска для лицевой стороны монеты соответствовал штемпелю для тыльной стороны.

На данный момент известно 6 пар штемпелей. Надписи и изображения на них очень тщательно выполнены, причем в едином стиле. Однако каждый штемпель отличается друг от друга. По описаниям известно, что три пары штемпелей изготовлены, видимо, одним и тем же человеком, так как выполнены очень аккуратно.

Следующая пара сделана довольно грубо, а в надписи на лицевой стороне пропущена буква. Остальные две пары штемпелей, по всей вероятности, копировались с предыдущих. Мастер, скорее всего, был малоопытный, так как сохранил лишь общий вид монеты, а такая деталь, как положение рук Христа, была изменена. Буквы надписи тоже расположены не совсем верно, не так, как в предыдущих версиях золотников.

  1. Монетные пластины отливались с помощью складных форм для чеканки, что явствует из внешнего вида золотников.
  2. Средняя масса золотника - 4,2 г, в дальнейшем эта величина была взята за основу весовой единицы в древней Руси.
  3. Появление русских монет способствовало оживлению культурных и торговых связей с Византией.
  4. Моделью для золотников Владимира служили византийские солиды, сделанные при императорах Константине VIII и Василие II. Златники были похожи на византийские солиды своим весом и расположением рисунка на монетной пластине.
  5. В 1988 году праздновалось 1000-летие древнерусской чеканки, в честь этого события была выпущена золотая монета с изображением князя Владимира.
  6. Чеканка золотых монет длилась всего несколько лет при жизни князя Владимира, а после его смерти так и не возобновилась.

Использование древнерусских монет имеет исключительно торговый смысл, ведь как предмет ритуала, подарка или награды златник никогда не использовался.

На корабле. Само слово «монета» в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница». Такой титул имела римская богиня Юнона - супруга громовержца Юпитера . Считалось, что она неоднократно предупреждала римлян о землетрясениях и нападениях врагов. На римском Капитолии возле храма Юноны Монеты размещались мастерские, где чеканились и отливались металлические деньги. От того же латинского корня произошло слово «мантия» - символ «указания / предрешения » судьбы человека судьями . В некоторых странах в судах в мантию облачаются также прокуроры и адвокаты .

По месту их изготовления продукция мастерских также получила название «монета», которое затем попало в большинство европейских языков. Геродот и некоторые другие авторы древности писали о том, что первые монеты были отчеканены в малоазийском государстве Лидии . В наше время точно установлено, что древнейшие монеты появились именно там около 685 года до н. э. , при царе Ардисе . Изготовлялись они из электрума - природного сплава серебра и золота . На одной стороне монеты стоит проба, на другой - голова ассирийского льва. Через несколько десятилетий монеты начали изготовлять в греческом городе Эгине . Они чеканились из серебра и отличались по форме от лидийских. Предполагают, что в Эгине монета была изобретена хотя и позже, но независимо [ ] от Лидии. Из Лидии и Эгины монеты быстро распространились по всей Греции, её колониям , и далее в Иране . Затем они появились и у римлян и у многих варварских племён . Самостоятельно монеты были изобретены в Индии и Китае . Причём в Китае первые монеты из бронзы отливались ещё в XII веке до н. э , но они имели только региональное значение. И только лидийский царь Крёз (561-546 до н. э.), сын Алиатта, установил стандарт чистоты металла (98 % золота или серебра) и гербовую царскую печать на лицевой стороне (голова льва и быка). Эта официальная печать гарантировала качество царской монеты.

Быстрое распространение монет связано с удобством их хранения, дробления и соединения, относительно большой стоимостью при небольшом весе и объёме, что очень удобно для обмена.

Известны периоды в истории отдельных стран, когда использование монет по тем или иным причинам прекращалось. Так, на Руси в XII -XIV веках существовал безмонетный период , так как приток серебра из-за рубежа иссяк, а своих серебряных месторождений на Руси тогда не было.

Использование цифр (дат) на монетах

Арабские цифры и славянская цифирь

Наиболее ранняя русская монета с арабскими цифрами относится к 1655 году , это ефимок . Основное место распространения ефимков - территория Украины, где население пользовалось европейскими (польскими и др.) монетами, с датировкой от Рождества Христова арабскими цифрами. В Московском Государстве пользовались староболгарской цифирью с летоисчислением от Сотворения Мира (от Адама) по византийской эре. Только с 1700 года , уже Русское Царство, перешло на летоисчисление от Рождества Христова и празднование Нового года 1 января, а не 1 сентября. 7208-й год от Сотворения Мира - это 1700 год нашей эры (7208 - 5508 = 1700). Далее славянская цифирь стала заменяться на арабские цифры. Славянские цифры в последний раз появляются на серебряных монетах чеканки 1722 года .

Монетная форма

Основной монетной формой является кружок , но монеты могут быть четырёхугольными , многоугольными (обычно правильными), неправильной формы.

Почти каждая монета имеет лицевую сторону - аверс , и оборотную сторону - реверс . Исключение составляют односторонние монеты, в том числе брактеаты (монеты из тонкой серебряной пластинки XII -XV веков). Но их по сравнению с огромной массой двусторонних монет немного.

В определении понятий лицевой и оборотной сторон монет нет единства. В старой нумизматической литературе лицевая сторона - с изображением правителя. Сейчас принято при практической работе лицевой стороной монеты считать ту, которая своим изображением или легендой определяет её государственную принадлежность: если об этом говорят и изображение, и легенда, то при определении сторон предпочтение отдаётся легенде.

С 1832 года на Петербургском и на Варшавском монетных дворах началась чеканка монет с двойным обозначением номинала - в рублях (или копейках) и в злотых (или грошах), исходя из официального соотношения 1 злотый = 15 копеек.

2. Русско-французские монеты .

Были выпущены малым тиражом донативные монеты (подарочная монета) номиналом 100 французских франков или 37 рублей 50 копеек.

3. Русско-молдавские монеты (медные монеты, чеканка на территории Молдавии командованием русской армии во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов) .

Фальшивые и поддельные монеты

Хотя вне круга специалистов не делается различия между указанными терминами, нумизматы обычно под фальшивыми подразумевают незаконно изготовленные с целью пуска их в обращение монеты, внешне почти ничем не отличающиеся от других современных им монет того же типа и номинала. Поддельные же - монеты, изготовленные значительно позже тех образцов, которым они следуют, с целью продажи их в качестве антикварных вещей.

Некоторые подделки по своему типу отличаются от современных им монет и являются плодом фантазии их изготовителя. Фальшивые монеты отличаются обычно низкой пробой золота и серебра или заменой последних медью или бронзой с последующей позолотой или серебрением. Иногда ядро из меди или свинца плакировано золотом, серебром. В обоих случаях для установления фальшивости монеты важно определить её пробу и удельный вес.

Фальшивые монеты обычно изготавливались либо путём чеканки новым штемпелем, сделанным фальшивомонетчиком, либо путём отливки.

Изготовление поддельных монет осуществляется путём:

  • отливки,
  • применения нового штемпеля,
  • незаконного использования старого штемпеля с внесением в него некоторых изменений,
  • создания гальванопластической копии,
  • соединения лицевой и оборотной сторон двух подлинных монет разных типов (и получения таким способом монеты якобы неизвестного образца),
  • перегравировки подлинной монеты,
  • спиливания отдельных букв или знаков с последующей припайкой других.

Новодел

Новодельной монетой называют монету, изготовленную по прототипу редкой для нумизматов и отчеканенной на государственном монетном дворе либо подлинными (с изменением гурта), либо вновь изготовленными штемпелями (с изменением деталей рисунка или даты), для того чтобы отличить новодел от оригинала.

Так называемый «новодел »

В известном смысле новодел нельзя считать подделкой при попытке продажи монеты как инвестиционной (то есть по стоимости металла, из которого она сделана). И наоборот, проблема подделки старинных монет, ценность которых в первую очередь состоит из антикварной стоимости и в незначительной степени из стоимости металла, стои́т очень остро - подделать старинную технологию монетного дела несложно, а выигрыш в цене очень велик.

Признаки платежеспособности монеты (российской)

В соответствии с п.1 Указаний ЦБ РФ от 26.12.2006 N 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России» платежеспособными считается монеты Банка России, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или имеющие мелкие механические повреждения, но полностью сохранившие изображение на аверсе и реверсе. Поскольку банкноты и монеты со временем могут испортиться, но при этом они не теряют своей подлинности, указание ЦБ РФ предусматривает возможность обмена таких износившихся денежных знаков, если:

  • имеет изменения первоначальной формы (погнутая, сплющенная, надпиленная, имеющая отверстия и следы удаления металла), но полностью сохранившая изображение на аверсе и реверсе;
  • имеет следы воздействия высоких температур и агрессивных сред (оплавленная, травленая, изменившая цвет);
  • имеет брак изготовителей.

Обмен банкнот и монет производится бесплатно по номиналу и без ограничений суммы.

Неплатежеспособными и не подлежащими обмену признаются банкноты и монеты Банка России, не имеющие силы законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, или содержащие признаки подделки, или имеющие повреждения, (кроме повреждений, при которых возможен обмен).

Сохранность монеты

Для характеристики монеты и её коллекционной стоимости существенное значение имеет определение её сохранности и редкости. На международном нумизматическом рынке выработались названия для степеней сохранности монет и их характеристик:

  1. «Полированный штемпель», или «полированная пластина». К этой степени относятся монеты, чеканенные специальным штемпелем с зеркальной поверхностью, который во время процесса чеканки должен все время сглаживаться, чтобы не терять своего качества. Монеты с полированной пластиной - монеты новейшего времени, предназначенные для коллекционеров. Они имеют обычно зеркальную поверхность поля и матированный рисунок с высоким рельефом. Обе стороны монеты, а также гурт не должны иметь повреждений, видимых невооруженным глазом, или дефектов чеканки.
  2. «Полированная пластина с едва заметными дефектами». Термин применяется только в англоязычной нумизматической литературе.
  3. «Зеркальный блеск». Высшая степень сохранности монет, чеканенных обычными штемпелями. Они не были в обращении, сохраняют первоначальный блеск, не должны иметь никаких дефектов, видимых невооруженным глазом.
  4. «Необращавшиеся монеты». Монеты, которые также не были в обращении, но если монеты 3-й степени - первые 100-200 экземпляров, чеканенных новым штемпелем, то монеты 4-й степени могут быть отчеканены более старыми штемпелями. Если монеты 1-й и 3-й степени снимаются из-под штемпеля поштучно, то монеты 4-й степени снимаются автоматически и при пересчете, упаковке и хранении в мешках получают незаметные невооруженным глазом дефекты от соприкосновения с другими монетами.
  5. «Отлично». Не должно быть следов износа, различаемых невооруженным глазом, хотя монеты находились в обращении. Поверхность монет чистая, в углублениях сохраняется первоначальный блеск. Допускаются лишь незначительные дефекты, возникшие в процессе чеканки, при транспортировке или в процессе обращения. Монеты этой степени сохранности близки к монетам предшествующей степени. Высшая степень сохранности для античных и средневековых монет.
  6. «Превосходно». Все детали рисунка видны ясно, легенды читаются без затруднений, только на наиболее рельефных частях видны легкие следы износа. На сторонах монеты, а также на гурте могут быть мелкие царапины и выбоины. По сути, наиболее низкая степень сохранности для монет новейшего времени.
  7. «Прекрасно». На монете значительные следы износа, детали расплывчаты, но различимы. Легенда разборчива, хотя буквы могут быть сглажены. Античные и средневековые монеты такой сохранности включаются в собрание безоговорочно, монеты нового времени - при условии их редкости, новейшие - бракуются.
  8. «Очень хорошо». Монеты, долгое время бывшие в обращении и весьма значительно изношенные. На сторонах монеты, а также на гурте - царапины, выбоины и другие дефекты. Легенды ещё читаемые, но уже частично стертые. Знаки монетных дворов трудно различимы. Пригодны для коллекций античных и средневековых монет, а также имеют значение, если это монеты редкой чеканки.
  9. «Хорошо». Монеты этой степени сохранности очень сильно изношены. Видны лишь контуры изображения. Легенды плохо читаемы, даты читаются с трудом. В музейной коллекции дефекты имеют значение как историко-нумизматические памятники, если они представляют интерес в этом отношении.

В немецкой и английской (редко во французской) нумизматической литературе имеются ещё три степени сохранности монет (в нумизматические магазины и на аукционы монеты такого качества не поступают, за очень редким исключением).

  1. «Слабая сохранность». Изображения сохранились лишь частично, легенды читаются с трудом; царапины, выбоины. Такие монеты могут ещё иметь научное, но не коллекционное значение.
  2. «Плохая сохранность».
  3. «Очень плохая сохранность». На монетах такой сохранности изображения почти не сохранились, легенды читаются частично. Монеты очень плохой сохранности могут иметь также механические повреждения (отверстия, надпилы), отслоения металла, следы травления и т. п. Даже редкие монеты плохой и очень плохой сохранности стоят очень дешево.

Следует понимать, что «полированная пластина» не является в истинном смысле степенью сохранности, это технология производства. Поэтому полированная пластина с серьёзными дефектами, не позволяющими отнести её к категории «полированная пластина с едва заметными дефектами», не переходит в категорию «зеркальный блеск».

Граффити на древних монетах

Граффити на древних монетах - изображения, рисунки или надписи, выцарапанные на монетах, несущие определённую смысловую нагрузку. Они имеют свою систему нанесения, четко выраженные тенденции.

Изучение граффити на монетах носило и носит постоянный характер, однако научные исследования в этой сфере не завершены. Древние восточные монеты, попадавшие в денежное обращение Руси, являются одним из наиболее распространенных носителей граффити.

Анализ граффити позволил их разделить на 7 основных групп:

  • подражания восточным надписям и отдельные группы;
  • скандинавские рунические надписи или единичные руны;
  • тюркские руны;
  • предметные изображения: оружие, ладьи, боевые стяги;
  • знаки Рюриковичей;
  • религиозные символы (молот Тора, крест, свастика);
  • различные знаки (не отнесенные к другим группам, полностью нерасшифрованные).

Самые необычные монеты мира

Самая тяжёлая и самая большая по номиналу

Самой тяжёлой монетой на сегодняшний день является миллионодолларовая золотая монета, изготовленная монетным двором Перта (Австралия). 1000-килограммовая монета, изготовленая из золота 999,9 пробы, имеет диаметр 80 см и толщину 12 см . До неё самыми тяжёлыми являлись канадская монета номиналом 1 млн долларов весом 100 кг и австрийская монета номиналом 100 тысяч евро , весившая 31,1 кг .

Самая красивая

Самой красивой в мире признана мексиканская монета 2005 года из серебра с изображениями герба Мексики и ацтекского календаря . Решение принято членами Всемирной конференции монетных дворов в Южной Корее в мае 2008 года .

Российская империя , СССР и РФ

Самая крупная по покупательной способности монета страны

  • Памятная монета номиналом 50 000 рублей РФ весом пять килограммов чистого золота - 150-летие Банка России, выпущенная в обращение Банком России 1 февраля 2010 года тиражом 50 экземпляров. Данная монета является законным платёжным средством на всей территории Российской Федерации и должна приниматься к оплате по номиналу в 50 000 рублей. Реальная стоимость данной монеты на порядки превышает номинальную.

До этого самой крупной была трёхкилограммовая памятная монета номиналом 25 000 рублей РФ из чистого золота - 190-летие Федерального государственного унитарного предприятия «Гознак», выпущенная в обращение Банком России 11 августа 2008 года тиражом 50 экземпляров.

Интересный факт: монетой весом в пять кг золота можно расплатиться в любом магазине - например, купить золотую цепочку весом 50-60 г.

Самая крупная по номиналу разменная монета

Самые крупные по номиналу монеты как Российской империи, так СССР и РФ массового выпуска (не инвестиционные) - биметаллическая сто рублей РФ 1992 года и медно-никелевая сто рублей РФ 1993 года .

Самая мелкая по номиналу монета страны

Самые тяжёлые монеты страны

  • Российской империи: квадратная медная пластина 1 рубль Екатерины I с круглыми печатями - гербами России по четырём краям и с номиналом в центре. Надпись в центре по кругу: Цена рубль. Екатерінъбурхъ. 1725 . Вес монеты несколько более 1,6 кг. Десять монет весили ровно пуд . Размер 18х18 см, толщина 5 мм. Монета выпускалась в 1725-1726 годах и сейчас чрезвычайно редка (её коллекционная стоимость ещё в 1960-х годах превышала две тысячи рублей).
  • Современной России: 22 ноября Банком России выпущена памятная монета из серебра 900-й пробы «275-летие Санкт-Петербургского монетного двора», общим тиражом 150 штук, номиналом 200 рублей и весом 3342 грамма. На производство одной монеты ушло 3 килограмма чистого серебра. После было выпущено ещё две подобные монеты (общим тиражом 500 штук): 300 монет из серебра 900-й пробы и 200 монет из серебра 925-й пробы.

Самый тяжёлый пятак

См. также

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  2. Этимологический словарь русского языка. Вып. 10: М / Под общей редакцией А. Ф. Журавлёва и Н. М. Шанского. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 400 с. ISBN 978-5-211-05375-5
  3. Б.Байер, У. Бирштайн и др. Конечно, они не попадают под определение монет, действующее на сегодняшний день, так как не имеют определенного веса, размера и чистоты металла. История человечества 2002 ISBN 5-17-012785-5
  4. , с. 85.
  5. Аверин П. С. Каталог российских монет 1700-1917. - М.: ООО «АРГО», 2012. 168 с.-

Принято считать начало русской государственности 882 годом нашей эры, когда новгородский князь Олег со своей дружиной взял город Киев. Именно с этого момента начинается официальная история нашего государства. Как и другие страны, на Руси с самого начала появились не только государственные органы, но и деньги.

Самыми старинными монетами, найденными на Руси, являются византийские серебряные и золотые монеты.

С одной стороны на монете изображался портрет императора, другую могли занимать различные изображения, надписи и номинал монеты. Именно такой тип монеты на Руси взяли за образец. Именно, благодаря византийцам, мы имеем такой современный вид монеты в настоящей России.

Менялись эпохи и правители, гербы и названия, а Россия развивалась и процветала, а с ней эволюционировала и монета.

Начало чеканки монет непосредственно на Руси ведёт нас, благодарных потомков, в Киевскую Русь, где ориентировочно в конце Х века появляется «Сребреник». На монете изображался Киевский князь, а рядом с ним герб Рюриковичей - парящий сокол в виде трезубца.

Однако, полноценного цеха по производству монет на Руси того времени так и не появилось. Основной денежной единицей стал серебряный слиток, называемый Гривной.

В ХIII веке меняется техника производства денег. Теперь монеты стали изготавливать из серебряной проволоки. Отсюда появляется знакомое нам всем название «Рубль» от того, что слитки «рубили» из проволоки. Размеры слитков были различны по весу и форме. Свои рубли выпускали Москва и Новгород. Из рубля изготовляли монеты.

Но всё это было кустарным производством. Первые массовые монеты на Руси стали делать в начале ХV века в Москве, затем в Суздальском княжестве, а после в Рязани и Твери. На первых Московских монетах изображался в основном Дмитрий Донской, но часто встречаются монеты с изображением со всадниками, воинами с оружием в руках, животными как существующими, так и мифическими. Это было связано с тем, что как такового монетного двора не существовало, и монеты производили серебряных дел мастера, которым князь лично разрешал чеканить монету для пополнения монетного фонда. Так монеты чеканили даже уездные князья и богатые бояре. На московской монетах с другой стороны изображалась надпись на татарском языке. Дело в том, что уже в то время Московия активно завоёвывала рынки Поволжья, где основным языком был татарский, поэтому деньги были «мульти язычными». Это дало свои плоды, во второй половине ХV века и до включения этих земель в состав России, российская старинная монета, называемая «денгой» прочто удерживала лидерство в регионе и была аналогом доллара в современном мире.

По мере централизации государства и создания внутреннего рынка, деньги стали чеканиться только с русскими надписями, да и потребность в распространении денег за границу отпала.

Следующей вехой в истории медных денег на Руси принято считать 1534 год, год, когда оканчивается денежная реформа Елены Глинской. Теперь на Руси стали чеканить деньги единого государственного образца. На монете был изображён всадник с копьём, отсюда пошло новое название - «копейка». Копейка стала на долгое время самой крупной монетой московского царства.

Серебро стало единственным материалом для производства денег на долгое время. Многие цари пытались проводить денежную реформу, вводились и медные деньги, а Василий Шуйский даже выпустил первые золотые деньги, но всё это было каплей в море и часто проваливалось. Так, медный бунт даже получил отдельную главу в учебниках истории и москвоведения.

Очередной шаг в развитии российских денег сделал царь-реформатор Пётр Алексеевич Романов, известный больше, как император Пётр I . В 1704 году Пётр проводит денежную реформу. Появляются серебряные рублёвые монеты, полтинники, полуполтинники, гривенник, пятачок с надписью «Десять денег» и Алтын, равный трём копейкам.


Теперь с одной стороны царской монеты изображался двуглавый орёл - герб Российской империи, как было принято во всех европейских странах. С 1730 года на теле орла появляется герб московского царства - Георгий Победоносец.

Помимо серебра, велись работы и над медной монетой. Дело в том, что всё правление Петра I велись поиски номинала медной монеты, поэтому медные этого периода часто менялись по весу и форме.

Дальнейшее развитие монеты в России шло по нарастающей. Монеты становились больше в объёме, ценнее по весу, изображение императоров становилось всё более чётким и искусным.


С развитием государства, постепенно стали появляться бумажные деньги, первые появились в Российской Империи ещё при матушке-императрице Екатерине II . Окончательной точкой чеканки монеты в Российской империи стал 1917 год, Первая Мировая война, революция. Экономика России того периода характеризовалась фразой И.А. Вышнеградским, министра финансов России в 1887-1892 годах, «Не доедим, но вывезем».

В 1915 году дошло до того, что в царской армии не было снарядов и патронов, солдатам некоторых частей выдали топоры на длинных палках, для отражения атак немцев и австрийцев. В стране всё больше богатели богатые и всё сильнее беднели бедные. Такое положение дел привело к революции в феврале 1917 года, когда ситуацией воспользовались буржуазные круги, и к Великой Октябрьской Социалистической Революции. Новая власть быстро осознала потребность в своих собственных, новых деньгах. О монетах советской эпохи будет рассказано в другой статье...

Создание монет - одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет - это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы « пройдемся » по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи - их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны - доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII-XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера - Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию - она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа - гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие - полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет - в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед . В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед . У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет - наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки - чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет - пруф-лайк , или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6-0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка - центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа - это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш А также не забывайте на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

До происхождения монет на протяжении веков миссию платежного средства, т.е. денег, выполняли различные предметы применения: раковины, рабы, зерно, скот, и другое. В эпоху бронзы денежным эквивалентом стал металл.

С развитием торговли, и производства ведущюю роль стали выполнять слитки из драгоценных металлов и меди разной формы и веса, имея высокую ценность при относительно небольшой массе. Во втором тысячелетии до н.э. в Вавилоне купцы при применении слитков или колец из драгоценных металлов гарантировали их вес и содержание металла клеймом.

Около 700 года до н.э. в Лидии и ионических городах Малой Азии появились монеты, которые постепенно начали вытеснять весовые деньги. Они отличались от весовых денег тем, что их изготовлением занималось само государство. Из монеты получились деньги в виде удобного кусочка металла, за содержание благородного металла в котором государство ручалось нанесенным изображением и надписью. Помимо экономической функции, оно придало этому средству платежа и обращения еще и функцию носителя информации. Появление монет стало в качестве платежного средства к существованию, и привело к укреплению ключевых позиций государства в экономике.

К примеру сказать, в Греции, где денежные фабрики были государственные, жизнь без государства, государственного регулирования и государственных законов для граждан страны стала невозможной уже и по экономическим причинам. Монеты это знак, отчеканенный из золота, серебра, меди или других металлов и сплавов имеет лицевую - аверс, и оборотную - реверс, стороны. Сбоку поверхность монеты - гурт.

Самые первые монеты появились в высокоразвитой культуре древнего Китая в середине второго тысячелетия до н.э. Были изготовлены из бронзы литьём. В VII в. до н.э. в странах Средиземноморья появились первые чеканные монеты. Изготовление и чеканка монет было делом относительно простым, сперва плавили металл и отливали маленькие круглые диски, эти диски подвергали чеканке.

В античности развитие монет происходило греческими рабовладельческими государствами, затем Древним Римом и достигло своей вершины в период наибольшего расширения территории Римской империи. Слово «монета» - это одно из имен древнеримской богини Юноны и одновременно название первого римского монетного двора при храме Юноны на Капитолийском холме в Древнем Риме.

Когда появились первые монеты, появились и подделки. Так в Древней Греции этот вид преступления получил большое распространение, в IV в. до н.э. в Афинах в законах Солона за изготовление фальшивых монет была предусмотрена смертная казнь. Фальшивые монеты былы повседневным явлением, народ знал слова высеченные на стене святилища Аполлона в Афинах: «Лучше подделывать монету, чем истину ».

Во время недавних раскопок одного из древних поселений викингов в Англии археологи нашли старинную арабскую серебряную монету, которая оказалась вовсе не серебряной, а изготовленной из меди с тонким серебряным покрытием, это была искусная подделка. Считают главным центром фальшивомонетничества во времена расцвета Древнего Рима являлся экономически слабый Египет. Впервые возникли методы и приемы проверки подлинности монет. Когда Антоний прибыл в Египет, в его свите были опытные, как бы мы их сейчас назвали, «специалисты по экспертизе монет».

Основными металлами для изготовления монет в течение столетий были золото, серебро и медь. Государство или правитель, чеканившие деньги, удостоверяли как точность веса, так и пробу сплава монеты. В истории можно найти как минимум три способа подделки монет. Первый - это уменьшение веса монеты, или чеканка неполновесной монеты. Второй - уменьшение содержания драгметалла в монете, или снижение пробы монеты. Иногда такие способы подделки называют «порчей монет». И третий способ - изготовление «золотых» и «серебряных» монет из неблагородных металлов. Им только придавался вид подлинных, иногда их покрывали тонким слоем драгоценного металла.

Были приемы проверки подлинности монет. Простой при помощи ножа, срезался кусочек монеты и по срезу легко устанавливалось, настоящая или поддельная. Например, только покрытая слоем драгоценного металла. Правда, фальшивомонетчики быстро нашли выход из положения: они сами делали на поддельной монете надрез и серебрили его. Причем научились это делать очень давно. Кроме ножа, монету проверяли «на зуб»: если зуб не берет - значит, поддельная, так как хорошо было известно, что золото и серебро - относительно мягкие металлы, и зубы оставляли на них метку. Монету испытывали на звук бросали на камень, если был звонкий, чистый звук - значит, монета подлинная, глухой - поддельная.

Изготовление поддельных денежных знаков, а также переделка подлинных наносили ущерб государству, и фальшивомонетчики всегда строго преследовалось в соответствии с законами. Однако даже угроза самого сурового наказания, а практически везде это была смертная казнь, не останавливала фальшивомонетчиков.

Соблазн подделывать монеты был вызван еще и тем обстоятельством, что монеты первоначально чеканились крайне небрежно. Форма их была неправильная, изображения на аверсе и реверсе неясные. Объясняется это как несовершенством техники на монетных дворах того времени, так и отсутствием строгого государственного надзора за чеканкой и состоянием денежного обращения.

Порой перед соблазном обогащения путем фальшивомонетничества не могли устоять короли. Английский король Генрих VI весьма оригинально воспользовался открытием своего придворного алхимика, который установил, что если натирать медную монету ртутью, то ее очень трудно отличить от серебряной. С целью пополнить свою казну король без колебаний отдал приказ изготовить таким необычным образом партию «серебряных» монет. В обращении находились очень недолго: обманутые подданные были настолько возмущены, что пришлось прекратить «чеканку» этих монет.

Золотые монеты фальшивомонетчики в прошлом также не обошли своим вниманием. Алхимики - научились создавать особые металлические сплавы, очень похожие на золото, также сверлили дыры, заполняли их поддельным «золотом», а высверленную часть монеты собирали для дохода. Изготовление фальшивых денег в XVII-XVIII в.в. в Англии было делом обычным. Порой и банки не могли определить: где настоящие, а где фальшивые? Причина в том, что производство денежных знаков осуществлялось настолько небрежно, что подделать их не составляло особого труда. Так было до 1844 г., когда специальным законом в Англии был установлен четкий порядок изготовления денег и введены жесткие требования к их качеству.

Чеканка монет была одной из наиболее важных прерогатив государства. Выпуск был связан с именем нового государя. Чеканка монеты была знаком его прав, власти, политических успехов. Например, в X-XI в.в. были отчеканены одни из древнейших русских монет с изображением древнерусского князя на троне и подписями: «Владимир на столе», «Владимир, а се его злато», «Владимир, а се его серебро».

Историю производства и обращения русской монеты, которая насчитывает уже десять веков, можно разделить на несколько периодов:

  • монеты домонгольской Руси;
  • платежные слитки безмонетного периода;
  • монеты периода феодальной раздробленности;
  • монеты Русского централизованного государства;
  • монеты императорского периода;
  • монеты современного чекана.

Первые 4 относятся к самому большому времени - от начала русской монетной чеканки в конце X в. до завершения денежной реформы Петра I в начале XVIII в. Время выпуска в обращение монет пятой категории практически совпадает с периодом существования в России абсолютистского государства с начала XVIII в. и до 1917 г. Монеты императорского периода - это монеты регулярного чекана с точной датировкой, указанием имени правителя, номинала и места чеканки.

Самое раннее упоминание о фальшивомонетчиках на Руси можно найти в одной из новгородских летописей. В 1447 г. некий «ливец и весец» (литейщик и весовщик драгоценных металлов) Федор Жеребец промышлял изготовлением гривен из неполноценного металла. На Руси, как и везде, фальшивомонетничество каралось, тем не менее оно не прекращалось.

По решению царя Алексея Михайловича в 1655 г. были выпушены в обращение медные монеты с нарицательной стоимостью серебряных. А спустя некоторое время обнаружилось, что некоторые денежные мастера, жившие прежде небогато, при медных деньгах быстро обогатились. Причина этого стала понятна, когда у них изъяли незаконно чеканенные монеты и сами чеканы. Подделка монет в России в XVII в. превратилась в настоящее бедствие. Появилось огромное количество фальшивых медных денег. Кроме этого, в России также научились изготавливать «серебряные» монеты путем натирания их ртутью. Такие «монеты» были нередки, и их называли «портутены». В этот же период появились «серебряные» монеты, изготовленные путем покрытия медных болванок оловом (лужение).

Начало XVIII в. известно коренной ломкой денежного хозяйства, сложившегося в России в предшествующую эпоху. Реформа Петра 1 в 1698-1717 г.г. вывела русскую монетную систему на уровень развитых европейских стран. Эта реформа дала стране удобные средства платежа в виде серебряных и медных монет, набор номиналов которых был основан на десятичной системе. Ручная чеканка монет, являвшаяся основой русского монетного производства, была заменена машинной. Во внутреннем денежном обращении страны утвердилась медная монета, дискредитированная предыдущей реформой 1654-1663 гг. На всей территории России была установлена единая денежная система.

Мероприятия, проводившиеся правительством, были направлены на дальнейшее приспособление монетной системы к потребностям государства. При преемниках Петра I финансовое хозяйство России находилось в весьма запушенном состоянии. Государственная казна обременялась расточительностью императриц, сменявшихся на престоле, а также огромными затратами, связанными с ведением войн. Данные обстоятельства не могли не сказаться на состоянии государственного бюджета, который и без того был хронически дефицитным. Основными действиями правительства в области денежного обращения стали конъюнктурное изменение весовой нормы монет и пробы сплава монет из драгоценных металлов, а также увеличение объема монетной чеканки. Так, за 18 лет, прошедших с момента появления в России первых монет нового образца, введенных реформой Петра I, монетная стопа медной монеты, равнявшаяся вначале 12,8 руб. из пуда меди, повышалась трижды и к 1718 г. достигла 40 руб. из пуда (при цене на медь порядка 8 руб. за пуд). В результате казна значительно пополнилась дополнительной прибылью, но в денежном хозяйстве страны возникли крайне нежелательные явления. Прежде всего, одновременное обращение медных монет, чеканенных по различной весовой норме, привело к исчезновению из обращения полновесной медной монеты, а также серебряной и золотой, которую население удерживало у себя, а государственные налоги казна стала получать и легковесной медной монете. Кроме того, рынок оказался наводненным фальшивыми медными монетами, фабрикация которых после введения 40-рублевой монетной стопы стала чрезвычайно прибыльной и осуществлялась не только внутри страны, но и за рубежом.

Для 1 половины XVIII столетия становится характерным резкое увеличение чеканки медных монет с фискальной целью. Превратившись в основное средство обращения и платежа, обесценившиеся медные монеты поступали в казну в виде налогов и других платежей. Это снижало общий эффект от их чеканки, усиливало финансовые затруднения правительства. По этой причине правящие круги России вынуждены были временно отказаться от дальнейшего злоупотребления чеканкой медных монет и снижения содержания чистого металла в серебряной и золотой монете. Правительству необходимы были новые источники доходов, и прежде всего за счет выпуска в обращение новых денег. Таким источником и стала эмиссия бумажных денежных знаков, осуществленная в России в 60-х годах XVIII в. С этого времени монета в России начинает обращаться параллельно c бумажными денежными знаками - ассигнациями. Монеты, в первую очередь медные, постепенно превращаются в разменное средство при ассигнациях.

Постоянное увеличение количества ассигнаций, находящихся в обращении, выпуск которых использовался правительством как источник покрытия своих расходов, неизбежно привело к падению курса ассигнаций по отношению к золотой и серебряной монете. В связи с этим многие владельцы ассигнаций стремились разменять их на звонкую монету. Поскольку к концу 80-х годов XVIII в. для выполнения разменных операций Государственный ассигнационный банк уже не располагал необходимым количеством монет, правительство вынуждено было приостановить размен, причем без издания специального правительственного акта, что и привело к исчезновению из обращения золотой и серебряной монеты, которые стали средством накопления.

Манифест от 20 июня 1810 г. установил всеобщей законной счетной денежной единицей для всех платежей в стране рубль с содержанием чистого серебра в 4 золотника 21 долю (18 г), который стал основой денежной системы России в XIX п. Все ранее выпущенные серебряные и золотые монеты оставались в денежном обращении. Их стоимость выражалась в соотношении с новым серебряным рублем. Несколько позднее манифестом от 29 августа 1810 г. окончательно было определено назначение медной монеты, которая была признана разменной. В стране было объявлено о введении системы открытой чеканки серебряной и золотой монеты: каждый желающий мог принести на Монетный двор металл в слитках для изготовления из него монеты, плата за это не взималась. Предполагалось, что все эти мероприятия послужат созданию новой денежной системы России, основанной на серебряном монометаллизме с обращением банкнот, обеспеченных в основном серебром. Однако после вторжения в Россию Наполеона в 1812 г., когда война потребовала огромных материальных и денежных затрат, правительство было не в состоянии завершить реформу. Ассигнации были признаны законным платежным средством, обязательным к обращению на всей территории империи. Все расчеты и платежи должны были производиться преимущественно ассигнациями. Соотношение между бумажными и металлическими деньгами устанавливалось частными лицами, а не правительством. В 1815 г. курс ассигнационного рубля упал до 20 коп. серебром.

Изменения русской денежной системы на основе серебряного рубля была произведена в 1839-1843 г.г. В ходе этой реформы обесцененные ассигнации были постепенно заменены государственными кредитными билетами, подлежавшими равноценному размену на серебро. Медные деньги вновь приобрели роль разменного средства при серебряном рубле. Обозначение номинала медных монет образца 1839 г. содержит указание на то, что эти монеты равноценны серебряным, например: «2 копейки серебром». Главным средством платежа устанавливался серебряный рубль. Государственным ассигнациям отводилась роль только вспомогательного денежного знака. Они должны были приниматься по постоянному и неизменному курсу. Этот курс составлял 3 руб. 50 коп. ассигнациями за серебряный рубль.

Первого июля 1839 г. был опубликован указ «Об учреждении Депозитной Кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке». Депозитная касса принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. Билеты депозитной кассы были объявлены законным платежным средством с правом обращения по всей территории страны наравне с серебряной монетой. С помощью депозитных билетов, на 100% обеспеченных серебром и размениваемых на него, правительство стремилось возродить доверие народа к бумажным денежным знакам. Правительство не имело возможности использовать выпуск депозитных билетов с целью увеличения доходов государственного казначейства, для чего требовались иные принципы эмиссии. Постепенный переход к ним был совершен в процессе выпуска нового вида денежных знаков - так называемых кредитных билетов, только частично покрытых металлом. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались наравне с серебряной монетой.

Введение системы серебрянных монет с обращением бумажных денежных знаков, на 1/6 покрытых металлом, в первый момент способствовало укреплению денежной системы в России. Однако в 1853 г. началась Крымская война, окончившаяся тяжелым военным поражением России и истощением ее финансов. Эмиссия временных выпусков государственных кредитных билетов явилась для правительства России главным источником финансирования военных расходов и покрытия дефицита государственного бюджета. Это привело к падению их курса и вызвано серьезные затруднения с разменом кредитных билетов на серебро и золото. В начале 1854 г. правительство вынуждено было прекратить свободный размен кредитных билетов на золото. Размен на серебро производился с перебоями. В 1858 г. он прекратился, так как разменный фонд не мог обеспечить звонкой монетой всех желающих. В поисках выхода из создавшегося положения правительство с 1860 г. увеличивает выпуск разменной серебряной монеты за счет уменьшения на 15 % содержания в ней чистого серебра: если начиная с 1764 г. серебряный рубль в разменной монете содержал 18 г чистого серебра, то теперь это содержание снизилось до 15,3 г. Повторное снижение содержания чистого серебра в разменной монете (до 9 г в рубле) было произведено с аналогичной целью в 1867 г. Одновременно была повышена цена медной монеты с 32 до 50 руб. из пуда. Денежное обращение носило явно инфляционный характер.

В конце XIX в. для стабильного развития экономики в России началась подготовка к денежной реформе, цель которой сводилась к замене инфляционного обращения неразменных бумажных денежных знаков системой золотого монометаллизма с банкнотным обращением, переход к которой уже совершили многие развитые капиталистические страны. Правительство, приступило к денежной реформе, предприняло ряд мер по постепенному внедрению золотой монеты в денежное обращение, стремясь при этом обеспечить определенное соотношение между кредитным и золотым рублем. Фактически золотые монеты участвовали в денежном обращении. Однако в стране денежной единицей формально все еще являлся серебряный рубль, что ограничивало сферу функционирования золотой монеты. Первым этапом реформы явилось разрешение в 1895 г. сделок с золотом. По таким сделкам уплата производилась либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа, 24 мая 1895 г. учреждениям Государственного банка было разрешено покупать и продавать золотую монету по курсу. Фактически это означало установление размена кредитных билетов на золото. 3 января 1897 г. было установлено, что 1 руб. золотом равнялся 1 руб. 50 коп. кредитными билетами. Тем самым был окончательно подготовлен переход к системе золотого монометаллизма, которая законодательно устанавливалась с 3 января 1897 г.

В ноябре 1897 г. был введен неограниченный размен кредитных билетов на золото, и им был присвоен статус законного платежного средства наравне с золотой монетой. Основой денежной системы Российской империи стал золотой рубль, который содержал 17,424 доли чистого золота. В связи с введением системы золотого монометаллизма серебряная монета была превращена во вспомогательное средство платежа.

Естественно, находившиеся в обращении серебряные и золотые монеты постоянно были объектом интереса фальшивомонетчиков. Конечно, власти предпринимали решительные шаги к тому, чтобы предотвратить подделку денежных знаков. Например, занимаясь составлением новых программ выпуска монет, чиновники Министерства финансов буквально с первых же шагов начинали думать об их защите. Так, в записке министра финансов, датированной 1 февраля 1867 г., «О выпуске в народное обращение новой разменной серебряной и медной монеты» читаем: «Для затруднения же подделки необходимо составить новые, более красивые рисунки, приняв, кроме других улучшений, для надписей на монете два рода букв: выпуклые и вдавленные. Буквы эти требуют разного способа приготовления, и, следовательно, для выделки фальшивых штемпелей будет необходимо большое искусство ». Необходимо отметить, что, помимо большого искусства, производство вдавленных и выпуклых надписей требует еще и сложных технических приспособлений, в том числе и мощного прессового оборудования, которого, конечно же, фальшивомонетчики не имели.

Система золотого монометаллизма с обращением кредитных, билетов просуществовала в России вплоть до 1914 г. С первых же дней после вступления России в Первую мировую войну правительство для покрытия дефицита государственного бюджета начало использовать эмиссию кредитных билетов, а закон от 27 июля 1914 г. ликвидировал размен кредитных билетов на золото. С развитием инфляционного процесса, начался и процесс исчезновения звонкой монеты из обращения. С прекращением размена кредитных билетов на золото население стало тезаврировать золотую, а затем серебряную монету. Золотая, серебряная, а впоследствии и медная монета полностью исчезли из обращения и осели на руках у населения и форме сокровищ.

После долгого перерыва монета вернулась в денежное обращение уже в советское время. На завершающем этапе денежной реформы 1922-1924 г.г. в обращение была выпущена заготовленная ранее серебряная монета достоинством в 10, 15, 20, 50 коп. и 1 руб. и медная монета в 1, 2, 3 и 5 коп. Таким образом, была осуществлена первая монетная программа Правительства СССР. Однако в конце 20-х годов было окончательно признано, что чеканка монет из золота, серебра и меди «съедает» огромное количество дорогостоящих и дефицитных металлов. Это понимали еще в дореволюционной России. В 1910-1911 г.г. Министерство финансов совместно с монетным двором разработало программу замены дорогостоящего серебра в разменной монете на никелевые сплавы, которые уже с середины XIX в. успешно применялись в монетном деле некоторыми странами Европы. В перспективе намечалась чеканка бронзовых монет. В 1911 г. были изготовлены пробные никелевые монеты, но монетная реформа не была завершена: помешала война, а затем революция. Ее осуществили уже в советский период.

Во второй половине 20-х годов чеканка медной и серебряной (монеты все еще продолжалась, выбор материала для новых монет был уже сделан: бронза и медно-никелевый сплав. В 1930 г. произвели пробную чеканку медно-никелевых монет достоинством от 10 до 20 копеек, а в конце 1931 г. Ленинградский монетный двор начал массовое их производство. В те годы был определен круг материалов, из которых изготавливаются российские монеты и сейчас.


Добавить в закладки

Добавить комментарии