Исторические события 16 века на руси. Русская культура XVI века

Европа и Московское государство в 16-17 веках

Московское царство в 16 веке было далекой окраиной христианского мира, и бури, сотрясавшие Европу, отдавались здесь лишь слабым эхом. Московия жила своими собственными проблемами и понятиями и представляла собой особый мир, во многом странный и непонятный для других христиан — даже для русскоязычных православных из соседних Литвы и Польши.

Территория , подвластная московским государям, за эти два столетия расширилась до невиданных по европейским меркам размеров — подобное бывало в истории лишь при мощных завоевательных движениях Рима и кочевых племен (арабов, монголов, турок). Но Московское царство было не более воинственным, чем любое европейское государство той эпохи, — приращения территории доставались ему скорее из-за слабости соседей, нежели благодаря его собственной военной мощи.

После развала Орды образовался некий «вакуум силы», и этот «вакуум» втягивал Московию во все новые и новые завоевания. Она начала присоединять к себе одну за другой бывшие ордынские территории: Казанское, Астраханское, а затем и Сибирское ханства. Подчинение и присоединение земель на востоке было единственным надежным способом обезопасить себя от набегов, во время которых тысячи русских людей угонялись в рабство (работорговля еще процветала и была для ордынцев важным источником доходов).

После того, как Казанское, Астраханское и Сибирское ханства пали, восточные границы Московского государства стали совершенно размытыми: власть царя простиралась до тех географических пределов, до каких были в состоянии дойти русские землепроходцы-колонисты.

На юге твердой границы тоже не было. В 16 веке земли южнее Тулы и Рязани были малопригодны для оседлых и мирных земледельцев — слишком велика была опасность набегов крымских татар. Крымские ханы, начиная с 15 века, находились под защитой могущественного турецкого султана, поэтому покончить с ними так, как с Казанью и Астраханью, было сложно. Плодородные степные черноземы оставались почти невозделанными; осваивать эти территории могли только казаки — вольные, не обремененные семьей и капитальным хозяйством, вооруженные люди. Лишь с конца 16 века началось методичное продвижение московских границ на юг — одна за другой, все южнее и южнее, возводились оборонительные линии, строились новые города-крепости.

Только на западе граница Московского государства была определенно очерченной — и именно за этой границей в 16-17 веках оставалась большая часть территории бывшей Киевской Руси, вошедшая тремя веками раньше в Великое княжество Литовское и Русское (и затем в состав ). Там жило не меньше православного и говорившего по-русски населения, чем в самой Московии.

Однако московские цари присвоили себе титул государей «всея Руси» и считали своими «отчинами» все территории, входившие когда-то в состав Древнерусского государства. удалось в первый раз отвоевать у Литвы пограничный Смоленск, но продолжить «собирание отчин» ни он, ни его потомки не смогли: войны с западными соседями были долгими, тяжелыми, изнурительными и до второй половины 17 века — бесплодными.

В 16 веке «под высокую руку» московских царей попали многочисленные народы разных вероисповеданий — Россия стала многонациональным и многоконфессиональным государством. Знатных «инородцев», принявших православие, охотно принимали на царскую службу.

«Москва — третий Рим». В начале 16 века появилась идея, которая обосновала образ правления и строй жизни Московии, придала им высший, религиозный смысл и целенаправленность.

Византия всегда была для Руси наставницей в христианстве, в Константинополе находился центр восточного христианства и православной государственности. Но в 1453 году турки штурмом овладели великим городом, всегда бывшим для русских Царь-градом , и водрузили над храмом св. Софии зеленое знамя ислама. Событие это как громом поразило всю Европу, но сильнее всего отозвалось в восточной Руси, все еще бывшей частью мусульманской Орды. После того, как Московия обрела независимость, она оказалась единственным суверенным православным государством.

Московская Русь стала главным оплотом «греческой веры», и руководители русской Церкви прониклись сознанием своей ответственности за судьбу «истинного» христианства.

Церковные книжники внушали московским государям, что на них возложена высокая миссия — сохранять в первозданной чистоте православную веру, которой во всех других странах грозила страшная опасность уничтожения от «неверных»-мусульман.

Не меньшей опасностью считалось и «загрязнения» православия от еретиков. Еретиками же (и даже вовсе нехристианами) в Москве считали и католиков, и протестантов, и униатов (православных, признавших религиозное верховенство римского папы). Даже недавние учителя в вопросах веры — греки — вызывали сильное подозрение в «нечистоте» их православия (как, впрочем, и все остальные православные христиане, не являвшиеся подданными Москвы).

Родилась официальная теория, объясняющая сокровенное значение прошлого и настоящего Московской Руси. Она придала «высший» смысл московской государственности и определила ее цель в будущем. Эта идея выразилась в краткой, но емкой формуле: «Москва — третий Рим».

Лучше всего раскрыл эту формулу современный церковный иерарх (Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский):

«Богу угодно вверять сохранение истин Откровения, необходимым для спасения людей, отдельным народам и царствам, избранным Им Самим по неведомым человеческому разуму причинам. В ветхозаветные времена такое служение было вверено Израилю. В новозаветной истории оно последовательно вверялось трем царствам. Первоначально служение принял Рим — столица мира времен первохристианства. Отпав в ересь латинства, он был отстранен от служения, преемственно дарованному православному Константинополю — «второму Риму» средних веков. Покусившись из-за корыстных политических расчетов на чистоту хранимой веры, согласившись на унию с еретиками-католиками (на Флорентийском соборе 1439 года), Византия утратила дар служения, перешедший к «третьему Риму» последних времен — к Москве, столице Русского Православного царства. Русскому народу определено хранить истины православия «до скончания века» — второго и славного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. В этом смысл его существования, этому должны быть подчинены все его устремления и силы».

Принятое на себя русским народом служение требует соответственной организации Церкви, общества и государства. Неограниченная власть царя (самодержавие) — это форма существования православного народа, данная самим Господом. Царь — Помазанник Божий. Он не ограничен в своей самодержавной власти ничем, кроме выполнения обязанностей общего всем служения. «Конституция» самодержавного государства — Евангелие.

Взгляд на Русь, как на «третий Рим» вначале утвердился в церкви и при дворе, а затем проник и в массовое сознание населения Московской Руси.

Самым ревностным сторонником этого взгляда был царь . Он попытался на практике осуществить идеал государства избранного народа, «нового Израиля». Во времена его царствования очень сильны были ожидания «конца света», Страшного суда, и царь чувствовал себя призванным подготовить свой народ к наступлению «последних времен». Созданное им представляло собой, по сути, военно-монашеский орден, целиком и абсолютно подчиненный государю — единственному ответчику перед Богом за все дела его людей.

(1507-1569)

Он продолжал политику своих предшественников: добивал традиции самостоятельности князей и бояр ( ), затаптывал уже едва заметные остатки городских вольностей ( ). Но делал он это с невиданным прежде размахом и патологической жестокостью.

При этом царь глубоко страдал оттого, что его называют «кровопийцей», что им пугают детей и никто не понимает, что он выполняет свой тяжкий долг царя избранного народа — очищает свой народ от греховной скверны накануне Страшного суда и устраивает свое государство в соответствии с Божьим замыслом (как он его понимал). После кровавых погромов и массовых казней царь Иван истово молился вместе со своими, едва омывшими руки от крови, верными опричниками и рассылал по монастырям длинные списки загубленных им людей — для молитв о прощении грехов своих «ослушников».

При Иване IV Московское царство — бывший ордынский улус — победило и поглотило осколки Батыевой Орды — Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Политическая карта восточной Европы и южной Сибири после Грозного очень напоминала карту двухвековой давности времен первых сарайских ханов, — но центр обширной державы был уже не в волжской степи, а в Москве!

Церковь. Вера в эту эпоху не связывала Русь с остальным христианским миром, а, наоборот, отделяла. Чем дальше, тем больше она воспринималась как религия одной нации, одного государства, — ее так и называли: «русская вера». Само собой разумеется, что католиков и протестантов христианами не считали (их долгое время даже не различали; вот как, например, характеризовали жену Лжедмитрия Марину Мнишек: «латынской веры девка, луторка и кальвинка») — всякое общение с ними, даже бытовое соприкосновение, запрещалось.

Уже с 15 века московские митрополиты назначались без оглядки на константинопольских патриархов — Москва отказалась признавать их авторитет после Флорентийской унии и падения Константинополя. В конце 16 века Борис Годунов добился учреждения в России патриаршества, т.е. формальной независимости, самостоятельности (автокефальности) отечественной Церкви. Русская Церковь стремилась окончательно замкнуться в национальных, государственных границах.

Однако полностью осуществить это стремление мешали насущные нужды самой Церкви. Христианство и образование, «ученость книжная», были неотделимы друг от друга, а с ученостью у русского духовенства той эпохи были большие проблемы.

Богословия в Московском государстве практически не существовало, проповеди прихожанам не только не читались, но и вообще считались вредными. Священники вели предписанные службы наизусть, не вдаваясь в смысл произносимых слов и вообще не придавая им значения. Широкое распространение получило «многогласие», когда, ради экономии времени, церковная служба разбивалась на отдельные части, которые читались одновременно — так что, прихожане, даже если бы и захотели, не смогли бы разобрать смысла произносимого.

Для большинства даже высших священнослужителей «чистота» христианской веры сводилась к точному исполнению обрядов, которым фактически придавалось значение магических ритуалов. Однако и в этой области Церковь столкнулась с серьезными трудностями при первых же попытках ввести в объединенном государстве единые, «истинные» обряды.

Еще в 15 веке выяснилось, что разноречивые традиции и богослужебные книги не дают ни малейшей возможности определенно ответить, например, на такие животрепещущие вопросы: следует ли проводить крестный ход с востока на запад («посолонь») или наоборот? Сколько раз в конце службы возглашать «аллилуйя» — два или три? Следует ли креститься двумя или сложенными в щепоть тремя пальцами? От обязательного для всех разрешения этих вопросов тогда пришлось отказаться; когда же к этому вернулись спустя два века, результатом стал раскол русской православной Церкви.

«Нестяжатели» и «иосифляне» . «Рецепты» праведной жизни, которые давала верующим русская Церковь, были несложными и понятными. Идеальным способом спасения души считалось полное отречение от мира и пострижение в монахи, хотя бы в последние минуты перед смертью. Те же, кто оставался «в миру», должны были прилежно соблюдать установленные обряды и щедро жертвовать на церковные нужды. Монастыри владели гигантскими земельными угодьями, которые постоянно увеличивались. Это происходило из-за распространенного среди бояр обычая завещать свои вотчины «на помин души» — в надежде, что монахи смогут замолить любые грехи умершего.

В конце 15 — начале 16 века такое чисто внешнее благочестие стало подвергаться критике со стороны так называемых «нестяжателей» — последователей преподобного Нила Сорского. Самое сильное впечатление на современников произвел его протест против накопления («стяжания») земель монастырями. Другие, более глубокие мысли Нила Сорского, слишком сложные для тогдашнего массового сознания, были по-настоящему услышаны и высоко оценены в России гораздо позже — в 19 веке. Взгляды Нила Сорского встретили сплоченный отпор со стороны большинства духовенства. Наиболее активно против «нестяжательства» возражал основатель и игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий — по его имени это направление церковного развития получило название «иосифлянство».

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий по-человечески были натурами противоположного склада. Хотя оба они еще молодыми постриглись в монахи, оба возмущались тогдашними монастырскими порядками и вынуждены были прокладывать собственный путь в монашестве. Но поиски их пошли в разных направлениях.

Неукротимый и неутомимый Иосиф построил собственный монастырь, ввел там строгий устав, стал рачительным хозяином притекавших богатств и суровым начальником над братией. Иосифов Волоколамский монастырь прославился дисциплиной, что отличало его от большинства тогдашних обителей, не блиставших строгостью нравов. Иосиф чтил «букву» Писания, не претендуя на самостоятельное истолкование его духа, а его ученики довели это отношение до крайнего «буквопочитания» (« Всем страстям мати — мнение. Мнение — второе падение» ).

Нил же совершил паломничество на греческий Афон и был поражен святостью тамошних старцев — она выражалась не в типичных для Средневековья монашеских «подвигах» самоистязания, а в ясности духа, отрешенности от мирской суеты, христианских взаимоотношениях в среде братий. Вернувшись домой, Нил стал вести именно такой образ монашеской жизни — в уединенном месте, в бедности, добывая необходимое пропитание трудом рук своих и не принимая от мира ничего, кроме минимального подаяния. Он учил монахов, которые за ним последовали, искать спасения души не в усердном «телесном делании» — битье поклонов, строгих постах и т.п., а в освобождении от дурных помыслов, во внутреннем очищении. Нил Сорский не обличал мирских неправд, он заботился о спасении душ — своей и тех, кто желал его слушать. Однако его «внутреннее благочестие» исключало сделки с совестью, и его последователи — «нестяжатели», («заволжские старцы», как их называли) и их духовные ученики — стали теми немногими, кто осмеливался говорить правду царям.

Василий III вначале был очень расположен к «нестяжателям»: они внушали к себе почтение безупречной жизнью, начитанностью и, кроме того, проповедовали пагубность церковного землевладения. Однако, столкнувшись с неуступчивостью и принципиальностью митрополитов из «заволжских старцев», Василий склонился на сторону «иосифлян», которые развивали идеи божественной природы царской власти и твердо придерживались в отношениях с царями политики «чего изволите».

Подавляющее большинство духовенства в 16 веке с готовностью подчинялись царской власти во всем — царь назначал и отстранял от должности митрополитов, при желании мог активно вмешиваться во внутрицерковные дела, не терпел со стороны духовной власти ни малейшего неодобрения своих действий. Единственное право, которое дружно и сплоченно отстаивало большинство духовенства, было право владеть накопленными церковью земельными и иными богатствами.

«Иосифлянское» направление в русской церкви победило, хотя взгляды Нила Сорского находили последователей и в последующие века.

Московское самодержавие. «Жаловать есмы своих холопов вольны, а и казнить вольны же» — эту несложную политическую идею Иван Грозный доказал, пролив реки крови и ни разу не столкнувшись со сколько-нибудь организованным сопротивлением общества. Русские люди были уверены, что сопротивление власти законного царя, что бы он ни творил, — тягчайший грех перед Богом. Но долготерпение подданных, поражавшее заезжих иностранцев, объяснялось далеко не только религиозными убеждениями.

Присоединяя новые «землицы», московские государи обеспечивали прочность своих приобретений давно и хорошо отлаженными методами. Знатные, богатые и влиятельные люди из каждого города вывозились в Москву, вместо отобранных у них имений царь жаловал их новыми землями, а на их место сажал своих служилых людей. При необходимости это могли проделывать не один раз — так, чтобы окончательно разрушить самоорганизацию населения и предотвратить возможные сговоры и бунты.

В 1510 году умолк последний в России вечевой колокол (во Пскове). Через 13 лет Василий III обманом выманил последнего удельного князя в Москву и засадил его в свою темницу. Вся власть надежно сосредоточилась в руках московского великого князя, и даже знатнейшие бояре стали называть себя всего лишь его холопами.

Русские бояре, в отличие от крупных западноевропейских феодалов, не обладали экономическим могуществом — никто из них не мог и помыслить тягаться богатством с царем. В руках московских государей сконцентрировалась гигантская земельная собственность, и материальное благополучие знатных родов все больше зависело от царских пожалований. История не сохранила серьезных попыток бояр играть самостоятельную политическую роль в государстве, затевать заговоры и мятежи против царской власти — у них не было для этого ни сил, ни авторитета в обществе.

Московские верховные правители умело натравливали «меньших» людей на «сильных». Так создавался в России миф о «добром царе», единственном защитнике всех слабых и убогих от притеснителей — бояр, дворян, воевод, дьяков и прочая, и прочая. Состоящие на царской службе назывались «государевыми холопами», а все остальные — «государевыми сиротами». «Государевы сироты» искали у царя управы на «изменников-бояр», а бояре могли рассчитывать только на царскую милость и свою незаменимость в деле управления государством.

То, что увидели в Москве первые послы западноевропейских монархов, вызывало у них удивление. Их поражала, прежде всего, абсолютность, безграничность власти великого князя над имуществом, жизнью и честью любого из его подданных. Такую степень господства государя, такую силу его власти европейские путешественники могли наблюдать только в восточных, нехристианских державах. И ближний боярин, и простой крестьянин обращались в своих челобитных к великому князю одинаково: «Яз холоп твой».

Но что поражало их еще больше, так это то, что почти неограниченная, ничем не сдерживаемая власть московского монарха держалась не на грубом насилии, но на сознательной покорности подавляющего большинства самих подданных, на их убеждении, что только тем и может держаться государство, только так и может быть устроена жизнь.

В Московском государстве по отношению к монарху все были равны, — равны в бес-правии . Если в западнохристианском мире различные слои населения (крестьяне, горожане, рыцари, аристократы) отличались друг от друга, прежде всего, тем, что обладали разными правами , то в Московской Руси они различались обязанностями перед самодержавным правителем. Конечно, крестьяне, посадские люди (ремесленники, торговцы), служилые люди, бояре различных степеней имели неодинаковые права, но это проявлялось только в их взаимоотношениях и столкновениях друг с другом, а перед лицом государя они были одинаково незащищенными от его воли.

Гарантией имущества, жизни и чести подданных были только издавна сложившиеся традиции («старина»), но постепенно многие из них московскими князьями все чаще нарушались, ломались и в итоге сходили на нет.

«Государевы холопы» и «государевы сироты». Боярская дума, которая по древней традиции принимала участие в обсуждении всех государственных дел, не ограничивала царской власти: ее права не были закреплены никаким законом, и царь мог принять любое решение, не советуясь с боярами. Вообще, в Московском государстве не существовало законов, защищающих чьи бы то ни было права, как не было и самого понятия прав — разные группы населения различались лишь своими обязанностями.

Все землевладельцы обязаны были нести военную и иную государственную службу, и за провинности царь мог отобрать как поместье, так и наследственную боярскую вотчину. Прочие городские и сельские жители «тянули тягло», т.е. платили государственные налоги.

Государственная служба была тяжела для всех. И в 16, и в 17 веке издавались указы, запрещающие дворянам поступать в холопы (!) и тем самым уклоняться от своего сословного долга — военной службы. Однако искоренить подобное явление не удавалось — видимо, боярским холопам жить порой было легче, чем государевым.

Сбор государственных повинностей с тяглого населения представлял для центральной власти нелегкую задачу. Подати повсеместно собирались посредством так называемого правежа — неплательщиков каждое утро по несколько часов публично били на площади палками по ногам. в течение установленного срока (в зависимости от суммы долга) считалась доказательством того, что денег у него действительно нет.

Закрепощение крестьян. Историк Сергей Соловьев называл население России 16 века «жидким телом» — под давлением сверху оно «растекалось» из центра государства к окраинам, благо территория была огромная.

О том же писал и Василий Ключевский:

«Люди Московского государства … как будто чувствовали себя пришельцами в своем государстве, случайными, временными обывателями в чужом доме; когда им становилось тяжело, они считали возможным бежать от неудобного домовладельца, но не могли освоиться с мыслью о возможности восставать против него или заводить другие порядки в его доме».

В огромном редконаселенном государстве человек — работник, плательщик податей, воин — был в постоянном дефиците. И не случайно челобитные, в которых тяглые люди просили царя о льготах, очень часто кончались одинаковой скрытой угрозой: «а не то придется нам всем разбрестись розно». Недаром в те времена сложилась поговорка: «Кабалка лежит, а Ивашка бежит» .

Поместья, даваемые из казны дворянам за военную службу, часто не могли их прокормить — земли было много, но крестьян, готовых ее обрабатывать, всегда не хватало. Дефицит рабочих рук особенно обострялся после бедствий, которые с середины 16 до середины 17 века следовали одно за другим. Опричнина, затяжная Ливонская война, недороды, эпидемии, всеобщее разорение Смутного времени — все это вызывало резкую убыль населения, запустение целых областей, всеобщее оскудение.

Из-за крестьян часто разыгрывались настоящие баталии — землевладельцы насильно «свозили» их друг у друга, монастыри и «сильные люди» переманивали работников на свои земли льготами и ссудами. Принимая меры по жалобам служилых-помещиков правительство во второй половине 16 — в начале 17 века постепенно запретило любые переходы крестьян от одних землевладельцев к другим. Так крепостное право стало «краеугольным камнем» государства, обеспечивая его и войском, и налогами.

Русские города. В 16-17 веках городское (посадское) население росло очень медленно. Города, в большинстве своем, были скорее военно-административными, нежели торгово-ремесленными и культурными центрами. Исключение составляли северные города (Псков, Новгород, Вологда, Кострома, Ярославль) — только там основную часть населения составляли не служивые, а посадские, т.е. ремесленники и торговцы.

Посадские люди, обязанные тянуть государственное тягло, занимались, кроме ремесла и торговли, также и сельским хозяйством. По образу жизни и кругозору они мало чем отличались от крестьян. Грамотные люди в посадской среде были редки.

Посадские, как и крестьяне, были объединены в общины — «миры», связанные круговой порукой в уплате податей. Сумма повинностей «мира» зависела от числа тяглых дворов, определенного при последней переписи, и если кто-то с посада уходил, то за него должны были платить оставшиеся. Московские приказы 17 веке были завалены жалобами посадских на такую несправедливость. Правительство реагировало просто — велело сыскивать и водворять на место беглых посадских людей, чтобы «тянули» вместе с «миром». Так горожане «сами себя закрепостили».

По указу 1658 года за самовольный уход с посада полагалась смертная казнь. Жестокое наказание, как всегда в таких случаях, говорит только об одном — о неспособности правительства пресечь уходы посадских людей.

Объединений ремесленников, цехов в русских городах не было, ростки (а вернее — остатки) выборного самоуправления были слабыми. У изучавших документы того времени историков складывалось впечатление, что в выборных органах самоуправления была больше заинтересована верховная власть, нежели сами жители городов. «Сверху» рассылались распоряжения «мирам» избирать «лучших людей» на судебные и административные должности, но работа этих выборных не оплачивалась, и ответственны они были больше перед московскими властями, чем перед своими «избирателями».

Самоуправление — важнейшая привилегия западноевропейских горожан — для русских людей 16-17 веков было скорее обузой: оно не защищало от произвола властей, а нередко лишь добавляло к нему произвол и злоупотребления выборных начальников. Поэтому устранение выборных из судов и администрации произошло в 17 веке без особых возражений со стороны горожан.

«Бессильная деспотия» . Еще в начале 16 века посол императора Священной Римской империи, посещавший Москву при Василии III, писал, что властью над своими подданными московский государь превосходит всех монархов на свете. Иван Грозный оставил отца в этом отношении далеко позади. Все иностранцы, посещавшие Россию в 16-17 веках, единодушно называли власть царя деспотической, тиранской, ужасались общему бесправию всех его подданных — простых и знатных в равной мере — и .

Но это «крутое правление» происходило не от силы, а скорее от слабости государственной власти. Огромное государство с редким, «текучим» и слабо организованным населением было почти неуправляемым — царь мог срубить любое количество голов, но не мог заставить подданных мало-мальски выполнять свои распоряжения. Говорят, что «опираться можно лишь на то, что оказывает сопротивление» — сопротивление же всех общественных сил, которые могли его оказывать, в 16 веке было окончательно сломлено.

Русским царям не приходилось бороться ни с сильной, экономически независимой от Москвы знатью, ни с моральным авторитетом Церкви, ни с вольными городами — никто не оказывал им открытого неповиновения, но и опираться власти было не на что. Население чувствовало себя придавленным гнетом государства, но и правители отнюдь не наслаждались всемогуществом. И особенно остро это бессилие власти начало ощущаться в 17 веке — по мере того, как стоящие перед ней задачи начали все более и более усложняться.

16 века - это тот самый период, в который территория Московской Руси, превратившейся в Московское царство, расширилась до небывалых границ. В 1505 году пришел к власти Василий 3, чье правление продлилось до 1533 года. Этот правитель занялся захватом оставшихся территорий бывшей Киевской Руси, которые еще не были разделены между Москвой и Великим княжеством Литовским. Были захвачены Псков, Рязань, Калуга и другие города, всякое сопротивление в них было жестоко сломлено. При его правлении было развязано и разрешено несколько конфликтов с Литвой - в 1507-08 году прошла короткая война. Заключенный после нее «вечный мир» был нарушен Москвой всего 5 лет спустя. Новая захватническая война, позволила Москве захватить Смоленск. Однако она продлилась десять лет, и нанесла огромный ущерб экономике Московского царства, с которым прекратили торговать сразу несколько европейских государств. Усугубили ситуацию постоянные татарские набеги из Крыма, наиболее серьезный из них пришелся на 1521 год.

При этом Москва в 1506, 1524 и 1530 годах попыталась осуществить захват Казани, однако всякий раз эти походы были неудачными. На внешнеполитической арене Иван 3 пытался лавировать, одновременно налаживая дружеские отношения с Османской Империей, не менее агрессивной, чем Москва, и ведя дипломатические отношения со Священной Римской Империей. Последняя желала подключить Московское царство к совместной борьбе против турок, однако Иван 3 так и не дал четкого ответа по этому вопросу.
После смерти Ивана 3 началась борьба за власть, правители Руси постоянно менялись, и лишь 16 января 1547 года на правление был поставлен князь Иван 4, поддержанный церковью и Боярской думой. В этом же году произошел пожар, уничтоживший практически всю Москву. Новый царь провел налоговую, военную, земельную и церковную реформы, а также реформировал государственный аппарат.

Иван 4, впоследствии прозванный Грозным, продолжил завоевательную политику своих предков. Ему удалось захватить Казанское и Астраханское царство, при нем территория Московского царства расширилась до Сибири - началось ее освоение. Некоторые ханы сами решили стать частью могучего государства, другие были сломлены. В 1598 году Ермак со своим войском окончательно разбил степняков, и захватил Западную Сибирь.

Русь в 16 веке, кратко говоря, была чрезвычайно агрессивным государством. На западе Москва снова проявила агрессию по отношению к Литве. В ходе Ливонской войны был уничтожен Ливонский орден, однако в войну включилось сразу четыре государства - Польша, Литва, Дания и Швеция. Агрессия была остановлена, и для Москвы это поражение обернулось тяжким кризисом.

История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс Киселев Александр Федотович

Глава 6. РОССИЯ В XVI ВЕКЕ

РОССИЯ В XVI ВЕКЕ

§ 31. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ В КОНЦЕ XV – XVI ВЕКЕ

Территория и население. Территория Московского княжества со второй половины XVвека по первую треть XVI века увеличилась с 430 тысяч квадратных километров до 2,8 миллиона квадратных километров. Это было огромное государство, в котором проживали русские, многие народности Севера, частично Сибири и Поволжья (карелы, коми, ханты, манси, мордва, удмурты и другие). На юге Россия граничила с территорией, называемой Дикое поле – степной полосой, где в летние месяцы кочевали орды Крымского ханства, на востоке – с Казанским ханством. На западе соседями русских были Ливонский орден и Великое княжество Литовское.

В середине XV века на границе России и Дикого поля расселялись казаки – вольные люди. Они бежали сюда от своих владельцев, которые заставляли платить оброк и выполнять разные повинности. Среди казаков были русские, татары и представители других народностей. Вольной жизнью казаки считали «погулять по чисту полю, сладко попить да поесть, на добрых конях поездить». Нередко разбой был главным способом их существования.

На новых местах казаки основывали поселения. На Волге жили волжские казаки, на Дону – донские, у Днепра ниже днепровских порогов – запорожские, на реке Яик (позднее переименованной в Урал) – яицкие.

В середине XVI века завершилось строительство Большой засечной черты. Эта система оборонительных сооружений защищала южные и юго-восточные границы Российского государства от набегов крымских и казанских татар. Большая засечная черта протянулась от Рязани на Тулу, Белёв и Жиздру. Наиболее опасные участки оборонительной линии состояли из двух-трёх рядов укреплений. В некоторых местах сооружали засеки. Так называли заграждения из поваленных деревьев. Засеки соединяли естественные препятствия, например реки, лес. Там, где леса сменялись степью, строили час-токолы, земляные валы. Леса, по которым тянулись засеки, запрещалось рубить и прокладывать через них дороги. Для пропуска населения через Большую засечную черту у больших дорог сооружались деревянные и земляные укрепления с подъёмными мостами и частоколом.

Участок Большой засечной черты

Большую засечную черту строили за счёт населения, которое платило специальный налог – засечные деньги. Кроме того, местное население несло пограничную службу, выделяя по одному человеку от каждых двадцати дворов.

Сельское хозяйство. Большая часть населения России занималась земледелием. В центральных районах (Владимирская, Ярославская, Костромская, Московская, Тверская, Нижегородская, Рязанская земли) преобладала трёхпольная система земледелия, которая обеспечивала более высокие и устойчивые урожаи. Здесь выращивали овёс, жито (ячмень), лён, реже сеяли пшеницу, гречиху. Максимальные урожаи основной сельскохозяйственной культуры – ржи – составляли сам-четыре или сам-пять, т. е. собранный урожай в 4 – 5 раз превышал количество засеянного зерна. Его мололи вручную. В крупных хозяйствах появлялись водяные мельницы.

При обработке земли крестьяне использовали деревянную соху с железным наконечником и лошадь как тягловую силу. Наличие лошадей считалось признаком достатка семьи.

На севере в крестьянском хозяйстве была одна лошадь, на юге нередко 4 – 5 лошадей. Кроме лошадей крестьяне держали коров, быков, овец, коз, кур, гусей, уток. Скот и домашнюю птицу разводили и в городе. Иностранцы отмечали, что на Руси «говядину продавали не на вес, а на глаз».

Развивалось огородничество и садоводство. Крестьяне и значительная часть горожан выращивали капусту, лук, чеснок, огурцы и репу.

Основную массу населения составляли крестьяне. Владельческие крестьяне принадлежали владельцам вотчин и поместий, дворцовые крестьяне – московским великим князьям (позже царям). Черносошные крестьяне жили общинами на государственных землях и несли тягло в пользу государства. Для них единицей обложения по-прежнему оставалась соха. С конца XV столетия она измерялась уже не количеством рабочей силы, а количеством и качеством обрабатываемой под пашню земли. На «чёрных» землях средняя соха составляла в середине XVI века 250 – 300 десятин . Монастырские крестьяне занимались сельским хозяйством, увеличивая доходы церкви. Крупнейшими собственниками земли стали Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Симонов, Иосифо-Волоколамский монастыри.

Пахарь. Рисунок XVI века

В районах, менее благоприятных для земледелия, развивались торговля и различные промыслы. Например, на севере и северо-востоке – рыболовство и охота на пушного зверя, солеварение, в болотистой местности – железоделательное производство.

С ростом поместного землевладения большое количество черносошных земель переходило в руки частных владельцев, но сами крестьяне оставались лично свободными.

Города и торговля. К середине XVI века в России насчитывалось около 170 – 180 городов. Новые города строились по берегам рек как небольшие крепости, гарнизоны которых охраняли вновь присоединённые земли.

По мере развития торговли и ремесла крепости застраивались и расширялись. Например, в Свияжске, построенном при впадении реки Свияги в Волгу, расселялись ремесленники и торговые люди. Через 15 лет Сви-яжск превратился в сильную крепость с золочёными куполами церквей и налаженной жизнью горожан. Архангельск (древнее название – Новохолмогоры) на севере стал важнейшим портом морского пути из Западной Европы вдоль Скандинавского полуострова с выходом в Белое море. За крепостными укреплениями Тулы спасались горожане и жители окрестностей от набегов орд Крымского ханства. Новгород и Псков закрывали русские земли от беспокойных соседей на западе.

Крупными торговыми центрами государства были также Нарва, Вологда, Нижний Новгород, Тверь, Белоозеро, Ярославль, Устюг, Владимир и другие города.

Центральным местом города была торговая площадь с многочисленными лавками, гостиными дворами, таможенными избами и клетями. Бойко торговали и на улицах, мостах, возле церквей. В сёлах торговые места называли «торжками». В XVI веке появились ярмарки.

В Москве торговым местом был Китай-город. В столице действовали и специализированные рынки: лошадей продавали на Конской площади у Варварских ворот, скот – на Коровьей площади у Мясницких ворот, а лес – между Тверскими воротами и рекой Неглинной. Зимой торговали и на льду замёрзшей Москвы-реки. Новгород, как отмечали иностранцы, оставался «величайшим торжищем всей Руси, ибо туда товары стекались отовсюду, из Литвы, Польши, Швеции, Дании и из самой Германии».

Нижний Новгород. Реконструкция С. Агафонова

Хлеб, лён, мясо, сало, рыба, мёд, воск, соль, изделия кузнечного производства, из дерева (бочки, сани, телеги, лопаты, посуда, целые срубы), мастеров гончарного дела (горшки, кувшины), разные виды ткани (холст, сермяги, посконина), одежда, обувь были основными товарами сельского хозяйства и крестьянских промыслов на внутреннем рынке. Всё большее количество людей покупало на рынке продукты питания и ремесленные изделия, а не производило их в собственном хозяйстве.

Складывалась специализация определённых районов государства. В Москве, Пскове, Смоленске делали иконы, в Новгороде – изделия из железа, в Калуге и Твери – деревянную посуду, в Костроме – мыло. В Вологде, Казани и примыкающих к ней районах, где было развито скотоводство, процветало кожевенное дело. Торговлей солью успешно занимались северные монастыри. На её продаже разбогатели купцы Строгановы.

Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, дважды посетивший Москву при Василии III, сообщал: «Всякий, кто привозит в Москву какие бы то ни было товары, должен немедленно объявить их и обозначить у сборщиков пошлин или таможенных начальников. Те в назначенный час осматривают товары и оценивают; после оценки никто не смеет ни продать их, ни купить, если они не будут прежде показаны государю». Царская казна пополнялась торговыми пошлинами. Торговля без пошлин была большой редкостью.

Иностранные купцы жили обособленно. В Москве существовали английское, литовское, армянское подворье, в Новгороде – немецкий, датский, шведский, голландский гостиные дворы. В Испанию, Англию, Францию, Италию вывозили разнообразные меха, пользовавшиеся большим спросом на Западе.

В XVI веке важнейшие сухопутные и речные пути России начинались или заканчивались в Москве. С Тверской улицы начиналась дорога на Тверь и далее на Великий Новгород, со Сретенской улицы – на Ярославль. Через Стромынку лежал путь на Суздаль, от Рогожской слободы – на Казань и Нижний Новгород. По Арбату и Дорогомилово двигались на Можайск и Смоленск. По Москве-реке через Оку суда попадали в воды Волги. Донской путь на юг был в XVIвеке одним из главных. Он проходил через Коломну и Рязань к Воронежу и Дону. Далее шли до Азова, а затем морем кКонстантинополю.

Крупные тракты имели дорожные станции – ямы, где можно было отдохнуть, нанять лошадей с ямщиками . Ямами в основном пользовались государевы гонцы, иностранцы, служивые люди. В больших городах появлялись ямские слободы, где можно было взять лошадей, сани, телегу.

Английское торговое подворье в Москве

Казак первоначально вольный человек, бродяга, разбойник. В дальнейшем человек, который нёс военную службу в пограничных районах государства.

Тягло государственные повинности крестьян и посадских людей в XV – начале XVIII века.

Десятина мера земельной площади, равная 1,09 гектара.

Тракт улучшенная грунтовая дорога, соединяющая крупные населённые пункты.

Ямщик крестьянин, исполнявший ямскую повинность.

Середина XVI века – завершение строительства Большой засечной черты.

Вопросы и задания

1. Составьте рассказ о казаках, их жизни, нравах и обычаях. Найдите на карте территорию расселения донских казаков.

2*. Покажите на карте (с. 223), где проходила Большая засечная черта. Используя интернет-ресурсы, подготовьте презентацию об этом оборонительном сооружении?

3. Как в XVI столетии развивалось сельское хозяйство? Как жили и работали крестьяне?

4. Расскажите о развитии торговли в XVI веке. Найдите на карте (с. 223) важнейшие торговые центры России.

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги История Мальтийского Ордена автора Захаров В А

Глава 7 ИОАННИТЫ И РОССИЯ в XIX веке Александр I - протектор Ордена. Политическая ситуация в Европе в 1801–1802 гг. Выборы нового Великого Магистра. Завершение пребывания Ордена в России. К вопросу о прекращении деятельности Ордена в России. Орден и последующие Императоры дома

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

Раздел III. Россия в XIX веке

Из книги История Нового времени. Эпоха Возрождения автора Нефедов Сергей Александрович

РОССИЯ В XVI ВЕКЕ Сигизмунд, ты откушаешь с нами нашего хлеба-соли. Василий III. В правление великого князя Василия III Москву посетил посол германского императора барон Сигизмунд Герберштейн, один из самых образованных людей своего времени. Замок Герберштейна находился в

Из книги Франция. История вражды, соперничества и любви автора Широкорад Александр Борисович

Глава 27 РОССИЯ И ФРАНЦИЯ В XXI ВЕКЕ В послевоенные годы XX века СССР и Франция активно сотрудничали в области экономики, науки и культуры. Так, первое соглашение о поставке газа во Францию было подписано еще в 1975 г. До 2005 г. «Газпром» был лишь основным поставщиком фирмы «Газ де

автора

Глава IV С кем еще воевала Россия в XX веке

Из книги Противники России в войнах ХХ века. Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества автора Сенявская Елена Спартаковна

Польша и Россия в XX веке: взаимоотношения и взаимовосприятие История русско-польских отношений развивалась в русле общих закономерностей взаимодействия народов. Но в результате многовековых перипетий общей истории «ни с одним из славянских народов отношения русских

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 6. Россия в XVII веке 6.1. Экономическое и социальное развитие России при первых Романовых Смута привела Россию к полному экономическому краху. Не сразу установилась и политическая стабильность, система управления в центре и на местах была разрушена. Основными задачами

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА VII Россия в XVI веке

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА IX Россия в XVII веке В течение всего XVII столетия Россия постоянно расширялась. В ее состав вошли Левобережная Украина с Киевом и Запорожье (в совместном управлении с Речью Посполитой), земли по реке Яик. Русские люди продолжали осваивать Сибирь и вышли

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА X Россия в XVIII веке XVIII столетие стало переломным в истории России. Сложный и весьма противоречивый процесс развития России к началу XVIII в. поставил перед страной неотложные задачи в экономической, социальной, политической и культурной сферах жизни, которые

автора Анишкин В. Г.

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Наиболее полная справочная таблица основных дат и событий истории России с 15 по 16 век . Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Основные события 15 -16 век

Начало 15 в.

Создание Андреем Рублевым иконы «Троица» для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря

Взятие Смоленска войском великого князя Литовского Витовта. Присоединение Смоленского княжества к Литве

Признание великим князем Московским власти Литвы над Смоленском и Верховскими княжествами (в верховьях Оки)

Вторжение ордынских войск Едигея в Северо-Восточную Русь. Осада Москвы

Грюнвальдская битва. Разгром объединенным польско-литовско-русским войском рыцарей Тевтонского войска

Начало чеканки монет в Новгороде

1425 – 1462 с перерывами

Великое княжение Василия II Васильевича Темного в Москве

Междоусобная война в Великом Московском княжестве

Княжение в Твери Бориса Александровича

Походы великого князя Литовского Витовта на Новгород и Псков

Начало открытой борьбы Галицких князей за Московский великокняжеский стол

Основание Соловецкого монастыря

Миссия митрополита Исидора во Флоренцию для участия в церковном соборе, обсуждавшем вопрос об унии православной и католической церквей под главенством Папы Римского

Признание Литвой самостоятельности Пскова

Возвращение в Москву митрополита Исидора с грамотой о Флорентийской унии православной и католической церквей. Смещение его великим князем Василием II Темным с митрополичьего престола

Война Ливонии с Новгородом с Псковом, завершившаяся 25-летним миром

Захват Москвы удельным князем Дмитрием Шемякой – братом Василия Косого. Ослепление по его приказу великого князя Василия II Темного

Провозглашение автокефалии русской церкви. Избрание Ионы, епископа Рязанского, митрополитом Московским и всея Руси

Признание Москвой и Литвой самостоятельности Новгорода и Пскова

Изгнание Дмитрия Шемяки из Галича (умер в 1453)

Первые упоминания ограничения перехода крестьян

Поход великого князя Василия II Темного на Новгород. Поражение новгородцев под Старой Руссой. Заключение Ялжебицкого договора между Москвой и Новгородом, ограничевшего новгородские вольности

Окончательное разделение Киевской митрополии на Киевскую и Московскую

Великое княжение Ивана III Васильевича.

Присоединение Ярославского княжества к Москве

Путешествие Тверского купца Афанасия Никитина в Индию («Хождение за три моря»)

Походы московского войска на Казань

Появление в Новгороде ереси «жидовствующих», отрицавших божественную природу Христа

Первый поход Ивана III на Новгород. Разгром новгородцев на р. Шелонь. Признание Новгорода «отчиной» великого князя Московского

Бракосочетание Ивана III с Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего византийского императора

Окончательное присоединение Пермской земли к Москве

Присоединение Ростовского княжества к Москве

Строительство каменного Успенского собора в Московском Кремле (архитектор Аристотель Фьораванти)

Второй поход Ивана III на Новгород. Присоединение Новгорода к Москве

Поход хана Ахмата на Москву; стояние ордынского и русского войск на р. Угра. Отступление Ахмата. Фактическая ликвидация ордынского ига на Руси

Поход московского войска в Зауралье и Югорскую землю

Формирование в Москве еретического кружка Фёдора Курицына (отрицание монастырей и монашества, проповедь идеи свободы воли)

Тайный союз князя Михаила Тверского с Польским королем и великим князем Литовским Казимиром IV. Походы Ивана III на Тверь. Присоединение Твери к Москве

Строительство итальянскими мастерами кирпичных стен и башен Московского Кремля

«Вывод» боярских семей из Новгорода и поселение их на землях Московского великого княжества

Поход московского войска на Казань. Приход к власти в Казани промосковской партии

Поход московского войска на Вятку. Окончательное присоединение Вятки, а также Арской земли (Удмуртия) к Москве

Осуждение на церковном соборе ереси «жидовствующих»

Распространение идей нестяжательства (Нил Сорский) и иосифлянства (Иосиф Волоцкий)

Основание крепости Ивангород на р. Нарва (напротив шведской крепости)

Война великого князя Ивана III с Литвой. Присоединение к Москве Вязьмы и Верховских княжеств

Прекращение ганзейской торговли в Новгороде

Война со Швецией

Первое русское посольство в Стамбул к султану Баязету II

Издание «Судебника» Ивана III; установление единого срока перехода крестьян (неделя до и неделя после осеннего Юрьева дня, 26 ноября)

Составление «сказания о князьях Владимирских» с обоснованием происхождения правящей династии (Рюриковичей) от римского императора Августа

Полемика между Нилом Сорским (умер в 1508) и Иосифом Волоцким (умер в 1515)

Перемирие на 10 лет между Иваном III и великим князем Литовским Александром Казимировичем. За Московским государством закреплялись Чернигов, Брянск, Путивль, Гомель и часть Смоленской земли

Великое княжение Василия III

Строительство Алевизрм Фрязином (Новым) Архангельского собора и укреплений Московского Кремля

Первый набег крымских татар на Москву

Присоединение Пскова к Москве

Послание монаха Псковского Елеазарова монастыря Филофея к великому князю Василию III, в котором выдвигается идея «Москва – Третий Рим»

Взятие Смоленска войсками великого князя Василия III

Разгром литовскими войсками войск великого князя Василия III под Оршей

Договор Василия III с Данией о военном союзе против Швеции и Польши

Заключение Василием III военного союза с Крымским ханом Мухаммед-Гиреем против короля Польского и великого князя Литовского Сигизмунда I и Казанского ханства

Нашествие Крымского хана Мухаммед-Гирея и Казанского хана Сагиб-Гирея на Москву

Церковные соборы, осудившие Максима Грека, И. Н. Берсеня-Беклемишева и др.

Великое княжение (с 1547 - царствование) Ивана IV Васильевича Грозного

Регентство великой княгини Елены Глинской, вдовы Василия III

Завершение создания единой монетной системы Русского государства

Венчание Ивана IV на царство, официальное принятие Иваном IV титула «царя и великого князя всея Руси»

Восстание посадских людей в Москве

Неудачные походы русских войск на Казань

Созыв Земского собора. Создание системы приказов

Кон. 1540-х – 1550-е гг.

Деятельность Избранной рады

Издание «Судебника» Ивана IV. Создание стрелецкого войска

Основание ярмарки у Макарьевского монастыря на Волге

«Стоглавый собор» Русской церкви


Присоединение Чувашии к Русскому государству

Поход русского войска во главе с царем Иваном IV на Казанское ханство. Взятие Казани (2 октября). Присоединение Казанского ханства к Русскому государству

Присоединение большей части Башкирии к Русскому государству

Образование в Англии Московской (Русской) торговой компании и предоставление ей привилегий на торговлю в Русском государстве

Признание сибирским ханством вассальной зависимости от Москвы

Строительство Покровского собора (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве

Взятие русскими войсками Астрахани. Присоединение Астраханского ханства к Русскому государству

Ливонская война

Перемирие с Ливонским орденом

Распад Ливонского ордена

1563, 18 фев.

Взятие русскими войсками Полоцка

Издание Иваном Федоровым в Москве «Апостола» - первой русской печатной книги

Поражение русских войск под Оршей

Отъезд царя Ивана IV из Москвы в Александровскую Слободу

Заключение перемирия между царем Иваном IV и Польским королем Сигизмундом II Августом

Поход царя Ивана IV на Новгород и Псков

Первый русский военный устав – «Уложение о станичной службе»

Поход Крымского хана Девлет-Гирея на Москву. Сожжение Москвы.

Прекращение выплаты дани Сибирским ханом Кучумом царю Ивану IV

Упразднение опричнины

Выступление русских войск против Швеции

Вторжение шведских войск в новгородские земли

Объявление королем Речи Посполитой Стефаном Баторием войны Русском государству

Взятие польскими войсками Полоцка

Кон. 1570-х – Нач. 1580-х

Поход Ермака Тимофеевича в Сибирь

Приговор церковного собора об ограничении монастырского землевладения

Начало введения заповедных лет (запрет перехода крестьян)

Взятие шведскими войсками крепостей Нарва, Ивангород, Ям, Копорье

Осада Пскова войсками Стефана Батория

Вступление дружины Ермака в столицу Сибирского ханства Кашлык

Смерть старшего сына Ивана IV, царевича Ивана

Ям-Запольский мир с Речью Посполитой

Плюсское перемирие со Швецией

Основание Архангельска

Царствование Федора Ивановича

Разгром Сибирским ханом Кучумом отряда Ермака. Гибель Ермака

Основание Воронежа, Тюмени, Самары, Уфы, Тобольска

Учреждение Патриаршества в Русском государстве. Избрание патриархом митрополита Иова (умер в 1605)

«Судебник» царя Федора Ивановича

Война со Швецией. Возвращение крепостей Ивангород, Ям, Копорье

Смерть в Угличе младшего сына Ивана IV царевича Дмитрия

Поход на Москву Крымского хана Казы-Гирея, сражение (4 июля) у Данилова монастыря близ Москвы (отступление татарских войск)

Около 1593 – 1593

Завершение введения заповедных лет. Отмена Юрьева дня (осеннего)

Официальное назначение боярина Бориса Годунова правителем государства при царе Федоре Ивановиче

Тявзинский «вечный мир» между Русским государством и Швецией. Швеция уступала Ям, Корелы, Ивангород, Копорье, Ниеншанц, Орешек

Провозглашение Брестским церковным собором унии православной и католической церквей на территории Речи Посполитой

Установление 5-летнего срока сыска беглых и насильно вывезенных крестьян для возвращения их назад

Смерть царя Федора Ивановича. Прекращение династии Рюриковичей

Царствование Бориса Федоровича Годунова

16-й в. в истории России богат событиями. Территории бывшей Киевской Руси, активно делившиеся на протяжении 14-16-го вв., теперь были полностью поделены, в России уже не осталось свободных земель. Все территории полностью зависимы от Московской Руси или от Литвы; князьями уделов были члены московского великокняжеского рода.

Россия начала 16-го в.

Культура

В 16-м в. культура Руси развивалась особенно ярко в таких областях, как живопись, архитектура, литература. Живопись была представлена иконописью. В зодчестве, помимо деревянного, продолжалось . Возводились церкви и храмы. Распространен шатровый стиль. Строились различные укрепления. В литературе наиболее актуальны были темы, связанные с изменениями в политической жизни (со становлением самодержавия). Появился 12-томник Макария - собрание популярных произведений для домашнего чтения. Написан «Домострой» - сборник советов и правил. Были напечатаны («Апостол» - первая точно датированная), что положило начало книгопечатанию в России.