Международно правовое регулирование космоса. Xvi международное космическое право. II. Специальная литература

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Д. К. Гурбанова Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Статья посвящена нормативно-правовым аспектам регулирования и использования космического пространства,а также права касающееся космической деятельности.

Ключевые слова: космическое пространство, международно-правовое регулирование, космическая деятельность, закон.

THE PROBLEM OF INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF THE USE OF SPACE

D. K. Gurbanova Scientific supervisor - V. V. Safronov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

Article is devoted to legal aspects of the regulation and use of outer space, as well as rights relating to space activities.

Keywords: outer space, international legal regulation, space activity, law.

Космическое пространство - это пространство, находящееся за пределами воздушного пространства (т. е. на высоте свыше 100 км).

Правовой режим космического пространства заключается прежде всего в том, что оно изъято из оборота и не находится в общей собственности; на эту территорию не распространяется суверенитет какого-либо государства. Космическое пространство не подлежит национальному присвоению (ст. II Договора по космосу).

Космическое пространство открыто для исследования всеми государствами; исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран независимо от степени их экономического или научного развития и являются достоянием всего человечества. Государства должны осуществлять космическую деятельность в соответствии с обязательствами по международному праву, включая обязательства по Уставу ООН.

Космическая деятельность - это деятельность в космическом пространстве, а также деятельность на Земле, связанная с деятельностью в космическом пространстве. Основные виды космической деятельности: дистанционное зондирование Земли, непосредственное телевещание из космоса, создание новых технологий, создание орбитальных станций и исследование дальнего космоса, космическая геология, метеорология, навигация, коммерческая деятельность в космосе. Свободы космоса реализуются при строгом соблюдении ограничений, установленных Договором по космосу 1967 г.

К концу ХХ века резко увеличились масштабы международного сотрудничества в области освоения космоса, началась стремительная коммерциализация космической деятельности. Поэтому в настоящее время международно-правовые отношения в сфере использования и исследования космического пространства регулируются международным космическим правом (далее - МКП). Основными источниками МКП являются, в первую очередь, ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН (1963, 1982, 1986, 1992, 1996), международных договоров и иных документов. Кроме этого, существует большое число двусторонних и многосторонних соглашений, регулирующих международные

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

аспекты сотрудничества в космосе. Однако до сих пор в рамках международного космического права имеется ряд неопределенностей и пробелов, а именно неопределенность правового статуса космических туристов, проблема определения статуса геостационарной орбиты, проблема добычи полезных ископаемых в космосе, проблема координации космической деятельности международными организациями и др.

В настоящее время идет стремительное формирование спроса на услуги космического туризма . В 1960-1970-е годы, когда вырабатывались основные положения космического права, о туризме по понятным причинам не слишком задумывались. Вплоть до сегодняшнего дня отсутствует международно-правовое разграничение между профессиональными космонавтами и туристами. Все они наделяются почетным статусом посланцев человечества в космос, а Соглашение о спасении космонавтов распространяется как на профессиональных космонавтов, так и на космонавтов-туристов.

Правовой статус космических туристов нуждается в серьезной проработке в различных аспектах. На сегодня «белыми пятнами» в праве остаются вопросы, связанные с разделением ответственности между туристом, туроператором и исполнителем соответствующей услуги, гарантированием безопасности космических туристов, критериями отбора, особенностями предполетной подготовки и тому подобное. Эти вопросы выходят и на более широкий контекст, связанный с местом и ролью государства в обеспечении такой деятельности и контроле за ее осуществлением.

Нормами международного права должны быть предусмотрены лишь некоторые положения общего характера, которыми бы, в частности, было легализовано наличие соответствующей категории лиц, дано определение космических туристов и общие признаки правового режима их деятельности. Нуждается в уточнении и степень распространения норм международного транспортного (авиационного) права на лиц, которые осуществляют суборбитальные путешествия в космическое пространство.

Следующей проблемой является урегулирование отдельных вопросов в отношении геостационарной орбиты (далее - ГСО). Под ней понимается круговая орбита на высоте около 35 786 км. над экватором Земли.

ГСО требует учета трех моментов. Во-первых, спутник, находящийся на ГСО, постоянно остается неподвижным относительно определенной точки на земном экваторе (как бы зависает над поверхностью Земли); во-вторых, это явление полезно для размещения на ГСО спутников связи и, в частности, спутников систем непосредственного телевизионного вещания; в-третьих, в геостационарном пространстве можно разместить лишь ограниченное количество спутников, поскольку при нахождении друг от друга на слишком близком расстоянии их радиоаппаратура будет создавать взаимные помехи.

Проблема, состоит в том, что количество позиций для одновременного и эффективного функционирования спутников на геостационарной орбите является ограниченным (лимитированным). Сейчас на этой орбите находится около 650 спутников разных стран. Но потребности в этом с каждым днем возрастают.

Международно-правовой статус геостационарной орбиты на сегодня не определен в специальном порядке . Этот статус вытекает из общих положений Договора по космосу, Соглашения о Луне и некоторых других международно-правовых актов. В соответствии с этими актами геостационарная орбита является частью космического пространства, и на нее распространяются нормы и принципы международного права, касающиеся этого пространства. Необходимо более подробное урегулирование статуса геостационарной орбиты.

На сегодняшний день также стала актуальной проблема добычи полезных ископаемых в космосе. Так в апреле 2012 года американская компания «Planetary Resources», поддержанная основателями Google и известным кинорежиссером Джеймсом Кемероном, а также рядом других западных бизнесменов и публичных личностей, заявила, что займется поиском полезных ископаемых, однако делать это она будет не на Земле, а в космосе, в частности на астероидах . Однако правовое регулирование добычи полезных ископаемых в космосе остаётся неоднозначным. Договор по космосу, принятый ООН в 1967 году, не запрещает добычу ресурсов в космосе, до тех пор, пока горнодобывающая станция не представляет де-факто «захвата» части космического пространства. Впрочем, в тексте Договора не упомянуто, кто может владеть ресурсами, полученными в космосе .

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах; принятое ООН в 1984 году, частично разъяснило права на ведение горнодобывающей деятельности в космосе: «Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества», «использование Луны должно осуществляться на благо и в интересах всех стран».

Кроме того, необходимо отметить, что при всем многообразии органов и организаций, занимающихся сейчас международным космическим сотрудничеством, нельзя не видеть пробелов, касающихся его координации в глобальном масштабе. В этой связи представляются обоснованными высказываемые в литературе предложения о целесообразности создания Всемирной космической организации по типу Международного агентства по атомной энергии, которое давно и успешно занимается всеми аспектами вопросов, связанных с международным сотрудничеством в плане мирного использования ядерной энергии. Такая организация по своему правовому положению должна быть более тесно связана с органами Организации, чем иные специализированные учреждения ООН. Такое решение вопроса способствовало бы расширению международного сотрудничества в космической сфере и гармонизации практики применения международного космического права

1. Писаревский Е. Л. Правовые основы космического туризма // Туризм: право и экономика. М. : Юрист, 2006. № 2. С. 9-14.

2. Вылегжанин А., Юзбашян М. Космос в международно-правовом аспекте [Электронный ресурс]. URL: http://www.intertrends.ru/twenty-seventh/04.htm (дата обращения: 16.03.2015).

3. В США создана компания для добычи полезных ископаемых в космосе [Электронный ресурс]. URL: http://www.cybersecurity.ru/space/149345.html (дата обращения: 16.03.2015).

4. Монсерат Ф. Х. Правовые аспекты коммерческой деятельности в космосе // Статус, применение и прогрессивное развитие международного и национального космического права. Киев, 2007. С.201-202.

© Гурбанова Д. К., 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

4 октября 1957 г. впервые в истории человечества в космос был запущен советский искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. на околоземную орбиту впервые поднялся человек – гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Наступила новая эра человеческой деятельности – эра исследования и использования космического пространства.

С освоением космоса началось формирование новой отрасли современного международного права – космического права.

Международное космическое право – совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу осуществления ими космической деятельности и определяющих правовой режим космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Под космическим пространством понимается пространство за пределами воздушной сферы Земли, которое является «вещью, изъятой из оборота», т. е. не подлежащей присвоению ни одним государством.

Становление космического права началось сравнительно недавно, однако его нормы и принципы уже сформированы и закреплены в ряде международных договоров, основными из которых являются: Договор о космосе; Соглашение о спасании космонавтов; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972); Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1976); Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979); Принципы дистанционного зондирования Земли из космического пространства (1986), а также другие многосторонние и двусторонние международные соглашения.

Субъектами международного космического права являются суверенные государства, международные межправительственные организации. Международное космическое право допускает возможность осуществления космической деятельности неправительственными организациями (юридическими лицами); однако они не становятся субъектами международного космического права, так как их деятельность должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением государств – участников Договора о космосе (ст. VI). Объектами международного космического права являются космическое пространство, небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, результаты практической космической деятельности государств.

П р и н ц и п ы международного космического права сводятся к следующему: во-первых, исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях и в интересах всего человечества; во-вторых, на космическое пространство, Луну, небесные тела не может распространяться суверенитет отдельных государств. С учетом этих положений происходит формирование и закрепление в международных договорах принципов и норм этой специфической отрасли международного права.

Свобода исследования и использования космического пространства, Луны и других небесных тел в мирных целях предусмотрена ст. I Договора о космосе: исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Исследование и использование космического пространства открыты для всех государств без какой-либо дискриминации и в соответствии с принципами международного права.

Запрет на национальное присвоение космического пространства и небесных тел установлен мировым сообществом исходя из того, что эти объекты являются res extra commercium – «вещью вне оборота». Вселенная находится вне суверенитетов, юрисдикций и чьей-либо собственности. Ст. II Договора о космосе и п. 3 ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979) устанавливают, что присвоение не может осуществляться ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации. На космическое пространство, Луну и небесные тела государства не могут распространять свой суверенитет Запрещаются любые формы и способы присвоения космического пространства не только государствами, но и международными и национальными корпорациями и частными лицами. Запрет национального присвоения не распространяется на искусственные космические объекты, в отношении которых государство сохраняет юрисдикцию и контроль (Договор о космосе, ст. VIII).

Демилитаризация космического пространства и небесных тел предусмотрена ст. IV Договора о космосе; государства обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать в космическом пространстве каким-либо иным образом. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах (1963) запрещает производить испытательные взрывы ядерного оружия в космосе.

Проблема демилитаризации космоса – это глобальная проблема современности. На предотвращение милитаризации космического пространства был направлен Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (1972) и Дополнительный протокол к нему (1974), договоры СНВ-1 и СНВ-2. Согласно Договору об ограничении систем противоракетной обороны (1972), каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно наземного базирования (ст. V). В настоящее время США де-факто обошли этот договор путем развития новых космических технологий. Теперь они считают, что договор устарел и де-юре. Однако Россия придерживается противоположной точки зрения: она будет добиваться сохранения и соблюдения договора 1972 г. об ограничении систем противоракетной обороны – краеугольного камня стратегической стабильности.

Вместе с тем Договор о космосе не запрещает использование военного персонала для научных исследований, а также применение любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования космоса. Использование в космосе ядерных источников энергии (ЯИЭ) не противоречит нормам международного права. В настоящее время используются в основном два типа ЯИЭ – радиоизотопные генераторы и ядерные реакторы. Указанные ЯИЭ невзрывоопасны и в силу этого не могут рассматриваться в качестве оружия массового уничтожения, размещение которого в космосе запрещено ст. V Договора о космосе. Применение ЯИЭ в целях мирного исследования и использования космического пространства требует специальной регламентации с учетом их специфики.

Оказание помощи космонавтам в случае аварии возлагается на все государства. В Конвенции о спасании космонавтов закреплено следующее:

Если в случае аварии космический корабль приземляется на территории какого-либо государства, то оно принимает незамедлительные меры к оказанию помощи; информирует власти государства, запустившего космический объект, Генерального секретаря ООН (ст. 2);

Если космический корабль вынужден приводниться в открытом море или приземлиться на территории, не находящейся под суверенитетом какого-либо государства, ему оказывают помощь государства, которые в состоянии это сделать; они также информируют запустившее космический корабль государство и Генерального секретаря ООН (ст. 3);

Государство, на территории которого окажется космический корабль, незамедлительно возвращает его и экипаж государству, которому этот корабль принадлежит (ст. 4);

Все расходы, связанные с оказанием помощи космическому кораблю и его экипажу, покрываются властями, осуществившими запуск корабля (ст. 5).

Международное сотрудничество в мирном исследовании и использовании космического пространства (Договор о космосе, ст. I, III, IX) может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, а также в рамках международных организаций. Это сотрудничество предполагает: соблюдение норм и принципов Устава ООН; обязанность учитывать интересы других государств (Договор о космосе, ст. IX); запрещение создавать потенциально вредные помехи деятельности других государств (ст. IX); оказание возможной помощи космонавтам в случае аварии (ст. V); информирование всех стран о характере, ходе, месте и результатах деятельности в космическом пространстве (ст. XI) и др.

Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности (2001) предусматривают развитие программ сотрудничества в мирном освоении космоса. Среди них – запуски иностранных спутников российскими ракетами-носителями; предоставление в аренду на геостационарной орбите спутников связи, выведенных в точку, зарегистрированную потребителями; осуществление на борту международных космических станций дистанционного зондирования Земли и проведение работ на российской технологической аппаратуре или предоставление российских космических аппаратов для установки оборудования и др. Эти проекты реализуются в рамках Межправительственного соглашения Канады, государств – членов Европейского космического агентства, Японии, России и США о сотрудничестве по международной космической станции гражданского назначения (1998).

Наиболее распространено двустороннее сотрудничество. Так, в соответствии с соглашениями между Россией и Индией, российскими ракетами-носителями выводятся на околоземную орбиту индийские искусственные спутники. Успешно развивается сотрудничество России с Францией; в состав международных космических экипажей входят французские космонавты; французская аппаратура использовалась на российских космических аппаратах.

В 1972 г. СССР и США подписали Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, во исполнение которого в 1975 г. состоялись совместный полет и стыковка советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон». В 1977 г. в связи с истечением срока действия этого соглашения стороны подписали новое Соглашение о сотрудничестве в исследовании космического пространства в мирных целях, которое закрепляет обязательства сторон развивать сотрудничество в областях космической метеорологии, изучения окружающей природной среды, исследования околоземного космического пространства, Луны и планет, а также в сфере совместных разработок спутниковых поисково-спасательных систем (ст. 1) и др. Стороны взяли на себя обязательство, направленное на решение международно-правовых проблем исследования и использования космического пространства в мирных целях во имя укрепления правопорядка в космосе и дальнейшего развития международного космического права (ст. 4).

При исследовании и использовании космического пространства наибольший эффект приносит многостороннее сотрудничество. Так, в 1967 г. была принята программа сотрудничества в области исследования и использования космического пространства («Интеркосмос»). Многостороннее сотрудничество осуществляется в рамках: Европейского космического агентства, созданного в 1975 г., с которым Россией заключено соглашение (1995), а также «Интелсата» – Международной организации спутников связи, созданной в 1971 г., к которой Россия присоединилась в 1993 г..

Большое внимание исследованию и использованию космоса уделяет ООН. Важнейшим ее органом, призванным быть центром международного сотрудничества в космосе, является Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (создан в 1959 г.). В рамках этого Комитета разработаны основные договоры, соглашения и конвенции по космосу. Наша страна поддерживает идею об учреждении всемирной космической организации, что позволит поднять международное сотрудничество в мирном освоении космоса на более высокий уровень. Важную роль в осуществлении международного сотрудничества играют такие специализированные учреждения ООН, как Международный союз электросвязи (МСЭ), занимающийся распределением, регистрацией, координацией частот для различных служб радиосвязи; Всемирная метеорологическая организация (ВМО), под эгидой которой действует глобальная система метеорологических наблюдений. Международная морская организация (ИМО) использует космическую технику для морского судоходства, а Международная организация гражданской авиации (ИКАО) – для связи и навигации воздушного транспорта.

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1976), когда космический объект выводится на околоземную орбиту или дальше в космическое пространство, запускающее государство регистрирует этот космический объект путем записи в соответствующий регистр. Каждое запускающее государство информирует Генерального секретаря ООН об учреждении такого регистра.

Международная ответственность государств за деятельность в космическом пространстве предусмотрена Договором о космосе (ст. VI). Ответственность несет как государство, с территории которого осуществляется запуск космического объекта, так и то государство, в интересах которого осуществляется запуск (ст. VII). Если запуск осуществляет международная организация, то ответственность может быть солидарной. Противоправны в космосе такие действия государств, как ядерные взрывы, размещение ядерного оружия, враждебная пропаганда из космоса. Если ущерб причинен в результате иных правомерных действий, то речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Так, согласно Конвенции о международной ответственности, за ущерб, причиненный космическими объектами (1972), запускающее государство несет абсолютную ответственность по вопросу выплаты компенсации за ущерб (ст. II). Кроме того, нарушение космического права влечет политическую ответственность государств.

В рамках СНГ заключены соглашения, направленные на мирное освоение космоса, например Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства (1991). Осуществляется сотрудничество стран СНГ по соглашению о создании систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства (1992), в рамках двусторонних соглашений с Украиной (1997) и Белоруссией (1995) и др. В СНГ реализацию межгосударственных программ исследования и использования космического пространства координирует Межгосударственный совет по космосу, формируемый из полномочных представителей государств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 16. Международное космическое право Ответственность за нарушение норм международного космического права несут государства, независимо от того, кто осуществляет космическую деятельность – правительственные органы или неправительственные юридические лица

Из книги Международное право автора Вирко Н А

47. Международное космическое право Международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулирующих права и обязанности участников космической

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

78. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И НЕБЕСНЫХ ТЕЛ Международное космическое право – система международных принципов и норм, устанавливающих основы космического сотрудничества государств, а также правовой режим космического

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

87. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО Международное таможенное право – отрасль международного права, регулирующая таможенные отношения, возникающие между государствами, а также их объем и качество международно-правового регулирования.Существуют следующие основные

Из книги Положение лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров в Российской Федерации автора Кочетков (Петров) Игорь

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич Из книги автора

2.1. Международное право 2.1.1. Международно-правовые стандарты равноправия и недискриминации применительно к сексуальной ориентации и гендерной идентичности В настоящее время Российская Федерация не участвует ни в одном международном договоре, который бы прямо

Из книги автора

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

Из книги автора

1. Понятие, предмет и метод правоведения Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности. Правоведение предназначено для студентов, обучающихся

Из книги автора

ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Согласно своим учредительным документам интеграционные объединения признают общепризнанные нормы и принципы международного права и обязуются им следовать. Однако реальное участие этих образований в международных делах и

Введение

Понятие, объекты, субъекты и источники международного космического права

1 Понятие, объекты и субъекты международного космического права

2 Источники международного космического права

Правовой статус космических объектов и космонавтов

1 Правовой статус космических объектов

2 Правовой статус космонавтов

Заключение


Введение

Космос с древних времен привлекал внимание человека своей магической таинственностью. В течение веков он был предметом научного изучения. Но эра практического освоения космического пространства началась фактически с середины 50-х годов ХХ в. Стимулирующее значение в этом имели запуск в СССР 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли, первый орбитальный полет советского космонавта Ю. Гагарина вокруг Земли (12 апреля 1961 г.) и первая высадка экипажа американского орбитального корабля «Аполлон» на Луне (июль 1969 г.).

После этого сфера исследования и использования космического пространства начала стремительно расширяться. Увеличилось количество космических государств и других субъектов космической деятельности, расширились объемы этой деятельности, кроме искусственных спутников в космосе появились международные космические станции и другие, более совершенные средства исследования и использования космического пространства.

По мере проникновения человека в космос и расширения сферы исследования и использования космического пространства возникла практическая потребность как в международно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений, так и в развитии международного космического сотрудничества. 20 декабря 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию о многостороннем сотрудничестве государств в исследовании и использовании космического пространства. В ней было сформулировано два важных принципа:

а) международное право, включая Устав ООН, применяется к космическому пространству и небесным телам;

б) космическое пространство и небесные тела свободны для исследования и использования всеми национальному присвоению. Эта Резолюция стала отправной точкой в развитии международного космического права.

1. Понятие, объекты, субъекты и источники международного космического права

1 Понятие, объекты, субъекты международного космического права

международный космический право

В настоящее время под международным космическим правом понимается отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, определяющих правовой режим космического пространства и небесных тел, а также регулирующих отношения между субъектами международного права в сфере космической деятельности.

Более конкретизированными объектами международного космического права являются:

а) космическое пространство;

б) небесные тела;

в) космическая деятельность субъектов международного права;

г) космические объекты;

д) экипажи искусственных спутников Земли, других космических кораблей и станций.

Под космическим пространством понимается пространство за пределами атмосферы Земли. Атмосфера представляет собой воздушную оболочку планеты, наполненную различным газами (азот, кислород, аргон, кислородный газ, гелий и др.). Их плотность уменьшается по мере удаления от Земли, и на высоте более 800 км земная атмосфера постепенно переходит в космическое (межпланетное) пространство.

К небесным телам как объектам международного космического права относятся, прежде всего, Земля и другие планеты Солнечной системы, их спутники, в частности Луна, кометы, астероиды, метеориты и т.п. Научный интерес представляют также другие галактики.

Космические тела находятся в космическом пространстве и тесно связаны с ним. По мере проникновения человека в глубины космоса открываются все новые и новые космические тела, представляющие не только научный, но и практический интерес. Вместе с этим расширяется объем космического пространства, оказывающегося в сфере действия международного космического права.

Космическая деятельность как объект международного космического права непосредственно связана с человеческим фактором. Она многообразна в своих проявлениях, но в концентрированном виде выражается через формулу международного космического права - «исследование и использование космического пространства и небесных тел». Регулирование связанных с этим отношений является главной задачей международного космического права.

Космическая деятельность осуществляется как в космосе, так и на Земле. «Земная» часть связана с запуском космических аппаратов, обеспечением их функционирования, возвращением на Землю, обработкой и использованием результатов космических запусков.

В космосе осуществляются движение искусственных спутников и космических станций, научные космические эксперименты, дистанционное зондирование Земли, спутниковые телекоммуникации, другие виды использования космического пространства.

Самостоятельную группу объектов международного космического права составляют «космические объекты». Это созданные человеком технические устройства, предназначенные для исследования и использования космического пространства и находящиеся в этом пространстве или на небесных телах. К ним относятся ракеты-носители, искусственные спутники Земли, космические аппараты, станции и т.п. В отличие от них «небесные тела» имеют естественное происхождение, с чем связаны особенности правового статуса этих групп объектов.

В качестве непосредственных объектов космической деятельности выступают экипажи искусственных спутников Земли, других космических кораблей и станций.

Субъектами международного космического права изначально выступали почти исключительно государства. К началу 21 в. активно начал разворачиваться процесс коммерциализации космической деятельности, сущность которого связана с приобретением, сбытом или обменом космических благ и услуг. В этой связи произошло существенное расширение круга негосударственных субъектов космической деятельности. Сейчас большинство крупных международных космических проектов либо осуществляется частными компаниями, либо носит смешанный характер. Таким образом, к субъектам международного космического права в настоящее время относятся государства, международные организации (государственные и негосударственные), частные юридические и физические лица.

2 Источники международного космического права

Под источниками международного космического права понимают формы выражения и закрепления норм данной отрасли международного права, регулирующие международные отношения, возникающие по поводу и в связи с исследованием и использованием космического пространства.
В международном космическом праве основными видами источников права являются международный договор и обычай. Следует отметить, что процесс формирования и развития международного космического права проходит в основном в договорной форме.
Международный договор (соглашение) заключается между субъектами международного космического права в письменной форме и содержит конкретные формулировки норм международного космического права.

Заключая договор, субъекты международного права преследуют цель создания международно-правовых норм, которые направлены на регулирование отношений между ними.

В зависимости от круга участников договоры могут быть универсальными и с ограниченным числом участников (двусторонние, региональные).

Все нормы, содержащиеся в договоре, являются юридически обязательными для участников договора, и их нарушение влечет международно-правовую ответственность.

Многообразная деятельность по исследованию и использованию космоса сейчас регламентируется различными актами международного космического права. Эти акты составляют систему источников соответствующей правовой общности. Ключевое значение среди них имеют пять международных многосторонних договоров, принятых под эгидой ООН в 60-70-х гг. ХХ в. К ним относятся:

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (принят 19 декабря 1966 г., вступил в силу 10 октября 1967 г.); - Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (принято 19 декабря 1967 г., вступило в силу 3 декабря 1968 г.);

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (принята 29 ноября 1971 г., вступила в силу 1 сентября 1972 г.);

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (принята 12 ноября 1974 г., вступила в силу 15 сентября 1976 г.);

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (принято 5 декабря 1979 г., вступило в силу 11 июля 1984 г.).

Эти акты составляют основу мирового правопорядка в сфере исследования и использования космического пространства.

Наиболее универсальным из них является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее - Договор по космосу). Подписывая этот Договор, государства-участники согласились в том, что они будут осуществлять деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. 3). Они также зафиксировали в этом Договоре другие основные международно-правовые принципы деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях.

Договор по космосу определил общие рамки для развития космического права. Они были конкретизированы в четырех других указанных выше соглашениях и конвенциях, касающихся отдельных сфер космической деятельности.

В 1989 г. была принята Европейская конвенция о трансграничном телевидении, а в 90-х гг. появился ряд многосторонних соглашений научно-технического характера, касающихся международных космических проектов и программ.

Двусторонние международные договоры. Этими актами регулируются многочисленные отношения в сфере двустороннего космического сотрудничества. Назовем лишь несколько из такого рода договоров: Соглашение между правительствами России и Франции о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (1996 г.); Американо-Бразильское соглашение о сотрудничестве на международной космической станции (1997 г.); Соглашение между Россией и Казахстаном об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» (1994 г.); Договор между Бразилией и Украиной «О долгосрочном сотрудничестве в использовании ракеты-носителя «Циклон-4» на пусковом центре «Алкантара»» (2003 г.) и др.

Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Они не имеют обязательный характер и не являются прямыми источниками международного права. Но эти резолюции относятся к категории так называемого мягкого права и оказывают существенное влияние на формирование обязательных норм международного права. К ним, в частности, относится Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, которой была утверждена Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства. Эта Декларация была положена в основу Договора по космосу.

Из других резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, касающихся вопросов космоса, следует отметить те из них, которыми были утверждены: Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (Резолюция 37/92, принята 10 декабря 1982 г.); Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства (Резолюция 41/65, принята 3 декабря 1986 г.); Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (Резолюция 47/68, принята 14 декабря 1992 г.).

В декабре 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран (Резолюция 51/122).

Акты международных организаций. В европейском контексте это акты Европейского космического агентства, Европейского Союза, Комиссии Европейских сообществ и др. К этим актам относятся:

Решение Европейского парламента по докладу Комиссии Европейского Союза по проблеме «Европа и космос: начало новой главы» (17 января 2002 г.); Решение Совета Европейского Союза «О развитии общеевропейской космической политики» (13 мая 2003 г.); Рамочное соглашение между Европейским сообществом и Европейским космическим агентством (2003 г.) и др.

Рамочное соглашение между Европейским сообществом и Европейским космическим агентством преследует две важные цели:

а) создание совместного базиса и инструментария для взаимовыгодного сотрудничества между двумя интеграционными объединениями;

б) прогрессивное развитие европейской космической политики путем формирования системы запросов на космические услуги и технологии совместными усилиями Европейского сообщества и Европейского космического агентства.

Конкретными сферами сотрудничества определены: научные исследования; технологии; мониторинг Земли из космоса; навигация; осуществление спутниковой связи; полеты человека в космос; политика в области спектра радиочастот и др.

Отдельную группу составляют учредительные акты международных организаций, осуществляющих космическую деятельность: Конвенция о создании Европейской организации по космическим исследованиям (1962 г.); Конвенция о создании Европейского космического агентства (1975 г.) и др.

В соответствии с первым из указанных соглашений совместная космическая деятельность осуществляется государствами-участниками на основе межгосударственных программ. Реализацию этих программ координирует Международный совет по космосу. Государства-участники также обязались осуществлять свою деятельность по исследованию и использованию космического пространства в соответствии с действующими международно-правовыми нормами и координировать свои усилия в данной области.

2. Правовой статус космических объектов и космонавтов

1 Правовой статус космических объектов

Этот статус определяется как нормами международного права, так и национального космического законодательства. В международном аспекте здесь особое значение имеют правоотношения, связанные с запуском космического объекта в космос и возвращением его на Землю.

Исходным в этих правоотношениях является требование международного права об обязательной регистрации государством запускаемых космических объектов.

В соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, эти объекты запускающее государство (т.е. государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, или государство, с территории или с установок которого осуществляется запуск космического объекта) обязано зарегистрировать в специальном национальном регистре. Когда в отношении любого такого космического объекта имеются два или более запускающих государств, они совместно определяют, которое из них зарегистрирует соответствующий объект (ст. 2).

Данные национального регистра представляются «в ближайший практически осуществимый срок» Генеральному секретарю ООН для внесения их в международный реестр. Эти данные должны содержать следующие сведения: название запускающего государства или запускающих государств; соответствующее обозначение космического объекта или его регистрационный номер; дату и территорию (место) запуска; основные параметры орбит (период обращения, наклонение, апогей, перигей и др.); общее назначение космического объекта. Запускающее государство также предоставляет информацию о космических объектах, которые, будучи выведенным и на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите (ст. 4 Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство).

Ряд норм, касающихся правового статуса космических объектов, содержится и в Договоре по космосу. В нем отмечается, что государство-участник, в регистр которого занесен космический объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом во время его нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространства, на небесном теле или по возвращении на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства-участника, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству. При этом такое государство должно по соответствующему требованию представить до возвращения космического объекта информацию о нем.

Каждое государство-участник, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство-участник, с территории или с установок которого производился запуск космического объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому государству-участнику, его физическим или юридическим лицам (ст. 7 Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство).

2.2 Правовой статус космонавтов

Космонавт - это лицо, участвовавшее или участвующее в космическом полете в качестве командира космического корабля или члена его экипажа. В США космонавтов называют астронавтами.

Космонавты выполняют задачи по исследованию и использованию космического пространства, как в процессе космического полета, так и при посадке на небесных телах.

Правовой статус космонавтов (членов экипажа космического корабля) определен Договором по космосу, Соглашением о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, а также национальным космическим законодательством.

В соответствии с этими актами космонавты являются «посланцами человечества в космос». Но они не обладают наднациональным статусом. Космонавты являются гражданами конкретного государства. Как отмечается в Договоре по космосу, государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над экипажем этого объекта во время его нахождения в этом пространстве или на любом небесном теле (ст. 8).

Некоторые особенности прав и обязанностей членов экипажа установлены Межправительственным соглашением по международной космической станции (1998 г.). Эти права и обязанности обусловлены функциями членов экипажа, а также стандартами и критериями станции. Общим требованием при этом выступает требование использовать станцию эффективным и безопасным для жизни и здоровья членов экипажа образом.

Ряд требований зафиксирован также в Кодексе поведения космонавтов. В соответствии с ним каждый член экипажа станции должен отвечать сертификационным критериям космонавта, медицинским и другим стандартам. Он обязан пройти базовые тренировки и получить соответствующий сертификат.

Соглашение о спасении космонавтов касается их правового статуса в контексте обязанностей государств оказывать им помощь в случае аварии или иного бедствия. Страны согласились в том, что при получении ими сведений, что экипаж космического корабля потерпел аварию или находится в состоянии бедствия, совершил вынужденную или непреднамеренную посадку на территории, находящейся под их юрисдикцией, в открытом море или любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства-стороны, они немедленно:

а) информируют соответствующие власти о происшедшем с помощью находящихся в их распоряжении средств связи;

б) информируют об этом же Генерального секретаря ООН.

Эти же стороны обязаны принять все зависящие от них меры по поиску и спасению оказавшихся в беде космонавтов, которые после оказания им помощи должны быть незамедлительно возвращены представителям властей государств, осуществивших запуск (ст. 4).

Заключение

Обобщим результаты проведённого исследования. Основными источниками международного космического права являются международные договоры. В их числе - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. (Договор по космосу), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности), Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Соглашение о Луне), региональные и двусторонние соглашения между государствами, между государствами и международными организациями. Космическое право имеет следующие особенности: только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть в перспективе использованы человеком; космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных. К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она осуществляется с помощью принципиально новых средств ракетно-космической техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем несравнимую опасность.

Список использованной литературы

1. Валеев Р. М., Курдюков Г. И.: Международное право. Особенная часть: учебник для вузов. - М.: Статут - 624 с., 2010.

Зимненко Б. Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Особенная часть. Издательство: Статут - 544 с., 2010 г.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва - Вашингтон - Лондон, 27 января 1967 года).

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (Москва - Лондон - Вашингтон, 29 марта 1972 года).

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Нью-Йорк, 14 января 1975 года).

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 года).

Хужокова И. М. Международное право. Краткий курс. Издательство: Окей-книга, 2009 г., 128 стр.

Чепурнова Н. М. Международное право: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 295 с.

Неземное пространство делится на воздушное и космическое. Такое деление предопределено различными техническими принципами передвижения летательных аппаратов. Космическая деятельность затрагивает интересы всего человечества, поэтому космическое пространство по аналогии с воздушным нельзя разделить на национальное и международное. Все космическое пространство в целом является международной территорией, не подлежит национальному присвоению и установлению суверенитета какого-либо государства, находится в общем пользовании. К космическому пространству применяется понятие общего наследия человечества.

Международное космическое право представляет собой отрасль международного права, сформировавшуюся в процессе освоения государствами космического пространства. Международное космическое право – это совокупность норм, регулирующих международные правоотношения относительно статуса космического пространства как особой внеземной среды и деятельность государств по его исследованию и использованию. Это множество международных правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регламентирующих отношения субъектов международного права в связи с использованием космоса.

Предметом международного космического права являются международные отношения в процессе космической деятельности. Объект международного космического права – деятельность его субъектов, связанная с исследованием и использованием космоса, планет Солнечной системы, Луны, иных небесных тел, космических объектов. Космическое право регулирует деятельность государств не только в космосе, но и деятельность на Земле, связанную с изучением и освоением космоса. Субъектами международного космического права выступают и традиционные, и нетрадиционные субъекты международного публичного права: государства, международные межправительственные и неправительственные организации, юридические лица.

До разработки первого универсального Договора о космосе 1967 г. основные правила космической деятельности имели статус обычно-правовых норм (например, принцип нераспространения государственного суверенитета на космическое пространство). До сих пор в международном космическом праве действует большой конгломерат именно обычных норм, сформировавшихся в практике государств (100–110 км от поверхности Океана – граница между воздушным и космическим пространством). Кроме того, многие положения космического права закреплены в двусторонних договоренностях между основными космическими державами – США и СССР. Другие государства придерживаются установленных в этих соглашениях правил на уровне международного обычая.

Особенности международных обычных норм в космическом праве – они сформировались в течение достаточно короткого времени (с начала 60-х и до середины 70-х гг. XX в.).

В сфере космического права принято большое количество универсальных международных соглашений. Основным является Договор о принципах деятельности государств по использованию и исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор о космосе). Этот Договор устанавливает наиболее общие международно-правовые принципы космической деятельности (участники – около 100 государств мира).

Другие универсальные соглашения по международному космическому праву: Договор о запрещении использования ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.; Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. В 2007 г. под эгидой ООН приняты Руководящие принципы Комитета по использованию космического пространства в мирных целях по предупреждению образования космического мусора.

Круг государств, на которые распространяются нормы космического права, шире "космического клуба", т.е. круга государств, которые непосредственно участвуют в освоении и использовании космического пространства. При этом общепризнанные принципы международного космического права распространяются на все государства, независимо от их участия в космической деятельности.

В регулировании международного космического права важную роль играют резолюции-рекомендации международных организаций (прежде всего, ГА ООН): Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г.; Принципы использования государствами некоторых спутников Земли для международного непосредственного телевещания 1982 г.; Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства, 1986 г.; Принципы использования ядерных источников энергии на борту космических объектов 1992 г.; Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран 1996 г.

Совместную деятельность государств в космосе регламентируют в основном международные научно-технические соглашения – учредительные акты МНПО (ИНМАРСАТ, ИНТЕЛСАТ, Европейское космическое агентство, Интерпуть). Важную роль в этой сфере играют деятельность юридического и научно-технического подкомитетов ООН, Комитета ООН по использованию космического права в мирных целях и его рабочих групп.

Основные принципы международного космического нрава закреплены в Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г. и в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.:

  • – нераспространение государственного суверенитета на космическое пространство;
  • – исследование и использование космического пространства на благо всего человечества;
  • – равные права всех государств по исследованию и использованию космического пространства;
  • – запрещение национального присвоения космоса;
  • – соответствие космической деятельности общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • – свобода космоса для научных исследований;
  • – использование луны и других небесных тел только в мирных целях;
  • – международная ответственность государств за всю национальную космическую деятельность;
  • – международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами;
  • – сотрудничество и взаимопомощь государств при исследовании и использовании космоса;
  • – сохранение государственной юрисдикции и контроля над государственными космическими объектами;
  • – обязанность государств предотвращать загрязнение космоса.

Понятие «космическое право». Субъекты космического права. Некоторые особенности деятельности международных организаций как субъектов космического права. Объект (правового регулирования) в космическом праве. История возникновения космического права. Основные принципы космического права. Основные источники космического права. Особенности политико-правового положения космонавтов в пространстве космического права.

Космическое право - отрасль современного международного права, основные и специальные принципы и нормы которой регулируют правовой статус космического пространства, а также устанавливают политико-правовые режимы его использования субъектами космического права.

В качестве субъектов космического права в современном международно-правовом пространстве на данный момент (начало XXI в.) выступают практически исключительно государства.

Тем не менее международные межправительственные организации также могут принимать определенное участие (на практике, достаточно ограниченное) в различной работе в космической сфере, но, исключительно в тех случаях, когда большая часть государств- членов той или иной международной межправительственной организации являются полноправными сторонами основополагающей международной договоренности по космическому праву, а именно Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г., а также других наиболее важных отраслевых документов универсального характера.

При этом определяющее значение в пространстве космического права на данный момент истории человечества, играют именно государства, т.е. пока еще, в практически абсолютной степени, доминирующие субъекты современного космического права.

Существенным исключением из данного status quo в соотношении государств и международных организаций в деятельности в сфере космоса необходимо признать ООН - Организацию, которая сыграла важную роль в выработке и претворении в жизнь правовых основ для космического сотрудничества между государствами.

Так, в рамках деятельности ООН существенную роль в обеспечении деятельности космического права играет созданный в 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН Комитет по использованию космического пространства в мирных целях.

В рамках данного Комитета осуществляется деятельность по активизации технического сотрудничества между государствами по космической проблематике; разрабатываются программы по совместному освоению космического пространства; происходит обмен различной технической и политико-правовой информацией по данной проблематике; осуществляется процесс ознакомления субъектов космического права с правовыми стандартами в данной области.

Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях состоит из двух частей: юридического и научно-технического отделов (подкомитетов), каждый из которых работает в соответствии с собственным направлением.

Также, достаточно активно работают в сфере космического права следующие международные организации:

  • 1) ЮНЕСКО;
  • 2) ОБСЕ;
  • 3) МАГАТЭ;
  • 4) ИКАО;
  • 5) ВМО.

В своей работе данные организации часто взаимодействуют с юридическим отделом (подкомитетом) Комитета ООН по использованию космического пространства.

Весь комплекс различных отношений между субъектами космического права, связанных с обеспечением взаимовыгодного использования космического пространства, представляет собой объект (правового регулирования) данной международно-правовой отрасли.

Космическое право - это наиболее поздняя по времени возникновения отрасль международного права. Деятельность данной международно-правовой отрасли началась лишь в конце 50-х гг. XX в., после того, как две наиболее могущественные державы того времени (и они же противники в холодной войне) - СССР и США, развернули собственные космические программы, изменившие мировые научно-технические и военно-политические реалии.

По сути, стартовой точкой для возникновения космического права стал осуществленный в 1957 г. СССР запуск первого искусственного спутника Земли. Последовавшие вслед за ним «симметричные ответы» американцев; отправление СССР первого человека в космос; полет американских космонавтов на Луну; стремительное развитие космических технологий в обеих странах-противниках окончательно «обеспечили жизнь» космическому праву, сделав его наиболее современной и перспективной международно-правовой отраслью.

Как уже было указано выше, основной источник космического права - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. Данный документ сформулировал и закрепил определяющие политико-правовые принципы космического права как действующей и развивающейся международно-правовой отрасли.

Основными принципами космического права, призванными определять конкретную практическую деятельность субъектов космического права, являются:

  • 1) принцип исследования и использования космического пространства (космоса) в интересах всего человечества;
  • 2) принцип абсолютного политико-правового равенства всех государств при исследовании и использовании ими космического пространства (космоса);
  • 3) принцип свободы научных исследований в космическом пространстве (в космосе);
  • 4) принцип недопустимости национального присвоения космического пространства (космоса);
  • 5) принцип исследования и использования космического пространства (космоса) исключительно в мирных целях;
  • 6) принцип международной ответственности за национальную деятельность в космическом пространстве (в космосе);
  • 7) принцип международной политико-правовой ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами;
  • 8) принцип сотрудничества и взаимной помощи государств при осуществлении ими любой космической деятельности;
  • 9) принцип отказа государств от загрязнения ими космического пространства (космоса) различными вредными отходами и космическим мусором.

Кроме того, в рассматриваемом Договоре его разработчикам удалось соединить проблематику человеческой деятельности в космосе с другими наиболее важными проблемами современного человечества, а именно с:

  • 1) проблемой обеспечения мировой безопасности;
  • 2) проблемой экологической безопасности;
  • 3) проблемой контроля за ядерными вооружениями.

Также в данном Договоре была выработана основополагающая правовая база для этой отрасли современного международного права.

Кроме того, важными международными источниками космического права являются:

  • 1) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г.;
  • 2) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.;
  • 3) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г.;
  • 4) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. и ряд других отраслевых международных договоренностей.

Космонавты независимо от их национальности, гражданства и государственной принадлежности в рамках действующего космического права обладают статусом посланцев человечества в космосе, имеющих право на незамедлительную и действенную помощь со стороны любого современного государства (обладающего определенными техническими возможностями) в деле их своевременного и безопасного возвращения на территорию запустивших их государств.

Кроме того, современные международно-правовые стандарты также требуют от государств и иных субъектов космического права (т.е. от международных межправительственных организаций) оказывать всем космонавтам любую иную возможную помощь, например, сообщать отправляющим или уже отправившим космонавта в космос государствам всю информацию о возможных рисках для жизни и безопасности космонавта, связанных с теми или иными явлениями в космосе, зафиксированными специальным оборудованием и/или учеными данного субъекта международных отношений.

В этой связи, следует особо обратить внимание на то, что в космическом праве в настоящее время активно действует такая категория субъектов космического права, как «государства-эксплуатанты» различных космических объектов (зондов, спутников и т.д.), запущенных другими субъектами космического права в космическое пространство.

На практике государства - эксплуатанты космических объектов - это либо технически менее развитые (по сравнению с государствами - производителями космических объектов, которые, как правило, запускают определенные объекты) государства, либо державы, тесно связанные экономически и политически с запускающими те или иные космические спутники и/или зонды государствами.

Государства - эксплуатанты космических объектов также могут быть состоятельными, экономически развитыми субъектами международных отношений, но не рассматривающими развитие собственных космических программ в качестве приоритетов для своих национальных экономик и политических систем.

Экипажи пилотируемых космических кораблей в ходе полета всегда находятся под юрисдикцией государства регистрации данного космического корабля. Права собственности на тот или иной космический объект, а также на его составные части принадлежат конкретному государству регистрации данного объекта как во время его нахождения в космическом пространстве, так и по возвращении данного объекта на Землю.

Космическое пространство, по стандартам космического права, не принадлежит какому-либо международно-правовому субъекту, а является таким пространством, которое может свободно использоваться всеми обладающими соответствующими техническими возможностями субъектами международных отношений.

Также Луна в соответствии со стандартами космического права (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.) выступает в качестве «общего наследия всей человеческой цивилизации». Это относится и ко всем ресурсам Луны, как найденным, так и еще не обнаруженным исследователями.

Отдельным важным вопросом является проблематика использования космического пространства (космоса) в интересах обеспечения национальной безопасности в сфере деятельности Вооруженных сил (ВС) тех или иных государств и/или военно-политических союзов (функционирующих в условиях современности на базе влиятельных международных межправительственных организаций). В данной сфере космического права в настоящее время можно констатировать наличие некоторого противоречия.

Так, с одной стороны, принцип исследования и использования космического пространства (космоса) исключительно в мирных целях, а также основанные на нем конкретные положения космического права запрещают проведение испытаний различных видов и типов вооружений в космосе; создание в космическом пространстве каких-либо военных баз (это международно-правовое предписание в дальнейшем может стать вполне актуальным, при условии активного развития военно-космических и военных технологий в соответствующем направлении) и провозглашают космическое пространство демилитаризованным.

Однако, с другой стороны, современное международное право допускает возможность обоснованного (но только обязательно временного) нахождения в космическом пространстве различных вооружений, за исключением ядерного оружия (данная оговорка в космическом праве носит абсолютно категорический характер).

Данное противоречие не носит слишком явный и/или прямо деструктивный в плане конкретной правоприменительной практики характер, однако оставляет некоторые «лазейки» для использования влиятельными мировыми «игроками» космоса не всегда в мирных целях.

Дальнейшее развитие космического права, вероятно, будет связано, в первую очередь, с развитием космических промышленности и технологий; военных технологий; космических проектов и исследований, а также человеческой цивилизации в целом. Вариант развития человечества со значительно более активным освоением космоса (что привело бы к существенному изменению действующего космического права) в краткосрочной перспективе маловероятен, а о дальнесрочной перспективе рассуждения преждевременны.

В любом случае существующие в настоящее время политико-правовые отношения между государствами-лидерами в сфере использования космоса в целом позитивны. Они несомненно ориентированы на взаимовыгодное сотрудничество.