Значение экстремистского мышления. Что такое экстремизм? Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом

Что такое экстремизм и экстремистская деятельность и виды ответственности

Экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений, совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Среди таких проявлений можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны.

Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. Однако экстремизм, как явление, вполне живуч и в государствах с демократическим устройством, включающим в себя многочисленные права и свободы.
Виды экстремизма: политический, национальный, религиозный.
Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителям других национальностей, проживающих на этой же территории.
Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Широкое распространение получила ваххабитская идеология, лозунгом которой является «смерть всем неверным».
Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя. Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма. На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации.
Юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в ст. ФЗ-114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
В соответствии с поправками, внесенными в названный Закон 25 декабря 2012 года, к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации (политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Административная ответственность – наступает за совершение административного правонарушения, т.е. противоправного деяния, характеризующегося более низкой общественной опасностью, чем преступление. Так, Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (ст. 20.3 КоАП РФ).
К нацистской атрибутике и символике могут быть отнесены знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты. Административно наказуемым является и сбыт, изготовление или приобретение с целью сбыта такой символики.
Символика экстремистской организации – официально зарегистрированная символика организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным Законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Производство и распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения (ст. 20.29 КоАП РФ).
Экстремистские материалы – это документы либо информация на иных носителях, которые призывают к осуществлению экстремистской деятельности. К подобным материалам относятся труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство, публикации, оправдывающие совершение преступлений против какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Наиболее строгая форма ответственности за осуществление экстремистской деятельности - уголовная. Основанием для уголовной ответственности является совершение преступления, т.е. противоправного, общественно опасного деяния (действия или бездействия), за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность. Данный вид ответственности связан с наиболее серьезными правоограничениями для лиц, к ней привлекаемых, вплоть до лишения свободы на определенный срок.
1) Статья 280 УК РФ устанавливает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
2) Статья 282 УК РФ устанавливает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Ответственность наступает только в том случае, если эти действия были совершены публично или с использованием средств массовой информации.
3) Статья 282.1 УК РФ устанавливает ответственность за организацию и за участие в экстремистском сообществе. Экстремистское сообщество – организованная группа лиц для подготовки или совершения вышеуказанных преступлений экстремистской направленности.
4) Статья 282.2 УК РФ устанавливает ответственности за организацию деятельности экстремистской организации.
Кроме этого, Уголовным кодексом РФ в ряде статей установлена уголовная ответственность за совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (например: ст. 105 ч. 2 п. «л» – умышленное убийство, ст. 111 ч. 2 п. «е» – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, ст. 116 ч. 2 п. «б» – побои, и др.).
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.
В случае если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.
Кроме того, статьей 14 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрена отдельная ответственность за высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности.
Таким образом, должностные лица несут ответственность не только за экстремистскую деятельность, осуществляемую ими как гражданами государства, но и за непринятие мер по пресечению указанной деятельности, в рамках их компетенции.

Заместитель прокурора Варненского района юрист 1 класса И.А. Багаутдинов

в законодательстве РФ.

В уголовном законодательстве разных стран содержится понятие « экстремизм» «экстремистская деятельность». Термин «экстремизм» был, веден в уголовные законы Франции, Германии, США, Испании, Голландии, России и т. д.

В российском законодательстве нормы, которые являлись бы основой, обеспечения защиты граждан и общества в целом от самых различных проявлений экстремизма, до недавнего времени отсутствовали. И только с принятием 25 июля 2002 года. Федерального закона « О противодействии экстремистской деятельности», было дано законодательное определение экстремизма.

В соответствии с ФЗ «О противодействии экстремизму и экстремистской деятельности, экстремизм (экстремистская деятельность) это:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;(1)

Из данного определения можно сделать вывод о том, что экстремизм понятие сложное и многогранное. Экстремизм направлен на нарушение основ Конституционного строя страны против прав и свобод граждан на разрушение экономики культуры и т. д.

Настоящий Федеральный закон, где дано углубленное определение понятию экстремизм был принят для противодействия экстремизму и для установления ответственности за ее осуществление

Экстремизм можно понимать в абстрактном и узком смысле. В узком смысле экстремизм или экстремистская деятельность это - незаконная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя и на разжигание национальной розни. В общем, довольно абстрактном смысле экстремизм-это приверженность к крайним мерам действиям взглядам и решениям, которые противоречат закону.

Также экстремизм представляет возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганду исключительности, превосходства, либо неполноценности человека, по признаку его принадлежности к перечисленным институтам.

В уголовном кодексе РФ нет определение данному понятию, но предусматриваются статьи по отдельным видам преступлений имеющих экстремистский характер. К ним относятся:

Ст. 280 УК РФ – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

Ст.282 УК РФ- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;

Ст.282.1 УК РФ-организация экстремистского сообщества;

Ст.282.2 УК РФ-организация деятельности экстремистской организации;

Также понятие экстремизм содержится и в литературе, например, Согласно словарю С.И. Ожегова "экстремизм (полит.) - приверженность к крайним взглядам, к использованию крайних мер (включая теракты и взятие заложников) для достижения своих целей" < 1>. < 1> Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: ОНИКС, 2009. Или же другой автор В Галицкий считает что под экстремизмом следует понимать – приверженность отдельны физически лиц; больших и малы социальны групп; общественно-политических организаций; движений и т.п. к радикальным политическим; национальным; религиозным и другим взглядам; по организациям и поведению; нелегитимно реализуемых в практике социальной; общечеловеческой деятельности и общении; в целях реформирования; изменения или устранения существующего конституционного строя; устоявшихcя общественных отношений (межнациональных межрелигиозных и иных Взгляд к определению Галицкого радикален цель реформирование устоявшихся отношений(2) (Галицкий В Государственная идеология в борьбе с экстремизмом и терроризмом 2010 №12 С18)

В Российском уголовном праве нет единого подхода к определению понятия "экстремизм" можно объяснить тем, что на современной территории России действует 83 субъекта Федерации, каждый из которых обладает собственными традициями, специфическими чертами регионального устройства и исторически сложившимся менталитетом, а следовательно, справедливым будет замечание, что для каждого субъекта и региона характерен "свой" экстремизм с его специфическими проявлениями. Особую сложность составляет тот факт, что невозможно определить, "где кончается свободное распространение идей, доктрин, течений и начинается экстремизм как покушение на эту свободу" < 2>. Следует учитывать, что под борьбой с экстремизмом не следует понимать борьбу с инакомыслием, а потому соответствующие правовые меры не должны противоречить принципам, закрепленным в Конституции РФ. Положения российской Конституции устанавливают идеологическое и политическое многообразие, а также фиксируют, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной на территории Российской Федерации (ст. 13); гарантируют свободу мысли и слова, запрещая при этом пропаганду или агитацию, которые возбуждают социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ст. 29), причем эта же статья запрещает пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 2 Истомин А.Ф., Лопаткин Д.А. К вопросу об экстремизме // Современное право. 2005. N 7. С. 41 - 44.

Как научное понятие термин «экстремизм» одним из первых использовал в начале 20 века французский юрист М Лерой, который основным отличием таки политически течений назвал требование от свои приверженцев абсолютной веры в исповедуемые политические идеалы

Если же обратиться к конкретным доктринальным дефинициям экстремизма, то здесь можно выделить его определения:

    как общественно опасной «деятельности»:

экстремизм-деятельность общественных политически и религиозныx объединений либо иных организаций средств массовой информации физическиx лиц по планированию организации подготовке финансированию либо иному содействию ее осуществлению в том числе путем предоставления финансовых средств недвижимости ученой полиграфической и иной материально – технической базы телефонной факсимильной и иных средств связи а также совершение действий направленным на установление единственной идеологии в качестве государственной на возбуждение социальной имущественной расовой национальной и иной религиозной розни унижение национального достоинства на отрицание абсолютной ценности прав человека на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации на подрыв безопасности Российской Федерации, а равно публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению таки действий(1);

Фридинский СН борьба с экстремизмом

    В правовом смысле экстремизмом можно назвать действия а также в публичной форме выраженные взгляды и намерения преследующие своей целью нарушение или проявление неуважения к установленным законом правам и сводам граждан общепринятым и справедливым нормам морали общественному порядку и общему благосостоянию в демократическом обществе при условии что юридическая значимость эти действий доказана судом (2);

    Как социально негативное явление:

Экстремизм - социально негативное явление, проявляющееся в совокупности общественно опасны уголовно наказуемы деяний совершаемы в соответствии с определенной системой взглядов воззрений убеждений возведены в культ в целя достижения определенного результата предусмотренного этой системой взглядов в какой либо области общественных отношений существующий порядок в которой отрицается экстремистами(3):

    Как комплекс институтов идей установок;

Экстремизм- совокупность организационно - политическиx структур иx радикальныx политически установок (крайне правыx крайне левы x национал - экстремистских сепаратистки x) и соответствующей практической деятельности которая характеризуется использованием насилия в различны x форма x или угрозами его применения на противоправной антиконституционной основе для достижения политически x целей(1);

    Как специфическая идеология:

Экстремизм-идеология нетерпимости возбуждения ненависти либо вражды унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы национальности языка происхождения отношения к религии а равно принадлежности к какой либо социальной группе выражающаяся в совершении публичныx противоправныx действий(2):

И наконец, нельзя игнорировать тот факт, что в современном мире экстремизм можно характеризоваться как позитивное явление как форма борьбы и т.д.

С одной стороны экстремизм отождествляется с терроризмом и насилием с другой как способ отрицания общественных норм основанным на приверженности крайним взглядам и действиям. Некоторые понимают под экстремизмом деятельность по распространению такиx идей течений которые направлены на: ликвидацию самой возможности легального плюрализма сводного распространения и обмена идеями; установление единственной идеологии в качестве государственной; разделение людей по классовому имущественному расовому национальному или религиозному признакам; отрицание абсолютной ценности прав человека. 1(Истомин А.Ф. Указ. соч. C.9.)

Единого определения экстремизму на сегодняшний день не существует. УК РФ не содержит определения понятия экстремизма (экстремистской деятельности). Поэтому в уголовное законодательство внесли общий закон «О противодействии экстремистской деятельности», где дано основное определение «экстремизма» как деятельности направленной на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности».

Изучению экстремизма отводится особое место в правоведении и других науках. Проблема борьбы с экстремизмом связанна, прежде всего, с не разработанностью соответствующего понятия. В настоящее время необходимо иметь общее, закрепленное в Уголовном кодексе РФ понятие экстремизма. Даже исходя из действующей редакции ст. 1 Закона « О противодействии экстремистской деятельности» можно утверждать что: «совершение преступлений по мотивам политической идеологической расовой национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы» указанным в пункте «е» части первой статьи 63 УК РФ лишь часть экстремизма, но не экстремизм в целом. (1 ссылка на УКРФ)

При разработке понятия экстремизм в ФЗ « О противодействии экстремистской деятельности» необходимо опираться на законы обладающие, высшей юридической силой, прежде всего на Конституцию РФ Федеральные конституционные законы РФ Федеральные законы РФ Международной конвенции

Анализируя текст данного закона на предмет определения экстремизма

целесообразным видится прибегнуть к опыту специалистов в области права.

Так использование классификаций проявления экстремизма предложенных исследователями позволяет избежать, перечисление полного списка экстремистских действий. О.К. Коршунова рассматривая перечень экстремистских действий приведенных в законе подразделяет их на три группы:

    Физические действия: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России подрыв ее безопасности захват или присвоение властных полномочий создание незаконныx вооруженных формирований осуществление террористической деятельности и т. д.

    Действия, направленные на распространение в обществе экстремистских идей и мыслей

    Финансирование экстремистской деятельности и иное содействие для ее осуществления т. д. (Коршунова Преступления экстремистского характера теория и практика противодействия СПб 2006г)

Одним из первых и основных актов международного права зафиксировавшим экстремизм как социальное явление, представляющее собой, угрозу общественной безопасности стала «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом сепаратизмом и экстремизмом».

В этом документе экстремизм определяется следующим образом:

«Какое либо деяние направленное на насильственный заxват власти или насильственное удержание власти а также на насильственное изменение конституционного строя государства а равно насильственное посягательство на общественную безопасность в том числе организация в выше указанныx целяx незаконныx вооруженных формирований или участие в ниx». В данном случае под экстремизмом понимается его политическая разновидность поскольку объектом посягательства выступает власть конституционный строй государства и общественная безопасность, а его признаком является насильственный характер предпринимаемых действий.

Современное российское законодательство объединяет под одним термином экстремизм все виды экстремизма: политический, этнический, религиозный и другие. Важно отметить, что экстремизм является самостоятельным феноменом, который действительно существует.

Экстремизм – это достаточно широкая правовая категория которая представляет собой перечень противоправных деяний вышеуказанной направленности за совершение которых предусмотрен комплекс мер государственного принуждения.

«Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. даёт следующее определение понятия «экстремизм» (п. 3 ч. 1 ст. 1 ):

Данную Шанхайскую конвенцию подписали : Республика Казахстан , Китайская Народная Республика , Кыргызская Республика , Российская Федерация , Республика Таджикистан и Республика Узбекистан . В январе 2003 года она была ратифицирована и с 29 марта того же года вступила в силу в России.

Национальные юридические определения

Юридическое определение в России

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В соответствии с поправками от 23 ноября 2015 года к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

В соответствии с поправкой, принятой в ноябре 2015 года, «Библия , Коран , Танах и Ганджур , их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами» .

Критика

[…] пересмотреть определение экстремизма в федеральном законе о противодействии экстремистской деятельности для обеспечения того, чтобы оно распространялось лишь на серьёзные случаи, связанные с ненавистью и насилием […] чётко изложить те критерии, которые должны соблюдаться для того, чтобы объявить какой-либо материал экстремистским

Юридическое определение в Белоруссии

  • «деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций (далее - организации) либо граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее, если не указано иное, - граждане) по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь, захват или удержание государственной власти неконституционным путем, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, а также социальной розни, связанных с насилием или призывами к насилию, унижение национальной чести и достоинства, организацию и осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, пропаганду и публичное демонстрирование, изготовление и распространение нацистской символики или атрибутики;»
  • «воспрепятствование законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму или комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов или комиссий, совершенное с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно применение насилия либо угроза насилием в отношении близких указанных лиц в целях воспрепятствования законной деятельности этих должностных лиц или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за выполнение ими служебных обязанностей; публичные призывы к указанным деятельности и действиям, их финансирование либо иное содействие в их осуществлении, в том числе путем предоставления недвижимого имущества, средств электросвязи, учебных, полиграфических, иных материально-технических средств или информационных услуг».

В апреле 2016 года в Белоруссии была введена ответственность за экстремизм (сразу в уголовном и административном порядке) . Нововведения были следующие :

  • В статью 130 Уголовного кодекса введена ответственность за разжигание социальной вражды и розни, караемая от штрафа до лишения свободы (до 5 лет);
  • Введена ответственность «за создание экстремистского формирования, за руководство им или его структурным подразделением» - ограничение свободы до 5 лет или лишение свободы от 3 до 7 лет (при повторном нарушении этой статьи - ограничение свободы на срок от 3 до 5 лет или лишение свободы на срок от 6 до 10 лет).
  • Введена ответственность за «финансирование деятельности экстремистского формирования» - ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 3 до 6 лет.
  • Установлено, что от уголовной ответственности за создание экстремистского формирования, руководство им, а также за финансирование его деятельности освобождаются лица, сообщившие своевременно правоохранительным органам о его деятельности
  • Введена административная ответственность за распространение информационной продукции с призывами к экстремизму (в том числе за тиражирование материалов, не включенных в экстремистский список).

Новые нормы стали применяться. В декабре 2016 года был задержан и взят под стражу корреспондент российского информационного агентства «Regnum» , которому вменили в том числе возбуждение «социальной вражды» (ч. 1 ст. 130 Уголовного кодекса Республики Беларусь) .

Юридические определения в США

В отличие от таких юрисдикций как Российская Федерация или ЕС, в США высказывание экстремистских взглядов защищено первой поправкой к конституции , и преступлениями считаются только конкретные действия в случаях, когда они подпадают под соответствующие определения в законодательстве. Термин «экстремизм» не является широко распространённым в юридической практике. Подобные преступления в некоторых штатах США часто квалифицируются как «преступления на почве ненависти». Это специальная юридическая квалификация особого рода преступлений против личности, совершаемых под влиянием ненависти к лицам иной расы или национальности, вероисповедания, этнического происхождения, политических убеждений, пола и сексуальной ориентации, инвалидам . Такая дополнительная квалификация, отягчающая вину и ужесточающая наказание, существует в некоторых штатах США, в ряде стран Западной и Центральной Европы , но отсутствует в других штатах и государствах .

Профилактика подросткового и молодёжного экстремизма

В России многие школы и вузы, органы управления образованием разрабатывают специальные планы профилактики экстремизма, создают рабочие группы, проводят разнообразные профилактические мероприятия.

В принятой городским парламентом Калуги в 2006 году целевой программе «Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2007-2009 годы» в частности содержались меры, призванные развить в подростках неприятие нацистской атрибутики и участия в несанкционированных собраниях .

Вопросам профилактики подросткового и молодёжного экстремизма посвящены ряд публикаций.

Уголовное преследование за экстремизм в России

В России статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за экстремизм, применяются очень широко (чаще всего по части 1 статьи 282 УК РФ). В 2013-2015 годах число осужденных по этим статьям увеличилось более, чем вдвое.

Численность осужденных в РФ за экстремистскую деятельность

Данные по числу осужденных по экстремистским статьям всеми судами России по годам следующие (суммарное число осужденных по статьям 282, 282.1 и 282.3 УК РФ):

Статистические данные по числу осужденных по экстремистским статьям (280, 280.1, 282, 282.1-282.3 УК РФ) по всем судам России за 2016 год следующие: 545 осужденных по основной квалификации, еще 159 лицам обвинение по этим статьям вменено в дополнение к другим преступлениям. Из них 60 человек приговорены к лишению свободы. Общее число оправданных - 7 человек . За 2017 год - осуждено 606 лиц по основной квалификации, еще 190 лицам обвинение вменено в дополнение к другим преступлениям. Из них 88 человек приговорены к лишению свободы, 367 получили условный срок. Оправдано 6 человек. . За 2018 год - 553 осужденных по основной квалификации, еще 181 лицу обвинение по данным статьям вменено в дополнение к другим преступлениям. 88 лиц приговорены к реальным срокам лишения свободы. 345 - к условным срокам. Оправдано 7 человек .

Осужденных за преступления на почве ненависти в России скорее всего больше, так как ряд статей Уголовного кодекса РФ предусматривает отдельную ответственность за совершение преступления по мотивам ненависти - например, по части 2 статьи 116 УК РФ квалифицируются побои как из хулиганских побуждений, так и нанесенные по мотивам ненависти. Однако Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации не выделяет в своих статистических отчётах по каким преступлениям мотив ненависти был вменен.

Социально-демографические характеристики осужденных за экстремизм

Социально-демографический состав осужденных за экстремистские преступления можно определить достаточно точно. Судебный департамент при Верховном суде РФ не даёт за 2013 год отдельной характеристики по каждой «экстремистской» статье, а даёт общую характеристику по осужденным по статьям 275-284 УК РФ. Из 309 осужденных в 2013 году по статьям 275-285 УК РФ (осужденные по основной статье), подавляющее большинство (227 осужденных по основной статье) были приговорены за экстремистские преступления. Поэтому вряд ли социально-демографический состав осужденных по статьям 275-284 УК РФ сильно отличается от социально-демографического состава осужденных по статьям 282-282.2 УК РФ. Основные социально-демографические характеристики осужденных по 274-285 статьям УК РФ и обстоятельства совершения преступления следующие (на 2013 год) :

  • Очень высокий уровень образования . Из 309 осужденных по этим статьям, 96 человек (31 %) имели высшее или неполное высшее образование. Для сравнения - среди осужденных в 2013 году по всем статьям УК РФ высшее образование имели только 8 %.
  • Преобладание мужчин . Из 309 осужденных по этим статьям было только 16 женщин (5 %). При этом среди осужденных по всем статьям УК РФ женщин было почти втрое больше - 15 %.
  • Низкая доля иностранцев . Из 309 осужденных только четверо не имели российского гражданства.
  • Более половины осужденных (181 из 309) совершили преступление в столицах субъектов РФ
  • Почти все осужденные (308 из 309) совершили преступление в трезвом виде.
  • Большинство осужденных (249 человек - 80 %) не имело судимости (в том числе погашенной) на момент совершения преступления. В целом же среди осужденных по всем статьям УК РФ ранее судимые (в том числе с погашенной судимостью) составляли в 2013 году 45 %.

Размеры и виды наказаний за экстремизм

О реальных размерах и видах, назначаемых судами наказаний по статье 282 УК РФ можно судить по статистике Судебного департамента при Верховном суде РФ за 2014 год. Основными видами реально назначаемого наказания являются исправительные и общественные работы . Из 267 осужденных по этой статье, лишение свободы (реальное) было назначено только 13 лицам, 27 осужденных получили условные сроки, 49 - штрафы, 97 - обязательные работы, 60 - исправительные работы .

Другие ограничения

Кроме того, лицо, которое обвиняется в экстремистском преступлении (или осуждено за его совершение), включается в специальный список Росфинмониторинга . Это означает, что у данного лица блокируются все банковские счета (в том числе электронные) . Такое лицо также не имеет права оформить доверенность у нотариуса или вступить в наследство . Блокировка счетов осужденного за экстремистское преступление в России формально не считается уголовным наказанием . С заблокированных счетов осужденный вправе снимать не более 10 тыс. рублей в месяц на себя и неработающего члена семьи . При этом каждый раз для снятия денег необходимо писать заявление, которое потом банк согласует с Росфинмониторингом (процедура занимает, по словам одного из осужденных, два дня) . С заблокированного счета также разрешается оплачивать кредиты (если они взяты до включения в список) и налоги . Формально возможности выйти из списка Росфинмониторинга нельзя . Однако известен случай, когда осужденный за экстремистское преступление добился своего исключения из списка после того, как был амнистирован .

Частичная либерализация законодательства в 2018 году

2018 год прошел под знаком смягчения законодательства об уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности и практики его применения.

7 июня во время «Прямой линии с Владимиром Путиным» писатель, депутат Госдумы Сергей Шаргунов обратил внимание Президента России на то, что в последнее время к нему поступает много тревожных сигналов о возбуждении уголовных дел за лайки и репосты, где нет призывов к насилию, а есть только нелепые и резкие суждения. Глава государства ответил, что надо определиться с самим понятием «экстремизма». Он указал, что «не нужно доводить все до маразма и абсурда». И попросил «Общественный народный фронт» проанализировать ситуацию .

20 сентября 2018 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление N 32 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"". В данном постановлении было разъяснено, что размещение в сети «Интернет» материала может быть квалифицировано по ст. 282 УК РФ только в случаях, когда установлено, что лицо, разместившее такой материал, осознавало направленность деяния на нарушение основ конституционного строя, а также имело цель возбудить ненависть или вражду либо унизить достоинство человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе .

Практически одновременно вышло также Указание Генеральной прокуратуры РФ от 21 сентября 2018 г. № 602/27 “Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности”, где было разъяснено (п. 1.12), что цель возбуждения ненависти является одним из основных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, что отсутствие такой цели исключает привлечение к уголовной ответственности по этой статье, а сам факт размещения в сети «Интернет» изображения, аудио- или видеофайла, пусть даже и содержащего признаки возбуждения вражды и ненависти при отсутствии иных признаков состава преступления не является основанием для привлечения к уголовной ответственности .

В конечном итоге 3 октября 2018 г. Президент РФ внес в Государственную Думу два законопроекта, направленные на частичную декриминализацию ст. 282 УК РФ. В соответствии с поправками уголовно наказуемыми предлагалось объявить лишь те действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также принадлежности к какой‑либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием СМИ или через Интернет, если они совершены лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года. Тогда как за первое нарушение гражданам будет грозить административный штраф в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток, а юридическим лицам – штраф от 250 тыс. до 500 тыс. рублей. Для этих целей Президент РФ предложил дополнить КоАП РФ новой статьей 20.3.1.

Данный пакет законопроектов был достаточно быстро принят Государственной Думой. И уже 27 декабря Президент подписал федеральные законы о внесении изменения в ст. 282 УК РФ и о дополнении КоАП РФ статьей 20.3.1. 29 декабря 2018 года оба документа были опубликованы в «Российской газете».

Критика государственной политики России в сфере борьбы с экстремизмом

По мнению ряда журналистов, в России начала XXI века термин «экстремизм» приобрёл однозначно отрицательный смысл и главным образом используется в государственных СМИ с целью:

Известны случаи возбуждения уголовных дел по статье 282 УК РФ за высказывания в интернете (в частности, за оскорбления сотрудников правоохранительных органов - полицейских , которых признают «социальной группой») .

Данное Постановление «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» было принято 28 июня 2011 г. и опубликовано в «Российской газете » 4 июля .

В письме от 19 декабря 2011 года председатель Мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи запросил мнение Венецианской комиссии относительно Федерального Закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности». На основании данного запроса, на 91-й пленарной сессии (Венеция, 15-16 июня 2012 года) «Европейская комиссия за демократию через право» (Венецианская комиссия) вынесла мнение по поводу российского Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». С точки зрения Венецианской комиссии:

  1. Закон об экстремизме, вследствие широкого и неточного словоупотребления, в особенности в «основных понятиях», определяемых в Законе, таких как определение «экстремизма», «экстремистской деятельности», «экстремистских организаций» или «экстремистских материалов», - предоставляет слишком широкое усмотрение в своём толковании и применении, что ведёт к произволу.
  2. Конкретные инструменты, предусмотренные Законом для противодействия экстремизму рождают вопросы, касающиеся свободы объединений и свободы выражения мнения, которые гарантируются ЕКЗПЧ, и требуют внесения адекватных поправок.
  3. Как таковой Закон об экстремизме может способствовать наложению несоразмерных ограничений на основные права и свободы, которые гарантируются Европейской конвенцией о защите прав человека (в особенности Статьями 6, 9, 10 и 11), и нарушению принципов законности, необходимости и соразмерности.

В свете вышеизложенных комментариев, Венецианская комиссия рекомендует исправить этот существенный недостаток в отношении определений и инструментов, предоставляемых Законом, чтобы привести их в соответствие с Европейской конвенцией о защите прав человека .

Саентологами

В конце 2011 года религиозное объединение «Саентологическая церковь Москвы » направила обращение под названием «Анализ, критика и предложения в отношении Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ „О противодействии экстремистской деятельности“» законодателям и некоторым региональным судам Российской Федерации. В ответ было получено множество писем поддержки .

В ноябре 2012 года в независимом научно-популярном журнале «Право и жизнь», № 11 вышла статья адвоката Церкви саентологии Ю. Л. Ершова «Реванш мракобесия. Антиэкстремистское законодательство наносит очередной удар» , в которой он высказал мнение о грубых нарушениях (подлог доказательств, фальсификация и т. п.), допущенных судом и прокуратурой в ходе судебного процесса по признанию ряда книг авторства Л. Рона Хаббарда экстремистскими. Ершов считает, что экспертиза по «экстремистским делам» зачастую основана на принципе «бумага стерпит все». Также в своей статье в «Новой адвокатской газете» сравнил современную кампанию по борьбе с экстремизмом с лысенковщиной нашего времени.

См. также

Примечания

  1. Российский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров . - М. : Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия» , 2000. - Т. 2. - С. 1832. - 1023 с. - ISBN 5-85270-292-7 .
  2. Экстремизм // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М. : ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
  3. Coleman Peter T.; Bartoli Andrea. Addressing Extremism (англ.) (PDF) (недоступная ссылка) . The International Center for Cooperation and Conflict Resolution (ICCCR), Teachers College, Columbia University // The Institute for Conflict Analysis and Resolution (ICAR), George Mason University . Дата обращения 10 апреля 2011. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  4. Трофимов-Трофимов В. Д. Экстремизм (рус.) (недоступная ссылка) (2011). Дата обращения 5 июля 2011. Архивировано 7 апреля 2013 года.
  5. Потребительский экстремизм
  6. Потребительский экстремизм: современные тенденции и механизмы противодействия
  7. РЕЗОЛЮЦИЯ 1344 (2003). Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе
  8. Справка о документе «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (рус.) . Консультант-Плюс. Дата обращения 11 апреля 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  9. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета . - 2002. - № 138-139, 30.07.2002. Консультант-Плюс
  10. ГАРАНТ (неопр.) . ivo.garant.ru. Дата обращения 30 июля 2017.
  11. Шебалина Я. Путин подписал закон о неподсудности священных книг // Ведомости , 23.11.2015

В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию «экстремизм». Единого определения на сегодняшний день не существует. Доктор Питер Т. Коулман (англ. Peter T. Coleman ) и доктор Андреа Бартоли (англ. Andrea Bartoli ) в своей работе «Addressing Extremism » дали краткий обзор предлагаемых определений этого понятия:

Экстремизм - на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как действия (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта - демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако обозначение видов деятельности, людей и групп как «экстремистских», а также определение того, что следует считать «обычным» или «общепринятым» - это всегда субъективный и политический вопрос. Таким образом, мы предполагаем, что в любой дискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее:

  • Обычно одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная «борьба за свободу»), а другие экстремистские действия - как несправедливые и аморальные (антисоциальный «терроризм»). Это зависит от ценностей, политических убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а также от его отношений с деятелем.
  • Кроме того, у одного и того же человека моральная оценка одного и того же экстремистского действия (например, использования тактики партизанской войны Нельсоном Манделой против правительства ЮАР) может меняться в зависимости от условий - руководства, мнения мирового сообщества, кризисов, «сведения исторических счётов» и так далее. Таким образом, современный и исторический контекст, в котором совершается экстремистское действие, формирует наши взгляды на него
  • Различие сил также имеет значение при определении экстремизма. Во время конфликта действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чем такие же действия членов более сильной группы, защищающей свой статус-кво. В дополнение на крайние меры скорее пойдут маргинальные люди и группы, которые рассматривают более нормативные формы разрешения конфликта как недоступные для них или относятся к ним с предубеждением. Однако доминирующие группы тоже зачастую прибегают к экстремальным действиям (например, санкционирование правительством насильственных действий военизированных формирований или нападение в Уэйко , осуществлённое ФБР в США).
  • Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могут различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (от инфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Опять же более слабые группы скорее будут использовать и предпримут прямые и эпизодические формы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантные группы склонны к более структурированным или институционализированным формам насилия (вроде тайного использования пыток или неформального разрешения зверств полиции).
  • Несмотря на то, что экстремисты и их группы (такие, как Хамас или Исламский Джихад) часто рассматриваются как связанное воедино и согласованное зло, важно понимать, что и внутри них могут быть конфликты и амбивалентное поведение членов групп. Так, например, отдельные члены Хамаса могут сильно отличаться по своей готовности вступить в переговоры с властями Палестины и, в конечном счёте, с определёнными фракциями в Израиле .
  • Наконец, основная проблема в том, что экстремизм, присутствующий в ситуациях затяжного конфликта - не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимая позиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.

Оригинальный текст (англ.)

Extremism is a complex phenomenon, although its complexity is often hard to see. Most simply, it can be defined as activities (beliefs, attitudes, feelings, actions, strategies) of a character far removed from the ordinary. In conflict settings it manifests as a severe form of conflict engagement. However, the labeling of activities, people, and groups as “extremist”, and the defining of what is “ordinary” in any setting is always a subjective and political matter. Thus, we suggest that any discussion of extremism be mindful of the following:

  • Typically, the same extremist act will be viewed by some as just and moral (such as pro-social “freedom fighting”), and by others as unjust and immoral (antisocial “terrorism”) depending on the observer’s values, politics, moral scope, and the nature of their relationship with the actor.
  • In addition, one’s sense of the moral or immoral nature of a given act of extremism (such as Nelson Mandela’s use of guerilla war tactics against the South African Government) may change as conditions (leadership, world opinion, crises, historical accounts, etc.) change. Thus, the current and historical context of extremist acts shapes our view of them.
  • Power differences also matter when defining extremism. When in conflict, the activities of members of low power groups tend to be viewed as more extreme than similar activities committed by members of groups advocating the status quo. In addition, extreme acts are more likely to be employed by marginalized people and groups who view more normative forms of conflict engagement as blocked for them or biased. However, dominant groups also commonly employ extreme activities (such as governmental sanctioning of violent paramilitary groups or the attack in Waco by the FBI in the U.S.).
  • Extremist acts often employ violent means, although extremist groups will differ in their preference for violent vs. non-violent tactics, in the level of violence they employ, and in the preferred targets of their violence (from infrastructure to military personnel to civilians to children). Again, low power groups are more likely to employ direct, episodic forms of violence (such as suicide bombings), whereas dominant groups tend to be associated with more structural or institutionalized forms (like the covert use of torture or the informal sanctioning of police brutality).
  • Although extremist individuals and groups (such as Hamas and Islamic Jihad) are often viewed as cohesive and consistently evil, it is important to recognize that they may be conflicted or ambivalent psychologically as individuals, and/or contain a great deal of difference and conflict within their groups. For instance, individual members of Hamas may differ considerably in their willingness to negotiate their differences with the Palestinian Authority and, ultimately, with certain factions in Israel.
  • Ultimately, the core problem that extremism presents in situations of protracted conflict is less the severity of the activities (although violence, trauma, and escalation are obvious concerns) but more so the closed, fixed, and intolerant nature of extremist attitudes, and their subsequent imperviousness to change.

Другой подход демонстрирует со-координатор Международного Движения по защите прав народов В. Д. Трофимов-Трофимов. Согласно его определению, экстремизм не связан только с политикой и распространяется на все виды человеческой деятельности:

В рамках данной трактовки термина «экстремизм» в последние годы вошло в практику понятие «потребительский экстремизм » - стремление недобросовестных клиентов получить определенную выгоду и доход, манипулируя законодательством в корыстных целях.

Международно-правовое определение

«Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. даёт следующее определение понятия «экстремизм» (п. 3 ч. 1 ст. 1 ):

Данную Шанхайскую конвенцию подписали : Республика Казахстан , Китайская Народная Республика , Кыргызская Республика , Российская Федерация , Республика Таджикистан и Республика Узбекистан . В январе 2003 года она была ратифицирована и с 29 марта того же года вступила в силу в России.

Национальные юридические определения

Юридическое определение в России

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

В соответствии с поправкой, принятой в ноябре 2015 года, «Библия , Коран , Танах и Ганджур , их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами» .

Критика

[...] пересмотреть определение экстремизма в федеральном законе о противодействии экстремистской деятельности для обеспечения того, чтобы оно распространялось лишь на серьезные случаи, связанные с ненавистью и насилием [...]четко изложить те критерии, которые должны соблюдаться для того, чтобы объявить какой-либо материал экстремистским

Юридическое определение в Белоруссии

  • «деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций (далее - организации) либо граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее, если не указано иное, - граждане) по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь, захват или удержание государственной власти неконституционным путем, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, а также социальной розни, связанных с насилием или призывами к насилию, унижение национальной чести и достоинства, организацию и осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, пропаганду и публичное демонстрирование, изготовление и распространение нацистской символики или атрибутики;»
  • «воспрепятствование законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму или комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов или комиссий, совершенное с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно применение насилия либо угроза насилием в отношении близких указанных лиц в целях воспрепятствования законной деятельности этих должностных лиц или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за выполнение ими служебных обязанностей; публичные призывы к указанным деятельности и действиям, их финансирование либо иное содействие в их осуществлении, в том числе путем предоставления недвижимого имущества, средств электросвязи, учебных, полиграфических, иных материально-технических средств или информационных услуг».

В апреле 2016 года в Белоруссии была введена ответственность за экстремизм (сразу в уголовном и административном порядке) . Нововведения были следующие :

  • В статью 130 Уголовного кодекса введена ответственность за разжигание социальной вражды и розни, караемая от штрафа до лишения свободы (до 5 лет);
  • Введена ответственность «за создание экстремистского формирования, за руководство им или его структурным подразделением» - ограничение свободы до 5 лет или лишение свободы от 3 до 7 лет (при повторном нарушении этой статьи - ограничение свободы на срок от 3 до 5 лет или лишение свободы на срок от 6 до 10 лет).
  • Введена ответственность за «финансирование деятельности экстремистского формирования» - ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 3 до 6 лет.
  • Установлено, что от уголовной ответственности за создание экстремистского формирования, руководство им, а также за финансирование его деятельности освобождаются лица, сообщившие своевременно правоохранительным органам об его деятельности
  • Введена административная ответственность за распространение информационной продукции с призывами к экстремизму (в том числе за тиражирование материалов, не включенных в экстремистский список).

Новые нормы стали применяться. В декабре 2016 года был задержан и взят под стражу корреспондент российского информационного агентства «Regnum» , которому вменили в том числе возбуждение «социальной вражды» (ч. 1 ст. 130 Уголовного кодекса Республики Беларусь) .

Юридические определения в США

В отличие от таких юрисдикций как Российская Федерация или ЕС, в США высказывание экстремистских взглядов защищено первой поправкой к конституции , и преступлениями считаются только конкретные действия в случаях, когда они подпадают под соответствующие определения в законодательстве. Термин «экстремизм» не является широко распространённым в юридической практике. Подобные преступления в некоторых штатах США часто квалифицируются как «преступления на почве ненависти». Это специальная юридическая квалификация особого рода преступлений против личности, совершаемых под влиянием ненависти к лицам иной расы или национальности, вероисповедания, этнического происхождения, политических убеждений, пола и сексуальной ориентации, инвалидам . Такая дополнительная квалификация, отягчающая вину и ужесточающая наказание, существует в некоторых штатах США, в ряде стран Западной и Центральной Европы , но отсутствует в других штатах и государствах .

Основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

  • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов организаций;
  • законность;
  • гласность;
  • приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  • сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  • неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Основные направления противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  • выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Субъекты противодействия экстремистской деятельности

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В Российской Федерации вопросы противодействия экстремистской деятельности относятся к компетенции Главного управления по противодействию экстремизму МВД России .

Профилактика экстремистской деятельности

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности

Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи.

Ответственность за осуществление экстремистской деятельности

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом

На территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно - правовыми актами и федеральным законодательством. Запрет деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации влечет за собой:

а) аннулирование государственной аккредитации и регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) запрет пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве представителей данной организации;

в) запрет на ведение любой хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;

г) запрет публикации в средствах массовой информации любых материалов от имени запрещенной организации;

д) запрет распространения на территории Российской Федерации материалов запрещенной организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации;

е) запрет на проведение любых массовых акций и публичных мероприятий, а равно участие в массовых акциях и публичных мероприятиях в качестве представителя запрещенной организации (или её официальных представителей);

ж) запрет на создание её организаций - правопреемников в любой организационно - правовой форме. После вступления в силу решения суда о запрете деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации уполномоченный государственный орган Российской Федерации обязан в десятидневный срок уведомить дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства в Российской Федерации о запрете деятельности на территории Российской Федерации данной организации, причинах запрета, а также о последствиях, связанных с запретом.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Профилактика подросткового и молодёжного экстремизма

В России многие школы и вузы, органы управления образованием разрабатывают специальные планы профилактики экстремизма, создают рабочие группы, проводят разнообразные профилактические мероприятия.

В принятой городским парламентом Калуги в 2006 году целевой программе «Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2007-2009 годы» в частности содержались меры, призванные развить в подростках неприятие нацистской атрибутики и участия в несанкционированных собраниях .

Вопросам профилактики подросткового и молодёжного экстремизма посвящены ряд публикаций.

Уголовное преследование за экстремизм в России

В России статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за экстремизм, применяются очень широко (чаще всего по части 1 статьи 282 УК РФ). В 2013-2015 годах число осужденных по этим статьям увеличилось более, чем вдвое.

Численность осужденных в РФ за экстремистскую деятельность

Данные по числу осужденных по экстремистским статьям всеми судами России по годам следующие (суммарное число осужденных по статьям 282, 282.1 и 282.3 УК РФ):

Осужденных за преступления на почве ненависти в России скорее всего больше, так как ряд статей Уголовного кодекса РФ предусматривает отдельную ответственность за совершение преступления по мотивам ненависти - например, по части 2 статьи 116 УК РФ квалифицируются побои как из хулиганских побуждений, так и нанесенные по мотивам ненависти. Однако Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации не выделяет в своих статистических отчетах по каким преступлениям мотив ненависти был вменен.

Социально-демографические характеристики осужденных за экстремизм

Социально-демографический состав осужденных за экстремистские преступления можно определить достаточно точно. Судебный департамент при Верховном суде РФ не дает за 2013 год отдельной характеристики по каждой «экстремистской» статье, а дает общую характеристику по осужденным по статьям 275-284 УК РФ. Из 309 осужденных в 2013 году по статьям 275-285 УК РФ (осужденные по основной статье), подавляющее большинство (227 осужденных по основной статье) были приговорены за экстремистские преступления. Поэтому вряд ли социально-демографический состав осужденных по статьям 275-284 УК РФ сильно отличается от социально-демографического состава осужденных по статьям 282-282.2 УК РФ. Основные социально-демографические характеристики осужденных по 274-285 статьям УК РФ и обстоятельства совершения преступления следующие (на 2013 год) :

  • Очень высокий уровень образования . Из 309 осужденных по этим статьям, 96 человек (31 %) имели высшее или неполное высшее образование. Для сравнения - среди осужденных в 2013 году по всем статьям УК РФ высшее образование имели только 8 %.
  • Преобладание мужчин . Из 309 осужденных по этим статьям было только 16 женщин (5 %). При этом среди осужденных по всем статьям УК РФ женщин было почти втрое больше - 15 %.
  • Низкая доля иностранцев . Из 309 осужденных только четверо не имели российского гражданства.
  • Более половины осужденных (181 из 309) совершили преступление в столицах субъектов РФ
  • Почти все осужденные (308 из 309) совершили преступление в трезвом виде.
  • Большинство осужденных (249 человек - 80 %) не имело судимости (в том числе погашенной) на момент совершения преступления. В целом же среди осужденных по всем статьям УК РФ ранее судимые (в том числе с погашенной судимостью) составляли в 2013 году 45 %.

Размеры и виды наказаний за экстремизм

О реальных размерах и видах, назначаемых судами наказаний по статье 282 УК РФ можно судить по статистике Судебного департамента при Верховном суде РФ за 2014 год. Основными видами реально назначаемого наказания являются исправительные и общественные работы . Из 267 осужденных по этой статье, лишение свободы (реальное) было назначено только 13 лицам, 27 осужденных получили условные сроки, 49 - штрафы, 97 - обязательные работы, 60 - исправительные работы .

Другие ограничения

Кроме того, лицо, которое обвиняется в экстремистском преступлении (или осуждено за его совершения) включается в специальный список Росфинмониторинга . Это означает, что у данного лица блокируются все банковские счета (в том числе электронные) . Такое лицо также не имеет права оформить доверенность у нотариуса или вступить в наследство . Блокировка счетов осужденного за экстремистское преступление в России формально не считается уголовным наказанием . С заблокированных счетов осужденный вправе снимать не более 10 тыс. рублей в месяц на себя и неработающего члена семьи . При этом каждый раз для снятия денег необходимо писать заявление, которое потом банк согласует с Росфинмониторингом (процедура занимает, по словам одного из осужденных, два дня) . С заблокированного счета также разрешается оплачивать кредиты (если они взяты до включения в список) и налоги . Формально возможности выйти из списка Росфинмониторинга нельзя . Однако известен случай, когда осужденный за экстремистское преступление добился своего исключения из списка после того, как был амнистирован .

Критика государственной политики России в сфере борьбы с экстремизмом

По мнению ряда журналистов, в России начала XXI века термин «экстремизм» приобрёл однозначно отрицательный смысл и главным образом используется в государственных СМИ с целью:

Известны случаи возбуждения уголовных дел по статье 282 УК РФ за высказывания в интернете (в частности, за оскорбления сотрудников правоохранительных органов - полицейских , которых признают «социальной группой») .

Данное Постановление «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» было принято 28 июня 2011 г. и опубликовано в «Российской газете » 4 июля .

В письме от 19 декабря 2011 года председатель Мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи запросил мнение Венецианской комиссии относительно Федерального Закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности». На основании данного запроса, на 91-й пленарной сессии (Венеция, 15-16 июня 2012 года) «Европейская комиссия за демократию через право» (Венецианская комиссия) вынесла мнение по поводу российского Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». С точки зрения Венецианской комиссии:

  1. Закон об экстремизме, вследствие широкого и неточного словоупотребления, в особенности в «основных понятиях», определяемых в Законе, таких как определение «экстремизма», «экстремистской деятельности», «экстремистских организаций» или «экстремистских материалов», - предоставляет слишком широкое усмотрение в своём толковании и применении, что ведёт к произволу.
  2. Конкретные инструменты, предусмотренные Законом для противодействия экстремизму рождают вопросы, касающиеся свободы объединений и свободы выражения мнения, которые гарантируются ЕКЗПЧ, и требуют внесения адекватных поправок.
  3. Как таковой Закон об экстремизме может способствовать наложению несоразмерных ограничений на основные права и свободы, которые гарантируются Европейской конвенцией о защите прав человека (в особенности Статьями 6, 9, 10 и 11), и нарушению принципов законности, необходимости и соразмерности.

В свете вышеизложенных комментариев, Венецианская комиссия рекомендует исправить этот существенный недостаток в отношении определений и инструментов, предоставляемых Законом, чтобы привести их в соответствие с Европейской конвенцией о защите прав человека .

Саентологами

В конце 2011 года религиозное объединение «Саентологическая церковь Москвы » направила обращение под названием «Анализ, критика и предложения в отношении Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ „О противодействии экстремистской деятельности“» законодателям и некоторым региональным судам Российской Федерации. В ответ было получено множество писем поддержки .

В ноябре 2012 года в независимом научно-популярном журнале «Право и жизнь», № 11 вышла статья адвоката Церкви саентологии Ю. Л. Ершова «Реванш мракобесия. Антиэкстремистское законодательство наносит очередной удар» , в которой он высказал мнение о грубых нарушениях (подлог доказательств, фальсификация и т. п.), допущенных судом и прокуратурой в ходе судебного процесса по признанию ряда книг авторства Л. Рона Хаббарда экстремистскими. Ершов считает, что экспертиза по «экстремистским делам» зачастую основана на принципе «бумага стерпит все». Также в своей статье в «Новой адвокатской газете» сравнил современную кампанию по борьбе с экстремизмом с лысенковщиной нашего времени.

См. также

Понятие «экстремизм» происходит от латинского слова extremus, что означает «крайний». Экстремисты, занимая агрессивную позицию в обществе, преступают грань дозволенного моралью и законом. В случае перехода за эту грань их поступки по степени общественной опасности квалифицируются как криминальные.

Например, проводится массовая разрешённая демонстрация протеста против определённого решения власти города и т. д. Это - законное право граждан на выражение своего мнения. Но если эта демонстрация сопровождается призывами к насилию, перерастает в хулиганские действия и беспорядки (поджоги автомашин, погромы магазинов, нападение на граждан или представителей охраны порядка), это уже противоправные экстремистские действия, которые по степени общественной опасности могут быть квалифицированы как криминальные, преступные.

Необходимо отметить, что одной из причин возникновения экстремистских побуждений и действий может стать социальная несправедливость, возникшая в обществе, которая выражается в снижении качества и уровня жизни граждан, в снижении уровня защищённости их жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз. Всё это может привести к тяжёлым социальным последствиям, создавая повышенную напряжённость в обществе.

Наиболее уязвимы и подвержены влиянию экстремистской идеологии не учащиеся и не работающие подростки и молодые люди с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием общественно-значимых интересов.

Вступление в экстремистскую организацию или в террористическое формирование во многом является следствием отсутствия чётко сформулированной цели жизни, а также экономических надежд.

В российском законодательстве определение экстремизма содержится в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности».

Приведём текст из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»:

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединённые с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединённое с насилием либо угрозой его применения...
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг».

На основе приведённых в Федеральном законе положений можно выделить три направления экстремистской деятельности.

  1. Физическое осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по идеологическим, политическим, расовым, национальным или религиозным мотивам.
  2. Распространение в обществе экстремистских идей, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни.
  3. Финансирование экстремистской деятельности.

Особенно опасна экстремистская деятельность, связанная с угрозой материальным объектам культуры, частной собственности и, главное, жизни людей. Часты сообщения средств массовой информации о беспорядках в ходе демонстраций, вандализма по отношению к средствам личного и общественного транспорта, даже к памятникам. Так, в 1997 г. члены одной из молодёжных организаций взорвали памятник Николаю II в подмосковном селе Тайнинское и мемориальную плиту в память гибели императорской семьи на Ваганьковском кладбище. Виновники этих событий понесли наказание по статье Уголовного кодекса «Вандализм».

В 2008 г. были осуждены члены другой экстремистской группы, существовавшей под видом неформального клуба военно-спортивного клуба, который нигде не был официально зарегистрирован, за совершение взрывов на Черкизовском рынке и в других общественных местах. Эти взрывы, к сожалению, пример того, как экстремизм находит выражение в своей крайней форме - терроризме. Осуждённые получили различные сроки наказания, в том числе четверо из них - пожизненное заключение.

Такой вид экстремистской деятельности как распространение в обществе экстремистских идей в настоящее время получил широкое распространение с помощью Интернета. В последние годы усилилась роль использования Интернета как средства пропаганды экстремистских и террористических идей. Через «всемирную паутину» экстремисты открыто вербуют новых сторонников, помещают игровые ролики, общаются друг с другом, пропагандируют символику, в том числе ксенофобскую и фашистскую. Многие экстремистские организации в мире имеют свои сайты (по оценкам экспертов их свыше 500), посредством которых распространяется преступная идеология, направленная на расшатывание общественного порядка и государственной власти.

Третий вид экстремистской деятельности - финансирование - осуществляется в форме оказания финансово-материальной помощи экстремистским организациям или их участникам при изначальной осведомлённости о том, что передаваемые средства будут использоваться в интересах организации и осуществления экстремистской и, возможно, террористической деятельности. Финансирование экстремистов может идти даже из-за рубежа через каналы спецслужб различных стран, заинтересованных в нестабильности в Российской Федерации.

Выводы

  1. Экстремистская деятельность создаёт повышенную напряжённость, так как служит возбуждению социальной, расовой, национальной и религиозной розни в обществе.
  2. Подростки и молодые люди с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием общественно значимых интересов наиболее подвержены влиянию идеологии терроризма.
  3. Терроризм является крайней формой экстремизма.

Вопросы

  1. Какие существуют виды экстремистской деятельности и в чём их различия?
  2. Какие категории людей наиболее подвержены воздействию экстремистской идеологии?
  3. Какая существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом?

Задание

Проанализируйте приведённые действия, связанные с экстремистской деятельностью, и подготовьте сообщение о значении экстремистского мышления для вовлечения в террористическую деятельность.

Дополнительный материал к § 15

Пути распространения экстремистских идей

Экстремизм бывает не только в виде массовых беспорядков, но и «словесный», в виде пропаганды - распространения экстремистских идей, таких, как превосходство либо неполноценность граждан по их отношению к религии, социальной, расовой, национальной или языковой принадлежности, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию. Форма «словесного» экстремизма - уничижительные и/или оскорбительные характеристики членов той или иной религиозной, социальной, расовой, национальной, языковой группы.

«Словесный» экстремизм проявляется и в виде информационного воздействия на людей, которые вовлекаются таким образом в экстремистскую деятельность.

Террористическим актам, как правило, предшествуют публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий, а исполнители террористических актов были привлечены к исполнению этих действий. Экстремистская агитация может рассматриваться как форма насилия над личностью, так как она с помощью определённых информационных технологий заставляет человека совершать антиобщественные поступки, противные человеческой природе, морали, религиозным установлениям. Ярким примером такой экстремистской агитации является превращение человека в террориста-смертника. Но при внимательном рассмотрении таковыми являются все формы и виды экстремистской агитации.

И пропаганда, и даже написанный на заборе лозунг «Уничтожить (кого-либо)!» - это идеи, облечённые в слова. Идеи сами не перемещаются, а распространяются через книги, брошюры, магнитофонные записи, компакт-диски, радио, телевидение, Интернет. И через действия - публичные призывы к реализации этих идей в форме проповедей или речей, заявлений или публикаций в средствах массовой информации или иным образом.