Страны входящие в европейский союз. Какие страны входят в евросоюз. Критерии вступления в ассоциацию

Доброго времени суток, дорогие читатели! Вас приветствует Руслан, и сегодня я расскажу вам какие страны входят в Евросоюз. Также мы рассмотрим историю его создания, тенденции развития, и что он означает в целом.

Я думаю это довольно интересная тема, ведь все мы интересуемся политикой, ездим отдыхать в разные страны, и довольно часто слышим о Евросоюзе по телевизору, в СМИ.

Государства, находящиеся в его составе независимы, имеют свой государственный язык, местные и центральные органы управления, но многое их и объединяет.

Они соответствуют определенным критериям, которые именуют «Копенгагентскими», главные из которых – демократия, защита прав и свобод человека, а также приверженность принципу свободной торговли при рыночной экономике.

Все важные решения в сфере политики страны-участники ЕС должны согласовывать. Существуют также общие органы управления – Европейский парламент, суд, Еврокомиссия, аудиторское сообщество, контролирующее бюджет Евросоюза, и общая валюта – евро.

В основном все страны, входящие в ЕС, также входят и в Шенгенскую зону, что означает беспрепятственное пересечение границ внутри Евросоюза.

С чего все началось?

Для того, чтобы детальнее разобраться, каковы тенденции развития ЕС и какие державы в него входят, обратимся к истории.

Первые предложения о подобной интеграции прозвучали еще на Парижской конференции в 1867 году, но из-за существовавших тогда больших противоречий между странами, эти идеи были надолго отложены, и только после Второй Мировой войны к ним вернулись.

В послевоенное время только объединенные усилия и ресурсы могли восстановить пострадавшие экономики государств.

В 1951 году в Париже, Франция, Германия, Люксенбург, Нидерланды, Бельгия и Италия подписали первый договор – ЕОУС, объединив тем самым природные запасы.

В 1957 году этими же государствами были подписаны договора об основании европейских сообществ ЕвроАтом и ЕЭС.

В 1960 году создали ассоциацию ЕАСТ.

В 1963 году был заложен фундамент взаимоотношений сообщества с Африкой в плане финансовой, технической и торговой сфер.

В 1964 году был создан единый аграрный рынок и организация ФЕОГА, поддерживающая аграрный сектор.

В 1968 году было окончено формирование Таможенного Союза, а в 1973 — в список стран ЕС вошли Великобритания, Дания и Ирландия.

В 1975 году между ЕС и 46 странами по всему миру была подписана Ло-Мейская конвенция о торговом сотрудничестве.

Затем, в 1981 году к Евросоюзу присоединилась Греция, а в 1986 – Испания и Португалия.

В 1990 году было принято Шенгенское соглашение, в 1992 – Подписан Маастрихтский договор.

Официально союз стали именовать «Евросоюзом» в 1993 году.

Швеция, Финляндия и Австрия присоединились к нему в 1995 году.

Безналичное евро ввели в 1999 году, а наличные расчеты по нему – в 2002.

Значительно расширился ЕС в 2004 году, после присоединения к нему Кипра, Мальты, Эстонии, Литвы, Латвии, Словении, Чехии, Словакии, Венгрии и Польши. Затем в 2007 году присоединились еще Румыния и Болгария, а в 2013 – Хорватия, которая стала 28 страной , вошедшей в ЕС.

Однако не все так гладко в развитии Евросоюза, как может показаться. В 1985 из ЕС вышла Гренландия, после того, как обрела независимость.

А совсем недавно, в 2016 году, 52 % населения Великобритании проголосовали на референдуме за выход из союза, в связи с чем в стране будут проведены досрочные парламентские выборы – 8 июня 2017 года, после которых в течении месяца начнутся конкретные переговоры о выходе Англии из состава Евросоюза.

Если вы посмотрите на карту Еврозоны, то заметите, что в нее также входят территории (в основном острова), не относящиеся к Европе, но находящиеся в составе стран-участниц ЕС.

Следует отметить, что сейчас сложилась неоднозначная обстановка в мире, многие страны союза по-разному смотрят на перспективы его развития, особенно после решения Англии.

Кто претендует на включение в ЕС?

Если державы, которые не входят в состав Европейского союза, желают войти в его список, то они должны соответствовать «Копенгагенским критериям». Они проходят специальную проверку, по результатам которой принимается решение о вхождении в состав ЕС.

На данный момент существует 5 официальных претендентов – Черногория, Македония, Турция, Сербия и Албания.

Потенциальным претендентом является Босния и Герцеговина.

Соглашение об ассоциациях ранее подписывались странами, территориально расположенными на других континентах – Египет, Иордания, Чили, Израиль, Мексика и другими – все они также являются претендентами.

Восточными партнерами Евросоюза являются Украина, Азербайджан, Беларусь, Армения, Молдова и Грузия.

Основные принципы экономической деятельности стран

Деятельность Евросоюза складывается из экономик стран, входящих в его состав, которые являются самостоятельными элементами в международной торговле.

Несомненным плюсом ЕС для граждан любой из его участниц, является то, что они имеют право жить и работать в любой стране на территории союза. Например, немцам намного проще переехать во Францию, чем нам с вами.

Самую большую часть дохода ЕС приносят Испания, Великобритания, Франция, Германия и Италия. К стратегическим ресурсам относят газ, нефть и уголь, по запасам которых Евросоюз занимает в мире 14 место, что, согласитесь, при учете его территории – не так много.

Большие доходы приносит Европейскому союзу туризм, которому способствуют единая валюта, отсутствие виз, и расширение торговых и партнерских отношений между государствами.

Сейчас строятся разные прогнозы по поводу того, сколько стран еще войдет в состав ЕС, но по мнению специалистов, к интеграции экономик присоединятся быстрее всего государства с других континентов.

Внимание! Проверка на внимательность:

  1. Сколько стран всего входит в ЕС?
  2. Какая страна выходит из ЕС?
  3. Какой страны входящей в состав евросоюза нет в списке ниже?

Напишите в комментариях.

Таким образом, мы рассмотрели с вами историю возникновения и развития Евросоюза, список стран-участниц, а также что предполагает вхождение в него и какие плюсы это дает.

На этом статья наша заканчивается.

Хочу пожелать вам удачного дня! До новых встреч!

С уважением, Руслан Мифтахов.

Мир изменился для Европейского союза именно в 2016 г. В этот год со всей яркостью проявились тренды, набиравшие силу постепенно, на которые долго не обращали внимания: «бунт» среднего класса, кризис легитимности власти на всех уровнях. Во внешней политике – неуверенность в своих силах и недоверие между союзниками. Теперь главный вопрос: сможет ли Евросоюз выстоять или повторит судьбу СССР?

На внутреннее развитие ЕС в 2016 г. влияли следующие факторы: продолжающийся греческий долговой кризис; (Brexit и рост влияния крайне правых).

Во внешнем измерении для ЕС важнейшими стали следующие факторы: ослабление и отсутствие положительного диалога в отношениях с Россией (продолжение санкционной эпопеи); потеря доверия традиционному союзнику в лице США в связи с на пост президента. Поскольку США с самого начала неуверенность в их поддержке – это чувствительный удар для брюссельских бюрократов.

Внутри и за пределами ЕС проект объединенной Европы уже не воспринимается как единственно верный.

Например, граждане Нидерландов не из страха перед иммигрантами из Восточной Европы, но желая продемонстрировать недоверие собственному правительству.

Таким образом, в 2016 г. возникла экзистенциальная угроза будущему Евросоюза.

1. Иммиграционная «дань» Евросоюза

Попытки ЕС решить миграционный кризис оказались противоречивыми. В марте 2016 г. Евросоюз заключил соглашение с Турцией, предоставив ей €3 млрд и обещая подобные транши в дальнейшем. Теперь Эрдоган может периодически шантажировать ЕС, требуя отмены виз и угрожая новыми потоками беженцев.

Интересно, что Евросоюз пошел по такому же пути в отношениях с африканскими странами. Было предложено соглашение о партнерстве с пятью приоритетными африканскими странами: Эфиопия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал. Соглашение предусматривает выплату этим странам общей суммы в размере €44 млрд, но ничего конкретного не говорит про систему приема беженцев в ЕС.

В миграционном вопросе позиция ЕС заведомо проигрышная, так как он оказывается в роли просителя.

Поэтому неудивительно, что несколько стран ЕС (Германия, Австрия, Швеция и Дания) сами попытались решить проблему, установив временный пограничный контроль, который, однако, в текущей обстановке вполне может стать постоянным.

Неясно, сколько иммигрантов сейчас находится на территории ЕС. По данным Международной организации по миграции (МОМ), с января 2016 г. в Европу прибыло около 400 тыс. чел.

Большинство из них приехали в Грецию и Италию (прежде всего, это сирийцы, афганцы, пакистанцы, нигерийцы). Как сообщает МОМ, в 2016 г. в Средиземном море погибло больше мигрантов, чем в 2015 г. (4,22 тыс. и 3,78 тыс. чел. соответственно).

В итоге снова встал вопрос о и о том, способны ли страны ЕС интегрировать меньшинства.

2. Кризис безопасности

Проявлением кризиса в системе управления и вопросах безопасности стали теракты, которые потрясли граждан ЕС. Стало ясно, что 2015 г. рекордный по количеству терактов в ЕС (зафиксировано 211 терактов) ничему не научил.

В 2016 г. теракты стали особенно дерзкими и масштабными. Так, в столице ЕС, Брюсселе, 22 марта 2016 г. были совершены два теракта: в аэропорту и на центральной станции метро. Общее число погибших составило 35 чел., 300 чел. были ранены. 14 июля 2016 г. очередной теракт произошел в Ницце, где погибли более 80 чел. И совсем недавно, 22 декабря на ярмарке в Берлине в результате теракта погибли 12 чел.

Террористы путешествовали между европейскими столицами и территорией, занятой ИГИЛ, практически беспрепятственно, не встречая дополнительных проверок со стороны соответствующих служб ЕС.

В связи с таким провалом в апреле 2016 г. в ЕС решили собирать все данные о воздушных пассажирах, передвигающихся по территории ЕС, с тем, чтобы они были доступны повсеместно. К сожалению, это решение явно запоздалое и теперь прогресса здесь особенно ждать не приходится.

После ноябрьских терактов ЕС по запросу Франции обратил внимание на статью 42.7 Лиссабонского договора о совместной защите, на основании которой другие государства-члены должны помогать друг другу. Но на самом деле страны-партнеры воспринимают эту статью скорее как необходимость проявить политическую солидарность, а не предоставить действенную помощь – для этого нет отработанных механизмов.

3. Популисты на марше

Поворот к крайне правому популизму также внес свою лепту в общую обстановку неуверенности в Евросоюзе. Крайне правые достигли в 2016 г. значительного прогресса. Теперь население многих стран ЕС не воспринимает их как маргиналов.

Пожалуй, самым обсуждаемым примером их успеха стал Норберт Хофер, глава Австрийской партии свободы. Хотя в итоге он проиграл в президентской гонке, этот проигрыш впору назвать удивительной победой, так как он лишь слегка уступил А. Ван дер Беллену, бывшему лидеру партии зеленых. Сам Н. Хофер назвал итоги выборов не потерей, а инвестицией в будущее.

Повестка крайне правых партий по всему ЕС практически идентична: суверенитет страны, ограничение иммиграции, сдерживание или даже отказ от европейской интеграции, антимусульманская риторика.

Риторика исламофобии стала причиной громких судебных процессов в ЕС. В Голландии судили известного политика-националиста Герта Вилдерса, а в Германии – идеолога антиисламского движения ПЕГИДА Луца Бахмана.

Крайне правые с удовольствием приняли заявив о том, что он подтверждает их установку на государственный суверенитет.

Brexit превратился в инструмент партийно-политической борьбы внутри всего ЕС, в которой крайне правые стали одной из ведущих сил по степени своего влияния.

Кроме того, в ЕС образца 2016 г. мы наблюдали рост проявления национализма во всех формах, вплоть до шовинизма и расизма. Неслучайно даже в толерантной Британии уже в течение недели после референдума о членстве в ЕС было зафиксировано 57 случаев преступлений, совершенных на почве расовой ненависти.

4. Великобритания наносит удар

Безусловно, самый серьезный удар по привлекательности и имиджу ЕС нанес Brexit. Если Евросоюз покидает одно из самых успешных государств-участников, являющееся второй экономикой в Европе после Германии, и третьим после Германии и Франции государством-донором для бюджета всего ЕС, - это означает явно выраженное недовольство общеевропейской политикой.

Brexit влияет и на внешнее измерение политики ЕС, так как США всегда в большей степени доверяют союзу, в котором есть Британия, нежели союзу без нее.

Осмысливая саму процедуру «развода», которая начнется, по словам премьер-министра Британии Терезы Мэй, в конце марта 2019 г., британское экспертное сообщество полагает, что выбор состоит исключительно между «тяжелым» (потеря доступа Британии к единому рынку ЕС) и «легким» (сохранение доступа к единому рынку и британских обязательств перед бюджетом ЕС) «разводом».

5. Снижение международной роли ЕС

Во внешнем измерении 2016 г. продемонстрировал уменьшение роли Евросоюза как международного игрока.

Брюссель не пожелал менять позицию по санкциям в отношении России, хотя они оказались неэффективными. При этом многие отрасли стран ЕС оказались в тяжелом положении. По подсчетам датского журналиста Поуля Фундера Ларсена, прямые потери Европы от антироссийских санкций в 7 раз превышают аналогичные потери США (на экспорте ЕС потерял €5,1 млрд), а непрямые издержки привели к тому, что ЕС не досчитался €45,6 млрд. Однако 19 декабря 2016 г. ЕС официально продлил антироссийские санкции до 31 июля 2017 г., связывая их с выполнением Минских соглашений и урегулированием украинского кризиса.

Вместе с тем, ЕС не предпринял никаких действенных мер для его урегулирования. После референдума в Нидерландах ЕС все-таки склоняется к предоставлению безвизового въезда гражданам Украины в страны ЕС, однако точная дата введения этого права пока не известна, несмотря на сообщения в прессе об апреле 2017 г.

По сирийскому кризису ЕС также не смог продемонстрировать свою состоятельность. С самого начала участия российских ВКС в военной операции в Сирии ЕС заявлял об осуждении действий Башара Асада и его союзников, прежде всего, России и Ирана, призывая стороны конфликта выполнить разработанный ЕС план.

Последней каплей стало избрание Д. Трампа на пост президента, от которого брюссельские чиновники не ждут ничего позитивного для себя.

Будущее Евросоюза

В 2016 г. многочисленные трещины внутри ЕС так и не удалось сгладить. При этом разрыв в доходах между богатыми странами Севера и бедными странами Юга не был преодолен и, напротив, вырос.

Ситуация осложняется тем, что население стран ЕС неуклонно стареет, особенно это заметно на фоне иммиграции из стран Африки и Ближнего Востока. В условиях роста террористических угроз это требует новых финансовых решений в отношении гуманитарных кризисов и даже возможных гуманитарных интервенций.

Помимо этого, развитие еврозоны замерло, а вступление в нее других государств в ближайшей перспективе не представляется возможным. После Brexit у ЕС уже нет картинки блестящего и очевидного для всех будущего.

Самое важное здесь, что сама «Европейская идея» стала камнем преткновения, приведя к отрыву элит от народов и поставив вопрос о том, является ли интеграция элитарным или народным проектом.

Евросоюз разделен сегодня на группировки стран, возникшие в результате различных кризисов. Например, кризис еврозоны разделил Юг («должники») и Север («кредиторы»), а миграционный кризис – Восток и Запад. ЕС также не един и в вопросах санкций против России.

Вместе с тем Европейский союз в 2016 г. продолжил разрабатывать планы на будущее. Например, в отношении безопасности в 2016 г. был разработан план «Действие европейской обороны». Согласно ему, в следующем году будет учрежден соответствующий фонд для обеспечения безопасности ЕС, то есть чиновники Брюсселя все же поверили предупреждениям Трампа [о необходимости самим позаботиться о своей безопасности – прим. «ЕЭ»].

Кроме того, страны-члены должны согласовать к июню 2017 г. введение системы контроля «Вход/Выход», а к концу 2017 г. – введение системы «Информации и авторизации о перемещениях в Европе», которая позволит регулярно досматривать всех путешествующих без виз.

Совет ЕС также настаивает на срочной имплементации решений о противостоянии гибридным угрозам и о кибербезопасности, достигнутых лидерами ЕС и НАТО 6 декабря 2016 г. Конечно, запуск ЕС собственной системы спутникового слежения под занавес года – это попытка продемонстрировать готовность к самостоятельному решению проблем.

Исходя из тенденций 2015-2016 гг. в 2017 г. в Евросоюзе продолжит обостряться тема «возвращения» государств-участников к суверенитету. Следует ожидать ослабления общеевропейских институтов управления. Это со временем приведет к формированию разных скоростей взаимодействия (интеграции) внутри ЕС, что неизбежно усилит дезинтеграцию союза.

Наталья Еремина, д.полит.н., доцент кафедры европейских исследований СПбГУ

Объединенная Европа всегда была мечтой для жителей континента. Много раз, начиная со средневековья, ее «собирали» военным путем. Но настал момент, когда страны континента объединились добровольно, желая создать политическую общность, ведущую к экономическому процветанию.

Основание нового союза было заложено Германией, Италией, Бельгией, Люксембургом, Францией и Голландией. Затем к ним добавились англичане, датчане, ирландцы, а вскоре и греки. Но история не стояла на месте и возможность стать частью нового сообщества была использована Португалией, Австрией, Испанией, затем Венгрией. Вскоре, двумя северными государствами – Финляндией и Швецией – также было принято решение о присоединении к Евросоюзу.

В начале 21 века в состав ЕС попало сразу десять государств. Одобрение на вхождение было дано всем трем государствам Прибалтики, а также Польше, Мальте, Чехии, Словакии, Кипру. Болгары и румыны стали следующими, кто пополнил ряды народов объединенных под синим флагом, украшенным золотыми звездами.

Перечисленные процессы происходили с 1957 по 2013 год. Последним участником союза стала Хорватия.

А в 2016 была предпринята первая в истории попытка покинуть ЕС. Английское правительство организовало всеобщее голосование: народ высказался за то, чтобы разорвать отношения с ЕС. Начало процесса отделения планируется на конец марта 2019, но до этого времени Великобритания остается полноценной составляющей европейской общности. Поэтому сейчас Соединенное Королевство обладает теми же привилегиями и обязанностями, что и другие страны Евросоюза.

Какие страны уже не входят в состав Евросоюза

На европейском континенте совсем немного государств, которым не удалось попасть в Евросоюз. Швейцария планировала присоединиться, но заявка была заморожена после проведения внутри страны всеобщего голосования. Швейцарский референдум дал отрицательный результат. Практически по той же причине нельзя увидеть в списках ЕС и Норвегию. Здесь дважды проводился референдум, и оба раза народ голосовал против вступления.

Восточноевропейские государства, которые не вошли в Евросоюз, сделали это по разным причинам. Если Украине и Республике Молдове придется приводить свои законы, экономику к соответствию нормам ЕС, то Россией и Белоруссией не было выражено желание попасть в число участников единой Европы. А с 2014 года Евросоюз поддерживает введение санкций против РФ из-за ситуации вокруг Украины и Крыма.

Косово, Приднестровье, Грузия, Молдавия, Босния не могут оказаться в ЕС по политическим причинам. Речь идет о неурегулированных территориальных спорах. Данные государства не могут претендовать на равноправное членство, пока не решат свои насущные проблемы.

Страны, вышедшие из состава ЕС

К 2019 году государств, которые бы покинули ЕС, еще нет. Возможно, только Гренландия может считаться такой страной. Она была в Евросоюзе как часть Дании, но в 1985 году вышла, потому что рыболовов сурового северного острова не устроили низкие нормы на добычу рыбы.

Полноценный же прецедент создаст Великобритания, которая начинает процесс расставания с Европейским Союзом уже весной этого года. Вслед за Соединенным Королевством, организацию могут покинуть другие государства. Сколько стран в Европе готовы это сделать? Аналитики из Америки называют шесть государств, которые могут последовать примеру Англии. Во-первых, это Швеция и Дания. Они выступают за усиление пограничного контроля.

Греция связывает свои экономические проблемы с ограничениями, которые ей приходится соблюдать из-за требований Евросоюза. Из Афин – столицы государства – неоднократно раздавались голоса, заявлявшие о своем желании покинуть ЕС.

Проблема беженцев также сильно повлияла на общественное мнение в Голландии, Венгрии и Франции. Евроскептиками стало уже большинство жителей этих стран.

Претенденты на вступление в ЕС

Желающих пополнить ряды Европейского союза достаточно много. Но официальными кандидатами могут считаться не более пяти из всех возможных претендентов. Как о готовых к вступлению можно говорить о Турции, Сербии, Черногории, Македонии, Албании. Еще два государства рассматриваются как потенциальные ассоциированные члены ЕС – Косово, Босния и Герцеговина.

Государством, чьи перспективы попасть в Евросоюз оцениваются, как наилучшие, называют Турцию. Она уже более 20 лет ведет переговоры с ЕС о вступлении. А ассоциированным членом является с 1964 года. История попыток Турции попасть в состав союза полна противоречий.

У страны много сторонников внутри организации. Они считают, что Турция усилит позиции ЕС в регионе. Конечно, есть и противники, но несмотря на это, возможно уже скоро Турция будет обозначаться на картах как часть Европейского союза.

Македония, Сербия, Черногория всего пару десятков лет назад были частями одной страны – Югославии. Они образовались как самостоятельные государства совсем недавно. Поэтому процесс присоединения к странам ЕС ведут довольно короткое время.

На объединение с Сербией сам ЕС тратит огромные деньги и большие усилия, но позиция этой страны по ряду политических вопросов заставляет сомневаться, что присоединение возможно в ближайшем будущем. Гораздо ближе к вступлению находится сейчас Черногория. Македония же из-за политической нестабильности может и вовсе оказаться «за бортом».

Требования к странам-претендентам

Список требований ко всем, кто хочет стать частью объединенной Европы, отражен документом, который был составлен в Копенгагене в 1993 году. Согласно ему, строгой проверке подвергается каждое государство, подавшее заявку на вхождение в Евросоюз. Критерии таковы:

  • следование демократическим принципам. Государство должно не только на словах придерживаться их, но и уметь успешно применять при проведении внутренней и внешней политики;
  • важнейшими качествами европейского государства, имеющего право попасть в ЕС, считаются практическая поддержка на государственном уровне таких демократических процедур, как защита личности и отстаивание приоритета юридического права;
  • страна должна успешно развивать собственную экономику, увеличивать ее конкурентоспособность;
  • должна соблюдаться корреляция принципов и задач политики страны-кандидата с курсом Евросоюза.

Если государству отказывают по результатам проверки, то ему обязательно предоставляется полный перечень причин такого решения, чтобы оно имело возможность их устранить и заново подать заявку.

Градация европейских стран по годам вступления в ЕС

Хорватию удалось сделать самым новым членом Европейского союза. Это случилось в 2013 году. За шесть лет до этого присоединение было успешно завершено Болгарией и Румынией. Они стали частью «пятого расширения», которое началось девятью годами ранее. Тогда ЕС пополнился Кипром, Мальтой, Польшей, Чехией, Словакией, Словенией, Венгрией, присоединились государства Прибалтики. Количество членов организации значительно увеличилось.

В 1995 странам-основателям удалось привлечь Швецию, Австрию, Финляндию. Получилось объединиться с португальцами и испанцами в восемьдесят шестом. Уговорить Грецию в 1981 году. И приветствовать Великобританию, Данию, Ирландию в 1973.

Послевоенная Европа долго переживала трудности восстановления и взаимного недоверия. Но к 1957 году итальянцы, французы и немцы преодолели противоречия, забыли старые распри и положили начало новой истории Европы.

Люксембургу, Бельгии и Голландии также была отведена важная роль. Именно они стали ядром нового союза, который сложился в 1957 году после подписания в Риме межгосударственного договора. Он ознаменовал создание экономической организации, которая за свою более чем полувековую историю трансформировалось в современный нам Евросоюз. Его символом стал герб, изображающий 12 сверкающих звезд на голубом поле.

История становления ЕС

Несмотря на глубокие корни, историю ЕС принято отсчитывать от 1948 года, когда был подписан Брюссельский пакт о сотрудничестве стран в сфере безопасности. Через три года состоялось подписание документа о формировании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Под договором поставили свои подписи немецкие, французские, итальянские представители, а также дипломаты стран Бенилюкса. Штаб-квартира союза расположилась в Брюсселе. В Европе наметилась тенденция к объединению.

Отношения между государствами развивались. В дополнение к широкому экономическому сотрудничеству было создано единое полицейское и судебное пространство, были заложены основы единой внешней политики и военной безопасности. Лиссабонское соглашение сформировало Евросоюз в его современном виде.

Одним из основополагающих документов, позволивших не формально, а реально стереть границы с карты Европы, стало соглашение, подписанное недалеко от небольшой люксембургской деревеньки Шенген. Документ позволил отменить визы при перемещении внутри Европы и тем самым создать безвизовую зону, которая почти сразу была названа Шенгенской.

История расширения

Расширялись и формы сотрудничества, и список государств, проявивших желание совместно работать по новым правилам. Конечно, поначалу их было всего шесть: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Германия и Франция. Понадобилось долгих 16 лет, чтобы произошло первое расширение. Это случилось в 1973 году и участников стало девять.

Самым крупным приростом членов ЕС стало пятое расширение. Документ о присоединении был подписан в 2003 году. Членами «европейской семьи» стали десять государств. К пятому расширению относится и присоединение к европейскому объединению болгарского и румынского народов в 2013 году.

Чиновники Европарламента обещают, что к 2025 году список стран снова пополнится.

Управление ЕС

Главный политический институт Евросоюза, осуществляющий управление, – Европейский совет. На съездах Совета принимаются все важные резолюции, определяющие текущую политику ЕС. Здесь собираются лидеры всех стран, входящих в ЕС. Именно они и выносят все решения, которым затем следуют все национальные государства. Здесь не только формируют политические «пожелания», но и создают нормативные документы, имеющие юридическую силу и обязательные для выполнения всеми подчиненными структурами и Евросоюза, и национальных государств.

Валюта в Евросоюзе

Евро – официальная валюта Европейского союза. Она имеет хождение в девятнадцати странах. Три государства, являясь членами Евросоюза, все равно продолжают использовать собственную валюту. Зато Андорре, Черногории, Ватикану, Монако совершенно не мешает еще одна валюта, и евро там используется как официальное платежное средство.

Контролем над выпуском, курсом евро занимается Европейский центральный банк. Другая его задача – определение финансово-экономической политики объединения. Впервые выпустив на валютный рынок свои новые деньги в 1999 году, банк Евросоюза обеспечил им долгую жизнь и большую популярность. Сегодня евро – о дна из мировых резервных валют, данный статус она получила благодаря Дойче Банку, расположенному в Берлине, и высокому статусу немецкой марки, фактическим наследником которой она стала.

Экономическая деятельность

Она направлена, во-первых, на устранение преград внутри ЕС и, во-вторых, на отстаивание интересов как союза, так и отдельных его членов на международных торговых площадках. Бюджет Евросоюза контролируется Европейской счетной палатой, штаб-квартира которой расположена в Люксембурге.

Объединив таких мировых лидеров промышленного производства, как Германия, Франция, Италия, Британия, Европейский союз может по праву считаться одним из мощнейших экономических конгломератов. ВВП Евросоюза оценивается как 22% от мирового объема. Обходят его только Китай и США.

Также Евросоюз является одним из мировых лидеров по ВВП на душу населения: средний показатель составил около 35 тысяч евро в год. В еврозоне по величине зарплат лидирует Германия, а одни из самых низких доходов у граждан Эстонии.

Правовая система

Уникальная система права, появившаяся в Европейском союзе, базируется на общем и функциональном праве. Именно эти два столпа являются основой юриспруденции объединенной Европы.

Функциональное право – это совокупность двух замечательных принципов, которые дополняют друг друга. Это принципы верховенства и прямого действия. Первый из них объявляет приоритет законов союза над правовыми актами государств, состоящих в ЕС. Второй позволяет структурам ЕС применять законы не только к государственным образованиям, но и к резидентам – физическим, юридическим лицам, что ранее не использовалось никакими надгосударственными структурами.

Создан в 1952 году как суд при ЕОУС. Сейчас является постоянно действующим институтом Европейского союза. Основой его работы является разрешение и рассмотрение дел в рамках его юрисдикции. Принимает решения по правовым вопросам. Деятельность регламентируется Уставом суда, который определяет формирование, работу, пределы компетенций.

Обращаться в суд ЕС могут государства-члены, структуры ЕС, физические и юридические лица. Его решение обязательно для всех национальных судов. Большая часть дел, разбираемых судом, касается толкования законов ЕС, разрешение споров между членами ЕС.

В Страсбурге находится еще один важный элемент европейской правовой системы. Это суд, который занимается делами, связанными с нарушением прав человека. Его юрисдикция распространяется на всех, кто подписал конвенцию о защите основных свобод.

Политическое устройство

После подписания Лиссабонского договора в 2007 году, политическое устройство ЕС поменялось. Исполнительная, судебная, законодательная власть приобрели ряд дополнительных функций и полномочий.

Исполнительная власть ЕС имеет две составляющие:

  • Европейский Совет;
  • Европейская комиссия.

Законодательная власть представлена:

  • Европейским парламентом;
  • Советом Европейского Союза.

Судебная власть представляет собой систему, состоящую из трех звеньев:

  • Суд первой инстанции;
  • Специальные судебные палаты.

Европейский союз имеет приоритет перед государствами-членами союза при заключении международных соглашений, касающихся таможенных правил, условий торговой конкуренции, общей торговой политики, денежной политики, защиты окружающей среды и сохранения ресурсов.

Политическое устройство государств ЕС чрезвычайно разнообразно. Форма правления некоторых стран не изменилась со времен средневековья, там установлена монархия. Конечно, уже давно нет никаких следов абсолютизма, и короли существуют только номинально, а по своей сути все эти европейские страны давно являются парламентскими или президентскими республиками.

Перспективы в политике

Считается, что сейчас ЕС переживает кризис. Последние годы на союз обрушилось множество проблем, которые государства Европы пытались решить совместно. Тяжелыми испытаниями стали украинский кризис и ситуация вокруг Крыма, которые привели к осложнениям отношений с Российской Федерацией и появлению военной напряженности на территориях, расположенных практически в центре Европы. Также актуальны проблемы государств Северной Африки, Ближнего Востока, которые стали причиной появления сотен тысяч беженцев.

Единство стран, входящих в ЕС, пошатнулось, и стало расти влияние евроскептиков. Особенно сильным ударом стал референдум в Великобритании, который привел к выходу страны из Евросоюза. Но внешние и внутренние политические вызовы множатся, непрерывно тестируют на прочность «европейскую семью». Так ли она цельна и едина в 2018-2019 годах? Скорее всего, только совместные усилия всех членов союза смогут привести к счастливому разрешению всех сложных проблем, возникающих ежедневно перед ЕС.

Основные политические партии

Европартии действуют сразу в нескольких государствах-членах ЕС. Они финансируются из средств Евросоюза и взаимодействуют как с чиновниками Евросоюза, так и с представителями отдельных государств.

Самая старая зарегистрированная партия – Европейская народная, она существует с 1976 года. Представители позиционируют себя как консерваторы либерального толка. Она является самым влиятельным политическим объединением ЕС.

Стоит отметить такие партии, как:

  • Европейская партия зеленых (1984);
  • Европейский свободный альянс (1989);
  • Партия европейских социалистов (1992);
  • Партия европейских левых (1998);
  • Европейская демократическая партия (2004).

Остальные политические объединения более молодые, они еще не успели приобрести достаточное политическое влияние.

Коррупция в ЕС

Коррупция регулярно становится бичом всех крупных государственных образований, если контроль над деятельностью финансовых институтов недостаточен, а управление сложно, даже запутано. Подобные практики взяточничества не только подрывают авторитет демократических институтов, но и создают благоприятную почву для развития организованной преступности.

Согласно докладам различных ведомств ЕС, потери от коррупции 2018 года составили порядка 900 миллиардов евро. Главной проблемой называют недостаточный контроль над соблюдением закона в некоторых государствах- членах союза. Для борьбы с этими явлениями было предложено составить «коррупционный рейтинг» государств ЕС, чтобы он мог влиять на распределение денег Евросоюза.

Вооруженные силы ЕС

Единых вооруженных сил ЕС не имеет. В его рамках были созданы различные механизмы взаимодействия между военными национальных государств. Но в основном политика находится в рамках полномочий стран-участников ЕС.

Основным военным объединением в Европе на сегодня остается НАТО. В него входят 27 европейских государств, 22 из которых являются членами ЕС.

Тем не менее Договор о Европейском Союзе, новая редакция которого начала действовать с 2009 года, предусматривает существенное взаимопроникновение военных структур различных государств-членов ЕС. Но воинский контингент, подчиненный напрямую ЕС, практически отсутствует. Из-за разногласий в Европейском совете пока не найдена оптимальная форма военной интеграции.

Население Евросоюза

В 28 странах-участницах Евросоюза на площади около 4,5 миллионов квадратных километров численность жителей составляет более 500 миллионов человек. Самыми крупными по населению государствами являются Германия – 81 миллион человек, а также Франция – 65 миллионов человек. Национальный состав Европы не менялся веками. Различные нации, живущие бок о бок, давно «притерлись» друг к другу, и знают все о привычках и этнических особенностях своих соседей. Плотность населения в Европе очень высока.

Другой проблемой Европы является высокий средний возраст населения. С каждым годом уменьшается процент трудоспособных европейцев и увеличивается количество иждивенцев.

Казалось бы, беженцы могут помочь, заняв свободные рабочие места, но большинство из них живет на пособия, которые достаточно велики, чтобы не возникала необходимость работать. Многие даже не пытаются выучить язык или получить гражданство приютившей их страны. Пока не выработаны действенные механизмы решения этих демографических проблем.

Отношения ЕС с другими странами

Ответственность за связи с государствами вне ЕС несет человек, занимающий должность Верховного представителя Союза. Сейчас на этом посту находится Федерика Могерини. Многие страны ЕС являются постоянными членами совета безопасности ООН и принимают активнейшее участие в международной политике.

У Евросоюза есть действующие договоры о сотрудничестве, торговле с зарубежными соседями. Алжиру, Марокко, Египту, Ливану, Иордании, Тунису, Турции, Израилю удалось стать хорошими торговыми партнерами Европейского союза.

ЕС является одним из важнейших торговых партнеров России и главным потребителем российского газа и нефти. Географическое положение стран ЕС позволяет быстро получать энергоносители, доставляемые по суше с помощью трубопроводов.

ЕС активно ведет не только торговую внешнюю политику. Дипломатические представительства Евросоюза работают по всему миру. Они есть в Нью-Йорке, в Африканском союзе и даже в Афганистане.

На данной странице вы можете узнать полный список стран ЕС, входящих в состав на 2017 год.

Первоначальной целью создания Евросоюза было соединение угольных и сталелитейных ресурсов всего лишь двух стран Европы – Германии и Франции. В 1950 году нельзя было даже предположить, что спустя определенное время Европейский союз станет уникальным интернациональным образованием, объединившим 28 европейских государств и сочетающим в себе признаки международной организации и суверенной державы. В статье описано, какие страны являются членами Евросоюза, сколько на данный момент полноправных участников ЕС и кандидатов на вступление.

Правовое обоснование организация получила значительно позже. Существование международного союза было закреплено Маастрихтским соглашением в 1992 году, вступившим в законную силу в ноябре следующего года.

Задачи Маастрихтского договора:

  1. Создание международного объединения с тождественными экономическими, политическими и валютными направлениями в развитии;
  2. Создание единого рынка посредством создания условий для беспрепятственного передвижения продуктов производства, услуг, и других товаров;
  3. Регулирование вопросов, касающихся охраны и защиты окружающей среды;
  4. Снижение уровня преступности.

Основные последствия заключения договора:

  • введение единого европейского гражданства;
  • отмена режима паспортного контроля на территории стран, входящих в состав ЕС, предусмотренная Шенгенским соглашением;

Хотя юридически ЕС совмещает в себе свойства международного образования и независимого государства, фактически он не принадлежит ни к одному, ни к другому.

Сколько стран-участниц ЕС в 2017 году

Сегодня в состав Европейского союза входит 28 стран, а также ряд автономных областей, находящихся в подчинении основных членов ЕС (Аландские острова, Азорские острова и т. д.). В 2013 году было произведено последнее вхождение в состав Европейского союза, после которого участницей ЕС стала и Хорватия.

Членством Евросоюза обладают следующие государства:

  1. Хорватия;
  2. Нидерланды;
  3. Румыния;
  4. Франция;
  5. Болгария;
  6. Люксембург;
  7. Италия;
  8. Кипр;
  9. Германия;
  10. Эстония;
  11. Бельгия;
  12. Латвия;
  13. Великобритания;
  14. Испания;
  15. Австрия;
  16. Литва;
  17. Ирландия;
  18. Польша;
  19. Греция;
  20. Словения;
  21. Дания;
  22. Словакия;
  23. Швеция;
  24. Мальта;
  25. Финляндия;
  26. Португалия;
  27. Венгрия;
  28. Чехия.

Вступление в ЕС стран, которые вмещает данный список, проходило в несколько этапов. На первом этапе в 1957 году в состав образования вошло 6 европейских государств, в 1973 – три страны, в числе которых и Великобритания, в 1981 году участницей союза стала только Греция, в 1986 – Королевство Испания и Португальская республика, в 1995 – еще три державы (Королевство Швеция, Австрийская республика, Финляндия). Особо плодотворным оказался 2004 год, когда членство ЕС получило 10 европейских стран, в числе которых Венгрия, Кипр и другие экономически развитые государства. Последние расширения, в результате которых количество членов ЕС увеличилось до 28, были осуществлены в 2007 (Румыния, Республика Болгария) и 2013 годах.

Довольно часто у россиян возникает вопрос: «Входит Черногория в Евросоюз или нет?», поскольку валюта страны – евро. Нет, на данный момент государство находится на стадии переговоров по вопросу вхождения.

С другой стороны, существует ряд стран, которые являются членами ЕС, но используемая на их территории валюта не евро (Швеция, Болгария, Румыния и др.) Причина в том, что данные государства не входят в зону евро.

Какие требования к кандидатам на вступление

Чтобы стать участником организации, необходимо соответствовать требованиям, список которых отображен в соответствующем нормативно-правовом акте, получившем название «копенгагенские критерии». Этимология документа продиктована местом его подписания. Документ был принят в городе Копенгагене (Дания) в 1993 году во время заседания Европейского Совета.

Список основных критериев, которым должен соответствовать кандидат:

  • применение на территории страны принципов демократии;
  • человек и его права должны быть на первом месте, то есть государство должно придерживаться принципов верховенства права и гуманизма;
  • развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности;
  • соответствие политического курса страны целям и задачам всего Европейского союза.

Кандидаты на вступление в состав ЕС, как правило, подвергаются тщательной проверке, в результате чего выносится соответствующее решение. В случае отрицательного ответа, стране, получившей отрицательный ответ, предоставляется перечень причин, на основании которых было принято именно такое решение. Несоответствия копенгагенским критериям, которые выявляются во время проверки кандидата, необходимо устранить как можно быстрее, чтобы получить возможность на членство в ЕС в будущем.

Официальные заявленные кандидаты на членство в Евросоюзе

Европейский Союз (ЕС) - это уникальное экономическое и политическое объединение 27 европейских стран , которые сформировали «общий рынок», в первую очередь, обеспечивающий свободное передвижение товаров и людей.

В рамках ЕС действует единая валюта - евро, которую по состоянию на 2020 год используют 19 стран-участниц , и функционирует собственный парламент, уполномоченный принимать решения в широком диапазоне областей - от вопросов, связанных с защитой окружающей среды до установки тарифов на мобильную связь.

КАРТА СТРАН ЕС

Страны, входящие в ЕС

Актуальный список стран, входящих в Евросоюз в 2020 году (на сегодняшний день), выглядит следующим образом.

СТРАНЫ ЕВРОСОЮЗА 2019

ГОСУДАРСТВО-ЧЛЕН ДАТА ВХОЖДЕНИЯ
1. Германия 25 марта 1957
2. Бельгия
3. Италия
4. Люксембург
5. Нидерланды
6. Франция
7. Дания 1 января 1973
8. Ирландия
9. Греция 1 января 1981
10. Испания 1 января 1986
11. Португалия
12. Австрия 1 января 1995 года
13. Финляндия
14. Швеция
15. Венгрия 1 мая 2004 года
16. Кипр
17. Латвия
18. Литва
19. Мальта
20. Польша
21. Словакия
22. Словения
23. Чехия
24. Эстония
25. Болгария 1 января 2007 года
26. Румыния
27. Хорватия 1 июля 2013 года
* Великобритания 1 января 1973 (формальный выход – 1 февраля 2020)

В четверг 23 июня 2016 года в Великобритании был проведен референдум, известный всему миру, как Brexit . В голосовании приняло участие более 30 миллионов человек. Итоговая явка составила 71,8%. В результате 51,9% британцев изъявили желание выйти из состава Европейского Союза. При этом большинство граждан Англии и Уэльса поддержали выход из ЕС, а жители Шотландии и Северной Ирландии были против.

Согласно статье 50 Лиссабонского договора, вступившего в силу в 2009 году, любая страна Евросоюза имеет право покинуть это объединение. Данная статья регламентирует порядок выхода из ЕС, в частности, на окончательное согласование условий предусмотрено максимум 2 года. Официальный старт процесса отделения Великобритании от Европейского союза был запланирован на 29 марта 2019 года. После чего последовало шестимесячное продление до 31 октября 2019 года .

Важно. В полночь с 31 января на 1 февраля 2020 года по центральноевропейскому времени Великобритания формально вышла из Европейского союза. Страна потеряла представительство и право голоса в органах власти ЕС, но при этом осталась частью единого экономического пространства вплоть до конца 2020 года. В течение 11 месяцев Великобритания и Евросоюз должны договориться о новых условиях торговли и сотрудничества.

Список стран, входящих в ЕС в 2020 году, в отличие от 2019 года, включает не 28, а 27 государств .

Создание Европейского союза

Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.

В результате в 1951 году шесть государств - Франция, Западня Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург - подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали. Стремительный рост торговых отношений на протяжении 6 лет привел к заключению Римских соглашений 1957 года, которые обусловили формирование Европейского экономического сообщества - основу современного ЕС .

Европейский союз в нынешнем виде был создан на основе Маастрихтского договора , действующего с 1 ноября 1993 года, который привел к возникновению единой европейской валюты - евро . Впоследствии в основные соглашения ЕС вносились изменения в соответствии с договорами, подписанными в Амстердаме (1997), Ницце (2001) и Лиссабоне (2009).

Вступление стран в Евросоюз

Первая волна расширения ЕС произошла в 1973 году, после вступления в объединение Великобритании, Ирландии и Дании. В 1981 году присоединилась Греция, а через 5 лет (1986 год) - Португалия и Испания. В 1995 году в состав Евросоюза вошли Австрия, Финляндия и Швеция.

Самое крупное расширение состоялось в 2004 году, когда ЕС получил 10 новых членов - Венгрию, Кипр, Латвию, Литву, Мальту, Польшу, Словакию, Словению, Чехию и Эстонию. В 2007 году присоединились Румыния и Болгария, а последней страной, вступившей в ЕС в 2013 году, стала Хорватия.

Функционирование ЕС

Совокупное население государств-членов ЕС превышает 510 млн человек . Ранее исключительно экономический союз за годы своего существования превратился в мощное политическое объединение, совместно решающее проблемы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и многое другое. Фундаментальные принципы Евросоюза основаны на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, в том числе рабочую силу.

Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав и достоинства человека. Функционирование Евросоюза обеспечивают 7 главных учреждений :

    Европейский совет.

    Совет Европейского союза.

    Суд Европейского союза.

    Европейская счетная палата.

    Европейский центральный банк.

Несмотря на номинальную независимость каждого члена ЕС и коллективное принятие решений, отдельные страны занимают доминирующее положение в этом объединении. Например, более 60% взносов в общий бюджет Евросоюза приходится на 4 государства - Германию, Францию, Великобританию и Италию. Для сравнения совокупная доля Прибалтийских стран - Литвы, Латвии, Эстонии - не превышает 1%.

Многие страны-участницы ЕС получают немалые средства из общего бюджета на поддержание экономики и социальное развитие, которые существенно превышают размеры первоначальных вкладов. Тем самым частично теряется суверенитет и возможность существенно влиять на важные решения, принимаемые внутри Евросоюза. Политическим и экономическим лидером ЕС на протяжении многих лет считается Германия.

Кандидаты на членство в ЕС

Как уже упоминалось, список стран Евросоюза в 2020 году включает 27 членов. Последнее пополнение состоялось в 2013 году, когда в состав объединения вошла Хорватия. Четыре западноевропейских государства - Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн - не входят в ЕС, но тесно интегрированы в единый экономический рынок и являются участниками Шенгенской зоны.

Для вступления в Евросоюз страна-кандидат должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям , в основе которых заложены демократическое управление государством, соблюдение прав человека, функционирование рыночной экономики и приверженность целям и намерениям ЕС. Право на вхождение в Евросоюз по географическому признаку зафиксировано в статье 49 Маастрихтского договора .

По состоянию на 2020 год существует 5 кандидатов на вступление в ЕС:

    Турция - заявка от 1987 года

    Македония - заявка от 2004 года

    Черногория - заявка от 2008 года

    Албания - заявка от 2009 года

    Сербия - заявка от 2009 года

Переговоры о присоединении к ЕС ведут все страны, кроме Албании и Македонии. Потенциальными кандидатами считаются Босния и Герцеговина и Косово. В 2014 году Европейский союз подписал соглашения об ассоциации с Украиной, Грузией и Молдовой, что не является основанием для подачи заявки на вступление в ЕС, но в перспективе членство возможно. По заявлениям высокопоставленных европейских чиновников можно сделать вывод, что в ближайшие годы пополнения Евросоюза новыми странами ожидать не стоит .