Виды политических процессов и их характеристика. Политический процесс: сущность, структура, стадии. Разновидности политических процессов. Субъекты политических процессов

По форме процессов можно различать сотрудничество и конфликт. Это две крайности, а на самом деле имеет место непрерывная градация от гармонии до войны. Политическое сотрудничество и конфликты имеют свою специфику, отличающую их от других Сфер социума. К формам политического сотрудничества на политическом уровне можно отнести:
. Поддержку властью политических партий и общественно-политических движений.
. Создание местных союзов потребителей и других «групп давления».
. Использование референдумов и других форм прямой демократии. Отчеты выборность на всех уровнях власти. Предоставление группам граждан широких полномочий Для знакомства с деятельностью администрации. Совместное проведение Исследований по актуальной общественно-политической тематике.

К формам протеста на государственном уровне относят:
- Апелляцию к закону («соблюдайте свою Конституцию»).
- Апелляцию к разуму и здравому смыслу: написание листовок, книг, обращение к органам власти.
- Апелляцию к морали, поскольку власть имущие нарушают этические нормы и прибегают к насилию. Письма правительству и чиновникам.. Митинги, демонстрации, забастовки. Нетрадиционные формы: приковывание себя цепями и т.п. Террор, забрасывание камнями, баррикады. Разнообразные формы конфликтных взаимоотношений изучает конфликтология.

Одна из основных точек зрения на конфликт («столкновение» в переводе с латинского) рассматривает его как неизбежный результат внутренней противоречивости самого человека, общественного устройства, как обязательную предпосылку прогресса (вспомним диалектический закон единства и борьбы противоположностей Гегеля).

Условия для возникновения конфликта создает отношение господства и борьба за власть и материальные ресурсы. Главные задачи теории конфликта:
1) выведение конфликта из особенностей социальных структур и 2) установление условий, при которых конфликт негативен или позитивен.
Различают три этапа развития конфликта:
1) конфликт в себе (структурные элементы различия интересов);
2) осознание латентных интересов;
3) столкновение.

Американский социолог Козер (р. 1913) в книге «Функции социального конфликта» разделяет конфликты на позитивные и негативные. «Внутренние социальные Конфликты, затрагивающие только цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, носят позитивный характер. Если же противоборствующие стороны не разделяют больше ценностей, на которых базировалась законность данной системы, то внутренний конфликт несет в себе опасность распада социальной системы».

Козер делает такое заключение: «Группы, которые поглощены непрерывной внешней борьбой, обычно претендуют на абсолют,-ную личностную вовлеченность своих членов, с тем чтобы внутренний конфликт привел в действие весь их энергетический и эмоциональный потенциал. Поэтому такие группы отличаются нетерпимостью к более чем однократному нарушению внутреннего единства. Здесь существует ярко выраженная тенденция к подавлению внутренних конфликтов. Если же такой конфликт все-таки возникает, он ведет к ослаблению группы путем раскола или насильственного подавления инакомыслящих». Напротив, «частичное участие в массе конфликтных ситуаций является механизмом, Поддерживающим равновесие внутри групповой структуры». В свободно структурированных группах с гибкой структурой конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых отношений.

Социальный конфликт есть способ адекватного приспособления социальных норм к изменившимся обстоятельствам: Общества с гибкой структурой поэтому более жизнеспособны, чем общества с жесткой структурой, препятствующей конфликтам выполнять их адаптационную роль.

«Социальные системы, - пишет Козер, - отличаются друг от друга уровнем толерантности и институционализации конфликтов». Специальные социальные институты могут выполнять роль «предохранительных клапанов» для «освобождения» агрессивных тенденций, и потребность в таких «клапанах» увеличивается с ростом жесткости социальной системы.

Конфликты можно классифицировать в соответствии со степенью их нормативной регуляции: от дуэли до борьбы без правил с полным уничтожением противника (именно такие антагонистические конфликты предполагаются в концепции Маркса). Другие классификации: по длительности, интенсивности, степени на-сильственности. Шкала насильственности: от войны и вооруженной борьбы до беседы, дискуссии и переговоров в соответствии с правилами вежливости и с открытой аргументацией. Между ними - забастовка, конкуренция, драка, взаимный обман, угроза, ультиматум. Интенсивность конфликта не всегда прямо пропор-" циональна его насильственное™. Могут быть конфликты интенсивные, но не насильственные, и наоборот. Интенсивность конфликта больше, если цена поражения выше.

Конфликтные ситуации играют интегративную и стабилизирующую роль. Но для того чтобы конфликт был позитивен, необходимо преодолеть его стихийность, придать ему характер разумной организации и упорядочения, сделать социально контролируемым. Факторы снижения интенсивности конфликта: 1) его открытость; 2) вертикальная и горизонтальная мобильность; 3) более плюралистическая структура общества; 4) разнообразие плоскостей конфликтов, их несмешивание (скажем, экономических с политическими). Такой конфликт превращается из разрушительного в созидательный. Социально регулируемый конфликт не тормозит, а стимулирует позитивные изменения.

Большое значение для разрешения конфликта путем компромисса имеют «свидетельства-символы, которые позволяют четко обозначить тот или иной исход борьбы и соотношение ресурсов и ее участников. Когда процесс применения этих символов высоко институционализирован, продолжительность и интенсивность конфликта уменьшаются».

Способы разрешения конфликта:
1) подавление (не эффективно);
2) «отмена» (попытка ликвидировать противоречия);
3) регулирование (контролирование, так как причины устранить нельзя). Сюда относятся: перевод конфликта в.открытую форму (манифестирование), установление «правил игры», не отдающих предпочтения ни одной из сторон конфликта; ограничение конфликта исходными противоречиями («канализирование»), переговоры, привлечение третьей стороны (посредничество, арбитраж).

Некоторые ученые поднимают теорию конфликта до значения Подхода, противопоставленного функционализму и нацеленного-на поиск и урегулирование социальных противоречий. Для этого к теории конфликта подвёрстывается марксизм и другие аналогичные направления. В рассмотрении политических конфликтов велика заслуга идеолога современного либерализма Р. Дарендорфа. Политический конфликт у Дарендорфа выступает как часть механизма политического воспроизводства. Конфликт есть форма перевода латентной энергии гражданского противостояния, не подвластного регулированию, в явную, институированную, пригодную для управления со стороны политического класса. При этом последний должен осознавать положительную роль конфликта. По Дарендорфу, конфликт - «отец всех вещей, т.е. движущая сила изменений», но он не должен быть войной.

Более детальная оценка содержания политического процесса связана с характеристикой его типов и разновидностей. Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно классифицировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений.

Можно сказать, что политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества – политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами.

Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем и выражает их на мировой арене. Одновременно внешнеполитический процесс обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные.

Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия в государственном управлении (в принятии решений, законодательном процессе и др.).

Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

В политологии выделяют также такие виды политических процессов, как открытый и скрытый (теневой). Открытый политический процесс характеризуется прежде всего тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, а также в других формах публичных притязаний людей к государственной власти. Напротив, скрытый (теневой) процесс базируется на публично не оформленных политических институтах и центрах власти, а также на таких властных притязаниях, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти. В качестве же центров власти, к которым в таком случае апеллируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и не признанные обществом структуры (например, мафиозные кланы), действующие в данном политическом пространстве. Контроль за правящими элитами полностью отсутствует.

Характер преобразования власти дает основания говорить о революционных и эволюционных политических процессах.

Революционный тип политического процесса развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней (по В.И. Ленину: «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому, высокая политическая активность масс). Для этого типа характерно относительно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений; на всех уровнях власти – дефицит времени для принятия управленческих решений; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит.

Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти, единством социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; консенсусом и наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделить стабильные и нестабильные политические процессы.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми институциализированными формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм.

Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса. К этому может привести целый ряд факторов: спад производства, социальные конфликты, вызванные изменившимися условиями вертикальной и горизонтальной мобильности, осложнения международных отношений. Нестабильность политического процесса наиболее ярко проявляется в резком колебании электоральных предпочтений путей развития.

Типы и разновидности политического процесса

Типология политических процессов. Стадии (фазы) политического процесса

В западной политологии существует несколько систем типологизации политических процессов. Первая из них создана в рамках сравнительной политологии американским политологом Л. Паем который, сравнивая политическое развитие западных и незападных стран, связывал их принципиальные различия с культурным «кодом», определяющим практические ориентации населения и его поведение. Обобщив эмпирические наблюдения, Л. Пай создал классический «идеальный тип» в духе М. Вебера, способный выразить своеобразие Запада и уникальность незападных обществ. Противопоставление «Запада» - «не-Западу», основанное на различии культур, позволяет понять, почему идеи демократии развивались в границах исторического «Запада» и были чужды бытийным основам «незападного мира».

Л. Пай разграничил политические процессы западного и незападного типа. В статье «Незападный политический процесс» он формулирует 17 пунктов, по которым различаются политические процессы в западных и незападных обществах.

1. В незападных обществах нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений.

2. Политические партии склонны претендовать на выражение мировоззрения и представительство образа жизни.

3. В политическом процессе преобладают клики.

4. Характер политических ориентации предполагает, что руководству политических группировок принадлежит значительная свобода в определении стратегии и тактики.

5. Оппозиционные партии и стремящиеся к власти элиты часто выступают в качестве революционных движений.

6. Политический процесс характеризуется отсутствием интеграции среди участников, что является следствием отсутствия в. обществе единой коммуникационной системы.

7. Политический процесс отличается значительными масштабами рекрутирования новых элементов для исполнения политических ролей.

8. Для политического процесса типично резкое различие в политических ориентациях поколений.

9. Незападные общества отличаются незначительностью консенсуса в отношении узаконенных целей и средств политического действия.

10. Интенсивность и широта политической дискуссии мало связаны с принятием политических решений.

11. Отличительной чертой политического процесса является высокая степень совмещения и взаимозаменяемости ролей.

12. В политическом процессе слабо влияние организованных групп интересов, играющих функционально специализированные роли.

13. Национальное руководство вынуждено апеллировать к народу как к единому целому, не различая в нем социальные группы.

14. Неконструктивный характер незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике.

15. Эмоциональные и символические аспекты политики оттесняют на второй план поиски решений конкретных вопросов и общих проблем.

16. Велика роль харизматических лидеров.

17. Политический процесс обходится в основном без участия «политических брокеров».

В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных и социально-экономических характеристик процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический политический процесс .

Политический процесс технократического типа генетически свойственен англосаксонским и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.

Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи (идеологии), в отношении которой имеется (достигается или декларируется) общенациональный консенсус. Политический процесс харизматического тина характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, содержание и направленность политического процесса.

По масштабу пространственно-временных параметров политические процессы можно подразделить на глобальные и локально-регионапьные. Первые оказывают свое воздействие на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко результат того или иного локального процесса может иметь воздействие на мировую политику. Например, региональный процесс распада СССР на рубеже 80-90-х годов, перерос в глобальный политический процесс трансформации всей системы международных отношений.

По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические . Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного развития -- легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет 6 скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры; доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д.

Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные . Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы. Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой и т.д.

Также политические процессы можно классифицировать и по следующим основаниям:

1. По значимости для общества - базовые и периферийные.

2. По видам политических режимов - демократические и недемократические.

3. По степени вовлеченности масс - ангажирующие и неангажирующие.

4. По масштабам, в соответствии с уровнями политики, можно выделить процессы от микроуровневых (межличностные и внутригрупповые) до мегауровневых (процессы мирового масштаба).

5. По специфике организации можно выделить вертикально организованные и горизонтально организованные политические процессы. Горизонтально организованные политические процессы образуют равноправные независимые субъекты. Вертикально организованные политические процессы протекают в рамках отношений «господство - подчинение».

6. По степени подконтрольности политических процессов их участникам можно выделить управляемые и стихийные (спонтанные) процессы. Специфика управляемых политических процессов состоит в том, что они подконтрольны субъектам политики и направляются ими. Стихийные политические процессы имеют собственную логику развития, не зависящую от намерений каких-либо отдельных субъектов.

7. По месту в политической системе можно выделить:

1. Процессы «входа»:

а) артикуляция интересов - выражение и обсуждение нужд граждан и их требований к правительству;

б) агрегация интересов - деятельность, в ходе которой интересы превращаются в политические программы.

2. Процессы конверсии - принятие политических решений.

3. Процессы «выхода» - управление, контроль.

Неотъемлемой частью политического процесса является деятельность как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с его целенаправленным изменением.

В масштабах всего жизненного цикла социальной системы политический процесс можно разделить на четыре стадии (фазы):

1. Стадия конституирования - важнейшая в политическом процессе. Пришедшие к власти политические силы создают отвечающую их интересам систему. Достигается общественное согласие по фундаментальным ценностям в обществе, принимается конституция.

2. Стадия функционирования совпадает со стабильным периодом общественного развития. Деятельность субъектов политики не воспроизводит сложившийся порядок.

3. Стадия развития сопровождается перегруппировкой политических сил, изменениями в структуре и полномочиях государственных органов, реформами в различных сферах жизни общества.

4. Стадия упадка характеризуется преобладанием центробежных тенденций над центростремительными. Должностные лица используют власть прежде всего в своих собственных интересах, не заботясь об общественном благе, а центральная власть не способна с этим бороться, в силу чего происходит ослабление ее легитимности. Возникают условия для радикальных изменений в обществе, которые могут привести к конституированию новой политической системы.

Также политический процесс можно условно разделить наследующие 5 стадий:

ь формирование (вызревание) политических приоритетов;

ь выдвижение политических приоритетов на авансцену (повестку дня) политического процесса;

ь формулирование политических проблем, требующих правительственных решений и принятия политических решений;

ь приведение в действие механизма реализации принятых решений (политическая инструментализация);

ь оценка результатов политических решений.

Современный политический процесс характеризуется рядом общих задач, которые проявляют себя неодинаково в различных исторических условиях и странах, а также на тех или иных стадиях деятельности его собственных субъектов.

Развитие политических процессов демонстрирует возрастающую роль политики в качестве мощного фактора и орудия действия общественных сил, системообразующего звена всех социальных движений, а также самого существенного элемента в политике - политической власти.

Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений. Поэтому основная цель политического процесса состоит в принятии и реализации таких политических решений, которые должны сочетать различные интересы граждан в интересах прогресса всего общества. Политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться в оппозиции к нему.

Основные виды политических процессов:

– формирование органов политической системы (институтов) – создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

– воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования – политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии. Здесь используются такие механизмы, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;

– принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Взаимодействуя, эти процессы рождают действия, направленные на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, придания им динамики, обновления.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделять стабильные и нестабильные политические процессы.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также отработанными механизмами принятия политических решений. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, социальные конфликты.

Неспособность режима отреагировать на новые потребности общества или его основных групп должным образом и вызывает нестабильность политического процесса.

С точки зрения организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические и недемократические.

Демократические политические процессы

сочетают различные формы прямого и представительного народовластия. Недемократические политические процессы характеризуются наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса

Лекция 7. Политический процесс

Вопросы лекции:

1. Понятие и виды политического процесса.

2. Политическое изменение и политическое развитие.

3. Теории политической модернизации.

1.1. Политический процесс - это совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

Термином ʼʼпроцессʼʼ (от лат. "processus" - продвижение) обычно характеризуют определœенное движение, имеющее свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Основные виды политических процессов:

а) формирование органов политической системы;

б) воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования:

в) принятие и исполнение политических решений.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, на­правленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.

Особо выделяют экстремальные виды политического процесса:

а) восстание;

Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определœенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

Наличием определœенной степени организованности, целœенаправлен­ности восстание отличается от бунта - массового действия, имеющего еще больше ограниченного временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей.

Бунт - это почти всœегда ответная реакция на какие-либо экстраорди­нарные действия представителœей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач со­противления отдельным действиям правительства.

Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной, напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целœенаправленной подготовки определœенной группы лиц. Носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу и основное ядро мятсжников обычно составляет армия.

С присоединœением к его инициаторам более широкого состава участников мятеж быстро теряет качество организованного, целœенаправленного действия. Человек здесь подчинœен эмоциям, а его действия всœе более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества. Такая логика развития быстро придает мятежу качества бунта͵ он исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает.

В случае если массы не присоединяются к мятежникам, то мятеж становится путчем , то есть выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определœенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов:

а) технократический;

б) идеократический;

в) харизматический.

Эта классификация представляет собой результат теоретического допу­щения, вычленения некоторых идеальных типов, которые в политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены.

Политический процесс технократического типа. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.

Данный тип сложился в странах с относительно высокой однороднос­тью культурной среды - в англосаксонских странах. Приверженность большинства населœения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.

Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая диф­ференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на базе общенациональной идеи.

Политический процесс харизматического типа. Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всœегда политический лидер является лидером по должности. Он должна быть и неформальным лидером.

Харизматический тип политических изменении бывает эффективным при условии, в случае если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами. Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.

Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса" 2017, 2018.