Поурочное планирование логопеда в начальной школе. Конспекты логопедических занятий. Поурочное планирование логопедических занятий

Альбом конспектов

подгрупповых логопедических занятий

Подготовила: Солошина Нина Дмитриевна,

учитель-логопед КГКОУ Школа 2

г. Комсомольск-на-Амуре, 2016

24.09. Подгруппа: Кудимов Никита, Чернецова Екатерина.

Тема : Дифференциация звуков Г – Г’.

Цель: автоматизировать навык различения звуков Г – Г’.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Формировать навыки классификации, навыки работы с обобщениями;

Учить дифференцировать звуки Г – Г’ изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях;

Развивать мелкую пальчиковую моторику;

Развивать зрительное внимание и память.

Учить дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости;

Обогащать словарь на тему “Животные” и “Птицы”.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать контроль над собственной речью (следить за правильностью произношения звуков Г – Г’, за их дифференциацией).

Оборудование: символы для обозначения звуков на письме; карточка со словом ГИД; предметные картинки; картинки для характеристики звуков; стилизованные изображения буквы Г; палочки и шнурки; карточки со слогами со звуками Г – Г’; таблицы для составления предложений; стимульный материал.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

1. Знакомство с героем занятия.

Сегодня к нам в гости пришёл Гном. Он хочет быть нашим гидом по своему городу.

(выставляется карточка со словом ГИД, объясняется значение слова).

Но город, в котором живёт Гном, найти не так-то просто. Поэтому на пути к нему расставлены указатели.

(выставляются стилизованные изображения буквы Г в виде старушки, наклонившейся вперёд, косы и дорожного знака).

А на экскурсию по городу Гном предлагает отправиться на его автомобиле. Этот автомобиль сконструировал и построил сам Гном по своим чертежам, другого такого автомобиля нет во всём мире, гном решил назвать свой автомобиль ГНОМОМОБИЛЬ, т.е. автомобиль для Гнома.

Занятие только началось, а я назвала так много новых слов: гид, гномомобиль, город, Гном. Подумайте и скажите, с каких звуков начинаются эти слова? (Со звуков Г, Г’. )

Тема нашего сегодняшнего занятия “Звуки Г – Г’”.

За активную работу на занятии и за правильное выполнение заданий я буду давать вам звёздочки. У кого по итогам занятия будет больше всего звёздочек, того после занятия ждёт сюрприз.

II . Основная часть.

1. Сравнительная характеристика звуков Г – Г’.

Ребята, давайте припомним характеристики звуков Г – Г’.

( Г – согласный, твёрдый, звонкий, колпачок у гнома синий с бубенцом.

Г’ – согласный, мягкий, звонкий, колпачок у гнома зелёный с бубенцом .)

Чем схожи эти звуки? (Оба звука звонкие ).

А в чём их различие? (Звук Г твёрдый, а звук Г’ мягкий .)

Какой буквой обозначаются звуки Г – Г’ на письме? (Буквой “Г”.)

2. Развитие зрительного восприятия.

Мы едем по городу Гнома. Наш друг любит совершать покупки в различных магазинах. Вот и сейчас он не удержался и помчался в огромный универсальный магазин. Ничего не остаётся, как последовать за ним.

Сколько здесь разных товаров! Как же удержаться и не купить лишнее? Нам помогут в этом звуки занятия. Помогите Гному купить в магазине необходимые товары. Запишите слова – названия покупок. Выделите букву Г.

Картинки: магнитофон, груша, галстук, миска, ракетка, кеды.

Какие покупки лишние? Почему? (Миска, ракетка, кеды – в словах-названиях этих картинок нет звуков Г – Г’. )

3. Развитие умения обобщать и классифицировать.

Рассмотрите купленные предметы и скажите, в каких отделах мы это приобрели? (Магнитофон – в отделе бытовой техники; грушу – в отделе “Фрукты-овощи”; галстук – в отделе мужской одежды. ) В какие ещё отделы мы заходили вместе с Гномом? (В отдел обуви, посуды, спортивных товаров. )

4. Развитие зрительного праксиса.

Посмотрите на стилизованные изображения буквы Г и подумайте, на что ещё она может быть похожа.

5. Конструирование буквы Г. Развитие мелкой пальчиковой моторики.

Гном очень любит мастерить. В универсальном магазине он купил для всех палочки и шнурки. Сложите из шнурка прописную букву Г, а из палочек - печатную Г.

Я проверю и передам Гному, у кого лучше всех получилась его любимая буква.

6. Дифференциация звуков Г – Г’ в слогах.

У Гнома есть два ведёрка. Гном просит вас разложить слоги в разные ведёрки: в синее ведёрко кладите слоги со звуком Г, а в зелёное ведёрко – слоги со звуком Г’.

7. Физминутка.

Упражнения пальчиковой гимнастики “Гуси”, “Гусь гогочет”, “Грабли”.

8. Дифференциация звуков Г – Г’ в словах.

В городе Гнома есть зоопарк. Гном приглашает вас поехать туда и навестить зверей и птиц. Недавно в зоопарк привезли новых обитателей, многие Гному незнакомы. Назовите известных вам обитателей зоопарка и запишите в тетрадях названия этих животных.

Картинки: гиена, бегемот, тигр, газель, фламинго, попугай, пингвин.

9. Дифференциация звуков Г – Г’ в предложениях.

Гному пора возвращаться домой, а нам пора заканчивать занятие. Гном передал вам карточки и просит на память о проведённом вместе времени составить из слов предложения. Прочитайте слова каждого столбика и составьте предложения. Образец: Гена громко играл на гармошке.

Гена

Галя

Гриша

Гуля

Гоша

загадал

играла

перепрыгнул

говорил

грелся

(на) гармошке

(через) овраг

загадка

на пригорке

на солнышке

III . Итог занятия.

Припомните названия животных и птиц, с которыми вы познакомились в зоопарке.

Подсчитайте количество звёздочек? У кого их больше?

(+ отдельные замечания по поведению и работе на уроке.)

28.09. Подгруппа: Товбаз А., Конкин В., Соловьёва А.

Тема: Различение на письме прописных строчных букв в – д.

Цель: автоматизировать навык различения прописных строчных букв в–д.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение классифицировать предметы;

Развивать логическое мышление.

Коррекционно-образовательные:

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать контроль над письменной речью (следить за правильностью написания прописных строчных букв в – д).

Оборудование: материал для д/и “Окошко в домике” и “Что лишнее?”; нарезные элементы прописных строчных букв в – д; карточки со словами с пропущенными буквами в - д; ребусы.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

Д/и “Окошко в домике”.

2. Отгадывание загадок.

Отгадайте загадки:

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

(Дятел)

Маленький мальчишка в сером пиджачишке

По дворам шныряет, крошки собирает.

(Воробей)

Определите первый звук в слове дятел. (Д)

Определите первый звук в слове воробей. (В)

Как на письме обозначается звук Д? (С помощью буквы д.)

А как на письме обозначается звук В? (С помощью буквы в.)

(На доске записываются буквы в и д мелом различного цвета.)

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы будем учиться различать прописные буквы в и д.

II . Основная часть.

1. Зрительный анализ букв в и д, определение их сходства и различия.

Посмотрите на букву в. Из каких элементов состоит эта буква? (Петля и полуовал.) Где расположена петля по отношению к полуовалу? (Внизу и справа.)

Посмотрите на букву д. из каких элементов состоит эта буква? (Из петли и полуовала.) Буква в тоже состоит из петли и полуовала, как и буква д. но где расположена петля по отношению к полуовалу в букве д? (В букве д петля вверху и справа, а в букве в петля внизу и справа.)

3. Закрепление образов букв в и д.

Давайте пропишем буквы в и д в воздухе.

4. Придумывание слов, которые пишутся с буквы в, затем слов, в которых первая буква д.

Ребята, придумайте слова, которые пишутся с буквы в. Запишите их на доске.

А теперь придумайте слова, которые пишутся с буквы д. Запишите их на доске.

5. Вписывание пропущенных букв в и д на доске и на карточках.

Ребята, прочитайте слова на карточках и вставьте нужную букву – в или д. Не путайте написание этих двух букв.

6. Д/и “Что лишнее”.

(На доске картинки: огурец, апельсин, помидор, свёкла, репа.)

Какая картинка лишняя? (Апельсин.) Как можно одним словом назвать остальные картинки? (Овощи.)

Запишите в тетрадях слово овощи. Подчеркните букву в.

(На доске картинки: сковорода, шкаф, кастрюля, чайник, стакан.)

Какая картинка лишняя? (Шкаф.) Почему? Как можно назвать одним словом остальные картинки? (Посуда.)

Запишите в тетради слово посуда. Подчеркните букву д.

7. Отгадывание ребусов.

Ребята, самостоятельно отгадайте ребусы и запишите ответы в тетрадь. Я позже проверю, как вы справились с заданием.

III . Итог занятия.

Ребята, какие буквы мы учились сегодня различать на письме? (Буквы в и д.)

Всем спасибо за занятие!

03.10. Подгруппа: Кудимов Н., Ольшанов Н., Чернецова Е., Корнилова А.

Тема : Дифференциация звуков Д – Д’.

Цель: автоматизировать навык дифференциации звуков Д - Д’.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Формировать навыки слогового синтеза, звукового анализа и синтеза слов;

Развивать навыки образования существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением;

Формировать навыки употребления слов-антонимов;

Развивать слуховое внимание, восприятие, память;

Развивать навык дифференцировать звуки Д – Д’ в словах, предложениях, тексте.

Коррекционно-образовательные:

Закрепить знание характеристик звуков Д – Д’;

Развивать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать контроль над собственной речью (следить за правильностью произношения звуков Д – Д’, за их дифференциацией).

Оборудование: карточки со словами для составления цепочки; картинки для характеристики звуков Д – Д’; карточки со слогами для составления имён; карточки для образования слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; карточки для образования антонимов; карточки для согласования существительных и прилагательных в роде; тексты со словами с пропущенной буквой Д; стимульный материал.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

1. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

Составьте из слов цепочку так, чтобы в каждом последующем слове было на одну букву меньше, чем в предыдущем.

Слова на карточках: дочки, удочки, дудочки, очки, почки, ночки, кружочки.

Какие слова лишние? Почему?

2. Развитие слухового внимания.

Послушайте стихотворение и назовите звуки занятия.

Дятел жил в дупле пустом.

Дуб долбил, как долотом.

День долбил, два долбил –

Дырку в дереве пробил.

Тема нашего занятия – звуки Д и Д’. Сегодня мы будем учиться выделять их и различать.

II . Основная часть.

1. Сравнительная характеристика звуков Д – Д’.

Дайте характеристику звуку Д и звуку Д’.

Д – согласный, твёрдый, звонкий. Колпачок у гномика с бубенцом синего цвета.

Д’ – согласный, мягкий, звонкий. Колпачок у гномика с бубенцом, но зелёного цвета.

На письме звуки Д и Д’ обозначаются буквой Дэ.

2. Развитие слогового синтеза.

Среди этих карточек спрятались имена детей. Соберите слоги, чтобы узнать эти имена.

Имена: Денис, Дима, Эдик, Владик, Даша, Александр, Дина.

3. Дифференциация звуков занятия в словах. Образование существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.

Образуйте слова при помощи суффиксов -ОК-, ИК-, -ЧИК-, -ЁК-.

Образец на доске: завод – заводик.

Слова на карточках:

ДРУГ - … ДУБ - … ДОМ - …

ДЕНЬ - … ЛЁД - … ХОЛОД - …

Назовите слова со звуком Д. назовите слова со звуком Д’.

4. Работа со словами-антонимами.

Прочитайте слова и подберите к ним слова с противоположным значением. Например: мальчик – девочка. В подобранных словах обязательно должен быть звук Д или звук Д’.

Слова на карточках:

ГОРОД - … БАБУШКА - …

ЗИМА - … НОЧЬ - …

ЗЛОЙ - … ДЕШЁВЫЙ - …

КОРОТКИЙ - …

5. Работа по дифференциации звуков занятия на уровне словосочетания.

Прочитайте словосочетания и найдите ошибки (запись на карточках). Запишите словосочетания верно (запись на доске) и укажите наличие звуков занятия. В словах со звуком Д букву Д подчеркните синим мелом, в словах со звуком Д’ – зелёным мелом.

Словосочетания: молоденькое дубок, лёгкая дыхание, старенькое домик, многоэтажная дом, удобная диванчик.

6. Дифференциация звуков Д – Д’ на уровне текста.

Вставьте букву Д вместо пропусков. В словах со звуком Д пишите букву д одним цветом. В словах со звуком Д’ – другим.

Родник

ень был тёплый. …има и Воло…я гуляли около …ачи. Мальчики по…ошли к высокому …ереву. У …ерева они уви…ели ро…ник. …има и Воло…я решили по…ойти поближе. Они наклонились и ла…онями стали черпать во…у. Она была холо…ная. Мальчики пили во…у. Они быстро утолили жаж…у и пошли …омой.

III . Итог занятия.

Прочитайте получившийся текст по цепочке и назовите слова со звуками занятия. Дайте характеристику звукам занятия. (+ отдельные замечания.)

04.10. Подгруппа: Товбаз А., Соловьёва А., Конкин В.

Тема : Различение на письме прописных букв б – д.

Цель : автоматизировать навык различения прописных строчных букв б–д.

Задачи :

Коррекционно-развивающие :

Развивать пространственные представления;

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать мелкую ручную моторику;

Коррекционно-образовательные :

Развивать умение самостоятельно выполнять задание.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать контроль над письменной речью (следить за правильностью написания прописных строчных букв б – д).

Оборудование: нарезные элементы букв; материал для д/и “Окошко в домике”; карточки со словами с пропущенными буквами б – д.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

1. Развитие пространственных представлений.

Д/и “Окошко в домике”.

(На доске вывешивается изображение двухэтажного домика с четырьмя окошками: два – на первом этаже, два – на втором этаже.)

Дети, посмотрите на этот домик. В нём два этажа: нижний и верхний. На каждом этаже по два окошка. Покажите нижние окна. Покажите верхние окна. А теперь покажите правые окошки. Покажите левые окна.

Около окошек садятся мальчик, девочка, бабушка, дедушка (в прорези окошек вставляются фигурки). Кто сидит около верхнего правого окошка? Около верхнего левого окошка? Около нижнего правого окошка? Около нижнего левого окошка?

Запомните, кто где сидит. Где сидит девочка? Мальчик? Бабушка? Дедушка?

Пошли гулять бабушка с дедушкой, мальчик с девочкой (фигурки убираются). А потом они пришли с прогулки и сели около своих окошек (фигурки вставляются по-другому). Скажите, правильно ли они сели? (Нет.) А как правильно? Где сидела девочка? Где сидел мальчик? Где сидела бабушка? Где сидел дедушка? (После каждого ответа фигурка переставляется.)

2. Формулировка темы занятия.

Напрягите свои ушки. Слушайте внимательно. Я буду читать вам слова, а вы скажете, на какую букву они начинаются.

Баран, бегемот, буйвол, бык, белка.

А теперь я прочту вам другие слова. На какую букву начинаются все эти слова?

Дом, доски, дочка, доктор, дыхание.

Ребята, сегодня на занятии мы будем работать с буквами б и д. Мы будем учиться различать их на письме.

II . Основная часть.

1. Зрительный анализ букв б и д, определение их сходства и различия.

Посмотрите, как пишется буква б, и как пишется буква д.

Что общего у этих двух букв? А что их различает?

2. Конструирование и реконструирование букв из элементов.

Сложите буквы из элементов (нарезные элементы).

3. Закрепление образов букв б и д.

Давайте пропишем буквы б и д в воздухе.

4. Списывание с разграничением букв б и д.

Спишите эти слова. Карандашом обведите букву б, а ручкой – букву д.

Слова на доске:

беда добро

обед бодрость

будни добыча

дубы победа

дружба будильник

5. Придумывание слов, которые пишутся с буквы б, затем слов, в которых первая буква д.

Ребята, придумайте слова, которые пишутся с буквы б. Запишите их на листочках. Слова пишем в столбик, с маленькой буквы.

А теперь придумайте слова, которые пишутся с буквы д. Запишите их на листочках. Слова пишем в столбик, с маленькой буквы.

6. Вписывание пропущенных букв б и д на карточках.

Ребята, прочитайте слова на карточках и вставьте нужную букву – б или д. Не путайте написание этих двух букв.

Тот, кто справился, записывает на доске первое своё слово.

Карточки:

у. ача. уква о. увь. оска

о. увь. оска у. ача. уква

Рова. агаж ры. а. ыня

Агаж. рова. ыня ры. а

III . Итог занятия.

Ребята, какие буквы мы учились сегодня различать на письме? (Буквы б и д.) Сложите буквы из элементов (нарезные элементы).

(+ отдельные замечания по занятию.)

08.10. Подгруппа: Кудимов Н., Чернецова Е.

Тема : Дифференциация звуков З – З’.

Цель: автоматизировать навык различения звуков З – З’.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов;

Развивать слуховое внимание;

Автоматизировать навык различения звуков З - З’ в словах, предложениях.

Коррекционно-образовательные:

Закрепить знание характеристик звуков З - З’;

Обучать соотнесению звука с символом и буквой.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать контроль над собственной речью (следить за правильностью произношения звуков З - З’, за их дифференциацией).

Оборудование: картинки для характеристики звуков З – З’; предметные картинки – зебра, заяц; кубики со слогами для составления слов;

Ход занятия:

I . Организационный момент.

1. Развитие слухового внимания.

Послушайте стихотворения и скажите, о какой букве идёт речь? (О букве З.)

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

Извиваюсь, словно змейка,

Срисовать меня сумей-ка!

2. Соотнесение буквы со звуками, которые она обозначает.

Скажите, какие звуки обозначает на письме буква З? (Звуки З, З’.)

3. Формулировка темы занятия.

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки З и З’.

II . Основная часть.

1. Припоминание артикуляции звуков З – З’.

Но для того, чтобы различать два эти звука, мы должны вспомнить, как произносятся эти звуки.

Артикуляция:

Губы в улыбке;

Зубы почти сомкнуты;

Кончик языка упирается в нижние зубы;

Звук может быть мягким и твёрдым.

2. Сравнение характеристик звуков З – З’.

Давайте дадим характеристику звукам З, З’ – определим цвет колпачков и наличие или отсутствие бубенчиков.

З – согласный, звонкий, твёрдый; колпачок с бубенчиком синего цвета.

З’ – согласный, звонкий, мягкий; колпачок с бубенчиком зелёного цвета.

3. Знакомство с героями занятия и выделение звуков З – З’ в словах. Развитие навыков конструирования. Развитие зрительного восприятия.

Отгадайте героев сегодняшнего занятия, собрав их изображения из частей.

(раздаются части разрезных картинок, изображающих зайца и зебру)

Назовите первые звуки в словах ЗЕБРА, ЗАЯЦ, дайте характеристику этим звукам.

5. Развитие звуко-слогового анализа и синтеза.

Составьте и запишите слоги, соединяя согласную букву З с каждой из гласных по очереди. Прочитайте слоги. Выделите твёрдые звуки одной чертой, а мягкие – двумя.

6. Развитие слогового синтеза на уровне слова.

Однажды заяц пришёл к зебре и принёс интересную игру. Но друзья не смогли разобраться, как в неё играть.

Помогите зайцу и зебре. Прочитайте слоги на кубиках и составьте из них слова.

Что общего между всеми получившимися словами? (Во всех словах есть звук З.)

7. Дифференциация звуков З – З’ в словах.

Зебра и заяц благодарят вас за помощь. Они приглашают вас в гости. Давайте выберем подарки для них: для зайца это будут слова со звуком З, а для зебры – слова со звуком З’. Запишите слова в два столбика (запись на доске) и отметьте звуки занятия.

Слова для записи: газета, зонтик, заколка, розы, незабудки, морковка, зерно, занавески, комбинезон.

Ребята, какое слово лишнее? Почему?

8. Работа на уровне предложения.

Прочитайте любимую считалку зайца и зебры, заменяя звоночки звуками З – З’.

Слушай и запоминай,

Звонко, чисто называй

Все слова со слогом ЗА:

Бирюза, завод, коза.

Вот слова со слогом ЗИ:

Тормози, грузи, вези.

Не подходит слово ЗВОН,

Выходи из круга вон!

Выпишите слова со звуками З – З’.

III . Итог занятия.

Ребята, с какими звуками мы сегодня работали на занятии? Какие два животных были героями нашего занятия?

11.10. Подгруппа: Товбаз А., Соловьёва А., Конкин В.

Тема : Морфологический состав слова.

Цель: развивать навыки префиксального и суффиксального словообразования.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Формировать навыки морфологического анализа слова;

Развивать навыки образования существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.

Коррекционно-образовательные:

Расширять представления о назначении суффиксов в ходе образования уменьшительно-ласкательных слов.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать контроль над собственной речью и речью товарища;

Воспитывать самостоятельность в ходе работы в тетрадях.

Оборудование: карточки со словами; предметные картинки; морфемы на карточках для составления слов; карточки с текстами.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

1. Закрепление знаний о родственных словах.

Подберите к словам на доске слова, записанные на карточках. Объясните свой выбор.

Слова на доске: медведь, учитель, лопата, карандаш.

Слова на карточках: медвежонок, учительница, ученик, карандашик, лопатка.

Запишите слова парами и обозначьте общую часть.

2. Формулировка темы занятия.

Сегодня на занятии мы будем работать с составом слова. (Запись темы занятия на доске)

II . Основная часть.

1. Закрепление знаний о префиксальном способе словообразования.

Прочитайте слова. Что необычного вы заметили? (В словах нет приставок.) Добавьте к словам необходимые приставки (по, под) и прочитайте новые слова.

Слова на доске:

ГРЕМУШКА - ДРУЖКА - НОЖКА

ГОНЯ - ПРАВКА - СКАЗКА

2. Проверка навыка образования слов суффиксальным способом.

Рассмотрите и назовите картинки. Образуйте от их названий слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите пары слов, выделите суффиксы, с помощью которых получились новые слова.

Картинки: коляска, кувшин, стул, чашка, ящик, кольцо, цветок, пуговица, скамья, сани.

3. Закрепление навыков составления морфологических схем слова.

Послушайте слова и составьте морфологические схемы слов (работа на доске).

Слова: кораблик, змейка, побег, лисёнок, птичка, напев, рисовать, съезд.

4. Закрепление знаний о составе слов.

Прочитайте части слов на карточках и составьте из них слова.

Части слов: -чик-, раз-, -а, -к-, -ый, -л-, -а, -к-, -к-, -стёж-, -вед-, -гул-, -свет-, -при-, за-, -гор-, -бел-, -еньк-.

(Разведчик, беленький, застёжка, прогулка, пригорок, светлый…)

5. Закрепление знания частей слова на уровне предложения.

Прочитайте текст, перепишите его. Разберите по составу подчёркнутые слова.

Утром

Ранним утром я вышел из палатки. Яркое солнце ярко блестело на пелене снега. Выпавший ночью снег покрыл пастбище. Я сделал несколько шагов. На снегу заметил следы двух оленей. Животные ночью подходили к палатке. След зайца вытянулся длинной петлёй. Первый снег раскрывал секреты ночной жизни зверей. Мы спустились в долину. На ярком фоне снега увидели медведя. Он заметил нас и быстро удалился.

Назовите слова, в которых есть приставки и суффиксы. А потом такие слова, где есть только приставки; только суффиксы. Подберите к ним родственные слова. Назовите слова, состоящие только из корня и окончания.

III . Итог занятия.

Как называлась тема нашего занятия?

Какие части слова вы знаете?

Пояснительная записка


Анализ методической работы по подготовке студентов-логопедов за период их преддипломной практики показывает, что большинство из них не справляется с самостоятельным составлением конспектов занятий. Трудности выражаются в отсутствии понимания целей и задач каждого этапа работы, неумении осуществлять подбор заданий для достижения данных целей и задач и характерных методических ошибках. Памятка и методические рекомендации по составлению конспектов разработаны в помощь студентам и логопедам, начинающим работать по ФГОС на этапе формирования фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи.

I. Общая памятка по составлению конспектов

  1. Соответствие темы, цели и содержания конспекта этапу коррекционной работы.
  2. Подчинённость всех заданий основной цели занятия.
  3. Логическая завершённость каждого задания (наличие мини-выводов).
  4. Плавность переходов от одного задания к другому (прогнозирование ответов детей, которые могут послужить ключевыми фразами для перехода к следующему заданию; учёт сюжетной и (или) тематической линии, если таковая имеется).
  5. Полнота изложения форм организации, методов и приёмов, видов работ.

II. Методические рекомендации к построению работы на разных этапах занятия


1. Мотивационно-целевой этап


Первый этап занятия по ФГОС называется «мотивационно-целевой». Мотивация возникает тогда, когда дети видят проблему, несоответствие. Необходимо подвести ребят к видению этой проблемы, а затем – решать её вместе с ними. Например, предложим выяснить, чем похожи дифференцируемые звуки [л’] – [й’]. Актуализируя имеющиеся знания об этих звуках, даём им характеристику (к примеру: согласные, звонкие, мягкие) и делаем вывод, почему именно эти звуки «пришли» на занятие (они похожи). Цель занятия вытечет сама собой из вывода: раз звуки так похожи друг на друга, значит можно их перепутать, поэтому есть необходимость научиться их различать. Обозначение смешиваемых звуков [л’] – [й’] буквами – это уже следующий этап («ориентировочный»), так как в буквенном обозначении данных фонем содержится различие, на него будем тоже опираться при дифференциации.

Таким образом, технология работы на мотивационно-целевом этапе может быть следующей:

  • Подводим детей к формулировке темы. (Что будем изучать, о чём будем говорить)
  • Ставим проблему. (В чём может возникнуть трудность? Какова опасность? Что мы умеем, а что – нет? Что уже знаем, а что – нет?)
  • Формулируем цель. (Цель вытекает логически из поставленной проблемы: что не знаем – надо узнать, что не умеем, надо научиться. Если есть какая-то опасность (трудность), надо с ней разобраться). Т.е. для постановки цели необходимо актуализировать имеющиеся представления у детей.

Пример построения работы на мотивационно-целевом этапе на занятиях по теме «Звуки [л] – [л’]. Буква «л»:

Два подхода к постановке проблемы.
  • (Более лёгкий вариант) Если тема звучит как «Звуки [л] – [л’]», можно актуализировать знания о звуках, а именно, определить общие их свойства (согласные, звонкие, язык поднят кверху и т.д.). Тогда вытекает проблема – их можно перепутать и неправильно произнести. Ставим цель: будем учиться правильно произносить звуки.
  • Если запишем и сформулируем тему как «Звуки [л] – [л’]. Буква «л», то мы будем актуализировать знания о звуках (какие они, чем похожи и чем различаются) и их буквенном обозначении (одна буква может обозначать два звука). Какая проблема из этого вытекает? (Можно неправильно произнести слово, прочитать слово, написать его). Тогда цель: научиться правильно произносить слова с этими звуками, читать и писать их.

В Инструктивно-методическом письме А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой тема звучит: «Звуки [л] – [л’]. Буква «л». В соответствии с последовательностью работы над преодолением фонетико-фонематических нарушений («фонема – артикулема – графема - кинема») не будет ошибкой, если на первом занятии поучим детей произносить и различать звуки. На последующем (последующих) занятии (занятиях) можно уделить внимание в структуре занятия исследованию написания буквы «л» и прописыванию её отдельно от других букв и в слиянии с ними (профилактика оптической дисграфии, т.к. часты случаи добавления лишних элементов к букве). Иными словами, целью первого занятия будет осуществление коррекции звукопроизношения и формирование фонематических представлений, а основной целью второго (или последующих занятий) – совершенствование звуко-буквенных представлений, оптико-пространственной ориентировки и графо-моторных функций.

2. Ориентировочный этап


Цель этого этапа – обучить детей, как работать, чтобы достичь поставленной цели. (Как различить звуки и буквы; как правильно произносить звук, писать и читать букву)

На ориентировочном этапе можно предложить задание:

Чем отличается звук от буквы? («Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу»).

Таким образом мы отрегулируем деятельность детей, подскажем способ решения поставленной задачи: как научиться правильно произносить звуки и обозначать их буквой, какие органы будут участвовать в этой работе.

На занятиях по дифференциации звуков ориентировочный этап может быть проведён в виде повторения и закрепления способов их различения. Тогда основная работа на данном этапе будет направлена на решение вопроса: как научиться различать звуки?

3. Поисково-исследовательский этап


Поисково-исследовательский этап предполагает выявление неизвестной информации путём использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.

Например, на занятии по теме «Звуки [л], [л’] и буква «л» можно предложить детям пофантазировать - на что похожа буква «Л»? Очень уместна работа на анализ составных частей буквы (сколько элементов в прописной букве? Какие они? На что похожи? Как и где соединяются между собой). В качестве продуктивной деятельности на этом этапе целесообразно предложить детям либо прописать букву, либо построить её из бумажного конструктора (обвести по контуру, собрать из камушков, пуговиц или другого подручного материала по заранее заготовленным контурам – вариантов может быть много).

Отличным материалом для исследовательской деятельности может послужить набор картинок с изображением названий знакомых артикуляционных упражнений. Детям предлагается выбрать только те, которые помогут им научиться правильно и красиво произносить звук или звуки занятия. В процессе выполнения этого задания дети анализируют, на что направлены те или иные артикуляционные упражнения, а затем проверяют правильность выполнения задания совместно с логопедом. Это задание творческое, оно активизирует мыслительный процесс: дети должны сообразить сами, а для чего, в сущности, нужна артикуляционная гимнастика, и какие именно упражнения им будут полезны на текущем занятии. Другой вариацией этого задания может быть самостоятельная работа детей (в парах или группе) по разбиению тех же картинок на две группы по принципу различных положений языка, губ, зубов. Этот вид задания прекрасно зарекомендовал себя на занятиях по дифференциации звуков [с] – [ш], [з] – [ж], [л’] – [й’].

4. Практический этап


Практический этап является основным этапом, на котором идёт закрепление новых знаний в разных видах деятельности по схеме: «Звук – слог – слово – словосочетание – предложение – текст». В связи с этим логопед так организует образовательный процесс, чтобы дети смогли обучать друг друга и (или) сами себя с помощью специально подобранных логопедом тренировочных упражнений. Наиболее ярко здесь проявляется системно-деятельностный подход, который не исключает, а, напротив, предполагает адресную помощь детям. Индивидуализация происходит благодаря использованию разных форм организации работы, подбору материала для каждого ребёнка или подгрупп в зависимости от уровня овладения тем или иным навыком.

Вот примеры такого вида организации части занятия:

  • Дети, не испытывающие затруднения в произношении и дифференциации звуков, самостоятельно выписывают из текста слова с изучаемыми буквами. Менее сильная подгруппа в это время работает с логопедом.
  • Дети, не владеющие умением произносить поставленные звуки в словах, отрабатывают это умение самостоятельно на уровне слогов по предварительному объяснению учителя. Параллельно вторая подгруппа может выполнять задания, требующие последовательной согласованной работы с учителем.

Важно осуществлять отработку навыков произношения и дифференциации звуков на разном лексическом материале, но использовать данный материал для решения одновременно нескольких задач: отработке навыков деления слов на слоги, выделения ударного гласного, звуко-буквенного анализа, работе над интонационной выразительностью, восполнением пробелов в лексико-грамматическом строе и т.д.

5. Рефлексивно-оценочный этап


На последнем этапе проводится заключительная беседа с детьми, направленная на обобщение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели занятия. Основной вопрос - не «Что мы сегодня делали?», а «Чему мы учились?» Именно этот вопрос помогает ребёнку сориентироваться в собственной системе знаний и определить, какие трудности у него возникали, что удалось хорошо, а что – не очень. Не лишним было бы предложить детям оценить свою работу. Так формируется мотивация и целеполагание: «Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии?» Для повышения устойчивости учебных мотивов уместно направить детей на размышление о том, для чего им это нужно, где могут пригодиться усвоенные знания и (или) умения. Например:

Посмотрите на наш план и вспомните, в чём он нам сегодня помог? (Различать звуки [З] – [Ж])

При выполнении какой работы звуки было различать легче всего? А труднее всего?

Почему, как вы думаете?

Какой вывод мы можем сделать? (Нужно учиться следить за произношением звуков в речи)

Для чего нам нужно уметь правильно произносить звуки? (чтобы правильно говорить, читать, писать)

На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?

Посчитайте баллы. Что увидели? Молодцы!

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

2 КЛАСС

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия

III. Работа по теме:

А) повторение гласных букв;

Б) образование твердых и мягких слогов;

В) предложение и их типы;

Г) парные согласные;

Д) перенос слов;

Е) перенос слов с буквой Й;

Ж) обозначение мягкости согласных гласными буквами;

З) мягкий знак на конце слова;

И) правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2. Чтение рассказа «Два жадных медвежонка».
3. Проверочный диктант.
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла река. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеб и зерна. Летом посевам нужна защита.
IV. Итог занятия.

Тема: Углубленное обследование письменной и устной речи учащихся.

Цель: выявление пробелов в знаниях учащихся, умение работать с деформированным текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

III. Работа по теме:


  1. Проверка знаний за первый класс:
а) гласные буквы и прямой слог;

Б) перенос слов;

В) предложение (повествовательное, вопросительное, восклицательное);

Г) мягкий знак в середине слова;

Д) ударение;

Е) парные звонкие и глухие согласные;

Ж) большая буква;

З) предлоги.


  1. Чтение рассказа «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

  2. Изложение
Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

1.Что сделала ласточка?

2. Что сделал воробей?

3. Кого ласточка позвала на помощь?

4. Что сделали ласточки?
IV. Итог занятия.

Тема: Углубленное обследование письменно и устной речи учащихся.

Цель: выявить пробелы в знаниях учащихся, умение работать с деформированным текстом.

Ход занятия.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели занятия.

  3. Работа по теме:
1.Проверка знаний за первый класс:

А) предложение, слово, слог;

Б) парные звонкие и глухие согласные;

В) слова, отвечающие на вопросы кто? что?;

Г) слова, отвечающие на вопросы что делает? что сделал?;

Д) слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое?;

Е) техника чтения и пересказ;

Ж) времена года.

2.Составить из слов предложение:

А) около, строят, парка, дом;

Б) дом, три, в, этажа;

В) это, школа, наша, новая;

Г) школу, году, построили, этом, в;

Д) наш, на, класс, этаже, втором.

3.Техника чтения и пересказ «Иван-царевич и серый волк».


  1. Итог занятия.

Тема: Слово и слоги: прямой, обратный, открытый, закрытый.

Цель: учить детей делить слова на слоги.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

III. Работа по теме.

1.Сколько гласных в слове, столько и слогов. Слова переносятся с одной строки на другую по слогам. Слова из одного слога не переносятся, например, мост. Слог из одной буквы не переносится, например, Юля.

А) Знакомство со слогом:

Ба, бо, бе, би, бу, ва, во, ве, ви, ву, вы, га, го, ге, ги, гу, да, до, де, ди, ду, ды, за, зо, зе, зи, зу, ка, кю, ке, ки, ку, и т.д. Аза, апы, осо, озу, осы, язы, узы.

Б) деление слов на слоги: односложные, двусложные, трехсложные.

В) из односложных слов: сом, сам, мал, лук, мир, мяч, зал, жар, куст, стол, мост, брат, друг, стул, клен, кнут.


г) из двусложных слов: мыло, ноты, мука, сода, жало, зубы, куры, карта, кошка, ручка, рыба, мышка, крыло.

Графическое изображение слогов
д) из трехсложных слов: машина, лопата, сорока, домики, рыбаки, лебеди, гусята, бумага, сапоги, берега.

Графическое изображение слогов
Порядок слогов в слове

Чтобы получались слова, необходимо слоги не путать, а произносить их по порядку.

Па – ла ла – па Ки - ма

Ки – ра ра – Ки ма – ки


  1. Итог занятия.
Тема: Предложение. Слова односложные, двусложные и многосложные.

Цель: учить детей делить на слоги двусложные, многосложные слова.

Ход занятия.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели занятия.

  3. Работа по теме:

    1. Предложение – это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

    2. Повторение пройденного
Ученики выполняют и называют гласные первого и второго ряда.

3. Знакомство со слогом:

А) работа с односложными, двусложными, многосложными словами:

Май, этаж, лес, рот, дом, жар, сад, стол, конь, пруд, пень – односложные слова.

Коза, заяц, овцы, петух, садик, домик, столик, кони, жарко, пруды, кусты, лесок – двусложные слова.

Корова, молоко, собака, деревня, телята, листики – трехсложные слова.

Милиционер, учительница, земляника, хранилище – многосложные слова.

4. Определение количества слогов в слове.

А) в каждом слоге есть гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.

Дом, у-чеб-ник, кни-га, ба-то-ны, бул-ки, ре-бя-та, уче-ник, урок, са-ни-тар, зво-нок, кни-га, ко-ро-ва, мо-ло-ко.

Б) Слог может состоять:

Из одной гласной буквы о-сень. Из гласной и одной согласной до-ро-га.Из гласной и нескольких согласных стро-йка.


  1. Графическое изображение

  1. Итог занятия.

Тема: Работа над предложением.

Цель: дать понятие ученикам о предложении.

Ход занятия .


    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы и цели занятия.

    3. Работа по теме:

  1. Работа с предложением
а) Девочка читает сказку

(начертить схему) Ефименкова с.19-20

Б) Предложение получается тогда, когда слова живут в согласии. Мальчик, рисовать, кошка – нет согласия. Мальчик рисует кошку – слова стали жить в согласии. (см. Ефименкова с. 20)

В) составить предложение из двух слов так, чтобы первое слово обозначало предмет, а второе действие предмета.

Звезда падать, рыба плавать, дождь идти (начертить схему)


  1. Звезда падает. 2. Рыба плавает. 3. Дождь идет. (начертить схему)

  2. Понятие об интонационной законченности предложения, опираясь на слуховое восприятие. (Ефеменкова с.22-24).
а) повествовательное предложение о чем-нибудь сообщает. В конце его ставится точка.

В класс вошла учительница.

Б) вопросительное предложение содержит вопрос (?) В конце него ставится знак вопроса (?)

Кто сегодня дежурный?

В) восклицательное предложение выражает сильное чувство или призыв. В конце него ставится восклицательный знак (!)

Да здравствует мир во всем мире!


    1. Итог занятия.

Тема: Выделение предложения из речи.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти.

Ход занятия.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели занятия.

  3. Работа по теме.
1.Отдифференцировать понятие «звук» - «слово». Дать первоначальное представление о звуке речи, как смыслоразличителе слова.

А) беседа о звуках речи (Ефеменкова с. 87 –88)

Б) слоговая работа: прослушать слоги, назвать одинаковые звуки:

Па- пы-пу, са-со-сы, ас-ап-ат,

То-ты-та, му-ту-пу, ок- он-от.

В) Наша речь состоит из слов, каждое слово – это часть речи.

Г) Слова в нашем языке делятся на большие группы, или части речи:


  • имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги,
местоимение.

Название предметов (кто? что?) лето, снег, лиса – это имена существительные.

Название действий (что делать? что сделать?) ждать, подуть, стоять – это глаголы.

Название признаков предметов (какой? какая? какое? Какие?) – золотой, зеленая, жаркое, белые – это имена прилагательные.

Пролетело жаркое лето. Прошла золотая осень. Выпал снег. Пришла вьюжная холодная зима. Подул студеный ветер. Голы стоят в лесу деревья. Зеленые сосны и ели ждут белой зимней одежды.


  1. Итог занятия.

Тема: Составление предложений из слов.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти; формирование слышать, различать.

Ход занятия.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели занятия.

  3. Работа по теме.

а) Составление предложений по картинкам (Ефеменкова с. 48-49).

Б) составить предложения из двух, из трех, четырех, пяти и более слов, выделить главные слова в предложении.


  1. Девочка чистит.

  2. Девочка чистит апельсин.

  3. Девочка чистит спелый апельсин.

  4. Девочка чистит спелый апельсин брату.

  5. Девочка ножом чистит спелый апельсин брату.
в) составление предложений по картинкам (Ефименкова с. 49)

  1. Девочка моет.

  2. Девочка моет пол.

  3. Маленькая девочка моет пол.

  4. Маленькая девочка моет паркетный пол.

  5. Маленькая девочка моет паркетный пол щеткой.
г) из слов составить предложение.

  1. Дети, снежную, стоим, во, дворе, горку.

  2. Лена, лопатой, клала, на, снег, санки.

  1. Дети во дворе строили снежную горку.

  2. Лена клала лопатой на санки снег.

IV. Итог занятия.

Тема: Расчленение предложений на слова .

Цель: развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти, формирование слышать, различать звук и букву.

Ход занятия

I.Организационный момент.

III.Работа по теме.

А) Предложение – это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

Утро. Ребята спешат в школу.

Б) Слова – название предметов, действий, признаков.

Слова, отвечающие на вопрос кто? что? обозначают предметы.

Кто? – учитель, ученик, девочка – живые предметы.

Что? – класс, тетрадь, карандаш – неживые предметы.

В) Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделает? обозначают действие предметов: спит, работает, решает, бежит.

Г) Составить с данными словами 2-3 предложения, подчеркнуть название предметов одной чертой, название действий – двумя.

Утром, поле, кипит, в, работа.

Пшеница, грузовики, везут.

Урожай, собрали, богатый, в, этом, году.


  1. Утром в поле кипит работа.

  2. Грузовики везут пшеницу.

  3. В этом году собрали богатый урожай.
Д) Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие? какое? Обозначают признаки предметов: свежий ветер, красная лента, сладкое яблоко, молодые деревья.

1. Опадают желтые листья.

2. Часто моросит мелкий дождь 3. Цветут пестрые астры.

IV. Итог занятия.

Тема: Заглавная буква.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания, закрепление знаний детей о написании большой буквы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.


а) предложение и слово

Первое слов в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка(.),вопросительный(?), или восклицательный (!) знаки.

Хорошо летом на реке! Ребята плавают и ныряют. Ты умеешь плавать?

Предложение выражает законченную мысль.

Б) имена и фамилии людей, клички животных, название городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей пишутся с большой буквы.

1. У Наташи Чудовой живёт кошка Дымка.

2. Я дружу с Вовой.

3. Моя фамилия……………… 4. Моё имя……………………

В) звуки и буквы

На письме звуки обозначаются буквами. Подчеркнуть звуки, которыми отличаются слова.

Капля – цапля

Гора – кора

Речка – печка

Ворона – ворота

Гласные звуки а, о, у, ы, и, э.

Гласные буквы а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

Г) согласные звуки и буквы

Б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Б В Г Д Ж З – звонкие парные согласные

П Ф К Т Ш С – глухие парные согласные

Бобы, посевы, утюги, сады, сторож, грузы.

IV. Итог занятия.

Тема: Звук и буква А.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной и слуховой памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звук и букву А.

Ход занятия

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели занятия.

III.Работа по теме.


  1. Развитие фонематического слуха.
а) краткая характеристика звука и буквы А;

Б) работа с сигнальными карточками; цифровой ряд;

В) работа в тетрадях:

Выделить звук и букву А в слогах:

Ба, ва, га, да, жа, за, ка, ла, ма, на, па, ра, са, жа, та, фа, ча, ша, ща.

Выделить звук и букву А в словах:

Мама, Миша, рыба, трава, страна, семена, осока, гора, лебеда, собака, беседа, беда, вагоны, доска, марка, аист, чаща, фары, шапка, бабушка, кошка, лапка, мышка, папа, роза, малыш, сад, рама, санки, книга.

Выделить звук и букву А в предложениях:

У мамы сын Миша. Сын мал. У мамы Луша. Она мала. Папа и мама были дома. Папа читал газету, мама читала книгу. Это наш сад. В саду роза. У розы хороший запах. Роза хороша.

2. Повторение грамматической темы.

Перенос слов.

Слова переносятся с одной строчки на другую по слогам. Одну букву нельзя оставить на строке и переносить на новую строку.

Ко-тя-та, ри-сую, оре-хи, яго-ды, кот, са-дик, конь, пру-ды, кус-ты, лес, ле-сок.
IV. Итог занятия.
Тема: Звук и буква Я.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.


  1. Развитие фонематического слуха:
а) краткая характеристика звука и буквы Я ;

Б) работа с сигнальными карточками и цифровым рядом;

В) работа в тетрадях:

Выделить звук и букву Я в слогах:

Бя, вя, гя, дя, зя, кя, пя, мя, ня, пя, ря, ся, тя, фя.

Выделить звук и букву Я в словах:

Яма, ящик, Зоя, стая, моя, Коля, Катя, воля, пряник, пятно, ряд, Оля, всякий, вяжут, озяб, рядом, слякоть, стоя, мяч, ягоды.

Выделить звук и букву Я в предложениях:

Наша Оля мала. Наташа сама рыл ямку. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Зоя сядь и сама читай книгу. Зоя мала, да умна.


  1. Повторение грамматической темы.
Перенос слов.

Слова переносятся с одной строчки на другую по слогам.

Ко-зы, ов-цы, за-яц, пе-тух, ко-ро-ва, мо-ло-ко, де-рев-ня, со-ба-ка, те-ля-та, ло-шадь, мед-ведь, яго-ды.
IV. Итог занятия.

Тема: Звук и буква Я

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной и слуховой памяти, внимания; формировать умение слушать и различать звук и букву Я.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

Договор

Между учителем – логопедом образовательного учреждения ГБОУ…………………………………………..и родителями (законными представителями) обучающегося _________________________ (Ф.И.ребенка) данного образовательного учреждения о его логопедическом обследовании и коррекции звукопроизношения.

Учитель –логопед ГБОУ………………………………………. и именуемые в дальнейшем «родители» (законные представители) заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Учитель – логопед:

1.1. Информирует родителей (законных представителей) обучающегося воспитанника ГБОУ………………………………………………….. о речевых недостатках.
1.2. Знакомит с условиями и требованиями коррекционного сопровождения.
1.3.Разрабатывает индивидуальную программу коррекционного сопровождения и проводит занятия в соответствии с этой программой.
1.4. Дает необходимые рекомендации родителям для занятий с обучающимся.

2. Учитель – логопед имеет право:

2.1.При необходимости направить обучающегося воспитанника к другим специалистам.
2.2. При отсутствии обучающегося воспитанника втечении 2 недель без уважительной причины и своевременном не информировании о причинах отсутствия расторгнуть настоящий договор и прекратить занятия.

3. Родители (законные представители) обучающегося воспитанника:
3.1. Выражают согласие (несогласие) для коррекционно – логопедического сопровождения обучающегося воспитанника в соответствии с показаниями учителя – логопеда в рамках профессиональной компетенции и этики учителя – логопеда.
3.2.Выражают согласие принимать активное участие в устранении речевых недостатков, выявленных вследствии обследования:
3.2.1.Оказывают помощь ребенку в усвоении коррекционной программы в
домашних условиях.
3.2.2. Выполняют рекомендации учителя – логопеда.
3.2.3.При необходимости ведут тетрадь для логопедических занятий.
3.2.4.При продолжительном отсутствии ребенка в ОУ продолжают занятия в
домашних условиях по заданию учителя – логопеда.
4.Настоящий договор действует с _________ по ___________.

5.Договор составлен в двух экземплярах, один у учителя – логопеда, другой у родителей (законных представителей).
6. Учитель – логопед:………………….. Родители Ф.И.О.(роспись):
телефон:
телефон ГБОУ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА УЧАЩЕГОСЯ

1.Фамилия, имя, дата рождения…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2.Школа, класс………………………………………………………………………………….

3. Домашний адрес…………………………………………………………………………………………………

4.Телефон…………………………………………………………………………………………

5. Посещал ли детский сад (логопедическую или массовую группу)………………………………………………………………………………………………

6. Речевая среда (есть ли в семье заикающиеся, с речевыми дефектами, двуязычие)…………………………………………………………………….

7. Раннее физическое развитие (когда стал сидеть, стоять, ходить)……………………………………………………………………………………………….

8. Раннее речевое развитие (когда появились лепет, гуление, первые слова)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ……………………………………………………………………………………………

«РОДИТЕЛИ НАРАВНЕ С УЧИТЕЛЕМ НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЕЩЕНИЕ СВОИМИ ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЧЕТКОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ ЛОГОПЕДА»

ДАТА ЗАПОЛНЕНИЯ ПОДПИСЬ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы по коррекции дисграфии в 1 классе

№ п/

Педагогическая симптоматика

Причины трудности

Виды коррекционных упражнений

Несформированность фонематического слуха

Смешение гласных, согласных тв.- мг., гл.-зв.

Прпуски гласных

  1. Установка звуков или уточнение артикуляции звука.
  2. Дифференция гласных звуков;
  1. В ряду гласных(3, 5, 6 гласных);
  2. В ряду слогов (3, 5, 7 слогов);
  3. В ряду слов(1-сложные, 2-сложные, 3-сложные слова, данные с гласным в начале, середине и в коне слова, на I месте, II месте, III месте);
  4. Привести примеры слов с данным звуком в середине, начале и в конце слова;
  5. Выделить лишний звук, слог, слово;
  6. По гласным подобрать слог, слово: _а, а_, _а_а, _о_о_о, _у_ы;
  7. По согласным составить слово, слог: дм, кт, мр, тк.
  1. Дифффереция согласных:
  1. Учить различать звук среди других речевых звуков (в том числе и среди близких по акустическим и артикуляционным признакам): из звукового ряда, слогового ряда, из начала, конца, из середины слова;
  2. Тонкая дифференция: выделить только твердые согласные, только мягкие, только звонкие, только глухие согласные;
  3. Различать слоги, слова, близкие по звуковому составу;
  4. Выделить слова, слоги, включающие два оппозиционных звука: сказка, глухой, проба, дата;
  5. Работа с «конфликтными» картинками-словами: молоток-молоко, борода- брод, вешалка-вешенка.

Предварительный просмотр:

Планирование работы по коррекции дисграфии 2-4 класс

№п/

Педагогическая симптоматика

Причины трудности

Коррекционные упражнения

Нарушение правила правописания

Безударные гласные, звонкие и глухие согласные, мягкость и твердость согласных, йотированные гласные, непроизносимые согласные. правописание предлогов, правописание предлогов

Понятие «согласные» Твердые согласные (звуки и буквы).

Мягкие согласные (звуки, буквы).

Дифференциация мягких и твердых.

Слоги с твердыми согласными.

Слоги с мягкими согласными.

Дифференциация тв. и мг.

Слова с мягкой согласной в конце слова.

Слова с мягкой согласной в середине слова.

Деформированные тексты.

Тексты с заданием.

Понятие «согласные» Звонкие согласные (звуки. буквы).

Глухие согласные (звуки, буквы).

Дифференциация звонких и глухих. Звонкие и глухие в начале слова.

Звонкие и глухие в середине слова.

Звонкие и глухие в конце слова.

Подбор родственных слов.

Выделение проверочных слов.

Провоцирующие тексты. Деформированные тесты.

Тексты с заданием.

Понятие «гласный звук»

Гласный звук, буква.

Согласный звук, буква.

Дифференциация. Состояние фонематического слуха. Анализ и синтез на гласных.

Ударный слог.

Безударный слог. Безударная гласная. Подбор родственных слов.

Выделение проверочных слов.

Провоцирующие тексты.

Деформированные тексты.

Тексты с заданием.

Нарушение основных синтаксических конструкций (простое предложение с однородными членами)

Незаконченность, неполнота мысли, пропуск слов, неправильный их порядок, нарушение связи слов, повторы слов в предложении.

Составить предложение по схеме.

Составить схему предложения.

Составить предложение по картинке.

Ответить на вопрос по картинке.

Составить предложение по действию игрушки.

Составить предложение с употреблением данных названий картинок.

Составить тематическое предложение.

Дополнение предложений по картинкам словом по вопросу.

Составить предложение по заданной схеме (вопросам).

Самостоятельно составить предложение по индивидуальным картинкам.

Составить предложение по картинкам с употреблением предлогов.

Составить предложение (по картинкам) с однородными членами.

Составить ответы на вопросы.

Составить вопросы к данным ответам с применением картинок.

На слух выделить из текста предложение.

Разделить текст на предложения.

Составить и записать предложение по картинке.

Неправильные согласование

Несформированность навыка в постановке вопросов от существительного к …

Умение составить словосочетание по 1 слову (подбор прилагательных и глаголов).

Составить словосочетание по вопросам: Кто? ____ Какой?

Кто? _____ Что делает?

Поставить вопрос и дописать словосочетание: Книга? старинн.., Луг? заливн.. .

Составить словосочетание из деформированных слов: стол – дерево, стул – красить, пол – пакет.

Работа с деформированным предложением.

Работа с деформированным текстом.

Работа с провоцирующим текстом.

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование логопедических занятий с группой учащихся 1 класса (развитие речи).

1. Вводно-организационное занятие.

2. Речь и предложение.

3-5 Предложение и слово.

6-8 Слово и слог.

9. Звуки окружающей среды.

10. Звуки речи.

11. Звуки в словах.

12-13. Гласные звуки.

14-15 Ударные звуки

16. Звук и буква А

17. Звук и буква У

18. Звук и буква О

19. Звуки и буквы А,О,У.

20. Звук и буква ы

21. Гласные 1 ряда

22.Звук и буква И

23. Согласные твердые и мягкие. Дифференциация ы-и

24. Звук и буква Э

25. Гласные 2 ряда

26. Буква Ё в начале слова

27. Буква Я в начале слова

28. Буква Ю в начале слова

29. Гласные второго ряда

30. Буква Ф и звуки

31. Буква В и звуки

32-33 Дифференциация в-ф

34. Буква П и звуки

35. Буква Б и звуки

36-37. Дифференциация б-п

38. Буква Т и звуки

39. Буква Д и звуки

40-41 Дифференциация д-т

42. Буква К и звуки

43.Буква Г и звуки

44-46. Дифференциация г-к

47. Буква Х и звуки

48. Звуки (к),(г),(х).

49. Дифференциация звуков (к),(г),(х).

50. Буква С и звуки

51. Буква З и звуки

52-53. Дифференциация с-з

54. Буква Ш и звуки

55. Буква Ж и звуки

56. Дифференциация ш-ж

57. Дифференциация с-ш

58. Дифференциация з-ж

59. Буква Л и звуки

60. Буква Й и звуки й,л*

61. Дифференциация л*,й

62. Буквы Л,Й

63-64. Буква Р и звуки

65-66. Дифференциация Р-Л

67. Буква Ц и звук

68. дифференциация ц-с

69. Буква Ч и звук

70.Дифференциация ч-т

71. Дифференциация ч-ц

72. Дифференциация ч-ш

73. Буква Щ и звук

74. Буквы Ч,Щ и звуки

75. Дифференциация ч-щ

76. Дифференциация ч-щ-ц

77-78. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Итоговое занятие.

Логопед Мергасова А.А.

Предварительный просмотр:

Циклограмма работы учителя-логопеда МЕРГАСОВОЙ А.А.

на 2012 – 2013 учебный год

1.Анализ,оценка и планирование личного труда.

2.Обследование и отбор учащихся в логопедические группы.

3 Составление календарных тематических планов.

4 Участие в работе ПМПК ОУ

+

+

Логопедические занятия - раздел с конспектами групповых, фронтальных, индивидуальных логопедических и логоритмических занятий, а также интегрированных занятий, мастер – классов по нетрадиционным методикам обучения. Уверены, что размещенные здесь материалы будут интересны и познавательны не только специалистам детских образовательных учреждений, но и родителям, проявляющим искреннюю заинтересованность в развитии своего ребенка.

Опытные специалисты делятся здесь своими знаниями, а начинающим логопедам представленные конспекты помогут правильно и увлекательно спланировать свои занятия.

Занятия с логопедом. Материалы и конспекты.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Звуки. Дифференциация и автоматизация звуков. Коррекция звукопроизношения
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 7309 .
Все разделы | Логопедические занятия

Цель : Развитие связной речи. Коррекционно – образовательные задачи : Расширение и уточнение представлений о библиотеке, о профессии библиотекарь. Расширение и активизация словаря по теме (библиотека, библиотекарь, читальный зал, абонемент, стеллажи, формуляр, книгохранилище....

Конспект логопедического занятия «Кладовая природы. Труд людей осенью» Конспект логопедического занятия на тему «Кладовая природы. Труд людей осенью» Цель : ознакомление детей с понятием овощи, грибы, ягоды, трудом людей осенью. Задачи : коррекционно – образовательные : - учить детей образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным...

Логопедические занятия - Конспект логопедического занятия по теме «Поздняя осень»

Конспект логопедического занятия Тема: «Поздняя осень» (фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка) Образовательные цели: - закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе; - расширять и активизировать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект логопедического занятия «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект логопедического занятия по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы». Цель: «Формировать лексико-грамматический строй речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»». 1. Коррекционно-образовательные: - упражнять в согласовании существительных с прилагательными; - упражнять в...

Конспект занятия «Одежда» в старшей логопедической группе Тема: «Одежда» старшая группа (логопедическая) Коррекционно-образовательные цели: Расширить и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать существительные в роде, числе,...

Конспект НОД по логоритмике «Продукты питания» «Продукты питания». Конспект НОД по логоритмике Ход НОД: Логопед: Здравствуйте, дети. Сегодня поговорим мы с вами о продуктах питания. А вот что вы любите кушать, вы сейчас и назовете. Дидактическую игру «Поймай и назови» Логопед: А как одним словом назвать? Дети: Продукты...

Логопедические занятия - Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ-технологий «Фрукты, овощи, ягоды»

«Фрукты, овощи, ягоды» План-конспект. Цель: закрепить знания детей о фруктах, овощах, ягодах. Задачи: - расширять, обогащать и активизировать словарь по теме; - закреплять умение образовывать множественное число существительных; - отрабатывать образование относительных...


Цель: Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его; - Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; - Познакомить детей с процессом выращивания хлеба; - Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; Обратить...

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи «Осень в парке» Тема: Осень в парке. Цели: Коррекционно-образовательные: Расширять представления ребенка об осенних изменениях в природе. Уточнять, обогащать, активизировать словарь по теме. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление сложносочиненных предложений; понимание...

Структура логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи Структура логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Общее недоразвитие речи - это нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика,...

Логопед – очень творческая профессия. У каждого профессионала есть свои наработки, интересные находки, особый подход к занятиям. Логопеды используют различные методики для коррекции произношения и формирования речи ребенка.

Многие дети дошкольного возраста нуждается в помощи логопеда. Несложные дефекты произношения успешно исправляются на логопедических пунктах при детских садах и в процессе частных занятий с логопедом. Но существуют сложные речевые нарушения - алалия, заикание, дизартрия, общее недоразвитие речи, коррекция которых требует очень длительной и кропотливой работы логопеда, воспитателей и родителей ребенка. Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, существуют специализированные дошкольные учреждения или логопедические группы при обычных детских садах. Для таких детей важно не только исправить произношение, но и сформировать лексико-грамматическую структуру языка, развить речь, подготовить их к обучению грамоте. От этого зависит успешность дальнейшего обучения в школе, социализация в обществе. Родителям следует тщательно выполнять все рекомендации логопеда, делать вместе с ребенком домашние задания и упражнения, ежедневно закреплять полученные на занятиях умения и знания. Только совместные усилия родителей и всех специалистов, работающих с ребенком, помогут преодолеть трудности, научат его говорить правильно и красиво, успешно учиться в школе.

  • Чтобы Ваш материал попал в этот раздел, опубликуйте запись в своем личном блоге на сайте сайт и добавьте в нижнее поле "Рубрики" слова "Логопедические занятия" (без кавычек).