Построй свой город

Ситуация почти в каждом городе сегодня сложная: дороги плохие, строительство хаотическое, понимания того, что нужно сделать, а что наоборот, запретить – нет. Даже в случае документально принятого генерального плана, город может развиваться далеко не так, как мог бы. Представляем Вам идеи для развития любого города.

Мы решили составить список из идей, которые пригодятся любому городу – и принимали во внимание лучший опыт из реализованных проектов – в России, Европе и США. Мы распределили все идеи на три категории сложности: простые, средние и сложные. Каждая из них требует большего времени/ресурсов/затрат на воплощение.

Однако, не так это уж сложно: единственное, что надо иметь в любом случае – это четкую волю и желание работать. Мы уверены, что воплощение хотя бы одной идеи из этого списка способно изменить жизнь города.

Быстро и недорого

Бесплатная цифровая библиотека

Когда вы последний раз были в библиотеке и брали там бумажную книгу? То-то и оно. Советский тип библиотечного дела отходит в прошлое, и уже даже школьники и студенты – категории населения, которые имели бы регулярно пользоваться библиотеками, не имеют желания туда идти.

В цифровую эпоху, когда у каждого дома есть по крайней мере один гаджет, глупо не использовать этот потенциал. Для начала – в сотрудничестве с компаниями, как это показывает опыт МТС в крупных городах Украины. А дальше уже можно будет подумать о чем-то более современное.

Сервис аренды велосипедов

Возвращаясь к теме велодвижения, невозможно популяризировать его, не дав людям попробовать. Постепенно, но уверенно, точки, где можно взять в аренду на час, два или на целый день велосипед, появляются на территории стран бывшего СССР.

Убрать наружную рекламу из исторического центра города

Пройдите по центральным улицам и площадям своего города, посмотрите вокруг и вверх – много ли вы можете увидеть? Виден, собственно, сам город? Нет, его не видно, ведь прекрасные фасады скрыты за убогой рекламой билл-бордов, которой в последнее время стало так много, что мозг просто не обращает на нее внимания.

Защитники рекламных щитов (а обычно это городские власти и рекламные агентства) скажут: “Как, это невозможно, город потеряет доходы!”. А мы им в ответ покажем нынешний опыт Москвы, который доказывает: снимать рекламные щиты не только стоит, но и полезно. Отныне места на щитах, что остались, продаются по принципу аукциона, и уже принесли городскому бюджету 70 млрд рублей.

Установить правила оформления вывесок магазинов

20 различных шрифтов, 30 разных цветов – и когда прекрасная улица превращается в среднестатистический Шанхай. Вседозволенность и хаос в местном самоуправлении, с одной стороны, и полная безвкусица у владельцев магазинов – с другой, вызвали появление захламленных вывесками фасадов.

Чтобы этого не случилось, достаточно сделать только 2 дела: принять на законодательном уровне правила и требования относительно внешнего вида этих вывесок, и постепенно демонтировать старые и страшные на новые. Думаете, трудно? Опять же – нет. В Москве в этом году приняли дизайн-код улиц, разработкой которого занималась Студия Артемия Лебедева.

Фонари-указатели

Публичный бесплатный wi-fi

Когда турист приезжает в Тбилиси, ему предлагается законектитись к бесплатной wi-fi-сети, что имеет название “Tbilisi loves you ”. Как вы думаете, насколько велики шансы, что человеку это понравится и он захочет вернуться сюда еще раз? Правильно – большие. Поэтому бесплатный вай-фай на центральных улицах и площадях города не такая уж и безнадежная идея.

Единый онлайн-центр для обращений граждан

Интерактивные скульптуры

Рассматривать памятники – это интересно, особенно если они имеют сотни лет. Но теперь мы можем делать интерактивные скульптуры – которые движутся, превращаются, и привлекают внимание тысяч людей. Например, как скульптура влюбленных в Батуми, которая “сходится” и “расходится” каждые 15 минут.

Зеленые насаждения и клумбы

Создать парк – недешевое удовольствие, как и обычная высадка деревьев. Быстрый и дешевый способ озеленения улицы – растительность в специальных бочках/горшках/клумбах. Выглядит не менее круто, ухода требует немного и стоит не так дорого, как казалось бы.

Публичные туалеты

Мало кто любит говорить об этом, но когда вас “зовет” естественная потребность, то наши города оказываются совершенно не приспособленными к этому. Обычно среди публичных туалетов в центре – 1-2 точки советского типа и вида.

Табло с графиком движения

Ожидания общественного транспорта равнозначно гаданню на кофейной гуще: ты никогда не знаешь, когда придет автобус, какого направления он, и придет ли вообще. Однако, идея будет работать только с комплексным улучшением всего транспорта в городе.

Социальные контейнеры

В противовес мусорным бакам есть целесообразность установить по городу несколько точек для сбора ношеной одежды: ведь часто, делая генеральную уборку, мы решаем избавиться от десятков вещей, которые могли бы еще пригодиться людям с плохим социальным статусом.


Разрисованные стены

Значительная часть жилого фонда наших городов построена в советское время, и сейчас наши дома – серые, неприглядные и порой даже жуткие. Исправить ситуацию легко: отдайте стены домов для раскрашивания художникам, и тогда мрачный район получит новую яркую жизнь.

Провоцируйте креативность

Искусство не возникает само по себе, как и остальные культурной жизни в городе. Его надо стимулировать, дать толчок для развития, и самое главное – не мешать.

Стена “Before I Die”

Все началось с китайской девушки Кэнди Чанг, которая установила в своем городе черную стену с трафаретными надписями “Before I Die, I want to…”. Прохожим предлагалось дописать собственные мечты и желания, которые они хотят осуществить при жизни.

Идея стала настолько популярной, что быстро распространилась по всему миру: теперь такие стены можно встретить на фестивалях, на городских улицах и праздниках. Почему бы не узнать, о чем мечтают жители наших городов?

Навигация для автобусов

Транспортная система должна быть жизнеспособной не только для жителей города, но и для его гостей. Когда из-за угла поворачивает неизвестно какой автобус с заляпаним номером и перечнем малоизвестных улиц, набранных Capslock, это не сильно поможет сориентироваться в выборе – садиться вам на него или нет.

Интерактивные музеи

Время скучных выставок и созерцаний кувшинов проходит: в мире активно применяют новые технологии для привлечения посетителей в музеях. Создайте интересный ролик, поставьте проектор, поставьте экраны, пригласите посетителей принять участие, присоединиться к экспозиции – но не заставляйте их быть пассивными зрителей – за такое никто не захочет платить деньги. Это касается и всех “славных и древних” замков на территории России, которые больше напоминают груду камня.

Обмен людьми

Если трезво взглянуть, то мы вообще почти ничего не знаем о тех, с кем живем в одной стране. Но у всех нас – общие проблемы. Почему бы не попытаться развеять стереотипы, обменяться опытом, проблемами и совместно разработать пути их решения? Краткосрочные обмены людей с целью улучшения городов стали бы прекрасным образцом сотрудничества.

Обустройство пустырей

В каждом городе есть незанятые участки, которые годами привлекают бродячих собак, людей, мусора, и фактически не несут никакой пользы. Почему бы не превратить их в нечто более цивилизованное? Пустыри, даже те, которые уже находятся в собственности, можно использовать с благородными намерениями.

Средней продолжительности и стоимости

Создание велодорожек и велопарковок

Для начала – хотя бы в историческом центре, а в перспективе – во всех кварталах. Да, мы в курсе, что у нас еще даже дороги для автомобилей не везде есть, не говоря о велосипедах. Пересаживание на велосипеды – общеевропейский тренд последних лет: это экологично, это дешево и полезно для здоровья.

Без соответствующей инфраструктуры никто не будет вытаскивать велосипед из кладовой, опасаясь, что его переедет автомобиль, а колесо застрянет в открытом канализационном люке.

И, кстати, для тех, кто говорит, что велодорожки – это неприбыльное и никому не нужное занятие, есть железный аргумент: доказано, что они увеличивают прибыльность заведений и стоимость домов, расположенных поблизости.

Создать логотип и бренд города

Конечно, при полном отсутствии стратегии развития города и разбитых дорогах, заниматься разработкой бренда было бы глупостью. Но рано или поздно все поймут, что именно такие визуалы – и является тем языком общения городской среды с его гостями.

То, как город себя позиционирует, зависит его будущее в геосоціальному пространстве. Пока же мы можем изучать негативный опыт – например, фирменный стиль Днепропетровска, за который заплатили 300 тысяч гривен, и который, мягко говоря, не слишком впечатляет.

Система навигации по городу

Каким бы крутым ваш город не было, человеку, который попадает в него впервые, довольно трудно сориентироваться с первого раза. Тем более, если это города средневекового типа (тесный, запутанный центр и большие окрестности). Если вы хотите, чтобы гости вашего города не заблудились, увидели все достопримечательности и остались довольны – создайте систему навигации. Хорошим опытом является львовский и киевский, где для туристов установили многочисленные борды с определением ключевых мест на карте города и как до них добраться.

Ограничение использования МАФов

Малые архитектурные формы или, как их еще называют, МАФы – это беда современной России. Если в 90-х все торговали с однодневных палаток, то сейчас для этого используют пластиковые или деревянные киоски, внешний вид которых далеко не вписывается в архитектурные ансамбли окрестных улиц. Для того, чтобы город снова не превращалось в Шанхай, стоит ограничить использование МАФов – для начала хотя бы установить для них крутой дизайн и разрешенные места.

Упорядочить уличные рынки

Как бы вам не было жалко бабушек, но торговать овощами, фруктами и молочными продуктами с земли – это неправильно. Закон должен быть равным для всех – нельзя позволять стихийным рынкам продуцировать антисанитарию и беспорядок на тротуарах.

Ночные рейсы общественного транспорта

В крупных городах эта проблема не является столь насущной, однако в городах с численностью населения до 500 тысяч позднего вечера или вообще ночью, довольно трудно встретить автобус, который довезет вас домой.

Если этот вопрос является действительно актуальным для вашего города, то возможно стоит запустить ночные рейсы? Которые, например, будут курсировать раз в час по определенному маршруту?

Инвентаризация всего имущества и земель

Кажется, в одном русском городе точно не знают, что, где, и в чьей собственности находится. Земельные участки отчуждаются по несколько раз, государственно имущество незаметно списывается, а дома государственного значения принадлежат неизвестно кому.

Только наличие прозрачной кадастровой системы, которая доступна для просмотра любому, и инвентаризация всего, что есть в городе, позволит увидеть, какими ресурсами оно обладает.

Энергосберегающее освещение

Даже банальные энергосберегающие лампочки еще не получили в России широкого распространения, чтобы можно было говорить об их полной победе. В Европе, напротив, законодательно запретили лампы накаливания, которые не только вредят экологии, но и неэффективно расходуют энергию.

Сортировка мусора

На данный момент от 2% до 3% территории России составляют свалки. Для того, чтобы мусор не скапливался, а перерабатывался, для начала надо его отсортировать. И желательно, чтобы это делали люди самостоятельно. Первые признаки прогресса можно увидеть на улицах некоторых городов: во Львове в течение нескольких последних лет активно внедряют процедуру раздельного сбора мусора возле домов.

Безопасные детские площадки

В десятках городов России до сих пор функционирует старое железо советского образца, которое именуется детскими каруселями, и от неисправности которых ежегодно страдают дети. Такие аварийные площадки надо закрыть и обустроить новые. Пусть это происходит в сотрудничестве с известными брендами и компаниями – лучше такой пиар, чем человеческие жертвы.

Бесплатные спортивные площадки

Если вам не хочется, чтобы молодежь по вечерам играла в алкоголизме и посиделках с “семками”, организуйте дополнительный вариант досуга. В каждом спальном квартале должны быть бесплатные публичные спортивные площадки, на которые может прийти каждый желающий. Не все имеют деньги или желание посещать фитнес-залы, а такие инициативы были бы прекрасным методом стимулировать и развивать здоровый образ жизни.

Свалки

Чем дольше человеку нужно времени, чтобы найти свалку, тем меньше шансов, что мусор попадет к цели, а не мимо нее. В местах массового скопления людей жизненно необходимы свалки – даже у наиболее сознательных граждан не хватит терпения, чтобы не бросить что-то под ближайшее дерево. И еще: желательно ставить эти свалки не возле лавочек, Артемий Лебедев объяснит вам, почему.

Лежачие полицейские

Простой, но крайне эффективный способ защитить пешеходов на загруженных трафиком улицах. Если нет необходимости или возможности организовать светофорное регулирование движения – то лежачие полицейские очень эффективно останавливают водителей, которые любят погонять – тем более, возле учебных и общественных заведений.

Принятие генерального плана города

Никакие реформы невозможны без чего-то основного – дорожной карты, инструкции, правила, которые будут регулировать все. Такой инструкцией для каждого города должен стать генеральный план.

Не сфальсифицированный листок с правками ради временной выгоды местных олигархов, а настоящий план действий на ближайшие годы. Именно от него нужно будет отталкиваться во всех дальнейших реформах.

Камеры видеонаблюдения

Как предотвратить преступления? Как минимум – предупредить. Камеры видеонаблюдения помогут не только зафиксировать возможные преступления, но и уберечь проблемные кварталы: мало кто захочет делать плохие вещи под прицелом камер. Или даже их муляжей: интересно было бы провести эксперимент с такими муляжами, заверив всех, что это настоящие камеры и настоящее видеонаблюдения. Люди поверят и результат будет тот же 🙂

Программа озеленения города

Посадить 100500 кустов амброзии – это не озеленить город, а навредить ему. Программа с грамотного озеленения, создания парков, поддержание существующих насаждений, должна быть составной частью генерального плана. Если вы не хотите превратиться в бездушное и спертый город, заботьтесь о зелени.

Новые общественные пространства

Город – это в первую очередь public space, места, в которых пересекаются события, судьбы и жизни. В первую очередь вы пойдете на площадь, сквер или другой укромный уголок, а не очередной торговый центр. Поэтому надо заботиться о том, чтобы такие места существовали и развивались. Это не так уж и трудно – маленький уголок public space можно сделать и собственными усилиями. [Опыт Львов]

Долго и недешево

Передать старые заводы и помещения под коворкинги и креативные центры

В каждом городе, где бы он не находилось, есть несколько советских зданий с выбитыми окнами, которые уже годами стоят без дела.

Обычно – это остатки старых предприятий или учреждений, которые не пережили распада некогда великой страны. Так почему бы не использовать эти здания на благое дело?

Немало молодых людей имеют достаточно идей относительно того, чем занять себя в жизни. Но им банально не хватает места для воплощения этих идей: стартапы, художники, дизайнеры и другие творческие и молодые люди банально не имеют денег, чтобы оплачивать дорогую аренду и нанимать себе офисы.

Для успеха этого проекта нужно две составляющие: воля городской власти, которой не жалко отдать что-то, и инвестор, который приведет здание в нормальное состояние.

Год-два, и когда страшная и заброшенная территория станет новым городским магнитом, куда будет тянуться молодежь и творческая интеллигенция.

Отдельные полосы движения для общественного транспорта

Нужно понять ключевую идею: город для людей, а не для автомобилей. Именно поэтому десятки пассажиров автобусов и другого наземного общественного транспорта, не должны ждать в пробках столько же, как и владельцы джипов.

Опыт Энрике Пеньялосы – мэра Боготы, который всего за три года превратил город из дебрей в цивилизацию, доказывает, что это правильный путь.

Туристические инфоцентры

Для тех, кому карты города с достопримечательностями будет мало, стоит заглянуть в специальные туристско-информационные центры, которые можно найти с большой буквой “и” в зеленом кружочке. Инициатива создания таких центров, которые, между прочим, уже функционируют во многих городах России, должна идти от местной власти.

В таком центре турист может получить бесплатную карту города, узнать о возможности поселения, приобрести билеты на общественный транспорт, заказать экскурсии, и тому подобное.

Живое общение с обученными специалистами (желательно – еще и теми, которые владеют английским) гораздо приятнее, чем хаотичное спросить у прохожих, как найти вокзал.

Солнечные панели на крыши остановок

Сделать энергетически независимые остановки общественного транспорта, которые бы ночью не пугали бы людей мраком, а наоборот, освещались – с этой задачей вполне справляются солнечные панели, которые можно поместить на крыше остановки.

Снос эстакад в пользу городского транспорта

Проблема пробок не решается строительством новых магистралей и эстакад: это как топливо для автомобилей, больше дорог – больше пробок. В Париже, к счастью, это поняли и решили снести эстакады на пользу трамвая.

Реконструкция улиц для повышения безопасности

Как выглядит идеальная улица? Это не только кусок асфальта, по которому может проехать автомобиль, это и велодорожка, тротуар, отделения, канализационные системы, разметка, островки безопасности для пешеходов, доступность для людей с ограниченными возможностями.

Идеальность складывается из мелочей: опыт Орландо и опыт Парижа.

Ликвидация потерь тепла

Однажды кто-то догадался зимой надеть тепловизоры и взглянуть на наши с вами улицы. Результат был невероятный: значительное количество тепла, которое призвано обогревать дома, просто теряется по дороге, прогревая асфальт и воздух. Одна из задач модернизации коммунальных служб – это ликвидация таких потерь.

Подземные паркинги

Вместо того, чтобы отводить такие нужные и дорогие земельные участки под паркинги, лучше использовать подземное пространство.

На поверхность понадобится всего обустроить заезд и выезд для автомобилей, в то время как пространство над паркингом можно задействовать гораздо эффективнее. Если вы не хотите, чтобы обочину ваших улиц были зажаты автомобилями, стройте паркинги. И прячьте их под землю.

Выведение бизнес-центров в отдельные кварталы

Общеевропейская тенденция – это вывод крупных бизнес-центров за пределы исторического центра. Это позволяет разгрузить транспортные узлы и сконцентрировать деловую деятельность города в определенном месте. Один из самых ярких примеров такого процесса – район Де Фанс в Париже.

Реконструкция систем водоснабжения

Кажется, мы не в пустыне живем, но с водой у нас крайне сложно. Не все города способны похвастаться круглосуточным водоснабжением, и это в основном зависит от настойчивости местных администраций и коммунальных служб. Сделать круглосуточное водоснабжение и наладить фильтрацию стоков – это банальное, но до сих пор актуален для украинских городов задачи.

Реставрация фасадов

Если вы не хотите, чтобы дома в центре города упали прохожим на голову, а туристы до сих пор было что фотографировать – нужно заняться сохранением исторических фасадов. Печальная ситуация: кафе на первом этаже нашло финансы и желание отреставрировать свой кусок фасада, а остальные здания скоро рухнет.

Надо очертить границы исторического центра, паспортизировать каждый фасад, и на основе раздельного финансирования (50% – власть, 50% – владелец) отреставрировать их.

Полностью пешеходные улицы

Что за наглость – запретить автомобилям въезд и превратить улицу в полностью пешеходную? Оказывается, в этом есть своя польза – это не только еще один public space, но и конкретная выгода для всего, что расположено на этой улице. Пешеходные улицы делают город более привлекательным.

Имеете собственные идеи, которые могли бы дополнить этот материал? Хотите что-то возразить/добавить/покритиковать? Будем рады вашим мнениям в комментариях. А еще лучше – ссылкой на практический – реальный, а не виртуальный – способ решения проблем. Можете считать этот пост теоретическим началом, с которого мы начнем больше рассказывать о полезных вещах, которые могут изменить жизнь наших городов.

Идея города-сада Эбенизера Говарда: к вопросу о происхождении и реализации в Великобритании в XX веке.


С развитием промышленной революции в крупных городах мира резко обострились проблемы социально-экономического и экологического характера. В XX веке архитекторы и градостроители стали предлагать различные градостроительные концепции, пытаясь решить новые проблемы, с которыми столкнулось человечество. Такие теории и концепции выдвигались на протяжении всего XX века («город-сад», «линейный город», «соцгород», «индустриальный город» и др.). Идея англичанина Эбенизера Говарда (1850-1928), опубликованная на рубеже XIX-XX вв., стоит в этом ряду одной из первых.

«В начале XX века два великих изобретения стали приобретать форму на наших глазах: самолет (аэроплан) и город-сад. Оба являлись предвестниками новой эры: первый дал человеку крылья, а второй обещал ему лучшие жилищные условия, когда он спустится на землю», - так в 1946 году написал Льюис Мамфорд, американский историк, социолог и философ техники, специалист в области теории и истории архитектуры и урбанистики.
Впервые идея города-сада была описана в книге «Завтра: мирный путь к реальной реформе» (встречается еще один вариант названия - «Города-сады будущего», это переиздание книги 1902 года. - Прим. авт.) английским социологом-утопистом и малоизвестным тогда парламентским репортером Эбенизером Говардом (книга была впервые опубликована в 1898 году и стоила всего лишь один шиллинг, так как была издана в мягкой обложке, но с точки зрения реальной стоимости книга оказалась одним из влиятельных произведений ХХ века).

Говард считал, что современный (на момент написания книги) город изжил себя. Автор представил публике необычный путь решения проблемы, так как предложил схему, где совмещены город и сельская местность (до него проблема перенаселения городов решалась только по одному из двух путей, какого-либо симбиоза идей не было). Говард подверг критике хаотичный, ничем не ограниченный рост промышленного города, его антисанитарию и, в более общем смысле, антигуманность. Это отчетливо наблюдалось в таких английских городах того времени, как Лондон, Манчестер, Ливерпуль. Знаменитые лондонские туманы - смог - были ничем иным, как дымкой из-за того, что жители столицы топили свои печи углем, о чем неоднократно можно прочитать в журнальных архитектурных статьях 1920-1930-хх гг., посвященных городским проблемам.

Неудивительно, что именно англичанин Говард высказал идею идеального воплощения города, построенного правильно, в гармонии с природой и с соблюдением экологических и санитарных норм. Все-таки есть своя закономерность в том, что именно в промозглом, насыщенном смогом и электричеством лондонском тумане родилась утопическая идея идеального города - города-сада.
По сути, Говард предложил новое понятие города, так как совместил в своей концепции лучшие черты города и деревни и устранил худшие. Он предлагал создавать новые современные поселения, которые решали бы сразу несколько задач: во-первых, создавалась бы новая просторная среда с новыми рабочими местами; во-вторых, в связи с миграцией населения в новые места стоимость земли в переполненных городских агломерациях и плотность населения в них предсказуемо стали бы падать, что сделало бы возможным заняться более успешной перепланировкой мегаполисов (при более низкой плотности населения!), чем это делалось в конце XIX - начале XX веков в Великобритании.
Идеальный город, или «город-сад», согласно английскому журналисту и социологу, - это небольшое поселение с окружающим его сельскохозяйственным поясом. В соответствии с описанным в книге проектом численность населения нового города должна была составлять 32 тысячи жителей. Города должны были образовывать более крупные группы с единым центром. Общее население такого «созвездия» городов должно было составлять порядка 250 тысяч жителей.

Сам идеальный город Говарда представлял собой структуру из круглых концентрических зон. В самом центре такого города находится парк, его окружает жилая зона, состоящая из малоэтажной застройки с приусадебными участками. Радиус зоны с жилой застройкой должен был составлять примерно один километр. На периферию выносилась промышленность и сельскохозяйственные угодья.
Схематично город-сад можно описать следующим образом. Форма города - круг. Площадь города - 1000 акров, площадь сельскохозяйственного пояса - 5000 акров (общая площадь города 6000 акров). Город пересекают 6 бульваров (шириной 120 футов), деля его на 6 равных секторов. Центральная площадь - место пересечения бульваров - круг площадью 5,5 акров (так же сад), который окружен общественными зданиями: ратуша, библиотека, музей, больница и др. Центральный сектор окружает стеклянная галерея - общественный парк со спортивными площадками площадью 145 акров. Сам Crystal Palace - также часть парка, крытая. Здесь проводятся выставки, идет и торговля. При удалении от центра увеличиваются концентрические кольца зданий (каждое окружено дополнительной территорией земли, плотной застройки нет).

Застройка идеального города, по Говарду, должна быть следующей: 5500 участков размером 20 футов на 130 футов. Муниципалитет контролирует линию фасадов, чтобы улицы были проницаемыми и ровными, в остальном поощряется проявление творчества в оформлении домов.
Grand Avenue - зеленый пояс 420 футов шириной (по сути, парк площадью в 115 акров). Сюда выходят здания: школы, детские площадки, церкви - внутри пояса, а административные здания, выходящие к авеню, имеют форму полумесяца.
На внешнем кольце города - фабрики, склады, маслодельни, рынки, угольные дворы, дворы древесины и т.д., выходящие на железнодорожные пути (для экономии на транспортировке товаров в центр города и разгрузке внутригородских магистралей, что снижает в конечном итоге стоимость обслуживания дорог). Все промышленное оборудование работает на электричестве, что спасает город от загазованности.
Земля вокруг города не принадлежит частным лицам и, следовательно, не может быть застроена при резком росте численности его населения. В городе, по идее автора концепции, формируется гражданское общество, которое оберегает эти земли от застройки. Единственный способ вырасти для такого города - «выплеснуться» городом-спутником за пределы сельскохозяйственного пояса. Спутники соединяются с центральным городом сетью железной дороги. В конечном итоге вокруг главного города формируется кольцо из спутников. Глобально - формируется гексагональная система расселения определенного района.
Цель всего этого - достижение максимально высокого уровня качества жизни в городах-садах.

Говард назвал свою модель идеального города - город-сад. Почему город? Потому что имеется в виду компактное и достаточно большое по численности населения место, где большая часть людей занимается несельским трудом. И в то же время - сад, поскольку труд, быт, отдых - вся жизнь населяющих город людей протекает не в каменном мешке, а в культивированном природном ландшафте. На фоне совершенно реальных ужасов крупного города-левиафана (как, например, Лондон), предложение Говарда давало хоть и призрачную, но все же надежду на избавление.
Одно дело было отразить идеальное видение города, но совсем другое - реализовать свои наброски на практике. Довольно быстро Говарду удалось организовать ассоциацию по строительству городов-садов (Garden City Association). В первом десятилетии XX века эта ассоциация построила в Англии два новых города-сада - Лечворт и Уэлвин. Оба стали примерами новой застройки - городской застройки сельского типа.
Место для первого города-сада было выбрано в 50 километрах к северу от Лондона, в местечке Лечворт (Letchworth). Генеральный план города-сада Лечворта был разработан Ричардом Барри Паркером (Richard Barry Parker) и Реймондом Анвином (Raymond Unwin) уже в 1904 году в полном соответствии с основной идеей и схемами Э. Говарда. Проектировщикам удалось удачно разместить в ландшафте и центральное озелененное пространство, насыщенное разнообразными общественными зданиями, и внешнее кольцо промышленных предприятий. Кроме того, здесь впервые был создан перекресток с круговым движением.

Ричард Барри Паркер и Реймонд Анвин (внизу)

В Лечворте небольшие жилые дома были изящно сгруппированы вокруг транспортных проездов, зеленых полян, небольших рощиц и групп деревьев. Свободная от унылого схематизма квартальной городской застройки просторная планировка Лечворта создавала ощущение уюта, человечности, близости к природе. По сути дела, Паркер и Анвин, опираясь на идеи Говарда, создали нечто большее, чем планировку еще одного населенного пункта - своим опытом в Лечворте они сформировали совершенно новый эталон городской застройки - так сказать, сельского типа.

Город-сад Лечворт

После Лечворта последовал Уэлвин-Гарден-Сити (Welwyn Garden City). Говард, не сумевший в 1919 году убедить лорда Солсбери (Salisbury) продать часть его земли, нашел объявление о торгах части поместья лорда Десборо (Desborough). Он выиграл торги, а деньги для депозита за него заплатили его богатые деловые друзья. Таким образом родился второй город-сад в Англии - Уэлвин-Гарден-Сити.
Правда, первые города-сады не пользовались особой популярностью, об разуплотнении Лондона не могли идти и речи. Так, к концу 1920-х годов в Лечворте жило всего 14 тысяч человек, а в Уэлвине - 7 тысяч. За этим стояли экономические причины: стоимость строительства малоэтажной застройки была высокой, а сами города-сады находились на значительном удалении от города-центра. Кроме того, не удалось вывести из Лондона промышленные предприятия, что объяснялось конъюнктурой рынка, спросом, объемом рабочей силы. Не обошлось и без культурных причин: слишком велик разрыв в уровне общения и тех возможностей, которые мегаполис предоставляет в области образования, культуры, общественного обслуживания. Не все были готовы уехать в сельскую местность после всех благ города, пускай и промышленного.


Город-сад Уэлвин-Гарден-Сити

Однако Великобритания не отказалась от идеи города-сада. Многие градостроители и архитекторы продолжали работать над концепцией. Теория в Великобритании была, дебаты продолжались, однако практическое воплощение было минимальным. Именно поэтому так много вопросов задавал в 1934 году известный английский романист, эссеист, драматург и театральный режиссер Джон Бойнтон Пристли (John Boynton Priestley): «Все это приводит в замешательство. Был ли Джарроу еще в Англии или нет? Ездили ли мы в Ланкашир и на северо-восточное побережье как в ссылку? Мы больше не разговаривали с хлопковыми ткачами, шахтерами, лудильщиками и клепальщиками? Почему ничего не делалось с этими загнивающими городами и их безработными жителями? Ожидал ли кто-нибудь чуда, которое должно все исправить? Почему нет до сих пор плана этих областей и городов для этих людей?».
Однако чудо не происходило. Идея идеального города с трудом находила воплощение в Великобритании, несмотря на то, что родоначальником нового понятия в градостроительстве выступил именно англичанин (известно скептическое отношение к иностранным веяниям со стороны британцев, куда больше доверия они испытывают к национальным традициям Альбиона и местным идеям).

Положение дел - как в самом понятии города, так и в застройке новых территорий - постепенно менялось во второй половине ХХ века. Понятие городской среды как среды обитания человека претерпело изменения в межвоенный период в Великобритании в связи с одной интересной тенденцией. В одной только Англии в период между 1919 и 1939 годами было построено свыше 4 млн новых пригородных домов (коттеджей): таким образом, страна, наиболее урбанизированная в период до Первой мировой войны, превратилась в наиболее деурбанизированную страну к началу Второй мировой войны. Резкие изменения не ускользнули от внимания современников: как писал критик в 1934 году, «мы смотрим удивленно, но с надеждой на то, что мы стоим на пороге новой сельскохозяйственной эры новых отношений, новых идей и новых ценностей».
Так называемая «пригородная революция», которая привела к миграции населения за пределы мегаполисов, в межвоенный период произошла во многом благодаря падению цен на землю и росту доходов населения. При этом важно отметить, что лишь четверть от всего объема возведенных в этот период домов (жилищных схем) субсидировалась государством (около 1 млн домов), то есть большая часть работы была проведена частниками. Несмотря на нехватку жилья и многочисленные обещания о предоставлении недвижимости героям Первой мировой войны, государство вообще всячески открещивалось от новых градостроительных схем.
Важно отметить, что некоторые из заветных идей Говарда - например, он хотел, чтобы земля находилась в собственности общины, - не были реализованы из-за общественно-правовых норм в английском обществе. Земля принадлежала частным лицам (лендлордам) и государству.

Города-сады вокруг Лондона

Развитие идеи идеального города во второй половине ХХ века получилось очень активным. Многое было использовано при перестройке Лондона после Второй мировой войны при активном участии Градостроительной Ассоциации (Town and Country Planning Association), созданной еще Э. Говардом. Возведение городов-спутников вокруг британской столицы показало, как понятие идеального города по-английски (т.е. города-сада) эволюционировало и по-новому трактовалось на практике.
Руководителем программы строительства городов-спутников вокруг Лондона был архитектор-планировщик Лесли Патрик Аберкромби (Leslie Patrick Abercrombie), который многое позаимствовал из идей Говарда и который ранее занимался проектами по разуплотнению многих городов Англии, Шотландии и тогда еще входившей в состав Британской империи Ирландии (Дублин, Эдинбург, Плимут, Бат, Халл, Борнмут).

Лесли Патрик Аберкромби

Но были и существенные различия. Население новых городов должно было составлять 60-100 тыс. человек, а не 30 тыс., как у Говарда. В соответствии с планом Аберкромби, вокруг Лондона должны были быть построены 18 городов-спутников с общим населением примерно в 1 млн жителей. При этом планировалось, что примерно половину населения таких городов должны были составлять жители Лондона. Таким образом, одной из целей новых городов было разуплотнение Лондона. Хотя план частично был выполнен, его итоги значительно уступали ожиданиям. Так к 1963 году в новые города-спутники Лондона переселилось всего 263 тыс. человек.

Тридцать два города-сада в Великобритании (цифрами указан год открытия)

Впоследствии концепцию переняли и воплотили в других странах мира, однако массового распространения она не получила. Города-сады можно найти в России, Бельгии, Германии и Испании. Многие историки отмечают, что ко второй половине XX века классическая концепция города-сада потеряла популярность. Успех и признание городов-садов оказались ниже ожидаемых. Многие пригородные районы-сады превратились в спальные районы. Однако многие идеи, заложенные в теории города-сада, теперь используются современными градостроительными концепциями, например, движением нового урбанизма.
Важно отметить, что в Великобритании идея идеального города - города-сада - может воплотиться в XXI веке. Так, в январе 2014 года стало известно, что в южной Англии будет построено два города такого типа в рамках реализации новой градостроительной концепции. Кроме того, руководство корпорации Legal & General, крупнейшего британского управляющего пенсионным фондом, заявило о намерении возвести пять новых городов-садов по всей стране в течение десяти лет. По мнению компании, такой вид организации городского пространства станет лучшим способом преодолеть жилищный кризис в стране, где недвижимость в Лондоне сильно переоценена и недоступна рядовому британскому гражданину, а в регионах ощущается нехватка качественного и социального жилья. Сообщается, что вся инфраструктура в таких городах будет организована, исходя из современных тенденций. Понятно, что технологии будут новыми, но принципы организации пространства и планировки, да и само восприятие нового города-сада как пространства, где живут люди, будут схожими с тем, что высказывал Эбенизер Говард в конце XIX века.


Территория строительства предполагаемого нового города-сада Эббсфлит-Вэлли (Ebbsfleet Valley) в Великобритании

Идеальный город прежней эпохи - радиальный в плане. Современный идеальный город - это полоса, идущая вдоль трассы, т.е. линейный город. Градостроители ХХ века считали такой линейный город неспособным к выживанию, умирающим: будущее они видели в улучшение только радиальной структуры. Но линейная система оказалась не просто живучей, но единственно возможной и способной выжить в современных условиях. Эволюция понятий города в истории человечества заслуживает отдельного исследования: город-крепость, представлявший по форме круг, постепенно трансформировался и стал линейным. Новые требования человека, новые технологии, развитие общества привели к тому, что города стали формироваться по-новому, становясь глобальными и масштабными и привнося в жизнь человека не только удобства, но и тяготы. Не исключено, что в будущем мыслители сформируют новые понятия идеального города третьего тысячелетия и создадут труды, подобные «Городу-саду» Э. Говарда.

О чем эта книга

Фишки книги


LEGO® - игрушка века....

Читать полностью

О чем эта книга
Это первое издание с неофициальными инструкциями по сборке LEGO® на русском языке! Ее авторы - известные в Европе LEGO-фанаты - объяснят, как собрать мини-модели зданий, деревьев и самых разных автомобилей, которые заполнят улицы вашего города.

В издании представлен целый автопарк - более 20 моделей транспортных средств: грузовик, трактор, экскаватор, пожарная машина, полицейский автомобиль и многое другое! Следуя от простых базовых моделей, вы дойдете до масштабных конструкций, собранных из множества деталей.

Фишки книги
Помимо самих инструкций, вы найдете в этой книге описание основных деталей LEGO®, разных техник их соединения, а также списки полезных аббревиатур и сайтов для поклонников конструктора.

А большие красочные иллюстрации просто завораживают! Их можно разглядывать бесконечно долго. Уверены, они вдохновят вас на создание своего собственного мини-города.

Почему мы решили издать эту книгу
LEGO® - игрушка века. Эта книга поможет вам заново открыть возможности любимого конструктора и научит создавать собственные модели.

Для кого эта книга
Для продвинутых любителей LEGO® всех возрастов.

ИоахимКланг - в 2002 году сайт 1000steine.de выбрал его работу (боевой шагоход, созданный по мотивам фильма «Звездные войны») моделью месяца. Затем Иоахим участвовал в таких коллективных проектах, как сборка гусеничного вездехода Sandcrawler и модели открытой концертной сцены для группы VillagePeople. К берлинской выставке TSL был реализован проект «Ангар на Звезде Смерти», состоявший из более чем 400 фигурок, а также построена модель небоскреба EmpireStateBuilding площадью около 3 кв. м и высотой примерно 3,5 м. В настоящий момент вместе с Михаэлем фон Ховора создает модель битвы при МинасТирите («Крепости стражи» по сюжету фильма «Властелин колец») и макет исторического центра Кельна (Музей Людвига и Кельнская филармония). Автора можно найти в интернете под никамиderjoe и Unimoy и на сайте Joerilla.de.

Оливер Альбрехт - любителям LEGO® Оливер известен как автор больших моделей технических устройств с пневматическими и механическими функциями, созданных в масштабе от 1:13 до 1:20. К примеру, из деталей LEGO® им собран кран Gottwald AK 850 производства компании Schmidbauer KG метровой длины, с высотой стрелы 2,5 м. Неоднократно участвовал в выставках ModellbaufansRheinlandClub, где представлял, к примеру, ряд гигантских фасадов необычных домов. В настоящий момент работает над макетом исторического центра Кельна, в частности, над кварталом домов между улицами Бехергассе и Гассе Унтер Ташенмахер на северной стороне района Альтер Маркет.

Скрыть

Конструктор LEGO - популярнейшее развлечение для детей всех возрастов, да и для многих взрослых. Книга "Собери свой город " Иоахима Кланга раскрывает возможности этого конструктора. Она содержит инструкции и полезные советы, следуя которым, можно создать все, от одной машинки до целого мегаполиса. Но это не только сборник подробных схем, но и копилка идей, на основе которых можно создать свои интересные модели.

Про одну книгу для детей - фанатов ЛЕГО.
Расскажу и про другую, а отличается она тем, что здесь собрана масса инструкций, которые позволят вашему ребенку построить целый город с маленькими машинками, домами и даже деревьями.


О чем эта книга

Это первое издание с неофициальными инструкциями по сборке LEGO ® на русском языке! Ее авторы — известные в Европе LEGO-фанаты — объяснят, как собрать мини-модели зданий, деревьев и самых разных автомобилей, которые заполнят улицы вашего города.

В издании представлен целый автопарк — более 20 моделей транспортных средств: грузовик, трактор, экскаватор, пожарная машина, полицейский автомобиль и многое другое! Следуя от простых базовых моделей, вы дойдете до масштабных конструкций, собранных из множества деталей.

Фишки книги

Помимо самих инструкций, вы найдете в этой книге описание основных деталей LEGO ® , разных техник их соединения, а также списки полезных аббревиатур и сайтов для поклонников конструктора.

А большие красочные иллюстрации просто завораживают! Их можно разглядывать бесконечно долго. Уверены, они вдохновят вас на создание своего собственного мини-города.