Индийский дом в окружении «великой» стены. Национальные дома стран Южной Азии: Индия. Виды традиционных индийских жилищ. Индо-португальская архитектура Гоа Индийские дома

То она является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации и отличается большим многообразием стилей, так как в ее создании участвовало множество племен и народов, обитавших в различных природных условиях и находившихся на разных ступенях социального развития.

Традиционные жилища Индии

Несмотря на стремительное развитие мегаполисов, основная часть населения Индии живет в сельской местности. Безусловно, нельзя отрицать тот факт, что в некоторых индийских деревнях (преимущественно в долинах) при строительстве уже достаточно давно используются типовые европейские . Однако существуют и такие районы, в которых жилищное строительство ведется согласно древним традициям, главной отличительной чертой которых является планировка поселений в зависимости от региона страны.

Так, на севере Индии чаще всего строили из кирпича. Основная масса таких жилищ состояла из 1-2 комнат и веранды. Особо зажиточные слои населения возводили дома с большим количеством комнат, однако таких домов было немного. Для северных районов были характерны крупные поселения, в которых могло проживать до нескольких тысяч человек.

В южных областях Индии преобладали каменные и деревянные дома. Такие были свойственны тамилам, которые жили в больших деревнях и строили свои дома из кирпича и бамбука. Бедные индийцы жили в скромных хижинах, собранных из веток, тростника и пальмовых листьев. Иногда на юге страны можно было встретить небольшие поселения народов андхра, в которых бытовали глинобитные и каркасные жилища.

В западной Индии , которую изначально населяли преимущественно полукочевые народы, существовали переносные жилища, которые было удобно транспортировать при сезонных кочевьях. Чаще всего такие имели вид палаток, состоящих из деревянных шестов и натянутой на них шерстяной или брезентовой ткани. Пол внутри палатки устилался циновками, в центре обустраивался очаг.

На территории Индо-Гангской равнины деревни чаще всего имели уличную планировку. На каждой улице располагалось несколько глинобитных , оснащенных плоскими крышами. Представители разных каст селились в определенных кварталах, соответствующих их статусу. Впрочем, такая особенность поселений соблюдалась во всех регионах Индии, где существовали кастовые различия.

В горных областях и тропических лесах Индии были очень разными. Интересную конструкцию имели дома, которые строились неподалеку от Гималаев. Обычно они возводились на очень высоких фундаментах или столбах. На склонах гор существовали поселения, которые напоминали настоящие крепости. В лесах преобладали легкие жилища на сваях, построенные из бамбука, тростника и обмазанные глиной. Нередко лесные деревни представляли собой одну улицу, по обеим сторонам которой располагались жилые постройки.

Несмотря на такое многообразие видов, все традиционные индийские имели и некоторые сходные черты. Практически повсюду, даже в холодных горных регионах Кашмира, самым главным местом индийского дома был открытый или полузакрытый внутренний двор, где семья проводила большую часть времени. Такой двор мог располагаться на открытой площадке, террасе или в павильоне, причем двор занимал куда более внушительную площадь, нежели жилые помещения. Внутренние дворы богатых жилищ вымащивались кирпичом или камнем, в бедных домах это была просто утрамбованная земляная поверхность. Почти неизменной принадлежностью всех внутренних дворов был колодец или водоем и одно-два дерева, создающие тень.

Жилищная архитектура Гоа

В отдельную категорию можно вынести индийского штата Гоа, который до недавнего времени являлся португальской колонией. Это не могло не сказаться на стиле традиционных жилищ Гоа, которые абсолютно не похожи на другие национальные дома Индии. Наиболее ярким образцом архитектуры Гоа является его столица – Панжим , известная своими старинными площадями и домами, образующими узкие коридоры улиц. В самом древнем жилом районе города Фоутайнахасе тесные улочки создают причудливую картину из висящих балконов, цветных крыш и резных столбов.

Стены домов обычно возводили из местных – глины и латерита. Крыши, как правило, имели покатую форму и покрывались красной черепицей. Для отделки фасадов богатых вилл в Гоа импортировали мозаичную плитку, мрамор, стекло, зеркала и гобелены из Португалии и Испании, а фарфор - из Юго-Восточной Азии, Китая и Макао. Нередко фасады украшались пилястрами, лепниной и декоративными решетками.

Большинство традиционных жилищ Гоа имело или поддерживаемые портики, где на каменных скамьях в теплое время года семьи проводили свои вечера. Также дома имели широкие крытые веранды, тянущиеся по всему периметру дома.

К концу XVIII века в жилищной архитектуре Гоа наблюдается некоторое изменение стиля: суть остается прежней, но теперь дома окрашиваются в более спокойные цвета, и увеличивается использование в отделке. Жилища становятся более просторными, с высокими потолками. К веранде теперь ведет широкая лестница, которая является показателем статуса владельца дома. В богатых домах решетки перил таких лестниц выполняются в стиле барокко с характерными витиеватыми рисунками. Чугун для изготовления решеток импортируется из Британской Индии.

Мы привыкли, что все самое большое и дорогое строят арабы. Из этого правила есть исключение. Самый большой и дорогой частный дом стоит в Бомбее. Да, в том самом Бомбее с трущобами, проститутками и горами мусора на улицах. Построил дом для своей семьи Мукеш Амбани, самый богатый человек в Индии. Семья у него, кстати, самая обычная - жена и трое детей. Для них он построил... небоскреб!

Здание называется "Антилия", высота его 173 метра, а площадь 37000 метров! В небоскребе 27 этажей, но могло бы быть 60, просто хозяин любит высокие потолки. Живет в этом частном доме 6 человек, Мукеш, его мама, жена и трое детей. Обслуживанием здания занимаются 600 человек.

01. Особняк Антилия строился 7 лет. Проектировали его архитекторы компании Perkins&Will (Америка). Каждый его этаж имеет собственное оформление и планировку, а также выполнен из разных материалов. Первые 6 этажей занимает парковка на 168 автомобилей. Жилые комнаты начинаются только с 9 этажа. На седьмом этаже есть личный автосервис Мукеша. На остальных этажах можно найти несколько бассейнов, спа-салон, небольшой театр, в который ведут две серебрянные лестницы, балетный зал, фитнесс клуб, кинозал. Почти каждый их этих этажей оформлен специально для каждого члена семьи отдельно.

02. Имеется «ледяная комната», помогающая спастись от жары. Говорят, внутри нее практически настоящая морозилка, со снегом. На одном из этажей есть диспетчерская, и, так называемая, «panic room», совершенно автономное убежище, оснащенное всеми системами безопасности. На крыше есть 3 площадки для вертолета. Также в доме предусмотрено множество балконов, террас с видом на Аравийское море, и несколько роскошных висячих садов. Общее количество прислуги - 600 человек, для которых выделен отдельный этаж.

03. После строительства Мукеш вместе со своей семьей целый год не въезжал в дом, придерживаясь обычаев, чтобы не спугнуть удачу.

04. Согласно сообщениям СМИ, из-за увеличения стоимости земли в Бомбее в настоящее время стоимость здания может доходить до 1-2 млрд долларов США, что делает его самым дорогим жильём в мире.

05.

06. Само здание находится за огромным забором, по периметру его оохранаяют военные с автоматами.

07. Внутрь, понятное дело, мне попасть не удалось;). Судя по фотографиям в интернете ничего особенного там нет.

08. Вот так вот частный домик стоит в Бомбее.

09.

Для тех, кто запутался, где я сейчас нахожусь. Сейчас я в Лондоне. Просто остались неопубликованные отчеты из Бомбея, которые сейчас выходят.

Посты по теме:

Индийский стиль в интерьере — это уникальное сочетание простых форм и линий, скромности и даже аскетизма с изысканностью и тонким вкусом. Дизайн квартиры или любого другого помещения дополняют золотые предметы, роскошный декор, элегантная инкрустированная и резная мебель. Это не все, но основные части индийского стиля дизайна интерьера. Исследование восточной изысканности з главная цель сегодняшней статьи, поскольку мы хотим понять, что такого особенного в украшении индийского жилища.

Комната, оформленная в индийском стиле, включает в себя национальные орнаменты, богатые фактуры и великолепные рисунки. Такой интерьер часто можно увидеть в кино или на фотографии.

Общая характеристика индийского стиля

Существует большое значение, придаваемое духовной стороне жизни, религиозные концепции и объекты составляют основу упорядоченной жизни в Индии. Дом, в котором доминирует индийский дизайн, обязательно насыщен оранжевыми, малиновыми, бирюзовыми оттенками, а их тона редко можно встретить в другом месте.

Предметы мебели, составляющие интерьер квартиры, предпочтительнее невысокие и изготавливаются своими руками из тика (массив дерева). Кровати и диваны должны быть удобными и мягкими, уютными для отдыха и сна.

Индийский дом может в основном состоять всего из трех или четырех основных предметов мебели, но их выбору следует уделить пристальное внимание. Выполненные для себя предметы интерьера должны сочетаться по фактуре, стилистике и обязательно по цвету.

Индийский стиль можно узнать на фото и по характерной особенности: предметы мебели легко трансформируются. Экран, двери, жалюзи, стулья и столы при необходимости могут легко изменить свое назначение. Декор квартиры в Индии обязательно должен содержать элементы из слоновой кости, тикового дерева, кованого железа.

Интерьер в индийском стиле представлен изделиями из перламутра, латуни, серебра. Дизайн часто предполагает декорирование комнат разноцветными перьями. Люди в Индии обычно делают резьбу по дереву, тиснение и создают изящные предметы из металла своими руками. Дом (или помещение), соответствующий индийскому стилю, обязательно инкрустирован бронзовыми, серебряными, цветными камнями.

Индийский современный дизайн квартиры также имеет специальные аксессуары:

  • картины, где обязательно присутствуют сцены из жизни Будды;
  • экраны, украшенные картинками или фотографиями женских фигур;
  • скульптуры религиозного характера (индийский стиль немыслим без них);
  • фигурки птиц и животных из глины, разноцветные свечи различных форм (обычно дом в Индии богато украшен такими вещами);
  • подвешенные к двери или в оконном проеме звонкие безделушки (не менее характерная особенность индийской квартиры);
  • кальян (известен в Индии с древности и до сегодняшнего дня, обязательно входит в любой декор);
  • живые цветы или сделанные своими руками из самых ярких натуральных материалов (следует помнить, что индийский интерьер во многом «флористический»).

Детали в дизайне интерьера

Европейцы часто представляют индийский стиль в интерьере как смесь ярких цветов, тканей, статуэток, множества зеркал, свечей и других атрибутов, некоторые из которых сделаны своими руками. Такой дизайн можно увидеть на фото, но чрезмерное разнообразие — не совсем правильное представление о том, что такое индийский дизайн.

Индийский дом и его дизайн действительно выглядят красочно, но это буйство красок не приторно, а продуманно и правильно расставлено. Настоящий индийский дом привлекает своим теплом, домашним декором, уютом и мягкостью. Интерьер привлекает, прежде всего, своим открытым гостеприимством.

Индийский интерьер предполагает особое внимание к цветовым композициям, так как именно оттенки играют ведущую роль в декорировании. Анализируется любая мелочь — как взаимодействуют цвета, как они сочетаются с мебелью и предметами в комнате. Цветовое оформление не должно негативно сказываться на настроении хозяев.

Индийский интерьер — это правильный выбор цвета и рисунка. Очень популярным в индийском стиле является цвет мякоти мускатной тыквы. Он представляет собой ярко-оранжевый красноватый оттенок. Индийский современный дом может также содержать смелую палитру всех оттенков.

В интерьерах этой страны широко используется сочный ярко-зеленый цвет и все его оттенки. Комната с преобладанием красных тонов часто встречается на фото жилья в Индии.

Интерьер в индийском стиле предусматривает особый дизайн стен. Огромные по размерам площади дают возможность для художественных экспериментов. В индийском интерьере стены окрашены в золотистый, желтый, бирюзовый, светло-зеленый. Однако эта яркость к месту. Стиль можно полностью соблюдать, если использовать теплые или нейтральные оттенки, тогда декор можно выделить песочным, темно-коричневым, нежным оранжевым оттенком.

В интерьере обязательно должны присутствовать набивные ткани с яркими растительными орнаментами, рисунками птиц и животных. Традиционный дом в Индии, безусловно, украшен орнаментом особой каплевидной формы. Этот узор называется «индийский огурец».

В качестве покрывал используются набивные ткани с узорами. Из них обычно шьют чехлы на подушки, шторы, занавески, портьеры. Правильное использование тканей позволяет быстро оформить дом в традиционном индийском стиле.

В оформлении индийского дома разнообразие арок несет особую декоративную нагрузку. Зеркала, спинки стульев, диваны и кровати украшены с помощью этого элемента. Формы мебели простые, но богато украшенные.

Дизайн мебели должен отражать кропотливую ориентацию и терпение. Декоративные предметы интерьера лакируются, украшаются слоновой костью, черным перламутром или ажурной резьбой. Индийский стиль в интерьере должен содержать эти незначительные, но важные для общего направления детали.

Мебель в индийском доме

Для сидения используются круглые стулья с подушками, но без спинки, низкие табуреты и скамейки. Еще в XIX веке неприхотливая мебель из Индии была популярна в европейских странах. Низкая кровать (каркас с плетеной плоскостью для лежания), которая позволяет соблюдать традиционный стиль, широко используется в интерьере. Дизайн будет гармонично смотреться, если основные предметы мебели сочетаются в своих оттенках.

Для индийского интерьера характерны следующие предметы мебели:

  • в интерьере должен присутствовать низкий журнальный столик. Он характеризуется прямыми, массивными ножками, резными краями и чаще всего имеет стеклянную поверхность;
  • интерьер любого дома в Индии немыслим без узкого и низкого шкафа с дверцами. Украсьте двери металлическими или деревянными вставками в виде решетки;
  • тумбочка также является главной деталью интерьера. Роспись тумбочки фигурами лошадей, слонов, девушек в традиционных одеяниях или наброски из жизни богов – вот что актуально для этого стиля;
  • интерьер хорошо смотрится, если в нем есть резной экран или ширма;
  • фигурки животных из натуральных материалов обязательно должны присутствовать в интерьере. Чаще всего в большинстве индийских домов можно увидеть миниатюрных священных коров, крокодилов, змей, антилоп, слонов.

Я достаточно часто бываю в индии – это, если можно так выразиться, моя самая настоящая «болезнь» с детства. И каждый раз я с огромным удовольствием захожу в гости к индусам. Я по-настоящему очарована архитектурой и интерьера их домов, веселым нравом, “русским” гостеприимством и щедростью души.

Большинство домов индийских жителей, в данном случае речь идет не о бедняках, а о среднем классе, спланированы практически под копирку и выдержаны в едином стиле.

Как правило, их жилице представляет собой достаточно просторный двухэтажный дом, фасады которого буквально увешаны балконами. На них индусы развешивают белье, ну а шудры (крестьяне) сушат коровьи… кхм, лепешки, чтобы потом делать из них благовония или удобрять землю.

Дворик обычно маленький и уютный, с внешней стороны – цветочки и деревца, а с «торца» - хозчасть, где режут прямо на полу овощи или стругают кокосы, стирают, жамкая руками белье и поколачивая его увесистыми камнями.

Входные двери у них внушительные, красивые, украшены разными надписями на санскрите религиозного содержания, на многих из них висит колокольчик – считается, что если ты входишь в дом под этот звон, злые духи пугаются и исчезают.

Никаких прихожих нет, даже в квартирах. Заходишь и сразу попадаешь в гостиную, а разуваться надо за порогом, на улице. В домах на лестничных площадках можно увидеть ряды обуви рядом с входной дверью. Вроде никто не ворует, но лучше от греха подальше ходить в гости в дешевых сандалиях, дабы не искушать людей и обезьян, которые так и норовят своровать все, что плохо лежит.

Кухни в индийских домах плавно переходят в столовую-гостиную, представляя собой одно пространство. Впечатляют мраморные лестницы на второй этаж, просторные комнаты с большими окнами и обилием солнечного света. В каждом доме обязательно имеется помещение, которое называется пуджарум – алтарная, где поклоняются богам, предлагают им пищу, поют мантры и читают стотры (гимны). Двери в пуджарум обычно двойные, внушительные и тоже с колокольчиком.

А вот ванные комнаты в Индии весьма своеобразные, так сказать, на любителя. Никаких тебе ванн – только душ, причем, холодный, и вода падает прямо на каменный пол, вытекая в отверстие в углу. Утром мыться холодно – бррр, зато за день трубы нагреваются и можно нормально помыться. Европейцы в основном греют воду в ведрах большими обогревателями, которые продаются на каждом шагу.

Нормальные унитазы я видела только в дорогих отелях Дели, в домах и квартирах смыв организован особым образом – поворачиваешь кранчик в стене, и из бачка льется вода, напор слабый, что меня всегда злило. В общем, не буду углубляться в эту тему, итак все ясно.

Мебели у индусов немного, и излишним декором дома не обременены. Рулят простота и функциональность. Диван, столы, стулья, кровати, простые шкафы и никаких стиральных машин с микроволновками! Зато ноутбуки можно увидеть даже в деревнях – цивилизация, однако!

Как-то была в гостях в глухой южно-индийской деревне, у весьма зажиточных индусов. Обстановка та же, но поразило обилие текстиля – салфеточки, полотенца, вышитые покрывала на кроватях и за домом – две девочки лет 13, которые трут кокос в «кокоснице», я даже сфотографировала это чудо.

Одни мои знакомые после Индии сделали в квартире перепланировку в традиционном индийском стиле, правда, унитаз решили не менять, кранчик в стену не вкручивать, ванну оставили и горячую воду не перекрыли. Да и разуваются в квартире.

Как прихожу к ним в гости – такая ностальгия накатывает…

Индии не было недостатка ни в строевом лесе, ни в глине, пригодной для изготовления кирпича, поэтому каменных построек почти не было. Дома уже в древности строили в несколько этажей со светлыми дворами, длинными колоннадами и великолепными террасами. В индийских жилищах имелась канализация. В северной части Индии дома строили из пальмового дерева, а в южной использовали бамбук. Лишь верхние этажи иногда строили из сырцового или обожженного кирпича.

Вход в индийский дом вел по ступенькам мимо комнаты привратника через проходную комнату к центральному внутреннему двору, через который освещались все помещения первого и второго этажей. Двор был вымощен кирпичом, под ним проходил сточный канал. В одном из помещений первого этажа находился колодец. Двор украшала галерея на деревянных столбах. К дому иногда пристраивали боковые флигели, балконы и веранды на втором этаже. С первого этажа на второй вели лестницы в жилые комнаты.

Крыша была плоской, обычно с большим навесом, ее подпирали резные колонны, установленные на низкой каменной стенке вдоль фасада. Крышу крыли черепицей. Снаружи стены расписывали или покрывали твердой блестящей глазурью. Перекрытия обычно строили плоские по деревянным балкам, использовали ложные своды и арки. Полы мостили кирпичом. Дома имели канализацию, водопровод, систему отопления и мусоропровод. Они с легкостью выдерживали длительный сезон дождей.

Расписной порог дома был всегда чисто выметен и даже обрызган водой. Арка входа была выложена слоновой костью, с нее навстречу входившему свешивались ветки жасмина. Проход был усыпан душистыми цветами. Залы и галереи двора выкладывали белым алебастром. Один из дворов дома предназначался для животных - волов, лошадей, слонов и обезьян, которые, как считали индусы, предохраняли дом от болезней. Другой двор был приемной. Здесь стояли роскошные сидения и столы, по стенам развешивали красивые сосуды, наполненные водой, для освежения воздуха. Третий двор служил кухней, здесь же и размещалась прислуга.

Комнаты индийского дома были небольшими, без окон, с отверстиями под потолком для света и воздуха. Внутренняя часть дома разделялась колоннами, легкими перегородками, коврами. В доме устраивали комнату для ритуальных омовений. Ванная комната была целиком выложена кирпичом с мозаичными полами и красивым бордюром по периметру. Индусы поливали себя из сосудов, а потом вода стекала в отверстия пола. Водопроводы строили из керамических труб с широкими концами, что облегчало уплотнение секций асфальтом во избежание течи. Туалеты были аккуратно сложены из кирпича и имели деревянные сидения. По желобам нечистоты попадали в сточные устройства и выгребные ямы. В уборной имелся большой сосуд с водой и глиняный черпак для слива нечистот. Дома индусов были благоустроенными уже в древности.

Мебель была только у состоятельных людей. Комнаты обставляли диванами, покрытыми коврами, столами, табуретами, ящиками и сундуками. Больших столов индусы не знали, для пиров ставили небольшие столики с рисом и зеленью. Были известны стулья без спинки или табуреты с подушками. Табуреты были с круглыми и прямоугольными сидениями, на которые клали подушки.

Красиво выточенные ножки покрывали лаком. Сидения могли быть и плетеными. Поза сидящих индусов была неудобной: ноги скрещивали под собой, сидели наполовину на корточках с поджатой левой ногой. Вельможи сидели на креслах типа трона из фигового дерева. Обшивали кресла дорогой тканью.

Кровати делали с плетеными плоскостями для лежания, низкие, на четырех ножках, с пропущенными через них опорами. Вся мебель изготавливалась из дерева: от жесткого тикового до легкого бамбука. Делали мебель и из гнутого дерева.

Мебель украшали черепаховым панцирем, слоновой костью, благородными металлами, драгоценными камнями. Для ее украшения использовали технику цветного лакирования, бомбейскую мозаику из черного дерева, перламутра и слоновой кости, ажурную резьбу. Декоративный индийский стиль вновь стал интересен Европе в XIX веке.

У индусов не было недостатка в сырье, поэтому они развивали ремесла и имели разнообразную утварь. Посуду они делали из меди, не ковали, а выливали в формы, отчего посуда была ломкой и массивной. Посуда была без украшений и хранилась в нишах стен. Стеклянную посуду они делать не умели, поэтому она была привозной. Зато сосуды из известкового шпата и каменные они изготовляли с древности. Предметами роскоши были умывальники из меди, зеркала и флаконы для туалетных принадлежностей. Светильники в виде женских статуэток служили одновременно и предметами поклонения. Изображения птиц, зверей, рыб и растений на утвари, по мнению индусов, отгоняли злых духов.

ЖИЛИЩЕ ИНДИЙСКИХ КАСТ

В средние века индийское жилище впитало в себя черты арабской и китайской архитектуры, которая прочно опиралась на местные традиции и природные условия. В индийском жилье четко прослеживалось влияние каст. Шудры могли строить дома только из глины, камыша и бамбука не выше одного этажа. Дворцы строили из прочного местного гранита, темно-зеленого хлоритового камня, легко поддающегося резьбе. Камень сочетали с кирпичом. Верхние этажи делали из дерева и штукатурили.

Большинство индийских домов были покрыты штукатуркой, предохраняющей от жары и влаги. Стены домов обмазывали глиной или известкой, смешанными с коровьим пометом. Постройки покрывали яркими цветными росписями. В условиях муссонных ливней большое внимание уделяли открытым дворам, террасам и павильонам. Крышу делали со скатами из бамбука и толстого слоя тростника или черепицы. Стены делали из кирпича, черепицы, башни на стенах - из дерева и бамбука. Дома имели деревянные балконы и террасы.

Верхние этажи были жилыми. Окна закрывали деревянными или алебастровыми решетками. Карнизы, окна, балконы, выходящие на улицу, украшала резьба. Дома сохранили традиционную восточную планировку: внутренний двор, опоясанный галереями, кронштейны с богатой резьбой над нижними этажами, и балконы.

В своих деревнях рыцари средневековой Индии - раджпуты - строили укрепленные дома-крепости с толстыми стенами, башенками, входными воротами. Окна представляли собой резные каменные решетки: из дома было видно, а с улицы - нет. Внешняя стена имела входные ворота на севере или востоке, так как эти направления считались благоприятными для входа и выхода. Входные ворота делались из камня и имели двускатную крышу из черепицы. Во дворе находили. Главное их украшение - роспись стен, позолота, колонны из ценных видов камня, резные ширмы и низенькие табуреточки в дамских покоях. Дома украшали зеркалами, керамикой, мягкими коврами. В каждом доме был шиш-махал - специальный хрустальный или стеклянный зал. Все его стены были украшены стеклянной или хрустальной мозаикой - цветной или зеркальной.

САДЫ НА ВОДЕ

В Индии с древности устраивали сады на воде. Делали их на плотах, прикрепленных к вбитым в дно водоема шестам. Плоты покрывали землей со дна озера, а по периметру обносили забором из тростника.

В Индии росли бамбук, пальмы, кипарис, ива, тополь, платан. Из фруктовых деревьев в садах выращивали яблони, инжир, манго, кокосовые пальмы, бананы, вишни, сливы, гранаты, персики; из цитрусовых - лимоны, апельсины, мандарины. Цветочные культуры в Индии были представлены нарциссами, розами, маками, дельфиниумами, лилиями, лотосами, сиренью, тюльпанами, ирисами.

Раджпурские дома и стены вокруг них покрывали известковой побелкой, по этой штукатурке цветными минеральными красками наносили роспись. Изображали слонов, цветы, орнаменты, украшения-обереги, процессии раджей с придворными, процессии придворных дам, сюжеты древнеиндийских мифов и эпоса. Из камня делали решетки на окнах, балюстрады балконов и ширмы. Дома украшали и тонкой деревянной резьбой. Нижний каменный этаж использовался для размещения домашних животных и сельскохозяйственных орудий, верхний деревянный - для жилья. Женская половина отделялась.

Невероятной популярностью пользовались жасмин и розы. Они высаживались в прямоугольные и круглые клумбы, были также в виде восьмиугольных звезд. Сады в средние века строили на террасах под защитой гор, предгорий и других неровностей местности. Они были регулярными. Сады строили по персидскому принципу шахар-багх, согласно которому участок делили на четыре части. Водные каналы, символизирующие четыре реки рая, делили всю территорию на четыре небольших райских садика, которые делились на партерные клумбы. В центре сада строили беседку, павильон или иные архитектурные сооружения. Дворцы в садах не имели стекол, поэтому природа проникала в пространство дворца. Он сливался с ней. В саду развешивали шелковые гамаки, устраивали бассейны с дном из цветного мрамора. Аллеи окаймляли выложенными мрамором каналами и рядами фонтанов. Вдоль каналов шли цветники.

ОТ ШАТРА К АРАБСКОМУ ДОМУ

В древности верблюжьи стада давали арабам материал для постройки передвижного жилища. Жилье должно было быть у арабов разборным, и его легко можно было перевозить. Одно из таких жилищ - палатка или шатер. Остов такого жилья состоял из трех козел - жердей, поставленных параллельно один другому, посередине более высокие и широкие, с боков поменьше. Сверху такой остов обтягивался пологом из плотного войлока верблюжьей или козьей шерсти. Пологи были одноцветные, темные или полосатые. Канаты делались из ремней верблюжьей кожи или из верблюжьих волос.

Бедные арабы делали шатры из переплетенных ветвей пальмы или из тонких жердей, покрытых войлоком. Были и конические хижины из жердей, связанных вверху ремнями и покрытых кожами.

Большие шатры арабов разделяли на три части. В шатре были мужская и женская половины, а также часть, предназначенная для прислуги и мелкого домашнего скота. Иногда женский шатер ставили отдельно. У богатых бедуинов было обычно несколько шатров. В больших становищах количество шатров доходило до восьмисот. Их выстраивали по кругу или же вытягивали в одну линию вдоль реки и расставляли рядами по три-четыре шатра. Крайний западный шатер - шатер шейха или главы рода. Перед шатрами ставили копья, к которым привязывали лошадей, верблюдов.

Когда у арабов появились города, шатры сменили прочные дома. Постройки были сходны с египетскими. Внутри арабские дома украшали коврами и настенной живописью. Материал для строительства аравитяне добывали в горах. Жилые дома строили из вылавливаемого на морском берегу известняка, содержащего в себе большое количество окаменелых полипов и раковин. Дома строили из таким образом полученного камня и толстых деревянных брусьев. Для построек также использовали высушенные на солнце земляные кирпичи или простой булыжник, который скрепляли глиной. Стены таких домов для прочности обмазывались смесью из глины, соломы и мелкого камня.

Деревянные дома арабы строили в виде хижин из тонких жердей или тростника, камыша, хвороста, обмазывали их глиной, смешанной с навозом, внутренняя поверхность стен выравнивалась и обмазывалась известкой. Крышу делали из камыша или длинной травы, связанной в пучки, дверью служила циновка.

Имущество арабов состояло из ковров и одеял (у бедных - циновки и подстилки для сна), из предметов, необходимых для приготовления пищи и хранения съестных припасов. Глиняные горшки, деревянные блюда, мешки из грубой шерстяной материи и верблюжьей редины (для приготовления масла) - вот весь хозяйственный скарб бедуина. Мебелью служили циновки и ковры, заменяющие столы, а подушки использовали вместо стульев. На этих же подстилках бедуины спали, завернувшись в плащ. Для освещения использовались факелы.

В имущество бедуинов входили ткацкие станки, вьючные и простые седла, сбруя, хотя лошади в древности были редкостью. На верблюдах ездили без седла, лишь с простым поводом. Предметы роскоши в арабские дома попадали лишь при ограблении иноземных купцов.