Социальная структура древней руси - военная история. Основные слои населения — Гипермаркет знаний

По указанным выше основаниям (доход, власть, образование, престиж) можно выделить произвольное количество слоев. Количество выделяемых слоев определяется, прежде всего, задачами, которые ставит перед собой исследователь, и конкретными методиками, которыми он оперирует. При выработке наиболее общего представления о социальной иерархии общества достаточно выделить три основных социальных слоя: высший, средний и низший. Распределение населения по этим уровням возможно по всем основаниям стратификации, причем значимость каждого из них будет определяться господствующими в обществе ценностями и нормами, социальными институтами и идеологическими установками.

К высшему слою (примерно 10% от общего социального состава общества) относят лиц, занимающих наиболее высокие позиции по критериям богатства, власти, престижа, образования. Это – влиятельные политики, банкиры, менеджеры ведущих компаний, видные представители научной и творческой интеллигенции. Высший слой играет большую роль в выработке основных направлений развития общества, определения социальных приоритетов, в развитии ценностей и норм, однако гарантом стабильности общества выступает другой слой – средний.

К среднему слою (примерно 60-80% от общего социального состава общества) относятся средние и мелкие предприниматели, управленческие работники, врачи, юристы, рабочие высокой квалификации, низший управленческий персонал, фермеры и некоторые друге категории. Для него характерны экономическая независимость, средний для данного общества уровень дохода и высокий уровень образования. Политические идеалы и ценности представителей среднего слоя определяются, как правило, демократическими принципами и ориентацией на престиж трудовой деятельности, законопослушностью и требованиями к государству защищать законы и права человека. Стабильное развитие и уверенность в завтрашнем дне выгодны среднему слою, поскольку позволяют реализовать жизненные планы, поэтому они отстаивают эти социальные приоритеты. По своему статусному положению средний слой как бы сглаживает противоречия крайних (высшего и низшего) слоев, смягчает социальную ситуацию.

К низшему слою относятся лица, имеющие невысокие доходы и занятые преимущественно неквалифицированным трудом, а также различные деклассированные элементы (безработные, бродяги и др.).

П. Сорокин считал признаком бедности тот факт, что практически весь свой доход бедный человек (семья) тратит на питание. Богатые же тратят на питание всего 5-7% своего дохода. Поэтому принято выделять абсолютную и относительную бедность. Абсолютная бедность – это такое состояние, когда индивид не способен на свой доход удовлетворить даже базисные потребности. Относительная бедность – показатель того, насколько один индивид беднее другого, невозможность поддерживать уровень жизни, принятый в данном обществе.

Представления о масштабах бедности различаются и в зависимости от уровня благосостояния общества. Свидетельством этого является содержание «потребительской корзины» - условный набор продуктов питания, который соответствует минимальной зарплате. Например, в России она включает 11 наименований продуктов питания: мука, соль, сахар, хлеб, молоко, макаронные изделия, мясо (рыба), яйца, масло, овощи, чай. Для сравнения: в Швеции этот список содержит 113 позиций и дополнен такими «ненужными» для нас продуктами, как клубника, шампиньоны, шоколад, десертное вино, какао, малина и еще 107 наименований.

Однако бедность- это не только низкий доход, но особый образ и стиль жизни, нормы поведения и психология, передающиеся из поколения в поколение. Бедность порождает бедность. Чем больше численность этого слоя, тем менее стабильна ситуация в обществе. Увеличение низшего социального слоя оборачивается для общества снижением уровня культуры, утратой стандартов профессиональной деятельности, а в итоге- деградацией.

Уровни стратификации дают представление о вертикальном срезе общества. Вертикальный срез общества, воспроизводящий его иерархическую структуру, называется профилем стратификации , который показывает, какая часть населения принадлежит к низшему, среднему и высшему слоям и, следовательно, каков уровень неравенства в данном обществе.

В стабильном, экономически развитом обществе профиль стратификации имеет форму ромба и следующие пропорции: большую часть составляет средний слой (до 80%), а высший и низший уравновешивают друг друга по численности (5-10%). В кризисном, нестабильном обществе профиль стратификации имеет форму пирамиды, самой тяжелой, массовой частью которой является низший слой. Чем он многочисленнее, тем сложнее социально-экономическая ситуация в обществе. Например, после экономического кризиса 1998 г. В России бедных было 70%, средний класс составлял 25%, богатые – 5%.

Социальная мобильность.

Незыблемость иерархической структуры общества не означает, что внутри нее не происходит какого- либо движения. Социальная структура характеризуется подвижностью, изменчивостью, мобильностью.

Социальная мобильность – совокупность перемещений индивидов в социальном пространстве, сопровождающихся изменениями их статусов.

В создание концепции «социальной мобильности» большой вклад внес русско-американский социолог П. Сорокин. Именно он ввел в научный оборот понятие «социальная мобильность», под которым подразумевал любое перемещение индивидов или групп в обществе между различными статусными позициями и в системе социальной стратификации.

По направлениям социальных перемещений различают вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность всегда связана с повышением или понижением социального статуса. При этом, переход на более высокую социальную позицию называется восходящей мобильностью (повышение в должности), а на более низкую – нисходящей (разжалование в должности). Замечено, что восходящая мобильность совершается индивидами добровольно и с большим удовольствием, в то время как нисходящая мобильность носит вынужденный характер.

Горизонтальная мобильность предполагает социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса, т.е. из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Например, переход из православия в протестантизм, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную), смена одного гражданства на другое. Подобные движения, как правило, ничего не меняют в статусной позиции индивида.

Можно различать также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая демонстрирует изменение статусов детей по сравнению с родителями. Например, дети могут достигать под влиянием различных социальных факторов более высокой социальной позиции либо, наоборот, опуститься на более низкую ступень, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Такая мобильность называется социальной карьерой.

Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность – перемещение в физическом пространстве из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (например, международный туризм, переезд из города в деревню, перевод из одного учебного заведения в другое). Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Как показал П. Сорокин, вертикальная социальная мобильность существует практически во всех типах обществ. Однако переход из одного социального слоя в другой всегда требует определенных усилий. Параметры вертикальной социальной мобильности зависят от конкретно-исторической ситуации в обществе, т.е. изменяются в пространстве и времени. Для количественной оценки социальной мобильности обычно используют показатели ее скорости и интенсивности. П. Сорокин определял скорость социальной мобильности как вертикальную социальную дистанцию, которую индивид проходит вверх или вниз за определенный промежуток времени.

Современное общество отличатся высокими показателями социальной мобильности, что связано с потребностями социально-экономического и научно-технического развития, с необходимостью притока на ключевые социальные позиции высокообразованных специалистов. Возможности социальной мобильности зависят как от общества и его социальной организации, так и от индивида. Способы преодоления барьеров в процессе социализации называются каналами социальной мобильности . Основные из них: образование, повышение квалификации, политическая карьера, изменение социального окружения, брак и др.

Используя подходящие для конкретного общества каналы, индивид имеет возможность повысить свой социальный статус. В истории никогда не было абсолютно закрытых обществ, как и таких, в которых вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, и переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления. Если бы мобильность была абсолютно свободной, то общество не смогло бы сформировать устойчивых страт.

Таким образом, внутри страт существует своеобразное «сито», просеивающее индивидов, позволяющее возвышаться одним и оставляющее в нижних слоях других. Эту роль выполняют социальные институты, применяя свои механизмы отбора. Не всякого «пассажира» такой «лифт» готов доставить по адресу. Однако подняться в более высокий социальный слой бывает легче, чем закрепиться в нем. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами. Этот процесс протекает достаточно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден пересмотреть свою систему ценностей, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато нервными срывами. Человек может оказаться изгоем в той социальной страте, к которой он стремился или в которой оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологии маргинальностью. Маргинал – это индивид, утративший свой привычный социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, и кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Маргинальность – неизбежный спутник социальной мобильности. Каждый человек хотя бы раз в жизни становился маргиналом, а многие попадают в это состояние довольно часто. При массовой миграции образуются маргинальные группы (безработные, бомжи, нищие, беженцы). Маргинальные группы создают собственную субкультуру и начинают воспроизводить себя. Они могут представлять серьезную опасность для общества, если растут количественно, поскольку нередко настроены враждебно по отношению к основным ценностям данного общества.

В настоящее время во всем мире и в России, в частности, значительные масштабы приобрел такой вид социальной мобильности, как миграция- процесс перемещения людей, связанный с изменением места жительства. Выделяется три основных фактора, способствующих этому процессу: выталкивание, притяжение, каналы миграции:

· выталкивание вызывается тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах (войны и межнациональные конфликты, экономические кризисы и т.д.);

· притяжение – это совокупность привлекательных сторон или лучших условий для проживания в других местах;

· каналы миграции – транспортные возможности, информационная осведомленность, языковой барьер, получение разрешения на выезд и др.

Миграция подразделяется на безвозвратную, временную, сезонную (в определенное время года), маятниковую (регулярные поездки, например, из родного места за его пределы на заработки). Различают также миграцию внешнюю (переезд из одной страны в другую) и внутреннюю (в пределах одной страны). До определенных пределов все виды миграции считаются естественными и нормальными. Однако избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (например, выезд молодежи, «старение населения», падение рождаемости и т.п.), нехватке или избытку рабочей силы и многим другим последствиям. Поэтому миграция должна регулироваться государством.

Контрольные вопросы:

1.Что такое неравенство и каковы причины его возникновения?

2. В чем заключается социальное значение неравенства?

3. Каковы негативные последствия неравенства?

4. Как связаны неравенство и стратификация?

5. Какие основания социальной стратификации вы знаете?

6. Какие вы знаете критерии стратификации?

7. Дайте характеристику основных социальных слоев.

8. Какова роль среднего социального слоя в жизни общества?

9. Что такое социальная мобильность? Какие виды мобильности вы знаете?

10. Что такое «маргинальная личность»?

11. С помощью каких каналов можно повысить свой социальный статус в обществе?

12. Каковы социальные последствия миграции?

Литература:

45. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности// Американская социология. М., 1972.

46. Вебер М. Основные понятия стратификации// СОЦИС, 1994, № 5.

47. Гидденс Э. Социология. М., «Эдиториал УРСС», 1999.

48. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура// СОЦИС, 1992, №9.

49. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х тт.М., ИНФРА –М, 2000.

50. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2002.

51. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

52. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф.А. Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.

53. Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1996.

54. Радаев В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.

55. Смелзер Н.Дж. Социология. М.: «Феникс», 1994.

56. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.М., 1992.

57. Социология: Основы общей теории. Под. ред. Осипова Г.В.М.: «Мысль», 1998.

58. Фролов С.С. Основы социологии. М., «Гардарики», 1999.

59. Энциклопедический социологический словарь/Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова.- М.: ИСПИ РАН, 1995.

Ключевые понятия:

a. социальное неравенство

b. социальная стратификация

c. социальная структура

f. сословие

g. профиль стратификации

h. критерии стратификации

i. социальная мобильность

j. вертикальная мобильность

k. горизонтальная мобильность

l. маргинальность

m. миграция

n. каналы социальной мобильности

o. групповая мобильность

p. индивидуальная мобильность

В Древнерусском государстве главным занятием было сельское хозяйство, а главным богатством - земля. Земля была совместной собственностью общины и делилась между всеми семьями, входившими в общину. Земледельцы-общинники платили дань государству за пользование землей.

Стали появляться феодальные отношения. Первые феодалы – КНЯЗЬЯ. Они присваивали себе «общинные» земли или объявляли своей собственностью свободные земли, строили в личных владениях хоромы, хозяйственные постройки, заводили конюшни, рыбные ловли. Для управления собственным хозяйством назначали специальных людей – управителей. Князья начали жаловать земельные владения дружинникам, церкви. Появляются первыевотчины – наследственные земельные держания. Собственником был князь. Мог жаловать вотчину за службу и мог отобрать ее.

Все люди в Древнерусском государстве составляли единое общество, но оно не было однородным. В зависимости от занятий, древнерусское общество делилось на две большие категории: свободные и зависимые. Свободные - это князь, дружинники, купцы, служители церкви, крестьяне-общинники. Но появилось и зависимое население: смерды – сельские жители, которые несли повинности князю, закупы – разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду, проценты отрабатывали поле помещика, рядовичи, холопы – бесправные рабы.

Т.о. время правления Ярослава Мудрого было временем расцвета Руси. Он уделял много внимания внутренним и внешним делам в государстве, шло время медленное формирование феодальной собственности.

Приложение 2.

"Звездный час". Внеклассное мероприятие - интеллектуальная игра в 6-м классе посвященная 23 февраля и 8 Марта.

Цели урока:

определение уровня знаний, умений и навыков;

комплексного их применения, расширение кругозора учащихся;

развитие логического мышления, воспитывать точность, быстроту реакции.

Тип урока : проверка знаний, умений, навыков.

Структура урока:

Вводное слово учителя (7 минут).

Игра (40 минут).

Подведение итогов урока (13 минут).

“Сегодня необычное мероприятие, сегодня у вас “Звёздный час” - игра, где каждый может проявить себя. Прослушайте правила игры”. (Поздравления для мужской и женской половин с праздниками)

Участвуют 8 человек- 4 мальчика и 4 девочки. Остальные - участники игры.

Игра проводится в четыре тура:

I тур - “Дай правильный ответ” 8 чел.

II тур - “Слова” 6 чел.

III тур - “Логические цепочки” 4 чел.

IV тур – Финал 2 чел.

I тур – тема “Полководцы”

1. М. Кутузов. 2. М. Платонов. 3. А. Суворов. 4. А. Невский. 5. Г. Жуков. 6. Д. Донской.

Вопросы:

1. Князь, разбивший немецких рыцарей-крестоносцев на льду Чукотского озера? (4 - А. Невский)

2. Какой полководец командовал русской армией во времена войны с французами в 1812 г.? (1 - М. Кутузов)

3. Чьи слова: “Тяжело в ученье - легко в бою” (3 - А. Суворов)

4. Внук князя И. Калиты, отказавшийся платить дань Золотой Орде. (6 - Д. Донской)

Тема “Военная техника”

1. Пушка. 2. Граната. 3. Мина. 4. Пулемёт 5. Танк. 6. Автомат.

Боевое средство для устройства взрыва. (3 - мина)

Боевая гусеничная бронированная машина. (5 - танк)

Лимонка. (2 - граната)

Артиллерийское оружие, названное женским именем. (1 пушка)

Тема “Цветы”

1. Василёк. 2. Гвоздики. 3. Подснежники. 4. Ландыши. 5. Роза. 6. Одуванчик.

Вопросы-загадки:

1. Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят. (4 - ландыши)

2. Из-под снега вышел друг

И весной запахло вдруг. (3 - подснежник)

3. На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок пошуршал

И развеял этот шар. (6 - одуванчик)

4. Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя.

Мы однофамильцы

С мелкими гроздями,

Полюбуйся дикими

Алыми... (2 - гвоздиками)

5. Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (1 - василек)

6. Прекрасная красавица

Боится лишь мороза,

В букете всем нам нравится?

Какой цветочек? (5 - роза)

(Из игры выбывают те, у кого меньше других звёзд)

Население Киевской Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.

Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.

Историки выделяют группы населения Киевской Руси по «Русской правде». Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами». С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп). Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными. В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).

Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия. Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развитием государственного аппарата они постепенно меняли квалификацию, становясь чиновниками. Тем не менее, боевая подготовка была нужна дружинникам, несмотря на бюрократическую работу. Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).

Категории населения их положение

Киевский князь — правящая верхушка общества.

Дружина — административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.

Старшая (бояре) — Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.

Младшая (отроки) — Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.

Духовенство — Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва.

Зависимые крестьяне — Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.

Холопы (челядь) — Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.

Закупы — Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.

Рядовичи — Покоренные племена, платившие дань.

Смерды — Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя.

Сословия и классы.

Все городское и сельское население делилось «по различию прав состояния» на четыре главных разряда: дворянство, духовенство, городских и сельских обывателей.

Привилегированным сословием оставалось дворянство. Оно делилось на личное и потомственное.

Право на личное дворянство, которое не передавалось по наследству, получали представители различных сословий, состоящие на государственной службе и имеющие низший чин в Табели о рангах. Служа Отечеству, можно было получить и потомственное, т. е. передающееся по наследству, дворянство. Для этого надо было получить определенный чин или орденскую награду. Император мог пожаловать потомственным дворянством и за успешную предпринимательскую или иную деятельность.

Городские обыватели - потомственные почетные граждане, купцы, мещане, ремесленники.

Сельские обыватели , казаки и другие люди, занимавшиеся сельским хозяйством.

В стране шло формирование буржуазного общества с двумя его основными классами - буржуазией и пролетариатом. В то же время преобладание в экономике России полуфеодального сельского хозяйства способствовало сохранению и двух основных классов феодального общества - помещиков и крестьян.

Рост городов, развитие промышленности, транспорта и связи, повышение культурных запросов населения приводят во второй половине XIX в. к увеличению доли людей, профессионально занимающихся умственным трудом и художественным творчеством, - интеллигенции: инженеров, учителей, врачей, адвокатов, журналистов и т. д.

Крестьянство.

Крестьяне по- прежнему составляли подавляющее большинство населения Российской империи. Крестьяне, как бывшие крепостные, так и государственные, входили в состав самоуправляющихся сельских обществ - общин. Несколько сельских обществ составляли волость.

Члены общины были связаны круговой порукой в уплате налогов и выполнении повинностей. Поэтому существовала зависимость крестьян от общины, проявлявшаяся прежде всего в ограничении свободы передвижения.

Для крестьян существовал особый волостной суд , члены которого также избирались сельским сходом. При этом волостные суды выносили свои решения не только на основе норм законов, но и руководствуясь обычаями. Зачастую эти суды наказывали крестьян за такие проступки, как неразумная трата денег, пьянство и даже колдовство. Кроме того, крестьяне подвергались некоторым наказаниям, которые давно уже были упразднены для других сословий. Например, волостные суды имели право приговаривать членов своего сословия, не достигших 60 лет, к порке.

Русские крестьяне почитали старших по возрасту, рассматривая их как носителей опыта, традиций. Это отношение распространялось и на императора, служило источником монархизма, веры в «царя-батюш- ку» - заступника, стража правды и справедливости.

Русские крестьяне исповедовали православие . Необычайно суровые природные условия и связанная с ними напряженная работа - страда, результаты которой не всегда соответствовали затраченным усилиям, горький опыт неурожайных лет погружали крестьян в мир суеверий, примет и обрядов.

Освобождение от крепостной зависимости принесло в деревню большие перемены:

  • Прежде всего усилилось расслоение крестьян. Безлошадный крестьянин (если он не занимался иным, неземледельческим трудом) стал символом деревенской нищеты. В конце 80-х гг. в Европейской России 27% дворов были безлошадными. Признаком бедности считалось наличие одной лошади. Таких хозяйств было около 29%. В то же время от 5 до 25% хозяев имели до десяти лошадей. Они скупали большие земельные владения, нанимали батраков и расширяли свое хозяйство.
  • резкое усиление потребности в деньгах. Крестьяне должны были платить выкупные платежи и подушную подать, иметь средства на земские и мирские сборы, на арендные платежи за землю и на погашение банковских кредитов. Происходило вовлечение большинства крестьянских хозяйств в рыночные отношения. Главной статьей крестьянских доходов была продажа хлеба. Но в силу низкой урожайности крестьяне нередко были вынуждены продавать зерно в ущерб своим собственным интересам. Вывоз хлеба за границу основывался на недоедании жителей деревни и справедливо именовался современниками «голодным экспортом».

  • Нищета, тяготы, связанные с выкупными платежами, недостаток земли и другие неурядицы крепко привязали основную часть крестьян к общине. Ведь она гарантировала своим членам взаимную поддержку. Кроме того, распределение земли в общине помогало выжить среднему и беднейшему крестьянству в случае голода. Наделы между общинниками распределялись чересполосно , а не сводились в одном месте. Каждый член общины имел по небольшому наделу (полосе) в разных местах. В засушливый год участок, расположенный в низине, мог дать вполне сносный урожай, в дождливые годы выручал участок на пригорке.

Были крестьяне, приверженные традициям отцов и дедов, общине с ее коллективизмом и защищенностью, а были и «новые» крестьяне, желающие самостоятельно хозяйствовать на свой страх и риск.Многие крестьяне уходили на заработки в города. Длительная оторванность мужчин от семьи, от деревенской жизни и сельской работы приводила к усилению роли женщин не только в хозяйственной жизни, но и в крестьянском самоуправлении.

Важнейшая проблема России накануне XX в. заключалась в том, чтобы превратить крестьян - основную часть населения страны - в политически зрелых граждан, уважающих как собственные, так и чужие права и способных к активному участию в государственной жизни.

Дворянство .

После крестьянской реформы 1861 г. быстро шло расслоение дворянства за счет активного притока в привилегированное сословие выходцев из других слоев населения.

Постепенно наиболее привилегированное сословие утрачивало и свои экономические преимущества. После крестьянской реформы 1861 г. площадь принадлежавшей дворянам земли уменьшалась в среднем на 0,68 млн десятин 8* в год. Число помещиков среди дворян сокращалось.При этом почти у половины помещиков имения считались мелкими. В пореформенный период большая часть помещиков продолжала применять полукрепостнические формы ведения хозяйства и разорялась.

Одновременно часть дворян широко участвовала в предпринимательской деятельности: в железнодорожном строительстве, промышленности, банковском и страховом деле. Средства для занятия предпринимательством были получены от выкупа по реформе 1861 г., от сдачи земель в аренду и под залог. Некоторые дворяне стали владельцами крупных промышленных предприятий, заняли видные посты в компаниях, стали владельцами акций и недвижимости. Значительная часть дворян пополнила ряды владельцев небольших торгово-промышленных заведений. Многие приобрели профессии врачей, юристов, стали писателями, художниками, артистами. В то же время часть дворян разорилась, пополнив низшие слои общества.

Таким образом, упадок помещичьего хозяйства ускорил расслоение дворянства и ослабил влияние помещиков в государстве. Во второй половине XIX в. произошла утрата дворянами господствующего положения в жизни российского общества: политическая власть сосредоточилась в руках чиновников, экономическая - в руках буржуазии, властительницей дум стала интеллигенция, а класс некогда всесильных помещиков постепенно исчезал.

Буржуазия.

Развитие капитализма в России вело к росту количества буржуазии. Продолжая официально числиться дворянами, купцами, мещанами, крестьянами, представители этого класса играли все большую роль в жизни страны. Начиная со времен «железнодорожной горячки» 60-70-х гг. буржуазия активно пополнялась за счет чиновников. Входя в правления частных банков и промышленных предприятий, чиновники обеспечивали связь между государственной властью и частным производством. Они помогали промышленникам получать выгодные заказы и концессии.



Период складывания российской буржуазии совпал по времени с активной деятельностью народников внутри страны и с ростом революционной борьбы западноевропейского пролетариата. Поэтому буржуазия в России смотрела на самодержавную власть как на свою защитницу от революционных выступлений.

И хотя интересы буржуазии нередко ущемлялись государством, на активные действия против самодержавия она не решалась.

Некоторые из основателей известных торгово-промышленных семей - С. В. Морозов, П. К. Коновалов - до конца своих дней оставались неграмотными. Но своим детям они старались дать хорошее образование, в том числе и университетское. Сыновей нередко отправляли за границу изучать торгово-промышленную практику.

Многие представители этого нового поколения буржуазии стремились поддержать ученых, представителей творческой интеллигенции, вкладывали деньги в создание библиотек, картинных галерей. Значительную роль в расширении благотворительности и меценатства сыграли А. А. Корзинкин, К. Т. Сол- датенков, П. К. Боткин и Д. П. Боткин, С. М. Третьяков и П. М. Третьяков, С. И. Мамонтов.

Пролетариат.

Еще одним основным классом индустриального общества являлся пролетариат. К пролетариату относились все наемные рабочие, в том числе занятые в сельском хозяйстве и промыслах, но его ядром были фабрично-заводские, горные и железнодорожные рабочие - промышленный пролетариат. Его образование шло одновременно с промышленным переворотом. К середине 90-х гг. XIX в. в сфере наемного труда было занято около 10 млн человек, из них промышленных рабочих насчитывалось 1,5 млн.

Рабочий класс России имел ряд особенностей:

  • Он был тесно связан с крестьянством. Значительная часть фабрик и заводов размещалась в селах, а сам промышленный пролетариат постоянно пополнялся выходцами из деревни.Наемный фабричный рабочий являлся, как правило, пролетарием в первом поколении и сохранял тесную связь с деревней.
  • Рабочими становились представители разных национальностей .
  • В России наблюдалась значительно большая концентрация пролетариата на крупных предприятиях, чем в других странах.

Жизнь рабочих.

В фабричных казармах (общежитиях) они селились не по цехам, а по губерниям и уездам, из которых приехали. Во главе рабочих из одной местности стоял мастер, который и набирал их на предприятие. Рабочие с трудом привыкали к городским условиям. Отрыв от родных мест нередко приводил к падению морального уровня, пьянству. Рабочие трудились по многу часов и, чтобы послать деньги домой, ютились в сырых и темных комнатах, плохо питались.

Выступления рабочих за улучшение своего положения в 80-90-х гг. стали более многочисленными, порой они принимали острые формы, сопровождаясь насилием над заводским начальством, разгромом фабричных помещений и столкновениями с полицией и даже с войсками. Наиболее крупной была стачка, вспыхнувшая 7 января 1885 г. на Никольской мануфактуре Морозова в городе Орехово- Зуеве.

Рабочее движение в этот период являлось ответом на конкретные действия «своих» фабрикантов: повышение штрафов, снижение расценок, принудительную выдачу зарплаты товарами из фабричной лавки и т. п.

Духовенство.

Церковные служители - духовенство - составляли особое сословие, разделенное на черное и белое духовенство. Черное духовенство - монахи - принимало на себя особые обязательства, в том числе уход из «мира». Монахи проживали в многочисленных монастырях.

Белое духовенство жило в «миру», его главной задачей являлось осуществление богослужения и религиозная проповедь. С конца XVII в. был установлен порядок, согласно которому место умершего священника наследовал, как правило, его сын или иной родственник. Это способствовало превращению белого духовенства в замкнутое сословие.

Хотя духовенство в России принадлежало к привилегированной части общества, сельские священники, составлявшие подавляющую его часть, влачили жалкое существование, так как кормились своим трудом и за счет прихожан, которые сами нередко едва сводили концы с концами. К тому же, как правило, они были обременены большими семьями.

Православная церковь имела свои учебные заведения. В конце XIX в. в России было 4 духовные академии, в которых обучалось около тысячи человек, и 58 семинарий, обучавших до 19 тыс. будущих священнослужителей.

Интеллигенция .

В конце XIX в. из более чем 125 млн жителей России 870 тыс. можно было отнести к интеллигенции. В стране было свыше 3 тыс. ученых и литераторов, 4 тыс. инженеров и техников, 79,5 тыс. учителей и 68 тыс. частных преподавателей, 18,8 тыс. врачей, 18 тыс. художников, музыкантов и актеров.

В первой половине XIX в. ряды интеллигенции пополнялись в основном за счет дворян.

Часть интеллигенции так и не смогла найти применения своим знаниям на практике. Ни промышленность, ни земства, ни другие учреждения не могли обеспечить занятость многим выпускникам университетов, чьи семьи испытывали материальные трудности. Получение высшего образования не являлось гарантией повышения жизненного уровня, а значит, и общественного положения. Это рождало настроения протеста.

Но помимо материального вознаграждения за свой труд, главнейшей потребностью интеллигенции является свобода самовыражения, без которой немыслимо подлинное творчество. Поэтому при отсутствии в стране политических свобод антиправительственные настроения значительной части интеллигенции усиливались.

Казачество.

Появление казачества было связано с необходимостью освоения и защиты вновь приобретенных окраинных земель. За свою службу казаки получали от правительства землю. Поэтому казак - одновременно и воин, и крестьянин.

В конце XIX в. существовало 11 казачьих войск

В станицах и поселках существовали специальные начальные и средние казачьи школы, где большое внимание уделялось военной подготовке учащихся.

В 1869 г. был окончательно определен характер землевладения в казачьих областях. Закреплялось общинное владение станичными землями, из которых каждый казак получал пай в размере 30 десятин. Остальные земли составляли войсковой запас. Он предназначался в основном для создания новых станичных участков по мере роста казачьего населения. В общественном пользовании находились леса, пастбища, водоемы.

Вывод:

Во второй половине XIX в. происходила ломка сословных перегородок и становление новых групп общества по экономическому, классовому признаку. В состав нового предпринимательского класса - буржуазии - вливаются и представители купечества, и удачливые крестьянские предприниматели, и дворянство. Класс наемных рабочих - пролетариат - пополняется прежде всего за счет крестьян, но мещанин, сын сельского священника и даже «благородный господин» не были редкостью в этой среде. Происходит значительная демократизация интеллигенции, даже духовенство теряет свою былую замкнутость. И только казачество в большей степени остается приверженцем своего прежнего образа жизни.


>>История 7 класс >>Основные слои населения

Население Киевской Руси подразделялось на отдельные слои. Социальную верхушку составляли князья во главе с Великим князем киевским. Далее следовали бояре - потомки племенных вождей и верхушки княжеских дружинников. Все они были профессиональными воинами, поэтому доблесть и честь ценились среди них превыше всего.

Наряду с крупными и мелкими боярами значительное влияние в Киевской Руси имело высшее духовенство: киевский митронолйт, епископы (управители церковных округов), настоятели больших монастырей.
Городское население составляли купцы, ремесленники, челядь (прислуга при княжеских и боярских домах).
Основной массой населения Киевской Руси были крестьяне. Свободные крестьяне назывались смердами. Они платили феодалу дань. Феодально-зависимыми в Киевской Руси были рядовичи, работавшие по договору (ряд - устар. договор), и закупы, трудившиеся за денежную ссуду (купу). Как правило, это были люди, оказавшиеся в долгу и обязанные отработать заём в хозяйстве кредитора. Рабов в Киевской Руси называли холопами или челядью. Рабами преимущественно становились военнопленные, их дети также оставались рабами. Холопы не имели своего хозяйства и находились в полной зависимости от хозяина. Челядь служила на хозяйском дворе - были слугами, конюхами, поварами и т. п.

Представители разных слоев населения Киевской Руси. Реконструкция П. Толочко

По каким признакам мы можем определить принадлежность человека к определённому сословию? Ответ аргументируйте, ссылаясь на рисунок.

Патриарх - глава православной церкви.
Епископ, митрополит - высшие духовные чины в православной церкви.


Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. - К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.
Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации