Собор Нотр-Дам-де-Пари (Собор Парижской Богоматери) - легенда Парижа. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), описание, фото

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари): подробная информация о соборе Парижской Богоматери, архитектура и история Нотр-Дам-де-Пари, расположение на карте.

Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris)

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам - старейший и самый известный собор Парижа , расположенный в древнейшей его части - острове Сите. Это великолепный шедевр готики, увековеченный гениальным Виктором Гюго и превратившийся в культовое место столицы Франции наряду с Эйфелевой башней и Лувром .

Кроме великолепного здания собора и его интерьера есть возможность оценить красоту Парижа с высоты башен. Чтобы на них подняться нужно преодолеть более 350 ступенек. Также можно посмотреть археологический склеп, который "расскажет" историю города с галло-римских времён до 19 века.

История Нотр-Дам-де-Пари

Уже в 3 веке в древнем Париже появились первые христиане. Сюда был послан св. Дионисий, казненный на холме Монмартр, и ставший впоследствии покровителем города (пригород Парижа Сен-Дени также назван в его честь). После утверждения Константином христианства, как официальной религии в Римской Империи, в 4 веке на месте языческого храма был построен первый христианский собор на острове Сите - собор св. Стефана. Точно не известно, как он выглядел и его точные размеры, но считается, что это была большая пятинефная базилика, перестроенная в 6-7 веке.

Каменный собор св. Стефана был в состоянии выдержать испытание временем, но в 12 веке Людовик VII и епископ де Сюлли приняли решение построить новый, более величественный собор. В 1163 году был заложен первый камень будущего Нотр-Дам. Строительство продолжалось до 1250 года.

На протяжении своей истории, до Великой Французской революции, Собор Парижской Богоматери несколько раз перестраивался и ремонтировался. Революция нанесла собору страшный ущерб - были разрушены статуи королей на фасаде, уничтожены все большие скульптуры, повреждены витражи и порталы. Нотр-Дам пришел в настолько плачевное состояние, что всерьез обсуждалась возможность его сноса. К счастью, во многом благодаря Виктору Гюго и его легендарному роману "Собор Парижской Богоматери", собор решено было отреставрировать. В середине 19 века Нотр-Дам был снова открыт.


Архитектура

Архитектурный стиль собора - готика. Западный фасад разделен на три части по вертикали и горизонтали.

Нижний ярус - это три портала (входа): портал св. Анны, портал Девы Марии, портал Страшного Суда. Каждый портал украшен барельефами. Над порталами расположена аркада королей - 28 скульптур иудейских царей, поврежденных во время Революции.

Выше располагается западная роза - фигура беспредельности и бесконечности, заключённая в квадрат. Построена в начале 13 века и является одной из трёх роз собора и самой старой из них.

В архитектуре собора выделяются две башни-колокольни - Северная и Южная. При этом Южная башня (ближняя к реке) выглядит менее массивной.

С южной стороны фасад собора также украшает роза и шпиль, вокруг которого расположены 12 фигур апостолов.

Крыша собора - свинцовая. Выполнена из тонких свинцовых пластинок, положенных внахлёст. Вес крыши около 210 тонн. Также в верхней части фасад Собора Парижской Богоматери украшен фигурками гаргулий и химер. Интересно, что в Средневековье химер не было. Их установили в 19 веке во время реставрации, как и новую свинцовую крышу.


Интерьер

Интерьер Нотр-Дам не может похвастаться причудливой настенной живописью. Но такова специфика суровой готики. Единственным источником света и цвета являются красивейшие витражи. Оригинальные витражи 13 века сохранились только на соборных розах. Остальные 110 витражных окон были восстановлены.

В центре нефа расположены скульптурные композиции из Евангелия. В правой часовне собора расположены картины и скульптуры, принесенные в дар. Соборная люстра выполнена из посеребрённой бронзы.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших христианских реликвий - Терновый венец.


Режим работы и вход

Собор Парижской Богоматери работает ежедневно с 8.00 до 18.45. В выходные до 19.45. Вход - свободный и бесплатный.

Чтобы подняться на башни и полюбоваться панорамой Парижа с высоты гаргулий нужно заплатить 10 евро. Также платный вход в склеп.

Правила поведения

  1. Собор Парижской Богоматери - действующий собор, поэтому здесь нужно вести себя спокойно, тихо и почтительно.
  2. Запрещено проносить багаж.
  3. Запрещено фотографировать со вспышкой.
  4. Могут не пустить в коротких юбках и шортах.

Как добраться?

–Линия 4, Cité ou Saint-Michel
–Линия 1, 11, Hôtel de Ville
–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne
–Линия 7, 11, 14 Châtelet

–Линия B, Saint-Michel – Notre-Dame
–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame

–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice
–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame
–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello
–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont
–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres
–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel
–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain

В архитектуре сочетаются два стиля: романский и готический. Отголоски романского стиля мы видим, прежде всего, в трёх порталах со скульптурными изображениями эпизодов из Евангелия. Готическая же лёгкость, устремление вверх, к небу олицетворяет идею монархии и в то же время делает собор потрясающе красивым. Как и положено, собор вытянут с запада на восток на длину 130 метров, его высота 35 метров, а высота колоколен - 69 метров.

Знаменитый западный фасад здания делится на три яруса: Нижний ярус представлен тремя порталами: сценой Страшного суда (с изображением Христа по центру), Мадонны с младенцем и святой Анны. Средний ярус - это галерея королей с 28 статуями (разрушенными во время Французской революции) и ажурным окном - розой XIII века, поражающей зрителя своим сиянием в центре яруса над стрельчатыми арками углублённых порталов. Верхний ярус - башни, высотой 69 метров. Верхняя часть собора украшена изображениями химер, которых не было в период Средневековья. Этих ночных демонов считают стражами собора. Долгое время считалось, что по ночам они оживают и обходят охраняемый объект. А вот по замыслу создателей, химеры связаны с человеческими характерами. Существует легенда, что если долго смотреть на чудовищ в полумраке - они «оживут». Но если сделать фотографию рядом с химерой - человек будет казаться статуей. Самой известной из этих чудовищ считается полуженщина-полуптица Стрикс (la Stryge) (от греч. strigx, то есть «ночная птица»), которая, по мифам, похищала младенцев и питалась их кровью. Гаргульи, имеющиеся в соборе, предназначены для отвода дождевой воды (водосточные трубы). И они являлись скульптурным украшением собора и в Среденевековье.

Каждый колокол на башнях имеет имя. Самый древний из них - Белль (1631 г.), самый большой - Эммануэль. Он весит 13 тонн, а его «язык» - 500 кг. Он настроен на звук фа диез. Эти колокола используют в особо торжественных церемониях, а остальные - звонят ежедневно. На вершину одной из башен ведут 387 ступеней.

Скульптура левого портала «Слава Пресвятой Девы», где Мадонна с Младенцем сидит на троне, по бокам - два ангела, епископ с помощником и царь, достойна особого внимания. В верхней части работы вы увидите сцены Благовещения, Рождества, Поклонения волхвов, а нижняя часть изображения посвящена историям из жизни Анны и Иосифа.

Строение представляет собой пятинефную базилику. Нефы, пересекаясь, образуют крест, как и положено в плане христианского собора. Необыкновенную красоту придают собору витражи, благодаря которым серые стены здания окрашиваются при попадании солнечных лучей, во все цвета радуги. Три круглых окна-розы находятся на западном, южном и северном фасадах, на них вы увидите сцены из Ветхого завета. Главный витраж, расположенный на западном портале, имеет диаметр 9,6 метра. В центре - изображение Богоматери, а вокруг неё - сцены работ на земле, знаки зодиака, достоинства и грехи. Боковые розы, северная и южная, имеют в диаметре по 13 метров.

Часовни, расположенные в правой части собора, привлекают внимание картинами, скульптурами, являющимися дарами собору, приносимыми, по традиции, в первый день мая.

Паникадило собора изготовлено из посеребрённой бронзы по эскизам Виолле-ле-Дюка.

В сокровищнице собора хранится терновый венец Иисуса Христа, привезенный из Иерусалима в Константинополь, заложенный в Венеции и выкупленный Людовиком IX.

Собор расчленен на три части пилястрами вертикально и на три полосы горизонтально. В нижней части открываются три грандиозных портала: портал Пресвятой Девы, портал Страшного Суда, портала Св. Анны.

Слева расположен портал Пресвятой Девы, изображающий ковчег со скрижалями и коронацию Девы Марии. На разделяющем пилястре современное изображение Мадонны с Младенцем. В люнетах в верхней части сюжеты смерти, приобщения к небесному блаженству и Вознесение Богоматери. Нижний фриз портала представляет сцены из ее жизни.

В центре находится портал Страшного Суда. Разделяющий его пилястр изображает Христа, а на своде арки скульптор с большим мастерством изваял изображения Небесных Судей, Рая и Ада. Люнет украшен фигурами Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя.

Ниже с одной стороны стоят праведники, заслужившие спасение, с другой - грешники, которых уносят на вечные муки. На разделяющем пилястре третьего портала Св. Анны расположена статуя парижского епископа V века Св. Марчелло. Люнет занимает Мадонна между двумя ангелами, а по бокам находятся изображения Мориса де Сулли и короля Людовика VII. Ниже можно увидеть сцены из жизни Святой Анны (матери Марии) и Христа.

Пожалуй, прежде всего, взгляд останавливается на центральном портале, представляющем «Судный день». Нижний фриз - это сплошное движение усопших, восстающих из своих могил, тогда как в верхней части восседает Христос, который и вершит Страшный суд. Людей, находящихся по его правую руку, он отправляет в рай, тогда как грешники, находящиеся по левую руку обречены на страшные муки в аду.

Над главным входом помещается огромное круглое кружевное окно - роза 1220-25 гг. диаметром около десяти метров и статуи Мадонны с Младенцем и ангелов. По обе стороны розы открываются окна, разделенные колонкой. Верхняя часть представляет собой галерею из арок, соединяющей две башни, снабженные, в свою очередь, высокими окнами с колонками. Галерею коронуют статуи, изображающие фантастических птиц, чудовищ и демонов, выполненных по рисункам Виолле-ле-Дюка. Поднявшись до колокольной башни по 387 ступенькам, можно полюбоваться прекрасной панорамой раскинувшегося внизу города.

Любопытно, что среди изображённых грешников присутствуют люди, похожие на епископов и монархов, из чего следует, что средневековые мастера имели возможность критиковать сильных мира сего. Мастерам было присуще также и чувство юмора: вокруг арки портала изображены резвые шаловливые ангелы, моделями для которых, как говорят, выступали мальчики из церковного хора.

«Il est venu le temps des cathédrales»…песня из ставшего столь популярным мюзикла «Notre-Dame de Paris» принесла славу не только исполнителям, но и пробудила интерес всего мира к роману Виктора Гюго, и к самому грандиозному собору Франции Собору Парижской Богоматери.

Собор, воспетый Виктором Гюго в его одноименном романе, считается главным духовным центром Парижа, а многие называют его «сердцем» города. Возвышаясь над Парижем, собор привлекает не только своим великолепием, но и многочисленными тайнами, о тайнах Собора Парижской Богоматери слагаются легенды.

На месте нынешнего Нотр-Дама в 4 веке располагалась церковь Святого Себастьяна, а недалеко от нее находился храм Божьей Матери. Однако в XII в. Оба эти здания пришли в плачевное состояние, и парижский епископ Морис де Сюлли принял решение, возвести на их месте новый собор, который по его замыслу должен был превзойти по своей грандиозности все соборы мира.

Строительство Собора Парижской Богоматери длилось практически два века. Над его обликом трудился не один десяток знаменитых архитекторов, но наибольший вклад в создании столько многоликого собора внесли Жан де Шель и Пьер де Монтрей.

Длина собора составляет 130 метров, высота башен - 69 метров, вместительность около 9000 человек.

Собор Парижской Богоматери был построен на развалинах римского храма, посвящённого Юпитеру. Первый камень базилики был заложен Папой Александром III в 1163 году.

В строительстве принимало участие много разных архитекторов, об этом свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западный фасад и башни.

Строительство башен было завершено в 1245, а весь собор — в 1345 году. Исполинские размеры собора не знали себе равных до середины XIII века, когда началось строительство кафедральных соборов в Реймсе и Амьене.

О западном фасаде Собора Парижской Богоматери Ле Корбюзье говорил как о "чистом создании духа". И правда, присутствующие здесь две геометрические фигуры - круг и квадрат, символизируют, соответственно, бесконечность Бога и ограниченность созданного им пространства. Их совместное существование в линиях фасада показывает, как мир Бога вторгается в мир, созданный через таинства Воплощения и Рождества Христова.

Под баллюстрадой тянется "галерея царей", 28 статуй которой представляют 28 поколений иудейских царей - предков Иисуса и Марии.

Западный фасад Нотр-Дам имеет три входа, их стрельчатые порталы украшены скульптурными панно с изображениями разных эпизодов Евангелия. Здесь кратко и выразительно рассказана и воплощена суть христианства.

На фото - центральный портал, известный как "Портал Страшного Суда". Арки входа поддерживают по семь статуй с каждой стороны. Внизу по центру на перемычке изображены мертвецы, восставшие из могил, разбуженные двумя ангелами с трубами. Над ними изображена сцена взвешивания душ умерших архангелом Михаилом. Согласно этому, избранных ведут в Рай (по правую руку от Христа), а проклятых дьявол ведёт в ад, налево. Далее вверх, на тимпане, изображён Христос-Судия и ангелы. Изгибы свода заняты изображениями ангелов, патриархов, пророков, мучеников и дев.

Северный "Портал Богоматери" рассказывает об Успении Девы Марии, её вознесении в Рай и коронации в качестве Царицы Небесной.

Фасады Собора Парижской Богоматери богато украшены скульптурами. Они являются одними из лучших скульптур средневековья. Скульптуры рассказывают нам историю от грехопадения до Страшного суда.

Шпиль Собора, в основании статуи Апостолов.

Конная скульптура Карла Великого перед фасадом

Позади собора собора Фонтан девственницы

В убранстве собора доминирует серый цвет, это цвет камня из которого сложены стены. В соборе очень мало окон и здесь довольно темно и мрачно. Единственным источником света служат витражи, но свет, проникающий сквозь многочисленные витражи, наполняет храм разнообразными оттенками.

Кроме свечей, собор дополнительно освещён при помощи бронзовых люстр, но света всё равно недостаточно, и требуется некоторое время, чтобы глаза привыкли к полумраку, царящему внутри.Эта игра света придает собору особую феерическую красоту и некую таинственность.

Величественный интерьер собора, его невероятных размеров нефы и трансепт поражают каждого входящего! Норт-Дам служил местом коронаций французских монархов и благословления крестоносцев. А 18 августа 1572 года именно здесь произошло бракосочетание Генриха Наваррского (будущего короля Генриха IV) и Маргариты Валуа, знакомой нам по знаменитому роману Дюма "Королева Марго".

Массивность колонн, на которые опираются стрельчатые своды нефов, облегчают резные капители. Орнамент, которым они украшены, походит на листву деревьев и служит напоминанием об Эдемском саде.

Стоя спиной ко входу, можно одним взглядом охватить центральный неф, находящийся в центре главный алтарь со статуей Скорбящей Богоматери, а также место пересечения центрального нефа и трансепта собора - средокрестие, особо освещённое и отмеченное изображением Девы Марии.

Сначала почувствовав тонкий аромат, который невозможно спутать ни с чем, а затем - увидев огромный букет королевских лилий, который его источает, можно увидеть возвышающееся в глубине храма изображение Девы Марии - собственно Парижской Богоматери. Это произведение XIV века было помещено в собор лишь в 1818 году взамен статуи XIII века, уничтоженной во время Великой Французской революции. Размещённая на своём историческом месте, эта Дева Мария является одним из 37 изображений Богоматери в посвящённом ей соборе.

Мрачность стрельчатых сводов Нотр-Дам скрашивают яркие витражи, которые украшают не только огромные окна-розы северного и южного порталов, но и многочиленные оконца, расположенные под самым потоком.

Именно благодаря этим удивительно чётким и насыщенным цветом картинкам, храм перестаёт давить и сковывать своими размерами, витражи придают "человечности" интерьеру и скудное освещение собора перерождается в загадочные сумерки. Перед этими яркими пятнами невольно останавливаешься и рассматриваешь изображения, стараясь вспомнить или узнать тот или иной библейский сюжет, который иллюстрирует витраж.

Разумеется, колоссальное впечатление производят и окна-розетки. Здесь на фото - северная розетка, созданная около 1250 года, та, в которой сохранилось большая часть оригинального стекла. В центре изображена Дева Мария, несущая в чреве своём младенца Иисуса, окружённая персонажами Ветхого Завета. Обе розетки диаметром в 13 м считаются шедеврами христианского искусства.

Как и в большинстве католических соборов (в отличие от православных), в Соборе Парижской Богоматери существует двойная галерея, окружающая хоры и главный алтарь. Она таянется вдоль алтарной преграды - высокой перегородки, отделяющей клирос от нефа, которая позволяла священникам творить молитвы в мире и уединении, оградив себя от шумной паствы.

Со стороны галереи алтарная преграда украшена полихромными барельефами, сохранившимися, однако, в своём первозданном виде лишь частично. Здесь на фото - барельеф, на котором можно узнать Христа и его учеников.

В соборе хранится одна из величайших реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. Он проделал путь от Иерусалима в Константинополь. До 1063 года он хранился в Иерусалиме, в 1063 году он был перевезен в Константинополь. Затем воины-крестоносцы захватили Византию.

Византия находилась в разграбленном состоянии, местные князья нуждались в деньгах, и Бедуин II стал распродавать реликвии. Так терновый венец был выкуплен Людовиком IX.

В 1239 году Терновый венец был доставлен в Париж. По приказу Людовика он был помещен в специально построенную часовню., где он и находился до французской революции. В эпоху революции часовня была разрушена, но венец удалось спасти, и в 1809 году он был помещен в Собор Парижской Богоматери, где и находится по сегодняшний день.

Вместе с Терновым венцом в соборе находится и гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Другой гвоздь можно увидеть в соборе города Карпантра. Еще два гвоздя находятся в Италии.

Издавна гвозди являются спором историков, сколько же их было три или четыре? Но на этот вопрос ответ не найден по сегодняшний день.

Нотр-Дам овеян легендами. Одна из таких легенд связана с воротами перед входом в собор. Они настолько великолепны, что трудно поверить, что их мог сотворить человек. Легенда гласит, что их автором был кузнец по имени Бискорне, который по заказу канонника Нотр-Дама, согласился выковать ворота, достойные величию собора. Бискорне боялся не оправдать доверие канонника, и решил он обратиться за помочью к дьяволу, пообещав отдать душу за великолепную работу.

Ворота для собора были настоящим шедевром, ажурные переплетенья сочетались с фигурными замками. Но вот беда, замки на воротах не мог открыть даже кузнец, они не поддавались никому, только после окропления святой водой они поддались. Бискорне не мог объяснить происходящего, он потерял дар речи, а спустя несколько дней умер от неизвестного недуга. И унес одну из тайн Собора Парижской Богоматери с собой в могилу.

Но самым захватывающим и запомнившимся событием при посещении собора стала для меня прогулка по галерее химер!

Взглянув снаружи на стены собора снизу вверх, можно невооружённым взглядом увидеть высыченных из камня чудовищ, летучих мышей, вампиров и мифических существ, которые как бы выпрыгивают и вылезают наружу.... На самом же деле это - не что иное как концы балок и перекрытий, укрышенные мордами чудовищ. Кажется совершенно немыслимым и несовместимым это сочетание изображений демонов с самими зданием христианского храма. Однако, согласно христианской иконографии здесь всё логично и закономерно. В эпоху Средневековья люди верили, что подобное отпугивает подобное, и соответственно, чтобы отвратить злых духов и самого Нечистого от храма, нужно изобразить эту самую нечисть на самом храме. Вот так и "поселились" здесь эти странные создания. И то ли они охраняют храм, то ли бегут из него, охваченные ужасом.....

Но зачем же они «украшают» здание храма? Являются ли они просто декоративным элементом, или они наделенными какими-то мистическими способностями?

Химер давно считаются безмолвными стражами собора. Считалось, что по ночам химеры оживают и обходят свои владения, бережно охраняя покой здания. На самом деле по замыслу создателей собора химеры олицетворяют человеческий характер и многообразие настроений: от меланхолии до злобы, от улыбки до слез. Химеры настолько «очеловечены»,что стали казаться живыми существами. И существует предание, что если смотреть на них в полумраке очень долго, то они «оживают». А если сфотографироваться рядом с химерой, то на фотографии человек кажется каменным изваянием.

По углам каждой из колоколен установлены статуи химер и гаргулий - замысловатая выдумка архитектора Виолле-ле-Дюка, с 1841 года руководившего реставрационными работами в Нотр-Дам, и пожелавшего украсить таким образом здание, а заодно и вызвать интерес и привлечь к нему внимание публики.

Это - самая известная из химер, её видно сразу же у входа в галерею. Как бы призадумавшись она созерцает с высоты жизнь вечно изменяющейся столицы... Признаюсь, я отчасти явилась в галерею ради этого кадра, потому как уже много раз видела такое изображение, но, разумеется, хотела убедиться в существовании такого персонажа самолично.

Все эти невероятные монстры, животные-гибриды и фантастические птицы примостились на выступах колоколен и "охраняют" древнее здание.... И здесь, ещё больше чем там, внизу, поражаешься этому сочетанию несочетаемого в одном и том же месте - добро и зло, святость и порок существуют здесь независимо и параллельно друг от друга, - священная обитель христианства, и злые духи на его колокольнях....И тем не менее - всё это образует единое здание храма, архитектурный комплекс, к которому, пожалуй, более всего подойдёт эпитет "застывшая музыка".

А вот гаргульи Нотр-Дама обосновались здесь уже в средние века. Да, гаргульи и химеры это не одно и тоже. Гаргульи уступают популярностью своим «младшим сестрам». И считается, что самые красивые гаргульи находятся на уровне аркбутанов хора. Если химеры являются декоративным элементом собора, то гаргульи имели совершенно другое предназначение.

С французского языка gargouille переводится, как желоб или водосточная труба. Таким образом, чудовища не что иное, как водосточные трубы, отводящие потоки дождевой воды от крыши и стен собора.

Собор Парижской Богоматери настолько разнообразен и многолик, что каждый год привлекает огромное количество туристов. Каждое воскресенье можно посетить католическую мессу, и услышать самый большой орган Франции, услышать необыкновенное звучание шеститонного колокола (именно к этому колоколу Квазимодо питал особую любовь)

Виды Парижа, открывающиеся с высоты собора поражают воображение! Весь город можно охватить одним взглядом. На востоке - Сена и современная часть города...

А на западе, - его историческая часть. На острове Сите видны часовня Сен-Шапель и Дворец Правосудия, а дальше - Лувр, район Ля Дефанс и Эйфелева башня.

Побыв в галерее химер минут 5-10, не знаешь, куда уже смотреть: то ли на гаргулий, то ли на Париж, то ли на ставший невероятно близким собор, на те его уголки, которые не видны оттуда, снизу, и до которых здесь - рукой подать!

Например - до шпиля высотой в 90 м, сконструированного тем же Виолле-ле-Дюком вместо маленького шпиля, который был разрушен во время Революции...

Или до ангела, возвешающего Последний день Мира...

Или до кровожадных чудовищ, пожирающих свои жертвы...

"Эммануэль" весит более 13 тонн, а его язык - около 500 кг. Звонит колокол только в самые торжественные дни - по большим католическим праздникам.

Есть некая необыкновенная стройность и гармония во всём облике именно этого храма. Громоздскость и монолитность - на первый взгляд, и необыкновенная лёгкость и воздушность - если приглядеться повнимательнее, или обойти и рассмотреть его со всех сторон.
Этот сквер позади собора - один из самых уединённых и уютных уголоков в городе. Совсем рядом - многолюдные бульвары, пристани речных трамвайчиков, станции метро, шумные площади, толпы неугомонных тристов, атакующих и сам собор, и прочие достопримечательности острова Ситэ... А здесь тихо. Тихонько журчит вода в фонтане, благоухают цветочные клумбы, в тени деревьев отдыхают случайные прохожие.... И сам собор является логичной доминантой этого места, куда устремлены взоры всех, кто здесь находится.Отсюда открывается замечательный вид на скульптурные композиции, окна-розы и арочные контрфорсы и аркбутаны восточной части собора. Навряд ли Нотр-Дам был бы настолько монументален и внушителен, не будь он надёжно защищён со своей наиболее уязвимой и хрупкой стороны - с тыла - таким чудесным садом.... И чем больше времени здесь проводишь, тем больше задаёшься вопросом: то ли собор построен посреди сада..... то ли сад насадили вокруг собора, дабы укрыть и защитить его от всякой нечисти и от посторонних глаз

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris



У каждой европейской столицы есть свой архитектурный символ. Парижу в этом повезло намного больше, у него таких символов несколько: Триумфальная арка, Дом Инвалидов… Но самым старинным, самым помпезным и впечатляющим своей роскошью является собор Нотр-Дам, что на острове Сите, в самом сердце столицы Франции. Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) в первую очередь привлекает туристов. Помимо внешней красоты и гармонии самого сооружения с собором связано множество исторических и культурных событий.

В самом начале своего существования готическое сооружение служило для коронаций, бракосочетаний, похорон императоров Франции. В 1302 году в парижском Соборе Богоматери собрался первый парламент Франции – Французские Генеральные штаты. К наступлению 2000 года (миллениума) собор почистили от копоти и городской пыли. Сейчас он золотисто-желтого цвета, оригинального цвета песчаника, из которого собор был построен.

Возведен Собор Парижской Богоматери непосредственно в центре острова Сите, места, с которого началась застройка столицы Франции. До этого, как свидетельствуют раскопки, на этом месте располагалось галло-римское поселение, а там, где сейчас стоит собор, был храм, посвященный Юпитеру, позже, на его фундаменте, базилики времен Меровингов и Каролингов.

Строительство средневекового католического собора началось в 12 веке, оно проходило в несколько этапов вплоть до 14 века. Жан де Шель и позже Пьер де Монтрей были главными архитекторами, руководившими строительными работами. Деньги на строительство собирали все горожане, поскольку каждый хотел быть причастным к возведению божьего храма.
Как было принято в средневековье, те, кто вносил больше денег, имели право хоронить себя или членов своей семьи внутри часовен, а также выставлять собственные статуи в память потомкам. Покровительствовали строительству епископ Морис де Сюлли и Папа Александр III. Из-за того, что возведение собора продолжалось долгое время (с 1163 по 1315 гг.), в его облике соединились черты романского и готического архитектурных стилей с преобладанием последнего. Как считается, романский стиль в архитектуре означает большую приверженность к классическим формам, к архитектуре Древнего Рима, тогда как готический стиль подразумевает определенные черты варварства.

Мистика средневековой Франции

Средневековые строители, каменщики, умевшие строить такие величественные соборы, были привилегированным цехом. Они перемещались по французской столице по просьбе горожан и городской коммуны, задумавшей строительство. Каменщики, каменотесы, плотники, архитекторы держали в секрете особенности своего мастерства, часто зашифровывая знания в изображенных символах, оставленных ими в постройках. Сейчас стало модным искать скрытые смыслы и расшифровывать символы вольных каменщиков, масонов.
А символы действительно использовались. Это были специальные шифры вольных каменщиков, воплощавшие эзотерические знания, а также христианская символика. Тайные знания алхимиков, цистерианцев, полученные на основе астрологии, алхимии, мистической геометрии были сначала восприняты и потом тщательно сберегались в масонских ложах.


Соборы, посвященные Деве

Так, Нотр Дам посвящен Деве Марии (Мадонне), покровительнице и заступнице города. Но это не единственное значение этого величественного сооружения. Кстати, Париж не единственный город, в котором есть собор Нотр Дам. Приблизительно одновременно в Реймсе, Шартре, Дижоне, Руане, Париже и некоторых других городах Франции появились соборы Нотр Дам. Их расцвет связан с распространением и популяризацией в те времена учения Бернара Клервонского (1090 – 1153), который ввел культ Девы Марии, связанный с рождеством и эзотерическим значением женского начала. До того времени культ Девы Марии не был популярен среди церковников.

В течение истории из-за различных обстоятельств и времени собор постепенно разрушался. Особо он пострадал во времена Людовика 14, тогда были разрушены многие надгробия и витражи, а также во время Великой Французской революции.

В период Великой Французской революции, которая провозглашала свободы человека и гражданина, Собор Парижской Богоматери был наречен Храмом разума. Во времена Наполеона собору был возвращен его религиозный статус. Сам Наполеон короновался в Нотр-Дам де Пари вместе со своей женой Жозефиной. Грандиозное полотно, на котором изображена сцена коронации Наполеона в Нотр-Дам, выставлено в Лувре — другом знаменитом символе Парижа.

Нотр-Дам де Пари – обитель Бога … и любви

В 1831 году Виктор Гюго написал шедевральный роман «Собор Парижской Богоматери», благодаря которому великолепному собору была возвращена его былая популярность. Власти решили отреставрировать шедевр архитектуры и приступили к его восстановлению в 1841 году. Руководил реставрационными работами Виоле-де-Дюк. Он же распорядился снести старые постройки и очистить площадь пред собором.

Те, кто читал роман В. Гюго, смотрел одну из его экранизаций или наслаждался нашумевший по всему миру одноименным мюзиклом, помнят описания внутреннего убранства и экстерьера вида собора, помнят сцены про то, как звонарь собора, горбун Квазимодо, общался с колоколами, называя их Мари, Большая Мари и др. На самом деле, и сейчас все колокола в колокольне Нотр-Дам имеют собственные имена, например, Анжелика-Франcуаза, весом около 1765 кг, Антуанетта-Шарлотта, весом 1158 кг, Гиацинт-Жанна, весит 813 кг и пр. Самый большой колокол, Эммануэль, имеет массу в 13 тонн.

И вообще, размеры собора поражают. Так, его высота 35 метров, а высота колоколен 69 метров. Длина храма 130 м, ширина – 48. Чтобы добраться до смотровой площадки и постоять рядом со знаменитыми горгулиями и химерами Нотр-Дама, увидеть Париж с такой высоты, нужно быть в неплохой физической форме и преодолеть 387 ступенек узкой лестницы, ведущей на балкон.

До появления Эйфелевой башни Собор Парижской Богомматери считался самым высоким зданием в Париже.

Строительство Собора Парижской Богоматери

Готические соборы строились коллективно. Необходимы были колоссальные материальные, человеческие и финансовые ресурсы. Необходимо было доставлять камни из карьеров, отесывать их. Для доставки камня этого вырубалось значительное количество леса. Естественно, чем дальше находился источник строительных материалов от места строительства, тем дороже выходила его транспортировка и доставка. Те люди, которые не могли поддержать строительство финансово, непосредственно участвовали в работах в качестве каменотесов, столяров, плотников. Руководитель работ назывался Мастер. Разница в оплате работы архитектора и квалифицированного рабочего была не слишком ощутимой, кроме годовой премии. Рабочий день длился 12 часов в теплое время года и 9 часов зимой. Все рабочие в часы отдыха могли объединиться на церковной службе.

Масоны или вольные каменщики

Профессионалы-каменотесы, нанятые городскими властями для возведения соборов, обычно отдыхали и принимали пищу вместе со всеми другими строителями, вместе они укрывались от дождя и непогоды, обсуждали свою работу в деревянных бараках, которые назывались ложи (loges). С 18 века этот термин ввели в обращение масоны, чьи собрания носили секретный и закрытый характер. Масоны стремились создать закрытое тайное общество, чтобы сохранять и передавать тайные знания, предназначающиеся исключительно посвященным. Масоны 18 века использовали и другой известный термин средневековых вольных каменщиков – мягкий камень (фр. pierre franc или franc-macon) франкмасон, или вольный каменщик. Правда есть у языковедов и другая версия слова franc. Возможно, оно связано с дефиницией франшиза, то есть, особая свобода действия, ряд привилегий, освобождение от налогов. Такие привилегии предоставлялись передвижным бригадам строителей, в отличие от нанятых на месте.

Горгулии – каменные охранники собора

Скажем несколько слов о горгулиях (горгульях). При строительстве соборов такие скульптурные изображения полудемонических инфернальных существ использовались с чисто практической целью. Они были водоотводами. В качестве водоотводов в готических соборах использовались не только горгулии, но и драконы, химеры, различные звери – львы, ослы, рыбы, козы, волки и пр. Изображались даже люди (монахи, клоуны, шуты) и даже целые сценки. Необычный инфернальный внешний вид этих элементов декора готических соборов заставил искать в их изображении другой, скрытый смысл. Возможно, внешний вид таких существ должен был отпугивать злых духов от божьего храма.

Однако горгулии Собора Парижской Богоматери изначально выполняли декоративную функцию. Их надумал установить архитектор Вилле-де-Дюк уже в 19 веке и пригласил для этого 15 скульпторов. Кстати, Вилле-де-Дюк, тщательно изучивший секреты постройки готических соборов, издал «Толковый словарь французской архитектуры 11 – 16 веков».

На паперти у Собора Нотр-Дам

Итак, очутившись на площади перед собором, осмотрев его снаружи, туристы выстраиваются в очередь, чтобы войти внутрь. Вход в собор через арочный портал на главном фасаде. Арки собора поддерживают семь статуй. Над центральным порталом изображены сцены Страшного Суда. Слева располагается портал Богородицы, а справа – портал Святой Анны. Возле них – Христос-Студия. Между порталами и ярусом находится Галерея Королей, так названы скульптурные изображения царей Ветхого Завета. Дело в том, что в средние века люди, в основном, были неграмотны, и изображения и скульптуры в храмах рассказывали им о жизни Христа, деяниях святых и апостолов, другие сюжеты из Библии. В центре фасада с внешней стороны скульптурное изображение, а изнутри – витраж в виде розы. Центральный витраж в виде розы имеет диаметр около 10 м.

В 2009 г. фанаты Майкла Джексона, собравшиеся на паперти собора, думали, что колокольный звон раздаётся по случаю смерти их кумира. В действительности же, колокольный звон сопровождал крестный ход к собору Сен-Северен.

Роза

Роза, так называется круглая деталь с мотивами лучей, обычно из мрамора, расположена в центре фасада соборы и такая же деталь имеется и на южном трансепте Нотр-Дама над укрепляющими конструкциями. Роза, как элемент стиля, применялась в основном в романском соборе, однако в готическом она соединила в себе и функциональные и символические смыслы. Прежде всего, это был источник проникновения света в центральный неф. Роза также символизирует круг и Солнце, огненное колесо, которое в средневековые временны отождествлялось с циклическим временем жизни. Роза также ассоциируется с женским началом. Поэтому вполне обоснованно ее использование именно в соборе, посвященном Деве. Символическое значение имеет и количество лепестков розы. Обратите внимание, когда будете стоять перед Собором Парижской Богоматери, на количество лепестков розы.

Витражи в готических соборах служили источником света и изображали различные сцены и сюжеты. Помимо чисто функционального значения, использование света в соборах имело еще и символическое – Бог есть свет. В соборах в архитектурном стиле готика Бог – Свет проникает в храм к верующим через прекрасное преломление. В готическом соборе символическое значение вертикальности также подчеркивало желание подняться к небу, проникавший через витражные окна свет как будто бы разрывал земную тьму, даря возможность устремляться ввысь, к неземному пространству. Сегодня в часовнях собора, в сокровищнице используются и электрические подсветки.

В Нотр-Дам де Пари витражи изображают сцены сельских работ, знаки Зодиака, аллегории на человеческие достоинства и грехи. Лишь небольшая часть витражей сохранилась до наших дней в старинном виде, большую часть пришлось восстанавливать и реконструировать.

Интерьер собора


Интерьер Собора Парижской Богоматери представляют собой часовни нефа. В кое-каких из них есть живописные полотна 17 – 18 веков. В некоторых – небольшие макеты сцен средневековой жизни с собором в центре. По центру Собора расставлены стулья, на которых позволено посидеть, отдохнуть, а если повезет оказаться здесь во время работы органа, то послушать литургию в органном исполнении. Дело в том, что, хоть Собор Парижской Богоматери и является культурной и исторической достопримечательностью, это, прежде всего, действующий католический храм. Здесь проходят церковные службы, поэтому вход в собор абсолютно бесплатный.



Орган Собора Парижской Богоматери

Орган Собора Парижской Богоматери действовал еще в 15 веке, позже перестраивался. Сейчас орган насчитывает 8000 труб и 111 регистров. К недавнему празднованию 850-летия собора орган снова реконструировали, а также добавили новые колокола.

В Соборе Парижской Богоматери имеется сокровищница. В ней хранится один из главных христианских артефактов, терновый венец Иисуса Христа. Он был перенесен сюда из специально для него построенной в свое время церкви Сент-Шапель (Святой часовни). Выставлены на обозрение и другие светские сокровища и старинные предметы культа. Вход в сокровищницу составляет 1-3 Евро.

Собор Парижской Богоматери – прекрасный пример сооружения в стиле готика

По Собору Нотр-Дам можно смело изучать архитектурный стиль готика. Он соединил в себе все его основные черты и элементы. Это и витражные окна из цветного стекла, и остроконечные шпили и ребристые своды крыши, и защитники обители Бога – мрачные горгульи.

Огромные размеры готических соборов, в том числе и Нотр-Дам де Пари, объясняются тем, что человек средневековья должен был испытывать благоговение перед Господом. Кроме того, функцией таких соборов было единение людей, благодаря общей приобщенности к Богу. Также соборы служили убежищем во времена гражданских распрей и ссор. Соборы служили и местом сбора горожан в средние века, проведения разных фестивалей и мистерий. Описанный в творении В. Гюго праздник дураков перед Собором Парижской Богоматери имел вполне реальную основу. Так, хроники повествуют, что в 1160 году во французском городе Лане проходил «праздник дураков».

Соборы в средние века являлись своеобразными книгами из камня и стекла. Об этом также пишет Виктор Гюго, передавая сетования средневековых схоластов о том, что наступают времена, когда книга начинает заменять архитектуру.

Бытует поверье, что если встать в круг пересечение земных меридианов на площади перед собором и загадать желание, то оно — сбудится.

В окрестностях Собора Парижской Богоматери

Под Собором Парижской Богоматери находится крипта или археологический музей, который начал функционировать в 1980 году. В крипте длиной 120 метров можно увидеть фундаменты и пройти по кладке времен Древнего Рима. Вход в крипту слева от фасада собора, цена билета 3,50 Евро.

В примерно 100 метрах от собора находится памятник Карлу Великому, объединившему французские земли. Говорят, этот памятник не имеет особой художественной ценности, однако очень достоверно изображает облачение короля того времени. Вследствие этого и из-за символичности фигуры Карла Великого данный памятник также заслуживает внимания туристов.

На площади перед собором выставлен нулевой меридиан и указано расстояние до многих городов мира. Эти отметки обыграны в недавно популярном бестселлере Дэна Брауна «Код да Винчи».

Известны изображения и фотографии Собора Парижской Богоматери не только с фасада, а и с южной стороны через речку Сену. Полюбоваться этим видом можно, проплывая на кораблике по Сене вокруг острова Сите. В вечернее время, благодаря красивой подсветке, собор видится особенно романтично.

На заметку туристу

Добраться до Собора Парижской Богоматери можно линиями метро 4, 1, 10, 7, 11, 14 до остановок «Остров Сите», «Отель-де-Виль», «Шалете», а дальше совсем немного пешком. Можно пользоваться автобусами, например, маршрутами 21, 38, 47, 85.

Ежегодно собор посещают 14 миллионов человек, он является одним из самых известных памятников в Европе.

Собор Парижской Богоматери открыт для посещения с 8 утра до 18-45, в субботу и воскресенье – с 7-15. Как сообщается на сайте собора, службы проходят в субботу в 5-45 и в 18-15.
К услугам туристов имеется аудиогид на французском, английском, немецком, испанском, португальском, японском и китайском языках, стоимость его услуг составляет 5 Евро.

В пределах пешей прогулки от Нотр-Дама находятся другие интересные достопримечательности французской столицы – городская ратуша, Отель-де-Вилль, дворец Правосудия и тюрьма Консьержери, а также многие другие.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

Собор Парижской Богоматери возведен на месте, где когда-то стоял древнеримский храм, а позднее – христианская базилика. Этот собор – олицетворение классической готики, поражающий величием, богатством, красотой главного фасада и легкостью выполненных с восточной стороны ажурных аркбутанов. Величественный и прекрасный Собор Парижской Богоматери на протяжение многих столетий играл роль «сердца» столицы Франции. Здесь проводились императорские коронации и национальные похороны. В 1429 году состоялся благодарственный молебен, после того как Карл VII был коронован в Реймсе. В этом соборе венчались французские короли и королевы, в частности, Генрих IV c Маргаритой де Валуа.

Строительство Нотр-Дам-де-Пари началось в 1163 году во времена правления Людовика VII Французского. Историки расходятся во мнении, кому принадлежит честь заложить первый камень в основании собора – епископу Морису де Сюлли или папе Александру III. Достоверно известно только, что ранее на этом месте существовал гало-римский храм Юпитеру, а позднее – базилика Св.Стефана. Строительство длилось 182 года, и было завершено в 1345 году.

Здание имеет традиционную для католических соборов форму вытянутого креста. Начало строительства пришлось на время, когда готика только входила в свои права как стиль в архитектуре, поэтому, несмотря на доминирование вертикали, горизонталь ещё успешно с ней соперничает. Благодаря этому во всем облике здания прослеживается несравненная четкость. Главный фасад с горделивой высотой башен мощный и одновременно изящный. По горизонтали он разделен галереями на три яруса. В нижнем ярусе имеется три портала – Богородицы, Страшного суда и святой Анны. Между нижним и средним ярусом с главным витражом-розой находится Галерея Королей, которую составляют 28 статуй царей из Ветхого Завета.

Изначальный облик Нотр-Дама искажался временем и бесконечными войнами, приносящими разрушения. В частности, при Людовике XIV были разрушены могилы и витражи, а во время Великой французской революции по приказу Робеспьера – обезглавлены статуи, изображавшие французских королей. Позже выяснилось, что их выкупил один парижанин, якобы планируя использовать в качестве строительного материала. На самом деле новый владелец спрятал статуи под своим домом, где они и были обнаружены в 1977 году.

С 1844 по 1861 год архитектор Виолле-ле-Дюк осуществил реставрацию храма. Кроме стандартных для средневековых базилик эркеров, арок и колоннад, он дополнил здание множеством скульптурных изображений демонов, химер, чудовищ, диковинных птиц, гротескных фигурок злых монстров, которые, выглядывая из самых неожиданных мест фасада, иронично созерцают город с высоты. Кажется, что эти каменные изваяния, взгроможденные на готический пинакль, повисшие над выступом стены, или спрятавшиеся за шпилем, существуют целую вечность, погруженные в свои мысли о судьбах людей, копошащихся далеко внизу. В частности, прообразом для химер послужили средневековые горгульи. К созданию скульптур Виолле-ле-Дюк привлёк 15 скульпторов во главе с Жоффруа Дешоме.


Во время реставрации собор также получил новый дубовый, обшитый свинцом шпиль, высота которого составила 96 метров. Его предшественник был разобран в 1786 году. У подножия шпиля расположились четыре скульптурные группы работы Дешмо. Помимо бронзовых статуй апостолов в каждой группе присутствует животное, символизирующее одного из евангелистов. Поэтому рядом со святым Марком находится лев, Лукой – бык, Иоанном – орёл, а возле святого Матфея – ангел. Лики всех статуй обращены к Парижу, кроме Фомы, который смотрит на шпиль, вероятно, по той причине, что этот святой покровительствует архитекторам.

Одной из наиболее примечательных особенностей в облике Нотр-Дам-де-Пари являются витражи. Помимо своего прямого назначения – обеспечивать естественное освещение в соборе, витражи дополняют внутреннее убранство, заменяя, таким образом, настенную роспись. Большинство витражей были созданы в середине XIXв во время реконструкции. Интересно, что первоначально их предполагалось собрать из прозрачного стекла. Но известный французский писатель Проспер Мериме, который на тот момент был главным инспектором исторических памятников Франции, настоял на том, чтобы их выполнили похожими на средневековые, то есть разноцветными. Что касается витража над главным входом, то он достаточно хорошо сохранился от Средних веков, поэтому его отреставрировали, частично заменив недостающие элементы. В центре розы находится богородица, а на «лепестках» изображены всевозможные сценки из повседневной жизни крестьян, добродетели и пороки, знаки зодиака. Диаметр главного витража составляет 9,6 метров, а двух боковых роз – 13 метров, что делает их самыми большими в Европе.



Собор Парижской Богоматери славится своими колоколами. Самый большой из них звучит в тоне фа-диез, но его используют крайне редко. Четыре других колокола, каждый из которых имеет своё имя (Denise David (фа-диез), Hyacinthe Jeanne (фа), Antoinette Charlotte (ре-диез) и Angelique Francoise (до-диез)) радуют парижан и гостей столицы Франции дважды в день – в 8 и 19 часов.

В Нотр-Дам-де-Пари находится великолепный орган. Первый такой инструмент собор получил в 1402 году. Для этого в новый готический корпус поместили старый орган. В дальнейшем инструмент многократно перестраивали и реконструировали. Значительный вклад в усовершенствование органа в 1733 году внёс Тьерри, после чего в инструменте насчитывалось уже 46 регистров, разместившихся на пяти мануалах. Кроме того орган поместили в новый корпус, фасад которого был выполнен в стиле Людовика XVI. Следующую важную реставрацию провел в 1788 году Франсуа-Анри Клико.

Под руководством выдающегося французского органостроителя Аритида Кавайе-Колля в 1864-1867 годах произошла полная модернизация инструмента. В результате орган получил 86 регистров и механическую трактуру, оборудованную рычагами Баркера. Кроме того несколько изменилось звучание, которое приобрело традиционное для инструментов Кавайе-Колля мягкость.

С 1902 по 1932 год инструмент был в очередной раз расширен, а трактуру заменили на электро-пневматическую. Инициатором нововведений стал Луи Вьерн, который с 1900 по 1937 года служил титулярным органистом собора Парижской Богоматери.

Во время реконструкции 1959 года в органе заменили консоль на американскую, а трактуру – на электрическую. Для последнего усовершенствования было использовано порядка 700 км кабеля. Тем не менее, система оказалась ненадежной и часто выходила из строя, вследствие чего в 1992 году медный кабель заменили на оптический, а консоль компьютеризировали. На сегодняшний день орган является самым большим по числу регистров (111). Он состоит из 8000 труб, более 900 из которых были установлены ещё во времена Тьерри и Клико.

Титулярную должность органиста Нотр-Дам-де-Пари, которая является одной из самых престижных во Франции, сейчас занимают три музыканта: Филипп Лефевр, Оливье Латри, Жан-Пьер Лёгю.