Рождение иисуса христа. Библейские сюжеты в русской живописи Картина рождение иисуса

Миллионы людей верят в Иисуса Христа, хотя его существование вызывает множество споров. Им восхищаются, его любят, ему поклоняются. Как сказано в Библии, и в соответствии с христианскими верованиями, Господь Бог оплодотворил Деву Марию. Она родила Иисуса, который совершал невероятные чудеса: ходил по воде, даровал зрение, превращал воду в вино, исцелял калек и воскрешал мертвых. Многие профессиональные художники и просто любители живописи в своих полотнах изображают Иисуса Христа, а вот детские рисунки, нарисованные с помощью обычного карандаша, несут особую энергетику.

Рисунки с изображением Иисуса Христа очень убедительные. Они не только дают визуальное представление о человеке, но и говорят о его сущности.

Казалось бы, портрет показывает что-то совершенно очевидно, но автор хитро «прячет» в нем глубокий смысл. Через определенное выражение или позу, дополнительный объект (терновый венок) или использование определенных цветов художник раскрывает душу великого человека.


Часто работа становится знаковой, представляя группу людей из определенного периода времени, которую объединяет нечто общее, например рождение Иисуса.

Даже одна колыбель с Вифлеемской звездой во главе говорит о рождении нашего Спасителя.


Иногда, кажется, что лик Христа имеет суровый или нахмуренный взгляд, но это ошибочное мнение. Христос есть наше спасение и его взор всегда любящий.


Важно при изображении Всевышнего правильно рисовать глаза — врата в человеческую душу.

Иногда изображают один глаз обращенный к зрителю, а второй отвернут немного в сторону. Говорят, что так Иисус смотрит на свою судьбу.


Именно через форму шеи авторы передают полное дыхание Бога и святого духа.


Всевышний пришел на нашу землю, чтобы спасти и защитить все человечество.


Рисунок карандашом распятие Иисуса Христа, схема рисунка поэтапно

Иисус Христос дает людям надежду, доверие и веру. Глядя на изображения с распятием Иисуса Христа действительно веришь, что он умер за наши грехи. Рисование подобных событий требует от автора понимания и преклонения перед действительно большой жертвой.

Вариант №1

Существует шесть определенных шагов, пройдя которые можно создать страдальческий рисунок Всевышнего.

  • Для начала определяются с формой тела. Начинают с круга для головы и вытянутого туловища. После создания основы добавляют линии конечностей для шеи, рук и ног.

  • Переходят к наброску длинных до плеч волос, эскиза бороды и тернового венца. Форму туловища и рук округляют.

  • Когда верхняя часть тело Иисуса готова, можно прорисовать форму креста. Закончив очертания рук, приступают к талии, набедренной повязке и ногам.

  • На следующем этапе рисуют вытянутые крылья. Добавляют на пояснице ткань с линиями сгиба. Затем опускаются вниз, где заканчивают рисование нижней части креста.

  • На больших ангельских крыльях добавляют перья и стирают первоначальные линии, которые нарисовали на первом этапе.

  • Эскиз рисунка готов, хотя можно добавить немного оттенков.

Вариант №2

Прежде чем приступить к рисованию Иисуса, определяются с размером фигуры. Соответственно, подбирают силуэт исходя из высоты листа. Это необходимо для поддержания пропорции между листом и фактическим рисунком.

  • Первоначально рисуют крест. Он будет служить основой для тела. Нажим карандаша делают не большой, чтобы по окончанию работы легко стереть направляющие.

  • Определяют пространство, которое займет рисунок вертикально и горизонтально. Руки Иисуса будут вытянуты в стороны. Следовательно, требуется хороший размер бумаги. Рисуют голову и руки. В верхней части вертикальной линии делают овал для головы.

  • Рисуют большой прямоугольник, который будет служить торсом. Затем прорисовывают детали волос, глаз, носа, губ и бороды.

  • Начинают детализировать рисунок с волос. Для этого изображают волнистые или прямые линии, начинающиеся в верхней части головы и спадающие на плечи.

  • Не стоит беспокоиться, если пряди выглядят не ровно.

  • Работают с лицом. Немного ниже лба рисуют брови, а под ними — глаза (обязательно со зрачком), добавив две растянутые изогнутые линии. Затем приступают к наброску носа и рта.

  • Губы должны быть слегка изогнутыми вверх, так мастера показывают улыбку Иисуса. Вокруг них делают усы и бороду. Первую растительность заштриховывают вертикально, а вторую выполняют горизонтально. Борода начинается от губ и простирается до ушей. Она выглядит как треугольник, указывающий вниз.

  • Затем делают два овала на конце рук. Позже из них прорисуют пальцы, которые будут изогнуты вверх.

  • Длинными линиями изображают халат, не забывая делать лишние штрихи для складок на одежде. Затемняют или заштриховывают на линии сгибов, например, на складках. Формируют пальцы на руках и проходят еще раз по контуру рисунка. Убирают ластиком лишние детали.

  • Вариант №3

Пошаговое видео руководство рисования распятия Иисуса. Автор снял его довольно подробно, поэтому вполне возможно повторить приведенную технику.

Рисунок карандашом рождение Иисуса Христа, поэтапно с фото

Когда рисуют важное христианское событие – рождество Христово, сразу вспоминают о кроватке в яслях, где впервые появился младенец. Сцены сопровождаются волшебством ночной звезды, блуждающими пастухами, домашними животными, экзотическими волхвами, приносящими подарки с Востока, а также гордым отцом и Богоматерью.

Вариант №1

Этот рисунок выполняется в форме поздравительной открытки.

  • Для начала делают круг, в который размещают ясли животных.

  • Затем в кормушке изображают лежащего младенца, укутанного в простыню.

  • Из щелей и поверх яслей выступает трава.

  • На следующем этапе добавляют овечку, сияние вокруг головы младенца и свечение Вифлеемской звезды.

  • Можно добавить колокольчики, еловые веточки и поздравительную надпись. Из кривой, от которой идут другие маленькие ответвления, делают веточки.

Вариант 2

Чтобы нарисовать рождение Иисуса не обязательно изображать все детали события. Иногда достаточно показать младенца в колыбельке на стоге сена.

  • Для начала создают вытянутую форму для головы. Чуть ниже ее центра проводят горизонтальную линию для размещения глаз.

  • С правого конца линии делают небольшую выпуклость для щек. Рядом рисуют кисть ручки с крохотными пальчиками.

  • На проведенной горизонтальной линии располагают глаза, набрасывают ресницы и брови. Между глазами делают округлый носик, а затем рот и губы. Обязательно на уголках делают изогнутые черточки для округлости щек.

  • Затем рисуют легкую линию волос и приступают к изображению второй руки, которая показывается из-под одеяла.

  • Удлиняют тело младенца и добавляют края корзины, поверх которой опускается край одеяла.

Корзину можно изобразить разной формы, все зависит от фантазии автора.

  • Лишние детали убирают ластиком.


Рождение Иисуса Христа в цвете, поэтапно с фото

Какое Рождество без рождественского вертепа? Следующий рисунок предназначен для более опытных авторов. Рождественское действие венчает звезда Давида над кормушкой. Сам младенец умиротворенно спит в наполненной сеном корзине. Рядом с ним расположились Мария и Иосиф, а по бокам лежат овечки.

  • Делают овалы для всех шести персонажей, участвующих в Рождестве.

  • Далее определяются с формами людей, ангелов и животных.

  • Зная, где расположен каждый персонаж, начинают рисовать соответствующие лица. Ребенок спит, поэтому его глаза закрыты, а на головах Иосифа и Марии наброшены капюшоны.

  • Начинают рисовать тела и одежду героев, а также завитки шерсти овечек.

  • Приступают к крыльям ангела, а также ореолам над головами Марии и Иосифа. Рисуют одеяло, которым обернут младенец.

Рисунок Иисус Христос суперзвезда, поэтапно с фото

Отношение к мюзиклу «Иисус Христос суперзвезда» неоднозначное, ведь вся постановка строится на рок-песнях. Сюжетная линия основывается на последних днях жизни Иисуса и содержит многие элементы библейского повествования: предательство Иуды, арест и распятие Иисуса.

Рисунок №1 Многогранность величия Иисуса

На этом рисунке Иисус смотрит немного в сторону. Он имеет задумчивый и усталый вид, но от лика святого идет свечение.

  • Начинают работу с нанесения овала, который разделяют вертикальной линией для элеменов лица. Вокруг контура делают волнистые пряди волос и косую линию для плеч.

  • Детализируют волосы для большей реалистичности. Наносят две петли на левой стороне, которые позже станут ухом. Затем изображают штрихи для глаз, носа и бороды.

  • Продолжают набрасывать переднюю линию волос, которая окружает часть лица. Формируют глаза, и накладывают тень на правую сторону.

  • Намечают место усов и бороды, продолжают детализировать шею и грудную область.

  • На пятом этапе начинают процесс затенения с области вокруг глаз, что придаст глубину и реалистичность лицу. Повторяют то же с левым глазом, двигаясь дальше вниз к щеке. Слегка затеняют область вокруг кончика носа, губ и усов. Линии волос выше лба и халат также должны быть заштрихованы.

  • Удаляют все руководящие формы и продолжают затенение всей верхней части головы, усов и бороды.
  • Рисование Христа – это просьба в благословении всех помыслов и начинаний, а также поддержание христианских учений и книги, содержащей Писание. Сильный портрет всегда завораживает и привлекает внимание зрителя. Он заставляет нас задуматься о великом человеке, который посвятил всего себя служению людям.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лука, 2:6–7). До начала V века Рождество праздновали одновременно и как праздник Богоявления. Поэтому в живописи смешались сюжеты собственно рождения и последующих эпизодов, которые, строго говоря, больше относятся к Богоявлению – поклонение волхвов (царей), поклонение пастухов, которые не всегда включают изображение непосредственно рождения Христа.

Сон Иосифа.
Александр Андреевич Иванов. 1850-е гг.
Бумага, акварель, итальянский карандаш.
Москва. Государственная Третьяковская галерея


Рождество Христово.
Гагарин Григорий Григорьевич


Поклонение волхвов.
Гагарин Григорий Григорьевич


Рождество Христово (Поклонение пастухов).
Шебуев Василий Козьмич. 1847 г. Холст, масло. 233x139,5 см.
Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге


Рождество Христово.
Репин Илья Ефимович. 1890 г. Холст, масло. 73x53,3.


Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа. Эскиз.
Иванов Александр Андреевич. 1850-е.
Бумага коричневая, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,4x39,7
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Славословие пастухов.
Иванов Александр Андреевич. 1850 г.


Явление ангела пастухам.
Петровский Петр Степанович (1814-1842). 1839 г. Холст, масло. 213х161.
Череповецкое музейное объединение

За эту картину молодой художник - ученик Карла Брюллова - в 1839 году получил первую большую золотую медаль Академии Художеств. Полотно находилось в музее Императорской Академии Художеств до момента закрытия, затем было передано Череповецкому краеведческому музею.


Рождество Христово.
Васнецов Виктор Михайлович. 1885-1896
Росписи Владимирского собора в Киеве


Рождество Христово.
Вишняков Иван Яковлевич и др. 1755 г.
Из Троице-Петровского собора.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Рождество.
Боровиковский Владимир Лукич. 1790 г. Холст, масло.
Тверская областная картинная галерея


Рождество Христово.
Боровиковский Владимир Лукич. Холст, масло
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»


Рождество Христово.
М.В. Нестеров. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41 x 31.
Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15006


Рождество Христово.
Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора.
Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41x31,8
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14959

Рождество Христово.
М. В. Нестеров. 1890 г.


Коленопреклоненная фигура юноши с посохом в руке. Рука, держащая посох. Рука, поднятая к устам.
М.В. Нестеров. Этюд. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, итальянский карандаш, уголь. 49x41.
Подготовительные этюды для фигуры одного из пастухов композиции "Рождество Христово" (алтарь южного приделана хорах Владимирского собора в Киеве)
Киевский государственный музей русского искусства
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4661


Рождество (Поклон царей).
М.В. Нестеров. 1903 г.
Фрагмент росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15189


Рождество (Поклон царей).
М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель, бронза, алюминий. 31x49.
Эскиз росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского.
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15177


Волхвы. Эскиз
Рябушкин Андрей Петрович. Бумага, акварель
Костромской государственный объединенный художественный музей




Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)


Ангельское славословие в момент рождения Спасителя.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)


Рождество Христово.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816). Графика.


Поклонение волхвов.
Клавдий Васильевич Лебедев,
Церковно-археологический кабинет МДА


Поклонение волхвов.
Валериан Отмар. 1897 г. Холст, масло, 71x66.
Оригинал мозаики для храма Спаса на крови


Явление ангела пастухам. Рождество Христово. Сретенье.


Рождество Христово.
Мозаика по оригиналу И. Ф. Порфирова
Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург


Рождество Христово и другие священные сцены из жизни Иисуса Христа и Богоматeри.
И. Я. Билибин.
Эскиз фрески для южной стены храма Успeния Богородицы в Ольшанах


Волхвы (мудрецы).
Павел Николаевич Филонов. 1914 г. Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге. 37x39,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Olga"s Gallery


Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Дерево, карандаш, гуашь. 45,7x34,9.
Частная коллекция
Первоначально произведение находилось у сестры художника Евдокии Глебовой.
17 окт.1990 г. было продано анониму на аукционе Sotheby"s,
затем 29 ноября 2006 года за 1,5 млн долл. вновь продано на аукционе Christie’s.
Аукционный дом Christie’s

Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Бумага, гуашь (темпера?), 35,5x45,5.
Частное собрание, Швейцария
Публикация Третьяковской галереи, 2006 г.
http://www.tg-m.ru/articles/06/04/042–049.pdf

Сайты-источники репродукций:

Рождество Христово - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Несмотря на то, что католики отмечают его 25 декабря, а православные 7 января, это один и тот же праздник, но по разным календарным стилям - старому и новому. Следует отметить, что для православных христиан Рождество является вторым по важности праздником после Пасхи, а вот католики почитают его даже выше Пасхи. Это объясняется разным смыслом, который представители этих конфессий вкладывают в понятие «Рождество»: православные более почитают духовное возрождение, то есть воскресение Христа после смерти и вознесение Его на небо, а западные религиозные течения превыше ставят возможность спасения, которая пришла в мир вместе с рождением маленького Иисуса, то есть его физическое рождение.

История праздника интересна, но не слишком ясна. Дело в том, что нигде в Библии не упоминается точная дата рождения младенца Иисуса. Ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Христос родился именно 25 декабря (или 7 января по новому стилю). Ветхий Завет упоминает только о том, что Христос родился в 5508 году от сотворения мира .

С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Дата Рождества - 25 декабря принята Церковью с IV века .

В IV веке Константин, римский император, отказался от языческой веры, принял христианское учение сам и узаконил его на территории своей страны. Повинуясь воле императора, новая церковь сразу же начала активную борьбу с языческими культами. Но истребить привычные устои оказалось не так уж просто, поэтому в некоторых вопросах священникам приходилось идти на уступки поклонникам древних культов. Одной из таких уступок и стало придание особого значения дню 25 декабря. До введения христианства люди поклонялись Солнцу, поэтому период зимнего солнцестояния, то есть последние дни декабря, был особенно почитаем. В этот период Солнце приближалось к Земле, световой день становился длиннее и светлее, а это воспринималось как символ победы сил света над силами тьмы. Христианские священники увидели в этом благой знак и согласились назначить праздник Рождества Христова на конец декабря, ибо рождение сына божьего есть не что иное, как рождение истинного Солнца. Иными словами, ранние христиане мудро решили, что легче наполнить новым смыслом традиционные языческие верования, чем искоренять их «огнем и мечом».

В 337 г. папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря. Русская Православная Церковь также празднует Рождество 25 декабря, но 25 декабря по юлианскому календарю Церкви, не принявшей реформу папы Григория XIII, наступает 7 января - по новому, григорианскому стилю.

Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С Его рождением на земле наступила новая эра. Даже наше летоисчисление начинается с Рождества Иисуса Христа. История рождения Иисуса удивительна. Подумайте только, Ему, Сыну Творца мира и вселенной, пришлось родиться в хлеве для животных. Но начнем с начала.

Благовещение о зачатии Иисуса

В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Она спросила Ангела: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария ответила: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему». И отошел от нее ангел.
Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» .

Рождение Иисуса Христа


Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:

"Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице." (Лк.2:4-7)

Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.
В гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.

В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда .


После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях» . Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном - и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.

Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов): Гаспара, Мельхиора и Валтасара. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына - Мессии, которого ждал иудейский народ. Волхвы, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8). Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.

Через восемь дней младенцу дали имя Иисус, что означает «Господь есть Спасение». Впоследствии его также назвали «Христос», что значит «помазанник». Эта «приставка» в древнем Израиле ранее употреблялась только по отношению к царям и верховным священникам, поскольку возведение в высокий сан совершалось через помазание. Дав эпитет «Христос» сыну божьему, пророки подчеркнули, что он есть истинный Царь мира, одновременно несущий людям свет веры.

Узнав о рождении Христа, и, обнаружив, что волхвы не послушались его, разгневанный царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до 2 лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти царя Ирода.

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует и в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Когда Мария почувствовала наступление родов, то Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. Рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы.


Сочельник

Рождество Христово завершает 40-дневный Рождественский пост (28 ноября - 6 января). Христос не только советовал очищать дух и плоть при помощи постов, но и сам показывал пример воздержания. Вспомнить хотя бы Его 40-дневный пост в пустыне и ответ дьяволу-искусителю: «… Не хлебом единым будет жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих». Православная церковь смотрит на пост как на возможность очиститься от мирской скверны: через очищение тела достигается очищение духа, помыслов.

Канун Рождества называют Рождественским Сочельником . В Сочельник, накануне Рождества соблюдается строгий пост. Традиционно едят кутью из пшеницы или риса с медом. Но приступать к трапезе разрешается не раньше, чем на небе появится первая звезда - это символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Иисуса.

В праздник Рождества Христова Православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!» , отвечая на них — «Славим Его!» .

Андрей Рублёв.
«Рождество Христово».
1405 год.
Благовещенский собор Московского Кремля.

Издревле празднование Рождества на Руси начиналось в ночь на 25 декабря. В навечерие праздника, когда догорал в морозном воздухе ранний зимний закат и розовый свет на снегах становился все холодней и холодней и как-то совсем незаметно синел, из домов, оставя предпраздничные приготовления, выходили люди и смотрели на темнеющее небо, ожидая первой, рождественской звезды. В этот день до звезды не полагалось ничего есть, а вечером еда была не очень сытной, но особой и долгожданной - распаренные в воде хлебные зерна с сушеными ягодами. Называлась она сочивом, а весь день предпразднества - Сочельником.

Наступала ночь Рождества, отступало время, и в празднике его преодоления по засыпанной снегами Руси - всякий человек, стар и млад, готовился стать участником встречи на земле рождающегося младенца. В этот вечер по сельским и городским улицам зачинались первые рождественские песни - колядки. Их пение в древности было распространено по всей Руси. От XVII века дошли первые записи северорусских колядок, но сами песнопения восходят к глубокой древности. Колядки воспевают прошлое так, как будто оно совершается сегодня, в эту ночь, а сами поющие - свидетели и участники событий. Русские дети под лунным светом Сочельника, поскрипывая морозным снегом по подоконьям, беседовали в колядках с пастухами, идущими поклониться новорожденному Спасителю мира.

Рождество изображали художники, жившие, по крайней мере, за 1100 лет до Рублева. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского (III-IV вв.), не позднее 330-х годов по приказу императора Константина в Вифлееме была выстроена церковь Рождества, где, несомненно, была икона этого праздника. Древнейшие изображения Рождества дошли до наших дней на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло. Они относятся к V-VII векам. Более тысячелетия складывалась, развивалась эта иконография, прежде чем обрела тот вид, в каком писали ее предшественники Рублева и он сам следом за ними.

Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.

«Рождество Христово».
1745.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Что касается датировки пришествия, то и тут не всё так просто. Если вспышка сверхновой – «Вефлиемской звезды» не вставлена в Библию позже, ведь она зажглась и стала видна в 1054 году от рождества Христова, значит хозяева мира, записали нам в голову лишнее тысячелетие. Тридентский церковный собор в Царьграде (Константинополе) точно добавил лишнее тысячелетие…

Владимир Пятибрат. «Глубинная книга».

Гандольфино да Рорето (Гандольфино д"Асти).
«Рождество Христа».
Конец XV - начало XVI вв.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Когда настал час родить – было это около полуночи на Рождество, - Мария встала и прислонилась к колонне, которая была здесь. Иосиф сидел рядом опечаленный, вероятно, потому, что не мог приготовить все необходимое для родов. Он встал, взял из яслей сено, положил его у ног Девы Марии и отвернулся. В этот момент Сын Божий оставил чрево Матери, не причинив Ей никакой боли. Так оказался Он на сене у ног Своей Матери. Омыв Его, Она завернула Его в Свое покрывало и положила в ясли. <…> вол и осел склонили свои головы над яслями, дабы дыханием своим согреть Младенца, так как понимали, что в такой холод едва укрытому Младенцу нужно тепло. Мать, однако, встав на колени, молилась и возносила благодарность Богу: Благодарю Тебя, Господь и Небесный Отец, за то, что дал Мне Твоего Сына, и молюсь Тебе, Предвечный Бог, и Тебе, Сын Бога Живого и Мой Свн.

Псевдо-Бонавентура. «Размышления о жизни Христа». Около 1300.

«Рождество Христово».

Икона «Рождество Христово».
Средиземноморье.
Вторая половина XV века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Икона «Рождество Христово».
Россия.
XVI век.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Икона «Рождество Христово».
Россия.
Конец XVII века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Икона «Рождество Христово» в резной раме.
Палестина.
Между 1801-1860.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Илья Ефимович Репин.
«Рождество Христово».
1890.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Рождение Иисуса

В те дни вышло от римского кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

И пошли все записываться – каждый в свой город. Поскольку Иосиф был из города Вифлеема, он вместе с Марией отправился туда.

В Вифлееме Марии пришло время родить. Спеленала она младенца и положила в кормушку для скота, в ясли, потому что в гостинице места им с Иосифом не нашлось.

А в это время пастухам, которые ночью стерегли скот, явился ангел и сказал:

Возвещаю вам великую радость: в Вифлееме родился Спаситель – Христос Господь. Вы найдете младенца в яслях.

Прибежали пастухи и нашли Марию, Иосифа и младенца, лежащего в яслях. Всем рассказывали потом пастухи о ведении и о младенце.

Через восемь дней назвали младенца Иисусом.

Потом понесли в Иерусалим, чтобы представить младенца Богу и принести в жертву двух горлиц или двух птенцов голубиных, как сказано в законах Моисея.

Был тогда в Иерусалиме человек по имени Симеон. Предсказано ему было, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Пришел Симеон в храм в то время, когда родители принесли туда Иисуса, взял его на руки и сказал:

Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову твоему с миром, ибо увидел я Спасителя.

Очень удивились Иосиф и Мария таким словам.

Тут же была и Анна-пророчица, восьмидесяти четырех лет. Она вообще не отходила от храма – днем и ночью молилась Богу. Подошла она к младенцу, и славила Господа, и стала говорить о нем всем в Иерусалиме.

Библейские легенды. Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

«Рождество Христово».
1503.
Галерея Уффици, Флоренция.

Матис Готхарт Грюневальд.
«Рождество Христово».
Инзенгеймский алтарь.

ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА НА САМОМ ДЕЛЕ ВСПЫХНУЛА В СЕРЕДИНЕ XII ВЕКА. (АБСОЛЮТНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ДАТИРОВКА ЖИЗНИ ХРИСТА)

Мы воспользуемся фундаментальной работой И. С.Шкловского "Сверхновые звезды и связанные с ними проблемы". В ней третья глава почти полностью посвящена "звезде 1054 года". Остатками этой вспышки является современная Крабовидная туманность в созвездии Тельца.

Сразу скажем, что дата "1054 год" взята из старых хроник, в частности китайских и японских. Которым И. С. Шкловский полностью доверяет. Но мы не имеем оснований так поступать. Тем более, что привлекать подобные сомнительные сведения совсем не обязательно. Оказывается, данную вспышку сверхновой звезды можно ДАТИРОВАТЬ ЧИСТО АСТРОНОМИЧЕСКИ, причем с высокой точностью. Что и было сделано американскими астрономами в XX веке.

Надежная астрономическая датировка Вифлеемской звезды такова: 1140 год плюс-минус 20-30 лет. То есть СЕРЕДИНА ДВЕНАДЦАТОГО ВЕКА.

ДОБАВЛЕНИЕ О КОМЕТЕ ГАЛЛЕЯ. Сегодня известно, что период возвращения кометы Галлея составляет примерно 76 лет… Поскольку в предпоследний раз комета Галлея появилась в 1910 году, то легко подсчитать, что около 1910 - 760 = 1150 года комета Галлея также должна была появиться. Хорошо или плохо она была видна в тот год - мы не знаем. Но если она действительно возникла на небе столь же эффектно, как в XVII-XX веках (например, как в 1910 году), то в течение нескольких лет на небе могли наблюдаться два ярких явления - вспышка звезды около 1150 года и комета Галлея около 1150 года. Что, естественно, должно было еще более усилить впечатление людей. Впоследствии два явления могли путаться, объединяться. В Евангелиях сказано, что Вифлеемская звезда ДВИГАЛАСЬ, вела волхвов. Что напоминает поведение кометы: "И се, звезда, которую видели они на востоке, ШЛА ПЕРЕД НИМИ, КАК НАКОНЕЦ ПРИШЛА И ОСТАНОВИЛАСЬ над местом, где был Младенец" (Матфей 2:9). На рис. 1.7 приведено одно из старинных изображений евангельской Вифлеемской звезды именно в виде "хвостатой звезды". Так ранее изображали кометы.

Еще более откровенное изображение Вифлеемской звезды в виде кометы мы видим на картине Джотто "Поклонение волхвов"…

Джотто ди Бондоне.
«Поклонение волхвов».

Хвост у звезды вытянут влево вверх - значит художник, скорее всего, рисовал именно комету а не, скажем, звезду с лучом указывающим на младенца Христа.

Альбрехт Альтдорфер.
«Святая ночь (Рождество Христово)».

Любопытно, что на средневековой картине "Рождество" Альбрехта Альтдорфера вверху слева изображены ДВА НЕБЕСНЫХ СВЕТИЛА, ознаменовавшие Рождество. Одно из них - огромная Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки. А чуть ниже - более вытянутое и клубящееся светило, внутри которого изображен небольшой ангел.

Аналогичное изображение именно двух небесных "вспышек", возвестивших о рождении Христа, мы видим и на известном средневековом алтаре Паумгартнеров, созданном Альбрехтом Дюрером якобы в XVI веке.

Альбрехт Дюрер.
Алтарь Паумгартнеров.
1503.

Мы видим шаровую вспышку Вифлеемской звезды, а чуть ниже (как, кстати, и на картине Альтдорфера) - вытянутое клубящееся светило с ангелом внутри. На обоих приведенных картинах пара небесных светил изображена ярко-желтым, золотистым цветом, сразу бросающимся в глаза на более темном фоне остального пейзажа.

Таким образом, подобные средневековые изображения доносят до нас, по-видимому, старинную традицию связывать с Рождеством как вспышку звезды, так и появившуюся в то время комету.

Василий Шебуев.
«Рождество Христово».

Обратимся к "Лютеранскому Хронографу" XVII века, описывающему всемирную историю от сотворения мира до 1680 года. В нем говорится, в частности, о праздновании средневековых христианских "Юбилеев", которые справлялись в Ватикане в 1299-1550 годах. Юбилеи были установлены в память о Христе, поскольку праздновались в дни январских календ. Отмечалось Рождество Христово, близкое к январским календам, а не другой христианский праздник…

Годы Юбилеев назначались римскими папами. Как сообщает "Лютеранский Хронограф", в 1390 году "Ювилей по веце Христове" был назначен папой Урбаном IV как ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ Рождества Христова. Потом он стал десятилетним, а с 1450 года, по повелению папы Николая VI, - ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНИМ.

Проведем несложный, но весьма интересный расчет. Обратим внимание, что если Юбилей от Рождества Христова в 1390 году отмечался как ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ (то есть кратный 30 годам), а в 1450 году - как ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНИЙ (кратный 50 годам), то путем простых вычислений мы приходим к полному перечню возможных - с точки зрения средневековых римских пап - годов Рождества Христова. А именно: 1300, 1150, 1000, 850, 700, 550, 400, 250, 100 годы н.э. и так далее с шагом 150 лет в прошлое (150 - это наименьшее общее кратное для чисел 30 и 50). Поразительно, что в получившемся списке дат нет того "нулевого" года н.э., куда историки помещают Рождество Христово сегодня. Получается, что римские папы, устраивавшие Юбилей, совсем не думали, будто Христос родился в начале н.э., как это заявили позднейшие хронологи XVI-XVII веков. Дата Рождества Христова была для пап XIV века, очевидно, какой-то совсем другой.

Среди указанных дат, расположенных достаточно редко, мы видим дату, попадающую в точности в середину XII века. Это 1150 год. ЧТО ОПЯТЬ ИДЕАЛЬНО СОГЛАСУЕТСЯ С АСТРОНОМИЧЕСКОЙ ДАТИРОВКОЙ ВИФЛЕЕМСКОЙ ЗВЕЗДЫ 1140-М ГОДОМ ПЛЮС-МИНУС 10 ЛЕТ.

Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. "Царь славян".

Джованни Баттиста Ортолано.
«Рождество».

Джулио Пиппи, прозванный Джулио Романо.
«Рождество и поклонение пастухов».
1531-1534.

Доменико Беккафуми.
«Рождество».

Лоренцо Лотто.
«Рождество Христово».

Мастер из Мулена.
«Рождество Христово и кардинал Ролен».


Мастер Луврского Рождества.
«Рождество».

Пьеро делла Франческа.
«Рождество Христово».


Рогир ван дер Вейден.
Алтарь Бладлена (Миддельбургский алтарь).
«Рождество Христово».


«Рождество Христово (Поклонение пастухов)».
Первая половина XVII века.
1650?
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Федерико Бароччи.
«Рождество Христово».


Ханс Бальдунг.
«Рождество Христово».


Эль Греко.
«Рождество Христово».


Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«К Празднику Рождества Христова!»

Рождение Иисуса Христа

Рождение Иисуса произошло так.

Когда Иосиф услышал, что Мария ждет ребенка, он растерялся. Мария еще не стала его женой, и он не мог понять, кто является отцом ребенка.

Господь послал к Иосифу Своего ангела. Во сне ангел сказал ему: “Не бойся, Иосиф, принять Марию, жену твою. У нее родится Сын от Духа Святого, назовите младенца Иисусом, что значит: “Спаситель”, ибо Иисус спасет людей от грехов”.

Иосиф успокоился. Незадолго до рождения Иисуса он пришел домой озабоченным. Римский правитель, кесарь Август, захотел установить, сколько людей живет под владычеством Рима. Поэтому он повелел провести перепись по всей стране. Все жители должны были идти, каждый в свой город, чтобы там записаться.

Иосиф родился в Иудее, в городе Вифлееме, расположенном в ста шестидесяти километрах от Назарета.

Мария, ожидавшая рождение Сына, и Иосиф были вынуждены отправиться в утомительное путешествие. Они медленно продвигались вперед.

Когда Иосиф и Мария пришли, наконец, в Вифлеем, все места в гостинице были уже заняты. Хозяин посочувствовал им и предложил свой хлев для ночлега. Так получилось, что Сын Божий родился среди животных в яслях.

Событие это не прошло незамеченным. Вскоре пришли первые гости. Пастухи на полях Вифлеема увидели вдруг в ночи яркий свет. Ангел явился им и возвестил радостную весть о рождении Господа.

“Не бойтесь! Ибо сегодня родился вам в городе Давидовом Спаситель. Это - Христос, Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах в яслях!”

Когда пастухи взглянули на небо, они увидели многочисленное воинство ангелов, которые пели: “Слава в вышних Богу, и на земле мир всем людям, любящим Бога!”

Потом свет погас, и ангелы исчезли. Снова наступила тишина, и лишь звезды светили, как прежде.

Пастухи поднялись. “Пойдем в Вифлеем и постараемся разыскать Младенца,” - решили они и отправились в путь, с трудом находя в темноте узкую тропинку.

Затаив дыхание, вошли они в хлев.

И здесь, в яслях, лежал Младенец Иисус, завернутый в теплые пеленки. Все было точно так, как предсказал им ангел. Мария и Иосиф сидели рядом.

Пастухи тихо опустились на колени и поклонились Младенцу. Потом они рассказали Марии и Иосифу, о чем возвестили им ангелы.

Когда пастухи на рассвете возвращались к своим стадам, они, встречая на улицах первых путников, рассказывали им о Благой Вести.

Мария все запомнила и сохранила в своем сердце. Когда наступило время, Мария и Иосиф пошли в храм и понесли туда Младенца, как того требовал иудейский закон.

Они дали Младенцу имя Иисус, как сказал им ангел.

Народження Ісуса Христа

Народження Ісуса відбулося так.

Коли Йосип взнав, що Марія чекає дитину, він розгубився. Марія ще не стала його дружиною, і він не міг зрозуміти, хто є батьком дитини.

Господь послав до Йосипа Свого ангела. У сні ангел сказав йому: “Не бійся, Йосипе, прийняти Марію, дружину свою. У неї народиться Син від Духа Святого, назвіть немовля Ісусом, що значить: ” Спаситель ” , бо Ісус врятує людей від гріхів” .

Йосип заспокоївся. Незадовго до народження Ісуса він прийшов додому стурбованим. Римський правитель, кесар Август, захотів встановити, скільки людей живе під пануванням Риму. Тому він наказав провести перепис по всій країні. Всі жителі повинні були йти, кожен у своє місто, щоб там записатися.

Йосип народився в Юдеї , в місті Віфлеємі , розташованому в ста шістдесяти кілометрах від Назарета.

Марія, що чекала народження Сина, і Йосип були змушені відправитися в обтяжлива подорож. Вони повільно просувалися вперед.

Коли Йосип і Марія прийшли, нарешті , до Віфлеєму, всі місця в готелі були вже зайняті. Господар поспівчував їм і запропонував свій хлів для нічлігу. Так вийшло, що Син Божий народився серед тварин у яслах.

Подія це не пройшла непоміченою. Незабаром прийшли перші гості. Пастухи на полях Вифлеєму побачили раптом в ночі яскраве світло. Ангел з’явився їм і сповістив радісну звістку про народження Господа.

“Не бійтеся! Бо сьогодні народився вам у місті Давидовому Спаситель. Це – Христос, Господь. І ось вам знак: ви знайдете Дитину сповиту в яслах! ”

Коли пастухи поглянули на небо, вони побачили численне воїнство ангелів, які співали: “Слава в вишніх Богу, і на землі мир всім людям, що люблять Бога! ”

Потім світло згасло, і ангели зникли. Знову настала тиша, і лише зірки світили, як раніше.

Пастухи піднялися. “Підемо до Віфлеєму й постараємося розшукати Немовля, ” – вирішили вони і вирушили в дорогу, насилу знаходячи в темряві вузьку стежку.

Затамувавши подих, увійшли вони в хлів.

І тут, в яслах, лежав Немовля Ісус, загорнутий в теплі пелюшки. Все було точно так, як передбачив їм ангел. Марія і Йосип сиділи поруч.

Пастухи тихо опустилися на коліна і вклонилися Немовляті . Потім вони розповіли Марії і Йосипу, про що сповістили їм ангели.

Коли пастухи на світанку поверталися до своїх стад, вони, зустрічаючи на вулицях перших подорожніх, розповідали їм про Доброї Новини.

Марія все запам’ятала і зберегла у своєму серці. Коли настав час, Марія і Йосип пішли в храм і понесли туди Дитину, як того вимагав іудейський закон.

Вони дали Немовляті ім’я Ісус, як сказав їм ангел.