Отец михаил ардов полный контакт. Михаил Ардов, протоиерей: биография и фото. Конфликт официальной и автономной церквей


Бесплатная газета Метро, выпускаемая шведским медиахолдингом, в Санкт-Петербурге дурит своих читателей. В ней появилась колонка протоиреея Михаила Ардова. На груди у Михаила висит огромный крест, однако вы ошибётесь, если причислите колумниста к Русской Православной Церкви. Метро умалчивает о том, что он протоиерей не РПЦ, а РПАЦ - это Российская православная автономная церковь, неканоническая. Однако Ардов считает неканонической структурой именно РПЦ.

Оригинал взят у kimura в Протоиереи десоветизации

В последнее время буквально в геометрической прогрессии стали ускоряться процессы десоветизации. Эти процессы выливаются в очернительные информационные компании, переименования улиц и др. объектов.
Одним из мощных направлений является переосмысления деятельности генерала Власова.

Кирил Александров защищает докторскую диссертацию на теме явления коллабарационизма http://arctus.livejournal.com/106374.html .
А Вести.фм уже в мягкой форме обеляет Власова в своих якобы научных передачах http://friend.livejournal.com/2274320.html?view=74182672#t74182672 .

Также есть конкретные попытки за включение в эту борьбу православного сообщества на стороне десоветизаторов. Наш народ обладает внутренней мудростью и в общем-то понимает, что те кто якобы пришли по советскую «душу» на самом деле облизывается в стиле гитлеровского решения русского вопроса.

Давайте тезисно его разберем. Итак, вначале Ардов выражает свое восхищение по поводу творчества М.А. Булгакова. Протоиерей отмечает «Дьяволиаду», это произведение в метафорической форме можно трактовать, как отождествление дьявольщины и раннего Советского союза. Недаром Ардов проводит параллель с Кафкой и его кафкианской бюрократией.

Далее автор переходит к самому знаменитому роману писателя «Мастер и Маргарита». Сразу делает оговорку о неприятия богохульства в диалоге Иешуа Га-Ноцри с Понтием Пилатом. И переходит к разъяснению остальной части романа. Суть трактовки романа Ардовым сводится к отождествлению нечистой силы с советской властью. И только угроза репрессий помешало Булгакову напрямую сделать источником дьявольщины Лубянку или Кремль пишет автор. Задаешься вопросом, вот откуда протоиерей обладает информацией о мотивах Булгакова, тем более таких сокровенных.

Затем Ардов сводит мотив деятельности литературных «чертей» в произведении к обиде Булгакова на окружающую бюрократию, читай советскую бюрократию. И это предполагаемое формирование мотивов писателем наводит протоиерея на мысль о том, что Булгаков надеялся на то, что роман будет опубликован. Любой писатель надеется на опубликование своих произведений, это мысль публициста оригинальной не является.

Тут ведь интересно, каким образом выходил роман, какую роль сыграла в его выходе в свет жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская, и кто была она сама. Более глубокое рассмотрение темы выхода произведения в свет, увлекло бы от темы поста. Интересно то, что конкретно имел в виду Ардов, когда называл свою заметку «Заведомо разрешенный шедевр», кем он был разрешен? Ответа Ардов не дает. Скажу лишь одно, что роман впервые опубликован в 1969 году в издательстве «Посев» Франкфурт-на-Майне. Издательство организовано Народно-трудовым союзом (НТС) в 1945 году в американской зоне оккупации Германии. При этом роман одновременно и антиправославный, и антикоммунистический, то есть, предельно антирусский.

Протоиерей Ардов интерпретирует роман, в духе не приемлю богохульства, но за часть отождествления нечистой силы с Советской системой, называет роман шедевром. Как одновременно в голове верующего человека может уживаться богохульство и шедевр, это вопрос открытый.

В одном из следующих номеров газеты вышел текст Ардова «Изолгавшееся перо», по поводу советской писательницы Мариэтты Шагинян. В тексте Ардов выражает свою негативную позицию в сторону писательницы, и это позиция обусловлена тем, что писательница была предана «делу Ленина-Сталина».

Центральной темой беседы был Сталин и репрессии, в беседе Шагинян защищала Сталина. Ардов «устами» своей знакомой сообщает откровенную ложь о 22 миллионах убитых. Эту ложь о миллионах убитых читают миллионы граждан, которые добираются на работу на метро. Причем эту ложь сообщает человек с православным саном, и люди могут воспринимать это, как официальную позицию Русской православной церкви (РПЦ).

Кто же такой протоирей Михаил Ардов? Родился в 1937 году в Москве. Отец Виктор Ефимович Зигберман, на литературном поприще взял псевдоним Ардов. Предками Зигберманов-Ардовых были с одной стороны сефардские евреи (общность, сформировавшаяся в Испании), а с другой немецкие. Поэтому сначала псевдоним был Сефардов, впоследствии три первых буквы растворились . Мать Нина Ольшевская, театральная советская актриса. Кстати знаменитый советский актер Алексей Баталов является родным братом по матери обсуждаемого Михаила Ардова.
В 1960 году окончил факультет журналистики МГУ. Принял крещение в 1964 году, в 1967 иподиакон в Скоробященском храме на Ордынке. В 1980 году удостоился сана священника. В 1993 году вышел из РПЦ и вошел в РПЦЗ, стал клириком Суздальской епархии, которую возглавлял Валентин Русанцов. В 1995 году вместе Русанцовым вышел из РПЦЗ. Они создали Российскую православную свободную церковь, которая в 1998 году переименована в Российскую православную автономную церковь. Данная церковь не является канонической.

Сам Ардов говорит о причинах своего воцерковления в эфире радио Свобода следующее:


http://www.svoboda.org/content/transcript/26842631.html

Для несведущих внутренняя эмиграция — это уклонение от участия в политической и общественной жизни государства как следствие внутреннего несогласия с господствующей идеологией; нежелание следовать задаваемым данным правилом; духовное отчуждение от государства; альтернатива реальной эмиграции. То есть побудителем к уходу в православия была не вера, а радикальное неприятие советской системы, что сподвигло убежать в иной мир.

Там же он выражает отношение к Сталину:

Ардов связывает безобразность современности с деятельностью Сталина, и в событиях на Украине виноват Сталин, во всем виноват Сталин, дотянулся проклятый. Коммунисты развалили Российскую империю, Ардов наверное запамятовал, что империя просуществовала до февральской революции 1917 года, и была переименована в республику. Мы видим, что Ардов не приемлет не только советское, но и русское. «Русского мира» для него нет, интересная постановка вопроса. А как же Пушкин: "Там русский дух , там Русью пахнет "! Просто протоиерей Ардов, поболее великого русского поэта о русскости знает. Нет для публициста и кризиса религиозной идентификации, который был обусловлен проектом «Модерн», именно это кризис вкупе с недееспособностью элиты привел к февралю. Замечу к февралю, а не к октябрю. Не было бы его, жили бы до сих пор в Российской империи. И «русский мир» Зигберман, мое личное мнение, непринимает за то, что он выбрал коммунизм.

Но продолжим цитирование:

Анализируя приведенную реплику, можно предположить, что уход из РПЦ обусловлен также отношением к Сталину. Именно Иосиф Виссарионович в 1943 году воссоздал институт патриаршества. Всвязи с этим Ардов заявляет, что РПЦ неканоническая структура. Тут сразу встает вопрос, а какая структура каноническая, при такой постановке вопроса можно не только до Петра I дойти. Далее Ардов-Зигберман сообщает интересную информацию по поводу взаимоотношений КГБ и партии в становлении Русской православной церкви. Дальнейшее раскрытие этой темы увела бы нас далеко за тематику поста. Тем не менее видно, что о конфликте «брахманов» и «кшатриев» в советской реальности протоиерей знает не понаслышке.

Итак, со страниц одной из самых массовых газет публицист, как бы выступающий от всего православного сообщества (никто не полезет разбираться, кто такой протоиерей Михаил Ардов), изливает русофобский яд на общество. И я бы на месте иерархов РПЦ задумался над этой коллизией, так как этот яд и по их душу.

Наблюдает вся страна. Пожилая жена артиста Гитана Аркадьевна и его 50-летняя дочь-инвалид Мария фактически оказались заперты в собственной квартире. Из-за разборок с соседом они не могут выехать даже на свою дачу. Брат артиста - писатель и настоятель храма Михаил Ардов - уверил: дела в звездном семействе действительно очень непростые.

«Дочь Маша разговаривает с трудом»

Я навещаю семью брата регулярно, - делится Михаил Ардов. - Жена его чувствует себя неважно, но старается не жаловаться на свои проблемы. А вот с дочерью Машей дела совсем плохи: она с трудом разговаривает. Но Маша - талантливая, умная, написала много сказок, стихов. Я знаю, что сейчас Гитане Аркадьевне помогают три женщины - работницы, которые готовят, убирают у них в доме. Заходит и Надежда - старшая дочь Алексея. У них с моим братом были сложные отношения из-за того, что он с ее мамой как-то рано и не очень хорошо разошелся. Конечно же это переносилось и на дочь.

Михаил Ардов - сводный брат Алексея Владимировича. У них одна мама, но разные отцы. Но воспитывались дети вместе. У Алексея и Михаила был еще младший брат Борис, который умер в 2004 году из-за цирроза печени.

Очень грустно на душе оттого, что нет ни Бориса, ни Алексея рядом, я остался один, - вздыхает 80-летний Михаил Викторович. - Когда я в последний раз видел старшего брата, у него было очень бледное лицо, я понимал, что уже немного осталось ему. Но все равно мне до сих пор трудно осознать, что его нет. Увы, он был уже не юн, 88 лет, долго хворал. Но когда начинаешь об этом думать, сразу же появляется ностальгия по тем временам, когда мы жили все вместе, когда были живы родители. Последние годы его жизни мы виделись не так часто, но всегда разговаривали о тех военных временах, когда жили с нашей мамой в эвакуации в татарском городе Бугульма. У брата смолоду было многообразие талантов, он писал замечательные картины, которые хвалили профессиональные художники. А кроме того, он сочинял хорошие стихи, их одобряла сама Анна Ахматова .

«У него было повреждено все лицо»

Когда Алексей Владимирович стал популярным, связь с семьей не утратил. Хотя делиться моментами из актерской жизни не любил. На площадках Баталову приходилось непросто.

Во время съемок фильма «Летят журавли» они с каким-то партнером боролись и Алексей прямо лицом упал на маленький узенький пенечек, - вспоминает Михаил Викторович. - У него было повреждено все лицо. Слава Богу, что брат попал к хорошему хирургу, который его вылечил. Помню, как в какой-то момент Алексей перестал быть востребованным. Но это происходило потому, что он очень придирчиво относился к сценариям. Он отказывался от многих предложений.

Кстати, сам Михаил Викторович подражать брату в выборе профессии не стал: он - священник.

Я довольно рано стал верующим человеком, - продолжает протоиерей. - А христианство запрещает любому человеку посещать различные зрелища. Но Алексей, несмотря на профессию, верил в Бога с самой юности, а к концу жизни стал стопроцентно церковным человеком. У него были знакомые священники, с которыми он часто советовался. В годовщину смерти Алексея я не смог встретиться с его семьей по причине богослужения, я весь день молился об упокоении его души.

Год, прожитый без брата, отра­зился на здоровье Михаила Ардова. А ведь этот пожилой человек заботится еще и о своей больной жене.

Я в последнее время стал очень быстро утомляться, - с грустью говорит брат Алексея Баталова. - Но свои обязанности по храму конечно же выполняю. У моей жены большие проблемы с суставами, недавно пошли осложнения. Детей у нас нет. Есть две женщины, которые помогают. Одна в доме убирает, а другая ходит по магазинам, покупает все необходимое. Так мы и живем.

Маленький мальчик родился и вырос в любви. Получил неплохое образование. Научился всему хорошему и не очень. И смог переработать знания в совершенно непредсказуемый результат. То, что получилось, не всем нравится. Он и не стремится быть гладким и предсказуемым. Его известность и неординарность взглядов говорят о могучей силе воле и несгибаемом характере.

Семья

Семья всегда оставляет глубокий след в жизни человека. Это своеобразный старт. От того, каким было начало, зависит дальнейшая траектория развития судьбы. Ардов Михаил Викторович родился в творческой семье. Его отец, Виктор Ефимович Зигберман, был писателем. В своё время вынужден был взять другую фамилию - Ардов. Мама - известная актриса Ольшевская Нина Антоновна. В семье было три сына, как в русской народной сказке. Кроме Михаила в семье подрастали родной брат Борис и сводный брат Алексей Баталов. Оба брата избрали стезю матери, стали актёрами.

Творческие порывы витали в воздухе и были усвоены маленьким Мишей вместе с материнским молоком. Но стать артистом он не захотел. Решил идти по стопам своего отца. И стал писателем-публицистом.

Детство и юность

Год для рождения был не самым удачным. Появился на свет в Ардов двадцать первого октября 1937 года. Семья не жила на одном месте с самого рождения малыша. Из Лаврушинского переулка в 1938 году они уехали на обменяв квартиру. Здесь он достиг совершеннолетия. Самостоятельную жизнь Михаил начинает по новому адресу. Шестидесятые годы он провёл в Голиковском переулке. Одно оставалось неизменным: Москва.

Детства проходило как у всех сверстников в тяжёлые военные и первые послевоенные годы. В последний военный 1944 год он идёт в первый класс в одну из школ Замоскворечья. Учится в этой школе три года. Затем родители переводят мальчика в школу № 12, которая располагалась в Старомонетном переулке в районе Якиманки. Вторая школа стала последней.

В 1954 году Ардов получает аттестат и поступает в МГБИ (Московский государственный библиотечный институт) имени Молотова. Проучился там он недолго, что-то пошло не так, пришлось бросить учёбу. На следующий год он становится студентом МГУ имени М.В. Ломоносова. Факультет журналистики стал для молодого человека именно тем, к чему лежала душа. В 1960 году он получает диплом и профессию литератора.

Профессиональный путь

Молодой специалист искал работу недолго, начав трудиться редактором на Всесоюзном радио. Работа увлекательная, но хотелось писать. В 1962 году Михаил Ардов становится профессиональным литератором и пишет самозабвенно и много. Итогом творческого пути является его членство в Комитете московских драматургов.

Духовное развитие

1964 год круто изменил взгляды писателя. Он принимает крещение в православную веру. К концу шестидесятых Михаил Ардов полностью отказывается от журналистики, перестаёт появляться в богемных компаниях. Через три года после крещения он был воцерковлен. С 1967 года служит иподиаконом в храме «Всех скорбящих радость» на Ордынке. Поклониться иконе Божьей Матери приходит огромное количество верующих. Молодой диакон на Большой Ордынке привлекал своей неординарностью.

Два дня 1980 года стали поворотными в судьбе этого человека. За неделю до Пасхи в Вербное воскресенье Михаил Ардов в храме святого Иннокентия, что находится в Ярославле, был рукоположен в сан диакона. Через неделю после этого важного события, на Пасху, митрополит Иоанн (Вендланд) рукоположил его в сан иерея.

По благословению митрополита Михаил Ардов, протоиерей, отправляется служить в деревенские приходы. Небольшие деревеньки Ярославской епархии, затем Подмосковье Московской епархии. Незаметно пролетели тринадцать лет исправной службы священником в приходах Московского патриархата.

Разрыв

1993 год, лето. Происходит непредвиденное событие: священник Михаил Ардов разрывает юридические отношения с Московской епархией. Ему становится ближе зарубежное православие. Его назначают клириком Суздальской епархии РПЦЗ (Русская Православная Церковь за границей). Возглавлял епархию епископ Валентин (в миру Русанцев). Вместе со своим наставником Михаил уходит в раскол.

В 1995 году он стал клириком РПАЦ (Российская Православная Автономная Церковь). До 1998 года эта организация носила другое название: Российская православная свободная церковь. РПАЦ считается независимой от РПЦЗ как административно, так и канонически. Во стоял её организатор и Преосвященный Валентин.

Особенные взгляды

На многие вещи отец Михаил имеет свою точку зрения. Очень ярко это просматривается в отношении к Олимпийским играм и спорту вообще. Он считает, что истинному христианину недопустимо заниматься физкультурой, а спортом тем более. Объяснение этого он находит в Священном Писании: массовые зрелища христианин не должен посещать. Есть и другое доказательство: спорт - это забота о телесном, о плоти. Истинно верующий должен заботиться о духовном возвышении.

Михаил Ардов (протоиерей) отличается особыми взглядами и на Он считает, что РПЦ слишком тесно взаимодействует со светской властью. Объясняет отец Михаил это своеобразно. По его мнению, современная православная церковь образована в годы Великой Отечественной войны для объединения народа СССР против фашизма. Сталин создал две организации по одному образцу - КПСС и РПЦ. Когда партия одна не смогла противостоять войскам вермахта, потребовалась поддержка. Сложный 1943 год стал годом зарождения нового помощника КПСС - церкви. При этом он приводит доказательства своей точки зрения. Обе организации имеют схожие черты: церковные соборы - это партийные съезды; еретики - это враги народа. Есть мученики-герои и руководители: Патриарх - Генеральный секретарь.

Конфликт официальной и автономной церквей

Свои взгляды протоиерей Михаил Викторович Ардов не считает нужным скрывать. И открыто их выражает. Ещё в девяностые годы он через газету «Известия» выразил своё негативное отношение к восстановлению храма Христа Спасителя, которое инициировал мэр Москвы Отец Михаил публично пообещал никогда не переступать порог воскрешённого храма.

Начало двадцать первого века ознаменовалось открытой критикой в адрес РПЦ. В 2006 году деятельность возглавляемой им РПАЦ вызвала острую критику заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных связей протоиерея Встречи в прямом эфире стали ареной для дискуссий Михаила Ардова и диакона Андрея Кураева. И того, и другого Ардов считает «идеологами Московского патриарха». Сентябрьский эфир 2006 года одной из пятничных программ «Новое времечко» нашёл отклик в печатных средствах массовой информации и вызвал большой резонанс в обществе.

Литературные достижения

Все годы служения Богу не оставляет литературное поприще священник Михаил Ардов. Биография многих знаменитостей нашла отражение в его произведениях. Жизненный и творческий путь поэтессы Анны Ахматовой он представил во всём величии и многообразии. Не только Ахматова, но и другие гиганты-творцы интересовали публициста. Названия его книг красноречиво говорят о содержании: «Легендарная Ордынка. Портреты», «Великая душа. Воспоминания о Дмитрии Шостаковиче».

Автору удалось доступно описать, заинтересовать читателя сюжетом. Прочитать и обсудить основные идеи таких книг, как «Мелочи архи.., прото… и просто иерейской жизни», «Прописные истины», стало необходимой потребностью мыслящей интеллигенции.

Итог сегодняшнего дня

Как будто всю жизнь стремился к этому Михаил Ардов. Биография сына творческих родителей, журналиста полна крутых поворотов. Сегодня он - настоятель храма во имя Царя Мученика Николая Второго и всех Новомучеников и Исповедников Российских, который расположен на Головинском кладбище в Москве. Является клириком (протоиереем) Российской Православной Автономной Церкви.

Он известен сначала как советский, а затем - как российский мемуарист и публицист. Его произведения читают не только верующие. Рассмотреть позицию оппонента, сформировать своё мнение, найти поддержку своим исканиям помогают неординарные публикации Ардова.

Михаил Викторович Ардов (21 октября 1937, Москва) - русский писатель, публицист и мемуарист; клирик Российской православной автономной церкви, протоиерей; настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ; до 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях.

Сын писателя Виктора Ардова и актрисы Нины Ольшевской, родной брат Бориса Ардова и единоутробный брат Алексея Баталова . В 1960 окончил факультет журналистики МГУ. Михаил Ардов был профессиональным литератором. В 1964 принял крещение. С 1967 иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке. В 1980, в Вербное воскресенье, был рукоположён во диакона в Ярославле в храме во имя свт. Иннокентия, митрополита Московского. На Пасху 1980 рукоположён в священника митрополитом Иоанном (Вендландом); служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий.

Летом 1993 года Михаил Ардов вышел из юрисдикции Московской Патриархата и перешёл в Русскую Зарубежную Церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). С 1995 Михаил Ардов - клирик административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской Православной Автономной Церкви.

В сентябре 2006 года Михаил Ардов вызвал критику в адрес РПАЦ со стороны заместителя Председателя ОВЦС протоиерея Всеволода Чаплина в прямом эфире пятничной программы Авторского телевидения (АТВ) «Новое времечко»; инцидент освещался в некоторых СМИ.

Книги Михаила Ардова

«Мелочи архи.., прото… и просто иерейской жизни» (М., 1995)
«Вокруг Ордынки» (Спб., 2000)
«Легендарная Ордынка. Портреты», (М., 2001).
Монография о графомане. Воспоминания, 2004
Всё к лучшему… М.: Б. С. Г.- Пресс, 2006. 800 с.

Великая душа. Воспоминания о Дмитрии Шостаковиче. М.: Б. С. Г.- Пресс, 2008. 270 с.

О новой книге Михаила Ардова «Всё к лучшему»
Я отношусь к тем читателям, которые с жадностью набрасываются на любой текст, касающийся поэзии и личности Анны Ахматовой. Именно по этой причине я покупаю все книги, на обложке которых значится имя Михаила Ардова. Вдруг он ещё что-то интересное вспомнил. Первая журнальная публикация – «Легендарная Ордынка» – появилась ещё в 1994-м, потом были «Возвращение на Ордынку» и «Вокруг Ордынки». Воспоминания имели успех и вскоре вышли отдельными книгами под теми же названиями. Само слово «Ордынка» стало своеобразным паролем. Раз Ордынка, значит, Ардов, значит, Ахматова…
И вот уже 2007-й на дворе, и – новая, недавно вышедшая книга (М., «Б.С.Г.-Пресс», 4 тыс. экз.). На этот раз в заглавии обошлось без Ордынки, вместо неё на обложке – строка из Ахматовой – «Всё к лучшему…» (само стихотворение «Есть три эпохи у воспоминаний…» открывает книгу в качестве эпиграфа).
Название, даром что ахматовское, кажется неудачным. И потому, что напоминает кабаковское «Всё поправимо», и потому, что никак не соответствует, а скорее даже противоречит содержанию. Впрочем, это не важно, потому что главное на обложке не название (его не сразу и заметишь), а вынесенные на неё фамилии: Ахматова, Пастернак, Зощенко, Лев Гумилёв, Олеша, Ильф, Петров, Чуковский, Мандельштам, Арсений Тарковский, Бродский… – всего более двадцати, мелко, в столбик. И – крупно: АРДОВ.
На этот раз автор выступает не просто свидетелем и очевидцем, но и сам выходит из тени великих современников, становясь, по сути, главным героем своей книги. И хотя написана она, как и все прежние, фрагментами (во многом повторяющими публиковавшиеся ранее), теперь у этих фрагментов есть связующая нить. Это – хронология жизни самого Михаила Ардова, которому суждено было родиться в интеллигентной московской семье, с детства знать самых выдающихся людей эпохи, запросто, по-семейному общаться с ними, а потом, в зрелом уже возрасте, резко поменять образ жизни, отказавшись от занятий журналистикой и богемных компаний, принять крещение, пройти воцерковление и стать православным священником.

Судьба сама по себе необычная, даже странная. И если М.Ардов не стал писать на основе этой судьбы роман, то, наверное, потому, что в ней было слишком много реальных великих имён, а это требует, что ни говори, документального изложения. С другой стороны, сам характер его литературного дарования, унаследованный от отца – известного писателя-сатирика Виктора Ардова, – таков, что лучше всего реализуется в жанре короткой прозы – новелл, баек, анекдотов.

Читать короткую, фрагментарную прозу легко и занятно. Можно начинать с любого места (хотя в данном случае лучше читать всё подряд). Правда, фрагментов набирается аж на 800 страниц, что к концу несколько утомляет. Мемуарная часть поделена на пять больших глав – по десятилетиям, начиная с сороковых и кончая девяностыми. Поначалу (50-е – 60-е годы) повествование разворачивается на фоне литературной жизни, затем (70-е – 90-е) – на фоне жизни церковной. Об этом у Ардова тоже была уже книга – «Мелочи архи…, прото… и просто иерейской жизни», так что и тут не обошлось без повторов.
По-хорошему, текст надо было бы разделить на два тома: один про Ордынку, другой – про церковь. На одной обложке Ардов – молодой и богемный, на другой – в бороде и рясе. И указание его духовного звания – протоиерей – уместно было бы только на той, второй, обложке, ведь ровно половина текста (об Ахматовой и др.) никакого отношения к его протоиерейству не имеет. Но тогда не получилось бы такой большой, солидной, можно сказать, «юбилейной» книги (в этом году автору исполняется 70 лет)…
Кроме мемуаров, в неё включены ещё два десятка ранних рассказов М.Ардова, нигде, по-видимому, раньше не печатавшихся. Рассказы короткие и тоже имеют под собой реальную основу, это, по сути, запись разговоров, рассказов о себе простых людей, мужчин и женщин, стариков и старушек, прихожан маленьких сельских приходов, в которых начинал в 70-х годах свою церковную службу автор. Довольно симпатичные житейские зарисовки, которые, однако, после прочтения большого массива зарисовок мемуарных воспринимаются уже с трудом, как нечто избыточное. (Может, стоило поставить их в начало книги? Но боюсь, что и в этом случае читатель раньше полез бы в мемуары, они, безусловно, притягательнее.)
Есть ещё и третий раздел книги, названный самим автором «APPENDIX». В нём зачем-то размещены: текст постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», выдержки из доклада Жданова по тому же поводу, собственная переписка М.Ардова с иерархами РПЦ, полный текст его статей в «Независимой газете» с отповедью А.Найману за его роман «Б.Б. и др.» и даже… подборка цитат из самых разных изданий по поводу скандала на Франкфуртской книжной ярмарке 2003 года, когда прототип героя вышеназванного романа публично дал А.Найману пощёчину. Таким образом, вся эта большая (повторю: 800 стр.) и разномастная книга заканчивается… цитатой из светской хроники, подписанной какой-то Милой Кузиной.
На месте редактора я бы этот «Аппендикс» вырезала вовсе, но, видно, такова уж была воля автора.

Как уже было сказано, читать новеллы и байки М.Ардова легко и занятно, особенно когда любишь их персонажей. Даже если всё это уже знаешь (читано и у самого Ардова, и у других мемуаристов), и ничего принципиально нового о великих современниках автор не сообщает, читать всё равно интересно. Тем более что, кроме «великих», в книге множество других имён и персонажей. С любовью пишет М.Ардов о профессоре А.Г. Габричевском и его жене художнице Н.А. Северцовой, об архиепископе Киприане, о псаломнице Александре Шагановой (Шурке), о своих друзьях – детях и внуках знаменитых родителей – Максиме Шостаковиче, Евгении Чуковском, Александре Нилине…
В книге много стихов. Цитируются (к случаю) известные, но есть и малоизвестные, что называется, «домашние» стихи, экспромты и эпиграммы, принадлежащие разным поэтам – от Маяковского до Бродского. А также всякого рода стихотворные шутки и штучки самого Ардова и его друзей, вроде вот этого перифраза из самой Ахматовой:

Я с тобой не буду пить вино,
Потому что ты мальчишка и г…

Любопытно сопоставлять «ахматовские» воспоминания М.Ардова с мемуарами других свидетелей и очевидцев, таких, как Л.Чуковская, Н.Мандельштам, Э.Герштейн или тот же А.Найман. Сам Ардов нередко обращается к ним, иногда – за подтверждением своих слов, иногда – чтобы их поправить или даже опровергнуть. Вот только один, но характерный пример. Широко известна фраза Ахматовой, сказанная ею в дни суда над Бродским:
– Какую биографию делают нашему рыжему!
А у Ардова она звучит иначе:
– Он (Иосиф) как будто нанял кого-то, чтобы ему делали классическую биографию.
Смысловая разница налицо. Да и стилистически что-то не то: Ахматова выражалась лаконично, афористически, а тут – какая-то неуклюжая, непохожая на ахматовские фраза.
Разумеется, автор именно свою интерпретацию считает наиболее точной и безупречной. Как же! Все эти «подруги», написавшие впоследствии мемуары, лишь приходили в дом, в котором он-то жил! Но «подруги» были гораздо ближе к Ахматовой по возрасту и по судьбе, между ними было заведомо больше понимания и доверительности. А Миша Ардов был для неё мальчик, или, как она сама говорила, «рыбёнок», сын хозяев квартиры, в которой ей приходилось жить. Конечно, все мы должны быть благодарны цепкой памяти этого «рыбёнка», сохранившей для нас образцы её живой речи, её юмора, её суждений по самым разным поводам «текущей жизни». Но в силу своего возраста и особенностей дарования Ардов-младший схватывал и запоминал, в первую очередь, самое забавное, смешное, остроумное, потому в его портретах Ахматовой, Льва Гумилёва, Пастернака и других почти отсутствует то трагическое, глубинное, что было в их жизни. Не тот жанр. Для Ардова главное завершить любой из своих мини-сюжетов, отделённых друг от друга «звёздочками», эффектной шуткой, анекдотической концовкой.
Так, довольно драматический сюжет, связанный с тяжбой о литературном наследии Ахматовой (см., например, переписку Л.К. Чуковской с В.М. Жирмунским в «Знамени» № 1 за 2007 г.), он сводит всего-навсего к высмеиванию неудачного высказывания В.Жирмунского на заседании соответствующей комиссии (членом которой был и сам М.Ардов), не касаясь при этом главного – судьбы ахматовского архива.
Или другой пример: об Н.К. Бруни Ардов пишет с неожиданным восхищением: «…как только началась панихида (по Ахматовой. – С.Ш.), Нина Константиновна извлекла из своей сумки тоненькую церковную свечку и зажгла её. И тут я понял, что она – великий человек» (?!). Со слов же Л.К. Чуковской известно, что Ахматова эту даму (дочь поэта К.Бальмонта) «не терпела, подозревала во всех смертных грехах и не пускала на порог».
Л.К. Чуковская много лет знала наизусть «Реквием» и никогда не проговорилась. А что сделал юный Миша Ардов, едва ему в руки попал текст этой вещи? Тайком от Ахматовой переписал и тут же понёс читать другим (конкретно – профессору МГУ Западову), тот дал ещё кому-то, и пошло… Хорошо, что времена уже были иные, а ведь мог очень подвести обожаемую Анну Андреевну. Лучше бы про такие «подвиги» не рассказывать, но хочется, видимо, подчеркнуть своё первенство. Чуть ли не: мир узнал «Реквием» благодаря Мише Ардову. Или: Ахматову отпевали в церкви и похоронили там, где похоронили, потому что об этом похлопотал, это место нашёл Михаил Ардов. (А в одном из интервью он сам же говорит другое: отпевание, дескать, организовал Лев Гумилёв). Да и надо ли похваляться такими заслугами – и кому, священнику?
Вообще, вот это священничество автора всё время как-то мешает чтению, его держишь в уме, и то, на что в другой книге, может, и не обратил бы внимания, тут невольно проверяешь этим обстоятельством. Пристало ли протоиерею выносить обвинения, высказывать подозрения, а то и прямые оскорбления? Вроде тех, что читаем мы в адрес Н.Я. Мандельштам (как бы ни неправа она была, но «сволочить» зачем?) или в адрес Натальи Ильиной, которую он прямо называет сексоткой, хотя, насколько я понимаю, прямых доказательств этого не существует, или в адрес Пуниных – этих, правда, никто из мемуаристов не жалует, но ты-то, ты-то, батюшка православный!
Покоробил комментарий к публичной лекции Л.Н. Гумилёва: «…всё это как-то легковесно, несолидно, этакий научный Аркадий Райкин, виртуоз на профессорской кафедре…». Вольно же «этак» комментировать, когда человека уже нет на свете!
Удивил, кстати, и довольно холодный тон автора там, где речь заходит о его родных – отце, которого он чаще называет «Ардов», матери – Н.А. Ольшевской (вот уж кто был ближе всех к Ахматовой в их семье, но как мало, да почти ничего об этом не сказано), братьях. Старший, сводный по матери брат Алексей Баталов, народный артист СССР, несколько раз упомянут, но ровным счётом ничего о нём не рассказывается (хотя и его имя вынесено на обложку), при этом автор подчёркивает, что терпеть не может… кино и театр. О младшем же брате, Борисе Ардове, только то и сказано, что он родился на свет. Зато автор не пропустил, кажется, ни одной собственной шутки, ни одной удачно сказанной им когда-либо фразы (записывает он их, что ли?). Из фрагментов, которые можно объединить словами «И тут я пошутил…», в пору составлять отдельную книжку.

Не знаю, хотел того автор или не хотел, но из всего, что он рассказывает о себе, вырастает образ человека, безусловно, наделённого и умом, и талантом, и большим чувством юмора, и – амбициями (а как без них, когда рядом столько великих людей!), но – не сумевшего эти амбиции реализовать так, как о том мечталось. Карьера журналиста не задалась, идти по стопам отца и писать всю жизнь скетчи и фельетоны он не хотел.

Между тем великие старики и старухи, среди которых он вырос, один за другим уходили в мир иной. В конце 60-х – начале 70-х тридцатилетний Михаил Ардов был, видимо, на перепутье судьбы. И очень похоже на то (да он и не скрывает), что решение его идти в священнослужители было продиктовано прежде всего поиском какого-то особого, даже оригинального пути. О вере, о Боге в этой книге трудно что-нибудь вычитать, зато прямым текстом говорится, что уйти в религию означало в те годы одну из форм протеста советской власти и советской действительности.
Любопытно, как отреагировал на новый облик Ардова И.Бродский, когда они встретились в 1995 году в Нью-Йорке. Увидев старого приятеля в рясе, он сказал:
– Какой маскарад!
Задолго до этого, ещё в середине 60-х, в Москве, отвечая на вопрос новообращённого Ардова, не думает ли и он креститься, Бродский сказал по-английски:
– I am Jew. (Я еврей).
Как ни удивительно, но и о своей церковной жизни Ардов рассказывает, не меняя ни жанра (те же байки, анекдоты), ни интонации (всё та же лёгкость, тот же юмор). Даже не знаю, хорошо это или плохо. Священники в книге «Всё к лучшему» много пьют, ругаются нехорошими словами, пишут друг на друга доносы, подсиживают начальство – всё, как у людей. Но претензии Ардова к РПЦ (проявившиеся уже в постсоветское время) лежат совсем в другой плоскости и очень напоминают претензии демократов к КПСС – покаяться в грехе (в данном случае – в грехе сотрудничества с властью). И как выходили из партии, так и Ардов – опять же в знак протеста, несогласия – вышел в 90-е годы из-под крыла РПЦ и примкнул к Русской зарубежной православной церкви (РЗПЦ). Стал выезжать за границу, общаться там с православными служителями и о многих из них хорошо написал в своей книге. Возможно, он и сам хотел бы послужить за рубежом, однако новый приход (уже под эгидой РЗПЦ) получил на Головинском кладбище в Москве. («Каменный сарай» без электричества и отопления, который использовался ранее как «ритуальный зал» и в котором пришлось из фанеры соорудить подобие иконостаса.)
Русская зарубежная церковь также не оправдала надежд протоиерея Ардова. Ведь сейчас дело идёт к объединению с РПЦ, а он, убеждённый противник всякого экуменизма, расценивает это как «падение» зарубежной церкви и рьяно выступает против.
Вот тут становится как-то не по себе. От того, что понимаешь: Михаил Ардов противопоставляет себя уже всей Русской православной церкви, и следующим его шагом должен стать, по логике вещей, новый уход, но… куда? В католичество, что ли? Кстати, он пишет, как бы между прочим, об отце Александре Мене: «…у меня есть подозрение, что он тайно принадлежал к католической Церкви». (А служил, как помним, в православной.)

Не путайте меня и Меня!
Хотя по виду мы родня,
Но в православию измене
Не уличите вы меня!

Ничего себе! Хотелось бы, конечно, фактов, а не «подозрений» и стишков, тем более что речь опять-таки идёт о человеке, которого уже нет в живых.
Не по себе становится от погружения во все эти внутрицерковные распри и разоблачения. Зачем это нам, читателям – верующим и неверующим, слабо верующим, желающим верить, желающим примкнуть к церкви? Я тут не ставлю вопрос о том, прав или не прав М.Ардов по существу. Я не могу этого знать. Я о том только говорю, что в такой книге эта полемика вряд ли уместна, а ведь получается, что, привлекая читателя дорогими для многих именами Ахматовой, Пастернака, Зощенко и др., автор втягивает нас в выяснение вопросов, о которых большинство читателей судить никак не может и, наверное, не должно.

У самого же Ардова всё в кучу, всё перемешано, и, «разобравшись» с РПЦ, он без всякого перехода начинает «разделываться» с… писателем А.Найманом (старым своим приятелем, а теперь, похоже, врагом), опускаясь с высот служения Богу до копания в окололитературных сплетнях.

Так и кажется, что светская жизнь Ардову всё же ближе, чем церковная, и манит она его, и притягивает, и потому он пишет, и пишет, и пишет – мемуары, статьи в газеты, открытые письма-отповеди провинившимся ли священникам, литераторам… Впечатление такое, что главное для него – всё записать, всё занести на бумагу, вплоть до вчерашнего удачного каламбура, придуманного за рюмкой коньяку. Даже нехорошая мысль закрадывается: а не род ли это графомании? (Кстати, одно из первых его произведений называлось «Монография графомана».) В сравнении со многими, кто теперь пишет и издаётся, Ардов, конечно, не графоман. Всё-таки талантом Бог не обделил.
Но вот интересно: что бы сказала, прочтя эту книгу, Анна Андреевна Ахматова, «духовным сыном» которой он себя считает?

Ардов Михаил Викторович
Место: рождения: Москва
Дата рождения: 1937 г. 20 век

Церковная принадлежность
Русская Православная Церковь

1964 г. 20 век -
1993 г. 20 век

Русская Православная Церковь Заграницей

1993 г. 20 век -
1995 г. 20 век

Российская Православная Автономная Церковь

1995 г. 20 век

Биография
Окончил в 1960 г. факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором.
В 1964 г. крестился.
С 1967 г. иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке.
Рукоположен во диакона в 1980 г. в Вербное воскресенье в Ярославле в храме во имя свт. Иннокентия, митрополита Московского. На Пасху 1980 г. рукоположен в священника митрополитом Иоанном (Вендландом) и направлен в один из самых бедных храмов Ярославской епархии - Св. Троицкий в с. Горинское, затем служил в с. Петрове под Ярославлем. В ноябре 1986 г. уехал из Ярославской епархии и вышел за штат. Затем служил в Подмосковье - в 1987 г. получил назначение в храм в г. Егорьевске. Был близок к архиепископу Киприану (Зернову). Настоятель Св.-Троицкой церкви с. Низкого.
Летом 1993 г. вышел из юрисдикции Московской Патриархии и перешел в Русскую Зарубежную Церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). В настоящее время является клириком Российской Православной Автономной Церкви (административно независимой от РПЦЗ с 1995 г.).
Протоиерей, настоятель храма Во имя Святого Царя Мученика Николая II и всех Новомучеников и Исповедников Российских, что на Головинском кладбище в Москве (125212, Москва, Головинское шоссе, 13, храм в помещении крематория на Головинском кладбище; помещение арендуется; рег. 30 декабря 1993 г.), благочинный Московского округа Суздальской епархии Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ), писатель.
Автор книг: "Мелочи архи.., прото... и просто иерейской жизни" (М., 1995), "Вокруг Ордынки" (Спб., 2000), "Легендарная Ордынка. Портреты", (М., 2001).
Все к лучшему… М.: Б.С.Г. ПРЕСС, 2006. 800 с.
Прописные истины. М., 2007. 263 с.

МИХАИЛ АРДОВ (РПАЦ): "О.Всеволод публично назвал нашу Церковь "сектой педофилов"

24.09.2006 В прямом эфире пятничной программы Авторского телевидения (АТВ) "Новое времечко" от 22 сентября случился скандал. Причем скандал неожиданный и, надо сказать, особенно неуместный по той причине, что темой передачи была беседа о Церкви и современности.

Для участия в программе в студию пригласили четырех священнослужителей, двое из которых специализируются на проповеди православия в так называемых "субсоциумах". Игумен отец Сергий (Рыбко), например, известен тем, что по благословению Патриарха проповедует среди молодежи из числа поклонников тяжелого рока, а священник-байкер Валерий Тумаров несет Слово Божие в среду байкерского движения, тем более, что и сам три десятка лет состоит в байк-группе "Мотобрат".

Двое других священнослужителей - это официальный представитель Русской Православной Церкви Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин и известный православный священник, протоиерей Михаил Ардов из Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ). Поэтому нетрудно понять ощущение недоумения многих верующих православных, которым интересно было послушать беседу священнослужителей о специфически новых областях, где распространяется православие, а вместо того они стали свидетелями скандала с криками, странными обвинениями и прочими атрибутами подзаборных разборок.

Одного из участвовавших в передаче священников, о Михаила Ардова, удалось оперативно разыскать, и он любезно согласился рассказать о том, что и как происходило в студии АТВ в пятницу вечером.

Портал-Credo: Так, что же, о. Михаил, стряслось, что второй день уже верующие москвичи перезваниваются между собой и гадают, что прогневало о. Всеволода Чаплина на сей раз?

о. Михаил Ардов: В последнее время я несколько озадачен поведением о. Всеволода Чаплина. По прежним временам я помнил его как человека достаточно разумного и сдержанного. Нам неоднократно приходилось вместе выступать на телевидении и по радио. И всегда он держался вполне корректно. Вспомню, хотя бы, такой момент, как однажды мы участвовали с о. Всеволодом в прямом эфире на радио "На 7 холмах" в передаче Владимира Познера. Тогда мы обсуждали основы православной культуры, и в студию с ним пришел еще и известный персонаж Кирилл Фролов по прозвищу Казя-базя. И, надо сказать, что во время того разговора, именно Казя-базя высказался о том, что, дескать, архимандрит Валентин (Русанцов) отлучен от Православной Церкви. Но о. Всеволод в тот раз по этому поводу не сказал ни слова. Бывали и другие с ним встречи, и всегда очень пристойные.

Поэтому, узнав о странном, мягко выражаясь, конфликте Чаплина с Сергеем Бычковым, я очень удивился. Потому что мне всегда казалось, что о. Всеволод человек более рассудительный.

Но, что же такого особенного произошло в этот раз?

На передачу "Новое времечко" на АТВ 22 сентября меня пригласили загодя, и я до последнего момента даже не знал, кто там будет участвовать. Уже в студии, где меня очень мило встретили, мне сказали, что в эфире будет еще два священника и, в частности, о Всеволод Чаплин. Передача состояла как бы из двух частей, где сначала шла речь о милиции и мне надо было отвечать там на вопросы. А затем, в рекламную паузу, ко мне подошла студийная сотрудница и сказала, мол, о. Всеволод Чаплин передает вам предупреждение, что он в прямом эфире объявит, что вы - самозванец.

Ну, что тут можно подумать? Я сказал ей: "Тогда передайте о. Всеволоду, что я ему отвечу...". Чуть позже, когда была следующая, более длинная, пауза, я встал со своего места и увидел о. Всеволода, который, несколько заикаясь, подтвердил: "Я буду говорить про Вас..." и т.д. Я вновь ответил, что, "говорите ради Бога, но я Вам отвечу", и нас снова рассадили по местам перед съемкой.

Может быть тема программы была острой и могла как-то спровоцировать на агрессию?

Нет, смысл передачи был задуман как размышления о проповеди в нестандартных условиях. В студии был один игумен, например, который с благословения Патриарха проповедует среди поклонников тяжелого рока. Другой - то ли священник, то ли нет - я даже и не понял, потому что он был одет в байкерскую форму со всякими нашивками и блестящими кнопками.

Но никакого разговора на тему, надо ли проповедовать среди разных маргинальных личностей, так и не прозвучало, потому что о. Всеволод передачу просто сорвал.

Ни с того ни с сего с ним случился какой-то, я бы сказал, нервический припадок. Самозванцем он меня не назвал, зато стал кричать в голос, что я представляю раскольническую группировку, которую он несколько раз поименовал "сектой педофилов". Ведущие пытались его урезонить, но ничего не помогало.

Откровенно говоря, ничего подобного я просто не ожидал, поэтому оставалось при всем этом сидеть и улыбаться. А потом, попросив позволения ответить, я сказал о. Всеволоду, что в таком случае могу сказать про него, что он сотрудник внешней разведки. В ответ о. Всеволод в диком раже закричал, что лучше быть сотрудником внешней разведки, чем в "секте педофилов"...

То есть, получается...

То есть, получается, что он прилюдно признал, что является сотрудником компетентных органов. Это, конечно, "секрет полишинеля", что весь иностранный отдел во все времена занимается совершенно известными делами.

Но не все сотрудники об этом заявляют?

Да, не все. Особенно так, как на этот раз - в прямом эфире телевидения. Трое ведущих - две дамы и один господин, надо сказать, от всего этого были в шоке. Они все старались его как-то урезонить. Режиссеры пытались эти монологи о. Всеволода хоть как-то смикшировать, но тот был совершенно невменяем. Ничего подобного я от него просто не ожидал.

Тем не менее, эфир вышел и аудитория смогла на все это полюбоваться. Но что же дальше?

У этой ситуации с обвинениями о. Всеволода, на мой взгляд, два аспекта. Первый в том, что шитый белыми нитками приговор по делу нашего владыки Валентина (Русанцова), который слепили владимирские сотрудники, уже отменен. Никакой педофилии там никогда не было, и все это давно уже широко известно. Об этом я сказал о. Всеволоду после съемки, хотя разговаривать с ним было, конечно, невозможно.
Кроме того, не скрою, что я никогда не щажу в своих выступлениях теневых и всяческих неприятных сторон в среде Московской патриархии, но никогда, ни в коем случае не касаюсь тем гомосексуализма или педофилии, хотя скандалов по этому поводу в РПЦ уйма. Мы знаем даже московского викария, который лишился своего места именно из-за педофилии, массу прочих таких же скандалов. Но это - грехи личные, сфера отвратительная, и поднимать такую - означает копаться в грязном белье, чего нормальный человек себе позволить не может.

Что же касается второго аспекта, то безусловно я мог бы сейчас получить благословение своего начальства и обратиться в суд. Все основания для того есть, потому что о. Всеволод публично, в прямом эфире назвал нашу Церковь "сектой педофилов". В Минюсте РПАЦ зарегистрирована вовсе не под таким названием, так что налицо все признаки того, что он оскорбил честь и достоинство Церкви, нарушил деловую репутацию и т.д. Но я, естественно, в таком направлении действовать не буду по многим причинам, в частности, и потому, что в определенном смысле мне его жалко. Вы понимаете, я не могу понять что произошло...
- То есть, было ощущение, что он невменяем?
- Да, у меня было именно такое ощущение, что он находился в невменяемом состоянии. И этому тоже может быть два объяснения. Или у него, как говорят, "поехала крыша". Или он получил определенное указание. Ведь, в Московской патриархии после того, как они подмяли РПЦЗ, есть такая тенденция - избавляться от всех прочих, чтоб не мешали. Это было бы конечно, гораздо худшим вариантом... Ну, а что там на самом деле было причиной этого безобразия, то, как говорится, время покажет. И Бог ему судья.
- Но вам придется, вероятно, все же доложить о происшествии своему архиерею?
- Безусловно. Буквально завтра я буду звонить владыке и рассказывать ему о том, что произошло.

Отец - Ардов (наст. фамилия - Зильберман) Виктор Ефимович, писатель.
Ардов - псевдоним. Родился 21 октября 1900 г. в Воронеже. В 1925 г. окончил экономический факультет Института народного хозяйства им. Плеханова в Стремянном пер. Автор более 40 сборников юмористических рассказов, сатирических очерков, фельетонов, киносценариев и театральных скетчей, а также ряда работ по теории и технике разговорного жанра эстрады и цирка. Сценарист фильмов: Светлый путь (1940), Счастливый рейс ("Машина 22-12") (1949). Умер в 1976 г. в Москве.
Мать - Ольшевская Нина Антоновна. Родилась в 1908 г. окончила школу-студию Станиславского, актриса МХАТа. Появилась на экране лишь дважды – в фильмах "Человек остался один" (1930) и "Я вернусь" (1935). Первый муж - Владимир Баталов.
Дети: актер Алексей Владимирович Баталов , который стал приемным сыном В.Е. Ардова;
Борис Ардов - родился в 1940 г. в Москве. После окончания Школы-студии МХАТ был приглашен актером в театр «Современник». В 1972 году закончил Высшие режиссерские курсы, работал режиссером-мультипликатором. С 1975 года преподает во ВГИКе. Доцент кафедры актерского мастерства, кандидат искусствоведения;
Михаил Ардов.

Протоиерей Всеволод Чаплин назвал священника Михаила Ардова "раскольником"

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин призвал священнослужителей и мирян отказываться от совместного участия в теле- и радиопрограммах с Михаилом Ардовым, клириком так называемой Российской православной автономной церкви (РПАЦ) - раскольнической группировки с центром в Суздале.
В беседе с корреспондентом агентства "Интерфакс" зампред ОВЦС МП рассказал, что на днях ему пришлось выступать в одной телепрограмме вместе с М. Ардовым . При этом он (В. Чаплин – Прим. ред.) изначально не был проинформирован об их совместном участии в передаче.
По словам Всеволода Чаплина, однажды он уже оказывался в подобной ситуации, и в итоге ему пришлось в прямом эфире заявить, что "этот человек (М. Ардов – Прим. ред.) принадлежит к организации, которая выдает себя за Православную церковь, но не является таковой".
"В этот раз я тоже сказал, что речь идет о секте, к руководству которой причастны осужденный педофил, некто Севастиан из Челябинска, и Валентин Русанцов - человек, которого обвинили в том же самом, однако после массированной кампании в его поддержку приговор ему был отменен", - рассказал представитель Московского Патриархата.
Он отметил, что в журналистской среде за РПАЦ закрепилось звание "секты педофилов", о чем, по словам Всеволода Чаплина, он также сообщил в прямом эфире.
"Я не имею ничего лично против господина Ардова, уважаю его таланты, однако считаю своим долгом свидетельствовать, что он является раскольником", - подчеркнул собеседник агентства.
Публичное оглашение данного факта, по его мнению, "особенно важно в тех случаях, когда он (М. Ардов – Прим. ред.) по приглашению появляется в эфире в рясе, с крестом, и при этом ни он сам, ни ведущие не говорят ничего о том, что этот человек принадлежит не к Русской православной церкви, а к этой более чем странной организации - РПАЦ".
Всеволод Чаплин призвал всех священнослужителей и мирян не ходить на эфиры с участием М. Ардова, а в том случае, если, по его словам, организаторы и ведущие программ "ставят нас перед фактом, прямо обличать эту раскольническую секту".
"Надеюсь, что руководство СМИ не будет допускать идентификации господина Ардова с Русской православной церковью", - добавил зампред ОВЦС МП.

Михаил Ардов, младший брат Алексея Баталова - известный миру как отец Михаил, рассказал о семье легендарного актера. Со знаменитым артистом у них одна мать, но разные отцы. С Баталовым они были по-настоящему близкими людьми

О смерти Баталова брат узнал одним из первых. Народный артист умер во сне в санатории, где проходил реабилитацию после перелома шейки бедра.

«Когда последний раз навещал недели три назад в больнице, он совсем был плохонький. И такое бледное лицо, что я в жизни не видел ни у одного человека такого бледного лица. Он оживлялся, улыбался. Посмеивался, когда я шутил, но я понимал, что это уже недалеко», - вспоминает Ардов.

За жизнь актера до самого последнего дня боролась его жена Гитана. Она верила: Алексей Баталов вернется домой и обнимет дочь. Алексей Баталов был опорой для семьи. Дочь актера - 49-летняя Мария - инвалид детства, у нее ДЦП. Супруга Баталова, в прошлом артистка цирка, целиком посвятила себя уходу за единственным ребенком. А теперь друзья беспокоятся о том, кто после смерти Баталова позаботится о его семье.

По словам Михаила, ухаживать за Марией вдове Баталова поможет дочь актера от первого брака. Надежде 62 года, у нее уже есть свои дети и внуки. Несмотря на слухи, народный артист свою первую жену и старшую дочь никогда не бросал.

«Полное вранье. Первая жена сама от него ушла. Мама ему моя сказала об этом, и он сидел и плакал. У нас был замечательный песик - такса Цигель. Он подошел и подвывал, сочувствовал. Я эту сцену забыть не могу», - говорит брат актера.

Актриса Наталья Дрожжина отметила, что старшая и младшая дочери Алексея Баталова дружили и встречались на праздниках.


(Фото: кадр из фильма)

«Каждый год Маша любила праздновать свой день рождения в Доме литераторов. И она всегда приглашала Надю. Надя приходила с цветами, с подарками. Я видела, как ее Алексей Владимирович обнимал, целовал», - говорит Дрожжина.


(Фото: кадр из фильма)

По словам друзей, Алексей Баталов указал в завещании обеих дочерей. Правда, с одной оговоркой. Все немногое имущество, которое нажил при жизни актер, а именно квартира и дача, достанется сначала младшей - 49-летней Марии, а после ее смерти имущество наследует старшая, 62-летняя Надежда.