Вертикальная и горизонтальная власть. Разделение властей

Вертикальная организация власти предполагает распределение властных полномочий по уровням, в основе которого лежит административно - территориальное устройство страны. Каждый из выделенных уровней наделяется:компетенцией, правами и имуществом для решения определенных в его ведение опросов. Объем этих полномочий зависит от характера государственного устройства, исторических традиций и других факторов.

Исторически проблема вертикальной организации власти была вызвана необходимостью повышения эффективности управления государством, (характерной чертой вертикальной организации власти является ее разделение по уровням:

уровень населенных мест (города, села, коммуны, «муниципалитеты);

уровни территориальных мест: средний (район, округ, графство), высший (департамент, область, штат, земля);

государственный уровень (уровень центра).

Такое единство обусловлено необходимостью «охватить» управляющим (властным) воздействием наиболее существенные процессы жизнедеятельности людей. Необходимость координации деятельности мест и согласования их интересов влечет формирование следующего уровня иерархии власти: районы - в США, России или Беларуси; графства - в Великобритании, (координация и согласование интересов мест и государства обусловливает появление следующего уровня власти: в России и Беларуси - области, в США штаты, в Германии - земли.

Каждый из властных уровней характеризуется тремя составляющими: границами; компетенцией, правами и обязанностями; аппаратом власти данного уровня.

Разделение власти на уровни определяет положение (иерархию) каждой власти по отношению к другим. Наиболее общие требования к разделению власти то вертикали изложены в Европейской Хартии (принцип субсидиарное™). В соответствии с принципом субсидиарности «осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии»

Горизонтальная организация (разделение) власти предполагает организацию власти на каждом конкретном уровне. Например, если на каком-то из уровней организации общества ряд вопросов отнесен к ведению центральной власти, то для их исполнения будет создан орган центральной (государственной) власти. В условиях многоукладной экономики, большую часть вопросов относят к компетенции местной власти (самоуправления) и создают условия для решения их на местном уровне, формируя помимо органов государственной власти и органы самоуправления.

Центральным вопросом горизонтального разделения власти является формирование реального самоуправления на местах, т.е. передача органам местного самоуправления компетенции, прав, имущества и средств для самостоятельного решения местных проблем. Тем самым вертикальное и горизонтальное разделение властей способствуют равномерному распределению объема власти по уровням общественной организации, или, говоря по-иному, равномерно распределяют «нагрузку» на органы власти и обеспечивают нормальную работу ее звеньев.

Горизонтальная организация власти представляет собой ее разделение на государственное управление (осуществляется центральными государственным аппаратом и его местными подразделениями) и местное самоуправление (осуществляется территориальным сообществом и органами местного самоуправления). Появление самоуправления означает признание государством права местных сообществ устраивать свою жизнь самостоятельно и за свой счет.\

Разделение властей - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной,исполнительной и судебной.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Вертикаль - это подчинение всех управленческих структур и ветвей власти - одному высшему органу или лицу - так устроены сильные президентские республики (Россия, Франция) , абсолютные монархии - эмираты, Сауд. Аравия, или диктатуры- КНДР, Иран, И др.

Горизонталь это демократическое управление государством тремя независимыми ветвями власти- Законодательной - парламент, исполнительной- президент, премьер-министр, судебной- суды всех инстанций.

Можно выделить следующие особенности содержания принципа разделения властей в Российской Федерации:

во-первых, Конституцией Российской Федерации предусмотрено четкое распределение функций и компетенции между государственными, органами в соответствии с требованиями разделения труда по управлению делами государства;

во-вторых, Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий;

в-третьих, в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, федеральные законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом государственной власти Федерации.

в-четвертых, исполнительная власть в Российской Федерации должна заниматься исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством по вопросам своей распорядительной деятельности, быть подотчетной либо главе государства, либо федеральному законодательному (представительному) органу государственной власти;

в-пятых, Конституция Российской Федерации обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, а тем более всей полноты власти, на одного из них;

в-шестых, споры о компетенции в Российской Федерации решаются только в порядке конституционного судопроизводства, т.е. Конституционным Судом Российской Федерации;

Институты представительной и непосредственной демократии. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц. Опрос. Публичные слушания. Обращения граждан. Народная правотворческая инициатива. Собрания, сходы и конференции граждан.

Государственная власть может осуществляться либо посредством деятельности ее различных ветвей, органов государства, либо непосредственно народом.

Представительная демократия - это реализация власти народа через избранных им представителей, представительные органы (парламенты, законодательные собрания в субъектах федерации). В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган (органы). Представительная демократия связана также с деятельностью выборных органов местного самоуправления (советов и др.). Таким образом, при представительной демократии народ реализует свою власть (государственную и власть территориального коллектива) через избранных им представителей, через коллегиальные органы народного представительства. Если власть осуществляется народом непосредственно, это - прямая, непосредственная демократия.

Непосредственная демократия - прямое осуществление власти народом как власти государственной находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в досрочном отзыве (прекращении мандата) избранных депутатов (а, например, в Австрии и Президента) по воле избирателей путем голосования, в принятии законов путем референдума, причем во многих странах законы, принятые референдумом, имеют преимущества по сравнению с парламентскими, в народной законодательной инициативе, в различных формах участия в управлении государством. Аналогичные институты прямой демократии существуют в местном самоуправлении.

1.Граждане, избир. Объед. - инициаторы отзыва депутата, выборного должностного лица подают коллективное заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву данных лиц.

2. Заявление подается от инициативной группы численностью не менее 50 избирателей при отзыве главы администрации области, не менее 30 избирателей при отзыве депутата областной Думы и главы местного самоуправления и 10 - при отзыве депутата представительного органа местного самоуправления. Заявление должно быть подписано всеми членами инициативной группы лично с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, серии и ном ера паспорта и места жительства (домашнего адреса) каждого.

Этап 2: Рассмотрение заявления инициативной группы, избирательного объединения избирательной комиссией – 14 дней – разрешает сбор подписей в поддержку проведения голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица

Этап 3: Сбор подписей в поддержку проведения голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица - организует инициативная группа, избирательное объединение. Все расходы, связанные со сбором подписей, осуществляются за счет средств фонда, образуемого инициативной группой, избирательным объединением.30 дней на всё про всё

Этап 4: Представление подписных листов в избирательную комиссию. Решение избирательной комиссии - Избирательная комиссия в течение 10 дней проверяет подлинность подписей и правильность оформления подписных листов - При установлении достаточности собранного числа подписей и их достоверности избирательная комиссия принимает решение о направлении всех материалов соответственно в областную Думу или представительный орган местного самоуправления со своим заключением о проведении отзыва или об отказе в его проведении.

4. В случае, если избирательная комиссия обнаружит нарушения, то она принимает решение об отказе в проведении голосования по отзыву и прекращении полномочий инициативной группы, избирательного объединения.

Этап 5: Назначение голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица- областная Дума или представительный орган местного самоуправления проверяет соответствие всех поступивших материалов требованиям настоящего Кодекса, в течение 15 дней со дня их поступления принимает решение о проведении отзыва и назначает голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица.

Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

3. Опрос граждан проводится по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов РФ

4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

6. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Публичные слушания проводятся представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования с участием жителей муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Возможны, например, следующие варианты реализации публичных слушаний:

1) единовременное приглашение общественных деятелей - руководителей некоммерческих организаций, ТОСов и ТСЖ и представление им проекта нормативного акта. Такая схема реализована в г. Новосибирске;

2) создание общественной палаты из представителей некоммерческих организаций, которая и будет проводить общественные слушания. Пример - г. Северодвинск;

3) специальные процедуры, эквивалентные западным аналогам - например, жюри граждан или гражданский воркшоп

Обращения граждан - это направленные в государственный орган или должностному лицу письменные или устные предложения, заявления или жалобы.

Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Народная правотворческая инициатива - это право группы граждан - жителей муниципального образования выступить с проектом местного правового акта по вопросам, входящим в компетенцию органов данного муниципального образования. Такое право должно быть предусмотрено уставом муниципального образования. Если в уставе ничего об этом не говорится, значит, права народной правотворческой инициативы у жителей данного образования нет. Для осуществления народной правотворческой инициативы нужно подготовить письменный текст проекта. Иногда требуется собрать определенное число подписей избирателей для его поддержки.

Проекты правовых актов, подготовленные населением, изменения и дополнения к действующим актам вносятся в органы местного самоуправления и подлежат обязательному рассмотрению ими. Уставы муниципальных образований (там, где это право предусмотрено) ничего не говорят о создании инициативных групп и сборе подписей избирателей, но некоторые из них содержат требование, чтобы такой проект исходил не от одного лица, а от группы избирателей и чтобы текст был оформлен соответствующим образом (а не как пожелание принять тот или иной акт). Внесение проекта акта в виде народной правотворческой инициативы не влечет за собой обязанности органа местного самоуправления принять акт. Представительный орган местного самоуправления обязан лишь рассмотреть такой акт. Отказ в его принятии должен быть мотивирован, но не влечет никаких юридических последствий: обжаловать его нельзя.

К народной правовой инициативе примыкают предложения граждан на заседаниях представительного органа принять или изменить те или иные акты представительного органа местного самоуправления. Эти заседания открытые, граждане могут на них присутствовать (не мешая работе) и в соответствии с некоторыми уставами с разрешения председательствующего вносить свои коллективные и индивидуальные предложения (обычно в устной форме). У председательствующего нет обязанности предоставить слово в таком случае. Он может этого не делать, что никаких юридических последствий не влечет.

В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения (то есть непосредственного осуществления местного самоуправления) могут созываться собрания, сходы или конференции граждан.

В малочисленных населенных пунктах, являющихся муниципальными образованиями, вполне возможна реализация прямого волеизъявления граждан через собрание или сход, то в городах и других крупных муниципальных образованиях более приемлемой является такая форма как конференция граждан, то есть определенное представительство граждан от внутригородских образований (районов, других поселений).

Порядок созыва и проведения собрания, схода или конференции граждан, принятия и изменения их решений, пределы их компетенции устанавливаются Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Деление власти по вертикали, иными словами, - между Федерацией и субъектами Федерации стало реальным достижением российской демократии, нашим наибольшим демократическим прорывом. В соответствии с Федеративным договором, торжественно подписанным в Москве 31 марта 1992 года и ставшим частью Конституции, усилился процесс на взаимной самокритичной основе делегирования власти в республики, другие автономные образования, края, области России.

Самый существенный вопрос: объем властной самостоятельности основных субъектов современной демократии и рыночной экономики - предприятий, физических и юридических лиц и т.д. Это тот самый объем власти, который позволяет кардинально улучшить жизнь непосредственным производителям материальных благ - населению, каждому человеку, создает условия индивидуальности, самобытности.

На пути таких размышлений плодотворным кажется взгляд на каждый субъект Федерации, снизу, с позиций избирателей. Взгляд от тех, кто делегирует властные полномочия своим депутатам. С таких позиций лучше видны объем и критерий властной самостоятельности каждого региона. Взгляд с колокольни избирателя, гражданина, позволяет лучше видеть характер населения, народа, проживающего здесь: материальную культуру, трудовые традиции, культурные предметы, языки общения, уровень образования, национальную ноосферу, мироощущение и миропонимание, связь старшего поколения с младшим... Словом, все то, что неототалитарный, антидемократический режим просто игнорировал. Ведь перед нами стоит задача яснее понять самостоятельность субъекта Федерации и своеобразие его проявления по Федеративному договору.

Проблема формирования самой Федерации сверху вниз и снизу вверх исторически в разных государствах мира дала неоднозначный результат для живущих поколений. Миротворческая функция парламента в том и состоит, чтобы, используя гуманное содержание Федеративного договора, обеспечить разграничение полномочий делегированием власти субъектами Федерации. Наша Федерация формировалась сверху вниз, и это наложило на нее свой отпечаток. В США федерация формировалась снизу вверх: и своеобразие штатов ярче проявляется через их законы. Распад Союза и создание в Российской Федерации республик с новым статусом, новые отношения с автономными краями и областями означают косвенное изменение России как федеративного государства. Осознаем ли мы это?

Федеративная модель государственности имеет в мире самую устойчивую тенденцию развития. Из 160 современных государств в 58 приняты юридические структуры, основанные на федеративных принципах. Федеративные формы правления просматриваются сегодня в процессах создания Европейского сообщества. Ученым видятся четкие цели нового федерализма:

Примирение единства и разнообразия;

Защита республик, краев, областей от центристских тенденций;

Демократическое участие населения в политической жизни на местном, областном, краевом, республиканском и федеральном уровнях власти;

Усиление контрольных функций представительной власти над деятельностью административного аппарата;

Повышение эффективности власти через региональную конкуренцию;

Стимулирование новаторских идей в региональных органах власти;

Предотвращение формирования местных “вождистских” режимов.

Федерализм базируется на принципах демократического плюрализма, и это обстоятельство сближает на общей основе центральные и региональные органы власти через национальные и региональные формы политической жизни, где принятый Федеративный договор четко определяет функции федеральных органов государственной власти Российской Федерации, те аспекты, которые относятся к совместному ведению федеральных органов государственной власти и региональных органов государственной власти и, наконец, четко определяется власть регионов, территорий. Здесь, в фокусе такого разграничения власти, начинаются процессы принятия новых для Российской Федерации законодательных норм. Особо важно подчеркнуть в этих условиях права граждан, производственных и общественных коллективов.

В Российской Федерации с марта 1992 года началось законодательное формирование федеративной системы - модели конституционнно-демократического государства. Встает вопрос пересмотра критериев по линиям: неототалитаризм - национализм; сепаратизм - регионализм. При этом во главу угла ставится новый порядок критериев, условия демократической жизни народа.

Разделение властей по горизонтали для уровня федерации и регионов представлено законодательной, исполнительной, судебной ветвями власти, а также “четвертой властью” - прессой. Разделение властей по вертикали представлено уровнями власти: село, город, район, край, республика, федерация.

Человек, избирательные права которого позволяют делегировать права власти, передает ее голосами на уровень местной власти на селе, в городе, в районе, в области, крае, республике, наконец, - федерации. На уровнях власти она разделена на законодательную, исполнительную, судебную и прессу.

Возможность реализации концепции разделения властей стала реальностью и для России. Приходится отдавать себе отчет в том, что происходит процесс переосмысливания статусов федеральной законодательной, исполнительной и судебной власти, не менее сложные вопросы переосмысливания процессов законодательной, исполнительной и судебной власти в регионах. Однако самые сложные и конфликтные вопросы возникают на стыках властей. Там, где Федеративный договор обозначил разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также автономных областей и автономных округов в составе Российской Федерации. Это по вертикали. Конфликтные ситуации возникают и при решении вопросов на всех уровнях по горизонтали.

Царский режим и его правопреемник - большевистский режим, и не только они, убедили народы мира, что многонациональные структуры государств всегда ведут к унификации, к уравниловке, где малочисленные народы ассимилируются более многочисленными. Наступает гибель культуры малочисленных народов и их самих. Унифицированная жизнь в империи - путь к застою, от него следующий шаг - к деградации и развалу. Этот путь нами “успешно” пройден. Важно, однако, познать его механизмы.

Все это необходимые исходные мысли о власти и ее структурах. Демократический прорыв вертикального разделения власти сводится сегодня к сохранению условий всех традиционных связей: экономических, политических, культурных, других отношений, исключающих курс на изоляцию, но при этом ведущих к сохранению национально-государственной и территориальной самостоятельности субъектов федерации (официальное название земли Бавария, кстати, “свободное государство Бавария”, но никаких призывов “выйти из состава Германии здесь не услышать).

Нужна иная, новая ступень равноправия народов. Мы больше должны уделять внимания подлинным думам и чаяниям народов.

К сожалению, компас нашей политики показывает лишь на Запад и Америку. Нам не надо придерживаться только такой ориентации. Она психологически носит иждивенческий характер. Нужны иные источники - внутренние, глубинные, российские. Власть и политика - всегда явления смежные. Самое трудное на поворотах истории - уметь предвидеть варианты развития событий и влиять на них принимаемыми решениями.

Чрезмерная надежда на помощь извне всегда чревата тяжелыми последствиями для России. Плюрализм в политике и культуре в своей высшей форме формирует национально-независимое государство с национально-колоритным обществом, где народ выступает самим собой, не приспосабливаясь абсолютно к условиям других наций. На развал Союзной империи, на возможный, увы, развал России Америка и Запад смотрят разными глазами: здесь и страх, и желание обогащения, и сострадание, и слабое желание оказать помощь. Вот почему древний восточный способ перехода горной реки группой людей, когда каждый человек, “ввинчиваясь”, двигается по отношению к другому чуть-чуть против течения, и эта группа людей представляет собой волнолом, где все по-разному помогают, участвуют, но все работают и никто не бездействует, все же более надежен, чем маниловские мечтания, как бы построить мост, а в пруду развести лебедей.

Каждому народу России нужен исторически оправданный индивидуальный подход. Нам, политикам, пора научиться использовать лучшие стороны всех народов в их великой дифференциации. Можно перечислить десятки загубленных народов и территорий в Северной и Южной Америке за пять веков их освоения, вспомнить судьбу аборигенов Австралии, Тибет в Китае и поставить в ряд малые народы на севере России. Искать такие условия, которые опорой имели бы активизацию жизненных сил самих народов. Именно для этого разрабатывался и принимался Федеративный договор.

Федерализм - это система отношений внутри единого государства, в котором субъекты федерации имеют правовые условия для обеспечения нормальной жизнедеятельности людей.

Власть как право и возможность активизировать силы в общенациональной и региональной политической жизни берет сегодня на себя функцию выправить бывшие перекосы, иными словами, вернуть людям веру и создать условия для полного самовыражения. И здесь политика как деятельность органов государственной власти и управления начинает искать реальное воплощение Федеративного договора: четко определять функции федерального правительства и регионального “правительства”, администрации в процессе принятия законодательных норм или исполнительных решений. Конституции российских республик, Уставы российских территориальных образований на базе подписанного Федеративного договора дают возможность добиться четкости во взаимоотношениях как между собой, так и с федеральными властями.

России и ее субъектам федерации предстоит процесс постепенного превращения в процветающее федеративное государство. И такого процветания можно достигнуть лишь снизу, из провинции. Не ждать манны небесной в виде западной помощи. Налаживать провинциальную жизнь, добиваться регионального процветания. Для этого от правительства надо требовать поворота на 180 градусов: от “лицом к Европе” к “лицом к провинции”. Федеративный договор нацелен на то, чтобы в субъектах федерации формировалась сильная юридическая, экономическая, финансовая, банковская, административная власть. Россия будет богаче, сильней и уверенней, когда в республиках и краях, областях и открытых зонах будут самостоятельно решаться крупные региональные программы. Федеративный договор призван изменить взгляд на провинцию. Сам документ рожден из позиции: “Возрождение провинции - возрождение России”.

Федеративный договор нацелен на широкое разделение полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации по всем линиям власти: законодательной, исполнительной и судебной. Он предусматривает возможность договоров между субъектами Федерации, что не менее важно, ибо формирует крепкие связи между ними, а в целом ряде случаев - соглашений во внешнеэкономической области.

Порой складывается впечатление, что труд парламентариев, политиков и юристов не дошел еще до сознания многих людей, местных властей. А ведь он, Договор, пожалуй, первый документ, позволяющий снизу просмотреть законодательную, исполнительную и судебную власть в регионе и заявить о своих полномочиях. Российская Федерация может восстановить свое многоцветье в процессе этой работы, постепенно скидывая с себя панцирь “черемушек” Москвы. Договор призывает к широкому возрождению провинции.

Парламент твердо знает, что в этом процессе столь же важен сильный контроль федеральных властей над местными органами. Процветающая Россия может быть сформирована лишь дружной работой властей всех уровней: по вертикали и по горизонтали.

Важен еще один аспект проблемы. Идея патриотизма. В провинции она чище и сильнее. Здесь в провинции надо за нее бороться. Эту идею нельзя отбрасывать, как это попытались сделать некоторые политические силы, и они теперь терпят поражение. Эта идея сегодня все надежнее овладевает людьми на “малой родине”, в селе, в районе, городе, - там, где человек живет и работает, где его семья.

Политическая власть формируется, выражается и осуществляется через власть государственную, партийную, общественных организаций, трудовых коллективов, информационную и т. д. Ядром политической власти является власть государственная. Государственная власть – один из видов власти в обществе, где субъектом выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а объектом – население страны: граждане (в республиках) и подданные (в монархиях).

Признаки государственной власти

    Публичный характер;

    Суверенный характер, т.е. верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении вопросов политики с другими государствами (внешний суверенитет);

    Ограниченность территорией.

Власть структурируется:

по вертикали - это деление между субъектами государственного управления. Центральная и местная (т.е. отсутствует региональный уровень власти или местная власть зависит полностью от центра); федеральная, региональная и местная;

по горизонтали - это деление ее на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Легальность власти формальное описание политической системы и её правовое обоснование.

Легитимность власти неформальная законность, признание, доверие власти, способность обеспечить себе поддержку со стороны большинства членов общества. Легитимность не только юридическая, но и социокультурная характеристика власти . Власть может быть легальной (например, избранной всеобщим голосованием), но не легитимной, не принятой населением.

Принципы устойчивости политической власти

1) Институциональность характеризуется разветвленностью, разнообразием политических институтов и учреждений, множеством субординационных зависимостей.

2) Легитимность . Делегитимация – утрата доверия к власти. Варианты преодоления кризиса легитимности таковы: достижение общественного консенсуса, эффективное управление, реформирование институтов власти.

3) Результативность – это степень выполнения тех функций и ожиданий, которые возлагают на власть агенты политических отношений. Показатели результативности: успешная экономическая политика, устойчивый рост благосостояния основной части населения, укрепление общественного порядка и авторитет на международной арене.

21. Политический режим.

Политический режим – это обобщенная функци­ональная характеристика политической системы общества. Это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия властных решений. Режимы можно классифицировать по трем типам.

I. Тип взаимодействия государства и общества

1. Тоталитаризм (лат. totalis - полный, целый).

Теория тоталитаризма складывается в 1940-50-е годы. Лозунг: «Запрещено всё, что не приказано ». Черты:

    Полный контроль общественного мнения, религии, национальной политики, цензура СМИ.

    Тщательно разработаннаяидеология.

    Однопартийная система.

    Террор, репрессии.

    Контроль над экономикой (её ми­литаризация), контроль запасов оружия.

Всячески подавляется индивидуальность, культивируются стадные чувства, уравниловка, приоритет общества над личностью. Исследователи отмечают два основных вида режимов:

1) Правый тоталитаризм . В основе лежит национальный (расовый) критерий (потомки римлян, возрождение нации) – фашизм в Италии (1922), Испании, Германии, Венгрии и др.

Фашизм – идеология воинствующего антигуманизма, шовинизма и расизма, открытая террористическая диктатура. Фашизм использовал символику Древнего Рима, где пучок прутьев с топором посередине служил знаком власти, а также наказания тех, кто этой власти не подчиняется.

Национал-социализм (НСДАП–национал-социалистическая немецкая рабочая партия) –идеология германского фашизма, выражавшаяся проповедью крайнего национализма, исключительности, мирового господства «арийской расы» в соединении с идеей контроля государства над экономикой. Как строй утвердился в Германии в 1933 г.

2) Левый , в основе которого лежит классовый (социальный) критерий – коммунизм (коммунистическая теория, руководство коммунистической партией). Это сталинизм в СССР, Мао-Цзедун в Китае, КНДР времен Ким Ир Сена. Интернационализм – равенство, солидарность всех народов; взаимоподдержка левых партий.

2. Авторитаризм (от лат. "власть", "влияние") – неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но предоставляющая автономию личности во внеполитической сфере. Лозунг: «Разрешено всё, кроме политики ». Занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Авторитарный режим включает в себя большое число модифика­ций:

1) Абсолютная монархия .

2) Военные режимы, например, диктаторский (И.Амин в Уганде), военные хунты в Испании (хунта – собрание политических комитетов), режим генерала Пиночета в Чили, Тайвань при Чан-Кай Ши.

3) Теократиче­ские режимы– прямое правление элитарного духовенства (Иран – аятолла Хомейни, ислам шиитского толка).

3. Демократия. Большинство современных политических режимов заявляют о своей демократической природе. Лозунг: «Все, что не запрещено – разрешено ». «Разрешено все, что не запрещено моралью и законом». Представительная современная форма – делегированность, управление передается народом его посредникам, решения принимаются выборными органами. Представители подлежат переизбранию. Основная характеристика демократии – наличие избирательного процесса.

Принципы современной представительной демократии:

1- власть осуществляет большинство (народ);

2- периодическая свободная выборность органов управления;

3- равноправие, политическое равенство всех граждан;

4- подчинение меньшинства большинству при принятии решений, защита прав меньшинства;

5- конституционализм, т.е. обязанности властей и граждан придерживаться конституции;

6- политический и идеологический плюрализм, законодательно закрепленный в многопартийной или двухпартийной системе;

7- разделение властей.

Демократия опирается на государство в форме республики , хотя в современном обществе наблюдается сосуществование республики и конституционной монархии (Испания, Швеция, Япония и др.).