Административно территориальное деление франции кпзс. Территориальное устройство франции. Заморские регионы Франции


В порядке административно-территориального деления в состав Французской Республики входят :
1. Метрополия (европейская часть Франции) - разделена на 22 региона и 96 департаментов;
2. пять заморских департаментов (DOM): Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта;
3. пять заморских территорий (TOM): Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Сен-Пьер и Микелон, Сен-Бартелеми, Сен-Мартен;
4. три территории, имеющие особый статус: Новая Каледония, Клипертон, Французские Южные и Антарктические территории.

Таким образом, Франция делится на 27 регионов (regions) , из которых 22 находятся на европейском континенте, включая отдельный регион Корсика на одноименном острове, а ещё пять - заморские. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и утверждать бюджет.

27 регионов разделяются на 101 департамент (departements) , которые состоят из 336 округов (arrondissements) и 2074 кантонов (cantons). Основой Франции являются 36 658 коммуны (communes). Департамент Парижа состоит из единственной коммуны. Каждый из пяти заморских регионов (Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон, Майотта) состоят из единственного департамента. У региона Корсика (включающего 2 департамента) - специальный статус административно-территориального образования, отличающийся от других регионов метрополии (континентальной Франции). Имеет самостоятельные органы управления, не подчиняющиеся центру. В 2003 был проведен местный референдум об объединении двух департаментов Корсики в один - но жители острова не захотели объединяться.

В ходе идущей в последние годы реформы государственного устройства, административное деление метрополии Франции (территории на континенте) и заморских владений Франции претерпевают некоторые изменения . Так, планируется сократить количество регионов метрополии с 22-х до 13-и. При этом количество департаментов останется прежним – 96. В 2015 году (с 01.01.2015) была образована городская метрополия в г. Лионе, который приобрел статус департамента. Уменьшится количество округов и коммун. Будет упразднено 6 округов и 123 коммуны. А вот количество кантонов уменьшилось почти вдвое: вместо действующих ранее 4 055 кантонов путем слияния осталось 2 074 кантона. Некоторые коммуны объединяются в государственные учреждения межкоммунного сотрудничества (EPCI - Etablissement public de cooperation intercommunale) для взаимодействия по вопросам транспорта, территориального планирования и т.д.

Подробнее:

Административно-территориальное деление Франции и ее последняя реформа в первую очередь имеют цель децентрализации государственной власти на местах. Органам управления любой административной единицы во Франции предоставляется ряд властных полномочий, которые они осуществляют на основании действующего законодательства на определенной территории административной единицы в рамках возложенных на них функций.

Так, на межрегиональном уровне представители исполнительной власти Франции осуществляют функции государственного управления в области таможни, гражданской авиации, автомобильных дорог, морского транспорта, организации тюрем, защиты прав молодежи. При этом интересы регионов представляют региональные префекты, а сами межрегиональные институты власти не имеют органов местного самоуправления и, соответственно, избирательных округов.

Регионы Франции, как административно-территориальные единицы , в свою очередь осуществляют функции местной власти на соответствующей территории в следующих сферах государственной деятельности: сельское и лесное хозяйство, продовольствие, организация труда, жилищно-коммунальное хозяйство, защита окружающей среды, образование, дела молодежи и социальной сплоченности, спортивное хозяйство, наука и здравоохранение, полиция (жандармерия). Глава региона – региональный префект, орган местного самоуправления – региональный совет, который избирается на региональных выборах. На Корсике, которая в целом имеет статус французского региона, орган местного самоуправления называется Совет Корсики, а представителей в этот орган избирают на территориальных выборах.

Департаменты Франции, как административно-территориальные единицы, в пределах своей компетенции на отведенной территории проводят политику в несколько других сферах государственной деятельности: государственные финансы, армия, образование, общественная безопасность, морской и наземный транспорт, функции социальной защиты и сплоченности населения. Глава департамента – ведомственный префект. В департаменте Буш-дю-Рон и в департаменте Парижа главой является комиссар полиции соответствующего департамента. Коллективный орган местного самоуправления в департамента Франции – Совет графства (в Париже – Совет Парижа, а в Лионе – Совет метрополии). Еще одно название этих органов – Сенат, который избирается на выборах в Сенат (в Лионе – «столичные выборы»).

В компетенции этих двух уровней административно-территориального деления Франции сосредоточены практически все основные полномочия государственного управления на соответствующей территории. Регионы вместе с департаментами решают и проводят в жизнь политику внутреннего управления по всем основным аспектам функций исполнительной власти: образование и наука, сельское хозяйство и промышленность, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.

Округа в системе административно-территориального деления не имеют столь значимых властных полномочий. Они не имеют органов местного самоуправления, а выполняют роль суб-департаментов во главе с суб-префектом.

Кантоны, как административные единицы , не решают вопросы внутреннего устройства государства. На соответствующей территории они проводят политику, обозначенную соответствующими регионом и департаментом, на территории которых они находятся. Это относится и к самой мелкой единице административно-территориального устройства Франции – коммуне, главой которой является мэр. Коллективным органом самоуправления является Коммуна, члены которой избираются на муниципальных выборах. При этом коммуны Парижа, Лиона и Марселя коллективного органа местного самоуправления не имеют. Главным органом управления в них является пост «мэра городка», который также избирается на муниципальных выборах.

Вся система административно-территориального деления Франции разработана с целью наиболее демократического и, одновременно, более точного претворения в жизнь политики французского государства на местах. Она действует на основании действующей Конституции Франции и уже доказала свою эффективность.

В заморских владениях Франции административно-территориальное деление несколько иное . Здесь выделяют пять регионов: Гвиана, Гваделупа, Мартиника, Майотта, Реюньон, а также пять заморских сообществ со статусом регионов: Французская Полинезия, Сент-Мартен, Сен-Пьер и Микелон, Уоллис и Футуна, Сен-Бартелеми. Кроме того, заморская единица Новая Каледония также имеет статус региона наряду с Французскими Южными и Антарктическими территориями (ФЮАТ), а остров Клиппертон находится под непосредственным руководством французского правительства и не имеет административно-территориального деления.

Кроме этого, Французская Полинезия имеет собственное административно-территориальное деление. В ее состав входит 5 административных подразделений, которые делятся в свою очередь на коммуны, которых насчитывается более 40. Сен-Бартелеми в своем составе имеет 2 коммуны и 40 округов, Сен-Пьер и Микелон – 2 коммуны, Уоллис и Футуна – 3 округа (королевства) и 3 района, Новая Каледония – 3 провинции и 33 коммуны, Французские Южные и Антарктические территорияи (ФЮАТ) – 5 округов. Остальные заморские департаменты и сообщества Франции административно-территориального деления не имеют.

Как видим, в большинстве своем, формирование такой административно-территориальной единицы во Франции происходит на основании историко-природных характеристик конкретной местности. Множество регионов лежит в границах исторических областей - Нормандия, Бургундия, Бретань, Эльзас и др. Остальные регионы основаны в рамках географических характеристик. В их основе находятся такие географические объекты, как долины рек (Рона-Альпы, Центр-Долина Луары, Земли Луары), так и характеристики местного рельефа (Юг-Пиренеи, Аквитания, Лангедок-Руссильон), либо другие географические объекты (регион Корсика полностью занимает территорию одноименного острова).

Такое деление метрополии Франции на регионы произошло в ходе административной реформы 1950 года, хотя государственный деятель, который ее предложил - Серж Антуан, предполагал, что такое деление будет временным. Несмотря на это, регионы в утвержденных той реформой границах просуществовали до 31 декабря 2015 года. При этом от самих французов, да и от местных властей в регионах часто высказывались возражения по поводу некоторые границ и статусов регионов. Например, регион Земли Луары с момента его создания сразу был подвержен резкой критике, а французы называют его результатом административной некомпетентности. Были вопросы по региону Пуату-Шаранта, в котором до последнего времени отмечался раскол на две части с влиянием нескольких городов: Тур, Нант (в департаментах Дё-Севр и Вьенна) и Бордо в департаменте (Приморская Шаранта). Очень часто на собраниях местных органов власти обсуждался вопрос о воссоединении в один регион двух действующих - Нижней и Верхней Нормандии.

В результате рассмотрения подобных претензий, во Франции в 2010-х годах проваодится административная реформа, в ходе которой с 01 января 2016 года количество регионов путем объединения некоторых из них сокращено с 22-х до 13-и. Изменения коснуться не всех регионов Франции: регионы Корсика (22), Прованс-Альпы-Лазурный берег (21), Центр-Долина Луары (5), Земли Луары (12), Бретань (13), Иль-де-Франс (1) останутся без изменений и сохранят статус регионов Франции, как административно-территориальных единиц.

Изменения произошли в следующих регионах:
- регионы Юг-Пиренеи (16) и Лангедок-Руссильон (20) объединены в один регион под названием "Лангедок-Руссильон-Юг-Пиренеи" с административным центром в Тулузе;
- регионы Рона-Альпы (18) и Овернь (19) объединены в регион "Овернь-Рона Альпы" с административным центром в Лионе;
- регионы Верхняя Нормандия (4) и Нижняя Нормандия (6) объединены в один регион "Нормандия" с административным центром в г. Руане;
- регионы Бургундия (7) и Франш-Конте (11) объединены в регион "Бургундия-Франш-конте". Административный центр - Дижон;
- регионы Шампань-Арденны (2), Лотарингия (9) и Эльзас (10) объединены в регион "Эльзас-Шампань-Арденны-Лотарингия" с административным центром в Страсбурге;
- регионы Аквитания (15), Лимузен (17) и Пуату-Шаранта (14) объединены в один регион под названием "Аквитания-Лимузен-Пуату-Шаранта". Административный центр - Бордо;
- регионы Пикардия (3) и Норд-па-де-Кале (8) объединены в регион "Норд-па-де-Кале-Пикардия" с административным центром в г. Лилль.

Новообразованные регионы будут иметь статус регионов Франции как административно-территориальных единиц с предоставлением им полномочий, характерных для этой административно-территориальной единицы во Франции. Самым крупным регионом после реформы стал регион Аквитания-Лимузен-Пуату-Шаранта. Его площадь составила 84 059 км2, на которой по данным переписи населения в 2012 году проживало 5,8 млн. человек. Самым густонаселенным регионом остался регион Иль-де-Франс (11,9 млн. жителей в 2012г.), а самым маленьким - регион Корсика (8 680 км2).

Как видим, проводимая административная реформа учла некоторые претензии к бывшему административно-территориальному делению Франции на регионы и пошла навстречу. Так, регионы Верхняя и Нижняя Нормандии объединены в один регион - Нормандию, который имеет общую историю. Однако, некоторые предложения в оде реформы своего продолжения не нашли: регион Земли Луары не утратил статус самостоятельного региона и остался в предела своей территории. Результаты проведенной административной реформы на региональном уровне можно проследить на карте .


Подробнее:

Департаменты во Франции , как административно-территориальные единицы были образованы норм, прописанных в Указе об их образовании от 22 декабря 1789 года. Спустя 2,5 месяца 4 марта 1790 года Указ вступил в силу и в основу административно-территориального деления Франции легло ее деление на департаменты, границы которых определялись на основании границ исторически сложившихся округов и автономных общин.

В настоящее время во Франции выделено 101 департамент , из которых 96 расположены на территории метрополии Франции (включая 2 департамента на Корсике) и 5 заморских департаментов, имеющих особенный статус: Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта. Средний размер департамента в метрополии Франции - около 5 880 км2, что в 2,5 раза больше, чем территория аналогичной территориальной единицы в Великобритании и в 3,5 раза больше - чем подобная административно-территориальная структура в США.

, в пределах своей компетенции на отведенной территории проводят политику в несколько других сферах государственной деятельности: государственные финансы, армия, образование, общественная безопасность, морской и наземный транспорт, функции социальной защиты и сплоченности населения. Глава департамента – ведомственный префект. В департаменте Буш-дю-Рон и в департаменте Парижа главой является комиссар полиции соответствующего департамента. Коллективный орган местного самоуправления в департамента Франции – Совет графства (в Париже – Совет Парижа, а в Лионе – Совет метрополии). Еще одно название этих органов – Сенат, который избирается на выборах в Сенат (в Лионе – «столичные выборы»).

Департаменты Франции, как административно-территориальные единицы делятся на округа и коммуны - самые мелкие единицы административного деления Франции. При этом сами департаменты образуют путем сообщества друг с другом регионы Франции. До 2016 года каждый регион состоял из 3-5 департаментов, хотя есть и исключения - регион Корсика, Верхняя Нормандия, Норд-па-де-Кале, Эльзас в своем составе имели всего по 2 департамента, а регионы Юг-Пиренеи, Рона-Альпы - по 8 департаментов.

Административная реформа Франции 2014 года не затронула принцип деления Франции на департаменты . И до ее проведения, и после реформы метрополия Франции остается разделена на 96 департаментов, сфера полномочий которых остается на дореформенном уровне. Кроме того, департаменты остались в составе тех же регионов, в которые они входили, либо вошли в состав новых регионов вслед за своими регионами, как их составляющие части. Это можно проследить путем анализа , где видно, что и до и после реформы, департаменты сохранили свои названия и границы.


Подробнее:

Административно-территориальное деление Франции включает в себя не только деление метрополии Франции, но и ее заморских владений. Здесь выделяют пять регионов: Гвиана, Гваделупа, Мартиника, Майотта, Реюньон, а также пять заморских сообществ со статусом регионов: Французская Полинезия, Сент-Мартен, Сен-Пьер и Микелон, Уоллис и Футуна, Сен-Бартелеми. Кроме того, заморская единица Новая Каледония также имеет статус региона наряду с Французскими Южными и Антарктическими территориями (ФЮАТ), а остров Клиппертон находится под непосредственным руководством французского правительства и не имеет административно-территориального деления.

Согласно принятой в 1946 году Конституции Четвёртой Республики, французские колонии Гваделупа и Мартиника в Карибском море, Французская Гвиана в Южной Америке и Реюньон в Индийском океане были определены как заморские департаменты. Являясь неотъемлемой частью Франции и Европейского союза, заморские департаменты представлены в Национальном собрании, Сенате, Экономическом и социальном Совете, выбирают членов Европейского Парламента и имеют евро в качестве валюты. Ст. 73 Конституции Франции устанавливает особое положение заморских регионов и департаментов, которое может учитываться в их законодательном режиме и административной организации.

Французская Гвиана, расположенная в Южной Америке, как заморский департамент имеет свое собственное административно-территориальное деление. Французская Гвиана разделена на 2 округа (Сен-Лоран-дю-Марони и Кайенна), которые состоят из 22 коммун. Коммуны в Гвиане, как административно-территориальные единицы, в отличие от коммун метрополии Франции, не относятся к определенному населенному пункту и часто имеют внушительную территорию. Например, коммуна Марипасула имеет площадь 18 360 км2, что по своим размерам больше соответствует размерам департамента метрополии.

Гваделупа, как заморское владение Франции , также имеет статус заморского региона (департамента) и достаточно разветвленное административно-территориальное деление. Французский департамент Гваделупа в настоящее время состоит из 2 округов: Бас-Тер и Пуэнт-а-Питр. Округ Бас-Тер в своем составе имеет 17 кантонов и 18 коммун, а в состав округа Пуэнт-а-Питр входят 23 кантона и 14 коммун. Ранее в состав Гваделупы входил и ещё один, третий округ - Сен-Мартен-Сен-Бартелеми, состоящий из 3 кантонов и 2 коммун. Однако 22 февраля 2007 года этот округ проголосовал за выход из состава Гваделупы.

Заморское владение Франции в Карибском море - Мартиника , также имеет статус заморского департамента и наделено соответствующими функциями. Несмотря на свои скромные размеры, чуть более 1 тыс. км2, Мартиника имеет развитое административно-территориальное деление. В настоящее время в составе Мартиники выделяют четыре основные административные единицы - округи: округ Фор-де-Франса (префектура отдела Мартиники: Фор-де-Франс) с 16 кантонами и 4 коммунами; округ Ла-Трините (супрефектура: Ла-Трините) с 11 кантонами и 10 коммунами; округ Ле-Марен (супрефектура: Ле-Марен) с 13 кантонами и 12 коммунами; округ Сен-Пьер (супрефектура: Сен-Пьер) с 5 кантонами и 8 коммунами. Таким образом, общую систему административно-территориального деления Мартиники можно обозначить так: 4 округа - 45 кантонов - 34 коммуны.

Майотта - также заморское владение Франции со статусом заморского региона (департамента). Административно-территориальное деление Майотты достаточно простое. В составе этого заморского департамента выделены 17 коммун. Причем их территория и население могут отличаться в несколько раз. Самая крупная коммуна на Майотте - Мамуцу (она же самая населенная) площадью 41,94 км.2 почти в 10 раз превосходит по территории коммуну Паманзи (4,29 км2). Самая слабо населенная коммуна - Аква, где проживает около 4,7 тыс. человек.

Реюньон - заморское владение Франции в Индийском океане со статусом заморского департамента. Административно-территориальное деление Реюньона имеет сложную структуру. Реюньон делится на 4 округа, которые в свою очередь состоят из кантонов и коммун. Округ Сен-Пьер - самый крупный и одновременно самый сложный в административно-территориальном делении. Он состоит из 16 кантонов и 8 коммун. Округ Сен-Поль в составе имеет 10 кантонов и 5 коммун, округ Сен-Дени - 4 кантонов и 5 коммун, округ Сен-Бенуа - 9 кантонов и 6 коммун. Коммуны на Реюньоне могут очень сильно различаться в территориальном плане. Их размеры могут колебаться от 26 км2 до 229 км2.

Ст. 74 Конституции Франции закрепляет возможность вхождения в ее состав заморских сообществ. Согласно этой норме, в заморских сообществах Франции возможно функционирование законов и обычаев, отличных от таковых в метрополии Франции, если это соответствует обычаям местного населения. Законодательные органы, избираемые на местных выборах, в таких сообществах обладают очень большой автономией и решают многие вопросы экономической и общественной жизни сообществ. Французская Полинезия, как одно из таких сообществ , имеет собственное административно-территориальное деление. В ее состав входит 5 административных подразделений, которые делятся в свою очередь на коммуны, которых насчитывается более 40.

Заморское сообщество Сент-Мартен , как административная единица Франции имеет статус региона, однако, на основании ст. 74 Конституции Франции также как и Французская Полинезия - имеет широкую автономию в управлении внутренними делами. Из-за небольшого количественного состава населения (чуть более 36 тысяч жителей), Сент-Мартен не имеет собственного административно-территориального деления.

Заморское сообщество Сен-Пьер и Микелон , как заморское сообщество имеет статус региона Франции. Этим сообществом управляет префект, назначаемый президентом Франции. Орган местного самоуправления - Территориальный совет (19 членов, избираемых населением на 6-летний срок). Состоящий из двух основных островов Сен-Пьер и Микелон имеет соответствующее административно-территориальное деление: делится на две коммуны, территориально соответствующие основным островам в составе сообщества.

Уоллис и Футуна также имеют статус заморского сообщества , которое в свою очередь делятся на 3 территориальных округа, совпадающих в границах с историческими королевствами (Аво, Сигав, Увеа). Самый крупный округ Увеа, в свою очередь, делится на три района. Большая часть границы между Ало и Сигавом на острове Футуна проходит по реке Ваинифао. Названия районов территориального округа Увеа заимствовано у тонганцев и в переводе на русский язык означают: хахаке - восток или восход; хихифо - запад или закат; муа - передняя часть острова.

Сен-Бартелеми, как заморское сообщество Франции имеет наиболее сложное административно-территориальное деление. Несмотря на свои очень скромные размеры (21 км2), этот остров имеет развитое территориальное деление. Сен-Бартелеми в своем составе имеет 2 коммуны и 40 округов-кварталов. Эти кварталы - одно из самых маленьких территориальных единиц в мире, имеющие площадь до 1 км2.

Новая Каледония, Французские Южные и Антарктические территории (ФЮАТ) и Клиппертон - это заморские административно-территориальные образования с особым статусом. Новая Каледония как административно-территориальная единица в свою очередь делится на три провинции и 33 коммуны: Южная провинция разделена на 14 коммун, Северная провинция - на 16 коммун, провинция Луайоте - на три.

Французские Южные и Антарктические территории или ФЮАТ делится на 5 округов , которые сформированы в пределах территорий крупнейших островов архипелага и других островов, включенных в состав ФЮАТ. Округа даже имеют соответствующие названия: земля Адели, архипелаг Кергелен, острова Крозе, острова Сен-Поль и Амстердам, острова Эпарсе. Последний округ (острова Эпарсе) не имеют населения, но как административно-территориальная единица имеет своего главу.

Клиппертон - это коралловый атолл , находящийся в восточной части Тихого океана. Он также имеет статус заморского особого административно-территориального образования Франции. До 21 февраля 2007 года административно подчинялся Французской Полинезии, теперь управляется непосредственно правительством Франции. Административно-территориального деления не имеет из-за своих небольших размеров и отсутствием жителей.

Особое положение занимает являющаяся формой политической автономии Корсика – остров в Средиземном море (там есть местный законодательный парламент (Собрание) с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий коллегиальный орган, но исполнительную власть единолично осуществляет избираемый советом его председатель).

Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). В общине избирается совет сроком на 6 лет (9-69 человек) по мажоритарной системе. В выборах участвуют лица, живущие в коммуне 6 месяцев и 4 года, уплачивающие налоги . Совет в свою очередь тайным голосованием избирает на 6 лет мэра и его заместителей, ведающих управлением . Мэр одновременно является председателем совета и по должности – представителем государственной власти в коммуне.

Каждая коммуна имеет свой устав, который составляется на основе типового устава, утвержденного в 1984 г. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки , муниципальные библиотеки и музеи, кладбища и др.

Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет , устанавливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверждает служащих, принимает программы развития, занимается рынками, санитарией, местными дорогами и т. д.

В департаментах (их 96 во Франции и 3 заморских департамента) избирается генеральный (департаментский) совет тоже на 6 лет по мажоритарной системе и с 1998 г. обновляется целиком (а не по частям). Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире.

В регионах, объединяющих 3–8 департаментов (22 в метрополии и 4 заморских региона – Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон), также избирается региональный совет (с 1986 г. – прямыми выборами). Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не распорядительные, а консультативные функции. Исполнительным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые департаменты метрополии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.

Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники – представители государства . В регионе это региональный префект (им является по совместительству префект самого крупного в регионе департамента), в департаменте – префект департамента, в округе, не являющемся «территориальным коллективом» и не имеющем своего совета, есть супрефект. Он представляет в своей административно-территориальной единице

Административное деление Франции очень сложно устроено. Страна делится на административные районы, департаменты, округа, кантоны, коммуны. Помимо сухопутных владений Франция имеет ещё и приморские территории, которые находятся под ее властью.

Общая характеристика

Сухопутная часть Французской республики делится на 22 административных района и 96 департаментов. Заморских владений у Франции всего 10: 5 заморских территорий (Мартиника, Майотта, Реюньон, Гвиана, Гваделупа) и 5 департаментов (острова Уоллис и Футуна, Сен-Бартелеми, Французская Полинезия, Сен-Мартен, Сен-Пьер и Микелон). Помимо сухопутных и приморских в административном делении Французской республики имеются территории с особым статусом (Французские Южные и Антарктические территории, Клипертон, Новая Каледония).

Итак, в рассматриваемом государстве находится 27 административных единиц, 22 из которых- находятся на материковой части Европы, а 5 являются заморскими территориями.

В свою очередь, 27 регионов состоят из 101 департамента, 336 округов, 2074 кантонов. Основной административной единицей Франции являются коммуны, количество которых составляет 36 658 по всем уже государству. На протяжении последних пары лет во Французской республике проходят реформы устройства государства, в результате чего заморские территории и материковые владения государства претерпевают некоторые изменения. Правительство планирует уменьшить количество регионов с 22 до 13.

Количество департаментов остаётся все тем же. В настоящее время действует 2074 кантона и такое количество было не всегда. Данная административная единица уже претерпевала изменения и было принято решение уменьшить ее почти в 2 раза (было 4055 кантона, а осталось 2074). Что насчёт коммун и округов, их тоже планируют сократить. Будут убраны 6 округов и 123 коммуны. Несколько коммун собираются соединить в госучреждения для решения мелких вопросов правительства.

Административное деление Франции

Изменения

Изменения во Французской республике стали признаны официально с 1-го января 2016-го года. Административное деление республики сейчас представляет собой 18 регионов, в которых есть 101 департамент. Сегодняшние колебания в политике почти не имели влияние на заморские владения Республики и ее остальных владений, оставшихся от прошлого колониального режима.

Население и численность Франции

А вот на материковых французских краях много кто объединился в один регион, например: соединилось две части Нормандии, образовав один большой регион. Север – Па-де-Кале была объединена с Пикардией, Рона-Альпа с Овернью, а Бургундия стала единым целым с Франш-Конте, а Бретань осталась на прежнем месте. Страсбур стал столицей нового крупнейшего региона. Точно также повезло ещё одному городу республики -Бордо, который стал политическим центром региона.

Проведенная реформа имела цель перенесения власти и полномочий на местные органы государственной власти. Она носила название децентрализация и была проведена для усовершенствования распределения власти между высшими административными органами и местными органами управления. После проведения реформы местные власти получили право издавать нормативные акты, которые после издания утверждались высшими органами.

Особенности административных единиц республики

Также особенностью административного деления Французской республики является огромное количество коммун (36 000), в то время как в других европейских странах их всего лишь 12 000, 8 000 или еще меньше. Таким образом, мы замечаем, что это значит, что устройство Франции намного сложнее, нежели в других европейских государствах. Создание департаментов способствовало созданию коммун.

Правительство департаментов заключается в следующем- небольшая территория государства находится под управлением и под полномочиями того или иного департамента. А теперь подробнее о департаментах. Их общая площадь составляет более 5000 квадратных километров. У каждого департамента есть некая «столица», то есть главный город, за которым стоят непосредственно меньшие единицы-административные институты.

Документы на визу во Францию

Центр департаментов выбирается обычным способом, обычно, это самый большой город на его территории. Под их правительство попадает транспортное сообщение, экономика, культура, образование, социальное обеспечение, медицинское страхование. Главным направлением деятельности департаментов Французской республики является медицинское и социальное обеспечение.

Основным собранием является Генеральный совет, который избирается на заседаниях генеральных советников и переизбирается каждые 6 лет. Только члены меняются не в целом составе, а только наполовину. Совсем недавно появилась территориальная единица Франции-регион. В государстве имеется 26 регионов, 22 из которых расположены на материковой европейской части государства. Под правительством региона находится представитель высшего органа власти республики. Основными направлениями деятельности регионов является содействие санитарному, медицинскому,культурному, экономичсекому и социальному развитию его территории, а также обустройство региона. Граница региона проходит на границе департаментов, которые в нем состоят.

Регионы и департаменты Франции

Административное деление Франции - иерархическая система территорий и управления территориями Франции . Административное деление Франции выполняет три главные функции: политическую (территориальные сообщества), электоральную (избирательные округа) и административную (децентрализованные государственные органы).


1. История

2. Французская метрополия

Франция является унитарным государством. Ни ее административная единица не имеет законодательных полномочий. Разделение метропольной территории на департаменты , кантоны и коммуны (или муниципалитеты) установлена ​​в году, деление на округа - в году. Регионы , как административные единицы, возникли относительно недавно - в 50-х годах XX века. Они эволюционировали от административного обьедниння группы департаментов в территориальных сообществ, возглавляемых Избранной радой. Другими коллективными обществами (collectivits territoriales), согласно статье 72 конституции, есть департаменты, коммуны (муниципалитеты) и некоторые сообщества с особым или заморским статусом. Другие уровни административного деления имеют лишь чисто административную или избирательную функцию.


3. Административное деление

Руководящим органом департамента является генеральный совет (conseil gnral), генеральные советники избираются на прямых, всеобщих выборах сроком на 6 лет. Их состав обновляется наполовину каждые три года.

Департаменты были созданы в 1789 году . Целью создания было облегчить языковую и национальную унификацию Франции под предлогом рационализации административной карты. Максимальный размер департамента определялся расстоянием, которое может преодолеть человек на коне за один день, чтобы добраться до административного центра.

В каждом департаменте есть префект. Префект департамента, в котором находится административный центр региона также префектом региона.


3.3. 329 округов

Каждый департамент делится на многочисленные округа (за исключением Территории Бельфор , которая составляет один округ), в кожнен из которых назначается префект. Супрефекты должны способствовать работе префекта своего департамента.

3.4. 3883 кантоны

Округа в свою очередь делятся на кантоны. Их роль заключается в обеспечении избирательной сети. На кантональных выборах каждый кантон избирает своего представителя в генеральный совет. В городской зоне до одной коммуны входит несколько кантонов. В сельской зоне один кантон зачастую состоит из нескольких коммун.

3.5. 36 682 коммуны (муниципалитеты)

Муниципальный уровень административного деления является самым низким в большинстве случаев. Одна коммуна (или муниципалитет) соответствует территории определенного города или села. До коммуны могут входить несколько кантонов, но она может быть частью только одного округа.

Руководящим органом коммуны является муниципальный совет (conseil municipale), который избирается на шесть лет. Председателем советов является мэр.

Три населенный коммуны Франции: Париж , Марсель и Лион делятся на 45 муниципальных округов: 20 в Париже, 16 в Марселе и 6 в Лионе. Муниципальные округа не имеют ничего общего с департаментальнимы.

Некоторые коммуны могут также занимать несколько населенных пунктов, что вызвано или традиционной близостью этих населенных пунктов или малозаселенистю территории.


3.6. Муниципальная сотрудничество

С целью улучшения сотрудничества между соседними коммунами, которые имеют общие интересы и не могут решать некоторые вопросы только в пределах своего муниципалитета (вопросы транспорта, экономических зон и т.д.) во Франции введены различные типы публичных институтов муниципального сотрудничества (фр. tablissements publics de coopration intercommunale, EPCI ). На 1 января 2009 34 164 коммуны были объединены в 2601 группировку с собственным бюджетом.

Существует:


3.7. Сообщества с особым статусом

Некоторые сообщества наделены особым статусом, урегулированным законом. В метрополий Франции это: Коммуны Парижа, Лиона, Марселя, а также департамент Парижа; Территориальная община Корсики, заменившая регион по закону от 13 мая года.

3.8. Заморская Франция

Французская республика также состоит из многочисленных административных единиц, расположенных за пределами метрополии.

5 заморских регионов

Во Франции существует 5 заморских регионов: Гваделупа , Гвиана , Мартиника , Майотта и Реюньон . С года эти регионы имеют такой же статус, как и метропольную. Каждый из них является одновременно и заморским департаментом (введен с года). Эта однодепартаментна структура должна в будущем привести к слиянию региональных и департаментальних ассамблей.

Заморские регионы, в свою очередь, подразделяются на:

  • 13 округов;
  • 165 кантонов;
  • 129 коммун (муниципалитетов)
5 заморских сообществ

28 марта года через конституционную поправку было введено 4 заморских сообщества (collectivits d"outre-mer, COM), с разным статусом.

Новая Каледония

Новая Каледония имеет особый статус сообщества, который гарантирует очень широкую автономию. 2014 году должен состояться референдум о независимости этой территории. Новая Каледония делится на 3 провинции и 33 коммуны.


3.9. Другие территории

Существует еще 3 администартивни единицы, входящие в состав Франции, но не имеют постоянного населения.


4. Принадлежность к ЕС

Метропольную Франция и заморские регионы являются неотъемлемой составной Европейского Союза . Заморские регионы рассматриваются как ультрапериферични регионы ЕС. Другие территории не имеют этого статуса.

Примечания

  1. Закон от 22 декабря 1789 года, см.. сайт DGCL Министерства внутренних дел Франции
  2. Atlas de la rvolution franaise 4, Le territoire (1) Ralits et reprsentations, ditions EHESS, 1989.

См.. также

Литература

  • Alternatives conomiques numro 223, mars , досье децентрализации Франции.
  • "Dpartement ou rgion? Les rformes territoriales de Fnelon Jacques Attali" de Maud Bazoche, Editions L"Harmattan, 2008.

    Великобритания … Википедия

    В Федеративную Республику Германия входит 16 земель, в число которых входит и три города. Административное деление Германии … Википедия

    Нидерланды делятся на 12 провинций (последняя провинция Флеволанд создана в 1986 году на осушенных территориях), провинции делятся на городские и сельские общины. В состав Нидерландов также входят три особые общины в Карибском море: Бонайре, Саба … Википедия

    Коморы делятся на 3 автономных региона, соответствующие крупнейшим островам, на которых расположены 4 муниципалитета. Флаг Регион Местное название Административный центр Площадь, км² Население, (2006) Плотность, чел./км² Число муниципалитетов … Википедия

    Законодательно зафиксированное деление Нидерландских Антильских островов отсутствует. Однако, на каждом крупном острове, входящим в их состав существует собственная законодательная и исполнительная власть. Поэтому острова считаются фактическими… … Википедия

    Коммуны и административные подразделения Французской Полинезии … Википедия

    20 округов Парижа … Википедия

    Основная статья: Административное деление Франции Современная карта департаментов Франции О … Википедия

    Основная статья: Административное деление Франции Современная карта департаментов Франции Основной территориально административной единицей во Франции и в ряде бывших колоний этой страны являются департаменты (фр. départements). Площадь… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кантон. Основная статья: Административное деление Франции Кантон (фр. Canton) во Франции административно территориальная единица в составе округа, в свою очередь охватывающая несколько… … Википедия