Спасо-бородинский женский монастырь. Спасо-Бородинский монастырь

Спасо - Бородинский женский монастырь — это абсолютно уникальный монастырь среди всех православных обителей России. Он стал первым памятником в России героям Бородинской битвы и был до послевоенного периода XX в. крупнейшим воинским мемориалом в нашей стране тех лет. Находится вблизи деревни Семёновское в Бородинском сельском поселении Можайского района Московской области. Основан в 1839, закрыт в 1929, возобновлён в 1992 году.

Святая обитель была создана по инициативе Маргариты Михайловны Тучковой (урожденной Нарышкиной) на месте гибели ее мужа, генерала Александра Алексеевича Тучкова, погибшего при Бородине.

Маргарита Михайловна была старшей дочерью подполковника Михаила Петровича Нарышкина от брака с княжной Варварой Алексеевной Волконской. Кроме Маргариты, в семье Нарышкиных росло ещё пять дочерей и два сына. Девочка с самых ранних лет отличалась страстным, нервным и восприимчивым характером, любила чтение и музыку и была одарена замечательным голосом. Она была высокого роста и очень стройна, но черты лица были неправильны, и единственная её красота состояла в поразительной белизне кожи и в живом выражении зелёных глаз.

В 16 лет Маргарита Михайловна вышла замуж за Павла Михайловича Ласунского, сына генерал-поручика М. Е. Ласунского. Генеральская вдова, будучи весьма дружна с Нарышкиными, условилась о браке их детей. Павел Ласунский охотно согласился на женитьбу благодаря светскому положению и приданому невесты. Что касается Маргариты, то она была юна, ей было достаточно, что жених отлично говорит по-французски, красив и умен. Брак был кратковременным и неудачным, через два года Маргарита развелась с мужем.

С Александром Тучковым Маргарита Михайловна познакомилась ещё в пору первого несчастливого замужества. Молодые люди полюбили друг друга. Узнав о разводе, он не замедлил посвататься. Но Нарышкины были так напуганы неудачей первого брака дочери, что ответили отказом. Они долго не давали согласия на её второй брак. Свадьба состоялась лишь в 1806 году и для 25-летней Маргариты Михайловны наступили короткие годы полного счастья замужества. Она гордилась красотой мужа, которого сравнивали в обществе с Аполлоном, его храбростью и доблестью. Маргарита Михайловна сопровождала мужа в шведском походе и разделяла с ним все трудности военной жизни, сопровождая его не раз верхом в форме денщика, спрятав косу под фуражку, поскольку женам было запрещено находиться при армии в походе. В её лице впервые в русской армии появилась сестра милосердия. Она создавала пункты питания для голодающего населения в местностях, охваченных боями.

В 1812 году Маргарита Михайловна не могла следовать за мужем. В это время она схоронила старшего сына, младшего Николая отняла от груди, она кормила его сама. Было решено, что она проводит мужа до Смоленска и отправится к родителям в Москву. 1 сентября 1812 года Маргарита Нарышкина узнала от брата Кирилла Михайловича о смерти мужа, убитого в Бородинском сражении.

По преданию Маргарита Михайловна предчувствовала гибель мужа: во сне она услышала слова «Твоя участь решится в Бородине». Это случилось задолго до сражения под Бородино. Она и муж безуспешно искали на карте название селения и не нашли его в карманном географическом атласе.

Спасо-Бородинский монастырь был основан Маргаритой Тучковой на месте гибели ее мужа. Место было найдено не сразу, только в 1817 году сражавшийся рядом с А. А. Тучковым генерал П. П. Коновницын написал Маргарите Михайловне о том, где последний раз видели ее мужа на средней Багратионовой флеши. Вдова испросила высочайшего разрешения на сооружение поминальной часовни на этом месте, и получила его вместе с 10 тысячами рублей от государя на строительство.

В 1818 году началось возведение храма-усыпальницы Тучкова. Она была спроектирована в форме античного мавзолея и украшена лепкой и картинами на военную тему. В 1820 году ее освятил Архиепископ Московский Августин (Виноградский). Над правым клиросом Маргарита Тучкова собственноручно установила полковую икону Спаса Нерукотворного Образа, впоследствии прослывшую чудотворной.

Для себя вдова устроила напротив мавзолея небольшой домик-сторожку из красной сосны, где она останавливалась вместе с малолетним сыном Николенькой. Сыну она посвящала все свое время и внимание, и воспитывала его в тульском имении, удалившись от светской жизни. Но возлагаемым на сына надеждам не суждено было сбыться: в возрасте пятнадцати лет мальчик скончался на руках у матери. Похоронив сына в склепе под Спасской часовней-усыпальницей, Маргарита Михайловна окончательно переселяется в свою «сторожку» на Бородинском поле.

Она вносит солидный вклад в Опекунский Совет для братии Можайского Лужецкого Богородицкого монастыря, и испрашивает благословения на ежедневное совершение литургий в Спасском храме монахами этого монастыря. Маргарита Михайловна получает прозвание Бородинской Отшельницы, и к ней начинают приходить вдовы и девицы, ищущие помощи и уединения.

К 1833 году на поле Бородина образуется община, которая сначала получает статус Богоугодного Общежития, а в 1838 году Спасо-Бородинского второклассного женского монастыря. Обитель была обнесена кирпичной оградой, выстроили жилые и хозяйственные корпуса. Митрополит Московский Филарет, духовный наставник Тучковой, постриг ее в монахини в 1836 году в Троице-Сергиевой Лавре под именем Мелании. Спустя четыре года монахиня Мелания становится игуменьей Марией.

Монастырь обрел громкую славу во всей России, сюда стекались паломники и насельницы, многие знатные и богатые семьи становились жертвователями монастыря. Кроме того, обитель пользовалась особым покровительством царского дома. Саму игуменью Марию дважды приглашали ко двору на обряд Миропомазания невест императорской фамилии. При этом она оставалась скромной и открытой любому человеку, ищущему у нее помощи и поддержки, чем снискала искреннюю любовь всех окрестных жителей.

Умерла Матушка Мария в 1852 году и была погребена в Мавзолее Тучкова, рядом с сыном. По настоянию Митрополита Филарета, ее «сторожка» сохранялась как музей. Во время Великой Отечественной войны, когда на Бородинском поле снова шли кровавые бои, деревянная сторожка сгорела. Восстановление ее началось только в 1984 году, сейчас в ней находится музей.

Начало строительству нового большого собора Владимирской иконы Божией Матери успела положить сама игумения Мария, при ней был создан проект и даже заложен фундамент. Но увидеть новый собор не на бумаге, а в камне она не успела… Новой настоятельницей монастыря стала игуменья Сергия, при которой и продолжился начатый Тучковой новый этап строительства. Возведение храма было заказано московскому архитектору Михаилу Доримедонтовичу Быковскому, уже имевшему за спиной множество известных и очень удачных работ. Имя для собора было выбрано не случайно: битва на Бородинском поле произошла в день празднования Владимирской иконы. Средства на постройку собора жертвовали офицеры и солдаты русской армии, участники Бородинской битвы и их потомки. Собор Владимирской Божией Матери был освящен в 1859 г.

Но на этом работа Быковского в монастыре не закончилась. Зачастую при упоминании трапезной церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, встроенной в ограду, забывают упомянуть имя ее архитектора, а им также является Быковский. Трапезная церковь была построена в 1874 г. Это с виду небольшое изящное одноглавое здание с элементами неорусского стиля на самом деле очень просторно и велико: в нем располагалась не только трапезная, но и некоторые монастырские службы. Храм получил свое название опять же не случайно: в этот праздник со времен Екатерины II совершаются молебны в память воинов, погибших за Родину. Сейчас в трапезной церкви находится музей.

Занимаясь застройкой обители, Быковский постарался позаботиться о том, чтобы новые здания не заслонили мавзолей Тучкова и вообще не стояли слишком близко к центру, благодаря чему собор и вблизи выглядит даже еще грандиознее, чем он есть. Поэтому, войдя в Святые ворота монастыря, посетители как паломники, так и простые туристы чувствуют здесь тот же простор и величие, что и на всем Бородинском поле. Простор, над которым возвышается огромный чудный храм.

В советское время обитель пережила тяжелые времена. Несмотря на то, что местные жители относились к ней с любовью и почтением, власти закрыли ее, многие сестры были арестованы, имущество разграблено. Не сохранились старые интерьеры храмов, в том числе соборный иконостас (ныне восстановлен). Однако в советское время, как ни удивительно, монастырь получил неожиданный подарок - в западную стену его ограды, с внутренней стороны, были вмонтированы фрагменты скульптурных композиций, снятых с Триумфальной арки в Москве при ее демонтаже в 1936 году. Когда арку восстановили, скульптуры так и остались в монастыре.

Монастырь был возвращен Церкви в 1992 году. Поток паломников, как и в прежние времена, не иссякает. И каждого прибывшего в монастырь встречают радостно и приветливо, так что не остается сомнений: обитель возродилась и не утратила своего духа. Таким, и только таким, наверное, и может быть настоящий монастырь.

Битва гигантов, как называли современники Бородинское сражение, закончилась более двухсот лет назад. Тяжелый кровопролитный бой переломил ход войны 1812 года и стал началом разгрома непобедимых наполеоновских войск. Страшной была цена этой победы. На поле боя остались более 45 000 русских воинов.

Памятником всем погибшим и символом вечной любви стал Спасо-Бородинский монастырь, который находится неподалеку от деревни Семеновское, на месте, где располагались Багратионовы флеши. История появления этого памятника красива и очень трагична.

Все началось со встречи Маргариты Нарышкиной и Александра Тучкова. Она происходила из знатного рода Нарышкиных. Он был представителем не менее известной фамилии. Несколько поколений Тучковых снискали признание на военной и дипломатической службе. Александр был младшим сыном в семье, за что его называли Тучков IV. Все его старшие братья, как и он сам, были генералами русской армии.

Любовь между Маргаритой и Александром вспыхнула сразу, при первой встрече, но она на тот момент была не свободна... В 16 лет её отдали замуж за друга семьи П. Ласунского, оказавшегося игроком и мотом.

Влюбленные не могли встречаться и только изредка переписывались. Так длилось целых пять лет. За это время Маргарита развелась с мужем, но её семья не давала разрешения на брак. И только в 1806 году состоялось долгожданное венчание.

Молодые супруги очень любили друг друга и никогда не расставались. Маргарита делила с Александром все тяготы походной армейской жизни. Так прошло пять счастливых лет. В 1811 году у пары родился долгожданный первенец Николенька. Маргарита более не могла следовать за мужем и осталась в родовом имении.

Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков. Портрет работы Джорджа Доу.

Маргарита Михайловна Тучкова.

Вскоре разразилась война. Все братья Тучковы принимали в ней участие. Двое из них: старший и младший оказались под Бородино.

Ревельский полк, которым командовал Александр, находился в гуще сражения. Под градом вражеской картечи и ядер солдаты на какое-то мгновение дрогнули. Командир схватил знамя и ринулся в атаку.

«...Вы стоите? Я один пойду! - Тучков выхватил знамя Ревельского полка у раненого знаменосца, высоко поднял над собой. - И потери сделаем напрасными, и проку от нас не будет. Только вперед!»

(Из воспоминаний Фёдора Николаевича Глинки; автор иллюстрации - Павел Львович Бунин.)

Вдохновленные примером своего генерала солдаты устремились следом и отразили напор неприятеля, однако Александр Тучков IV был убит. Тело его не нашли... В Бородинской битве был смертельно ранен и Николай Тучков I. Маргарита, узнав страшную весть, устремилась в Бородино, но попасть туда она смогла только через два месяца после битвы.

Несколько дней безутешная жена бродила по полю, усеянному неубранными трупами, и искала тело мужа. Согласно легенде, всё, что ей удалось найти – это палец Александра с перстнем. На этом месте Маргарита решила установить памятник мужу.

Сначала это была небольшая деревянная часовня. В 1818 году Маргарита начинает возведение каменной церкви. Чтобы найти средства, она продает свои драгоценности. Император Александр тоже делает вклад на строительство, вносят средства и родственники погибших на Бородинском поле.

В 1820 году храм был освящен. Маргарита собственноручно вносит и устанавливает в нём икону пехотного Ревельского полка – образ Спаса Нерукотворного, чьё имя и получила церковь. Позже её стали называть мавзолеем Тучкова. Храм стал первым памятником героям, павшим в Бородинской битве.

Храм Спаса Нерукотворного в Бородинском монастыре.

Дом игуменьи Марии.

Напротив церкви была выстроена небольшая сторожка. Маргарита останавливалась здесь, когда приезжала следить за строительством храма и часто подолгу жила в доме и после окончания всех работ. В 1826 году женщину постигло страшное горе: умер единственный сын. Она похоронила его в усыпальнице Тучкова, а сама переселилась в сторожку. Постепенно к ней стали съезжаться вдовы и родственницы погибших под Бородино. Она принимала всех. Так возникла община, в 1838 году ставшая женским монастырем. Маргарита приняла постриг и стала игуменьей Марией, первой настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря.

Маргарита Тучкова, в монашестве - игуменья Мария.

Комплекс монастырских зданий начал строиться с 1839 года. Настоятельница принимает самое активное участие в его возведении. Она полностью распродает свое имущество и вкладывает все средства в обитель. При участии игумении Марии была выстроена Церковь во имя Филарета Милостивого, освященная в 1839 году. Были возведены келейные корпуса, трехъярусная колокольня и кирпичная ограда с воротами и четырьмя угловыми башнями. В это время в Бородинском монастыре был заложен и главный Владимирский собор, освященный в 1859 году, но матушка Мария до этого дня не дожила.

Угловая башня, стены и келейные корпуса Бородинского монастыря.

Северо-восточная стена монастыря и церковь Иоанна Предтечи.

Колокольня и Владимирский собор.

С именем игуменьи Марии связано множество легенд. Одна из них – о Бородинском хлебе. Ежедневно в Бородинский монастырь шли люди, чтобы помолиться о павших героях. Всем им раздавали поминальный хлеб с необычным пряным вкусом. Он чудесным образом очень долго оставался свежим. Считается, что рецепт этого хлеба принадлежал Маргарите, которая впервые замесила его на верности, черном горе и светлой любви. Несмотря на то, что историки русского хлебопечения не подтверждают эту легенду, Бородинский хлеб навсегда останется памятью о героях войны 1812 года.

Спасо-Бородинский женский монастырь был известен по всей России и даже за её пределами. Он славился высокой духовной жизнью монахинь, просветительской и благотворительной деятельностью. Здесь была открыта школа для крестьянских детей, медицинский пункт, богадельня и библиотека. Российские самодержцы всегда относились к Бородинскому монастырю с особым вниманием, регулярно посещали его, жертвовали немалые средства.

Самым значимым событием в истории обители стало всероссийское празднование 100 лет победы в войне 1812 года. В эти дни монастырь посетил последний император России Николай II и вся его семья. Бывал в Спасо-Бородинском монастыре и Л. Н. Толстой. В монастырской гостинице он жил, когда собирал материал для своей бессмертной эпопеи «Война и мир».

После революции монастырь был закрыт и сильно разрушен. Не пощадила его и Великая Отечественная война. Реставрационные работы в Бородинском монастыре начались в 1972 году.

Сегодня монастырский ансамбль полностью восстановлен. Его центр – белокаменно-кирпичный Владимирский собор. Неподалеку расположен храм-мавзолей, где упокоены Николай и Маргарита Тучковы. Его главная святыня – чудотворная икона Спаса Нерукотворного. Перед усыпальницей установлен красный гранитный обелиск памяти 3-й дивизии П. П. Коновницына. Здесь же находится восстановленный домик игуменьи Марии, который был сожжен фашистами в 1941 году. В нём можно увидеть несколько чудом сохранившихся личных вещей Маргариты Тучковой.

(полное название — Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь) — православный монастырь на Бородинском поле, вблизи деревни Семёновское в Бородинском сельском поселении Можайского района Московской области. Основан в 1839, закрыт в 1929, возобновлён в 1992 году.
В 1-й части: схема монастыря и история, собор Владимирской иконы Божьей Матери, музей "Бородино в годы Великой Отечественной войны", редан Семеновских (Багратионовых) флешей, церковь Спаса Нерукотворного Образа - усыпальница Тучковых, захоронения у церкви Спаса Нерукотворного, колокольня, памятник 3-й дивизии Коновницина и т.д.
Все фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, время съемки - июнь 2013 г.


Схема Спасо-Бородинского женского монастыря

Монастырь основан М. М. Тучковой, вдовой А. А. Тучкова, погибшего при Бородине. В 1817, получив согласие Александра I, предоставившего половину требуемой суммы, она выкупила три десятины земли на средних Багратионовых флешах, и в 1818—1820 выстроила на ней церковь Спаса Нерукотворного Образа (Нерукотворный Образ Спасителя — полковая икона Ревельского полка). С 1826 Тучкова переехала жить в домик при церкви, вокруг неё сложился кружок вдов, с 1833 — Спасо-Бородинское Семёновское общежитие, с 1839 — Спасо-Бородинский второклассный женский монастырь. Сама Тучкова, освободив крепостных, постриглась в 1836, с 1840 — стала игуменьей монастыря (под именем Марии).
Вначале были построены ограда и жилые корпуса. Затем (в том числе на пожалования Николая I) были добавлены:
1839 — церковь Филарета Милостивого в северо-восточной башне
1840 — колокольня при Спасской церкви
1851—1859 — собор Владимирской иконы Божьей Матери, арх. М. Д. Быковский
1874 — церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи при новой монастырской трапезной
Все упомянутые здания сохранились до нашего времени (первоначальные интерьеры утрачены).

Южная башня и Собор Владимирской иконы Божьей Матери на заднем фоне

Юго-западная стена монастыря и вид на Собор Владимирской иконы Божьей Матери

Юго-восточная стена и Собор Владимирской иконы Божьей Матери

Вход в монастырь в юго-западной стене, вид с "улицы"

Вход в монастырь в юго-западной стене, вид со двора

Собор Владимирской иконы Божьей Матери (1851—1859 гг.), вид с юга
Собор был заложен в сентябре 1851 г. игуменьей Марией (Тучковой) за год до ее кончины. Строился он по проекту известного московского архитектора М.Д. Быковского в традициях русско-византийского зодчества. 5 сентября 1859 г. собор был освящен викарием Московским Леонидом во имя чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, так как день Бородинского сражения совпал с днем празднования Сретения этой иконы 26 августа (8 сентября по н. ст.). Средства на строительство собора собирались по всей России, главным образом среди солдат и офицеров гвардейских частей российской армии.
После закрытия Спасо-Бородинского монастыря в 1929 г. поселившиеся в нем члены сельскохозяйственной коммуны им. Ворошилова устроили в соборе зернохранилище. В конце 1970-х годов, когда ансамбль монастыря был передан в ведение Бородинского музея-заповедника, началась реставрация собора и его интерьера. Были восстановлены хоры, иконостас, росписи в алтарной части и в подкупольном пространстве.
В 1992 г. с возрождением обители Владимирский собор был вновь освящен, и в нем регулярно проходят богослужения.

Пруд с кувшинками на территории монастыря

Келейные корпуса, 1860-е годы (община монастыря)

Муравьишка-садовник:-)

Музей "Бородино в годы Великой Отечественной войны"
В годы войны здесь располагался Сибирский Томский госпиталь "ППГ-670"

Музей расположен в келейном корпусе 1840-х годов постройки

Экспозиция музея "Бородино в годы Великой Отечественной войны"

Телеграфный аппарат "Бодо". Передан музею в 1972 году Министром связи СССР Псурцевым, бывшим начальником Войск связи Западного фронта

Боевое Знамя 113 стрелкового полка

Записки из медальонов бойцов 32-й стрелковой дивизии, погибших в октябре 1941 года

Списки погибших на Бородинском поле в 1941-1942 годах

Собор Владимирской иконы Божьей Матери (1851—1859 гг.), вид с юго-востока

Собор Владимирской иконы Божьей Матери, вид с востока. Справа редан Семеновских (Багратионовых) флешей (реставрация 1985 г.), за ним колокольня (1839 г.)

Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Нерукотворный Образ Спасителя — полковая икона Ревельского полка) (1820 г.) и редан Багратионовских флешей, вид от юго-восточной стены

Собор Владимирской иконы Божьей Матери, редан Багратионовских флешей, церковь Спаса Нерукотворного Образа и захоронения возле неё

Церковь Спаса Нерукотворного Образа (1820 г.) - усыпальница Тучковых
Вывеска золотого цвета: "1812 года 26 августа". На черной: "Блажен его же избрал, и приял еси: вселится во дворах твоих! 16 октября 1926"
Церковь построена на месте гибели генерала Александра Алексеевича Тучкова, погибшего в Бородинском сражении его вдовой. С этой церкви и берет свое начало монастырь.
В 1826 г. справа от входа, в склепе храма, был похоронен единственный сын Тучковых, 15-летний Николай, а в 1852 г. здесь же были погребены останки игуменьи Марии (в миру М.М. Тучковой), основательницы и первой настоятельницы Спасо-Бородинского женского монастыря. В 1896 г. в Спасском храме был погребен брат М.М. Тучковой - Александр Михайлович Нарышкин. Таким образом, церковь Спаса Нерукотворного стала усыпальницей Тучковых-Нарышкиных.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа и памятник "Доблестным героям Бородина"

Захоронения с юго-восточной стороны церкви Спаса Нерукотворного Образа

Спасо-Бородинский женский монастырь основан вдовой погибшего на Бородинском поле генерала Тучкова в 1838 г. на Бородинском поле на месте Семеновских (Багратионовых) флешей. Кроме своего прямого предназначения, выполняет функции музея (в частности, здесь расположены экспозиции военной игрушки и "Бородино в 1941-45 гг."). Храмы весьма впечатляют, хотя в архитектурном плане не уникальны. Главный собор - Владимирский.



Спасо-Бородинский монастырь, 2 класса, в Можайском уезде, на Бородинском поле, в 4 верстах от села Бородино. Основан в 1838 году генерал-майоршей М.М.Тучковой (впоследствии игумения Мария), в поминовение мужа ее, павшего на сем месте в битве Бородинской. Здесь находится чтимая икона Нерукотворного Спаса, которая принадлежала Ревельскому полку, бывшему под командой убитого Тучкова. Ежегодно 27 августа в монастыре совершается крестный ход из села Бородина. При монастыре школа, больница и богадельня.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».



Основан М.М. Тучковой, вдовой А.А. Тучкова, погибшего при Бородине. В 1817 году она, получив согласие императора Александра I, предоставившего 10 тысяч рублей - половину требовавшейся суммы, выкупила три десятины земли на средних Багратионовых флешах, и в 1818 году, по благословению архиепископа Августина начала строительство храма. В это время здесь был сооружён небольшой домик - «сторожка» - где М.М. Тучкова размещалась с сыном во время своих приездов. В августе 1820 года храм был освящён во имя Спаса Нерукотворного Образа - икона Нерукотворного Образа Спасителя была полковая иконой Ревельского полка, шефом которого был А.А. Тучков; в храме, над символической могилой А.А. Тучкова, был установлен белый мраморный крест. После кончины единственного сына Тучкова постоянно жила в домике при храме.

С 22 октября 1826 года А.А. Тучкова переехала жить в домик при храме, решив провести свои дни в уединении. Первоначально богослужение в построенном храме совершалось по праздникам и поминальным дням, в том числе в день Бородинской битвы. Вскоре М.М. Тучкова освободила всех крестьян в своем тульском имении, продала половину имения в Ярославской губернии и внесла в Сохранную казну капитал в 20 тысяч рублей ассигнациями, на часть процентов с которого, по благословлению митрополита Филарета иеромонахи Лужецкого монастыря стали совершать службы ежедневно.

Вскоре рядом с храмом стали селиться одинокие женщины, вдовы и сироты, искавшие уединения, и в 1833 году, когда их число достигло сорока человек, по ходатайству митрополита Филарета была зарегистрирована общежительная женская Спасо-Бородинская пустынь. 6 марта он писал Тучковой: "Государь Император утвердил положение Св. Синода о дозволении при Спасской церкви на Бородинском поле устроить женское богоугодное общежительное заведение. В положении Св. Синода сказано, чтобы сие было на правилах, подобных тем, на которых с соизволения блаженной памяти императора Александра учреждена Борисоглебская Аносинская богадельня, что ныне монастырь".

4 июля 1836 года в Троице-Сергиевой лавре Тучкова приняла постриг в рясофор под именем инокини Мелании. В начале 1838 года община была преобразована в Спасо-Бородинский второклассный женский монастырь - 3 января митрополит Филарет написал Тучковой: "В день преподобной Мелании Св. Синодом подписан доклад о преобразовании Спасского общежития в общежительный монастырь. Разумеется, что Св. Синод не выбирал сего дня, но так Бог устроил". Через два с половиной года, 28 июня 1840 года, Тучкова была пострижена в мантию под именем Марии, а 29 июня возведена в сан игумении монастыря. До этого, в 1839 году, на пожертвования частных лиц и императора Николая I (25 тысяч рублей ассигнациями), были построены каменная ограда с четырьмя башнями и храм Филарета Милостивого в северо-восточной башне, в 1840 году - колокольня при Спасской церкви. Вскоре число сестёр в монастыре достигло двухсот человек.

В 1851 году началось строительство собора Владимирской иконы Божьей Матери по проекту архитектора М.Д. Быковского. Строительство его было завершено уже после смерти первой игумении монастыря; освящение состоялось 5 сентября 1859 года - при игумении Сергии (в миру княгини С.В. Волконской). В сентябре 1867 года в гостинице монастыря останавливался Л.Н. Толстой.

В 1874 году, при настоятельнице схиигумении Алексии, была построена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при новой монастырской трапезной. В конце XIX века были построены новые келейные корпуса. К этому времени Спасо-Бородинский монастырь стал одним из духовных центров России, известным не только своим местоположением, но и подвижнической жизнью его насельниц - особо почитаемыми из них были схимонахини Сарра и Рахиль.

В 1912 году в ходе подготовки к празднованию 100-летия Бородинской битвы, на территории монастыря и около него были восстановлены флеши. Росписи храма к празднованию сделал живописец Дмитрий Стеллецкий. 25 августа 1912 года монастырь посетил император Николай II с семьёй.

Ещё в 1920-е годы в монастыре жило до 270 сестёр. 26 февраля 1929 года монастырь был закрыт и на картах вместо Спасо-Бородинского монастыря появился населённый пункт - поселок Ворошилово. До 1941 года монастырь использовался как школа и общежитие, при немецкой оккупации - как госпиталь, а в 1950-е - как машино-тракторная станция.

Реставрация началась в 1972 году. В 1992 году в стенах монастыря была возобновлена женская православная обитель, однако монастырю были переданы юго-восточный келейный корпус, южные кельи (под трапезную и 3 башни ограды под кельи). Храм Спаса Нерукотворного, Владимирский собор и колокольня используются совместно с Бородинским музеем-заповедником; трапезная с церковью Иоанна Предтечи, старая трапезная с кельями и церковью Филарета Милостливого, южный и северный келейные корпуса у восточных ворот используются музеем.

В 1994 году был заново выстроен сгоревший в 1942 году домик М.М. Тучковой, в 1996-1997 гг. на могиле схимонахини Рахили (Коротковой, 1833-1928) поставлена деревянная часовня её памяти.

По материалам сайта http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/386778

Как только в конце октября 1812 года войска Наполеона отступили от Можайска, на Бородинском поле появилась одинокая женская фигура. Странно и страшно было видеть её, ходящую среди этого обширного «кладбища без гробов», где, «в могильном запустении лежали трупы, валялись трупы, страшными холмами громоздились трупы, где десятки тысяч были разбросаны без погребения». То была вдова убитого в сражении генерал-майора А.А. Тучкова: преодолев женскую немощь, она пришла сюда исполнить последний долг супружеской любви и верности: найти останки мужа для совершения над ними церковных молитв и погребения. Этот необычайный, без преувеличения - героический поступок, был итогом всей предыдущей совместной жизни Тучковых, которые с
первого дня супружества никогда не разлучалась.

Удивив всех родных и знакомых, Маргарита Михайловна в 1807 году, сразу же после венчания, с личного разрешения императора пребывала в действующей армии, разделяя с супругом все опасности и неудобства походной жизни. Во время сражений при Гейльсберге и Фридланде находилась в тыловых отрядах Ревельского пехотного полка, которым командовал Тучков, заботилась о больных и раненых, молилась за всех (солдаты называли её «ангелом-хранителем»); во время шведского похода 1808-1809 годов совершила с войсками опаснейший переход по льду Ботнического залива. В роковом 1812 году - имея на руках младенца-сына, следовала от западной границы с отступающей армией, почти до самого Смоленска. Там Тучковы и расстались впервые - и навсегда… И вот спустя три месяца, Маргарита Михайловна спешила за супругом уже к последней черте, сходя, до самой «тьмы и сени смертной», приобщаясь его подвигу и умирая вместе с ним. Сопровождаемая старцем-монахом Можайского Лужецкого монастыря, она ходила по Бородинскому полю, являвшему страшные свидетельства происшедшего здесь кровавого побоища, нагибалась едва ли не к каждому трупу, стараясь различить дорогие черты, а спутник её кадил ладаном, совершая заупокойные молитвы. Не чувствуя усталости, мужественная женщина преодолела 9-тивёрстное расстояние от села Бородино до Колочского монастыря. Но тщетно! Тело убитого генерала так и не было найдено. Всем своим любящим страдающим сердцем объяла тогда Маргарита Михайловна эту пространную могилу воинства русского и почувствовала потребность молиться здесь. «Нельзя было без ужаса смотреть, - вспоминала она в 1848 году, будучи уже игуменией, - на курган Раевского и Семеновские батареи, где теперь стоит обитель: это были поистине горы человеческих тел… Место сие из всего поля, казалось, наиболее требовало молитвы за усопших, и вот они, совершаются!»

Удивительно, что именно Маргарита Михайловна Тучкова была тем человеком, в устах которого (ещё до великих стратегов и гениальных полководцев) впервые пророчески многозначительно прозвучало легендарное слово «Бородино». Примерно за год до войны с Наполеоном она однажды в сильном волнении воскликнула, обращаясь к мужу-генералу: «Где Бородино?! - Тебя убьют в Бородине!» - и срочно просила найти это место на карте. Тучковы тогда квартировали с полком в Минской губернии - им не пришло в голову искать таинственное «Бородино» на Смоленской дороге близ Москвы… Ничего не найдя, генерал успокоил жену, приписав встревоживший её странный сон «игре пылкого воображения».

«Если припомнить все обстоятельства и соображать минувшее с настоящим, - вспоминала впоследствии Тучкова, - то много откроется необычайного, чему даже трудно поверить. Нечто особенное, можно сказать роковое, влекло меня к Бородину, и место сие было мне указано, когда еще никто [о нём] не слыхал. …Однажды мне приснилось, … будто отец мой приносит ко мне … моего младенца и говорит: «Вот все, что тебе осталось!» И в тоже время послышался голос, говорящий по-французски: «Участь твоя решится в Бородине!» …Когда же совершилось страшное событие, я была при отце моем, и он действительно пришел мне объявить потерю мужа с младенцем на руках, говоря: «Вот все, что тебе осталось!» Тогда опять повторилось мне роковое имя Бородина. Как объяснить такое горькое предчувствие?»…

Пророчество, томившее душу Маргариты Михайловны, исполнилось 26 августа (8 сентября) 1812 года. В самый разгар Бородинской битвы, когда французы «с безумной отвагой наступали на наши батареи, залитые целыми потоками крови», когда «над левым крылом нашей армии висело густое облако от дыма огнестрельных оружий, смешавшегося с парами крови, …когда солнце покрылось кровавою пеленою, а земля взмокла, напиталась кровью и почернела…», тогда «под огнем ужасных батарей Тучков закричал своему полку: «Ребята вперед!» Солдаты, которым стегало в лицо свинцовым дождем, задумались. - «Вы стоите?! - Я один пойду!» - Схватил знамя и кинулся вперед. - Картечь расшибла ему грудь. - Тело его не досталось неприятелю: множество ядер и бомб, каким-то шипящим облаком, обрушилось на то место, где лежал убиенный, взрыло, взбуравило землю и взброшенными глыбами погребло тело генерала.».

Потомственная дворянка из рода Нарышкиных, Маргарита Михайловна Тучкова, образованная, мыслящая, одарённая женщина, милосердная, мужественная, романтически возвышенная натура, самоотверженная, любящая жена и мать, и внезапно – горькая вдова, вскоре потерявшая и сына, отчаянная, лишившаяся самого дорогого, одинокая, сокрушённая несчастьями, прежде монашества оставившая мiр и добровольно приковавшая себя к любимым гробам. - Так совершалось таинственное призвание Тучковой к принятию «легкого ига» служения Господу, но путь сей для неё, потомственной аристократки, воспитанной в традициях французского Просвещения, оторванной от святорусских корней, был мучителен и долог. Сначала Маргарита Михайловна не хотела верить в случившееся. Она уверяла всех, что муж её не убит (ведь тело его не было найдено!), а попал в плен, и иногда бросалась искать его, так что родные стали опасаться за её рассудок. «В продолжение целого года, - вспоминала вдова, - я надеялась, и когда, близкие… старались меня возвратить к сознанию печальной истины, …я отталкивала их. Они обращались ко мне со словами утешения и мира, говорили о блаженстве в будущем, а я жила настоящим». Болезнь сына вернула несчастную к реальности жизни. - «Сердце моё почуяло Бога, и я научилась покорности, но рана моя не заживала никогда…,» - писала она в 1817 году. После двух лет уединённой жизни с малолетним сыном в тульском имении Маргариту Михайловну вновь потянуло на то место, где решилась её участь, «где кровью была подписана судьба её и всей России». Может быть, вдове и хотелось забыть поскорей страшное Бородинское поле, и никогда больше не слышать его названия, но, как она сама отмечала: «Всё, что совершилось здесь со мною, имело для меня некое тайное указание, которому я должна повиноваться…» Итак, в 1815 году Тучкова приезжает в Бородино, где на месте жестокой, разрушительной битвы начинает свою благотворительную и созидательную деятельность. Вскоре её усердием в подклети Рождественской (ныне Смоленской) церкви, стоявшей в запустении, был устроен придел во имя преподобного Сергия Радонежского, освящённый 16 июля 1816 года. Однако, сокрушённое скорбями, но по-прежнему любящее, сердце простиралось к бóльшему, и в сентябре месяце того же года вдова-генеральша обратилась к императору Александру I с ходатайством о построении храма на Бородинском поле.

«Потеряв обожаемого мною супруга на поле чести, я не имела даже утешения найти останки его. …И ни в чем другом отрады не нахожу, как в предприятии соорудить храм на том священном для меня месте, где пал супруг мой»… - С этих простых и вместе с тем проникновенных, исполненных высокого чувства слов, высказанных Маргаритой Михайловной в письме к царю, начинается история монастыря на Бородинском поле. Государь призрел на смиренную просьбу вдовы и пожаловал 10 тысяч рублей на первый камень, а вскоре ей стало, наконец, известно и место гибели супруга. В самом начале 1817 года бывший начальник Тучкова, генерал П. П. Коновницын, направил Маргарите Михайловне письмо, в котором сообщал, что муж её геройски погиб на тех самых Семёновских высотах, вид которых осенью 1812 года так поразил её. К письму прилагался план, на котором было отмечено и самое место гибели. Около года шли переговоры о покупке земли под храм, принадлежавшей трём помещикам. Наконец, когда всё было улажено, 30 апреля 1818 года архиепископ Августин (Виноградский) подписал храмозданную грамоту, и в мае на флешах началось строительство. Тучкова со свойственной ей горячностью отдалась этому новому делу. Для лучшего надзора за работами у подножия батарейного холма для неё был поставлен домик. Строительство шло быстро, и 26 августа 1820 года, в 8-ю годовщину Бородинской битвы, состоялось освящение церкви во имя Всемилостивого Спаса. В тот день Маргарита Михайловна внесла в храм его главную святыню - образ Спаса Нерукотворного, полковую икону Ревельского полка, вручённую ей генералом Тучковым при прощании в 1812 году и ставшую для неё последней памятью о муже.

После гибели супруга единственным близким человеком для Маргариты Михайловны стал сын Николенька. Воспитанный в уединении, в постоянной памяти о покойном отце, вскормленный вдовьими слезами матери, он рос чувствительным, задумчивым, не по-детски серьёзным мальчиком. Мать хотела видеть в нём наследника доблестей покойного отца-генерала, но успела сделать лишь слепок с самой себя, с ранних лет вкладывая в сердце ребёнка горечь невосполнимой утраты. В дни поминовения и другие, памятные для неё даты, Маргарита Михайловна ездила с сыном в Бородино. Однажды, взойдя с шестилетним Колей на Семёновские флеши, она сказала ему: «Эта батарея, – могила твоего отца, - посади на ней деревце в его память, неси за мной этот маленький тополь!» - и, проливая слёзы, стала копать землю. Нежное детское сердце болезненно отзывалось на душевные страдания матери: «Маменька! Жизнь моей жизни! – писал ребёнок по-французски. – Если бы я мог показать Вам моё сердце, то Вы увидели бы начертанное на нём Ваше имя!

Маргарита Михайловна никогда не расставалась со своим чадом, словно чувствуя, что скоро потеряет и его. С пяти лет Николенька как сын Бородинского героя и наследник фамильной чести рода Тучковых по личному распоряжению императора был определён в Петербуржский Пажеский корпус, однако, по слабости здоровья оставался при матери, приезжая в столицу только для сдачи экзаменов. По достижении 12-летнего возраста мальчик для прохождения трёхлетнего курса наук был отдан в Дерптский университет. Посвятив свою жизнь воспитанию ребёнка, следуя за ним, как некогда за мужем, Маргарита Михайловна, казалось, начинала уже находить утешение в своей горькой доле. Но, внезапно была настигнута новой бедой: заболев горячкой, Николенька скончался на руках у безутешной матери в Москве 16 октября 1826 года.

«Се аз, Господи, и чадо, еже ми дал еси!» - произнесла вдова-генеральша, стоя у гроба сына в Спасском храме и со слезами взирая на местный образ Спасителя. Похоронив Николеньку, она поставила над его могилой образ Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», которым благословил мальчика покойный отец, возложила на икону фамильные драгоценности, предназначавшиеся ему в наследство, и затеплила неугасимую лампаду. Теперь участь Маргариты Михайловны была решена уже окончательно…

Насколько сильно Маргарита Михайловна любила мужа и сына, насколько самоотверженно боролась за любовь и жизнь, настолько же глубоко познала всю превратность судьбы и недолговечность земных радостей. Она была поистине «уничтожена обрушившимися на неё несчастьями». Беды и скорби, как будто преследовали её: ещё до смерти Николеньки один за другим ушли из жизни родители, а брат-декабрист был сослан в Сибирь. Утраты, постигшие вдову-генеральшу вещий сон и самое сердце явственно говорили о совершающемся на ней непостижимом Божьем Промысле. Но смириться со своей участью было нелегко: Маргарита Михайловна тосковала, потеряв, как ей казалось, самый смысл своего существования. В состоянии близком к отчаянию она обратилась за духовной поддержкой к своему великому современнику - святителю Филарету, митрополиту Московскому, который помог безутешной вдове обрести утраченный смысл жизни и направил на уготованный свыше путь. Переписка московского архипастыря с Тучковой, продолжавшаяся до самой её кончины, свидетельствует о той огромной роли, которую сыграл этот святой муж в жизни бородинской подвижницы, и приоткрывает тайну её духовного становления. «Есть благий и благодетельный чин в делах Судеб Господних, - говорит святитель в одном из писем к Маргарите Михайловне, как бы возвещая некое таинственное откровение об её судьбе, - «по которому Бог, призывая Вас к любви небесной, постепенно взял у Вас предметы земной, хотя и непорочной любви». «Зная Вашу веру и упование, - пишет он в другом послании, изливая на страждущую душу благодатные струи духовного врачевания, - заставляю себя мыслить, что печаль менее властвует над Вами и изнурённое страданиями сердце начинает чувствовать утешения, которые, подобно каплям росы, точатся из Источника вечного блаженства». Дав вдове выплакать горе, богомудрый наставник призывает её к новой, духовной жизни: «Два года мучительной, отчаянной скорби - достаточная жертва миру и плоти. …Наше продолжительное и тяжкое сетование не только не богоугодно, но даже бывает грешно. Супруг Ваш – с мучениками, сын – с девственниками, Вас Господь ведёт тем и другим путём… Наше дело – нести налагаемые кресты с любовью, детским смирением и христианским упованием… Не грешно мыслить, что, может быть, Вы избраны орудием для утешения тысячи страждущих». Эти поистине божественные словеса благотворно отозвались в душе вдовы-генеральши, которая и сама, послушная велению сердца, «уже почуявшему Бога», в 1827 году окончательно поселяется в своей «сторожке» у Спасского храма рядом с дорогими могилами. Будучи и ранее достаточно религиозной, Маргарита Михайловна теперь всерьёз задумывается о принятии монашества. Однако святитель Филарет, видя преждевременность такого решения, не советует ей поспешно связывать себя обетами. Он призывает идти средним путём и начать с воспитания «внутреннего человека»: дисциплинируя свои чувства и разум, не оглядываться назад, не избегать общения с людьми и с надеждой взирать в будущее.

Многим современникам МаргаритыМихайловны Тучковой казалось, наверное, странным её жительство в «сторожке» посреди Бородинского поля, сопряжённое со многими неудобствами и опасностями. Возможно, и самой Тучковой не легко было «повиноваться тому тайному указанию», которое слышалось в её сердце. И всё же эта отважная женщина «шла по написанному»… «Я никогда не думала о том, что со мною здесь будет, а только о том, что уже было, - вспоминала она в 1848 году, - бывшее же здесь слишком сроднилось со мною, чтобы не приковать меня навсегда к сему месту. …Я не хотела более возвращаться в мир и безотчётно предалась тому чувству, которое влекло меня к Бородину. Место сие сделалось для меня целым миром: здесь похоронила я сына, здесь был убит его отец. Чего же оставалось мне искать?..» Испросив у святителя Филарета разрешения ежедневно совершать богослужения в Спасском храме, Маргарита Михайловна начинала свой день с церковной молитвы, самостоятельно исполняя обязанности чтицы и певчей. Молящихся на службах не было, «разве только внимали им ангельские силы и души воинов, за которых совершалось вседневное поминовение». Со своей госпожой разделяла уединение небольшая прислуга: мадам Бувье, француженка-гувернантка покойного сына, пожелавшая остаться при гробе своего воспитанника; немка-горничная, принявшая потом постриг с именем Деворра, и сторож Евграф Кузьмич, бывший дядька Николеньки. Сперва такая жизнь казалась добровольной отшельнице однообразной: «…День походит на день, - сообщала Тучкова в письме к подруге, - утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначащее рукоделие, и после краткой молитвы - долгая ночь. Вот вся жизнь! Скучно жить, страшно умереть - вот предмет для размышления. Милосердие Господне, Его любовь - вот моё упование!»

Но безмятежный покой окружающей природы и ничем ненарушимая тишина благотворно действовали на душу бородинской вдовы, и она всем сердцем отдалась своему новому пустынному образу жизни. В течение дня любимым занятием Маргариты Михайловны было чтение. Она не жалела средств на приобретение святоотеческих творений и книг духовного содержания, и вскоре у неё составилась прекрасная библиотека. Ко сну вдова-генеральша отходила после полуночи, проводя последний час уходящего дня в молитве, памятуя ту страшную ночь, когда у неё на руках скончался сын. Ежедневно она спускалась в холодный мрачный склеп под Спасским храмом, где молилась у гроба Николеньки, и даже пробовала носить вериги. Узнав об этом, святитель Филарет призвал её держаться умеренности и, отложив вериги, упражняться в покаянии и смирении.

Будучи личностью деятельной и жертвенной, Маргарита Михайловна не могла жить только для себя, и вскоре по окрестностям пошла молва о «доброй барыне», благотворящей сирым и убогим. Не довольствуясь этим, вдова-генеральша задумала устроить при церкви Всемилостивого Спаса богадельню для инвалидов Отечественной войны, но успела призреть лишь одного престарелого схимника из дворян, потерявшего в сражении двух сыновей. Следующей подопечной «доброй барыни» стала расслабленная крестьянка, приютив которую, Маргарита Михайловна, сама того не ведая, положила начало женской общине. За больной стали ухаживать несколько молодых крестьянок, вслед за которыми пришли и другие, предлагая свои труды и усердие ради Спаса Всемилостивого. Пленяясь красотой и уединённостью места, стали приходить и представительницы дворянского сословия. Видя, что и месту этому, и ей самой определено быть не тем, чем она хотела, Тучкова решилась принимать всех. Таким образом, к началу 1829 года при Спасской церкви образовалась община из вдов и девиц разных сословий. Отдав своё состояние в общую казну, вдова-генеральша мужественно разделяла с сестрами все трудности и невзгоды. Личным примером благочестивой жизни, терпением и любовью она воодушевляла всех. Садясь за скудную трапезу, Маргарита Михайловна ободряла своих сподвижниц: «Господь не оставит. Да нам ли жаловаться? - Трапеза незатейлива, но за то каков хор!». Эти слова вскоре сбылись: о Бородинской пустыни узнали не только в Москве, но и по всей России, и многие благочестивые люди материально поддержали молодую обитель. В 1833 году, когда число живущих при Спасской церкви достигло сорока человек, было официально учреждено Спасское богоугодное общежитие, преобразованное в 1837-38 годах в штатный монастырь. Вместе со своим детищем духовно возрастала и сама Маргарита Михайловна. Как-то в первых числах июля 1836 года, святитель Филарет, приняв её в Троице-Сергиевой Лавре, сказал: «Пора тебе облечься в одежду, приличную жительству. Бог тебя призывает мною, недостойным!» - и благословил ей свою рясу и келейную камилавку. Накануне памяти преподобного Сергия, 4 июля 1836 года, в Троицком соборе наместник Лавры, преподобный Антоний (Медведев), совершил иноческий постриг Тучковой, сам же святитель стал её восприемным отцом. Новопостриженную нарекли Меланией, в честь преподобной Мелании Римляныни. Выбор имени был неслучайным - этим подчёркивалось сходство судеб двух подвижниц старого и нового времени.

Молитвами и трудами своих насельниц росла и благоукрашалась Бородинская Спасская пустынь. В 1837-1838 годах на пожертвования из царской казны монастырь был обнесён кирпичной стеной с четырьмя угловыми башнями, в одной из которых (северо-восточной) расположилась церковь во имя святого праведного Филарета Милостивого с кельями при ней. Тогда же была возведена невысокая трёхъярусная колокольня, в первом ярусе которой разместилась монастырская ризница.

На 60-м году своей жизни, после 15-летних трудов в Бородинской пустыни, сподобилась Маргарита Михайловна принести Богу священные обеты. Это произошло 28 июня 1840 года, за всенощной под праздник святых апостолов Петра и Павла, в Троицком соборе Лавры. Святитель Филарет постриг вдову-генеральшу в монашество, а на следующий день, возвел её в сан игумении по древнему чину посвящения диаконис. И дано ей было новое имя – Мария, с которым предстала она пред лицом вечности уже как преданная Богу подвижница, храмоздательница, ктитор, благотворительница, основательница монастыря на поле брани, духовная мать и наставница инокинь.

Золотыми буквами вписано имя игумении Марии и история созданной ею обители в летопись Филаретовского века, а её праведная жизнь возводит нас к примерам древнего благочестия, продолжая святую череду русских подвижниц, таких как преподобные Анна Кашинская, Евдокия Московская, Анна Новгородская, Евфросиния Суздальская – которые, исполнив долг супружества, уневестились Христу и послужили Ему в монашеском чине.

«Насколько любим начальник обители, настолько он и полезен, - говорила обычно игумения Мария (Тучкова) в ответ на упрёки в излишвляет никого, но учит лукавству и лжи. Дело начальствующих - спасать, а не губить!». Это краткое и ёмкое «Спасать, а не губить!» - могло бы, наверное, стать девизом бородинской игумении, избравшей любовь и милость своими спутниками в управлении словесным стадом. Приняв настоятельский жезл и взойдя на возможную для женщины высоту духовной власти, она не «почила на лаврах», не замкнулась в узком самодовольстве и фарисейском формализме, но сохранила свойственные ей отзывчивость, простоту, доступность в общении. Двери игуменской кельи всегда были открыты для сестёр – Матушку огорчало, если кто-нибудь из робости или ложного почтения не обращался к ней. «Разве я госпожа ваша, - говорила она, - что это вы меня вздумали бояться?» В одном из писем (опять же в ответ на упрёки) добавляла: «…Я хочу быть более Матерью, чем игуменией!», а подписывалась так: «Ваша мать и слуга Мария». Да, теперь обезчадствованная вдова снова стала матерью, и матерью многодетной! - За потерю одного чада Господь воздал ей приобретением многих. К этой новой своей роли она отнеслась очень серьёзно: совершенно забыв о себе, отдавала сёстрам все свои силы, время и средства. «Мне ли дерзать словами Апостола изъяснять мои чувства? Но воистину, «кто из вас изнемогает, с тою изнемогаю и я», - писала бородинская игумения. Благодаря своим высоким душевным качествам и благородству она создала в монастыре атмосферу нелицемерной любви, взаимопомощи, согласия, мира. Современников поражала искренняя привязанность к Матушке её духовных дочерей. Они называли обитель своим раем, а настоятельницу любили и почитали, как родную мать. Снисходительная к немощам сестёр, игумения Мария была строга к себе, а в многотрудной деятельности по управлению обителью - неутомима: вникала во все области монастырской жизни, лично проверяя каждое дело, объединяя и направляя всех. Вставала она обычно в 5 часов утра, молилась за утренним богослужением, причем в игуменское место не становилась, а сидела на маленькой скамеечке около печки. После завтрака занималась монастырскими делами и разбором обширной корреспонденции, отвечала на письма, принимала посетителей - у её дверей почти всегда можно было увидеть нуждающихся в материальной помощи или духовной поддержке, для каждого из которых у Матушки находилось слово утешения. После обеда она давала себе немного отдохнуть и, сидя в кресле, слушала чтение келейниц. Ко сну отходила после полуночи, по обычаю проводя в молитве последний час уходящего дня, после чего шла в Филаретовскую церковь возбуждать к трезвенному бдению сестер-псалтирщиц. Часто глубокой ночью игумению видели там молящейся у Святой Плащаницы или у Распятия.
К концу 30-х годов XIX века имя Бородинской игумении было уже широко известно. Благотворительность Матушки не знала пределов: её милостыня и милосердие проникали не только в убогие жилища бедняков, но и в тюремные застенки. Когда же не доставало собственных средств - она становилась ходатаицей о несчастных. Самоотверженная подвижническая жизнь снискала игумении Марии почёт в царских чертогах. Думается, что и Бородинское поле во многом благодаря её трудам начинает привлекать к себе внимание самодержцев, постепенно приобретая значение государственного места. С конца 1830-х годов посещения монастыря членами императорской фамилии становятся регулярными - Александр II ещё наследником бывал в Бородине трижды, и всякий раз лично общался с Матушкой.

Введённая в ближайшее общение с царской семьёй, Матушка не изменяла своим правилам и обычаям. В придворном кругу она держалась с благородной простотой и достоинством, являя истинную красоту и величие монашеского чина. Бородинской игумении был присущ высокий порядок мыслей и редкая способность «в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить» - то духовное дерзновение, которое, вероятно, и привлекало к ней сердца венценосных помазанников. Близкие отношения Матушки с императорской фамилией и, в особенности, с государыней Марией Александровной поддерживались через переписку. В игуменских кельях находилась особая шкатулка, в которой хранились письма царственных особ, тут же находились их подарки: иконы, портреты, пасхальные яйца, книги с автографами членов Российского Императорского Дома. Как святыню Матушка хранила свечу, которую держал в руках наследник цесаревич во время панихиды в Спасском храме, и платочек, которым сама отирала миро с главы царской невесты. В 1848 году Бородинскую игумению вторично вызывали в Петербург для исполнения обязанностей восприемницы при Миропомазании принцессы Александры Альтенбургской, невесты великого князя Константина Николаевича. Тогда-то в личном дневнике Марии Александровны и мог появиться матушкин автограф, свидетельствующий о том доверии, которое питала будущая царица к своей духовной матери-восприемнице.«Не унывайте - я духом с вами!» Горек был для Спасской обители 40-летний юбилей Бородина – его встречали уже без возлюбленной Матери-основательницы. Кончину свою игумения Мария предвидела заранее и готовилась к ней. За два месяца до смерти, уже тяжело больная, она совершила последнее паломничество к мощам преподобного Сергия. На обратном пути побывала в Москве, прощаясь с дорогими ей людьми и местами. Превозмогая телесную немощь, старица-игумения почти до самой предсмертной болезни, заботилась о постройке заложенного в 1851 году собора, в честь Владимирской иконы Божией Матери, в праздник Сретения которой, 8 сентября, произошла битва с французами. Будучи уже на смертном одре, Матушка, не смотря на крайнее изнеможение и болезненные страдания, сохраняла бодрость духа, непрестанно молилась, слушала душеполезное чтение и ежедневно причащалась. «Сёстры, не унывайте! Я духом с вами!» - говорила игумения своим чадам, отдавая последние распоряжения и завещая хранить взаимную любовь. 29 апреля (12 мая н.ст.) 1852 года двенадцать мерных ударов монастырского колокола возвестили о блаженной кончине доблестной подвижницы и бесстрашной героини кровавого поля, Основательницы и Первоначальницы Бородинской обители. Её честные останки, оплаканные осиротевшими сёстрами и множеством богомольцев, были погребены в склепе под Спасским храмом, который стал достойным памятником своей строительнице. Домик-сторо жку, в котором она положила начало иноческого жительства на полях Бородина, со всеми личными вещами и документами, святитель Филарет повелел сохранять в неприкосновенности как музей, а в зимних кельях Матушки при Филаретовской церкви было установлено чтение Неусыпаемой Псалтири.

«Сердце, имеющее Дух жизни, и за гробом живёт и любит», - говорила игумения Мария, со свойственным ей духовным дерзновением проникая в таинственную глубину Божественных судеб. Слова эти сбылись на ней самой. Обнимавшая любовью и священное поле, и святую обитель, и своих духовных чад, и множество человеческих душ - Матушка и по смерти не отступила от своего земного удела. К надгробию в Спасском храме, скрывшему в себе вечно любящее сердце праведницы, сразу пошли люди, прося помощи, утешения, исцеления. Здесь служили панихиды, брали из надмогильной лампады елей во исцеление души и тела и получали помощь. Но, конечно, более всех благоговели пред памятью своей Матери-первоначальницы сёстры обители. Собирая и сохраняя все, что было связано с Матушкой, они руководствовались её примером, в скорбях и болезнях прибегали к ней, как к живой. Заветы Основательницы передавались от старейших монахинь молодым инокиням. Так разрастался дивный духовный сад, насаждённый игуменией Марией на поле брани, распространяя благоухание святости и принося обильный плод.

После кончины игумении Марии (Тучковой) основанный ею монастырь вступил в новый период своей истории. Не было уже в живых Матушки, но навечно осталась она Игуменией, Ктитором и Хозяйкой этого святого места. Её гробница в Спасском храме стала сердцем обители, а дух и заветы Матери-первоначальницы вместе с игуменским жезлом наследовали все её преемницы. Великолепный Владимирский собор, заветная мечта Матушки, был возведён при игумении Сергии (в миру - княгине Софии Волконской, 1852 - 1871) и освящён в 1859 году епископом Дмитровским Леонидом. Эта церковь, построенная в русско-византийском стиле по проекту знаменитого архитектора Быковского, стала главным храмом монастыря, а Сретение Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября) - престольным праздником, который, совпадая с днём Бородина, окончательно закрепил традицию ежегодного празднования годовщины битвы с французами. При следующей настоятельнице, схиигумении Алексии (1871-1880), на средства, пожалованные императором Александром II, в монастыре была построена трапезная с церковью Усекновения главы Предтечи, в подклети которой расположились поварня, просфорня и хлебная. Игумения Филофея (Гежелинская, 1880-1899) смогла улучшить материальное состояние обители, исходатайствовав ей сто десятин леса, а игумения Гавриила (Львова, 1899-1906) активно вела строительные работы: при ней были возведены новые келейные корпуса, мастерские, богадельня и церковно-приходская школа для девочек. После недолгого правления игумении Евгении (Прудниковой, 1907-1911), кроткой и всеми любимой старицы, настоятельский жезл приняла энергичная матушка Ангелина (Курочкина, 1911-1924), которая помогла обители достойно встретить и прощальный триумф юбилейного 1912-го года, и жестокие испытания революционного лихолетья. На долю же последней игумении, Лидии (1924-1929), выпал высокий жребий исповедничества пред лицом богоборческих властей и сохранения вверенного ей словесного стада в условиях непрекращающихся притеснений.

Имена всех бородинских настоятельниц составляют честь и славу святой обители, а души их, по слову Писания – «в руце Божией». Каждая из них самоотверженно несла свои труды, полагая душу за сестёр, заботясь об их духовных и телесных нуждах, соблюдая порядок общежития и завещанное Основательницей поминовение воинов. Год от года пополнялись ряды насельниц, благоукрашалась обитель, развивались монастырские ремёсла, совершенствовался хор и богослужебный чин, но главное – бережно сохранялась атмосфера высокой духовной настроенности, взаимной любви и мира, созданная игуменией Марией, благодаря чему здесь возрастали замечательные подвижницы, которые, стяжав дары Святаго Духа, спасли тысячи человеческих душ для Царства Небесного.

В Юбилейном 1912 году, Бородино вновь увидело лучшие части Российской Императорской армии, наследников славных побед Кутузова. Торжества в честь столетия легендарной битвы проходили с огромным размахом - подготовка к ним велась под личным наблюдением императора. Строились походные дворцы, прокладывались шоссейные дороги, выравнивались военные плацы. Для царского поезда проложили железнодорожную ветку с особой платформой, павильоном и огромными триумфальными воротами. Было даже доставлено 78 автомобилей, которые работали в режиме такси, установлено прямое телефонное сообщение с обеими столицами, и сделана иллюминация. В Юбилейную программу были включены благодарственный молебен и соборная панихида, посещение монастыря, открытие музея и многочисленных памятников, парадные шествия войск и встречи Государя с депутациями от местных жителей и ветеранами. Младшему из семи приезжих 117-лет. С крестным ходом из Смоленска была принесена чудотворная икона Одигитрии, та самая, перед которой войска молились накануне сражения. На торжества съехалась вся государственная элита России во главе с царской фамилией. Государь с семьёй прибыл в Бородино 25 августа и почти сразу посетил Бородинский монастырь, где поклонился надгробиям в Спасском храме и беседовал с потомками Тучковых и Коновницыных. В честь высоких гостей в обители была устроена пышная трапеза, после которой Николай II вручил всем сёстрам юбилейные медали и памятные бокалы, а Матушку игумению Ангелину наградил золотым наперсным крестом. На следующий день, 26 августа, по окончании Литургии, крестный ход во главе с Царём и митрополитом двинулся от монастыря к батарее Раевского. Там был отслужен благодарственный молебен и состоялся парад войск, одетых в историческую форму, по окончании которого Государь верхом на лошади объехал поле с правого фланга до левого - от деревни Горки до Утицкого кургана. «Все мы прониклись общим чувством благоговения к нашим предкам, - отметил в своём дневнике Николай II, - никакие описания сражения не дают той силы впечатления, которое проникает в сердце, когда сам находишься на этой земле». В ходе юбилейных торжеств утвердился особый статус Бородинского поля как военно-исторического мемориала и заповедной земли, что было отмечено установкой 33 памятников. Некоторые из них были поставлены на монастырских землях, а в самой обители, напротив Спасского храма, вознёсся обелиск 3-й пехотной дивизии генерала Коновницына. «Орлы, колонны, обелиски…» - Кто бы тогда, мог подумать, что эти монументы станут памятниками не только героям 1812 года, но и тем, кто ставил их - всей Российской Императорской армии, для которой приближалось время нового огненного испытания – Германская война, октябрьский переворот, братоубийственная бойня Гражданской и последующее рассеяние? Кто бы мог предположить, что «младшим братом» этих гордых обелисков с двуглавыми орлами станет скромный памятник из камней на полуострове Галлиполи и множество других, разбросанных по разным уголкам земли?

Как и прежде, монахини пекли хлеб, варили квас, ткали, шили одежду и обувь, разводили цветы, обрабатывали землю. В монастыре были живописная и переплётная мастерские, библиотека и богадельня для престарелых монахинь. Молодые послушницы из крестьян, привыкшие к тяжёлому сельскому труду, жили на хуторе Алексинки в двух верстах от обители, обеспечивая её продуктами питания: там находились конюшня, птичник, скотный двор, сенокосы, сады и огороды; на монастырских полях возделывались пшеница, рожь, овёс.

Но, конечно, главным достоянием Спасо-Бородинского монастыря, которое благоговейно хранилось всеми поколениями его насельниц, было почитание памяти Первоначальницы, игумении Марии, и молитва о воинах «за Веру, Царя и Отечество жизнь свою положивших» - в этом видели и главное предназначение обители, и залог благоденствия. В её святых стенах ежедневно совершалась Божественная литургия, не умолкало чтение Псалтири, поминовение павших в сражении было обязательным и лично для каждой монахини. Здесь всё дышало памятью героического прошлого, так что даже в прихожей игуменского дома висел на стене план битвы и лежали найденные на монастырских полях пушечные ядра и остатки оружия. Сам же монастырь представлял собою ухоженный, благоухающий сад, подобно неувядаемому венку украсивший Бородинское поле, это обширное кладбище русского воинства.

Размеренная жизнь монастыря была прервана октябрьской революцией и гражданской войной, а приход к власти большевиков стал началом огненных испытаний для всей Русской Церкви. Что бы сохранить обитель и дать монахиням возможность выжить в условиях нового режима, в 1919 году она была переименована в Спасо-Бородинскую женскую коммуну и «зарегистрирована на началах гражданского законодательства». Игумения Ангелина (Курочкина) стала её председателем, а казначея монастыря монахиня Лидия (Сахарова) – товарищем председателя. В таком необычном статусе обитель просуществовала ещё десять лет. В коммуне на момент образования числилось 237 человек, «из которых 50 нетрудоспособных в возрасте от 55 до 90 лет». Это были престарелые монахини, подвизавшиеся в монастыре не один десяток лет.

Трудно представить, какие моральные страдания пришлось перенести игумении Ангелине и её преемнице матушке Лидии, на плечи которых легло бремя ответственности за жизни сестёр и тяготы общения с представителями новой безбожной власти! Поистине это была настоящая битва за монастырь, тихая и безкровная, на первый взгляд. Газетные заметки и отчёты различных комиссий ставят новые «вехи» в истории некогда славной обители: 1920 год – голод; 1922 – компания по изъятию церковных ценностей; 1924 – требование властей отказаться от монастырского устава и «принять точную форму коммунальной жизни»; 1925 – призыв к «уплотнению монашеского элемента»; 1926 – открытие в одном из корпусов школы-семилетки, а в Предтеченской церкви - клуба, и, наконец, 1928 – решительное наступление на «примонастырские артели», закончившееся в начале 1929 года прекращением богослужений, закрытием храма и выселением из коммуны всех «служителей культа».Однако не смотря ни на что, монастырь держался до последнего: как и прежде в соборе ежедневно совершалась вечерня, утреня и Литургия, в Филаретовской церкви – полунощница; перед трапезой поминали игумению Марию, воина Александра, отрока Николая и «всё православное воинство, на поле Бородинском убиенное». Великим Постом говели и исповедовались приезжавшему из Москвы старцу Данилова монастыря, преподобноисповеднику Георгию (Лаврову). Но что самое удивительное - в обитель продолжали поступать сёстры! Молодые послушницы и инокини, как будто не замечая туч, сгущающихся над обителью, трудились на хуторе, ухаживали за престарелыми монахинями, содержали в изумительном порядке корпуса, территорию, дорожки, некрополь с могилами игумений и стариц, поддерживали окрестное население.

В борьбе за монастырь таяли силы уже немолодой игумении Ангелины. Она поистине полагала душу за сестёр, и, несмотря на трудности, никто из них не покинул родную обитель. В 1923 году Матушка благословила старицу-схимонахиню Рахиль принимать народ для духовного руководства, что привлекло в монастырь сотни паломников. Но надежды выжить в новых условиях становилось всё меньше: в начале 1924 года власти предъявили Бородинской коммуне безоговорочное требование – «отказаться от монастырского устава и быта», а также исключить из своего состава «за принадлежность к религиозному культу» 38 старейших монахинь во главе с самой игуменией. Это стало для матушки смертельным ударом - она тяжело заболела, и 1/14 сентября скончалась от скоротечного рака. На третий день состоялось её отпевание, которое возглавил епископ Можайский Борис (Рукин).

После разгона сестёр монастырь почти на 60 лет «исчез» с карты Бородинского поля. Молчали о нём путеводители по местам боевой славы, молчали подарочные издания, молчали учебные пособия, молчали историки – как будто и не было здесь никогда обители. А между тем, она была безжалостно разграблена и обезображена: храмы осквернены, иконостасы уничтожены, некрополь «расчищен» бульдозером, мастерские отошли к колхозу, в келейных корпусах устроено общежитие, в соборе – кузница, а колокольня приспособлена под водонапорную башню. Даже кирпичная монастырская ограда и та была использована под наглядную агитацию: на ней двухметровыми буквами во всю стену было написано: «Долой наследие рабского прошлого!». Безумная ярость строителей «новой жизни» не пощадила ни монастыря, ни самого поля: в 1932 году был отвезён на переплавку Главный монумент, а его постамент взорван вместе с могилой Багратиона, которого тогда «удостоили» звания «царского сатрапа». Остальные памятники, оставшись без ухода, постепенно разрушались под действием стихий и нападений местных активистов.

Проницая духовным взором в будущее, преподобная Рахиль говорила о грядущем разорении монастыря, как будто, видя его в подробностях: «В обители поселятся «неверы» и будет казённый дом, потом – военный люд, затем – разный народ, а после – разнесут по кирпичику. …Будет великая война, и люди тогда будут гибнуть, как мухи, но красные мухи победят». - Действительно, всего через десять лет в наказание за тяжкие грехи русского народа на нашу землю снова пришёл враг, и Бородино снова увидело рвавшиеся к Москве войска «нового Наполеона». Осенью в 1941 года на этих священных рубежах воины 32-й стрелковой дивизии Полосухина - «в других шинелях, но с вечно русским сердцем» - полагая жизни свои за Отечество, повторили подвиг героев Бородина - на подступах к столице неприятель был остановлен. В стенах бывшего Спасо-Бородинского монастыря некоторое время располагался передвижной полевой Томский госпиталь ППГ-70. Во время боёв обитель сильно пострадала: сгорели все деревянные постройки (в том числе: домик-сторожка Основательницы и игуменский корпус), а кирпичные здания были сильно повреждены. Несмотря на страшный урок, после войны положение монастыря стало едва ли не хуже: его продолжали разрушать местные вандалы, которые буквально разбирали обитель «по кирпичику», добывая «стройматериал» из полуразрушенных стен и зданий. Здесь располагалась машинно-тракторная станция, затем – турбаза, в Спасском храме - мастерские, отходы которых сбрасывались в склеп Тучковых. Убранство церкви было полностью уничтожено, гробы разбиты, а костные останки разбросаны. Некоторый просвет наступил в 1962 году, когда к 150-летию сражения Бородинское поле получило статус Государственного заповедника. Тогда же была развернута небольшая экспозиция в Спасской церкви, для чего расчистили склеп и установили новые гробы, собрав в них сохранившиеся останки. Лишь в 1974 году «монастырский комплекс», находившийся в плачевном состоянии, был передан Государственному Бородинскому военно-историческому музею-заповеднику, который сразу же начал проводить здесь восстановительные работы. Реставрация стен и зданий и приспособление их под музейные нужды продолжалось вплоть до 90-х годов.

16 августа 1992 г. звон колоколов возвестил об открытии Спасо-Бородинского монастыря. Впервые за 63 года во Владимирском соборе обители была совершена Божественная литургия, за которой Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, возвел в сан игумении монахиню Серафиму (Исаеву), насельницу Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря г. Коломны. С тех пор, день за днем в стенах обители идет непрестанная работа сестер по возрождению монашеской жизни.

В монастыре ежедневно совершается положенный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь. Сестры трудятся на различных послушаниях: в рукодельной, живописной, пошивочной мастерских, в просфорне и пекарне. Насельницы обители осваивают технику древнего лицевого шитья, вышивают иконы. Монастырь занимается миссионерско-просветительской деятельностью, оказывает благотворительную помощь Уваровскому дому-интернату для умственно-отсталых детей. Вся жизнь насельниц, - сегодня их двадцать, - зиждется на прочном фундаменте духовных традиций старого Спасо-Бородинского монастыря, на преданиях и заветах их святых предшественниц.

Возобновлен традиционный Крестный ход 8 сентября. После Божественной литургии он шествует из обители к памятнику на батарее Раевского, где служится благодарственный молебен и заупокойная лития. 12 мая, в день блаженной кончины игум. Марии (Тучковой) в Спасском храме соборно совершаются заупокойное всенощное бдение, литургия и панихида.

Событием летописного характера явилось совершенное 28 июля 1996 г. прославление прп. старицы Рахили в лике местночтимых святых (память 10 окт.). На месте ее захоронения, за южной стеной обители, построена часовня, которую освятил владыка Ювеналий 10 окт. 1997 г.