Служба медиации в образовательном. Служба школьной медиации. Президент Российской Федерации Д. Медведев

Служба школьной медиации в урегулировании конфликтных ситуаций.

1. Что такое медиация? История вопроса. Служба школьной медиации.

Медиатор (посредник) - человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор.

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"

Экспериментальные программы медиации с использованием добровольцев-медиаторов начались в США в начале 1970-х в нескольких крупных городах. Они оказались настолько успешными, что сотни других программ были проведены по всей стране в следующие 2 десятилетия, и в настоящее время практика медиации широко распространена в Соединенных Штатах.

В настоящее время в России применение медиации в арбитражных и гражданских судах регламентируется Федеральным законом № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившим в силу с 1 января 2011 года.

Этим законом устанавливается внесудебная процедура урегулирования гражданско-правовых споров при участии нейтральных лиц (медиаторов) как альтернатива судебному или административному разбирательству. Определяется сфера применения - урегулирование гражданских, семейных и трудовых споров.

Помимо этой сферы применения медиации, существует совсем другое направление деятельности, которое заключается в создании школьных служб примирения, членами которых становятся сами ученики школы. Они обучаются навыку медиации и образуют самостоятельную форму школьного самоуправления. Благодаря этому в школах, где функционируют такие службы, повышается степень ответственности и коммуникативной компетентности среди обучающихся.

2. Подходы к разрешению конфликта.

Социологи разработали три подхода к разрешению конфликта.

1. С позиции силы: это разрешение конфликта за счет перевеса в силе одной из сторон. Это не только грубая физическая сила, но и психологическое давление, финансовая сила, военная, административный ресурс. Медиатор не может этим пользоваться, необходимо уйти от этого подхода. Медиатор должен понимать и должен восстанавливать баланс, сделать стороны равными. (В этом случае один выигрывает, другой проигрывает).

2. С позиции права – это разрешение конфликта на основе закона, нормативных актов, распоряжений, инструкций. (И в этом случае один участник конфликта выигрывает, а другой проигрывает). В медиации этот подход неприемлем.

В медиации участники конфликта называются «стороны» (не «жертва» и «обидчик»). Задача медиации – свести участников конфликта вместе, чтобы стороны договорились, их стимулировать, например «Давайте посмотрим, что будет, если мы сейчас не договоримся?»

3. С позиции интересов – это урегулирование конфликта на основе выявления интересов сторон и приведение сторон к взаимовыгодному соглашению.

3. Основные примирительные методики в школе.

Школьная медиация. Это метод (технология) организации переговоров конфликтующих сторон независимым и беспристрастным посредником, в целях достижения сторонами взаимовыгодного, основанного на удовлетворении интересов каждого, соглашения.

Для школьной медиации часто рекомендуют проводить процедуру медиаторам в парах (ко-медиация), так как ситуация нередко требует обсуждений работы после проведенной одной медиативной сессии либо требует большой концентрации внимания и т.п.

Ко-медиаторы, как правило, подбираются разных полов, возрастов, в целях лучшей диагностики конфликта. До проведения процедуры медиаторам следует договориться о примерной стратегии, о способах взаимодействия между собой, о распределении ролей на данной встрече.

Показания к применению:

Все виды школьных конфликтов, если в них есть четко выраженные конфликтующие стороны и они не многочисленны.

Программы по возмещению вреда имуществу школы, третьим лицам, соученикам эффективно реализуются при помощи классических медиативных техник.

Школьная восстановительная конференция. Это процесс, который направлен на устранение негативных последствий, нанесенных отношениям в рамках взаимодействия разных слоев школьного сообщества. То есть в конфликтную ситуацию оказываются вовлечены разные группы участников школьной жизни.

Цель конференции состоит в том, чтобы все осознали, что общим отношениям и интересам причинен вред, поняли, в чем он заключается и каковы негативные последствия развития этой ситуации, смогли проявить эмоциональные реакции, а, главное, определить, что нужно сделать для исправления сложившейся ситуации и профилактики ее повторения в будущем.

Вконференции обычно принимают участие пострадавшие, их родители и друзья, обидчики, ответственные за причинение вреда, и их сторонники. Для участия в конференции приглашаются ключевые сотрудники школы, которые могут оказаться и в числе пострадавших.

Всех приглашенных на конференцию спрашивают, как они лично были затронуты случившимся.

Задачи конференции :

а) делегирование ответственности за решение конфликта "здоровой" части школьного коллектива;

б) вовлечение «равнодушных» или «сомневающихся» учеников в процесс обсуждение общей проблемы с тем, чтобы они присоединились к достигнутым договоренностям;

в) обеспечение поддержки принятых учениками договоренностей со стороны уважаемых учителей, родителей, старшеклассников и пр.

Недостатки методики:

Много времени уходит на организацию и подготовку (в сравнении с классической процедурой медиации);

Сложнее согласовать удобное для всех время и место проведения конференции;

В структурном (групповом) конфликте участники могут высказывать не свое мнение, а выражать групповые стереотипы (Например, если он договорится, пойдет на уступки, значит он слабак);

Есть риск, что участники будут неискренними из-за давления группы.

При установлении такого реального риска можно вместо общей встречи провести сессию медиаций между разными участниками.

Семейная восстановительная конференция. Методика во многом аналогичная школьной конференции, но для участия привлекается "большая" семья, то есть не только родители, родные братья и сестры конфликтующих, но и родственники более удаленной степени родства - бабушки, дедушки, дяди и тети, иногда крестные родители.

Показания к семейной конференции: вовлечение членов семьи в конфликт, который сказывается на ребенке, в том числе на его поведении в школе. Это может быть совершенное ребенком правонарушения как внутри семьи (украл деньги у родителей, например), угроза лишения родительских прав, жестокие или одиозные с религиозной, национальной и т.п. точки зрения способы воспитания.

Суть семейной конференции заключается в передаче семье ответственности за разработку плана по ее выходу из проблемной ситуации.

Методика предполагает создание условий для выработки семьей плана урегулирования конфликтной ситуации, гарантий от ее повторения в будущем. Составленный семьей план и его реализация обсуждается дальше с участием заинтересованных людей (педагогов, специалистов и пр.). Вероятность выполнения плана, составленного членами семьи для самих себя, значительно выше, чем если бы план за них составляли другие люди.

Круги примирения. Данная методика используется как программа, позволяющая коллективно обсудить какую-либо сложную школьную ситуацию, которая напрямую задевает лишь некоторых участников, но остальные считают себя косвенно вовлеченными или заинтересованными в урегулировании ситуации.

Круг всегда собирается по какой-то проблемной ситуации, которая требует отклика, и в круге принимают участие только те, кого так или иначе затронула проблема и кто готов прикладывать усилия для ее решения.

Цели круга могут быть разными:

Урегулировать конфликтную ситуацию посредством общих договоренностей, общего решения;

Изменить ситуацию к лучшему, оказав поддержку отдельным участникам школьного коллектива.

Методика требует тщательной подготовки .

Создается инициативная группа (совет круга), в которую входят переговорщик (хранитель круга) и его помощники (волонтеры, часто из числа школьников, работающих в службе школьной медиации, которые прошли обучение и знакомы с практикой проведения таких программ).

Совет круга обсуждает конфликт, который предстоит разрешать, проводит предварительные встречи с его участниками и принимает решение: проводить ли круг, кого на него приглашать и какие вопросы выносить на обсуждение. Организация круга требует точной формулировки тем, вопросов.

В круге все говорят по очереди, передавая символ слова. Хранителя круга - открывает круг, объявляет тему для обсуждений. Пока идет разговор по кругу, хранитель не может вмешиваться, прерывать, комментировать и пр. Его задачи как у медиатора только организаторские: управлять кругом и делать коммуникацию эффективной, следить за соблюдением правил круга, предотвращать и устранять "разрыв" круга эмоциями, агрессией и т.п. отдельных участников круга.

Результат круга примирения не в том, чтобы манипулировать детьми, заставлять их измениться. Круги стремятся раскрыть участникам проблемной ситуации их интересы, действительные побудительные мотивы их действий, осознать действия, приведшие к конфликту как непродуктивными и разработать шаги по изменению не людей, а ситуации.

5. Переговоры в урегулировании конфликта.

Переговоры - это процесс коммуникации с целью взаимной выработки, обмена и выполнения определенных обещаний, которые приводят к соглашению.

Интегративные переговоры (принципиальные): решение проблем на основе их качественных свойств, т.е. исходя из сути дела.

Принципиальные переговоры (Гарвардский метод) (основные правила):

люди : отделяйте людей от проблемы

интересы : концентрируйтесь на интересах, а не на позициях

варианты : найдите варианты, которые служат взаимной выгоде

критерии : используйте объективные критерии

Переговорный процесс включает в себя следующие содержательные понятия:

потребности

интересы

позиции

проблема

предложения

Потребности.

Причиной конфликта является невозможность удовлетворить свои потребности.

Интерес: (Зачем? Почему?)

актуализированные потребности

индивидуализированные способы выражения потребностей

мотивы поведения

Для выявления интереса в переговорах необходимо ответить на вопрос - зачем, почему лицо принимает участие в переговорах?

Важно! Интересы не могут быть предметом переговоров, но предмет переговоров отражает интересы.

Позиция .Точка зрения, принцип, с помощью которого защищаются интересы. В переговорах необходимо «уйти» от позиций сторон, т.к. позиции не всегда отражают интересы.

Проблема. Это вопрос, который выдвинут для обсуждения в процессе переговоров и решение которого позволит удовлетворить интерес.

Для выявления проблемы необходимо ответить на вопрос - что обсуждать?

В ходе переговоров проблема может быть разбита на ряд конкретных вопросов, то есть пункты повестки дня.

Повестка дня должна быть:

безоценочной;

приниматься другой стороной

соответствовать интересам

Предложения.

высказывания сторон, которые содержат информацию о том, каким образом интересы могут быть удовлетворены и проблема решена;

способы решения сложившейся ситуации

Для выработки предложений в процессе переговоров необходимо ответить на вопрос - как решить сложившуюся проблемы?

Предложения могут (должны) быть:

финальное предложение

предложение отступления

последующие предложения

начальное предложение

Финальное предложение - предел максимальных уступок.

Предложение отступления - предупреждение участника о приближении к пределу возможных уступок.

Начальное предложение - наиболее выгодное для стороны предложение.

Соглашение.

должны быть удовлетворены все интересы

проверка на реалистичность

последствия невыполнения соглашения (санкции)

6. Принципы проведения процедуры медиации.

Принципы:

добровольность

независимость и беспристрастность (нейтральность)

равноправие и сотрудничество

конфиденциальность

Принцип добровольности распространяется:

в отношении сторон

в отношении медиатора

Добровольность в отношении сторон:

соглашение о проведении процедуры медиации

продолжение процедуры медиации

выбор варианта решения (медиативное соглашение)

исполнение соглашения об урегулировании спора

Обращение к процедуре медиации возможно только при свободном волеизъявлении сторон спора. Добровольность может быть нарушена: в результате введения заблуждения (обман), угрозы, насилия и т.д.

Перед началом процедуры медиации медиатор обязательно должен выяснить, добровольно ли стороны пришли на переговоры.

В отношении медиатора принцип добровольности проявляется в том, что медиатор вправе отказаться от участия в процедуре медиации или от её продолжения (например, медиатор в данных переговорах не может быть беспристрастным или медиатор не имеет надлежащей квалификации или проведение переговоров в данном случае является нецелесообразным). В соответствии с законом медиатор должен направить сторонам заявление в письменной форме по поводу прекращения процедуры медиации.

Принцип независимости и беспристрастности.

Независимость: медиатор не должен находиться в организационной, деловой, финансовой, родственной или иной зависимости со сторонами (объективные факторы).

Беспристрастность: медиатор должен сохранять равное отношение к каждой из сторон (субъективные факторы).

Медиатор не должен:

давать собственные оценки сложившейся ситуации

предлагать свои варианты решения сложившейся ситуации

уделять больше внимания и времени одной из сторон

уговаривать одну сторону принять предложение другой

не показывать своим Поведением и высказываниями непринятие позиции или взглядов одной из сторон

использовать от своего имени оценки и суждения, которые одна сторона использует в отношении другой

Принцип равноправия и сотрудничества.

Сотрудничество - стороны должны содействовать друг другу с целью поиска варрантов урегулирования спора.

Равноправие - стороны имеют равные возможности на совершение всех процедурных действий; ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой стороне.

Принцип конфиденциальности.

Принцип конфиденциальности - вся информация, относящаяся к процедуре медиации, не подлежит разглашению.

Конфиденциальность предполагает:

не разглашение информации третьим лицам (внешние отношения)

не разглашение информации в рамках процедуры медиации (внутренние отношения)

Информация, не подлежащая разглашению третьим лицам:

факт обращения к медиатору (организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации)

сведения, которые использовались в ходе проведения процедуры медиации (с момента начала и до окончания примирительной процедуры)

сведения, переданные медиатору до начала процедуры медиации (в ходе предварительных бесед)

Принцип конфиденциальности не распространяется на:

общеизвестные факты (известные широкому кругу лиц или которые можно получить путем обращения к общедоступным источникам)

сведения, использованные в примирительной процедуре, но получение которых возможно независимо от процедуры медиации

в случаях предусмотренных законом

в случаях, предусмотренных соглашением сторон

Субъекты, обязанные соблюдать принцип конфиденциальности:

стороны;

организации, осуществляющие деятельность по обеспечению процедуры медиации;

медиатор;

другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации.


Изначально, медиация - это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Медиации характерны определённые условия и правила ведения, очерёдность действий и фаз, а также медиация основывается на следующих принципах:

  • добровольность,
  • конфиденциальность,
  • взаимоуважение,
  • равноправие сторон,
  • нейтральность и беспристрастность медиатора,
  • прозрачность процедуры.

Области применения медиации

  • Меж- и внутрикорпоративные споры;
  • Споры в банковской и страховой сфере;
  • Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон;
  • Конфликты на работе;
  • Семейные споры;
  • Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
  • Медиация в образовании;
  • Межкультурные конфликты, и многое другое.

Школьная медиация (или медиация в школе)

Школьные службы примирения внедряются в школах уже много лет. Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».

Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает. В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.

Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества. Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе. За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы и не только.

Что представляет собой служба школьной медиации?

Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.

В основе деятельности служб школьной медиации лежит:

  • обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» - это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников). Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных». Формирование «групп равных» из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5-8 классы и 9-11 классы;
  • использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
  • применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Понятия медиации

Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации )» раскрывает понятия, как медиатор , медиативное соглашение , процедура медиации .

Процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Кто такой медиатор?

Медиатор - независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.


Школьная служба примирения (медиации) является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий специалистов, педагогов, учащихся.

Целью деятельности службы является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

Задачами деятельности школьной службы примирения (медиации) являются:

· проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера;

· обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

Состав школьной служба примирения (медиации):

1. Каптуревская Ирина Александровна , учитель дефектолог, руководитель школьной службы примирения (медиации);

2. Сунидиева Анна Сергеевна , педагог-психолог

3. Матвееева Светлана Сергеевна , социальный педагог

4. Якобсон Марина Викторовна , педагог-логопед

5. Овсянникова Ирина Владимировна , учитель начальных классов

Обращения принимаются в рабочие дни с 09.00 до 15.00 в кабинет № 8, №24


Разрешить конфликт Вы можете при помощи Службы школьной медиации и Службы медиации района.

Что такое СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ?

Медиация - это способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо или лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного участия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Исходя из определения, медиация - это такая процедура, в ходе которой стороны конфликта пытаются найти общее, устраивающее всех, решение при помощи медиатора. Медиатор не принимает решения ни за какую сторону, он только организует процесс переговоров , в ходе которого стороны конфликта могут обсудить претензии друг к другу, обнаружить недостающую информацию, выработать список общих вопросов, подлежащих разрешению и договориться.

Служба школьной медиации - это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников данного учреждения, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Медиатор при разрешении споров в своей работе опирается на следующие принципы:

Первый принцип – НЕЙТРАЛЬНОСТЬ МЕДИАТОРА

Медиатор (посредник) не решает, кто прав, а кто виноват. Медиатор беспристрастен по отношению ко всем сторонам конфликта, не заинтересован в каком-то конкретном решении. Именно поэтому он не советует и не принимает решений за стороны, а стимулирует их самих к поиску взаимовыгодного выхода из ситуации. Задача медиатора состоит в том, чтобы организовать процесс эффективного обсуждения.

Второй принцип медиации – ДОБРОВОЛЬНОСТЬ

Стороны добровольно принимают участие в процедуре медиации. Все участники переговоров (в том числе медиатор) могут выйти из процесса в любой момент. Технология предполагает, что всё происходит с согласия сторон, включая принятие решения, за реализацию которого они сами несут ответственность.

Третий принцип медиации – КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Медиатор не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе медиации, без согласия сторон. Стороны также гарантируют нераспространение полученной информации в ходе разрешения конфликта.

Четвертый принцип медиации – РАВНОПРАВИЕ

Каждый из участников имеет равное право высказываться, принимать участие в разработке, обсуждении и принятии конечного решения. Медиатор уделяет каждому равное количество времени и внимания.

План работы Школьной службы примирения (медиации) МБОУ ООШ № 2

на 2019-2020 учебный год

Цель:

осуществление в штатном режиме деятельности школьной службы примирения (медиации), направленной на предупреждение и разрешение конфликтов между участниками образовательных отношений на основе принципов восстановительной медиации (процесс, в котором создаются условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

Задачи:

Ø информировать участников образовательных отношений о целях, принципах, порядке деятельности ШСМ;

Ø разрабатывать и проводить примирительные программы для участников конфликтов и криминальных ситуаций;

Ø формировать адаптивные и эффективные стратегии поведения;

Ø вырабатывать коммуникативные навыки и умения разрешать конфликты мирным путём между участниками образовательных отношений.

Ø сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;

Ø создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Наименование мероприятия

Сроки

проведения

Ответствен

ные лица

Сентябрь

Заседание членов школьной службы примирении (медиации)

Планирование работы на новый учебный год

2 неделя

Администрация школы,

Информационно – методическое совещание с классными руководителями о деятельности школьной службы медиации

3 неделя

Администрация школы,

по запросу

Октябрь

Работа на школьном сайте (размещение информации о деятельности школьной службы медиации: рекомендаций, буклетов)

2 неделя

Члены школьной службы примирения (медиации)

Классный час «Класс без конфликтов» (беседа с элементами тренинга) 5, 6 классы

4 неделя

Проведение примирительных встреч

по запросу

классные руководители

Ноябрь

Беседа «Понятие конфликта. Первопричины конфликта»

(5-9 классы)

1 неделя

Классные руководители, педагог-психолог

Классный час «Конструктивное разрешение конфликтов» 7 классы

3 неделя

Классные руководители, педагог-психолог

Проведение примирительных встреч

по запросу

Члены школьной службы примирения (медиации),

классные руководители

Декабрь

Классные часы в начальной школе «Давайте жить дружно!» (1-4 классы)

Урок толерантности «Позитивное и негативное» (интерактивная беседа) 8 классы

2 неделя

3 неделя

Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог

Проведение примирительных встреч

по запросу

Члены школьной службы примирения (медиации),

классные руководители

Январь

Разработка буклета «Позитивное общение»

2 неделя

Педагог-психолог

Классный час «Учимся строить отношения» (ролевая игра) 9 классы

4 неделя

Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог

Проведение примирительных встреч

по запросу

Члены школьной службы примирения (медиации),

классные руководители

Февраль

Работа на школьном сайте (размещение информации о деятельности школьной службы медиации: рекомендаций, буклетов, фотоотчётов)

2 неделя

Члены школьной службы примирения (медиации)

Проведение примирительных встреч

по запросу

Члены школьной службы примирения (медиации),

классные руководители

Март

Оформление выставки коллажей «Мои друзья!» (1-9 классы)

2 неделя

Члены школьной службы примирения (медиации), классные руководители

Проведение примирительных встреч

по запросу

Члены школьной службы примирения (медиации),

классные руководители

Апрель

Занятие в игровой форме «Мы умеем договариваться»

(1-9 классы)

2 неделя

Классные руководители, педагог-психолог

Проведение примирительных встреч

по запросу

Члены школьной службы примирения (медиации),

классные руководители

Май

Заседание членов школьной службы примирения (медиации). Подведение итогов за прошедший учебный год. Оценка эффективности деятельности службы школьной медиации

2 неделя

Администрация школы,

члены школьной службы примирения (медиации)

Проведение примирительных встреч

по запросу

Члены школьной службы примирения (медиации),

классные руководители

В течение года

Организация взаимодействия школьной службы примирения (медиации) со всеми структурными подразделениями образовательной организации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, органами опеки и попечительства

Администрация школы,

члены школьной службы примирения (медиации)

Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам прав ребенка

Члены школьной службы примирения (медиации)

Сотрудничество с Советом профилактики

Служба медиации ОУ . Журнал регистрации случаев

  • Медиативное соглашение

Если:

  • вы поругались или подрались,
  • у вас что-то украли,
  • вас побили и вы знаете обидчика,
  • вас обижают в классе и т.д.,

то вы можете обратиться в школьную службу примирения.

Школьная служба примирения "ДИАЛОГ"

Наш девиз:

"Поступай с другими так,

как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой"

Зачем нужна медиация школе?

Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.

Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

Главная цель медиации - превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).

Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация - это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

Школьная служба примирения это:

1. Разрешение конфликтов силами самой школы.

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Профилактика школьной дезадаптации.

4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

Если вы решили обратиться в службу,

то вам надо подойти

Цепляевой Марине Алексеевне

После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.

В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:

  • каковы последствия ситуации для обеих сторон;
  • каким образом разрешить ситуацию;
  • как сделать, чтобы этого не повторилось.

При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.

На встрече выполняются следующие правила

  1. Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
  2. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
  3. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
  4. Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

Документы службы школьной медиации

Школьные службы примирения уже работают во многих школах. Школьные службы примирения или службы школьной медиации — являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Особенности организации такой службы в школе регулируются Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации». Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает. В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду. Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества. Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе. За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы и т. д.

Правовой основой деятельности службы медиации в школе являются.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации».
  • Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
  • Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».

Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» раскрывает понятия, как медиатор, медиативное соглашение, процедура медиации.

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

Что представляет собой служба школьной медиации?

Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.

В основе деятельности служб школьной медиации лежит:

  • обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» — это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников). Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных». Формирование «групп равных» из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5-8 классы и 9-11 классы;
  • использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
  • применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Каким образом можно организовать данную службу в школе?

1. Познакомить участников образовательного процесса с особенностями организации и деятельности такой службы в школе.

2. Замотивировать обучающихся их родителей и педагогов к участию в деятельности школьной службы примирения.

3. Провести обсуждение по организации такой службы с участием совета школы.

4. Обучить сотрудников школы, обучающихся, родителей методу «Школьной медиации».

5. Установить тесное сотрудничество медиаторов с органами опеки и попечительства, профилактики безнадзорности и правонарушений, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

6. Разработать локальный акт регулирующий работу такой службы.

В результате реализации создания службы школьной медиации в образовательной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы школьной медиации.

В чем заключается деятельность школьных служб примирения?

1. Регистрация заявок, поступающих в службу.

2. Служба примирения решает, какой случай возьмет для проработки и какими методами будет пользоваться при решении конфликта.

3. Проведение восстановительной медиации в сложных случаях (работа с семьями, находящимися в социально-опасной ситуации, с подростами совершившими правонарушения и т. д.)

4. Проведение медиаций и «кругов сообщества» школьниками-медиаторами.

5. Работа с родителями обучающегося.

6. Описание работы с различными случаями.

7. Проведение встреч со сторонами конфликта по истечении определенного времени.

Круги сообщества — как эффективной способ разрешения сложных конфликтов

Этот метод широко используется для разрешения различных проблемных ситуаций. Участниками круга могут быть те, кто так или иначе связан с трудной ситуацией. Этапы Круга принятия решения Фаза Действия

1. Создание основы для диалога — приветствие участников Круга. Знакомство, достижение договоренностей по правилам работы в Круге.

2. Обсуждение проблемной ситуации, интересов и намерений — рассказы о переживаниях, проблемах, проблемной ситуации, определение проблем, интересов, намерений, надежд.

3. Рассмотрение возможных вариантов выхода из проблемной ситуации и решение выявленных в ходе встречи проблем — обсуждение возможных решений (может быть несколько раундов; хранитель и волонтеры создают условия для достижения консенсуса). Подведение итогов обсуждения.

4. Достижение консенсуса или чувства общности — определение пунктов соглашения или общей точки зрения — определение следующих шагов в нормализации отношений.

5. Закрытие — подведение итогов: соглашение/ следующие шаги — завершающий обмен мыслями о встрече в Круге.

Главное на Кругах — та атмосфера, которая и позволяет перейти от взаимных претензий и обид к объединению, взаимопониманию и совместной работе над улучшением своей жизни.

В школе службы примирения в основном работают основываясь на принципах восстановительной медиации . Что это означает?

Добровольность участия сторон — стороны участвуют во встрече добровольно, их принуждение к участию в какой-либо форме недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

Информированность сторон — Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях. Медиатор в данной службе будет играть роль посредника, который поможет наладить конструктивный диалог между сторонами конфликта. Медиатор не несет ответственность за примирение сторон или принятие решения. Только сами стороны могут принять решение о примирении.

Нейтральность медиатора — Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

Конфиденциальность процесса медиации — Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор и служба примирения обеспечивают конфиденциальность медиации и защиту от разглашения документов, касающихся процесса медиации. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо с возможностью совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

Ответственность сторон и медиатора — медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также за соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

Заглаживание вреда обидчиком — В ситуации где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

Медиация может применятся в школе при разрешении самых разных кофликтов. Массу информации о том, как организовать школьную медиацию можно найти в интернете: sprc.ru, школьная служба примирения.рф. На данных сайтах можно найти всю необходимую справочную информацию, записаться на обучение и познакомиться с возможностями школьной медиации подробнее.