Профилактика голосовых нарушений. Голосовые упражнения, как профилактика нарушений голоса у педагогов. Профилактика нарушений голоса и речи у детей

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДА НА ТЕМУ

"Поистине, род человеческий готов лишиться чего угодно, но не

Дион Хрисостом (Златоуст)

Голос - важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному человеческому общению, либо затрудняет его. Это значимо для каждого человека в любой ситуации. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно - прямо и мгновенно, передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений. Хорошо владея и управляя голосом, говорящий способен донести до слушателя гораздо больше информации, полнее, точнее выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям..Истинную цену голоса знает тот, кто потерял его или страдает стойкими его нарушениями. "Поистине, род человеческий готов лишиться чего угодно, но не голоса и речи; в этом одном уже неизмеримое его богатство" - говорил Дион Хрисостом (Златоуст). Расстройство голосовой функции ведёт к существенным нарушениям процесса речевой коммуникации. Нарушение голоса у детей и подростков оказывает влияние на их общее и речевое развитие. Сознавая свой недостаток, ребёнок стесняется говорить, особенно с посторонними, больше молчит, избегает детского коллектива, уклоняется от игр с товарищами, от посещения детского сада, школы. Такой ребёнок становится мнительным, раздражительным, вспыльчивым, озлобленным. Всё это мешает ему затем в учении, а впоследствии препятствует выбору любимой профессии, мешает в труде и повседневной жизни. В современном обществе постоянно увеличивается число лиц голосоречевых профессий.

Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи. Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражается слизистая оболочки глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдения показывают, что отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают "малые простуды", при которых люди продолжают работать, напрягая голос. . О необходимости беречь голос вспоминают, к сожалению, редко. Гортань - довольно нежный инструмент, и перегрузки его нежелательны. Не так уж мало профессий, которые хоть и не считаются речевыми, тем не менее требуют хорошего голоса, потому что так или иначе связаны с работой с людьми. Хороший голос нужен равно и медицинскому работнику, и работнику торговли! .Причин нарушения голоса много. Некоторые из них вполне можно предупредить, в других случаях требуется лечение, воздержание от голосовой нагрузки. В будущем, по-видимому, появится специальная наука - детская фониатрия, которая будет заниматься профилактикой нарушения голоса; сейчас же мы пока располагаем лишь отдельными сведениями в этой, прямо скажем, относительно малоизученной области. .Итак, первое правило - не кричать! Приучайтесь говорить сдержанно, требуя того же от ребенка. Не стоит разговаривать на улице в сильный мороз. Не старайтесь перекричать шум (производственный или транспортный): если нет острой необходимости сказать что-то немедленно, лучше подождать, пока шум стихнет или вы сами окажетесь в более тихом месте. Ни в коем случае нельзя перенапрягать голос при заболеваниях дыхательных путей, ангине, не только в разгар болезни, но и когда дело идет на поправку. Неприятное действие на голос может оказать сухой воздух в помещении с паровым отоплением, по возможности увлажняйте воздух (разводите цветы, оставляйте в открытом сосуде воду около спящего ребенка)..На голос влияет и пища, раздражающая, содержащая пряности, много соли и уксуса. Учтите, что излишняя полнота вредна не только сама по себе, но и на голосе отражается. Не приходится говорить о крайне отрицательном влиянии табака. Замечено, что и употребление пива сказывается на голосе отрицательно. Особого внимания требует 4-5-летний ребенок, когда он начинает петь. Исполнение песенок не должно выходить за пределы допустимой громкости, иначе это может вести не только к хрипоте, но и к более значительным, стойким нарушениям голоса. Нам приходится встречаться с фактами, когда родители разрешают детям, что называется, орать во весь голос. Заметим, что дети, поющие в хорах, равно как и ученики музыкальных школ, должны быть под постоянным наблюдением врачей-специалистов... Когда голос начинает «ломаться» в период мутации (в 13-14 лет у девочек, в 14-15 лет у мальчиков), даже громкое чтение вслух должно быть запрещено. Если вдруг голос исчезает, требуется сохранять полное молчание в течение 2-3 дней, разрешается говорить иногда шепотом. При перегрузке голоса могут появиться узелки на голосовых складках.Различные заболевания и травматические повреждения гортани и голосовых связок, нарушение резонаторной системы, болезни органов дыхания, заболевания сердечно-сосудистой системы, эндокринные расстройства, нарушение слуха, вредные факторы могут привести к расстройствам голоса.

Тот, кто владеет собой - свободен.

Выбор свободного человека - безграничен.

Хазрат Инайят Хан

Созревание голоса охватывает длительный период времени - от рождения и до наступления зрелости. Развитие гортани, а следовательно и состояние голосовой функции, зависит от функционирования половых желез и других желез внутренней секреции. В связи с этим как в период полового созревания, так и в климактерический период у людей происходят существенные возрастные изменения голоса. И вообще голосовая функция настолько тесно связана с соматическим и нервно-психическим состоянием человека, что об изменениях этого состояния в каждый данный момент безошибочно судить по голосу. Существует много образных выражений для характеристики голоса: "радостный", "взволнованный", "злой", "угасший", "приветливый", "робкий" и т.п. - так и представляешь себе не только внутреннее состояние человека, но в некоторой степени даже его внешний вид на основании любого из приведённых здесь слов.

Голос ребенка отличается от голоса взрослого человека по всем основным характеристикам - по силе, высоте и тембру. Это объясняется ещё не полной анатомо-физиологической зрелостью голосового аппарата ребёнка. Детская гортань примерно в 2-2,5 раза меньше по своему размеру, чем гортань взрослого, соответственно более короткими являются и голосовые связки. Грудной резонатор ещё мал по объему и слаб, вследствие чего преобладающую роль при голосообразовании играют верхние резонаторы, дающие голосу "головное", то есть высокое звучание. Недостаточно сильной является и струя выдыхаемого воздуха. Голосовые связки колеблются только своими краями. По этим причинам, наряду с высоким звучание, детский голос характеризуется небольшой силой и малым диапазоном, причем голоса мальчиков и девочек до определённого возраста не имеют больших различий.

Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов: дошкольный до 6-7 лет, домутационный от 6-7 до 13 лет, мутационный 13-15 лет и послемутационный 15-17 лет. Фонация детьми дошкольного возраста осуществляется за счет краевого натяжения голосовых складок в связи со слабостью гортанных мышц. Диапазон звучания составляет 5-6 нот.

В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани, и к 12 годам по месту расположения и морфологическому строению он соответствует рецепторному аппарату взрослого. Детский голос постепенно развивается, его диапазон расширяется до 11-12 нот.

Мутация голоса (от лат. mutatio- изменение, перемена) наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающий в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13-15 лет. У мальчиков голосовой аппарат в это время растет быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В период полового созревания мужская и женская гортани приобретают четкие отличительные особенности. Возможны колебания мутационного периода в зависимости от сроков наступления половой зрелости. У жителей юга мутация наступает раньше и протекает более остро, чем у жителей севера.

У девочек, как правило, голос меняется постепенно, теряя детские свойства. Это скорее эволюция голоса, а не мутация. Только в отдельных случаях встречается резкая перестройка в голосовом аппарате с усилением его роста и появлением заметных изменений голоса.

В мутационный период детская гортань увеличивается в размерах. У мальчиков начинает увеличиваться в саггитальном направлении щитовидный хрящ, образуя своим передним углом выпуклость на передней поверхности шеи - "адамово яблоко". Наибольшая разница между мужской и женской гортанями выражается в величине переднезаднего размера, поэтому голосовые складки у мальчиков удлиняются в полтора раза, а у девочек только на треть. У мальчиков мутация тоже может протекать медленно, тогда голосовая функция меняется постепенно. При остром течении мутации голос у мальчиков понижается на октаву, появляется охриплость, звуки басового тембра внезапно соскальзывают на фальцет. Происходит так называемая "ломка" голоса. Иногда подростки даже стесняются пользоваться своим голосом.

Продолжительность мутации от одного - нескольких месяцев до 2-3 лет. Весь период мутации делят на три стадии: начальную, основную - пиковую и конечную. Начальная стадия характеризуется только небольшой гиперемией (покраснением) голосовых складок. Основная стадия сопровождается гиперемией слизистой оболочки всей гортани, иногда появляется несмыкание задних третей голосовых складок по типу равностороннего треугольника ("мутационный треугольник"). Отмечаются как синхронные, так и асинхронные колебания голосовых складок, что свидетельствует о нарушении координации функций наружных и внутренних мышц гортани, дыхания и голосообразования. В пиковой стадии мутации голос страдает более всего.

Конечная стадия мутации закрепляет механизм голосообразования взрослого человека.

Послемутационному периоду свойственна легкая ранимость неокрепшего голосового аппарата, быстро наступающее голосовое утомление. В этот период, который продолжается несколько месяцев, расширяется диапазон и определяется индивидуальный тембр, высота, сила голоса.

Логопед должен знать строение и функцию голосового аппарата, учитывать анатомические и физиологические особенности гортани у детей разного возраста. Голосовой режим во время мутации назначается индивидуально в зависимости от остроты протекающего процесса. Полное молчание может быть рекомендовано в редких случаях только при сильном отеке слизистой оболочки гортани. В период мутации необходимо щадить голосовой аппарат подростка. Речевая нагрузка должна быть умеренной, нельзя перенапрягать, форсировать голос. Несоблюдение охранительного голосового режима, длительное напряжение при больших голосовых нагрузках может привести к стойкому нарушению функции внутренних мышц гортани.

В период мутации необходимо соблюдать охранительный режим. В первую очередь, не пользоваться искусственными приемами для ускорения процесса формирования мужского голоса. Подростку следует помочь научиться спокойно, постепенно овладевать голосом взрослого. Нельзя допускать формирования голоса при речи и пении. Продолжительность всякой голосовой нагрузки должна быть ограничена, особенно при появлении охриплости. Для облегчения периода мутации полезно проводить закаливание организма, дозировать физическую нагрузку, правильно распределять труд и отдых подростка.

Профилактические средства, применяемые при начальных формах нарушения голоса.

Хорошее действие при нарушениях, сопровождающихся жжением и сухостью в горле, оказывает такое простое средство, как полоскание горла отваром ромашки, мальвы или же липового цвета. Важно, чтобы раствор не был ни горячим, ни холодным - комнатной температуры. Можно использовать отвары и других лечебных трав, минеральные воды - шавницкую, боржоми. Лучше их смешивать с теплым молоком (в соотношении 1:1). .Певцам рекомендуют выпить сырое яйцо (лучше желток), есть морковь, апельсиновую кожицу, кукурузу, сливочное масло. Закапывание в нос рыбьего жира (по 2-3 капли) также помогает при жжении и сухости. В это время противопоказаны ингаляции горячим паром, как это иногда делают, питье довольно горячих или холодных напитков. Такие меры предупреждают дальнейшее ухудшение голоса..Часто обнаруживается, что во время разговора дети да и взрослые дышат неправильно. Поэтому необходима постановка дыхания и голоса, имеющая профилактическое значение. Правильным считается дыхание, при котором в момент вдоха грудная клетка расширяется не только вперед и назад, но и в стороны, а выдох начинается с сокращения мышц живота и лишь после этого включается в дыхание грудная клетка. При достаточно последовательной (хотя и недолгой) тренировке отработать правильное дыхание нетрудно. Что касается постановки голоса, то делается это так. Надо пошире открыть рот и горло, а затем сосредоточить свое внимание на том, где звучит голос..Больной должен знать, для чего это необходимо, и лучше, если первое упражнение будет проделано вместе с врачом, а затем уже самостоятельно. Если занимаются с ребенком, то ему надо объяснить смысл упражнений, их цель. Надо обязательно подбодрить ребенка: «Открой пошире рот. Трудно? Еще немножко. Посмотри в зеркало. Маленький язычок в глотке должен быть поднят вверх. Вот так. Хорошо. Звук, который сейчас произнесешь, должен ощущаться в передней части лица - в «маске». Голос возникнет в области гортани. Да, там, где это небольшое возвышение на шее. Верно, у кадыка. Теперь изобрази мычание. Попробуй еще раз! Чувствуешь? Уже получается...» Затем наступает этап «мычания» в так называемую маску не просто коротких звуков «м», а слогов «мо», «ма», затем и слов «мама», «море», «мопс» и других (начинающихся звуком «м»). После этого следует более сложный этап: считать вслух до 30 на одном дыхании.

Через несколько дней новое упражнение - стихотворный текст (о том, что необходимо удерживать звук в «маске», ребенку напоминайте постоянно). Заключительный этап лечения состоит в чтении любого печатного текста вслух с аналогичными требованиями. Всего требуется 5-7 занятий с интервалами в 2-3 дня.

И, конечно же, при всех видах нарушения голоса с целью профилактики уделяется внимание общему физическому развитию: прогулкам, играм, закаливанию, утренней гимнастике...


Существует много профессий, когда основным инструментом является голос. К их числу относятся и преподаватели. К сожалению, при поступлении в институт, абитуриенты не проходят обследование состояния голосового аппарата. Не учитывается, что работать преподавателем может лишь тот, кто способен выдерживать длительные нагрузки на голос. А ведь даже такие заболевания, как тонзиллит, гайморит, хронический ларинготрахеит, узелки на голосовых связках, могут привести к потере профессиональной пригодности.

Большие речевые нагрузки предъявляют повышенные требования к речевому аппарату. Необходимо знать профилактические меры для сохранения здорового голоса и искать пути восстановления в случаях его нарушений. С развитием оториноларингологии связано выделение самостоятельной науки – фониатрии , изучающей лечение и предупреждение заболеваний голосового аппарата, педагогические приёмы восстановления голоса – фонопедия – воспитание навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарата гортани при минимальной нагрузке.

Прежде, чем говорить о гигиене голоса, остановимся вкратце на строение самого голосового аппарата. Он включает в себя легкие, гортань с голосовыми связками и резонаторные полости. Координацию всех функций и элементов осуществляет центральная нервная система.

Собственно отдел голосообразования – гортань с голосовыми связками. Полость гортани на фронтальном разрезе напоминает форму песочных часов, наиболее узкая часть соответствует месту нахождения голосовых связок, имеющих белый, перламутровый оттенок. Они вместе с частью черпаловидных хрящей образуют голосовую щель, при вдохе имеющую треугольную форму. У мужчин длина голосовых складок - 18-20 мм, у женщин – 16-18 мм, у детей ещё короче.

Глотка делится на 3 отдела: верхний (носоглотка), средний (ротоглотка) и нижний (гортаноглотка). Носоглотка обладает более широким диапазоном резонирования и является как бы звуковым фильтром, где усиливаются и окончательно формируются тембровые особенности голоса. При наличии в носоглотке опухоли или аденоидов резко нарушается дыхание и изменяется тембр голоса, теряется его яркость и лёгкость звучания, появляется закрытая гнусавость. Если во время фонации нос не отделён от носоглотки нёбной занавеской, то появляется носовой оттенок – открытая гнусавость. Носовая полость имеет ряд придаточных пазух. Все они парные. Это верхнечелюстная (гайморова), лобная, основная и клетки решётчатого лабиринта.

Ротоглотка спереди посредством зева сообщается с ротовой полостью. Сверху зев ограничен мягким нёбом с язычком, снизу – корнем языка, а с боков – нёбными дужками. Доказано, что мягкое нёбо имеет функциональную рефлекторную связь с гортанью и играет большую роль в оформлении звука. Подъём мягкого нёба, напряжение дужек и опускание корня языка обуславливают широкое открытие глотки, что улучшает мощность звука.

Гортаноглотка находится на уровне 4-6 шейных позвонков. Сверху она ограничивается верхним краем надгортанника и корнем языка, по бокам – грушевидными ямками, которые переходят в начальный отдел пищевода.

Голосовая, или фонаторная, функция присуща не только человеку, но и животным, которые дышат лёгкими. У человека она имеет особое значение, так как связана с речевой функцией. Голос образуется в результате того, что воздух, выталкиваемый под давлением из лёгких и бронхов, на своём пути встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряжённых голосовых складок. Пробивающаяся воздушная струя вызывает их вибрацию, в результате чего и получается звук, который нельзя считать полноценным, так как очень слаб и примитивен. Индивидуальную силу и тембр голос приобретает в надставной трубке, в которую входят гортанные желудочки, глотка, полости рта, носа и придаточных пазух, составляющие верхний резонатор. Нижним резонатором являются лёгкие и бронхи.

Возникающий в гортани звук характеризуется следующими признаками: (1) высотой голоса, (2) громкостью голоса, (3) тембром, (4) диапазоном.

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок и регулируются их напряжением. Она является важнейшим средством передачи смысловой и эмоциональной информации при речевом общении людей. Громкость голоса, или его сила, регулируется произвольно и зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок. Громкая разговорная речь (средней силы) – 60-70дб, громкая речь – 90 дб, шепотная – 20-25 дб, болевой порог - 120-130 дб. Тембр, или окраска звука, является существенной характеристикой качества голоса. Тембр зависит от формы колебаний голосовых складок, числа и выраженности обертонов в определённом звуке, которые и придают голосу индивидуальную окраску. Тембр голоса может иметь возрастные особенности и зависит от того, что к основному тону примешиваются различные обертоны. Кроме того, тембр может изменяться от состояния надставной трубки. Количество тонов, которое даёт голос, называется диапазоном. С возрастом диапазон постепенно увеличивается. Певческий голос взрослого в среднем даёт 2 октавы звуков. Таким образом, в гортани образуется основной звук, речь же формируется в надставной трубке. Оформление звуков в слова, связано с функцией полости рта и глотки, принимающих участие в работе артикуляционного аппарата.

Важнейшим условием речи является правильное речевое дыхание. Оно отличается от обычного дыхания физиологического тем, что является:

  1. управляемым процессом;
  2. вдох делается ртом (быстрый и бесшумный), а выдох длительный и плавный.

Правильным считается диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох осуществляются за счет изменения грудной клетки. Поток воздуха при выдохе попадает из легких в гортань, создает колебания голосовых связок, а артикуляторные мышцы ротовой полости превращают их в звуки речи.

Согласно последним исследованиям самым уязвимым органом речи аппарата является гортань.

Гортань выполняет 3 основные функции: дыхательную, защитную и голосообразовательную. Мышцы гортани, сокращаясь в разных направлениях, обеспечивают движение голосовых складок при дыхании и в процессе голосообразования. Гортань не только является проводником воздуха в бронхи и лёгкие, но и принимает активное участие в дыхательной функции. Для проведения воздуха необходимо зияние голосовой щели. При спокойном дыхании последняя имеет вид равнобедренного треугольника, при этом вдох сопровождается некоторым расхождением голосовых складок, а выдох – их сближением. Регуляция вдоха и выдоха происходит рефлекторно.


Гортань с голосовыми складками при вдохе и при выдохе

Защитная функция гортани складывается из 2 моментов.

  1. Проходящий через гортань воздух несколько согревается, увлажняется и в известной мере нейтрализуется, например, при вдыхании вредных газообразных паров. Кроме того, вдыхаемый воздух очищается от мелких частиц, которые оседают на увлажненной слизистой оболочке.
  2. Гортань играет роль в защите нижних дыхательных путей от случайного попадания в них инородных тел и частиц пищи.

Состояние ее мышц и эластичной ткани различно в разные периоды жизни. Своего максимального развития она достигает к 20 – 40 годам, а с 60 наблюдается атрофия, т.к. около 55 лет в хрящах гортани появляются островки окостенения. Поэтому нагрузка после 50 должна быть строго дозирована. Большую роль в голосообразовании играют гормональные факторы. Под влиянием половых желез происходит увеличение гортани и удлинение голосовых связок (14-16; 24-26 – муж.; 16-18; 24-26 – жен.). Более того, у женщин половые железы оказывают влияние в течение всей жизни (менстр., беременность, климактерический период). Оказывает влияние и нарушение функции щитовидной железы, а так же болезни Н.С. (неврозы). Поэтому голос необходимо беречь.

Что же оказывает вредное воздействие на наш голос:

  1. Простудные заболевания.
  2. Неправильное распределение речевой нагрузки.
  3. Работа во время болезни.
  4. Длительные перерывы в профессиональной деятельности (детренируются мышцы).
  5. Физическое переутомление.
  6. Переохлаждение или перегрев.
  7. Употребление холодной и горячей пищи.
  8. Табак и алкоголь. Особенно напитки со значительным содержанием спирта, менее вредно не холодное пиво и сухие вина.
  9. Газированная вода.
  10. Острые приправы.
  11. Диеты и голодания.
  12. Летучие стиральные порошки и др. сильнопахнущие вещества.
  13. Сухой воздух помещения.

Наиболее распространённые нарушения голоса связаны с функциональными заболеваниями голосового аппарата, то есть когда не наблюдают анатомических его изменений или грубых нарушений двигательной функции. Фонастения – нарушение голоса, слабость голосовой функции, которая не всегда сопровождается видимыми объективными изменениями в гортани. Чаще наблюдается у лиц голосовых и речевых профессий, развивается в процессе их трудовой деятельности вследствие постоянного голосового напряжения и плохой постановки голоса. Иногда фонастения возникает от общего переутомления и ослабления организма, также может развиться после психических травм, различных эмоциональных перегрузок как результат основных нервных процессов. Она характеризуется: 1) слабой силой голоса (утомляемостью), 2) затруднённостью нести голосовую нагрузку длительно (появляется охриплость, болевые ощущения в горле, иногда в наружных мышцах гортани), 3) неравномерностью звучания гласных, 4) небольшой глубиной динамического диапазона голоса (разницей между форте и пиано). При нормальном голосообразовании эта разница средняя от 15 до 30 дб. При фонастении в лучшем случае 10 дб, в худшем случае 2-5 дб.

В начальных стадиях заболевания при непрямой (с помощью зеркала) ларингоскопии не обнаруживается патологических изменений, но стробоскопия выявляет асинхронность колебаний голосовых складок с нарушением амплитуды и частоты. В дальнейшем при затяжной хронической форме появляется нарушение в ритме движений голосовых складок – замедленное смыкание или более раннее ещё до звукопроведения. Своевременное не выявление фонастении может стать причиной хронического ларингита.

Для восстановления нормальной функции голосового аппарата следует выявить причину возникновения фонастении. Так если она развилась в результате постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить голосовую нагрузку, избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять на нервную систему. Перед постановкой голоса необходимо выработать правильное диафрагмальное дыхание. Уделяется постоянное внимание удлинению фонационного выдоха, нахождению дыхательной опоры. Функциональные тренировки сводятся к постановке голоса, нахождению удобной его подачи с минимальной нагрузкой голосового аппарата. Выделяют 3 атаки голоса. При нормальной мягкой подаче момент речевого выдоха и момент смыкания голосовых складок совпадают. При твёрдой атаке голосовые складки смыкаются раньше, чем происходит речевой выдох (грубо разрываются). Преддыхательная атака: выдох речевой раньше, а связки смыкаются после выдоха. Перерасход выдыхаемого воздуха – утомление. Чтобы правильно подобрать индивидуальную позицию фонации предлагается длительно произносить звук «М» (большую роль играет в тактильно-вибрационных ощущениях, способствует «обратной афферентации»). Произносим звук при спокойном положении гортани, направляя его в «маску». «М» - звук большого импеданса (противодавления, сопротивления). В этой позиции увеличен объём ротового резонатора, а звук, ударяясь о твёрдое нёбо, вызывает резонацию вышележащих полостей. Импеданс и резонаторные явления активизируют работу голосового аппарата. По мере тренировок длительность фонации увеличивается и голос становится более ясным, громким.

Другую группу функциональных заболеваний голосового аппарата составляют гиперкинетические и гипокинетические дисфонии – нарушения голоса, обусловленные парезами внутренних мышц гортани (миопатические парезы). Возникают они на почве перенесённых инфекций – гриппа, ОРЗ, реже после длительного перенапряжения голоса. При гипер и гипокинетической дисфониях страдают мышцы, смыкающие голосовые складки, поэтому нарушается только голосовая функция, дыхание остаётся нормальным. Однако выпадение функции одних мышц влечёт за собой нарушение действия их антагонистов (мышц – сжимателей). В связи с этим у людей появляется боль в наружных мышцах гортани, происходит дискоординация голосового акта и резко укорачивается речевой выдох. Дефекты голоса при миопатических парезах могут быть выражены различно – от лёгкой осиплости до резкой охриплости и даже афонии. Отмечается большая утомляемость голоса, напряжение и боль в мышцах лица, шеи, затылка, а иногда и грудной клетки. Ларингостробоскопическая картина характеризуется значительным несмыканием голосовых складок, синхронной её подвижностью, но быстрой истощаемостью при фонации. У лиц речевых профессий длительное нарушение голоса создаёт психотравмирующую ситуацию, которая при наличии предрасположенности и астенизирующих факторов приводит к развитию невротического состояния. Дисфония сочетается с быстрой не только голосовой, но и общей утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью в себе, тревогой бессонницей, понижением настроения. В восстановлении голоса при гипер- и гипокинетических дисфониях, помимо дыхательной гимнастики, в кабинете лечебной физкультуры следует уделять внимание дыхательным упражнениям.

КОМПЛЕКС.

И.п. – сидя на стуле прямо или стоя:

  1. вдох и выдох через нос;
  2. вдох через нос, выдох через рот;
  3. вдох через рот, выдох через нос;
  4. вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно);
  5. вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);
  6. вдох через нос, удлинённый выдох через нос с усилением в конце;
  7. вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;
  8. вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).

Упражнения выполняются следующим образом. Исходное положение – сидя на стуле.

  1. Вдох через нос, выдох через нос, имитируя стон.
  2. Вдох через нос, выдох через рот со звуком А.
  3. Вдох через рот, выдох через нос, имитируя стон.
  4. Вдох через нос, удлинённый выдох через нос, имитируя стон с усилением в конце.
  5. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с произнесением двугубного слегка оглушённого звука В.
  6. Вдох через нос, выдох через нос толчками, имитируя стон.

Параллельно с этими упражнениями можно проводить массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц. Поглаживаем переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая подбородок.

Особое место занимает функциональная афония . Это заболевание не связано с голосовой нагрузкой. В основе его лежат истерические расстройства. Голос пропадает внезапно при сохранной шёпотной речи, звучном кашле и смехе. Характерна изменчивость ларингоскопической картины. Чаще всего наблюдается несмыкание голосовых складок, иногда голосовые складки мгновенно смыкаются и тут же возвращаются в и.п. Отсутствие голоса сопровождается жалобами на ощущения «скрежета», «налипания плёнок», «кома» в гортани. Лечение проводится после или параллельно с психиатром. При истерии порекомендуем пить сок и настой из травы огуречника («радость сердца»); сок или отвар из плодов боярышника. Можно пить настой из травы зверобоя: 1 ст. л. зверобоя залить 1 стаканом кипятка, настаивать в плотно закрытой посуде на кипящей водяной бане 15 мин., охладить при комнатной температуре в течение 45 мин., процедить, принимать по 1/3 стакана 3 р. в день до еды.

Нам с вами нельзя быстро ходить в холодные дни после работы, разговаривать на улице зимой. Вообще нельзя выходить после уроков сразу на улицу. Необходимо побыть в помещении 15 минут. После еды сразу начинать голосовую активность.

Обратим внимание на то, что 50% рабочего времени мы тратим на активную работу голосового аппарата и 30% на пассивную. Таким образом на отдых голоса приходится 20% рабочего времени. Мы стремимся нагрузку выполнить в течение 4-х дней, но более целесообразно делать после 2-х дней перерыв на сутки. Школьный класс является источником фонового рабочего шума, который мы вынуждены перекрыть своим голосом. Утомление в течение рабочего дня наступает через 4 часа (с перерывами по 15 минут) и исчезает через 1 час полного голосового покоя. Это касается лишь педагогов, которые работают более 10 лет. Далее утомляемость наступает через 2-3 часа, и отдых длится до 2–х часов. Утомление со временем накапливается.

Как мы можем себе помочь?

  • В первую очередь – занятия спортом (устойчивость к внешним раздражителям).
  • Режим дня: сон 8 часов.
  • Закаливание. Обтирание.
  • Хвойные ванны и ванны с морской солью, профилактика ингаляций с травами, йодо-содовые полоскания горла, полоскания травами.
  • Закапывать по 5-6 капель настоя ромашки в каждую ноздрю; в рот и нос закапывать по 5- 6 капель персикового, абрикосового, оливкового масла.
  • Перед выступлением выпить стакан теплого чая или «Боржоми».
  • Полоскание (носа и рта) холодной водой с понижением температуры до 12 градусов (от 20).

Как мы видим, профилактика заболеваний голосообразующих органов обширна. Это и постепенное закаливание свежим воздухом, солнцем, водой, и физическими упражнениями. Немаловажным фактором в профилактике голосовых расстройств является температура воздуха, его чистота и степень влажности. Лица голосовых профессий (лекторы, дикторы, педагоги, певцы) часто работают не вполне здоровыми, что в дальнейшем сказывается на голосовом аппарате – возникают болезненные ощущения (щекотание в горле, сухость), повышается утомляемость, что приводит к срыву голоса. При этом

следует обращаться к врачу оториноларингологу. Кроме курса лечения медикоментозного или физиотерапевтического необходимо обучение навыку правильного голосоведения. Лица голосовых профессий в большинстве нуждаются в постановке речевого голоса, что является профилактической мерой большинства профессиональных нарушений голоса. При нервном переутомлении даже самая обычная голосовая нагрузка становится порой тяжёлой. Чаще всего координация дыхания и функция голосообразования зависят от общего состояния организма, внешних условий. Режим питания имеет прямое отношение к звучности голоса. Разрешая конфликты на повышенных тонах, часто прибегаем к крику, голосом «утверждая» свой авторитет, не щадим себя и забываем, что при крике голосовые связки сильно и резко напрягаются. Постоянное напряжение связок приводит к утрате глубокой, «проникающей» интонации, чарующей собеседника. Необходимо давать связкам отдых: вернувшись с работы, лучше помолчать не менее получаса, постаравшись исключить и телефонные звонки. Зимой, попадая с улицы в помещение и, наоборот, выходя из теплого помещения на улицу, дайте вашему голосу адаптироваться, не начинайте громкого и резкого разговора.

  • Научиться владеть своим телом (жизнь в теле). Тело – «инструмент» голоса. Научиться активно и действенно общаться, свободно выражать свои мысли через голос.
  • Нужна хорошая осанка (дает уверенность, открытость). Правильное положение позвоночника: копчик направлен вниз, плечи расправлены, отсутствие мышечных зажимов – все это влияет на дыхание, которое как бы питает голос.
  • Научиться правильно дышать. При полноценном дыхании работают и диафрагма, и брюшные мышцы, и межреберные. Не затаивать дыхание, понадобится навык дыхания ртом.
  • Избавляйтесь от «мусорных движений тела». Человек часто подкрепляет свою речь жестами. Пространство тела – потенциал для голоса. Звук создается всем телом, тогда он выразителен. В разговоре не торопитесь «подкреплять» свой голос излишней мимикой и жестикуляцией: этим вы обкрадываете его. Педагог должен работать над техникой речи, над своим голосом всю жизнь.

Особое внимание следует уделить воспалительным заболеваниям верхних дыхательных путей (ренитам, гайморитам, франтитам, фарингитам). Чтобы они не осложнились голосовыми нарушениями необходимо использовать масляные растворы, увлажняющие слизистую оболочку. Запрокидываем назад голову и закапываем в нос подсолнечное или оливковое масло (можно чайную ложку масла вылить на корень языка). Через носовые ходы масло стекает по ходу стенки. При этом произносим звук «И». При сухости задней стенки глотки можно использовать отвары из трав: ромашки, шалфея, зверобоя. При простуде рекомендуется полоскание эвкалиптом. Параллельно принимаются витамины А, А1(ретинол, бета – каротин). Эти витамины поддерживают функциональную деятельность органов зрения, влияют на формирование костей, здорового состояния кожи, зубов, волос, слизистой оболочки рта, носоглотки, матки, кишечника, мочевыводящих путей, на повышение иммунитета. Источниками этих витаминов являются овощи и плоды оранжевого и жёлтого цвета, а также печень, рыбий жир, яйца, масло, сыр, шпинат, салат.

Некоторые рекомендации при воспалении слизистой оболочки гайморовой пазухи – гайморите . Симптомы:одностороннее закладывание носа, слизистые или гнойные выделения, снижение или потеря обоняния. Ощущение распирания в области щеки или лба. Боль при надавливании в области верхнечелюстной или лобной пазухи. Иногда беспокоят зубные боли, повышена температура.

Кроме медикаментозного лечения используем домашние средства: тепло на область щеки или лба, постельный режим, дышать над паром картофеля (отварить картофель в мундире, слить воду, укутаться; заварить в 0,5 л кипятка 2 столовые ложки травы иван–чая, довести до кипения, настоять 30 мин. и принимать до еды; при болях в носу, ушах и голове можно закапывать в нос сок редьки, промывать пазухи носа 5 % настоем цветков календулы.

Фарингит , или воспаление гортани, может быть вызван вирусными или бактериальными микроорганизмами. Симптомы: боль и опухлость гортани, жар, озноб, головная боль, кашель.

Рекомендации: обильное питье и отдых. Хорошо использовать для смазывания задней стенки глотки и миндалин при хроническом фарингите настой прополиса (1 ч 10 % - го спиртового экстракта прополиса смешать с 2 ч глицерина или персикого масла). Его можно закапывать в нос при хроническом насморке.

  • Отваром листа ежевики полоскать рот и горло при воспалении слизистой оболочки ротовой полости, ангине, фарингите, кровоточимости десен.

Ларингит возникает чаще всего при ОРВИ, гриппе и других инфекционных заболеваниях, а также при перенапряжении голоса.

Сок моркови смешать с медом 1: 1. Принимать по 1 столовой ложке 4 – 5 раз в день.

Взять 3 чайные ложки измельченной луковой шелухи, залить 0,5 л воды, дать вскипеть и настоять в течение 4 часов, после чего процедить и использовать для полоскания горла.

Хорошие результаты дает полоскание горла свежим картофельным соком, проводимое регулярно по 3 – 4 раза в день в течение 3 – 4 недель.

Делать ингаляции эфирными маслами мяты, чабреца, эвкалипта.

Ларингит – воспаление слизистой оболочки гортани. Особое место занимают профессиональные ларингиты, связанные с повышенной голосовой нагрузкой, перенапряжением и утомлением голосового аппарата. При хронических ларингитах слизистая оболочка гортани серо-красного цвета, местами утолщена, особенно по краям голосовых складок.

Иногда на голосовых складках образуются отёчные утолщения слизистой оболочки, расположенные друг против друга – узелки певцов. При хронических воспалительных процессах гортани могут наступать изменения тонуса её внутренних мышц. Поражение нервно-мышечного аппарата начинается с повышения мышечного тонуса как компенсации развивающейся слабости мышц. В этой стадии заболевания голос практически не страдает, и за фонопедической помощью люди обычно не обращаются.

Люди, страдающие различными формами хронического ларингита, подлежат диспансерному наблюдению оториноларинголога. Помимо медикоментозного, физиотерапевтического лечения в задачу диспансерного наблюдения входит выявление голосовой недостаточности и своевременное направление к логопеду. Правильная постановка голоса снимает напряжение с голосового аппарата, улучшает лимфо и кровообращение в воспалённых тканях, организует фонационное дыхание. При изменениях нервно-мышечного аппарата гортани постановка голоса приспосабливает его к голосовой нагрузке. В начальных стадиях заболевания без изменения голоса логопедическая помощь является профилактической мерой, предупреждающей нарушение тонуса голосовых складок. Меры: психотерапия, охранительный голосовой режим (без шёпота). Логопедическая работа: коррекция дыхания, выработка дыхательной опоры, сознательного замедления выдоха.

Полнота звучания голоса зависит от явления опоры. Начинается это с выполнения диафрагмального дыхания лёжа с озвученным выдохом. Положить одну руку на грудь, другую на живот для контроля за движением мышц грудной клетки. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка должна быть максимально неподвижна. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков «С», «Ш» для лиц, имеющих грубое нарушение голоса. Передняя стенка живота постепенно втягивается. При постановке голоса без выраженной дисфонии рекомендуется произносить на выдохе звонкий двугубный В. После того как усвоится это упражнение в положении лёжа, его следует выполнять сидя и стоя. Такие тренировки проводятся в дальнейшем самостоятельно не менее 2 раз в день, утром и вечером, продолжительностью 1-2 мин.

Для снятия неприятных ощущений при хронических ларингитах нужно проводить лёгкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани. Поглаживать переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая при начале массирования подбородок. Начинать надо с области корня языка: большим и указательным пальцами круговыми движениями спускаясь вниз. Продолжительность массажа 2-3 мин, проводить следует 3-4 раза в день. При длительном хроническом процессе покашливание приобретает стойкий упорный характер. Для борьбы с ним можно предложить беззвучное произнесение звука «Ы». Звук имитируется при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами. При этом в глотке ощущается небольшое напряжение. Повторить приём нужно 3 раза подряд. В течение дня к нему можно прибегать по потребности до 10-12 раз. 7 – 10 дней продолжаются массаж и занятия лечебной физкультурой, направленные на установления дыхательной опоры.

Эффективность восстановления находится в прямой зависимости от времени начала занятий с момента заболевания. К восстановительным занятиям необходимо приступать в ранние сроки в комплексе с другими видами лечения. Своевременно начатые функциональные тренировки при соблюдении этапов занятий и строгой дозировке нагрузок активнее мобилизуют компенсаторные возможности гортани, предупреждают образование патологического рефлекса голосоведения и развитие невротических реакций.

В Москве есть фониатрические кабинеты: Московский институт уха, горла, носа им. Боткина, городской фониатрический центр на Симферопольском проспекте, на Таганке (больница 23, ул. Интернациональная).

Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред.

Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голос, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.

Выделяют первичную, вторичную, третичную профилактику нарушений голоса.

Первичная профилактика проводится с раннего возраста и ее проводят как педагоги, так и родители. Она необходима для представителей голосоречевых профессий. Помимо соблюдения голосового режима необходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражается слизистая оболочка глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдения показывают, что отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые простуды», при которых люди продолжают работать, напрягая голос. Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать постановку речевого голоса, в ней нуждаются все лица, которым по роду деятельности приходится много говорить.

Вторичная профилактика – недопущение рецидивов голосовых нарушений или смягчение проявлений нарушений голоса в случае рецидива.

Третичная профилактика (по Волковой вторичная) состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения. Социальная и трудовая адаптация лиц с выраженными нарушениями голоса (афония).

Тактичная рациональная психотерапия, раннее начало коррекционно-логопедической работы, первое, даже небольшое улучшение голосовой функции снимают или заметно ослабляют невротические проявления.

Профилактические мероприятия проводятся и после завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса.

Все закончившие курс восстановления получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы голосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов.

Особое внимание необходимо уделять гигиене голоса в период мутации. Помещение, в котором длительное время находятся люди, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: хорошо проветриваться, подвергаться влажной уборке. Помещение должно обладать определенными акустическими возможностями.

Еще по теме 28. Профилактика нарушений голоса:

  1. Рахит. Диагностические критерии. Дифференциальный диагноз. Лечение Реабилитация. Антенатальная и постнатальная профилактика
  2. Дифтерия гортани и другие редкие формы. Клиническая характеристика. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Бактерионосительство, борьба с ним. Мероприятия в очаге инфекции. Профилактика дифтерии.
  3. Грипп. Клиническая классификация. Показатели тяжести. Осложнения. Дифференциальная диагностика. Лечение синдромов, угрожающих жизни на догоспитальном этапе и в стационаре. Профилактика.
  4. Употребление препаратов конопли, клиника острой и хронической гашишной интоксикации, клиника абстинентного синдрома. Лечение и профилактика.

При центральных параличах и поражениях ствола возвратного нерва проводят лечение, направленное на устранение основной причины, вызвавшей паралич. При параличах и парезах отдельных гортанных мышц проводят, кроме того, электролечебные и тепловые процедуры (например, фарадизацию, гальванизацию, диатермию), массаж, щадящий голосовой режим, голосовые упражнения, направленные на постепенный переход от шепотной речи к звучной. При двустороннем параличе мышц, расширяющих гортань, может понадобиться срочное хирургическое вмешательство (трахеотомия).

3.5. Профилактика нарушений голоса и речи у детей

Произнесение звуков речи представляет собой сложный физиологический акт, для осуществления которого требуются нормальное строение и координированная функция центрального речевого аппарата и периферических органов голосообразования и артикуляции. Естественно, что всякие дефекты развития, заболевания и повреждения любой части речевого аппарата могут быть причиной нарушения голосои речеобразования. Недостатки голоса и произносительной стороны речи могут возникать, например, при хронических заболеваниях гортани, при узелках, фибромах и папилломах голосовых связок, при расщелинах верхней губы и неба, при неправильности строения челюстей и зубов, при дефектах языка, при нарушениях носового дыхания, при нервно-мышечных нарушениях в полости рта, в глотке и гортани и при других дефектах периферического речевого аппарата. А также и при мозговых поражениях, которые могут возникать, например, вследствие кровоизлияния в мозг (у детей обычно в результате родовой травмы или ушибов при падении), инфекционных заболеваний, опухолей.

Для предупреждения хронических болезней голосового аппарата очень важно предохранять детей от частого насморка, ангины, острого ларингита и других простудных заболеваний. Здесь большую роль играет закаливание детского организма. Не следует приучать детей к излишнему теплу, не надо их закутывать, так как при этом организм теряет способность приспосабливаться к изменениям внешней температуры, становится чувствительным даже к небольшим ее колебаниям, и ребенок легко простуживается при малейшем охлаждении или сквозняке. Разумеется, при закаливании необходимо проявлять осторожность: приучать тело к охлаждению следует постепенно, процедуры по закаливанию надо начинать летом, приучая детей ходить босиком, купаться в прохладной воде. При любом заболевании закаливание надо прекращать и начинать его снова лишь после полного выздоровления.

В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи. Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии.

Второй задачей является ликвидация патологического голосоведения.

Для реализации этих задач требуется:

1) активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;

2) предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата;

3) положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;

5) восстановление координации дыхания и фонации. В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приемы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы:

· Рациональная психотерапия;

· Коррекция физиологического и фонационного дыхания;

· Автоматизация восстановленной фонации.

Перед началом занятий для установления контакта, взаимопонимания выясняется, что является определяющим в настроении и поведении обучающегося, как он относится к своему дефекту. При первой беседе объясняется сущность нарушения, в доступной форме раскрывается механизм голосообразования, намечаются пути восстановительной работы.

Для предупреждения голосовых расстройств очень важна охрана голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат ещё слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса является закаливание организма,овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.

Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражается слизистая оболочка глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдение показывают, что отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые простуды», при которых люди продолжают работать, напрягая голос. Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать постановку речевого голоса, в ней нуждаются все лица, которым по роду деятельности приходиться много говорить.


Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения. Тактичная рациональная психотерапия, раннее начало коррекционно-логопедической работы, первое, даже небольшое улучшение голосовой функции снимают или заметно ослабляют невротические проявления.

Профилактические мероприятия проводятся и после завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса.

Все, окончившие курс восстановления, получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярн6ое диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы голосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М.: Просвещении, 1973.

2. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. М.: Медицина, 1981.

3. Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. Л., 1970. – 320 с.

4. Крапухин А. В. Восстановление звучной речи у лиц с удалённой гортанью // Актуальные проблемы логопедии. М., 1980.

5. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с.

6. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. Варшава, 1965.

7. Основы логопедической работы с детьми/ Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с

8. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.

9. Таптапова С. Л. Коррекцоинно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М., 1984.

ТЕСТ

1. Афония – это:

2. Дисфония – это:

3. Фонастения – это:

4. Ринофония – это:

А. нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь – голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата.

Б. нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики, голоса) в результате органического поражения ЦНС;

5. Фонастения относится:

Ответы: 1-А, 2-В, 3-Б, 4-В, 5-Б.