Потому что добро побеждает зло. Почему добро всегда побеждает зло

1. Грех есть зло.
«Не противься злому» (Мф. 5:39). Люди, читающие Евангелие, знают, что эта фраза принадлежит Христу. Он ее произнес, когда говорил одну из самых радикальных Своих проповедей. В ней Он учил подставлять левую щеку обидчику и благословлять проклинающего, а также требующему рубаху отдать и верхнюю одежду. Когда Христос учил, как вести себя в конфликтной ситуации, в самом разгаре ссоры, именно тогда Он сказал: «Не противься злому».

Зло — это довольно древнее философское явление и прежде всего, ассоциируется с грехом. Я думаю, что Никто Иной, как Бог, имеет силу, способность и желание уничтожить всякое зло. Но путь искоренения зла в Его Божьем представлении весьма удивляет. Имея такие возможности и способности, мы бы сразу уничтожили всякое насилие и зло. Именно поэтому в минуты несчастий или всеобщих трагедий в адрес Бога слышны обвинения и даже проклятия, или, еще хуже, аргументы в пользу неверия в Его существование. Но стратегия Бога — разрушить или изъять зло — весьма непредсказуема. Вероятно, это один из самых частых вопросов, которые задавали мне люди: «Почему же Бог не уничтожит зло?» Более того, Сам Христос говорит, не противься злу, которое направлено на тебя.

Отвечая на поставленный вопрос, стоит начать с того, что человек свободно выбирает зло. Я не говорю о последствиях, к которым нас всех приводит зло, я сейчас говорю о выборе. Адам и Ева первые из любопытства хотели узнать, что такое зло. Библия повествует, что в Раю было дерево познания не только добра, но и зла. Сегодня мы видим скорее не само зло, но последствия того, к чему оно привело человечество. Само зло крылось даже не в плоде, который сорвал и вкусил наш прародитель Адам. Зло кроется в непослушании Богу. Не играет никакой роли, какой именно был этот плод. Бог мог избрать и указать на любое дерево в саду или кустарник, или ягоды, либо даже водоем, сказав что это вода познания добра и зла. Это не столь важно, какой был путь познания зла. Само зло крылось и кроется в том, чтобы нарушить заповедь. Корень зла, сам образ зла — в открытом бунте, в противлении Богу.

Бог не может изъять у человека возможность выбрать зло. Простите, но Бог не любит играться с куклами. Я спросил у одной молодой девушки, которая всячески утверждала, что она бы предпочла совершенно не познавать зла, а только добро. Я же утверждал, что Бог не может этого сделать. Она очень сопротивлялась, и тогда я спросил: «Сколько тебе лет?» «Восемнадцать», — последовал ответ. «Скажи, ты играешь с куклами?» Она немного смутилась: «Нет, конечно». «Почему? — спрашиваю я, — ведь это так просто, они абсолютно послушны, как ты их посадишь, как ты их положишь, так они и будут лежать. У тебя не будет никакой головной боли с куклами». «Но с ними неинтересно», — возразила она. Вот и Богу тоже неинтересно иметь дело с праведниками, которые не имеют возможности выбрать зло. Богу приятно иметь дело с личностью, которая знает, что такое зло, и может его выбрать, но сознательно и благородно избирает добро и праведность.

Почему же Христос так учил — «не противься злому?» Конечно, Бог может искоренить зло насильственным способом, установить свое правосудие и наказать зло в человеке, но это не есть победа над злом. Справедливость — это только половина победы. Поймите, когда зло наказуемо во мне, то страдаю я, совершивший преступление, а дьявол, посеявший это зло в моем сердце, просто смеется над тем, сколько горя я принес людям и сколько горя причинили мне люди в ответ. Я оказываюсь заложником зла и греха, похоти, рабом дьявола и, с другой стороны, я наказуем Богом. Таким образом, зло само не уничтожаемо, я только страдаю как человек. Что ненавижу — то делаю, а что хочу делать — не делаю. То есть, я — раб греха и Бог меня справедливо наказывает, но является ли это победой над злом? Нет, это победа всего лишь над преступником, но не над преступлением.

Если вы родители, представьте себе, что вы пытаетесь что-то доказать своему ребенку, а он вас не понимает. Вы знаете, что вы правы, и опыт вашей жизни неоднократно доказал, что вы правы, и это бесспорно. Вы изо всех сил пытаетесь ему это доказать, но он спорит с вами и приводит вам свои доказательства, хотя ваши факты и ваши аргументы более убедительны. В итоге, вы победили, вы доказали ему, что вы правы. Вы торжествуете, потому что победили в диспуте, ваша справедливость и опыт взяли верх. Но если ваши сын или дочь, не принимают этого и не согласны с вашими доводами, будет ли это победой? Это — не вся победа, согласитесь. Полной победу можно признать только тогда, когда ваш ребенок согласится, что он не прав и поступает или мыслит неверно. Вот это и есть победа — осудить зло в человеке, нет, не человека осудить за содеянное зло, а осудить зло в человеке. Каким уж методом, каким образом это доходит до злого человека или грешника, это уже другой вопрос. Мы будем об этом говорить немного позже.

Но сам пик, торжество, триумф победы над злом заключается не в справедливости, не только в том, чтобы осудить чей-то поступок и доказать чью-то неправоту. Вся победа заключается в том, что человек освобождается от зла.

2. Преимущество милости.
Почему тюрьма не может перевоспитать преступника? Ведь тюрьма — это отражение справедливости. Человек наказан за совершенное им зло. Почему же тюрьма не перевоспитывает человека? Да, тюрьма — это победа справедливости, я согласен. Но является ли это победой над злом? Я думаю, что это победа старого завета, когда закон призывал, чтобы «рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его» (Втор. 17:7). И в Библии часто повторялась фраза: «Истреби зло из среды» Израиля. И как же истребляли это зло, скажите мне? Истреблялся человек, совершивший это зло. Но истреблялось ли зло?

Поэтому Божий подход и Божий метод освободить человечество от зла не в справедливости. Если бы Бог только по справедливости осуждал зло, которое мы делаем, Он бы действительно был Богом только Ветхого Завета. То есть, уничтожающим меня вместе с тем злом, которое я делаю. Но вот пришел Христос, и Библия говорит, что «Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Бог понимает лучше, чем мы, что наказание не освобождает от зла. От зла как раз освобождает милость. Поэтому Христос и учил, что когда ты отвечаешь злом на зло, ты поступаешь справедливо, потому что он сделал тебе зло. И древним было сказано: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» (Лев. 24:19) — это абсолютное равенство и справедливость. «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:38).

В чем суть этого учения? Когда мне делают зло, я не противлюсь ему. Вот здесь и кроется вся тайна и развязка того, о чем мы говорим, — зло можно победить только добром. Христос пришел «проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 61:1). То есть, Он пришел Своим путем освободить узников от зла. Каким путем? Путем милости и добра. Если я делаю зло в ответ на зло, я не смогу победить зла. Зло, которое делает мне кто-то, находит место во мне. Оно отображается во мне и проявляется через меня в ответной реакции. Таким образом, зло не уменьшается, а растет, благодаря семени зла, которое мы засеваем, когда мстим. Но чтобы остановить процесс зла, в чем и состоит учение Иисуса Христа, и не только учение, но и Его личный пример, нужно не отвечать злом на зло. Он узников, виновных людей, за свои грехи и преступления попавших в узы темницы и в рабство греха, приходит освободить. Нет, не наказать! Он Спаситель: «Он спасет людей Своих от грехов их», а не уничтожит за совершенные грехи.

Мы говорим не о справедливости над злом, мы говорим о спасении от зла. Если же говорить о справедливости, то вы совершенно правы, что нужно дать сдачу человеку, который сделал вам зло, вы совершенно правы, что нужно пойти и подать на него в суд. Но учтите, таким образом вы зла не уничтожите, вы только его удвоите. Нет победителей в ссоре. Каждый прав по-своему, и ссора не имеет границ и конца. Она доводит до полнейшего безумия, она озлобляет людей, а зло злом никогда не остановишь. Даже если вы выиграете суд и будет доказана ваша правота, даже если у вас больше аргументов, и вы раздавите вашего соперника, он все равно уйдет с ожесточенным сердцем. По справедливости вы победили, но зла вы не уничтожили. Зло как раз уничтожается тогда, когда вы в ответ на зло, делаете добро. Тогда вы собираете горячие уголья на его голову. Тогда вы заставляете его совесть мучить его, тогда вы останавливаете процесс зла. Зло не может существовать само по себе или причинить кому-то зло. Оно должно воплотиться и проявиться через кого-то. И чтобы остановить процесс зла, нужно противоядие. И как раз добро является противоядием.

3. Зло от Бога.
Конечно, есть своего рода исключения, отдельные моменты, когда зло приходит по допущению Бога. Зло как трагедия, горе или бедствие. Оно хочет меня задеть, затронуть, оно как бы рассчитывает, что сможет разозлить меня и вызовет во мне ответную реакцию, то есть ответное зло. Христос сказал: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7:15). «Из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство — все это зло исходит из человека и оскверняет его» (Мк. 7:21-23).

Вопрос: каким же образом зло попадает в сердце? Где начало зла? В данном случае человек более напоминает зеркало. Это определенное отражение, он где-то увидел, где-то услышал, что-то пришло ему на ум, и человек допускает это в свое сердце и становится источником зла. Нет, не первоисточником, а больше отражением или продолжением зла. Потому, когда зло приходит от Бога, то есть по допущению Бога (здесь я говорю не о наказании, я говорю о несчастье в жизни святых и праведных людей), как мы реагируем на зло подобного рода?

Иов, которого в один день постигли все несчастья, говорит: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10). Если взять во внимание слова Иова, о котором Бог сказал, что он верно говорил о Господе, и не согрешил устами своими, когда так сказал, значит, в этом есть определенная истина. А истина в том, чтобы уметь принимать зло от Бога. Как раз когда я не принимаю этих обстоятельств, я противлюсь злому, и, как следствие, сам становлюсь злым, потому что противлюсь. И зол я на Бога. В подобных обстоятельствах Бог испытывает человека: даст ли он место злу в себе, разозлится ли он на Бога, допускающего злое в его жизнь.

Об Иове написано, что он был «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8). Это было в его характере — удаляться от зла. Поэтому Иов не злился в ответ на все то зло, которое его постигло. Не принимая трудных обстоятельств, люди могут доходить до богохульства. В ситуации с Иовом Бог имел Свою задачу. Ему было важно определить реакцию Иова на зло, постигшее его. Если мы не примем смиренно, как от Бога, самые трудные обстоятельства в нашей жизни, тогда зло откликнется в нас обидой на Бога, гневом и злом. А это значит, что зло как раз и достигло своей цели. Оно разозлило человека, он дал ему место, отреагировал. Как? Справедливо.

То есть, мы злимся справедливо в ответ на любое зло, но мы этим не побеждаем зла, мы только даем ему больше места. Если же мы не противимся злому и принимаем все, как от руки Божьей, мы уничтожаем зло, и приходит победа. Победа Иова как раз состояла в благодарности: не в ропоте, не в негодовании, не в хуле, не в возмущении, не в вопросах, а в благодарности. Иов поклонился. «Да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21) — это именно то, что он сказал. Поэтому я верю, что учение о непротивлении злу чрезвычайно важно. В большинстве случаев мы не можем изменить обстоятельств, но они могут изменить и разрушить нас.

Я не один раз встречался с удивительной женщиной, Евгенией Полищук, которая была парализована больше четырех лет. Меня всегда удивляло, что она, порядочнейшая христианка, когда слегла в постель, никогда не возмущалась. Даже во время интервью я смотрел на нее и говорил: «Ну, как? Ну, что, у вас даже вопросов не возникало, никакой ответной реакции на зло, которое вас постигло, на паралич, который вас разбил, на горб, который вырос на вашей спине?» Вы знаете, долго имитировать смирение невозможно. Вот и Евгению Полищук возмутить и задеть оказалось невозможным. И, поверьте, в этом и была ее победа. Хоть зло и разбило ее плоть, но души ее оно не достигло. Оно не нашло в ней места, не откликнулось справедливым возмущением. Она не отреагировала обидой или негодованием на Бога. Она пела и славила Бога и, как Иов, приняла не только добро, но и зло. И как раз в этом и весь триумф — зло не смогло разрастись. Оно было уничтожено благодарностью.

В жизни апостола Павла обстоятельства не влияли на него. Он всегда сохранял баланс духа и всегда был благодарен. Будь то тюрьма, будь он избит, это все не могло повлиять на его духовного человека. Внешние обстоятельства не влияли на его внутреннее состояние. Он говорил: »Ни скорбь, ни теснота, ни голод, ни нагота, ничто не отлучит меня от любви Божьей». То есть, он это легко воспринимал, без вопросов. Это не меняло того, что он знал, — Бог на троне, Бог царствует, Бог справедлив. Он мог принимать злые обстоятельства в свою жизнь и славить Бога и благодарить, как ни в чем не бывало. Именно тогда и происходила развязка, именно тогда Бог приходил в торжество и начинал трясти землетрясением эту тюрьму, и проявлялась великая Божья слава через то, что человек не дал место для зла в своем сердце. Зла злом не победишь. Зло побеждается добром.

4. Зло как индикатор.
Иногда в жизни Бог останавливает и смиряет нас злыми обстоятельствами. Да, и здесь опять-таки мы должны не противиться злому от Бога. А, напротив, смириться и исправиться. Зло или проблемы всегда неприятны, но они часто выступают в роли индикатора. Скажем, боль в вашем теле — это приятно или нет? Вы скажете, что за глупые вопросы — когда это боль могла быть приятной? Скажем, вы порезались или прокололи ногу, наступили на гвоздь. У вас жуткая боль. Разве это приятно? Но ведь согласитесь, что боль — это не есть вред. Это есть благо.

Боль — это индикатор того, что в нашем теле что-то не ладно, в нашем организме что-то произошло. Это сигнал тревоги. Если я, не реагируя на боль, буду колоть себя обезболивающими уколами, это будет просто глупо. Потому что я не устраняю проблемы, я всего лишь заглушаю боль. И это может даже окончиться смертью. Это глупейшая ошибка. Так и боль, проблемы, и зло, допускаемые Богом в нашу жизнь, имеют определенную цель: чтобы мы не просто противились злому, кололи обезболивающие уколы, подавляя боль, а пытались устранить подлинную причину проблемы.

Посмотрите на Иону. Как он противился тому, что его постигло на море. Первый раз этот человек воспротивился Богу, когда молился и Бог ему поручил проповедовать в Ниневии. Он не послушал. Бог послал бурю на море. И люди противятся этому злому ветру — они усиленно гребут к берегу. Нет, Бога они слушать не желают. Они выбрасывают груз, усиленно гребут и делают все возможное, чтобы победить Бога. Да, победить Бога, побороть. Они не хотят прислушаться к сигналу тревоги. Они делают себе «обезболивающий укол».

Конечно, это уже совершенно другая ситуация, нежели с Иовом. Иона прекрасно знает причину проблемы, но он не хочет ее устранять. Прямым текстом Бог предлагает ему вернуться назад, в Ниневию, но он противится обстоятельствам. Когда уже ничего не удается, говорит: «Выбрасывайте меня за борт». Когда его бросают за борт, Бог тоже не сдается: Иону проглатывает большая рыба — кит. Бог не дает ему утонуть. В книге Ионы написано, что он уже взывает из чрева кита и говорит: «Объяли меня воды до души моей» (Ин. 2:6) . В других переводах говорится, что имеется в виду то, что Иона стоял в буквальном смысле на цыпочках, и вода достигала его нижней губы. Так он простоял трое суток в чреве кита. То есть, его жизнь висела на волоске. И этот человек вынужден был стоять на пальчиках трое суток и должен был смиряться, смиряться, смиряться, то есть, не противиться злому.

Один человек мне сказал: «Неужели у Ионы был выбор?» Я ответил: «Конечно, как и у всех остальных всегда есть и будет выбор, так и у Ионы был выбор — смириться и спастись, или… Он бы точно так же вышел из кита, только не с той стороны». У него не было третьего варианта. У каждого из нас, равным образом, нет большого выбора: или смириться и не противиться злым обстоятельствам, понять, почему эта боль или трагедия присутствует в нашей жизни, или… Мы можем тратить нервы и силы, грызть локти и рвать волосы на голове, решать вопросы по своему: выбрасывать груз, тянуть паруса, грести усиленно к берегу, сушить себя постами, но если мы не поймем, почему послан этот сигнал тревоги, почему это зло допущено Богом и пришло в нашу жизнь, если мы не примем его, значит, будем противиться ему. Если мы не смиримся, зло просто нас уничтожит, оно разрушит нас, как написано в притчах: «Упорство невежд убьет их» (Притч. 1:32). Если я не знаю и не понимаю этих истин, я упорно буду бороться с Богом, как Иаков. Буду идти против рожна, как Савл. Трудно идти против рожна.

5. Письмо Анастасии Рылеевой.
Позвольте прочитать вам письмо — документ, который является подлинной записью, сделанной рукой Анастасии Матвеевны Рылеевой, матери декабриста Кондратия Рылеева. Если вы помните, этот декабрист был казнен в июне 1826 года. Мать Кондратия Рылеева умерла в 1824 году, то есть за 2 года до его казни. Вот это письмо:

«Коня, сын мой, два раза я вымаливала жизнь твою у Бога (учтите, что она пишет это письмо ему уже в тюрьму). Сохранит ли Он ее и теперь, когда смертельный страх закрался в мою душу? Я пишу эти строки, потому что не смею рассказать все, не смею смущать твое сердце моим материнским страхом. Да будут ясны и смелы каждый твой шаг и каждое помышление. Но ты ли сам или кто другой развернет когда-нибудь эти листки, знайте, что все, написанное мной, — святая правда, именем твоим клянусь, сын мой, а ты знаешь, что у меня нет никого и ничего дороже тебя.

Я была матерью четверых детей, родившихся до моего Конечки, и все они умирали в младенчестве. Как я молилась, как я просила Господа Бога о сохранении им жизни. И когда я увидела крест на свежей могилке последнего из них, я не могла встать с колен, я упала головой на маленький холмик, охватила его руками и молила. Нет, я не молила, я требовала, требовала живого ребенка, живого, здоровенького и я вымолила его у Бога. Родился мой Конечка. Три года я была счастливой матерью. Конечка радовал меня, рос хорошо, наш домашний доктор радовался вместе с нами.

И вот новое горе вошло в наш дом. Конечка тяжело заболел. Он лежал в жару, никого не узнавал и задыхался. Наш врач сразу попросил созвать консилиум. Приехал известный доктор из Петербурга, осмотрел Конечку и молча вышел из комнаты. Разговаривал только с нашим доктором, а, уходя, сказал Федору Андреевичу: «Бывают чудеса, и если вы набожны, молитесь». Со мной врачи не говорили. Да разве мне нужны были слова, я же мать, я и так понимала, что дитя мое обречено — мой Конечка, мое счастье, единственный, кому нужна была моя жизнь.

Наступила ночь. Как считали врачи, последняя ночь моего сына. Я отпустила нашу матушку отдохнуть и осталась одна у его постельки. Ребенок продолжал метаться, он весь осунулся, личико его посинело, а из горла слышался свист, сменявшийся страшным, заставляющим сжиматься мое сердце, хрипением. Поймите и, прочитав все, что я пишу дальше, не осудите — у меня умирал единственный сын, моя надежда, моя радость. Где искать защиты от злой судьбы, в чем или в ком искать спасение? Неужели так дано — на могиле моего ребенка я за тем и вымолила у Бога чудесный дар вновь рожденной жизни, чтобы через 3 года утратить ее. Не может этого быть. Это слишком жестоко. Ведь мы именуем Всевышнего человеколюбцем. Спасение — только в милосердии Божьем, только в нем. Как я молилась, никогда в жизни, ни до той ночи, ни позже, я не знала такого состояния. Тогда вся душа моя была полна мольбы и надежды. Не заученные молитвы повторяла я, скорбь матери говорила за меня.

Я не знаю, что случилось со мною в тот час, я протянула руки к Богу и закричала: «Всемогущий Боже, ты сам молился в саду Гефсиманском. Если возможно, да минует меня чаша сия. Пойми же меня в моей скорби. Все страдания, какие захочешь Ты послать, низвергни на меня, но спаси жизнь моего сына. Ты учил нас молиться: «Да будет воля твоя», но я говорю только в этом, только в этом единственном: «Да будет воля моя, верни мне сына, утверди волю мою». Теперь Ты скажи мне: «Да будет воля твоя». Я не знаю, сколько времени я простояла на коленях, я даже не знаю, где я была, только не на земле, но вдруг я почувствовала неестественное забытье, какой-то странный, необыкновенный сон. Заснуть, когда умирает мой Конечка, мой сынок, да разве это возможно?

Не знаю, что было дальше. Кажется, я сидела, склонившись над умирающим, и целовала его худенькие судорожно сжатые ручки, как вдруг оттуда, где я только что стояла на коленях, раздался голос: «Опомнись, женщина, ты не знаешь, о чем просишь Господа». Я обернулась и увидела ангела с горящей свечой в руках. Как ни странно, я не испугалась и не удивилась, как будто так и должно быть, я только в мольбе сложила руки. «Опомнись», — опять заговорил ангел. И в его голосе я услышала скорбную укоризну: «Не моли о выздоровлении сына, Бог всеведущий. Он знает, зачем должна угаснуть эта жизнь. Бог милосерд и Он хочет избавить тебя от ужасных страданий». «Я готова на все, я все страдания приму с благодарностью, лишь бы жил мой ребенок». «Но страдания ждут не только тебя, будет страдать и твой сын. Хочешь, я покажу тебе все, что его ждет? Неужели и тогда ты будешь упорствовать в слепоте своей?». «Да, хочу. Покажи все, все. Но я и тогда буду молить Бога о жизни моего сына. Да будет воля моя». «Следуй за мной, женщина», — и ангел словно поплыл передо мной, паря в воздухе.

Я шла, сама не зная куда, я проходила длинный ряд комнат, отделенных друг от друга не дверьми, а толстыми темными завесами. Перед каждой завесой ангел останавливался и спрашивал меня: «Ты упорствуешь, ты хочешь видеть, что будет дальше?». «Да», — отвечала я. — «Я хочу видеть все. Я ко всему готова». И тогда ангел отодвигал завесу, и мы входили в следующую комнату, а голос ангела становился все строже, и лицо его, когда он поворачивался ко мне, из скорбного становилось грозным. Но я шла дальше без колебаний, я шла за жизнью моего сына.

В первой комнате, куда я вошла, я увидела моего Конечку в кроватке, но он уже не умирал, он тихо спал, румяный и здоровый. Я протянула к нему руки, хотела броситься к нему, но ангел властно простер свою руку и позвал меня с собой. Во второй комнате я увидела моего мальчика отроком, он сидел за столом, он учился, он читал что-то и увлеченный книгой даже не поднял на меня глаз. В третьей комнате, которую мы прошли очень быстро, я увидела его юношей в военном мундире, он шел по городу, который мне был неизвестен. В четвертой комнате я увидела его совсем взрослым в гражданском платье, он был чем-то занят, мне показалось, что он был на службе. Мы вошли в пятую комнату. В ней было много народу, совсем мне незнакомые люди о чем-то говорили, спорили, было шумно, но вот поднялся мой сын и, как только заговорил он, все замолчали, все слушали его с великим вниманием и, я бы сказала, с восторгом. Я слышала его голос, он говорил громко и отчетливо, но я не усваивала ни одного слова, я ничего не понимала, а ангел уже подводил меня к следующей завесе.

И когда он обратил лицо свое ко мне, я ужаснулась грозной силе его. «Сейчас увидишь ужасное», — сказал он сурово. — «И это ужасное ждет твоего сына, одумайся, пока не поздно. Если ты войдешь за эту завесу, все предначертанное свершится, но если смиришься, то вот я повею крылом, и свеча угаснет, и с ней угаснет жизнь твоего сына, и он избавлен будет от мук, и покинет землю, не зная зла. Хочешь ли ты видеть то, что сокрыто за этой завесой?» «Бог милосерд», — сказала я. «Он пощадит нас. Хочу. Веди меня, да будет воля моя», — отвечала я и пошла вперед. Ангел отдернул завесу, и за ней я увидела виселицу. Ужас охватил меня, я вскрикнула и проснулась или, вернее, пришла в себя, очнулась.

Я сидела, все так же склонившись над кроваткой Конечки. Рука моя отказывается держать перо, но я должна дописать все. Сын мой, радость моя единственная, ты сладко спал, повернувшись ко мне личиком, и тихо, спокойно дышал. Я не смела пошевелиться, боясь разбудить тебя. И не смела верить своему счастью. А счастье было так велико, что заслонило собой все страшные мгновения ночного видения. Я только плакала и благодарила Бога, а потом стало постепенно забываться все, что показал мне в ту ночь грозный ангел».

Я даже не пытаюсь делать какие-то выводы после прочтения этого письма. Я никогда не был на месте этой женщины, и не допусти, Господь, чтобы мне оказаться там. Я не смею ни на мгновение осудить ее за то, что она сделала такой выбор, за ее упорство. Но я только хочу сказать, что есть в нашей жизни отдельные моменты и отдельные обстоятельства, когда они выглядят большим злом и могут нас возмутить против Бога. Но мы не понимаем, не знаем, не видим. Давайте это признаем. Как бы ни было тяжело, как бы ни было сложно, давайте согласимся и поймем, что Бог знает лучше, и мы не должны противиться злому. Эта женщина воспротивилась Богу. Это была трагедия ее жизни, это было большое горе, которое ее постигло, она смогла настоять на своем, и Бог ей уступил, но это закончилось еще большей трагедией и горем и для нее самой, и для ее же сына.

6. Побеждай зло добром.
Теперь я хочу остановиться на взаимоотношениях между людьми и процитировать вам несколько текстов из Библии, из учения Иисуса. На мой взгляд, Его учение самое радикальное и у Него самый ясный взгляд на решение дилеммы зла. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Он благ и не к благодарным и злым. И так будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:35).

Этому же продолжали учить и Апостолы. «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:17-21). Дальше: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь» (1 Петр. 3:13,14). «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло» (1 Фес. 5:15). Апостолы строго предупреждали и останавливали этот естественный процесс, когда хочется разобраться в ответ на зло.

Надеюсь, что мы начинаем понимать учение Христа. «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф. 5:45). По справедливости злые не заслуживают этого добра, не заслуживают блага, но он посылает дождь на праведных и неправедных. Мы говорим не о справедливости, мы говорим о чем-то большем. Зло не может быть побеждено справедливостью. Зло можно победить только противоядием — только добром.

Человек, в принципе, боится не справедливости, человек боится милости. Я знаю, что это странно звучит. Каждый, когда делает зло, где-то в душе ожидает справедливого воздаяния. Он, если честно, боится милости, потому что не выдержит, не устоит перед милостью.

У Достоевского в «Преступлении и наказании» есть эпизод, когда Раскольников ведет под руку пьяного человека домой, и этот говорит ему: «Ты знаешь, о чем я сейчас молю Бога? Чтобы, когда моя жена откроет двери и увидит меня пьяным и поймет, что я пропил очередную зарплату, чтобы она схватила меня за волосы и таскала меня по полу, чтобы она била меня, чтобы она обругала меня. Иначе я не перенесу, я не перенесу, если она мне ничего не скажет и будет плакать всю ночь». И вот они подходят к двери, стучат в дом и открывает женщина, худая, высохшая от болезни, с окровавленным платком. Она кашляет, она больна туберкулезом, ее горящие глаза направлены на своего пьяного мужа, и она в одно мгновение все понимает. Она оборачивается, не говоря ни слова, тихо уходит в свою комнату, дети начинают плакать, и этот человек начинает рвать на себе волосы. Он начинает кричать: «Я же говорил, я этого не переживу, я этого не перенесу, я не смогу так дальше жить». Ни слова укора, никакого упрека, и человека начинает мучить совесть.
В данном случае эта женщина не сделала никакого добра, она просто его не упрекнула. Мы боимся не справедливости, мы сами ненавидим свои поступки и мы хотим, чтобы правосудие явилось над нами.

Потому Христос учил: не противься злому. Справедливо быть злым в ответ на зло, справедливо дать сдачи, справедливо судить провинившегося человека государственным судом — это все так. Но зло можно остановить только любовью. Как писал поэт:

«Огонь не гасится огнем,
Пожары тушатся водою,
За зло не воздавайте злом, —
Сказал Спаситель нам с тобою».

Написано так: «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2:15). Единственное, что может закрыть уста всякому невежеству, и в человеке может заговорить совесть, единственное, что может собрать горящие уголья на голову нашему врагу — это если мы делаем добро в ответ на зло, которое причиняют нам. И дальше апостол пишет, что Христос, «будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23).

Вот почему Он пришел не как справедливый Судья, не просто обнаружить в нас зло, поймать нас и наказать. Он пришел как Спаситель, чтобы спасти нас от зла. Чтобы освободить нас. Чтобы служить нам. Только добро может остановить зло. Не справедливость, а милость. Поэтому давайте уразумеем истину — «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21).

В руских сказках Добро всегда побеждает зло. Об этом же говорится и в поговорках: «Добро не умрет, а зло пропадет», «Кто доброе творит, того зло не вредит», «Злой человек не проживет в добре век» и в высказываниях выдающихся людей: «Лишь добро одно безсмертно. Зло подолгу не живет» (Шота Руставели).

Добро - нравственное понятие, проявляющееся в безвозмездной помощи ближнему. Также добро это и то, что хорошо и полезно конкретному человеку в данный момент времени. Зло же - это то, что влечет за собой беды, страдания, горе и несчастье. Однако часто бывает так, что-то что для одного человека в данной конкретной ситуации является добром, для другого может восприниматься как зло. Поэтому одни и те же события могут восприниматься сознанием человека либо как добро, либо как зло, в зависимости от конкретных обстоятельств происходящего и индивидуального к ним отношения человека. Получается, что понятия добра и зла являются субъективными оценками человека и потому относительны.

Тогда почему же все-таки через сказки, пословицы и поговорки до нас через века дошло однозначное утверждение о том, что Добро побеждает Зло?

Попробуем ответить на этот вопрос с точки зрения изучения человека как единого и целостного организма, неразрывно связанного с внешним миром, с учетом его мировоззрения и миропонимания, что закономерным образом отражается на физиологических процессах в физическом теле человека. Примем во внимание также и тот факт, что организм человека примерно на 75% состоит из воды. Именно посредством воды происходит энергоинформационное управление всеми жизненными процессами в организме, причем необходимым условием для его здорового существования является обязательное наличие в организме структурированной воды. Каждая клетка в организме в норме окружена структурированной водой. Биологические свойства такой воды обусловлены ее химическим составом и физическими свойствами, а также определенным соотношением одиночных и сгруппированных молекул воды. Любая вода, поступающая в организм, обязательно структурируется, для чего организм затрачивает свою жизненную энергию. Так как воду мы потребляем ежедневно, то нетрудно представить себе, какое огромное количество энергии организм вынужден расходовать на ее переструктуризацию. Плохая вода, по большому счету, является оружием массового уничтожения, только уничтожение это происходит медленно и потому незаметно.

Чтобы можно было облегчить работу организму по переструктуризации воды, необходимо обращать серьезное внимание на качество потребляемой воды, и тогда мы сможем сохранить свою жизненную энергию для других целей. Вот почему необходимо, чтобы потребляемая вода по своим основным характеристикам как можно точнее соответствовала водной среде нашего организма. А значит такая вода:

— должна быть слабощелочной (pH в пределах от 7,0 до 8,0)

— ее окислительно-восстановительный потенциал должен иметь значение минус 100-200 милливольт

— должна быть структурированной

— должна иметь оптимальную минерализацию и коэффициент поверхностного натяжения

— должна отсутствовать тяжело-изотопная вода (HDO, D2O).

Большинство из перечисленных задач можно решить при помощи комплекта оборудования, предназначенного для очистки и биоактивации воды дома и в офисе.

Добро — это все, что служит жизни; зло — все, что служит смерти.
Эрих Фромм

Структурированная вода чрезвычайно чувствительна к внешним воздействиям, таким как психоэмоциональное состояние и мысли человека, окружающим его звуковым вибрациям (слова, музыка), электромагнитным полям и т.д. Это объясняется особенностями физического строения молекулы воды и ассиметричным распределением в ней электрических зарядов. В результате молекулы воды, соединяясь между собой при помощи ионоводородных связей, образуют сложные полимерные молекулы (кластеры). Таким образом, все жидкие среды организма представляют собой единую иерархически организованную среду в виде жидкого кристалла .

Благодаря такой структуре воды становится возможным накопление в ней энергии и информации, в результате чего вода превращается в их носитель и оказывается возможным быстрый и эффективный прием, накопление и передача информации между клетками. Данное условие является обязательным для нормального поддержания в организме всех жизненно важных биохимических процессов и позволяет обеспечивать его оптимальную приспособляемость.

ВОДА — Веда Образ ДА

Знает образ добра

Наше психоэмоциональное состояние и мышление способно оказать на воду очень сильное воздействие, как положительное, так и отрицательное, что приводит к немедленному изменению ее структуры. На воду в организме записывается абсолютно любое эмоциональное состояние человека. Объясняется это тем, что в основе любого взаимодействия лежит обмен информацией и энергиями полей различной природы в широком спектре частот. А любая мысль и эмоция человека несет в себе информацию и энергию.

При этом положительные эмоции и добрые слова, сказанные с любовью, содержащие пожелания добра, создают красивые, ясные вибрации, что приводит к образованию в организме кластеров, способных надолго сохранить в себе память о добрых мыслях и словах, и становится возможным даже исправление уже имеющейся у воды деформации.

Злость, гнев, агрессия и другие негативные эмоции и мысли, а также сквернословие, наоборот, производят уродливые, несвязные колебания, которые искажают и даже разрушают существующую в организме структуру воды, вызывая тем самым ее хаотичное состояние. Вот почему нельзя допускать в себе возникновение отрицательных эмоций, а также желательно сторониться людей, испытывающих негативные эмоции. Ведь структура воды в организме может быть резонансно изменена находящимся поблизости человеком, который также состоит из воды. Разрушают структуру воды в организме и попавшие в него всевозможные спирты, включая этиловый спирт, а также яды и наркотики.

Структурные изменения в воде оказывают влияние и на наследственный аппарат человека — молекулу ДНК. Известно, что на каждый нуклеотид макромолекулы приходится около 50 молекул воды, связанных с ДНК. Соответственно, перенос информации с ионоводородных связей кластеров на связи молекул органических соединений в молекуле ДНК может привести к серьезным изменениям в ее строении, вплоть до полного разрушения. Поэтому не удивительно, что сквернословие способно нанести вред физическому здоровью человека. Матерщина и проклятия вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесённое слово влияет на нашу жизнь и жизнь наших потомков .

Информация о произведенном на воду воздействии сохраняется благодаря изменению взаимного расположения молекул воды в кластерах. Образовавшиеся кластеры могут сохраняться довольно долго или разрушаться, что зависит от силы воздействия на воду. Если на воду будет оказано еще более сильное воздействие, то старые кластеры разрушатся и образуются новые.

Возникшие в результате негативного воздействия в организме человека локальные участки воды с неправильной структурой становятся неспособными выполнять свою роль в качестве носителя информации и поддерживать нормальный обмен информацией между клетками. Таким образом, еще задолго до проявления симптомов заболевания, в организме человека возникают локальные участки воды с неправильной структурой.

К подобным участкам за счет резонансно-волнового принципа привлекаются различные патогенные микроорганизмы, вирусы, бактерии, простейшие, грибки и т.д., превращая их в очаги загрязнений, содержащие зародыши будущей болезни. Очаги загрязнений образуются практически во всех физиологических системах организма, опасны везде, но особенно опасно их нахождение в коре головного мозга, так как это приводит к срыву управления, рассинхронизации работы органов и их функциональному расстройству .

Излучения очагов загрязнений, взаимодействуя с жидким кристаллом воды, деструктурируют воду, заменяя водород на дейтерий (D), превращая ее в тяжелую воду D2O. То же самое происходит, если на воду оказывается негативное энерго-информационное воздействие в виде негативных эмоций или злобных нападок людей. Образовавшаяся в организме тяжелая вода замедляет скорость биохимических реакций в организме, тормозит деление клеток, способна повредить молекулу ДНК, способствует развитию рака и других заболеваний. Все это является следствием присущих тяжелой воде биологических свойств. Поэтому чем большее количество тяжелой воды содержится в организме, тем хуже человек себя чувствует и тем меньше живет .


Гони от себя злобу — вот лучший способ держаться подальше от беды.

Хун Цзычен

Из сказанного выше следует простой и очевидный вывод - практически все возникающие у человека проблемы со здоровьем являются следствием его неразвитого сознания и низкой культуры, вследствие чего становится возможным проявление различных негативных эмоций и сквернословие. Злобные люди, проявляя негативные эмоции, фактически проявляют агрессию по отношению к самим себе, разрушая и уничтожая себя. Добро и зло как бумеранги, что запустишь, то и вернётся к тебе. Только при этом добро рождает добро, а зло рождает зло и от этого уничтожает само себя.

Поэтому недаром говорят, что Добро сильнее зла. В подтверждение сказанного можно добавить, что все исследователи феномена долголетия единодушно отмечают тот факт, что среди долгожителей нет злобных людей. Все те, кто перешагнул порог 100-летия, отличаются добродушным беззлобным нравом и завидным трудолюбием. Таким образом, жизнь на конкретных примерах показывает, что Добро всегда побеждает зло.

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
Лев Толстой.

Добро по указу — не добро.

Иван Тургенев

Добро как намерение не может проявлять себя по принуждению. Истинное добро безвозмездно. Необходимо научиться творить Добро, и первыми шагами на этом пути могут являться вежливость, благодарность и признательность. Для того чтобы творить Добро, нужны не только ум и силы, для этого нужна еще определенная смелость и отвага. Творить Добро, не ожидая аналогичного отношения к себе - это путь сильной личности, осознанный и свободный выбор. Так давайте же все вместе начнем мыслить позитивно и творить Добро, и тогда наша жизнь изменится к лучшему.

Пословицы, поговорки и афоризмы о добре и зле

Побеждай зло добром. Руская поговорка

Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели. Таджикская пословица.

Злая мысль самому навредит. Тувинская поговорка

Кто сеет ненависть — пожнет скорбь. Руская поговорка

Наукой жизни избери добро; иди путем добра, твори добро. Персидская поговорка

Добрым путем Бог правит. Руская поговорка

Доброму Бог помогает. Руская поговорка

Желающий добра подобен делающему добро. Арабская поговорка

Злоба лишает человека силы. Руская поговорка

Настоящий воин тот, у кого есть милосердие. Японская пословица

Против милосердия и меч бессилен. Японская пословица

Сердцу злого человека и во время отдыха нет покоя. Хаусская пословица

Что людям радеешь, то и сам добудешь. Руская пословица

Сделав добро, худа не ждут. Руская пословица

За недобрым пойдешь — на беду набредешь. Руская пословица

Злой плачет от зависти, а добрый от радости. Руская пословица

Гони от себя злобу — вот лучший способ держаться подальше от беды. Хун Цзычен

Путем зла не доходят до добра. Уильям Шекспир

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Лев Толстой

Корень злых дел в дурных мыслях. Лев Толстой.

Зло исцеляют противоположным. Вольтер

Добро - это гармония Божьего творения, а зло - это дисгармония или деформация Божьего творения.

Добро во Вселенной в целом всегда побеждает зло, ибо Вселенная в целом — это Бог, а Он всегда добр.

Дорога добра

Слова: Энтин Ю. Композитор: Минков М.

Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Подробнее о способах приготовления биологически активной воды из водопроводной Вы можете узнать на семинаре Приготовление биологически активной воды в домашних условиях .

В статье использованы материалы:

1. Зенин С. В. Вода. Биологические и энергоинформационные свойства воды. «Коломенская типография», ГУП, Заказ 2286.

2. Гаряев П. П. Оружие массового поражения: ненормативная лексика.

3. Пучко Л. Г. Радиэстезическое познание человека. Система самодиагностики, самоисцеления и самопознания человека. Москва. АНС. 2007.

4. Мосин О. В. Дейтерий, тяжелая вода, эволюция и жизнь.

5. Даль В. И. Пословицы русского народа.

Методический центр Древо Рода


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

Знания о добре хранят в себе многие секреты. Несмотря на то, что они вполне очевидны многие люди с ними незнакомы. Между тем благополучие людей завист именно от таких знаний. Читайте данную статью о добре, о том почему добро побеждает зло и получайте силы добра, благополучия и счастья.

О добре и зле
Почему добро побеждает зло? Ответу на этот вопрос посвящена данная статья.
Вначале давайте протянем руки к солнышку. Даже если вы читаете эту статью ночью, представите, что смотрите на яркое, горячее солнышко и протяните к нему руки. Улыбнитесь солнышку доброй улыбкой. В ответ солнышко тоже улыбается, оно дотрагивается до нас нежными лучами.

Возьмите один лучик солнышка и положите его в своё сердце. Лучик засветился в сердечке приятным лучами. Пожелайте мира любви, радости, успехов и добра всем людям. Теперь вы сможете чувствовать добро в сердцах других людей, и ваша доброта сможет говорить с солнышком других людей. Каждый раз когда вы будите вспоминать о солнышке в своём сердце, будите становится всё добрее и добрее.
Хотите узнать, что такое добро?

Добро как свет в темноте. Когда зажигаешь ночью фонарик, темнота рассыпается и все предметы становятся видимые. Добро освящает пространство, и человек уже не спотыкнётся, не упадет. Делать доброе - значит зажигать свет и освещать этим светом всё вокруг. Те, кто творят злое, ведет борьбу со светом, скрывают во тьме реальность, а значит не дают волю правде. Те, кто делают злое идут против света. Против .

Я бы хотел, каждый день увеличивать добро и делать много добра. Добро можно делать из чего угодно, даже просто из воздуха. Взял и сделал. Я хочу делать добро из суеты, из пыли дорог, из равнодушия, из зла или вообще не из ничего. Сегодня я встретил человека который задался мыслью о том где живёт добро.
- Когда вы в последний раз видели добро? - спросил меня этот человек. Ему не нужен был мой ответ, поэтому я молчал.
- Вокруг столько зла, а добра я что-то не замечаю, - сказал мне этот человек.
Неожиданно мне стало смешно.
- Добро там, где её делают, - ответил ему я.
Где делают, покажите мне эту фабрику добра? – вопрошал человек.
Эта фабрика ты, - сказал я и хотел начать длинную философскую беседу о том, что добро всегда побеждает зло. А человек замолчал и неожиданно завис, глядя неизвестно куда. Я постоял возле него и ушёл. Он мне больше ничего не сказал и я ему тоже.

Многие люди делают добро, многие творят злое. А большинство делают и добро и зло, всё вперемешку. Но люди любят делать добро. От этого они получают удовольствие. В Русском сознание и во всех подходах к жизни большого количества народов проживающих на территории России и бывшего СССР добро первично, составляет главную нравственную ценность, и добро всегда побеждает зло. Говорят нам об этом с самого детства, рассказывают добрые справедливые сказки. В сказках справедливость всегда торжествует, а зло бывает наказано. С самого детства люди настаиваются на добрую и позитивную волну и верят в добро потому, что сами являются добрыми людьми. Жить добром - это жизненный путь цельной и очень сильной личности. Добро не требует себе благодарности и платы, а многое делает бесплатно. Добро начинается с благодарности, вежливости, уважения и понимания людей. Добро не всегда постигается умом. Добрые люди часто действуют тайно и стараются злое побеждать добрым.

Сделай себе добро – стань добрее
Русский писатель Лев Толстой был большой житейский психолог и знал многие магические секреты взаимоотношений людей, о которых писал в своих бессмертных произведениях. «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» - говорил Лев Толстой, обнажая самую суть зла. А ещё Лев Толстой учил избавляться от плохих мыслей и говорил - «корень злых дел в дурных мыслях». На Руси люди с молоком матери впитывают понимания о добре. Добро гармонично, ласково, а зло грубое и разрушительное. Но откуда, же берётся злое? Его начало, как и говорил Лев Николаевич Толстой в мыслях.


– Владыка, давайте ответим на вопрос, который часто встречается в нашей почте. Смысл его сводится к следующему: «Почему Бог терпит, что люди неправедно разбогатевшие, процветают? Почему Он допускает такую несправедливость?» Мне кажется, что существует какая-то путаница в понятиях о нашей земной справедливости и о справедливости Высшей, Божественной.

– Говорить в нашем обществе о справедливости трудно, потому что у нас о ней достаточно искаженные представления – чаще всего она понимается как некая уравниловка, и с этого-то и начинается неразбериха. Но ведь мир сотворен Богом в определенной иерархии, и эта иерархия везде, куда бы мы ни посмотрели. А уравниловка взята из нашего советского прошлого и не имеет под собой никакой религиозной основы. Она предполагает, что кто-то придет и все решит, кто-то эти равные возможности, пусть и насильственным путем, но даст. И естественно, что люди ищут этого кого-то. Но это же совершенно низменный взгляд не то что на Бога, на человека! Ведь подразумевается, что главное, чтобы все имели гарантированную пайку, и это превращает человека, созданного по образу и подобию Божьему, в социальное животное, лишая его права на индивидуальность, талант и т. д. Никто не может определить, как образ Божий воплощается в человеке, Господь Сам это ведает, и творчество Божье в отношении человека невозможно регулировать и уравнивать. И вообще, когда говорят: «Почему Господь не вмешается в ту или иную ситуацию?» – делают серьезную ошибку, предполагая, что Бог будет администрировать что-то. Бог, однажды дав человеку свободную волю, не может ее отобрать.

– Ну а что же думать, если на глазах у всех злодей, на котором «клейма ставить негде», процветает, а люди порядочные бедствуют, так и хочется спросить: «Как это терпит Бог?»

– А терпит-то как раз общество. Это проблема не Бога, а общества. И если сами люди такого злодея терпят, то в этом обществе он так и будет процветать. Сама позиция перекладывания ответственности ущербна, в ней человеку отводится роль комментатора, не желающего ничего делать для изменения жизни. Да и слово «обидно» из тех категорий, когда отношения с миром строятся на сравнениях: «Этот вон как хорошо живет, а мы плохо». Но дело в том, что о каждом человеке есть Промысел Божий, некая задача, которую этот человек должен осуществить в этом мире. И если человек располагает свою волю к тому, чтобы этот Промысел Божий о себе осуществить, то Господь дает ему благо. Но что это за благо? Есть стандарты общества, определяющие, что хорошо, а что плохо, они не абсолютны, они всегда временные и могут очень резко меняться. Можно привести множество примеров из нашей недавней истории, например то, как резко изменилось в обществе отношение к деньгам или к предпринимательству.

А Бог – Он вне времени, и то благо, которое Он дарует, – это благо абсолютное.

Кстати, вопросы о Божественной справедливости чаще всего возникают в периоды социального хаоса, когда привычные ориентиры и ценности меняются, и люди, привыкшие жить в определенных рамках, начинают метаться. Они понимают, что не находят опоры в новых условиях и начинают привносить свое ви€дение в то, как Божественная справедливость должна действовать. А для того чтобы это понять, надо просто прочитать Евангелие.

– Сегодняшнее расслоение на богатых и бедных рождает много вопросов. К храму идут пешком и подъезжают на джипах. А как же слова Христа: «Раздай все, что имеешь, нищим»?

– Давайте внимательно читать Евангелие. На самом деле там нигде не сказано, что само по себе богатство плохо. Смотрите, к Иисусу подходит богатый юноша, соблюдающий все заповеди, и спрашивает, что ему еще «делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18. 18). «Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18. 22). А юноша, услышав это, опечалился, потому что был очень богат. «Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18. 24–25). Но здесь речь не собственно о богатстве, а о том, что нами владеет. Ведь Христос сказал юноше «раздай все», потому что тот был привязан к богатству, не он, а оно управляло им. На этом эпизоде нельзя строить концепцию социальной справедливости, когда говорят, что христианство – это первый коммунизм, и Евангелие только для бедных.

– Да, в Евангелии упоминаются начальник иудейский Никодим или Иосиф Аримафейский – люди явно небедные, тайные ученики Христа, которым Он не говорит тех слов, которые сказал богатому юноше. По-видимому, дело тут не в самом богатстве .

– Конечно. В окружении Христа были и люди, владевшие имуществом. Что касается Иосифа Аримафейского, то после распятия этот тайный последователь Иисуса пошел к Пилату и выпросил у того Тело Спасителя, чтобы захоронить Его в скале – в том месте, которое он приготовил для себя. А Никодим после смерти Христа принес состав из смирны и алоэ, дабы устроить подобающее погребение.

– И они тем и известны нам, тем и запечатлены в Евангелии, и их деньги послужили Господу.

– Христос говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6. 24). И конечно, если человеком владеет не Бог, а маммона – божок богатства, справиться с этим трудно. В псалме 61-м есть такие слова: «…когда богатство преумножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61. 11).

– Так, с богатством разобрались. Владыка, а можно я попутно попрошу Вас ответить на еще одно обвинение, которое выдвигают в адрес Церкви: «Почему братков отпевают? Как такого человека можно вообще в храм вносить?»

– А почему нет? Ведь человек. Отпевание – это не канонизация, после отпевания никто святым не делается. Если человек крещен, ощущал себя православным, как можно в этом отказать? Мы что, прокуроры, судьи? Совершая отпевание, мы просим, чтобы Господь простил умершему его грехи. «Со Святыми (то есть по молитвам святых) упокой, Христе, души раб твоих, идеже несть болезнь (где нет болезни), ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Священник, читая разрешительную молитву, просит Господа, чтобы Тот простил умершему его грехи вольные или невольные, он примиряет душу умершего с Богом. А там уже Господь будет судить, священник на себя эти функции не берет.

Сказано: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7. 1–3). Вот это понятие меры и есть то Божественное начало, которым измеряется жизнь человеческая.

– Что это значит, поясните, пожалуйста.

– Сказано: «Возлюби ближнего твоего». Как возлюбить? Богом дана мера: «…как самого себя» (Мф. 22. 39). Мы часто судим, а Христос неслучайно говорит: «Не судите, да не судимы будете». Ведь когда человек начинает судить другого, он берет на себя не свойственные ему функции – судить может только Бог как Творец всего, Который и знает все. Или поставленные на это люди, которым общество делегировало права судить, но судить в рамках закона. А все, что происходит помимо этого, относится к греху. И если человек начинает судить всех и вся, если он впадает в осуждение, то это становится его сущностью. И тогда начинает действовать эта мера: ты судишь, и сам будешь осуждаем. Или сказано: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6. 31). Вот данные Богом меры. И это трагично, когда люди в поисках справедливости начинают привносить мерки земные, искаженные. А трагизм тут в том, что изначальная греховность мотивировки уже делает самого такого искателя справедливости орудием зла.

– Владыка, а Бог наказывает?

– Думаю, что этой теме надо посвятить отдельную беседу, и сейчас я только коснусь ее. Само понятие «наказание, кара Божья» скорее метафорическое и поэтическое. Как может Бог наказать человека? Когда человек живет своей волей, то Бог может отнять от него Свой благодатный покров. При этом человек наказывает себя сам. В Евангелии от Иоанна сказано о Христе: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1. 4–5), и дальше о том, что это «был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1. 9). «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него… Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3. 17, 19–21). То есть сам человек – вершитель этого наказания, а Бог не карает, Он оставляет человека, есть такое понятие – богооставленность, когда человек остается один на один с собой. И это-то и есть самое большое наказание.

– А что такое испытание? Часто приходится слышать: «Бог послал им испытание», когда речь идет о болезнях или каких-то неприятностях.

– Нельзя путать такие понятия, как «испытание» и «наказание». Испытания были у Иова, испытания веры были у Авраама, и часто, проходя через горнило испытаний, человек становится чище, лучше. Но во время испытаний Бог не оставляет человека. Помните, что Господь отвечает сатане в начале Книги Иова, когда тот просит у Бога отдать Иова ему? Господь на это отвечает: «Вот он, в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов 2. 6). А вот богооставленность чаще всего приходит тогда, когда человек не задумывается над тем, что с ним будет в дальнейшем, если он живет только в рамках земного происходящего, и только оно диктует ему критерии, где добро, а где зло.

– Владыка, а откуда в человеке зло?

– Наивно считать, что зло имеет только социальные корни. Социальный фон может только усилить что-то, но первопричина зла – тот сатанинский путь, путь против Бога, который, как ни странно, в человеке есть. Уточню: природной поврежденности в человеке нет, есть только склонность ко греху, как следствие грехопадения – именно поэтому мы крестим младенцев. Грех притягателен, грех – это болезнь, но болезнь излечимая.

– Владыка, но ведь зло не абстрактно, носителем и вершителем зла становится человек, а ареной зла – сердце человеческое. Как же все-таки христианин должен относиться к тем, кто это зло творит?

– Апостол Павел говорит, «что наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных» (Еф. 6. 12). То есть нельзя испытывать ненависть к человеку, надо направить все усилия на то, чтобы освободить его от зла.

– То есть «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12. 21). Но как это возможно?

– Одно дело, когда зло очевидно и человек воюет на стороне добра. Другое дело, когда человек сам решает, что есть зло, сам судит и пытается стать вершителем судеб. Ситуаций может быть множество, но главное – чем руководствуется человек, совершая тот или иной поступок. Когда защищает священный дар жизни, останавливая зло – это одно, но когда ситуация не такая явная, для того чтобы самому не попасть в сети зла, надо руководствоваться словами апостола Павла: «Побеждай зло добром». В сущности, бороться со злом можно только одним способом: образно говоря, чтобы стало больше света, чтобы темнота отступила, надо зажечь свечу. А не просто изучать, что это за тьма. У нас есть всегда духовный путь решения проблемы – молитва. Можно бороться со злом, останавливая его внутри себя, не давая себя спровоцировать на ответное зло. А то ведь часто, отвечая, человек творит зло еще большее, считая, что он вправе это делать. Но ведь даже Христос говорил, что Он судит не от Себя: «…суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5. 30).

Выше мы говорили о суде людском и о Суде Высшем, Божественном. Но есть еще один суд, который не надо долго ждать, чтобы понять, так ли мы живем. Это суд нашей совести, а совесть называют еще голосом Ангела Хранителя в нас.

Молитвы в защиту от обидчиков

Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой

«Умягчение Злых Сердец», или «Семистрельная»

Тропарь: Умягчи наши злые сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашей разреши. На Твой Святый образ взирающи, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твои лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердная, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути. Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.

Кондак: Избранней Деве Марии, превысшей всех дщерей земли, Матери Сына Божия, Егоже даде спасению мира, со умилением взываем: воззри на многоскорбное житие наше, воспомяни скорби и болезни, ихже претерпела еси, яко наша земнородная, и сотвори с нами по милосердию Твоему, да зовем Ти:

Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая.

Молитва: О, многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, Приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреидеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва о примирении враждующих

Владыко Человеколюбче, Царю веков и Подателю благих, разрушивший вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабом Твоим, вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди: угаси всяку распрю, отыми вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

А. А. Голенищев-Кутузов

Бывают времена, когда десница Бога,

Как будто отстранясь от мира и людей,

Дает победу злу – и в мраке смутных дней

Царят вражда и ложь, насилье и тревога;

Когда завет веков минувших позабыт,

А смысл грядущаго еще покрыт туманом,

Когда глас истины в безсилии молчит

Пред торжествующим обманом.

В такие дни хвала тому, кто, с высоты

На оргию страстей взирая трезвым оком,

Идет прямым путем в сознанье одиноком

Безумия и зла всей этой суеты;

Кто посреди толпы, не опьяненный битвой,

Ни страхом, ни враждой, ни лестью не объят,

На брань враждующих ответствует молитвой:

«Прости им, Господи, – не знают, что творят!»

Комната в серых тонах. На полу черно-белая плитка под вид шахматной доски. В центре помещения стоят два стула спиной друг к другу. А на стульях сидят двое. Парень и девушка.

Что ты думаешь о словах «добро всегда побеждает зло»? - вдруг спросил парень.

Думаю, что это ложь, - ответила девушка, и посмотрела на свои руки. От середины ладони появлялось прожженное пятно.

Почему? - парень чуть склонил голову в бок.

Потому что, сколько добра бы не было, люди всегда это испортят, - пятно на ладонях медленно увеличивалось в размерах.

А если бы был создан мир для идеальной жизни? Не было бы воровства, убийств, насилия? - юноша чуть наклонился вперед, оперевшись локтями о колени.

Нет. Они все испортят. Их не будет устраивать это. Они все испортят… - кончики пальцев стали рассыпаться в пепел. По щекам девушки потекли слезы.

То есть по твоему, добра не существует? - губы парня тронула ухмылка.

Существует. Но люди уже потеряли смысл этого слова, - рука по локоть уже отсутствовала. Пепел, вперемешку со слезами, лежал у ног девушки.

Глупышка. И ты, и такие как ты. Вы боретесь за добро и счастье для людей, но кому это уже нужно? - ему приятно осознавать, что он прав.

Она промолчала. Подул ветер, сдувая пепел и частички тела девушки.

Ты жалеешь? - парень наконец повернулся и сел боком к девушке, что бы видеть ее. Он хотел видеть то, как Ангел признается в своей ошибке. Как Ангел рушиться.

Нет. - Ангел повернула голову и посмотрела на Демона. На ее лице была улыбка. - Я не жалею. Если мир еще существует, если дети любят своих матерей, если матери любят своих детей, если люди живут для кого-то, если люди любят, значит добро еще осталось в их душах. Значит зло еще не поглотило их. Значит все еще может измениться.

Наивная тварь! Нет в них ничего! Лишь похоть и ненависть, лишь личная выгода, лишь эгоизм! - Демон резко вскочил со стула и схватил за плечи то, что еще осталось от Ангела.

Глупый. Ты знаешь, что я права. Если бы не было добра, я бы не сидела здесь. Ты бы давно меня прикончил. Ты ведь, все еще любишь меня? - Ангел провела пока еще целыми пальцами по щеке Демона.

Хватит! - Демон резко отшатнулся и схватив свой стул швырнул его в Ангела. Но мебель пролетела сквозь парящий пепел.

Хватит. Хватит! ХВАТИТ! - Демон упал на колени, обхватив руками голову.

Почему эти чертовы людишки так были важны тебе? Почему? Почему ты отдавала себя без остатка? Почему ты выбрала их, а не меня? Почему? - Демон окончательно упал на пол, содрогаясь в истерике.
На минуту он затих, но вскоре послышался смешок, который постепенно перерастал в истеричный смех. Глаза Демона налились кровью. Пальцы сами потянулись к лицу, царапая его.