Подвижные игры на открытом воздухе. Игры на свежем воздухе для детей. Море волнуется - раз

Время чтения: 8 минут

Игра – эта важнейшая часть жизни маленьких детей. Посредством активных и подвижных игр ребята развивают в себе ловкость, мышление, проворность, выносливость, смекалку, всецело познают мир, находят друзей и учатся выстраивать отношения в команде, познают силу командного духа, преодолевают стеснительность. Особо полезно для малышей подвижное времяпрепровождение на воздухе.

Мы, как родители, обязаны учить своих отпрысков, знакомить с миром, с окружающей средой, в том числе обучать их различным детским играм, которые и сами так любили в детстве. Предлагаем вам различные полезные и веселые игры на свежем воздухе для детей, которые обязательно понравятся вашему малышу.

Летние игры

В летний период дети больше всего времени проводят на воздухе, играя с друзьями и товарищами. Это время необходимо использовать с максимальной пользой для здоровья и развития детей.

Игры с мячом

Возраст 1,5-3 года

  • «Прокати мяч». Данное упражнение направлено на развитие навык отталкивания, улучшает координацию движения, способствует развитию глазомера и внимания. Детки садятся на корточках друг против друга на расстоянии не более метра. Один игрок отталкивает мяч другому, тот в свою очередь ловит снаряд и прокатывает его обратно напарнику по игре. Усложнять игру можно, попросив ребят менять положение: сначала прокатывать мяч на корточках, затем стоя на одном и двух коленях, затем стоя на ногах, наклоняясь к мячу. Предложите малышам попытаться хлопнуть в ладоши после каждого отталкивания мяча.
  • «Мяч в ворота». Цель игры – научить ребенка координировано направлять мяч к цели. С помощью палок, скакалки, кеглей­ и т.д. обозначьте условные ворота на земле. Ребенок располагается на расстоянии двух-трех метров от цели. Наклонившись к ногам, малыш должен прокатить мяч по прямой линии, чтобы попасть в ворота.
  • «Ловим отскочивший мяч». Задача данной забавы – научить ребят ловить мячик, изменивший направление. Дите становится напротив стены на ровной площадке. Затем кидает мяч, после чего отскочивший и стукнувший в землю снаряд, необходимо поймать. По мере взросления ребенка в дальнейшем его можно будет научить перепрыгивать через отскочивший мяч, а не ловить его.

Возраст от 3 лет

  • «Я знаю». Данная игра позволяет детям научиться выполнять одновременно несколько задач и концентрировать свое внимание. Особо любима такая забава девочками. Необходимо отбивать мяч рукой от земли (по принципу баскетбольных постукиваний) и при этом говорить: «Я знаю пять …». Далее надо назвать имена девочек, имена мальчиков, названия городов, стран, цветов, планет и т.д. Как только игрок не успевает назвать слово при отбивании мяча, он проигрывает, уступая ход другому участнику.
  • «Десятки». Это развлечение больше любят мальчишки, хотя и некоторые активные и подвижные девочки не отстают от них. Также понадобиться относительно ровная площадка и стена. Об стену необходимо ударить мяч сначала 10 раз по принципу волейбольного броска, затем 10 раз, ударяя по снаряду ладонями снизу. После этого по пять раз мяч необходимо бросить сначала под правую, а затем под левую ногу так, чтобы он, отскочив от земли, ударился об стену, а игрок должен его поймать. Далее необходимо стать спиной к стене и 10 раз бросать мяч между ног так, чтобы он отскакивал от земли и ударялся об стену, а игрок ловил его. И последнее упражнение в данном цикле – 5 раз выполнить отбивание мяча прямой рукой об стену, не ловя при этом снаряд.

Возраст от 5 лет

  • «Вышибала». Для этого развлечения понадобиться группа детей. Двое игроков располагаются по краям площадки, остальные – в ее центре. Задачей центральных игроков является увернуться от мяча, который поочередно будут бросать двое крайних игроков. В кого мяч попадет, то выбывает из поля. Побеждает тот, кто продержится дольше всех.
  • «Мяч под планкой». В центре игровой площадки становятся двое участников, которые держат планку (палку) на высоте 50 см от земли. Перпендикулярно планке на расстоянии 3-5 м от нее нужно провести две линии, которые будут обозначать пределы поля. Третий игрок ударом ноги отбивает мяч так, чтобы он прокатился под планкой и при этом не выкатился за пределы очерченного игрового поля. Затем ведущий игрок меняется с одним из тех, кто держал планку, и так по очереди.

  • «Квач» — самая популярная и распространенная подвижная детская игра. Одни участник назначается «квачом», его задача – поймать кого-то из убегающих игроков. Тот, кто был пойман, становится «квачом».
  • «Классики». В эту игру, если не играют все дети, то хотя бы ее знают. В летнее время асфальт во всех дворах разрисован «классиками». Мелками необходимо начертить рядом друг с другом два столбика клеток, в центре которых по кругу написать цифры от 1 до 10. Игрок бросает плоский камешек на первый классик и, прыгая на одной ноге, пытается толкать камешек перед собой так, чтобы ни нога, ни камешек не попали на линии классиков. Как только все 10 классиков были пройдены, игра повторяется, но уже начинается со второго классика. Выигрывает тот, кто безошибочно пройдет все 10 классов.
  • «Птички в клетке». Чем больше ребят будет­ принимать участие в этой забаве, тем веселее. Одна часть детей образуют круг, взявшись за руки – это будет клетка. Другие детки бегают вокруг клетки, махая ручками-крылышками. Ведущий говорит: «Открыть клетку». Ребята в кругу поднимают сомкнутые руки, а игроки-птички залетают в клетку и тут же устремляются обратно. Ведущий быстро говорит: «Закрыть клетку». Те «птички», которые не успели вылететь из клетки, встают в круг и увеличивают размеры клетки. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все «птички».

Игры-соревнования

  • «Зайка попрыгайка». Дети становятся на одной линии и выполняют по три прыжка на двух ногах, какой «зайчик» прыгнет дальше всех за эти три движения, тот и победитель.
  • «Кто дольше». По команде ведущего игроки поднимают одну ногу, согнув ее в коленях, руки держат на поясе, глаза закрытые. Цель игры – простоять на одной ноге дольше всех. ­
  • «Сороконожка». Эта игра предназначена для детей младшего школьного возраста, которые уже достаточно умело могут координировать свои движения. В забаве принимает участие две команды по одинаковому количеству игроков. Дети выстраиваются в шеренгу по росту от самого низкого до самого высокого. Участники присаживаются на корточки и левую руку просовывают себе между ног, хватают ее правую руку участника, что находится позади. И так все дети должны сцепиться в «сороконожку» правой рукой за впередистоящего игрока, а левой за игрока позади. По команде ведущего обе «сороконожки» должны добраться по прямой до указанной цели, которая располагается на расстоянии 25-30 м. Участники должны передвигаться на корточках, не расцепляя руки. Если «сороконожка» распадется, игроки должны остановиться, соединиться руками и продолжить путь. Выигрывает та команда, которая первой доберется до финиша.

Конечно, осенняя слякоть и холодный ветер не способствуют активному времяпрепровождению на свежем воздухе. Но редкие теплые осенние деньки нужно обязательно ловить и выходить с детьми на прогулки, чтобы познакомить своих малышей с золотой порой и весело поиграть.

  • «Раз каштанчик, два каштанчик». Цель игры – познакомить ребенка с природой и обучить счету. В корзинку или ведерце собирайте с малышом упавшие с дерева каштаны и приговаривайте при этом: «Раз каштанчик, два каштанчик и т.д.». Подойдите к дереву и покажите дитю, в каком «домике» живут каштаны. Знакомьте ребенка с окружающей природой, собирайте различные по форме листики. Изучайте новые цвета: золотистый, багряный, темно-желтый и т.д.
  • «Поймай листочек». Взрослый поднимаем руку с листиком на вытянутой руке, а игроки должны попытаться допрыгнуть и сорвать его. Если это не получилось ни у одного ребенка, взрослый делает «листопад», отпуская лист, первый поймавший его игрок – победитель.
  • «Птички в гнездышках». На земле чертятся круги-гнезда для птичек в количестве на один меньше, чем игроков. Один ведущий игрок говорит: «Птички, в гнездышки». Все игроки сидят по кругам, после этого ведущий произносит: «Птички, на волю». Игроки «вылетают» из своих гнездышек и порхают вокруг. По команде «Птички, в гнездышки» все возвращают в очерченные круги, но при этом и ведущий занимает себе «гнездо». Игрок, оставшийся без гнезда, становится ведущим.

Зима дает огромный полет для детского уличного творчества. Конечно же, маленьким непоседам не обойтись без вашей помощи, поэтому погожим зимним днем, когда на улице выпало много-много снега, всей семьей отправляйтесь на прогулку.

  • «Катание на санках». Пожалуй, нет более увлекательного и веселого зимнего развлечения, чем катания с горки на санках. Совсем маленькие детки должны кататься в санках с кем-то из взрослых. Иначе забава может закончиться плачевными результатами.
  • «Полет ангела». Покажите своему чаду, как на снегу можно изобразить полет ангела. Ложитесь в снежный сугроб, а затем захлопайте по сторонам руками и ногами, описывая ангельскую форму.
  • «Юные следопыты». На снегу прекрасно отпечатываются различные следы, чем это не повод поиграть в маленького следопыта. Ребенок ходит ножками по снегу, исследует оставленные следы, затем сравнивает их с вашими большими и широкими. Давайте найдем следы собачки и посмотрим, чем они отличаются от человеческих. А может вам посчастливится отыскать следы белочки, кошки, различных птичек – это, несомненно, доставит ребенку массу удовольствия.
  • «Снежная лепка». Конечно же, одним из самых распространенных занятий во время зимних прогулок является лепка из снега. С детьми вы можете слепить от банального снеговика до причудливой черепахи или даже неведомой зверушки. Хотите сделать что-то более экстравагантное? – Установите снеговика вверх ногами. Также забавно смотрятся странные человечки или существа, вылепленные на скамейках.
  • «Цветное рисование по снегу». На прогулку захватите с собой пищевые красители или же краску гуашь. В пластиковый стаканчик наберите небольшое количество воды (также захваченной из дома), в воде разведите небольшое количество красителя или краски. Разбрызгивая цветную воду по снег, можно получить оригинальные и забавные рисунки. Можно также направлено рисовать цветной водой, набранной в пипетку. Таким способом можно нарисовать от простеньких цветочков и солнышек до настоящих сказочных сюжетов.
  • «Постройка снежных замков». Научите ребенка строить снежную крепость. Плотно утрамбовывайте снег в ведерке или другой форме, после чего из полученных снежных блоков выстраивайте замки, крепости и другие сооружения. Такое занятие обязательно понравиться вашему малышу и увлечет в процесс постройки всех членов семьи.

Весенние игры

Весной мы продолжаем ребенка знакомить с природой, с особенностями природных явлений, которые присущи только этому времени года.

  • «Кораблик по ручью». Находите с дитем ближайший ручеек и запускайте по нему кораблик. Конечно же, кораблик необходимо будет построить предварительно дома, к этому занятию обязательно привлеките малыша.
  • «Бобровая платина». На том же ручейке из веточек и других подручных материалов можно соорудить подобие платины, как это делают бобры. Акцентируйте внимание ребенка на том, как скапливается жидкость в месте постройки.
  • «Маленький огородник». Никто не говорит о том, чтобы идти с дитем вспахивать поле. Но даже в густозаселенном городе можно найти место, в котором можно высадить дерево или куст. Это пойдет на пользу не только окружающей среде, но и развитию вашего ребенка.

В общем, игры на свежем воздухе с детьми могут быть интересными и увлекательными не только для подрастающего поколения, но и для взрослых. Главное – это ваше желание и фантазия.

а значит, дети и взрослые больше времени проводят на улице. Пришло время для интересных подвижных игр игр на воздухе.

Играть можно в маленькой и большой компании вместе со взрослыми.

Подвижные игры на воздухе

Такие игры учат детей:

Управлять своим поведением (это пригодится для школы),

Соблюдать правила игры,

— быть изобретательными, находить выход из сложившейся ситуации,

Учатся взаимоотношению с людьми.

Также подвижные игры развивают быстроту, координацию движений, ловкость, сноровку и другие полезные качества. Чтобы дети могли играть, им нужен взрослый, чтобы он мог организовать игру, объяснить правила игры, а потом контролировать игру, чтобы не было каких-то недоразумений.

Подвижные игры желательно проводить во дворе, на даче или прогулке. Сегодня я предложу вам некоторые игры, которые передаются из поколения в поколение-пятнашки и жмурки.

Салки или пятнашки

Эта игра очень распространена во всем мире. Она имеет разные названия, но содержание остается неизменным: один или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями.

Игра проводится на улице, в помещении, с детьми разных возрастов и взрослыми. Количество участников от 3 до 40. Игра не требует руководителей и судей.

По жребию или считалочке (можно выбрать ) выбирают водящего-»салку». Условно устанавливают границу площади игры. все разбегаются в пределах границы площади игры. Водящий говорит: »Я-салка!»-и начинает ловить играющих. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится »салкой» и говорит, подняв руку вверх:»Я-салка!» Он начинает ловить играющих, а бывший »салка» убегает со всеми.

Правила:

1. Ловить играющих-значит прикоснуться к кому-нибудь рукой или определенным предметом (платочком, палочкой), но не хвататься за игрока и не тащить его.

2. Играющие могут бегать только в пределах установленных границ.

3. Выбежавший за границу, считается пойманным и меняется ролями с »салкой».

4. Каждый новый водящий должен объявлять об этом, чтобы дети знали, от кого спасаться.

Эта игра может иметь много разновидностей.

Жмурки

Эта старинная игра тоже имеет много видов. В нее играют дети разных возрастов. Количество участников от 4 до 20. Суть одна: водящий с закрытыми глазами-»жмурка»- должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.

Жмурки с голосом.

Все игроки, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится в середину круга. Ему завязывают глаза. В руки можно дать палочку.

Все играющие движутся по кругу в какую-либо сторону до тех пор, пока водящий не скажет: »Стоп!» Все останавливаются, а водящий протягивает руку вперед. За нее должен взяться тот играющий, на кого она направлена. Водящий просит подать голос. Игрок называет водящего по имени, может менять свой голос, так будет смешнее. Если водящий угадал, кто его позвал, то они меняются местами. Если не угадал, продолжает водить.

Правила:

2. Если водящий и с трех раз не угадал, его сменяет другой игрок.

Путаница

Эта интересная старая игра. Полезно ее проводить, когда хотят сплотить детей, подружить, снять разные барьеры, внести радостное настроение. В эту игру можно играть на улице, в беседке, в помещение, на дне рождения, с гостями. можно играть детям вместе со взрослыми, будет интереснее.

Как играть в путаницу

Выбирают маму и дочку. Мама уходит. все игроки берутся за руки в кругу. Дочка запутывает этот хоровод-можно поднять руки, перешагнуть через них. скрестить. Главное-не отпускать рук. Когда игроки запутались. Они зовут маму.

Мама распутывает нитки и должна всех вернуть обратно в круг. на свое место. правило то же: игроки не должны отпускать руки. Если мама распутала нитки. выбирается другой водящий.

Стоп

Играющие выстраиваются в шеренгу на одном конце площадки. на другом конце, спиной к ним. становится ведущий. Он закрывает руками глаза и говорит: »Быстро шагай, смотри, не зевай!»

Задача игроков-подобраться к ведущему как можно ближе. Через короткое время ведущий говорит:» Стоп!» Игроки должны замереть и остановиться. Ведущий быстро оборачивается. Если он заметит, что кто-то не успел остановиться, посылает игрока назад и потом все повторяется заново.

Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не приблизится к ведущему и не дотронется до него рукой раньше, чем он успеет оглянуться. Тогда все убегают, а ведущий их догоняет. Кого догнали, становится ведущим.

Воробьи-попрыгунчики

На полу или на площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли разместиться по его окружности. Один из игроков-»кот». Он становится в центр круга.

Остальные играющие-»воробышки. »они становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя »воробышки» начинают прыгать внутрь круга и выпрыгивать из него. а »кот» старается поймать кого-то из них в момент, когда тот находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится »котом». а »кот»-»воробышком». Далее, игра повторяется.

Два барана

В эту игру можно играть парами по- очереди. Двое детей, широко расставив ноги, наклоняют туловище вперед, упираются лбами друг в друга. Руки сцеплены за спиной. Задача- противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки-»Бе-бе-бе.»

Вот некоторые подвижные игры, в которые могут играть дети на свежем воздухе.

Потом я еще вам предложу игры для детей.

А пока напишите, в какие подвижные игры любят играть ваши дети. Играете вы вместе с ними? Умеют ли дети соблюдать правила игры? В какие- подвижные игры вы играли в детстве, помните?

Жду ваши комментарии.

Если вам не трудно, нажмите на кнопочки соц. сетей. Пусть ваши друзья тоже прочитают.

Наконец-то к нам пришло тепло, а значит пришла пора игр на свежем воздухе .

В этой статье я опишу любимые летние игры наших дочек и соседских детей на свежем воздухе.

Летние игры на свежем воздухе для детей от 1 года до 3 лет

Песочные игры

Если Вашему малышу исполнился годик, пришла пора запустить его в песочницу. И девочки и мальчики с удовольствием будут трогать песочек, насыпать его в ведерки и «кушать» пирожки, которые сделает мама.

Малыши с удовольствием играют в песочные формочки в виде животных. Обожают маленькие детки играть в песочке с игрушечной посудой, готовя чай и суп, как мама.

Когда деткам исполняется три годика, наступает период социализации, деткам уже нужно общение не только с мамой, но и с другими детками.

Самые распространенные летние игры детей на свежем воздухе:

  • прятки
  • догонялки
  • жмурки
  • классики
  • скакалки

Я предлагаю Вашему вниманию еще несколько :

Летние игры на свежем воздухе для детей от 3-х до 5 лет

Игра «Съедобное-несъедобное»

Возраст детей: от 3 лет.

Один человек выбирается ведущим. Он называет какое-нибудь слово и бросает мяч по очереди всем игрокам. Если назван продукт, то мяч нужно поймать. Если слово обозначает несъедобный предмет, то мяч ловить нельзя. Игру можно усложнить, путая ребенка: «песочная шоколадка», «каменный апельсин», «вареный комарик» и пр.

Игра «Гуси и волки»

Считалкой определяется 1 волк или больше, в зависимости от количества игроков. Один игрок — хозяин, остальные игроки — гуси.

В середине площадки рисуются две линии на расстоянии 1 м — это гора, под которой живет волк.

Хозяин стоит по одну сторону рва, гуси — по другую. Хозяин говорит: «Гуси-гуси».

Гуси отвечают: «Га-га-га».

Хозяин спрашивает: «Есть хотите?»

Гуси отвечают: «Да-да-да»

Хозяин: «Хлеба с маслом?»

Гуси: «Нет-нет-нет»

Хозяин: «А чего же вам?»

Гуси: «Конфет»

Хозяин: «Ну летите»

Гуси: «Нам нельзя: серый волк под горой не пускает нас домой».

Хозяин: «Ну летите, как хотите, только крылья берегите».

И «гуси» летят через гору, а волк их ловит. Кого волк поймает, тот сам становится волком.

Игра «Дети и медведь»

Эта игра похожа на предыдущую.

Количество игроков: 5 и больше.

Считалкой определяется медведь. В углу площадки для него рисуется берлога. Желательно, чтобы вход в берлогу был загорожен скамейкой или бревном.

Медведь залезает в берлогу, а остальные игорки становятся на другой стороне площадки. Дети идут в лес, к берлоге медведя за грибами и ягодами. При этом они напевают дразнилку: «У медведя во бору грибы, ягоды беру. Медведь постыл, на печи застыл».

После дразнилки, «медведь» просыпается, вылезает из берлоги и бежит за детьми. Тот, кого медведь поймает, сам становится медведем. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут медведями.

Игра «Кошки-мышки»

Количество игроков: 5 и больше.

Считалкой определяются кошка и мышка. Остальные игроки берутся за руки, образуя круг. «Кошка» стоит за кругом, а «мышка» находится внутри круга. Кошка пытается войти в круг, чтобы поймать «мышку», но игроки не пускают ее, закрывая перед ней вход. Если «кошка» забегает в круг, то игроки поднимают руки вверх, выпуская «мышку».

Игра продолжается до тех пор, пока «кошка» не поймает «мышку». При этом «кошка» становится в круг, «мышка» становится «кошкой», а «мышкой» выбирается новый игрок и игра продолжается.

Игра «Тише едешь, дальше будешь»

Количество игроков: 2 и больше.

Считалкой определятся водящий, после этого необходимо нарисовать две черты на расстоянии 5-7 м.

Ведущий становится у одной черты, второй игрок у другой. Ведущий, стоя спиной ко второму игроку, говорит: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп». И резко оборачивается. Если ведущий заметил, как двигался второй игрок, то игрок возвращается на место. И игра начинается снова.

Игра продолжается до тех пор, пока второй игрок, незаметно доберется до ведущего. Игроки меняются ролями и игра продолжается.

Игра «Львы и зебры»

Считалкой определятся водящий — лев, все остальные — зебры.

Лев становится на возвышение и говорит: «Раз, два, три, игру начни».

Все зебры стоят в «табуне», как только лев сказал слова, табун убегает, а лев старается кого-нибудь поймать. Зебры могут сопротивляться и спасать своего собрата, легонько отталкивая льва.

Как только лев захватит зебру, он тащит ее в свое логово — на возвышенность и пытается защекотать до смеха. Если зебра засмеется, то она становится львом, а если зебра останется серьезной, то лев вынужден ее отпустить.

Игра продолжается до тех пор, пока все зебры не станут львами.

Летние игры на свежем воздухе для детей от 5-ти до 8 лет

Игра «Летела корова»

Дети становятся в широкий круг, руки не смыкают. Левую руку каждый игрок свободно кладет поверх правой руки соседа.

Игра начинается. По очереди игроки говорят по одному слову из игры и левой рукой хлопают по правой руке соседа.

Слова в игре такие:

Летела корова по синему небу. Читала газету №…

Игрок называет любой номер (например, 10) и по очереди начинается счет до этого номера: 1, 2, 3, …10. Каждую цифру называет новый игрок, когда подходит последняя цифра, игрок следующий за говорящим, должен отдернуть руку. Если игрок, не успел отдернуть руку, то он проиграл. И игра начинается снова.

Игра очень нравится детям и позволяет быстро освоить счет.

Игра «Король любит»

Количество игроков: 4 и больше.

По считалке, или по желанию один игрок выбирается ведущим — он Король. Король стоит спиной к остальным игрокам и произносит одну из двух возможных фраз: «Король любит» или «Король не любит» и называется какой-нибудь цвет.

К примеру, ведущий говорит: «Король любит желтый цвет». Те игроки, у которых есть желтый цвет на одежде или обуви, спокойно проходят. Король ловит игроков, у которых нет желтого цвета.

Если же произнесена фраза «Король не любит желтый цвет», то, наоборот, спокойно проходят игроки у которых нет желтого цвета. А король ловит игроков, имеющих на себе желтый цвет.

Если у игрока небольшой рисунок желтого цвета, то можно его прикрыть ладошкой и спокойно пройти.

Как только король дотронется до какого-нибудь игрока, новый игрок становится королем и игра начинается заново.

Игра «Третий лишний»

Количество игроков: 8 и больше.

Считалкой определяются водящий и убегающий. Остальные дети становятся парами, образуя круг.

Убегающий считает до трех и убегает, а водящий старается его догнать. Убегающий может забежать в круг, встать впереди какой-нибудь пары и крикнуть «Третий лишний». При этом третий человек становится убегающим и бежит от водящего. Если водящий осалит убегающего, то они меняются ролями.

Игра «Выше ножки от земли»

Количество игроков: 4 и больше.

Считалкой определяется водящий, он бегает за остальными игроками, пытаясь их осалить. Если игрок, запрыгнул на скамейку, бревнышко, т.е. его ноги не касаются земли, то его нельзя салить.

Если же водящий осалит игрока, то они меняются ролями.

Игра «Собачка»

Количество игроков: три и больше.

Считалкой определяется человек, который будет «собачкой». Остальные дети дети становятся на расстоянии 7-10 м друг от друга и бросают мяч друг другу. Ребенок, которому выпала роль собачки, старается коснуться мяча. Как только он коснется мяча, то водящим становится тот, кто последний бросил мяч.

Игра «Передай мяч»

Количество игроков: 4 и больше.

Эта игра похожа на игру в «Собачку», но в нее играет большее количество детей. Также считалкой определятся водящий. А все остальные игроки становятся в круг и передают мяч от одного человека другому. Водящий находится за пределами круга и старается коснуться мяча. Как только ему удается дотронуться до мяча, он становится в круг, а водящим становится тот, у кого в руках коснулись мяча.

Правила игры:

  1. Мяч не разрешается ронять. Тот, кто уронит мяч становится водящим.
  2. Мяч нужно передавать соседу, а не перебрасывать через игроков.
  3. Круг может быть маленьким, тогда мяч передают друг другу, а можно встать друг от друга подальше и перебрасывать мяч.

Игра «Паучок»

Количество игроков: 3 и больше.

Эта игра смесь «Жмурок» и «Стоп, земля».

Считалкой определяется ведущий — паучок. Он зажмуривает глаза и считает до 10. Все остальные (мушки) разбегаются.

Как только паучок досчитал до 10, он, с зажмуренными глазами, идет искать мух. Поймав муху, он на ощупь должен определить, как ее зовут. Если паучок угадал, то муха сама становится паучком.

Во время игры, паучок может сказать две волшебные фразы «Стоп, земля» или «Стоп, воздух».

Если паучок сказал «Стоп, земля», то из мух, стоящих на земле, считалкой выбирается новый паучок.

Если же паучок сказал «Стоп, воздух», то новый паучок выбирается из мух, стоящих на возвышении.

Вот в такие интересные летние игры на свежем воздухе мы играем со всеми детьми нашего дружного двора.

А здесь Вы можете посмотреть, как девушки играют в «Резиночку» — эта игра интересна и девчонкам и мальчишкам самого разного возраста:

«Совушка»

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры: Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает - все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д.

Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

«Бездомный заяц»

Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные «зайцы» стоят в обручах - «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» - «охотником».

«Лиса в курятнике»

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

Ход игры: На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В нем на насесте (на скамейках) сидят «куры».

На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место - двор. Один из играющих назначается «лисой», остальные - «куры». По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу: «Лиса!» - «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».

«Пробеги тихо»

Цель: учить бесшумно двигаться.

Ход игры: Дети делятся на группы из 4-5 человек, распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец площадки. Если водящий услышит, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.

«Самолеты»

Цель: учить легкости движений, действовать после сигнала.

Ход игры: Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.

«Зайцы и волк»

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры: Одного из играющих выбирают «волком». Остальные - «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, воспитатель говорит:

Зайцы скачут скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают - не идет ли волк.

Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.

«Охотник и зайцы»

Цель: учить метать мяч в подвижную цель.

Ход игры: На одной стороне - «охотник», на другой в нарисованных кругах по 2-3 «зайца». «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник», «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого попал «охотник», считается подстреленным, и «охотник» уводит его к себе.

«Жмурки»

Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.

Ход игры: Жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят на середину площадки, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:

Кот, кот, на чем стоишь?

На мосту.

Что в руках?

Лови мышей, а не нас!

Игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.

«Удочка»

Цель: учить правильно подпрыгивать: оттолкнуться и подобрать ноги.

Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре - воспитатель с веревкой в руках, на конце которой привязан мешочек. Воспитатель крутит веревку, а дети должны перепрыгнуть.

«Кто скорее до флажка?»

Ход игры: Дети распределяются на несколько команд. На расстоянии 3 м от исходной черты ставятся флажки. По сигналу воспитателя надо прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом возвратиться в конец своей колонны.

«Птички и кошка»

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом - «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» кошка отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

« Не попадись!»

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; развивать ловкость.

Ход игры: Кладется шнур в виде круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится внутри круга. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри. Через 30-40сек. Воспитатель прекращает игру.

«Ловишки»

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный становится ловишкой. В конце игры говорят, какой ловишка самый ловкий.

«К названному дереву беги»

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.

Ход игры: выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

«Найди листок, как на дереве»

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку; развивать наблюдательность.

Ход игры: Воспитатель делит группу на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

«Кто скорее соберет?»

Цель: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

«Пчелки»

Цель: учить действовать по словесному сигналу; развивать быстроту, ловкость; упражнять в диалогической речи.

Ход игры: Все дети — пчелки, они бегают по комнате, размахивают крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (выбранный по желанию) и говорит:

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет.

Пчелки отвечают:

Этот улей — домик наш.

Уходи, медведь, от нас,

Пчелки машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя.

«Жуки»

Цель: развивать координацию движений; развивать ориентацию в пространстве; упражнять в ритмичной, выразительной речи.

Ход игры: Дети-жуки сидят в своих домах (на скамейке) и говорят: «Я жук, я тут живу, жужжу, жужжу:ж-ж-ж». По сигналу педагога «жуки» летят на поляну, греются на солнышке и жужжат, по сигналу «дождь» возвращаются в домики.

«Найди себе пару»

Цель: учить быстро бегать, не мешая друг другу; закреплять названия цветов.

Ход игры: Воспитатель раздает разноцветные флажки играющим. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное кол-во детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.

«Такой листок - лети ко мне»

Цель: развивать внимание, наблюдательность; упражнять в нахождении листьев по сходству; активизировать словарь.

Ход игры: Воспитатель с детьми рассматривает листья, упавшие с деревьев. Описывает их, говорит, с какого они дерева. Через некоторое время, раздает детям листья от разных деревьев, находящихся на участке, и просит внимательно его послушать. Показывает лист от дерева и говорит: «У кого такой же листок, бегите ко мне!»

«Зимующие и перелетные птицы» (русская народная)

Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.

Ход игры: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички».

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

«Пчелки и ласточка» (русская народная)

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры: Играющие дети-«пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» - в своем гнезде. «Пчелки» (сидят на поляне и напевают):

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка: - Ласточка летает, пчелок поймает.

Вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».

«Песенка стрекозы»

Цель: развивать координацию движений; упражнять в ритмичной, выразительной речи.

Ход игры: Дети становятся в круг, произносят хором слова, сопровождая их движениями:

Я летала, я летала, устали не знала.

(Плавно взмахивают руками.)

Села, посидела, опять полетела.

(Опускаются на одно колено.)

Я подруг себе нашла, весело нам было.

(Плавные взмахи руками.)

Хоровод кругом вела, солнышко светило.

(Водят хоровод.)

«Кот на крыше»

Цель: развивать координацию движений; развивать ритмичную, выразительную речь.

Ход игры: Дети становятся в круг. В центре - «кот». Остальные дети - «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:

Тише мыши, тише мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись.

И коту не попадись!

После этих слов «кот» гонится за мышками, те убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом - норку, куда «кот» не имеет права забегать.

«Журавль и лягушки»

Цель: развивать внимание, ловкость; учить ориентироваться по сигналу.

Ход игры: На земле чертится большой прямоугольник - река. На расстоянии 50 см от нее сидят дети-«лягушки» на кочках. Позади детей в своем гнезде сидит «журавль». «Лягушки» усаживаются на кочки и начинают свой концерт:

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлепнулись лягушки.

И, надувшись, как пузырь,

Стали квакать из воды:

«Ква, ке,ке,

Ква,ке,ке.

Будет дождик на реке».

Как только лягушки произнесут последние слова, «журавль» вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки» прыгают в воду, где «журавлю» ловить их не разрешается. Пойманная «лягушка» остается на кочке до тех пор, пока «журавль» не улетит и не вылезут «лягушки» из воды.

«Охота на зайцев»

Цель: развивать внимание, ловкость, быстрый бег.

Ход игры: Все ребята-«зайцы» и 2-3 «охотника». «Охотники» находятся на противоположной стороне, где для них нарисован дом.

Воспитатель: -

Никого нет на лужайке.

Выходите, братцы-зайки,

Прыгать, кувыркаться!..

По снегу кататься!..

«Охотники» выбегают из домика и охотятся на зайцев. Пойманных «зайцев» «охотники» забирают себе в дом, и игра повторяется.

«Жмурки с колокольчиком»

Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

Ход игры: Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей - жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями.

«Воробушки»

Цель: развивать ловкость, внимание.

Ход игры: Дети (воробушки) сидят на скамейке (в гнездышках) и спят. На слова педагога: «В гнезде воробушки живут и утром рано все встают», дети раскрывают глаза, громко говорят: «Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик! Так весело поют». После этих слов дети разбегаются по участку. На слова педагога: « В гнездышко полетели!» - возвращаются на свои места.

«Зайка»

Цель: развивать ловкость, быстрый бег.

Ход игры: Выбираются 2 ребенка: «зайчик» и «волк». Дети образуют круг, взявшись за руки. За кругом - «зайчик». В кругу «волк». Дети ведут хоровод и произносят стихотворение. А «зайка» прыгает за кругом:

Скачет зайка маленький около завалинки,

Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка!

«Волк» старается выбежать из круга и поймать «зайчика». Когда «зайчик» пойман, игра продолжается с другими игроками.

«Лисичка и курочки»

Цель: развивать быстрый бег, ловкость.

Ход игры: На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном - стоит лисичка. Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т.д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.

Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

«Зайцы и медведи»

Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться.

Ход игры: Ребенок-«медведь» сидит на корточках и дремлет. Дети- «зайцы» прыгают вокруг и дразнят его:

Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

«Медведь» встает, отвечает:

Я медком не угостился

Вот на всех и рассердился.

1,2,3,4,5 - начинаю всех гонять!

После этого «медведь» ловит «зайцев».

«Где мы были»

Цель: развивать двигательные навыки и умения; развивать наблюдательность, внимание, сообразительность, дыхание.

Ход игры: Считалкой выбирается водящий. Он выходит за веранду. Оставшиеся дети сговариваются, какие движения они будут делать. Потом приглашают водящего. Он говорит: «Здравствуйте, дети! Где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем!» Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать - снова водит.

«У медведя во бору»

Цель: учить ориентироваться в пространстве; развивать внимание.

Ход игры: На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2—3 шагов, очерчивается место для медведя. На противоположном конце обозначается линией дом детей. Воспитатель назначает одного из играющих медведем (можно выбрать считалкой). Остальные играющие — дети, они находятся дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т. е. имитируют соответствующие движения и говорят: « У медведя во бору,

грибы, ягоды беру, А медведь сидит и на нас рычит».

Медведь с рычанием встает, дети убегают. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного он отводит к себе. Игра возобновляется. После того как медведь поймает 2—3 играющих, назначается или выбирается новый медведь. Игра повторяется.

«Перелет птиц»

Цель: учить двигаться в одном направлении, быстро убегать после сигнала.

Ход игры: Дети стоят в одном углу участка - они птицы. В другом углу - скамейки. По сигналу педагога: «Птички улетают!», дети, подняв руки, бегают по площадке. По сигналу: «Буря!», бегут к скамейкам и садятся на них. По сигналу взрослого: «Буря кончилась!», дети слезают со скамеек и продолжают бег.

«Огуречик… огуречик…»

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры: На одном конце зала - воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик, Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет». После окончания речевки, дети убегают в свой дом. воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

«Ловишка, бери ленту!»

Цель: развивать ловкость, воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре.

Ход игры: Играющие встают в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, берут цветную ленту и закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встает в центр круга. По сигналу воспитателя «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка догоняет их, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя" «Раз, два, три. В круг скорей беги!» дети собираются в круг. Ловишка подсчитывает количество лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.


Дружно все вместе.

Играющие становятся на одной стороне поляны. Перебежать через нее надо шеренгой, удерживая равнение. Все должны бежать с одной скоростью, никто никого не должен обгонять.

Кто впереди?

Дети располагаются друг за другом; по сигналу бегут колонной вокруг поляны в среднем темпе. Через некоторое время взрослый называет кого-нибудь из играющих, ребенок говорит: «Я впереди!», выходит из колонны и, обогнав всех, становится впереди. Он ведет колонну до тех пор, пока взрослый не вызовет следующего.

Считай шаги.

Дети собираются на одной стороне поляны. Каждому играющему предлагается несколько раз в произвольном темпе перебежать на другую ее сторону, совершая всякий раз все меньшее количество шагов. Кто сделает это лучше?

Жеребята.

Дети встают по кругу друг за другом. Согнув руки в локтях ладонями книзу, они, изображая жеребят, бегут по кругу, высоко поднимая колени и касаясь ими ладоней. По условному знаку взрослого, делая вид, что взяли поводья, переходят на широкий шаг рысью. Затем жеребята идут по кругу спокойно, отдыхая. Отдохнув, снова начинают бег (можно в обратную сторону).

Наперегонки парами.

Разбившись на пары, ребята перебегают поляну. Чья пара опередит всех, та и победит. Бегать парами можно и держась за руки крест-накрест.

Беги - сядь - беги!

Когда дети гурьбой перебегают полянку, взрослый внезапно подает команду: «Сесть!», и все должны немедленно сесть. Потом взрослый восклицает: «Бежать!», дети быстро поднимаются и бегут дальше. Сигналы можно подавать не только через равные промежутки времени, но и быстро друг за другом, пока еще не все успели выполнить предыдущее задание.

Бег с барьерами.

В землю втыкают несколько пар рогулек (высотой 30 см) из веточек на расстоянии 2-3 шагов друг от друга, на них кладут хворостины. Играющие по очереди пробегают, перешагивая барьеры. После нескольких повторений игры можно предложить пробежать через барьеры как можно скорее.

Пробежки.

Дети становятся на лугу друг за другом или гурьбой. Взрослый предлагает пробежать трусцой на большое расстояние - от 50 до 100 м. Чтобы пробежать так много, надо к этому готовиться, упражняться каждый день, постепенно увеличивая пробегаемую дистанцию. Главное при этом - не спешить, дышать равномерно, делая полный выдох и глубокий вдох.

На лугу приятно посидеть и полежать на чистой травке. Поэтому здесь хорошо поупражняться в беге из разных исходных положений. Дети ложатся на спину, вытянув ноги в указанную сторону, взрослый предлагает им быстро вскочить и пробежать 10 м. в определенном направлении. Бегать можно из положения лежа на животе, свернувшись калачиком, сидя ноги врозь, стоя на коленях и т. п.

Хоровод.

Играющие образуют два круга, один внутри другого. Все играющие берутся за руки и по указанию взрослого начинают бежать по кругу: стоящие в одном круге бегут навстречу стоящим в другом круге. Потом круги вращаются в противоположную сторону. Можно предложить побегать двумя кругами навстречу друг другу, не держась за руки.

Бабочки, лягушки, цапли.

Дети свободно бегают на лугу. По сигналу взрослого они начинают подражать движениям бабочек (машут крылышками, кружатся), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только взрослый произнесет: «Снова побежали!», они снова начинают бегать по лугу и произвольных направлениях.

Горелки.

Играющие становятся в колонну парами, впереди колонны - водящий. Дети хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны - один слева, другой справа от нее. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успеют встретиться и взяться за руки впереди него. Если водящему удастся это сделать, он с пойманным берется за руки и они становятся впереди колонны. Оставшийся без пары становится водящим.

Гуси,гуси!

На одной стороне луга обозначается дом, в нем находятся гуси. На противоположном краю луга стоит пастух. Сбоку находится логово, в котором живет волк. Остальное место - луг. На него пастух выгоняет гусей, они щиплют травку, машут крыльями.

Пастух. Гуси, гуси!

Гуси (останавливаются и отвечают хором).Га, га, га!

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да, да, да.

Пастух. Так летите.

Гуси: Нам нельзя! Серый волк под горой Не пускает нас домой.

Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите.

Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово.

После нескольких перебежек назначаются новые волк и пастух.

Луговое троеборье.

Дети должны выполнить следующие задания:


  1. приняв старт из положения сидя, разбежаться и перепрыгнуть через невысокую кочку или канавку;

  2. добежать до дуги (согнутый и воткнутый в землю обоими концами ивовый прут или два прута, поставленные накрест), подлезть под нее на четвереньках;

  3. пробежать дальше, перешагивая из обруча в обруч (4-5 штук), разложенные на земле, и как можно скорее добежать до финиша.
Кто лучше и быстрее всех выполнит все три задания, тот самый лучший троеборец!

Тихие пробежки.

Дети получают задание пробежать друг за другом по тропинке быстро, но так тихо, чтобы не хрустнула ни одна сухая веточка.

Широким шагом.

Все вместе шеренгой перебегают с одного края полянки на другой широким шагом. Кто сделает меньше шагов? Так же пробегают от дерева до дерева.

Успевай, поворачивайся.

Взрослый предлагает детям бегать друг за другом между кустами и деревьями, обегая их и меняя направление.

Невидимки.

Часть детей, пригнувшись и скрываясь за низким кустарником, должна пробежать так, чтобы их не заметили. Другая часть группы - наблюдатели располагаются на опушке, полянке или тропинке, следят за пробегающими. Когда пробежки кончатся, все собираются вместе и наблюдатели рассказывают, кого они успели разглядеть, в каком месте и как надо было поступить, чтобы пробежать незамеченным.

Тренировка.

Медленно, трусцой вместе с взрослым дети пробегают 2-4 отрезка по 60-150 м. В перерывах между бегом надо не останавливаться, а ходить свободным шагом. Такие тренировки-пробежки позволяют постепенно подготовить детей к непрерывному пробеганию от 400 до 1000 м, а на седьмом году жизни и 1500 м. Упражняться в беге трусцой необходимо каждый день.

Бег с препятствиями.

В лесу подготавливается дистанция на 60-100 м, на ней располагают несколько препятствий. Дети должны преодолеть все эти препятствия: перепрыгнуть невысокий барьерчик из прутиков, пробежать по бревну, обежать дерево в указанном направлении, перешагнуть, наступая, пенек и т. п. Бежать надо медленно, не торопясь, главное - на дистанции выполнить все задания.

Лесная эстафета.

Играющие разбиваются на 2-3 команды, становятся в колонны на одной стороне поляны. На другой стороне поляны выбираются 2-3 дерева, расположенные на одинаковом расстоянии до играющих. По свистку или другому сигналу взрослого стоящие в командах первыми быстро бегут, пересекая полянку, обегают свое дерево и возвращаются назад. Следующие игроки стоят наготове, протянув левые руки вперед ладонью вверх. Когда первые прибегают, они прикосновением руки передают эстафету, и тогда бегут дети, стоящие вторыми. Побеждает та команда, чьи игроки раньше и безошибочно выполнят задание.

Варианты: обежать дерево 2-3 раза; обежать два дерева, описывая вокруг них восьмерку; не обегать дерево, а только коснуться его рукой; выполнять задание парами, взявшись за руки, и т. п.

Лесные пятнашки.

Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.

У медведя во бору.

На опушке леса между двумя деревьями обозначается берлога медведя. На расстоянии 20-25м от нее располагается дом, в котором живут дети. Играющие выбирают водящего - медведя. Он прячется в свою берлогу. Когда взрослый скажет: «Идите, дети, в лес гулять, грибы и ягоды собирать!» - они все расходятся, ловят бабочек, нюхают цветы, собирают ягоды и т. п. (наклоняются, подпрыгивают, производят различные имитационные движения) и произносят хором:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

После слова «рычит» медведь выбегает из берлоги и ловит убегающих домой детей. Того, кого медведь поймает (коснется рукой), он отводит к себе в берлогу. В пределах дома медведю ловить детей нельзя. После того как медведь поймает 2-3 играющих, выбирается другой водящий (можно выбрать и двоих).

Палочка-выручалочка.

Посередине небольшой лесной полянки или на опушке леса втыкают в землю палочку-выручалочку. Около нее, закрыв глаза, становится водящий, в руках у него короткая палочка. Он громко и медленно считает до 10, в это время остальные разбегаются и прячутся за кусты, деревья, в канавки. Закончив считать, водящий открывает глаза, стучит палочкой по палочке-выручалочке и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла». После этого он начинает искать спрятавшихся. Заметив кого-нибудь, он громко произносит: «Палочка-выручалочка Петю нашла» - и бежит к палочке. Найденный тоже бежит к палочке, стараясь обогнать водящего, первым дотронуться до палочки и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!» Если он успеет это сделать, то считается вырученным, если нет, то выходит из игры.

Водящий старается найти всех спрятавшихся детей и вывести их из игры. Сделать это очень трудно, так как любой из прячущихся может быстро и незаметно для водящего подбежать к палочке-выручалочке и попросить: «Палочка-выручалочка, выручи всех!», и все ранее найденные дети считаются вырученными.

Подпрыгни и повернись.

Дети произвольно располагаются на площадке. По сигналу «Хоп!» все одновременно должны подпрыгнуть повыше, повернуться в указанную взрослым сторону, оглядеться, не сходя с места. Все ли повернулись правильно

Встав шеренгой, дети одновременно сначала делают по 3 прыжка. Кто окажется дальше всех? Затем делают 5 прыжков и т. д.

Бочком.

Дети становятся в колонну на расстоянии двух шагов друг от друга. По указанию взрослого прыгают боком все в одну сторону. Сохранится ли при этом колонна?

Вариант. Стоя в колонне, рассчитываются на первый, второй. По сигналу первые номера прыгают боком вправо, вторые - влево. Никто не спутал?

Кузнечики.

Кузнечики.

На лугу выбирают место с нескошенной высокой травой. Подражая кузнечикам, дети произвольно подпрыгивают на двух ногах, стараясь прыгнуть выше травы. Какой кузнечик прыгнет выше?

Лягушки.

Ребенок приседает и, наклонившись вперед, опирается на руки, отставив их перед собой подальше («прыгает» на руки), затем прыжком подтягивает ноги на уровень рук и снова «прыгает» вперед и опирается руками о землю. Проделав несколько раз упражнение, ребенок может отдохнуть и затем продолжить его.

Прыжок - шутка.

Все встают на четвереньки, пробуют прыгать в сторону. У кого это получится?

Ноги выше головы.

Присев и опираясь руками о землю впереди, дети произвольно выбрасывают ноги назад вверх.

Чехарда.

Несколько детей становятся друг за другом на расстоянии 5-6 шагов. Они принимают устойчивое положение, выставляют одну ногу вперед, сгибают ее в колене, немного наклоняются и опираются о нее двумя руками. Другие играющие по очереди разбегаются, опираются на плечи стоящих детей и перепрыгивают через них, широко разводя ноги в стороны. Потом играющие меняются ролями. Тренироваться в этом упражнении лучше всего парами.

Волки и овцы.

Играющие изображают овец, двое или трое из них - волки. Волки прячутся на одной стороне лужайки в овраге. Овцы живут на противоположной стороне лужайки. Они выходят погулять, разбегаются по лужайке, прыгают, присаживаются и щиплют травку. Как только взрослый произнесет: «Волки!», волки выскакивают из оврага и бегут широкими прыжками за овцами, стараясь поймать их. Пойманных овец волки уводят к себе в овраг.

Игра продолжается по договоренности до тех пор, пока волки не поймают определенное число овец или всех. После этого на роль волков выбираются другие играющие.

Попрыгунчики.

Всем вместе, стоя в шеренге, прыгнуть сперва вперед на правую ногу (отталкиваясь двумя), потом на левую (отталкиваясь правой), а в заключение, оттолкнуться левой ногой и приземлиться одновременно на две ноги. Кто сумеет? Попрыгать тройным прыжком, соревнуясь с товарищем.

Прыгаем по кругу.

Каждый играющий выкладывает из шишек кружок (диаметром не менее 60 см). Все встают левым (правым) боком к своему кружку, кладут руки на пояс и по указанию взрослого начинают прыгать на двух (или на одной) ногах вокруг своего кружочка. Когда взрослый скажет: «Стоп!», немного отдыхают, потом опять прыгают вокруг кружков в противоположном направлении.

После этого упражнения кружки используют для игры «Займи кружок!». Все играющие бегают по полянке, отбегая подальше от кружков. По сигналу взрослого дети бегут к кружкам и становятся в них (кружков должно быть столько, чтобы один из играющих остался без места). Игра повторяется.

Волк во рву.

Посередине полянки, поперек ее, двумя параллельными линиями, выложенными из песка, шишек, мелких палочек на расстоянии 1 м одна от другой, обозначается ров. В нем находится водящий, он изображает волка. Остальные играющие - козы. Они живут на одном краю полянки. На противоположном краю полянки находится поле, в котором козы пасутся. По словам взрослого: «Козы, в поле, волк во рву!» - играющие бегут в поле, перепрыгивая по дороге через ров. Волк бегает во рву, старается поймать (осалить) прыгающих коз-детей. Осаленные отходят на время в сторону. Взрослый говорит: «Козы, домой!» Все бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. Если ребенок попадет ногой в ров, то он тоже считается пойманным.

После нескольких перебежек выбирается другой водящий - волк, и игра начинается снова.

Кто прыгает?

Играющие стоят по кругу, взрослый с ними. Он называет животных и предметы, которые прыгают и не прыгают, при этом поднимая руки вверх. Например, взрослый говорит: «Лягушка прыгает, собака прыгает, черепаха прыгает, кузнечик прыгает» и т. п. По условиям игры дети должны сказать «да» и подпрыгнуть только в том случае, если взрослый назвал животное, которое действительно может прыгать.