История появления музеев. История возникновения и развития музеев. Поиск экспонатов в российских провинциях

Музей - институт социальной памяти, предназначенный для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. На определенном этапе развития общество осознает какой-либо предмет как ценность, которую необходимо изъять из повседневного обихода, которой перестать пользоваться, чтобы сохранять ее и передавать из поколения в поколение. Именно для изучения и предъявления таких предметов общество и создало особый социальный институт - музей.

1. Когда и зачем появились музеи

У многих музей ассоциируется с древними временами. Поэтому кажется, что и сам по себе музей - нечто древнее, пришедшее из глубины времен. На самом деле музей в нынешнем виде возник на рубеже XVIII–XIX веков, то есть не так давно, около двухсот лет назад. Предыстория музеев связана с коллекционированием (первые известные нам коллекции появились еще в античности: у человека всегда была страсть к собирательству). С эпохи Возрождения люди стали предъявлять такие коллекции другим людям, это и были своеобразные «протомузеи». В XVII веке стали возникать так называемые кабинеты древностей, древнехранилища. Но наиболее распространенным является термин «кунсткамера». Кунсткамера - это уже почти музей. Но у кунсткамеры есть одно существенное отличие от музея в современном понимании, поскольку она собрание «диковин», которые представлены несистематически. Там нет того, что мы сейчас называем экспозицией - смысловой последовательности расположения предметов. Посетитель должен их рассматривать, разбираться, проявлять при этом особое качество, которое по-английски называется словом «curiosity» - любознательность. Еще одно значение этого слова - «чудачество». Интересно, что именно это значение сохранилось в современном русском языке: «курьезный» - это чудаковатый, странный, несерьезный. Кунсткамеры и делались для таких и чудаковатых, и любознательных людей. Затем наступила эпоха Просвещения, и музеи начали создавать свои собрания по некоторым систематическим основаниям

2. Отличие современных музеев от их предшественников

В наши дни в основе многих старых музеев лежит модель просветительского музея. Например, в Вене есть Естественно-научный музей. В нем на каждой витрине стоит бронзовая табличка, на которой по-немецки написано «Systematisch». Это классический просветительский музей, где все разложено по полкам, ящиками, отделам. Этот естественно-научный музей устроен, как линнеевская таблица. А исторический музей просветительского типа устроен, как учебник истории, - от древнейших времен до наших дней. В наиболее чистом виде просветительская модель музея реализовалась в Германии, а оттуда разошлась по всему миру. Современные российские музеи в большинстве своем до сих пор несут в себе черты этой модели. В Государственном историческом музее, например, экспозиция построена по хронологическому принципу. В Третьяковской галерее и Русском музее - по историко-монографическому принципу: там одновременно и по хронологии, и по именам художников.

3. Гедонистические музеи

Такой систематический подход к музею просуществовал много лет. Но была и другая линия в развитии музейного дела, хотя раньше не очень популярная. Это так называемый «гедонистический музей», ориентированный в первую очередь на приятное времяпрепровождение, получение удовольствия, а не на передачу знаний. Сегодня некоторые музеи, в первую очередь художественные, начинают эволюционировать в сторону гедонистического музея.

В качестве одного из наиболее чистых примеров такого рода можно назвать Insel Hombroich, современный художественный музей, который находится в местечке Хомбройх под Дюссельдорфом. Музей был основан частным лицом, бизнесменом. Этот человек, заработав большой капитал как риэлтор, прекратил свою деятельность и вложил все деньги в создание прекрасного музея. Он купил участок земли и объявил его островом, назвав его Insel Hombroich («Остров Хомбройх»). На этой сельскохозяйственной пустоши он насадил сады, причем этим занимались ландшафтные архитекторы. Все это очень красиво, продуманно, там поставлены специальные павильоны, построены, кстати сказать, из старого голландского кирпича от разобранных построек - это очень экологичный проект. А внутри этих павильонов он разместил огромную художественную коллекцию. И при этом диапазон коллекции - от работ современников основателя до офортов Рембрандта, от мобилей Колдера до кхмерской скульптуры. Все эти предметы были представлены вперемешку, и при этом в экспозиции нет ни одной этикетки. Смысл состоит в том, что человек приходит в музей не за знаниями, а за удовольствием: послушать журчание ручейка, посмотреть на прекрасные произведения искусства и получить от всего этого эстетическое наслаждение.

4. Интерактивность современных музеев

Перемены стали происходить также с естественно-научными и научно-техническими музеями. Дидактическая система просветительского музея плохо работает применительно к современному посетителю. Сегодняшнего посетителя можно охарактеризовать известной китайской поговоркой: «Расскажите - и я забуду, покажите - и я запомню, дайте мне сделать - и я пойму». Поэтому в музеях все чаще используются элементы интерактивности. В музеях исторической реконструкции посетителям дают возможность пожить в пещере, как первобытным людям, или выковать гвоздь в кузнице. Понимание и запоминание происходит через непосредственное участие. Элементы интерактивности сегодня есть даже в художественных музеях. «Даже» - поскольку искусство наиболее сложно для таких активных интерпретационных техник. Ведь произведения искусства, как правило, нельзя трогать.

Так, например, в музее Виктории и Альберта в Лондоне есть так называемая Английская галерея. Там в отделе XVIII века висит портрет, на котором дама в соответствующем наряде стоит рядом с сервизом. В этом же зале стоит в натуре такой же сервиз, в витрине висит такое же платье. А рядом с сервизом лежит бой фарфора, который можно трогать руками. Висит копия этого платья, ее может надеть любая посетительница и сфотографироваться. Это примеры интерактивности в художественном музее.

5. Связь уровня культуры общества и музеев

Напомню, что музей - это специальное место, которое хранит объекты, изъятые из повседневного обихода. Поэтому музей является очень точным «термометром» состояния культуры общества и культурного здоровья: чем выше культура, тем больший круг объектов оно осознает как ценности, которые нужно уже не использовать по первоначальному назначению, а сохранять. Сейчас в нашей стране музеи пополняются очень медленно и плохо, что показывает не очень хорошее состояние культуры. Еще страшнее процесс демузеефикации, когда из музея извлекают экспонаты и опять начинают их использовать по первоначальному назначению. В основном это относится к памятникам древнерусского искусства, к иконописи. Это говорит о том, что наше общество в культурном плане деградирует.

Или в Интернете.

В 1946 году создана международная организация ICOM (англ. International Council of Museums ) для поддержки и развития деятельности музеев. Эта организация включает в себя более 27 500 участников из 115 стран мира и тесно работает с ЮНЕСКО и другими международными организациями.

Детские музеи

В международной профессиональной Ассоциации детских музеев (англ. ) (ACM), основанной в 1962 году, на 2007 год вовлечены 341 участник из 23 стран . Европейская ассоциация детских музеев (HO!E) основана в 1994 году, включаяющая 34 страны на период 2007 года .

Ведомственные музеи

Виртуальные музеи

Интерактивные музеи

Когда в XIX веке появились первые публичные музеи, экспонаты были выставлены в стеклянных колбах , и до них нельзя было дотрагиваться. Сегодня же, особенно в научных музеях, экспонаты стали более доступны благодаря интерактивным выставкам с использованием компьютерных технологий .

Исторические музеи

Исторические музеи охватывают знания об истории и её актуальности для настоящего и будущего. Одни охватывают отдельный исторический период, другие - историю в целом. В таких музеях представлены множество артефактов, включая документы, произведения искусства, археологические объекты. Нередко объектом такого музея становится дом-музей . Бывают также военно-исторические музеи.

Кочующий музей

Профессиональной направленности

Морские музеи, музеи медицины

Специализированные музеи

Существует немало музеев, посвящённые на различные темы (музей игрушки , музей карандаша , музей бороды и др.). Музыкальные музеи могут отмечать жизнь и творчество композиторов или музыкантов (например, Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова). Существует музей No Show Museum , целиком посвящённый ничто и его воплощениям в истории искусства.

Частные музеи

Частные музеи - это музеи, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами. Как правило, коллекции частных музеев отражают эстетические, культурные или научные интересы своих создателей и являются доступными для посещения. Превращение частных коллекций в частные музеи связано со стремлением к демонстрации коллекций, с желанием их популяризировать и сделать доступными для изучения. Частные музеи могут передаваться по наследству, а также в дар какому-либо учреждению, ведомству, то есть сохранять или менять свою принадлежность.

Этнографические музеи

Этнологические музеи посвящены изучению, сбору, сохранению и демонстрации артефактов и предметов областей этнологии и антропологии .

Значение музеев

Иногда считается, что исторические и историко-краеведческие экспонаты музеев - всего лишь собрание предметов, чьё время ушло и которые уже не нужны. Тем не менее, они имеют важные социальные функции. Н. А. Томилов насчитывает их четырнадцать, имеющих приложение к разным сферам жизни .

Музейные предметы служат доказательствами для явлений и процессов в социуме и его культуре и потому выполняют функцию документирования. Также они обеспечивают связь между эпохами, интегрируя прошлое в настоящее. Вместе с этим они позволяют людям осознать сходства и различия современности с прошлым и найти социокультурные знаки, соответствующие современности.

Возможность на основе музейных предметов смоделировать исторические и историко-культурные процессы, а также возможность полно представить действительность прошлого даёт новые знания. Предметность и наглядность культурного наследия помогает в образовательной сфере: систематизированные знания лучше усваиваются.

Кроме того, музейные коллекции влияют на формирование мировоззрения человека, так как формируют установки на общность человечества и его многообразие в социокультурной среде, даёт систему обобщённых взглядов на историю и культуру. Коммуникативная функция реализуется через понимание и общение людей с учётом разных эпох и культур, установление или восстановление взаимопонимания между поколениями, социумами разных культур или конфессий, и пр. Одновременно с этим человечество разделяется на социокультурные пространства с сохранением систем с разными историко-культурными ценностями и установками.

Есть у музейных предметов и экономическая функция. Они увеличивают ценности, в том числе финансово, вызывают необходимость использоваться на благо людей, в том числе с целью дальнейшего наращивания ценностей.

Историческое социокультурное наследие может использоваться для доказательства объективных политических процессов и явлений в истории народов, использоваться в отношениях между разными социальными общностями, для формирования государственной деятельности, определения её форм, направлений, задач и содержания.

Воспитательная функция музейных предметов реализуется через уважение к прошлому, развитие патриотизма, направление духовного развития и укрепление исторической памяти детей и молодёжи. Музейные собрания формируют эстетические вкусы и ценностные оценки художественной деятельности.

Наконец, есть у них и созидательная функция. Они усиливают участие в развитии общества историко-культурных ресурсов музеев, в том числе через прикладные научные исследования и увеличение объёма этих ресурсов .

Слово «музей» происходит от греческого museion - «храм муз». Музами (Musai) называли прекрасных спутниц бога Аполлона, покровительниц наук и искусств, 9 дочерей Зевса и Мнемозины: Эрато, Евтерпа, Каллиопа, Клио, Мельпомена, Полигимния, Терпсихора, Талия, Урания.

В Древней Греции под понятием «музей» подразумевали философское учреждение. Сходным было толкование термина (лат. museum - место ведения философских дискуссий) и в римской культуре. Однако в эллинской и ранней римской культуре широко бытовали и другие названия: академия, лицей, кабинет, союз, посвященный музам.

Некоторые знатные и образованные люди устраивали подобные музеи или кабинеты вблизи мест погребения своих предков.

Музеи были важнейшими центрами интеллектуальной жизни. Здесь проводились философские диспуты, состязания в ораторском искусстве, соревнования поэтов, музыкантов, спортсменов. Постепенно в музеях накапливались собрания предметов, связанных с награждением, скульптурных и художественных изображений муз и самих победителей.

Наряду с такими центрами светской интеллектуальной жизни, коллекции накапливались и в сокровищницах древнегреческих храмов. Как известно, приношения богам составляли неотъемлемый элемент культа в древнегреческой религии. Для храмов стали изготавливать специальные вещи, не употреблявшиеся в быту, а предназначенные только для божества: статуи, вазы, одеяния, ткани, драгоценности, ювелирные изделия, картины, скульптурные изображения людей, животных и богов, инструменты для разнообразных ремесел, жезлы, луки, мечи, шлемы, монеты, мебель, изделия из драгоценных камней, слитки золота и серебра и многое другое. В древнегреческих храмовых собраниях хранились и кости гигантских животных, известных в настоящее время как окаменелости.

Олимпийские празднества, посвященные Зевсу привлекали огромное число паломников, непременно совершавших приношения богам, и прежде всего Зевсу. Гости посещали храмы, знакомились с различными памятниками, окутанными древними легендами, а также выставленными из храмовых сокровищниц раритетами. Участники, гости, победители соревнований, паломники жертвовали что-либо храму в соответствии со своими возможностями.

Социальное бытование собраний носило ярко выраженный прагматический характер: коллекции выполняли сакральную и презентативную функции. Они использовались в богослужении, в оформлении интерьеров и внешнего облика храмов. Широко бытовавшие в греческой культуре мусические (гр. musike - общее образование, духовная культура) и спортивные состязания сопровождались различными шествиями и празднествами, также оформлявшимися с привлечением храмовых и частных собраний. Широко бытовали и своеобразные «постоянные» экспозиции из храмовых собраний, иллюстрировавшие военные и политические события жизни полиса, например, художественные изображения отдельных сцен Троянской войны либо сюжетов из мифологии. Выставлявшиеся на обозрение различные курьезы- диковинки природы (например, кости вымерших животных) демонстрировались как свидетельства жизни мифологических персонажей.

Переломным периодом для античной истории стал IV в. до н.э. Он был ознаменован сменой демократического полисного управления монархическим.

В формировании собраний и их использовании на раннем этапе бытуют традиции древнегреческой культуры.

В отличие от древнегреческой традиции пополнения собраний индивидуальными подношениями, доминирующим источником храмовых сокровищниц Рима становились трофеи, захваченные в условиях активных военных действий. В составе коллекций накапливался обширный материал по «чужим», чаще всего современным, культурам и экзотической природе, что в целом способствовало формированию географического кругозора.

Абсолютизация единоличной власти, обожествление фигуры царя-правителя ведут к увеличению в составе коллекций доли предметов, игравших роль в самопрезентации личности, и прежде всего царя. Военные трофеи, свидетельства военных побед, а сними и мощи государства, начинают осознаваться как заслуги правителя. В условиях ориентации монархии на военную экспансию важную роль в обществе начинает играть фигура военачальника. Получает распространение практика собирания скульптур древнегреческих полководцев, копирование с древних оригиналов, а также создание по их образу и подобию галереи собственных героев. Со временем это привело к обилию фигур императоров и полководцев на улицах города.

Более последовательным и успешным было освоение древнегреческого наследия в области воспитания, образования и науки. Присваивая материальные ценности древних греков, римляне впитывали эллинский дух. Весьма популярным становится посещение районов Греции, богатых прославленными памятниками и традициями.

В практике собирания, хранения и презентации древних собраний накапливался и осмысливался опыт работы с предметами, определивший впоследствии основные направления музейной деятельности. Собрания картин, скульптур, резных камней получают различные наименования, этимология которых восходит к особенностям создания предметов: собрания художественных произведений, создававшихся в Древней Греции преимущественно на сосновых досках, получают название пинакотек (гр. pinax - доска, картина и thеke хранилище). По этому же принципу собрания скульптур названы глиптотеками (гр. glyptos - вырезанный, изваянный и thеke - хранилище) и т. д.

К этому же периоду относятся и первые прецеденты адресного «экскурсионного» обслуживания. Так, служитель храма не только следил за сохранностью сокровищ, но должен был рассказывать о них гостям и путешественникам. Таким образом, храм и его сокровищница впервые становились объектами античного «туризма».

В практике хранения и показа сокровищ накапливался первый практический опыт их учета. В частности, в отдельных храмах имелись инвентарные описи и даже некоторое подобие будущих путеводителей, а также первые схемы группировки предметов. Например, в афинском Акрополе, в Пропилеях найдены остатки пинакотеки, где картины сгруппированы по художественным школам, что представляет собой прообраз будущей академической экспозиции художественного музея.

Характерной особенностью социального бытования памятников в греко-римской культуре было рассмотрение их как общенародного достояния. Это предполагало создание условий для доступа к их осмотру широкой публики. Весьма приветствовались и поощрялись акты дарения собраний храмам либо городу, а также меры по организации широкого доступа не только к храмовым и городским, но и к частным собраниям.

Особенно распространенными были дарения коллекций правителями и крупными государственными деятелями.

Возникновение первых музеев в Европе связано с Италией, преемницей культуры античности, и прежде всего с городами-республиками Генуей, Флоренцией, Венецией. В ХV-XVI вв. здесь необычайно модным становится коллекционирование, охватившее все слои населения, но особенно- представителей светской и духовной аристократии. Это приводит к формированию в XVI-ХVII вв. первых дворцовых музеев, возникших на базе художественных собраний светских правителей. Особенно выделялся род флорентийских правителей Медичи, ставший своеобразным символом художественного меценатства, а также развитых форм коллекционирования. Собранные его представителями на протяжении ХV-ХVII вв. коллекции составили ядро крупных художественных собраний Европы. Опыт их организации, методов хранения, описания, группировки и экспонирования, накопленный при создании и бытовании первого дворцового музея, широко использовался впоследствии во многих европейских странах.

Кроме первых музеев, возникших благодаря собирательству и меценатству светской и духовной аристократии, в ХVI-ХVII вв. на территории Италии формируются такие типы собраний, как научная коллекция, дом-музей искусств, дом-музей гуманизма, или галерея портретов выдающихся людей.

Наряду со светской аристократией большую роль в возникновении первых музеев в Италии сыграли и представители духовной власти- кардиналы и избиравшиеся ими папы. Многие из них покровительствовали скульпторам и художникам. Более того, некоторые римские папы были страстными коллекционерами предметов античного и византийского искусства, устроителями первых музеев, а также организаторами археологических раскопок Древнего Рима и даже участниками практических работ по реставрации памятников.

Становление музея как социо-культурного института шло в условиях глубокого интереса к античному наследию как эталону, высокому идеалу. Существенными фaкторами, стимулировавшими возникновение музеев, явились также Великие географические открытия, познакомившие европейцев с иными культурами и экзотической природой. Наконец, музейные собрания становятся востребованными развивающимся рациональным знанием, и прежде всего естествознанием.

Первые музеи возникли на базе частных собраний светских и духовных правителей. Наиболее значительные из них положили начало формированию крупнейших художественных собраний Европы.

Концепция дворцового музея предполагала формирование образа просвещенного правителя, соответствовавшего гуманистическим идеалам культуры Возрождения. Девиз «Оружие и ученость» символизировал соединение храбрости и доблести правителя в военное время с «высоким досугом» (интеллектуальным трудом) в мирных условиях. «Высокий досуг» предполагал знакомство с миром окружающей природы, современной и древней культурой.

Акцент на культуре античности как высоком идеале, наиболее ярко выраженный в собирательской деятельности правителей Италии и Франции, способствовал созданию в этих странах высоких образцов современного искусства, становившихся предметами музейного коллекционирования. Первые дворцовые собрания этих стран представляли собой частные музеи, включавшие античное и современное искусство (живопись, скульптуру), а также природный («натурный») материал.

В дворцовых музеях ряда правителей династии Габсбургов, а также в английских королевских собраниях ведущей тенденцией презентации правителя являлась идея прославления военной мощи страны и воинской доблести ее главы. Поэтому в составе коллекций частных дворцовых музеев этих стран преобладали экспонаты, связанные с войной, например, оружие, портреты выдающихся военачальников и др. Такие собрания (оружейные комнаты, пантеоны славы, коллекции военного оружия и др.) заложили основы для возникновения впоследствии специфических военных музеев.

Эпоха Возрождения создала первые прецеденты использования музейных собраний в исследовательской практике и учебном процессе. В XVII в. возникают университетские музеи, совмещающие в своей концепции исследовательскую и образовательную функции.

Возникновение и бытование музеев положило начало зарождению музейной науки: формированию ее терминологического аппарата, организации хранения разных видов памятников, способов их презентации, созданию первых схем музейной типологии.

Основными адресатами первых музеев были представители высших социальных слоев: светские и духовные иерархи, а также интеллектуальная элита - скульпторы, художники, архитекторы, исследователи.

Эпоха Возрождения характеризуется развитием такой формы бытования и музейного представления наследия, которая в современной терминологии обозначается как недвижимые археологические памятники, или археологический раскоп. Они представляют собой презентацию феноменов истории и культуры in situ (лат. - в месте нахождения). Кроме вышеупомянутых археологических раскопок в районе Ареццо, направленных на поиск предметов культуры этрусков и античности, широкое распространение получает программа более масштабного воссоздания реалий культуры Древнего Рима. В частности, при покровительстве папы Юлиана II живописцем и архитектором Рафаэлем Санти была предложена программа организации работ по «планомерному раскрытию» памятников античности в Риме с целью превращения его в специфический музей древнего города.

История музеев содержит примеры систематизированных собраний. Однако подавляющее большинство музейных коллекций были бессистемными, что в целом отвечало состоянию рационального знания, находившегося на стадии эмпирического собирания и первого осмысления материала. «Нормой» были в большинстве своем бессистемные собрания, сгруппированные на основе так называемого казового интереса, или по принципу «красивости». В этом смысле экспозиции многих музеев напоминали витрины антикварных лавок, в которых вещи отбирались и выставлялись в соответствии со вкусами владельца.

В эпоху Возрождения обозначились и определенные взаимоотношения музея и посетителя, получившие в современной музейной науке определение музейная коммуникация. Первые музеи, возникшие как частные дворцовые собрания светских и духовных иерархов, были адресованы сравнительно узкому кругу представителей интеллектуальной элиты.

Использование музейных коллекций наукой привело к формированию и развитию профильного музея эпохи Просвещения. Именно в нем закладывается фундамент музееведения как науки, первоначально представлявшей собой вспомогательную по отношению к естественной истории дисциплину. В литературе это направление нередко называют профильным музееведением. Именно в профильном музее формируются научные основы описания, атрибутирования, систематизации музейных предметов.

Необычайно плодотворным для музееведения был и опыт профильных музеев в области теории комплектования. В свою очередь, профильные музеи, являясь фактографической базой для исследований, способствовали становлению новых наук и научных дисциплин, а в ХХ в. они сыграли ведущую роль в возникновении многих отечественных академических институтов. В структуре музееведения эпохи Просвещения активно развивались его разделы, направленные на обслуживание предметного знания. Они составили методический базис для таких направлений музейной деятельности, как комплектование, научное описание, обеспечение физической сохранности предметов, разработка справочного аппарата. Направления деятельности по работе с посетителями, известной в настоящее время как музейная коммуникация, в рамках профильного музееведения того периода еще не существовало. Это вполне естественно, если учесть, что основным посетителем музея и пользователем коллекций был профессиональный исследователь.

Появление первого музея в России восходит к началу XVIII в. и связано с реформаторской деятельностью Петра I.

Первооснову Кунсткамеры составили три коллекции, купленные лично Петром I либо по его поручению в Германии и Голландии. Они представляли собой собрания, описанные и систематизированные в соответствии с представлениями естествознания того периода. В их числе - ботанические и зоологические коллекции амстердамского аптекаря Себы; коллекция минералов, раковин, драгоценных камней и янтаря, купленная в Данциге (Германия) у доктора Готвальда; знаменитая анатомическая коллекция амстердамская анатома Рюйша, отдельные экспонаты которой и в настоящее время представлены в музее. Последняя включала наряду с предметами флоры и фауны ок. 2 тыс. анатомических препаратов нормального и аномального развития человека, ценных для изучения природы различных заболеваний. Вся последующая политика Петра I в области комплектования Кунсткамеры была направлена на пополнение ее собраний отечественными материалами по естественной и социальной истории Российского государства.

Обретение академического статуса определило концепцию музея как фактографической базы науки, а также новые принципы комплектования. В рамках Петербургской академии наук основу комплектования музея отныне составляют регулярные академические экспедиции, организуемые в соответствии с тематикой и программой научных исследований. На протяжении XVIII в. Академией наук осуществляется серия экспедиций в мало исследованные либо вообще не изученные окраины российского государства. Собранный на протяжении десяти лет материал послужил основой для создания крупных монографических работ в области естественной истории, получивших признание европейской науки.

Структура фонда академического музея в конце XVIII в. была двусоставной: он включал материалы социальной и естественной истории. Природная часть, резко увеличившаяся уже после Великой северной экспедиции, составляла самостоятельную структуру музея - Натуркамеру. В ее пределах коллекции состояли из трех групп собраний, соответствующих трем царствам природы. Как отмечалось выше, это деление закрепляли и издавшиеся на протяжении XVIII в. каталоги. В музее существовала также обширная библиотека, комплектовавшаяся за счет интенсивных закупок отечественной и зарубежной литературы. Кроме того, для академии и музея были выполнены переводы наиболee важных справочных и монографических работ напримep, многотомной «Естественной истории» Ж. Бюффона директора Королевского сада «натуралиев» в Париже).

Екатерина II покупала произведения искусства целыми собраниями. С эпохой Просвещения связан значительный рост музейных собраний. У Екатерины II возникает потребность перещеголять своей коллекцией собрания других могущественных монархов, например Людовика XIV. Из казны выделяются значительные суммы на пополнение коллекций, ведется поиск раритетов через сеть корреспондентов в европейских столицах, собирается информация с рынка торговли предметами искусства. Два зала Зимнего дворца отводятся под экспонирование естественнонаучных коллекций. Собрание Эрмитажа пополняется полотнами Гюбера Робера, Жан-Батиста Грёза, завещанной библиотекой Вольтера и купленной библиотекой Д. Дидро. По великосветской моде XVIII в. двухэтажный павильон, скрытый от чужих глаз, называют эрмитажем (с фр. ermitage - уединение). За дворцовым собранием так и закрепилось это название.

Малый Эрмитаж был построен в 1769 г. Валленом-Деламотом в стиле классицизма. Именно Малый Эрмитаж, ставший основой знаменитого на весь мир собрания, дал название всему музейному комплексу. Здание Старого Эрмитажа, отстроенного в 1771-1787 гг., было выбрано на набережной Невы специально для хранения разросшихся коллекций.

Дворцовый музей, будучи собственностью императорской фамилии и замкнутым собранием художественных ценностей, начал открываться для широкой публики.

Характер музейной политики в первой четверти ХIХ в.:

· закладывается основа всех значительных коллекций Эрмитажа

· формируются музейные службы по систематизации фондов, реставрации

· происходит пополнение музеев профессиональными кадрами, людьми знающими и преданными искусству и музейному делу

· государство финансирует деятельность музеев: ежегодная сумма, отводимая на содержание и обслуживание Эрмитажа, составляла 20 900 рублей

· складываются коллекции русской живописи и скульптуры, музеями осуществляется покупка авторских работ художников

· практика дарения и завещания чacтных коллекций, т.е. благотворительные акции, заложила основу крупнейших российских музейных собраний.

В 1825 г. были установлены правила «для порядка в Эрмитаже», предусматривающие дежурство в залах, охрану экспонатов, что входило в обязанности гоффурьеров, и оговаривались часы посещения музея. Публика могла осматривать галереи с 12.00 до 15.00 зимой и с 12.00 до 18.00 летом, копировальщики работали с 9.00 до 17.00 зимой и с 8.00 до 20.00 летом. В 1826 г. печаталось до 600 входных билетов, что допускало до 4 тыс. разовых посещений музея, не считая копиистов. Хорошо знал и любил Эрмитаж АС. Пушкин, получивший благодаря хлопотам В.А Жуковского постоянный билет «на всю вечность». Посещение залов Эрмитажа до 1825 г. было сопряжено с меньшими формальностями, чем в эпоху Николая I, когда осуществлялся тщательный надзор за тем, чтобы разрешение выдавалось только лицам «достойным и известным». До 1831 г. регламент предписывал, чтобы посетители были одеты пристойно и опрятно, позже публике надлежало быть во фраках и мундирах.

К концу царствования Александра I в богатейшее собрание произведений искусства Эрмитажа было внесено некоторое оживление, само здание музея перестроено, его убранство пополнено перенесенными из Михайловского замка мебелью, коврами, хрусталем, бронзой.

По распоряжению Николая I из Эрмитажа было перевезено 700 шедевров для украшения интерьеров во дворцах Гатчины, Павловска, Царского Села, Петергофа. В 30-40-е годы XIX в. была предпринята перестройка нового здания музея Эрмитаж.

Архитектура здания Нового Эрмитажа совмещала в себе элементы античной классики, ренессанса и барокко.

Торжественная церемония открытия музея Эрмитаж состоялась 5 февраля 1852 г. В том же году было завершено строительство здания Нового Эрмитажа, которое поражало своими размерами и роскошью отделки. В собрание вошли археологические коллекции «Древности Боспора Кимерийского», найденные на юге России в 30-е годы. По-прежнему небольшими были размеры отдела русской живописи. Властью Эрмитаж был официально признан музеем, но билеты для посещения выдавались придворной конторой. На первом этаже экспонировались памятники античной древности, на втором размещалась картинная галерея, в которой произведения живописи были развешаны в порядке, отвечающем исключительно декоративному вкусу. С 1849 г. обязанности куратора, осуществлявшего надзор за коллекцией, выполнял Федор Бруни, в его бытность было продано 1219 полотен из собрания. С 1863 г. куратором был историк Сергей Гедеонов, обладавший профессиональными навыками. При нем были сделаны существенные приобретения: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Мадонна Коннестабиле» Рафаэля Санти.

Kopeнной поворот в сторону глубокой социализации музея происходит во второй половине ХIX начале ХХ в. В этот период формируется новое направление музейной деятельности, развивающее возможности музея как канала культурной коммуникации. В это время возникает и утверждается концепция музея как просветительского учреждения. В спектре основных видов музейной деятельности складываются и развиваются новые направления и программы, связанные с разработкой тематики просветительских программ и методов работы с различными категориями посетителей. Теоретическое обобщение опыта различных музеев - университетских, школьных, детских, земских исторических, художественных - способствовало возникновению новых смежных дисциплин. Так, в структуре музейной науки появляются музейная педагогика; музейная социология, использующие методы общественных наук.

В 60-е гг. ХХ в. в теории и методах музееведения начинают успешно применяться положения общей теории коммуникации, математической теории связи, адаптированные к проблемам оптимизации работы с посетителем. В практике различных музеев, а также в литературе предлагаются схемы музейной коммуникации, адресованные разным категориям посетителей.

Дальнейшее использование музейной наукой методов точных дисциплин шло по линии внедрения новых информационных технологий, и прежде всего электронных (компьютерных), по всем направлениям музейной деятельности. Музейная информатика является в настоящее время самостоятельным разделом музейной науки и активным направлением практической деятельности. Созданные в большинстве музеев отделы информатики осуществляют обширные программы компьютеризации таких направлений, как кoнсервация и реставрация, создание мультимедийных продуктов для просветительских программ, формирование электронных баз данных (компьютеризация фондов) по музейным фондам и др.

Более того, развитие электронных технологий открыло дополнительные возможности доступа к музейным собраниям, что не только дало возможность устройства виртуальных выставок, но положило начало формированию виртуального музея. Наконец, в последние десятилетия в условиях формирования рыночной экономики в сферу музейного управления внедряется инструментарий таких наук, как экономика и управление, все более обретающих контуры и статус соответствующей смежной дисциплины - музейного менеджмента.

Выделяют следующие периоды, которые соответствуют развитию музейного дела в совокупности стран и материков в целом:

1. Предмузейное собирательство (архаическое или первобытное общество, древний мир, средневековье);

2. Становление музея как социокультурного феномена (ХV в. - 80-е гг. ХVIII в.);

3. Выделение музейного дела в самостоятельную отрасль культуры и массовое появление публичных музеев как результат реализации программных требований представителей либеральных и радикальных слоёв общества развитых и развивающихся стран (90-е гг. ХVIII в. - 10-е гг. ХХ в.);

4. Дальнейшее развитие музейного дела и оформление музееведения (музеологии) как научной дисциплины (с 20-х гг. XX в. по наши дни).

Эволюция музеев наглядно свидетельствует, что их появление и развитие связано с эстетическим удовольствием, восхищением. Затем все более начинает осознаваться их образовательная и воспитательная сущность. В различные эпохи с появлением новых мировоззренческих доктрин меняется и роль музеев.

Самым древним музеем Москвы, является Оружейная палата Московского кремля. Ее первая общедоступная экспозиция открылась в 1816 г. Статус музея Оружейная палата получила при императоре Александре I в 1806 г.

Формирование коллекции музея Оружейной палаты происходило в течение нескольких веков. Ее основу составили сокровища, хранившиеся со времени Ивана III в каменном здании и погребах Казенного двора, расположенное между Благовещенским и Архангельским соборами Московского кремля. Здесь хранили подотчетные им сокровища сразу несколько ведомств: приказ Большой Казны, ведавший государевой сокровищницей и финансами, Оружейный приказ, занимавшийся изготовлением оружия, Конюшенный приказ, ведавший царскими экипажами и Мастерские государя и царицы, изготавливавшие ценные вещи для царского обихода.

Казенный двор в кремле (см. здание с зеленой шатровой крышей между соборами)

Из "Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича".

Миниатюра 1672-73 гг. Фрагмент

Каждое ведомство хранило свою казну в отельных палатах. Палата Оружейного приказа называлась Оружейной, а мастерских - Мастерской палатой. Петр I объединил все эти ведомства в одно, дав ему название Мастерских и Оружейной палаты, и создал для него особое присутствие, подчиненное Сенату.


Перенос столицы в Петербург привел ухудшению условий сохранности коллекции Мастерских и Оружейной палаты. В 1737 г. Казенный двор сгорел, часть ценных предметов погибла, то, что осталось было перенесено в Теремной дворец Московского кремля.

При императоре Александре I с целью сбережения собранных сокровищ было решено провести ревизию ценностей и создать надлежащие условия для их хранения и экспонирования публике. С этой целью 10 марта 1806 г. Александром I был издан специальный указ “О правилах управления и сохранения в порядке и целости в Мастерской и Оружейной палате ценностей ”, в соответствии с которым палата (далее будем называть ее просто Оружейной) фактически получила статус музейного учреждения.

Согласно указу запрещалось без специального разрешения императора продавать экспонаты Оружейной палаты. Создавался штат сотрудников для описания и хранения коллекции, а также ответственных за розыск и возврат выданных ранее "достопамятностей".

Из числа историков, коллекционеров и знатоков старины, были назначены почетные члены, среди которых были Н.И.Карамзин, А.И.Мусин-Пушкин, А.Н.Оленин и др. В 1807 г. одним из почетных членов музея, А.Ф. Малиновским, был составлен первый каталог экспонатов - “Историческое описание древнего Российского музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты в Москве обретающейся" .

Возглавил Оружейную палату начальник экспедиции кремлевских строений (заведующий ремонтом и строительством дворцовых зданий) тайный советник Петр Степанович Валуев. В 1806 г. под его руководством, по проекту архитектора И.В. Еготова, на месте бывшего дворца Бориса Годунова, началось строительство двухэтажного музейного здания. Строительство в основном завершилось к 1810 г. В 1812 г. производились отделочные работы, а экспонаты готовились к размещению в новом зданию и открытии экспозиции. Но эти приготовления были прерваны начавшейся Отечественной войной.

В годы Отечественной войны 1812 г. важнейшей задачей для сотрудников Оружейной палаты стало спасение коллекции ввиду вступления войск Наполеона в Москву. Экспонаты удалось упаковать и скрытно вывезти в Нижний Новгород. В 1813 г. они без потерь были возвращены в Москву. Хотя многие требовали реставрации, просушки и очистки. Что заняло определенное время.
Первая экспозиция Оружейной палаты была открыта для посетителей в 1816 г. Главой музея тогда уже был Николай Борисович Юсупов, член Государственного совета, известный знаток древностей и коллекционер, возглавивший Оружейную палату в 1814 г. после смерти П.С. Валуева. Основная экспозиция располагалась на втором этаже, в помещениях с высокими залами. Здесь находились, в том числе, шапка Мономаха и другие царские регалии, с которых рекомендовалось начинать просмотр. Первый низкий этаж занимали парадный проход к выставке и архивы.

Первоначально допуск к экспозиции не был ограничен. Но с ростом интереса к Оружейной палате, с увеличением количества посетителей, возникла угроза сохранности экспонатов. В 1820 г. Н.Б. Юсупов вынужден был ограничить посещения, они стали проводиться по билетам два раза в неделю.

Вскоре стало ясно, что первоначальное здание музея было не вполне пригодно для хранения коллекции. Из опасения возможных пожаров, здание не отапливалось и было сырым. В связи с этим в 1844-1851 г. для Оружейной палаты было решено построить новое, более приспособленное для музея здание. Автором проекта стал архитектор Константин Тон, спроектировавший и Большой кремлевский дворец. В этом здании коллекция находится до сих пор.

Старое здание Оружейной палаты после перестройки в 1852-1855 г. стало казармой, лишилось купола и внешнего декора. В советское время оно использовалось как общежитие латышских стрелков, сотрудников Совета Народных Комисаров (правительства СССР), предоставляя квартиры ответственным работникам.
В 1959 г. под предлогом освобождения пространства для строительства Дворца съездов здание было снесено.

Кунсткамера — это первый музей, открытый Петром Первым и носит название антропологии и этнографии им. Петра Великого, здесь представлены коллекции раритетных произведений человеческой деятельности и природных экспонатов. В коллекции музея насчитывается свыше миллиона экспозиций, раскрывающих этнографические и исторические особенности народов мира.

Тематические экспонаты посвящены странам Африки и Азии и Северной Америке, Среднему и Ближнему Востоку. Основная масса собранных в Кунсткамере предметов раскрывают основные особенности жизни народов вышеперечисленных уголков света. Самый большой интерес у туристов вызывает коллекция редкостей и анатомических аномалий, поэтому у многих Кунсткамера ассоциируется с музеем «уродцев» .

Кунсткамера расположена в центре Санкт-Петербурга, на Университетской набережной, рядом со стрелкой Васильевского острова, музей находится в 15 минутах ходьбы от станции метро «Адмиралтейская», в 30 минутах от станции «Василеостровская».

Стоимость билета в музей составляет :

  • 200 руб. для взрослых,
  • 50 руб. для детей,

Часы работы — с 11.00 до 18.00 каждый день кроме понедельника.

История музея

Музей был основан Петром Великим, все началось с заморских кабинетов «кунштов», которые посещал царь во время своих поездок по Европе. Он покупал и привозил в Россию целые коллекции и отдельные редкие вещи. Датой основания музея принято считать 1714 г ., когда первые экспонаты коллекции была размещены в Летнем дворце в еще не отстроенном Санкт-Петербурге.

В 1718 г. был издан указ, в соответствии с которым все отличающиеся от нормы животные, растения, фрагменты скелета, камни, деревья, оружие, а также изделия с древними надписями люди должны были сдавать в музей. В скором времени площади помещения стало не хватать для размещения всех предметов, после чего музей был перенесен в бывшую резиденцию опального вельможи — Кикины палаты, а экспонаты царской коллекции стали доступны для всеобщего обозрения.

Стоит отметить, что посещение музеев в Европе уже тогда было платным, но Петр полагал, что не следует брать деньги с тех, кто жаждет знаний, наоборот, ежегодно из казны выделялось 400 руб. на угощение посетителей чаем и водкой.

В первых палатах музея можно было видеть искусно препарированные головы детей, отдельные части человеческого тела, имеющие какие-либо отклонения от нормы. Все экспонаты были размещены в стеклянных банках из коллекций голландского анатома Рюйша.

В двух шкафах хранились гербарии и ящики с бабочками, раковинами и животными. В следующей комнате были размещены анатомические образцы на различных стадиях развития, а также ящерицы, чучела слонов и монстров. В трех других комнатах хранились коллекции животных и птицы, янтарь и много других удивительных экспонатов. В «мюнц-кабинете» выставлялись медали и монеты. В рамках выставки демонстрировались также карлики и люди-уроды.

В 1718 г. под руководством архитектора Маттарнови начинается строительство нового здания «Палат» к 1725 г., которое завершается только после смерти Петра.

Коллекция музея

Современная Кунсткамера сильно отличается от первого музея, за 300 лет что-то было утеряно, многие предметы сгорели в пожаре 1747 г., появилось также множество новых экспонатов, собранных со всех уголков мира. Сохранились и самые первые экспонаты Кункстакмеры, привезенные еще Петром.

В музее представлены богатейшие коллекции, отражающие быт и традиционную культуры коренных жителей самых разных частей света. Весь музей разделен на несколько залов, каждый из которых посвящен континенту или части света:

  • Северной Америке,
  • Океании,
  • Китаю
  • Монголии,
  • Индии
  • Индонезии,
  • Австралии.

В зале, посвященном Индии и Индонезии, представлено наибольшее количество экспонатов, здесь можно посмотреть на резное дерево, различные маски, куклы театра марионеток, старинные театральные костюмы. В Индонезийском разделе могут вызвать интерес выполненные в форме огня кинжалы-крисы.

Зал Североамериканского континента посвящен быту и культуре его коренных народов — индейцам, алеутам и эскимосам. Большой интерес для посетителей представляют композиции ритуального танца для вызова дождя, лечение больного шаманом и т.д.

Анатомический раздел

В этом зале собраны природные редкости и экспонаты с анатомическими отклонениями, здесь можно посмотреть:

  • на сиамских близнецов,
  • двухголового теленка,
  • сиреномелию,
  • младенца с циклопией и т. д.

Основу экспозиции составляет коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, которая насчитывала свыше 2000 экспонатов и была продана Петру в 1717 г. за 30 000 гульденов. На эти деньги в то время можно было построить и оснастить 2 фрегата.

Кунсткамера пользовалась у жителей города большой популярностью, многие экспонаты обросли легендами. Одна из них гласит о заспиртованной голове Марии Гамильтон, казненной еще при Петре. Однажды колба с экспонатом была вскрыта, голова исчезла, а спирт использован по назначению. Сотрудники музея обратились за содействием к морякам стоящего напротив корабля, спустя год по возвращению из морского похода моряки привезли взамен пропавшей головы английской леди три головы басмачей.

Другая легенда гласит о Николае Буржуа, которого в 1717 г. привез из Франции Петр. Рост великана достигал 2 метра 30 см., после смерти скелет стал экспонатом Кунсткамеры, во время пожара 1747 г. пропал череп, который был заменен подходящим по размеру другим. В соответствии с легендой, с той поры скелет ходит по музею в поисках своей головы.

Нельзя упомянуть о том, что в период 1741-1765 г. в башне здания проработал Михаил Ломоносов , основатель Академии наук и первого российского университета. В башне появился первый планетарий, работала астрономическая обсерватория. Именно на эти годы пришелся самый разрушительный пожар, в результате которого все здание было уничтожено огнем, сгорела часть экспонатов. С течением времени здание было полностью восстановлено, а диковинки заменены другими.

О Кунсткамере знали все прогрессивные личности и ученые тех времен, экспонаты для музея поставляли знаменитые путешественники и открыватели Ф. Ф. Беллинсгаузен, Д. Кук, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие.

Уже в 1800 г. в Кунсткамере насчитывалось около 2 млн. экспонатов со всего света, коллекция состояла из 250 000 этнографических, 380 000 антропологических и 500 0000 археологических объектов.